Строение семян. Строение семян однодольных и двудольных растений. Строение семян двудольных и однодольных растений
Строение семян однодольных и двудольных
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Тема урока: «Строение семян однодольных и двудольных растений»
2 слайд Описание слайда:Жизненные формы растений
3 слайд Описание слайда:цветоножка чашелистик лепесток тычинка пестик завязь
4 слайд Описание слайда:Разновидности цветков Обоеполые Однополые (тычиночные, пестичные)
5 слайд Описание слайда: 6 слайдРаспредели правильно Сухие плоды Сочные плоды
7 слайд Описание слайда:1 2 3 4 5
8 слайд Описание слайда:1. Охарактеризовать плод «ЯГОДА» и привести пример.
9 слайд Описание слайда:Плод ягода – сочный, мягкий, снаружи покрыт тонкой кожицей, внутри имеет много семян. Например: помидор, крыжовник, паслен, картофель, смородина.
10 слайд Описание слайда:2. Дать характеристику плоду «КОСТЯНКА» и привести пример.
11 слайд Описание слайда:У плода костянки наружный слой – тонкая кожица, средний – сочная мякоть, внутренняя часть образует косточку. Например: вишня, слива, персик.
12 слайд Описание слайда:3. Что представляет собой плод «БОБ»? Какие растения имеют плод «БОБ»?
Боб – однокамерный сухой плод с одним или несколькими семенами, которые прикрепляются по краям створок. Например: горох, фасоль.
14 слайд Описание слайда:4. Охарактеризуйте плод «КОРОБОЧКА» и приведите пример.
15 слайд Описание слайда:Коробочка – одно- или многокамерный многосемянный плод. Например: белена.
16 слайд Описание слайда:5. Расскажите о плоде «ОРЕХ» и приведите пример.
17 слайд Описание слайда:Орех – сухой односемянный плод с одревесневшим и отвердевшим околоплодником. Например: желудь, орех.
18 слайд Описание слайда:Строение семян
19 слайд Описание слайда:Семя - орган полового размножения и расселения растений. Пшеница. 2. Гречиха 3. Люпин 4. Клевер 5. Тимофеевка 1 2 3 4 5
Строение семени двудольного растения Кожура Эндосперм Зародышевый корешок Зародышевый листочек Зародышевая почечка
21 слайд Описание слайда: 22 слайд Описание слайда:Строение семени однодольного растения Кожура Эндосперм Зародыш
23 слайд Описание слайда: 24 слайд Описание слайда: 25 слайд Описание слайда:Из каких частей состоит семя двудольного растения?
26 слайд Описание слайда:Из каких частей состоит семя однодольного растения?
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-320142
Похожие материалы
Оставьте свой комментарийКонспект и презентация к уроку "Строение семян двудольных и однодольных растений" 6 класс
Здесь Вы можете скачать Конспект и презентация к уроку "Строение семян двудольных и однодольных растений" 6 класс для предмета : Биология. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
СОШ №7 села Величаевского
Левокумского района Ставропольского края
Конспект урока по биологии в 6 классе«Строение семян двудольных и однодольных растений»
подготовила
учитель биологии
Краева Мария Александровна
Величаевское 2012
Тема: Строение семян двудольных и однодольных растений.
Цель: познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений.
Тип урока: комбинированный.
Задачи:
-
Образовательные:
-
раскрыть особенности строения семян однодольных и двудольных растений;
-
развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их;
-
формировать практическое умение и навыки по распознаванию и определению семян;
-
развивать умение работать с учебником.
-
-
Развивающие:
-
развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, сравнивать;
-
развивать наблюдательность, речь учащихся.
-
-
Воспитательная:
-
продолжить формирование научного мировоззрения.
-
осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока.
-
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Актуализация знаний учащихся.
(работа по вопросам)
На прошлом уроке мы говорили с вами о цветковых растениях. Давайте вспомним:
-
Какие же растения называют покрытосеменными и за что они получили такое название? (у которых образуется цветок, покрытосеменные, так как семя защищено, то есть развивается внутри плода) (слайд №2)
-
Какие жизненные формы растений вы знаете? (деревья, кустарники, травы)(слайд №3)
-
Каково значение покрытосеменных в природе и жизни человека? (слайд №4)
-
Изучение новой темы.
Все покрытосеменные, несмотря на свое многообразие, имеют общий план строения. Их органы подразделяют на вегетативные и репродуктивные. Вегетативные (от латинского слова «вегетативус» - растительный) органы составляют тело растения и осуществляют его основные функции, включая вегетативное размножение. К ним относят корень и побег. Репродуктивные, или генеративные (от латинского слова «генераре» - производить), органы, связанные с половым размножением растений. К ним относят цветок, плод и семя. (слайд №5)
О чём мы с Вами будем говорить на этом уроке? (о семенах)
У меня в руке будущая жизнь
Будущий побег и могучий корень.
Дружно прорастут в глубину и ввысь,
Лишь вода дождей землю всю напоит.
А пока гостит осень на дворе,
А пока зима вьюгою всё воет
Спит и дышит жизнь у меня в руке.
Будущий побег и могучий корень. (слайд №6)
Учитель: Где находится будущий побег и могучий корень?
Ученики: В семенах.
Учитель: Правильно в семенах. А почему про семя говорится, что это будущая жизнь?
Ученик: Так как из семян появляется новое растение.
- Как же появляются молодые растения? Весной, когда земля освобождается от снега, многие люди торопятся поскорее посеять разные овощные культуры и цветы на грядках и клумбах. Что они сеют? Конечно же, семена.
В землю на небольшую глубину закапывают сухое, небольшое (а иногда и совсем крошечное) семя. Обычно через 2-3 недели на том месте, где под слоем земли находилось семя, появляется маленькое зеленое растеньице – проросток. Чудо? Нет. Оказывается, в каждом семени спрятано будущее растение.
(слайд №7) – тема урока
(слайд №8) – цели урока
Сегодня мы как раз поговорим о семени, из которого вырастает растение. Тема нашего урока «Строение семян двудольных и однодольных растений». Мы заглянем внутрь семени и познакомимся с его строением, узнаем, чем отличаются по строению семена двудольных и однодольных растений, выполним лабораторную работу.
Ребята, а что вы знаете о семенах? (опережающее задание ученикам)
1. Самые крупные семена двулопастной формы у пальмы.
Родом с Сейшельских островов. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг в 30 млн. раз тяжелее ,чем у березы. Созревает семя в течение 7-10 лет, а прорастает 1-1,5 года. Молодое растение получает питательные вещества от него в течение 3-5 лет. Обычно семена не имеют периода покоя, при хранении быстро теряют всхожесть. (слайд №9)
2. Самые мелкие, меньше мм., семена у орхидей, 50 000 таких семян весят 0,1 г. Очень мелкие семена у белозера (отдельное семя весит 0,00003 г), у осины – 50 000 семян весят – 4 г. Такие семена как пылинки подхватываются и разносятся ветром. Но мелкие семена имеют и маленький зародыш – у орхидей он состоит из 30 клеток, мало запасных питательных веществ, поэтому для прорастания требует идеальных условий и быстро теряют всхожесть.
Так семена грушанки и орхидей прорастают только с помощью микоризных грибов, а семена осины и тополя уже через несколько часов теряют всхожесть. (слайд №10)
3. У подавляющего большинства цветковых растений созревшие семена не способны сразу прорастать. Они находятся в состоянии так называемого покоя. Обычный случай вынужденного покоя – это сухие семена.
У некоторых растений сухие семена сохраняют всхожесть в течение нескольких лет, а иногда в течение десятков и даже сотен лет.
Если подсушенные семена хранить в герметических условиях, при температуре близкой к абсолютному нулю они сохраняют жизнедеятельность практически бесконечно.
4.Наибольшая долговечность свойственна “твердым семенам”. Так удалось прорастить семена лотоса, пролежавшие в торфянике Манжурии более 1000 лет. Еще большую долговечность обнаружили семена люпина, извлеченные из льдов (занесенных с почвой) Аляски – их возраст 10 000 лет. (слайд №11)
5.Есть семена лекарственные. (слайд №12)
а) Семена пшеницы богаты витаминами – В1, В2, РР, а проростки пшеницы содержат необходимый для организма витамин Е.
Заряд бодрости и энергии несут в себе проросшие семена пшеницы, регулируют обмен углеводов, белковый обмен, а также образование жирных кислот.
б) Льняное семя толченое применяется при заболеваниях кишечника.
в) Семя укропа огородного применяется при желчекаменной болезни.
г) Настой семян укропа применяют не только при болезнях печени, но и для возбуждения аппетита, как мочегонное средство при судорогах, одышке и как успокаивающее средство.
д) Семена петрушки обладают мочегонным действием, выгоняют соли из организма. усиливают тонус мускулатуры кишечника и мочевого пузыря.
6. А еще семена могут быть эталоном веса, например, ювелирных изделий, бриллиантов – караты. Слово "карат" происходит от названия семени растения цератонии. С помощью этих семян люди в древности проверяли весы. Семечки цератонии малы и неотличимы друг от друга по весу. Один карат эквивалентен 0,2г. (слайд №13)
Молодцы! Интересная информация. Сегодня мы с вами должны выяснить, какое строение имеет семя? Все ли семена имеют одинаковое строение или они чем – то отличаются?
Для этого вы отправитесь в лаборатории, где проведете исследовательскую работу.
Делимся на группы, у каждой группы на столах есть всё необходимое для выполнения работы: задания, опорные схемы и рисунки, необходимый набор семян. После выполнения заданий и их оформления по одному представителю от каждой группы выступят с докладами.
Выполнение лабораторной работы «Изучение строения семян двудольных и однодольных растений». (слайд №14)
Физминутка (слайд №15)
И совсем не уставать.Голова устала тоже.Так давайте ей поможем!Вправо-влево, раз и два.Думай, думай, голова.Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. |
Выступление представителей от каждой группы:
1 Группа – строение семени фасоли. (слайд №16)
2 Группа – строение зерновки пшеницы. (слайд №17)
3 Группа - Каковы особенности строения семян других однодольных и двудольных растений. (слайд №18,19)
Обсуждение:
А теперь, ребята, давайте сравним изученные семена. (слайд №20) Итак, что же у них общего? (Общее в строении семян то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш).
А чем они различаются? (Различаются: в семени фасоли, гороха две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы, кукурузы одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить).
Те растения, которые имеют в зародыше одну семядолю, называются однодольными. Например – пшеница, лук, лилия. Те растения, которые имеют в зародыше две семядоли, называются двудольными. Например – яблоко, огурец, слива, томат. (слайд №21)
Итак, мы с вами выяснили, что: (слайд №22)
-
Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша и содержит запас питательного вещества.
-
Зародыш – зачаток будущего растения. Он состоит из: зародышевых корешка, стебелька, почечки и семядоли.
-
Семядоли – это первые листья зародыша растения.
-
Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными – это пшеница, кукуруза, овес, лук и др.
-
Растения, имеющие в зародыше две семядоли, называют двудольными – это фасоль, капуста, яблоня, горох, томат.
-
Закрепление материала.
-
Работа со схемой строения семени фасоли и зерновки пшеницы (расставить подписи к частям семени на магнитах).
-
Выполнение теста «Верю – не верю» с последующей взаимопроверкой. (слайд №23,24)
-
Заполнение анкеты «Оцените урок». (слайд №25)
-
Задание на дом: изучить §18, выполнить задания и ответить на вопросы после параграфа, оформить лабораторную работу в тетрадях. (слайд №26)
Список литературы:
-
Биология: Ботаника: 6 класс: Книга для учителя.-М.:»Первое сентября», 2002 (Я иду на урок).
-
Биология. 6-9 классы. Конспекты уроков: семинары. Конференции, формирование ключевых компетенций / авт.-сост. И.Н. Фасевич и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
-
Биология. Живой организм: опорные конспекты, М.: Классикс Стиль, 2003.
-
Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е СПб, ООО «Виктория плюс», 2004.
-
Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Тематическое и поурочное планирование К учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя / Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник, - М.: Дрофа, 2002.
-
Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: Поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника / авт.-сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград.: Учитель, 2005.
-
Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2009.
-
Пасечник В.В. Биология: бактерии, грибы, растения. 6 класс.: рабочая тетрадь/ В.В. Пасечник, Т.А. Снисаренко – М.: Дрофа, 2005.
docbase.org
Урок. Строение семян двудольных и однодольных растений - Методическая копилка - Каталог файлов
Образовательные: формировать знания учащихся о строении органов цветковых растений в связи с выполняемыми функциями.
Развивающие: Развивать умения адекватно воспроизводить информацию, логически мыслить, выделять главное, работать с натуральными объектами, описывать и делать выводы, работать в микрогруппе и индивидуально, работать по инструкции.
Воспитательные: Прививать учащимся культуру здоровье сбережения. Воспитывать интерес к природе, эстетическое чувство.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, коллекции семян, семена фасоли, кукурузы, пшеницы, чашки Петри, семена фасоли набухшие и сухие.
Тип урока и форма проведения: Урок получения нового знания.
Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные: осваивать приемы исследовательской деятельности; организовывать свою учебную деятельность; применять знания при решении биологических задач; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: осуществление учебных действий – отвечать на поставленные вопросы, работать с текстом параграфа и его компонентами. Предметные умения: научатся называть строение и значение семян; распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений, по коллекциям – способы распространения семян, давать определения терминам двудольные и однодольные растения. Личностные умения: самоопределение – проявлять любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществлять нравственно-эстетическую оценку изучаемого материала.
Организация деятельности учителя и учащихся на уроке
1. Организационный момент.
2. Целеполагание и мотивация
У меня в руке будущая жизнь
Будущий побег и могучий корень.
Дружно прорастут в глубину и ввысь
Лишь вода дождей землю всю напоит.
А пока гостит на дворе зима.
Спит и дышит жизнь у меня в руке.
Будущий побег и могучий корень.
Что это? (учащиеся отгадывают загадку)
Правильно семя.
Сегодня на уроке мы познакомимся с этим органом растения.
Скажите, какова тема сегодняшнего урока?
Что вы хотите узнать о семени?
Тема урока: Строение семян и их функции. Запишите тему в рабочую тетрадь. (слайд1)
3. Изучение нового материала.
Учитель. В ближайшее время мы с вами будем говорить об органах цветковых растений. Вспомните, что такое орган?(дети отвечают) Какие органы относят к вегетативным, а какие к генеративным(ответы учащихся).Вывод учащихся - семя это генеративный орган.
Учитель: Почему про семя говорят, что это будущая жизнь?
Ученик: Будущая жизнь, потому что из семян появляется новое растение.
Учитель: А какое значение имеет семя в жизни человека?
Ученик: Люди их употребляют в пищу, корм для скота, из них изготавливают лекарства
3. 2. Строение семян двудольных и однодольных растений.
Строение семени двудольного растения.
Выполнение работы. (слайд 2)
1) Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и форму. Чем вы можете объяснить разницу в размерах.
2) На вогнутой стороне найдите рубчик – небольшое овальное пятнышко, место прикрепления растения к семяножке, которая соединяла незрелое семя со стенкой плода.
3) Рядом с рубчиком в семенной кожуре находится крохотное отверстие – семявход. Оно хорошо заметно у набухшего семени. При намачивании через него внутрь семени легко проникает вода и воздух.
4) Снимите с семени блестящую плотную кожуру. Убедитесь что она плотная. После удаления кожуры в руках остается зародыш. Изучите его. Зародыш – маленькое растеньице. Найдите семядоли – две крупные, толстые. Зародышевый корешок, стебелек – он у фасоли изогнутый. Почечка на верхушке стебелька.
5) Зарисовать семя и подписать его части.
6. Пользуясь учебником выяснить, в каких частях семени запасают питательные вещества другие двудольные растения.
7) Вывод: Семя – это зачаток нового растения, которое состоит из зародыша, покрытого плотной семенной кожурой.
А теперь рассмотрите данное семя. Скажите пожалуйста какому растению оно принадлежит. (учащиеся отвечают)
3.3 Изучение строения однодольных растений. (слайд 3)нарисовать и обозначить рисунок
3.4 Органы растения, развивающиеся из частей зародыша.
Заполнение таблицы.
Части зародыша. | Органы растения, развивающиеся из частей зародыша |
Зародышевый стебелёк | Главный корень |
Зародышевый стебелёк с почечкой. | Побег. |
Слайд 4
3.5Перечислите функции частей семени. Установите соответствие.
А)Рубчик 1. Защищает семя
Б)Семядольные листья 2.Место соединения семя со стенкой плода
В)Семенная кожура 3. Содержат запас питательных веществ, фотосинтезируют
Г)Эндосперм 4. Запас питательных веществ
Д)Зародыш 5. Развитие нового организма.
3.4 Видео: прорастание семени.(слайд 5)
Учитель: Что первым появляется при прорастании семени?
Ученик: Корень
Учитель: А почему именно корень?
Ученик: Корень - это орган, который закрепляет растение в почве и всасывает воду с растворенными минеральными веществами.
Учитель: А почему первым не появляется стебель с листьями? Ведь для растения нужны питательные вещества?
Ученик: У молодого растения имеется запас питательных веществ в семядолях, и этого запаса достаточно для прорастания растения.
4. Закрепление учебного материала
1 Письменно на заготовках.
ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ
- У семени фасоли наибольшую массу имеют семядоли.
- Все семена имеют по две семядоли.
- Первым у проростка появляется корешок.
- Снаружи семена покрыты корой.
- Вода в семя проникает через корешок.
2. Работа с интерактивным заданием строение семени фасоли 2 ученика.
3. Начертить схему «Строение семян двудольных и однодольных растений» (Слайд 6)
Семенная кожура |
Зародышевый стебелёк |
Зародышевый корешок |
(Слайд 7)
4. Заполнить таблицу. Рассмотрите семена перца и фасоли. Сравнение семян двудольных
Название растения | Семенная кожура | Зародыш | Эндосперм | |||
Зародышевый корешок | Зародышевый стебелёк | Почечка | Семядоли | |||
Перец | + | + | + | + | 2 | + |
Фасоль | + | + | + | + | 2 | - |
5.Семена каких растений вы видите на слайде
4. Подведение итогов, выставление оценок.
В завершении сегодняшнего урока я хочу подарить вашему классу символический подарок. Это семена цветковых растений. Мы сегодня начали изучать новую тему, т. е. заложили семена новых знаний, и я желаю вам, чтобы они принесли обильные и полезные плоды. А посеяв весной эти семена, вы будете способствовать украшению нашей школы, нашей страны, нашей планеты. И тогда все окружающие вас люди будут любоваться красотой, которую создали вы в содружестве с природой.
3. Составление схемы «Строение семян двудольных и однодольных растений»
8. Домашнее задание
1. Записи в тетради
2. Проработать задания сайта Учитель биологии лицей г. Воронеж, по теме Семя
3. Найти стихотворения, загадки, сказки, пословицы, поговорки о семенах.
9. Рефлексия.
- Что нового вы для себя открыли?
- Что больше всего вам понравилось на уроке?
- Вы удовлетворены полученными знаниями?
biolog-vrn.ucoz.ru
Строение семян двудольных и однодольных растений | Поурочные планы по биологии 6 класс Казахстан
Строение семян двудольных и однодольных растений
26.01.2013 8896 956Строение семян двудольных и однодольных растений.
Цель урока: Обуч. Ознакомить учащихся с особенностями строения и отличия
двудольных и однодольных растений.
Развив. Развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь.
Воспит. Воспитывать бережное отношение к природе. Методы активизации мыслительной деятельности.3-5 мин. Орг. Момент. План урока. Основная часть.5-7 мин. СЕМЯ – Генеративная часть растения.
СЕМЯ
ДВУДОЛЬНЫЕ ОДНОДОЛЬНЫЕ
РАСТЕНИЯ РАСТЕНИЯ
Состоит из двух семядолей. Покрыто кожурой. Являясь и плодом и
На внутреннем изгибе имеется семенем называется зерновка. Большая
рубчик рядом располагается часть занята эндоспермом(крахмал, белки,
семявход(так внутрь попадает вода и влага). жиры). В нижней части содержитсяКожура плотная и прочная (защита семени). Зародыш. Между зародышем иВнутри содержится две семядоли (двудольные) эндоспермом находится семядоля( котораяЗародыш состоит из первичного корня, побега выделяет ферменты расщепляющие пита-и почечки. тельные вещества.
(Подсолнечник, дыня, арбуз, тыква, огурец) (Лилия, лук, пшеница, банан, ирис,
спаржа, осока)
Физминутка.
Текущий контроль, закрепление материала (проверка понимания) 5-7 мин.
Лабораторная работа №15 стр. 93. Работа в парах.
Итоговый контроль.
Анализ урока. Д\З П. 25. Л/р. Доделать.
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.На странице приведен только фрагмент материала.
tak-to-ent.net
Строение семян однодольных и двудольных растений
Муниципальное общеобразовательное учреждение Башкирская гимназия села Мраково муниципального района Кугарчинский район
Строение семян однодольных и двудольных растений
Учитель биологии высшей категории
Арсланбаева А.Х.
Мраково-2010
Урок № 15
Тема Строение семян однодольных и двудольных растений
Цели:
Образовательные: усвоение знаний об особенностях строения семян однодольных и двудольных растений; дать представление об общих и отличительных признаках в строении семян однодольных и двудольных растений
Развивающие: развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, развивать навыки работы со схемами, коллекциями, рисунками.
Воспитательные: формирование научного мировоззрения .Продолжать осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока
Тип урока: комбинированный
Оборудование: сухие и набухшие семена фасоли, пшеницы, огурцов. Модель зерновки пшеницы. Коллекция семян. Мультимедийный проектор, экран, учебный диск « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии»,
Методы обучения на уроке:
1)Словесные: рассказ, объяснение, беседа.
2)Наглядные: Работа со схемами, рисунками на доске. Работа с коллекциями. Мультимедийная презентация.
3)Практические: наблюдение.
Методические приемы:
- Логические: анализ, сравнение, синтез, обобщение.
- Организационные: фронтальная работа преподавателя с классом и самостоятельная работа учащихся.
- Технические: прикрепление таблицы "Строение семени” к доске, установка проектора, раздача лабораторного материала и оборудования.
Характер деятельности учащихся: репродуктивный, исследовательский.
Ход урока:
I Организационный момент
Сегодня наш урок мне хотелось бы начать со стихотворения
Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать – и не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решить все трудные задачи.
На предыдущем уроке мы изучили с вами тему Покрытосеменные, или Цветковые растения. Чтобы узнать, как вы усвоили предыдущий материал, проведем ботанический эрудицион (Презентация. Приложение 1)
II Актуализация знаний
1 Задание «Работа с терминами» (Презентация. Приложение 2,3).
Впиши термины вместо пропусков.
1).....- независимое поколение у голосеменных и покрытосеменных растений .(Спорофит)
2)…..-орган семенного размножения покрытосеменных растений (Цветок)
3) …..-молодой спорофит до начала быстрого прорастания ( Зародыш)
4)….-способ питания большинства растений ( Автотрофный)
5)…..-образуется у покрытосеменных после отцветания (Плод)
6)…..- имеют самую совершенную форму семенного размножения (Покрытосеменные)
7)…..- является стратегическим эволюционным преимуществом у голосеменных и покрытосеменных растений ( Семя)
8)….-процесс происходящий без участия воды у голосеменных и покрытосеменных растений (Оплодотворение )
9)…..-образовался у цветковых растений с целью привлечь распространителей семян (Плод)
2 Задание « Третий - лишний» (Презентация. Приложение 4,5).
Определи, что является лишним в ряду, объясни свой ответ .
1)Береза- липа – сирень
(Сирень- кустарник, а остальные – деревья . Деревья имеют ярко выраженный ствол и крону)
2) Элодея- кувшинка – саксаул
( Элодея и кувшинка являются водными растениями, а саксаул растение пустынь)
3) Кустарники-полукустарнички - полукустарники
(Полукустарнички и полукустарники – растения пустынных и полупустынных областей, они полудревесного характера, а кустарники - древесные растения)
4)Мокрица – дуб-эвкалипт
(Мокрица живет несколько месяцев, а дуб и эвкалипт десятки, сотни лет)
5)Карликовая ива – малина-калина
(Карликовая ива- это самый низкий вид кустарника на земле. Высота такого кустарника не превышает 5 сантиметров. Малина и калина по высоте значительно выше)
6) Морковь- свекла- пшеница
(Пшеница - однолетнее растение,а морковь, свёкла двулетние)
7)Горох- нарцисс- тюльпан
( Горох - однолетнее растение,а нарцисс и тюльпан многолетние)
8) Огуречное дерево - бумажное дерево - колбасное дерево - клубничное дерево - яичное дерево - конфетное дерево
(Яичного дерева в природе нет)
3 Задание «Закончи фразу » (Презентация. Приложение 6,7).
У цветковых растений семязачатки расположены внутри завязи , а у голосеменных …… на поверхностях чешуй женской шишки ( открыто)
- Семенная кожура и зародыш голосеменных растений имеют …… набор хромосом ( двойной или диплоидный)
- Корень , стебель, лист…….органы (вегетативные)
- Цветок, плод, семя……органы ( генеративные)
а) «Установите соответствие между организмом и отделом ,к которому его относят »
Организм Отделы растений
А) Хлорелла 1 Моховидные.
Б) Пихта 2 Голосеменные
В) Ландыш 3 Покрытосеменные
Г) Маршанция 4 Папоротниковидные.
Д) Орляк 5 Водоросли
Ответ
б) « Установите соответствие между растением и его значением » (Презентация. Приложение 9).Растение Значение
А) Рожь 1) Овощные культуры
Б) Капуста 2) Злаковые культуры
В) Петуния гибридная 3) Лекарственные культуры
Г) Эхинацея пурпурная 4) Декоративные культуры
Ответ
III. Изучение новой темы:Каждый из вас, наверное, слышал фразу из песни « С чего начинается Родина?» Я думаю, что на данный вопрос вы сможете ответить. Ребята, а с чего начинается жизнь большинства растений? Дети обсуждают поставленный вопрос и предполагают, что растение начинает свою жизнь с семени.
Отыщи всему начало, и ты поймешь многое.
(Козьма́ Петро́вич Прутко́в)
Это и будет темой нашего сегодняшнего урока. Откройте тетради и запишите тему урока: «Строение семян однодольных и двудольных растений»
(Презентация. Приложение 10 ).
А какие цели мы поставим перед собой?
План урока: (Презентация. Приложение 11).
- Что такое семя?
- Строение семян двудольных растений
- Строение семян однодольных растений
- Лабораторная работа «Строение семян двудольных растений и однодольных растений»
Семена – это важнейшее эволюционное достижение высших растений. Достижение заключается в устройстве самого семени. (Презентация. Приложение 12,13).
Семя состоит из
Кожура | зародыша | запаса питательных веществ |
Она имеет 2n набор хромосом. Образуется из интегумента семязачатков | Зачаточный спорофит, содержит двойной набор хромосом 2n | Запас питательных веществ находится в запасающей ткани- эндосперме с 3n хромосом . У 85% цветковых есть эндосперм. Выделяют мучнистый эндосперм, в котором много крахмала, и маслянистый, в котором обычно много жирных масел, часто в сочетании с белком в виде алейроновых зерен (семена клещевины, ириса). Благодаря сильному обезвоживанию эндосперм бывает стекловидным. |
- Семенная кожура защищает внутренние части семени от высыхания и механических повреждений ,иногда от преждевременного прорастания и во многих случаях от света
Зародышевый стебелек выносит почечку над поверхностью почвы . Из зародышевого корешка развивается главный кореньДве семядоли – первые листья зародыша растения, с запасом питательных веществ. Отсюда исходит и название класса – двудольные. Семядоли по сравнению с эндоспермом являются эволюционно более прогрессивным образованием. У эволюционно развитых двудольных растений эндосперм полностью отсутствует, так как на ранней стадии развития поглощается и вытесняется зародышем. . (Презентация. Приложение14)
Например у фасоли, тыквы, дуба, астры, а вот у миндаля есть небольшая часть эндосперма где находится запас питательных веществ. . (Презентация. Приложение15)
У ясеня зародыш маленький, почти весь объем семени занимает эндосперм . (Презентация. Приложение16)
Найдите у предложенных вам семян двудольных растений рубчик.
*Рубчик- место прикрепления семени к семяножке. Выше рубчика находится микропиле.
*Микропиле - участок в семенной кожуре, служащий для проникновения воздуха и воды. . (Презентация. Приложение17)
Рассмотрим строение семян однодольных растений на примере хлебных злаков
( пшеница, рожь, кукуруза)
Семя однодольных растений состоит из (Презентация. Приложение 18).
1)Кожистого околоплодника сросшегося с семенной кожурой.Поэтому правильнее говорить не семя пшеницы,а плод зерновка.
2) Зародыш состоит из корешка,стебелька ,почечки.
Одна семядоля ( щиток),прикреплена к одной стороне зародышевой оси .С другой стороны щиток прилегает к эндосперму и выполняет не запасающую роль, а поглощающую,транспортную.Щиток втягивает и пропускает питательные вещества к зародышу.
У лука зародыш маленький, весь объем семени занимает эндосперм(Презентация. Приложение 19)..
Наиболее примитивными среди однодольных являются представители семейства Частуховидных (рдест, стрелолист, частуха), у них нет эндосперма. Весь запас питательных веществ находится в семядоле (Презентация. Приложение 20).
Физминутка . (Презентация. Приложение 21)
Неуклюжий шёл пингвинПосреди холодных льдин.И по ледяной дорожкеПрыгал он на правой ножке.А теперь подскок на левойИ присел, согнув колени.Встал, приселИ пять прыжков.Очень климат уж суров.
А сейчас ребята заглянем внутрь семян. Для этого проведем лабораторную работу
Инструкция по технике безопасности
При выполнении лабораторной работы (Презентация. Приложение 22).
1. Работать за столом следует аккуратно
2. Не делать резких движений
3. Осторожно пользоваться препаровальной иглой. При изучении объектов исследования с помощью препаровальной иглы, не допускать нарушений техники безопасности
4 .На рабочем столе должен быть порядок
5.После завершения работы ,небходимо привести в порядок рабочее место.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №9 а (Презентация. Приложение23)
Тема: Строение семян двудольных растений
Цель: Изучить внешнее и внутреннее строение семян двудольных растений
Оборудование: Чашки с набухшими и сухими семена ми фасоли или гороха (разрезанные вдоль), препаровальные иглы, ручные лупы.
Ход работы:
- Рассмотрите на рисунке схему строение семени двудольного растения. Найдите основные части семени: семенную кожуру, зародыш, эндосперм. Рассмотрите на схеме строение зародыша. Найдите основные его части: зародышевый корешок, зародышевый стебелек, семядоли (зародышевые листья), зародышевую почечку.
- Возьмите семя фасоли (гороха) и найдите на его поверхности рубчик и семявход. Зарисуйте внешний вид семени, обозначьте рубчик и семявход.
- Снимите кожуру с семени, набухшего после поглощения воды. Для этого подденьте препаровальной иглой кожуру в месте семявхода и надорвите его. Раскройте семя, разделив его на две половины. Из каких частей состоит семя фасоли? Рассмотрите зародыш, находящийся под кожурой семени. В какой части зародыша накапливаются питательные вещества?
- Сравните препарат со схемой. Зарисуйте зародыш, обозначьте его части: корешок, стебелек, семядоли, почечку.
- Сделайте вывод о строении семени фасоли. Какие функции выполняют семядоли зародыша фасоли?
Тема: Строение семян однодольных растений
Цель: Изучить внешнее и внутреннее строение семян однодольных растений
Оборудование: Чашки с набухшими и сухими семена ми зерновками пшеницы, готовый препарат "Продольный срез зерновки пшеницы".
Ход работы:
- Рассмотрите на рисунке схему строения зародыша семени однодольного растения. Найдите основные части зародыша: корешок, стебелек, семядолю (зародышевый лист), почечку.
- Рассмотрите зерновку пшеницы. Попробуйте отделить покровы зерновки от семени. Удалось ли вам это сделать? Почему?
- Рассмотрите продольный срез при малом увеличении микроскопа. Сравните препарат со схемой. Найдите части зерновки: покровы эндосперм и зародыш. Определите, из каких частей состоит зародыш.
- Зарисуйте общий вид зерновки и ее продольный разрез. На рисунке отметьте покровы зерновки (околоплодник и кожуру семени), эндосперм. Укажите части зародыша (зародышевый корешок, стебелек, почечку, щиток).
- Сформулируйте вывод о строении зерновки пшеницы. Какую функцию выполняет эндосперм.
IV Закрепление :
1 Задание А сейчас для закрепления ваших знаний проведем цифровой диктант. (работа в тетради)Я буду зачитывать предложения, если вы согласны со смыслом, запишите цифру – 1, если не согласны – 0. (Презентация. Приложение 24).
1. Семенами размножаются все высшие растения (0)
2. Цветковые растения делятся на 2 класса Однодольные и Двудольные (1)
3. Спора отличается от семени тем, что в семенах есть запас питательных веществ, а в спорах нет, из семени развивается растение, из споры – заросток. (1)
4. Лук, кукуруза, овес относятся к двудольным растениям. (0)
5. Эндосперм представляет собой запас питательных веществ в семенах (1)
6. Семядоля – это первый лист зародыша (1)
7 Спора отличается от семени Спора - одноклеточная единица расселения, имеет малый запас питательных веществ. Спора прорастает при поступлении в клетку влаги. Низшие и многие высшие растения размножаются спорами, не имеющие многоклеточных покровов (искл. Харовые водоросли).Семя-орган полового размножения и расселения семенных растений, обычно развивающийся из оплодотворенного семязачатка.Семя - многоклеточная структура, объединяющая запасающую ткань, зародыш и защитный покров.(1)
Поменяйтесь тетрадями и проведите взаимооценку 0110111
Правильных ответов 7-«5» 6-«4» 4,5-«3» 3-«2»
2 Задание Рубрика «Подумайте” . (Презентация. Приложение 25).
3 Задание Работа в парах. Заполнить таблицу вместо знаков вопроса вставить пропущенные признаки. (Презентация. Приложение 26).
Название растения | Количество семядолей в зародыше семени. | К какому классу относится растение |
1. Фасоль | 2 | ? |
2. Пшеница | ? | ? |
3. Горох. | ? | ? |
4. Фиалка | 2 | ? |
5. Кукуруза. | 1 | ? |
6. Подсолнечник | 2 | ? |
V. Итоги урока
- Выход на тему следующего урока. Новое растение развивается из семени, у него есть изначально зародышевый корешок, зародышевый стебелек, зародышевые листья, почечка. Самым первым из семени вырывается корень ,вот о нём и будет идти речь на следующем уроке.
- Оценивание. Самооценка, взаимооценка.
VI . Домашнее задание § 18 Ответить на вопросы в конце параграфа .Рассмотрите семена яблони и тыквы и выясните, как они устроены. В рабочей тетради выполнить задание № 61.
Составить кроссворд по теме «Строение семян однодольных и двудольных растений».Создать коллекцию семян однодольных и двудольных растений. (Презентация. Приложение 27).
Литература к уроку:
Основная литература
1.Корчагина В.А. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. – М.: Просвещение, 1992.2.Малеева Ю.В., Чуб В.В. Биология, флора. – М.: Дрофа, 1994.
3.Серебрякова Т.И., Еленевский А.Г. и др. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники. – М.: Просвещение, 1992.
4.Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6-й класс. – М.: Дрофа, 2002.
5.Пономарева И.Н. и др. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6-й класс. – М.: Вентана-Граф, 1999.
6.Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6-й класс. – М.: Дрофа, 2003.
Дополнительная литература
1.Беркинблит М.Б., Глаголев С.М. Биология в вопросах и ответах. – М.: Мирос, Международные отношения, 1994.
2.Биология. Справочник школьника. – М.: Изд-во ТКО АСТ, 1995.
5-bal.ru
Строение семян. Строение семян однодольных и двудольных растений
Все растения можно разделить на споровые и семенные. К споровым относятся мхи, плауны, папоротниковые и хвощи. Их жизненный цикл делится на спорофит и гаметофит. Спорофит размножается бесполым путем, формируя споры. Для гаметофита характерно половое размножение, при котором растение формирует гаметы — половые клетки — мужские и женские. Когда они объединяются, образуется зигота, из которой вырастает новая особь, которая, в свою очередь, будет уже формировать споры. У семенных растений все сложнее, так как они из зиготы образуют семена.
Что это такое?
Семя — это особая многоклеточная структура, необходимая растению для размножения. Их изучает наука о растениях — ботаника, которую включает в себя биология. Строение семян может быть сложным и зависит от отдела и класса, к которому принадлежит растение.
Классификация семенных растений
Все они делятся на два отдела: голосеменные и покрытосеменные. Определяющим фактором при разделении является строение семян, а именно наличие или отсутствие у него дополнительной защиты.
Видео по теме
Голосеменные
Этот отдел состоит из около 700 видов растений. Они разделяются на четыре класса: хвойные, гинкговые, саговниковые и гнетовидные.
Класс гнетовидные
Он представлен тремя семействами: хвойниковых, гнетовых и вельвичиевых. Последнее семейство состоит из единственного вида — Вельвичии удивительной. Семейство гнетовых представлено около 40 видами гнетума, а хвойниковые — 67 видами хвойников, или эфедр, в том числе Хвойником шероховатым, Эфедрой горной и др.
Гинкговые
К нему относится всего один вид растений — Гинкго двулопастный. Это реликтовый организм, который сохранился еще со времен Пермского периода.
Класс саговниковые
Он состоит из одноименного семейства, включающего 90 видов растений. К ним относятся в том числе Саговник гребневидный, Саговник поникающий, Саговник Туара и др.
Хвойные
Это наиболее многочисленный класс отдела голосеменных. Раньше этот класс делился на три порядка, представители двух из которых на данный момент вымерли. В наши дни хвойные состоят из одного порядка — сосновых. Он, в свою очередь включает в себя семь семейств: сосновые, тисовые, араукариевые, кипарисовые, подокарповые, сциадопитисовые и головчатотисовые.
Отдел покрытосеменные
Эти растения более многочисленны, чем голосеменные. Это господствующий отдел в наше время. Он делится на два больших класса: однодольные и двудольные. Решающим фактором при таком разделении стало строение семян растений.
Однодольные
Этот класс представлен 60 семействами, в том числе лилейными, луковыми и злаковыми. В общей сложности данный класс насчитывает около 60 тысяч видов растений.
Класс двудольных
Состоит из около 350 семейств. Самыми известными из них являются крестоцветные, розоцветные, бобовые, сложноцветные и пасленовые.
Строение семян голосеменных
Рассмотрим семена хвойных, гинкговых, саговниковых и гнетовидных. Это первые растения, которые в ходе эволюции получили семя.
Внешнее строение его предусматривает наличие плотной кожуры. На ней могут присутствовать дополнительные выросты, которые способствуют лучшей защите и распространению семян. Так, у сосны семена имеют крыловидные придатки, которые помогают им распространяться.
Так как плода у голосеменных нету, их кожура имеет сложное строение. Так, у саговниковых и гинкговых она состоит из трех слоев. Самый верхний называется саркотеста. Он мягкий и мясистый. Средний слой самый твердый, он и защищает семя. Он называется склеротеста. Внутренний слой к моменту дозревания семени становится пленчатым, он называется эндотеста. В основном такие семена распространяются с помощью животных, которые поедают вкусную мясистую саркотесту, не повреждая твердой саркотесты. Как видите, кожура семян голосеменных растений — практически аналог плода покрытосеменных растений.
Внутри содержится зародыш и эндосперм.
Зародыш — это по сути уже маленькое растение. У него есть зародышевый корень и побег, состоящий из стебля, листочков (их количество может варьироваться) и верхушечной почки.
Эндосперм — это питательные вещества, которые необходимы для прорастания семени.
Строение однодольных семян
У покрытосеменных структура семян чуть сложнее, чем у голосеменных. Кроме того, они дополнительно защищены плодом. Яркий пример однодольных растений — злаки. Поэтому рассмотрим строение семени пшеницы. Они, как и семена голосеменных, построены из кожуры, эндосперма и зародыша, состоящего из корешка, листика и почки, однако в их составе также присутствует семядоля (в данном случае одна). Семядоля — это толстый лист, который при прорастании семени и становится первым листком. Злак, в том числе и пшеница, — это не семя, а плод (зерновка), состоящий из семени и околоплодника, который плотно сросся с кожурой. Большую часть внутреннего пространства семени однодольных занимает эндосперм — совокупность питательных веществ (крахмала, жиров, протеинов и т. д.). Семядоля отделяет зародыш от эндосперма.
Структура семян всех однодольных напоминает строение семени пшеницы. Но бывают и некоторые исключения. Например, в семенах стрелолиста отсутствует эндосперм, а питательные химические соединения, необходимые для прорастания, находятся уже в самом зародыше. А у лука и ландыша эндосперм расположен вокруг зародыша.
Двудольные
Строение семени двудольного растения во многом похоже на таковое у однодольных. Однако у них есть и отличия. Главное, чем различаются строение семян однодольных и двудольных растений, — это количество семядоль. У рассматриваемых сейчас растений их две. Они расположены по обе стороны от зародыша. Стебель, корешок и почка находятся между семядолями.
В качестве типичного примера можно взять строение семян фасоли. Это типичный представитель класса двудольных, принадлежащий к семейству бобовых. Строение семян фасоли предусматривает наличие толстой блестящей кожуры, надежно защищающей зародыш. На вогнутой стороне семени находится рубчик. Это место, к которому прикрепляется семяножка, необходимая для соединения семязачатка со стенкой завязи. Рядом с ним находится маленькое отверстие — семявход. Строение семян фасоли также предусматривает наличие питательных веществ в семядолях. Такое наблюдается у многих двудольных растений, поэтому семена многих из них вообще не содержат эндосперма.
Однако есть двудольные растения, зародыши которых получают органические химические соединения для прорастания только из эндосперма. Это, например, сирень, сладкий перец, липа, мак. Есть такие растения, в семенах которых питательные вещества есть и в эндосперме, и в семядолях. Это, к примеру, ясень.
Дополнительная защита семени покрытосеменных растений
Это плод. Он служит для сохранения семени от механических и температурных повреждений. Кроме того, он необходим, чтобы обеспечивать распространение семян на дальние расстояния.
Плоды бывают простыми и сложными. Простые — это одиночные плоды, а сложные — собранные из нескольких сросшихся плодов. Сложные плоды еще называются апокарпиями.
Плод у покрытосеменных растений формируется из завязи цветка. Остальные его части в большинстве случаев увядают, однако иногда из них могут формироваться дополнительные оболочки.
То, что формируется из завязи, называется перикарпий. Он состоит из трех оболочек: эндокарпия, мезокарпия и экзокарпия, или эпикарпия. Первый слой — внутренний, второй — средний, а третий — внешний. Эти три слоя несложно идентифицировать невооруженным глазом. Для примера можно рассмотреть плод персика. Его кожица — это экзокарпий, мякоть — мезокарпий, а деревянистая оболочка, надежно защищающая единственное в плоде семя, — эндокарпий. У яблока все похоже: кожица — это экзокарпий, мякоть — мезокарпий, а прозрачные пластинки, окружающие семечки, — экзокарпий. В основном у всех плодов мезокарпий представлен мякотью, но есть и исключения. Например, у цитрусовых экзокарпий — это кожица, мезокарпий — это белая или желтоватая прослойка между кожицей и мякотью, а мякоть — это эндокарпий.
Распространение семян
Это очень важно для растений, так как таким способом они могут расселиться на как можно большую площадь. Семена, особенно цветковых растений, способны распространяться намного дальше, чем споры. В этом заключается одно из значительных преимуществ семенных растений над споровыми.
Существует четыре основных типа распространения семян:
- по воздуху;
- по воде;
- с помощью животных;
- с помощью людей.
В зависимости от типа распространения семена и их плоды имеют различные дополнительные приспособления, например, парашютики одуванчиков для воздушного полета, цепляющиеся иголки репейника для распространения на шерсти животных и т. д. Сочный привлекательный мезокарпий, употребляемый в пищу и нами, тоже нужен растениям для эффективного распространения семян с помощью животных и людей.
В чем преимущество семян перед спорами?
Во-первых, такая структура имеет большие шансы на прорастание, так как обладает достаточным количеством питательных веществ в виде эндосперма и кожицей, с помощью которой семя может пережить неблагоприятные условия и прорасти позже.
Кроме того, для их распространения не обязательно наличие воды, как в случае со спорами. Также они способны распространиться намного дальше, чем споры, что обеспечивает освоение голосеменными и покрытосеменными растениями новых территорий.
И третье преимущество в том, что семена, в отличие от спор, являются результатом полового размножения, что позволяет разнообразить генотип растений и обеспечить лучшее их приспособление к условиям окружающей среды.
Заключение: таблица
однодольные | двудольные | голосеменные |
одна семядоля | две семядоли | несколько семядоль (от 2 до 18) |
кожица, зародыш, эндосперм | ||
присутствует плод вокруг семени | есть плод | нет плода |
Теперь вы знаете, как устроены семена, зачем они нужны и почему они лучше спор.
Источник: fb.ru Образование Двудольное растение: пример. Однодольные и двудольные растенияРастения - это одно из самых многочисленных и разнообразных по формам царств живой природы. Они дарят всем живым существам возможность дышать чистым воздухом, вырабатывая кислород в процессе фотосинтеза. Обеспечивают ...
Образование Однодольные и двудольные растения: в чем различия?Группу покрытосеменных представителей флоры принято разделять на однодольные и двудольные растения, отличающиеся, главным образом, строением зародыша. Тем не менее эти классы растений имеют и прочие различия в строени...
Образование Супротивное листорасположение: особенности строения и примеры растенийЛистья на побеге располагаются вовсе не хаотично. Их прикрепление к оси надземной части растения происходит только в определенных местах, которые называются узлами, имеет свои закономерности. В нашей статье мы рассмот...
Бизнес Верхнее строение пути: устройство и типыЛюбой железнодорожный путь представляет собой сложный комплекс разного рода инженерных сооружений, образующих дорогу с направляющей колеей рельсовой. Состоит он из двух основных частей — нижней опорной и верхней...
Бизнес Вымя коровы: описание, строение, возможные болезни и особенности леченияВыменем называют молочную железу самок сельскохозяйственных животных. У всех жвачных, в том числе и у коров, оно располагается между бедрами, в паховой области. У самок КРС оно является органом, образованным в результ...
Бизнес Строение корабля. Виды и назначение кораблейПередвижение по рекам и морям на кораблях в истории известно уже более пяти тысяч лет. На сегодня, согласно общепринятой терминологии, морское судно – это грузовое, пассажирское или промысловое крупногабаритное ...
Бизнес Лук-севок. Выращивание из семян, посадка и уходЛук севок – это небольшие луковицы, выросшие из семян за один весенне-летний сезон. Семена его очень мелкие, с невысокой всхожестью, прорастают долго, около трех недель. Для улучшения данного показателя перед по...
Домашний уют Всхожесть семян: условия и сроки. Как проверить семена перца на всхожестьС наступлением первых весенних дней любители-огородники начинают задумываться о своем новом урожае. И не просто задумываться, они уже начинают действовать. Ведь в данном вопросе главное - не упустить момент.На ...
Домашний уют Дихондра ампельная: выращивание из семян, посадка и уход, отзывыРазнообразие сортов вьющихся растений, предлагаемых сегодня на рынке, предоставляет огромные возможности для фитодизайна. Среди них настоящей находкой при создании фонового озеленения считается неприхотливая дихондра ...
Домашний уют Прекрасный мимулюс - выращивание из семян эффективно и простоНазвание "мимулюс" имеет латинский корень "mimo", что означает "маленький мим" или "обезьянка". Венчик этого яркого цветка по своей форме очень похож на мордочку мартышки или крошечной игрушки. Тем, кому нравится, как...
monateka.com
Строение семян однодольных и двудольных растений
^ Форма организации познавательной деятельности учащихся на уроке - фронтально - индивидуальная.
Характер деятельности учащихся: репродуктивный, исследовательский.
^ Ход урока:
I Организационный момент
Сегодня наш урок мне хотелось бы начать со стихотворения
Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать - и не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решить все трудные задачи.
На предыдущем уроке мы изучили с вами тему Покрытосеменные, или Цветковые растения. Чтобы узнать, как вы усвоили предыдущий материал, проведем ботанический эрудицион (Презентация. Приложение 1)
^ II Актуализация знаний
1 Задание «Работа с терминами» (Презентация. Приложение 2,3).
Впиши термины вместо пропусков.
1).....- независимое поколение у голосеменных и покрытосеменных растений .(Спорофит)
2)…..-орган семенного размножения покрытосеменных растений (Цветок)
3) …..-молодой спорофит до начала быстрого прорастания ( Зародыш)
4)….-способ питания большинства растений ( Автотрофный)
5)…..-образуется у покрытосеменных после отцветания (Плод)
6)…..- имеют самую совершенную форму семенного размножения (Покрытосеменные)
7)…..- является стратегическим эволюционным преимуществом у голосеменных и покрытосеменных растений ( Семя)
8)….-процесс происходящий без участия воды у голосеменных и покрытосеменных растений (Оплодотворение )
9)…..-образовался у цветковых растений с целью привлечь распространителей семян (Плод)
2 Задание « Третий - лишний» (Презентация. Приложение 4,5).
Определи, что является лишним в ряду, объясни свой ответ .
1)Береза- липа - сирень
(Сирень- кустарник, а остальные - деревья . Деревья имеют ярко выраженный ствол и крону)
2) Элодея- кувшинка - саксаул
( Элодея и кувшинка являются водными растениями, а саксаул растение пустынь)
3) Кустарники-полукустарнички - полукустарники
(Полукустарнички и полукустарники - растения пустынных и полупустынных областей, они полудревесного характера, а кустарники - древесные растения)
4)Мокрица - дуб-эвкалипт
(Мокрица живет несколько месяцев, а дуб и эвкалипт десятки, сотни лет)
5)Карликовая ива - малина-калина
(Карликовая ива- это самый низкий вид кустарника на земле. Высота такого кустарника не превышает 5 сантиметров. Малина и калина по высоте значительно выше)
6) Морковь- свекла- пшеница
(Пшеница - однолетнее растение,а морковь, свёкла двулетние)
7)Горох- нарцисс- тюльпан
( Горох - однолетнее растение,а нарцисс и тюльпан многолетние)
8) Огуречное дерево - бумажное дерево - колбасное дерево - клубничное дерево - яичное дерево - конфетное дерево
(Яичного дерева в природе нет)
3 Задание «Закончи фразу » (Презентация. Приложение 6,7).
У цветковых растений семязачатки расположены внутри завязи , а у голосеменных …… на поверхностях чешуй женской шишки ( открыто)
Цветок, плод, семя……органы ( генеративные)
4 Задание «Установите соответствие» (Презентация. Приложение 8)
а) «Установите соответствие между организмом и отделом ,к которому его относят »
^ Организм Отделы растений
А) Хлорелла 1 Моховидные.
Б) Пихта 2 Голосеменные
В) Ландыш 3 Покрытосеменные
Г) Маршанция 4 Папоротниковидные.
Д) Орляк 5 Водоросли
Ответ
б) « Установите соответствие между растением и его значением » (Презентация. Приложение 9).
^ Растение Значение
А) Рожь 1) Овощные культуры
Б) Капуста 2) Злаковые культуры
В) Петуния гибридная 3) Лекарственные культуры
Г) Эхинацея пурпурная 4) Декоративные культуры
Ответ
^ III. Изучение новой темы:
Каждый из вас, наверное, слышал фразу из песни « С чего начинается Родина?» Я думаю, что на данный вопрос вы сможете ответить. Ребята, а с чего начинается жизнь большинства растений? Дети обсуждают поставленный вопрос и предполагают, что растение начинает свою жизнь с семени.
Отыщи всему начало, и ты поймешь многое.
(Козьма́ Петро́вич Прутко́в)
Это и будет темой нашего сегодняшнего урока. Откройте тетради и запишите тему урока: «^ Строение семян однодольных и двудольных растений»
(Презентация. Приложение 10 ).
А какие цели мы поставим перед собой?
План урока: (Презентация. Приложение 11).
Лабораторная работа «Строение семян двудольных растений и однодольных растений»
Семена бывают разными по окраске, форме, весу, размерам. Минимальные размеры имеют семена орхидных и заразиховых ; их масса составляет 0,001—0,003 мг. Максимального размера достигают семена сейшельской пальмы Lodoicea maldivica (масса около 20 кг). Окраска кожуры семени часто темная, что зависит от присутствия в ней тех или иных пигментов, чаще всего антоцианов
Семена - это важнейшее эволюционное достижение высших растений. Достижение заключается в устройстве самого семени. (Презентация. Приложение 12,13).
Семя состоит из
Запас питательных веществ находится в запасающей ткани- эндосперме с 3n хромосом . У 85% цветковых есть эндосперм. Выделяют мучнистый эндосперм, в котором много крахмала, и маслянистый, в котором обычно много жирных масел, часто в сочетании с белком в виде алейроновых зерен (семена клещевины, ириса). Благодаря сильному обезвоживанию эндосперм бывает стекловидным.
К отделу покрытосеменные (цветковые) растения относится 2 класса: однодольные и двудольные, одной из причин деления растений на классы является строение семян. Рассмотрим строение семян двудольных растений . Посмотрите на коллекцию семян двудольных растений. Какие особенности внешнего строения семян вы заметили ( разные размеры, окраска, форма ). Несмотря на различия семян двудольных растений по внешним признакам, большинство из них имеет сходное внутреннее строение:
Рассмотрите на рисунке схему строение семени двудольного растения. Найдите основные части семени: семенную кожуру, зародыш, эндосперм. Рассмотрите на схеме строение зародыша. Найдите основные его части: зародышевый корешок, зародышевый стебелек, семядоли (зародышевые листья), зародышевую почечку.
Возьмите семя фасоли (гороха) и найдите на его поверхности рубчик и семявход. Зарисуйте внешний вид семени, обозначьте рубчик и семявход.
Снимите кожуру с семени, набухшего после поглощения воды. Для этого подденьте препаровальной иглой кожуру в месте семявхода и надорвите его. Раскройте семя, разделив его на две половины. Из каких частей состоит семя фасоли? Рассмотрите зародыш, находящийся под кожурой семени. В какой части зародыша накапливаются питательные вещества?
Сравните препарат со схемой. Зарисуйте зародыш, обозначьте его части: корешок, стебелек, семядоли, почечку.
Сделайте вывод о строении семени фасоли. Какие функции выполняют семядоли зародыша фасоли?
^ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №9 (б)
Тема: Строение семян однодольных растений
Цель: Изучить внешнее и внутреннее строение семян однодольных растений
Оборудование: Чашки с набухшими и сухими семена ми зерновками пшеницы, готовый препарат "Продольный срез зерновки пшеницы".
^ Ход работы:
Рассмотрите на рисунке схему строения зародыша семени однодольного растения. Найдите основные части зародыша: корешок, стебелек, семядолю (зародышевый лист), почечку.
Рассмотрите зерновку пшеницы. Попробуйте отделить покровы зерновки от семени. Удалось ли вам это сделать? Почему?
Рассмотрите продольный срез при малом увеличении микроскопа. Сравните препарат со схемой. Найдите части зерновки: покровы эндосперм и зародыш. Определите, из каких частей состоит зародыш.
Зарисуйте общий вид зерновки и ее продольный разрез. На рисунке отметьте покровы зерновки (околоплодник и кожуру семени), эндосперм. Укажите части зародыша (зародышевый корешок, стебелек, почечку, щиток).
Сформулируйте вывод о строении зерновки пшеницы. Какую функцию выполняет эндосперм.
^ IV Закрепление :
1 Задание А сейчас для закрепления ваших знаний проведем цифровой диктант. (работа в тетради)Я буду зачитывать предложения, если вы согласны со смыслом, запишите цифру - 1, если не согласны - 0. (Презентация. Приложение 24).
1. Семенами размножаются все высшие растения (0)
2. Цветковые растения делятся на 2 класса Однодольные и Двудольные (1)
3. Спора отличается от семени тем, что в семенах есть запас питательных веществ, а в спорах нет, из семени развивается растение, из споры - заросток. (1)
4. Лук, кукуруза, овес относятся к двудольным растениям. (0)
5. Эндосперм представляет собой запас питательных веществ в семенах (1)
6. Семядоля - это первый лист зародыша (1)
7 Спора отличается от семени Спора - одноклеточная единица расселения, имеет малый запас питательных веществ. Спора прорастает при поступлении в клетку влаги. Низшие и многие высшие растения размножаются спорами, не имеющие многоклеточных покровов (искл. Харовые водоросли).Семя-орган полового размножения и расселения семенных растений, обычно развивающийся из оплодотворенного семязачатка.Семя - многоклеточная структура, объединяющая запасающую ткань, зародыш и защитный покров.(1)
Поменяйтесь тетрадями и проведите взаимооценку 0110111
Правильных ответов 7-«5» 6-«4» 4,5-«3» 3-«2»
^ 2 Задание Рубрика «Подумайте” . (Презентация. Приложение 25).
3 Задание Работа в парах. Заполнить таблицу вместо знаков вопроса вставить пропущенные признаки. (Презентация. Приложение 26).
Выход на тему следующего урока. Новое растение развивается из семени, у него есть изначально зародышевый корешок, зародышевый стебелек, зародышевые листья, почечка. Самым первым из семени вырывается корень ,вот о нём и будет идти речь на следующем уроке.
Оценивание. Самооценка, взаимооценка.
^ VI . Домашнее задание § 18 Ответить на вопросы в конце параграфа .Рассмотрите семена яблони и тыквы и выясните, как они устроены. В рабочей тетради выполнить задание № 61.
Составить кроссворд по теме «Строение семян однодольных и двудольных растений».Создать коллекцию семян однодольных и двудольных растений. (Презентация. Приложение 27).^ Литература к уроку: Основная литература 1.Корчагина В.А. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. - М.: Просвещение, 1992.
2.Малеева Ю.В., Чуб В.В. Биология, флора. - М.: Дрофа, 1994.
3.Серебрякова Т.И., Еленевский А.Г. и др. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники. - М.: Просвещение, 1992.
4.Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6-й класс. - М.: Дрофа, 2002.
5.Пономарева И.Н. и др. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6-й класс. - М.: Вентана-Граф, 1999.
6.Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6-й класс. - М.: Дрофа, 2003.
Дополнительная литература
1.Беркинблит М.Б., Глаголев С.М. Биология в вопросах и ответах. - М.: Мирос, Международные отношения, 1994.
2.Биология. Справочник школьника.
biologrefs.ru