Таблица споровые растения. Тема: Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. (6 класс)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Цикл развития папоротника: схема, определение, таблица и описание. Таблица споровые растения


Конспект урока по биологии «Споровые растения»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

г.о.Саранск

Конспект урока

по биологии

6 класс

Высшие споровые растения

подготовила

учитель биологии

Рузаева

Наталия Дмитриевна

Тема: «Высшие споровые растения»

Обучающие: Создать условия для усвоения основных знаний о мхах, папоротниках; раскрыть взаимосвязь между особенностями строения, жизнедеятельности, происхождении мхов и папоротников, их распространением и значением в природе и жизни человека.

Развивающие: Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, предлагать свои гипотезы, делать выводы и обобщения. Развивать личностные качества учащихся: самостоятельность, аналитическое мышление, наблюдательность.

Воспитательные: Воспитывать ответственное отношение к природе; формировать устойчивый интерес к приобретению знаний.

Оборудование: гербарии папоротников и мхов.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация прежних знаний.

Ребята, биология достаточно сложная наука, как вы уже убедились, но наука интересная и увлекательная. И начать наш урок мне бы сегодня хотелось словами Л.Н.Толстого: «Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, а не памятью».

Вопросы к классу:

1.На какие царства ученые делят все живые организмы?(Бактерии, Грибы, Растения, Животные)

2. Все царство растений делится на две основные группы, на какие?(Низшие растения, Высшие растения)

3.Какие растения мы называем Низшими? (Растения, которые не имеют органов и тканей-водоросли)

4.Какие растения мы называем Высшими? (Растения, тело которых разделено на органы-мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные)

3.Изучение нового материала.

Сегодня мы приступаем к изучению новых отделов растений. Но каких? Я не называю вам тему урока специально. Вы сами, с помощью моих подсказок предположите, о каких растениях сегодня пойдет речь на уроке.

Подсказка 1. Отгадайте загадку:

Меж клюквы и морошки,

Среди лесных болот,

На кочке, на ножке

Куда не глянь, растет.

Он снизу - беловатый,

Повыше - зеленей.

Коль нужно будет ваты.

Нарви его скорей.

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной,

Он партизанам раны.

Лечил в глуши лесной.

О каком растении идет речь?

Итак, речь действительно пойдет о мхах.

-Но это не единственные растения, с которыми мы сегодня знакомимся.

Отгадайте следующее растение.

-Подсказка 1.С ним связан один из самых почитаемых праздников на Руси – Иван Купала (в ночь на 7 июля).

- Подсказка 2. Древние славяне поклонялись богу Яриле. Ярило, как гласит предание, за почтительное к себе отношение или просто от щедрот своих сделал людям божественный подарок – даровал им огонь. Каждый год посылает он людям огонь, который разгорается и имеет вид огненного цветка. Отсюда и название растения – «огнецвет», «царь-огонь», «цвет-огонь». С древних времен наш народ хранит память о летнем языческом празднике славян – дне Ивана Купалы. В этот день принято водить хороводы, прыгать через костер и искать волшебный цветок.- Подсказка 3. «Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно. Движется и становится все больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя» - так писал Н.В. Гоголь фантастическое событие, происходящее в ночь на Ивана Купалу. 

Записываем тему урока: «Высшие споровые растения: мхи, плауны, хвощи и папоротники».

-Ребята, а чтобы вы хотели узнать об этих растениях? Строение, местообитание, размножение, значение в природе и жизни человека, цветет ли папоротник

-Скажите, первые растения, где появились? В воде, это водоросли.

-Правильно, а как вы думаете, могли ли водоросли дать начало наземным растениям? Да.

В тетрадях запишем следующие определения:

- Псилофиты - первые наземные растения

- Бриология - наука, изучающая мхи

- Птеридология - наука, изучающая папоротники.

Отдел Моховидные делится на два класса - класс Листостебельные мхи (кукушкин лен и сфагнум) и класс Печеночники (маршанция)

- Сообщение о маршанции

СРАВНЕНИЕ МХОВ кукушкин лен и сфагнум (таблица на доске)

Какие органы вы видите у растений? (стебель, листья)

Чем отличаются мхи друг от друга? (наличием выростов)

Ризоиды – нитевидные выросты, которые служат для прикрепления растений к субстрату.

Ребята, тогда у меня к вам вопрос:

Как у мхов осуществляется всасывание воды и минеральных веществ?(всей поверхностью тела)

Таким образом, можно сделать вывод: особенность мхов - отсутствие проводящих тканей.

А теперь давайте рассмотрим гербарии мхов, которые лежат у вас на партах.

Работа учащихся с рис. СТРОЕНИЕ МХА

ЗАДАНИЕ 1. Нужно подписать органы растения.

Особенность строения мхов:_______________________________

Просмотр ФИЛЬМА О СТРОЕНИИ МХОВ кукушкин лен, сфагнум.

Вопросы к учащимся по фильму.

- Где обитают мхи? В сырых местах.

Тогда перед нами встает проблемный вопрос

Почему произрастание мхов приводит к формированию болот? (мхи растут плотно друг к другу)

Для того чтобы ответить на этот вопрос посмотрите

опыт со мхом сфагнума фильм

-Что наблюдали? (изменение массы мха)

-Что произошло с массой мха? (увеличилась)

Как можно объяснить увеличение массы мха? (всасывают воду клетки растения)

ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ СФАГНУМА - объяснение учителя

Вывод: водоносные клетки мха накапливают и задерживают воду, что с годами приводит к образованию болот

Как же происходит размножение мхов? ( половое и бесполое)

ВЫВОД: у мхов происходит чередование полового размножения с бесполым размножением.

Важным условием для размножения является наличие воды. 

Работа учащихся с рис. Жизненный цикл кукушкина льна. Выполняют Задание 2.Подпишите этапы жизненного цикла мха кукушкин лен.

 

Важное условие при размножении:______________________________________

ЗНАЧЕНИЕ МХОВ - объяснение учителя.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА А теперь ребята встаем и у нас небольшая пауза (физкультминутка)

Руки в боки, руки шире.

Раз, два, три, четыре.

Сейчас попрыгать мы решили.

Раз, два, три, четыре.

Потянулись-выше, выше…

Приседаем-ниже, ниже…

Встали-присели..

Встали-присели

А теперь за парты сели.

 

 

 

СТРОЕНИЕ ХВОЩИ И ПЛАУНЫ. Ребята, откройте свои учебники на стр.97 прочитайте о плаунах и хвощах и найдите в тексте особенности строения этих растений. Назовите их.

А теперь давайте рассмотрим гербарии (хвощей и плаунов), которые лежат на ваших столах.

А сейчас мы рассмотрим, какое СТРОЕНИЕ имеет ПАПОРОТНИК. Посмотрите, пожалуйста, на доску и скажите, какие органы вы видите у папоротника? (корень, стебель, лист)

В чем усложнение папоротников по сравнению со мхами? (появляется корень)

Хорошо, ребята, а сейчас вы работаете с рисунком и выполняете ЗАДАНИЕ 3. Подпишите органы папоротника.

А вы знаете, как называется лист папоротника? (нет)

Он называется - Вайя (по - гречески «вайя» - пальмовая ветвь).

Растут листья папоротника медленно и своеобразно. Они развиваются в почках под землей 2 года. Только на третий год весной они появляются, а к осени отмирают. Молодые листья улиткообразно закручены. Кроме того, листья папоротников в отличие от всех прочих растений растут не основанием, а верхушкой. Вследствие длительного верхушечного роста вайи достигают крупных размеров. 

А сейчас давайте рассмотрим гербарии папоротника, которые лежат у вас на столе и найдем все органы растения.

Значение папоротника(объяснение учителя)

-Декоративные-Лекарственные

 

Как вы можете объяснить высказывание: «уголь – это жившие когда-то и окаменевшие споровые растения»  (уголь образовался благодаря споровым растениям)

Вопрос: цветет ли папоротник? Нет, к сожалению не цветет.

