Общая характеристика покрытосеменных растений. Классификация. Характеристика покрытосеменных растений
Общая характеристика Покрытосеменных | Учеба-Легко.РФ
Общая характеристика
Покрытосеменные составляют наиболее совершенную и самую многочисленную группу высших растений, включающую примерно 250 тыс. видов, распространенных по всему земному шару, особенно во влажных тропиках.
В Беларуси насчитывается 112 семейств, 500 родов и более 1750 видов (без учета многочисленных видов, форм и сортов интродуцированных растений, адвентивных видов и других цветковых растений).
Предполагается, что покрытосеменные возникли в начале мелового периода мезозойской эры (около 125 млн. лет назад). К концу мелового периода покрытосеменные занимают господствующее положение в растительном мире благодаря высокой экологической пластичности и многим преимуществам по сравнению с другими высшими растениями.
Важнейший признак покрытосеменных - наличие цветка - видоизмененного и ограниченного в росте спороносного побега, приспособленного для размножения. Появление цветка сыграло исключительно важную роль в их эволюции.
Семязачатки у цветковых растений (в отличие от голосеменных) заключены в полость завязи пестика и тем самым защищены.
По сравнению с голосеменными пыльца цветковых попадает сначала не в пыльцевход семязачатка, а на рыльце пестика, предназначенного именно для улавливания пыльцы; это важная отличительная черта этой группы.
Гаметофиты (женский — зародышевый мешок, мужской — пыльцевое зерно) крайне упрощены и развиваются значительно быстрее, чем у голосеменных, в связи с чем они утратили гаме-тангии — антеридии и архегонии. Кроме того, гаметофиты полностью зависят от спорофита и всегда находятся под его защитой, в то время как у моховидных и у некоторых папоротников гамето-фит не защищен и легко высыхает.
Семена заключены в плод (отсюда и название «покрытосеменные») и надежно защищены от неблагоприятных условий внешней среды. Кроме того, благодаря уникальности плода их распространение обеспечивают птицы, млекопитающие, насекомые, а также ветер, вода и т. п.
Спорофит покрытосеменных устроен чрезвычайно разнообразно и представлен различными жизненными формами; деревья, кустарники, полукустарники, кустарнички, полукустарнички, лианы, одно- и многолетние травы.
Покрытосеменные имеют высокоорганизованную проводящую систему: в состав ксилемы входят более совершенные проводящие элементы — настоящие сосуды, в то время как у голосеменных они представлены трахеидами. Помимо этого, в отличие от всех остальных высших растений, покрытосеменные имеют ситовидные трубки флоэмы с клетками-спутницами. Их появление повысило эффективность перемещения продуктов фотосинтеза от листьев к стеблю и корню, а по сосудам, которые значительно шире трахеид, осуществляется более быстрое передвижение воды и растворенных минеральных солей от корня к стеблю и листьям.
Первые семенные растения — голосеменные — опылялись пассивно. Их пыльца разносилась ветром и лишь случайно оказывалась около семязачатков. Эволюционный успех цветковых растений в значительной степени был обусловлен параллельным развитием их и различных животных. Они оказывали друг на друга селективное воздействие и во многом определили эволюцию свою и партнеров. Яркая окраска цветков, душистый аромат, съедобная пыльца и нектар — свойства, присущие растениям, явились одновременно средствами для привлечения животных-опылителей. Адаптация цветка, как правило, была направлена на максимальное увеличение шансов для переноса пыльцы насекомыми. Этот процесс более надежен, чем опыление ветром. В частности, растениям, опыляемым насекомыми, не нужны такие большие количества пыльцы, как при опылении ветром.
Одним из факторов широкого распространения покрытосеменных и увеличения их разнообразия является биохимическая коэволюция. В некоторых группах покрытосеменных выработалась способность образовывать вторичные метаболиты (алкалоиды, хиноны, эфирные масла, флавоноиды, кристаллы оксалата кальция и др.) — ядовитые вещества, защищающие их от растительноядных животных.
В результате возникновения разнообразных жизненных форм (деревьев, кустарников, трав и др.) покрытосеменные — единственная группа растений, образующая сложные многоярусные сообщества, или фитоценозы. Это способствовало более полному и интенсивному использованию ресурсов среды, успешному завоеванию новых территорий и освоению новых местообитаний.
Источник : Н.А. Лемеза Л.В.Камлюк Н.Д. Лисов "Пособие по биологии для поступающих в ВУЗы"
Общая характеристика покрытосеменных — Мегаобучалка
Отдел Покрытосеменные или Магнолиевые – самый крупный отдел растений – около 250 тыс. видов. Это наиболее приспособленные к совре- менным условиям жизни на Земле растения, господствующие в раститель- ном покрове во всех климатических зонах.
Жизненные формы спорофита – деревья, кустарники, многолетние, двулетние, однолетние травы. Микроскопическая структура вегетативных органов характеризуется большим разнообразием тканей, особенно наличи- ем хорошо развитых сосудов. Высота растений, продолжительность жизни может сильно варьировать (от нескольких миллиметров до десятков метров и от 2-х недель до нескольких тысяч лет).
Гаметофит покрытосеменных сильно редуцирован и недолговечен. Мужской представлен пыльцевым зерном, состоящим из 2-х клеток, а жен- ский – зародышевым мешком из 7 клеток. Жизненный цикл покрытосемен- ных изображен на рисунке 87. Главный отличительный признак покрыто- семенных – наличие цветка, а в нем пестика, образованного в результате срастания краев одного или нескольких плодолистиков (мегаспорофиллов. В нижней части пестика образуется завязь, а из нее – плод.
Рис. 87. Жизненный цикл кукурузы: А – спорофит, Б – гаметофит, М- мейоз; 1 – зигота, 2 – зародыш, 3 – проросток, 4 – спорофит,
5 – тычиночный цветок, 6 – пестичный цветок, 7-8- образование микроспор, 9-10 – образование мужского гаметофита – пыльцы, 11-12 – образование мегаспор, 13-16 – образование женского гаметофита – зародышевого мешка, 17 - оплодотворение
Покрытосеменные возникли в юрский период от каких – то голосе- менных (возможно беннеттитов) и затем распространились по всей Земле, со временем потеснив папоротники и голосеменные. Существует несколько теорий происхождения цветка. Наиболее популярны из них две, близкие друг к другу. По эвантовой теории цветок произошел от спороносного по- бега, по стробилярной – из обоеполой шишки голосеменных. По этим тео- риям пестик возник в результате свертывания мегаспорофиллов и сраста- ния их краев. Семязачатки оказались внутри пестика. Микроспорофиллы преобразовались в четырехгнездный пыльник.
Сравнительная характеристика отделов покрытосеменных представ- лена в таблице 3.
Таблица 3
Сравнительная характеристика отделов покрытосеменных и голосеменных
Отдел Покрытосеменные | Отдел Голосеменные |
СПОРОФИТ | |
Деревья, кустарники, травы Вегетативные органы состоят из очень разнообразных тканей, всегда есть сосуды Имеются специализированные вегетативные органы: клубни, луковицы, корневища Семязачатки находятся под покровом плодолистиков | Деревья, редко кустарники Структурные элементы вегетативных органов менее разнообразны, у многих нет настоящих сосудов Специализированных вегетативных органов нет Семязачатки лежат открыто на семенной чешуйке |
ГАМЕТОФИТ | |
Женский гаметофит – зародышевый мешок из семи клеток Мужской гаметофит – пыльца, состоящая из генеративной клетки и клетки трубки | Женский гаметофит – эндосперм с двумя и более архегониями Мужской гаметофит – пыльца состоящая из нескольких протал- лиальных клеток, и клетки трубки |
ОПЛОДОТВОРЕНИЕ | |
Оплодотворение двойное, один спермий сливается с яйцеклеткой, второй - с вторичным ядром | Оплодотворение одинарное: один из спермиев сливается с яйцеклеткойодного из архегониев |
СЕМЯ | |
Образование семени происходит сравнительно быстро – от3-4 недель до одного вегетационного Эндосперм триплоидный (3п) Зародыш имеет 1-2 семядоли Семя заключено в плод | Образование семени происходит очень медленно, от 1,5 до 2 лет, интервал между опылением и оплодотворением может достигать 13 месяцев Эндосперм гаплоидный (п) Зародыш имеет чаще более двух семя- долей Семя лежит открыто на семенной чешуйке |
Покрытосеменные делятся на 2 класса, между представителями ко- торых имеются определенные отличия (табл. 4).
Таблица 4
Сравнительная характеристика классов двудольных и однодольных
Класс ДВУДОЛЬНЫЕ | Класс ОДНОДОЛЬНЫЕ |
Зародыш семени имеет две семядоли Семена с эндоспермом, без эндосперма, или с периспермом Проводящие пучки открытые (с камбием) Пучки расположены по кругу Стебли и корни обладают вторичным ростом в толщину Листья имеют различную форму, | Зародыш семени имеет одну семядолю Семена с эндоспермом Проводящие пучки закрытые (без камбия) Пучки разбросаны диффузно Стебли и корни не обладают вторичным ростом в толщину Листья обычно простые, |
часто сложные Жилкование листьев сетчатое или перистое Цветки пятичленные, реже четырехчленные, с двойным околоцветником Корневая система стержневая В фитоценозе чаще встречаются рассеяно | линейные, ланцетные Жилкование листьев дуговое или параллельное Цветки обычно трехчленные простым околоцветником Корневая система мочковатая В фитоценозе чаще образуют куртины |
megaobuchalka.ru
78.Сравнительная характеристика классов Покрытосеменных растений.
Покрытосеменные – самый обширный, многочисленный отдел высших растений, к которому относится более половины всех известных видов . Это самый молодой (230-250 млн. лет) и самый совершенный отдел растений. В результате длительной эволюции покрытосеменные достигли чрезвычайно большого морфологического и экологического разнообразия. По уровню своего эволюционного развития эти растения занимают такое же место в растительном мире, что и млекопитающие в животном.
Отличительных признаков покрытосеменных растений.
Процессы размножения покрытосеменных растений происходят в специальном органе цветке.
Покрытосеменные имеют плодолистик, представляющий собой мегаспоролистик, который свернулся и образовал полость, отчего семязачатки оказались внутри.
Нижняя часть плодолистика – завязь – после созревания семени превращается в плод – орган расселения семян. Стенка плода окружает семена (отсюда и название покрытосемянные) и участвует в расселении семян.
Продолжается сокращение тела гаметофитов, особенно женского. Он представлен 8-клеточнвым зародышевым мешком.
Имеют двойное оплодотворение, в результате которого возникает
Эндосперм гибридной природы и триплоидный по набору хромосом.
79.Пути эволюции Покрытосеменных. Примитивные и прогрессивные признаки в строении цветка, их эволюционное значение.
Пути развития цветка покрытосеменных.
Существует несколько гипотез о происхождении цветка.
Стробилярная теория: рассматривает превращение стробила в цветок.
псевдантовая теория: цветок видоизменяется, редуцирующее соцветие из однополых цветков. В центре – женские, а с периферии мужские. Наиболее примитивными являются буковые и березовые.
телломная теория:телломы псилофитов срастались между собой – интеломы. Они были стерильные и фертильные. Стерильные превращаются в стебли и листья, а феритильные – спорофиллы. Процесс формирования цветка шел параллельно развитию побега.
Исходя из стробилярной теории путь к изменению цветка:
Основным условием в изменении цветка является переход от опыления ветром к опыляемым насекомым.
Увеличение вероятности опыления => экономия пыльцы => уменьшение числа тычинок и плодолистиков => укорочение цветоложа => срастание частей цветка => упорядочивание членов цветка => уменьшение цветка => яркий околоцветник. Цветок с такими признаками находится на первой ступени к опылению насекомыми. Вторая ступень приспособления – опыление конкретными видами насекомых. Появление огромного разнообразия окраски, специфическая форма околоцветника, особый нектар, эфирные масла. Это приспособление => новая форма цветковых и насекомых.
Таким образом можно выделить признаки
Примитивные
цветоложе выпуклое удлиненное
большое число членов околоцветников, A и G
спиральное расположение членов
актиноморфность
крупные одиночные цветки
раздельнолистный цветок
Прогрессивные
цветоложе укороченное, плоское, даже вогнутое
уменьшение числа члеников
круговое расположение членов
зигоморфность
мелкие яркоокршенные, собраны в соцветия
спаяннолисный цветок
появление запаха эфирных масел, нектара
80. экологические факторы и их влияние на растения.
Выделяют 3 группы факторов:
А) абиотические (климатические:атмосфера, температура, воздух вода)
Б) биотические (перехват пещевых ресурсов, фитонцидные выделения)
В) антропогенный( полное уничтожение растительности, вытаптывание, загрязнение, рубка леса)
81. тепло каа экологический фактор. Понятие о жизненной форме. Классификация жизненных форм растений.
Жизненная форма- внешний облик растения, под которым подразумевают преимущественно структуру наземных и подземных вегетативных органов, атакже некоторые особенности закладки и развития репродуктивных органов.
Жизненные формы:
-древесные(деревья, кустарники)
-травянистые(травы)
-полудревесные( полукустарники, полукустарнички)
Выделяют:
А) термолюбивыерастения-тропического и субтропического климата
Б)холодостойкие-выдерживают -3-5 грдусов
В)морозоустойчивые-заморозки до -8-10 гр.
Г)жароустойчивые, растения пустынь >50гр
82. растения и водный фактор. Ксерофиты, гигрофиты и мезофиты: их анатомические особенности.
Водный фактор неравномерно распределен на земной поверхности, даже в пределах небольших территорий, и в этом причина большого разнообразия растительности, произрастающей на одной и той же широте.
Гигрофиты- растения влажных местообитаний. Характерны тонкие цельные нежные голые листья с небольшим количеством устьиц. Калужница, дербенник иволистный.
Мезофиты- растения умеренного увлажнения. Луговые и лесные растения. Длительный засушливый период переживают в виде семян либо в виде луковиц, клубней. Вегетативный период короткий.
Ксерофиты-растения сухихи местообитаний. Уменьшена поверхность листьев, опушениеобильное, мощная корневая система-верблюжья колючка. Суккуленты- развита водоносная ткань-кактус.
studfiles.net
Общая характеристика покрытосеменных растений. Классификация
Скачать файл
Тема: Общая характеристика покрытосеменных растений. Классификация.
Цель:
Образовательная – сформировать у школьников понятия о покрытосеменных растениях и изучить современную их классификацию.
Развивающая – продолжить формировать умение выявлять функциональное значение, особенности отдела Покрытосеменные растения формировать навыки работы с учебником и раздаточным материалом; развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать; прививать навыки коммуникативного общения. совершенствовать навыки работы с гербарием и инструктивными карточками.
Воспитательная – воспитывать гуманное отношение к природе, формировать экологически грамотное поведение школьников.
Оборудование и материалы: фотографии, схемы и плакаты, позволяющие иллюстрировать разные покрытосеменные растения и показать их классификацию; мультимедийный проектор, компьютер, учебники, рабочие тетради, гербарные образцы однодольных и двудольных растений, таблицы, инструктивные каточки (корневая система, стебель, жилкование листьев, строение семени), семена растений.
Базовые понятия и термины: систематика, покрытосеменные растения, класс Двудольные и Однодольные растения, классификация и таксон.
Концепция урока: Опираясь на уже имеющиеся у школьников знания о покрытосеменных растениях, дать общую характеристику и классификацию отдела Покрытосеменные или Цветковые растения.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок – презентация.
Технологическая карта | ||
І. | Организационный этап. | 2 мин. |
II. | Проверка домашнего задания. | 7 мин. |
ІІI. | Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности. | 5 мин. |
ІV. | Изучение нового материала. | 20 мин. |
V. | Закрепление изученного материала. | 7 мин. |
VI. | Домашнее задание. | 2 мин. |
VII. | Подведение итогов. | 2 мин. |
Ход урока
І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
ІІI. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности. Беседа.
1.Почему цветковые растения занимают господствующее положение среди других групп высших растений?
2. Как вы думаете, по каким признакам можно разделить цветковые растения на группы?
ІV. Изучение нового материала.
Итак, Мы сегодня начинаем изучать отдел Покрытосеменные растения.
Слайд 2.
Откройте тетради, запишите тему урока.
На уроке мы:
• познакомимся с общей характеристикой отдела Покрытосеменные;
• выясним преимущества покрытосеменных над голосеменными;
• познакомимся с особенностями однодольных и двудольных растений.
Слайд 3.
Основные понятия сегодняшнего урока:
• отдел Покрытосеменные,
• класс Однодольные,
• класс Двудольные.
Место покрытосеменных в системе живой природы.
Живая природа
↑
Империя
Клеточные формы жизни
↑
Надцарство
Эукариоты
↑
Царство
Растения
↑
Подцарство
Высшие растения
↑
Отдел
Покрытосеменные (Цветковые)
Слайд 4.
Покрытосеменные занимают важнейшее место среди всех современных растений. Они доминирует на суше, и играют важнейшую роль в общем круговороте веществ.
Где же они распространены.
• В современной флоре отдел Покрытосеменные – самый распространённый на Земле и самый большой по численности видов (около 250 тыс. видов)
• Покрытосеменные распространены везде: на всех континентах, во всех климатических зонах и в самых разнообразных экологических условиях.
• Им принадлежит важнейшая роль в образовании растительных сообществ, за исключением болот, где преобладают (?) мхи, а также тайги, где господствуют (?) голосеменные.
Давайте вспомним, какие признаки имеют Голосеменные растения.
Слайд 5.
• образуют семена.
• семя «лежит» открыто на чешуе шишки.
• опыление происходит с помощью ветра.
• только древесные формы.
Работа с учебником с.197
Какие особенности имеют покрытосеменные растения? Их Признаки?
Ответы детей.
Проверьте себя. Всё ли мы назвали?
Слайд 6.
Признаки Покрытосеменных растений.
• Наличие цветков, поэтому их называют цветковыми растениями
• Семяпочка защищена завязью
• Образуют плод
• Ткани максимально приспособлены к выполнению своих функций
• Быстрый обмен веществ
• Отличная приспособленность к различным экологическим условиям
• Гаметофит – семязачаток и пыльцевая трубка
• Опыление происходит ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими
• Образуют ярусы леса
• Жизненные формы: деревья, кустарники и травы.
Запишите их в тетрадь.
Работа в группах.
Объединение в группы:
1 группа – Определить отличительные черты покрытосеменных и голосеменных растений.
2 группа – Определить общие черты покрытосеменных и голосеменных растений.
Проверка:
Слайд 7.
Отличительные черты покрытосеменных растений от голосеменных
Слайд 8.
Общие черты покрытосеменных и голосеменных растений.
Оценивание.
Слайд 9.
Классификация Покрытосеменных растений.
Так как покрытосеменные растения наиболее многочисленный и разнообразный отдел растительного мира, который насчитывает до 250 тысяч видов. Они встречаются во всех климатических зонах, в разных экологических условиях. Это деревья, кустарники и травы, дикорастущие и культурные растения. Они различаются своими размерами, внешним видом, внутренним строением, длительностью жизни (однолетние, двулетние и многолетние).
Чтобы правильно ориентироваться в этом многообразии растений, применяется их классификация, изучением и разработкой которой занимается раздел ботаники – систематика растений. На основе особенностей строения, общности способов размножения и развития, растения объединяют систематические группы – вид, род, семейство, порядок, класс, отдел.
Основы классификации растений были заложены К. Линнеем в работе «Виды растений» (1753 год).
Классификация – это область систематики, которая изучает процесс установления и характеристики систематических групп растений (таксонов), служит средством связи между ними.
Таксон – это единица классификации.
Отдел Покрытосеменные или цветковые включает в себя два класса: Однодольные (Лилиопсиды) и Двудольные (Магнолиопсиды) растения. В свою очередь Однодольные объединяют два семейства – Злаковые (злаки дают человечеству основные пищевые и кормовые культуры) и Лилейные, а класс Двудольные – семейства Сложноцветные, Розоцветные, Бобовые, Паслёновые, Крестоцветные. К двудольным растениям относятся почти все деревья и кустарники – липа, дуб, шиповник и др.; и многие травы – одуванчик, клевер, цикорий, сурепка и др. Двудольными являются большинство культурных растений – плодово-ягодные (яблоня, груша, смородина, крыжовник), овощные, масличные, волокнистые (картофель, свекла, помидоры, фасоль, подсолнечник, лен и др.)
Все перечисленные мною семейства мы будем изучать на следующих уроках. А сейчас, нам нужно рассмотреть, по каким признакам можно отличить класс.
Как вы думаете, по какому признаку возникло название классов Однодольные и Двудольные? (по количеству семядолей в зародыше семени).
Слайд 10.
Итак, основные признаки класса.
• Количество семядолей.
• Корневая система.
• Внутреннее строение стебля.
• Расположение листьев на стебле.
• Жилкование листа.
∙ Количество частей цветка.
Работа в группах с гербарием:
Задания: 1 группа – Определить характерные признаки класса Однодольные.
2 группа – определить характерные признаки класса Двудольные.
Используя гербарий растений различных классов и семена, которые лежат у вас на партах, определить класс, к которому относятся предложенные вам растения, а также основные признаки класса и занести их в таблицу.
Задание и определительные таблицы также лежат у вас на столах.
Слайд 11.
Знакомство с характерными признаками класса Двудольные и Однодольные растения.
Рассмотреть на образцах растений:
• Корневую систему;
• внутреннее строение стебля;
• расположение листьев на стебле;
• жилкование листьев;
• строение семени.
Какие органы нужно рассмотреть, для того чтобы отнести растение к какому-либо классу?
Полученные данные занесите в таблицу, которые лежат у вас на столах. Найдите их. (см. Приложение №1)
Слайд 12.
Характерные признаки класса двудольных и однодольных растений
Корневая система, внутреннее строение стебля, жилкование листьев, строение семени, виды растений.
Слайд 13.
Вы можете использовать определительные таблицы, которые лежат у вас на столах, а также на слайде, на экране. (см. Приложение №2)
Слайд 14.
Проверьте и запомните.
Оценивание.
Слайд 15. В растительном мире не все растения чётко отвечают определённым правилам. Есть исключения. Узнайте почему? Работа с учебником с. 198.
Ответы детей.
Слайд 16
Растения, нуждающиеся в охране.
Уже не один год во всём мире, в том числе и в Украине, проводится акция под названием «Операция Первоцвет». Её цель – защитить весенние цветы от истребления человеком.
Призываю вас, также присоединится к этой акции.
V. Закрепление изученного материала.
А теперь давайте проверим свои знания. (см. Приложение № 3)
Слайд 17
Взаимопроверка.
Слайд 18
Однодольные: 2, 3, 5, 8, 9, 12
Двудольные: 1, 4, 6, 7, 10, 11
VI. Домашнее задание.
Слайд 19
Прочитай §47, ответь на вопросы на с.199
Составьте кроссворд «Особенности цветковых растений»
VIІ. Подведение итогов урока
►Рефлексия
1.Вопросы к учащимся:
— Что понравилось на уроке?
— Какие моменты урока запомнились?
— Раскрыли ли мы тему?
Используется фронтальная технология интерактивного обучения «Микрофон».
2.Учитель предлагает ученикам в верхнем уголке листа тетради нарисовать смайлик, соответствующий их настроению (веселый, равнодушный или огорченный).
Приложение 1
Характерные признаки класса Двудольных и Однодольных растений
Признак | Класс Двудольные | Класс Однодольные |
Корневая система | ||
Внутреннее строение стебля | ||
Жилкование листьев | ||
Строение семени | ||
Строение цветка | ||
Опыление |
Приложение 2
Характерные признаки класса Двудольных и Однодольных растений
Признак | Класс Двудольные | Класс Однодольные |
Корневая система | стержневая | мочковатая |
Внутреннее строение стебля | есть камбий | нет камбия |
Жилкование листьев | сетчатое | параллельное или дуговое |
Строение семени | две семядоли | одна семядоля |
Строение цветка | 4 или 5 членное | 3 членное |
Опыление | Чаще насекомыми | Чаще ветром |
Приложение № 3
Из предложенного перечня признаков выпишите признаки, которые соответствуют классу Однодольных и классу Двудольных растений:
1. Главный корень хорошо выражен.
2. Мочковатая корневая система.
3. Травянистые, реже деревянистые растения.
4. Растения имеют камбий
5. Листья простые с дуговым или параллельным жилкованием
6. Зародыш с двумя семядолями
7. Листья простые или сложные, большинство с сетчатым жилкованием
8. Растения не имеют камбий
9. Главный корень не развивается
10. Стержневая корневая система
11. Цветы в основном четырёхчленные или пятичленные
12. Цветы трехчленные
Однодольные: ____________________________________
Двудольные: _____________________________________
Глоссарий.
1.Классификация – это область систематики, которая изучает процесс установления и характеристики систематических групп растений (таксонов), служит средством связи между ними.
2.Таксон – это единица классификации.
3.Систематика – наука, изучающая и описывающая живые организмы и устанавливающая родственные отношения между ними.
4.Однодольные — класс цветковых растений, зародыш которых имеет одну семядолю.
5.Двудольные – класс цветковых растений, зародыш которых имеет две семядоли.
6.Покрытосеменные — отдел высших растений, отличительной особенностью которых является наличие цветка в качестве органа полового размножения.
evostudy.ru
Общая характеристика покрытосеменных растений.
Количество просмотров публикации Общая характеристика покрытосеменных растений. - 44
Покрытосеменные, или цветковые, – крупнейший отдел растительного мира, насчитывающий не менее 250 тысяч видов, превосходит по численности все остальные отделы растений, вместе взятые.
Проблема происхождения покрытосеменных до настоящего времени полностью не разрешена. Чаще высказывается мнение, что цветковые появились не ранее 135 млн. л.н. (в середине мелового периода). В конце мелового периода (~70 млн. л.н.) цветковые занимают господствующее положение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ продолжается и по сей день.
В качестве вероятного предка ученые выдвигают вымерших семенных папоротников (отдел голосеменные). Реже полагают, что им могли быть также вымершие беннеттитовые с их обоеполыми стробилами или какие-либо древние и ныне исчезнувшие формы гнетовых.
Покрытосеменные растения подразделяют на два класса: однодольные и двудольные.
Покрытосеменные произрастают во всех климатических зонах, способны существовать в самых разных экологических условиях и в современную эпоху играют решающую роль в формировании растительного покрова Земли.
Прогрессивные изменения морфологической структуры репродуктивных и вегетативных органов поставили покрытосеменные в совершенно особое положение по сравнению с прочими представителями царства растений. Перечислим их:
1. Появление цветка – уникального органа, совместившего, структуру и функции полового и бесполого размножения. Представляет собой своеобразный метаморфизированный спороносный побеᴦ.
Наиболее важная часть цветка – пестик, образован сросшимися плодолистиками (макроспорофиллами) или одним плодолистиком.
Семязачатки располагаются не открыто, как у голосеменных, а в нижней части пестика – завязи, которая представляет собой своего рода влажную камеру надежно защищающую семязачатки от высыхания, перепада температур и поедания животными.
Пыльца при опылении попадает не на семязачатки, а на рыльце (верхняя часть пестика), ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ содействует улавливанию и удержанию пыльцы (часто раздельное, перистое, липкое и т.д.), а часто и стимулирует или тормозит ее прорастание (благодаря белковому слою – пелликуле).
Цветки часто имеют хорошо развитый околоцветник (венчик и чашечку), который охраняет тычинки и пестики от повреждений (механических, температурных и т.д.) и помогает опылению, привлекая насекомых (энтомофилия), а иногда даже птиц и летучих мышей.
2. Наличие плодов.
В результате оплодотворения из завязи и других частей цветка образуются плоды. Помимо главнейшей функции предохранения формирующихся семян от разного рода неблагоприятных воздействий внешней среды, плод очень часто играет активную роль в расселении растений (крылатки, ʼʼпарашютикиʼʼ, прицепки и т.д.).
3. Гаметофитное поколение крайне редуцировано.
Гаметофит, потерявший самостоятельность уже у голосеменных, у покрытосеменных подвергся еще большему упрощению – вообще лишен половых органов (архегониев и антеридиев).
Спорофиты – хорошо развитые растения (деревья, кустарники, лианы и травы), которые имеют вегетативные (корни, стебли, листья) и репродуктивные (цветки, плоды) органы.
4. Двойное оплодотворение.
Заключается в том, что один из двух спермиев, образующихся в пыльцевой трубке, сливается с яйцеклеткой (оплодотворение), а другой соединяется с двумя центральными ядрами женского гаметофита (зародышевого мешка). Из оплодотворенной яйцеклетки (зиготы) образуется зародыш, а из триплоидного центрального ядра – питательная ткань эндосперм.
Биологический смысл двойного оплодотворения состоит по сути в том, что этим достигается существенная экономия энергетических и пластических ресурсов, так как в отличие от голосеменных, где довольно мощный гаплоидный эндосперм развивается независимо от процесса оплодотворения, у покрытосеменных триплоидный эндосперм образуется лишь в случае оплодотворения.
5. В проводящей системе основными элементами стали трахеи (сосуды), что значительно ускорило движение воды и минеральных веществ.
Во флоэме ситовидные клетки (без клеток-спутниц), обычные у прочих отделов растений, заменяются члениками ситовидных трубок с клетками-спутницами.
6. Для большинства характерно симподиальное ветвление побегов.
Покрытосеменные растения играют важную роль в жизни биосферы и человека. Οʜᴎ поглощают огромное количество СО2 и обогащают атмосферу кислородом; оказывают огромное влияние на климат и процессы почвообразования; образуют органическое вещество, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ используется всеми живыми организмами.
Человек использует покрытосеменные в пищу (зерновые, овощи, плодово-ягодные), на корм скоту (кормовые), в качестве сырья для промышленности, в качестве топлива, в декоративных целях и т.п.
Литература
Основная
1. Лісаў, М.Дз. Батаніка з асновамі экалогіі: Вучэб. дапам. / М.Дз. Лісаў. – Мiнск: Выш. школа, 1998. – 338 с.
2. Долгачева, В.С. Ботаника: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.С. Долгачева, Е.М. Алексахина. – М.: Издательский центр ʼʼАкадемияʼʼ, 2003. – 416 с.
3. Барабанов, Е.И. Ботаника: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Барабанов, С.Г. Зайчикова. – 2-е изд., стер. Размещено на реф.рф– М.: Издательский центр ʼʼАкадемияʼʼ, 2007. – 448 с.
Дополнительная
4. Яковлев, Г.П.. Ботаника: Учеб. для фармац. институтов и фармац. фак. мед. вузов / Г.П. Яковлев, В.А. Челомбитько. – М.: Высш. школа, 1990. – 367 с.
5. Бавтуто, Г.А. Ботаника: Морфология и анатомия растений: Учеб. пособие / Г.А. Бавтуто, В.М. Еремин. –Минск: Выш. школа, 1997. – 375 с.
6. Билич, Г.Л. Универсальный атлас. Биология. В 3-х кн. Кн. 2. Вирусы. Прокариоты. Растения. Грибы. Слизевики. Животные (сравнительная анатомия) / Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский. – М.: Издательский дом “ОНИКС 21 век”, 2005. – 1136 с.
7. Билич, Г.Л. Биология. Полный курс. В 3-х т. Том 2. Ботаника / Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский. – М.: Издательский дом “ОНИКС 21 век”, 2002. – 544 с.
referatwork.ru
Общая характеристика покрытосеменных растений. Классификация
Тема: Общая характеристика покрытосеменных растений. Классификация.
Цель:
Образовательная – сформировать у школьников понятия о покрытосеменных растениях и изучить современную их классификацию.
Развивающая – продолжить формировать умение выявлять функциональное значение, особенности отдела Покрытосеменные растения формировать навыки работы с учебником и раздаточным материалом; развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать; прививать навыки коммуникативного общения. совершенствовать навыки работы с гербарием и инструктивными карточками.
Воспитательная – воспитывать гуманное отношение к природе, формировать экологически грамотное поведение школьников.
Оборудование и материалы: фотографии, схемы и плакаты, позволяющие иллюстрировать разные покрытосеменные растения и показать их классификацию; мультимедийный проектор, компьютер, учебники, рабочие тетради, гербарные образцы однодольных и двудольных растений, таблицы, инструктивные каточки (корневая система, стебель, жилкование листьев, строение семени), семена растений.
Базовые понятия и термины: систематика, покрытосеменные растения, класс Двудольные и Однодольные растения, классификация и таксон.
Концепция урока: Опираясь на уже имеющиеся у школьников знания о покрытосеменных растениях, дать общую характеристику и классификацию отдела Покрытосеменные или Цветковые растения.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок – презентация.
Технологическая карта | ||
І. | Организационный этап. | 2 мин. |
II. | Проверка домашнего задания. | 7 мин. |
ІІI. | Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности. | 5 мин. |
ІV. | Изучение нового материала. | 20 мин. |
V. | Закрепление изученного материала. | 7 мин. |
VI. | Домашнее задание. | 2 мин. |
VII. | Подведение итогов. | 2 мин. |
Ход урока
І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
ІІI. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности. Беседа.
1.Почему цветковые растения занимают господствующее положение среди других групп высших растений?
2. Как вы думаете, по каким признакам можно разделить цветковые растения на группы?
ІV. Изучение нового материала.
Итак, Мы сегодня начинаем изучать отдел Покрытосеменные растения.
Слайд 2.
Откройте тетради, запишите тему урока.
На уроке мы:
• познакомимся с общей характеристикой отдела Покрытосеменные;
• выясним преимущества покрытосеменных над голосеменными;
• познакомимся с особенностями однодольных и двудольных растений.
Слайд 3.
Основные понятия сегодняшнего урока:
• отдел Покрытосеменные,
• класс Однодольные,
• класс Двудольные.
Место покрытосеменных в системе живой природы.
Живая природа
↑
Империя
Клеточные формы жизни
↑
Надцарство
Эукариоты
↑
Царство
Растения
↑
Подцарство
Высшие растения
↑
Отдел
Покрытосеменные (Цветковые)
Слайд 4.
Покрытосеменные занимают важнейшее место среди всех современных растений. Они доминирует на суше, и играют важнейшую роль в общем круговороте веществ.
Где же они распространены.
• В современной флоре отдел Покрытосеменные – самый распространённый на Земле и самый большой по численности видов (около 250 тыс. видов)
• Покрытосеменные распространены везде: на всех континентах, во всех климатических зонах и в самых разнообразных экологических условиях.
• Им принадлежит важнейшая роль в образовании растительных сообществ, за исключением болот, где преобладают (?) мхи, а также тайги, где господствуют (?) голосеменные.
Давайте вспомним, какие признаки имеют Голосеменные растения.
Слайд 5.
• образуют семена.
• семя «лежит» открыто на чешуе шишки.
• опыление происходит с помощью ветра.
• только древесные формы.
Работа с учебником с.197
Какие особенности имеют покрытосеменные растения? Их Признаки?
Ответы детей.
Проверьте себя. Всё ли мы назвали?
Слайд 6.
Признаки Покрытосеменных растений.
• Наличие цветков, поэтому их называют цветковыми растениями
• Семяпочка защищена завязью
• Образуют плод
• Ткани максимально приспособлены к выполнению своих функций
• Быстрый обмен веществ
• Отличная приспособленность к различным экологическим условиям
• Гаметофит – семязачаток и пыльцевая трубка
• Опыление происходит ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими
• Образуют ярусы леса
• Жизненные формы: деревья, кустарники и травы.
Запишите их в тетрадь.
Работа в группах.
Объединение в группы:
1 группа – Определить отличительные черты покрытосеменных и голосеменных растений.
2 группа – Определить общие черты покрытосеменных и голосеменных растений.
Проверка:
Слайд 7.
Отличительные черты покрытосеменных растений от голосеменных
Слайд 8.
Общие черты покрытосеменных и голосеменных растений.
Оценивание.
Слайд 9.
Классификация Покрытосеменных растений.
Так как покрытосеменные растения наиболее многочисленный и разнообразный отдел растительного мира, который насчитывает до 250 тысяч видов. Они встречаются во всех климатических зонах, в разных экологических условиях. Это деревья, кустарники и травы, дикорастущие и культурные растения. Они различаются своими размерами, внешним видом, внутренним строением, длительностью жизни (однолетние, двулетние и многолетние).
Чтобы правильно ориентироваться в этом многообразии растений, применяется их классификация, изучением и разработкой которой занимается раздел ботаники – систематика растений. На основе особенностей строения, общности способов размножения и развития, растения объединяют систематические группы – вид, род, семейство, порядок, класс, отдел.
Основы классификации растений были заложены К. Линнеем в работе «Виды растений» (1753 год).
Классификация – это область систематики, которая изучает процесс установления и характеристики систематических групп растений (таксонов), служит средством связи между ними.
Таксон – это единица классификации.
Отдел Покрытосеменные или цветковые включает в себя два класса: Однодольные (Лилиопсиды) и Двудольные (Магнолиопсиды) растения. В свою очередь Однодольные объединяют два семейства – Злаковые (злаки дают человечеству основные пищевые и кормовые культуры) и Лилейные, а класс Двудольные – семейства Сложноцветные, Розоцветные, Бобовые, Паслёновые, Крестоцветные. К двудольным растениям относятся почти все деревья и кустарники – липа, дуб, шиповник и др.; и многие травы – одуванчик, клевер, цикорий, сурепка и др. Двудольными являются большинство культурных растений – плодово-ягодные (яблоня, груша, смородина, крыжовник), овощные, масличные, волокнистые (картофель, свекла, помидоры, фасоль, подсолнечник, лен и др.)
Все перечисленные мною семейства мы будем изучать на следующих уроках. А сейчас, нам нужно рассмотреть, по каким признакам можно отличить класс.
Как вы думаете, по какому признаку возникло название классов Однодольные и Двудольные? (по количеству семядолей в зародыше семени).
Слайд 10.
Итак, основные признаки класса.
• Количество семядолей.
• Корневая система.
• Внутреннее строение стебля.
• Расположение листьев на стебле.
• Жилкование листа.
∙ Количество частей цветка.
Работа в группах с гербарием:
Задания: 1 группа – Определить характерные признаки класса Однодольные.
2 группа – определить характерные признаки класса Двудольные.
Используя гербарий растений различных классов и семена, которые лежат у вас на партах, определить класс, к которому относятся предложенные вам растения, а также основные признаки класса и занести их в таблицу.
Задание и определительные таблицы также лежат у вас на столах.
Слайд 11.
Знакомство с характерными признаками класса Двудольные и Однодольные растения.
Рассмотреть на образцах растений:
• Корневую систему;
• внутреннее строение стебля;
• расположение листьев на стебле;
• жилкование листьев;
• строение семени.
Какие органы нужно рассмотреть, для того чтобы отнести растение к какому-либо классу?
Полученные данные занесите в таблицу, которые лежат у вас на столах. Найдите их. (см. Приложение №1)
Слайд 12.
Характерные признаки класса двудольных и однодольных растений
Корневая система, внутреннее строение стебля, жилкование листьев, строение семени, виды растений.
Слайд 13.
Вы можете использовать определительные таблицы, которые лежат у вас на столах, а также на слайде, на экране. (см. Приложение №2)
Слайд 14.
Проверьте и запомните.
Оценивание.
Слайд 15. В растительном мире не все растения чётко отвечают определённым правилам. Есть исключения. Узнайте почему? Работа с учебником с. 198.
Ответы детей.
Слайд 16
Растения, нуждающиеся в охране.
Уже не один год во всём мире, в том числе и в Украине, проводится акция под названием «Операция Первоцвет». Её цель – защитить весенние цветы от истребления человеком.
Призываю вас, также присоединится к этой акции.
V. Закрепление изученного материала.
А теперь давайте проверим свои знания. (см. Приложение № 3)
Слайд 17
Взаимопроверка.
Слайд 18
Однодольные: 2, 3, 5, 8, 9, 12
Двудольные: 1, 4, 6, 7, 10, 11
VI. Домашнее задание.
Слайд 19
Прочитай §47, ответь на вопросы на с.199
Составьте кроссворд «Особенности цветковых растений»
VIІ. Подведение итогов урока
►Рефлексия
1.Вопросы к учащимся:
- Что понравилось на уроке?
- Какие моменты урока запомнились?
- Раскрыли ли мы тему?
Используется фронтальная технология интерактивного обучения «Микрофон».
2.Учитель предлагает ученикам в верхнем уголке листа тетради нарисовать смайлик, соответствующий их настроению (веселый, равнодушный или огорченный).
Приложение 1
Характерные признаки класса Двудольных и Однодольных растений
Признак | Класс Двудольные | Класс Однодольные |
Корневая система | ||
Внутреннее строение стебля | ||
Жилкование листьев | ||
Строение семени | ||
Строение цветка | ||
Опыление |
Приложение 2
Характерные признаки класса Двудольных и Однодольных растений
Признак | Класс Двудольные | Класс Однодольные |
Корневая система | стержневая | мочковатая |
Внутреннее строение стебля | есть камбий | нет камбия |
Жилкование листьев | сетчатое | параллельное или дуговое |
Строение семени | две семядоли | одна семядоля |
Строение цветка | 4 или 5 членное | 3 членное |
Опыление | Чаще насекомыми | Чаще ветром |
Приложение № 3
Из предложенного перечня признаков выпишите признаки, которые соответствуют классу Однодольных и классу Двудольных растений:
1. Главный корень хорошо выражен.
2. Мочковатая корневая система.
3. Травянистые, реже деревянистые растения.
4. Растения имеют камбий
5. Листья простые с дуговым или параллельным жилкованием
6. Зародыш с двумя семядолями
7. Листья простые или сложные, большинство с сетчатым жилкованием
8. Растения не имеют камбий
9. Главный корень не развивается
10. Стержневая корневая система
11. Цветы в основном четырёхчленные или пятичленные
12. Цветы трехчленные
Однодольные: ____________________________________
Двудольные: _____________________________________
Глоссарий.
1.Классификация – это область систематики, которая изучает процесс установления и характеристики систематических групп растений (таксонов), служит средством связи между ними.
2.Таксон – это единица классификации.
3.Систематика – наука, изучающая и описывающая живые организмы и устанавливающая родственные отношения между ними.
4.Однодольные - класс цветковых растений, зародыш которых имеет одну семядолю.
5.Двудольные – класс цветковых растений, зародыш которых имеет две семядоли.
6.Покрытосеменные - отдел высших растений, отличительной особенностью которых является наличие цветка в качестве органа полового размножения.
kopilkaurokov.ru
Общая характеристика покрытосеменных
Распространение. В современной флоре отдел Цветковые крупнейший не только по численности видов, но и за распространением. Среди полумиллиона растений они насчитывают 300000 видов (рис. 83).
Покрытосеменные распространены везде: на всех континентах, во всех климатических зонах и в самых экологических условиях. им принадлежит важнейшая роль в образовании растительных сообществ, за исключением болот, где преобладают мохообразные, а также тайги, где царят голосеменные. Особенности строения. Покрытосеменные, как голосеменные, относятся к семенных растений. От голосеменных они отличаются тем, что семенные зачатки в них размещены не открыто, а защищенные стенками завязи (вспомните строение цветка). Это и определило их название - покрытосеменные. Семя у покрытосеменных развивается значительно быстрее, чем у голосеменных. Существенным отличием и преимуществом покрытосеменных над остальными отделов растений является наличие специального органа размножения - цветки (рис. 83). Поэтому другое название этого отдела - Цветочные. Для цветковых растений характерно двойное оплодотворение.
Покрытосеменные растения имеют одновременно сложное строение вегетативных органов: корня, стебля, листьев, которые могут видоизменяться, приспосабливаясь к различным условиям окружающей среды. Цветочные растения отличаются по форме, строению и приспособлены к различным видам опыления. Строение тканей цветочных растений усложнилась. Ведущая ткань состоит из сосудов, которые лучше проводят воду и минеральные вещества по растению, чем трахеиды голосеменных.
Размножаются покрытосеменные как вегетативно, так и семенами, которое находится внутри плода. Плоды разнообразны по строению и приспособлены к различным формам распространения.
Благодаря этим особенностям покрытосеменные растения стали наиболее приспособленных, господствующей группой растений, которая представлена различными жизненными формами: деревьями, кустарниками, травами.
Особенности классификации покрытосеменных. Отдел Покрытосеменные разделены на два класса: Двудольные и Однодольные, которые необходимо научиться различать по следующим признакам: Однако необходимо иметь в виду, что за внешним строением разницу между этими классами не всегда можно четко выявить. Например, мочковатая корневая система присуща подорожника из класса Двудольные. Сетчатое жилкование листьев наблюдается в вороньего глаза из класса Однодольные.
Покрытосеменные - господствующая группа современных растений. Растения этого отдела имеют совершенную строение вегетативных и генеративных органов, различные приспособления к опылению, распространение семян и плодов. Отдел Покрытосеменные включает два класса: Двудольные и Однодольные.
worldofscience.ru