Занятие по экологии "Вода в жизни растений". Вода в жизни растений
Вода в жизни растений является основным источником питания для них
22 сентября 2011 / Awtor: Пурич Валерий
Сегодня поговорим, дорогие друзья, о природных факторах влияющих на жизнедеятельность растений.
Выращиваемые растения и окружающая среда постоянно оказывают друг на друга влияние. Факторы окружающей среды, прямо или косвенно влияющие на рост и плодоношение растений, называются экологическими, а те из них, которые абсолютно необходимы — вегетационными. К вегетационным факторам относятся вода, воздух, питательные вещества, температура и свет. Хорошего развития культурных растений и их максимальной урожайности можно ожидать только при полном удовлетворении их потребностей во всех вегетационных факторах на отдельных фазах развития.
Вода в жизни растений играет очень большую роль и её трудно переоценить, это всем известно.
Вода участвует во всех происходящих в растениях физиологических и биохимических процессах. Она необходима для прорастания семян, для роста всех органов растения, для растворения питательных веществ и их поступления из почвы в растение, для транспирации, для синтеза органического вещества и т. д. Нормальное развитие растений нарушается как при недостатке воды в почве, так и при ее избытке.
Основными источниками обеспечения растений необходимой влагой являются осадки, подпочвенные воды и полив, а главными источниками расходования находящейся в почве воды являются транспирация культурных растений и сорняков, испарение с поверхности почвы и сток. Из источников расходования воды положительную роль играет только транспирация культурных растений, а остальные представляют собой ее непроизводительный расход.
Вода в жизни растений выполняет очень важные функции, поддерживающие обменные процессы, а также является основным источником питания.
С практической точки зрения важно, чтобы проводимые мероприятия на участке сокращали непроизводительные расходы воды из почвы до минимума. Особенно важное значение для сохранения почвенной влаги имеют правильная подготовка почвы к севу или посадке, а также ее обработка во время вегетации. В некоторых случаях полезно мульчирование (покрытие почвы различными материалами — соломой, листвой, торфом) с целью ее предохранения от нагрева и уменьшения испарения влаги с поверхности почвы.
Важной мерой для сохранения почвенной влаги является своевременное уничтожение сорняков, непроизводительно испаряющих большое количество воды. В районах с недостаточными и неравномерно распределенными осадками водный режим выращиваемых культур лучше всего регулируется посредством орошения, что обеспечивает накопление запасов воды в почве в осенне-зимний период и восполняет ее нехватку во время вегетации. В зависимости от этого различают влагозарядочные и вегетационные поливы.
purichvalera.com
Влияние воды на растения (роль)
Вода является очень важным экологическим фактором в жизни растений, поскольку все физиологические процессы происходят при её участии.
Роль воды в жизни растений заключается в следующем:
- Вода играет важную роль как растворитель, поскольку минеральные вещества поступают в растение и перемещаются в нём в виде растворов.
- Вода участвует в процессе синтеза органических веществ.
- Количество поступающей в растение воды определяет облик растения, его жизненное состояние;
- Вода влияет на распространение растений на Земле.
- Для многих растений вода является средой обитания.
Вода воздействует на растения извне в различных формах: в виде дождя, тумана, искусственного полива, грунтовых вод. Получают растения воду из почвы и атмосферы. Но атмосферная влага в большинстве случаев играет косвенную роль, уменьшая испарение воды из почвы. Лишь немногие растения способны поглощать воду из атмосферы: мхи, лишайники, эпифиты, растущие в тропиках на стволах деревьев. В пустынях большое значение в жизни растений имеет роса, которая является основным источником воды в летний период.
Дождь, основной источник воды, поступающей в почву, а влажность почвы имеет первостепенное значение в жизни растений. Поскольку режим влажности на разных участках земной поверхности неодинаков, это ведёт к появлению разнообразных экологических групп растений, приспособленных к тому или иному водному режиму.
Классификация растений по водному режиму
см. Ксерофиты, мезофиты, гигрофиты, гидрофиты, Водные растения (гидатофиты и гидрофиты)
Различают следующие экологические группы растений: гидрофиты, гигрофиты, мезофиты и ксерофиты.
Гидрофиты
Гидрофиты — водные цветковые растения. У них выработались различные приспособления к жизни в воде:
- части растений, погружённые в воду и возвышающиеся над ней, отличаются по строению и форме;
- отсутствуют механические ткани;
- сильно развиты воздухоносные полости в стеблях;
- кутикула развита слабо, вода может всасываться всей поверхностью органов;
- корневые системы отсутствуют или развиты слабо;
- мезофилл листа не дифференцирован на столбчатую и губчатую паренхиму (рис. 56). Материал с сайта http://doklad-referat.ru
Рис. 56. Водокрас лягушачий (Hydrocharis morsus ranae) — гидрофит |
Гигрофиты
Гигрофиты — обитатели избыточно увлажнённых мест. Они растут по берегам водоёмов, на болотах и в сырых лесах. Листья у гигрофитов крупные, голые, устьица располагаются на обеих поверхностях листовой пластинки, не закрываются. Корневые системы поверхностные (рис. 57).
Рис. 57. Белокрыльник болотный (Callapalustris) — гигрофит |
Мезофиты
Мезофиты — растения местообитаний со средним увлажнением.
Ксерофиты
Ксерофиты — растения местообитаний с недостаточным увлажнением. Они имеют разнообразные приспособления, повышающие их засухоустойчивость. Ксерофиты способны резко сокращать транспирацию в сухой период, имеют приспособления для добывания воды при её недостатке в почве, а также могут создавать запасы воды на время длительного перерыва в водоснабжении. Снижение интенсивности транспирации достигается путём уменьшения поверхности листьев, развитием толстого слоя кутикулы или воскового налёта, густым опушением побегов, углублением устьиц в мезофилл (рис. 58). С добыванием воды из почвы связано мощное развитие корневой системы вглубь и в горизонтальном направлении. Запас воды может содержаться в ткани листа (у алоэ, очитков) или стебля (кактусы).
Рис. 58. Лапчатка серебристая (Potentilla argentea) — ксерофит |
Рис. 59. Очиток едкий (Sedum acre) — суккулент |
Растения с мясистыми толстыми листьями и стеблями называют суккулентами (рис. 59), а с жёсткими листьями и стеблями — склерофитами.
Экология. влияние воды на растение
Конспект и презентация по биологии .влияние воды на растение
Чем объясняется большое содержание воды в клетках растений?
Как приспосабливаются растения к недостатку и избытку воды в почве?
doklad-referat.ru
Какое значение вода имеет для растений, животных, человека?
Утро у меня начинается со стакана обычной питьевой воды, а уже потом завтрак, кофе и все остальное. Так я запускаю в своем теле все функции после долгого сна. Уже много раз было доказано, что без воды ни один живой организм не сможет выжить.
Роль воды в жизни растений и животных
Каждое растение постоянно нуждается во влаге. Вода принимает участие во всех жизненно-важных процессах. Водный обмен у растений происходит в 3 этапа:
- поступление воды через корневую систему;
- движение по клеткам и тканям;
- испарение через листья.
Клетки с ее помощью получают все необходимые вещества. Без воды растения начинают вянуть. Можно заметить, как после жаркого дня растения начинают восполнять нехватку жидкости, и их внешний вид меняется.
Животные без воды тоже не смогли бы выжить. Все процессы в организме сильно зависят от воды. Она транспортирует необходимые питательные вещества к органам, выводит продукты обмена. С ее помощью в организме поддерживается стабильная температура. Нехватка воды у животных приводит к проблемам с кровообращением, в организме начинают задерживаться вредные вещества.
Польза воды для человека
Человек, как растения и животные, без воды просто погибнет. Наш организм до 86% состоит из воды. С возрастом этот показатель уменьшается. Но вода всегда остается для человека незаменимой. Она выполняет множество важных функций:
- обеспечивает человека энергией;
- уменьшает жировые накопления;
- очищает от вредных веществ;
- поддерживает здоровое состояние организма.
Нужно помнить, что вода, в которой содержатся вредные вещества, может навредить здоровью.
Сколько человеку нужно пить воды
Для меня было бы мучительно даже один день прожить без воды. Для поддержания водного баланса людям требуется разное ее количество. Все зависит от массы тела и от образа жизни. Считается, что на 1 кг веса необходимо 30–40 грамм воды в день.
Если погода очень жаркая, или имеется повышенный уровень физической нагрузки, то количество воды нужно увеличить. При ее нехватке человек теряет выносливость и жизненные силы.
travelask.ru
Место воды в жизни растений
Вода имеет очень большое значение в жизни растений и почвы. Благодаря ей, обеспечивается передвижение и превращение веществ в почве (выветривание, синтез, разрушение и др.). Переход воды из жидкого состояния в твердое сопровождается резким воздействием ее на физическое состояние почвы.
Вода входит в химический состав растения. Любые химические взаимодействия, процессы в растении проявляются лишь в водной среде. Вода принимает непосредственное участие в росте растений. Сам механизм их роста в конечном итоге сводится к поглощению воды.
Она необходима растению в период от набухания до созревания семени, для поддержания тургора в клетках растения, для поступления питательных веществ из почвы в растение, для транспирации, регулирования температуры почвы и растения, деятельности ферментов и т. д. В некоторых частях растений содержится от 80 до 9O % и более воды (корнеплоды, огурец и т. д.).
Вода поступает в растение благодаря работе двух «двигателей»: нижнего — корневого и верхнего — листового. Движущая сила корневого механизма поступления воды в растение равна разности между осмотическим давлением внутреннего (в корне) и внешнего (почвенного) раствора. Этот механизм присущ только живой протоплазме. Осмотическое давление достигает 1—2 атмосфер.
Листовой «двигатель» связан с процессами транспирации и может развивать давление до 5—10 атмосфер. Испаряющими являются клетки паренхимы листа, сосущие воду из проводящих сосудов стебля, окончание которых находится в стебле.
Потребность растений в воде весьма велика. На создание единицы сухого вещества они расходуют сотни и даже более одной тысячи единиц воды.
Огромное количество воды растение расходует на испарение, потому что оно вынуждено удовлетворять свои потребности в углеродном питании (45 % общей массы сухого вещества). Углерод растения получают из воздуха, а в воздухе этого элемента в виде углекислого газа лишь 0,03%. Следовательно, растение должно развивать большую листовую поверхность. А поскольку поглощение углерода из воздуха может происходить только при свете, свою зеленую поверхность оно располагает так, чтобы поглотить возможно больше солнечной энергии.
Потребность растений в воде характеризуется транспирационным коэффициентом, т. е. количеством единиц воды, расходуемых растением на образование одной единицы его сухой массы за определенное время.
Величины транспирационных коэффициентов различных культур существенно отличаются одна от другой. Так, для сорго, проса, кукурузы он близок к 300, для зерновых хлебов — 450, кормовых трав (многолетних) — 700. Однако и для каждого растения транспирационный коэффициент резко изменяется в зависимости от условий жизни.
При лучшем освещении, более высокой относительной влажности воздуха, в более увлажненные годы, при лучшем обеспечении питательными веществами он снижается. Отмечены следующие колебания величин транспирационного коэффициента: для пшеницы — 473—559; кукурузы — 315—717; люцерны —651—963 и т. д.
Транспирационный коэффициент не может, быть показателем засухоустойчивости растений. Большое значение при этом имеют мощность и глубина проникновения корневых систем растений в почву.
Потребность одного и того же растения во влаге по периодам жизни изменяется. Периоды жизни растений, или их фазы, в которые растения особо чувствительны к обеспечению водой, принято называть критическими периодами. Например, для озимой ржи, озимой пшеницы, яровой пшеницы, овса, ячменя критическим периодом является выход в трубку колошение; кукурузы — цветение, молочная спелость; зернобобовых и гречихи — цветение; картофеля — цветение и формирование клубней и т. д.
В земледелии применяются различные меры регулирования водного режима растений и почвы. Они могут быть пассивными и активными и осуществляться в двух направлениях: I) удаление избыточной влаги из почвы с помощью мелиорации и 2) макс и минимальное накопление, бережное сохранение и рациональное расходование почвенной влаги.
Возможно, Вас так же заинтересует:mse-online.ru
Занятие по экологии "Вода в жизни растений"
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Эколого – биологический Центр» Краснодарского края
Открытое занятие по экологии
«ВОДА В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ»
Подготовила педагог доп.образования
Нероба Галина Георгиевна
ст. Тбилисская 2016г.
Тип занятия: комбинированный, предусматривающий подготовительный этап к восприятию нового материала.
Вид занятия: комбинированный.
Организатор занятия Нероба Г.Г.
Участники: объединение «Юные друзья природы» ( второй год обучения)
Цель занятия: Формирование представления какую роль играет вода в жизни растений
Задачи:
Расширение представлений детей об окружающем мире через сопоставления, сравнения, связи содержательно-смысловых фрагментов о воде.
Создание условий для усвоения школьниками новых естественнонаучных понятий.
Использовать имеющийся опыт детей при работе с новым материалом.
Развитие устных речевых умений учащихся.
Цели:
Образовательные:
расширять знания детей о воде и растениях;
Знакомство учащихся с экологическими проблемами нашей планеты;
объяснить детям, какую роль играет вода в жизни растений
Научить детей проводить несложные лабораторные опыты.
Развивающие:
- Развивать у детей наблюдательность, познавательную активность, логическое мышление.
Воспитательные:
- Продолжить воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающему миру, формировать убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды.
Воспитывать культуру взаимодействия учащихся при работе в парах;
умение отстаивать собственное мнение и учитывать мнение партнера;
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, наглядные пособия, оборудование и препараты для опытов: пластиковые стаканчики, земля, вода, белая материя, пищевой краситель ( зеленый, красный ), молоко, пластиковые тарелочки, клеенка на каждый стол, сухие семена-фасоли, шпината, проросшие семена фасоли и пластиковый поддон с проросшим кресс-салатом, рассада помидор, цветы .
Формы организации учебной деятельности на занятии: групповая, индивидуальная.
Методы: практический, демонстративно-практический, эвристический (умение отвечать на проблемные вопросы), словесный, наглядный, демонстрационный.
На занятии использовались здоровьесберегательные технологии (физминутка, релакс-пауза, смена видов деятельности), интерактивные технологии (опыты).
Ход занятия
Организационный момент
Вводный этап.
Вступительное слово учителя: Здравствуйте ребята! Послушайте и отгадайте загадку.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Ответы детей: вода.
Постановка темы.
Учитель: Правильно! Сегодня мы поговорим с вами о её величестве ВОДЕ. Вода – самая загадочная жидкость на Земле. «Где вода там и жизнь». И Земля умирает, если ушла вода - эти восточные пословицы известны каждому. Вода была такой великой колыбелью, в которой зародилась жизнь. Огромные количества воды потребляют растения.
Основная часть
-И мы с вами отправляемся в путешествие по станциям для того, чтобы узнать какую роль вода играет в жизни растений.
Первая станция на которой мы с вами сделаем остановку «Где вода – там жизнь»(приложение1).
-На этой станции мы с вами выясним, зачем нужна вода?
Ответы детей.
Учитель: Ребята, вода – самое удивительное и полное тайн вещество. Она повсюду. Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках и мы обнаружим влагу. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека. Человек в среднем за день выпивает 1,5 - 2,5 литра этой бесценной субстанции, которую нечем заменить. Без воды невозможна жизнь. Без пищи человек может прожить около 2-х месяцев, без воды не проживет и пяти дней. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди ни растения.
- Прежде чем отправиться дальше предлагаю, вам выполнить небольшое задание. (На партах стакан с водой.)
Посмотрите внимательно на воду, потрогайте её. Какая она? (Прозрачная, жидкая.)-Имеет ли вода запах? (Нет.) Имеет ли вода цвет? (Нет?)
- Давайте докажем, что вода прозрачная! Возьмите бумажную полоску и опустите ее в воду, что с ней стало?
Ответы детей (полоску видно)
- Теперь возьмем в наш стакан нальем молока и опустим туда бумажную полоску, что произошло?
Ответы детей (ее не видно)
- Сравним стакан с водой и с молоком. И какой мы можем сделать вывод?
-Значит вода какая? (Прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха.)
Мы встречаемся с водой каждый день. Для чего нам нужна вода? (Детям выдаются конверты, в которых лежат несколько слов или словосочетаний, нужно выбрать правильный ответ «Зачем нужна вода?»). Они выбирают и наклеивают правильные ответы на каплю воды, которая висит на доске с названием первой станции. (Приложение 2 )
Посмотрите, ребята, как много нам всем нужно воды! А много ли воды на нашей планете? Хватит ли её всем?
