Разработка урока по биологии в 5 классе умк Пасечника В.В.Тема "Ткани". Ткани растений 5 класс биология
Презентация к уроку биологии 5 класс на тему: "Ткани".
Повторение:
1) Наука о клетках называется -….
2) Клетки бывают - ….
3) Перечислите основные части любой клетки.
4) Что называют органоидами клетки.
5) Перечислите органоиды растительной клетки.
6) Перечислите органоиды животной клетки.
7) По количеству клеток организмы бывают:…
Проверочная работа.
Тема урока:
«Ткани живых организмов».
Организм
Системы органов
Орган
Ткань
Клетка
Словарь
ТКАНЬ - группа клеток, сходных по строению, функциям, имеющих общее происхождение. Между клетками находится межклеточное вещество
Определение в учебнике стр.21
Словарь
Гистология – наука изучающая ткани.
Костная ткань
ТКАНИ
растительные
животные
ТКАНИ ЖИВОТНЫХ
ТКАНИ РАСТЕНИЙ
образовательная
эпителиальная
основная
соединительная
мышечная
покровная
нервная
проводящая
механическая
ТКАНИ ЖИВОТНЫХ . ЭПИТЕЛИАЛЬНАЯ ТКАНЬ
Образует покровы тела(входит в состав кожи).Защищает от неблагоприятных воздействий внутренние органы.
В этой ткани почти нет межклеточного вещества.
8
ТКАНИ ЖИВОТНЫХ. СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ ТКАНЬ
Много межклеточного вещества. Из этой ткани состоят хрящи, кости, кровь.
Выполняет множество функций:
- защитную
- опорную
- транспортную
- заполняет промежутки между органами
8
ТКАНИ ЖИВОТНЫХ . МЫШЕЧНАЯ ТКАНЬ
Образованы все мышцы тела, она входит в состав многих внутренних органов.
Функция:
- движение органов и организма.
8
ТКАНИ ЖИВОТНЫХ. НЕРВНАЯ ТКАНЬ
Из нее состоит спинной и головной мозг, а также нервы. Основу нервной ткани составляют нервные клетки – нейроны.
Функция:
- контролирует работу организма.
Нейрон – нервная клетка
8
ТКАНИ РАСТЕНИЙ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТКАНЬ
Состоит из клеток, которые способны делиться в течении всей жизни растения.
Эта ткань находится в местах активного роста, например в кончике корня и в верхушке почки.
Функция:
- обеспечивает рост растения.
корень
почка
ТКАНИ РАСТЕНИЙ. ОСНОВНАЯ ТКАНЬ
Эта ткань содержит зеленый пигмент хлорофилл, благодаря которому и образуется органическое вещество..Основная ткань обычно находится в листьях.
- образование и накопление питательных веществ.
Покровная ткань
Столбчатая ткань
Проводящая ткань
Губчатая ткань
ТКАНИ РАСТЕНИЙ. ПОКРОВНАЯ ТКАНЬ
Функция:
- защищает растение от неблагоприятных воздействий.
эпидермис
устьице
ТКАНИ РАСТЕНИЙ. ПРОВОДЯЩАЯ ТКАНЬ
Функция:
- передвижение растворенных питательных веществ по растению.
Клетка сосуда
Сосуды и корневые волоски
Ситовидные трубки
Корневые волоски
ТКАНИ РАСТЕНИЙ. МЕХАНИЧЕСКАЯ ТКАНЬ
Образована клетками с очень прочными клеточными стенками.
Функция:
- опорная функция «скелет растения».
- Благодаря этой ткани растение противостоит большим механическим нагрузкам, например стебель выдерживает сильные порывы ветра.
Проверка знаний
1. Что такое ткань?
2 . Назовите виды тканей растений, животных.
3 . Какие функции они выполняют?
8
Эпителиальная ткань
Нервная ткань
Мышечная ткань
Соединительная ткань
ТКАНИ ЖИВОТНЫХ
ТКАНИ РАСТЕНИЙ
образовательная
эпителиальная
основная
соединительная
мышечная
покровная
нервная
проводящая
механическая
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Учебник § 5,
- раб. тетрадь § 5 задание 4, 5.
- Изготовить аппликацию или рисунок «Строение клетки » (На отдельном листе и подписать).
1 . Плотное образование, ограничивает клетку, определяет её форму
- цитоплазма
- оболочка
- поры
- вакуоль
- пластиды
2. Мельчайшие отверстия в оболочке клетки, через которые осуществляется обмен веществ
- оболочка
- поры
- вакуоль
- пластиды
- хлоропласты
- хромопласты
- лейкопласты
3. Небольшое плотное тельце
- цитоплазма
- оболочка
- поры
- ядро
- пластиды
4. Полость, заполненная клеточным соком.
- вакуоль
- хромопласты
- цитоплазма
- оболочка
- лейкопласты
5. Зеленые пластиды.
- лейкопласты
- хромопласты
- хлоропласты
- вакуоль
- ядро
6. Оранжево-красные пластиды
- лейкопласты
- хромопласты
- хлоропласты
- вакуоль
- ядро
7. Бесцветные пластиды
- поры
- лейкопласты
- вакуоль
- хромопласты
- оболочка
8. Бесцветное вязкое вещество, заполняющее клетку
- цитоплазма
- пластиды
- вакуоль
- оболочка
- ядро
Лабораторная работа № 2 Знакомство с клетками растений
Рабочая тетрадь с. 16 – 17
задание 6
videouroki.net
Практическая работа по теме: "Ткани растений" 5 класс
Практическая работа по теме: «Ткани растений» 5 класс
Задание 1. Определите тип ткани. Объясните почему вы именно так думаете, что данный вариант ответа правильный.
1.
4. 5.
Задание 2. Сопоставьте виды тканей с их свойствами.
1- покровная ткань; 2-механическая ткань; 3- проводящая ткань.
А) придают прочность растениям. Б) по ней передвигаются питательные вещества. В) выполняют защитную функцию. Г) состоит из сосудов и ситовидных трубок. Д) образована живыми и мертвыми клетками с плотно сомкнутыми, утолщенными оболочками. Е) клетки удлиненные и имеют вид волокон. Ж) ткань образует кожицу. З) Образована живыми и мертвыми клетками, имеющие вид трубок. И) Оболочка одревесневает, оболочка утолщенная.
Задание 3. Выберите один правильный ответ.
1 вариант1.Группу клеток, имеющих сходное строение и выполняющих определенные функции, называют
А) организмом; Б) растительным организмом;
В) тканью; Г) органом.
2Клетки какой ткани делятся, образуя новые клетки:
А) покровной ткани; Б) столбчатой ткани;
В) устьиц; Г) образовательной ткани.
3. Перемещение питательных веществ из листа в стебель осуществляется по клеткам
А) покровной ткани; Б) образовательной ткани
В) столбчатой ткани; Г) проводящей ткани.
4. Ситовидные трубки и сосуды имеются в:
А) механической ткани; Б) проводящей ткани; В) покровной ткани; Г) основной ткани.
5. Образовательная ткань имеется только:
А) у молодых растений; Б) у старых растений;
В) в листьях молодых растений; Г) в побегах молодых растений.
2 вариант
1. Какая из перечисленных структур построена образовательной тканью
А) кожица листа; Б) верхушка стебля;
В) мякоть листа Г) древесина тополя.
2. Покровная ткань выполняет функции:
А) защиты; Б) проведение веществ;
В) роста; Г) питания
3 Основная ткань имеет:
А) удлиненные безъядерные клетки; Б) основная функция-запас питательных веществ; В) обеспечивает проведение питательных веществ; Г) состоит из мертвых клеток.
4. Мертвыми клетками могут быть образованы:
А) проводящие сосуды; Б) клетки мякоти листа;
В) верхушка стебля; Г) побег
5.Рост растения обеспечивает:
А) механическая ткань; Б) фотосинтезирующая ткань;
В) покровная ткань; Г) образовательная ткань
Задание 4. Выберите правильный ответ. Обоснуйте правильность и не правильность своего ответа. Почему именно этот ответ считаете правильным, а остальные нет?
1 вариант1. Почему покровная ткань обеспечивает растению защиту?
А) имеет тонкую прозрачную пленку;
Б) находится на поверхности;
В) клетки полые и мертвые, с уплощенной оболочкой;
Г) клетки одревесневают
2 вариант
1. Почему именно проводящая ткань обеспечивает проведение питательных веществ в воде?
А) клетки имеют вид трубок.
Б) сосуды- соединенные мертвые клетки
В) в поперечных стенках есть крупные отверстия
Г) Особое расположение клеток в ткани
infourok.ru
Разработка урока по биологии в 5 классе умк Пасечника В.В.Тема "Ткани"
Тема: «ТКАНИ. 5 класс»
УМК Пасечник В.В.
Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний о тканях растительного организма.
Задачи:
сформировать и закрепить знания об основных типах тканей растительного организма: строении и функциях. Выработать умение распознавать виды тканей.
продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений (выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить и делать выводы), навыков самоконтроля.
формировать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки.
Планируемые результаты.
Личностные:
Формирование мотивации к познавательной деятельности на основе дальнейшего формирования учебных действий, связанных с микроскопической техникой, работой с электронным приложением.
Развитие личностных представлений о клетках и тканях как компонентах органов в целостном организме.
Приобщения к правилам поведения в кабинете биологии, общении с микроскопической техникой и лабораторным оборудованием.
Метапредметные:
Развитие внимания, памяти, способности к наблюдению.
Овладение составляющими исследовательской деятельности.
Дальнейшее формирование способности наблюдать и оформлять результаты наблюдений.
Предметные:
Описание растительных тканей.
Распознавание тканей на микропрепаратах и рисунках, формирование выводов о связи строения тканей с их функциями.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, микроскопы, микропрепараты, ноутбук, мультимедиа, таблицы «Покровная ткань», «Основная ткань», презентация, магнитные карточки
План урока.
I Самоопределение к деятельности. Встаньте ровно и красиво, прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно, и скорей начнём урок.
II Активизация прежних знаний и способов действий.
