Таблица вегетативное размножение растений. Урок 25. Вегетативное размножение растений. Значение вегетативного размножения растений в природе

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок 16. Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение (§33). Таблица вегетативное размножение растений


Вегетативное размножение покрытосеменных растений – таблица (6 класс, биология)

Вегетативное размножение – это увеличение числа особей путём отделения от материнского растения частей, способных самостоятельно развиваться. Такое отделение может быть естественным, то есть проходить без участия человека, и искусственным (производится человеком).

Особенности вегетативного размножения

Вегетативное размножение возможно благодаря регенерации – свойству растений восстанавливать утраченные части тела.

Регенерация возможна при наличии на участке побега почек.

Органами вегетативного размножения являются побег и его видоизменения, а также лист и корень.

Для удачного размножения побег должен быть способным образовывать корни.

Значение в природе

Вегетативное размножение осуществляется быстрее, чем половое, т. к. при нём нет необходимости:

  • в образовании специальных органов для размножения;
  • в длительном созревании спор, гамет или семян.

Поэтому оно чаще используется растениями при захвате территории.

Этот вид размножения не столь требователен к условиям и, когда невозможно половое размножение, например, при отсутствии опылителей, или при сильном затенении, растения размножаются вегетативно.

Виды искусственного вегетативного размножения

Чаще всего осуществляется размножение:

  • черенками;
  • отводками;
  • прививками;
  • луковицами;
  • делением куста;
  • методом культуры тканей;
  • клубнями.

Черенок – это участок вегетативного органа с почками. Способ размножения черенками – один из самых простых, подходит многим растениям.

Вегетативное размножение

Рис. 1. Вегетативное размножение.

Бывают листовые, стеблевые и корневые черенки.

Отводками называют побеги, прижатые к земле и выпустившие придаточные корни. Обычно так размножают кустарники.

Метод прививки придуман человеком, аналога в природе не имеет. При этом методе в расщеп дерева (подвой), или в его надрез вставляется веточка или почка другого дерева (привой).

Прививка позволяет растить на одном дереве несколько разных сортов или пород деревьев.

Метод прививки помог сохранить исчезающий вид дерева кокио. Последний экземпляр кокио погиб при пожаре, но одна ветка была успешно привита родственному виду.

Цветок кокио

Рис. 2. Цветок кокио.

Специализированные органы вегетативного размножения

Это видоизменённые побеги, которые самой природой предназначены для вегетативного размножения:

  • луковицы;
  • корневища;
  • выводковые почки;
  • клубни.

Выводковые почки представляют собой зачаточные побеги, готовые к прорастанию. Осыпаясь с материнского растения, они укореняются, образуя молодую поросль.

Выводковые почки каланхоэ

Рис. 3. Выводковые почки каланхоэ.

Саженцы, продаваемые на рынках, являются молодыми растениями, выращенными из черенков с использованием прививки.

Метод культуры тканей подразумевает выращивание новых растений из нескольких клеток материнского организма. Используется в лабораторных условиях.

Таблица «Вегетативное размножение покрытосеменных растений»

Орган размножения

Виды размножения

Примеры растений

Подземные побеги

Корневищами

Пырей

Луковицами

Лук

Клубнями

Картофель

Надземные побеги

Черенками

Тополь

Отводками

Крыжовник

Прививкой

Абрикос

Усами

Клубника

Лист

Листовыми черенками

Фиалка

Частями листа

Бегония

Что мы узнали?

Изучая биологию (6 класс), и, рассматривая вегетативное размножение покрытосеменных растений, мы узнали, что этот вид размножения имеет большое значение для растений в конкурентной борьбе за территорию. Вегетативное размножение широко используются человеком в растениеводстве. Среди методов есть как естественные, так и искусственные.

Тест по теме

obrazovaka.ru

Урок по биологии на тему "Вегетативное размножение растений"

Тема урока: «Вегетативное размножение растений»

Цели: 1. Продолжить формирование понятия – размножение.

2. Изучить способы вегетативного размножения, выработать практические умения и навыки по размножению растений с помощью вегетативных органов.

3. Воспитание бережного отношения к родной природе.

Оборудование: таблицы по размножению растений, комнатные растения, нож, вода, горшок с землей, черенки растений, клубни, луковицы.

