5 класс. Биология. Устройство увеличительных приборов. Увеличительные приборы используемые при изучении растений
Приборы для изучения строения растений — Науколандия
Чтобы изучить внутреннее строение органов растения, необходимо их разрезать. Однако не срезе растения все-равно нельзя увидеть, как оно устроено, потому что клетки очень мелкие. Поэтому необходимо использовать различные увеличительные приборы, например, лупу и микроскоп. Микроскопы позволяют рассматривать объекты при большом и очень большом увеличении.
Лупа является простейшим увеличительным прибором. Она состоит из выпуклой линзы из стекла и ручки или штатива, где закреплена линза. Лупы позволяют увеличивать объекты не более, чем в 5 раз, однако некоторые могут давать увеличение более, чем в 10-15 раз.
Микроскоп — это уже достаточно сложный прибор. Первый микроскоп был использован в 1600 году, и тогда люди впервые увидели микроскопический мир. Во второй половине XVII века было подробно изучено внутреннее строение растений.
Микроскоп и лупа. XIX векСовременный микроскоп
В зависимости от вида микроскопа он может давать увеличение в десятки, сотни, тысячи раз. Для светового микроскопа рассматриваемый объект должен быть очень тонким.
Под микроскопом рассматривают микропрепарат изучаемого растения. Микропрепарат представляет собой тонкий срез с небольшой части растения, который помещают на небольшое стеклышко (предметное стекло), сверху капают каплю воды и накрывают еще меньшим стеклышком (покровным стеклом).
В микроскопе увеличивают окуляр и объектив. Чтобы определить увеличение микроскопа, надо знать во сколько раз увеличивает каждый из них. Если, например, окуляр увеличивает в 20 раз, а объектив – в 10, то микроскоп даст увеличение в 20*10=200 раз.
Микроскоп позволяет увидеть, что все органы растений состоят из клеток. Однако клетки растений разные, они отличаются по размерам, форме, назначению.
Существуют организмы, которые состоят всего из одной клетки, но их относят к растениям, так как они содержат хлорофилл.
Увеличительные приборы – строение и история открытия (6 класс, биология)
Исследование микроорганизмов стало возможным после изобретения и использования увеличительных приборов. В данной статье мы вспомним материал за 6 класс биологии и повторим, какие приборы существуют, как они работают, познакомимся с историей открытия микроскопа.
Увеличительные приборы
Познавая окружающий мир, человечество столкнулось с тем, что без специального оборудования невозможно рассмотреть и изучить строение живых организмов. Современной науке уже известно, что организмы состоят из клеток. Чтобы удостовериться в этом, учёные изобрели увеличительные приборы, которые помогают увеличить изображение в несколько сотен раз. К такому оборудованию относятся:
- Лупа – простой прибор, способный увеличить изображение до 20 раз. Состоит из ручки и оправы с увеличительным стеклом. Существует ещё и штативная лупа – это прибор, на котором стекло закрепляется на штативе. С помощью такого прибора можно увидеть клетки, но познать их строение не получится.
Рис. 1. Штативная лупа.
- Микроскоп – более сложное оборудование, которое позволяет рассмотреть и изучить самые мелкие предметы. Его способность увеличивать достигает несколько тысяч раз.
Слово «микроскоп» в переводе с греческого языка обозначает «микрос» – мелкий, «скопео» – смотреть.
Строение микроскопа
Световой микроскоп увеличивает изображение прозрачных и полупрозрачных предметов. Световые лучи пронизывают исследуемый объект, а с помощью увеличительных линз (их здесь несколько) увеличивают изображение в сотни, тысячи раз.
Строение увеличительного прибора следующее:
- тубус (трубка) с окуляром, расположенным в верхней его части;
- окуляр имеет оправу и пару увеличительных стёкол;
- нижний конец тубуса имеет объектив, состоящий из оправы и нескольких увеличительных стёкол;
- штатив, к которому прикрепляется тубус;
- винты для поднятия и опускания трубки;
- предметный столик;
- зеркало.
Чтобы рассмотреть объект, его, с помощью зажимов, закрепляют на предметном столике.
Рис. 2. Световой микроскоп.
История создания микроскопа
Первые микроскопы появились в конце XVI века, они состояли из двух линз. В 1665 году английский учёный Роберт Гук использовал усовершенствованный вид микроскопа для изучения строения среза дубовой пробки, на поверхности которой он смог рассмотреть поры (ячейки). Увидев такие же ячейки и в сердцевине бузины, он дал им название «клетки».
Во второй половине XVII века голландский учёный Левенгук сумел сконструировать прибор, способный увеличивать в 270 раз. Так он открыл микроорганизмы.
Рис. 3. Микроскоп Левенгука.
Создание увеличительного оборудования основало изучение клеточного строения живых организмов.
Что мы узнали?
Увеличительные приборы бывают двух видов: лупа и микроскопы. С их помощью стало возможно изучение микроорганизмов и клеточного строения всего живого на планете. Современные микроскопы способны увеличивать изображения в несколько тысяч раз, тем самым помогая лучше познать строение и жизнедеятельность клеток, а также законы природы.
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 285.
obrazovaka.ru
5 класс. Биология. Устройство увеличительных приборов - Устройство увеличительных приборов
Комментарии преподавателя
Разломите розовый, недозревший томат или яблоко с рыхлой мякотью. Вы увидите мельчайшие крупинки, из которых состоит мякоть. Это клетки. У этих плодов они имеют довольно крупные размеры.
В среднем клетки растений имеют размер 10–50 мкм (от одной сотой до пяти сотых миллиметра), хотя иногда бывают и гораздо крупнее. Человек же способен видеть невооруженным глазом лишь объекты порядка 0,15 мм. Даже клетки мякоти томата будут видны гораздо лучше, если рассмотреть их с помощью увеличительных приборов – лупы или микроскопа.
Устройство лупы
Лупа – самый простой увеличительный прибор. Главная его часть – увеличительное стекло, или линза. Иногда линз может быть несколько. Лупы бывают ручные и штативные. Рис. 1.
Рис. 1. Лупы
Ручная лупа увеличивает предметы в 2–20 раз. Её единственная, выпуклая с двух сторон линза вставлена в оправу. При работе её берут за рукоятку и приближают к предмету на такое расстояние, при котором изображение предмета наиболее четкое – фокусное расстояние.
Штативная лупа увеличивает предметы в 10–25 раз. В её оправу вставлены два увеличительных стекла, укреплённые на подставке – штативе. К штативу прикреплен предметный столик с отверстием и зеркалом. Для фокусировки (расположения линз на наилучшем расстоянии от объекта) используется винт.
Если с помощью лупы рассмотреть кусочки мякоти полуспелого плода томата, арбуза, яблока, вы увидите отдельные клетки, сможете даже рассмотреть их форму, но не увидите никаких деталей строения.
Для изучения строения клеток необходимо большее увеличение, в таких случаях пользуются микроскопом. Самый простой, классический микроскоп – световой, или оптический.
Устройство светового микроскопа
Слово «микроскоп» происходит от греческих слов «микрос» – «малый» и «скопео» – «смотрю». Изучение объектов с использованием микроскопа называется микроскопия. Световой микроскоп способен давать максимальное увеличение до 2000 раз. Учебный прибор, с которым вы работаете в школе, скорее всего, имеет рабочее увеличение до 800 раз. Рис. 2.
Рис. 2. Световой микроскоп
Микроскоп состоит из основных элементов – объектива и окуляра, которые закреплены в подвижном тубусе. Он, в свою очередь, расположен на металлическом основании – штативе, на котором имеется и предметный столик. В современном микроскопе практически всегда есть специальная осветительная система, состоящая из нескольких линз. В учебном микроскопе её роль выполняет вогнутое зеркало.
В тубус вставлены линзы. В верхнем конце находится окуляр (от латинского слова «окулус» – «глаз») – ближайшая к глазу наблюдателя деталь. Он состоит из оправы и двух увеличительных стёкол. На нижнем конце тубуса помещается объектив (от латинского слова «объектум» – «предмет»), состоящий из оправы и нескольких увеличительных стекол.
Предметный столик выполняет роль поверхности, на которой размещают микроскопический препарат. В центре имеется отверстие, пропускающее свет, отражённый зеркалом.
Микроскоп, имеющий два окуляра, называется бинокулярным. Рис. 3. Он позволяет получать два изображения объекта – для левого и для правого глаза, что обеспечивает объёмное восприятие. Такие микроскопы широко используются в медицине, биологии и геологии.
Рис. 3. Бинокулярный микроскоп
На оправах окуляров и объективов нанесена информация об их увеличении. Чтобы узнать, насколько увеличивается изображение при использовании учебного микроскопа, надо умножить увеличение окуляра на увеличение объектива. Например, если окуляр дает 10-кратное увеличение, а объектив – 20-кратное, то общее увеличение 10 х 20 = 200 раз.
Даже увеличения в 2000 раз недостаточно, чтобы рассмотреть тонкие детали строения клеток. Тем более невозможно увидеть в световой микроскоп отдельные молекулы или атомы. Для решения этой проблемы в XX в. был изобретен электронный микроскоп, увеличивающий изображение в десятки и сотни тысяч раз. Рис. 4.
Рис. 4. Электронный микроскоп
История появления микроскопа
Составные световые микроскопы с двумя линзами были изобретены в XVI в. Первого их изобретателя трудно определить точно. Самые ранние сведения о микроскопе относят к 1590 году и связывают с именами Иоанна Липперсгея (который также разработал первый простой телескоп) и Захария Янсена. Рис. 5.
Рис. 5.
Чуть позже, в 1624-м году Галилео Галилей представляет свой составной микроскоп, который он первоначально назвал «оккиолино», т. е. «маленький глаз». Годом спустя был предложен термин «микроскоп».
В XVII в. голландец Антони ван Левенгук сконструировал более совершенный микроскоп, дающий увеличение до 270 раз. Левенгук считается первым, кто сумел привлечь к микроскопу внимание биологов. Его изготовленные вручную микроскопы представляли собой очень небольшие изделия с одной очень сильной линзой. Они были неудобны в использовании, однако позволяли очень детально рассматривать изображения. Понадобилось около 150 лет развития оптики, чтобы составной микроскоп смог давать такое же качество изображения, как простые микроскопы Левенгука.
Правила пользования микроскопом
Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5–10 см от края стола. В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет.
Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами. Пользуясь винтом, очень плавно опускайте тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1–2 мм от препарата.
В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета.
После работы микроскоп уберите в футляр. Микроскоп – хрупкий и дорогой прибор: работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.
Электронный микроскоп
В электронной микроскопии для построения изображения вместо световых лучей используется пучок электронов. Это позволяет увеличить разрешающую способность электронного микроскопа по сравнению со световым в несколько тысяч раз.
Первый работоспособный прототип электронного микроскопа был построен в 1932 году. Рис. 6. Серийное производство электронных микроскопов было начато в конце 30-х годов.
Рис. 6. Первый электронный микроскоп
источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/5-klass/kletochnoe-stroenie-organizmov/ustroystvo-uvelichitelnyh-priborov?seconds=0&chapter_id=2398
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=Aci8yAYrq0U
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=arkq7LVZrD8
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=HU_zfPPHWjY
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=OLwncNlyDLU
источник презентации - https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-biologii/3615-ustroystvo-uvelichitel-nyh-priborov-i-pravila-raboty-s-nimi.html
www.kursoteka.ru
лупа, микроскоп. Предназначение и устройство увеличительных приборов
Люди издревле пытались понять, как устроен окружающий их мир. Проводили исследования, заглядывали внутрь живых существ и делали выводы. Так копился теоретический материал, который стал основой для многих наук.
Методы, которые они использовали, сводились в основном к наблюдению и эксперименту. Однако довольно быстро стало очевидно, что копилка знаний останется наполненной лишь наполовину, если не придумать какие-нибудь более сложные, технически совершенные устройства. Такие, которые позволят заглядывать внутрь, вскрывать глубинные механизмы и рассматривать особенности устройства разных предметов и живых существ.
Методы изучения в биологии
К основным можно отнести следующие:
- Исторический метод.
- Описание.
- Наблюдение.
- Сравнение.
- Эксперимент.
Большая часть из них требует вмешательства новых технических устройств, которые бы позволили получать картинку в увеличенном многократно размере. То есть, проще говоря, следует использовать разные увеличительные приборы. Именно поэтому необходимость их конструирования была очевидна.
Ведь только так люди смогли понять, как происходят процессы жизнедеятельности таких крошечных существ, как простейшие и бактерии, микроскопические грибы, лишайники и прочие живые организмы.
Современные разновидности приборов
Среди разнообразия технических конструкций увеличительные приборы занимают особое место. Ведь без них дойти до истины и доказать ту или иную теорию сложно, особенно когда речь идет о микромире.
Современные технологии предлагают следующие разновидности подобных устройств:
1. Лупы. Строение увеличительных приборов такого типа достаточно простое, поэтому среди аналоговых по действию они появились первыми.
2. Микроскопы. Сегодня можно выделить несколько разновидностей:
- оптический или световой;
- электронный;
- лазерный;
- рентгеновский;
- сканирующий зондовый;
- дифференциальный интерферонно-контрастный.
Каждый находит широкое применение не только в биологических науках, но и в химии, физике, космических исследованиях, генной инженерии, молекулярной генетике и так далее.
Видео по теме
История развития увеличительных приборов
Конечно, такое шикарное разнообразие и совершенство подобных устройств пришло не сразу. Наиболее сложные конструкции, позволяющие вмешиваться даже в волновые и корпускулярные процессы, появились только в XX-XXI веках.
История же появления и развития приборов для увеличения уходит своими корнями в глубину веков. Так, если говорить о лупах, то раскопки показали, что первые подобные устройства имелись у египтян задолго до нашей эры. Они были выполнены из горного хрусталя и так искусно заточены, что давали увеличение до 1500 раз!
Позже стали изготавливать стеклянные линзы и через них рассматривать интересующие микроскопические предметы. Так продолжалось до XVI века. Затем великий исследователь Галилео Галилей сконструировал свою первую трубу, которая при раскладывании напоминала микроскоп и давала увеличение практически в 300 раз. Это и был прародитель современного микроскопа.
Еще позже, во второй половине XVII века, ученый Торе мастерил небольшие округлые лупы. Они позволяли рассматривать уже при 1500-кратном увеличении. Большим прорывом в развитии микроскопии стали приборы, сконструированные Антони ван Левенгуком. Он выпускал партии микроскопов, которые давали достаточное увеличение, чтобы можно было рассмотреть клеточное строение и мир микроорганизмов.
С тех самых пор увеличительные приборы (лупа, микроскоп) стали неотъемлемой частью практически во всех видах исследований, как в биологических, так и в других науках. Современное же разнообразие технических устройств обязано своим существованием людям с такими именами, как:
- Л. И. Мандельштам.
- Д. С. Рождественский.
- Эрнст Аббе.
- Р. Рихтер и другие.
Строение увеличительных приборов: лупа
Из чего же состоят эти устройства и как работают? Увеличительные приборы - лупа, микроскоп - в своей основе имеют, в принципе, одинаковое строение. Действие основано на применении специальных стекол - линз.
Увеличительный прибор лупа представляет собой выпуклую линзу, которая обрамлена в специальную наружную рамку - оправу. Сама линза - это специальное оптическое стекло, имеющее двустороннюю выпуклость. Оправа может быть любая:
- металлическая;
- пластиковая;
- резиновая.
Такие увеличительные приборы, как лупы, позволяют получать изображения в 25-кратном размере. Конечно, существуют разные по данному показателю устройства. Какие-то лупы дают увеличение в 2 раза, а более модернизированные и совершенные - даже в 30.
Какие бывают лупы?
Основное место использования лупы - урок биологии. Увеличительные приборы подобного плана позволяют рассматривать мелкие структуры строения растений и животных. Использоваться могут разные варианты изделий.
- Лупа штативная - такой прибор, в котором линза закрепляется в специальной оправе на штативе для удобства использования.
- Прибор с ручкой. При таком варианте в оправу встроена небольшая удобная ручка, при помощи которой можно отрегулировать качество изображения, приближая или удаляя устройство.
- Лупа с подсветкой и встроенным компасом. Такая пригодится для полевых исследований в лесной таежной местности. Наличие диодных лампочек позволит проводить наблюдения даже в ночное время суток.
- Лупа карманного варианта, складывающая и накрывающаяся крышкой. Очень удобный вариант для постоянного ношения с собой.
Также очень распространены комбинированные варианты между перечисленными: штативная с подсветкой, карманная на шнурке или с ручкой и так далее.
Микроскоп - увеличительный прибор
Какое устройство имеет этот продмет? Сегодня на школьных занятиях используются только такие увеличительные приборы: лупа, микроскоп. Со строением, работой и разновидностями первого устройства мы уже разобрались. Однако для изучения более глубинных процессов, протекающих в клетках, рассматривания бактериального состава воды и так далее, увеличительные способности лупы оказываются явно недостаточными.
В этом случае основным рабочим инструментом становится микроскоп, чаще всего обычный, световой или оптический. Рассмотрим, какие структурные части входят в его состав.
- Основа всей конструкции - штатив. Он представляет собой элемент изогнутой формы, к которому крепятся все остальные части прибора. Его широкая основа - это то, на чем держится весь микроскоп в целом и благодаря чему он устойчиво закрепляется в стоячем положении.
- Зеркальце, которое крепится к штативу с нижней части прибора. Оно необходимо для улавливания солнечного света и направления пучка на предметный столик. Закрепляется оно с двух сторон на подвижных шарнирах, что облегчает процесс настройки света.
- Предметный столик - неподвижно закрепленная на штативе конструкция, чаще всего округлой или прямоугольной формы, снабженная металлическими закрепителями. Именно на него устанавливается исследуемый микропрепарат, который с двух сторон четко фиксируется и сохраняет неподвижность.
- Зрительная трубка, которая с одной стороны заканчивается окуляром, а с другой - объективами разного увеличения. Также надежно прикреплена к штативу.
- Объективы располагаются сразу над предметным столиком и служат для фокусирования и увеличения изображения. Чаще всего их три, каждый можно переместить и закрепить в зависимости от надобности.
- Окуляр является вершиной зрительной трубки, и он предназначен непосредственно для наблюдения за объектом.
- Последняя важная часть, которую имеют все увеличительные приборы подобного рода - макро- и микровинты. Они служат для регулировки перемещения зрительной трубки с целью настраивания самого лучшего качества изображения.
Очевидно, что строение микроскопа не слишком сложно. Однако это характерно только для оптических моделей. Среднее увеличение, которое способен давать световой микроскоп, - не более 300 раз.
Если же говорить о современных конструкциях, дающих увеличение в тысячи раз, то их структура намного сложнее.
Какие бывают микроскопы и где используются?
Существуют разные типы микроскопов. Самый простой из них, световой или оптический, составляет основную массу конструкций для использования школьниками. Лупа и микроскоп - самые приемлемые увеличительные приборы. 6 класс (биология - это школьный предмет, на уроках по которому используются эти объекты) подразумевает знакомство с устройством, принципами работы данных приборов.
Однако школьникам следует дать понятие и о тех видах микроскопов, с которыми работают ученые, физики, химики, биологи, астрономы и так далее. Таких можно выделить 5 основных, они были перечислены выше. Лазерные и электронные устройства позволяют получать изображения, в сотни тысяч раз превосходящие истинные размеры. Это позволяет заглянуть внутрь даже самых мелких частиц и сделать массу открытий в разных областях науки и техники.
Приготовление препаратов для микроскопа
Урок "Устройство увеличительных приборов" - не единственный в школьном курсе изучения, который касается работы с подобными устройствами. Наряду со строением и правилами пользования, детям следует заложить основы знаний о приготовлении микропрепаратов для рассмотрения.
Для этого используют следующие элементы:
- предметное стекло;
- покровное стеклышко;
- препаровальную иглу;
- фильтровальную бумагу;
- пипетку;
- воду.
Если необходимо рассмотреть, например, кожицу лука, то следует аккуратно отпрепарировать ее иглой и в виде тонкой пленочки положить на предметное стекло. Помещать нужно в заранее сформированную при помощи пипетки каплю воды. Сверху препарат накрывается тонким покровным стеклышком и крепко прижимается. Излишки жидкости удаляются прикосновением фильтровальной бумаги. Нужно тщательно следить, чтобы под покровным стеклом не оказалось пузырьков воздуха, иначе в микроскоп будут видны только они.
Заводские препараты или фиксированные
Помимо изготовления "живых" препаратов, в школах часто используются готовые, фиксированные. Они окрашены и более информативно насыщенные, так как изготовлены по особым технологиям с высокой долей естественности. По ним можно освоить микростроение всех известных элементов строения как животных, так и растений. Кроме того, фиксированные препараты дают возможность изучить бактерии, микроскопические грибы, простейших прочих мелких существ.
Изучение увеличительных приборов в школе
Как мы уже отмечали выше, в школе обязательно изучаются увеличительные приборы. 6 класс - это начало в освоении принципа работы, основ строения приборов.
Также именно в этот период закладываются умения самостоятельно устанавливать препарат на предметный столик, улавливать свет и рассматривать изображение, добиваясь высокой четкости в настраивании. На последующих ступенях обучения дети уже уверенно используют микроскопы и лупы для самых разных исследований, так как полностью владеют техникой использования устройств.
Лабораторные работы в школе с использованием световых микроскопов
Таких на самом деле достаточно много. Каждый учитель сам решает, какие виды работ следует проводить. Ведь все зависит от количества оборудования и его работоспособности. Самыми распространенными лабораторными исследованиями, требующими использования увеличительных приборов, являются следующие:
- Изучение строения листа растения.
- Изучение процесса транспирации растений. Строение устьиц.
- Гифы плесневых грибов.
- Споры растений, их строение.
- Изучение внутреннего состава клетки и другие.
Одним из этапов приготовления винного напитка в домашних условиях является п...
Компьютеры Что такое плоттер, его предназначение и принцип устройстваЧто такое плоттер? Ответ на этот вопрос становится понятным, когда возникает необходимость распечатать различную информацию в большом формате. Обычному принтеру эта задача не под силу. Итак, плоттер – это устрой...
Домашний уют Смеситель - это сантехнический прибор. Виды и устройство смесителейВ ванных комнатах невозможно обойтись без смесителя. Что это такое? Смеситель – это сантехнический прибор, использующийся для подачи холодной и горячей воды, а также для более комфортного пользования душа и ванн...
Новости и общество БПЛА "Скат": устройство, предназначение и летно-технические характеристикиСоединенные Штаты Америки решают оперативные задачи при помощи ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Данные средства, как утверждают специалисты, американцами используются почти на всех континентах. Смерто...
Автомобили Термостат "Опель Астра Н": описание, особенности, замена и устройствоСистема охлаждения двигателя внутреннего сгорания нуждается в периодическом обслуживании. Зачастую все сводится к замене антифриза каждые 1-2 года эксплуатации. К сожалению, это неверный подход, ведь данная система до...
Автомобили Какой стартер лучше - редукторный или обычный? Отличия, принцип работы и устройствоТехнический прогресс не стоит на месте и постоянно развивается. Каждый год появляются новые технологии, что позволяет инженерам улучшать или создавать совершенно новые детали. Это касается и машиностроения. В России е...
Автомобили Ремонт и восстановление кузова автомобиля: пошаговая инструкция и устройствоДаже в случае попадания в небольшое ДТП цена восстановительных работ может быть достаточно высокой. Кажется, что сложность работ небольшая и в их проведении нет ничего сложного. Если есть большое желание, немного врем...
Автомобили Бульдозер "Т-130": технические характеристики и устройствоВ советские времена одним из наиболее популярных тракторов являлся бульдозер «Т-130», технические характеристики, расход топлива и другие показатели которого позволяли использовать его в различных областях...
Автомобили Карданный шарнир: характеристики, описание и устройствоКарданный шарнир представляет собой деталь в составе трансмиссии, обеспечивающую передачу крутящего момента от мотора к редуктору моста. Кардан состоит из полой тонкостенной трубы, на одной стороне которой размещено ш...
Автомобили Глушитель ВАЗ-2115: описание, технические характеристики и устройствоАвтомобили семейства «Лада-Самара 2» стали продолжением всеми известных «девяток» и «восьмерок», которые выпускались еще со времен СССР. Что касается конкретно модели 2115, она явля...
monateka.com
Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 города Воронежа
Лупа — самый простой увеличительный (оптический) прибор для рассматривания мелких объектов, плохо различимых невооружённым глазом.
У луп линзы имеют форму выпуклых стёкол и дают увеличение в 2 - 7 раз, а особо сильные — даже в 10 - 25 раз.
Различают лупы ручные и штативные.
Ручную лупу при разглядывании объекта держат в руке.
Штативная лупа имеет столик и укреплённое под ним зеркало. Состоит она из одного или двух увеличительных стёкол (линз), закреплённых на подставке (в специальных штативах).
Линза — прозрачное тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями.
Бывают линзы собирающие (выпуклые: в средней части толще, чем у краёв) и рассеивающие (вогнутые: в средней части тоньше, чем у краёв).
Собирающие линзы дают увеличенное изображение объектов, а рассеивающие — уменьшенное.
Линзы — это главные детали любого оптического прибора (лупы, очков, микроскопа, бинокля, подзорной трубы, телескопа).
Линзы делают из стекла или прозрачного пластика.
Лупы широко используются в биологии (преимущественно в полевых условиях) и медицине.
Микроскоп — прибор, предназначенный для получения увеличенных изображений очень мелких объектов, невидимых невооружённым глазом.
Слово «микроскоп» происходит от двух греческих слов: «микрос» — что означает «маленький» и «скопео» — «смотрю».
Микроскоп — сложно устроенный прибор. Внутри него находится несколько линз.
Световой микроскоп — прибор для получения увеличенных изображений мелких объектов, в котором для их освещения используются световые лучи.
Некоторые микроскопы оборудованы зеркальцем. Оно служит для улавливания и концентрации лучей от внешних источников света — Солнца или настольной лампы. Другие снабжены собственным источником света — встроенной лампочкой.
Примерами светового микроскопа могут служить школьные микроскопы.
Школьный световой микроскоп дает увеличение в сотни раз. Чтобы микроскоп долго служил, изучите, как он устроен, научитесь правильно с ним работать и бережно к нему относиться.
Правила работы с микроскопом
- Стёкла окуляра и объектива протирайте только специальными салфетками.
- Храните микроскоп в футляре.
- Переносите микроскоп всегда двумя руками, одну подкладывая под основание, другой держась за ручку штатива.
- Работайте с микроскопом сидя.
- Микроскоп устанавливайте ручкой штатива к себе на расстоянии 5—10 см от края стола. Во время работы микроскоп не двигайте.
- Вращая зеркальце и глядя в окуляр, добивайтесь полного освещения поля зрения.
- Стекло с изучаемым микрообъектом кладите на предметный столик и закрепляйте зажимами.
- Сбоку глядя на предметный столик, вращайте регулировочный винт до опускания объектива на 5—7 мм от стекла с изучаемым объектом.
- Глядя в окуляр и вращая регулировочный винт, медленно поднимайте зрительную трубку, добиваясь наиболее чёткого изображения объекта.
- По окончании работы вращением винта приподнимите зрительную трубку, выньте стекло с изучаемым микрообъектом.
- До упора опустите зрительную трубку. Уберите микроскоп в футляр.
Выполните виртуальную лабораторную работу "Устройство лупы и микроскопа".
Электронный микроскоп — прибор, который позволяет получать изображения, увеличенные в 1 - 2 миллиона раз.
Такие микроскопы дают возможность рассматривать мельчайшие объекты, например бактерии, вирусы и даже крупные молекулы. Электронный микроскоп — один из важнейших приборов для научных исследований строения вещества, особенно в таких областях науки, как биология и физика.
Внешне электронный микроскоп очень отличается от светового. Это крупный прибор, связанный с компьютером. При работе изображение, идущее от микроскопа, передаётся на монитор.
В отличие от светового в электронном микроскопе для освещения рассматриваемых объектов используют не световые лучи, а поток мельчайших частиц — электронов.
Электронный микроскоп был изобретён в 30-х годах ХХ века.
Изучите историю микроскопа >>
Выполните интерактивное задание
Решите задачи "Увеличение микроскопа" и "Сравнение увеличения лупы и микроскопа"
< Предыдущая страница "Методы изучения природы"
Следующая страница "История микроскопа" >
Следующая страница "Живые клетки" >
biolicey2vrn.ru
Урок по биологии "Увеличительные приборы"
ПРОВЕРИЛА ДИРЕКТОР ОСИПОВА Н.Н.________________
БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС.
Дата: 19 сентября 2016 уч. год Урок №5
ТЕМА: Увеличительные приборы.
Лабораторная работа № 2 Знакомство с увеличительными приборами и лабораторными инструментами
Целеполагание: знание увеличительных приборов, умение работать с ними
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с устройством увеличительных приборов, правилами работы с ними;
Развивающие: научит описывать результаты наблюдений, развивать умения самостоятельной работы;
Воспитательные: способствовать формированию навыков оперативности учебной работы, необходимость которых определяется высоким темпом изучения нового материала.
Оборудование: лупа, рисунки учебника, тетрадь, тетрадь для лабораторных работ, словарь
Тип урока: урок изучения нового материала.
ПЛАН УРОКА
Приветствие, определение целей урока.Психологический настрой
Повторение правил безопасного поведения в кабинете биологии
Беседа
II Проверка изученного материала.
Процессы, протекающие в организме растения, обеспечивающие его жизнедеятельность: питание, дыхание, выделение, размножение, рост и развитие.
В процессе питания организм получает из окружающей среды необходимые для себя вещества, благодаря чему живет и увеличивается в размерах.
Во время процесса дыхания в растении используется кислород. В результате выделяются углекислый газ и пары воды, а сами растения используют для жизни накопленную энергию.
Образованные в ходе жизни ненужные вещества выделяются в окружающую среду, т. е. происходит процесс выделения. Так, деревья накапливают ненужные вещества в осенних листьях и избавляются от них во время листопада.
Растения всю жизнь увеличиваются в размерах, т.е. растут, образуя новые листья, ветви и т.д.
С возрастом растение развивается, оно взрослеет и молодеет (стареет).
Все факторы среды, влияющие на организм, называются экологическими факторами
Все экологические факторы неживой природы называются абиотическими (от греч. биос + частица а - отрицание)..
Все факторы живой природы называются биотическими
Почва -это верхний слой суши.
Все, что связано с воздействием человека, называется антропогенными факторами.
Вода считается самой благоприятной средой обитания для большинства водорослей.
Наземно-воздушная среда обитания отличается большим содержанием воздуха.
Почва необходима всем наземным растениям и многим водным..
Другой живой организм является средой обитания для многих паразитов.
Графический диктант
взаимопроверка
III Изучение нового материала.
Какие увеличительные приборы вы знаете? В каких случаях ими пользуются?
Общий признак всех живых организмов - клеточное строение, т. е. тела всех организмов состоят из клеток.
Самый распространенный увеличительный прибор - луда - дает увеличение в 3-5 раз. С ее помощью рассматривают мелкие предметы, плохо различимые глазом. Ее основа - обычное увеличительное стекло. Для удобства в использовании оно вставляется в оправу с ручкой. Более сложные лупы снабжены штативом и предметным столиком из прозрачного стекла. Штативные лупы дают увеличение в 10-25 раз.
Устройство микроскопа
Микроскоп (от греч. микрос - малый, скопэ -смотрю) - сложный прибор, позволяющий получать увеличенное изображение очень мелких предметов (рис. 13). Обычный световой микроскоп дает увеличение до 1500 раз. Значительно большее увеличение дают электронные микроскопы.
Основная часть микроскопа - тубус (от лат. тубус - труба) с увеличительными стеклами. В верхней части тубуса установлен окуляр (от лат. окуля-рис - глазной), в нижней части - объектив (от лат. объективус - предметный). С обеих сторон тубуса имеются винты настройки.
Тубус крепится к штативу. С помощью винта можно опускать и поднимать тубус. В центре предметного столика имеется маленькое отверстие, под которым установлено вращающееся зеркало для улавливания света. Мощный пучок света просвечивает исследуемые объекты насквозь, поэтому такие микроскопы называются световыми.
Чтобы узнать, во сколько раз увеличивается рассматриваемое изображение, необходимо умножить числа, указанные на объективе и окуляре. На пример, если на окуляре число 15, на объективе - 40, то 15 х 40 = 600. Значит, предмет увеличивается в 600 раз.
Приготовление микропрепарата
Оборудование, необходимое для работы с микроскопом: предметное и покровное стекла, препаровальная игла, пипетка, вода.
Прежде чем рассматривать микропрепарат под микроскопом, нужно его приготовить (рис. 14). Для этого берем предметное стекло, наносим на него пипеткой 1-2 капли воды и размещаем на нем снятую кожицу лука, расправляя ее в капле воды. Накрываем покровным стеклом, устанавливаем на предметный столик и рассматриваем.
При увеличении под микроскопом видны продолговатые клетки, плотно прилегающие друг к другу. Особенно хорошо видны оболочка, цитоплазма и ядро клетки. Если вместо воды капнуть слабый водный раствор йода, ядро приобретет темно-коричневый оттенок и будет более четко видно под микроскопом.
Правила работы с микроскопом:
С микроскопом работают только сидя на стуле. Микроскоп устанавливаютна расстоянии 5-8 см от края стола. Перед работой его необходимо протеретьсухой салфеткой и не передвигать до конца работы.
Препарат помещают на предметный столик.
На препарат направляют зеркалом свет (попадание света наблюдается черезокуляр).
Пользуясь винтом настройки, плавно опускают и поднимают тубус, пока непоявится четкое изображение предмета.
После работы микроскоп тщательно протирают и убирают в футляр.
Нельзя ставить микроскоп рядом с химическими реактивами. Он долженхраниться в чистом шкафу отдельно.
Чтение статьи,
Эвристическая беседа.
Составление схемы в тетрадях
IV Лабораторная работа №2
Лабораторная работа №2.
Знакомство с увеличительными приборами и лабораторными инструментами
Цель: познакомиться с устройством увеличительных приборов. Научиться пользоваться микроскопом.
Применяемое учебное оборудование и материалы: микроскоп, штативная и ручная лупа, предметное и покровное стекла, готовый микропрепарат.
Задания для выполнения:
Рассмотрите, как устроены обычная и штативная лупы. Во сколько раз они увеличивают изображение предметов? Чем отличаются?
Познакомьтесь с устройством микроскопа, назовите его составные части.
Не ставя готовый микропрепарат, но посматривая в объектив, постарайтесь добиться максимального количества света, используя зеркало.
Поместите готовый микропрепарат в микроскоп. Установите линзу с минимальным увеличением.
С помощью винтов настройки, смотря в объектив, добейтесь четкости изображения.
Смените линзу на большую. Вновь постарайтесь добиться четкости изображения, используя винты настройки.
Лабораторная работа
V Закрепление знаний.
Общий признак всех живых организмов - клеточное строение. Самый распространенный увеличительный прибор - лупа, с помощью нее можно рассматривать клеточное строение.
Заполнение таблицы, формулировка выводов
VI Работа со словарем
Клетка, увеличительные приборы, зрительная труба, штативная лупа, световой микроскоп, электронный микроскоп.
Самостоятельная работа
VII Заключительный
1. Подведение итогов урока. Рефлексия.
2. Д/з: пар 5, зад стр 22,23
I. Впишите в клетки номера, соответствующие последовательности приготовления препарата из луковицы:
1. Накрывают препарат покровным стеклом.
2. Очищают луковицу от шелухи.
3.Снимают тонкую кожицу с выпуклой стороны луковицы.
4.На предметное стекло наносят немного воды.
5.Препаровальной иглой расправляют тонкую кожицу.
6.Устанавливают препарат на предметный столик.
II. Заполните таблицу, используя рис, 13.
Составные части микроскопа в соответствии с выполняемой ими функцией
Часть микроскопаВыполняемые функции
1.
Направление света '
2.
Часть, в которую смотрим
3.
Подъем и опускание тубуса
4.
Направлен на микропрепарат
5.
Крепление тубуса
6.
Размещение препарата
7.
Опора всех частей микроскопа
8.
Местонахождение увеличительных стекол
Микроскоп - сложный прибор, позволяющий получать увеличенное изображение очень мелких предметов.
Какие процессы происходят в клетке?
Назовите виды увеличительных приборов, укажите их различия.
Какие микроскопы бывают?
:•
Назовите основные части микроскопа, их расположение.
Из каких деталей состоят ручная и штативная лупы?
Расскажите о строении объектива и окуляра, укажите их различия.
Назовите части микроскопа и их функции.
Как готовят микропрепараты
infourok.ru
Устройство увеличительных приборов
Цели:
Обучающие: познакомить учащихся с устройством увеличительных приборов, правилами работы с ними;
Развивающие: научит описывать результаты наблюдений, развивать умения самостоятельной работы;
Воспитательные: способствовать формированию навыков оперативности учебной работы, необходимость которых определяется высоким темпом изучения нового материала.
Оборудование: лупа, световые микроскопы, яблоко или помидор.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Организация начала урока (проверка отсутствующих, готовности учащихся к уроку). Повторение правил безопасного поведения в кабинете биологии.
2.Актуализация знаний.
Беседа с учащимися по вопросам:
·Биология — это наука о ???
· Какие науки входят в состав биологии?
· Что изучает зоология?
· Что изучает ботаника?
· Что изучает микология?
· Назовите царства живой природы.
3.Изучение нового материала:
Скачать видеоурок «Устройство увеличительных приборов»
1) Лупа. Её строение.
Лупа — простейший увеличительный прибор. Она представляет собой выпуклую с двух сторон стеклянную линзу, которая для удобства работы вставлена в оправу с ручкой. Лупы бывают ручные (ручная лупа может увеличивать рассматриваемый объект от 2 до 20 раз) и штативные (штативная лупа увеличивает объект от 10 до 20 раз).
Правила работы с лупой очень просты: лупу надо поднести к объекту исследования на такое расстояние, при котором изображение данного объекта становится четким.
Некоторые клетки можно увидеть невооруженным глазом. Например, клетки мякоти арбуза, яблока, томата. Если мы рассмотрим мякоть помидора в лупу, то мы увидим мельчайшие пузырьки — это и есть клетки. С помощью лупы можно рассмотреть форму достаточно крупных клеток, но изучить их строение невозможно.
2) Микроскоп. История создания микроскопа. Строение микроскопа. Правила работы с микроскопом.
Название «световой микроскоп» происходит от греческих слов «микрос» — малый и «скопео» — смотрю. Микроскоп — сложный прибор с несколькими линзами. Микроскопы дают увеличение в сотни и даже тысячи раз. При увеличении в 200 раз толщина человеческого волоса кажется равной толщине карандаша, а конец булавки — толщине пальца.
Главные части светового микроскопа — окуляр и объектив. Окуляр вставлен в тубус сверху и обращен к глазу наблюдателя. А объектив привинчен к револьверу, который соединен с нижней частью тубуса. И окуляр, и объектив — это конструкция из нескольких линз, заключенных в металлическую оправу. Они соединены трубкой, которая называется тубус. Объектив обращен к объекту. Через окуляр ведется наблюдение.
Тубус прикреплен к штативу. При помощи регулировочных винтов тубус можно поднимать или опускать, т. е. удалять или приближать к рассматриваемому объекту, чтобы получить наилучшую видимость.
К штативу также прикреплен предметный столик, а под ним — зеркало. В центре предметного столика имеется отверстие, через которое проходит свет. Направление и сила света регулируются зеркалом. Зеркало можно поворачивать, направляя свет снизу вверх через отверстие в столике, на котором размещают рассматриваемый объект.
Чтобы узнать, насколько увеличивается изображение, надо умножить число, указанное на окуляре, на число, указанное на объективе. Например, если на окуляре стоит цифра 10, а на объективе - 20, то увеличение будет составлять 200.
Считается, что голландский мастер очков Ханс Янсен и его сын Захарий Янсен изобрели первый микроскоп в 1590. Изобретение заключалось в том, что Захарий Янсен смонтировал две выпуклые линзы внутри одной трубки, тем самым, заложив основы для создания сложных микроскопов.
Антон Ван Левенгук считается первым, кто сумел привлечь к микроскопу внимание биологов, несмотря на то, что простые увеличительные линзы уже производились. Изготовленные вручную, микроскопы Ван Левенгука представляли собой относительно небольшие изделия с одной очень сильной линзой. Они были неудобны в использовании, однако позволяли очень детально рассматривать изображения.
В 1665 году англичанин Роберт Гук сконструировал собственный микроскоп и опробовал его на пробке. В результате этого исследования появилось название «клетки».
При работе с микроскопом необходимо соблюдать операции в следующем порядке:
· Работать с микроскопом следует сидя;
· Микроскоп осмотреть, вытереть от пыли мягкой салфеткой объективы, окуляр, зеркало;
· Микроскоп установить перед собой, немного слева на 5−10 см от края стола. Во время работы его не сдвигать;
· Глядя одним глазом в окуляр и пользуясь зеркалом с вогнутой стороной, направить свет от окна в объектив, а затем максимально и равномерно осветить поле зрения;
· Положить микропрепарат на предметный столик так, чтобы изучаемый объект находился под объективом. Глядя сбоку, опускать объектив при помощи винта до тех пор, пока расстояние между нижней линзой объектива и микропрепаратом не станет 4−5 мм;
· Смотреть одним глазом в окуляр и вращать винт на себя, плавно поднимая объектив до положения, при котором хорошо будет видно изображение объекта. Нельзя смотреть в окуляр и опускать объектив. Фронтальная линза может раздавить покровное стекло, и на ней появятся царапины;
· Передвигая препарат рукой, найти нужное место, расположить его в центре поля зрения микроскопа;
· Если изображение не появилось, то надо повторить все операции заново.
· По окончании работы поднять объектив, снять с рабочего столика препарат, протереть чистой салфеткой все части микроскопа, накрыть его полиэтиленовым пакетом и поставить в шкаф.
3) Знакомство с лабораторным оборудованием и выполнение лабораторной работы «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними».
videouroki.net