Особенности строения клеток растений, животных и грибов. Строение растений и грибов
Особенности строения клеток растений, животных и грибов
Урок: «Особенности строения клеток растений, животных и грибов».
Цель урока: обеспечить знание учащимися сходства и различий в строении клеток растений, животных и грибов.Задачи урока:
образовательные
-формирование знаний об отличительных особенностях растительной, животной и грибной клеток, принципиальном единстве их строения; формировании единой картины живой природы;
развивающие:
- развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
- развивать образное и логическое мышление, речь - словарный запас биологических знаний;
-создать условия для включения учеников в активную познавательную деятельность;
- совершенствовать навыки работы учащихся с микроскопом;
воспитательные
-формирование научного мировоззрения;
-выработка коммуникативных навыков при работе в группе;
-воспитывать интерес к познанию живой природы.
Оборудование:
-таблицы, изображающие строение клеток растений, животных и грибов;
-раздаточный материал для сбора модели клетки;
-раздаточный материал с инструкцией для выполнения лабораторной работы;
-микроскопы;
-готовые микропрепараты клеток растений (элодея), животных (инфузория-туфелька), грибов (мукор).Тип урока: комбинированный.
- презентация.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемное изложение.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Ход урока.
I.Организационный момент. (2мин.)Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и начнем наш урок. А если вы посмотрели бы друг на друга через микроскоп, что бы вы увидели? (клетки) А только мы состоим из клеток? (нет) А кто ещё? (Бактерии, растения, животные, грибы) Значит все они состоят из клеток? (да) На какие две группы мы разделили эти организмы на прошлом уроке? (прокариоты и эукариоты) Давайте вспомним их особенности, выполнив самостоятельную работу.
Проверка домашнего задания. (5 минут)
Для проверки знаний приготовлены задания по вариантам трех уровней: 1,2,3 задания на оценку три, 4 задание на четверку, 5 задание на пятерку.(Выполняется самостоятельная работа на 4 мин.)
(Задания на интерактивной доске)Тема: Сходство и различие в строении прокариотических и эукариотических клеток.
Вариант1.
Выбрать один правильный ответ:1)Перечислите черты сходства клеток прокариот и эукариот:А. Оформленное ядро.Б. Цитоплазма.В. Митохондрии.Г. Эндоплазматическая сеть.
2)Аппарат Гольджи не встречается в клетках:А. Бактерий.Б. Растений.В. Животных.Г. Всех перечисленных.
3)К прокариотам относятся:А. Грибы.Б. Животные.В. Бактерии.Г. Растения.4)Правильно ли утверждение?Кольцевая ДНК характерна для бактерий.5)Вставьте пропущенное слово:Бактерии не относятся к эукариотам, потому что они не имеют………..
Вариант 2.Выбрать один правильный ответ:1)Перечислите черты сходства клеток прокариот и эукариот:А. Оформленное ядро.Б. Митохондрии.В. Эндоплазматическая сеть.Г. Рибосомы.2) Лизосомы не встречается в клетках:А. Бактерий.Б. Растений.В. Животных.Г. Всех перечисленных.3)К эукариотам не относятся:А. Грибы.Б. Животные.В. Бактерии.Г. Растения.4)Правильно ли утверждение?Впячивания клеточной мембраны внутрь клетки бактерий называются мезосомы.5)Вставьте пропущенное слово:Бактерии относятся к прокариотам, потому что они не имеют………..
Взаимопроверка. ( 1мин.)Поменяйтесь с одноклассником тетрадями, проверьте работу, поставьте оценку.Ответы:В1. В.2
1)Б 1)Г2)А 2)А3)В 3)В4)Да 4)Да5)Ядра 5)Ядра
III. Объяснение нового материала
1. Постановка проблемной задачи: (1мин.)Чем же отличаются эукариоты от прокариотов? (наличием ядра)Какие царства живых организмов относятся к эукариотам? (растения животные и грибы)А все эукариоты одинаковы по строению? (нет)
А есть сходства? (есть)
Попробуйте сформулировать тему нашего с вами сегодняшнего урока.
Тема: Особенности строения клеток растений, животных и грибов.
Чтобы выявить особенности строения, мы должны с вами поставить перед собой цели. Давайте их сформулируем и в конце урока подведем итоги, удалось нам достичь поставленных целей или нет. (учащиеся формулируют цели)Учитель подводит итог и формулирует главную цель урокаЦель урока: выяснить сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов и их причины.(записи в тетради, 1мин.)
2. Актуализация знаний. (3 минуты)
Прежде, чем мы с вами займемся выявлением сходства и различий между клетками различных царств эукариот, давайте вспомним органоиды, которые входят в состав клеток и их функции. Это поможет нам составить полное представление о строении клеток различных царств живых организмов.
Игра (Угадай органоид).
На интерактивной доске представлен ряд органоидов. Учитель задает вопрос. Надо назвать органоид найти его на доске и назвать его функцию.
Мелкие, овальные тельца, состоящие из двух субъединиц. (Рибосомы, синтез белка).
Органоиды, внутренние мембраны которых называются кристы. (Митохондрии, синтез АТФ – универсального источника энергии).
Зелёные пластиды, находящиеся в растительной клетке. (Хлоропласты, фотосинтез).
Одномембранные органоиды, содержащие пищеварительные ферменты. (Лизосомы, внутриклеточное пищеварение, расщепление белков, жиров, углеводов).
Центриоли – цилиндры, расположенные перпендикулярно друг к другу. (Клеточный центр, участвует в делении клетки, в формировании веретена деления).
Система трубочек и полостей, пронизывающих цитоплазму клетки. (ЭПС, синтез и транспорт органических веществ).
3. Сходство в строении клеток эукариот. (2 минуты)
Сейчас нельзя с полной уверенностью сказать, когда и как возникла на Земле жизнь. Мы также точно не знаем, как питались первые живые существа на Земле: авготрофно или гетеротрофно. Но в настоящее время на нашей планете мирно сосуществуют представители нескольких царств живых существ. Несмотря на большое различие в строении и образе жизни, очевидно, что между ними сходств больше, чем различий, и все они, вероятно, имеют общих предков, живших в далекой архейской эре. О наличии общих «дедушек» и «бабушек» свидетельствует целый ряд общих признаков у клеток эукариот: простейших, растений, грибов и животных. К этим признакам можно отнести:
— общий план строения клетки: наличие клеточной мембраны, цитоплазмы, ядра, органоидов;— принципиальное сходство процессов обмена веществ и энергии в клетке;— кодирование наследственной информации при помощи нуклеиновых кислот;— единство химического состава клеток;— сходные процессы деления клеток.
4. Различия в строении клеток растений и животных. (15 минут)
В процессе эволюции, в связи с неодинаковыми условиями существования клеток представителей различных царств живых существ, возникло множество отличий. Сравним строение и жизнедеятельность клеток растений, животных и грибов.
Чтобы это сделать все вы сегодня будете работниками научно-исследовательского института перед которыми стоит задача выявить особенности строения клеток растений, животных и грибов. Выполнив вместе задание, мы получим ясную картину сходства и различий. Помощником для вас является учебник стр.75-78 и ваши знания о строении клетки.Выполнение исследовательской работы – моделирование клетки.(выполняется по группам, для каждой группы своё задание, 5 мин; выступление 3 мин.)Задание: 1).Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом и рисунками учебника собрать модель клетки растений (1группа), животных (2группа), грибов (3группа). 2). Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий.3).Найденные данные вписать в таблицу.4).Чем объясняются эти сходства и различия?
Исследовательская работа – моделирование клетки.
1группаРастительная клетка.Задание:1.Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом (стр.75-79), рисунками учебника №22 (стр.56) и №23 (стр.57), таблицей №3 (стр.74), таблицей №4 (стр.76) собрать модель клетки растений .2. Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий растительной клетки с клетками животных и грибов.3.Найденные данные вписать в таблицу на доске и в тетради.4.Чем объясняются эти сходства и различия?Исследовательская работа – моделирование клетки.
2группаЖивотная клетка.Задание:1.Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом (стр.75-79), рисунками учебника №22 (стр.56) и №23 (стр.57), таблицей №3 (стр.74), таблицей №4 (стр. 76) собрать модель клетки животных.2. Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий животной клетки с клетками растений и грибов.3.Найденные данные вписать в таблицу на доске и в тетради.4.Чем объясняются эти сходства и различия?Исследовательская работа – моделирование клетки.
3группаГрибная клетка.Задание:1.Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом (стр.75-79), рисунками учебника №22 (стр.56) и №23 (стр.57), таблицей №3 (стр.74), рисунком клетки собрать модель клетки грибов2. Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий грибной клетки с клетками растений и животных.3.Найденные данные вписать в таблицу на доске и в тетради.4.Чем объясняются эти сходства и различия?
На доске таблица. Один представитель от творческой группы заполняет таблицу, пока второй защищает свою модель.Таблица: Сравнение строения клеток растений, животных и грибов.
Признаки | Клетки растений | Клетки животных | Клетки грибов |
Клеточная стенка | Есть. Клетка не меняет своей формы | Нет. Клетка может менять свою форму | Есть. Клетка не меняет своей формы |
Ядро | Есть | Есть | Есть |
Пластиды | Хлоропласты, хромопласты, лейкопласты. | Нет. | Нет. |
ЭПС | Есть | Есть | Есть |
Рибосомы | Есть | Есть | Есть |
Аппарат Гольджи | Есть | Есть | Есть |
Лизосомы | Есть | Есть | Есть |
Митохондрии | Есть | Есть | Есть |
Вакуоли | Крупные полости, с клеточным соком, с запасом питательных веществ. Тургор клетки. | Мелкие пищеварительные, сократительные, выделительные. | Полости с клеточным соком, с запасом питательных веществ. Тургор клетки. |
Синтез АТФ | В пластидах и митохондриях | В митохондриях | В митохондриях |
Запасной углевод | Крахмал | Гликоген | Гликоген |
Центриоли | Нет | Есть | Есть |
Способ питания | Автотрофы | Гетеротрофы | Гетеротрофы: сапрофиты, симбионты, паразиты |
Деление | Образуются перегородки между дочерними клетками | Образуются перетяжки между дочерними клетками | Образуются перегородки между дочерними клетками |
7.О чём говорит сходство и различие растительной, животной и грибной клетки?
Выводы: (1мин.)
1.Сходство указывает на принадлежность этих клеток к эукариотами и на единство их происхождения.2. Различия указывают на то, что они относятся к разным царствам. Их эволюция шла разными путями.
IV. Закрепление знаний. (10 минут)
Существует пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Давайте мы с вами сейчас рассмотрим клетки растений, животных и грибов под микроскопом и выполним лабораторную работу (инструкции у каждого на столе). Не забывайте при работе с микроскопом о правилах Т.Б.
Лабораторная работа
Тема: Наблюдение клеток растений , животных, грибов под микроскопом на готовых микропрепаратах.
Цель:
рассмотреть клетки растений , животных, грибов под микроскопом на готовых микропрепаратах (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов.
Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты растительной (элодея), животной (инфузория-туфелька), грибной (плесневые грибы) клеток
Ход работы. На уроке:-рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты растительных, животных и грибных клеток; -зарисуйте по одной растительной, животной и грибной клетке; - подпишите их основные части, видимые в микроскоп.
Дома: -сравните строение растительной и животной клеток;
- почему грибы относят к отдельному царству? -о чем свидетельствует сходство клеток растений, грибов и животных? -о чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы?
Обсуждение результатов.
V. Практическое применение полученных знаний. (5 минут)
Ребята, мы многое знаем про клетки, а эти знания нужны в жизни человека? (Да)
Сообщения учащихся о достижениях в изучении клетки, значении их.
Рефлексия (2минуты)
Продолжите предложения - наш урок подошел к концу и я хочу сказать:
-для меня было открытием то, что ……….
-сегодня мне на уроке удалось (не удалось) …………
Итак, скажите мне пожалуйста, удалось нам сегодня реализовать цель, которую мы поставили в начале урока? (Да)
Выставление оценок (2 минуты)
Домашнее задание.
1)§19.
2) Оформить лабораторную работу.
Урок закончен, до свидания.
multiurok.ru
Строение клетки гриба
Клетки грибов, растений и животных имеют много общего не только в химическом составе, но и в строении.
Клеточная стенка
Клетка большинства грибов имеет хорошо выраженную клеточную стенку обычно около 0,2 мкм. толщиной. Наружный слой клеточной стенки часто аморфный, а внутренний представляет собой гомогенный матрикс с погруженным в него и определенными образом ориентированными микрофибриллами. Нередко бывает и более сложный слой.
Клеточная стенка содержит 80-90% полисахаридов, связанных с белками и липидами. Кроме того в её состав входят полифосфаты и меланины. Микрофибрильные скелетные компоненты клеточной стенки состоят из хитина или целлюлозы.
Органеллы клетки
В цитоплазме клеток грибов различимы рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи и ядра. Протопласт грибов окружен цитоплазматической мембраной – плазмалеммой.
Между клеточной стенкой и цитоплазматической мембраной располагаются ломасомы – мембранные структуры, имеющие вид многочисленных пузырьков. В зависимости от происхождения различают настоящие ломасомы и плазмалеммасомы. Последние представляют собой производное плазмалеммы.
На границе между цитоплазмой и вакуолью располагается мембрана тонопласт. Между тонопластом и плазмалеммой находится внутренняя мембранная система – эндоплазматическая сеть (ЭПС). Митохондрии грибов сходны с митохондриями растений, но отличаются от них некоторыми деталями строения. В цитоплазме часто присутствуют микротельца - округлые или овальные мембранные структуры. Возможно, они являются предшественниками лизосом или пероксисом – органелл, содержащих соответственно гидролитические ферменты или каталазу. В растущих участках гиф содержаться везикулы, происходящие от ЭПС. Они участвуют в транспорте веществ от аппарата Гольджи к месту синтеза клеточной стенки.
В клетке гриба находится от 1 до 20-30 ядер. Их размер обычно около 2-3 мкм. Ядра грибов имеют типичное строение. Они окружены оболочкой из двух мембран. В нуклеоплазме содержаться ядрышко и хромосомы. При митотическом делении ядра ядерная оболочка часто сохраняется.
В клетках грибов присутствуют многочисленные включения: гранулы гликогена, капли липидов. В вакуолях часто находятся гранулы белков и волютина.
Органеллы движения. Подвижные клетки – зооспоры и гаметы имеют жгутики. Жгутики бывают двух видов: бичевидные гладкие и перистые.
Типичная клетка эукариота.
biofile.ru
Строение клеток растений, животных и грибов.
Строение клеток растений, животных и грибов. Вирусы.
5 класс
Подготовила: учитель биологии Шапошникова Юлия Владимировна.
Тема урока: Строение клеток растений, животных и грибов.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель: изучить состав и строение клетки, выявить роль органоидов клетки.
Задачи:
-образовательные: изучить строение клетки растений, животных и грибов, а так же вспомнить роль органоидов в клетке, выявить общие черты в строении растительной, животной и грибной клетках, а также отличия между ними.
-развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; находить различия между клетками растений, животных и грибов, анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
-воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду, интерес к изучению биологии; развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к природе, потребность в бережном отношении к ней, в охране растительного и животного мира.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Формирование умения работать с учебником.
Формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
Формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
Формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Личностные УУД
Смыслообразование (каков смысл изучения данной темы).
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Методы: частично-поисковый.
План урока:
Актуализация знаний.
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Изучение нового материала.
Первичное закрепление, усвоение и контроль усвоения знаний.
Домашнее задание.
На прошлом уроке мы рассматривали строение клеток бактерий. Узнали об особенностях строения и жизнедеятельности самых древних и самых маленьких одноклеточных организмов.
Какое строение имеет бактериальная клетка?
Давайте вспомним развитие клеточной теории.
1. Выберите положение, которое НЕ является положением клеточной теории:
а) в клетке происходят все процессы, свойственные живому организму; б) в составе многоклеточного организма сходные по строению клетки объединяются в ткани; в) все живые организмы состоят из клеток; г) клетки разных организмов сходны по строению и составу веществ.
2. Впервые наблюдал и ввёл в науку термин «клетка» учёный: а) А. Левенгук; б) Р. Гук; в) М. Шлейден; г) Р. Броун.
3. Детально изучить клеточное строение организмов можно: а) с помощью лупы; б) с помощью микроскопа; в) с помощью телескопа; г) невооружённым глазом.
4. Наименьшей единицей строения живых организмов является: а) ткань; б) клетка; в) орган; г) ядро.
5. Клеточную теорию создали учёные: а) А. Левенгук и Р. Броун; б) М. Шлейден и Т. Шванн; в) Р. Броун и М. Шлейден; г) Т. Шванн и А. Левенгук.
Проверка теста.
Теперь давайте попробуем сформулировать цель нашего урока.
Чем различаются клетки растений, животных и грибов.
Каждая клетка имеет три обязательные части: клеточную мембрану, цитоплазму и генетический аппарат (рис. 2.13 учебник). В ходе изучения рисунков заполняют таблицу (приложение 1)
Клеточная мембрана не только ограничивает внутреннее содержимое клетки, но и защищает его от неблагоприятных влияний окружающей среды, поддерживает определённую форму клеток. Через мембрану происходит обмен веществ между содержимым клетки и внешней средой.
Клетки бактерий, грибов и растений, кроме мембраны, имеют, как правило, ещё и клеточную стенку (оболочку). Она является наружным скелетом клетки и определяет её форму. Клеточная стенка пропицаема для воды, солей и многих органических веществ.
Цитоплазма — полужидкое содержимое клетки. В ней находятся различные органоиды (от греч. органон — орган) и клеточные включения. Цитоплазма объединяет все клеточные структуры и обеспечивает их взаимодействие. Генетический аппарат — важнейшая часть клетки. Именно он контролирует все процессы жизнедеятельности и определяет способность клетки к самовоспроизведению. В клетках растений, животных и грибов генетический аппарат окружён мембраной и называется ядром. В ядре расположены носители наследственной информации о клетке и организме в целом — хромосомы (от греч. хрома — краска и сома — тельце). От хромосом зависит сходство родителей и потомства. В ядре может находиться одно или несколько ядрышек. У бактерий ядра нет и ядерное вещество расположено непосредственно в цитоплазме.
Особенности строения клеток
Клетки организмов, относящихся к разным царствам живой природы, имеют свои особенности. Так, только клетки растений содержат в цитоплазме пластиды. Они бывают бесцветными или окрашенными в различные цвета. В бесцветных пластидах накапливаются запасы питательных веществ. Пластиды, окрашенные в жёлтый и красный цвета, определяют окраску лепестков цветов, осенних листьев, зрелых плодов.
Наиболее важное значение имеют пластиды, окрашенные в зелёный цвет, — хлоропласты (от греч. хлорос — зелёный), содержащие хлорофилл. В хлоропластах происходит процесс фотосинтеза.
Вакуоли (от лат. вакуус — пустой) содержат клеточный сок — водный раствор органических и неорганических соединений. В клеточном соке растений могут содержаться красящие вещества (пигменты), придающие синюю, фиолетовую, малиновую окраску лепесткам и другим частям растений, а также осенним листьям.
Наиболее простое строение имеют клетки бактерий. Клетки грибов, в отличие от клеток растений и животных, как правило, содержат много ядер. Но, несмотря на различия в строении, клетки растений, животных и грибов имеют сходный набор органоидов, не существует принципиальных отличий и в работе их генетического аппарата, и в процессах, связанных с обменом веществ.
Новые термины: Клеточная мембрана. Цитоплазма. Генетический аппарат. Ядро. Хромосомы. Пластиды. Вакуоли
Ответьте на вопросы
1. Какую функцию выполняет клеточная мембрана?
2. Для каких клеток характерна клеточная стенка (оболочка)? Какова её роль?
3. Какую роль выполняет генетический аппарат клетки?
4. В чём принципиальное отличие в строении клеток бактерий от клеток растений, животных и грибов?
ПОДУМАЙТЕ!
О чём свидетельствует сходство химического состава и строения всех клеток?
Какие вещества встречаются в клетках живых организмов и отсутствуют в телах неживой природы?
Вывод урока:
1. Клетки растений в отличие от клеток животных имеют хлоропласты, благодаря которым осуществляется процесс фотосинтеза.
2. Клетки животных и растений имеют одинаковые главные части: ядро, цитоплазму и оболочку.
3. Признаки сходства доказывают единство происхождения жизни на Земле, а признаки отличия разные процессы жизнедеятельности клеток.
Приложение 1
Сравните клетки растений, животных и грибов и укажите отличия
Части клетки, органоиды | Растительная клетка | Животная клетка | Грибная клетка |
Клеточная оболочка | + | - | + |
Клеточная мембрана | - | + | - |
Цитоплазма | + | + | + |
Ядро | + | + | + |
Вакуоль | + | + | + |
Хлоропласты | + | - | - |
Включения | + | + | + |
Приложение 2
Биологический диктант
1.Этот органоид защищает содержимое клетки от воздействий внешней среды. (МЕМБРАНА)
2.Самое распространенное вещество клетки. (Вода)
3.Самый простой увеличительный прибор (Лупа)
4.Оптический прибор, позволяющий увидеть увеличенное изображение мелких предметов. (Микроскоп).
5. Органоид клетки, где хранится наследственная информация.(Ядро).
6. Организмы, в клетке которых отсутствует оформленное ядро (Доядерные)
7.Вязкое полужидкое вещество клетки (Цитоплазма)
В1. Вставьте в текст «Строение клетки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя при этом числовые обозначения.
Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости – (А)_______, которые заполнены (Б)_______. В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца – (В)_______. Они могут быть разных цветов. Зелёные – (Г)_______, участвуют в процессе (Д)________; оранжевые – хромопласты, придают окраску листьям…
СПИСОК СЛОВ
1.ядро 2. хлоропласт 3. клеточный сок 4. оболочка 5. вакуоль 6. фотосинтез 7. пластиды
Домашнее задание: §17 с.46-47
Дополнительный материал (записать в тетрадь).Что изучают перечисленные науки
Цитология - ……………………………………………………….
Ботаника - ………………………………………………………….
Микология - ……………………………………………………….
Вирусология - ……………………………………………………..
Зоология - …………………………………………………………
multiurok.ru
Строение клетки грибов
Грибы отличаются от всех эукариотов наиболее простым строением клетки.
Обычно она состоит из оболочки, протопласта, вакуолей. В состав протопласта входит цитоплазма и ядро. Цитоплазма содержит органоиды, находящиеся в гиалоплазме.
Клеточная оболочка. Ее свойства зависят от многих функций грибов, особенно тех, которые связаны с контактом грибной клетки с внешней средой. Состав клеточной оболочки изменяется при переходе из одной фазы роста в другую или зависит от типов роста — дрожжеподобный, гифальный и т. д.
Грибы отличаются разнообразным составом клеточной оболочки. Она может быть целлюлозно-хитиновой, хитиново-глюкановой. В ней имеются гетерополимеры, содержащие маннозу, глюкозу, галактозу. Один из основных компонентов клеточной оболочки — хитин (азотсодержащее, нерастворимое в крепких растворах щелочей вещество). Он составляет у некоторых грибов до 60% сухого веса оболочки. У грибов из отдела Zygomycota (мукоральные грибы) в клеточной оболочке обнаружен хитозан. Клеточная оболочка придает форму вегетативным клеткам гиф и органам размножения, ее поверхность является местом локализации некоторых ферментов. Она часто многослойна, устойчива к разрушению. По мере старения оболочка может кутинизироваться, инкрустироваться оксалатом кальция. Наружные слои оболочки могут ослизняться.
Протопласт. Это сферическое образование клетки, которому свойственны метаболические процессы и способность к регенерации. От клеточной оболочки протопласт отделен плазмалеммой — мембраной, содержащей липиды и белки. Главная ее функция — регуляция поступления растворов из окружающей среды в клетку и наоборот. Поступление веществ может быть пассивным и активным, протекающим с затратами энергии в виде АТФ. В протопласте различают ядро и цитоплазму. В состав цитоплазмы входят разнообразные органоиды (митохондрии, эндоплазматическая сеть, рибосомы и др.), связанные гиалоплазмой. В ней формируются надмолекулярные агрегаты — микрофиламенты и микротрубочки, обусловливающие цитоскелет клетки. У грибов большее значение имеют микрофиламенты, у растений — микротрубочки. Рибосомы находятся в основном в цитоплазме. Эндоплазматический ретикулюм выражен слабо. Митохондрии похожи на митохондрии растений, но кристы сплющенные или тарелкообразные. Диктиосомы (тельца Гольджи), имеющие большое значение у растений в формировании клеточной стенки, практически не встречаются. Вместо диктиосом обнаруживаются скопления эндоплазматического ретикулюма с небольшим количеством ламелл. Одной из особенностей протопласта клетки грибов является наличие около цитоплазматической мембраны губковидных электронно-прозрачных телец — ломасом, функции которых окончательно не выяснены.
Ядро. У большинства грибов оно обычно небольших размеров, окружено двойной мембраной, круглое, удлиненное, расположено либо в центре, либо у клеточной оболочки или перегородки. Клетки гиф содержат одно или несколько ядер. В ядре обычно находится одно ядрышко, но иногда оно отсутствует. Основная функция ядра — репликация ДНК и перенос генетической информации в цитоплазму через РНК. К особенностям ядерного аппарата грибов относится наличие дикарионов (n + n), спаренных ядер в клетке после слияния цитоплазмы. Другая особенность ядер — способность передвигаться из одной клетки в другую.
Следует отметить некоторые особенности митоза. У большинства грибов митоз «закрытый» (без разрушения ядерной оболочки), отсутствуют центриоли. Образование перегородки между разделившимися клетками не всегда происходит сразу после деления ядра, в результате чего могут образоваться многоядерные клетки.
Вакуоли. Отграничены от протопласта мембраной — тонопластом. В молодых клетках вакуоли мелкие. Впоследствии они сливаются, образуя крупную вакуоль. В вакуолях в коллоидном состоянии находятся полифосфаты, различные питательные вещества. У низкоорганизованных грибов и в зооспорах имеются особые пульсирующие вакуоли, способные сокращаться и вновь расширяться.
Жгутики имеются у представителей отдела хитридиомикота. Они способствуют передвижению зооспор и гамет. По строению отличаются от жгутиков бактерий, но похожи на жгутики простейших, гамет растений и многих животных. В центре находятся две одиночные, а по периферии — девять двойных фибрилл.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
www.activestudy.info
Царство грибов. Отличие грибов от растений и животных. Строение грибной клетки, способы размножения. Циклы воспроизведения у грибов.
Экология Царство грибов. Отличие грибов от растений и животных. Строение грибной клетки, способы размножения. Циклы воспроизведения у грибов.
Количество просмотров публикации Царство грибов. Отличие грибов от растений и животных. Строение грибной клетки, способы размножения. Циклы воспроизведения у грибов. - 84
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Царство грибов. Отличие грибов от растений и животных. Строение грибной клетки, способы размножения. Циклы воспроизведения у грибов. |
Рубрика (тематическая категория) | Экология |
Грибы — царство живых организмов, которые сочетают в себе признаки растений и животных.
С растениями их сближает-. 1) наличие хорошо выраженной клеточной стенки; 2) неподвижность в вегетативном состоянии; 3) размножение спорами; 4) способность к синтезу витаминов; 5) поглощение пищи путем всасывания (адсорбции). Общим с животными является˸ 1) гетеротрофность; 2) наличие в составе клеточной стенки хитина, характерного для наружного скелета членистоногих; 3) отсутствие в клетках хлоропластов и фотосинтезирующих пигментов; 4) накопление гликогена как запасного вещества; 5) образование и выделение продукта метаболизма — мочевины. Данные особенности строения и жизнедеятельности грибов позволяют считать их одной их самых древних групп эукариотных организмов, не имеющих прямой эволюционной связи с растениями, как считалось ранее. Грибы и растения возникли независимо от разных форм микроорганизмов, обитавших в воде.
Известно более 100 тыс. видов грибов, причем предполагается, что реальное число их значительно больше — 250—300 тыс. и более. Подавляющее большинство их обитает на суше, причем встречаются они практически повсеместно, где может существовать жизнь.
Строение грибов. Вегетативное тело подавляющего большинства видов грибов — это мицелий, или грибница, состоящая из тонких бесцветных (иногда слегка окрашенных) нитей, или гиф, с неограниченным ростом и боковым ветвлением. Мицелий обычно дифференцируется на две функционально различные части˸ субстратный, служащий для прикрепления к субстрату, поглощения и транспортировки воды и растворенных в ней веществ, и воздушный, поднимающийся над субстратом и образующий органы размножения. В процессе приспособления к различным наземным условиям обитания у грибов возникают многочисленные видоизменения мицелия˸ это склероции, столоны, ризоиды, ризоморфы, ап-прессории, гаустории и др. Размещено на реф.рфНапример, с помощью столонов — воздушных дугообразных гиф — гриб быстро распространяется по субстрату. Столоны прикрепляются к субстрату ризоидами. Функцию прикрепления выполняют и аппрессории, имеющие вид плоских утолщений на ветках гиф. Гаустории, характерные для грибов-паразитов, представляют из себяспециальные выросты мицелия, проникающие в клетки хозяина и поглощающие из них питательные вещества.
Строение клетки гриба˸ Клетки грибов, растений и животных имеют много общего не только в химическом составе, но и в строении. Клеточная стенка˸ обычно около 0,2 мкм. толщинои̌. Наружный слой клеточной стенки часто аморфный, а внутренний представляет собой гомогенный матрикс с погруженным в него и определенными образом ориентированными микрофибриллами. Нередко бывает и более сложный слой. Клеточная стенка содержит 80-90% полисахаридов, связанных с белками и липидами. Кроме того в её состав входят полифосфаты и меланины. Микрофибрильные скелетные компоненты клеточной стенки состоят из хитина или целлюлозы.
Царство грибов. Отличие грибов от растений и животных. Строение грибной клетки, способы размножения. Циклы воспроизведения у грибов. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Царство грибов. Отличие грибов от растений и животных. Строение грибной клетки, способы размножения. Циклы воспроизведения у грибов." 2014, 2015-2016.
referatwork.ru
Особенности строения клеток растений, животных и грибов
Урок: «Особенности строения клеток растений, животных и грибов».
Цель урока: обеспечить знание учащимися сходства и различий в строении клеток растений, животных и грибов.Задачи урока:
образовательные
-формирование знаний об отличительных особенностях растительной, животной и грибной клеток, принципиальном единстве их строения; формировании единой картины живой природы;
развивающие:
- развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
- развивать образное и логическое мышление, речь - словарный запас биологических знаний;
-создать условия для включения учеников в активную познавательную деятельность;
- совершенствовать навыки работы учащихся с микроскопом;
воспитательные
-формирование научного мировоззрения;
-выработка коммуникативных навыков при работе в группе;
-воспитывать интерес к познанию живой природы.
Оборудование:
-таблицы, изображающие строение клеток растений, животных и грибов;
-раздаточный материал для сбора модели клетки;
-раздаточный материал с инструкцией для выполнения лабораторной работы;
-микроскопы;
-готовые микропрепараты клеток растений (элодея), животных (инфузория-туфелька), грибов (мукор).Тип урока: комбинированный.
- презентация.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемное изложение.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Ход урока.
I.Организационный момент. (2мин.)Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и начнем наш урок. А если вы посмотрели бы друг на друга через микроскоп, что бы вы увидели? (клетки) А только мы состоим из клеток? (нет) А кто ещё? (Бактерии, растения, животные, грибы) Значит все они состоят из клеток? (да) На какие две группы мы разделили эти организмы на прошлом уроке? (прокариоты и эукариоты) Давайте вспомним их особенности, выполнив самостоятельную работу.
Проверка домашнего задания. (5 минут)
Для проверки знаний приготовлены задания по вариантам трех уровней: 1,2,3 задания на оценку три, 4 задание на четверку, 5 задание на пятерку.(Выполняется самостоятельная работа на 4 мин.)
(Задания на интерактивной доске)Тема: Сходство и различие в строении прокариотических и эукариотических клеток.
Вариант1.
Выбрать один правильный ответ:1)Перечислите черты сходства клеток прокариот и эукариот:А. Оформленное ядро.Б. Цитоплазма.В. Митохондрии.Г. Эндоплазматическая сеть.
2)Аппарат Гольджи не встречается в клетках:А. Бактерий.Б. Растений.В. Животных.Г. Всех перечисленных.
3)К прокариотам относятся:А. Грибы.Б. Животные.В. Бактерии.Г. Растения.4)Правильно ли утверждение?Кольцевая ДНК характерна для бактерий.5)Вставьте пропущенное слово:Бактерии не относятся к эукариотам, потому что они не имеют………..
Вариант 2.Выбрать один правильный ответ:1)Перечислите черты сходства клеток прокариот и эукариот:А. Оформленное ядро.Б. Митохондрии.В. Эндоплазматическая сеть.Г. Рибосомы.2) Лизосомы не встречается в клетках:А. Бактерий.Б. Растений.В. Животных.Г. Всех перечисленных.3)К эукариотам не относятся:А. Грибы.Б. Животные.В. Бактерии.Г. Растения.4)Правильно ли утверждение?Впячивания клеточной мембраны внутрь клетки бактерий называются мезосомы.5)Вставьте пропущенное слово:Бактерии относятся к прокариотам, потому что они не имеют………..
Взаимопроверка. ( 1мин.)Поменяйтесь с одноклассником тетрадями, проверьте работу, поставьте оценку.Ответы:В1. В.2
1)Б 1)Г2)А 2)А3)В 3)В4)Да 4)Да5)Ядра 5)Ядра
III. Объяснение нового материала
1. Постановка проблемной задачи: (1мин.)Чем же отличаются эукариоты от прокариотов? (наличием ядра)Какие царства живых организмов относятся к эукариотам? (растения животные и грибы)А все эукариоты одинаковы по строению? (нет)
А есть сходства? (есть)
Попробуйте сформулировать тему нашего с вами сегодняшнего урока.
Тема: Особенности строения клеток растений, животных и грибов.
Чтобы выявить особенности строения, мы должны с вами поставить перед собой цели. Давайте их сформулируем и в конце урока подведем итоги, удалось нам достичь поставленных целей или нет. (учащиеся формулируют цели)Учитель подводит итог и формулирует главную цель урокаЦель урока: выяснить сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов и их причины.(записи в тетради, 1мин.)
2. Актуализация знаний. (3 минуты)
Прежде, чем мы с вами займемся выявлением сходства и различий между клетками различных царств эукариот, давайте вспомним органоиды, которые входят в состав клеток и их функции. Это поможет нам составить полное представление о строении клеток различных царств живых организмов.
Игра (Угадай органоид).
На интерактивной доске представлен ряд органоидов. Учитель задает вопрос. Надо назвать органоид найти его на доске и назвать его функцию.
Мелкие, овальные тельца, состоящие из двух субъединиц. (Рибосомы, синтез белка).
Органоиды, внутренние мембраны которых называются кристы. (Митохондрии, синтез АТФ – универсального источника энергии).
Зелёные пластиды, находящиеся в растительной клетке. (Хлоропласты, фотосинтез).
Одномембранные органоиды, содержащие пищеварительные ферменты. (Лизосомы, внутриклеточное пищеварение, расщепление белков, жиров, углеводов).
Центриоли – цилиндры, расположенные перпендикулярно друг к другу. (Клеточный центр, участвует в делении клетки, в формировании веретена деления).
Система трубочек и полостей, пронизывающих цитоплазму клетки. (ЭПС, синтез и транспорт органических веществ).
3. Сходство в строении клеток эукариот. (2 минуты)
Сейчас нельзя с полной уверенностью сказать, когда и как возникла на Земле жизнь. Мы также точно не знаем, как питались первые живые существа на Земле: авготрофно или гетеротрофно. Но в настоящее время на нашей планете мирно сосуществуют представители нескольких царств живых существ. Несмотря на большое различие в строении и образе жизни, очевидно, что между ними сходств больше, чем различий, и все они, вероятно, имеют общих предков, живших в далекой архейской эре. О наличии общих «дедушек» и «бабушек» свидетельствует целый ряд общих признаков у клеток эукариот: простейших, растений, грибов и животных. К этим признакам можно отнести:
— общий план строения клетки: наличие клеточной мембраны, цитоплазмы, ядра, органоидов;— принципиальное сходство процессов обмена веществ и энергии в клетке;— кодирование наследственной информации при помощи нуклеиновых кислот;— единство химического состава клеток;— сходные процессы деления клеток.
4. Различия в строении клеток растений и животных. (15 минут)
В процессе эволюции, в связи с неодинаковыми условиями существования клеток представителей различных царств живых существ, возникло множество отличий. Сравним строение и жизнедеятельность клеток растений, животных и грибов.
Чтобы это сделать все вы сегодня будете работниками научно-исследовательского института перед которыми стоит задача выявить особенности строения клеток растений, животных и грибов. Выполнив вместе задание, мы получим ясную картину сходства и различий. Помощником для вас является учебник стр.75-78 и ваши знания о строении клетки.Выполнение исследовательской работы – моделирование клетки.(выполняется по группам, для каждой группы своё задание, 5 мин; выступление 3 мин.)Задание: 1).Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом и рисунками учебника собрать модель клетки растений (1группа), животных (2группа), грибов (3группа). 2). Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий.3).Найденные данные вписать в таблицу.4).Чем объясняются эти сходства и различия?
Исследовательская работа – моделирование клетки.
1группаРастительная клетка.Задание:1.Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом (стр.75-79), рисунками учебника №22 (стр.56) и №23 (стр.57), таблицей №3 (стр.74), таблицей №4 (стр.76) собрать модель клетки растений .2. Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий растительной клетки с клетками животных и грибов.3.Найденные данные вписать в таблицу на доске и в тетради.4.Чем объясняются эти сходства и различия?Исследовательская работа – моделирование клетки.
2группаЖивотная клетка.Задание:1.Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом (стр.75-79), рисунками учебника №22 (стр.56) и №23 (стр.57), таблицей №3 (стр.74), таблицей №4 (стр. 76) собрать модель клетки животных.2. Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий животной клетки с клетками растений и грибов.3.Найденные данные вписать в таблицу на доске и в тетради.4.Чем объясняются эти сходства и различия?Исследовательская работа – моделирование клетки.
3группаГрибная клетка.Задание:1.Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом (стр.75-79), рисунками учебника №22 (стр.56) и №23 (стр.57), таблицей №3 (стр.74), рисунком клетки собрать модель клетки грибов2. Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий грибной клетки с клетками растений и животных.3.Найденные данные вписать в таблицу на доске и в тетради.4.Чем объясняются эти сходства и различия?
На доске таблица. Один представитель от творческой группы заполняет таблицу, пока второй защищает свою модель.Таблица: Сравнение строения клеток растений, животных и грибов.
Признаки | Клетки растений | Клетки животных | Клетки грибов |
Клеточная стенка | Есть. Клетка не меняет своей формы | Нет. Клетка может менять свою форму | Есть. Клетка не меняет своей формы |
Ядро | Есть | Есть | Есть |
Пластиды | Хлоропласты, хромопласты, лейкопласты. | Нет. | Нет. |
ЭПС | Есть | Есть | Есть |
Рибосомы | Есть | Есть | Есть |
Аппарат Гольджи | Есть | Есть | Есть |
Лизосомы | Есть | Есть | Есть |
Митохондрии | Есть | Есть | Есть |
Вакуоли | Крупные полости, с клеточным соком, с запасом питательных веществ. Тургор клетки. | Мелкие пищеварительные, сократительные, выделительные. | Полости с клеточным соком, с запасом питательных веществ. Тургор клетки. |
Синтез АТФ | В пластидах и митохондриях | В митохондриях | В митохондриях |
Запасной углевод | Крахмал | Гликоген | Гликоген |
Центриоли | Нет | Есть | Есть |
Способ питания | Автотрофы | Гетеротрофы | Гетеротрофы: сапрофиты, симбионты, паразиты |
Деление | Образуются перегородки между дочерними клетками | Образуются перетяжки между дочерними клетками | Образуются перегородки между дочерними клетками |
7.О чём говорит сходство и различие растительной, животной и грибной клетки?
Выводы: (1мин.)
1.Сходство указывает на принадлежность этих клеток к эукариотами и на единство их происхождения.2. Различия указывают на то, что они относятся к разным царствам. Их эволюция шла разными путями.
IV. Закрепление знаний. (10 минут)
Существует пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Давайте мы с вами сейчас рассмотрим клетки растений, животных и грибов под микроскопом и выполним лабораторную работу (инструкции у каждого на столе). Не забывайте при работе с микроскопом о правилах Т.Б.
Лабораторная работа
Тема: Наблюдение клеток растений , животных, грибов под микроскопом на готовых микропрепаратах.
Цель:
рассмотреть клетки растений , животных, грибов под микроскопом на готовых микропрепаратах (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов.
Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты растительной (элодея), животной (инфузория-туфелька), грибной (плесневые грибы) клеток
Ход работы. На уроке:-рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты растительных, животных и грибных клеток; -зарисуйте по одной растительной, животной и грибной клетке; - подпишите их основные части, видимые в микроскоп.
Дома: -сравните строение растительной и животной клеток;
- почему грибы относят к отдельному царству? -о чем свидетельствует сходство клеток растений, грибов и животных? -о чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы?
Обсуждение результатов.
V. Практическое применение полученных знаний. (5 минут)
Ребята, мы многое знаем про клетки, а эти знания нужны в жизни человека? (Да)
Сообщения учащихся о достижениях в изучении клетки, значении их.
Рефлексия (2минуты)
Продолжите предложения - наш урок подошел к концу и я хочу сказать:
-для меня было открытием то, что ……….
-сегодня мне на уроке удалось (не удалось) …………
Итак, скажите мне пожалуйста, удалось нам сегодня реализовать цель, которую мы поставили в начале урока? (Да)
Выставление оценок (2 минуты)
Домашнее задание.
1)§19.
2) Оформить лабораторную работу.
Урок закончен, до свидания.
multiurok.ru