1.Черный ящик
Какое изделие рук человеческих называется так же, как составная часть живого, которую мы будем изучать? (ткань)
2.Давайте вспомним (СЛАЙД 1-3)
Подумайте, какими свойствами должны обладать клетки, что бы состоящий из них организм мог успешно жить? Ответ – главное, чтобы все они были взаимосвязаны.Да действительно, для нормальной жизнедеятельности организма, все клетки должны работать слаженно, быть взаимосвязаны. Именно поэтому, в живых организмах клетки объединяются в надклеточную структуру, которую принято называть тканью. Однако, живой организм нуждается в выполнении массы различных функций, и если бы в этом принимала участие каждая клетка, то жизнедеятельность его была бы похожа на хаос. Именно поэтому, все клетки распределили между собой выполняемые функции, образовав несколько видов тканей.
3. Целеполагание: Что должны узнать по теме? (на доске)
Какие ткани имеют растения.
Установить связь между строением и функциями тканей.
Местонахождение в растении.
4. Я предоставляю слово Алёхину Данилу, он дома выполнил мини-исследование, о котором сейчас расскажет. (Данил сварил клубень картофеля и сравнил его с сырым клубнем. Вывод: при варке разрушается межклеточное вещество, которое удерживает клетки, поэтому клубень картофеля варенный стал рассыпчатым)
- Таким образом, ткань состоит из клеток и межклеточного вещества. - слайд.4
(Группу клеток схожих, По функциям похожих Тканью называют.)
III. Изучение нового материала. Познакомимся с различными видами тканей.
5.CD-просмотр- заполнение табл в РТ стр 23
6. Работа с учебником.
Если бегло прочитаете материал на стр48, обращая внимание на выделенные слова, то сможете выделить крупные блоки – римские цифры, в них мелкие – арабские. Отражает ли схема в тетради полностью классификацию тканей? НЕТ. Дополните схему.
Работа на доске с магнитными карточками.
7. Посмотрите на цели, какие задачи нам ещё предстоит разрешить?
Найти взаимосвязь (заполнение таблицы в Рабочей тетради стр 23) Нам надо постараться все успеть, но если мы не успеем то вы закончите это упр дома.
Физминутка(проводит ученик)
Для начала мы с тобой,
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
(Вращение головы)
Корпусом вращаем тоже
Это мы, конечно, сможем.
(Поворот вправо и влево)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны прогнулись.
(Потягивание вверх и в стороны).
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели.
8. Просмотр ЭОР или презентации –заполнение таблицы
Ткань
Функция
Строение
Покровная
Защита.
Клетки плотно примыкают друг к другу.
Механическая
Опора, прочность
Клетки с толстыми оболочками
Проводящая
Проведение воды и веществ по растению.
Клетки образуют сосуды или ситовидные трубки.
Основная
Образование и накопление питательных веществ.
Живые клетки содержат хлоропласты
Образовательная
Рост.
Мелкие клетки с тонкой оболочкой и крупным ядром, постоянно делятся.
9. Закрепление: Вставь пропущенные слова на слайде.
10. Итог урока: Вернемся к вопросам, которые были поставлены в начале урока.
Мы ответили на них? Подвожу учащихся к выводу по уроку:В живых организмах прослеживается связь строения и его функции.11. Домашнее задание: на слайде.
12. Рефлексия: на слайде - До урока: Сейчас: (выбрать и закончить предложение)
Дополнительный материал к уроку.
Главные проводящие элементы древесины — сосуды. Они представляют собой длинные трубки, образованные стенками мертвых клеток. Сначала клетки были живыми и имели тонкие растяжимые стенки. Затем стенки клеток одревеснели, живое содержимое погибло. Поперечные перегородки между клетками разрушились, и образовались длинные трубки. Они состоят из отдельных элементов и похожи на бочонки без дна и крышки. По сосудам древесины свободно проходит вода с растворенными в ней веществами. Проводящие элементы луба — живые вытянутые клетки. Они соединяются концами и образуют длинные ряды клеток — трубки. В поперечных стенках клеток луба имеются мелкие отверстия (поры). Такие стенки похожи на сито, поэтому трубки называют ситовидными. По ним передвигаются растворы органических веществ от листьев ко всем органам растения. Луб — проводящая ткань растений, состоящая из тонкостенных живых клеток, образующих длинные ряды (ситовидные трубки).
Ткань
Функция
Строение
1.Образовательная
2.Покровная
3.Механическая
4.Проводящая
5.Основная
А) Опора, прочность.
Б) Образование и накопление питательных веществ.
В) Защита.
Г) Рост.
Д) Проведение воды и веществ по растению.
I. Мёртвые клетки с толстыми оболочками.
II. Мелкие клетки, постоянно делятся.
III. Клетки плотно примыкают друг к другу.
IV. Клетки образуют сосуды или трубки.
V.Клетки содержат хлоропласты.
Алина знает стихотворение о видах тканей. Послушаем её.
Ткань разная бывает.
Покровная снаружи
И для защиты служит.
Есть ткань для проведения,
запаса и деления.
Построены из тканей
Все органы растения.
Различные по функциям,
Различные в строении.
Работа с раздаточным материалом (в паре):
Определить тип тканей у следующих объектов:
Берёста -
Мякоть томата -
Кедровые орешки -
Кончик корня -
Жилка листа -
infourok.ru
Конспект по биологии на тему "Ткани организмов" 5 класс
Ткани организмов.
Соотнесите органоиды с их функциями:
1 - ядро
2 - цитоплазма
3 - вакуоль
4 - хлоропласты
5 - оболочка
Т. Обеспечивает деление клетки
А. Запасает питательные вещества и продукты обмена веществ клетки.
К. Внутреннее содержимое клетки, обеспечивает связь между всеми компонентами клетки, способна к движению.
И. Предохраняет клетку от внешних воздействий, выполняет опорную функцию и придает форму клетке.
Н. Зернистые образования, придают растению зеленый цвет
2. При правильном выполнении 1 задания получится слово (термин). Запишите термин и определение.
Ткани - _____________________________________________.
Используй интернет для поиска необходимой информации.
Ткани - система клеток и межклеточного вещества, объединенных общим
происхождением, строением и выполняемыми функциями.
Заполни таблицу: «Ткани организмов».
Ткани растений
Ткани животных
Внимательно прочти текст и выдели главные функции тканей растений, результат занеси в таблицу. Рисунки занеси в таблицу.
Покровные ткани выполняют защитную функцию. Они образованы живыми или мертвыми клетками с плотно сомкнутыми, утолщенными оболочками. Эти ткани находятся на поверхности корней, стеблей, листьев. Оболочки клеток могут пропитываться специальными веществами, которые делают их более прочными или усиливают их изолирующие свойства.
Механические ткани придают прочность растениям. Они также образованы группами клеток с утолщенными оболочками. У некоторых клеток оболочки одревесневают – пропитываются специальным веществом – лигнином.
Проводящие ткани образованы живыми или мертвыми клетками, которые имеют вид трубок или сосудов. По ним передвигаются растворенные в воде питательные вещества.
Клетки образовательных тканей имеют небольшие размеры, тонкую оболочку и относительно крупное ядро. Они делятся, образуя новые клетки, из которых формируются другие ткани. Клетки остальных тканей часто настолько специализированы, что не могут делиться.
Основные ткани занимают всё пространство между покровными, механическими и проводящими тканями. Их различают несколько видов в зависимости от того, какую функцию выполняют их клетки. Основная их функция – синтез и запасание различных веществ.
Образовательная ткань
Ткани растений и их функции
Название ткани
Функции
Рисунок
*Ткани растений и их функции
Название ткани
Функции
Рисунок
Образовательная
Они делятся, образуя новые клетки, из которых формируются другие ткани.
Покровная
Выполняет защитную функцию. Они образованы живыми или мертвыми клетками с плотно сомкнутыми, утолщенными оболочками.
Проводящая
Образована живыми или мертвыми клетками, которые имеют вид трубок или сосудов.
По ним передвигаются растворенные в воде питательные вещества.
Основная
Основная их функция – синтез и запасание различных веществ.
Механическая
Придает прочность растениям.
Образована группами клеток с утолщенными оболочками.
Внимательно прочти текст и выдели главные функции тканей животных, результат занеси в таблицу. Рисунки занеси в таблицу.
Ткани животных
У животных эпителиальная (покровная) ткань защищает организм как снаружи, так и каждый орган внутри организма.
Если рассматривать каждый орган тела (почки, печень, легкие и т.д.), то каждый из них «упакован» — покрыт тонкой пленочкой. Слизистые поверхности внутренней среды организма и железы внутренней секреции образованы эпителиальной тканью.
Функции: • Пограничная (эпителий кожи, легких, желудка). • Выделение веществ (железы).Строение: • Клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало. • Клетки быстро делятся, за счет этого повреждения эпителия быстро залечиваются.
Соединительная ткань животных не образует специализированные органы, но без нее нет внутренней среды организма — она связывает органы между собой..
Основные функции — питание органов, защита и опорная функция.
К соединительная тканям относятся:
кровь и лимфа;
костная и хрящевая ткань;
жировая ткань
Почему такие разные виды ткани относят к соединительному типу? Есть общие признаки:
1) много межклеточного вещества;
2) содержит много как органических, так и минеральных (неорганических) веществ.
Функции: • Питательная (кровь, жировая ткань). • Опорная (кость, хрящ, соединительнотканная оболочка органов). Строение: межклеточного вещества очень много.
Главная функция мышечной ткани — движение в ответ на раздражение от нервной ткани. Это может быть движение — перемещение в пространстве организма животного, могут быть движения (сокращения) органов внутри организма. Функции: возбудимость и сократимость.
Нервная ткань животных обеспечивает взаимодействие организма животных с внешней средой и внутреннюю регуляцию всех процессов.
Функции: возбудимость и проводимость.Строение: основные клетки нервной ткани (нейроны) содержат длинные отростки, по которым двигается электрический ток.
Нервная ткань
Ткани животных и их функции
Название ткани
Функции
Рисунок
*Ткани животных и их функции
Название ткани
Функции
Рисунок
Эпителиальная
Защитная. Клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало. Клетки быстро делятся, за счет этого повреждения эпителия быстро залечиваются.
Мышечная
Возбудимость и сократимость. Движение в ответ на раздражение от нервной ткани.
Нервная
Возбудимость и проводимость. Взаимодействие организма животных с внешней средой и внутренняя регуляция всех процессов.
Соединительная
Питательная (кровь, жировая ткань).Опорная (кость, хрящ, соединительнотканная оболочка органов). Строение: межклеточного вещества очень много.
Проверка:
Фотозагадки, определите животные ткани
1
2
3
4
Ответы: 1.костная (соединительная), 2. Кровь (соединительная), 3. хрящевая (соединительная), 4. Мышечная.
Что перепутал Буратино?
- Папа Карло, сегодня я узнал, что ты состоишь не из тех тканей, из которых состою я. Оказывается, у тебя есть соединительная, механическая, нервная, эпителиальная, мышечная и основная ткани. Ты покрыт эпителиальной тканью, твои мышцы – это мышечная ткань, кости у тебя состоят из механической ткани, а думаешь ты самой главной – основной тканью.
- Эх, Буратино, деревянная твоя голова! Опять ты все перепутал!
* выделены верные утверждения!!!
3. Установите тип растительной ткани
1. Мелкие, постоянно делящиеся клетки с крупными ядрами образуют ______________ ткань.
2. Среди клеток ____________ ткани есть живые и мертвые.
3. Клетки _________ ткани часто с одревесневшей толстой оболочкой.
4. Вода с растворенными минеральными солями поднимается от корня по _________ ткани.
5. Мякоть яблока образована ________ тканью.
6. Косточка абрикоса образована_______ тканью.
Известно, что все организмы имеют клеточное строение. Клетки, сходные по строению, объединенные выполнением общих функций, образуют ткани, а ткани органы. Например, корень, стебель, лист и цветок – органы растений. Сердце, печень, легкие – органы животных.
Установите последовательность строения организма, используя слова:
Ткань; 2. Орган; 3. Клетка; 4. Организм
Запишите в схему цифрами правильную последовательность строения организма, начиная с самой маленькой ее части
Ответ: 3,1,2,4
Тест, Часть А
Тканью называют:
А) группу клеток, сходных по размерам, строению, выполняемым функциям
Б) мякоть ягоды
В) часть стебля
Г) часть листа
Функции образовательной ткани:
А) Придает прочность органам
Б) Запасает питательные вещества
В) обеспечивает рост растения
Г) Осуществляет проведение питательных веществ во все части растения
К животным тканям относятА) соединительнуюБ) механическуюВ) проводящуюГ) образовательную
Кровь является разновидностью тканиА) соединительнойБ) мышечнойВ) нервнойГ) эпителиальной
infourok.ru
Конспект урока по биологии 5 класс "Ткани растений"
Урок по теме «Ткани растений»
Цель: формировать навыки самостоятельной работы в процессе изучения материала о тканях растений.
Задачи:
Обучающие: систематизация знаний обучающихся о строении и жизнедеятельности растительной клетки; формирование представлений о клетке как биологической системе; формирование элементарных знаний о тканях растительного организма и о выполняемых ими функциях;
Развивающие: развитие интеллектуальных умений анализировать, обобщать, делать выводы на основе работы с микропрепаратами;
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда
УУД:
Регулятивные: принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Личностные: оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог, а также устанавливать в коллективном возбуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.
Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты растительных тканей, компьютер, презентация.
Ход урока.
Мобилизующий этап.
Добрый день. Сегодня урок биологии проведу у вас я, меня зовут Альбина Львовна. На уроке мы с Вами вспомним основные части клетки, их функции, жизнедеятельность клетки и познакомимся с новым понятием «Ткань». А поможет нам в нашей работе маршрутный лист с заданиями. Работать будете парами. Выполнив задание, вы должны оценить работу друг друга, поставив оценку под № задания в специальной карточке. Напишите свои фамилии в ней.
Актуализация опорных знаний. Повторение.
Любой живой организм состоит из клеток. Вспомним её части.
(дети отвечают: оболочка, мембрана, ядро, ядрышко, вакуоль, хлоропласты или пластиды).
(слайд 1 - отдельные части клетки).
Но клетка – это не отдельные части. Давайте соберем. В первом задании маршрутного листа нарисована пустая клетка, рядом части её. Стрелками укажите месторасположение каждой части. Посмотрим, что у вас получилось (слайд 2 - ответ). Сравните и оцените работу друг друга, поставив оценку в клетку под №1 .
Каждая часть клетки что-то делает, органоиды просто так не расположены в клетках. Это задание №2. Нужно установить соответствие между органоидом (частью) клетки и его функцией. Задание уже выполняйте в тетрадях. Само задание переписывать не надо. Рядом с цифрой ставите соответствующую букву (по окончании выполнения работы проверка задания – один ученик читает ответы, другие проверяют, и оценивание результатов: если ошибок нет – «5», одна ошибка – «4», две ошибки – «3»).
А клетка живет не в изолированном мире, она сталкивается с окружающей средой. Что клетка должна делать, чтобы жить? В третьем задании имеется схема-кластер. (работа в тетрадях) Надо написать процессы жизнедеятельности клетки: что она делает?
Клетка
Теперь, проверим. (Один ученик отвечает, другие проверяют правильность выполнения и ставят оценку).
Следующее задание №4: тестирование (работа в тетрадях). Выберите один верный ответ и запишите в тетрадях. Когда закончите работу, поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга. (ответы читает учитель 1-А, 2-Г, 3-Б, 4-Г, 5-А, 6-Б, 7-В). Не забудьте поставить оценку.
Получение новых знаний.
Как было сказано, клетки живут не изолированно, не отдельно. Существуют одноклеточные организмы и … (дети продолжают - многоклеточные).
Представим строительство здания из кирпича, но у строителей нет цементного раствора, и они кладут стены из кирпича, не скрепляя его. Что может произойти с таким зданием? (дети отвечают) Нужен цементный раствор обязательно! Наш организм можно сравнить с домом, а клетки в организме можно сравнить с кирпичиками. Должны ли они скрепляться, чтобы организм не развалился на отдельные клеточки? ... Следовательно, кроме клеток в организме должно быть вещество, их скрепляющее. Это – (дети отвечают: межклеточное вещество).
Растения состоят из разных частей. Каких? (слайд №3, дети отвечают: корень, стебель, листья, цветок). Каждая часть состоит из отдельной группы клеток, различающиеся между собой. Эти группы клеток составляют ткань организма. Запишем определение понятия «Ткань» (слайд №4).
К царству растений относятся и водоросли, которые не имеют тканей. Они живут в однородной среде, поэтому им не нужны разные ткани. Представим, что водоросли решили выйти на сушу, т.е. поменять среду обитания. Им тогда понадобятся различные части, обзавестись тканями. Мы пока не знаем названия тканей растения, но предположить можем, для чего они им нужны будут на суше: (в маршрутном листе задание под №5 – ключевые слова, слайд №5)
Одежда, защита –
Опора –
Вода, питание –
Рост –
Для каждой этой потребности в растении есть специальные ткани. (Работа с учебником: стр.47, рис.27). Для каждого ключевого слова найдем свою ткань (дети предлагают ответы и мотивировать свой ответ).
Познакомимся с каждой тканью отдельно. Рассмотрим ткани под микроскопом. (работа с микроскопом, пока одни рассматривают, другие чертят таблицу задания №6 маршрутного листа и начинают работать с учебником стр.48)
Название ткани и её местоположение
Выполняемые функции
Особенности строения ткани
Закрепление.
В маршрутном листе задание №7. Работаем устно. Выбрать верные утверждения:
1. Покровные ткани обеспечивают прочность растения.
2. Покровные ткани образованы только мертвыми клетками.
3. Клетки механических тканей имеют утолщенную оболочку.
4. Проводящие ткани имеют вид трубок или сосудов.
5. Основные ткани являются проводником воды и питательных веществ.
6. Фотосинтезирующая ткань относится к образовательной ткани.
7. Камбий относится к покровной ткани.
Домашнее задание: §10, выполнить рис.27.
Приложение «Маршрутный лист»
2 задание. Соотнеси органоид клетки с выполняемой функцией и запиши результаты в таблицу.
1. Клеточная мембрана структуры а) Объединяет все клеточные
2. Цитоплазма б) Определяет форму, защита
3. Ядро в) Придает листу зеленый цвет
4. Хлоропласты г) Заполнена клеточным соком
5. Вакуоль д) Содержит генетическую информацию
1
2
3
4
5
3 задание. Процессы жизнедеятельности.
Клетка
4 задание. Тестирование
1. Клетка – это:
A. Мельчайшая частица всего живого
Б. Мельчайшая частица живого растения
B. Часть растения
Г. Искусственно созданная единица для удобства изучения человеком растительного мира.
2. Тубус – это:
A. Увеличительный прибор
Б. Часть микроскопа, к которой крепится штатив
B. Часть микроскопа, в которой помещается окуляр
Г. Часть микроскопа, в которой помещается окуляр и объектив
3. Лупа – это:
A. Часть микроскопа
Б. Самый простой увеличительный прибор
B. Главная часть предметного столика
Г. Простой увеличительный прибор, при помощи которого можно рассмотреть внешний вид клетки
4. Чтобы узнать, насколько увеличивается изображение при использовании микроскопа, надо:
A. Посмотреть на число, указанное на окуляре
Б. Посмотреть на число, указанное на объективе
B. Сложить число, указанное на объективе, с числом, указанным на окуляре
Г. Умножить число, указанное на окуляре, на число, указанное на объективе
5. Зеленую окраску растения определяют:
А. Хлоропласты Б. Хромопласты В. Лейкопласты Г. Клеточный сок
6. Межклеточное вещество:
A. Заполняет межклетники
Б. Находится между клеточными оболочками соседних клеток
B. Заполняет поры клеточных оболочек
Г. Находится между клеточными оболочками соседних клеток и заполняет поры клеточных оболочек
7. К неорганическому веществу относится:
А. углеводы Б. белки В. вода Г. жиры
1
2
3
4
5
6
7
5 задание. Ключевые слова (по новой теме):
Одежда, защита –
Опора –
Вода, питание –
Рост –
6 задание.
Изучить текст учебника стр.48, рассмотреть готовый микропрепарат под микроскопом,
заполнить таблицу:
Название ткани и её местоположение
Выполняемые функции
Особенности строения ткани
7 задание. (закрепление)
Выбрать верные утверждения
1. Покровные ткани обеспечивают прочность растения.
2. Покровные ткани образованы только мертвыми клетками.
3. Клетки механических тканей имеют утолщенную оболочку.
4. Проводящие ткани имеют вид трубок или сосудов.
5. Основные ткани являются проводником воды и питательных веществ.
6. Фотосинтезирующая ткань относится к образовательной ткани.
7. Камбий относится к покровной ткани.
8 задание.
Вставьте пропущенное слово. По особенностям строения и функциям узнайте, о какой ткани растительного организма идёт речь.
1. Ткань состоит из мелких, не имеющих вакуолей, постоянно делящихся клеток с крупными ядрами. Обеспечивает рост растения. Это ____________ ткань.
2. Ткань образована как живыми, так и мёртвыми клетками, расположенными тесно друг к другу, прочно соединёнными друг с другом. Оболочки мёртвых клеток толстые и прочные. Защищает растение от неблагоприятных воздействий, от повреждений. Обеспечивает связь растения с окружающей средой (дыхание, испарение). Это ____________ ткань.
3. Клетки ткани имеют утолщённые, одревесневшие оболочки, живое содержимое в них часто отсутствует. Придаёт опору растению. Это ____________ ткань.
4. Ткань образована как живыми, так и мёртвыми клетками, напоминающими сосуды или трубочки. Обеспечивает передвижение растворов минеральных и органических веществ. Это ____________ ткань.
5. Данной тканью образована мякоть плодов, мягкие части цветка, главная масса коры и сердцевины стеблей. В клетках мякоти листа содержатся хлоропласты. Главная функция - образование и накопление питательных веществ. Это ____________ ткань.
infourok.ru
Урок биологии 5 класс "Растительные ткани"
Открытый урок по теме «Понятие «ткань», типы растительных тканей»
Региональный семинар по теме «Формирование регулятивно-волевых УУД на уроках биологии»
Класс: 5
Учитель: Чередникова Г.В.
Тема урока: Понятие «ткань», типы растительных тканей
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цель урока: изучить строение, функции и расположение тканей растений.
Задачи:
1.Сформировать знания о растительных тканях, особенностях их строения и функциях.
2.Продолжить формировать умения работы с лабораторным оборудованием, получать знания в ходе лабораторной работы.
3. Формировать познавательный интерес к предмету, регулятивные навыки.
Планируемые результаты
Личностные:
-
Формирование познавательных интересов, мотивов к обучению.
-
Развитие внимания, памяти, способности к наблюдению.
-
Овладение приёмами исследовательской деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные
-
Формулирование целей и задач, определив границы знания и незнания
-
Устанавливать последовательность действий для достижения учебной задачи
-
Осуществление учебных действий на основе установления учащимися связи между заданным условием и применением определенной формы для выполнения задания, регулятивные контроля и самоконтроля
-
Регулятивные контроля и самоконтроля: осуществляют пошаговый контроль выполнения действия
-
Регулятивные оценки
Познавательные
-
Умение работать с текстом..
-
Классификация объектов по выделенным признакам.
-
Самостоятельный поиск способов решения поставленных проблем.
Коммуникативные
-
Участвовать в совместной деятельности.
-
Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли, аргументировать свою позицию.
Предметные:
-
Формирование представлений о клетках и тканях как компонентах органов в целостном организме.
-
Установление взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей.
-
Использование методов биологической науки: наблюдение, описание объектов и процессов.
Технология: ТРКМ, технология проблемного обучения, технология деятельностного подхода, работа в парах.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, мультимедийная презентация, микропрепараты, учебник, рабочая тетрадь, натуральные объекты: набухшие почки растений, пробка, орех, клубень картофеля, образцы тканей.
Структура урока:
I. Организационный момент
II. Актуализации знаний,
III. Создание учебной проблемы.
IV. Целеполагание и планирование урока.
V. Операционно-технологический этап.
VI.Закрепление.
VII. Рефлексия деятельности
VIII. Д/З.
Методы: создание ситуации занимательности; лабораторная работа учащихся, изучение текста, тестирование, наблюдение, сравнение.
Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в парах, фронтальная.
Организация деятельности учащихся на уроке:
- самостоятельно решают проблему, определяют тему, цели урока;
- работают с алгоритмом при выполнении заданий;
- отвечают на вопросы;
- решают самостоятельно задачи;
- оценивают себя;
- рефлексируют.
I. Организационный момент. 1 мин.
Приветствие.(Слайд 1)
- Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).
- Доброе утро, небо! (аналогичное движение).
infourok.ru
Технологическая карта урока биологии 5 класс на тему "Ткани растений"
Урок биологии в 5 классе ФГОС Ткани растений
Тип урока
Открытия новых знаний
Тема урока
Ткани растений
Цель урока
Создать условия для эффективного усвоения знаний о тканях растительного организма
Задачи
Образовательные: изучить особенности тканей, расширить представления обучающихся об особенностях строения разных органов растений, расширить круг знаний о многообразии растительных клеток Развивающие: развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, кратко и чётко формулировать свои мысли; развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умение перерабатывать полученную информацию, развивать креативность, критичность, внимание, память. Воспитательные: формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества.
Планируемые результаты обучения
Предметные: учащиеся имеют первоначальные представления о тканях и выполняемых ими функциях в растительном организме; знакомы с особенностями строения клеток растительного организма, умеют выделять признаки тканей , различать ткани на рисунках, умеют объяснить роль тканей в жизни растений. Метапредметные: : развивать умение работать с текстом и иллюстрациями учебника, составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению внутреннего строения растений, формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, развивают умения слушать и слышать другое мнение, формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов .
Основные понятия
Ткань, основная, покровная, механическая, проводящая, образовательная
Ресурсы
УМК: Биология 5 класс, «Дрофа» В.В.Пасечник, мультимедийный проектор, презентация учителя
Формы урока
Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа
Методы
Проблемное обучение, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный
Технологическая карта урока биологии «Ткани растений»
№
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1 (1-2 мин)
Организационный момент. Включение в деловой ритм . Устное обращение учителя к классу – создание эмоционального настроя на урок.
Подготовка класса к работе.
Личностные: ценностно-смысловая ориентация Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2 (2 мин)
Актуализация знаний
Сегодня вам предстоит совершить открытие в области гистологии. Чтобы узнать, что эта наука изучает, вам необходимо выполнить задание. Для выполнения задания мы временно создадим 5 групп. На инструктивной карте каждой группы изображён рисунок клетки и рядом указаны функции клеточных органоидов. Ваша задача определить органоид, обозначенный стрелкой и в указанном списке найти его функцию. Функции обозначены буквами.
Из букв, соответствующих правильному ответу, сложите слово. Оно то и будет темой сегодняшнего урока.
Представители групп выбирают букву правильного ответа, лежащую на столе и выходят с ней.
Складывают из букв тему «Ткани»
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; учёт различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций Познавательные: анализ информации Регулятивные: умение преобразовать информацию Личностные: осознание ответственности за личное дело
3 (5 мин)
4 (15 мин)
Целеполагание Исходя из темы урока, сформулируйте цель урока.
Теперь давайте определим задачи урока, т.е., что мы хотим узнать, изучая ткани растений.
Задачи:
1 Выяснить, что такое ткань.
2. Разновидности тканей.
3.Функции тканей.
4. Местоположение тканей.
5.Строение тканей.
После того, как обучающиеся назовут задачи урока, появляется слайд с задачами.
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала
Чтобы продолжить работу мы должны узнать , что такое ткань. Посмотрите на слайд и скажите из чего состоит ткань ( из клеток). Чем соединены клетки между собой? (цитоплазматические мостики и межклеточное вещество). Верно. Это часть определения ткани. Полное определение посмотрим в учебнике на странице….. Прочитайте и запомните определение ткани.
На нашей планете есть множество растений, не имеющих тканей. Все их клетки имеют одинаковое строение, потому что обитают эти растения в однородной среде. Предположите, что это за растения и где они обитают? (водоросли, обитают в воде). А теперь представьте, что водоросль решила сменить среду обитания и перебраться на сушу. Для этого ей наверняка придётся обзавестись тканями. Мы пока не знаем названия тканей, но предположить можем ,для чего они ей будут нужны на суше . В этом вам помогут ключевые слова на слайде: защита, опора, вода, питание, рост.
Слушает высказывания обучающихся и корректирует их ответы.
Объясняет новый материал по слайдам
Формулируют цель урока
Предлагают задачи урока
Знакомятся с тканями растений Отвечают на вопросы учителя: ткань состоит из клеток, которые связаны межклеточным веществом.
Отвечают на вопросы учителя: водоросли, живут в воде.
Высказывают предположения о возможных видах тканей и их функциях. Параллельно заполняют графы в таблице.
Регулятивные: целеполагание, умение выполнять разнообразные задания Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели и задач Коммуникативные: сотрудничество с учителем
Регулятивные: планирование, прогнозирование Познавательные: моделирование, решение проблемы, анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
5 (15мин)
Первичное закрепление и самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Выполните задание №1 на инструктивной карте. Оцените вашу работу по 5-тибалльной шкале: выполнены верно все 5 заданий – оценка «5», 4 – «4», 3 – «3», 2 и 1- «2»
Выполните задание №2 Работают в группе
Затем представитель от группы выходит к доске и выписывает правильные ответы. Остальные по эталону оценивают работу группы.
Вы полняют задание №1 Заполните пропуски в тексте. А) Кончик корня, побега, зародыш растения состоит из________ткани.
Б) Скорлупа грецкого ореха состоит из__________ткани.
В) Поверхность всех органов растения состоит из__________ткани.
Г) Мякоть листа, плодов, сердцевина стеблей это_______ткань.
Д) Трубочки, сосуды корня, стебля, жилки листьев – это _______ткань.
Выполняют задание №2 Найдите соответствие между тремя столбиками.
Образовательная А) Опора, прочность I. Мёртвые клетки с толстыми оболочками
Покровная Б) Образование и накопление питательных питательных веществ II. Мелкие клетки, постоянно делятся
Механическая В) Защита III. Клетки плотно примыкают друг к другу
Проводящая Г) Рост IV.Клетки образуют сосуды или ситовидные трубки
Основная Д) Проведение воды и веществ V. Клетки содержат хлоропласты
Регулятивные: контроль, оценка, самооценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, подведение под понятие. Личностные: осознание ответственности за общее дело
6 (2 мин)
Рефлексия
Ребята, посмотрите на задачи урока, все ли мы их выполнили? Значит цель нашего урока достигнута.
Всё ли у нас получилось? Что мы узнали? Что показалось трудным? Что было интересным? С каким настроением вы уходите с урока? Посмотрите на слайд и проголосуйте с помощью смайликов.
Диалог с учителем
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные: смыслообразование, осознание ответственности за общее дело
7 (2 мин)
Домашнее задание
Параграф 10. Ответить на вопросы после параграфа, творческое задание – написать мини-сочинение «Путешествие внутри растения» по желанию
infourok.ru