Что же такое «жар-цвет»? Неужели это просто легенда наших предков?

Версия 1. Многие папоротники вступают в симбиоз с грибами. Некоторые виды грибов флюорисцируют — светятся в темноте. Скопление такого свечения и называли «жар-цветом» — цветком папоротника

Версия 2.  Но существует один очень редкий папоротник, который может ввести людей в заблуждение. Дело в том, что у всех папоротников споры располагаются в основном на листьях снизу, а у папоротника - ужовника – на вытянутой части вайи. И похожи они на бутончики маленьких цветков. Что возможно и ввело в заблуждение не очень осведомленного человека, и дали толчок к народным фантазиям 

 

4. Закрепление.

Назовите тему урока.(Высшие споровые растения)

Почему высшие? (тело состоит из органов)

Почему споровые? (размножаются при помощи спор)

Какие растения относят к этой группе? (папоротники, мхи)

Как они приспособились к жизни на суше? (имеют органы)

Что является ограничивающим фактором для распространения этих растений? (вода)

Выполняются задания на закрепление, изученного материала.

Задание 4. Найдите соответствие.

1.Антеридии

этап жизненного цикла растений, в ходе которого развиваются половые клетки

2.Архегонии

нитевидные выросты, служат для прикрепления к субстрату

3. Гаметофит

видоизмененный побег

4. Спорофит

этап жизненного цикла растений, в ходе которого развиваются споры

5. Ризоиды

6. Корневище

половые клетки

мужские половые органы

   

7. Гаметы

женские половые органы

Задание 5. Верно ли утверждение.

1.Мхи произошли от псилофитов

2.Все мхи имеют главный и боковые корни.

3.Ризоиды – нитевидные выросты.

4.Мох кукушкин лен имеет тело, состоящее из стебля и листьев.

5. Гаметофит – половое поколение растений

6. Вайя – лист папоротника.

7.Зеленым мхам свойственно вегетативное размножение

8.У сфагнума хорошо развиты ризоиды.

9.Листья хвоща на стебле располагаются мутовками

10. Важное условие для размножения мхов - наличие воды.

11. Мох сфагнум образует торфяные болота.

Задание 6. Вставьте пропущенные слова.

Папоротники – высшие растения, потому что они имеют…………………………………

……………………………………. . Лист папоротника называется ……………………

Некоторые мхи имеют нитевидные выросты - ………………………, с помощью которых прикрепляются к субстрату. Мох сфагнум при отмирании образует ……………,

который потом использует человек.

На гаметофите развиваются ……………., а на спорофите……………………..

Задание 7. Составьте схему размножения мхов, используя термины.

взрослое растение, спермии, зигота, споры, протонема (предросток),

молодое растение, коробочка, яйцеклетка

Задание 8. Выберите один правильный ответ.

Вариант 1.

1. Как называется раздел ботаники, изучающий мхи?а) Бриология б) Эмбриология в) Систематика.

2.  Как происходит размножение мхов?а) Семенами б) С помощью спор в) Корневищем.

3. Какие условия окружающей среды необходимы для размножения мхов?а) Вода б) Высокая температура в) Низкое атмосферное давление.

4. Мхи относят к высшим растениям, у них есть: а) корень, стебель, листья

б) стебель, листья в)стебель, корневище, листья

5. Какие вегетативные органы появляются у папоротников?

а) листья б) корни в) стебель

6. Каменный уголь образовался в результате отмирания: а) мхов

б) древовидных папоротников в) плаунов

7. Гаметофит образует: а) гаметы б) споры в)листья

Вариант 2. Выберите один правильный ответ.

1. Как называется наука о папоротниках?

а) Ботаника б) Птеридология в) Биология

2.  Какие вегетативные органы отсутствуют у мхов?а) Ризоиды б) Листья  в) Корни г) Стебель.

3. Какой мох служит источником образования торфа?а) Сфагновый мох б) Кукушкин лен в) Маршанция

4.Вайя это: а) побеги плауна б) лист папоротника в) лист мха

г) побеги хвоща

5. При каком условии прекращается рост сфагнума?а) При недостатке влаги б) При переизбытке влаги

в) При недостатке солнечного света.

6. Какие условия окружающей среды необходимы для размножения мхов?а) Вода б) Высокая температура в) Низкое атмосферное давление.

7. Спорофит образует: а) споры б) гаметы в) листья

ВЫВОД по уроку:

Растения приспособились к жизни в новых условиях.

У них появились органы и ткани, хотя еще и несовершенные.

Размножение связано с водой.

Рефлексия.

Закончите предложения

У меня были трудности с изучением…

У меня были трудности в формулировке…

У меня были трудности в выполнении…

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Р.Н.Хрыпова Биология Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. 6 класс-М.:»Мнемозина» 2011

2. Р.Н.Хрыпова, И.В.Житко Биология Пособие для учителя 6 класс –М.:»Мнемозина» 2011г.3.Энциклопедия школьника под редакцией М.Е.Аспиз- М: «Педагогика» 2003г.

 

 
 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

схема, определение, таблица и описание

Папоротники поистине являются одними из самых загадочных представителей растительного мира. С ними связаны красивые истории и легенды. В нашей статье мы рассмотрим цикл развития папоротника, схему жизненного периода и особенности этих растений.

Характерные черты отдела

Представители папоротниковидных представлены двумя жизненными формами. В лесах умеренного климатического пояса растут многолетние травы. Их надземная часть состоит только из листьев. А сам побег видоизменен в корневище и расположен под землей. От него отходят пучки мочковатой корневой системы. В зоне влажных тропических лесов встречаются древовидные папоротники. Их стебель может быть вьющимся или прямостоячим. В любом случае у этих видов он достигает нескольких десятков метров.

Папоротники относятся к группе высших споровых растений, представители которой являются первыми выходцами на сушу. В процессе эволюции у них сформировались настоящие ткани и органы. Именно это позволило освоить этим растениям новую среду обитания. Название данной систематической группы также связано с тем, что папоротники формируют споры, которые являются клетками бесполого размножения.

цикл развития папоротника схема

Цикл развития папоротника: схема описания

Для всех папоротников характерно наличие жизненного цикла. Так называется период между двумя одинаковыми этапами развития поколений. Типичным для этих растений является цикл развития папоротника орляка. Его можно представить в виде этапов, представленных в таблице.

Период жизненного циклаФункция
Растение бесполого поколенияФотосинтез, формирование спор, вегетативное размножение, минеральное питание, транспирация, закрепление растения в почве
СпорыБесполое размножение, формирование гаметофита
ЗаростокФотосинтез, закрепление растения в почве, формирование половых клеток - яйцеклеток и сперматозоидов
ГаметыПоловое размножение растения
ЗародышФормирование бесполого поколения - спорофита

Далее цикл развития папоротника повторяется. Этот процесс обеспечивает непрерывность существования всех отделов высших споровых растений. А теперь рассмотрим каждый этап более подробно.

Растение бесполого поколения

Знакомство с циклом развития папоротника, схема которого представлена ниже, мы начнем со спорофита. Именно так называется взрослое листостебельное растение, которое образует значительные заросли в лесах умеренного пояса. На поверхности мы можем видеть только листья папоротника. Они бывают двух видов. Молодые листья спирально закручены, их называют вайи. Они нарастают своей верхушкой и достигают значительных размеров. Так появляются пышные и раскидистые листья взрослых растений.

Спорофит является преобладающим поколением этих растений. Это является значительным отличием в циклах развития мхов и папоротников. У первых основным поколением является гаметофит. Он имеет вид зеленого листостебельного ковра и размножается с помощью половых клеток.

цикл развития папоротника орляка гаплоидный набор хромосом

Где расположены спорангии

Следующим этапом цикла развития папоротника является созревание органов бесполого размножения. Они называются спорангиями. Эти структуры имеют вид небольших коричневых бугорков, расположенных на нижней стороне листьев. Сверху они дополнительно защищены пленчатыми "покрывальцами". Спорангии папоротников собраны в группы, которые называются сорусами.

В конце лета эти структуры темнеют. Это значит, что спорангии созрели. Далее они раскрываются, и в землю высыпаются тысячи мелких клеток. Это и есть споры. При наличии достаточного количества влаги они сразу начинают прорастать.

циклы развития мхов и папоротников

Что такое заросток

Результатом развития спор является заросток. Это и есть особь полового поколения, которая является следующим звеном в цикле развития папоротника. Долгое время ученые даже не знали о его существовании. Все дело в том, что заросток имеет очень мелкие размеры - всего до сантиметра в диаметре. Внешне он представляет собой пластину зеленого цвета сердцевидной формы. Заросток развивается на почве, к которой прикрепляется с помощью ризоидов.

По мере развития гаметофита на его нижней стороне формируются органы полового размножения. В них созревают половые клетки двух видов: яйцеклетки и сперматозоиды.

цикл развития папоротника

Условия оплодотворения в цикле развития папоротника орляка

Гаплоидный набор хромосом, который имеют половые клетки гаметофита, изменяется на двойной в процессе их слияния. Оплодотворение у папоротников имеет свои особенности. Во-первых, мужские и женские половые клетки на одном заростке созревают в разное время. Поэтому слияние гамет возможно только между разными растениями. Такой тип оплодотворения называется перекрестным.

Второй особенностью этого процесса у папоротников является обязательное наличие воды. Дело в том, что половые клетки споровых растений не могут самостоятельно двигаться. Поэтому сперматозоид может добраться до яйцеклетки только с помощью воды. Таким образом, папоротники хоть и относятся к группе первых наземных растений, но не утратили связь с прежней средой обитания.

Далее из оплодотворенной яйцеклетки развивается растение бесполого поколения, на нем созревают споры, и процесс повторяется.

в цикле развития папоротников преобладает

Продолжительность жизни

Сколько может повторяться цикл развития папоротника? Это зависит от конкретного вида растения и места его произрастания. Так, у травянистых форм умеренных широт листья отмирают каждый сезон, а в тропиках растут несколько лет. Но благодаря наличию подземного видоизменения побега, который называется корневищем, само растение остается жизнеспособным независимо от времени года и климатических условий. Во многом именно эта особенность строения сохранила эти древние растения до современного этапа развития органического мира.

Корни папоротников выполняют свои функции в среднем около четырех лет, после чего заменяются новыми. А вот побег может сохранять свою жизнеспособность до 100 лет.

цикл развития папоротника орляка

Итак, мы рассмотрели особенности развития одного из отделов высших споровых растений - Папоротниковидные. Для этих растений характерны следующие признаки:

  • Появление настоящих тканей (механических, проводящих, покровных) и вегетативных органов (листьев, придаточных корней, видоизмененного подземного побега).
  • Бесполое размножение осуществляется с помощью специализированных клеток - спор.
  • В цикле развития папоротника преобладает спорофит. Это бесполое поколение, имеющее листостебельное строение.
  • Гаметофит папоротника называется заростком. Он представляет собой зеленую пластинку сердцевидной формы с диаметром до 1 см. Заросток развивается отдельно от спорофита и анатомически с ним не связан.
  • В жизненном цикле наблюдается последовательное чередование поколений - полового и бесполого.

fb.ru

Сравнительная характеристика Высших споровых растений

 

Признаки для сравнения

Мохообразные

Папоротникообразные

Группа

Высшие

Корень

Нет, есть ризоиды ( служат для прикрепления)

Корни придаточные, служат для прикрепления и всасывания воды из почвы

Стебель

Без сосудов

Имеет хорошо развитую проводящую ткань – и ксилему и флоэму

Стебель подземный - корневище

Листья

Зеленые пластинки ( для фотосинтеза и поглощения воды)

Листовые пластинки имеют мякоть и жилки, покрыты кожицей с устьицами

Ткани

3 группы:

Механическая

Фотосинтезирующая

Образовательная

6 групп:

Механическая

Фотосинтезирующая

Образовательная

Покровная

Проводящая

Запасающая

Гаметофит

Взрослые автотрофные растения

Зеленая пластинка - заросток

Оплодотворение

С помощью воды

С помощью воды

Спорофит

Коробочка со спорами, остается на женском растении

Взрослое автотрофное растение со множеством спорангиев со спорами

Вопросы по таблице:

  • Почему Мхи и Папоротники относятся к высшим растениям?
  • Что общего в их строении?
  • Чем они различаются?
  • Поясните, почему папоротники относят к высшим сосудистым растениям?
  • Что общего в размножении мхов и папоротников?
  • По какому признаку можно утверждать, что предками мхов и папоротников были водоросли?
  • В чем различие жизненных циклов мхов и папоротников?

 

ПОДУМАЙТЕ!

Почему папоротники могут достигать высоты нескольких метров и даже десятков метров, а мхи – всегда низкорослые травянистые растения?

nafleshku.com.ua

Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. (6 класс)

Биология 6 класс. Дата__________________________

Тема: Общая характеристика папоротников, хвощей плаунов как высших споровых растений.

ЦЕЛИ УРОКА: дать сравнительную характеристику 4-х отделов споровых растений: мхов, плаунов, хвощей и папоротников. Продолжить знакомить учащихся с разнообразием растительного мира и особенностями строения высших споровых растений.

ТИП УРОКА: объяснение нового материала.

ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки, таблицы, фотографии и гербарные образцы плаунов, хвощей, папоротников и мхов.

ПЛАН УРОКА:

Этап урока

Содержание этапа

Время

1.

Организационный момент

Отметь отсутствующих, сообщит тему урока

2 мин

2.

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос. Закрепить ранее изученный материал.

10 мин

3.

Объяснение нового материала

Рассказ учителя, используя знания учащихся. Выполнение лабораторной работы № 19 «Внешнее строение папоротникообразных».

20 мин

4.

Закрепление

Проверить уровень усвоения материала

5 мин

5.

Подведение итогов урока

Обобщить сведения, полученные в ходе урока.

5 мин

6.

Сообщения о домашнем задании

Подготовить сообщения, используя дополнительные источники.

3 мин

ХОД УРОКА

Организационный момент.

НА ДОСКЕ: Число, месяц.

Тема: Общая характеристика папоротников, хвощей плаунов как высших споровых растений.

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос.

1. Каковы основные различия низших и высших растений? (Деление на органы (вегетативные) – корни, стебли, листья, (репродуктивные) – спорангии, цветки, плоды.)

2. Какие группы и отделы входят в состав подцарства. Высших растений? (Отдел Моховидные, отдел Плауновидные, отдел Хвощевидные, отдел Папоротниковидные, отдел Голосеменные, отдел Покрытосеменные растения.)

3. От каких предковых форм произошли моховидные? (От псилофитов.)

4. Какие ткани выражены у мхов? (Основная, проводящая, механическая, запасающая, покровная.)

5. Почему мох сфагнум называют «вечным»? (Бесконечный рост и образование торфа из отмершей части растения.)

6. Где произрастает больше всего сфагнума и кукушкина льна? (На заболоченных лесных участках, на участках с избыточным увлажнением.)

7. Что такое ризоиды мхов? (Нитевидные одноклеточные или многоклеточные выросты в нижней части стебля. Образованы одинаковыми клетками и лишены проводящих тканей.)

8. Что представляют собой коробочки мхов и что в них находится? (У женских растений на верхушке образуются коробочки на длинных ножках, покрытые волосистыми колпачками. В коробочках образуются споры. На верхушке женских растений находятся половые органы с женской половой клеткой (гаметой) – яйцеклеткой.)

9. Что представляет собой половое поколение моховидных? (Гаметофит – стебель с листьями и половые клетки.)

10. Что представляет собой бесполое поколение моховидных? (Спорофит, растение на котором образуются споры.)

11. Возможно ли оплодотворение у моховидных вне воды? (Нет.)

Изучение нового материала

Начиная урок, учащихся можно заинтересовать вопросом – какой цветок ищут в июльскую ночь на Ивана Купалу, чтоб сбылись все желания? После обсуждения придется огорчить слушателей безоговорочным утверждением о заведомой безуспешности таких поисков, поскольку у папоротников, как у всех споровых растений, цветы отсутствуют в жизненном цикле. Цветов папоротника (и, следовательно, реальных основ для шаржа на восхищенного ботаника со с. 66) в природе не существует. Для папоротников характерно чередование поколений: бесполого (многолетний спорофит) и полового (коротко живущий гаметофит). Особенность размножения папоротников – образование спор в спорангиях на нижней поверхности зеленых листьев. В отличие от мхов, у плаунов, хвощей и папоротников развиваются корни.

Все споровые имеют единого предка, а именно первых наземных растений – псилофитов. 300 млн лет назад плауны, хвощи и, особенно, папоротники были огромными и напоминали деревья. Они формировали целые леса. Отложениями именно этих древних растений человек пользуется и сейчас. Уместен вопрос учащимся – что собой представляют эти отложения и как они сейчас используются человеком? В классе, вероятно, найдутся достаточно эрудированные ученики, которые расскажут о происхождении залежей каменного угля, их географии (Воркута – на крайнем северо-востоке Европейской России, Кузнецк – на юге Средней Сибири, Донецкий бассейн – на востоке Украины и др.) и его использовании (теплоэлектростанции, выплавка чугуна, отопление домов, ранее широко применявшиеся паровые двигатели на фабриках, паровозах, пароходах). Один из геологических периодов развития Земли – около 300 млн лет назад, когда процветали древовидные плауны и папоротники, создавшие пласты каменного угля, так и назвали – каменноугольный (по-латыни – карбон). В настоящее время большинство споровых представлено многолетними травянистыми растениями. Однако в тропических областях произрастают и древовидные формы папоротников высотой до 20–25 м. Ныне живущие споровые растения используются в медицине и пищевой промышленности, но в неизмеримо меньших масштабах, чем их ископаемые предки, превратившиеся в каменный уголь.

Папоротники – процветающая группа растений, насчитывающая большое количество видов (более 10 тыс.) и ведущая свое происхождение от псилофитов. Учитель отмечает особенности внешнего строения папоротников (лист – вайя, молодые листочки свернуты в улитку).

Знакомит с особенностями размножения папоротников и предлагает рассмотреть схему жизненного цикла на с. 64 учебника (отмечая преобладание фазы спорофита над гаметофитом).

В заключение рассказывает о практическом значении папоротников и их роли в биоценозах.

Дополнение. Папоротники относятся к отделу Высших растений. Для них характерно наличие корней и листьев, чередование поколений – бесполого (спорофита) и полового (гаметофита). Бесполое поколение преобладает. Спорофит папоротника – это травянистое или древовидное растение с крупными, многократно рассеченными листьями (молодые листья улиткообразно свернуты). Листья папоротника характеризуются дифференциацией верхней и нижней поверхности листовой пластинки. У большинства папоротников проводящая система представляет собой сифоностелу – проводящие ткани находятся вокруг паренхимной сердцевины. Многие папоротники не способны к вторичному росту стебля. Ксилема обычно состоит из трахеид, но у орляка и марсилеи есть также настоящие сосуды. Есть придаточные корни, которые, вероятно, произошли из видоизмененных подземных корневищеподобных органов риниофитов.

Папоротники отличаются разнообразием форм, внутреннего строения и размеров. Листья их варьируют от многократноперисто-рассеченных до цельных, от гигантских – длиной 5–6 м (мараттиевые и циатейные) и даже до 30 м (вьющиеся листья у представителей семейства Схизеевых), до крошечных листьев длиной всего 3–4 мм, образованных 1 слоем клеток (представители семейства Гименофилловых). Длина стебля изменяется от нескольких сантиметров до 20–25 м (представители рода Циатея). Они бывают подземными (корневища) и надземными, прямостоячими и вьющимися, простыми и ветвистыми. Чаще спорангии находятся на листьях; у некоторых листья дифференцированы на спороносные (спорофиллы) и вегетативные, зеленые (или же дифференцированы сегменты одного и того же листа, как, например, у чистоуста). У большинства видов спорангии расположены на нижней стороне листа, они относительно мелкие, с однослойной стенкой и образуют мало спор. Папоротники могут размножаться вегетативно – корневищами, а также с помощью выводковых почек, образующихся на листьях.

Папоротники произрастают на всех континентах во влажных тропиках и субтропиках, являясь основными растениями влажных ущелий и горных лесов. В умеренном поясе они растут чаще всего в тенистых лесах и на болотах. Есть виды (ксерофиты), которые растут на скалах или на склонах между камнями. Другие виды растут в воде, а также в составе мангровой растительности. В тропиках много эпифитных форм.

Древовидные папоротники главным образом произрастают в горах во влажных тропиках, а также в Чили, Новой Зеландии и Южной Африке. Некоторые новозеландские виды растут у ледника Франца-Иосифа на Южном острове и проникают даже на субантарктические Оклендские острова.

Папоротники используют как декоративные растения, некоторые употребляют в пищу (листья малазийского вида кочедыжника, молодые побеги одного из видов орляка, молодые листовые почки и сердцевину некоторых древовидных папоротников). Корневища видов щитовника, многоножки и др. применяют в медицине (корневища щитовника мужского – как средство против ленточных глистов). Есть ядовитые виды.

Лабораторная работа № 19 «Внешнее строение папоротникообразных».

Ход работы.

1. Рассмотреть и сравнить строение разных видов папоротников.

2. Зарисовать внешнее строение и обозначить названия основных частей.

3. Рассмотреть строение листа.

4. Найти мужские и женские экземпляры.

5. Рассмотреть и зарисовать спорангии и споры.

6. Подвести итог работе, выделив основные функции разных частей папоротника.

Молодые листья папоротника спирально закручены и покрыты множеством сухих чешуек, которые защищают молодые листья от высыхания. Весной молодые листья начинают расти своей верхушкой. На нижней поверхности листьев папоротника появляются округлые возвышения кожицы, располагающиеся в два ряда вдоль средней жилки на каждой доле листа (начало бесполого размножения папоротника). Со временем эти уплотнения становятся бурыми, в них под тонкой пленкой находятся мельчайшие мешочки – спорангии, содержащие одноклеточные споры. В сухую погоду спорангии лопаются, и споры высвобождаются.

Во влажной почве споры прорастают и дают тончайшую трубочку, которая разрастается в зеленую многоклеточную пластинку – заросток. Заросток – это уже половое поколение папоротника. При увеличении видно, что верхняя сторона заростка гладкая, а нижняя – покрыта тончайшими волосками, помогающими ему прикрепляться к влажной поверхности почвы. Между волосками находятся полые бугорки, где находятся сперматозоиды. Около сердцевидной выемки заростка находятся удлиненные возвышения с канальцами, идущими внутрь. На дне каждого бугорка находится яйцеклетка – женская половая клетка.

Закрепление изученного материала.

Задание. Составьте сравнительную таблицу, заполнение которой будет происходить по мере изучения нового материала.

http://www.razlib.ru/biologija/tematicheskoe_i_pourochnoe_planirovanie_po_biologii_7_klass/tab4.jpg

Домашнее задание

1. Подготовить сообщения о древних споровых растениях, их строении и распространении.

2. Проанализировать, в чем причина вымирания большинства древовидных споровых растений

3. Составить схему жизненного цикла папоротника.

4. Завершить заполнение сравнительной таблицы. П. 19 стр 64.

infourok.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта