В жизненном цикле цветковых растений преобладающим поколением является. Дидактические карточки на парты по теме: "Жизненные циклы растений"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Решение заданий ЕГЭ "Жизненные циклы растений различных отделов". В жизненном цикле цветковых растений преобладающим поколением является


Вариант 8

Задание №1.

Какой метод следует использовать для изучения сезонных изменений в природе?

1. Измерение

2. Наблюдение

3. Эксперимент

4. Классификацию

Объяснение: сезонный изменения в природе мы можем только наблюдать. Правильный ответ - 2.

 

Задание №2.

У цианобактерий ядерное вещество расположено в цитоплазме и не окружено оболочкой, поэтому их относят к 

1. Эукариотам

2. Автотрофам

3. Гетеротрофам

4. Прокариотам

Объяснение: цианобактерий относят к прокариотам, а отсутствие ядерной оболочки и наличие кольцевой ДНК - главные характеристики прокариот. Правильный ответ - 4.

 

Задание №3.

Процесс синтеза органических веществ из неорганических за счет энергии окисления неорганических веществ - это

1. Фотосинтез

2. Диссимиляция

3. Хемосинтез

4. Метаболизм

Объяснение: такой процесс называется хемосинтезом. Он характерен для хемосинтезирующих бактерий (нитрификаторы, серобактерии, железобактерии, водородные бактерии). Правильный ответ - 3.

 

Задание №4.

В процессе оогенеза образование одинарного набора хромосом яйцеклетки происходит во время фазы

1. Роста

2. Созревания

3. Размножения

4. Формирования

Объяснение: рассмотрим этапы оогенеза.

Как мы видим, одинарный набор хромосом остается в ооцитах на стадии созревания. Правильный ответ - 2.

 

Задание №5. 

В процессе зародышевого развития млекопитающих животных скелетная мускулатура формируется из

1. Энтодермы

2. Мезодермы

3. Нервной трубки

4. Собственно дермы

Объяснение: из эктодермы формируется эпителиальная ткань и нервная система, из энтодермы формируется пищеварительная, дыхательная, выделительная и эндокринная системы, из мезодермы - соединительная, мышечная ткани, почки, сердечно-сосудистая и половая системы. Правильный ответ - 2.

 

Задание №6.

Определите вероятность рождения ребенка с голубыми глазами, если у женщины глаза голубые, а у мужчины - карие, и он гетерозиготен по этому признаку.

1. 75%

2. 50%

3. 25%

4. 0%

Объяснение: напишем схему скрещивания.

Р: аа х Аа

Г: а х А, а

F1: Аа - карие глаза

аа - голубые глаза

Вероятность рождения ребенка с каждым из генотипов - 50%.

Правильный ответ - 2.

 

Задание №7. 

Причина болезни Дауна - проявление мутации

1. Геномной

2. Генной

3. Хромосомной

4. Комбинативной

Объяснение: причина синдрома Дауна - трисомия по 21-ой хромосоме (то есть нерасхождение хроматид), что является геномной мутацией. Правильный ответ - 1.

 

Задание №8. 

В селекции для преодоления бесплодия отдаленных гибридов используют

1. Полиплоидные организмы

2. Чистопородных особей

3. Гетерозиготные организмы

4. Особей одного пола

Объяснение: межвидовой скрещивание полиплоидных организмов возможно, так и преодолевается бесплодие отдаленных гибридов. Правильный ответ - 1.

 

Задание №9. 

Синтезировать органические вещества из неорганических соединений, используя энергию химических соединений, способны

1. Одноклеточные зеленые соединений

2. Хемосинтезирующие бактерии

3. Грибы-паразиты

4. Бактерии гниения

Объяснение: совершать такое превращение способны хемосинтезирующие бактерии (см. Задание №3.). Правильный ответ - 2.

 

Задание №10. 

Из вегетативной почки развивается

1. Сочный плод

2. Зародыш

3. Зигота

4. Стебель с листьями

Объяснение: вегетативная почка является зачаточным вегетативным побегом, так как содержит зачаточные листья, зачаточный стебель и зачаточные почки. То есть из вегетативной почки образуется побег - стебель с листьями. Правильный ответ - 4.

 

Задание №11.

Покрытосеменные, в отличие от голосеменных,

1. Имеют цветок и плод

2. Размножаются семенами

3. Содержат хлорофилл в клетках

4. Имеют вегетативные органы

Объяснение: отличительный признак покрытосеменных от всех других групп растений - наличие цветка и плода. Приведем пример.

 

Правильный ответ - 1.

 

Задание №12.

Прогрессивная особенность членистоногих, по сравнению с кольчатыми червями, - появление

1. Отделов тела и наружного скелета

2. Незамкнутой кровеносной системы

3. Нервной системы узлового типа

4. Пищеварительной системы

Объяснение: тело членистоногих, в отличие от тела кольчатых червей, разделено на отделы (голова, грудь, брюшко) и покрыто наружным скелетом, состоящим из хитина. Правильный ответ - 1.

 

Задание №13.

Какой из перечисленных признаков впервые появился у хордовых?

1. Кишечник

2. Нервная система

3. Кровеносная система

4. Внутренний скелет

Объяснение: у подавляющего большинства хордовых животных есть внутренний костный скелет (или хрящевой), это и является прогрессивным признаком. Правильный ответ - 4.

 

Задание №14.

Потовые железы участвуют в регуляции температуры тела

1. Птиц

2. Земноводных

3. Млекопитающих

4. Пресмыкающихся

Объяснение: у земноводных потовых желез еще нет, так как они имеют тонкую влажную кожу, через которую дышат. Пресмыкающиеся уже не дышат кожей но имеют на ней роговые чешуйки (теплообмен в таких условиях невозможен). У птиц из кожных желез присутствует только копчиковая, которая выделяет секрет для перьев. А вот у млекопитающих теплообмен осуществляется через кожу при помощи потовых желез. Правильный ответ - 3.

 

Задание №15.

В организме человека участвует в расщеплении жиров, усилении перистальтики кишечника

1. Поджелудочный сок

2. Соляная кислота

3. Инсулин

4. Желчь

Объяснение: эмульгированием жиров и усилением перистальтики кишечника занимается желчь, она выделяется печенью, а накапливается в желчном пузыре. Правильный ответ - 4.

 

Задание №16.

Какая эндокринная железа вырабатывает адреналин?

1. Надпочечники

2. Гипофиз

3. Поджелудочная железа

4. Щитовидная железа

Объяснение: адреналин вырабатывается мозговым слоем надпочечников. Адреналин - гормона стресса, при его выработке учащается пульс, расширяются зрачки, притупляется чувство голода и другие признаки готовности к опасной ситуации. Правильный ответ - 1.

 

Задание №17.

Вегетативная нервная система человека осуществляет регуляцию

1. Работы мускулатуры брюшного пресса

2. Сокращение мышц шеи

3. Движения тела в пространстве

4. Изменения просвета кровеносных сосудов

Объяснение: движение скелетной мускулатуры (брюшной пресс, мышцы шеи, движение тела в пространстве) контролируется центральной нервной системой, а гладкая мускулатура (оболочка кровеносных сосудов) регулируется вегетативной нервной системой. Правильный ответ - 4.

 

Задание №18.

Укус таежного клеща опасен для человека, так как клещ

1. Вызывает малокровие

2. Разрушает лейкоциты

3. Переносит возбудителя болезни

4. Служит возбудителем заболевания

Объяснение: таежный клещ является переносчиком возбудителя энцефалита - опасного заболевания головного мозга. Правильный ответ - 3.

 

Задание №19. 

Творческая роль естественного отбора, как главной движущей силой эволюции, заключается в 

1. Формировании новых видов и увеличении биоразнообразия

2. Создании искусственных популяций: пород и сортов

3. Развитии новой оболочки Земли - ноосферы

4. Образовании особей с полезными для человека свойствами

Объяснение: естественный отбор происходит в природе и является одной из движущих сил эволюции, так как участвует в формировании новых видов и способствует увеличению биоразнообразия. Правильный ответ - 1.

 

Задание №20.

Сходный состав органических соединений, присущий особям одного вида, характеризует критерий

1. Морфологический

2. Биохимический

3. Генетический

4. Физиологический

Объяснение: состав органических соединений в организме описывает биохимический критерий. Правильный ответ - 2.

 

Задание №21.

Какой признак животного можно считать ароморфным?

1. Теплокровность у птиц

2. Наличие плавательного пузыря у рыб

3. Отсутствие конечностей у змей

4. Внешнее оплодотворение у земноводных

Объяснение: ароморфоз - изменение организма, приводящее к повышению его уровня организации (например, появление теплокровности, четырехкамерного сердца, внутреннего оплодотворения и т.д.). Самым крупным прогрессивным изменением из представленных вариантов ответа является теплокровность птиц. Правильный ответ - 1.

 

Задание №22.

Как называют взаимоотношения собаки и пастбищного клеща?

1. Симбиозом

2. Конкуренцией

3. Хищничеством

4. Паразитизмом

Объяснение: пастбищный клещ является эктопаразитом собаки, поэтому их взаимоотношения называются паразитизмом. Правильный ответ - 4.

 

Задание №23.

Сообщество, в котором выращивают культурные растения, - это

1. Березовая роща

2. Опытная станция

3. Биогеоценоз

4. Агроценоз

Объяснение: культурные растения выращивает человек. Сообщества, выращиваемые человеком, называются агроценозами. Как правило, они не очень устойчивы из-за незамкнутых пищевых цепей и преобладания монокультур. Правильный ответ - 4.

 

Задание №24.

Космическая роль растений в биосфере состоит в 

1. Участии в круговороте веществ

2. Аккумуляции солнечной энергии

3. Выделении углекислого газа в атмосферу

4. Поглощении воды и минеральных веществ

Объяснение: растения и космос соединяет солнечный свет, поглощаемый растениями и перерабатываемый в энергию химических связей (основа процесса фотосинтеза). Правильный ответ - 2.

 

Задание №25.

Верны ли следующие суждения о фотосинтезе?

А. Благодаря фотосинтезу растения обеспечивают себя и все живое на Земле необходимыми органическими веществами и кислородом.

Б. Фотосинтез - процесс синтеза органических соединений из неорганических за счет химической энергии, получаемой при окислении неорганических веществ.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

Объяснение: А - верно (отражена суть фотосинтеза), Б - неверно, так как данный процесс происходит за счет переработки солнечной энергии в энергию химических связей. Правильный ответ - 1.

 

Задание №26.

По каким признакам грибы можно отличить от животных?

1. Питаются готовыми органическими веществами

2. Имеют клеточное строение

3. Растут в течение всей жизни

4. Имеют тело, состоящее из нитей-гифов

5. Всасывают питательные вещества поверхностью тела

6. Имеют ограниченный рост

Объяснение: и грибы и животные питаются готовыми органическими веществами и имеют клеточное строение. Но грибы, в отличие от животных, растут в течение всей жизни, имеют тело, состоящее из гиф и всасывают питательные вещества всей поверхностью тела. Правильный ответ - 3, 4, 5.

 

Задание №27.

Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечнополосатой мускулатуры, в организме человека

1. Состоит из многоядерных клеток

2. Состоит из вытянутых клеток с овальным ядром

3. Обладает большей скоростью сокращения

4. Составляет основу скелетной мускулатуры

5. Располагается в стенках внутренних органов

6. Сокращается медленно, ритмично, непроизвольно

Объяснение: гладкая мускулатура состоит из одноядерных вытянутых клеток, иннервируется вегетативной нервной системой (без нашего желания), располагается в стенках внутренних органов, сокращается медленно, ритмично, непроизвольно. Правильный ответ - 2, 5, 6. 

 

Задание №28.

Какие примеры иллюстрируют достижение биологического прогресса у растений путем ароморфоза?

1. Наличие двойного оплодотворения у цветковых растений

2. Образование корней у папоротникообразных

3. Снижение испарения путем образования воскового налета на листьях

4. Усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений

5. Защита семени в плодах у покрытосеменных растений

6. Сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате

Объяснение: ароморфоз - изменение организма, приводящее к повышению его уровня организации (например, появление теплокровности, четырехкамерного сердца, внутреннего оплодотворения и т.д.). Такими прогрессивными изменениями являются: наличие двойного оплодотворения цветковых растений (что дает образование сочного плода и способствует распространению семян), образование корней у папоротников, по сравнению с мхами (у них ризоиды) и защита семени в плодах у покрытосеменных растений (по сравнению с голосеменными). Правильный ответ - 1, 2, 5.

 

Задание №29.

Установите соответствие между характеристикой обмена и его видом.

Характеристика                                             Вид обмена

А. Окисление органических веществ            1. Пластический обмен

Б. Образование полимеров из мономеров    2. Энергетический обмен

В. Расщепление АТФ

Г. Запасание энергии в клетке

Д. Репликация ДНК

Е. Окислительное фосфорилирование

Объяснение: пластический обмен - процесс образование сложных молекул из простых (полимеров из мономеров). Энергетический обмен - процесс распада сложных органических молекул с выделением энергии. Поэтому к энергетическому обмену отнесем окисление органических веществ, запасание энергии в клетке и окислительное фосфорилирование. Все остальное относится к пластическому обмену. Правильный ответ - 211212. 

 

Задание №30.

Установите соответствие между особенностью развития растений и отделом, для которого она характерна.

Особенность развития                                           Отдел растений

А. Взрослое растение - гаметофит                         1. Моховидные

Б. В цикле развития доминирует спорофит            2. Папоротниковидные

В. Образование спор происходит в коробочках

Г. Споры формируются на нижней стороне листьев

Д. При смене поколений образуется заросток

Е. Споры прорастают в зеленую нить

Объяснение: рассмотрим жизненные циклы обоих отделов.

 

Моховидным характерно наличие гаметофита (взрослого растения), образование спор в коробочках и прорастание спор в зеленую нить. Все остальное - признаки папоротников. Правильный ответ - 121221.

 

Задание №31. 

Установите соответствие между признаком регуляции функций в организме и его видом.

Признак                                                       Вид регуляции

А. Доставляется к органам кровью              1. Нервная

Б. Большая скорость ответной реакции       2. Гуморальная

В. Является более древней

Г. Осуществляется с помощью гормонов

Д. Связана с деятельностью эндокринной системы

Объяснение: нервная регуляция осуществляется посредством нервной системы, при этом имеет большую скорость ответной реакции (так как сигнал идет при помощи нервных импульсов), является более древней (нервные клетки появились у очень древних и не высоко организованных животных). Все остальное относится к гуморальной (гормональной) регуляции, которая осуществляется при помощи гормонов - активных веществ крови, выделяемых железами внутренней секреции. Правильный ответ - 21122. 

 

Задание №32.

Установите соответствие между организмом и направлением эволюции, по которому в настоящее время происходит его развитие.

Организмы                          Направления эволюции

А. Страус эму                     1. Биологический прогресс

Б. Дождевой червь            2. Биологический регресс

В. Домовая мышь

Г. Комнатная муха

Д. Уссурийский тигр

Объяснение: Биологический прогресс - увеличение приспособленности особей, сопровождающееся ростом численности, расширением ареала и внутривидовой изменчивостью. Биологический регресс - уменьшение приспособленности особей, сопровождающееся снижением численности, уменьшением ареала и дальнейшим вымиранием вида. Поэтому к прогрессивным видам отнесем дождевого червя, домовую мышь и комнатную муху, так как численность этих видов только возрастает, а численность страусов эму и уссурийских тигров сокращается, поэтому им свойственен биологический регресс. Правильный ответ - 21112. 

 

Задание №33.

Установите последовательность этапов в цикле развития человеческой аскариды, начиная с яйца.

1. Выход личинок из яйца

2. Попадание яиц в организм человека

3. Продвижение личинок по дыхательным путям к глотке

4. Внедрение личинок в стенку кишечника и попадание их в кровь

5. Попадание оплодотворенных яиц из кишечника человека в почву

6. Развитие половозрелой аскариды в тонком кишечнике

Объяснение: рассмотрим жизненный цикл человеческой аскариды.

Итак, яйца аскариды попадают в организм человека, там они выходят из яиц и попадают в кишечник, где прободают стенку кишечника и по крови проникают в легкие, затем человек откашливает личинок и они снова оказываются в ЖКТ, где в тонком кишечнике аскарида достигает половозрелости и, затем, оплодотворенные яйца снова выходят в почву и цикл начинается заново. Правильный ответ - 214365.

 

Задание №34.

Биологическое разнообразие - основа устойчивости природных экосистем на земном шаре. Назовите наиболее устойчивую экосистему Земли и причины ее устойчивости.

Объяснение: устойчивость экосистемы связана с разнообразием видов, обитающих в ней, а также с длиной трофических цепей (если в экосистеме большое количество видов, то и цепи будут длинные). Именно поэтому самыми устойчивыми экосистемами являются смешанный лес, тропики. Искусственные экосистемы (то есть те, которые связаны с деятельностью человека) не являются устойчивыми, так как имеют ограниченное число видов (часто преобладают монокультуры), короткие пищевые цепи и незамкнутый круговорот веществ. 

 

Задание №35.

Назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенный на рисунке вопросительным знаком. Какие типы тканей, системы органов и структуры формируются из него?

 

Объяснение: на рисунке вопросительным знаком обозначена эктодерма - наружный зародышевый листок. Из него формируется эпителиальная ткань (эмаль зубов, эпидермис, ногти, волосы, сальные и потовые железы и т.д.) и нервная система.

 

Задание №36.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. В жизненном цикле цветковых растений преобладающим поколением является спорофит. 2. Ядро генеративной клетки делится мейозом, формируя два спермия. 3. Мужской гаметофит представлен пыльцевым зерном, состоящим из генеративной и вегетативной клеток. 4. В процессе двойного оплодотворения один из спермиев сливается с двумя ядрами центральной клетки, образуя гаплоидный эндосперм. 5. Женский гаметофит представлен гаплоидной яйцеклеткой.

 

Объяснение: 2 - ядро генеративной клетки делится митозом, а не мейозом. 4 - в процессе двойного оплодотворения один из спермиев сливается с яйцеклеткой, а второй сливается с еще одной клеткой (из которой впоследствии образуется околоплодник). 5 - женский гаметофит представлен не гаплоидной яйцеклеткой, а восьмиядерным зародышевым мешком. 

 

Задание №37. 

Почему лишайники выделили в отдельную систематическую группу организмов? Приведите не менее трех доказательств.

Объяснение: 1. Лишайники не являются систематической группой, а являются комплексными организмами.

2. Лишайники состоят из водоросли и гриба.

3. При этом водоросли (автотрофы) создают органические вещества из неорганических при помощи солнечной энергии, а грибы (гетеротрофы) потребляют эти органические вещества и разлагают их до минеральных.

4. Размножаются частями слоевища. 

 

Задание №38.

Опишите этапы естественного отбора, который ведет к сохранению особей со средним значением признака.

Объяснение: форма отбора, при которой сохраняются особи со средним значением признака, называется стабилизирующей. Она характерна для популяций, живущих в постоянных условиях среды. При этом не выживают особи с отклоняющимся от среднего значением признака и различными мутациями, а также формируется популяция, наиболее приспособленная к данным условиям среды и стабильная в этих условиях.

 

Задание №39.

В синтезе белка последовательно участвовали тРНК с антикодонами АЦА, АУГ, ГУА. Определите состав молекулы ДНК и РНК. 

Объяснение: запишем состав молекул тРНК, иРНК и ДНК.

ДНК: АЦА АТГ ГТА

иРНК: УГУ УАЦ ЦАУ

тРНК: АЦА АУГ ГУА

 

Задание №40.

У человека имеется два вида слепоты, и каждая определяется своим рецессивным аутосомным геном, которые не сцеплены. Какова вероятность рождения слепого ребенка, если отец и мать страдают одним и тем же видом слепоты и оба дигомозиготны? Какова вероятность рождения слепого ребенка, если оба родителя дигомозиготны и страдают разными видами наследственной слепоты?

Объяснение: 

Первое скрещивание:

Р: ААвв х ААвв

Г: Ав х Ав

F1: ААвв - слепой ребенок.

Проявляется закон единообразия. Вероятность рождения слепого ребенка - 100%.

Второе скрещивание:

Р: ААвв х ааВВ

Г: Ав х аВ

F1: АаВв - здоровый ребенок.

Проявляется закон единообразия. Оба вида слепоты отсутствуют. Вероятность рождения слепого ребенка - 0%.

 

cleverpenguin.ru

Вариант 7

 

Задание №1.

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

 

 

Объяснение: минеральные удобрения нужны для улучшения минерального (неорганического) питания растений. Они бывают азотными, фосфорными и калийными. Правильный ответ - калийные.

 

 

Задание №2.

Ниже приведен перечень методов исследования. Все они, кроме двух используются в цитологии. Найдите два метода, "выпадающих" из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1. Центрифугирование

2. Микроскопирование

3. Хроматография

4. Гетерозис

5. Мониторинг

Объяснение: к методом цитологии (науке о клетке) относят центрифугирование (для осаждения более плотных частиц), микроскопирование (наблюдать структуру клетки, бывает световая, электронная и др. микроскопия) и хроматография (не только метод цитологии, но и биохимии, молекулярной биологии и многих других наук). Правильный ответ - 45.

 

 

Задание №3. 

Сколько нуклеотидов составляют один кодон иРНК, кодирующий одну аминокислоту?

 

Объяснение: любой кодон иРНК состоит из трех нуклеотидов. Еще кодоны называются триплетами. Правильный ответ - 3.

 

 

Задание №4.

Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания процессов первого деления мейоза. Определите два признака, "выпадающих" из общего списка, и запишите а таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1. Образование двух гаплоидных ядер

2. Расхождение однохроматидных хромосом к противоположным полюсам клетки

3. Образование четырех клеток с набором nc

4. Обмен участками гомологичных хромосом

5. Спирализация хромосом

Объяснение: мейоз - процесс образования половых клеток (из диплоидной клетки за два деления образуется четыре гаплоидных клетки), но обрахование гаплоидных клеток происходит во втором делении мейоза в результате расхождения однохроматидных хромосом к противоположным полюсам. Правильный ответ - 23.

 

 

Задание №5.

 

Установите соответствие между характеристикой обмена и его видом.

 

Характеристика                                             Вид обмена

 

А. Окисление органических веществ            1. Пластический обмен

Б. Образование полимеров из мономеров    2. Энергетический обмен

В. Расщепление АТФ

Г. Запасание энергии в клетке

Д. Репликация ДНК

Е. Окислительное фосфорилирование

Объяснение: пластический обмен - процесс образование сложных молекул из простых (полимеров из мономеров). Энергетический обмен - процесс распада сложных органических молекул с выделением энергии. Поэтому к энергетическому обмену отнесем окисление органических веществ, запасание энергии в клетке и окислительное фосфорилирование. Все остальное относится к пластическому обмену. Правильный ответ - 211212. 

 

 

Задание №6.

Какое соотношение генотипов получится при скрещивании двух гетерозигот при неполном доминировании? Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке убывания.

 

Объяснение: возьмем две гетерозиготы: Аа и Аа и скрестим их. 

Аа х Аа

Получится расщепление по генотипу: 1АА, 2Аа, 1аа

Запишем цифры в порядке убывания. Правильный ответ - 211.

 

 

Задание №7.

Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме двух, используются для описания генетических процессов и явлений. Найдите два термина, "выпадающих" из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1. Х-хромосома

2. Консумент

3. Дивергенция

4. Гетерозигота

5. Половая хромосома

Объяснение: все термины, кроме консумента и дивергенции, относятся к генетике. Консументы - гетеротрофы, то есть организмы, потребляющие готовые органические вещества. Составляют второй трофический уровень в пищевой цепи. Могут быть первого, второго, третьего и т.д. порядка. Дивергенция - направление эволюции, сопровождающееся изменением признаков у изначально сходных групп организмов в результате различных факторов. Правильный ответ - 23.

 

 

Задание №8.

Установите соответствие между способом размножения и конкретным примером: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Пример

 

А. Почкование гидры

Б. Деление клетки бактерии надвое

В. Образование спор у грибов

Г. Партеногенез пчел

Д. Образование усов земляники

 

Способ размножения

 

1. Бесполое

2. Половое

Объяснение: обязательное условие полового размножение - наличие половых клеток (хотя бы одной - партеногенез - размножение только при помощи женских половых клеток). Поэтому, к бесполому размножению отнесем процессы, в которых половые клетки не участвуют - почкование гидры, деление бактерии надвое, образование спор у грибов и образование усов земляники и только паретеногенез пчел отнесем к половому размножению. Правильный ответ - 11121.

 

 

Задание №9.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Грибы, в отличие от растений,

 

1. Относят к ядерным организмам (эукариотам)

2. Растут в течение всей жизни

3. Питаются готовыми органическими веществами

4. Содержат хитин в оболочках клеток

5. Играют роль редуцентов в экосистеме

6. Синтезируют органические вещества из неорганических

Объяснение: грибы питаются готовыми органическими веществами (они - гетеротрофы), а растения - неорганическими (автотрофы), грибы содержат хитин, а растения - целлюлозу, грибы - редуценты в пищевых цепях, а растения - продуценты. Правильный ответ - 345.

 

 

Задание №10. 

 

Установите соответствие между характеристикой ткани и ее типом.

 

Характеристика ткани                    Тип ткани

 

А. Межклеточное вещество            1. Эпителиальная

практически отсутствует                2. Соединительная

Б. Выполняет питательную и

опорную функции

В. Выстилает изнутри полости

кишечника и других органов

Г. Образует подкожную жировую клетчатку

Д. Является компонентом (частью)

внутренней среды организма

Объяснение: для эпителиальной ткани практически отсутствует межклеточное вещество, выстилает изнутри полости кишечника и других органов. Соединительная ткань (жировая, костная, хрящевая, ткани внутренней среды и др.) выполняет питательную и опорную функции, образует подкожную жировую клетчатку и является компонентом (частью) внутренней среды организма. Правильный ответ - 12122. 

 

 

Задание №11.

Расположите в правильной последовательности категории животных, начиная с наименьшей. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1. Волчьи (псовые)

2. Млекопитающие

3. Обыкновенная лисица

4. Хищные

5. Хордовые

6. Лисица

Объяснение: начинаем с наименьшего таксона. 

Вид - Обыкновенная лисица

Род - Лисица

Семейство - Волчьи (псовые)

Отряд - Хищные

Класс - Млекопитающие

Тип - Хордовые

Правильный ответ - 361425.

 

 

Задание №12.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие признаки являются общими для человека и млекопитающих животных?

 

1. Теплокровность

2. Непрямое развитие

3. Незамкнутая кровеносная система

4. Трехкамерное сердце

5. Наличие диафрагмы

6. Наличие производных кожи - сальных желез

Объяснение: общими признаками человека и млекопитающих являются: теплокровность, наличие диафрагмы и сальных желез. А различия человека и животных можно посмотреть здесь. Правильный ответ - 156.

 

 

Задание №13.

 

Установите соответствие между признаком регуляции функций в организме и его видом.

 

Признак                                                       Вид регуляции

 

А. Доставляется к органам кровью              1. Нервная

Б. Большая скорость ответной реакции       2. Гуморальная

В. Является более древней

Г. Осуществляется с помощью гормонов

Д. Связана с деятельностью эндокринной системы

Объяснение: нервная регуляция осуществляется посредством нервной системы, при этом имеет большую скорость ответной реакции (так как сигнал идет при помощи нервных импульсов), является более древней (нервные клетки появились у очень древних и не высоко организованных животных). Все остальное относится к гуморальной (гормональной) регуляции, которая осуществляется при помощи гормонов - активных веществ крови, выделяемых железами внутренней секреции. Правильный ответ - 21122. 

 

 

Задание №14.

Установите последовательность передачи звуковой волны на слуховые рецепторы. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1. Колебания слуховых косточек

2. Колебания жидкости в улитке

3. Колебания барабанной перепонки

4. Раздражение слуховых рецепторов

Объяснение: рассмотрим строение уха.

Звух по уху идет последовательно. Сначала звух проходит через барабанную перепонку, затем через слуховые косточки, потом достигает улитки и, наконец, раздражает слуховые рецепторы.

Правильный ответ - 3124.

 

 

Задание №15.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Примером общей дегенерации служит

 

1. Редукция органов чувств у ленточных червей

2. Редукция задних конечностей у кита

3. Отсутствие хлорофилла у растений-паразитов

4. Отсутствие конечностей у змеи

5. Отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня

6. Потеря страусом способности к полету

Объяснение: переход к паразитическому образу жизни не является биологическим регрессом, но является примером дегенерации, поэтому здесь выберем все варианты, связанные с паразитизмом - редукция органов чувств у ленточных червей, отсутствие хлорофилла у растений-паразитов и отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня. Правильный ответ - 135. 

 

 

Задание №16.

 

Установите соответствие между организмом и направлением эволюции, по которому в настоящее время происходит его развитие.

 

Организмы                          Направления эволюции

 

А. Страус эму                     1. Биологический прогресс

Б. Дождевой червь            2. Биологический регресс

В. Домовая мышь

Г. Комнатная муха

Д. Уссурийский тигр

Объяснение: биологический прогресс - увеличение приспособленности особей, сопровождающееся ростом численности, расширением ареала и внутривидовой изменчивостью. Биологический регресс - уменьшение приспособленности особей, сопровождающееся снижением численности, уменьшением ареала и дальнейшим вымиранием вида. Поэтому к прогрессивным видам отнесем дождевого червя, домовую мышь и комнатную муху, так как численность этих видов только возрастает, а численность страусов эму и уссурийских тигров сокращается, поэтому им свойственен биологический регресс. Правильный ответ - 21112. 

 

 

Задание №17.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Среди экологических факторов укажите биотические.

 

1. Наводнение

2. Конкуренция между особями вида

3. Понижение температуры

4. Хищничество

5. Недостаток света

6. Образование микоризы

Объяснение: биотические факторы - факторы живой природы, то есть влияние на данных живой организм других организмов, Тогда, выберем - конкуренцию между особями вида, хищничество и образование микроризы. Правильный ответ - 246.

 

 

Задание №18.

 

Установите соответствие между причиной видообразования и его способом.

Причины

А. Расширение ареала исходного вида

Б. Стабильность ареала исходного вида

В. Разделение ареала вида различными преградами

Г. Многообразие изменчивости особей внутри ареала

Д. Многообразие местообитаний в пределах стабильного ареала

Способы видообразования

1. Географическое

2. Экологическое

Объяснение: к географическому видообразованию отнесем все изменения ареала вида, это - аасширение ареала исходного вида и разделение ареала вида различными преградами, все остальное относится к экологическому видообразованию. Правильный ответ - 12122. 

 

 

Задание №19.

Установите в какой последовательности располагаются уровни организации живого. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1. Популяционный

2. Клеточный

3. Видовой

4. Биогеоценотический

5. Молекулярно-генетический

6. Организменный

Объяснение: начинаем с наименьшего уровня.

Молекулярно-генетический

Молекулы составляют клетку.

Клеточный

Клетки объединяются в ткани, ткани - в органы, органы - в системы органов, системы органов - в организм.

Организменный

Организмы объединяются в популяции.

Популяции составляют виды.

Видовой

Виды объединяются в соотбщества, а сообщества - в биогеоценозы.

Биогеоценотический

Правильный ответ - 526134.

 

 

Задание №20.

Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующих термин из предложенного списка.

 

Вид изменчивости Форма изменчивости Пример изменчивости
А Модификационная 

Разные размеры листьев у одного растения на световой

и теневой стороне

Наследственная Б Рождение ребенка с седой прядью
Наследственная Комбинативная В

 

Термины и понятия:

 

1. Соматическая

2. Ненаследственная

3. Рождение потомков с новым фенотипом в реультате рекомбинации генов вследствие кроссинговера

4. Разная масса тела бычков одного приплода

5. Мутационная

6. Наследственная

Объяснение: модификационная изменчивость - изменчивость конкретного организма (или группы организмов) в зависимости от условий окружающей среды в пределах нормы реакции. Такая изменчивость затрагивает фенотип организма, но не затрагивает генотип, значит такие модификации не наследуются. Наследуемая седая прядь является мутацией, то есть Б - мутационная изменчивость. Комбинативная изменчивость - изменчивость, возникающая при перекомбинации родительских генов. Причинами могут быть нарушения в : кроссинговере в метафазе мейоза, расхождении хромосом в мейозе, слиянии половых клеток. Примером комбинативной изменчивости является рождение потомков с новым фенотипом в результате рекомбинации генов вследствие кроссинговера. Правильный ответ - 253.

 

 

Задание №21.

Изучите график ферментативной реакции. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа предложенного графика. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

 

1. При повышении температуры скорость ферментативной реакции постоянно возрастает

2. Скорость ферментативной реакции оптимальна при температуре около 36 градусов

3. При понижении температуры от 25 градусов скорость реакции резко снижается

Объяснение: на графике мы видим, что с повышением температуры увеличивается скорость реакции, на отметке 36 градусов скорость реакции достигает своего оптимума и начинает резко снижаться. Поэтому, для описания графика нам подходят два последних утверждения. правильный ответ - 23.

 

 

Задание №22.

 

Биологическое разнообразие - основа устойчивости природных экосистем на земном шаре. Назовите наиболее устойчивую экосистему Земли и причины ее устойчивости.

Объяснение: устойчивость экосистемы связана с разнообразием видов, обитающих в ней, а также с длиной трофических цепей (если в экосистеме большое количество видов, то и цепи будут длинные). Именно поэтому самыми устойчивыми экосистемами являются смешанный лес, тропики. Искусственные экосистемы (то есть те, которые связаны с деятельностью человека) не являются устойчивыми, так как имеют ограниченное число видов (часто преобладают монокультуры), короткие пищевые цепи и незамкнутый круговорот веществ. 

 

 

Задание №23.

 

Назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенный на рисунке вопросительным знаком. Какие типы тканей, системы органов и структуры формируются из него?

 

Объяснение: на рисунке вопросительным знаком обозначена эктодерма - наружный зародышевый листок. Из него формируется эпителиальная ткань (эмаль зубов, эпидермис, ногти, волосы, сальные и потовые железы и т.д.) и нервная система.

 

 

Задание №24.

 

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. В жизненном цикле цветковых растений преобладающим поколением является спорофит. 2. Ядро генеративной клетки делится мейозом, формируя два спермия. 3. Мужской гаметофит представлен пыльцевым зерном, состоящим из генеративной и вегетативной клеток. 4. В процессе двойного оплодотворения один из спермиев сливается с двумя ядрами центральной клетки, образуя гаплоидный эндосперм. 5. Женский гаметофит представлен гаплоидной яйцеклеткой.

Объяснение: 2 - ядро генеративной клетки делится митозом, а не мейозом. 4 - в процессе двойного оплодотворения один из спермиев сливается с яйцеклеткой, а второй сливается с еще одной клеткой (из которой впоследствии образуется околоплодник). 5 - женский гаметофит представлен не гаплоидной яйцеклеткой, а восьмиядерным зародышевым мешком. 

 

 

Задание №25.

 

Почему лишайники выделили в отдельную систематическую группу организмов? Приведите не менее трех доказательств.

Объяснение: 1. Лишайники не являются систематической группой, а являются комплексными организмами.

2. Лишайники состоят из водоросли и гриба.

3. При этом водоросли (автотрофы) создают органические вещества из неорганических при помощи солнечной энергии, а грибы (гетеротрофы) потребляют эти органические вещества и разлагают их до минеральных.

4. Размножаются частями слоевища. 

 

 

Задание №26.

 

Опишите этапы естественного отбора, который ведет к сохранению особей со средним значением признака.

Объяснение: форма отбора, при которой сохраняются особи со средним значением признака, называется стабилизирующей. Она характерна для популяций, живущих в постоянных условиях среды. При этом не выживают особи с отклоняющимся от среднего значением признака и различными мутациями, а также формируется популяция, наиболее приспособленная к данным условиям среды и стабильная в этих условиях.

 

 

Задание №27.

 

В синтезе белка последовательно участвовали тРНК с антикодонами АЦА, АУГ, ГУА. Определите состав молекулы ДНК и РНК. 

Объяснение: запишем состав молекул тРНК, иРНК и ДНК.

ДНК: АЦА АТГ ГТА

иРНК: УГУ УАЦ ЦАУ

тРНК: АЦА АУГ ГУА

 

 

Задание №28.

 

У человека имеется два вида слепоты, и каждая определяется своим рецессивным аутосомным геном, которые не сцеплены. Какова вероятность рождения слепого ребенка, если отец и мать страдают одним и тем же видом слепоты и оба дигомозиготны? Какова вероятность рождения слепого ребенка, если оба родителя дигомозиготны и страдают разными видами наследственной слепоты?

Объяснение: 

Первое скрещивание:

Р: ААвв х ААвв

Г: Ав х Ав

F1: ААвв - слепой ребенок.

Проявляется закон единообразия. Вероятность рождения слепого ребенка - 100%.

Второе скрещивание:

Р: ААвв х ааВВ

Г: Ав х аВ

F1: АаВв - здоровый ребенок.

Проявляется закон единообразия. Оба вида слепоты отсутствуют. Вероятность рождения слепого ребенка - 0%.

Г.С. Калинова, Т. В. Мазяркина Биология Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2017. 10 вариантов.

cleverpenguin.ru

Решение заданий ЕГЭ "Жизненные циклы растений различных отделов"

Сообщение по теме: РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ЕГЭ ПО ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛАМ РАСТЕНИЙ.

Подготовила: учитель биологии Шагинян М. А.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: повторение и обобщение материала по разделу «Жизненные циклы растений»; обучение решению задач части С5 ЕГЭ по жизненным циклам растений разных отделов.

ФОРМА ЗАНЯТИЯ: лекционно-практическая.

ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, слайды, набор карточек с задачами.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Лекция

Понятие о жизненном цикле растений.

В жизненном цикле растений происходит чередование бесполого и полового размножения и связанное с этим чередований поколений.

Гаплоидный (n) растительный организм, образующий гаметы, называется гаметофитом (n). Он представляет половое поколение. Гаметы формируются в половых органах путём митоза: сперматозоиды (n) - в антеридиях (n), яйцеклетки (n) – в архегониях (n) .

Гаметофиты бывают обоеполые (на нём развиваются антеридии и архегонии) и раздельнополые (антеридии и архегонии развиваются на разных растениях).

После слияния гамет (n) образуется зигота с диплоидным набором хромосом (2n), а из неё развивается путём митоза бесполое поколение – спорофит (2n). В специальных органах - спорангиях (2n) спорофита (2n) после мейоза образуются гаплоидные споры (n), при делении которых митозом развиваются новые гаметофиты (n).

Жизненный цикл зелёных водорослей.

В жизненном цикле зелёных водорослей преобладает гаметофит (n), то есть клетки их слоевища гаплоидны (n). При наступлении неблагоприятных условий (похолодание, пересыхание водоёма) происходит половое размножение – образуются гаметы (n), которые попарно сливаются в зиготу (2n). Зигота (2n), покрытая оболочкой зимует, после чего при наступлении благоприятных условий делится мейозом с образованием гаплоидных спор (n), из которых развиваются новые особи (n). (Демонстрация слайдов).

Схема 1. Жизненный цикл зелёных водорослей.

Взрослая особь (n) – митоз – гаметы (n) – оплодотворение – зигота (2n) – мейоз – споры (n) – митоз – новые особи (n).

Практикум

Задача 1. Какой набор хромосом характерен для клеток слоевища улотрикса и для его гамет? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются.

Ответ:

1.В клетках слоевища гаплоидный набор хромосом (n), они развиваются из споры с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.

2.В гаметах гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из клеток слоевища с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.

Задача 2. Какой набор хромосом характерен для зиготы и для спор зелёных водорослей? Объясните, из каких исходных клеток и как они образуются.

Ответ:

1.В зиготе диплоидный набор хромосом (2n), она образуется при слиянии гамет с гаплоидным набором хромосом (n).

2.В спорах гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из зиготы с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.

Лекция

Жизненный цикл мхов (кукушкин лён).

У мхов в цикле развития преобладает половое поколение (n). Листостебельные растения мхов – раздельнополые гаметофиты (n). На мужских растениях (n) формируются антеридии (n) со сперматозоидами (n), на женских (n) – архегонии (n) с яйцеклетками (n). С помощью воды (во время дождя) сперматозоиды (n) попадают к яйцеклеткам (n), происходит оплодотворение, возникает зигота (2n). Зигота находится на женском гаметофите (n), она делится митозом и развивается спорофит (2n) – коробочка на ножке. Таким образом, спорофит (2n) у мхов живёт за счёт женского гаметофита (n).

В коробочке спорофита (2n) путём мейоза образуются споры (n). Мхи – разноспоровые растения, различают микроспоры – мужские и макроспоры – женские. Из спор (n) путём митоза развиваются сначала предростки, а затем взрослые растения (n). (Демонстрация слайдов).

Схема 2. Жизненный цикл мха (кукушкин лён).

мужской гаметофит (n) женский гаметофит (n)

митоз митоз

антеридии (n) архегонии (n)

митоз митоз

сперматозоиды (n) яйцеклетки (n)

вода

зигота (2n)

митоз

спорофит – коробочка на ножке (2n)

мейоз

микроспоры (n) макроспоры (n)

митоз митоз

мужской гаметофит (n) женский гаметофит (n)

Практикум

Задача 3. Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор кукушкина льна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются.

Ответ:

1.В гаметах мха кукушкина льна гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из антеридиев (n) и архегониев (n) мужского и женского гаметофитов с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.

2.В спорах гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из клеток спорофита - коробочки на ножке с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.

Задача 4. Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев и коробочки на ножке кукушкина льна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются.

Ответ:

1.В клетках листьев кукушкина льна гаплоидный набор хромосом (n), они, как и всё растение, развиваются из споры с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.

2. В клетках коробочки на ножке диплоидный набор хромосом (2n), она развивается из зиготы с диплоидным набором хромосом (2n) путём митоза.

Лекция

Жизненный цикл папоротников.

У папоротников (также хвощей, плаунов) в жизненном цикле преобладает спорофит (2n). На нижней стороне листьев растения (2n) развиваются спорангии (2n), в которых путём мейоза образуются споры (n). Из споры (n), попавшей во влажную почву, прорастает заросток (n) – обоеполый гаметофит. На его нижней стороне развиваются антеридии (n) и архегонии (n), а в них путём митоза образуются сперматозоиды (n) и яйцеклетки (n). С капельками росы или дождевой воды сперматозоиды (n) попадают к яйцеклеткам (n), образуется зигота (2n), а из нее – зародыш нового растения (2n). (Демонстрация слайдов).

Схема 3. Жизненный цикл папоротников.

Взрослое растение (2n) – митоз – спорангии на листьях (2n) – мейоз – споры (n) – митоз – заросток (n) – митоз – антеридии (n) и архегонии (n) – митоз – сперматозоиды (n) и яйцеклетки (n) – оплодотворение – зигота (2n) – митоз – зародыш нового растения (2n).

Практикум

Задача 5. Какой хромосомный набор характерен для листьев (вай) и заростка папоротника? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.

Ответ:

1.В клетках листьев папоротника диплоидный набор хромосом (2n), так они, как и всё растение, развиваются из зиготы с диплоидным набором хромосом (2n) путём митоза.

2. В клетках заростка гаплоидный набор хромосом (n), так как заросток образуется из гаплоидной споры (n) путём митоза.

Лекция

Жизненный цикл голосеменных растений (сосна).

Листостебельное растение голосеменных растений – спорофит (2n), на котором развиваются женские и мужские шишки (2n).

На чешуйках женских шишек расположены семязачатки – мегаспорангии (2n), в которых путём мейоза образуются 4 мегаспоры (n), 3 из них погибают, а из оставшейся – развивается женский гаметофит – эндосперм (n) с двумя архегониями (n). В архегониях образуются 2 яйцеклетки (n), одна погибает.

На чешуйках мужских шишек располагаются пыльцевые мешки – микроспорангии (2n), в которых путём мейоза образуются микроспоры (n), из них развиваются мужские гаметофиты – пыльцевые зёрна (n), состоящие из двух гаплоидных клеток (вегетативной и генеративной) и двух воздушных камер.

Пыльцевые зёрна (n) (пыльца) ветром переносятся на женские шишки, где митозом из генеративной клетки (n) образуются 2 спермия (n), а из вегетативной (n) – пыльцевая трубка (n), врастающая внутрь семязачатка и доставляющая спермии (n) к яйцеклетке (n). Один спермий погибает, а второй участвует в оплодотворении, образуется зигота (2n), из которой митозом формируется зародыш растения (2n).

В результате из семязачатка формируется семя, покрытое кожурой и содержащее внутри зародыш (2n) и эндосперм (n).

Схема 4. Жизненный цикл голосеменных растений (сосна).

взрослое растение – спорофит (2n)

женские шишки (2n) мужские шишки (2n)

митоз митоз

семязачатки – мегаспорангии (2n) пыльцевые мешки – микроспорангии (2n)

мейоз мейоз

4 мегаспоры (n), 3 погибают микроспоры (n), все развиваются

митоз митоз

эндосперм (n) и 2 архегония (n) пыльцевое зерно (n)

(женский гаметофит) (мужской гаметофит)

митоз митоз

2 яйцеклетки (n), 1 погибает (внутри пылинки)

вегетативная + генеративная

клетка (n) клетка (n)

митоз митоз

пыльцевая трубка (n) 2 спермия (n) (1 погибает)

врастает внутрь семязачатка участвует в оплодотворении

(внутри семязачатка)

зигота (2n)

митоз

зародыш (2n) семени

Практикум

Задача 6. Какой хромосомный набор характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.

Ответ:

1.В клетках пыльцевого зерна гаплоидный набор хромосом (n), так как оно образуется из гаплоидной микроспоры (n) путём митоза.

2.В спермиях гаплоидный набор хромосом (n), так как они образуются из генеративной клетки пыльцевого зерна с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.

Задача 7. Какой хромосомный набор характерен для мегаспоры и клеток эндосперма сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.

Ответ:

1.В мегаспорах гаплоидный набор хромосом (n), так как они образуются из клеток семязачатка (мегаспорангия) с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.

2.В клетках эндосперма гаплоидный набор хромосом (n), так как эндосперм формируется из гаплоидных мегаспор (n) путём митоза.

Лекция

Жизненный цикл покрытосеменных растений.

Покрытосеменные растения являются спорофитами (2n). Органом их полового размножения является цветок.

В завязи пестиков цветка находятся семязачатки – мегаспорангии (2n), где происходит мейоз и образуются 4 мегаспоры (n), 3 из них погибают, а из оставшейся – развивается женский гаметофит – зародышевый мешок из 8 клеток (n), одна из них – яйцеклетка (n), а две сливаются в одну – крупную (центральную) клетку с диплоидным набором хромосом (2n).

В микроспорангиях (2n) пыльников тычинок путём мейоза образуются микроспоры (n), из которых развиваются мужские гаметофиты – пыльцевые зёрна (n), состоящие из двух гаплоидных клеток (вегетативной и генеративной).

После опыления из генеративной клетки (n) образуются 2 спермия (n), а из вегетативной (n) – пыльцевая трубка (n), врастающая внутрь семязачатка и доставляющая спермии (n) к яйцеклетке (n) и центральной клетке (2n) . Один спермий (n) сливается с яйцеклеткой (n) и образуется зигота (2n), из которой митозом формируется зародыш растения (2n). Второй спермий (n) сливается центральной клеткой (2n) с образованием триплоидного эндосперма (3n). Такое оплодотворение у покрытосеменных растений называется двойным.

В результате из семязачатка формируется семя, покрытое кожурой и содержащее внутри зародыш (2n) и эндосперм (3n).

Схема 5. Жизненный цикл покрытосеменных растений.

взрослое растение – спорофит (2n)

цветок (2n)

пестик (2n) тычинка (2n)

митоз митоз

семязачатки – мегаспорангии (2n) пыльцевые мешки – микроспорангии (2n)

мейоз мейоз

4 мегаспоры (n), 3 погибают микроспоры (n), все развиваются

митоз митоз

зародышевый мешок (n) из 8 клеток пыльцевое зерно (n)

(женский гаметофит) (мужской гаметофит)

яйцеклетка (n) + центральная клетка (2n) митоз

(внутри пылинки)

вегетативная + генеративная

клетка (n) клетка (n)

митоз митоз

пыльцевая трубка 1-й спермий + 2-й спермий

(n) (n) (n)

врастает внутрь семязачатка участвуют в оплодотворении

с яйцеклеткой с центральной

(n) клеткой (2n)

(внутри семязачатка)

зигота (2n) + эндосперм (3n)

митоз

зародыш (2n) семени

Практикум

Задача 8. Какой хромосомный набор характерен для микроспоры, которая образуется в пыльнике, и клеток эндосперма семени цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и как они образуются.

Ответ:

1.В микроспорах гаплоидный набор хромосом (n), так как они образуются из клеток микроспорангиев с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.

2.В клетках эндосперма триплоидный набор хромосом (3n), так как эндосперм образуется при слиянии гаплоидного спермия (n) с диплоидной центральной клеткой (2n).

Общие выводы

1. В процессе эволюции растений происходила постепенная редукция гаметофита и развитие спорофита.

2. В гаметах растений гаплоидный набор (n) хромосом, они образуются путём митоза.

3.В спорах растений гаплоидный набор (n) хромосом, они образуются путём мейоза.

6

multiurok.ru

Жизненный цикл покрытосеменных растений

Понятие о жизненном цикле растений

В жизненном цикле растений происходит чередование бесполого и полового размножения и связанное с этим чередований поколений.

Гаплоидный (n) растительный организм, образующий гаметы, называется гаметофитом (n). Он представляет половое поколение. Гаметы формируются в половых органах путём митоза: сперматозоиды (n) - в антеридиях (n), яйцеклетки (n) – в архегониях (n) .

Гаметофиты бывают обоеполые (на нём развиваются антеридии и архегонии) и раздельнополые (антеридии и архегонии развиваются на разных растениях).

После слияния гамет (n) образуется зигота с диплоидным набором хромосом (2n), а из неё развивается путём митоза бесполое поколение – спорофит (2n). В специальных органах - спорангиях (2n) спорофита (2n) после мейоза образуются гаплоидные споры (n), при делении которых митозом развиваются новые гаметофиты (n).

Жизненный цикл зелёных водорослей

В жизненном цикле зелёных водорослей преобладает гаметофит (n), то есть клетки их слоевища гаплоидны (n). При наступлении неблагоприятных условий (похолодание, пересыхание водоёма) происходит половое размножение – образуются гаметы (n), которые попарно сливаются в зиготу (2n). Зигота (2n), покрытая оболочкой зимует, после чего при наступлении благоприятных условий делится мейозом с образованием гаплоидных спор (n), из которых развиваются новые особи (n). (Демонстрация слайдов).

Схема 1.Жизненный цикл зелёных водорослей. (Приложение)

Практикум

Задача 1.Какой набор хромосом характерен для клеток слоевища улотрикса и для его гамет? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются.

Ответ:

1. В клетках слоевища гаплоидный набор хромосом (n), они развиваются из споры с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.

2. В гаметах гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из клеток слоевища с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.

Задача 2.Какой набор хромосом характерен для зиготы и для спор зелёных водорослей? Объясните, из каких исходных клеток и как они образуются.

Ответ:

1. В зиготе диплоидный набор хромосом (2n), она образуется при слиянии гамет с гаплоидным набором хромосом (n).

2. В спорах гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из зиготы с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.

Лекция

Жизненный цикл мхов (кукушкин лён)

У мхов в цикле развития преобладает половое поколение (n). Листостебельные растения мхов – раздельнополые гаметофиты (n). На мужских растениях (n) формируются антеридии (n) со сперматозоидами (n), на женских (n) – архегонии (n) с яйцеклетками (n). С помощью воды (во время дождя) сперматозоиды (n) попадают к яйцеклеткам (n), происходит оплодотворение, возникает зигота (2n). Зигота находится на женском гаметофите (n), она делится митозом и развивается спорофит (2n) – коробочка на ножке. Таким образом, спорофит (2n) у мхов живёт за счёт женского гаметофита (n).

В коробочке спорофита (2n) путём мейоза образуются споры (n). Мхи – разноспоровые растения, различают микроспоры – мужские и макроспоры – женские. Из спор (n) путём митоза развиваются сначала предростки, а затем взрослые растения (n). (Демонстрация слайдов).

Схема 2. Жизненный цикл мха (кукушкин лён)

Практикум

Задача 3. Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор кукушкина льна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются.

Ответ:

1. В гаметах мха кукушкина льна гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из антеридиев (n) и архегониев (n) мужского и женского гаметофитов с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.

2. В спорах гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из клеток спорофита - коробочки на ножке с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.

Задача 4. Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев и коробочки на ножке кукушкина льна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются.

Ответ:

1. В клетках листьев кукушкина льна гаплоидный набор хромосом (n), они, как и всё растение, развиваются из споры с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.

2. В клетках коробочки на ножке диплоидный набор хромосом (2n), она развивается из зиготы с диплоидным набором хромосом (2n) путём митоза.

Лекция

Жизненный цикл папоротников

У папоротников (также хвощей, плаунов) в жизненном цикле преобладает спорофит (2n). На нижней стороне листьев растения (2n) развиваются спорангии (2n), в которых путём мейоза образуются споры (n). Из споры (n), попавшей во влажную почву, прорастает заросток (n) – обоеполый гаметофит. На его нижней стороне развиваются антеридии (n) и архегонии (n), а в них путём митоза образуются сперматозоиды (n) и яйцеклетки (n). С капельками росы или дождевой воды сперматозоиды (n) попадают к яйцеклеткам (n), образуется зигота (2n), а из нее – зародыш нового растения (2n). (Демонстрация слайдов).

Схема 3.Жизненный цикл папоротников

Практикум

Задача 5. Какой хромосомный набор характерен для листьев (вай) и заростка папоротника? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.

Ответ:

1. В клетках листьев папоротника диплоидный набор хромосом (2n), так они, как и всё растение, развиваются из зиготы с диплоидным набором хромосом (2n) путём митоза.

2. В клетках заростка гаплоидный набор хромосом (n), так как заросток образуется из гаплоидной споры (n) путём митоза.

Лекция

Жизненный цикл голосеменных растений (сосна)

Листостебельное растение голосеменных растений – спорофит (2n), на котором развиваются женские и мужские шишки (2n).

На чешуйках женских шишек расположены семязачатки – мегаспорангии (2n), в которых путём мейоза образуются 4 мегаспоры (n), 3 из них погибают, а из оставшейся – развивается женский гаметофит – эндосперм (n) с двумя архегониями (n). В архегониях образуются 2 яйцеклетки (n), одна погибает.

На чешуйках мужских шишек располагаются пыльцевые мешки – микроспорангии (2n), в которых путём мейоза образуются микроспоры (n), из них развиваются мужские гаметофиты – пыльцевые зёрна (n), состоящие из двух гаплоидных клеток (вегетативной и генеративной) и двух воздушных камер.

Пыльцевые зёрна (n) (пыльца) ветром переносятся на женские шишки, где митозом из генеративной клетки (n) образуются 2 спермия (n), а из вегетативной (n) – пыльцевая трубка (n), врастающая внутрь семязачатка и доставляющая спермии (n) к яйцеклетке (n). Один спермий погибает, а второй участвует в оплодотворении, образуется зигота (2n), из которой митозом формируется зародыш растения (2n).

В результате из семязачатка формируется семя, покрытое кожурой и содержащее внутри зародыш (2n) и эндосперм (n).

Схема 4.Жизненный цикл голосеменных растений (сосна)

Практикум

Задача 6.Какой хромосомный набор характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.

Ответ:

1. В клетках пыльцевого зерна гаплоидный набор хромосом (n), так как оно образуется из гаплоидной микроспоры (n) путём митоза.

2. В спермиях гаплоидный набор хромосом (n), так как они образуются из генеративной клетки пыльцевого зерна с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.

Задача 7.Какой хромосомный набор характерен для мегаспоры и клеток эндосперма сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.

Ответ:

1. В мегаспорах гаплоидный набор хромосом (n), так как они образуются из клеток семязачатка (мегаспорангия) с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.

2. В клетках эндосперма гаплоидный набор хромосом (n), так как эндосперм формируется из гаплоидных мегаспор (n) путём митоза.

Лекция

Жизненный цикл покрытосеменных растений

Покрытосеменные растения являются спорофитами (2n). Органом их полового размножения является цветок.

В завязи пестиков цветка находятся семязачатки – мегаспорангии (2n), где происходит мейоз и образуются 4 мегаспоры (n), 3 из них погибают, а из оставшейся – развивается женский гаметофит – зародышевый мешок из 8 клеток (n), одна из них – яйцеклетка (n), а две сливаются в одну – крупную (центральную) клетку с диплоидным набором хромосом (2n).

В микроспорангиях (2n) пыльников тычинок путём мейоза образуются микроспоры (n), из которых развиваются мужские гаметофиты – пыльцевые зёрна (n), состоящие из двух гаплоидных клеток (вегетативной и генеративной).

После опыления из генеративной клетки (n) образуются 2 спермия (n), а из вегетативной (n) – пыльцевая трубка (n), врастающая внутрь семязачатка и доставляющая спермии (n) к яйцеклетке (n) и центральной клетке (2n) . Один спермий (n) сливается с яйцеклеткой (n) и образуется зигота (2n), из которой митозом формируется зародыш растения (2n). Второй спермий (n) сливается центральной клеткой (2n) с образованием триплоидного эндосперма (3n). Такое оплодотворение у покрытосеменных растений называется двойным.

В результате из семязачатка формируется семя, покрытое кожурой и содержащее внутри зародыш (2n) и эндосперм (3n).

Схема 5.Жизненный цикл покрытосеменных растений

Практикум

Задача 8. Какой хромосомный набор характерен для микроспоры, которая образуется в пыльнике, и клеток эндосперма семени цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и как они образуются.

Ответ:

1. В микроспорах гаплоидный набор хромосом (n), так как они образуются из клеток микроспорангиев с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.

2. В клетках эндосперма триплоидный набор хромосом (3n), так как эндосперм образуется при слиянии гаплоидного спермия (n) с диплоидной центральной клеткой (2n).

Общие выводы

1. В процессе эволюции растений происходила постепенная редукция гаметофита и развитие спорофита.

2. В гаметах растений гаплоидный набор (n) хромосом, они образуются путём митоза.

3. В спорах растений гаплоидный набор (n) хромосом, они образуются путём мейоза.

 

stydopedia.ru

Вопрос 52

Общая характеристика высших растений

Высшие растения составляют подцарство растительного мира. Существует предположение, что они произошли от каких-то древних групп зеленых водорослей. Для такой гипотезы имеются веские основания: 1) у водорослей и высших растений главный фото-синтезирующий пигмент — хлорофилл а и каротиноиды; 2) основной запасной углевод — крахмал, который откладывается в хлоропластах, а не в цитоплазме, как у других фотосинтезирующих эукариот; 3) целлюлоза является важнейшим компонентом их клеточной стенки; 4) у водорослей и некоторых высших растений (мхи) в матриксе хлоропласта имеются особые включения — пиреноиды; 5) при клеточном делении у растений и некоторых водорослей образуются фрагмопласт — внутриклеточная пластинка, зачаток клеточной стенки.

Высшие растения появились на суше примерно 430 млн. лет назад в виде небольших по размеру и примитивных по строению риниофитов, или псилофитов. В дальнейшем их эволюция неразрывно связана с постепенным завоеванием суши. Оказавшись в совершенно иной наземновоздушной среде, они постепенно адаптировались к необычной обстановке и на протяжении многих миллионов лет дали громадное разнообразие наземных растений различной величины и сложности строения.

Одним из ключевых событий раннего этапа выхода растений на сушу было появление слор с прочными оболочками, позволяющими переносить засушливые условия и распространяться ветром. В процессе дальнейшего приспособления к наземным условиям существования у высших растений сформировались вегетативные органы — корень, стебель и лист, как результат разделения функций между различными участками тела. Корни обеспечивают закрепление растений в субстрате и водно-минеральное питание, листья — фотосинтез, стебли — транспорт веществ (восходящий и нисходящий токи).

Развитие эффективной проводящей системы тканей, состоящей из ксилемы и флоэмы, решило проблему передвижения воды и органических веществ у сосудистых растений при выходе их на сушу. От высыхания эти растения обрели защиту в виде покровной ткани — эпидермы или перидермы. Развитие эпидермы привело к возникновению устьиц — высокоспециализированных образований, регулирующих газообмен и испарение воды растением.

Далее у высших растений произошло усиление механической прочности путем утолщения клеточной стенки и пропитывания ее лигнином, придающим жесткость ее целлюлозному остову.

Параллельно шла эволюция и органов полового (антеридии и архегонии) и бесполого (спорангии) размножения. Из одноклеточных, характерных для подавляющего большинства водорослей, эти органы становятся многоклеточными, и стенки их надежно защищают развивающиеся гаметы и споры от высыхания.

В жизненном цикле высших наземных растений наблюдается закономерное чередование полового и бесполого поколений.

Гаплоидное поколение называется гаметофитом, поскольку оно способно к половому размножению и образует гаметы. Гаметы формируются в антеридиях и архегониях. В результате оплодотворения образуется зигота, из которой вырастает диплоидный спорофит. Он способен к бесполому размножению с образованием гаплоидных спор. Последние дают начало гаметофит-ному поколению. Одно из этих двух поколений всегда преобладает над другим, и на его долю приходится большая часть жизненного цикла высших растений.

В отличие от других высших растений, в жизненном цикле моховидных преобладает гаметофит —небольшое, преимущественно листостебельное растение, которое осуществляет функцию фотосинтеза, водоснабжения и минерального питания. Спорофит у них развивается из оплодотворенной яйцеклетки внутри архегония и постоянно связан с гаметофитом не только морфологически, но и физиологически (в смысле питания), т. е. низведен до степени органа растения, выполняющего только функцию спорообразования. Для размножения мхов необходима вода, иначе сперматозоиды не смогут подплыть к архегони-ям. Кроме того, только в достаточно влажной среде у них лопаются антеридии и высвобождаются сперматозоиды. Поэтому не случайно большинство моховидных обитает в сырых и затененных местах.

Развитие жизненного цикла моховидных по пути возрастания самостоятельности гаметофита и морфологического упрощения (с потерей самостоятельности) спорофита привело к эволюционному тупику.

В эволюции высших сосудистых растений происходит постепенная редукция (уменьшение и упрощение) гаметофита и преобладание в жизненном цикле спорофита. Так, у плауновидных, хвощевидных и папоротниковидных гаметофит представлен маленьким (от нескольких миллиметров до 3 см) заростком, не расчлененным на органы, живущим несколько недель (у плаунов — несколько лет) независимо от спорофита. На заростках в антеридиях развиваются сперматозоиды, которые, плавая в каплях воды, достигают архегония и сливаются с яйцеклеткой. Благодаря крошечным размерам гаметофитов оплодотворение у хвощей, плаунов и папоротников может происходить даже при ничтожно малых количествах воды в виде капелек росы, тумана и Др.

У голо- и покрытосеменных растений гаметофит полностью утратил способность к самостоятельному образу жизни, и все его развитие протекает на спорофите внутри макроспорангия (или семязачатка).

У голосеменных женский гаметофит — многоклеточный гаплоидный эндосперм с двумя (у сосны) или несколькими (у других голосеменных) архегониями; у покрытосеменных он редуцирован обычно до семи клеток, архегониев не имеет и называется зародышевым мешком. В последнем образуются яйцевой аппарат, состоящий из яйцеклетки и двух клеток-синергид, вторичного диплоидного ядра и клеток-антипод.

Мужской гаметофит семенных растений развивается из микроспоры и представляет собой пыльцевое зерно (пыльцу), прорастающее в пыльцевую трубку с образованием двух спермиев. При этом впервые в эволюции растений процесс оплодотворения становится независимым от наличия капельно-жидкой среды: спермин доставляются к яйцеклеткам пыльцевой трубкой, что является важнейшим приспособлением к наземному образу жизни.

studfiles.net

Дидактические картчкина парты по теме: "Жизненные циклы растений"

Занятие элективного курса по биологии на тему:

«Жизненные циклы растений».

ЗАДАНИЕ №1.

Рассмотрите внимательно схему размножения одноклеточной водоросли хламидомонады. Объясните, в чём сущность полового размножения и каково его отличие от бесполого? В результате какого процесса образуются гаметы, в чём их особенность? Что такое зиготическое деление? Чем у водорослей представлен гаметофит? Чем представлен спорофит?

ЗАДАНИЕ №2

Задача 1. Какой набор хромосом характерен для клеток слоевища улотрикса и для его гамет? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются.

Задача 2. Какой набор хромосом характерен для зиготы и для спор зелёных водорослей? Объясните, из каких исходных клеток и как они образуются.

ЗАДАНИЕ №3.

Рассмотрите гербарный материал: мох кукушкин лён. Определите, какая часть растения является спорофитом, почему? Какая часть растения является гаметофитом? Почему? Какую особенность имеет спорофит мхов?

Решите предложенные задачи.

Задача 3. Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор кукушкина льна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются.

Задача 4. Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев и коробочки на ножке кукушкина льна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются.

ЗАДАНИЕ №4.

Рассмотрите гербарный материал: папоротник щитовник. Определите, какая часть растения является спорофитом, почему? Как называются образования папоротника, создающие споры? Где находится гаметофит папоротников?

Решите предложенную задачу.

Задача 5. Какой хромосомный набор характерен для листьев (вай) и заростка папоротника? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.

ЗАДАНИЕ №5.

Рассмотрите в микроскоп женскую и мужскую шишку сосны. Чем является шишка? Какой процесс происходит на чешуйках мужских шишек? К чему он приводит?

Где у сосны происходит образование мегаспор? Из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются?

Сколько спермиев образуется в мужском гаметофите сосны? Почему оплодотворение голосеменных нельзя назвать двойным?

Решите предложенные задачи.

Задача 6. Какой хромосомный набор характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.

Задача 7. Какой хромосомный набор характерен для мегаспоры и клеток эндосперма сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.

ЗАДАНИЕ №5.

Выполните задание:

Установите последовательность процессов, происходящих при размножении и развитии цветковых растений, начиная с момента формирования пыльцы. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. проникновение спермиев в зародышевый мешок

  2. образование триплоидной клетки

  3. прорастание пыльцевой трубки

  4. формирование семени из семязачатка

  5. образование генеративной и вегетативной клеток

Ответ:

ЗАДАНИЕ №6.

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1.В жизненном цикле цветковых растений преобладающим поколением является спорофит. 2. Ядро генеративной клетки делится мейозом, формируя два спермия. 3. Мужской гаметофит представлен пыльцевым зерном, состоящим из генеративной и вегетативной клеток. 4. В процессе двойного оплодотворения один спермий сливается с двумя ядрами центральной клетки, образуя гаплоидный эндосперм. 5. Женский гаметофит представлен гаплоидной яйцеклеткой.

 

 

Поставьте самооценку за работу на занятии____________(от 2 до 5)

Отметьте степень понимания учебного материала

Напишите отзывы по проведённому занятию. Ваши предложения, советы, пожелания.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Спасибо! Ваша Ольга Анатольевна.

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта