«Особенности строения клеток растений, животных и грибов». Строение клеток животных растений грибов
Конспект урока "Строение клеток растений, животных и грибов. Вирусы" в 6-м классе с элементами технологий адаптивного обучения в зоне ближайшего развития
Разделы:
Дидактическая цель: Создать условия для получения новых знаний о строении клеток организмов разных царств живой природы на основе технологии ключевого слова.
Место урока в изучении темы: Урок №7 в разделе «Строении е клетки».
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели урока:
Образовательные:
- Выяснить характерные черты строения клетки животных, растений и грибов.
- Дать понятие о вирусах.
Развивающие: Продолжить формирование логического мышления у школьников в зоне ближайшего развития.
Воспитательные: Развивать информационно-коммуникативную компетенцию учащихся.
Технология: Адаптивного обучения в зоне ближайшего развития.
Средства обучения:
- учебник «Живой организм. 6 класс»;
- тетрадь-тренажер;
- электронное приложение к учебнику.
Ход урока
Учитель: на предыдущих уроках мы познакомились с составом и строением клеток живых организмов. Вспомните, каковы общие черты строения клеток всех организмов и скажите, чем окружена снаружи любая клетка?
Ученики: плазматической мембраной.
Учитель: плазматическая мембрана защищает содержимое клетки, основу которого составляет …?
Ученики: цитоплазма
Учитель: цитоплазма содержит клеточные структуры, которые называются…?
Ученики: органоиды
Учитель: назовите важнейший и самый крупный органоид клетки?
Ученики: ядро
Учитель: ядро имеют клетки всех организмов?
Ученики: ядро есть не у всех
Учитель: каким термином называют организмы, клетки которых ядер не содержат?
Ученики: доядерные или прокариоты
Учитель: назовите организмы, относящиеся к прокариотам?
Ученики: бактерии
Учитель: из курса природоведения мы знаем, что бактерии одно из царств живой природы. А какие еще царства вы знаете?
Ученики: грибы, растения и животные
Учитель: назовите главное отличие в строении клеток грибов, растений и животных от клеток бактерий?
Ученики: клетки этих организмов имеют ядро
Учитель: как называются организмы, клетки которых содержат ядро?
Ученики: ядерные или эукариоты
Учитель: ядро – важнейший органоид клетки, т.к. участвует в процессе деления клетки и содержит специальные тельца – хромосомы, в которых хранится наследственная информация клетки. Что еще общего, кроме ядра, имеют в своем строении клетки эукариот? (обращение к рисунку изображения клеток эукариот на интерактивной доске)
Ученики: мембрану и цитоплазму
Учитель: мы выяснили, что клетки царства грибов, растений и животных имеют общие черты в своем строении. Как вы думаете о чем это может свидетельствовать?
Ученики: об их родстве
Учитель: можно ли утверждать, что родство указывает на единство их происхождения?
Ученики: да, можно
Учитель: мы выяснили общие черты строения эукариотических клеток разных царств, а теперь разберемся, чем же отличаются по строению клетки грибов, растений и животных.
Обратите внимание на изображение клеток на интерактивной доске и скажите, чем покрыты клетки грибов и растений в отличие от клетки животных?
Ученики: клеточной оболочкой
Учитель: действительно у грибов оболочка построена из хитина, а у растений из целлюлозы. Животная клетка имеет только клеточную мембрану, плотной оболочки не имеет. Посмотрите на рисунок, что еще общего можно отметить в строении грибной и растительной клеток?
Ученики: вакуоли
Учитель: вакуоли – прозрачные пузырьки, заполненные клеточным соком, являются тем признаком, который сближает клетки грибов с клетками растений. Но между ними, как и между клетками животных и растений, есть очень важное отличие. Найдите его на рисунке?
Ученики: клетки растений имеют хлоропласты, а клетки животных и грибов нет
Учитель: действительно, хлоропласты – это особые образования, пластиды зеленого цвета, т.к. содержат пигмент хлорофилл. С помощью хлорофилла клетки растений улавливают энергию солнечных лучей и образуют органические вещества. Могут ли грибы и животные образовывать органические вещества, если их клетки лишены хлоропластов?
Ученики: конечно, нет
Учитель: не трудно догадаться, кто является «поставщиком» готовых органических веществ, для питания грибов и животных?
Ученики: растения
Учитель: посмотрев на рисунок, назовите еще одну общую структуру для всех трех клеток?
Ученики: включения
Учитель: это запасные питательные вещества, которые в клетках растений составляет крахмал, а в клетках грибов и животных – гликоген.
Таким образом, мы познакомились с вами со сходством и отличием клеток царств грибов, растений и животных. Для закрепления изученного материала выполните самостоятельно задания в тетради-тренажере №1 на стр. 20 и №3 на стр. 21
В конце урока дается понятие о неклеточной форме жизни – вирусах.
Домашнее задание:
- параграф №7 на стр. 22-23;
- в тетради-тренажере №3 на стр. 18.
«Особенности строения клеток растений, животных и грибов»
Открытый урок по тема : «Особенности строения клеток растений, животных и грибов»Цели урока: - продолжить изучение особенностей строения и жизнедеятельности клеток на примере растительной, животной, грибной клеток; - способствовать формированию целостных представлений о живой природе;- продолжить формирование умений выполнять тестовые задания различного уровня сложности;Задачи урока: - Образовательная: Обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о строении и животной и растительной клеток.- Развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать с логическими выводами и способствовать развитию творческих способностей учащихся.- Воспитательная: способствовать формированию материалистического мировоззрения, воспитывать стремления к знаниям широкому образованию.Оборудование: Техническое: - ПК на базе процессора Intel Pentium III.- Интерактивная доска.Программное:- Операционная система Windows XP.- Приложения Microsoft Office XP: Word, Excel Internet , Powep Point.
Ход урока.1.Оргмомент. Учитель. Здравствуйте, садитесь. Открываем учебники, тетради. Тема нашего сегодняшнего урока « Особенности строения клеток растений, животных, грибов».В прошлом году вы узнали много нового о сложном строении клетки, об истории её открытия и создания клеточной теории.Давайте мысленно вернёмся в те далёкие времена, когда люди впервые произнесли слово «клетка».( Звучит музыка А.Вивальди).17 век - век открытий, противоречий и взлётов в науке, искусстве, литературе.17 век – это времена, когда люди обращаются к природе, видя в ней истоки жизни. Природа во всём: в музыке, живописи, литературе. Вы слышите звучит музыка великого композитора Антонио Вивальди, который жил и творил в это время. В это же время появилась целая плеяда прогрессивных естествоиспытателей, которые пытались проникнуть в самые сокровенные тайны природы.Разнообразие живых организмов на нашей планете велико, они объединены в царства по характерным особенностям строения и жизнедеятельности. Однако представители различных царств подчиняются одним принципами структурной организации клеток и, вероятно, имеют общих предков. Одним из объединяющих принципов является клеточная теория. Давайте вспомним: кто открыл « Клетку» , в каком году.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
II Подготовка к восприятию новых знаний. 1) Вспомните основные положения клеточной теории.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
2) Каковы основные структурные элементы клеток? - назовите три структурные элемент, характерных для всех эукариот( плазматическая мембрана, ядро, цитоплазма).На стенка мембраны все химические процессы происходят в 10 раз быстрее чем в цитоплазме.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
III.Изучение нового материала. Обсуждение вопросов в:1)Каковы особенности строения животной клетки? 2) Какие функции выполняют органоиды в животной клетке?
13 EMBED PowerPoint.Slide.8· 1415
Почему же растения имеют такие удивительные свойства? Растения имеют клеточное строение. Давайте рассмотрим особенности строения растительной клетки. В чём заключается функции клеточной стенки, вакуолей, пластид.
3.) Каковы особенности строения растительной клетки? ( клеточная стенка, вакуоли, содержащие клеточный сок, и плстиды: Хлоропласты, хромопласты, лейкопласты).4) Какие функции выполняют органоиды в растительной клетке?
Объяснить термин: плазмодесмы- (в переводе с греческого вылепленное, оформленное)микроскопические цит
profhelp.net