Урок «Строение семян однодольных и двудольных растений». Строение семян однодольных и двудольных растений
Презентация Строение семян однодольных и двудольных растений –
Цветковые растения однодольные и двудольные
Скачать презентацию Строение семян однодольных растений по биологии
Строение семян двудольных и однодольных
Скачать презентацию Строение семян двудольных растений для 6 класса
Строение семян двудольных и однодольных растений
Скачать презентацию Строение семян двудольных и однодольных по биологии для 6 класса
Еще больше презентаций
Урок «Строение семян однодольных и двудольных растений»
Тема урока: Строение семян однодольных и двудольных растений
(С использованием ИКТ)
Задачи:
- изучить строение семян однодольных и двудольных растений на примере семян фасоли и пшеницы;
- выяснить различия однодольных и двудольных растений по строению их семян.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, диск «Лабораторный практикум по биологии», диск «Биология. Живой организм», диск «Биология. 6-11 кл».
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя.
II. Выполнение интерактивных заданий с пояснениями учителя.
1. Интерактивное задание. Заполните таблицу.
Перетащите изображения растений в соответствующие столбцы таблицы.
Образуют семена | Семян не образуют |
Покрытосеменные Голосеменные | Хвощи Папоротники Мхи |
Семена, содержащие многоклеточный зародыш, образуют только семенные растения (голосеменные, покрытосеменные), а мхи, хвощи, папоротники образуют одноклеточные споры, служащие для бесполого размножения.
2. Интерактивное задание. Отметьте правильный ответ.
Какие растения образуют плоды?
· Голосеменные
· Мхи
· Покрытосеменные
· Папоротники
· Хвощи
(Правильный ответ – Покрытосеменные)
Покрытосеменные растения называются так потому, что их семена образуются внутри завязи цветка и окружены околоплодником, который защищает созревающие семена от высыхания и механических повреждений.
3. Интерактивное задание. Отметьте правильный ответ.
Внутри какого плода находятся семена фасоли?
· Зерновка
· Орех
· Боб
· Костянка
· Стручок
· Коробочка
(Правильный ответ – Боб)
4. Интерактивная лабораторная работа «Проращивание семени фасоли»
Внимательно посмотрите анимацию и запомните, какие условия необходимы для прорастания семян.
1) Поместите семена фасоли в чашку Петри с влажной фильтровальной бумагой.
2) Накройте семена хорошо увлажнённой фильтровальной бумагой.
3) Подождите 4 дня, пока семена набухнут и начнут прорастать.
4) Снимите пинцетом кожуру. Под кожурой находится зародыш.
Прорастание семян стимулируется теплом, влагой, и для него необходим кислород. Жизнеспособность сухих семян разных видов различна – от нескольких месяцев, недель и даже дней, до десятков и даже сотен лет. Рекорд долголетия принадлежит семенам люпина арктического, пролежавшим в вечной мерзлоте 10 000 лет, после чего из них удалось вырастить нормальное растение.
5. Строение семени фасоли. Интерактивное задание.
Подпишите схему, перетащив названия частей семени к соответствующему месту на изображении продольного разреза семени фасоли.
Семенная кожура
Семядоли
Почечка
Стебелёк
Корешок
Семя фасоли состоит из зародыша и покрывающей его кожуры. А зародыш состоит из корешка, стебелька, почечки и двух семядолей.
6. Проверка внимания. Интерактивное задание.
Отметьте четыре составные части зародыша фасоли.
· Стебелёк
· Почечка
· Эндосперм
· Семенная кожура
· Корешок
· Две семядоли
· Одна семядоля
(Правильные ответы – стебелёк, почечка, корешок, две семядоли)
7. Строение зерновки – плода пшеницы. Интерактивное задание.
Подпишите схему, перетащив названия частей плода к соответствующему месту на изображении продольного разреза зерновки пшеницы.
Эндосперм
Зародыш
Околоплодник, сросшийся с семенной кожурой.
Заметьте, большую часть зерновки составляет эндосперм, а маленький зародыш прилегает к нему одной стороной.
8. Строение зародыша пшеницы. Интерактивное задание.
Подпишите схему, перетащив названия частей зародыша к соответствующему месту на изображении продольного разреза зерновки пшеницы.
Почечка
Стебелёк
Корешок
Семядоля
Обратите внимание, зародыш пшеницы имеет только одну семядолю в форме плоского щитка, прилегающего к эндосперму. Её основная функция – всасывание питательных веществ из эндосперма.
9. Изучение препарата продольного среза зерновки.
Интерактивное задание. Рассмотрите препарат продольного среза зерновки пшеницы и перетащите надписи на соответствующие позиции.
Семядоля
Стебелёк
Почечка
Корешок
Эндосперм
Околоплодник, сросшийся с семенной кожурой.
10. Проверка внимания. Интерактивное задание.
Отметьте все правильные ответы.
Что из перечисленного является частью зародыша пшеницы?
· Эндосперм
· Почечка
· Стебелёк
· Корешок
· Семядоля
Правильный ответ –
Почечка
Стебелёк
Корешок
Семядоля
11. Интерактивное задание. «Сравнение семян фасоли и пшеницы»
Используя знания, полученные на уроке, заполните таблицу.
Растения | Из каких частей состоит семя | Из каких частей состоит зародыш | Где находится запас питательных веществ |
Фасоль | Семенная кожура Зародыш | Почечка Корешок Стебелёк Две семядоли | В семядолях |
Пшеница | Эндосперм Семенная кожура Зародыш | Корешок Почечка Стебелёк Одна семядоля | В эндосперме |
Запомните, главные различия состоят в том, что питательная ткань (эндосперм) имеется в семенах пшеницы и отсутствует в семенах фасоли. Зародыш фасоли имеет две семядоли, а зародыш пшеницы – одну.
12. Итоговый контроль. Вопрос 1.
Какую функцию выполняет эндосперм?
· Запасание влаги
· Защита зародыша от механических повреждений
· Запасание питательных веществ
· Способствует распространению семян
· Препятствует высыханию семян
(Правильный ответ – Запасание питательных веществ)
13. Итоговый контроль. Вопрос 2.
Где находятся питательные вещества в семенах фасоли?
· В кожуре
· В корешке
· В семядолях
· В почечке
· В эндосперме.
(Правильный ответ – В семядолях)
14. Рефлексия.
Что вы узнали нового на уроке?
Что вам особенно понравилось на уроке?
15. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
16. Домашнее задание.
Найти интересные сведения о семенах различных растений.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Строение семян однодольных и двудольных растений
Цели:
Развивающие: развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, развивать навыки работы со схемами, коллекциями, рисунками.
Воспитательные: формирование научного мировоззрения .Продолжать осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока
^ Тип урока: комбинированный
Оборудование: сухие и набухшие семена фасоли, пшеницы, огурцов. Модель зерновки пшеницы. Коллекция семян. Мультимедийный проектор, экран, учебный диск « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии»,
^ Методы обучения на уроке:
1)Словесные: рассказ, объяснение, беседа.
2)Наглядные: Работа со схемами, рисунками на доске. Работа с коллекциями. Мультимедийная презентация.
3)Практические: наблюдение.
Методические приемы:
Логические: анализ, сравнение, синтез, обобщение.
Организационные: фронтальная работа преподавателя с классом и самостоятельная работа учащихся.
Технические: прикрепление таблицы "Строение семени” к доске, установка проектора, раздача лабораторного материала и оборудования.
^ Форма организации познавательной деятельности учащихся на уроке - фронтально - индивидуальная.
Характер деятельности учащихся: репродуктивный, исследовательский.
^ Ход урока:
I Организационный момент
Сегодня наш урок мне хотелось бы начать со стихотворения
Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать – и не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решить все трудные задачи.
На предыдущем уроке мы изучили с вами тему Покрытосеменные, или Цветковые растения. Чтобы узнать, как вы усвоили предыдущий материал, проведемботанический эрудицион (Презентация. Приложение 1)
^ II Актуализация знаний
1 Задание «Работа с терминами» (Презентация. Приложение 2,3).
Впиши термины вместо пропусков.
1).....- независимое поколение у голосеменных и покрытосеменных растений .(Спорофит)
2)…..-орган семенного размножения покрытосеменных растений (Цветок)
3) …..-молодой спорофит до начала быстрого прорастания ( Зародыш)
4)….-способ питания большинства растений ( Автотрофный)
5)…..-образуется у покрытосеменных после отцветания (Плод)
6)…..- имеют самую совершенную форму семенного размножения (Покрытосеменные)
7)…..- является стратегическим эволюционным преимуществом у голосеменных и покрытосеменных растений ( Семя)
8)….-процесс происходящий без участия воды у голосеменных и покрытосеменных растений (Оплодотворение )
9)…..-образовался у цветковых растений с целью привлечь распространителей семян (Плод)
2 Задание « Третий - лишний» (Презентация. Приложение 4,5).
Определи, что является лишним в ряду, объясни свой ответ .
1)Береза- липа – сирень
(Сирень- кустарник, а остальные – деревья . Деревья имеют ярко выраженный ствол и крону)
2) Элодея- кувшинка – саксаул
( Элодея и кувшинка являются водными растениями, а саксаул растение пустынь)
3) Кустарники-полукустарнички - полукустарники
(Полукустарнички и полукустарники – растения пустынных и полупустынных областей, они полудревесного характера, а кустарники - древесные растения)
4)Мокрица – дуб-эвкалипт
(Мокрица живет несколько месяцев, а дуб и эвкалипт десятки, сотни лет)
5)Карликовая ива – малина-калина
(Карликовая ива- это самый низкий вид кустарника на земле. Высота такого кустарника не превышает 5 сантиметров. Малина и калина по высоте значительно выше)
6) Морковь- свекла- пшеница
(Пшеница - однолетнее растение,а морковь, свёкла двулетние)
7)Горох- нарцисс- тюльпан
( Горох - однолетнее растение,а нарцисс и тюльпан многолетние)
8) Огуречное дерево - бумажное дерево - колбасное дерево - клубничное дерево - яичное дерево - конфетное дерево
(Яичного дерева в природе нет)
3 Задание «Закончи фразу » (Презентация. Приложение 6,7).
У цветковых растений семязачатки расположены внутри завязи , а у голосеменных …… на поверхностях чешуй женской шишки ( открыто)
Семенная кожура и зародыш голосеменных растений имеют …… набор хромосом ( двойной или диплоидный)
Корень , стебель, лист…….органы (вегетативные)
Цветок, плод, семя……органы ( генеративные)
4 Задание «Установите соответствие» (Презентация. Приложение 8)
а) «Установите соответствие между организмом и отделом ,к которому его относят »
^ Организм Отделы растений
А) Хлорелла 1 Моховидные.
Б) Пихта 2 Голосеменные
В) Ландыш 3 Покрытосеменные
Г) Маршанция 4 Папоротниковидные.
Д) Орляк 5 Водоросли
Ответ
б) « Установите соответствие между растением и его значением » (Презентация. Приложение 9).
^ Растение Значение
А) Рожь 1) Овощные культуры
Б) Капуста 2) Злаковые культуры
В) Петуния гибридная 3) Лекарственные культуры
Г) Эхинацея пурпурная 4) Декоративные культуры
Ответ
^ III. Изучение новой темы:
Каждый из вас, наверное, слышал фразу из песни « С чего начинается Родина?» Я думаю, что на данный вопрос вы сможете ответить. Ребята, а с чего начинается жизнь большинства растений? Дети обсуждают поставленный вопрос и предполагают, что растение начинает свою жизнь с семени.
Отыщи всему начало, и ты поймешь многое.
(Козьма́ Петро́вич Прутко́в)
Это и будет темой нашего сегодняшнего урока. Откройте тетради и запишите тему урока: «^ Строение семян однодольных и двудольных растений»
(Презентация. Приложение 10 ).
А какие цели мы поставим перед собой?
План урока: (Презентация. Приложение 11).
Что такое семя?
Строение семян двудольных растений
Строение семян однодольных растений
Лабораторная работа «Строение семян двудольных растений и однодольных растений»
Семена бывают разными по окраске, форме, весу, размерам. Минимальные размеры имеют семена орхидных и заразиховых; их масса составляет 0,001—0,003 мг. Максимального размера достигают семена сейшельской пальмы Lodoicea maldivica (масса около 20 кг). Окраска кожуры семени часто темная, что зависит от присутствия в ней тех или иных пигментов, чаще всего антоцианов
Семена – это важнейшее эволюционное достижение высших растений. Достижение заключается в устройстве самого семени. (Презентация. Приложение 12,13).
Семя состоит из
Кожура | зародыша | запаса питательных веществ |
Она имеет 2n набор хромосом. Образуется из интегумента семязачатков | Зачаточный спорофит, содержит двойной набор хромосом 2n | Запас питательных веществ находится в запасающей ткани- эндосперме с 3n хромосом . У 85% цветковых есть эндосперм. Выделяютмучнистый эндосперм, в котором много крахмала, имаслянистый, в котором обычно много жирных масел, часто в сочетании с белком в виде алейроновых зерен (семена клещевины, ириса). Благодаря сильному обезвоживанию эндосперм бывает стекловидным. |
К отделу покрытосеменные (цветковые) растения относится 2 класса: однодольные и двудольные, одной из причин деления растений на классы является строение семян. Рассмотрим строение семян двудольных растений . Посмотрите на коллекцию семян двудольных растений. Какие особенности внешнего строения семян вы заметили ( разные размеры, окраска, форма ). Несмотря на различия семян двудольных растений по внешним признакам, большинство из них имеет сходное внутреннее строение:
Семенная кожура защищает внутренние части семени от высыхания и механических повреждений ,иногда от преждевременного прорастания и во многих случаях от света
2) Зародыш состоит из зародышевого корешка, стебелька, почечки и семядолей. Из почечки развивается верхушечная почка побега.
Зародышевый стебелек выносит почечку над поверхностью почвы . Из зародышевого корешка развивается главный кореньДве семядоли – первые листья зародыша растения, с запасом питательных веществ. Отсюда исходит и название класса – двудольные. Семядоли по сравнению с эндоспермом являются эволюционно более прогрессивным образованием. У эволюционно развитых двудольных растений эндосперм полностью отсутствует, так как на ранней стадии развития поглощается и вытесняется зародышем. . (Презентация. Приложение14)
Например у фасоли, тыквы, дуба, астры, а вот у миндаля есть небольшая часть эндосперма где находится запас питательных веществ. . (Презентация. Приложение15)
У ясеня зародыш маленький, почти весь объем семени занимает эндосперм . (Презентация. Приложение16)
Найдите у предложенных вам семян двудольных растений рубчик.
*Рубчик- место прикрепления семени к семяножке. Выше рубчика находится микропиле.
*Микропиле - участок в семенной кожуре, служащий для проникновения воздуха и воды. . (Презентация. Приложение17)
Рассмотрим строение семян однодольных растений на примере хлебных злаков
( пшеница, рожь, кукуруза)
Семя однодольных растений состоит из (Презентация. Приложение 18).
1)Кожистого околоплодника сросшегося с семенной кожурой.Поэтому правильнее говорить не семя пшеницы,а плод зерновка.
2) Зародыш состоит из корешка,стебелька ,почечки.
Одна семядоля ( щиток),прикреплена к одной стороне зародышевой оси .С другой стороны щиток прилегает к эндосперму и выполняет не запасающую роль, а поглощающую,транспортную.Щиток втягивает и пропускает питательные вещества к зародышу.
У лука зародыш маленький, весь объем семени занимает эндосперм(Презентация. Приложение 19)..
Наиболее примитивными среди однодольных являются представители семейства Частуховидных (рдест, стрелолист, частуха), у них нет эндосперма. Весь запас питательных веществ находится в семядоле (Презентация. Приложение 20).
Физминутка . (Презентация. Приложение 21)
Неуклюжий шёл пингвинПосреди холодных льдин.И по ледяной дорожкеПрыгал он на правой ножке.А теперь подскок на левойИ присел, согнув колени.Встал, приселИ пять прыжков.Очень климат уж суров.
А сейчас ребята заглянем внутрь семян. Для этого проведем лабораторную работу
Инструкция по технике безопасности
При выполнении лабораторной работы (Презентация. Приложение 22).
1. Работать за столом следует аккуратно
2. Не делать резких движений
3. Осторожно пользоваться препаровальной иглой. При изучении объектов исследования с помощью препаровальной иглы, не допускать нарушений техники безопасности
4 .На рабочем столе должен быть порядок
5.После завершения работы ,небходимо привести в порядок рабочее место.
^ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №9 а (Презентация. Приложение23)
Тема: Строение семян двудольных растений
Цель: Изучить внешнее и внутреннее строение семян двудольных растений
Оборудование: Чашки с набухшими и сухими семена ми фасоли или гороха (разрезанные вдоль), препаровальные иглы, ручные лупы.
^ Ход работы:
Рассмотрите на рисунке схему строение семени двудольного растения. Найдите основные части семени: семенную кожуру, зародыш, эндосперм. Рассмотрите на схеме строение зародыша. Найдите основные его части: зародышевый корешок, зародышевый стебелек, семядоли (зародышевые листья), зародышевую почечку.
Возьмите семя фасоли (гороха) и найдите на его поверхности рубчик и семявход. Зарисуйте внешний вид семени, обозначьте рубчик и семявход.
Снимите кожуру с семени, набухшего после поглощения воды. Для этого подденьте препаровальной иглой кожуру в месте семявхода и надорвите его. Раскройте семя, разделив его на две половины. Из каких частей состоит семя фасоли? Рассмотрите зародыш, находящийся под кожурой семени. В какой части зародыша накапливаются питательные вещества?
Сравните препарат со схемой. Зарисуйте зародыш, обозначьте его части: корешок, стебелек, семядоли, почечку.
Сделайте вывод о строении семени фасоли. Какие функции выполняют семядоли зародыша фасоли?
^ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №9 (б)
Тема: Строение семян однодольных растений
Цель: Изучить внешнее и внутреннее строение семян однодольных растений
Оборудование: Чашки с набухшими и сухими семена ми зерновками пшеницы, готовый препарат "Продольный срез зерновки пшеницы".
^ Ход работы:
Рассмотрите на рисунке схему строения зародыша семени однодольного растения. Найдите основные части зародыша: корешок, стебелек, семядолю (зародышевый лист), почечку.
Рассмотрите зерновку пшеницы. Попробуйте отделить покровы зерновки от семени. Удалось ли вам это сделать? Почему?
Рассмотрите продольный срез при малом увеличении микроскопа. Сравните препарат со схемой. Найдите части зерновки: покровы эндосперм и зародыш. Определите, из каких частей состоит зародыш.
Зарисуйте общий вид зерновки и ее продольный разрез. На рисунке отметьте покровы зерновки (околоплодник и кожуру семени), эндосперм. Укажите части зародыша (зародышевый корешок, стебелек, почечку, щиток).
Сформулируйте вывод о строении зерновки пшеницы. Какую функцию выполняет эндосперм.
^ IV Закрепление :
1 Задание А сейчас для закрепления ваших знаний проведем цифровой диктант. (работа в тетради)Я буду зачитывать предложения, если вы согласны со смыслом, запишите цифру – 1, если не согласны – 0. (Презентация. Приложение 24).
1. Семенами размножаются все высшие растения (0)
2. Цветковые растения делятся на 2 класса Однодольные и Двудольные (1)
3. Спора отличается от семени тем, что в семенах есть запас питательных веществ, а в спорах нет, из семени развивается растение, из споры – заросток. (1)
4. Лук, кукуруза, овес относятся к двудольным растениям. (0)
5. Эндосперм представляет собой запас питательных веществ в семенах (1)
6. Семядоля – это первый лист зародыша (1)
7 Спора отличается от семени Спора - одноклеточная единица расселения, имеет малый запас питательных веществ. Спора прорастает при поступлении в клетку влаги. Низшие и многие высшие растения размножаются спорами, не имеющие многоклеточных покровов (искл. Харовые водоросли).Семя-орган полового размножения и расселения семенных растений, обычно развивающийся из оплодотворенного семязачатка.Семя - многоклеточная структура, объединяющая запасающую ткань, зародыш и защитный покров.(1)
Поменяйтесь тетрадями и проведите взаимооценку 0110111
Правильных ответов 7-«5» 6-«4» 4,5-«3» 3-«2»
^ 2 Задание Рубрика «Подумайте” . (Презентация. Приложение 25).
3 Задание Работа в парах. Заполнить таблицу вместо знаков вопроса вставить пропущенные признаки. (Презентация. Приложение 26).
^ Название растения | Количество семядолей в зародыше семени. | ^ |
1. Фасоль | 2 | ? |
2. Пшеница | ? | ? |
3. Горох. | ? | ? |
4. Фиалка | 2 | ? |
5. Кукуруза. | 1 | ? |
6. Подсолнечник | 2 | ? |
.
V. Итоги урока
Выход на тему следующего урока. Новое растение развивается из семени, у него есть изначально зародышевый корешок, зародышевый стебелек, зародышевые листья, почечка. Самым первым из семени вырывается корень ,вот о нём и будет идти речь на следующем уроке.
Оценивание. Самооценка, взаимооценка.
^ VI . Домашнее задание § 18 Ответить на вопросы в конце параграфа .Рассмотрите семена яблони и тыквы и выясните, как они устроены. В рабочей тетради выполнить задание № 61.
Составить кроссворд по теме «Строение семян однодольных и двудольных растений».Создать коллекцию семян однодольных и двудольных растений.(Презентация. Приложение 27).^
Литература к уроку:
Основная литература
1.Корчагина В.А. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. – М.: Просвещение, 1992.
2.Малеева Ю.В., Чуб В.В. Биология, флора. – М.: Дрофа, 1994.
3.Серебрякова Т.И., Еленевский А.Г. и др. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники. – М.: Просвещение, 1992.
4.Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6-й класс. – М.: Дрофа, 2002.
5.Пономарева И.Н. и др. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6-й класс. – М.: Вентана-Граф, 1999.
6.Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6-й класс. – М.: Дрофа, 2003.
Дополнительная литература
1.Беркинблит М.Б., Глаголев С.М. Биология в вопросах и ответах. – М.: Мирос, Международные отношения, 1994.
2.Биология. Справочник школьника. – М.: Изд-во ТКО АСТ, 1995.
shkolnie.ru