Презентация к уроку "Ткани растений". Биология 5 класс. Ткани растений биология 5 класс
Урок биологии 5 класс ФГОС по теме «Ткани»
Урок биологии 5 класс ФГОС
по теме «Ткани»
Класс: 5
Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний о тканях растительного организма и о функциях, которые они выполняют.
Задачи:
- сформировать у учащихся понятие о тканях, закрепить знания об основных типах тканей растительного организма, об их строении и функциях;
- совершенствовать умения работать с микроскопом, находить исследуемые объекты на микропрепаратах, схематически изображать увиденное в тетради.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: микроскопы, микропрепараты растительных тканей, плакат «Ткани растений».
Планируемые результаты
Предметные: учащиеся имеют первоначальное представление о тканях и выполняемых ими функциях в растительном организме.
Метапредметные: развивается умение работать с разными источниками биологической информации (текстом и иллюстрациями учебника, микроскопом, таблицей).
Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток.
Деятельность учащихся: работа с микроскопом, работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа с карточками.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Учащимся раздаются карточки, которые необходимо заполнить.
Жизнедеятельность клетки | |
Процесс | Значение |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
5. | 5. |
Изучение нового материала.
- Ребята, мы с вами подробно изучили строение растительной клетки. А как вы думаете, все ли клетки растений похожи друг на друга?
Сегодня на уроке мы ответим на этот вопрос.
Тема урока «Ткани».
Ткань – это группа клеток, одинаковых по происхождению, по строению и по выполняемым функциям.
В зависимости от происхождения, строения и функций, у растения выделяют несколько видов тканей: покровная, механическая, образовательная, проводящая, основная.
Для того чтобы понять чем эти ткани отличаются друг от друга, мы воспользуемся микроскопом и микропрепаратами «Ткани растений».
Учащиеся, используя микроскоп, учебник и плакат, самостоятельно заполняют таблицу «Виды тканей» в рабочей тетради по биологии на стр. 24.
Виды тканей
Название ткани | Выполняемые функции | Особенности строения клеток |
Работа выполняется индивидуально. При возникновении затруднений, обращаются к учителю.
Закрепление знаний
- Обсуждение результатов выполнения самостоятельной работы.
- Учащиеся выполняют небольшую проверочную работу на карточках.
Выбери верное утверждение
Группа клеток, имеющих общее строение, происхождение и выполняющая одинаковые функции, называется тканью.
Клетки механической ткани имеют утолщённую оболочку.
Покровные ткани обеспечивают прочность растения.
Покровные ткани образованы только мёртвыми клетками.
Проводящие ткани имеют вид трубочек или сосудов.
Камбий относится только к покровной ткани.
Основные ткани являются только проводником воды и питательных веществ.
(Ответы: 1,2,5
Отметка «5» ставится, если нет ошибок, отметка «4» ставится, если 1-2 ошибки, отметка «3» ставится, если 3 ошибки.)
Затем обмениваются с соседом по парте, проверяют и выставляют оценки.
Рефлексия
Чем мы занимались сегодня на уроке?
Что мне понятно?
Какие вопросы вызвали у меня затруднения и почему?
Что бы мне хотелось ещё узнать?
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание: § 10, задания в рабочей тетради на стр. 23.
Список используемой литературы
Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2013.- 141, (3) с.
Методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.».
Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.».
kopilkaurokov.ru
Презентация к уроку "Ткани растений". Биология 5 класс.
Презентация к уроку "Ткани растений". Биология 5 класс.
УМК: В. В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов
Учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.
Просмотр содержимого документа «Презентация к уроку "Ткани растений". Биология 5 класс.»
- Ткани растений
5 класс
Чернецова Н.И.