Задача урока:

  1. Конкретизировать знания учащихся о вегетативных органах растений и изучить основные способы вегетативного размножения растений.

  2. Прививать практические навыки и умения – размножать растения и ухаживать за ними

  3. Показать роль вегетативного размножения в природе и сельском хозяйстве.

Тип урока: комбинированный.

  1. Организационный момент (проверка готовности класса).

  2. Мотивация знаний. Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков изучали строение растений, основные процессы, протекающие в них. Узнали, что такое половое размножение у цветковых растений. А если растение не цветковое или процесс опыления не возможен, то как размножаются растения? Об этом мы поговорим сегодня на уроке.

Вопрос классу:

- Почему растения, для которых характерен в основном неподвижный образ жизни, широко распространены по земному шару? Ответ на этот вопрос вы найдете сегодня на уроке, тема которого «Вегетативное размножение растений».

1. Какие растения являются цветковыми? Как еще их называют и почему? (Растения, которые цветут, Покрытосеменные)

2. На какие две группы можно разделить все органы цветковых растений? (Вегетативные – корень, побег, лист, стебель, почка. Генеративные – цветок, плод, семя)

3. Что такое размножение? ( Это воспроизведение себе подобных)

Объяснение учителя:

Растения расселяются, занимают новые территории благодаря размножению. Размножение – это характерный признак всех живых организмов воспроизводить себе подобных, увеличивать количество особей данного вида. Хотя каждый организм живет ограниченное время, благодаря размножению, растения существуют на земле миллионы лет.

Размножение – единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма, следовательно, к этому процессу относиться следует с глубочайшим трепетом и уважением. В определенную пору размножаются растения, животные, грибы, бактерии. Это один из сложных процессов жизнедеятельности, благодаря которому, не прерывается нить жизни.

4. Какие способы размножения вам известны? (Половое и бесполое)

Учитель: Подумайте, какую форму бесполого размножения человек часто использует в своей практической деятельности? (Вегетативное размножение растений)

5. Почему размножение называют вегетативным?

Вегетативное размножение – это способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются из вегетативных органов, их частей, или их видоизменений, а так же групп клеток.

Почему именно этот способ размножения? В чем его преимущества? ( Если затруднено размножение с помощью семян, быстрее вырастают и начинают плодоносить, быстрее расселяются и захватывают новые территории)

Используя свой жизненный опыт, вспомните, какими способами осуществляется вегетативное размножение растений?

Таблица «Вегетативное размножение растений»

  1. Усвоение новых знаний.

Способы вегетативного размножения:

(Изучение темы с примерами растений, которые размножаются таким способом)

  1. Листьями – Целым листом (бегония, очиток, каланхоэ, седум, фиалка) или частью листа (сансевьера).

  2. Стеблевыми черенками. Стеблевой черенок – это отрезок побега с несколькими узлами, почками и придаточными корнями (смородина, роза, тополь, бальзамин, виноград, традесканция).

К сожалению, при размножении стеблевыми черенками не всегда удается легко получить новое растение: черенки являются очень уязвимыми, они могут загнивать, повреждаться болезнями и вредителями. Поэтому в садоводстве чаще применяют другой, более надежный способ – размножение отводками.

3. Отводками. Отводок – это отделенный от растения укоренившийся боковой побег (крыжовник, смородина, жасмин).

4. Делением кустов. Большой куст делят на части(многолетние травы, пионы, полынь, маргаритки, флоксы, примула).

5. Усами. Усы – удлиненные надземные ползучие недолговечные побеги с длинными междоузлиями и чешуевидными листьями, образующие на верхушках розетки листьев, укореняющиеся с помощью придаточных корней (хлорофитум, лютик, земляника, клубника).

6. Корневыми черенками. Корневой черенок – это отрезок корня с придаточными почками у корнеотпрысковых растений (одуванчик, вишня, малина, осот).

7. Корневыми отпрысками. Это побеги, выросшие из почек на корнях (слива, малина, вишня, сирень, осина).

Подземными видоизмененными побегами.

8. Луковицами. Детка луковицы – это разросшаяся боковая почка, отделившаяся от луковицы (лук, чеснок, тюльпан, нарцисс).

9. Клубнями. Клубень – это однолетний подземный побег растения с утолщенным стеблем, часто имеющим сферическую форму и зачаточные листья, и пазушных почек которых на следующий год вырастают новые побеги (картофель, топинамбур).

10. Корневищами. Корневище – это видоизмененный подземный побег (пырей, ландыш, ирис)

Следующий способ размножения является достаточно сложным и может быть выполнен при наличии необходимых навыков. Без него не обходится ни один садовод, по этому следите за тем, в каком порядке проводится действие и запоминайте.

11. Прививками. Прививка – это приживление части растения на другое растение. Другое название – трансплантация. Растение, на которое прививают, называется подвоем, а растение, которое прививают – привоем. В сельском хозяйстве прививки имеют большое практическое значение. Выращивание сортовых плодовых всегда осуществляется прививками. Прививкой размножают растения, у которых затруднено образование придаточных корней (яблоня, груша, цитрусовые).

Мы перечислили основные методы вегетативного размножения. А каково их значение?

Значение вегетативного размножения

    1. Растения быстро расселяются на новые территории.

    2. Иногда семенное размножение затруднено и вегетативный способ размножения является единственным (земляника, ландыш).

    3. Сохраняются все признаки материнского растения.

    4. Успешная конкуренция с другими растениями.

  1. Закрепление материала:

1. О каком способе вегетативного размножения идет речь в загадке:

«У мамы дочки на шнурочке»?

2. Прокомментируйте поговорки:

«Приживчивое дерево ива: из тычка растет»

«Верба, что луговая трава: ее выкосишь, а она снова выросла»

«Кто крапиву с корнем не удаляет, тот понапрасну пропалывает»

Практическая работа «Вегетативное размножение растений».

Выставление оценок, комментарий к проведению урока.

V. Домашнее задание: &, ответить на вопросы, заполнить таблицу.

Способы вегетативного размножения

Название растения

infourok.ru

вегетативное размножение растений | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ Работу выполнила Рожкова Марина, ученица 6 класса МОУ «Важинская СОШ №6»

Слайд 2

Вегетативное размножение Что такое бесполое размножение? Сколько родителей участвует в бесполом размножении? Какие органы растения осуществляют вегетативное размножение? Типы бесполого размноже- ния Деление клетки Спорами Вегетатив- ное

Слайд 3

Способы вегетативного размножения Заполните таблицу Способ вегетативного размножения Пример усами листьями клубнями луковицами корневищами отводками прививкой

Слайд 4

Вегетативное размножение-это увеличение числа особей растений в результате их развития из частей материнского растения (побега, корня)

Слайд 5

Размножение корневищами Корневище-подземный побег, выполняющий функции отложения запасных питательных веществ, возобновления и вегетативного размножения например: ландыш, копытень, фиалка, пырей и др.

Слайд 6

Размножение клубнями Клубни — утолщенные мясистые части стебля, состоящие из одного или нескольких междоузлий. Бывают надземными и подземными. Надземные — утолщение главного стебля (кольраби), боковых побегов) Часто имеют листья. Надземные клубни являются вместилищем запасных питательных веществ и служат для вегетативного размножения, на них могут находиться пазушные почки с зачатками листьев, которые опадают и служат также для вегетативного размножения (живородная гречиха).

Слайд 7

Подземные клубни — утолщение подземных побегов (картофель, топинамбур). На подземных клубнях листья редуцированы до чешуек, которые опадают. В пазухах листьев находятся почки — глазки. Подземные клубни обычно развиваются на столонах — дочерних побегах —из почек, расположенных у основания основного побега, выглядят как очень тонкие белые стебельки, несущие маленькие бесцветные чешуевидные листья, растут горизонтально. Клубни развиваются из верхушечных почек столонов.

Слайд 8

Размножение усами Надземные столоны (усы) — недолговечные ползучие побеги, служащие для вегетативного размножения. Встречаются у многих растений (костяника, полевица ползучая, лесная и садовая земляника). Обычно они лишены развитых зеленых листьев, стебли их тонкие, хрупкие, с очень длинными междоузлиями. Верхушечная почка столона, загибаясь вверх, дает розетку листьев, которая легко укореняется. После укоренения нового растения столоны разрушаются. Народное название этих надземных столонов — усы.

Слайд 9

Размножение «Усами»

Слайд 10

Размножение корневыми отпрысками Некоторые растения, подобно этой осине, могут образовывать побеги на корнях и таким образом размножаться.

Слайд 11

Размножение выводковыми почками У некоторых печеночных мхов тоже есть выводковые почки. Они состоят из 2–3 клеток. У каланхое на листьях развиваются также выводковые почки.

Слайд 12

Прививка почкой (окулировка) ПРИВОЙ ПОДВОЙ

Слайд 13

Размножение отводками Если побег смородины прижать к земле, он даст придаточные корни и побеги из боковых почек. Такой побег называют отводком. Отводками человек размножает многие садовые кустарники (крыжовник, смородина)

Слайд 14

Размножение отводками

Слайд 15

Размножение стеблевыми черенками Черенок — это чаще всего кусочек побега (несколько узлов и междоузлий с почками). Если его воткнуть во влажный песок, он укоренится— даст придаточные корни, а из почек разовьет побеги. Так из одной веточки смородины можно получить несколько кустов.

Слайд 16

Размножение стеблевыми черенками

Слайд 17

Размножение листовыми черенками Некоторые виды комнатных растений – бегонию, сенполию (узамбарскую фиалку), лимон, размножают листовыми черенками. Листья сажают во влажный песок. После этого на листьях развиваются придаточные почки и придаточные корни.

Слайд 18

Размножение корневыми черенками Корневой черенок — это отрезок корня длиной 15—25 см. На посаженном в почву корневом черенке из придаточных почек развиваются надземные побеги, от оснований которых отрастают придаточные корни. Развивается новое, самостоятельно существующее растение. Корневыми черенками размножают садовую малину, шиповник, некоторые сорта яблонь и декоративных растений.

Слайд 19

Размножение корневыми черенками

Слайд 20

Размножение прививкой При прививках часть побега, называемую привоем, не укореняют, а приживляют к другому растению обычно того же или близкого вида. Это — отличный способ размножения плодовых деревьев ценных сортов, существующий издавна. В наше время часто размножают не целые растения, а культуру растительных клеток, получая из них целые растения.

Слайд 21

Прививка почкой (окулировка)

Слайд 22

Способы прививок очень разнообразны. Прививают целые веточки и отдельные почки в расщеп побега, к его срезу или надрезу в коре.

Слайд 23

Размножение луковицами Луковица — подземный, реже надземный побег с очень коротким уплощенным стеблем (донцем) и чешуевидными мясистыми, сочными листьями, запасающими воду и питательные вещества. Из верхушечной и пазушных почек луковиц вырастают надземные побеги, а на донце образуются придаточные корни. Луковицы характерны для растений из семейства лилейных (лилии, тюльпаны, пролески, лук) и амариллисовых (амариллисы, нарциссы, гиацинты). В зависимости от размещения листьев различают луковицы чешуевидные (лук, гиацинт), черепитчатые (лилия) и сборные или сложные (чеснок). В пазухе некоторых чешуек луковицы есть почки, из которых развиваются дочерние луковицы — детки. Луковицы помогают растению выжить в неблагоприятных условиях и являются органом вегетативного размножения.

Слайд 24

Размножение корневыми отпрысками Некоторые растения размножаются корневыми отпрысками. Например: некоторые из корней малины растут горизонтально, неглубоко от поверхности почвы. На них образуются придаточные почки, из которых вырастают молодые надземные побеги — отпрыски. Корневые отпрыски вместе с частью корней материнского растения можно отделить и посадить на новом месте.

Слайд 25

Размножение клубнелуковицами Клубнелуковицы — внешне похожи на луковицы, но их листья не служат запасающими органами, они сухие, пленчатые, часто это остатки влагалищ отмерших зеленых листьев. Запасающий орган — стеблевая часть клубнелуковицы, она утолщена. Характерны для гладиолусов, шафранов (крокусов). Детки (2) образуются в конце вегетационного периода у основания замещающей клубнелуковицы (1) и являются органами вегетативного размножения гладиолусов.

Слайд 26

Вывод: вегетативное размножение, как и семенное размножение, способствует увеличению числа особей и расселению их. При вегетативном размножении растения наследуют признаки материнского растения. Это используют в практике сельского хозяйства для быстрого получения высоких урожаев (например, клубней картофеля) и для сохранения ценных сортов культурных растений (например, плодовых деревьев при прививках

Слайд 27

1. картофель

Слайд 28

2. Назовите способ размножения

Слайд 29

Луковые. Лук репчатый 3.Что общего у этих растений3

Слайд 30

4. Определите, какой способ вегетативного размножения у папоротника

Слайд 31

Ответьте на вопросы 1 Как называется тип размножения, в котором участвует только 1 родитель? 2 Как размножают яблоню? 3 Как размножают картофель? 4 какой орган участвует в размножении картофеля? 5 При каком типе размножения растения полностью воспроизводят свойства материнского организма?

nsportal.ru

9. Вегетативное размножение цветковых растений черенками

Вегетативное размножение цветковых растений широко распространено в природе, но ещё чаще его использует человек при размножении сельскохозяйственных и декоративных растений.Чаще всего растения размножаются вегетативно черенками.

Черенок — это отрезок любого вегетативного органа.

Размножение стеблевыми черенками

Стеблевыми черенками (отрезок побега с несколькими почками) размножают многие деревья и кустарники (тополь, иву, смородину, розы), а также многолетние декоративные (флоксы) и комнатные растения (бальзамин, колеус, пеларгонию и др.).image-it10_8.png

 

Для этого весной, до распускания почек, однолетние одревесневшие черенки длиной \(25\)–\(30\) см сажают в хорошо подготовленную почву. К осени на черенках вырастут придаточные корни. Тогда черенки выкапывают и сажают на постоянное место.

Размножение корневыми черенками

Для размножения растений, у которых на корнях могут формироваться придаточные почки, используют корневые черенки (отрезок корня длиной \(15\)–\(25\) см). Корневыми черенками размножают садовую малину, шиповник, некоторые сорта яблонь и декоративных растений. image-it10_7.png

 

На посаженном в почву корневом черенке из придаточных почек развиваются надземные побеги, от оснований которых отрастают придаточные корни. Развивается новое, самостоятельно существующее растение.

Размножение корневыми отпрысками

У таких растений как осина, рябина, тополь, сирень, вишня, малина, осот, иван-чай из придаточных почек на корнях вырастают побеги — корневые отпрыски. Эти растения называют корнеотпрысковыми.

 

image-it10_10.png

 

Со временем у корнеотпрысковых многолетников старые участки корней разрушаются, и отпрыски становятся самостоятельными растениями.

Размножение листовыми черенками

Некоторые виды комнатных растений — бегонию-рекс, сансевьеру, сенполию (узамбарскую фиалку) размножают листовыми черенками. Листья сажают во влажный песок, и на них развиваются придаточные почки и придаточные корни. В природе листьями размножается сердечник луговой.image-it10_1.png

Источники:

Пасечник В. В. Биология. 6 класс // ДРОФА.

http://files.school-collection.edu.ru

www.yaklass.ru

Урок 25. Вегетативное размножение растений. Значение вегетативного размножения растений в природе

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

    3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

    Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

    Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

    Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

    Планируемые результаты

    Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

    Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

    Метапредметные:.

    Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

    Формирование навыка смыслового чтения.

       

      Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

      Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

      Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

      Цели: познакомить со способами вегетативного размножения цветковых растений; показать роль вегетативного размножения растений в природе.

      Оборудование и материалы: таблицы: «Вегетативные органы растений», «Вегетативное размножение растений»; рисунки и фо­тографии растений, комнатные растения, гербарии; клубень кар­тофеля, луковица лука.

      Ключевые слова и понятия: вегетативное размножение, размно­жение ползучими побегами, размножение корневищами, размноже­ние клубнями, размножение луковицами, размножение листьями, размножение корневыми отпрысками, размножение выводко­выми почками; значение вегетативного размножения в природе.

      Ход урока

      Актуализация знаний

        Ответьте на вопросы.

        В каком направлении происходит перемещение органиче­ских веществ в растении?

        По каким структурам происходит перемещение органиче­ских веществ в растении?

        В каких слоях стебля растения расположены ситовидные трубки?

        Какими клетками они образованы?

        Опишите опыт, доказывающий перемещение органических веществ от листьев к корням растения.

        В каком направлении происходит перемещение воды и рас­творенных в ней минеральных веществ в растении?

        По каким структурам перемещается вода с растворенными в ней минеральными веществами?

        По каким структурам происходит перемещение воды в стебле?

        Где расположены сосуды?

        Укажите особенности строения растительных сосудов.

        Опишите опыт, доказывающий перемещение воды и ми­неральных веществ по сосудам древесины с восходящим током?

        Откуда поступают вода и минеральные вещества в растение?

        В результате каких процессов образуются органические ве­щества в растении?

          Изучение нового материала

            Рассказ учителя с элементами беседы

              Вспомните, на какие две группы можно разделить органы растений в зависимости от основных выполняемых ими функций. (На вегетативные и генеративные.)

              Какие органы являются генеративными? (Цветы, плоды и семена.)

              Какова их основная функция? (Размножение.)

              А какие органы являются вегетативными? (Корень, стебель, лист.)

              Какова их основная функция? (Обеспечениерастения водой, органическими и минеральными веществами.)

              Но мы знаем, что, кроме основных, вегетативные органы вы­полняют иногда и другие, несвойственные им функции.

              Приведите примеры растений, вегетативные органы кото­рых осуществляют какие-либо дополнительные функции. (Например, видоизмененный корень моркови, а также корне­вые клубни георгина, видоизмененный стебель картофеля за­пасают питательные вещества. Особые клубеньки на корнях бобовых растений способны усваивать газообразный азот.)

              Кроме этого, с помощью вегетативных органов некоторые растения могут размножаться.

              Как может называться такой способ размножения? (Ответы учащихся.)

              Размножение растений с помощью вегетативных органов (без участия генеративных) называется вегетативное размножение.

              В нем могут участвовать любые вегетативные органы растения. Вегетативное размножение широко представлено в природе.

              Самостоятельная работа учащихся с учебником

                Способ размноже­ния

                Описание

                Примеры

                растений

                Размно­жение ползучи­ми побе­гами

                На растении образуются удлиненные по­беги, стелющиеся по земле. В местах со­прикосновения с землей образуются при­даточные корни. Через некоторое время старые побеги отмирают у основания и растение становится самостоятельным

                Земляника, кле­вер, луговой чай, будра плюще­видная, верони­ка лекарствен­ная, клюква

                Размно­жение корневи­щами

                На корневищах (видоизмененных побе­гах) из почек образуются молодые по­беги. Через некоторое время корневища между растениями могут разрушаться

                Пырей ползу­чий, ландыш, ветреница, чер­ника, брусника, ирис, нивяник, майник, сныть

                Размно­жение клубнями

                Клубни отделяются от столонов. Из вер­хушечной и боковых почек развиваются надземные побеги, на которых образу­ются придаточные корни

                Картофель,

                топинамбур,

                чистяк

                Размно­жение лу­ковицами

                Из боковых почек на материнской луко­вице (видоизмененном побеге) образу­ются «детки» — дочерние луковицы

                Дикий лук, тюльпан, гиа­цинт

                Размно­жение ли­стьями

                Части листовой пластинки некоторых растений могут отделяться от материн­ского растения и опадать на землю.

                На отделившейся части образуются при­даточные корни

                Сердечник лу­говой

                Размно­жение корне­выми от­прысками

                На корнях некоторых растений могут образовываться почки, из которых вы­растают побеги — корневые отпрыски

                Сирень, осина, вишня, бодяк, осот, кипрей

                Размно­жение вывод­ковыми почками

                На листьях растения образуются особые выводковые почки, которые впоследствии опадают на землю и укореняются

                Бриофиллюм, папоротник аспелениум жи­вородящий

                 

                (Учитель проверяет заполнение таблицы и делает вывод, де­монстрируя при этом комнатные растения, гербарии, таблицы с изображениями различных способов вегетативного размно­ жения растений. Затем к доске вызывают учащихся, которые, пользуясь наглядным материалом, представленным в кабинете (таблицы, рисунки, комнатные растения, гербарии), рассказы­вают о каждом из способов вегетативного размножения и приво­дят примеры. Если кто-либо из учеников, отвечающих у доски, затрудняется ответить, ему помогает класс.)

                Закрепление знаний и умений

                  Ответьте на вопросы.

                  В чем заключается смысл вегетативного размножения?

                  Каково значение этого способа размножения в природе?

                  Какими органами могут размножаться растения при веге­тативном способе?

                  Для каких растений характерно размножение видоизменен­ными побегами?

                  Для каких растений характерно размножение частями не- видоизмененных побегов?

                  Для каких растений характерно размножение корневыми отпрысками?

                    Самостоятельная работа

                    Прочитать параграф, знать основные термины.

                    Закончить заполнение таблицы.

                      Творческое задание. Зарисовать различные способы вегета­тивного размножения растений. Каждый из способов изобразить на отдельном листе, подписать название. На обратной стороне перечислить растения, для которых характерен этот способ веге­тативного размножения.

                      Задание для учеников, интересующихся биологией. Подумать, в каких случаях возможно размножение растений исключительно вегетативными методами. Описать эти случаи.

                      Вегетативное размножение

                       

                       

                       

                       

                      Презентация. Вегетативное размножение растений

                       

                       

                      Размножение растений отводками

                       

                       

                       

                      Размножение растений верхушечными черенками.

                       

                       

                       

                      Ресурсы:

                      И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

                      Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

                      Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

                      В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

                      Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

                      Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

                      учебник «Биология», 6-й класс

                      Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

                      Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

                      Хостинг презентаций

                      - http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

                      xn--j1ahfl.xn--p1ai

                      Вегетативное размножение покрытосеменных растений - Пасечник 6 класс (ответы)

                      Вегетативное размножение покрытосеменных растений - Пасечник 6 класс (ответы)

                      113. Что такое вегетативное размножение?

                      Вегетативное размножение – это способ размножения, когда новые особи развиваются из клеток органов или их частей, за счет которых происходит питание и рост растений (вегетативных)

                      114. Какую роль играет вегетативное размножение?

                      Вегетативное размножение распространено в природе. Оно способствует быстрому расселению растений. Также растения размножаются этим способом, когда половое размножение при помощи семян бывает затруднено: когда образуется мало семян или цветков

                      115. Изучив материал § 43 и рисунки учебника, заполните таблицу «Вегетативное размножение растений»

                      Название растенияСпособ вегетативного размножения
                      Ива, тополь, смородина, роза, флоксы, бальзамин, колеус, пеларгония и т.д. Стебелевыми черенками
                      Садовая малина, шиповник, некоторые сорта яблонь, декоративные растения, одуванчик и т.д. Корневыми черенками
                      Осина, рябина, тополь, сирень, вишня, малина, осот, иван-чай Корневыми отпрысками
                      Бегония, сансевьера, сенполия Листовыми черенками
                      Земляника, клюква, живучка, луговой чай Ползучими побегами
                      Смородина, крыжовник, калина, яблоня Отводками
                      Пырей, сныть, подмаренник, тысячелистник, ирисы, нивяник, ландыш, астры многолетние Корневищами
                      Картофель, топинамбур Клубнями
                      Лук, чеснок, тюльпаны Луковицами
                      Яблоки, сливы, груши, вишни Прививка
                      Орхидея, садовая гвоздика, герберы, женьшень, картофель Культура тканей

                      116. В какие сроки следует проводить прививку черенком и в какие — глазком? Почему?

                      Прививка черенком – весной, пока не тронулись в рост почки. Прививка почкой – во второй половине лета, когда уже вырос однолетний побег.

                      117. Решите кроссворд № 2

                      По горизонтали:

                      2 — привой

                      4 — фотосинтез

                      6 — спермий

                      8 — заросток

                      10 — крахмал

                      11 — подвой

                      12 — листопад

                      13 — дыхание

                      14 — развитие

                      15 — предросток

                      По вертикали:

                      1 — проросток

                      3 — рост

                      5 — зигота

                      7 — гамета

                      8 — зародыш

                      9 — кислород

                      pobio.ru

                      Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение

                      

                      Вопрос 1. Дайте определение понятию.

                      Размножение – это присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.

                      Вопрос 2. Почему размножение считают важнейшим свойством живого?

                      Размножение является важнейшим свойством живого, потому что это продолжение рода. Без размножения данный вид умер бы и перестал существовать.

                      Вопрос 3. Использую материалы учебника и дополнительную литературу, закончите схему «Размножение организмов».

                      Использую материалы учебника и дополнительную литературу, закончите схему «Размножение организмов»

                      Вопрос 4. Вегетативное размножение широко используют для выращивания культурных растений. Как вы думаете, почему?

                      Вегетативное размножение позволяет быстро получить большое количество посадочного материала и высокие урожаи.

                      Вопрос 5. Заполните таблицу «Биологическая роль различных типов размножения».

                      Заполните таблицу «Биологическая роль различных типов размножения»

                      Вопрос 6. Выясните, с помощью каких вегетативных органов могут размножаться такие растения, как картофель, смородина, пырей, одуванчик, осот, репчатый лук, нарцисс и др. Заполните таблицу «Вегетативное размножение растений».

                      Выясните, с помощью каких вегетативных органов могут размножаться такие растения, как картофель, смородина, пырей, одуванчик, осот, репчатый лук, нарцисс и др.

                      Вопрос 7. Клубни картофеля содержат большой запас питательных веществ – крахмала. Как можно доказать, что клетки клубня картофеля содержат это вещество? Какое значение для растения картофеля имеет большой запас крахмала в его клубнях?

                      Можно проверить капнув капелькой йода на клубень картофеля (наличие крахмала даст фиолетовый цвет). Крахмал для картофеля – вещество для запасания питательных веществ.

                      Вопрос 8. В чем заключается способ вегетативного размножения растения, получивший свое название «метод культуры тканей»? Выясните, какое преимущество он имеет перед другими способами вегетативного размножения, применяемыми в сельском хозяйстве.

                      Использование культуры тканей – важный способ вегетативного размножения. Для выращивания новых растений берут небольшие кусочки живой ткани растений или отдельные клетки из любого его органа. В стерильных условиях их помещают в питательную среду в пробирки и создают регулируемые благоприятные условия. Спустя некоторое время в пробирке появляются маленькие зачатки новых растений.

                      Методом культуры тканей удается размножить растения, которые с трудом размножаются другими способами.

                      Вопрос 9. Рассмотрите рисунок, на котором изображен важный процесс в жизни одноклеточного животного инфузории-туфельки.

                      Ответьте на вопросы:

                      1) Какой процесс изображен на рисунке и почему вы так думаете?

                      На рисунке изображен способ размножения (деления) у одноклеточных. Деление материнской клетки на двое.

                      2) Какие животные способны к осуществлению этого процесса подобным образом?

                      К такому способны одноклеточные животные – простейшие. Например, амеба размножается при помощи деления.

                      Вопрос 10. Чем можно объяснить, что многие растения размножаются бесполым путем, а для большинства животных это нехарактерно?

                      Вегетативное размножение – размножения бесполым путем, с помощью вегетативных органов. Для животных не характерный такой тип размножения, так как у животных хорошо развито половое размножение. А у растений есть специальные органы, такие как: корень, стебель или лист, которые участвуют в вегетативном размножении.

                      Вопрос 11. Приведите примеры животных, способных размножаться бесполым путем.

                      Бесполым путём размножаются: черви, губки, кишечнополостные например (медузы и полипы), оболочники (ланцетник).

                      Вопрос 12. Многие растения, особенно плодовые кустарники, размножаются черенками. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

                      1) Что представляет собой черенок?

                      Черенок - часть побега растения используемая для вегетативного размножения.

                      2) К какому способу размножения относят черенкование?

                      Черенкование относят к вегетативному размножению.

                      3) Почему черенок сажают наклонно?

                      Черенок сажают наклонно для большей поверхности укоренения.

                      4) Почему не следует часто поливать черенок, но необходимо поставить его на освещенное место?

                      Так как черенок не имеет корней (они образуются спустя некоторое время), то эффективно всасывать воду он не может и потому большое количество воды может вызвать загнивание черенка, а свет необходим для роста и образования новых органов.

                      5) Какие комнатные растения размножаются черенками?

                      Черенками размножаются диффенбахия, герань, комнатная и китайская роза (гибискус), бегония.

                      Вопрос 13. Выполните лабораторную работу «Вегетативное размножение растений» (см. с. 126 учебника).

                      1) Укажите дату посадки черенка.

                      2) Укажите дату образования корней.

                      3) Объясните, зачем у черенков срезают нижние листья.

                      Для укоренения растению нужно много влаги. Чтобы уменьшить испарение влаги листья срезают или обрезают.

                      resheba.com


                      Смотрите также

                      Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта