В поле растения. Поле. Растения и животные полей. Отличия от природных экосистем

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект урока по окружающему миру.Тема: Поле. Растение поля. В поле растения


Что растет на полях? « Nature-box.ru

В древности население нашей страны не было так плотно, как сейчас. Там, где теперь живут миллионы людей, жили лишь сотни.Немудрено поэтому, что большая часть России была покрыта тогда лесом и полями, и степью.В средней России, где теперь больших лесов нет, леса тянулись на тысячи километров, а к югу к ним примыкала широкая степь, которая шла до самого берега Черного моря.Но человек мало-по-малу выжег и вырубил леса, а степь распахал.Он расчистил и засеял почву другими растениями. И вот на месте лесов и степей мы видим теперь участки обработанной человеком земли, которые мы называем полями.Что растить на этих полях? — конечно, прежде всего, то что необходимо самому человеку. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза,просо,гречиха,лен,картофель,свекла,морковь,разные кормовые травы — такие как клевер,люцерна,тимофеева трава.Но между ними всегда подселяется другая сорняковая трава. Они засоряют собою поля и потому называются сорные травы.Эти травы берут из почвы те же вещества, которые нужны для жизни разделываемым растениям, а разрастаясь они стесняют рост молодых всходов. Поле, засоренное сорными травами, никогда не дает хорошего урожая.Вот почему земледельцу приходится следить за непрошенными гостями и принимать против них различные меры.Как же они попадают в поля?Прежде всего, если земледелец не очищает семена, припасенные для посева, то вместе с ними он будет сеять и семена сорных трав.Осенью семена сорных трав созревают вместе с возделываемыми растениями, и фермер собирает их вместе с хорошими семенами. Многие семена распространяются по ветру.Другие семена прицепляются к разным животным.Теперь мы понимаем почему на полях попадаются различные сорные травы.Сорных трав бывает меньше в озимых посевах. Это такие посевы, которые сеют еще до зимы. Такие посевы еще ранней весной покрывают поле густой зеленью и эта зелень мешает разрастаться сорным травам.Почти все сорные травы относятся к однолетним растениям, т.е. таким которые скинув семена в тот же год погибают.

nature-box.ru

Растения и животные поля

Растения и животные поля - пример Огромные пространства занимают поля. На полях сеют и выращивают культурные растения.

К хлебным культурам относятся пшеница, рожь, ячмень, овёс, кукуруза. Пшеница — главная зерновая хлебная культура. У пшеницы полые стебли, узкие длинные листья и колосья, в которых созревают зёрна. В них содержатся многие питательные вещества, нужные человеку. Из этих зёрен изготовляют муку, а из пшеничной муки можно приготовить тысячи разных изделий. В нашей стране под посевами пшеницы заняты большие площади земли.

Пожалуй, самой распространённой культурой на земле после зерновых является картофель. Это очень ценная и урожайная культура. Картофель питателен. В нём много крахмала, витаминов и различных солей, нужных для организма. На полях вместе с культурными растениями можно встретить и сорняки. Злейшим сорняком является пырей, который размножается с необыкновенной быстротой. Некоторые сорняки настолько похожи на культурные растения, что их трудно различить. Например, овсюг похож на овёс. Этот сорняк приносит большой вред культурным растениям, так как берёт из почвы в полтора раза больше воды, чем пшеница. Вьюнок полевой часто так густо оплетает стебли пшеницы, что та ложится под его тяжестью на землю. Такую пшеницу трудно убирать комбайном.

Куколь — сорняк с крупными тёмно-розовыми цветами и узкими листьями. Если же хлебное поле засорено было куколем, то при молотьбе ядовитые семена его могут смешаться с зерном. Хлеб, испечённый из такой муки, вызывает у человека отравление. Труженики наших полей ведут упорную борьбу с сорняками: пропалывают посадки до цветения культурных растений, вовремя обрабатывают поля. В прополке большую помощь оказывают школьники.

На полях можно встретить хомяков, мышей, полёвок, а в южных районах нашей страны — и сусликов. Эти животные питаются растениями поля, на зиму заготовляют зерно, многие из них живут в норах. Пройдите по полю. Вы встретите кучки обгрызенных колосков и соломинок: здесь хозяйничали полёвки.

Хомяки нагибают колосок и срезают его своими острыми резцами, зёрнами набивают рот, прячут их за щёки и переносят в свои норы, создавая там запасы на зиму. Иногда в норах хомяков находят до 30—40 кг отборной пшеницы. Суслики поедают молодые стебли злаков и их сочную сердцевину. Когда же появляются колосья, суслики срезают их своими острыми зубами, а зёрна съедают. На зиму суслики впадают в спячку.

Среди животных много друзей ноля. Это — птицы. Особенно большую пользу приносят канюки, совы. Они поедают огромное количество мышей и других грызунов. Одно семейство совы за год сберегает до одной тонны пшеницы.

Весной на поля ирилетают голосистые жаворонки. Поёт самец, взлетая вверх, наполняя окрестности чарующими звуками. Жаворонки питаются насекомыми.

worldofscience.ru

Поле. Растения и животные полей. Отличия от природных экосистем | Биология. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Растения бывают дико­растущие (растущие в природе без помощи че­ловека) и культурные, выведенные человеком для его нужд и не способные расти в природе без помощи человека.

Кто же обитает в экосистеме поля? Прежде всего, это растения-«кормильцы». Человек сам выращивает культурные растения, заботится о них.

Но есть и ненужные человеку сорные расте­ния, или сорняки.

Сорняки (вьюнок, одуванчик, осот)

Главный «едок» полевых растений — чело­век. Ведь крестьяне выращивают пшеницу и картофель для еды.

Другие «едоки», которым нужны кормовые травы, — это домашний скот: лошади, коро­вы, козы, овцы.

Третья группа «едоков» — непрошеные гос­ти: вредящие полям грызуны и насекомые. От таких «едоков» человеку приходится защищать урожай.

Животные, вредящие полям (колорадский жук, мышь, саранча, капустница)

Есть на полях и «мусорщики». В почве обитают дождевые черви, множество микроор­ганизмов. Однако «мусорщиком» бывает и че­ловек. Осенью люди убирают с полей солому, добавляют в почву удобрения.

Удобрения — питательные вещества для растений.

Что же такое поле?

Поле — это созданная человеком ис­кусственная экосистема для выращива­ния нужных ему растений.

Каковы главные отличия полей от природ­ных экосистем? Материал с сайта http://worldofschool.ru

Ты, конечно, догадался, что круговорот веществ в природных экосистемах замкну­тый или почти замкнутый. Поэтому они мо­гут существовать очень долго и почти не ме­няться.

Совсем по-другому обстоит дело с искусст­венной экосистемой — полем.

Значительную часть из круговорота веществ человек забирает с полей в виде урожая. В результате этого кругово­рот веществ становится незамкнутым. Поле — эта искусственная экосистема — оказывает­ся неустойчивой. Без постоянной заботы че­ловека оно превращается в природную экосис­тему.

На этой странице материал по темам:
  • Какие растения, грибы, животные обитают в поле

  • Растения и животные полей сообщение

  • Животные полей мышь

  • Растения поля и животные

  • Сорные растения в экосистеме

Вопросы по этому материалу:
  • Кто живёт и что растёт на полях?

  • Чем отличаются культурные растения от дико­растущих?

  • Какие сорняки ты знаешь? Как с ними надо бороться?

  • Чем различаются природная (натуральная) и искусственная экосистемы?

  • Почему поле рано или поздно может превра­титься в луг или заросли сорняков, если человек пе­рестанет ухаживать за культурными растениями?

  • Как помогают че­ловеку растения?

worldofschool.ru

Животные - обитатели полей

Содержание статьи

Животный мир полей просто удивителен. Не многие знают, что поля занимают около 25% суши на нашей планете.

Полевой биом существует на каждом континенте. Лишь на первый взгляд кажется, что бескрайние поля никто не населяет, и они представляют собой пустошь. На деле же в полях активно кипит жизнь. Жители полей не отличаются многообразием видов, но каждый представитель по-своему уникален и неповторим.

Как выглядят жители полей?

В полях обитают животные, птицы и насекомые. Животные полей чаще всего ведут мигрирующий образ жизни, и преодолевают огромные расстояния в поисках пищи.

В полях обитают и охотятся многие хищники, такие как лисы, например.В полях обитают и охотятся многие хищники, такие как лисы, например.

Большая часть жителей полей питается растительностью, именно поэтому многие из них имеют широкие зубы с уплощенной верхней частью. На самых маленьких живых существ охотятся более крупные хищники. Поскольку в поле негде спрятаться, то мелким зверькам приходится рыть норы под землей и в них скрываться от врагов. В связи с этим у всех небольших жителей полей имеются длинные когти на передних лапах, с помощью которых просто копать грунт.

Стоит отметить, что жители полей способны приспосабливаться к любым условиям жизни. Некоторым животным не страшна перемена климата, они могут переносить и стужу и зной.

Мышь - активный участник полевого биоценоза.Мышь — активный участник полевого биоценоза.

Помимо всего прочего обитатели полей умеют прекрасно маскироваться.

Кто живет в полях?

В полевых биомах живет довольно много видов животных. В полях, которые граничат с лугами и перелесками, встречаются лисы, ласки и даже волки. Но самыми многочисленными обитателями полей являются грызуны. Один из самых известных полевых зверьков – крот, который практически всю жизнь проводит под землей. Хотя найти его совсем не просто, можно увидеть многочисленные тоннели, в которых он скрывается.

Интересно, что каждый ход кроты используют для определенных целей, например, по одним ходам они только передвигаются, а другие, не такие ветвистые и более глубокие, используются в качестве логова.

Когда поспевают хлеба, перепелы переселяются в поля, быстро откармливаются и сильно жиреют.Когда поспевают хлеба, перепелы переселяются в поля, быстро откармливаются и сильно жиреют.

Также распространенными полевыми жителями являются мыши и хомяки. Эти грызуны очень осторожны, они могут быстро бегать, но, тем не менее, часто становятся жертвами многих хищников.

Чаще всего грызуны живут в колониях и селятся в норках. Каждая нора имеет несколько ходов. В норах грызуны прячутся днем, а ночью выбираются в поисках пищи. Поскольку зимой грызуны остаются в норах, то они предварительно собирают запасы. На протяжении всего лета и осени они заполняют свои хранилища. И хомяки и полевки являются очень плодовитыми. Молодые особи становятся самостоятельными уже в возрасте двух недель.

Жаворонки разряжают атмосферу на полях своим чарующим пением.
Жаворонки разряжают атмосферу на полях своим чарующим пением.

Птицы, живущие в полях, являются представителями отряда воробьиных. Чаще всего в полевом биоме встречаются жаворонки и серые мухоловки. Жаворонки поселяются только на открытых участках. Они привлекают внимание своим мелодичным пением.

Серые мухоловки, как и жаворонки, любят открытые участки. Особенностью мухоловки является то, что во время охоты она трясет крыльями и хвостом, а потом моментально понимается в воздух за добычей. Серые мухоловки охотятся на самых разнообразных насекомых.

Серая мухоловка - истребитель насекомых.Серая мухоловка — истребитель насекомых.

На полях можно встретить большое количество представителей отряда куриных. Самыми распространенными из них являются перепела, серые куропатки и ястребы. Большая часть птиц, обитающих на полях, являются перелетными, то есть они на зиму улетают.

Полезны ли жители полей, или они вредители?

Многих животных полей люди считают вредителями, поскольку они наносят большой урон сельскому хозяйству, истребляя злаковые растения.

Кроты приносят пользу, разрыхляя землю и, тем самым, способствуя ее аэрации и увлажнению.Кроты приносят пользу, разрыхляя землю и, тем самым, способствуя ее аэрации и увлажнению.

Но, не смотря на это, нельзя недооценивать пользу жителей полей. Например, перепел уничтожает вредителей-насекомых, а кроты взрыхляют почву, улучшая ее качество и насыщая кислородом.

К сожалению, на многих животных, домом которых являются поля, люди охотятся, в связи с этим на сегодняшний день уделяется большое внимание их сохранению.

https://www.youtube.com/watch?v=0Yr-xa0V8AM

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

animalreader.ru

Конспект урока по окружающему миру.Тема: Поле. Растение поля.

1. Организационный момент.

Поприветствуйте наших гостей. Улыбнитесь.

Дайте пять вашему партнеру по плечу. И слегка ударьтесь кулачками с вашим партнером по лицу.

1)У вас на столах карточки - пазлы со словами.

  • Из данных слов составьте предложение.

  • Нас, всё, у, сегодня, получится.

  • У нас сегодня всё получится.

2)Давайте настроимся на позитивную работу.

  • Произнесем нашу речевку:

  • Мы – умные!

  • Мы – дружные!

  • Мы – внимательные!

  • Мы – старательные!

  • Мы – отлично учимся!

  • Всё у нас получится!

Работая вместе, вы должны помнить, что ваш успех сегодня будет зависеть не только от знаний, но и от умения работать вместе.

2.Актуализация знаний.

1) Начнем мы с вами урок с повторения пройденного материала.

Предлагаю поработать с карточками, используя структуру «Fan-N-Pick»

1.Что такое луг? ( Природное сообщество.)

2. Сколько ярусов на лугу?(2)

3. Какие растения можно встретить на лугу?

(На лугу растут только травянистые растения)

4.Почему крупные животные не живут на лугу? (Им негде прятаться)

Обобщение ( отвечают все № 2)

3. Проблемная ситуация.

-У вас на столах лежат карточки с названиями растений. Рассортируйте их на группы.

/клевер, василек, колокольчик, кукуруза, пшеница , подсолнечник)

-Какие же группы получились? (луговые растения и полевые)

-Назовите растения групп. Почему вы так разделили?

Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним сообществом.

4. Работа над темой урока.

Я прочитаю вам стихотворение.

Послушайте и постарайтесь понять, о чем это стихотворение.

Чтение стих-я учителем

ЧТО ТАКОЕ ПОЛЕ?

Для коней раздолье,

Пашни полоса,

Метелочки овса.

Колосится спелая пшеница

И шумит там рожь, колючая как еж.

Ветер свищет,

Мышка зерна ищет,

Ящерка снует,

Солнышко встает.

Знает только птица,

Где его граница,

Ну а ты пойдешь - края не найдешь. Что это?

-О чем стихотворение?

5. Определение цели и темы урока.

1)Как вы думаете, над какой темой мы будем работать? И какую цель поставим на уроке?

Тема: Поле. Растения поля.

Обсудите в группе.

2)А как вы понимаете «Что такое поле»?

Подумайте! ( 5 секунд)

Предлагаю вам поразмышлять над этим, используя обучающую структуру Плейсмэт Консенсус.

Все ученики № 2 возьмите лист А-3. Сложите его пополам и затем снова пополам. Когда вы раскроете этот лист, вы увидите 4 квадрата.

А сейчас нарисуйте большой прямоугольник посередине листа ( на слайде), обведите линии сгиба.

После этого пронумеруйте квадратики в зависимости от вашего номера.

В центре мы напишем вопрос, Что такое поле?

А теперь каждый возьмите ручку и запишите в своем квадрате, пунктами, что такое поле по вашему мнению.

Запишите как можно больше идей.

У вас 1 минута. Начали!

Сейчас каждый из вас поделится своей точкой зрения.

Каждый по очереди читает свою идею, а остальные должны показать свое согласие ( большой палец вверх) или не согласие (палец в сторону).

Ученик под №1каждой команды запишите в центральный квадрат ту точку зрения, с которой согласится вся команда. Но еще одно условие, в центр листочка вы можете записать только 5 слов. Начали!

У вас 2 минуты.

Итак, справились?

Вам нужно дополнительное время?

Все ученики под №4 встаньте и зачитайте по одной идее (Ответы на доске записывает учитель).

3)Предлагаю прочитать значение слова поле в толковом словаре.

ПОЛЕ-

  1. Безлесная равнина, пространство.

  2. Природное сообщество.

  3. Обрабатываемая под посев земля, участок земли.

Все ученики под №3 встаньте и повесьте свои работы на доску. Вы можете на перемене ознакомиться с работами каждой группы.

Давайте сделаем ЧИРС «Чистая работа»

4) -А чем отличается луг от поля? Обсудите в паре с партнером по плечу.

- Что же выращивают в поле?

Конэрс

-У вас на столах лежат карточки с названиями растений.

Ваша задача, найти к какой группе относится ваше растение, и встать в эту группу. Группы записаны в углах класса.

(овощные, бобовые, прядильные, зерновые, масличные)

/рожь, пшеница, овес, ячмень, просо, кукуруза, гречиха, капуста, картофель, морковь, горох, фасоль, лен, подсолнечник, хлопок, огурцы, помидор, свекла

-Дети в структуре ТАЙМД-ПЭА-ШЭА объясняют, почему они отнесли свое растение к той или иной группе.

Спасибо, присаживайтесь.

5)Я вам предлагаю следующее задание.

На столе карточки с фотографиями растений (хлопок, картофель, подсолнух, пшеница) Рассмотрите, прочитайте о растении, а потом каждый из вас поделится своей информацией.

У вас 1 минута, чтобы подготовиться.

Хлопок- это своего рода шерсть. Родина хлопчатника – Южная Азия. На кустах высотой в 6 м, а то более 12 метров к осени вызревают коробочки с семенами. Коробочки с хлопком обычно собирают вручную, и это очень тяжелый труд. 

Историю картофеля в России связывают с Петровской эпохой.  Повсюду, первое время, картофель считался диковинным экзотическим овощем. Россия не была исключением. На дворцовых балах и банкетах его подавали как редкое и лакомое блюдо, посыпая его сахаром, а не солью.

Подсолнух на языке цветов – символ оптимизма, веселья и благополучия, цветок тепла и солнца.  Подсолнух, пожалуй, один из самых ярких цветов земли. Является основной масличной культурой в мире. Промышленное производство подсолнечного масла  впервые было начато в 1716 году в Англии.

Пшеница – самая главная зерновая культура в нашей стране. Пшеницу называют хлебным злаком. Однолетнее травянистое растение 30—150 см высотой. Стебли прямостоячие. Получаемая из зёрен пшеницы мука идёт на выпекание хлеба, изготовление макаронных  изделий.

Каждый рассказывает о прочитанном. У каждого 30 секунд.

Проведем игру «Намбер ап», но вместо того, чтобы просто встать, вы встаете и называете одно растение, которое растёт в поле.

У каждой команды будет 2 минуты для достижения максимально большого числа.

Магическое число – 6. Поехали!

-Спасибо за плодотворную работу.

6.Закрепление новой темы.

Чтобы подвести итоги пройденной темы, мы выполним тест.

  1. Тест: Поле.

1) Зерновые культуры

а) пшеница б) тысячелистник в) лён

2) Овощные культуры

а) овёс б) кувшинка в) капуста

3) Почему в поле живёт мало зверей:

а) мало птиц

б) много врагов

в) открытая местность

4) В поле выращивают:

а) рожь, овёс, ячмень

б) пшеница, пырей, вьюнок

в) капуста, василёк, картофель

5) Для защиты почвы на полях необходимо:

а) уничтожать насекомых и животных, удобрять

б) проводить снегозадержание, правильно пахать

в) обильно поливать, применять ядохимикаты

Давайте проверим. Поменяйтесь карточками партнёрами по плечу. Возьмите зеленые ручки, поставьте + , если верно, - , если неверно.

Проверка по образцу. ( слайд)

ОТВЕТЫ: 1 - а ; 2 – в; 3 – в; 4 – б; 5 – б

Работа ведётся по структуре «ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН»

- У кого все ответы верны. Встаньте.

7.Итог урока:- С каким природным сообществом мы познакомились сегодня на уроке?

- Интересна ли вам была эта тема?

8.Рефлексия учебной деятельности.

В паре расскажите об уроке, используя начало предложения.

  • Сегодня на уроке я узнал…

  • Сегодня на уроке я смог…

  • Мне понравилось…

9.Домашнее задание на выбор.

Откройте дневники и запишите дом. задание.

1. Работа по учебнику на стр.125-130

2. Творческое: найти информацию и подготовить сообщение об одном из растений поля.

А я в свою очередь хочу вам сказать, ребята, спасибо за активную работу на уроке, за ваш интерес и улыбки.

Урок окончен. Спасибо.

kopilkaurokov.ru

Как орошают растения в поле

Поздно вечером мы подъезжали к железнодорожной станции, от которой затем должны были ехать на лошадях в совхоз «Пахта-Арал», находящийся в долине р. Сыр-Дарьи. Переночевав на душистом сене во дворе пристанционной чайханы, мы отправились в путь ранним утром следующего дня.

Было начало августа. Солнце поднималось все выше и выше. Уже с утра стало припекать. К полудню жара сделалась нестерпимой. Термометр в тени показывал свыше 40°. По дороге из-под колес нашей повозки поднималась мелкая желтая пыль. Марево этой пыли висело над горизонтом. Небо казалось низким и таким же желтым, как выжженная солнцем степь, как сама дорога и осыпанные пылью полузасохшие травы по ее обочинам. В степи все лето не было ни капли дождя. Стояла засуха.

Но стоило нам подъехать к совхозу, как картина резко изменилась. Уже издали мы увидели хорошо распланированные поля культурных растений. Их свежие зеленые квадраты, окруженные тополями, радовали взор. Казалось, что мы попали совсем в другой мир. Каналы, по которым текла вода, орошавшая поля, были обсажены деревьями. Под ними, в густой тени, было не так жарко.

Во многих районах наших республик Средней Азии и Закавказья земледелие невозможно без искусственного орошения. Здесь весной, летом и ранней осенью небо безоблачно. Солнце светит ярко, и дождей почти не бывает. Только при орошении выращивают в этих районах хлопок, зерновые и бахчевые культуры, овощные растения, а также виноград и плодовые деревья. В Нижнем и Среднем Поволжье, на Северном Кавказе, в Ростовской, отчасти Воронежской областях, на юге Украины условия для земледелия более благоприятны. Плодородные черноземы дают богатые урожаи. Но и в этих районах наряду с влажными, дождливыми годами бывают годы засушливые, с малым количеством летних осадков, с высокой температурой воздуха, сухими ветрами — суховеями. Поэтому и здесь в некоторых совхозах и колхозах воду из больших рек и мелких речек отвели на поля. В жаркое сухое время поливают главным образом овощные культуры, сады, виноградники, иногда пшеницу и получают большие урожаи.

Орошаемое земледелие распространено и в других странах. В Египте (в долине р. Нила), в Индии, Китае, в Малой Азии (например, в долине рек Тигра и Евфрата) оно насчитывает уже несколько тысячелетий. Среди пустынь Малой Азии и Египта орошаемые участки в долинах рек представляют собой зеленые оазисы, с селениями и возделанными полями, со сложными оросительными системами. Много орошаемых земель и в США.

Какими же способами орошают растения?

Древнее земледелие возникло и развивалось в долинах больших рек. Эти реки периодически разливались. Их вода затопляла большие пространства земли. Когда разлив кончался и река постепенно входила в свое обычное русло, сделанные заранее валики из земли задерживали обратный сток ее в русло. Это способствовало впитыванию воды в землю. Затем, когда земля просыхала настолько, что ее можно было возделывать, ее обрабатывали и сеяли пшеницу, лен, хлопок, овощи, бахчевые культуры и другие растения. Вместе с водой эти реки приносили много ила. Земля, напоенная влагой и удобренная плодородным илом, \ давала большие урожаи. Так возник один из самых древних способов орошения — орошение затоплением.

В настоящее время орошение затоплением практикуется не только в долинах рек. В стенной полосе нашей страны используют для этого вешние талые воды. На полях еще с осени делают плугом земляные валики. Вода от растаявшего снега задерживается ими, долго стоит на полях и не стекает. Она хорошо впитывается в землю. Таким образом, почву увлажняют один раз — весной. Этот способ орошения называют лиманным. Он применяется обычно для кормовых трав и зерновых культур, т. е. для культур сплошного посева. Иногда в оврагах задерживают весеннюю талую воду плотинами, создавая таким путем искусственные пруды. Время от времени воду из прудов спускают на поля и орошают ею посевы.

На больших реках, например на Дону, Днепре, Волге, построены и строятся гигантские плотины. В образовавшихся огромных водохранилищах, получивших название морен (Цимлянское, Сталинградское, Куйбышевское), очень высокий уровень воды. Это дает возможность использовать силу ее падения для получения электроэнергии. Вода этих водохранилищ по каналам спускается и на поля для j орошения сельскохозяйственных культур.

Воду из реки или канала иногда приходится! поднимать на поля различными водоподъем – I ными устройствами. В прежнее время для этого служили всевозможные приспособления из дерева, которые приводились в действие самим человеком или животными: волами, верблю-1 дами, лошадьми. В нашем механизированном социалистическом хозяйстве воду на поля под – j нимают насосами и в действие они приводятся машинами.

При сплошном посеве (зерновые культуры, посевные травы) растения поливают напуском по полосам. Все поле специальными орудиями — риджерами — разделяют на узкие полосы длиной от 50 до 200 м и шириной в один или несколько захватов сеялки. Полосы отделяются друг от друга земляными валиками. На каждую полосу пускают воду из канала. Поэтому такой полив называют поливом-напуском. При этом способе полива вода распределяется по поверхности поля сплошным слоем и при своем движении впитывается в почву.

У поливов затоплением, напуском и лиманным способом есть и отрицательные стороны. После высыхания верхних слоев почвы образуется корка, которая не дает воздуху проникнуть к корням растений. Кроме того, с поверхности почвы усиливается испарение воды. Из нижних слоев почвы начинает подниматься на ее поверхность раствор солей. Вода испаряется, а соли остаются. Так постепенно может произойти засоление почвы, наиболее плодородного верхнего ее слоя. Структура и качество почвы ухудшаются, и растения дают все меньшие и меньшие урожаи.

Лучший способ полива — полив по борозда м. Все поле разбивают на участки. По их границам от основного оросительного канала отводят более мелкие каналы, по которым вода течет самотеком. От этих каналов воду отводят на поливные участки по мелким временным бороздам, пролегающим между рядками растений. Вода, протекая по ним и проникая в глубь почвы, увлажняет те ее слои, в которых находятся корни растений. Полив по бороздам дает лучшие результаты: расходуется меньше воды, на поверхности почвы после ее высыхания не образуется сплошной корки, не происходит засоления почвы. Бороздки, по которым идет вода, бывают разные, в зависимости от того, какое растение посеяно или посажено: они могут быть глубокими и широкими, глубокими и узкими, широкими и мелкими.

Но все эти виды искусственного орошения не могут сравниться с дождем. Когда пройдет хороший дождь, воздух, окружающий растения, насыщается парами поды. Земля тоже насыщается водой. В поле становится не так жарко, листья, на которые упали капли дождя, хорошо впитывают в себя влагу. Поэтому увядшие растения после дождя быстро оправляются, хорошо растут и приносят богатый урожай.

Нельзя ли в поле поливать растения сверху, создать искусственный дождь? Поливаем же мы у себя на огороде из лейки! Оказывается, можно.

Такой способ полива называют дождеванием. Вода мелкими каплями разбрызгивается дождевальным аппаратом. У дождевания еще и то преимущество, что воды при нем расходуется меньше, чем при других способах полива, а результаты получаются не хуже, а лучше.

У себя на огороде или в саду мы поливаем растения из лейки на глазок, сколько нам кажется достаточным. В поле так поливать нельзя. Избыток воды в почве может повредить растениям. Он ухудшает качество почвы, снижает урожай. Если же мы дадим растению воды меньше, чем нужно, урожай, конечно, тоже будет плохим. Кроме того, орошение применяется в тех районах, где воды не хватает, где ее берегут и она ценится, как говорится, на вес золота. Поэтому нужно так поливать, чтобы и лишнюю воду не потратить и урожай получить хороший. Для этого следует знать, сколько растение потребляет воды. А воды ему, оказывается, надо немало. Например, одно растение кукурузы от всходов и до созревания потребляет 100 л воды. А одно растение капусты с кочаном среднего размера — ни много ни мало — 220 л воды, т. е. почти полную 20-ведерную бочку. Другие растения потребляют воды меньше, например одно растение пшеницы — только 2—3 л воды за лето. Но на гектаре посева, конечно, больше растений пшеницы, так как ее высевают гуще, чем кукурузу. Значит, количество воды для полива одного гектара поля зависит от вида растений и густоты их посева.

То количество воды, которое нужно дать растениям за лето на один гектар посева, называют оросительной нормой. Оросительная норма для разных растений и в разных климатических условиях различна. Например, в наших среднеазиатских республиках на гектар хлопчатника идет от 5 до 7 тыс. л3 воды за лето. В Заволжье, на Северном Кавказе пшенице дают от 1,5 до 3 тыс. м3 воды на гектар посева (в зависимости от количества летних дождей).

Растениям обычно не сразу дают всю воду, а делят оросительную норму на порции и поливают посевы несколько раз за лето и в определенные сроки. При этом важно следить за тем, чтобы в почве все время был достаточный запас влаги, необходимый растениям. Важно также, чтобы растения особенно хорошо были обеспечены влагой в период цветения и образования семян и плодов, когда они больше всего в нем нуждаются.

При правильном применении орошения получают большие и высококачественные урожай сельскохозяйственных растений. Например, уже! много лет подряд совхоз «Пахта-Арал» выращивает на орошаемых полях богатые урожаи хлопка. В 1957 г. с каждого гектара (из! 5380 га посева) он собрал в среднем по 30 хлопка, а в 1959 г.— по 32,2 Д. Есть совхозы, которые выращивают и более высокие урожаи.

pandia.ru

Растения и животные поля

Растения и животные поля - пример Огромные пространства занимают поля. На полях сеют и выращивают культурные растения.

К хлебным культурам относятся пшеница, рожь, ячмень, овёс, кукуруза. Пшеница — главная зерновая хлебная культура. У пшеницы полые стебли, узкие длинные листья и колосья, в которых созревают зёрна. В них содержатся многие питательные вещества, нужные человеку. Из этих зёрен изготовляют муку, а из пшеничной муки можно приготовить тысячи разных изделий. В нашей стране под посевами пшеницы заняты большие площади земли.

Пожалуй, самой распространённой культурой на земле после зерновых является картофель. Это очень ценная и урожайная культура. Картофель питателен. В нём много крахмала, витаминов и различных солей, нужных для организма. На полях вместе с культурными растениями можно встретить и сорняки. Злейшим сорняком является пырей, который размножается с необыкновенной быстротой. Некоторые сорняки настолько похожи на культурные растения, что их трудно различить. Например, овсюг похож на овёс. Этот сорняк приносит большой вред культурным растениям, так как берёт из почвы в полтора раза больше воды, чем пшеница. Вьюнок полевой часто так густо оплетает стебли пшеницы, что та ложится под его тяжестью на землю. Такую пшеницу трудно убирать комбайном.

Куколь — сорняк с крупными тёмно-розовыми цветами и узкими листьями. Если же хлебное поле засорено было куколем, то при молотьбе ядовитые семена его могут смешаться с зерном. Хлеб, испечённый из такой муки, вызывает у человека отравление. Труженики наших полей ведут упорную борьбу с сорняками: пропалывают посадки до цветения культурных растений, вовремя обрабатывают поля. В прополке большую помощь оказывают школьники.

На полях можно встретить хомяков, мышей, полёвок, а в южных районах нашей страны — и сусликов. Эти животные питаются растениями поля, на зиму заготовляют зерно, многие из них живут в норах. Пройдите по полю. Вы встретите кучки обгрызенных колосков и соломинок: здесь хозяйничали полёвки.

Хомяки нагибают колосок и срезают его своими острыми резцами, зёрнами набивают рот, прячут их за щёки и переносят в свои норы, создавая там запасы на зиму. Иногда в норах хомяков находят до 30—40 кг отборной пшеницы. Суслики поедают молодые стебли злаков и их сочную сердцевину. Когда же появляются колосья, суслики срезают их своими острыми зубами, а зёрна съедают. На зиму суслики впадают в спячку.

Среди животных много друзей ноля. Это — птицы. Особенно большую пользу приносят канюки, совы. Они поедают огромное количество мышей и других грызунов. Одно семейство совы за год сберегает до одной тонны пшеницы.

Весной на поля ирилетают голосистые жаворонки. Поёт самец, взлетая вверх, наполняя окрестности чарующими звуками. Жаворонки питаются насекомыми.

worldofscience.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта