Технологическая карта урока по биологии 6 класса по теме: "Значение воды в жизнедеятельности растений". Вода в жизни растений 6 класс
В чём состоит значение воды в жизни растений? Биология 6 класса.
Вода обеспечивает поток питательных и минеральных веществ по проводящей системе растения.Прорастание семян зависит от наличия воды.Вода участвует в процессе фотосинтеза.Водные растворы, наполняющие клетки и межклетники, обеспечивают растению упругость, таким образом растение сохраняет свою форму.Растение обязательно должно поглощать воду. Иначе, рано или поздно, жизнь его прервется. Обычно растение поглощает воду исключительно своей корневой системой из почвы. В этом участвуют корневые волоски корней. Листья же через устьица испаряют воду. Смысл поглощения излишек воды, чтобы потом ее испарить, по большей части сводится к тому, что ток воды обеспечивает перенос веществ.
Если испарение воды растением превышает поступление воды, то у растения наблюдается увядание. Так нередко бывает днем, когда жарко. Ночью растение восполняет недостаток, так как испарение в это время суток снижено.
Вода в растение поглощается путем осмоса. При осмосе вода, в которой меньше растворенных веществ как бы засасывается в более насыщенные веществами растворы. Клеточные растворы растений более насыщенные, поэтому клетки впитывают воду.
В результате постоянного поглощения и испарения воды в растении существует постоянный водный обмен, включающий три этапа: поглощение воды корнями, передвижение ее по сосудам проводящей ткани, испарение воды листьями. Ток воды идет через все органы растения. Сколько растение всасывает воды, приблизительно столько оно его испаряет. Лишь доли процента от поступившей воды идут на синтез веществ. Это достаточно большие объемы воды. Так, например, только одно растение пшеницы в поле испаряет около 50 г воды в сутки.
Когда корни поглощают воду, они вместе с ней поглощают и растворенные минеральные соли. Когда вода испаряется, то соли в ней уже отсутствуют, они остаются в растении и используются в обмене веществ.
Водный ток идет снизу вверх. Его сила зависит от интенсивности всасывания корней и испарения листьями. Водный ток объединяет все органы растения, переносит различные соединения, питает клетки водой.
otvet.mail.ru
вода в жизни растений 6 класс
В разделе Другое на вопрос В чём состоит значение воды в жизни растений? Биология 6 класса. заданный автором Илья Пчелинцев лучший ответ это Значение воды для жизни растенийВода составляет до 95% массы растений, в ней или с ее использованием протекают все процессы жизнедеятельности. Поэтому вода необходимое условие для жизни организма. При недостатке воды у растения нарушается обмен веществ.Вода обеспечивает поток питательных и минеральных веществ по проводящей системе растения.Прорастание семян зависит от наличия воды.Вода участвует в процессе фотосинтеза.Водные растворы, наполняющие клетки и межклетники, обеспечивают растению упругость, таким образом растение сохраняет свою форму.Растение обязательно должно поглощать воду. Иначе, рано или поздно, жизнь его прервется. Обычно растение поглощает воду исключительно своей корневой системой из почвы. В этом участвуют корневые волоски корней. Листья же через устьица испаряют воду. Смысл поглощения излишек воды, чтобы потом ее испарить, по большей части сводится к тому, что ток воды обеспечивает перенос веществ.Если испарение воды растением превышает поступление воды, то у растения наблюдается увядание. Так нередко бывает днем, когда жарко. Ночью растение восполняет недостаток, так как испарение в это время суток снижено.Вода в растение поглощается путем осмоса. При осмосе вода, в которой меньше растворенных веществ как бы засасывается в более насыщенные веществами растворы. Клеточные растворы растений более насыщенные, поэтому клетки впитывают воду.В результате постоянного поглощения и испарения воды в растении существует постоянный водный обмен, включающий три этапа: поглощение воды корнями, передвижение ее по сосудам проводящей ткани, испарение воды листьями. Ток воды идет через все органы растения. Сколько растение всасывает воды, приблизительно столько оно его испаряет. Лишь доли процента от поступившей воды идут на синтез веществ. Это достаточно большие объемы воды. Так, например, только одно растение пшеницы в поле испаряет около 50 г воды в сутки.Когда корни поглощают воду, они вместе с ней поглощают и растворенные минеральные соли. Когда вода испаряется, то соли в ней уже отсутствуют, они остаются в растении и используются в обмене веществ.Водный ток идет снизу вверх. Его сила зависит от интенсивности всасывания корней и испарения листьями. Водный ток объединяет все органы растения, переносит различные соединения, питает клетки водой.
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: В чём состоит значение воды в жизни растений? Биология 6 класса.
Ответ от шеврон[гуру]необходима для фотосинтеза
Ответ от 2 ответа[гуру]Привет! Вот еще темы с нужными ответами:
Ответить на вопрос:
22oa.ru
Исследовательская работа 6 класс "Вода в жизни растений"
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайдВОДА В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ
2 слайд Описание слайда:ВОДА Тургор Фотосинтез Среда для биохимических реакций Поступление веществ в растение Активность ферментов Структура цитоплазмы
3 слайд Описание слайда:Корневые волоски
4 слайд Описание слайда:Различные пути движения воды в растении Корневой волосок Путь по апопласту Путь по симпласту Кора Эпидермис
5 слайд Описание слайда:Под действием корневого давления вода выделяется через устьица листьев
6 слайд Описание слайда:Устьице под электронным микроскопом Устьичная щель Замыкающие клетки
7 слайд Описание слайда:Испарение воды через устьица Устьичная щель Вода
8 слайд Описание слайда:Число устьиц у разных растений на 1 мм поверхности листа 2 2
Потребность в воде для прорастания у семян различных растений(в процентах к собственной массе) Просо Кукуруза Пшеница Рожь Лен Горох Клевер 38 49 69 85 100 114 145
10 слайд Описание слайда:Влияние различных типов увлажнения на растения(опыт) 1 2 3 4
11 слайд Описание слайда:Передвижение воды в растении (опыт)
12 слайд Описание слайда:Определение испарения растением(опыт) 1 2 3 4
13 слайд Описание слайда:ВОДА В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-180760
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Урок биологии в 6 класса по теме "Вода в жизни растений"
Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме: Вода в жизни растений
Авторы УМК: |
| ||
Цели урока: | 1) обобщение знаний о значении воды в жизнедеятельности растительных организмов, формирование представлений об экологических группах растений по отношению к воде 2) продолжить формировать УУД личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные. | ||
Задачи урока: | Предметные: - организовать познавательную деятельность учащиеся на уровне восприятия и первичного усвоения материала по теме «Вода в жизни растений»; - создать условия для самостоятельной исследовательской деятельности по изучению особенностей строения растениц разных экологических групп Метапредметные: - Продолжить формирование приемов работы с учебником, инструктивной карточкой; - Формировать интеллектуальные умения анализировать; - Продолжить формирование умений работать с натуральным раздаточным материалом, проводить сравнение Личностные: - Сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым биологическим объектам - Сформировать понимание практической значимости и ценности знаний об отношении растений к воде -формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом, осуществление биолого-экологического воспитания на основе практической деятельности;-формирование способности видеть уникальность | растительного мира и воспитание бережного отношения к нему. -формирование практических навыков и умений работы с инструктивными карточками и устной инструкцией, выделением и фиксацией ключевых элементов устной речи; -развивать у учащихся способность к работе с различными источниками информации; -кратко и четко формулировать свои мысли. развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически. Развивать креативность, критичность, внимание, память. -формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни. | - ознакомить учащихся с понятием «экологические группы растений по отношению в коде» -показать некоторые особенности внешнего и внутреннего строения растений различных экологических групп; - классифицировать растения в группы по отношению к воде, - актуализировать знания о значении воды в жизнедеятельности организма |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):
Предметные результаты:
-формировать умение объяснять особенности процессов жизнедеятельности растения и роли воды в них;
-формировать умение понимать смысл биологических терминов: экологическая группа, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты
- различать и определять экологическую группу растений по отношению к воде на рисунках, натуральных объектах.
-устанавливать взаимосвязь строения и места обитания растения.
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
-сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, формулировать вопрос урока;
-сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
-сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки образовательных достижений.
Познавательные УУД
-сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с эор, анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)
Коммуникативные УУД
-сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
Формы работы:
Индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы работы:
Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный
Оборудование:
проектор, экран, компьютер; учебник; дополнительная информация по теме, рабочий лист, электронное приложение к учебнику
Образовательные ресурсы:
Натуральные объекты, гербарий
Диск 1С: Биология, 6 класс, ресурсы сети – Интернет
http://school-collection.edu.ru/
Основные понятия урока
Экологические группы растений по отношению к воде – гигрофиты, гидрофиты, мезофиты, ксерофиты
Мотивация к учебной деятельностиЦель этапа:
-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- установить тематические рамки;
- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята. Давайте пожелаем, друг другу успехов на сегодняшнем уроке, но не словами, а глазами – посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте успехов, при этом постарайтесь показать соседу, какое настроение у вас. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
- итак, ребята, чтобы начать наш урок нам необходимо знать тему урока. Согласны?
Положительно настраиваются на урок.
Коммуникативные УУД: умение совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других.
Регулятивное УУД – организация рабочего места
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки.
Проблемная ситуация и актуализация знаний
Цель этапа:
-организовать актуализацию знаний;
-развивать монологическую речь.
Формулирование темы урока, цели и плана
Цель: сформулировать тему, цель урока, план урока
- Организует постановку проблемы актуализацию знаний по теме урока
Перед вами два объекта, что мы будем изучать?
Это растения, ведь мы изучаем ботанику
Перед вами два цветковых растения, одного вида, произрастающих в стенах нашей школы. Что вы можете сказать о них?
Предполагают, что одно растение повяло из-за нехватки воды.
Итак, какова же тема нашего урока?
Фиксирую тему на доске – Вода в жизни растений
Перед вами растение огурца и кактус, в чем различия этих растений, свяжите с водой.
Одно растение нужно часто поливать, другое мало нуждается в поливе.
Какую цель поставим? – определить значение воды для жизнедеятельности растений; узнать как разные растения относятся к воде.
Как будем изучать? Каков план?
- значение воды
- группы растений по отношению к воде
- закрепление знаний - лабораторная работа
Провожу формирующее оценивание
Для того, чтобы оценить на сколько плодотворно вы поработаете на уроке. Предлагаю вам ответить на вопросы – что вы знаете по теме урока, а в конце урока еще раз ответить, что вы узнали.
- Пытаются найти ответ на вопрос, поставленный учителем.
Предполагают, в чем различия растений
Называют и аргументируют свой выбор.
Выбирают вместе с учителем наилучшую формулировку ответа на вопрос.
Предлагают темы, аргументируют, выбирают наиболее полное название темы.
Предлагают цели урока. С помощью учителя ставят цель урока, проговаривают ее, записывают в тетрадях.
Пытаются найти ответ на вопрос, поставленный учителем.
- отвечают на вопросы о том, что знают о корнях.
Регулятивные УУД:
Умения организовать выполнение задания учителя, постановка учебной задачи, планирование и составление плана действий, волевая саморегуляция, формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности и формулировать вопрос урока.
Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение; определение основной и второстепенной информации
Личностные УУД: самоопределение, умения соблюдать дисциплину на занятиях, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, осознание ответственности за общее дело,
3. Обобщение знаний о значении воды в жизни растений.
Цель этапа: обобщение ранее полученных знаний, их систематизация и закрепление
Итак, зачем растению вода? Может ли растение прожить без воды?
Обеспечивает почвенное питание
(корни, корневые волоски, зона всасывание, растворенные вещества)
Обеспечивает воздушное питание (фотосинтез, углекислый газ, свет, хлорофилл)
Обеспечивают передвижение питательных веществ по растению
(проводящая система – нисходящее движение и восходящее движение)
Поддерживают форму клеток и растение в целом
Защита от перегрева (испарение)
Клеточный сок и цитоплазма состоят из воды
Расселение растений по воде
Среда обитания для водных растений
Всасывание воды корнями, передвижение воды по стеблю – вверх и вниз, испарение обеспечивают водный обмен
Молодцы. Предлагают немного отдохнуть
- называют и объясняют роль воды в процессах жизнедеятельности растений.
Записывают в тетрадях значение воды.
-
Познавательные УУД:
Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений: подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий.
Определение причинно-следственных связей, использование знаково-символических средств
Сформировать умение вычитывать все уровни текстовой информации.
Регулятивные УУД:
Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно, волевая саморегуляция, прогнозирование результата.
Личностные УУД:
Осознание ответственности за обще дело, умения оценивать ситуацию, содержание исходя из социальных и личностных ценностей, умения соблюдать дисциплину на занятии, уважительно относится к учителю и одноклассникам, формирование здоровьесберегающей среды
Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем, умения воспринимать информацию от других, отвечать на вопросы, построение логической цепи рассуждений, доказательства и выражение собственной мысли, умения работать в группе.
Физ.минутка
Цель: физическая и интеллектуальная разгрузка
Руки за спинку, головки назад.Глазки пускай в потолок поглядят.Головки опустим – на пол погляди, И снова наверх – где там муха летит?Глазками повертим, поищем её,
Руками помашем, отгоним ее,
И вновь за работу, нам нужно еще.
Выполняют разгрузку – физическую, эмоциональную.
Открытие новых знаний
Цель:
- обеспечить поиск, восприятие, осмысления и первичное закрепления полученных знаний учащимися.
Первый пункт нашего плана мы выполнили. Молодцы.
Мы определили зачем растениям вода. Но вот вопрос, а сколько нужно ее.
Все зависит от растения, где оно растет.
Болотные растения могут расти в степи, а пустынные растения могут расти на влажном лугу?
По тому, сколь воды необходимо для нормальной жизнедеятельности растению и как они переносят засуху, все растения объединяют в экологические группы по отношению к воде.
Экологическая группа растений – это группа растений, которые имеют сходные приспособления, и обитающие в сходных условиях.
это группы растений по отношению к какому-либо одному фактору среды, определяющему приспособительные свойства организма
Давайте подумаем, как можно разделить растения, на какие группы
Чтобы ответить на эти вопросы предлагаю вам поработать в группах.
Водные растения – гидрофиты
Сюда относятся растения, полностью растущие в воде, растения, плавающие на поверхности воды
Влаголюбивые растения – гигрофиты
Растения, требующие умеренного увлажнения – мезофиты
Засухоустойчивые растения – ксерофиты и суккуленты
Соответственно каждая группа растений имеет свои отличительные особенности в строении, и приспособления.
Предлагаю поработать самостоятельно в группах и определить это особенности строения.
Предлагаю вам задания и рабочие листы.
При выступлении групп, листы заполняются.
Для работы используем дополнительный материал – текст, можно использовать интернет, у кого есть планшетники и телефоны. Но хочу заметить, что время у нас ограничено, а интернет затягивает.
Предлагают разные варианты.
Предлагают возможные группы растений
Фиксируют в тетради определения
Выступление групп
Корректирую выступление капитанов и помощников с результатами работы.
По результатам выступления формулируются записи в тетради
Выступают, заполняют рабочие листы
Предлагают, аргументируют формулируют определение с помощью учителя
Записывают в тетради
Регулятивные УУД:
Умение организовать рабочее место, выполнение задания, волевая саморегуляция, коррекция,
Познавательные УУД: сравнение, обобщение, понимание текстов, схем, рисунков, определение основной и второстепенной информации, определение причинно-следственных связей, использование знаково-символических средств.
Коммуникативные УУД: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками, умения воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, умения слушать и вступать в диалог, умения выражать свои мысли в соответствии с задачами, владение монологической и диалогической речью.
Личностные УУД: самоопределение, умение оценивать ситуацию, умение соблюдать дисциплину, уважительно относиться к одноклассникам и учителю.
Выполнение практической работы
итак, мы хорошо поработали.
Сформулировали выводы. Сейчас для закрепления знаний предлагаю выполнить практическую работу.
На основе своих записей определите возможную группу по отношению к воде комнатного растения (кактус, алоэ - суккуленты, герань, фиалка - мезофит, циперус - ксерофит, гидрофит – бальзамин, бегония
Регулятивные УУД:
Умение организовать рабочее место, выполнение задания, волевая саморегуляция, коррекция,
Познавательные УУД: сравнение, обобщение, понимание схем, рисунков, определение основной и второстепенной информации, определение, использование знаково-символических средств.
Коммуникативные УУД: планирование сотрудничества одноклассниками, умения, выражение своих мыслей формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.
Личностные УУД: самоопределение, умение оценивать ситуацию, умение соблюдать дисциплину, уважительно относиться к одноклассникам и учителю.
5. Домашнее задание
Творческое задание – проект на тему «Мое любимое комнатное растение»
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Итак, вся запланированная работа выполнена, осталось подвести итоги.
Оцените свои достижения на уроке
Итак, мы изучили тему Вода в жизни растений, запланировали три этапа
- все ли этапы выполнили –
-определили роль воды в жизнедеятельности растений –
-узнали экологические группы растений, по отношению к воде и их особенности –
- научились определять по внешнему виду к какой группе относится растение -
- было интересно?
- кому- то было скучно?
кто считает, что работал на уроке не в полную силу, хлопните в ладоши 1 раз.
Кто считает, что работал очень хорошо – похлопайте себе!
Я довольна вашей работой, я вам хлопаю.
Особенно хочется отметить работу ….
Результаты будут после проверки раб листов и лаб.работы с учетом вашей работы на уроке.
Предлагаю вам ответить на вопросы, что вы узнали из урока?
Делают самооценку
Взаимооценку работы в группе.
Регулятивные УУД: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, волевая саморегуляции.
Личностные УУД: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»
Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха, оценивание усваиваемого содержания.
Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной точностью, формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений, сотрудничество с другими, умение слушать и вступать в диалог.
Практическая работа: Экологические группы комнатных растений по отношению к воде Цель работы: Определение экологических групп комнатных растений по отношению к воде Оборудование: сравнительная таблица особенностей строения экологических групп растений по отношению к воде, заполненная во время изучения темы урока; натуральные объекты – бальзамин, алоэ, кактус, плющ, циперус, фиалка, герань, бегония (на выбор). Ход работы: По особенностям внешнего строения и знаний об особенностях выращивания комнатных растений определить экологическую группу данного комнатного растения по отношению к воде. Вывод: назвать экологическую группу, сформулировать правила поливки растения | ||||
Практическая работа: Экологические группы комнатных растений по отношению к воде Цель работы: Определение экологических групп комнатных растений по отношению к воде Оборудование: сравнительная таблица особенностей строения экологических групп растений по отношению к воде, заполненная во время изучения темы урока; натуральные объекты – бальзамин, алоэ, кактус, плющ, циперус, фиалка, герань, бегония (на выбор). Ход работы: По особенностям внешнего строения и знаний об особенностях выращивания комнатных растений определить экологическую группу данного комнатного растения по отношению к воде. Вывод: назвать экологическую группу, сформулировать правила поливки растения | ||||
Практическая работа: Экологические группы комнатных растений по отношению к воде Цель работы: Определение экологических групп комнатных растений по отношению к воде Оборудование: сравнительная таблица особенностей строения экологических групп растений по отношению к воде, заполненная во время изучения темы урока; натуральные объекты – бальзамин, алоэ, кактус, плющ, циперус, фиалка, герань, бегония (на выбор). Ход работы: По особенностям внешнего строения и знаний об особенностях выращивания комнатных растений определить экологическую группу данного комнатного растения по отношению к воде. Вывод: назвать экологическую группу, сформулировать правила поливки растения | ||||
ФИО___________________________________________________ Вопрос на начало урока | Возможные ответы | |||
да | нет | частично | ||
1 Я знаю о значении воды в жизни растений |
|
|
| |
2 Я знаю о роли воды при фотосинтезе | ||||
3 Я могу рассказать о значении воды в питании растений | ||||
4 Я знаю, какое значение имеет испарение | ||||
5 Я знаю, что такое экологическая группа растений |
|
|
| |
6 Я могу отличить разные группы растений по отношению к воде |
|
|
| |
7 Я смогу определить, к какой экологической группе по отношению к воде относится комнатное растение |
|
|
| |
8 Я знаю, как растения приспосабливаются к разным условиям обитания |
|
|
|
Вопрос на начало урока
Возможные ответы
да
нет
частично
1 Я знаю о значении воды в жизни растений
2 Я знаю о роли воды при фотосинтезе
3 Я могу рассказать о значении воды в питании растений
4 Я знаю, какое значение имеет испарение
5 Я знаю, что такое экологическая группа растений
6 Я могу отличить разные группы растений по отношению к воде
7 Я смогу определить, к какой экологической группе по отношению к воде относится комнатное растение
8 Я знаю, как растения приспосабливаются к разным условиям обитания
ФИО___________________________________________________
Вопрос на начало урока
Возможные ответы
да
нет
частично
1 Я знаю о значении воды в жизни растений
2 Я знаю о роли воды при фотосинтезе
3 Я могу рассказать о значении воды в питании растений
4 Я знаю, какое значение имеет испарение
5 Я знаю, что такое экологическая группа растений
6 Я могу отличить разные группы растений по отношению к воде
7 Я смогу определить, к какой экологической группе по отношению к воде относится комнатное растение
8 Я знаю, как растения приспосабливаются к разным условиям обитания
ФИО___________________________________________________
Вопрос на конец урока
Возможные ответы
да
нет
частично
1 Я знаю о значении воды в жизни растений
2 Я могу рассказать о значении воды в жизнедеятельности растений
3 Я знаю, что такое экологическая группа растений
4 Я могу отличить разные группы растений по отношению к воде
5 Я смогу определить, к какой экологической группе по отношению к воде относится комнатное растение
6 Я знаю, кто такие гидрофиты
7 Я знаю, кто такие мезофиты
8 Я знаю, кто такие суккуленты
ФИО___________________________________________________
Вопрос на конец урока
Возможные ответы
да
нет
частично
1 Я знаю о значении воды в жизни растений
2 Я могу рассказать о значении воды в жизнедеятельности растений
3 Я знаю, что такое экологическая группа растений
4 Я могу отличить разные группы растений по отношению к воде
5 Я смогу определить, к какой экологической группе по отношению к воде относится комнатное растение
6 Я знаю, кто такие гидрофиты
7 Я знаю, кто такие мезофиты
8 Я знаю, кто такие суккуленты
ФИО___________________________________________________
Вопрос на конец урока
Возможные ответы
да
нет
частично
1 Я знаю о значении воды в жизни растений
2 Я могу рассказать о значении воды в жизнедеятельности растений
3 Я знаю, что такое экологическая группа растений
4 Я могу отличить разные группы растений по отношению к воде
5 Я смогу определить, к какой экологической группе по отношению к воде относится комнатное растение
6 Я знаю, кто такие гидрофиты
7 Я знаю, кто такие мезофиты
8 Я знаю, кто такие суккуленты
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Тема: Экологические группы растений по отношению к воде
Экологическая группа растений – это группа растений, которые имеют сходные приспособления, и обитающие в сходных условиях.
Водныерастения
Влаголюбивые
растения
Растения, требующие умеренного полива
Засухоустойчивые
растения
Название группы
Место обитания
Особенности
корневой системы
Наличие
механической ткани
Особенности строения листьев
-устьица
-покровы листа
-видоизменения листа
Развитие воздухо-
запасающих межклетников
Отношение к засухе
Примеры
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Тема: Экологические группы растений по отношению к воде
Экологическая группа растений – это группа растений, которые имеют сходные приспособления, и обитающие в сходных условиях.
Водныерастения
Влаголюбивые
растения
Растения, требующие умеренного полива
Засухоустойчивые
растения
Название группы
гидрофиты
гигрофиты
мезофиты
ксерофиты
Место обитания
озера, реки, побережье водных объектов
болота
леса, луга, огороды, сады
пустыни, полупустыни, степи
Особенности
корневой системы
развита слабо
слабо развита
развита хорошо
очень хорошо развита
Наличие
механической ткани
отсутствует, или развита слабо
слабо развита
развита хорошо
развита хорошо
Особенности строения листьев
-устьица
-покровы листа
-видоизменения листа
на подводных листьях устьиц нет, у плавающих листьев устьица есть на верхней поверхности, покрыты плотной кожицей;
устьица многочисленны,
форма разнообразна, много устьиц, тонкая кутикула, редкие волоски
сочные или колючки
устьиц мало,
плотная кожица, имеется опушение, восковой налет
Развитие воздухо-
запасающих межклетников
межклетники развиты, имеется воздухоносная ткань;
испаряющая способность хорошая
межклетники развиты, имеется воздухоносная ткань;
плохо регулируют испарение
межклетники развиты умеренно, испаряющая способность хорошая при достаточном увлажнении, при недостатке влаги испарение малое.
развита водозапасающая ткань
испаряющая способность не значительная
Отношение к засухе
не переносят
не переносят
переносят непродолжительную
переносят хорошо
Примеры
элодея, кувшинка, лилия, виктория, осока, тростник
рогоз, рис, калужница
овощные растения, растения луга, деревья
кактус, саксаул, ковыль, полынь, алоэ
infourok.ru
Презентация на тему "Значение воды в жизнедеятельности растений (6 класс)"
53335531463039513235404944384142294843374734365045565452
XСкопируйте код и вставьте его на свой сайт.
Значение воды в жизнедеятельности растений (6 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
2 слайдВода нужна: Вода нужна: Для обмена веществ. Для поступления минеральных веществ. Для прорастания семян. Для обеспечивания упругости.
3 слайдВодный обмен складывается из трёх этапов: Водный обмен складывается из трёх этапов: Поглощение воды корнями. Передвижения её по сосудам древесины. Испарения воды листьями.
4 слайд1. Гидатофиты (от греч. гидатос - «вода», фитон - «растение») - водные травы. 1. Гидатофиты (от греч. гидатос - «вода», фитон - «растение») - водные травы.
5 слайдЭкологические группы растений 2. Гидрофиты (от греч. гидрос - «водный»).
6 слайдЭкологические группы растений 3. Гигрофиты (от греч. гигра - «влага»).
7 слайдЭкологические группы растений 4. Мезофиты (от греч. мезос - «средний»).
8 слайдЭкологические группы растений 5. Ксерофиты ( от греч. ксерос - «сухой»)
9 слайдВода - важнейшее условие протекания всех процессов жизнедеятельности растения. Вода - важнейшее условие протекания всех процессов жизнедеятельности растения. Вода - главный компонент в транспортной системе при перемещении веществ между клетками, тканями и между органами растения. От притока воды зависит жизнь растительного организма. В ходе эволюции у растений выработались приспособления для жизни в различных условиях обводненности.
Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
72237304741374237438760477187726
340763407734131341443415234212342453425634333343443435234405
У вас есть презентация, загружайте:
Для того чтобы загрузить презентацию на сайт, необходимо зарегистрироваться.
uslide.ru
"Значение воды в жизнедеятельности растений"
ТК Кравченко Мельникова И.М
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ФИО учителя (полностью)Мельникова И.М.
Место работы
Краснослободское отделение МБОУ СОШ №2
Должность
учитель
Предмет
биология
Класс
6
Тема и номер урока в теме
Значение воды в жизнедеятельности растений.
Урок №5 в теме «Основные процессы жизнедеятельности растений (10 часов)»
Тип урока
Комбинированный урок
Базовый учебник
И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология 6 класс.
Москва. Издательский центр «Вентана-Граф».
Цели урока:раскрыть роль воды в жизнедеятельности растений и познакомиться с экологическими группами растений по отношению к воде.
Задачи:
закрепить знания о процессе испарения воды листьями растений, раскрыть понятие о водообмене растений с окружающей средой; показать зависимость процесса испарения от факторов окружающей среды; познакомить с экологическими группами растений по отношению к воде;
развивать умение анализировать результаты опытов; формировать умение распознавать растения различных экологических групп, умение работать в паре.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные УУД:
1.Формировать умение определять основные процессы связанные с ролью воды в жизнедеятельности растений;
2.Формировать умение объяснять строение и жизнедеятельность растений;
3.Формировать умение понимать смысл биологических терминов: водообмен, испарение (транспирация) экологические группы растений по отношению к воде.
Метапредметные УУД :
1.Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.
Личностные УУД:
1.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
3. Оценивать собственный вклад в работу группы
Регулятивные УУД:
1. Определять цели и задачи урока
2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое
3. Определяют критерии изучения роли воды и экологических групп растений.
Познавательные УУД:
1. Работать с таблицей
2. Находить отличия
3.Составление схем-опор
4.Работа с информационными текстами
5.Объяснение значения новых слов
6.Сравнивать и выделять признаки
Коммуникативные УУД:
1.Групповая работа по обсуждению информации
2.Слушать товарища и обосновывать свое мнение
3. Выражать свои мысли и идеи
Методы обучения: беседа, наглядные методы обучения, практические методы обучения, дедуктивный метод обучения, проблемно поисковый метод обучения.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная; индивидуальная; парная; групповая.
Средства обучения:ноутбук, видеопроектор, презентация, комнатные растения, видеофрагмент.
ЭтапыУроков
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
Организация начала занятия
Здравствуйте, садитесь.
? Ребята прочитайте высказывания ученых и скажите о чем говорится в этих высказываниях?
«Ей дана волшебная власть стать соком жизни на Земле». Леонардо да Винчи
«Её Капля - дороже алмаза».
Д. Менделеев.
«Но жизнь есть только там, где есть она. Нет живого существа, если нет её».
Академик И.В. Петрянов
? Но ведь мы изучаем ботанику? Значит эта вода связана с растениями.
Речь на уроке пойдет о чём?
Так какова тема нашего урока?
Кокова цель нашего урока?
А также, познакомиться с экологическими группами растений по отношению к воде.
Слушают учителя, отвечают на поставленный вопрос
- О воде
- О воде. Её роли для растений.
.
Определение темы, постановка цели и задач урока.
Тема урока: Значение воды в жизнедеятельности растений.
Цель урока: раскрыть роль воды в жизни растений.
Записывают тему в тетрадь.
Главной задачей этого этапа было прийти к обозначению темы урока и его цели.
Формирование универсальных учебных действий:
- ЛУУД: развитие учебной мотивации.
- РУУД: развитие саморегуляции, умение преодолевать импульсивность.
- ПУУД: развитие умения проводить синтез, анализ, работать с условными обозначениями.
КУУД: учимся работать в группе и самостоятельно.
Подготовка к основному этапу занятия
Вода составляет от 70 до 95% сырой массы тела растения. У растений все процессы жизнедеятельности протекают с использованием воды.
? Каким же образом растение использует воду.
Общеизвестные факты о воде.
2.Поразмыслим над задачей! О каком процессе с участием воды идет речь?
В басне Крылова корни, споря с листьями говорят:
- Мы те,
Которые роясь в темноте,
Питаем вас.
Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится;
А если корень иссушится, -
Не станет дерева, ни вас.
? Как вы можете прокомментировать их слова? О каком процессе идет речь.
Один из процессов связывающих растение в единый организм:
? По таблице «Внутреннее строение корня» опишите путь, по которому проходит вода из корня в стебель.
Как еще растения используют воду?
.
Отвечают на вопросы используя полученные ранее знания
1.Вода необходимое условие для прорастания семян.
( На каждом семени есть маленькое отверстие – семявход, или микропиле. Через семявход растение дышит, через него внутрь семени проникают капли воды, после чего семя набухает и прорастает. Сравнение проросшего и не проросшего семени фасоли)
Отвечают на вопрос используя полученные ранее знания
Конечно, все органы растения не могут существовать друг без друга. Органы растений взаимосвязаны.
2.Передвижение минеральных веществ из корня в стебель к листьям и плодам.
3.Вода нужна растению для питания (т. к. необходимые минеральные соли, растворены в воде)
По таблице «Внутреннее строение стебля» учащиеся описывают путь, по которому проходит вода из стебля к листьям
Называют основные процессы ж/д
4.Для процессов жизнедеятельности, например, фотосинтеза.
5.Среда жизни для некоторых растений.В воде растут водоросли и некоторые высшие растения.
Краткое сообщение
О растениях, растущих в водоемах или по их берегам (кувшинки, стрелолисты, частухи, рдесты), плоды и семена обычно распространяются по воде. Они не смачиваются водой и не тонут, благодаря имеющимся выростам или воздушным полостям. У некоторых растений плоды могут плавать несколько недель или даже месяцев (стрелолист, ольха, осока, вех). Орехи кокосовой пальмы путешествуют на огромные расстояния по соленой морской воде.Плоды некоторых растений, не имеющие приспособлений к удержанию на воде, могут распространяться дождевыми потоками
Я формировала умение определять границу между знанием и незнанием, приёмы постановки проблемы, познавательные мотивы учебной деятельности.
Универсальные учебные действия:
- ЛУУД: формирование умения проявить свой авторитет.
- РУУД: организация своей деятельности, применение своих знаний, формирование алгоритма работы, саморегуляция.
- ПУУД: умение формулировать свои мысли.
- КУУД: развитие доброжелательности, умения задавать вопросы, преодоление эгоцентризма, сотрудничество.
Усвоение новых знаний и способов действий
Интересные факты.
Австралийские эвкалипты – самые высокие в мире растения, достигающие 100 м. в высоту.
? Подумайте: Каким же образом можно обеспечить поступление воды к самым верхним ветвям эвкалипта.
Что такое корневое давление?
Чтобы обеспечить дерево влагой до самой вершины, корневого давления не достаточно. С его помощью можно обеспечить водой дерево не выше 10 м.
? Есть ещё одна сила, один процесс?
Для растений характерен также еще один процесс – транспирация (записывает в таблицу), с которым мы познакомимся сегодня на уроке.
Интересные факты 2
Ребята, а какое растение нашей местности тоже может плакать?
Интересные факты 3
Опыт
При помощи опыта также можно определить, что лист испаряет воду.
ВИДЕО Просмотрите видеофрагмент и ответьте на вопрос:
?Какова биологическая роль испарения воды?
Испаряющую деятельность листьев можно сравнить с насосом, нагнетающим в клетки все новые и новые порции воды с растворами питательных солей, необходимых для образования органических веществ.
Из 1000 г воды, поглощенной корнями, приблизительно 990 г испаряется, а 10 г задерживается в растении.
многие растения испаряют в среднем за сезон 200 - 300 л воды. Так, береза испаряет 6 ведер, а дуб – 5 ведер воды в день.
Как вы думаете, почему в особенно жаркие годы, когда количество влаги в почве резко снижается, а испарительная способность падает до минимума, рост и развитие растений практически останавливаются.
Понятие о водообмене растения с окружающей средой
Прочитайте текст учебника и ответьте на вопрос, что такое водообмен. Составьте схему водообмена.
Какой глобальный процесс биосферы лежит в основе водообмена?
Экологические группы растений (лабораторная работа)
Ребята, что вы можете сказать о роли воды для растения?
Вспомните уроки географии , и ответьте, как распространена вода по поверхности планеты?
В зависимости от условий окружающей среды растения по отношению к воде делятся на экологические группы.
Работая с текстом и дополнительными материалами ответьте , что такое экологическая группа растений, и какие экологические группы растений выделяются.
Лабораторная работа «Знакомство с растениями разных экологических групп по отношению к воде».
- Благодаря корневому давлению.
Высказывают гипотезы.
Благодаря испарению листьями воды.
Пример такого процесса: Произрастающая в тропиках цезальпиния дождевая так интенсивно выделяет через листья капельки воды, то есть гутирует, что под деревом как бы идет проливной дождь. Неслучайно это растение называют еще плачущим деревом.
Плакучая Ива, её корень поглощает больше воды, чем испаряет крона, ива сливает лишнюю воду через листья, то есть «плачет».
Демонстрация опыта «Обнаружение испаряемой листом воды» учащимися, которые получили опережающее задание.
Вопросы к опыту:
1) Зачем лист помещают в закрытую колбу (пакет)?
2) Почему колбу с листом ставят на солнечное окно (илипод лампу)?
3) С какой целью почву поливают подогретой водой?
Просмотр видеофрагмента
Отвечают на поставленные вопросы.
- Охлаждает растение в жаркие дни, защищает от перегрева.
- Оно способствует передвижению воды и растворенных в ней веществ от корней по стеблю к листьям.
Отвечают на поставленные вопросы.
В этих условиях они уже не могут себя охлаждать, а потому нередко высыхают.
Поглощение воды из почвы и потеря ее при испарении создают постоянный водообмен растения с окружающей средой.
Учащиеся называют и записывают этапы водообмена
Поглощение воды корнем.
Передвижение ее по сосудам древесины.
Испарение воды листьями.
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос
Вода необходима для жизни любого организма.
Вода распределена по Земле неравномерно: где-то её больше, где-то меньше
В ходе беседы выясняется, что “экологическая группа растений – это группы растений по отношению к какому-либо одному фактору среды, определяющему приспособительные свойства организма”.
Ребята делятся на 5 групп, выполняют лабораторную работу.
У каждойгруппы на столе стоят комнатные цветы. Прочитайте описание экологических групп растений и определите, к какой экологической группе относится данное вам растение.
Отвечают на поставленные вопросы.
Универсальные учебные действия:
Предметные результаты:
– формировать умение понимать смысл биологических терминов: водообмен, испарение (транспирация) экологические группы растений по отношению к воде.
Метапредметные и личностные результаты:
Познавательные УУД
Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
Сформировать умение вычитывать все уровни текстовой информации.
Регулятивные УУД
Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Первичная проверка понимания знаний и способов действий
Игра «Третий лишний».
Нужно выбрать растение «ошибочно» помещенное наслайд.
Роголистник светло-зеленый (гидатофит), ежовый кактус (ксерофит), алоэ Вера (ксерофит)Ромашка (мезофит), клевер луговой (мезофит), верблюжья колючка (ксерофит)Осока береговая (гидрофит), частуха подорожниковая (гидрофит), медуница (мезофит)Белокрыльник болотный (гигрофит), ряска малая (гидатофит), кувшинка (гидатофит)Ландыш (мезофит), кукуруза (мезофит), ферокактус(ксерофит)
Работают группами, поочередно выполняя предложенное задание.
Универсальные учебные действия:
- РУУД: формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности, преодоление импульсивности, непроизвольного поведения, умение взаимодействовать с одноклассниками.
- КУУД: развивали умение договариваться, находить общее решение, аргументировать, убеждать и уступать, осуществлять контроль и самоконтроль.
- ПУУД: развитие логического мышления, построение рассуждения и высказывания, самостоятельное нахождение способов решения.
КУУД: учимся работать в группе и самостоятельно.
Закрепление знаний и способов действий
Каждая из групп должна придумать по 2вопроса для других групп. 1 вопрос на знание основных процессов ж/д . И 1 вопрос на знание экологических групп растений.
Совместно придумывают вопросы. Отвечают на вопросы других групп.
- РУУД: формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности, преодоление импульсивности, непроизвольного поведения, умение взаимодействовать с одноклассниками.
- КУУД: развивали умение договариваться, находить общее решение, аргументировать, убеждать и уступать, осуществлять контроль и самоконтроль.
- ПУУД: развитие логического мышления.
Контроль и самопроверка знаний
Подумайте!
1. В 30-х годах в Грузии было высажено большое количество эвкалиптовых деревьев для уничтожения Колхидских болот – крупного очага распространения малярии.
Благодаря каким свойствам эвкалиптов стало возможно оздоровление этой местности.
Дополнение: Самое большое количество испаряемой воды отмечено у листьев эвкалипта. В течении года одно растение способно транспортировать через устьица листьев до 14 тонн воды.
2. Почему широко распространенное у нас комнатное растение бальзамин называют в народе Ванька мокрый?
3.Опытный овощевод рекомендовал учащимся такие овощные растения, как салат, шпинат, срывать во второй половине дня (ближе к вечеру). Объясните, почему зеленые овощи лучше срывать для употребления в пищу вечером.
Салат срезали утром - самый сочный, вечером – самый сладкий, в обед - весил меньше всего. Объяснить.
4. Почему при пересадке деревьев и кустарников прибегают к удалению части побегов и листьев?
5. Дрова, заготовленные зимой, ценятся выше, чем заготовленные летом. Они лучше горят и дают больше тепла. С чем это связано?
6. Известно, что в теплые ночи роса не выпадает. Но на кончиках листьев земляники, настурции, лопуха сверкают утром капельки воды. Откуда она взялась? В чем причина этого явления?
Учащиеся решают задачи.
Они могут отвечать индивидуально, либо предварительно посоветовавшись в группе.
Транспирации.
На листьях часто можно увидеть капельки воды
В конце дня в листьях накапливается большое количество питательных веществ. Ночью идет отток их к стеблю, корням или цветкам. Поэтому лучше срывать листья салата, шпината в конце дня – тогда их листья более питательны.
ПУУД :самостоятельное нахождение способов решения, развитие логического мышления.
КУУД: развитие умения осуществлять самоконтроль.
- КУУД: развитие умения сотрудничества
Подведение итогов занятий
Ребята вспомните тему и цель нашего урока. Выполнили ли мы поставленные цели?
Ребята посовещайтесь в группах и оцените работу друг друга.
Называют тему и цель урока, делают вывод о том что, цель достигнута.
Оценивают работу друг друга
Регулятивные УУД:
- выработка критериев оценивания работы в группах
ЛичностныеУУД:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- оценивать собственный вклад в работу группы
Рефлексия
Поделитесь с нами своими мнениями об уроке, используйте карточки.
Отвечаютиспользуя неоконченные предложения, предложенные фразы.
Было очень интересно. Я весь урок активно работал. Было очень интересно. Я много работал.
Было интересно. Иногда было интересно. Я иногда работал.
сегодня я узнал...
было интересно...
было трудно...
я выполнял задания...
я понял, что...
теперь я могу...
я почувствовал, что...
я научился...
меня удивило...
мне понравилось…
мне захотелось...
изученную на уроке тему важно знать, так как
Универсальные учебные действия:
- ЛУУД: формирование положительного отношения к учебной деятельности, оценивание себя и других, сопереживание, развитие интереса к родному языку.
- КУУД: развитие умения сотрудничества.
Информация о домашнем задании
Параграф 31; дополнить таблицу примерами растений разных экологических групп, произрастающих на территории Брянской области и записать их экологическую характеристику в тетрадь.
Записывают домашнее задание в дневник.
Примечание: Количество этапов в уроке зависит от типа урока.
infourok.ru
Разработка урока по теме "Значение воды в жизни растений" (6 класс)
ФИО Дорохина Наталья Борисовна
Место работы МКОУ СОШ №3
Должность учитель биологии
Предмет биология
Класс 6
Тема урока Значение воды в жизнедеятельности растений. Раздел «Основные процессы жизнедеятельности растений»
Базовый учебник Пономарева И.Н. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С Кучменко; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – М.: 2012.
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Планируемые результаты обучения:
Личностные: совершенствование нравственных качеств,
воспитание уважительного отношения к природе;
использование приобретенных знаний и умений,
формировать заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,
творческий подход к выполнению заданий.
Предметные: формирование знаний о значении воды в жизни растений;
формулировать выводы об условиях необходимых для жизни растений;
выделять характерные особенности экологических группах растений.
Метапредметные: способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;
умение анализировать, сопоставлять, организовывать собственную деятельность;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
фронтальная, индивидуальная, парнаяТехники и технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Ресурсы: Пономарева И.Н. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С Кучменко; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – М.: 2012.;
Медиапроектор;
Презентация по теме.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1.Мотивационно-ориентировочный блок.
1
Этап актуализации
1.Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку
2.Сообщение, что на уроке будет продолжено изучение процессов жизнедеятельности растений.
3.Подводит учащихся к формулированию темы урока
1. Приветствие учителя
2. Отвечают на вопросы игры «Верю - не верю» (слайд 2)
Вода занимает большую часть поверхности Земли.
Вся вода, поглощённая растением используется для процессов жизнедеятельности.
Все растения нуждаются в одинаковом количестве воды.
Вода по сосудам древесины движется снизу вверх.
Значительное количество воды испаряется листом через устьица.
3.Формулируют тему и цель урока.
Личностные УУД:
-Уметь смотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность
Регулятивные УУД:
- Определять цели и задачи урока
Коммуникативные УУД:
- Уметь оформлять свои мысли и идеи в устной форме
2
Этап проблематизации
1.Учитель задает вопросы: почему вода столь значима для всех живых организмов и в частности для растений?
2.Предлагает составить кластер по теме «Вода в жизни растений».
1.Учащиеся вспоминают, что им известно по этой теме и поочередно высказываются.
2. Составляют кластер (слайд3)
Познавательные УУД:
-Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (кластер)
Коммуникативные УУД:
- Уметь оформлять свои мысли и идеи в устной форме
3
Этап целеполагания
Обращается к классу с вопросом: Австралийские эвкалипты – самые высокие в мире растения, достигающие 100 м. в высоту. Чтобы обеспечить дерево влагой до самой вершины, корневого давления не достаточно. С его помощью можно обеспечить водой дерево не выше 10 м. Как осуществляется поглощение и проведение воды по всему организму растения?
Что поможет нам ответить на поставленный вопрос?
1. Определяют основной источник информации.
Личностные УУД:
- Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
Регулятивные УУД:
-Определять критерии дальнейшей деятельности.
2. Организационно-деятельностный блок
4
Этап моделирования
1. Организует работу в парах
2. Дает задания для пар.
Текст учебника с.110-111 разбивается на абзацы.
3.Организует работу в группах
Распределяют роли для выполнения задания и составления пары «? - тезис».
Распределяют роли для выполнения задания «Экологические группы растений».
Регулятивные УУД:
- Составлять план деятельности
- Осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности
Коммуникативные УУД:
- Слушать товарища и обосновывать свое мнение и принимать совместное решение
5
Этап конструирования
Во время работы учащихся, по мере необходимости, помогает в выполнении заданий.
Предлагает учащимся еще раз сформулировать этапы водного обмена (слайд 6).
Предлагает учащимся в группах по заданным критериям определить экологические группы растений.
1. Работают с текстом
2. Формулируют вопрос к абзацу.
3. Подтверждают вопрос тезисом.
4.Отображают информацию в виде таблицы. (Слайд 4,5).
5.Просматривают слайды и сравнивают свои результаты.Познавательные УУД:
- Осуществлять поиск, анализ, фиксирование и выделение необходимой информации из текста
Коммуникативные УУД:
- Слушать товарища и обосновывать свое мнение и принимать совместное решение
Регулятивные УУД:
-Умение выполнять задание в соответствии с целью и планом
6
Этап предоставление результата
1. Организует выступление пар
2. Дает задание классу во время выступления пар представленную информацию зафиксировать в тетради (таблица) (слайд 4)
1. Представляют отчет работы пары.
2. Представляют отчет работы группы
Коммуникативные УУД:
- Использовать речевые средства для представления результата
Личностные УУД:
- Творческий подход к выполнению задания
3. Рефлексивно-оценочный блок
7
Этап рефлексии
1. Предлагает вернуться к кластеру и дополнить «планету» испарение (водный обмен и охлаждение поверхности растения). Если ребята не называют функцию охлаждения, то задается наводящий вопрос: Отличается ли температура и влажность воздуха в густом лесу и на поляне?
Или
Если даже в очень жаркий день приложить лист дерева к щеке, то можно почувствовать, что он прохладный. Как вы думаете, почему?
Или
Протрите влажной салфеткой ладонь. Что вы чувствуете через некоторое время? (ладонь охлаждается)
2. Предлагает совместно составить синквейн по пройденной теме
3. Рекомендует обсудить и оценить деятельность учащихся на уроке.
1. Делают выводы о значении испарения
2. Называют критерии оценивания своей работы, распределяют баллы
3. Оценивают свою деятельность
Личностные УУД:
- Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- Оценивать свой собственный вклад в работу группы
Регулятивные УУД:
- Вырабатывать критерии оценивания работы в группах
8
Домашнее задание
1.Предлагает к следующему уроку составить собственный синквейн по изученной теме.
2.Составить таблицу «Экологические группы растений».
3.Подготовить презентацию «Экологические группы растений».
Запись в дневник
3- 2+ 5=6
infourok.ru