Открытый урок по окружающему миру по теме "Разнообразие растений". 2-й класс. Урок многообразие растений
Урок на тему: " Разнообразие и многообразие растений"
Тема урока: « Разнообразие, распространение, значение растений.
Цели: 1. Изучить разнообразие растений, их роль в биосфере и жизни человека.
2. Продолжить формирование умений сравнивать, делать вывод о принадлежности разных видов организмов к растениям, умение формировать гипотезу, решать творческие задачи.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, коммуникативные качества.
Методы:
Словесные, наглядные.
Средства обучения:
ЦОР, таблицы « Многообразие растений», раздаточный материал, учебник, иллюстрации, ресурсы Интернет.
Ход урока.
- Организационный момент.
Приветствие учителя. Встаньте правильно за партами. После урока математики давайте настроимся на урок биологии. Рефлексия. Теперь сели за партами и приготовились к уроку. Открыли тетради и записали число и тему нашего урока «Разнообразие, распространение, значение растений».
Говорю о цели урока. Познакомиться с разнообразием растений и их распространением на планете Земля. Указать на важность этих организмов для жизни на Земле.
Натуралист Винсон Браун сказал: « Накопление знаний подобно росту дерева. Постепенно на нём появляются новые и новые ветви, увеличивается толщина ствола». Как вы думаете, каким образом слова Винсона можно отнести к нашему сегодняшнему уроку? Да и вообще ко всем урокам? Нам сегодня предстоит обобщить, конкретизировать и дополнить наши знания по теме урока.
На доске вам предложены два высказывания: 1. «Человек – самый важный вид и может использовать мировые ресурсы как ему захочется».
- « Каждый вид имеет право на существование или хотя бы на борьбу за существование».
Вам необходимо выбрать одно из них и объяснить свой выбор.
- Изучение нового материала.
А) Актуализация знаний. Изучаем разнообразие растений. Отгадай загадку. Использование Интернет – ресурса.
Загадки из Интернета.
- Стоят в поле сестрички
Жёлтый глазок, белые реснички.( ромашка)
- Ах, не трогайте меня
Обожгу и без огня. (крапива).
- В поле – метёлкой
В мешке- жемчугом. ( пшеница).
4. Выросло из зёрнышка
Золотое солнышко. ( подсолнух)
5.Стоит Алёна: платок зелёный
Тонкий стан, белый сарафан. ( берёза).
6. Эх, звоночки, синий цвет
С язычком, а звону нет. ( колокольчики).
7. Не загадка это даже
Сразу назовём
Если кто – то только скажет
Жёлуди на нём. ( дуб).
8. Стоит над водой
Трясёт бородой. ( камыш)
9. Беленькие горошки
На зелёной ножке. ( ландыш).
10. Весной одевается
А осенью раздевается.( лес).
11. Есть змеи метровые
Зелёные, бордовые
А капитану в море
От них большое горе
Зелена порода
Хранит запасы йода. ( водоросли).
И так, растения очень разнообразны. Среди них есть микроскопические водоросли и огромные деревья, которые возвышаются над Землёй более чем на 100 метров. Смотрим презентацию «Разнообразие растений».
Различна также и продолжительность их жизни. Можно встретить дубы, которым более 1000 лет, но есть растения, которые живут несколько месяцев, недель, дней. Цветковые растения. Даже комнатные растения разнообразные. Но у всех растений есть общий признак. Какой? Большинство растений обладают зелёной окраской. Но некоторые не имеют этого цвета, например заразиха. Смотрим на рисунок 32. Почему у неё нет зеленой окраски? Она паразит. Ей не надо синтезировать себе вещества для питания. Питается соком других растений.
А где встречаются растения? Смотрим презентацию « Распространение растений».
Куда бы мы не посмотрели, всюду растения. Живут они в морях ( водоросли), в пустынях, тундре, высоко в горах, в горных ущельях, болотах. А какие разнообразные растения на лугах, степях, лесах. А где их нет? Смотрим на глобус. В Антарктиде. Почему их там нет? Там нет почвы. Хотя в тёплое время года их можно увидеть и там. Культурные растения выращиваем мы на полях, в садах, огородах, цветниках, оранжереях.
Изучая глобус, мы видим, что растения везде. Если растений так много на Земле, значит они очень нужны планете.
Смотрим презентацию « Значение растений в природе и жизни человека».
Затем выполняем задание в т.п.о. на странице 17 № 36. Затем проверяем.
Делаем вывод: без растений на нашей планете жизнь невозможна.
Проанализируем высказывания на доске.
Чтобы сохранить многообразие растений, рационально использовать природные ресурсы, человеку необходимы ботанические знания. Ботаника от греческого слова « ботанэ» зелень, трава, растение – наука о растениях. Основатель науки Теофраст, ученик Аристотеля. Ботаника изучает жизнь растений, внутреннее, внешнее строение, распространение, взаимосвязь с окружающей природой и друг с другом.
Все растения в зависимости от строения делят на две группы – низшие и высшие.
Работаем с т. п. о. выполняем задание на странице 17 № 38. Затем проверяем.
- Закрепление.
Вывод.
Выполнение заданий в учебнике на странице 53.
Хочется закончить урок словами из стихотворения:
На Земле исчезают цветы
С каждым годом заметнее это
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали
В нас молчало безумие « Стой!»
Нам казалось всё мало и мало
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели как из-под ног,
Молчаливо дыша еле-еле
Обречённо глядел василёк
Безнадёжно гвоздики глядели.
Ты человек, любя природу
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши
Он твой давний, добрый лекарь
Она союзница души
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна
И помни истину простую
Нас много, а она одна!
Чтобы изменить в этом мире, нужно изменить свой внутренний мир, чтобы создать сад вокруг себя, надо создать сад в своей душе.
- Комментирование оценок.
- Домашнее задание.
Выучить п.11, Выполнить задания на странице 53-54 после п.11 Сообщения, презентации о водорослях.
nsportal.ru
Конспект урока окр.мира по теме "Разнообразие растений"
Тема: «Разнообразие растений»
Цель урока: Сформировать представление о растениях, как особом царстве живой природы, познакомить с разнообразием растительного мира, отличительными особенностями и характерными признаками каждой группы. Задачи :
Предметно-информационные:
Познакомить с классификацией растений.
Изучить основные признаки групп растений. Деятельностно-коммуникативные:
Развитие общеучебных умений: умение анализировать, способность делать выводы, группировать предметы по общему признаку.
Развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы, логического мышления, воображения, умение сравнивать и делать выводы, систематизировать полученные знания, развитие устной речи, умение контролировать и оценивать результат своей деятельности.
Расширять кругозор и словарный запас учащихся.
Ценностно-ориентированные:
Развитие любознательности, наблюдательности ,чувства гармонии человека с природой. Воспитывать интерес к окружающей среде, продолжить формирование основ экологической культуры
Тип урока: изучение нового материала, получение новых знаний Вид урока: урок с элементами игры. Методы работы: словесный, наглядный, объяснительно—иллюстративный, частично—поисковый. Формы работы: общеклассная, индивидуальная, работа в группах, работа в парах. Оборудование:
Учебник «Наш мир» О.Н.Федотова, тетрадь «Окружающий мир» О.Н.Федотова Презентация «Разнообразие растительного мира», грамзапись «Звуки природы» Мини—сообщения обучающихся Гербарий Опорные слова Памятки Раздаточный материал Компьютер, мультимедиопроектор, экран
Творческие работы детей Кроссворды.
Форма: «Путешествие в царство растений».
Ход занятия.
Организационно - психологический момент начала урока.
Эпиграф
Загадка
Дышит, растет,
А ходить не может?
(растение)
Куда бы вы не посмотрели, повсюду увидите растения. Они растут на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озёрах, прудах и реках. Даже в Арктике и Антарктиде они есть. Разнообразие растительного мира велико: растения различаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой.
С глубокой древности человек, собирая, а затем возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек, люди находили семена различных растений. Уже тогда учёные Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Так появилась наука о растениях, название которой вы узнаете, разгадав кроссворд.
Вы должны узнать ключевое слово по вертикали (кроссворды у каждой пары на парте).
Дерево, дающее плоды – желуди.
Цветок для гадания.
Зелёный ковер земли.
Хоть не огонь, а жжётся.
Она напоминает манжет.
О ней говорят “плакучая”.
Лакомство коров и зайцев.
Семена используют в кулинарии.
М.о
Ботаника -наука о растениях, получившая название от греческого слова «ботане»--трава. Учёные утверждают, что растения—живые организмы. --А как вы думаете, это действительно так?
Практическая работа.
Определите орган, который укрепляет растение в почве. / Корень/
У дерева он один, а у кустарника – много. /Стебель/.
Растет – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет. /Лист/.
Яркий, благоухающий… /Цветок/.
Бывает вкусный, сочный, но бывает сухой, твердый. /Плод/.
Из него вырастает новое растение. /Семя/.
-Как вы думаете ,у всех ли растений есть эти части?
-Учёные—ботаники делят царство растений на группы. Сегодня мы с вами будем учёными –исследователями.Объявление темы урока: “Разнообразие растений”.
На уроке мы будем говорить о разнообразии растений в природе, а поможет нам в этом ботаника – наука о растениях.
Актуализация опорных знаний
Подумайте, все ли растения имеют названные части?
Изучение нового материала
-На какие группы делится царство растений?– Что такое группа растений?– По каким признакам учёные разделили растения на группы?– Значит, чтобы ответить на этот вопрос, нужно изучить признаки каждой группы растений. Попробуйте сформулировать цель урока.Ученик. Цель нашего урока – познакомиться с группами растений и их признаками.– Сегодня вы много о растениях узнаете сами по учебнику, дополнительной литературе и гербарию. Будем работать по группам. Каждой группе учащихся изучить данную группу растений, их признаки:
хвойных растений;
цветковых растений;
папоротников;
мхов;
водорослей;
(Дети готовят сообщения, выступления учащихся может быть в любой последовательности.)
Работа в группах
Сообщения
Сообщение учеников о хвойных растениях
Хвойных насчитывают около 600 видов. Представители хвойных растений:Сосна– Сосна растёт на сухих местах. Воздух в сосновом бору всегда чистый, т. к.запах сосны убивает всех микробов. Можжевельник. – Можжевельник часто имеет форму куста. Ягоды первый год зелёные. Второй год серые и только на третий год сине-чёрные. Слово можжевельник происходит от слов между и ельник т. е. растущий между елями. Можжевельник очищает воздух от микробов.Ель. У ели каждая иголка хвоинка живёт 5-7 лет.Кедр. У хвойных растений есть корень, стебель, плод с семенами.
Учитель. Чем отличаются хвойные от других групп растений?Учитель. Какие части растений имеют хвойные? – Чем отличаются хвойные от других растений?– Следующая группа растений – папоротники
Сообщение учащихся.
В эту группу входит около 10000 видов растений. Эти растения можно встретить на севере, в тундре, в тропиках. Они могут жить как во влажных, так и в сухих местах.У папоротников нет цветков, но есть листья, стебли и корни. Стебли их обычно не видны,так как растут под землёй. Видимая часть растений – это листья.Папоротники лианы. – Папоротники лианы высоко поднимаются по стволам деревьев.Папоротники – эпифиты, живущие на стволах и ветках деревьев– Олений рог – эпифит гигант порой весит около 100 кг. Под тяжестью эпифитов иногда выворачиваются с корнями даже крупные деревья.Папоротники – деревья. Когда-то папоротники были огромными деревьями – до 30 метров в высоту. Сейчас древовидные папоротники сохранились только в тропиках.
Учитель. Как можно узнать папоротники? Чем отличаются они от других растений?
– Следующее царство – мхи.
Сообщение учеников.
Это низкорослые растения, стелющиеся по земле. У мхов нет корней, есть стебли и листья. У мхов нет цветков и семян. Вместо них на верхушке растения появляются небольшие коробочки, в которых находятся споры. С помощью эти спор мхи размножаются. Сфагнум. Растение, которое прекрасно впитывает влагу. Сфагнум способен заполнить целые пруды, а на их месте образуются болота. Со временем, отмирая, растения образуют торф. Во время Великой Отечественной войны, когда не хватало медикаментов, сфагнум заменял врачам при перевязках вату, а отчасти и йод, т. к. в этом растении содержатся вещества способные дезинфицировать рану.Кукушкин лён– Кукушкин лён идёт в рост и может вытянуться до 30-40 см. Как и все мхи кукушкин лён размножается спорами, которые находятся в коробочках. Коробочки возвышаются над стебельками на длинной тонкой ножке и сверху прикрыты колпачками.
Учитель. Так почем же мхи выделили в особую группу?
– Следующая группа – водоросли.
Сообщение учеников.
Водоросли жители воды
Людям известны различные морские водоросли: бурые, красные, зелёные.Зелёная пена на воде стоячих прудов – это водоросли. В отличие от других растений у водорослей нет корня, стебля, листьев. Самые крохотные водоросли настолько малы, что в литре морской воды их насчитывается миллионы. Самые крупные – бурые водоросли, достигают в длину около 60 метров.– Хлореллу можно найти в каплях дождя. Диатомеи – это одноклеточные водоросли. Они хорошо себя чувствуют в водах и снегах Арктики и Антарктиды, горячих гейзерах Исландии, почти во всех пресных и солёных водоёмах. Роль диатомей в природе велика. Количество выделяемого ими кислорода сравнимо, пожалуй только с тем, которое выделяют все высшие растения земного шара. Размер хлореллы и диатомеи очень увеличен. Самые крупные из них – 1,5 см.
Учитель. Почему водоросли выделены в отдельную группуУченики. У водорослей нет органов.
– Следующая группа – цветковые
Сообщение детей.
Цветковые растения – самая большая группа растительного мира. Их насчитывают 250 тысяч видов. Они населяют сушу от берегов Арктики до Антарктиды. У цветковых растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды с семенами.
Учитель. Почему цветковые выделили в особую группу?
3. Физкультминутка
Мы немного отдохнёмВстанем, глубоко вздохнём.Дети по лесу гуляли,За природой наблюдали.
4. Обобщение знаний
– Сейчас, опираясь на полученные знания, заполним таблицу– Мы изучили признаки групп растений– Какие растения относятся к низшим и почему?– Какие группы растений относятся к высшим и почему?
5. Закрепление знаний.
1) Назовите лишнее
2) Разгадайте кроссворд.
1) Есть змеи стометровые,Зелёные, бордовые.А капитану в мореОт них большое горе.
2) На кусте цветочки –Как девичьи щёчки.А сами сучья –Как пасть щучья.
3) У осины на коре,У забора, на дворе – Накипь, будто золото,К дереву приколота.
4) Волшебная птицаПод дубом гнездится:С зелёным пером,С широким крылом,А вместо малого птенцаСидит улитка в три кольца.
5) Стоит столб до небес,А на нем шатёр – навес,Красной меди столб точёный,А навес сквозной зелёный.
Учитель. Какие отгадки являются названиями групп растений?– К какой группе относится сосна, шиповник?
– Водоросли, лишайники, мхи и папоротники очень похожи на обычные травы. Но эти растения отличаются от трав по своему строению и другим признакам. У всех представителей этих групп не бывает цветков, а значит, не может быть плодов и семян. Эти растения размножаются особыми мельчайшими образованиями спорами. Споры образуются в особых органах или на нижней стороне места (как у папоротников).
Первые растения появились в воде это водоросли. Они могут быть микроскопическими, но могут быть и очень крупными экземплярами до 20-30 метров. Водоросли не имеют корней, стеблей и листьев. Их тело состоит из слоевища, которое может иметь много выростков, напоминающих корень, стебель, листья. Но на самом деле это не органы растения. Цветков, а следовательно плодов и семян, у них тоже нет.
Тело водоросли с помощью особых образований может закрепиться на грунте, а может и совершенно свободно плавать в воде (саргассы).
М.О
1) Древнейшее растение;
2) нет корня, стебля, листьев, цветов и плодов.
– Лишайники – следующая группа.
– Что узнали о лишайнике?
а) соединились гриб и водоросль;б) разные по цвету, форме;в) так же нет корня, стебля, листьев и цветков.
– Вот как он выглядит! Показ гербария.
– Водоросли и лишайники растения - долгожители: они могут жить сотни, а иногда и тысячи лет.Геологи используют лишайники при определении возраста древних горных образований. Растут лишайники очень медленно: за год не более чем на 8мм. Вот на столько. Освоение растениями суши шло постепенно. После водорослей на земле появились мхи. У них уже есть стебель и листья, но они не имеют настоящего корня. Поэтому мхи в основном растут там, где большая влажность и можно листьями впитывать воду с растворенными в ней питательными веществами. Размножаются мхи спорами, которые образуются в специальных органах спорангиях. Цветков у них нет.
– Что узнали? (Нет корня и цветков).
– Мхи и лишайники чутко реагируют на загрязнение воздуха. При сильном загрязнении воздуха они погибают.
– Где растут мхи и лишайники? О чем это свидетельствует?
Показ гербария.
– Посмотрите в классе на окно. Что это за цветок? Это представитель группы папоротники.
– Что узнали? (Нет цветков)
- В тропических лесах высотой до 30м.
– Из него образовался каменный уголь. Вопросы стр. 132. Сообщение учащегося о комнатном растении папоротнике.[2]
Знакомство с первой группой – водоросли-ламинарии. Почему их так называют? (Растут в воде).
- Водоросли, это самые простые из растений, их тело не делится на корень, стебель и листья. (Показ учителем (на столе композиция из растений) водоросли имеют наросты – ризоиды). Размножаются водоросли с помощью спор. Кроме зелёных водорослей, встречаются красные, бурые это говорит о том, что в них содержится больше йода. (Показ морской капусты (салат)).
Кто видел мох?
- Мхи считаются предками всех остальных наземных растений. Они одни из первых выбрались из водной среды на сушу. У них появляются: лист, стебель, но нет настоящих корней – выросты (ризоиды).
Прочитаем о самом загадочном растении, которому присущи какие-то чудесные свойства, будто бы он в ночь накануне дня Ивана Купалы цветет, а оказывается это лишь легенды и папоротник цветов не имеет. А свое название взяло от однокоренного ему слова “перо”, не правда ли все эти стебли, напоминают перо? Вот оно это растение.(показ)+ корень.
Водоросли активно используются человеком. Например, в магазинах продаются консервы морской капусты. Ценность морской капусты в том, что в ней содержится много минеральных солей, необходимых организму человека, а также йод. На побережье морей созданы специальные фермы, которые занимаются разведением водорослей. Эти водоросли идут на корм животным, на производство тканей, шампуня и крема.
Что интересного узнали о мхах? Устроены мхи несложно. У них нет корней, не бывает цветков, плодов. Есть стебли и листья. Мхи очень выносливы. Бывали случаи, когда они оживали, пролежав несколько лет в гербарной папке (один пролежал 19 лет, но потом, смоченный водой, начал расти) Выживают в суровых условиях, растут даже в ледяной зоне. Мхов на Земле очень много, около 27 тыс. видов.
Назовите особенности папоротников. Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у них есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает.
Водоросли
-Какие органы можно выделить у этого растения?
Это очень удивительные растения. У них нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, нет цветов и плодов с семенами. Они состоят из одинаковых клеток – одной или множества. Живут в соленой морской и в пресной воде, могут жить и на стволах деревьев, питаясь каплями дождя и росы, могут жить и в аквариуме. Догадались? Назовите эти растения.
-Водоросли –растения, живущие в водной среде. Они не имеют корня, стебля, листьев, цветов.
-Некоторые водоросли выживают и в очень горячей воде /+80/, а есть и такие, которые вмерзают в лед, а при оттаивании начинают двигаться. Водоросль хлорелла даже побывала в космосе на космическом корабле. Она выделяет кислород больше, чем другие растения. А знаете ли вы, что в этом кусочке хлеба, который выпекается на Валуйском хлебокомбинате, тоже есть водоросль. Хлеб выпечен с добавлением морской капусты . Морская капуста – это водоросль, ламинария. Она богата содержанием йодистого вещества, который укрепляет организм человека.
Сообщение ученика: самая длинная водоросль, бурая, обитает в Тихом океане, ее длина 60 метров, а за сутки она вырастает на 45 см. Встречаются водоросли зеленого, реже желтого цвета..
Сделайте вывод.
5. Физкультминутка.
На болоте две лягушки, две веселые подружки рано утром умывались, полотенцем вытирались. Лапками потопали, лапками похлопали, влево, вправо покружились и обратно возвратились.
6. Изучение царства растений.
-Какие растения встречаются на болоте?
- Где еще можно встретить мох?
Мхи произошли от водорослей, их можно встретить в сырых сумрачных местах, на болоте, в еловом лесу, в щелях между камнями. Рассмотрите гербарий. Это мох.
- Какие органы можно выделить у этого растения?
/Сообщение ученика: мох как губка впитывает много влаги, в 5 раз больше чем вата. Мох продолжает расти и под глубоким снегом при температуре – 14о. Перегнивая во влажной почве, мох образует торфяные болота. А торф – это и удобрение, и горючее вещество/.
-Рассмотрим следующее растение. Как оно называется? Это комнатное растение, но в природе существует очень их много разновидностей. Листья у папоротника крупные, их черешки покрыты бурыми чешуйками, а молодые листья закручены как улитка. В жарких странах листья папоротника растут вверх как ветка по нескольку лет. Недаром листья папоротника называют плосковетками. Каменный уголь образовался из отмерших папоротников.
- Какие органы вы можете выделить у папоротника?
/Сообщение ученика: самые большие папоротники достигают в высоту 24 метра, а длина листьев у них 5 метров. Самый маленький папоротник обнаружен в Америке. Длина его листьев всего 12мм/.
-А это хорошо всем известные ель и сосна. /Рисунки/.
- Какие части можно выделить у этих растений? /Корень, стебель, листья, семена/. Нет плодов и цветов. Семена созревают в шишках. У всех хвойных образуется смола. Она быстро появляется в местах повреждения ствола, ветки и заживляет раны. Смолу так и называют «живица». Листья-хвоинки на зиму не опадают.
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но в отличие от елки
Опадают те иголки.
/Сообщение ученика: королева сибирских лесов – лиственница. Осенью золотые хвоинки как листья опадают на землю. Древесина этого дерева не гниет, а со временем становится еще тверже и, как бы, каменеет. Шишки у лиственницы мелкие, созревают в течение года, но держатся на ветках несколько лет./
/Сообщение ученика: самая большая территория, поросшая хвойным лесом, /тайга/ находится в России. Самое высокое дерево в нашей стране, пихта, встречается на Кавказе, достигает в высоту 75 метров./
- Какой вред наносят хвойным деревьям люди накануне Нового года?
- Чем можно заменить ель, сосну на новогоднем празднике?
/Сообщение ученика: в Белгородской области находится под угрозой исчезновения сосна меловая. Это низкое дерево, отличается от сосны обыкновенной более мелкими шишками, кудрявой кроной и более короткой хвоей/.
И, наконец, на самой верхней ступени царства растений расположены цветковые. Они очень сложно устроены и имеют все органы.
- Скажите, растения какой группы мы рассматривали на практической работе в начале урока?
Давайте пройдемся медленно по лугу
И «здравствуй» скажем каждому цветку.
Я должен над цветками наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Среди цветковых растений есть и такие крошечные, как плавающая на поверхности воды ряска, и гигантские деревья, и травы, и кустарники.
Вывод: сколько групп в царстве растений?
Назовите их.
Ученые ботаники делят царство растений на несколько групп.
Рассмотрите схему. Работа по схеме
Учитель знакомит учащихся с классификацией растений, рассказывает о представителях каждой группы. Дети в группах изучают текст и заполняют свою строку таблицы.
Закрепление изученного материала
Используя, слайды 4-10, детьми заполняется таблица
Вид растения
Корень
Стебель
Листья
Цветок
Водоросли
-
-
-
-
Мхи и лишайники
_
+
+
-
Папоротники
+
+
+
-
Хвойные
+
+
+
-
Цветковые
+
+
+
+
.
Коллективная проверка заполнения таблицы
Групповая работа. Распределение по классам данных растений. . Обобщающая беседа.
- К какой группе относятся растения имеющие все органы?
- У какой группы растений нет органов?
- У какой группы имеются только стебли и листья?
- Какая группа растений не имеет цветов и плодов?
- У какой группы растений есть корень, стебель, листья, но никогда не бывает цветов, плодов и семян?
Графический диктант Да—квадрат Нет—треугольник Вопросы: 1. Верно ли, что наука, изучающая растения называется ботаникой? (да) 2. Учёные—ботаники делят царство растений на 3 группы: низшие, средние, высшие. (нет) 3. К низшим растениям относят водоросли и мхи? (да) 4. К высшим растениям относят учёные мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения? (нет) 5. Растение—живой организм? (да) 6. Водоросли имеют корень, стебель, листья и цветок. (нет) Рефлексия/Итог урока — Проверьте правильность своих ответов. Оцените свою работу. (на доска –правильные ответы) — Кто остался доволен своим результатом?
- А теперь скажите, пожалуйста, вам понравилось быть учеными, исследователями?
- Что было самым трудным?
- А что больше всего понравилось делать?
- Что помогало вам справиться с заданиями?
- Что было самым интересным? Что нового для себя вы узнали? --Что полезного для себя вы узнали на уроке? --Пригодятся ли вам полученные знания на уроке в дальнейшем? --Прочитайте высказывание Ж.Ж. Руссо.
Если все растения у наших ног, то как мы должны относиться к ним?
Выставление отметок за работу на уроке. Учащиеся, которые готовили дополнительную информацию к уроку получают ……. Выставить за работу в группах, индивидуальную работу по карточкам. Домашнее задание:
По желанию—подготовить графический диктант, загадки о растениях, кроссворд или сообщение по данной теме.
infourok.ru
Конспект урока "Многообразие растений!
6 класс План-схема урока биологии
Урок № 1 на основе системно-деятельностного метода обучения
Тема урока: Многообразие растений, принципы классификации. Усложнение растений в процессе эволюции.
Тип урока: урок «открытия « нового знания
Цель урока: выявить общие признаки растений, распознавать вегетативные и генеративные органы, места обитания растений.
Планируемый результат:
Предметные: знать характеристику царства Растения, распознавать и описывать строение вегетативных и генеративных органов
Метапредметные: умение работать с текстами и рисунками
Личностные: формировать познавательные интересы и мотивацию на изучение царства растений
Задачи урока:
Воспитывающая: Формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
Развивающая: развитие познавательных интересов к строению растений, соответствие строению и выполняемым функциямОбучающая: узнать историю изучения растений, характеризовать строение растений.
Оборудование: интерактивная доска, презентация «Ботаника- наука о растениях»
Описание хода урока
Название технологическихэтапов урока,
их содержания
Конспект урока
1.Мотивирование
(самоопределение)
к учебной деятельности:
Учитель говорит о том, что класс будет продолжать знакомится с многообразием живого мира. Мир населяет огромное количество разных живых организмов. Но есть организмы, без которых планета Земля не стала бы пригодной для существования. Как вы думаете, о каких организмах идет речь?
УУД: регулятивные Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, высказывать гипотезы.
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:
Учитель спрашивает, нужно ли ученикам знать о растениях, чем эти знания могут помочь ученикам в жизни, и чему могут нас научить растения
УУД: регулятивные Самостоятельно высказывать предположения.
3.Выявление места и причины затруднения.
Учитель создает для учеников проблемную ситуацию- противоречие, порождающее удивление:
Что есть в растениях, что позволило нашей планете стать обитаемой и пригодной для жизни огромного количества живых существ? Достаточно ли знаний, чтобы ответить на этот вопрос? Что нам может помочь на него ответить?
Учащиеся отвечают , что эти знания мы можем получить в учебнике, энциклопедии, интернете, но на уроке мы будем использовать учебник, рисунки
УДД регулятивные: планирование достижения целей самостоятельно и учитывать средства достижения и условия, адекватно оценивать трудности и находить ресурсы их преодоления
4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
Учитель на доске пишет алгоритм выполнения работы.
В центре доски пишет слово «Растения» , а потом выписывает процессы жизнедеятельности живых организмов, обсуждая вместе с учащимися основные свойства живого. и ставит задачу, в тетради написать такую же схему, и дополнить ее ,используя текст учебника , параграф 1,2 ,и рисунки этого параграфа.
УДД регулятивные: адекватно оценивать трудности и находить ресурсы их преодоления
5. Реализация построения проекта
infourok.ru
Урок естествознания по теме "Многообразие растений". 7-й класс
Разделы: Биология
Тип урока – комбинированный.
Цели урока:
Образовательные: Рассмотреть отличительные признаки растений, разнообразие, распространение растений, их значение, сформировать понятие о науке ботаника.
Коррекционно-развивающие: Развитие умений самостоятельной работы с учебником, дополнительной литературой, умение сравнивать и анализировать, сделать самостоятельные выводы.
Воспитательные: Воспитывать любовь к окружающему миру, желание ценить красоту природы, воспитывать интерес к изучению темы, желание узнавать новое.
Оборудование:
У детей – рабочая тетрадь ,учебник.
У учителя – Компьютер, экран, проектор, флэшкарта, слайды,букеты цз цветов, букет – оригами, комнатные растения; фонограмма музыки П.И.Чайковского (Вальс цветов).
План и ход урока
Организационный момент.
(Звучит приглушенная музыка П.И. Чайковского – фрагмент из балета “Спящая красавица” – “Вальс цветов”, создание благоприятного психологического климата в классе, настроя на работу)
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами будем работать под девизом “ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!”. Конечно за один урок абсолютно все узнать невозможно,но если приложить трудолюбие, активность и старание, то результаты будут успешными.
Сейчас назовите по очереди названия цветков.
(Ромашка, астра, георгин, роза, колокольчики,бархатцы ( слайды № 1– 6))
Правильно. А сейчас отгадаем загадки. (Слайды № 7 – 14)
В землю – блошкой, из земли – лепешкой. (репа) К нам приехали с бахчи полосатые мячи (арбуз) На сучках висят шары, посинели от жары (слива) Золотая голова велика, тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла. Голова велика, только шея тонка (тыква) Зимой и летом одним цветом ( ель) Сквозь землю прошёл– шапку золота нашел (ноготки) Кудри в речку опустила и о чем-то загрустила, а о чем она грустит, никому не говорит (ива) Круглое, румяное, я расту на ветке; Любят меня взрослые и маленькие детки (яблоко)
Сейчас берем первые буквы из угаданных слов, что получилось?
Растения (слайд №15)
Ребята, я думаю, что Вы настроились на рабочий лад и сможете без труда назвать тему сегодняшнего урока. (Будем говорить о растениях)
Верно, мы будем говорить о многообразии растений, в том числе и о цветковых растениях.
Тема урока: Многообразие растений
(Пишем дату и тему урока в тетрадях) (слайд №16)
Растения встречаются всюду: в лесу, в водоеме, на пустыре, около дорог. Эти растения никто не сажал специально. Они выросли сами. Человек за ними и не ухаживает. Такие растения называются – дикорастущими. (слайд № 17)
Некоторые растения человек специально высаживает, а затем ухаживает за ними. Такие растения называются – культурными. (слайд №18)
РАСТЕНИЯ (слайд №19)
ДИКОРАСТУЩИЕ | КУЛЬТУРНЫЕ |
Крапива | помидор |
Ромашка | яблоня |
Ива | смородина |
Различают растения по количеству и особенностям стеблей.
Деревья : яблоня, береза, клен, ель, сосна и др.
Кустарники: смородина, малина, крыжовник и др.
Травянистые растения: ромашка, астра, пион и др.
Физкульминутка.
Все перечисленные травянистые растения очень красиво цветут. Посмотрите , вот эти красивые букеты, (слайд №20,21) букет из оригами. Цветы широко вошли в жизнь человека. Наиболее торжественные и радостные дни в нашей жизни мы стараемся отметить цветамии дарим цветы тем кого любим. К ним у нас особое отношение. ЦВЕТЫ НАС РАДУЮТ КРАСОТОЙ.Они всегда привлекают внимание людей. Красота – неотъемлемая часть жизни человека. Человек ценит красивое.Изображения цветов можно встрерить на самых разных предметах: посуде, женской одежде, на картинках. О них сочиняют стихи, поют песни, о них сложено много красивых легенд и преданий.
А кто знает как называется самый большой цветок в мире? (Догатки учащихся)
– Это раффлезия Арнольди. (слайд №22)
Я попросила одного из вас узнать что –нибудь об этом цветке (рассказ ученика слайд № 23 )
Как называется самое маленькое растение? (ряска болотная – слайд № 24 )
Сейчас откроем рабочие тетради стр.3 задание №3 (слайд №25)
Замени одну букву в именах девочек и напиши названия растений:
Ира | ива |
Марина | малина |
Ольга | ольха |
Лидия | лилия |
Карина | калина |
Мы изучаем растения, значит Ботаника – наука о растениях. “Ботанэ” в переводе от греческого означает растения. (слайд №26)
Человеку без растений прожить трудно. А сейчас поговорим о значении растений.
Работа с учебником. (Читать стр 8 -10.)
В рабочих тетрадях заполнить таблицу о значении растений.(задание №6)
Выполняем задания в рабочих тетрадях на стр.3 задание 2, стр.4 задание №4.
Следующее задание: решите кроссворд.
Напишите названия растений заканчивающие на “К” (слайд №27)
Итак, цветы привлекают внимание людей. Бывает даже цветочный гороскоп. Я раздаю вам на память цветочный гороскоп, прочитаете на досуге.
Домашнее задание: составить синквейн.
Например:
- Цветок
- Красивый, розовый
- Растет, украшает, выделяет
- Цветок – надземная часть растения
- Украшение
(Выставляются оценки.)
И в заключение урока мне бы, ребята, хотелось прочитать несколько строк из стихотворения Б. Заходера “Береги природу!”
Береги свою планету, ведь другой на свете нет! Чтоб могли леса цвести, и сады, и реки. Всё живое береги ты на этом свете!
Презентация
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Открытый урок по окружающему миру по теме "Разнообразие растений". 2-й класс
Разделы: Начальная школа
Цель урока: сформировать представление о растениях, как особом царстве живой природы, познакомить с разнообразием растительного мира, отличительными особенностями и характерными признаками каждой группы.
Задачи:
- Предметно-информационные:
- знакомство с классификацией растений.
- изучение основных признаков групп растений.
- Деятельностно-коммуникативные:
- развитие общеучебных умений: умение анализировать, способность делать выводы, группировать предметы по общему признаку;
- развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы, логического мышления, воображения, умение сравнивать и делать выводы, систематизировать полученные знания, развитие устной речи, умение контролировать и оценивать результат своей деятельности.
- расширение кругозора и словарного запаса учащихся.
- Ценностно-ориентированные:
- развитие любознательности, наблюдательности, чувства гармонии человека с природой, формирование основ экологической культуры
Методы работы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы работы: общеклассная, индивидуальная, работа в группах, работа в парах.
На уроке сочетаются индивидуальная работа, когда формируются личностные универсальные учебные действия, так и групповая, когда формируются коммуникативные универсальные учебные действия. То есть сначала дети работают индивидуально, проводят опыт, наблюдение, собирают каждый свою информацию, а потом уже в группах или всем классом анализируют и делают выводы. Различные формы работы позволяют разнообразить исследовательскую работу и делать её ещё более интересной. К тому же психология ребёнка такова, что ему будет интересно поделиться с другими, что же он узнал, открыл, исследовал.
Оборудование:
- Учебник «Наш мир» О.Н.Федотова, тетрадь «Окружающий мир» О.Н.Федотова
- Презентация «Разнообразие растительного мира»
- Мини-сообщения учащихся
- Опорные слова
- Памятки
- Раздаточный материал
- Компьютер, мультимедиопроектор, экран
- Творческие работы детей
- Кроссворды.
- Выставка книг о растениях
- Гербарий
Использование ИКТ на уроке позволяет привлечь широкую базу источников, что необходимо при исследовательской работе и реализации проектных технологий на уроках. Информационные технологии дают дополнительные возможности для исследовательских работ, делая их более полными, всесторонними, наглядными и яркими. На уроке учитель выполняет функции помощника, руководителя и не более того.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационно-психологический момент начала урока
Однажды один ученик сказал: «Вот вырасту и открою какое-нибудь живое существо. Только бы не опоздать!» – Может, так думаете и вы. Только вот зря! Ученые предполагают, что должно быть открыто около сотни новых птиц и около двух миллионов видов насекомых. Это только на Земле! А в море? В глубинах океанов? Сколько там животных, растений, которые еще не попали на глаза человеку! А что растет в нашем лесу, на полянке? Мы даже этого не знаем! Научитесь открывать! Смотрите на природу добрыми глазами человека! И вы сделаете много удивительных открытий. Одно открытие уже ждёт нас сегодня на уроке.
Загадка
Дышит, растет, А ходить не может?
(Растение)
Презентация. Слайд 1
– Куда бы вы не посмотрели, повсюду увидите растения. Они растут на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озёрах, прудах и реках. Даже в Арктике и Антарктиде они есть. Разнообразие растительного мира велико: растения различаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой. С глубокой древности человек, собирая, а затем ,возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек, люди находили семена различных растений. Уже тогда учёные Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Так появилась наука о растениях, название которой вы узнаете, разгадав кроссворд.
Вступительная беседа
Работа в парах
Вы должны узнать ключевое слово по вертикали (кроссворды у каждой пары на парте).
- Дерево, дающее плоды – желуди.
- Цветок для гадания.
- Зелёный ковер земли.
- Хоть не огонь, а жжётся.
- Она напоминает манжет.
- О ней говорят “плакучая”.
- Лакомство коров и зайцев.
- Красивый цветок красного цвета семена которого используют в кулинарии.
Проверка: слайд 2
М.о Ботаника – наука о растениях, получившая название от греческого слова «ботане» – трава.
Слайд 3
Актуализация опорных знаний
Учёные утверждают, что растения– живые организмы. А как вы думаете, это действительно так? Что дают растения человеку?
Сообщение ученика: Растения – единственный источник пищи и кислорода. Некоторые животные поедают листья, плоды, молодые побеги растений, древесину. Хищные виды питаются другими животными. Так складываются в природе первичные и вторичные цепи питания. Но лишь растения способны создавать пищу. Человек также использует растения в пищу. Кроме того, древесина идёт на строительство домов, для изготовления мебели, бумаги, спичек, используется для отопления; из волокна растений вырабатывают ткани, мешковину, канаты, а также многие лекарства (настойка женьшеня, облепиховое масло и другие). Какие части растения вы знаете?
Практическая работа
Слайд 4
- Определите орган, который укрепляет растение в почве. / Корень/
- У дерева он один, а у кустарника – много. /Стебель/.
- Растет – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет. /Лист/.
- Яркий, благоухающий… /Цветок/.
- Бывает вкусный, сочный, но бывает сухой, твердый, образуется на месте цветка. /Плод/.
- Из него вырастает новое растение. /Семя/.
– Подумайте, все ли растения имеют названные части? – Учёные-ботаники делят царство растений на группы.
Объявление темы урока: “Разнообразие растений”
На уроке мы будем говорить о разнообразии растений в природе, а поможет нам в этом ботаника – наука о растениях.
– На какие вопросы будем искать ответы на нашем уроке? – На какие группы делится царство растений? – Что такое группа растений? – По каким признакам учёные разделили растения на группы? – Значит, чтобы ответить на этот вопрос, нужно изучить признаки каждой группы растений. Попробуйте сформулировать цель урока.
Цель нашего урока – познакомиться с группами растений и их признаками.
– Сегодня вы много о растениях узнаете сами по учебнику, дополнительной литературе и гербарию. Сегодня мы с вами будем учёными –исследователями. Будем работать по группам. Каждой группе учащихся изучить данную группу растений, их признаки:
Физкультминутка
Мы немного отдохнём Встанем, глубоко вздохнём. Дети по лесу гуляют, За природой наблюдают.
Изучение нового материала
Дети в словариках в учебнике читают о растениях своей группы, работают с гербарием, находят и подчёркивают отличительные признаки и заполняют свою графу таблицы.
С/р работа в группах
Выступления представителей от каждой группы (по ходу мини-сообщения о растениях, которые делают заранее подготовленные ученики)
Слайды 5-15
Хвойные растения
Сообщение ученика: Хвойные растения –деревья и кустарники с листьями – иголками. У этих растений есть корень, стебель, листья. Плодов и цветков у них нет, семена образуются в шишках. Большинство хвойных –вечнозелёные.
Дополнение учителя: Хвойных насчитывают около 600 видов. Представители хвойных растений: сосна, можжевельник, ель, кедр.
Сообщение ученика: Сосна растёт на сухих местах. Воздух в сосновом бору всегда чистый, т. к.запах сосны убивает всех микробов. Можжевельник часто имеет форму куста. Ягоды первый год зелёные. Второй год серые и только на третий год сине-чёрные. Слово можжевельник происходит от слов между и ельник т. е. растущий между елями. Можжевельник очищает воздух от микробов. У ели каждая иголка хвоинка живёт 5-7 лет.
М.о
– Чем отличаются хвойные от других групп растений? Какие части растений имеют хвойные?
Цветковые растения
Сообщение ученика: Цветковые растения – деревья, кустарники, травы, у которых в результате развития появляются цветки. Имеют корни, стебель, листья, плоды и семена.
Дополнение учителя: Цветковые растения – самая большая группа растительного мира. Их насчитывают 250 тысяч видов. Они населяют сушу от берегов Арктики до Антарктиды. У цветковых растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды с семенами.
М.о: Почему цветковые выделили в особую группу?
Папоротники
Сообщения учеников: Папоротники, знакомые многим, как декоративные комнатные или садовые растения растут и в дикой природе, в лесах, даже в тундре. У этих растений нет цветков. Молодые листья скручены как пружина, находятся у поверхности земли и постепенно разворачиваются.
– Если нет цветка, то как же размножаются растения, где у них семена?
- У взрослого растения на обратной стороне листа видны тёмно-бурые пятнышки, это прикрытые сверху плёнкой споры, благодаря которым папоротники размножаются в благоприятных условиях.
- Гигантские древовидные папоротники росли на Земле более 300 млн. лет назад. Они широки распространились на планете, достигали в высоту 30 метров с толщиной ствола в диаметре до одного метра. Погибая в каменноугольный период становления Земли, растения образовали залежи каменного угля ,который мы добываем в настоящее время. И сейчас во влажных тропических лесах на островах сохранились колонии древовидных папоротников до 70 и более метров в высоту, с огромными толстыми стволами и мощными перистыми листьями.
- Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у них есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает.
- Самые большие папоротники достигают в высоту 24 метра, а длина листьев у них 5 метров. Самый маленький папоротник обнаружен в Америке. Длина его листьев всего 12 мм.
Дополнение учителя: В эту группу входит около 10000 видов растений. Эти растения можно встретить на севере, в тундре, в тропиках. Они могут жить как во влажных, так и в сухих местах.
У папоротников нет цветков, но есть листья, стебли и корни. Стебли их обычно не видны, так как растут под землёй. Видимая часть растений – это листья.По народному поверью в ночь на Ивана Купалу папоротник цветёт и кто сорвёт цветок папоротника будет обладать способностью находить клады, будет богат….Почему же мы можем точно сказать, что это легенда?
М.о: Как можно узнать папоротники? Чем отличаются они от других растений?
Физкультминутка
На болоте две лягушки, две веселые подружки рано утром умывались, полотенцем вытирались. Лапками потопали, лапками похлопали, влево, вправо покружились и обратно возвратились.
– Какие растения встречаются на болоте?
Мхи
Сообщение учеников:
- Мхи – низкорослые растения, стелющиеся по земле, чаще всего распространённые во влажных затенённых местах под покровом деревьев. Мох как губка впитывает много влаги, в 5 раз больше чем вата. Мох продолжает расти и под глубоким снегом при температуре – 14о. Перегнивая во влажной почве, мох образует торфяные болота. А торф – это и удобрение, и горючее вещество.
- Устроены мхи несложно. У них нет корней, не бывает цветков, плодов. Есть стебли и листья. Мхи очень выносливы. Бывали случаи, когда они оживали, пролежав несколько лет в гербарной папке (один пролежал 19 лет, но потом, смоченный водой, начал расти) Выживают в суровых условиях, растут даже в ледяной зоне. Мхов на Земле очень много, около 27 тыс. видов.
- Мхи играют важную роль в формировании почв, на которых потом могут укореняться и другие растения. Отмирая, они обогащают почву перегноем. Сфагнум или торфяной мох, отмирая, образует слои торфа в воде. Нарезанные и высушенные брикеты торфа служат хорошим топливным материалом.
- Причудливо ветвящиеся мхи используются для создания художественных композиций.
- Многие знают, что пучки сухого сфагнового мха кладут меж брёвен при постройке деревянных домов для того, чтобы в доме лучше сохранялось тепло.
- Сфагновый мох имеет ещё одно замечательное свойство. Он содержит вещества, губительно действующие на растения. Пучки сухого мха прикладывают к ранам в качестве перевязочного материала. Мох может с успехом заменить вату или марлю, так как хорошо впитывает выделения из раны, и, кроме того, оказывает обеззараживающее действие
Учитель. Так почем же мхи выделили в особую группу?
Водоросли
Сообщение ученика:
- Водоросли – растения, живущие в водной среде. Они не имеют корня, стебля, листьев, цветов.
- Некоторые водоросли выживают и в очень горячей воде /+80/, а есть и такие, которые вмерзают в лед, а при оттаивании начинают двигаться. Водоросль хлорелла даже побывала в космосе на космическом корабле. Она выделяет кислород больше, чем другие растения.
- Водоросли активно используются человеком. Например, в магазинах продаются консервы морской капусты. Ценность морской капусты в том, что в ней содержится много минеральных солей, необходимых организму человека, а также йод. На побережье морей созданы специальные фермы, которые занимаются разведением водорослей. Эти водоросли идут на корм животным, на производство тканей, шампуня и крема.
- А знаете ли вы, что в этом кусочке хлеба, который выпекается на Валуйском хлебокомбинате, тоже есть водоросль. Хлеб выпечен с добавлением морской капусты . Морская капуста – это водоросль, ламинария. Она богата содержанием йодистого вещества, который укрепляет организм человека.
- Самая длинная водоросль, бурая, обитает в Тихом океане, ее длина 60 метров, а за сутки она вырастает на 45 см. Встречаются водоросли зеленого, реже желтого цвета.
Дополнение учителя: Людям известны различные морские водоросли: бурые, красные, зелёные. Зелёная пена на воде стоячих прудов – это водоросли. В отличие от других растений у водорослей нет корня, стебля, листьев. Самые крохотные водоросли настолько малы, что в литре морской воды их насчитывается миллионы. Самые крупные – бурые водоросли, достигают в длину около 60 метров.Хлореллу можно найти в каплях дождя. Диатомеи – это одноклеточные водоросли. Они хорошо себя чувствуют в водах и снегах Арктики и Антарктиды, горячих гейзерах Исландии, почти во всех пресных и солёных водоёмах. Роль диатомей в природе велика. Количество выделяемого ими кислорода сравнимо, пожалуй, только с тем, которое выделяют все высшие растения земного шара. Размер хлореллы и диатомеи очень увеличен. Самые крупные из них – 1,5 см.
М.О: Почему водоросли выделены в отдельную группу?
Обобщение и закрепление знаний
Слайды 16-17
Коллективная проверка заполнения таблицы
Обобщающая беседа
– К какой группе относятся растения, имеющие все органы? – У какой группы растений нет органов? – У какой группы имеются только стебли и листья? – Какая группа растений не имеет цветов и плодов? – У какой группы растений есть корень, стебель, листья, но никогда не бывает цветов, плодов и семян?
Графический диктант
Слайд 18
Да – квадратНет – треугольник
Вопросы:
1. Верно ли, что наука, изучающая растения называется ботаникой? (да) 2. У мхов есть корень, стебель, лист, цветок? (нет) 3. У цветковых растений есть корень, стебель, лист, цветок, плоды с семенами? (да) 4. У папоротников есть цветы? (нет) 5. Растение – живой организм? (да) 6. Водоросли имеют корень, стебель, листья и цветок. (нет)
Рефлексия. Итог урока
Слайд 19
Проверьте правильность своих ответов. Оцените свою работу.
– очень интересно ? – остались вопросы * – урок понравился
- Кто остался доволен своим результатом?
- Скажите, пожалуйста, вам понравилось быть учеными, исследователями?
- Что было самым трудным?
- Что помогало вам справиться с заданиями?
- Что было самым интересным? Что нового для себя вы узнали?
- Что полезного для себя вы узнали на уроке?
- Пригодятся ли вам полученные знания на уроке в дальнейшем?
Слайд 20
Прочитайте высказывание Ж.Ж. Руссо:
Растения щедро рассыпаны на земле, подобно звездам на небе: но звезды далеко, а растения у ног моих...
– Как вы понимаете слова Руссо?
Выставление отметок за работу на уроке.
Домашнее задание – слайд 21
По желанию – подготовить графический диктант, загадки о растениях, кроссворд или сообщение по данной теме.
Работа с выставкой книг о растениях
Создание проблемной ситуации
Слайды 22-23
К какой группе растений отнесёте олений мох, ягель? (Дети скажут, что мох). Почему так решили? На самом деле – это лишайник. Что такое лишайник? Почему лишайники выделены в отдельную группу? Ответ на этот вопрос нас ждёт на следующем уроке.
Слайд 24
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок на тему: "Многообразие растений"
Тема: Многообразие растений
Класс: 7
Цель: Изучить жизненные формы растений. Показать связь жизненной формы растения с особенностями среды их обитания.
Задачи: расширить знания учащихся о многообразии растений, их формах, продолжительности жизни, значении в природе; формировать умения работать с книгой
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление
Ход урока
-
Организационный момент: приветствие. Проверка отсутствующий, готовности класса к уроку
-
Актуализация опорных знаний.
Ребята, почему растения имеют общий план строения, но при этом они очень разнообразны.
Посмотрите на представленные растения ( плакаты, гербарий, живые комнатные растения). Скажите, пожалуйста, их внешний облик одинаков?
В природе растения не растут поодиночке, они соседствуют с другими растениями, животными. Окружающая среда влияет на жизнь растения. Это проявляется в формировании определенного внешнего облика, который называют жизненной формой растения.
Тема нашего урока сегодня: Многообразие жизненных форм растений.
Найдите в учебнике на стр. 85 определение понятия «жизненная форма» и запишите его в тетрадь.
-
Изучение новой темы.
Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире.
Виталий Бианки
Вот послушайте:
Форму растенья узнаешь, конечно,
Ствол есть центральный, кора безупречна,
Крона покрыла весь ствол там и тут.
Много годков те растенья растут. (деревья)
- Самая крупная жизненная форма. – это деревья. Какие деревья вы знаете?
- Что общего во внешнем облике этих растений? ( ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СТВОЛ И КРОНА) Нарисуем схему дерева.
- А если растение имеет много стволов, отходящих от одного общего основания растения, как оно называется?
Мы на деревья немножко похожи:
Плотной корой одеваемся тоже,
Только центральный отсутствует ствол,
Мы в высоту чуть поменьше растем.
Стволиков много на корне у нас
И долгожители есть среди нас. (кустарники)
– Кустарник – это тоже жизненная форма растения. Стволы называют стволиками. Они живут не очень долго, 2-9 лет. Но сам кустарник живет дольше – за счет корней и вновь образующихся стволиков.
-Низкие кустарники высотой до 50 см. называются – кустарнички.
Братья родные кустарникам мы,
Ростиком только не вышли, увы! (кустарнички)
Полукустарники – это многолетние растения , у которых часть стебля одревесневает, а часть остается травянистой. Травянистая часть живет один год – это годичный побег с с листьями и плодами.
Самая распространенная жизненная форма – это травы.
Не имеем мы коры,
Стебли наши зелены.
До полметра вырастаем,
Ковром землю одеваем. (травы)
Они имеют травянистые зеленые побеги, ежегодно отмирающие. Делятся на:
infourok.ru
План-конспект открытого урока по окружающему миру на тему: «Разнообразие растений».
Муниципальное образование город Краснодар
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа № 78
ул.Ростовская,14
План-конспект открытого урока по окружающему
миру на тему:
«Разнообразие растений».
Выполнила учитель
начальных классов
Сугакова Т.В.
e-mail : [email protected]
Краснодар,2016 г.
Цели:
-познакомить учащихся с разнообразием растений на Земле;
- развивать умение классифицировать растения по группам;
-развивать умение давать характеристику представителей растений разных видов: название, особенности внешнего вида, условия жизни;
-развивать умение работать в группе;
-воспитывать бережное отношение к природе.
Вступление.
-Ребята, кому знаком секрет успешной работы на уроке? Как нужно работать?
(Учитель подводит ребят к выводу: необходимо работать дружно и уважать мнение одноклассников.)
1.Определение темы урока.
-Мы начинаем урок. Попробуйте отгадать, о чём идёт речь в стихотворении.
Есть у ребят зелёный друг,
Весёлый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. СЛАЙД 1(лес)
-Почему лес наш друг?
- Что мы можем видеть в лесу?
СЛАЙД 2
-Что вы можете сказать о растениях, глядя на эту картину?
-Кто может определить тему нашего урока? О чём мы будем сегодня говорить?
СЛАЙД 3.
-Итак, тема урока: «Разнообразие растений».
Актуальность:
- Ребята, зачем нужно изучать разнообразие растений? (Как может это пригодиться вам в жизни?)
Межпредметная связь:
_ - Кто может сказать, как называется наука о растениях?(ботаника)
- А как же называется профессия тех людей, которые изучают растения?
(ботаники)
Цели нашего урока:
-познакомиться с разнообразием растений на Земле;
-учиться классифицировать растения по группам;
-уметь давать характеристику растений разных видов: название, особенности внешнего вида, условия жизни;
- уметь работать в группе;
-учиться бережно относиться к природе.
-Для того, чтобы достичь поставленной цели, мы должны ответить на вопросы и зафиксировать ответы в «Дневнике наблюдений юного ботаника».
(Каждый учащийся в ходе урока записывает все ответы на вопросы в «Дневник». Ребята работают в группах. В каждой группе есть помощник, который помогает раздавать необходимый материал во время урока.)
2.Ознакомление с новым материалом.
( Ученики читают вопрос в «дневнике», учитель выясняет, что учащимся известно о том или ином растении. Каждый вопрос создаёт проблемную ситуацию, поэтому знакомство с новым материалом мотивировано. Учитель знакомит учащихся с новым материалом. Ребята записывают ответ. )
- Итак, открываем наш дневник. Перед вами 1-й вопрос:
1.Как называется группа растений , которые растут на дне рек, морей, различных водоёмов?
(Фронтальная работа. Ребята пытаются ответить на вопросы. Поскольку ученики не могут ответить на все вопросы, то с показом слайдов вводится информация о водорослях.)
СЛАЙД 4,СЛАЙД 5
Информация о водорослях.
- Водоросли - сборная группа низших растений (их тело не расчленяется на стебель , лист, корень), обитающих в солёных и пресных водах. Немногие смогли освоить сушу.
2.Запиши несколько названий водорослей.
3.Какие водоросли люди употребляют в пищу?
(Фронтальная работа. Вопрос вызывает у учеников затруднение. Учитель знакомит с новым материалом.)
-Ламинария (морская капуста), ульва (морской салат) употребляются в пищу и являются источником йода. Красные водоросли играют важную роль в жизни морских животных, являются пищей, их используют для получения вещества - агара, похожего на желатин, который важен для желе, конфет.
- Итак, продолжаем дальше работать с дневником .
Вывод: о растениях какой группы мы говорили? Что вы узнали о водорослях? (Вывод на данном этапе.)
(Продолжение работы с дневником.)
4. Группа каких растений после гибели может вновь ожить в воде?
5.Какая среда обитания необходима мху для жизни?
6.Запиши несколько названий мховых.
(Фронтальная работа. Ребята по очереди стараются ответить. Перед учениками возникает проблема. Запись информации в «дневники». )
СЛАЙДЫ 6,7,8.
Информация о мхах.
-Мховые включают 27 тыс.видов. Например: кустистый лишайник приальпийская кладония, листовой лишайник пельтигера собачья, сфагновый мох, политрихум обыкновенный – кукушкин лён. Размножаются в среде с повышенной влажностью, но не вблизи морей, засоленных почв. Они часто образуют моховые подушки. Могут размножаться на деревьях, камнях. В большинстве своём они многолетние растения. Встречаются в лесах России и др. странах.Воду поглощают всем своим телом .
Практическая работа (в группах): ребятам предлагается налить воду на мох и провести наблюдение как он впитывает воду.
-Если убрать из сырой среды засыхает, может пролежать долгое время без воды, засохнуть, но стоит поместить в воду, через некоторое время начинает размножаться. Если приглядеться состоит из мелких частиц.
СЛАЙД 9.
Вывод: О растениях какой группы мы говорили? (Учащиеся делают вывод.)
(Продолжение работы по «Дневнику юного ботаника». Дети пытаются ответить на вопросы, а затем слушают информацию и стараются кратко зафиксировать ответ.)
7. Назови растение, которое ты видишь на листке.
8. Какие названия папоротниковых ты знаешь?
СЛАЙДЫ 10,11,12.
Информация о папоротниках.
-Возникли около 200 млн. лет назад. В России около 100 видов.
На картине дербянка, птерис, кариота, нефролепис, многорядник. Это декоративные папоротники.
Папоротник может расти в смешанных лесах, хвойных, лиственных. Корни используют как противоглистное лекарство.
Распространён практически по всему земному шару. Размножается спорами.
Вывод :что вы узнали о папоротниках? (Ученики делают вывод.)
9. Назовите растения, которые имеют хвою.
10.Чем отличается хвоя лиственницы от хвои других хвойных деревьев?
11. К какой группе растений можно отнести пихту, секвойю?
(Фронтальная работа. В ходе чтения вопросов, учитель выясняет, что ребятам известно. Поскольку учащиеся затрудняются ответить на вопросы, возникает проблемная ситуация. Учитель мотивирует учащихся к изучению нового материала. Индивидуальная работа в «дневниках».)
СЛАЙД 13
Информация о хвойных.
-Перед вами ель, лиственница, секвойя, крымская сосна. Хвоя - иголки, которые покрыты плотной кожицей. Хвоя выделяет в воздух фитонциды- летучие выделения, которые обеззараживают воздух. Хвоя используется для лечения воспалительных процессов.
Ель - в России насчитывается 7 видов из 35. Встречается в различных районах России. В Скандинавии. Является вечнозелёным хвойным растением.
Лиственница – встречается в Сибири и на Урале. В России 8 видов из 35.
Иголки мелкие и мягкие. Осенью желтеют как листья и опадают.
Секвойя - растёт на Тихоокеанском побережье США. Одно из самых высоких представителей растительного мира 112 м высотой. Вечнозелёное дерево. Иголки схожи с иголками ели.
Сосна – встречается по всему миру. Хвоя её содержит много витамина С и поэтому её используют для предупреждения авитоминоза. Иголки её немного длиннее, чем у ели, пихты. Является вечно зелёным.
Пихта – хвойное растение растёт в Северном полушарии, хвоя живёт 6-7 лет.
Вывод :о какой группе растений мы говорили?(Ученики делают вывод.)
(Фронтальная работа. Чтение вопросов в «дневнике». Ученики читают следующие вопросы и фиксируют ответы. Индивидуальная работа в «дневниках».)
12. Назовите цветковые растения нашего края.
13. К какой группе растений можно отнести шиповник , кактус?
14.Чем полезны ягоды шиповника ?
СЛАЙДЫ 14,15,16.
Информация о цветковых.
-Перед вами вишня, клюква - цветковые, которые имеют съедобные плоды.
Клюква имеет кислый вкус, но очень полезна. Ягодки алого цвета.
Вишня бывает разных сортов: 1.Ширпотреб чёрная,2. Плодородная Мичурина, 3.Шубинка,4. Любская,5. Краса севера, 6. Владимирская.
-Перед вами шиповник и кактус. Почему они являются цветковыми растениями?
- Плоды шиповника содержат витамин С, настой используется как противовоспалительное, витаминосодержащее средство.
(Запись ответа на вопрос в дневник и сверка результата со СЛАЙДОМ 17.)
Вывод: с какой группой растений мы познакомились? (Ученики сами делают вывод.)
15. Запиши группы растений, которые ты знаешь.
(Запись названий групп растений в «дневник».)
3.Самостоятельная работа в группах.
- А теперь каждая группа работает самостоятельно. Нужно совместно определить группу растений, и подписать карточки, выданные вам.
(Работа в группах. Ребята совещаются и подписывают название группы данного растения. Затем происходит проверка выполненной работы. Ребята командами представляют свою работу, а остальные либо соглашаются, либо опровергают ответ.)
4. Рефлексия.
-Что нового вы узнали на уроке?
-Какая информация была интересной?
-Что вам удалось больше всего ?
5. Оценка деятельности учащихся.
- Как вы оцениваете свою деятельность?
(Учитель либо соглашается с учащимся, либо объясняет, почему ученик
неверно оценил свою деятельность на уроке.)
-Ребята, сегодня все постарались поработать. Вам удалось достичь поставленной цели.
Используемая литература.
1. «Атлас растений». –М.:ОЛМА МедиаГрупп, 2007.
2.Иллюстрированный справочник «Пальмы.Папоротники». Автор-составитель Борковская Н.Ф.ООО«Современная школа».РБ, Минск-2003.
3. «Окружающий мир», учебник 1 ч., 3 кл., Н.Ф.Виноградова, М.-2014.
4. Программа «Окружающий мир» 3 класс, автор Н.Ф.Виноградова, издательство «Вентана – Граф», Москва, 2014.
Используемое оборудование: интерактивное оборудование.
Раздаточный материал: карточки с изображением растений из разных групп, гербарий из папоротника, мох, хвоя, «Дневник юного биолога».
infourok.ru