Покрытосеменные растения 6 класс. Урок биологии по теме «Отдел покрытосеменные. Общая характеристика и значение». 6-й класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект урока по биологии для 6 класса "Покрытосеменные или цветковые растения". Покрытосеменные растения 6 класс


"отдел покрытосеменные растения" 6 класс

Тема урока: Отдел Покрытосеменные растения

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения покрытосеменных, их значением в природе и жизни человека.

Задачи урока:

Образовательные задачи:1. Раскрыть существенные признаки организации покрытосеменных растений, позволившие наиболее широко распространиться на Земле. 2. Сформировать представление о более сложной организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными;

Развивающие задачи: 1. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, через создание проблемной ситуации и ее решение; 2. Развивать память, речь, умение выделять главное; обобщать, проводить аналогию и сравнение; научить правильно оценивать уровень своих знаний, совершенствовать навыки самостоятельной работы с натуральными объектами. 3. Развивать знания о прикладном значении ботаники, показав роль покрытосеменных растений в природе и жизни человека.

Воспитательные задачи: 1. Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия. 2. Продолжить формирование основ экологической культуры. 3.Отрабатывать умение работать самостоятельно и в малых группах. 4.Способствовать воспитанию чувства удовлетворения и успеха от интеллектуального труда. 5. Воспитывать любовь к родной природе и творчеству.

Место и роль урока в изучаемой теме: Урок №5 в теме «Основные отделы царства растений»

Тип урока: комбинированный, изучения новой темы с использованием компьютера в демонстрационном режиме. Использование регионального компонента для более глубокого изучения темы.

Оборудование: презентация, комнатные растения, плоды, фотографии растений, находящихся под охраной

 Ход урока:

  1. Организационный момент: эпиграф к уроку

«Природа неисчерпаема для прилежного наблюдателя. Каждый любознательный человек может сделать свое открытие» В.М. Лесков

II. Проверка знаний пройденного материала: Отдел Голосеменные

  1. Игра «эстафета»: участвуют учащиеся 1,2,3 ряда; готовятся и отвечают по 2 человека в группе за партой, на каждом столе задание.

Содержание заданий:

- Из предложенных гербарных образцов на столе выбрать первым партам: 1 ряд-мхи, 2 ряд-папоротники, 3 ряд-голосеменные, прикрепить магнитом гербарий к доске

- вторые парты из предложенных в конверте одинаковых карточек, выбирают те, которые характеризуют наличие вегетативных органов у представителей отделов. Например, мхи - ризоиды, листья, стебель; папоротники-корневая система, стебель, листья и т.д. прикрепляют рядом с гербарием на доску.

- ответить на вопросы «Блиц опрос» следующим группам за партами:

1 ряд - Какое хвойное растение сбрасывает осенью хвою?

2 ряд - Почему при длительном путешествии по тайге в старые времена охотники готовили отвар из хвои сосны или ели, или же жевали хвою?

3 ряд - Какие виды хвойных растений произрастают в нашем районе?

1 ряд – Чем семя отличается от споры?

2 ряд – Чем спермий отличается от сперматозоида?

3ряд – Чем ризоиды отличаются от корней?

  1. Обобщение знаний: Какая группа растений более высокоорганизованная из изученных? Почему это именно голосеменные растения? Какие признаки говорят о их более высокой организации?

  2. Оценка знаний: по количеству набранных жетонов за верные ответы выставить отметки.

II. Изучение нового материала Сегодня мы познакомимся с покрытосеменными, или цветковыми растениями.

Постановка проблемы урока.

Почему покрытосеменные растения господствующая группа растений на Земле? (они очень разнообразны и заняли все среды жизни Земле). Какие особенности позволили цветковым растениям господствовать?

Вы любите цветы? Кто же их не любит. Ведь каждый цветок - это упавшая с неба звезда. На земле нет ничего прекраснее и нежнее цветов. Посмотрите на них. О чём вы думаете, глядя на цветы? Что они значат для вас? Ответьте, пожалуйста, одним словом!

Цветы, как люди, на добро щедры,И, щедро нежность, людям отдавая,Они цветут, сердца обогревая,Как маленькие тёплые костры.К. Жанэ

Посмотрите на цветковое растение. Почему их называют покрытосеменными?

Какие особенности вы можете видеть в сравнении с Голосеменными растениями. (Имеется орган семенного размножения – цветок. Семя развивается внутри плода, т.е. защищено, кроме того оно при прорастании имеет органические вещества для питания проростка при его перегнивании.

Признаки Покрытосеменных растений.

На столах гербарные образцы разнообразных представителей цветковых.

- Используйте текст параграфа 42, стр.156-157 учебника, а так же используя таблицу 2, стр. 157, отметьте особенности цветковых растений или покрытосеменных. Заслушать ответы учащихся

Посмотрите кадры презентации - 8 кадров:

1. Количество видов покрытосеменных? (250 тыс. видов).

2. Наличие хорошо развитых органов (корень, стебель, лист, цветок), а в вегетативных органах хорошо развитая сосудистая система, что обеспечивает высокую степень обмена веществ.

3. Наличие цветков – органов семенного размножения, поэтому их называют цветковыми растениями

4. Наличие плода, а в них семян с запасом питательных веществ.

5. Отличная приспособленность к различным экологическим условиям

6. Опыление происходит ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими

7. Жизненные формы: деревья, кустарники и травы.

8 Признаки классов однодольных и двудольных растений. Акцентировать внимание на рис. 104 учебника - сравнение однодольных и двудольных растений стр. 160 табл.3

-Каково значение покрытосеменных растений для человека

Значение покрытосеменных 1) огородные культуры нашего края. 2) Овощные и плодово-ягодные. 3) Лекарственные растения нашего края. 4) Декоративные - озеленение домов, комнатное цветоводство, дизайнерское оформление палисадников и клумб.

-Значение в природе? Среда жизни, пища, источник кислорода, накопитель вод, ветроломы.

Охрана растений: Красная книга Тюменской области, показать стенд раскладку об охраняемых видах – ветреницы, синюха голубая, плаун, медуница, сосна кедровая и др.

В книге Е.Л. Прасоловой “В союзе с красотой” есть прекрасные слова: “Я сорвал цветок – он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”. Как понимаете эти слова?

Милые ребята! ЕСЛИ Я СОРВУ ЦВЕТОК!Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы –Опустеют все поляны, и не будет красоты! Т.Собакина

Какова ваша роль в охране цветковых растений? ( Не срывать растения, не вытаптывать, не бросать мусор в местах произрастания растений, озеленять место проживания, сажать деревья, цветы)

IV. Закрепление пройденного материала.

V. Домашнее задание. Параграф 42 (43, 44 прочитать для интересующихся биологией) вопросы стр. 172 приготовиться к тестированию

VI. Итог урока. Рефлексия.

1. Что нового сегодня узнали? 2. Чему удивились? 3. Что заставило задуматься?

3. Давайте и мы составим свой букет настроения. Поднимите руку со цветком определенного цвета, лежащие на ваших столах:

Розовый – у вас хорошее настроение, вам на уроке было комфортно, вы самореализовались. Желтый - вы несколько обеспокоены, чуть – чуть неудовлетворенны своими результатами.

Синий – вы могли бы гораздо лучше поучаствовать в работе на уроке, но сегодня не ваш день. Хоть хвалиться неприлично, но должна я Вам сказать, что Вы можете отлично и УЧИТЬСЯ и ИГРАТЬ!

infourok.ru

Конспект урока по биологии для 6 класса "Покрытосеменные или цветковые растения"

Конспект урока по биологии для 6 класса "Покрытосеменные или цветковые растения"

Тип урока: урок изучения новых знаний

Вид урока: комбинированный.

Цель урока: Сформировать представление учащихся о покрытосеменных растениях, их многообразии и значении.

Задачи:

Образовательные: Дать характеристику покрытосеменных растений. Рассмотреть их многообразие. Раскрыть понятия плод, деревья, кустарники, травы как формы цветковых растений, а также понятия однолетние, двулетние и многолетние растения.

Развивающие:

Развитие внимания и памяти в процессе изучения нового материала урока.

Продолжить развитие общеучебных навыков.

Развитие культуры речи.

Продолжить формирование умения анализировать и делать выводы, работать с различными источниками информации, в том числе с Интернетом.

Воспитательные:

Воспитание культуры поведения, умения слушать и слышать других.

Воспитание патриотизма и бережного отношения к природе.

Воспитание самостоятельности через организацию самостоятельной работы.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, поисковый и исследовательский.

Оборудование: учебник биологии 6 класс (В.В. Пасечник ), компьютеры с выходом в Интернет, проектор, комнатные растения.

Приложение: презентация к уроку "Покрытосеменные, или цветковые растения», презентация «Охраняемые растения Республики Коми.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

1 мин.

Приветствие учащихся

Здравствуйте, ребята!

Присаживаемся на места. Мы начинаем наш урок. Надеюсь, что на сегодняшнем уроке вы узнаете много нового, полезного.

Приветствие учителя

Опрос д/з

7 мин

На прошлом уроке мы изучали тему «Голосеменные», давайте вспомним этот материал и ответим на вопросы представленные на экране

Заслушивание и корректировка ответов учащихся

Отвечают на вопросы домашнего задания устно

1. потому что у них семена лежат открыто, в отличие от покрытосеменных

2. 1. Листья покрыты кутикулой. 2. Листья игловидные или чешуевидные. 3. Размножаются семенами. 4. Образовали каменный уголь. 5. Есть органы: корень, стебель, лист. 6. Семена находятся на чешуйках шишек. 7. В цикле развития преобладает спорофит.

3. ель, сосна, кедр, лиственница, можжевельник и др.

4. корм для зверей и птиц ;составляют природный ландшафт ;являются средой обитания птиц, зверей.

в хозяйстве: сырье для бумажной промышленности сырье для мед. промышленности (из хвойных получают: бальзамы, смолы, лекарственные препараты и т. п. ) сырье для легкой промышленностити (вискоза, шелк) строительный и поделочный материал

Изучение нового материала.

Сообщение темы и цели урока

2-3 мин

Сообщение темы

Темой нашего урока является «Покрытосеменные, или цветковые растения»

Эпиграф к нашему уроку могут быть следующие слова:

Безмолвные цветы - Властители пространства, И жаждой красоты Живет цветов убранство. 

Какие цели мы сегодня должны поставить перед собой при изучении новой темы?

Заслушивает ответы о целеполагании учащихся и делает обобщающий вывод.

Итак, сегодня мы должны узнать:

  • 1. Какие растения называются покрытосеменными

  • 2. Разнообразие покрытосеменных

  • 3. Места обитания покрытосеменных

  • 4. Значение цветковых.

Записывают тему урока в тетрадь

Высказывают свои варианты целеполагания

Актуализация знаний

1 мин

А теперь давайте вспомним:

  • Какие растения называют цветковыми?

  • Признаки низших растений

  • Что такое споровые растения?

Заслушивание ответов учащихся, их корректировка

Отвечают на вопросы учителя

Новый материал

27 мин

Закрепление материала и рефлексия

5 мин

Инструктаж д/з

1 мин

Сообщение нового материала

Покрытосеменные растения, по мнению ученых, произошли от голосеменных растений. Это самая молодая и многочисленная группа царства Растения, насчитывающая более 250 тыс видов.

Рассмотрим признаки покрытосеменных растений. Открыть параграф 17 в учебнике, прочитайте первый пункт и назовите какие можно выделить признаки цветковых?

Заслушивание ответов учащихся, их корректировка

Фронтальная работа с классом

В тетради запишите признаки цветковых:

  • 1. Есть орган семенного размножения – цветок

  • 2. Образуется плод после цветения

  • 3. Внутри плода развиваются семена (т.е. они защищены (покрыты)

Сообщение нового материала

Цветковых растений великое множество. Посмотрите на наши комнатные растения в нашем классе, чем они все отличаются?

Итак, растения отличаются друг от друга по многим признакам. Запишите в тетрадь заголовок: «Многообразие покрытосеменных»

Рассмотрим самые основные отличия:

  1. По форме – деревья, кустарники и травы

  2. Место обитания (вода, пустыня, лес, степи, арктическая пустыня)

  3. По размерам (эвкалипты более 100 метров высотой, а ряска очень маленькое растение)

  4. По форме стеблей (прямостоячие, стелящиеся, лазающие и вьющиеся)

  5. По строению корневой системы и форме листьев

  6. По продолжительности жизни (однолетние, двулетние и многолетние растения)

Задание:

Рассмотрите рисунок 56 в учебнике и сделайте вывод о том, какие растения называют однолетние, двулетние и многолетние.

Сделайте соответствующие выводы в тетради.

Проверим ваши выводы:

Однолетнее растение — растение, жизненный цикл которого, включая созревание, цветение и  смерть, занимает один вегетационный период.

Двулетнее растение — травянистое растение, полный жизненный цикл которого составляет от 12 до 24 месяцев

Многолетнее растение — растение, живущее более двух лет

Заслушивание ответа одного из учащихся, по необходимости корректировка ответа учителем или учащимися

Значение покрытосеменных растений:

Скажите, ребята, какую роль играют в природе и жизни человека цветковые растения?

- Действительно роль этих растений огромна, обобщив ваши ответы можно выделить следующее:

1. Пища для человека (овощные, хлебные, масличные, плодово-ягодные)

2. Сырье для промышленности (лен, хлопчатник, сахарная свекла)

3. Корм для сельскохозяйственных животных

4. Декоративное значение

5. Лекарственное значение

Заслушивание ответа одного из учащихся, по необходимости корректировка ответа учителем или учащимися

Дома вам нужно было провести исследование о том, какие лекарственные растения есть вашей аптечке или какие растения наиболее часто используются в вашей семье и для каких целей, какое лекарственное действие они оказывают.

Заслушивание ответов учащихся о примерах лекарственных растений (фронтальная работа с классом)

А сейчас мы поработаем с Интернетом и заполним таблицу, которая у вас есть после параграфа 17 с 83 и таблица эта же перед вами на экране.

Начертите форму таблицы в тетрадь и заполните её (можно брать в качестве объекта своего исследования лекарственные растения о которых вы знаете.

4-5 примеров растений)

Примечание: если нет возможности работы с Интернетом, то работу можно выполнить дома

Инструктаж по работе с ИКТ

У нас еще была назначена на прошлом уроке группа исследователей, которая выясняла какие растения Республики Коми подлежат охране. Они приготовили нам презентацию по этой теме.

Итак, сегодня мы с вами изучили общие признаки, многообразие и значение покрытосеменных растений. Всех целей, которые мы ставили в начале урока мы достигли, ну, а на сколько успешна наша работа сейчас мы проверим, выполнив небольшой тест. Вопросы на экране. Отвечать нужно «ДА» или «НЕТ»

Зачитывает вопросы теста

Вопросы:

  • 1. Отличительный признак покрытосеменных – это наличие цветка и плода (да или нет)

  • 2. Покрытосеменные растения являются автотрофами по способу питания (да или нет)

  • 3. Покрытосеменные растения размножаются семенами (да или нет)

  • 4. Двулетние растения – это растения которые дают плоды и семена только на второй год (да или нет)

  • 5.Какое у вас настроение в конце урока:

(хорошее, плохое, чувство тревоги)

Я думаю, что каждый из вас сегодня получит хорошую оценку за урок.

Мы на уроке сегодня хорошо потрудились.

Запишем д/з

Урок окончен!

Работа с учебником

Работа с тетрадью

Отвечают на вопросы учителя

Запись схем в тетрадь, представленных в презентации

Самостоятельная работа с учебником

Ответы учащихся на заданный вопрос

Приводят примеры лекарственных растений

Работа в тетради с помощью Интернет-ресурсов

Просмотр презентации

Работа с тестовым заданием

Запись д/з

Литература:

  1. Интернет- ресурсы http://mamaschool.ru/stixi/stixi-pro-slivu

  2. Яндекс- картинки

  3. учебник биологии 6 класс (В.В. Пасечник )

infourok.ru

Урок биологии по теме «Отдел покрытосеменные. Общая характеристика и значение». 6-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (28,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи урока:

  • углубить и обобщить знания учащихся об особенностях среды обитания, строения и многообразии покрытосеменных растений;
  • раскрыть их преимущество перед голосеменными растениями;
  • показать господствующее положение покрытосеменных в растительном покрове Земли;
  • охарактеризовать существенные признаки строения однодольных и двудольных растений;
  • раскрыть значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека;
  • обосновать необходимость бережного отношения к покрытосеменным и их охраны.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

  • формирование систематизированных знаний о чертах усложнения организации покрытосеменных растений по сравнению с голосеменными, о признаках сходства и различия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных, о приспособленности покрытосеменных к условиям среды и их разнообразии; об отличительных признаках однодольных и двудольных растений;
  • формирование умения выделять существенные признаки покрытосеменных растений, устанавливать их преимущества перед голосеменными; различать однодольные и двудольные растения;
  • объяснение роли покрытосеменных растений в природе и жизни человека.

Метапредметные:

  • описание изучаемых биологических объектов, проведение их сравнительной характеристики;
  • формирование и развитие компетентности в области использования интернет - ресурсов.

Личностные:

  • развитие представления о единстве органического мира на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнения строения покрытосеменных;
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности покрытосеменных растений для природы и человека и необходимости ответственного, бережного отношения к ним и их местообитанию.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: таблицы; живые экземпляры комнатных растений; гербарии; мультимедийная презентация “Покрытосеменные растения”; наборы муляжей плодов культурных растений; Красная книга растений.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация и контроль знаний о преимуществах семенного размножения; об особенностях строения голосеменных; о многообразии голосеменных; о размножении голосеменных; об экологической роли голосеменных и их значении в жизни человека. (Контроль знаний с использованием таблиц; проверка умения узнавать отдельные голосеменные по гербариям, по шишкам и хвое).

Учитель: Ребята, назовите отделы, входящие в царство растения?

Учащиеся: Моховидные, Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные, Голосеменные и Покрытосеменные. Слайд 3

Учитель: Правильно. С какими из этих отделов мы уже знакомы?

Учащиеся: Моховидные, Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные, Голосеменные.

Учитель: Значит, тема сегодняшнего урока?

Учащиеся: Покрытосеменные растения.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с отделом покрытосеменные. Второе название этих растений - цветковые растения.

III. Работа по теме урока.

1. Общая характеристика отдела Покрытосеменные растения (беседа с демонстрацией гербарий и мультимедийной презентацией).

Учитель: Покрытосеменные растения образуют один из наиболее крупных отделов царства растений (около 240 тыс. видов). Многие виды покрытосеменных вошли в число культурных растений. Слайд 4

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему Покрытосеменные, или Цветковые, растения получили такое название? (Отвечают, используя гербарии растений)

Учащиеся: Наличие органа полового размножения - цветка; расположение семяпочек в завязи пестика, развитие плода из завязи.

2. Основные черты отличия покрытосеменных растений от голосеменных.

Самостоятельная работа учащихся с таблицей 2 параграфа 24 учебника. Беседа по результатам работы.

Отличия покрытосеменных от голосеменных:

- образуют цветки;

- развивают плоды;

- опыление производится животными, ветром, водой, возможно самоопыление;

- есть рыльце, способствующее улавливанию и прорастанию пыльцы;

- двойное оплодотворение;

- имеются деревья, кустарники и травянистые формы;

- большинство являются автотрофами, но есть гетеротрофы. Слайд 5

Сходство покрытосеменных и голосеменных:

- образуют семена;

- имеют семязачатки;

- многообразие видов. Слайд 6

Учитель: Сопоставление этих признаков свидетельствует о том, что покрытосеменные достигли более высокого уровня эволюционного развития, чем голосеменные. Это дает покрытосеменным растениям возможность произрастать в самых разных условиях окружающей среды. Слайд 7

3. Характеристика классов отдела Покрытосеменные – двудольные и однодольные.

Учитель: Все растения отдела Покрытосеменные разделяются на два больших класса – Двудольные и Однодольные. Слайд 8

Учащиеся с помощью рисунка 124 и таблицы 3 самостоятельно изучают основные различия между двудольными и однодольными растениями. Класс делится на две группы. Одна группа выбирает гербарии однодольных растений, вторая - гербарии двудольных растений. Задача каждой группы: объяснить по какому признаку растение относится к тому или иному классу.

Отличительные признаки двудольных и однодольных растений.

1. Количество семядолей? (однодольные – 1, двудольные – 2). Слайд 9

2. Где находятся запасные питательные вещества? (у однодольных – в эндосперме, у двудольных – в зародыше). Слайд 10

3. Тип жилкования листьев? (у однодольных – параллельное и дуговое, у двудольных – перистое или сетчатое). Слайд 11

4. Строение проводящей системы? (у однодольных – состоит из многих отдельных пучков, у двудольных – имеет кольцевое строение). Слайд 12

5. Тип корневой системы? (у однодольных – мочковатая корневая система, у двудольных – стержневая корневая система). Слайд 13

6. Примеры. (однодольные – пшеница, рожь, овес, лук, нарцисс, ирис и др., двудольные – дуб, береза, яблоня, арбуз, томат и др.). Слайд 14

4. Значение покрытосеменных растений и их охрана.

Учитель: По количеству видов однодольных растений в природе меньше, чем двудольных растений, но значение растений этих двух классов в природе и для человека одинаково велико.

Сообщения учащихся о практическом использовании покрытосеменных растений; о редких видах, которые занесены в Красную книгу.

IV. Закрепление знаний о покрытосеменных растениях, их жизненных формах; о многообразии, строении, роли покрытосеменных в природе и жизни человека. Выполнение задания №1 в рабочей тетради по данной теме.

V. Рефлексия.

Учитель: Что нового и интересного вы получили для себя? Где вы можете использовать полученные знания?

VI. Домашнее задание.

Изучить текст, рисунки, таблицы § 24 учебника. Выполнение заданий №3, №4 в рабочей тетради.

Список используемой литературы.

1. Биология: 6 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарева, Л.В. Симонова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 128 с.

2. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с. : ил.

3. Биология. 6 класс. Опорные схемы: учебное пособие/ О.Н.Хюннинен. – Москва: Дрофа. 2010 г.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

общая характеристика покрытосеменных (6 класс)

Сценарий урока по теме:

общая характеристика отдела покрытосеменные растения.

Цель:

1. Называть признаки усложнения покрытосеменных растений, по сравнению с голосеменными.

2. определять признаки необходимые для сравнения и сравнивать растения классов двудольные и однодольные.

Оборудование: геометрические фигурки с растениями голосеменными и покрытосеменными, картинки представителей двудольных и однодольных – тюльпан, лилия, шиповник, фиалка (раздаточный материал), рабочие листы к уроку, ПК, проектор, мультимедийная презентация, демонстрационные карточки с признаками двудольных и однодольных, гербарий, клей, листы для творческой работы, лепестки с признаками покрытосеменных.

Актуализация:

На доске и на партах - фигурки красные и синие, квадраты и треугольники, с картинками голосеменных и цветковых)

- что такое хаос? А что такое порядок? На доске у меня сейчас хаос или порядок? (на доске фигуры в разброс).

-у вас на столах эти же фигуры. Наведите порядок, разложите их на группы.

- по какому признаку вы их разложили? (по цвету, по форме)

-посмотрите хаос он один, а порядок у всех разный.

- а как вы считаете, систематика это наука хаоса или порядка? А существует ли наука, основанная на хаосе? (нет) У каждой науки свой порядок.

-тогда давайте наведём порядок с точки зрения систематики растений (распределяют карточки на цветковые и голосеменные).

- чему мы будем учиться сегодня на уроке? (распределять на группы, классифицировать, систематизировать).

- а о каких растениях мы сегодня будем говорить? (о покрытосеменных)

Постановка проблемной ситуации

Практически невозможно представить себе жизнь человека без цветковых растений. Они являются наиболее высокоорганизованными представителями растительного мира и в настоящее время господствующими на Земле. Их насчитывается около 300 тыс видов. Благодаря ряду прогрессивных черт покрытосеменные заселили все среды обитания. Их можно встретить и во влажных тропических лесах, и в самых жарких пустынях. Они первыми поселяются на склонах оврагов, осыпях в горах, откосах дорог. К покрытосеменным относятся и гигантский эвкалипт, который вырастает более 100 м в высоту, и маленькая ряска, плавающая на поверхности воды. (слайд 1,2)

Проблемный вопрос: почему цветковые растения могут жить и размножаться в таких условиях, в которых не могут жить другие растений? (Слайд 3)

Выдвижение гипотез: запись этих гипотез на доске.

Решение проблемы.

1.Работа по учебнику:

Прочитать и выбрать более прогрессивные признаки цветковых растений

Задание 1 на рабочем листе: вставить в текст термины.

Проверяем на слайде 4 презентации

Приём: взаимопроверки (за партой учащиеся меняются рабочими листами, проверяют и оценивают. Критерии оценки:1 – ошибка 5; 2,3 ошибки- 4; 4,5 ошибок - 3

- отдел покрытосеменные делятся на классы. Назовите их. (двудольные и однодольные)

Валеологическая пауза

2. Работа в парах «Сравнение рисунков и выделение признаков для сравнения».

На доске и на партах крупные рисунки двудольных растений (шиповника, фиалки) и однодольных растений (тюльпана, лилии).

- сравните двудольные и однодольные растения и определите признаки, по которым отличаются двудольные растения от однодольных.

Выделяем и записываем в рабочем листе признаки сравнения и заполняем таблицу

Признак

Класс:

Двудольные растения

Класс:

Однодольные растения

1. Зародыш семени

2 семядоли

1 семядоля

2. Жизненные формы

Деревья, кустарники и травы

В основном травы

  1. 3. Тип корневой системы

Стержневая

Мочковатая

4. Тип листьев

листья простые или сложные

листья простые

5.Тип жилкования

перистое и пальчатое

параллельное и дуговое

7. Околоцветник

двойной

простой

8. Количество частей цветка

кратно 4 или 5

кратно 3

9. Особенности клеточного строения

имеют камбий

не имеют камбий

Закрепление:

  1. У доски признаки распределите на двудольные и однодольные.

  2. Работа в группах: по гербарию определите, к какому классу относится растение, какие признаки вы использовали и выполните задание 3 на рабочем листе.

Рефлексия

1.Работа в группах. На столах бумага, клей, лепестки на которых написаны признаки усложнения покрытосеменных и голосеменных. Выбрать признаки покрытосеменных растений и приклеить так чтобы получился цветок. (Работы групп вывешиваем на доску)

- давайте ещё раз вернёмся к нашей проблеме урока и определим, какие же гипотезы оказались верными, а какие не подтвердились.

2. Рефлексия «мои знания»

- на полях у вас смайлики. Если у вас на уроке всё получилось, дорисуйте ему улыбающийся рот, если осталось над чем поработать- то прямой рот, если же что то не получилось – грустный рот

Домашнее задание

  1. Знать признаки покрытосеменных растений и отличия двудольных от однодольных

  2. Письменно: какие утверждения верны?

infourok.ru

Многообразие покрытосеменных растений 6 класс

Открытый урок по биологии в 6 классе по теме «Органы цветковых растений»

Цель урока: * обобщить и закрепить знания учащихся по теме;

Задачи: * повторить основные понятия темы

  • Повысить интерес к предмету

  • Развить творческие способности и коммуникативные качества личности

Оборудование: таблицы, схемы, муляжи плодов, мини – проекты, презентационная программа.