Ответы детей
Учитель: Ребята вода не только даёт жизнь. Это ещё и источник красоты на Земле. Нас радуют реки, родники, озёра, океаны, успокаивает журчанье ручья, удивляют облака, плывущие в небе. Всё это появилось благодаря воде. Вода обладает очень важным свойством – давать жизнь всему живому. И вы в этом сейчас убедитесь. Итак мы отправляемся дальше, и нас ждет еще одна остановка «Полезная» (Приложение 3).
- Ребята, посмотрите на поставленные нами в воду веточки деревьев. Что с ними произошло? (Распустились листочки). Вода этим нежным листочкам дала жизнь. (Дети подходят к комнатным растениям, рассматривают их и называют.)
А что же случилось здесь? Это растение – зелёное, цветущее; листья упругие, дышат свежестью. А это – совсем увяло: веточки поникли, листочки опустились. Как вы думаете, в чём причина? (Одно растение регулярно поливали, другое поливать забыли.)Ребята, давайте поможем этому растению! Что для него мы можем сделать? (Полить).Да, ребята, вода просто необходима в жизни человека, животных и растений. (Приложение 4)
А что если бы не было воды? Не было бы дождя, снега, высохли бы реки, моря, озера, сгорели бы травы и деревья. Значит, не было бы рыб, птиц, животных и человека. Не было бы жизни на Земле.
Представьте себе, как выглядела бы наша Земля, исчезни с нее внезапно вода. Мрачные, зияющие “глазницы” морских океанских впадин, покрытые толстым слоем солей, пересохшие русла рек, навек замолкнувшие родники. Горные породы разрушились бы, ведь в их состав входит большое количество воды. Ни кустика, ни цветочка единого, ни живого существа на мертвой Земле! Об этом даже подумать страшно.
Учитель: Давайте отправимся с вами на станцию «Морская» на которой мы немного отдохнем .
Физминутка «Шум моря»(презентация)
Учитель: Продолжаем наше путешествие. И следующая остановка «Исследователи» (Приложение 5) .
Мы остановимся и теперь познакомимся с водой поближе. Проделаем с ней несколько опытов. А сначала вспомним как устроены растения?
Дети : У них есть корни , стебель и листья.
Учитель : Правильно! (демонстрирует растение) Корень служит якорем для стебля, укрепляя его, и всасывает из почвы воду и растворенные в ней вещества. Стебель служит опорой для цветов и листьев растений и подставляет их солнечным лучам Стебель связывает части растения друг с другом c помощью сосудов .По сосудам поднимается вода и минеральные вещества необходимые для роста и развития всего растения. Ребята, а вы знаете как водичка по корням поднимается к растению, хотите узнать?
Ответы детей.
Демонстрация опыта:
В стакан с подкрашенной водой опустить краешек белой ткани, вода начинает подниматься по ткани вверх.
Учитель : Ребята, но ведь не только сами растения нуждаются в воде, она нужна еще их семенам. А как вы думаете зачем?
Ответы детей.
Учитель: правильно ребята, с помощью воды в семенах активизируются питательные вещества необходимые для роста растения и семя начинает прорастать. Сейчас я вам покажу. Посмотрите у меня в одной емкости лежат семена без воды, а в другой семена замоченные в воде (демонстрируются пророщенные семена кресс-салата). И как вы видите, замоченные семена проросли. Это говорит о чем?
Ответы детей.
Учитель: Правильно, вода является самым главным фактором для развития семян.
Сейчас я вас познакомлю со способом выращивания растения из семени.
Для этого проращивания семян понадобится:
1. Неглубокая ёмкость2. Кусочек влажной марли3. Целые здоровые семена4. Тёплое место5. Время (2-5 дней)6. Воздух
Технология проращивания семени:
Взять неглубокую ёмкость.2. На дно ёмкости положить влажную марлю.3. Отобрать семена. (Какие должны быть семена?)4. Положить их на дно ёмкости в один слой.5. Поставить ёмкость с семенами в тёплое место.6. Каждый день наблюдать за семенами, при необходимости увлажнять семена. (Как увлажнять семена?)7. Подготовить почву. (Как подготовить почву?)8. Посадить пророщенное семя. Чем больше семя, тем глубже нужно сажать его в почву.9. Рыхлить почву и поливать растение раз в неделю.Учитель: Специально для вашего занятия я уже проделала большую часть работы. Дежурные, раздайте на парту семена. Полученные семена пока не трогайте руками, а только просмотрите глазками. Итак, у вас на партах уже пророщенные семена. Семена одинаковых или разных растений перед вами? Какого растения это семя? (фасоли) Какого ещё цвета бывает фасоль?Какого растения это семя? (горох)
Учитель: Итак, пришло время посадить наши семена. Сейчас мы выберем самые удачные пророщенные семена и посадим их.Чтобы посадить семя, нужно в наших стаканчиках, которые стоят перед вами сделать неглубокую ямку и положить туда пророщенное семя, затем равномерно распределить землю и немного полить.Учитель: Теперь вы отвечаете за ростки. Давайте вспомним с вами как нужно ухаживать за ростками.
Ответы детей
Учитель: правильно ребята, нужно следить. Чтобы земля не пересыхала и регулярно ее увлажнять, конечно не забывать, что излишняя влага может привести к гибели семени.
Учитель: Следующая станция «Загадочная».(Приложение 6)
Смотрите тут капельки с загадками. Попробуем их разгадать.
(загадывает загадки)
1. Меня пьют, меня льют. Всем нужна я. Кто такая? (вода)
2. По морю идет, идет, А до берега дойдет, тут и пропадет (волна)
3. Вечером родится, ночь проживет, утром умирает (роса)
4. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём. (роса)
5. С неба крупа падает.
На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина. (град)
6. Он длиннющий,
Он большущий,
Он от тучи до земли.
Пусть идет он пуще, пуще,
Чтоб грибы скорей росли.
(Дождь)
7. Клубится, а не дым,
Ложится, а не снег.
(Туман)
Учитель: Молодцы, ребята все загадки угадали! Вот и наше путешествие подошло к концу. Дети, что же мы узнали сегодня?. Какую роль вода играет в жизни растений.(ответы детей)Ребята я вам подготовила памятки по уходу за комнатными растениями, с помощью которых вы сможете вырастить свои семена правильно.(Приложение 7)
Рефлексия: Ребята перед вами на столах лежат по две капельки, одна улыбается, другая грустит. Если вам понравилось наше путешествие, то поднимите веселую капельку, а если не понравилось, то грустную.(Приложение 8)
infourok.ru
Значение воды в жизни растений
Все процессы в живом растительном организме проходят при участии воды. Поэтому и велико значение воды в жизни растений.
Все ткани плодово-ягодных растений насыщены водой. В разных частях растений ее содержится от 50 до 90%. Больше воды находится в растущих частях растений - на концах корней и стеблей, в листьях и плодах. Огромное количество ее расходуется на испарение в жаркие дни.
Поступающая в растение вода поглощается корнями из почвы. Поэтому водный режим растений зависит в основном от наличия влаги в корнеобитаемом слое почвы. На протяжении сезона влажность почвы меняется. Зависит это от метеорологических условий и культуры земледелия. Большие потери влаги наблюдаются на бедных бесструктурных почвах. Структурные почвы обладают способностью хорошо поглощать и сохранять влагу.
Резко увеличивается расход влаги в засушливые годы. При недостатке влаги в почве нарушается нормальная функция корней, всасывающие корешки отмирают, растение испытывает минеральное голодание. Это отражается на развитии надземной части: цветки и листья не достигают обычных размеров, преждевременно желтеют и осыпаются, снижаются длина прироста и товарные качества плодов.
Не накопив достаточного количества запасных питательных веществ, в суровую зиму растение подмерзает. Вреден и избыток воды. Для роста и жизнедеятельности корней необходима не только вода, но и воздух. При избыточном увлажнении вода вытесняет воздух из почвы. Дыхание и активная деятельность корней прекращаются. Подобная картина наблюдается не только в дождливое лето, но и на участках с близким стоянием грунтовых вод.
При систематическом избытке влаги корневые волоски гибнут.
Считается, что для получения нормальных урожаев в саду без полива в среднем требуется 600 - 700 мм осадков в год. Малое количество осадков, как правило, приходится на первую половину лета, то есть на тот период, когда растут побеги, листья и завязи. Следует учитывать и то, что летние осадки до 5 мм (1 мм равноценен 1 л воды на 1 м2) растениями используются мало, так как вода смачивает лишь поверхностные слои почвы и почти вся испаряется. Только обильные дожди (свыше 10 мм) способны насытить более глубокие горизонты почвы, где расположена основная масса всасывающих корней.
При малом запасе влаги в почве и отсутствии хороших дождей максимальную потребность растений в период вегетации во влаге садоводы восполняют поливами.
indasad.ru
Вода в жизни растений — реферат
Вода – это необходимое условие жизнедеятельности всех живых организмов на Земле. Если мы окажемся в пустыне под ее палящим солнцем, мы будем готовы променять многие сокровища на воду. Будь вы самым богатым человеком на свете, всё ваше состояние не поможет вам, в том случае, когда вы окажетесь в пустыне, и у вас не останется воды. Вода является средой, через которую управляет всей природой. То есть вода является управляющей системой и средой одновременно. Вода в жизни растений выполняет жизненно важные функции, поддерживающие обменные процессы, а так же является источником питания. Перечислим некоторые из них:
- транспортная функция по переносу питательных веществ к тканям и органам,
- терморегулирующая, которая препятствует перегреву тканей и разрушению белков,
- основная составляющая часть растительных организмов (на 80-90% растения состоят из воды), придающая тканям упругость,
- источник элемента питания – водорода, который необходим в процессах фотосинтеза первичных сахаров.
Целью данной работы является изучение важности и значения воды в жизни растительных организмов.
Глава 1. Общая характеристика водного обмена растительного организма.
Вода – это существенный фактор, определяющий жизнедеятельность растений. Воду, которую поступает в растительный организм, К. А. Тимирязев подразделил на: организованную и расхожую.
1.1. Распределение воды в клетке и в организме
В среднем растение на 80% состоит из воды. У ксерофитов содержание влаги низко, у растений, запасающих воду впрок, оно нередко достигает 95% общего веса.
Глава 2. Транспирация - расходование воды растением. В основе расхода воды растением находится процесс испарения, то есть переход воды из жидкого состояния в парообразное. Этот процесс получил название транспирация.
2.1. Значение транспирации в жизни растений.
Количество воды, которая испаряется растением, в несколько раз больше объема воды, которая в нём сдержится. Экономичный расход воды является одной из важных проблем сельского хозяйства. Например, если заниматься выращиванием растений в условиях высокой и низкой влажности воздуха, то в первом случае высокой влажности транспирация будет проходить с меньшей скоростью. Следует иметь в виду, что рост растений будет одинаковым или даже лучше в тех условиях, где влажность воздуха выше, а процесс транспирации меньше. При этом, процесс транспирации в определенном объеме является полезным для растительного организма по следующим причинам:
1. Транспирация спасает растение от перегрева. Температура сильно транспирирующего листа может быть на 7°С ниже температуры нетранспирирующего листа. Этот факт особенно важен в связи с тем, что перегрев, разрушая хлоропласты, очень сильно снижает процесс фотосинтеза (оптимальная температура для процесса фотосинтеза составляет примерно 30—33 °С). Только благодаря высокой способности транспирации большинство растений хорошо переносят высокую температуру.
2. Транспирация создает постоянный и бесперебойный поток воды от корней к листьям. Этот поток позволяет связывать все органы растения в единое целое.
3. С транспирационным током растворимые минеральные и органические питательные вещества могут передвигаться, и чем активнее транспирация, тем быстрее идет этот процесс.
2.3. Поглощение воды корневой системой растения.
Одним из основных источников влаги является вода, которая находится в почве, а основной орган её поглощения — корневая система растения. Роль этого органа, заключается в том, что благодаря огромной поверхности обеспечивается поступление влаги в растение из большего объема почвы. Сформированная корневая система представляет собой очень сложный орган с хорошо сформированной внешней и внутренней структурой. Огромное значение для формирования корневых систем растений имеет влажность почвы. Распределение корней по поверхности почвы часто зависит от распределения воды в данной почве. Так, в первый период жизни растения, корневая система растет очень активно и быстрее достигает более увлажнённых слоев почвы. У некоторых растений развита поверхностная корневая система. Расположенные ближе к поверхности, сильно ветвящиеся корни, забирают в себя выпадаемые атмосферные осадки. В районах, где количество осадков крайне минимально, часто глубоко и мелко укореняющиеся виды растений произрастают рядом. Первые позволяют обеспечивать себя влагой за счет глубоких слоев почвы, а вторые за счет впитывания выпадающих атмосферных осадков. Большое значение для развития корневых систем растений имеет такой процесс как аэрация. Ведь именно недостаток кислорода и является зачастую причиной плохого развития корневых систем. Те растения, которые приспособлены к росту на плохо аэрируемых почвах, имеют в корнях систему межклетников, составляющие единую систему вентилирования.
2.4. Основные двигатели водного тока.
Процесс транспирации – это основная сила, вызывающая приход и передвижение воды в растении, в результате чего возникает градиент водного потенциала. Мера энергии, используемая водой для передвижения, называется водным потенциалом. При этом, чем меньше насыщенность водой данной системы, тем меньше ее водный потенциал.
Тургор, или тургорное давление – это напряжённое состояние органов растения. Движение воды в клетку определяется не только осмотическим давлением, но и зависит от величины сосущей силы клетки, которая представляет собой разницу между осмотическим и тургорным давлением.
В растениях кроме верхнего концевого двигателя водного тока есть нижний концевой двигатель. Наличие данного факта хорошо доказывается на примере таких явлений, как гуттация и плач. Гуттация – это выделение на поверхности листьев капельно - жидкой влаги в атмосфере, насыщенной водяными парами. Это явление наблюдается утром, когда растение через устьичные щели выделяет влагу. В состав гуттационной воды входят соли кальция, хлорид натрия. Таким путём растение освобождается от избытка указанных солей. Следовательно, явление гуттации, подтверждает факт имеющегося корневого давления у растений.
Корневое давление – это сила, вызывающая в растении односторонний ток воды с растворенными веществами, не зависящая от процесса транспирации. Наличие корневого давления говорит нам о нижнем концевом двигателе водного тока.
2.5. Экологические группы растения по отношению к воде.
Распределение осадков во время вегетационного периода имеет большое значение для растений. В районах с сухим летом и влажной весной развились растения, которые успевают завершать свой цикл развития до наступления засухи. В засуху они прячутся под землей в виде луковиц или корневищ или сохраняются в виде семян. По отношению к воде различают 3 основные группы растений: гигрофиты, мезофиты и ксерофиты.
Растения сильно увлажненных мест обитания с высокой влажностью воздуха, называются гигрофитами. У этих растений тонкая кутикула, сильно развиты внутренние полости в листьях и стеблях, тонкие листовые пластинки, на листьях имеются особые железки – гидатоды, через которые выделяется вода. Это растения: недотрога, болотный подмаренник.
Мезофиты – это растения, произрастающие в местах со средним увлажнением. В основном, это луговые и лесные растения.
Ксерофитами называются растения, обитающие в местах с недостаточным увлажнением. У этих растений имеются разнообразные приспособления, повышающие их засухоустойчивость. Они могут резко сокращать транспирацию во время засухи, есть приспособления, усиливающие добывание воды при ее нехватке в почве, а также приспособления, позволяющие запасать воду на время длительного перерыва в получении воды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В заключение своей работы я хочу подвести итоги всему выше изложенному и сделать следующие выводы. Вода в жизни растений играет очень важную экологическую роль. Вода – это необходимое условие cуществования всex живых организмoв на Земле. Значeние воды в процессаx жизнедеятельнoсти определяется тем, что она является оснoвной средой в клетке, где происходят процессы метаболизмa, cлужит вaжным исхoдным, прoмежуточным или кoнечным продуктoм биoхимических реакций. Осoбая рoль вoды для раcтений заключаетcя в необходимоcти поcтоянного пoполнения её из-за пoтерь при иcпарении. Поэтoму вся эвoлюция нaземных организмoв шлa в нaправлении приспоcобления к активнoму дoбыванию и экономнoму использoванию влaги. В зависимости от условий окружающей среды растения по отношению к воде делятся на три экологические группы: гигрофиты, мезофиты и ксерофиты. Уcловия водоcнабжения значительно влияют на их внешний oблик и внутреннюю cтруктуру. Известный учёный - геолог Б.К. Терлецкий писал: «Вода — это действительный проводник культуры, это та живая кровь, которая создаёт жизнь там, где её не было» (Терлецкий, 1932).Таким образом, роль вoды в жизни раcтений просто исключительна. Без воды никакое растение на Земле не способно выжить. Нет воды – нет и жизни для любого растительного организма.
myunivercity.ru