учитель биологии
- Проверка знаний
- ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ КЛЕТКИ
ЯДРО
ЦИТОПЛАЗМА
КЛЕТОЧНАЯ МЕМБРАНА
- ОБРАЗОВАНИЯ В КЛЕТКЕ: органоиды
ВАКУОЛЬ
ЯДРО
ХЛОРОПЛАСТЫ
ПОРЫ
РИБОСОМЫ
КЛЕТОЧНАЯ МЕМБРАНА
- Проверка знаний
- Вопросы из учебника:
- §9, стр.45
- Основные этапы деления клетки:
- Как происходит деление клетки?
- Докажите, что клетка – самостоятельная живая система.
- Почему клетки имеют постоянное число хромосом?
- Клеточное строение – это особенность всех живых организмов.
- Все ли клетки растений одинаковые?
- От чего это зависит?
- Совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и выполняющих определенные функции, называют тканью.
- группа клеток, сходных по строению и выполняемым функциям, соединённых межклеточным веществом.
- Межклеточное вещество
- Виды тканей растений
- Образовательная
- Образовательная ткань
- группа одинаковых по строению клеток,
интенсивно делящихся, сохраняющих
физиологическую активность на протяжении
всей жизни и обеспечивающих непрерывное
нарастание массы растения.
- Зона роста корня
- Конус нарастания верхушки побега
- Основная ткань
- это ткань, составляющая основную массу
различных органов растения.
- Основная ткань выполняет различные функции:
- осуществляет фотосинтез,
- служит для отложения запасных веществ ,
- осуществляет всасывание воды..
- Фотосинтезирующая ткань листа
- Зона всасывания корня
- Проводящие ткани
- это ткани растений, служащие для
перемещения по растению питательных
веществ и продуктов жизнедеятельности
растения, растворенных в воде.
- Сосуды древесины (мертвые клетки)
- Ситовидные трубки коры (живые клетки)
- Механическая ткань
- опорная ткань, придающая прочность
растительному организму.
- Древесные и лубяные волокна
- Покровные ткани
- наружные ткани растения , защищающие его органы от:
- высыхания,
- действия высоких и низких температур,
- механических повреждений
- неблагоприятных воздействий окружающей среды.
- Поперечный срез листа- синтез тканей
- Верхняя кожица – покровная ткань
- Основная фотосинтезирующая ткань (столбчатая ткань)
- Проводящие ткани – сосуды и ситовидные трубки
- Нижняя кожица- покровная ткань
- Волокна - механическая ткань
- ТКАНИ РАСТЕНИЙ
МЕХАНИЧЕС
КАЯ
ПРОВОДЯ
ЩАЯ
ОСНОВНАЯ ТКАНЬ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТКАНЬ
ПОКРОВ
НАЯ
Конус нарастания стебля
Древесинные волокна
Ситовидные трубки
Хлорофильная
Кожица
Зона роста корня
Запасающая
Пробка
Сосуды
Лубяные волокна
17
- В рабочей тетради заполните таблицу
«Ткани растений», используя текст учебника.
№
Название ткани
1
Выполняемая функция
2
Особенности строения клеток
3
4
5
- Ткани растений выполняют различные функции,
- они тесно взаимодействуют друг с другом,
- обеспечивая существование и развитие организма.
- Взаимопроверка
- Соотнесите виды тканей и их функции
1. Образовательная
А. придает прочность растениям
2. Основная
Б. Образование новых клеток
3. Проводящая
В. Защитная функция
4. Механическая
Г. Синтез и запас веществ
5. Покровная
Д. По ним передвигаются растворенные в воде питательные вещества
- 1 – Б;
- 2 – Г;
- 3 – Д;
- 4 – А ;
- 5 – В.
- «5» – 5 ответов
- «4» - 4 ответа
- «3» - 3 ответа
- Домашнее задание:
- § 10,
- Вопросы : № 1-4 (устно), стр. 49.
- Повторить: § 6-10;
- Прочитать: краткое содержание главы, стр. 49-50
multiurok.ru
Предмет, класс, УМК | Биология, 5 класс, УМК «Сфера» Л.Н.Сухоруковой |
Тема урока, № урока по теме | Основные и образовательные ткани растений №3 (29) |
Цель урока | сформировать первоначальные знания об основных и образовательных тканях растений. |
Планируемые результаты обучения | Предметные: Называть и описывать основные и образовательные ткани растений, приводить их примеры. Устанавливать взаимосвязь строения клеток фотосинтезирующей, запасающей, образовательной тканей с их функциями. Наблюдать и определять основные и образовательные ткани в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Личностные и метапредметные:
|
Вид используемых на уроке средств обучения и оборудование | Учебник: §23 с. 62-63, ЭП (23), т/т: с.53 №9 – 14, с. 60 №4, с. 61 №1, с. 62 №2. Практикум: лабораторная работа «Основные и образовательные ткани растений» - виртуальная лаборатория (ЭП), набор для опыта (проба на крахмал) Компьютер, мультимедийный проектор |
Этап 1. Организационный. Самоопределение к деятельности | |
Задачи | Мотивировать учащихся на изучение темы |
Длительность этапа | 1-2 мин |
Методы и приемы работы | Организация начала урока, создание благоприятных условий для активной работы, мотивация на изучение новой темы |
Деятельность учащихся | Готовятся к уроку, позитивно настраиваются на учебную работу. Определяют и формулируют тему урока, цели и задачи. Записывают в рабочий лист тему урока. |
Деятельность преподавателя | Приветствует обучающихся Проверяет готовность обучающихся к уроку Дает позитивную установку на урок Создает эмоциональный настрой на успех -Доброе утро, ребята! Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку. -Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на уроке, необходимо настроиться на работу. -Посмотрите на доску. Там написан эпиграф к уроку. Давайте его хором прочтем.«Не стыдно не знать,Стыдно не учиться» (на доске) -Сегодня мы продолжим знакомство с тканями растений. Какие ткани растений вы уже знаете? (ответы учащихся) Создает проблемную ситуацию, помогает определить учащимся тему урока, цели и задачи его. -Я предлагаю вам угадать тему нашего урока. На доске слова, которые написаны неправильно, расшифруйте их. Внаяосно и бразовательнаяо тника (на доске) - Так какие, ткани растений мы сегодня будем изучать? (ответы учащихся) -Значит, какова тема урока? Основные и образовательные ткани растений (Запись на доске и в рабочий лист) -А что мы должны узнать об основной и образовательной ткани? (дети перечисляют). - Молодцы, а теперь давайте сформулируем цель урока. Узнать о строении и функциях основных и образовательной тканей растений. - А теперь сформулируйте задачи урока (ответы учащихся) 1. узнать о строении образовательной и основных тканей растений 2. усвоить какие функции они выполняют 3. определить расположение тканей в растении. |
Формируемые УУД | умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока, определять цель и задачи учебной деятельности |
Этап 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | |
Задачи | Актуализировать знания учащихся для изучения нового материала, необходимого для «открытия нового знания» Научить выявлять затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
Длительность этапа | 4-5 мин |
Методы и приемы работы | Создание проблемной ситуации, диалог |
Деятельность учащихся | Ученики отвечают на вопросы под заголовком «Вспоминаем то, что знаем». Слушают вопросы учителя Отвечает на вопросы учителя Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме Контролирует правильность ответов обучающихся |
Деятельность преподавателя | Обеспечивает мотивацию к изучению нового материала, мотивирует к активной учебной деятельности Актуализирует имеющиеся знания учащихся по теме прошлого урока А теперь вспоминаем то, что знаем о тканях. - что такое ткань? - какие ткани вы уже знаете? - каковы особенности строения проводящих тканей? - какую функцию выполняют проводящие ткани? - где в растении расположены проводящие ткани? - каковы особенности строения механических тканей? - какую функцию выполняют механические ткани? - где в растении расположены механические ткани? Учитель задает вопросы по теме прошлого урока, корректирует ответы. |
Формируемые УУД | Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания Уметь слушать в соответствии с целевой установкой Принимать и сохранять учебную цель и задачу Дополнять и уточнять высказанные мнения по существу вопроса. умение корректировать собственные знаний и взаимоконтроль |
Этап 3. Постановка учебной задачи | |
Задачи | Формировать умение решения учебной задачи |
Длительность этапа | 4-5 минут |
Методы и приемы работы | Побуждающий диалог, самостоятельная работа с текстом учебника, фиксирование результатов в таблицу в рабочем листе |
Деятельность учащихся | Предварительное обсуждение в парах. Работа с учебником по поиску ответов на проблемный вопрос |
Деятельность преподавателя | Задает подводящие вопросы, организует диалог -Какие ткани относят к основным? С. 62 учебника прочитайте и составьте схему, обсудите в паре, запишите в рабочий лист. |
Формируемые УУД | умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре. умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему) |
Этап 4. Открытие нового знания и Этап 5. Первичное закрепление | |
Задачи | Формировать умение представлять результаты изучения нового материала в устной и письменной форме |
Длительность этапа | 7-8 мин |
Методы и приемы работы | Самостоятельная работа с текстом учебника |
Деятельность учащихся | Заполнение в рабочем листе таблицы парами, комментирование своего выбора |
Деятельность преподавателя ЭП – строение фотосинтезирующей ткани. ЭП «Характеристика фотосинтезирующей ткани». ЭП - Характерные черты запасающей ткани. Практикум «Изучение запасного вещества клубня картофеля» в ЭП. ЭП «Расположение и строение образовательных тканей и их клеток», «Характеристика образовательной ткани», таблица | Организует диалог, осуществляет проверку правильности выполнения работы, корректирует знания учащихся - Какое строение имеет фотосинтезирующая ткань? -Пользуясь учебником, стр.62, подпишите на рисунке в рабочем листе основные элементы фотосинтезирующей ткани. Проверим! - Какие функции выполняет фотосинтезирующая ткань? Пользуясь учебником с. 62 заполните таблицу в рабочем листе. -Проверьте в паре, - Каковы особенности строения запасающей ткани? Пользуясь учебником с.62 заполните таблицу в рабочем листе, проверьте в паре. - Какую функцию выполняет запасающая ткань? Где расположена в растении? Пользуясь учебником с.62 заполните таблицу в рабочем листе, проверьте в паре. Проверим все вместе! Проведение опыта с клубнем картофеля. Переходим к следующему пункту нашего плана - это знакомство с образовательной тканью. -Ребята, а как вы думаете, какую роль играет образовательная ткань растений? (ответы учащихся) -Правильно! С помощью нее происходит образование новых клеток. Запишите в рабочие листы. - А какие особенности строения позволяют выполнять эту функцию? Пользуясь учебником с.63 заполните таблицу в рабочем листе, проверьте в паре. - Где расположена образовательная ткань в растении? Пользуясь учебником с.63 заполните таблицу в рабочем листе, проверьте в паре. Проверим все вместе! |
Формируемые УУД | Умение работать с текстом, выделять главное, осмысливать прочитанное, формулировать выводы по существу вопроса Умение синтезировать полученную в виде текста информацию Умение выделять главное и существенное и представлять текстовую информацию в виде таблицы Делать выводы из полученной текстовой информации Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания Понимать на слух ответы обучающихся Уметь формулировать собственное мнение и позицию Уметь использовать речь для регуляции своего действия Согласовывать усилия по решению учебной задачи Умение договариваться и приходить к общему мнению Уметь слушать в соответствии с целевой установкой умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре, Проверять и корректировать свою деятельность. Принимать и сохранять учебную цель и задачу Дополнять и уточнять высказанные мнения по существу вопроса |
Физкультминутка (видеофрагмент) | Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка!Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад) Голова устала тоже.Так давайте ей поможем!Вправо-влево, раз и два.Думай, думай, голова. (вращение головой) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка Или (видеофрагмент). |
Этап 6. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Самоанализ и самоконтроль | |
Задачи | Формировать умение представлять результаты изучения нового материала в устной и письменной форме Научить учащихся делать самоанализ и проводить самоконтроль Формировать умение проводить самоконтроль и контроль в парах, корректировать свою деятельность |
Длительность этапа | 7-8 мин |
Методы и приемы работы | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, выполнение тестовых заданий, самоконтроль, самооценка в парах и индивидуально |
Деятельность учащихся | Выполняют тестовые задания, проверяют в парах, и по эталону, корректируют знания |
Деятельность преподавателя Ключ ответов на доске. ЭП - тренажер | Предлагает выполнить тестовые задания -Выполните тестовые задания в рабочем листе. Ответы занесите в таблицу. Вы выполнили тест? Проверьте в парах, и все вместе. Проверьте правильность выполнения, проставьте количество баллов в таблицу. Поставьте оценку, исходя из следующих параметров: «5» – 7 баллов «4» – 5-6 баллов «3» – 3-4 балла «2» – менее 3 баллов (на доске) |
Формируемые УУД | Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре. Проверять и корректировать свою деятельность. Умение формировать самооценку собственной деятельности, самоанализа |
Этап 7. Рефлексия деятельности (итог урока) | |
Задачи | Формировать у обучающихся умение самооценки УД (учебной деятельности) |
Длительность этапа | 7-8 мин |
Методы и приемы работы | Самоконтроль, самооценка |
Деятельность учащихся | Участвует в беседе по анализу урока, подведении итогов Формулируют конечный результат своей работы на уроке Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили (что получилось, что не получилось и почему) Ученики высказывают свои суждения, анализируют работу класса, делятся личными впечатлениями и оценивают урок Самооценка результатов своей деятельности
|
Деятельность преподавателя | Вернемся к вопросам, которые были поставлены в начале урока. Мы ответили на них? Помогает учащимся формулировать выводы по уроку: – Сделайте вывод по уроку (сформулируйте главную мысль урока). Строение и функции тканей растений взаимосвязаны. Организует рефлексию учебной деятельности: - Оцените свою деятельность на уроке: Продолжите предложения: (на доске) На сегодняшнем уроке
У меня получилось… Выставление оценок всем учащимся, учитывая индивидуальную работу, фронтальную работу во время беседы, оценки по тесту. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке |
Формируемые УУД | Умение самооценки учебных достижений Умение формировать самооценку собственной деятельности, самоанализа Умение оценивать полученные знания на уроке, их необходимость в повседневной жизни Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания Понимать на слух ответы обучающихся Уметь формулировать собственное мнение и позицию Уметь использовать речь для регуляции своего действия Дополнять и уточнять высказанные мнения по существу вопроса Уметь слушать в соответствии с целевой установкой |
Подведение итогов, домашнее задание | Информации о домашнем задании: П. 23; тетрадь-тренажер: с.60, № 4; с. 61, №1; с.62 №2 (на доске и в дневники). |
multiurok.ru
Урок по биологии в 5 классе на тему: "Основные и образовательные ткани"
Урок биологии в 5 классе.
Тема: Основные и образовательные ткани растений.
Цель: сформировать первоначальные знания об основных и образовательных тканях растений.
Задачи: развить знания о тканях растений, особенностях их строения и функций на примере основных и образовательных тканей; развить умения устанавливать взаимосвязь строения и функций, наблюдать, фиксировать результаты наблюдений.
Тип урока: урок изучения нового материала
Основные термины и понятия: основные ткани: фотосинтезирующая, запасающая; образовательная.
Оборудование: учебник Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм»; тетрадь-тренажер.
Ход урока
Организационный момент
Учитель. Доброе утро, ребята!
2. Изучение новой темы
- Сегодня мы продолжим знакомство с тканями растений. Какие ткани растений вы уже знаете? (ответы учащихся)
-Я предлагаю вам угадать тему нашего урока. На слайде слова, которые написаны неправильно, расшифруйте их..
Внаяосно и бразовательнаяо тника
- Так какие, ткани растений мы сегодня будем изучать? (ответы учащихся)
-Значит тема урока у нас какая? (Основные и образовательные ткани растений) Запись в рабочий лист
-А что мы должны узнать об основной и образовательной ткани? (дети перечисляют). Молодцы, а теперь давайте сформулируем наши цели урока.
Цели урока
Какое строение имеет образовательная и основная ткань.
Какие функции выполняют
Значение образовательной и основной ткани
-Какие ткани относят к основным? Найдите в параграфе 23 .
Основные ткани
Фотосинтезирующая Запасающая
Запишите в рабочий лист.
- Как вы думаете, для чего нужна фотосинтезирующая ткань? (ответы учащихся)
- А какое строение имеет фотосинтезирующая ткань? (она состоит из тонкостенных живых клеток, цитоплазмы, хлоропластов. Клетки ткани расположены рыхло, между ними межклетники-пространства, заполненные воздухом, который проникает сюда через устьица)
-Пользуясь учебником, стр.62, подпишите на рисунке в рабочем листе основные элементы фотосинтезирующей ткани.
хлоропласт
Фотосинтезирующие клетки
межклетники
- Какое строение имеет запасающая ткань? (клетки ткани крупные, живые с тонкими стенками. В них содержатся различные питательные вещества в виде зерен крахмала, капель масла) запись в рабочий лист
- Итак, делаем выводы
Фотосинтезирующая ткань образует основной объем листа и выполняет функцию образование органических веществ из неорганических, т.е. фотосинтез
Запасающие ткани располагаются в различных органах растений и выполняют функцию запасания питательных веществ.
Переходим к следующему пункту нашего плана- это знакомство с образовательной тканью.
-Ребята, а как вы думаете, какую роль играет образовательная ткань растений? (ответы учащихся) Правильно! С помощью нее происходит образование новых клеток. Запишите в рабочие листы.
- Пользуясь учебником стр. 63, заполните схему в рабочем листе: «Строение образовательной ткани».
Проверка схемы.
Выводы (формулируют учащиеся):
За счет образовательной ткани происходит рост и образование новых органов растений.
Растение, в отличии от животных, растет на протяжении всей жизни, образовательная ткани расположены в различных местах растений.
3.Закрепление
Выбери правильный ответ
Выберите основные ткани растений:
А) покровная Б) фотосинтезирующая В) запасающая
Г) образовательная Д) механическая Е) проводящая.
2. Формирование всех тканей растений происходит благодаря наличию у него:
А) образовательной ткани Б) механической ткани
В) покровной ткани Г) запасающей ткани
3. Установите соответствие между типом тканей растений и характеристиками клеток, из которых она состоит:
А) Запасающая Клетки содержат пигменты зеленого,
красного и желтого цвета
Б) Фотосинтезирующая Клетки могут содержать крахмал, воду,
растворенный сахар
В) Образовательная Клетки имеют достаточно крупные ядра
Домашнее задание
параграф 23; тетрадь-тренажер: с. 53, № 9-14; с.60, № 4; с. 61, №1; с.62 №2. Электронное приложение: «Основные и образовательные ткани растений» (23)
infourok.ru
§ 10. Ткани - БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС - ОНЛАЙН-УЧЕБНИКИ - Каталог файлов
- Одинаковы ли форма и размеры клеток чешуи кожицы лука и листа элодеи?
- Какие различия в строении этих клеток вы отметили?
Что такое ткань. Все органы растения имеют клеточное строение. Но не все клетки одинаковы. Например, клетки кожицы чешуи лука плотно прилегают друг к другу. Они имеют утолщённые оболочки. Эти клетки защищают растения от неблагоприятных условий внешней среды. Клетки, находящиеся внутри стебля, имеют вид длинных трубочек, по ним передвигаются питательные вещества.
Совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и выполняющих определённые функции, называют тканью.
Виды тканей. Выделяют несколько видов растительных тканей: покровные, основные, механические, проводящие и образовательные (рис. 27).
Рис. 27. Виды тканей
Покровные ткани выполняют защитную функцию. Они образованы живыми или мёртвыми клетками с плотно сомкнутыми, утолщёнными оболочками. Эти ткани находятся на поверхности корней, стеблей, листьев.
Покровную ткань, состоящую из живых клеток, называют кожицей. Она имеет вид тонкой прозрачной плёнки, покрывающей органы растения. Со временем на некоторых органах растений вместо кожицы образуется пробка. Клетки пробки мёртвые, полые, имеют утолщённые оболочки. Они надёжно защищают органы растения от неблагоприятных условий жизни.
Механические ткани придают прочность растениям. Они образованы группами клеток с утолщёнными оболочками. У некоторых клеток оболочки одревесневают. Часто клетки механической ткани удлинённые и имеют вид волокон.
Проводящие ткани образованы живыми или мёртвыми клетками, которые имеют вид трубок. По ним передвигаются растворённые в воде питательные вещества.
Сосуды — последовательно соединённые мёртвые полые клетки, поперечные перегородки между которыми исчезают.
Ситовидные трубки — удлинённые безъядерные живые клетки, последовательно соединённые между собой. В их поперечных стенках есть достаточно крупные отверстия.
Основные ткани занимают пространство между покровными, механическими и проводящими тканями. Они состоят из живых клеток. Различают несколько видов этих тканей в зависимости от того, какую функцию выполняют их клетки. Основная их функция — синтез и запасание различных веществ.
Клетки образовательных тканей имеют небольшие размеры, тонкую оболочку и относительно крупное ядро. Они делятся, образуя новые клетки, из которых формируются другие ткани.
Новые понятия
Ткань. Виды тканей: образовательные, основные, проводящие, механические, покровные
Вопросы
- Что называют тканью?
- Какие виды тканей известны у растений?
- Какое строение могут иметь клетки проводящей ткани?
- Какую функцию выполняют клетки образовательной ткани?
Подумайте
Чем можно объяснить особенности строения клеток каждой ткани?
Задания
Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты различных растительных тканей, отметьте особенности строения их клеток. По результатам изучения микропрепаратов и текста параграфа заполните таблицу.
Знаете ли вы, что...
Два выдающихся натуралиста XVII в. — итальянец Мальпиги и англичанин Грю являются основоположниками науки о тканях — гистологии (от греческих слов «гистос» — ткань и «логос»). Исследуя под микроскопом стебли, листья, почки и плоды растений, они, кроме клеток, которые описал Р. Гук, нашли множество простых и спиральных трубочек, а также волокон, свидетельствующих о сложности строения растений.
Краткое содержание главы
Все живые организмы (за исключением вирусов, с особенностями строения и жизнедеятельностью которых вы познакомитесь в старших классах) имеют клеточное строение. Все клетки живых организмов состоят из одних и тех же химических элементов. Химические элементы, соединяясь между собой, образуют неорганические и органические вещества. Неорганические вещества клетки — это вода и минеральные соли. К органическим веществам относятся углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты.
Клетки — это мельчайшие частицы живого растения. Они дышат, питаются, растут и размножаются.
Растительная клетка состоит из оболочки, под которой располагается мембрана, и цитоплазмы, в которой находятся ядро с ядрышком, вакуоли с клеточным соком и пластиды.
Группу клеток, имеющих сходное строение и выполняющих одинаковые функции, называют тканью. У растений выделяют образовательные, основные, проводящие, механические и покровные ткани. Особенности строения клеток разных тканей связаны с выполняемой ими функцией.
xn----btbgfrbtlnb0l8a.xn--p1ai