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы и цели урока (на слайде ребус –ответ-тема урока – Цветковые)

3.Инсценировка басни Крылова «Листы и корни»

Вопросы : Ребята, вы поняли кто и о чём спорят? Ребята, о чём спор? Давайте поможем разрешить этот спор.

--- Ребята, а что значат слова корня: « Что с новою весною лист новый народится: а если корень иссушится, не станет дерева, ни вас»? *Строение органов цветкового растения –слайд 3.

  1. Корень – а) типы к.с.

б) виды к.с.

в)строение и функции корня

Проведём практическую пятиминутку.(работа в группах)

2)Лист -( задания на карточках на столах.)

Значение листьев: * фотосинтез, испарение, газообмен, листопад.

3)-- А про какую часть растении забыли, без которой не возможны процессы жизнедеятельности? (Стебель.)

Вспомним значение и строение стебля

Функции: * опорная, транспортная, запасающая

Строение: кожица, пробка, луб, камбий, древесина, сердцевина.

-- А где паспорт у дерева? (древесина)

-Что интересного мы узнаем из паспорта?

(работа по спилам)

4) Цветок.- видоизменённый укороченный побег, развившийся из цветочной почки.

Работа у доски: Задание: части цветка (вставить буквы) от каждой группы по одному ученику.

*******к ----лепесток

*****к ---венчик

*****к--- пестик

*****к*-- тычинки

Игра «Собери ромашку» (по 1 от группы)

(нужно подобрать к каждой ромашке её лепестки (побег, виды корней, цветок. лист)

Игра «Корзинка»

(На столе корзинка, в ней набор фруктов и овощей. Нужно охарактеризовать их .) (Сочные, сухие , односеменные и многосеменные плоды. Название плодов, корнеплоды..видоизменённые побеги…

Игра «Алфавит»

(вопросы - ответ на определённую букву по алфавиту)

(Физминутка)

2ая часть урока.

Защита мини – проектов.

В начале изучения данной темы мы разделились на 4 группы, каждая из которых работала над выполнением своего задания. Наш проект мы назвали «Как прекрасен этот мир». Работа выполнялась по 4 направлениям, с которыми мы сейчас и познакомимся.

1.Первыми представят свой мини – проект Поэтическая группа. -- (стихи о цветах) 2.Необычные цветы и плоды - альбом и презентация 3. Легенды и мифы о растениях –альбом 4.Удивительные деревья – презентация.

Благодарю за активную работу на уроке, за работу над проектом. А теперь оцените, насколько интересен был сегодня урок, разместите на полянке цветы

Цветок любой – хороший урок

Рефлексия «Поляна творчества».

Дом. зад. отдыхать…

Фестиваль педагогического мастерства

Урок - обобщение

«Органы цветкового

растения»

Урок биологии в 6а классе

МБОУ СОШ №4

Ашхамаховой М.Д.

2013 – 2014 уч.год

infourok.ru

Покрытосеменные растения - Биология - 6 класс

Разнообразен и прекрасен мир растений: Мхи, водоросли, папоротники, плауны И семенные: сосны, туя, пихты, ели, Но властелины царства не они.

Разнообразен и прекрасен мир растений:

Мхи, водоросли, папоротники, плауны

И семенные: сосны, туя, пихты, ели,

Но властелины царства не они.

Высшие споровые Голосеменные ?

Высшие споровые

Голосеменные

?

Покрытосеменные (цветковые) растения

Покрытосеменные (цветковые) растения

Проблема урока Почему покрытосеменные растения так разнообразны и господствуют на Земле? Они Властелины?

Проблема урока

Почему покрытосеменные растения так разнообразны и господствуют на Земле? Они Властелины?

Гуляя по лугу, лесу, парку, мы всегда обращаем внимание на цветущие деревья, кустарники, травы. Как приятно любоваться неповторимой красотой цветов, вдыхать тонкий аромат, наблюдать за копошащимися в цветках пчёлами, бабочками. Что же объединяет все эти растения?

Гуляя по лугу, лесу, парку, мы всегда обращаем внимание на цветущие деревья, кустарники, травы. Как приятно любоваться неповторимой красотой цветов, вдыхать тонкий аромат, наблюдать за копошащимися в цветках пчёлами, бабочками. Что же объединяет все эти растения?

Во – первых, все они имеют цветок. Отсюда и название растений – цветковые. Ещё эти растения называют покрытосеменные. Дело в том, что семена у них располагаются не открыто на чешуях, а внутри плода.

Во – первых, все они имеют цветок. Отсюда и название растений – цветковые. Ещё эти растения называют покрытосеменные. Дело в том, что семена у них располагаются не открыто на чешуях, а внутри плода.

Таким образом, покрытосеменные, или цветковые, растения – это растения, которые имеют цветок и плод с семенами.

Таким образом, покрытосеменные, или цветковые, растения – это растения, которые имеют цветок и плод с семенами.

Также у них есть корень, стебель и листья. Покрытосеменные – самые высокоорганизованные растения.

Также у них есть корень, стебель и листья. Покрытосеменные – самые высокоорганизованные растения.

В настоящее время известно около 250 тысяч разных покрытосеменных растений. Среди них есть как высокие деревья, так и приземистые кустарники и травы.

В настоящее время известно около 250 тысяч разных покрытосеменных растений. Среди них есть как высокие деревья, так и приземистые кустарники и травы.

Цветковые растения можно встретить во всех природных зонах нашей планеты – в тундрах, степях, пустынях. Особенно много их в смешанных лесах. Растения тундры дриада морошка пушица

Цветковые растения можно встретить во всех природных зонах нашей планеты – в тундрах, степях, пустынях. Особенно много их в смешанных лесах.

Растения тундры

дриада морошка пушица

Растения степей Ковыль мак василек русский

Растения степей

Ковыль мак василек русский

Растения пустынь кермек верблюжья колючка кактус

Растения пустынь

кермек верблюжья колючка кактус

Жизненные формы растений

Жизненные формы растений

Виды стеблей Прямостоячие Вьющиеся Лазающие Ползучие

Виды стеблей

Прямостоячие Вьющиеся

Лазающие Ползучие

Виды корней

Виды корней

Отличительные черты покрытосеменных растений от голосеменных Г олосеменные П окрытосеменные

Отличительные черты

покрытосеменных растений от голосеменных

Г олосеменные

П окрытосеменные

  • Имеют корень, стебель, листья.
  • Листья- хвоя
  • Семя «лежит» открыто на чешуе шишки.
  • Не образуют цветы
  • Только древесные формы.
  • Имеют корень, стебель, листья, цветки, плод
  • Разная форма листьев.
  • Семена находятся в плоде.
  • Разные жизненные формы: деревья, кустарники, травы.
Общие черты покрытосеменных и голосеменных растений 1.Имеют хорошо развитые корни, стебли, листья 2. Образуют семена. 3. Имеют большое значение в природе и жизни человека

Общие черты

покрытосеменных и голосеменных растений

1.Имеют хорошо развитые корни, стебли, листья

2. Образуют семена.

3. Имеют большое значение в природе

и жизни человека

Покрытосеменные растения имеют важное значение в природе и жизни человека. Они участвуют в образовании кислорода. Растения служат пищей и образуют местообитания для животных.

Покрытосеменные растения имеют важное значение в природе и жизни человека. Они участвуют в образовании кислорода. Растения служат пищей и образуют местообитания для животных.

Такие цветковые растения, как пшеница, рис, кукуруза, являются важными пищевыми продуктами для человека.

Такие цветковые растения, как пшеница, рис, кукуруза, являются важными пищевыми продуктами для человека.

Трудно представить себе жизнь людей без овощных и плодово-ягодных культур – огурцов, томатов, яблонь, вишен и т.д.

Трудно представить себе жизнь людей без овощных и плодово-ягодных культур – огурцов, томатов, яблонь, вишен и т.д.

Лён, хлопчатник человек с давних времен использует для получения тканей.

Лён, хлопчатник человек с давних времен использует для получения тканей.

Также среди покрытосеменных растений много лекарственных. Это медуница, шалфей, зверобой и др.

Также среди покрытосеменных растений много лекарственных. Это медуница, шалфей, зверобой и др.

Немаловажна роль растений, которыми человек украшает дома, сады, парки.

Немаловажна роль растений, которыми человек украшает дома, сады, парки.

Покрытосеменных растений на нашей планете много. Однако в последнее время из-за хозяйственной деятельности человека их число стало сокращаться. Люди массово вырубают леса, распахивают степи, осушают болота, загрязняют почвы.

Покрытосеменных растений на нашей планете много. Однако в последнее время из-за хозяйственной деятельности человека их число стало сокращаться. Люди массово вырубают леса, распахивают степи, осушают болота, загрязняют почвы.

Редкие и исчезающие растения офрис пчелоносная ятрышник пчелоносный элеорхис японский

Редкие и исчезающие растения

офрис пчелоносная ятрышник пчелоносный элеорхис японский

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Параграф 23
  • Рабочая тетрадь параграф 23
  • Подготовить презентацию или доклад о редких и исчезающих цветковых растениях

multiurok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта