"Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения". Строение корня растения внешнее
Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения
Урок:12
Предмет: биология
Класс: 6 «Б»
Тема: Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения.
Цель урока: рассмотреть строение и функции корня, как важного вегетативного органа растения.
Задачи: сформировать понятие о корне, как вегетативном органе растения, раскрыть функции корня, показать разнообразие видов корней и типах корневых систем, охарактеризовать особенности строения и образования корня; познакомить с явлениями геотропизма и хемотропизма; с практическими приемами управления развитием корневых систем. Раскрыть значение знаний о развитии корневых систем для растениеводства.
Тип урока: комбинированный урок, с элементами игры.
Планируемые результаты: учащиеся расширяют знания о корне.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.
^ Средства обучения: таблицы «Строение корня», «Типы корневых систем», «Развитие корня двудольных растений», «Развитие корня однодольных растений», гербарный материал.
Структура урока:
Организационный момент. Сообщение учащимся цели и задач урока.
Проверка знаний о строении и функциях семени
Изучение нового материала
Выполнение лабораторной работы «Изучение строения корней у проростков (гороха, тыквы, фасоли и пшеницы)».
Закрепление изученного материала
Подведение итогов, запись домашнего задания.
Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы повторим материал о семени и его роли для растения и познакомимся с уникальным подземным органом растения – корнем.II. Контроль знаний о семени как органе семенного размножения и единице распространения, о строении семян однодольных и двудольных растений, о значении семян в жизни человека. Фронтальный опрос. Игра «Ты мне, я – тебе» Учитель бросает мяч одному из учеников и задает вопрос, тот ответив на вопрос, кидает мяч другому и задает свой вопрос. Если кто-нибудь затрудняется – отвечает сосед по парте. вопросы: Что такое семя? К каким органам относится семя – к вегетативным или генеративным? Для чего семенам фасоли нужна плотная семенная кожура? Какие растения называют однодольными? Двудольными? Какие общие черты строения можно выделить у однодольных и двудольных растений? Что такое эндосперм? У семян, каких растений он есть, а у каких нет? Приведите примеры. Учитель. Ребята! А вы знаете, что такое «бутылочная почта»? Недавно к нам в школу доставили такое письмо. Но пока оно путешествовало - подмокло, и некоторые слова потерялись. Давайте вместе попробуем восстановить пропущенные слова.
Вставьте пропущенное слово: (работа в парах)
Семя - … орган растения. … служит для размножения и распространения растений. Отверстие , через которое в семя проникает вода и воздух называется …. След от места прикрепления семени к стенке плода называется ... . Корень будущего растения развивается из …, а стебель – из …. На верхушке зародышевого стебелька можно разглядеть …. Иногда на ней можно разглядеть зачаточные …. Почечка представлена … тканью. В семенах некоторых растений присутствует особая запасающая ткань ….
Подведение итогов работы.
Ш. Изучение нового материала. Учитель. Сегодня мы с вами будем говорить еще об одном удивительном органе – корне. Записываем тему урока в свою тетрадь. Что такое корень? Каким органом является корень? Какова основная функция корня?(ответы детей и формирование вывода №1.)1. Вывод №1.Корень - основной вегетативный орган растения.
Основная функции корня : почвенное питание, укрепление растения в почве, вегетативное размножение, запасающая, пища человека и животных.Учитель. А кто-нибудь из вас пробовал вырвать с корнем одуванчик, ромашку или другое растение? (ответы детей). Почему это сложно сделать? (ответы детей). В течение всей жизни у растений образуются новые корни и растут старые. Совокупность всех корней растения называется корневой системой.Давайте рассмотрим строение корневых систем у различных растений.
Формирование вывода №2.Вывод №2. Корни , образующие корневую систему – главный, боковые и придаточные. Корневые системы: стержневые и мочковатые.
Учитель. Давайте подробнее рассмотрим строение корней на проростке тыквы, гороха, фосоли, пшеницы. Лабораторная работа №6 «Изучение строения корней растения»
Ход работы
1. Рассмотреть виды корней.
2. Зарисовать несколько корней.
3. Вывод
IV. Домашнее задание.
Изучить параграфы 13. 14, для учащихся, интересующихся биологией, подготовить сообщение на тему «Видоизменения корней».
kopilkaurokov.ru
"Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения"
Урок №12
Дата:
Тема: Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения.
Цель в конце урока учащиеся сформируют понятие о классификации органов растений, о типах и функциях корней растений, видах корневых систем.
Задачи:
- рассмотреть классификацию органов растений;
- рассмотреть типы корней растений;
- рассмотреть виды корневых систем растений;
- рассмотреть функции корней растений.
Ожидаемые результаты:
- учащиеся знают как классифицируют органы растений;
- учащиеся знают типы корней растений;
- учащиеся знают функции корней растений;
- учащиеся могут отличать типы корневых систем на гербарных образцах и рисунках.
Используемые модули: «Новые подходы в обучении. Диалоговое обучение», «Критическое мышление», «Рефлексия», «Оценивание», «Лидерство»
Ход урока
Организационный момент.
Упражнение «Разминка»
Цель – создание психологически комфортного климата на уроке, снятие напряжения
Здравствуйте! Прежде чем мы с вами начнем наш урок, я предлагаю вам настроиться на работу.
Для этого вы повторяете за мной действия.
Потрите мочки ушей, чтобы лучше слышать.
Потрите виски, чтобы лучше думать.
Потрите переносицу, чтобы лучше видеть.
Потрите лоб, чтобы открылся третий глаз.
Потрите ладошки, чтобы активировать все центры мозга.
Учащиеся выполняют действия за учителем.
Опрос домашнего задания
Работа по карточкам
Теперь мы готовы с вами работать. А для начала вспомним, что мы изучали на прошлых уроках.
Рефлексивные карты показали, что вы хорошо усвоили тему урока, поэтому для вас не составит труда выполнить следующее задание.
Учащиеся поднимают руку и отвечают индивидуально
Строение семян, условия прорастания и распространения семян, вещества, входящие в состав семени.
Учащиеся индивидуально выполняют задания по карточкам.
Взаимооценивание
Хорошо. А теперь я раздам вам коды ответов, а вы проверьте работу одноклассника и оцените ее. Критерии оценок также имеются на листе.
Учащиеся комментируют оценки одноклассников
Актуализация знаний, этап целеполагания
А теперь мы продолжим изучение строения растений. А для начала вспомните, какая часть зародыша семени первой появляется при прорастании семени?
Да, действительно, первым прорастает корешок семени. Так о чем мы сегодня узнаем на уроке?
Да, действительно, сегодня мы с вами поговорим о том, какие функции выполняют корни, какие виды корней и типы корневых систем существуют.
Ответы учащихся – корешок.
О строении корня, его видах и функциях
Деление на группы
Стратегия «Разрезанный рисунок»
А продолжим работу в группах. Для этого я попрошу вас взять часть рисунка с вашего стола и найти одноклассников, с которыми вы объединяетесь в группу.
Учащиеся объединяются в группы.
1 – классификация органов растений
2 – типы корней
3 – корневые системы
Работа в группах
Стратегия Джигсо
Прочитайте §7 в учебнике на с.27. Выделите главное по вашей теме. Обсудите в группе.
Сейчас я вас рассчитаю, а вы запомните ваш номер. Теперь все первые номера садятся за первый стол, вторые номера – за второй, третьи номера – за третий.
Сейчас вы расскажете тот материал, который прочитали членам группы.
Учащиеся читают предложенный текст
Учащиеся переходят в новую группу.
Создание вопросов
Теперь ваша задача составить 2 вопроса по изученному материалу. Постарайтесь составить такие, которые заставят поразмышлять.
Группы составляют вопросы
Стратегия «Горячий стул»
Выберите в группе одного ученика, которого я приглашаю на «горячий стул».
По одному учащемуся от группы выбирают по два вопроса из корзинки (коробочки) и отвечают на них.
Взаимооценивание
Оцените ответы ваших одноклассников.
Учащиеся комментируют выставленные оценки.
Выполнение лабораторной работы №6
А теперь закрепим изученное в ходе выполнения лабораторной работы№6 на с.43.
Подведение итогов, рефлексия
Итак, сегодня на уроке мы с вами узнали, как классифицируют органы растений, какие функции выполняют корни растений, а также каковы типы корней и корневых систем растений.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы, записанные в рефлексивной карте.
Оцените степень усвоения вами учебного материала?
Осталось что-либо непонятым? Запиши, что тебе непонятно.
Как повлияла работа в группе на усвоение тобой учебного материала?
Интересно ли тебе работать в группе? Почему?
Отвечают на вопросы рефлексивной карты.
Домашнее задание §12 с.42-43
kopilkaurokov.ru
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
1. Организационный момент.
Психологический настрой Дерево достижений Цель – создание психологически комфортного климата на уроке, снятие напряжения | Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть. Все ли готовы к уроку? Тогда Вперёд Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой. Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии. Те, кто выбрал Оранжевый, — желают общаться. Желтый — проявят активность. Розовый — будут настойчивы. Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий. |
Учащиеся выполняют действия за учителем.
| ||||
2. Опрос домашнего задания
| Теперь мы готовы с вами работать. А для начала вспомним, что мы изучали на прошлых уроках.
Задания для успевающих учащихся:
Сравните части семени и проростка. Покажите стрелками на схеме, из каких частей семени развились соответствующие части проростка. Сделайте вывод. Задание для слабоуспевающих
| Отвечают на задания флип чарт | ||||
4. Актуализация знаний, этап целеполагания
| А теперь мы продолжим изучение строения растений. А для начала вспомните, какая часть зародыша семени первой появляется при прорастании семени?
Да, действительно, первым прорастает корешок семени. Так о чем мы сегодня узнаем на уроке?
Да, действительно, сегодня мы с вами поговорим о том, какие функции выполняют корни, какие виды корней и типы корневых систем существуют. |
Ответы учащихся – корешок.
О строении корня, его видах и функциях
| ||||
5. Деление на группы
Стратегия «Зверята» | А продолжим работу в группах. Для этого я попрошу вас взять часть рисунка с вашего стола и найти одноклассников, с которыми вы объединяетесь в группу. | Учащиеся объединяются в группы. котята – классификация органов растений лисёнок типы корней зайчата– корневые системы | ||||
6. Работа в группах
Стратегия ЖИГСО | Прочитайте §12 в учебнике на с.27. Выделите главное по вашей теме. Обсудите в группе.
Сейчас я вас рассчитаю, а вы запомните ваш номер. Теперь все первые номера садятся за первый стол, вторые номера – за второй, третьи номера – за третий. Сейчас вы расскажете тот материал, который прочитали членам группы. | Учащиеся читают предложенный текст
Учащиеся переходят в новую группу.
| ||||
7. Создание вопросов | Теперь ваша задача составить 2 вопроса по изученному материалу. Постарайтесь составить такие, которые заставят поразмышлять. | Группы составляют вопросы | ||||
Физминутка | 2 половинки | 3 мин | ||||
8. Взаимооценивание | Оцените ответы ваших одноклассников.
| Учащиеся комментируют выставленные оценки. | ||||
9.Просмотр видео | http://biolgra.ucoz.ru/index/organy_cvetkovykh_rastenij/0-278 | |||||
10. Выполнение лабораторной работы №6 | А теперь закрепим изученное в ходе выполнения лабораторной работы. | Выполняют лабораторную работу | ||||
11. Подведение итогов, рефлексия Стратегия две звезды одно пожелание | Итак, сегодня на уроке мы с вами узнали, как классифицируют органы растений, какие функции выполняют корни растений, а также каковы типы корней и корневых систем растений. · Интересно ли тебе работать в группе? Почему? |
Отвечают на вопросы рефлексивной карты. | ||||
12. Домашнее задание | (учащиеся сами выбирают, какие задания выполнять, в соответствии со своими способностями и возможностями). 1. Выучить параграф 2. Заполнить таблицу:
3. Составьте ложный биологический рассказ о видах и типах корневых систем. |
|
kopilkaurokov.ru
Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения
schoolfiles.net
Конспект и презентация урока по биологии на тему "Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения" (6 класс).
Поурочный план Дата Класс ____6 -ые____
Урок 12 биологии
Учитель
Тема урока Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения (слайд 1).
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: рассмотреть строение и функции корня, как важного вегетативного органа растения.
Задачи:
Образовательные: сформировать представление о корне, как вегетативном органе растения, изучить функции корня, показать разнообразие видов корней и типах корневых систем;
Развивающие: продолжить развивать умения школьников сравнивать, анализировать, делать выводы;
Воспитательные: активизировать познавательный интерес учащихся к изучению биологии, формировать навыки коллективной работы, сотрудничества, уважительного отношения друг к другу.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.
Оборудование: таблицы «Строение корня», «Типы корневых систем», «Развитие корня двудольных растений», «Развитие корня однодольных растений», гербарный материал, презентация «Корень, его строение и функции».
ХОД УРОКА
Этап урока
Содержание учебного материала
МО
ФОПД
Подготовка к ВОУД, ЕНТ
Задания на развитие функциональной грамотности
Индивидуально-коррекционная работа
I. Орг.
момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы повторим материал о семени и его роли для растения и познакомимся с уникальным подземным органом растения – корнем.
Р
Коллект
II.Проверка д/з:
А) Устно:
Что такое семя?
К каким органам относится семя – к вегетативным или генеративным?
Для чего семенам фасоли нужна плотная семенная кожура?
Какие растения называют однодольными? Двудольными?
Какие общие черты строения можно выделить у однодольных и двудольных растений?
Что такое эндосперм?
У семян, каких растений он есть, а у каких нет? Приведите примеры.
Б). Вставьте пропущенные слова (слайд 2):
Семя - … орган растения. … служит для размножения и распространения растений. Отверстие, через которое в семя проникает вода и воздух называется …. След от места прикрепления семени к стенке плода называется ... . Корень будущего растения развивается из … ..., а стебель – из …. … . На верхушке зародышевого стебелька можно разглядеть …. Иногда на ней можно разглядеть зачаточные …. Почечка представлена … тканью. В семенах некоторых растений присутствует особая запасающая ткань ….
(Ответы: генеративный, семя, семявход, рубчик, зародышевый стебелек, почечка, листья, образовательной, эндосперм).
Р
Р
Фронтал
Индивид
III. Введение в тему:
Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным органом растения – корнем.
Записываем тему урока в свою тетрадь.
Проблемные вопросы:
Что такое корень?
Каким органом является корень?
Какова основная функция корня?
В ходе изучения нового материала мы с вами сможем ответить на предложенные вопросы.
Р
Коллект
IV. Изучение н/м:
А). Беседа:
Какие органы различают у цветковых растений? (вегетативные и генеративные).
Для чего растениям необходимы генеративные органы? (размножения).
А вегетативные? (роста, питания, дыхания, и т.д.).
Каким органам является корень? (вегетативным).
(слайд 3): Корень - один из основных вегетативных органов листостебельного растения.
Б). Основные функции корня.
Работа в парах:
Используя приложение 1 и материал параграфа 12 на странице 42 учебника под редакцией Р.Алимкуловой, составьте кластер «Основные функции корня» (слайд 4):
укрепление растения в почве
почвенное питание
Функции корня
запасающая
вегетативное размножение
Пища для человека и животных
Используя знания прошлых уроков, вспомните, какой орган первым появляется из семени? (корень).
Маленький зародышевый корешок растет, удлиняется и утолщается, превращается в мощный корень, способный удержать целое растение. Чтобы представить себе, какую нагрузку испытывает корень, попробуйте в сильный ветер раскрыть зонт и удержать его в руках.
А знаете ли Вы, что самые длинные корни обнаружены у дикого фикуса из Южной Африки.
Они достигали 120 м (слайд 5).
Ребята, скажите, вам приходилось вырывать растение с корнем? Испытывали при этом трудности?Как вы можете это объяснить?
В течение всей жизни у растений образуются новые корни и растут старые.
Совокупность всех корней растения называется корневой системой (запись в тетради) (слайд №6).
В). Виды корней (слайд 7).
Давайте рассмотрим виды корней у различных растений.
По типу происхождения и развития корни делятся на главный, боковые и придаточные.
Работа с гербарием растений, слайдом 7, рис. 25 страница 42 учебника под редакцией Р.Алимкуловой, разбираем виды корней у растений и самостоятельно закончите предложения.
Главный корень развивается из …. …. … .
От главного корня отходят … .
От стеблевой части побега отходят … .
(зародышевый корешок семени, боковые, придаточные).
Г). Типы корневых систем: стержневая и мочковатая.
Работа в группах со слайдом 8 по заданию:
1). Какой корень четко развит в стержневой корневой системе? (главный).
2). Можно ли увидеть главный корень у пшеницы? (нет).
3). Какими еще корнями образована стержневая корневая система?
4). Какими корнями образована мочковатая корневая система?
5). Какие растения имеют стержневую, а какие – мочковатую корневые системы?
Д). Физминутка (слайд 9).
А сейчас мы немного отдохнем и проведем физминутку!
Раз - подняться, потянуться,Два - нагнуться, разогнуться,Три - в ладоши, три хлопка,Головою три кивка.На четыре - руки шире,Пять - руками помахать,Шесть - на место тихо сесть.
Е). Лабораторная работа № 6. Изучение внешнего строения корней у проростков (гороха, тыквы, фасоли и пшеницы).
(выполняем лабораторную работу в тетрадях Ж.Курмангалиевой).
Ж). Размеры форма корневых систем.
Корни растут в течение всей свой жизни, размеры и форма корневой системы зависит и от природных условий и деятельности человека. Например, корневая система сосны, растущей на песчаной почве, отличается от корневой системы сосны, растущей на болоте. У сосны, растущей на песчаной почве, корневая система будет стержневой, корни будут глубоко проникать в почву в поисках влаги. Сосна, растущая на болоте, будет иметь корневую систему, больше напоминающую мочковатую. А её корни будут занимать большую площадь, но не будут проникать глубоко в землю. Как вы думаете, почему?
(чтобы удержаться на неплотной болотистой почве).
Р
ЧП
Р
ИП
НО
ЧП
ПП
Р
НО
ИП
Р
ИП
НО
ЧП
Р
ИП
НО
ПП
Фронтал
Работа в парах
Работа в парах
Работа в группах
Работа в парах
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
V. Закрепление
Тест. Выберите правильные ответы (слайд 10):
1. Первым при прорастании семени появляется корень:
А) главный В) боковой С) придаточный Д) главный или боковой Е) боковой и придаточный
2. Мочковатая корневая система характерна для растений:
А) пшеницы и овса С) ржи и лопуха большого
В) фасоли и гороха Д) пшеницы и фасоли Е) проса и березы
3. Стержневая корневая система характерна для растений:
А) березы и гороха С) фасоли и пшеницы
В) одуванчика и лилии Д) сирени и ржи Е) пшеницы и ржи
4). Развивается из зародышевого корешка семени корень:
А) боковой В) главный С) придаточный Д) главный и боковой Е) все ответы верны
5). Совокупность всех корней данного растения называется
А) придаточными корнями С) главным корнем
В) боковыми корнями Д) корневой системой Е) все ответы верны
Ответы:
1 – А 2 – А 3 - А 4 – В 5 – Д
Шкала оценивания:
«0» шибок – «5»
«1» ошибка – «4»
«2» - «3» ошибки – «3»
более «3» ошибок – «2».
Р
Индивид
+
+
VI. Подведение итогов
(слайд 11). Корень – один из основных вегетативных органов листостебельных растений. Корни поглощают из почвы воду и минеральные вещества, закрепляют и удерживают растения в почве. Корневая система – это совокупность всех корней данного растения. Выделяют два типа – стержневую и мочковатую корневые системы. Корни делятся на главный, боковые и придаточные.
Р
Коллект
+
+
VII.
Д/З:
(слайд 12). Параграф 12
Творческое задание:
Сделайте аппликацию «Типы корневых систем».
Р
Индивид
VIII. Рефлексия:
Р
Индивид
Литература и Интернет – источники:
Р.Алимкулова. Учебник для 6 класса общеобразовательных школ. Алматы/ 2015.
Ж. Курмангалиева. Биология. Лабораторные работы. 6 класс. Алматы. 2015.
Ж. Курмангалиева. Биология. Строение и жизнедеятельность растений. 6 класс. Алматы. 2015.
Г.П.Игошин. Уроки биологии в 6 классе. Ярославль. 2002.
В.Рохлов. Занимательная ботаника. Москва, 1998.
900igr.net›kartinki…Koren-rastenija…rastenija.html
yandex.kz/images›картинки корень растений
Приложение 1:
Корни укрепляют растение в почве, через корни растение получает воду и минеральные вещества, то есть корень обеспечивает почвенное питание растения. У некоторых растений в корнях могут откладываться запасные питательные вещества, которые разрастаются в толщину. Такие видоизменения корней называют корнеплодами. Они образуются из главного корня и нижних участков стебля. Корнеплоды сладкие на вкус, так как там запасаются сахара (морковь, сахарная свекла).
infourok.ru