Среды обитания растений. Живые организмы, среда обитания. Приспособление организмов к среде обитания. Виды живых организмов

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Живые организмы: среда обитания. Факторы среды, их общая характеристика. Среды обитания растений


Живые организмы, среда обитания. Приспособление организмов к среде обитания. Виды живых организмов :: SYL.ru

Мир обитания живых организмов оказывает на них влияние как прямое, так и косвенное. Существа постоянно взаимодействуют с окружающей средой, получая из нее пищу, но в то же время и выделяя продукты своего метаболизма.

К окружающей среде принадлежит:

  • природная – появившаяся на Земле независимо от человеческой деятельности;
  • техногенная – созданная людьми;
  • внешняя – это все, что находится вокруг организма, а также оказывает влияние на его функционирование.

Как живые организмы изменяют среду обитания? Они способствуют изменению газового состава воздуха (в результате фотосинтеза) и принимают участие в формировании рельефа, почвы, климата. Благодаря влиянию живых существ:

  • увеличилось содержание кислорода;
  • уменьшилось количество углекислого газа;
  • изменился состав воды Мирового океана;
  • появились горные породы органического содержания.

Таким образом, взаимоотношения живых организмов и среды их обитания являются сильным обстоятельством, провоцирующим различные преобразования. Различают четыре отличные друг от друга среды проживания.

Наземно-воздушная среда обитания

Включает в себя воздушную и наземную части и отлично подходит для размножения и развития живых существ. Это довольно сложная и многообразная среда, для которой характерна высокая степень организации всего живого. Подверженность почвы эрозии, загрязнениям приводит к уменьшению численности живых существ. В наземном мире обитания у организмов достаточно сильно развит внешний и внутренний скелет. Это произошло потому, что плотность атмосферы намного меньше плотности воды. Одним из значимых условий для существования считаются качество и структура воздушных масс. Они находятся в непрерывном движении, поэтому температура воздуха способна достаточно быстро изменяться. Живые существа, которые обитают в этой среде, должны адаптироваться к ее условиям, поэтому у них развилась приспособленность к резким колебаниям температур.

живые организмы среда обитанияВоздушно-наземная среда обитания более многообразна, нежели водная. Здесь не так сильно выражены перепады давления, однако довольно часто возникает нехватка влаги. По этой причине у наземных живых созданий имеются механизмы, помогающие им со снабжением организма водой, в основном в засушливых районах. У растений образуется сильная корневая система и специальный водонепроницаемый слой на поверхности стеблей и листьев. Животные обладают исключительным строением внешних покровов. Их образ жизни помогает поддерживать водный баланс. Примером может быть миграция к водопоям. Большую роль играет и состав воздуха для наземных живых существ, обеспечивающий химическую структуру жизни. Сырьевым источником для фотосинтеза является углекислый газ. Для соединения нуклеиновых кислот и белков требуется азот.

Приспособленность к среде обитания

Приспособление организмов к среде обитания зависит от места их жительства. У летающих видов сформировалась определенная форма тела, а именно:

  • легкие конечности;
  • облегченная конструкция;
  • обтекаемость;
  • наличие крыльев для полета.

У лазающих животных:

  • длинные хватательные конечности, а также хвост;
  • тонкое длинное тело;
  • сильные мышцы, позволяющие подтягивать туловище, а также перекидывать его с ветки на ветку;
  • острые когти;
  • мощные хватательные пальцы.

водная среда

У бегающих живых созданий отмечаются следующие особенности:

  • сильные конечности, имеющие малую массу;
  • уменьшенное количество защитных роговых копыт на пальцах;
  • сильные задние и короткие передние конечности.

У некоторых видов организмов специальные приспособления позволяют им сочетать признаки полета и лазанья. Например, забравшись на дерево, они способны на длинные прыжки-полеты. Другие виды живых организмов могут быстро бегать, а также летать.

Водная среда обитания

Первоначально жизнедеятельность существ была связана с водой. Особенности ее заключаются в солености, течении, пище, кислороде, давлении, свете и содействуют систематизированию организмов. Загрязнение водоемов очень плохо отражается на живых созданиях. Например, из-за уменьшения уровня воды в Аральском море пропала большая часть представителей флоры и фауны, в особенности рыбы. В водных просторах обитает огромное многообразие живых организмов. Из воды они добывают все необходимое, что требуется для осуществления жизнедеятельности, а именно питание, воду и газы. По этой причине все многообразие водных живых существ должно адаптироваться к основным особенностям существования, которые формируются химическими и физическими свойствами воды. Солевой состав среды также имеет большое значение для водных обитателей.

среды обитания животныхОгромное число представителей флоры и фауны, которые проводят жизнь во взвешенном состоянии, регулярно находятся в толще водного пространства. Умение парить обеспечивается физическими особенностями воды, то есть силой выталкивания, а также особыми механизмами самих существ. К примеру, множественные придатки, которые существенно увеличивают поверхность туловища живого организма по сравнению с его массой, усиливают трение о воду. Следующий пример жителей водной среды обитания – это медузы. Их умение держаться в толстом слое воды обуславливается необычной формой туловища, которое похоже на парашют. К тому же плотность воды очень сходна с плотностью тела медузы.

Живые организмы, среда обитания которых – вода, разными способами подстроились к передвижению. Например, рыбы и дельфины обладают обтекаемой формой тела и плавниками. Они способны быстро передвигаться благодаря необычной структуре наружных покровов, а также присутствию особой слизи, которая снижает трение о воду. У отдельных видов жуков, обитающих в водной среде, выпущенный отработанный воздух из дыхательных путей задерживается между надкрыльями и телом, благодаря этому они способны стремительно подниматься на поверхность, где происходит выпуск воздуха в атмосферу. Большая часть простейших перемещается с помощью ресничек, которые вибрируют, например, инфузория или эвглена.

Приспособления для жизни водных организмов

Различные среды обитания животных позволяют им адаптироваться и комфортно существовать. Тело организмов способно уменьшить трение о воду благодаря особенностям покрова:

  • твердая, гладкая поверхность;
  • наличие мягкого слоя, присутствующего на внешней поверхности твердого корпуса;
  • слизь.

Конечности представлены:

  • ластами;
  • перепонками для плавания;
  • плавниками.

Форма туловища обтекаемая и имеет самые разные вариации:

  • сплюснутая в спинно-брюшном отделе;
  • круглая в поперечном разрезе;
  • сплюснутая с боков;
  • торпедообразная;
  • каплевидная.

В водной среде обитания живым организмам необходимо дышать, поэтому получили развитие:

  • жабры;
  • воздухозаборники;
  • дыхательные трубки;
  • пузыри, которые заменяет легкое.

Особенности обитания в водоемах

Вода способна накапливать и сохранять тепло, поэтому этим объясняется отсутствие сильных колебаний температуры, которые довольно часто встречаются на суше. Самым значимым свойством воды является возможность растворять в себе другие вещества, которые в дальнейшем используются как для дыхания, так и для питания организмами, живущими в водной стихии. Для того чтобы дышать, необходимо наличие кислорода, поэтому концентрация его в воде имеет огромное значение. Температура воды в полярных морях близка к замерзанию, но ее стабильность позволила сформироваться определенным приспособлениям, которые обеспечивают жизнедеятельность даже в таких суровых условиях.

виды живых организмовВ этой среде проживает огромное многообразие живых организмов. Здесь обитают рыбы, земноводные, крупные млекопитающие, насекомые, моллюски, черви. Чем выше температура воды, тем меньшее количество разведенного кислорода в ней находится, который в пресной воде растворяется лучше, чем в морской. Поэтому в водах тропического пояса обитает мало организмов, в то время как в полярных водоемах присутствует огромное разнообразие планктона, который используют в пищу представители фауны, в том числе крупные китообразные и рыбы.

Дыхание реализовывается всей поверхностью тела или особыми органами – жабрами. Для благополучного дыхания требуется регулярное обновление воды, которое достигается разными колебаниями, в первую очередь движением самого живого организма или его приспособлениями, такими как реснички или щупальца. Большое значение для жизни имеет и солевой состав воды. Например, моллюскам, а также ракообразным требуется кальций для построения панциря или раковины.

Почвенная среда

Располагается в верхнем плодородном слое земной коры. Это довольно сложный и очень важный компонент биосферы, который тесно связан с остальными ее частями. Часть организмов находится в почве всю свою жизнь, другие – половину. Для растений земля играет важнейшую роль. Какие живые организмы освоили почвенную среду обитания? В ней существуют бактерии, животные, а также грибы. Жизнь в этой среде в большей степени определяется климатическими факторами, например, температурой.

Приспособления для почвенной среды обитания

Для комфортного существования организмы имеют особенные части тела:

  • небольшого размера копательные конечности;
  • длинное и тонкое туловище;
  • копательные зубы;
  • обтекаемое туловище без выступающих частей.

В почве может существовать недостаток воздуха, а также она плотная и тяжелая, что в свою очередь привело к следующим анатомическим и физиологическим адаптациям:

  • сильные мышцы и кости;
  • устойчивость к недостатку кислорода.

Покровы тела подземных организмов должны позволять без проблем двигаться как вперед, так и назад в плотной почве, поэтому развились следующие признаки:

  • короткая шерсть, устойчивая к истиранию и способная заглаживаться вперед и назад;
  • отсутствие волосяного покрова;
  • специальные выделения, которые позволяют телу скользить.

Развились специфические органы чувств:

  • ушные раковины небольшие или вовсе отсутствуют;
  • глаз нет или они существенно уменьшены;
  • высокое развитие получила тактильная чувствительность.

многообразие живых организмовСложно представить растительный покров без земли. Отличительной чертой почвенной среды обитания живых организмов считается то, что существа связаны с ее субстратом. Одним из значимых отличий этой среды считается регулярное образование органических веществ, как правило, за счет отмирающих корней растений и опадающей листвы, а это служит источником энергии для растущих в ней организмов. Нагрузка на земельные ресурсы и загрязнение окружающей среды негативно влияют на проживающие здесь организмы. Часть видов находится на грани вымирания.

Организменная среда

Тела большинства существ являются жизненной средой для других микроорганизмов, например, для паразитов, часть которых постоянно обитает в организме хозяина, а другая может переселяться в почву или другой организм. В среде обитания животных-паразитов важнейшую роль играет количество пищи, защищенность от негативных условий. Но есть еще интенсивное противостояние организма хозяина. Безусловно, у этих существ развились специальные приспособления, позволяющие им адаптироваться к условиям обитания в этой среде.

Жизнь в теле другого организма характеризуется устойчивостью, если сравнивать с другими средами. По этой причине большое количество организмов целиком лишаются органов, которые требуются для свободноживущих видов. У них совсем не развиты органы чувств, движения, зато развились механизмы, с помощью которых они удерживаются в теле хозяина и быстро размножаются. Часть паразитов является возбудителями болезней, что в свою очередь приводит к эпидемии или гибели организма хозяина.

Человек и окружающая среда

Практическое воздействие человека на среду обитания влияет на численность популяций животных и растений, тем самым увеличивается или уменьшается количество видов, а в некоторых случаях происходит их гибель. Факторы среды:

  • биотические – связаны с воздействием организмов друг на друга;
  • антропогенные – связаны с влиянием человека на среду окружения;
  • абиотические – относятся к неживой природе.

как живые организмы изменяют среду обитания

Промышленность – это крупнейшая отрасль, которая в экономике современного общества играет важнейшую роль. Она оказывает влияние на среду на всех этапах промышленного цикла, начиная с добычи сырья и заканчивая утилизацией продукции по причине дальнейшей непригодности. Основные виды отрицательного влияния ведущих отраслей на окружающую среду обитания живых организмов:

  • Энергетика является основой развития промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Использование практически каждого ископаемого (уголь, нефть, природный газ, древесина, ядерное топливо) негативно влияет и загрязняет природные комплексы.
  • Металлургия. Одной из самых опасных сторон ее воздействия на среду обитания считается техногенное рассеивание металлов. Наиболее вредными загрязнителями считаются: кадмий, медь, свинец, ртуть. Металлы попадают в среду практически на всех стадиях производства.
  • Химическая промышленность – одна из динамично развивающихся отраслей во многих странах. Нефтехимические производства выбрасывают в атмосферу углеводороды и сероводороды. При производстве щелочей вырабатывается хлористый водород. Такие вещества, как оксиды азота и углерода, аммиак и другие, выбрасываются также в больших объемах.

В заключение

Мир обитания живых организмов оказывает на них влияние как прямое, так и косвенное. Существа постоянно взаимодействуют с окружающей средой, получая из нее пищу, но в то же время и выделяя продукты своего метаболизма. В пустыне сухой и жаркий климат ограничивает существование большей части живых организмов, как и в полярных областях из-за холодов могут выжить только самые выносливые представители. К тому же, они не просто приспосабливаются к той или иной среде, но еще и эволюционируют. какие живые организмы освоили почвенную среду обитанияРастения, выделяя кислород, поддерживают его баланс в атмосфере. Живые организмы влияют на свойства и структуру земли. Высокие растения затеняют почву, тем самым способствуя созданию особого микроклимата и перераспределению влаги. Таким образом, с одной стороны, среда меняет организмы, помогая их усовершенствованию путем природного отбора, а с другой, виды живых организмов изменяют окружающую среду.

www.syl.ru

среда обитания. Факторы среды, их общая характеристика

Под средой обитания понимают пространство, используемое живыми организмами для существования. Таким образом, тема имеет прямое отношение к вопросу о жизнедеятельности любого существа. Существует четыре типа сред обитания, кроме того, присутствуют разнообразные факторы, преобразующие внешнее влияние, поэтому их также необходимо рассматривать. Живые организмы: среда обитания

Определение

Итак, что же такое среда обитания животных? Определение появилось еще в девятнадцатом веке – в работах русского физиолога Сеченова. Каждый живой организм постоянно взаимодействует с окружающими явлениями, которые было решено называть средой. Ее роль имеет двойственную природу. С одной стороны, все жизненные процессы организмов связаны с ней напрямую – так животные получают пищу, на них влияют климат, естественный отбор. С другой, их существование оказывает не меньшее влияние на среду, во многом определяя ее. Растения поддерживают баланс кислорода и затеняют почву, животные делают ее более рыхлой. Практически любое изменение вызывают живые организмы. Среда обитания нуждается в комплексном изучении каждым, кто хочет иметь представление о биологии. Важно также знать, что некоторые существа могут жить в разных условиях. Земноводные рождаются в водной среде, а зимуют и питаются нередко на суше. Жуки, живущие в воздухе, часто нуждаются в почве или воде для размножения.

Симбиоз и паразитизм

Удивительно, но среда обитания животных может ограничиваться организмами других животных. Так, внутри человека существуют всевозможные представители микрофлоры, а иногда и простейшие, а также плоские или круглые черви. Использование одним организмом другого в качестве среды обитания является очень распространенной ситуацией, которая присутствовала на протяжении всего хода эволюции. Не существует практически ни одной разновидности животных, у которых не было бы внутренних паразитов. В их роли выступают водоросли, амебы, инфузории. В отношении этого явления важнее всего научиться различать паразитизм и симбиоз. В первом случае среда обитания животных используется ими во вред организму, в котором они располагаются. Паразиты живут исключительно за счет своего хозяина, при этом не умерщвляя его. Симбиоз же представляет собой полезное для обеих сторон проживание, которое не приносит проблем и ведет исключительно к преимуществам.Водная среда

Вода

Водная среда - это совокупность всех океанов, морей, ледников и континентальных вод нашей планеты, так называемая гидросфера, кроме того, иногда в нее включают также снега Антарктики, атмосферные жидкости и те, что содержатся в организмах. Она занимает более семидесяти процентов поверхности земного шара с основной массой в океанах и морях. Вода является неотъемлемой частью биосферы, причем не только водоемов, но и воздуха, и почвы. Любому организму она необходима для выживания. Более того, именно вода отличает Землю от соседних планет. Кроме того, она сыграла ключевую роль в развитии жизни. Она аккумулирует органические и неорганические вещества, переносит тепло, формирует климат и содержится как в животных, так и растительных клетках. Именно поэтому водная среда – одна из наиболее важных.Среда обитания животных

Воздух

Смесь газов, образующая атмосферу Земли, играет важнейшую роль для всех живых организмов. Воздушная среда обитания направляла эволюцию, так как кислород формирует высокий метаболизм, что определяет структуру органов дыхания и системы водно-солевого обмена. Плотность, состав, влажность – все это имеет серьезное значение для планеты. Кислород образовался два миллиарда лет назад в процессе вулканической деятельности, после чего его доля в воздухе стабильно увеличивалась. Современная среда обитания человека отличается 21%-м содержанием этого элемента. Важной ее частью также является озоновый слой, который не позволяет ультрафиолетовой радиации добраться до поверхности Земли. Без нее жизнь на планете могла бы быть уничтожена. Сейчас безопасная среда обитания человека находится под угрозой – озоновый слой разрушается из-за негативных экологических процессов. Это приводит к необходимости сознательного поведения и постоянного выбора лучших не только для людей, но и для Земли решений.Среда обитания человека

Почва

В земле обитают многие живые организмы. Среда обитания также используется растениями, которые служат пищей для большинства живых существ планеты. Невозможно однозначно определить, является ли почва неживым образованием, поэтому ее называют биокосным телом. Согласно определению, это вещество, которое переработано в процессе жизнедеятельности организмов. Почвенная среда обитания состоит из твердой массы, включающей песок, глину, илистые частицы; жидкой составляющей; газообразной – это воздух; живой – это существа, ее населяющие, всевозможные микроорганизмы, беспозвоночные, бактерии, грибы, насекомые. На каждом гектаре земли проживает пять тонн таких форм. Почвенная среда обитания является промежуточной между водной и наземно-воздушной, поэтому и обитающие в ней организмы часто отличаются комбинированным типом дыхания. Встретить таких существ можно даже на внушительной глубине.

Взаимодействие организмов и среды

Каждое существо отличается от неживой природы присутствием обмена веществ и клеточной организации. Взаимодействие со средой происходит постоянно и должно изучаться комплексно в силу сложности процессов. Каждый организм напрямую зависит от происходящего вокруг. Наземно-воздушная среда обитания человека влияет на него осадками, почвенными условиями и диапазоном температур. Некоторые из процессов полезны для организма, некоторые безразличны, а другие приносят вред. У каждого есть отдельное определение. Например, гомеостаз – постоянство внутренней системы, которым отличаются живые организмы. Среда обитания может меняться, что требует адаптации – движений, роста, развития. Метаболизм – обмен веществ, сопровождающийся химическими реакциями, например дыханием. Хемосинтезом называют процесс создания органики из соединений серы или азота. Наконец, стоит запомнить определение онтогенеза. Это совокупность преобразований организма, на которые влияют все факторы среды обитания за весь период его существования.Факторы среды обитания

Экологические факторы

Для лучшего понимания биологических процессов необходимо также изучить это определение. Экологические факторы являются комплексом окружающих условий, которые воздействуют на живой организм. Они подразделяются согласно сложной классификации на несколько видов. Приспособление к ним организма называют адаптацией, а его внешний облик, отражающий факторы среды обитания, носит наименование жизненной формы.Почвенная среда обитания

Биогенные вещества

Это один из видов экологических факторов, влияющих на живые организмы. Среда обитания содержит соли и элементы, поступающие с водой и пищей. Биогенными из них являются те, которые в больших количествах необходимы для организма. Например, это фосфор, важный для образования протоплазмы, и азот, основа для белковых молекул. Источником первого являются отмершие организмы и горные породы, а второго – атмосферный воздух. Недостаток фосфора влияет на существование почти так же остро, как отсутствие воды. Немного уступают по значению такие элементы, как кальций, калий, магний и сера. Первый необходим для раковин и костей. Калий обеспечивает работу нервной системы и рост растений. Магний входит в молекулы хлорофилла и рибосом, а сера – в состав аминокислот и витаминов.

Абиотические факторы среды

Есть и другие процессы, воздействующие на живые организмы. Среда обитания включает такие факторы, как свет, климат и подобные, являющиеся по определению абиотическими. Без них невозможны процессы дыхания и фотосинтеза, обмен веществ, сезонные перелеты, размножение многих животных. В первую очередь, важен свет. Учитываются его длина, интенсивность и продолжительность воздействия. По отношению к нему выделяется целая классификация, которую изучает биология. Среда обитания, наполненная светом, нужна гелиофитам – луговым и степным злакам, сорнякам, растениям тундры. Сциофитам необходимы тень, они предпочитают жить под пологом леса – это лесные травы. Факультативные гелиофиты могут адаптироваться к любым условиям: к такому классу относятся деревья, земляника, герань. Не менее важным фактором является температура. У каждого организма есть определенный диапазон, комфортный для жизнедеятельности. Вода, присутствие химикатов в почве и даже пожары – все это тоже касается абиотической сферы.

Биотические факторы

Наземно-воздушная среда обитания наполнена живыми организмами. Их взаимодействие между собой – отдельный фактор, достойный изучения. Следует разделить два важных вида биотических процессов. Взаимодействие может быть фитогенным. Это означает, что в процессе участвуют растения и микроорганизмы, влияющие друг на друга и окружающую среду. Например, срастание корней, паразитизм лозы на деревьях, симбиоз бобовых и бактерий, живущих на клубнях. Второй вид – зоогенные факторы. Это воздействие животных. Сюда относится употребление в пищу, распространение семян, повреждение коры, уничтожение поросли, изреживание насаждений, перенос заболеваний.Наземно-воздушная среда обитания

Антропогенный фактор

Водная, воздушная или наземная среда обитания всегда связаны с деятельностью человека. Люди интенсивно изменяют окружающий их мир, сильно влияя на его процессы. К антропогенным факторам можно отнести каждое воздействие на организмы, ландшафт или биосферу. Оно может быть прямым, если направлено на живых существ: например неправильные охота и рыболовство подрывают численность некоторых видов. Другим вариантом является косвенное воздействие, когда человек меняет ландшафт, климат, состояние воздуха и воды, строение почвы. Сознательно или бессознательно, но человек уничтожает многие виды животных или растений, при этом культивируя другие. Так появляется новая среда. Существуют также случайные виды воздействия, например внезапный завоз чуждых организмов с грузом, неправильное осушение болот, создание плотин, распространение вредителей. Впрочем, некоторые существа вымирают и без всякого участия человека, поэтому обвинять людей во всех экологических проблемах просто несправедливо.

Лимитирующие факторы

Всевозможное влияние, оказываемое на организмы со всех сторон, проявляется в разной степени. Иногда ключевыми оказываются вещества, которые требуются в минимальном количестве. Соответственно этому был разработан закон минимума. Он предполагает, что самым слабым звеном в цепи потребностей организма считается его выносливость в целом. Таким образом, если в почве есть все элементы, кроме одного, необходимого для роста – урожай будет плохим. Если добавить лишь недостающий, оставив все прочие в прежнем количестве – он станет лучше. Если же добавлять все остальные, не исправляя нехватку, никаких изменений не произойдет. Недостающий элемент в такой ситуации и будет лимитирующим фактором. Впрочем, стоит учитывать и максимум воздействия. Его описывает закон толерантности Шелфорда, предполагающий, что есть лишь определенный диапазон, в котором фактор может оставаться благотворным для организма, в избытке же он становится вредоносным. Идеальные условия называются зоной оптимума, а отклонения от нормы – угнетения. Максимумы и минимумы воздействий носят наименование критических точек, за которыми существование организма попросту невозможно. Степени толерантности к тем или иным условиям различны для каждого живого существа и позволяют относить их к более или менее выносливым разновидностям.

fb.ru

Определение и типы среды обитания | Биология. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Тема:

Среда обитания

Среда обитания — это часть природы, окру­жающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. В среду обитания входят не только различные физические и химические (так называемые абиотические) компоненты, но и живые организмы своего или другого вида — биотическая составляющая. Из среды живые существа получают всё необходимое для жизни (вещество и энергию) и в неё же выделяют продукты своего метаболизма. В настоящее время среда обитания каждого организма в той или иной степени формируется человеком и его производственной деятельностью. При этом одни компоненты окружа­ющей среды жизненно необходимы организму, другие оказывают на него отрицательное воздействие, третьи — совершенно безразличны.

По особенностям условий существования различают три основных типа среды обитания, в каждой из которых есть свои ключевые компоненты.

Наземная среда обитания — это поверхность суши и живые организмы всех четырёх царств, которые размножаются и развиваются либо непосредственно на поверхности земли, либо на растениях, в том числе и деревьях, но при этом могут пере­двигаться или охотиться в воде (рис. 106), или в воздухе (рис. 107).

Рис. 106. Выдра речная — на­земное животное, чувствующее себя в воде, как рыба
Рис. 107. Бабочка глазок цвет­ковый, гусеница которой разви­вается на злаковых растениях, относится к типичным наземным животным
Рис. 108. Микроскопичес­кие водоросли — главная со­ставляющая фитопланктона

Водная среда обитания включает не только Мировой океан, реки, озёра, но и лужи, пустоты и капилляры почвы, заполненные водой, а для пара­зитических простейших и многих бактерий — это цитоплазма клеток многоклеточных организ­мов. Особенностью водной среды является то, что разные виды организмов могут размещаться в ней не в одной плоскости, как на поверхности суши, а в объёме, для чего у них выработались нужные приспособления. Организмы, живущие на дне водоёмов, образуют сообщество, называемое бен­тосом (от греч. бентос — глубина), живущие в тол­ще воды — сообщество, называемое планктоном (от греч. планктон — блуждающие) (рис. 108), а живущие на поверхности — сообщество, называемое нейстоном (от греч. неустос — плава­ющий) (рис. 109). Вода — это пер­вичная среда обитания, здесь зародилась жизнь, отсюда она вышла на сушу.

Самая специфичная — подземная среда обитания. Для неё характерна высокая плотность, дефицит кислорода и отсутствие света. В таких условиях могут жить немногие организмы. Это главным образом бактерии, а также некоторые грибы и отдельные виды и группы животных — личинки насекомых, малощетинковые черви, безногие земноводные отряда червяги (рис. 110) и некоторые млекопитающие (рис. 111). Материал с сайта http://worldofschool.ru

Рис. 109. Клоп водомерка — классический представитель организмов, входящих в со­став нейстона
Рис. 110. Червяга — безногая тропическая амфибия, веду­щая подземный образ жизни
Рис. 111. Грызун слепыш песчаный, ведущий роющий образ жизни, включён в Крас­ную книгу Украины
На этой странице материал по темам:
  • Подземная среда обитания

  • Доклад по биологии три среды обитания 5 класс

  • Доклад на тему подземная среда обитания

  • Сообщение на тему подземная среда обитания

  • Подземная среда обитания организмов доклад

Вопросы по этому материалу:
  • В чём главное отличие водной и наземной сред обитания?

worldofschool.ru

Экологические факторы растений

Среда обитания и экологические факторы

Вся природа, окружающая растение, является его средой обитания. В ней имеются все условия, необходимые для роста и развития данного растения, но в разных количествах и соотношениях. Факторы (условия) внешней среды могут непосредственно влиять на растение, они необходимы для существования организма, но растению не обязательны. Влияют на растение такие факторы, как свет, влага в воздухе и в почве, температура, наличие и концентрация солей в почве, ветер и некоторые другие.

Почки растенияПочки растения. Фото: Marcelo Braga

Экологическими факторами называют любой элемент среды, способный оказывать прямое или косвенное влияние на организм.

Как могут воздействовать на растения экологические факторы? Фактор среды может ограничить рост растения. Например, если в почве содержится небольшое количество минеральных солей, а на ней из года в год возделывают какую-либо культуру, то запасы солей оказываются исчерпаны и рост растений прекращается. Если экологический фактор находится ниже критического уровня или, наоборот, превышает максимально возможный уровень, он становится ограничителем роста растения, даже если другие факторы имеются в необходимом количестве. Такой экологический фактор называют ограничивающим фактором. В водной среде ограничивающим фактором чаще всего становится кислород. Для растений, любящих солнце (подсолнечник), – свет. Причём важна не только интенсивность освещения, но и продолжительность.

На разных стадиях развития растение по-разному реагирует на факторы среды. Известно, что наиболее устойчивыми к слишком высоким или слишком низким температурам являются почки высших растений, семена, споры.

Все факторы вместе определяют условия существования растений, или условия обитания. Понятно, что условия обитания на Крайнем Севере и в степной зоне, в лесу и на лугу разные. Но условия обитания меняются по сезонам и даже в течение суток. Растения, как и все живые организмы, обладают удивительной способностью реагировать на изменения и приспосабливаться к условиям обитания.

Приспособление растений к сухим и жарким местам обитания

В засушливых и жарких местах обитания растения должны уметь добывать воду, сохранять её, избегать излишнего испарения, но и не «перегреться» на солнце.

В полупустынях и пустынях обитают растения с мощными корневыми системами. Некоторые корневые системы очень глубокие, это даёт им возможность использовать грунтовые воды. Так у кустарников рода Джузгун корни уходят вглубь на 30 м. У других растений (кактусы) корневая система неглубокая, но широко разросшаяся, поэтому во время редких дождей они быстро поглощают влагу с больших участков.

Третья группа растений (например, ревень татарский) не имеет сильно развитой корневой системы, зато они способны поглощать утреннюю росу своими крупными листьями, распростёртыми над поверхностью земли.

Собранную влагу важно сохранить. Некоторые растения, их называют суккулентами, содержат в листьях, ветвях, стволах или в подземных органах запас воды.

У этих растений, как правило, толстая кожица и очень мало устьиц. У них замедлен процесс обмена веществ и как следствие – рост.

Кустарники с глубокой корневой системой воду не накапливают, но сохраняют. Чтобы уменьшить испарение, их мелкие листья густо опушены. Часто листьев вовсе нет, а фотосинтез происходит в побегах, имеющих вид прутьев или колючек (саксаул). При недостатке воды немногочисленные устьичные щели закрываются.

Помимо приспособлений к поглощению и сохранению воды, растения пустынь обладают способностью переносить даже многолетнюю засуху. Среди них – эфемеры – растения, завершающие свой жизненный цикл от семени до семени в течение нескольких дней. Их семена прорастают, и растения зацветают и плодоносят сразу после выпадения дождя. В это время пустыня преображается – она цветёт.

Длительный период засухи эти растения переживают в стадии семян.

Многолетние луковичные или корневищные растения переживают засуху в виде подземных запасающих органов.

Самым удивительным образом переживают длительную засуху лишайники, многие низшие растения, некоторые виды плаунов и папоротников, даже немногие цветковые растения: они теряют всю влагу и, будучи полностью обезвоженными, находятся в состоянии покоя до тех пор, пока не выпадет дождь.

Приспособление растений к холодным и влажным условиям обитания

Условия обитания растений в тундре очень суровы. Прежде всего, это температура. Среднемесячные летние температуры редко превышают +10 °C. Лето очень короткое – около двух месяцев, но даже летом могут случиться заморозки.

Осадков в тундре выпадает мало, соответственно и снежный покров невелик – до 50 см. Поэтому опасны сильные ветры – они могут сдувать снег, защищающий растения. Почему же в тундре довольно много влаги? Во-первых, она не испаряется так интенсивно, как в более тёплых зонах. Во-вторых, вода не уходит глубоко в почву, так как её задерживает слой вечной мерзлоты. Поэтому здесь много мелких озёр и болот.

Паутина на светуПаутина на свету. Фото: Marcelo Braga

Ещё один важный фактор – свет. Летом здесь господствует полярный день, поэтому фотосинтез происходит круглые сутки, растения успевают накопить достаточный запас веществ.

Растения в этой зоне обычно низкорослые и зимой покрываются снегом, который защищает их от холода и ветра. Корневые системы – поверхностные. С одной стороны, их развитию препятствует вечная мерзлота, с другой – повышенная влажность почвы и, как следствие, недостаток кислорода в почве. Интересно, что особенности строения побегов напоминают растения жаркого климата, только защищают они не от жары, а от холода. Это толстая кожица, восковой налёт, пробка на стебле. Растения должны успеть за короткое лето отцвести и дать семена.

Деревья тундры всего раз в столетие образуют семена, способные прорастать. Семена полностью вызревают лишь тогда, когда два года подряд лето бывает для тундры тёплым. Как правило, семена деревьев попадают в условия непригодные для прорастания. Многие растения тундры размножаются вегетативно, например, мхи и лишайники.

Свет как экологический фактор

Количество света, которое получает растение, сказывается и на его внешнем облике, и на внутреннем строении. Деревья, выросшие в лесу, имеют более высокие стволы, менее раскидистую крону. Если они росли под пологом других деревьев, то они угнетены и гораздо хуже развиты, чем их ровесники на открытом пространстве.

Теневые и световые растения могут различаться и по расположению листовых пластинок в пространстве. В тени листья располагаются горизонтально, чтобы уловить как можно больше солнечных лучей. На свету, где света достаточно – вертикально, чтобы избежать перегрева.

Растения, выросшие в тени, имеют более крупные листья и более длинные междоузлия, чем растения того же или близкого вида, выросшие на солнце.

Листья не одинаковы по внутреннему строению: в световых листьях столбчатая ткань развита лучше, чем в теневых. В стеблях световых растений более мощная механическая ткань и древесина.

Косвенное воздействие человека Ряд действий, совершаемых человеком, косвенно влияют на растения. К ним относятся лесные пожары, транспорт, строительство, промышленность, радиация. В той или иной мере это угнетает рост растений.

Диоксид серы, летящий из труб заводов и электростанций, соединения металлов (меди, цинка, свинца), сбрасываемые возле рудников или содержащиеся в выхлопных газах автомашин, остатки нефтепродуктов, оказывающиеся в водоемах после промывки танков нефтеналивных судов, — вот лишь некоторые из загрязняющих веществ, ограничивающих распространение организмов, особенно растений.

Многие загрязняющие вещества действуют как яды, приводя к вымиранию целых видов растений или животных. Другие могут передаваться по цепям питания, накапливаться в телах организмов, вызывать генные мутации, значение которых можно будет оценить лишь в будущем. Как правило, загрязнение природы приводит к снижению видового разнообразия и нарушению устойчивости биоценозов.



biofile.ru

Среды обитания растений

Экология - это наука, изучающая взаимосвязи организмов и среды. С греческого «скос» - дом, «логос» - наука. Наука о доме - для бактерии и цианобактерии, для гриба и мха, для хлореллы и магнолии, для бабочки и человека. Дом этот большой: вся Земля является домом для существ, живущих на ней. Зачем изучать взаимосвязи организмов и среды?

 

Все, что окружает организм и влияет на него, - является его средой обитания. На Земле есть четыре среды обитания организмов: водное, наземно-воздушную, почвенную и организменном (ил. 60.1). Каждую среду имеет для организмов свои условия жизни, создаваемые одновременным воздействием различных факторов. Именно особенности действия этих факторов и отличают местообитаний между собой.

 

Совокупность материальных тел и явлений среды обитания называют также средой. Факторы внешней среды делят по происхождению па факторы неживой природы (свет, вода, воздух, почва) и факторы живой природы (вылил животных растения, растений на растения и па животных и т.п.). Как отдельный фактор выделяют влияние деятельности человека - антропический или антропогенный фактор (ил. 60.2). Живые организмы могут существовать только при условии постоянного и неразрывной взаимосвязи со средой. Так, для жизни растений необходимы свет, тепло, вода, воздух, химические вещества, которые они получают из среды. В свою очередь растения поддерживают состав воздуха, почвы, воды, то есть влияют на среду. Такая взаимосвязь в науке называют принципом единства организма и среды.

 

Как факторы среды влияют на растительные организмы?

 

Факторами неживой природы, или абиотическими факторами, есть свет, температура, влажность, рельеф, ветер, давление и т.п.. Факторы живой природы называют биотическими факторами. К ним относится влияние живых существ друг на друга (например взаимовыгодное сосуществование или паразитизм). Антропични факторы - это факторы, связанные с деятельностью человека, которая изменяет состояние среды обитания (например леса, обработку земель). Факторы среды называют еще экологическими факторами (ил. 60.3). Экологические факторы того или иного среды действуют на организмы одновременно, но с разной интенсивностью (например, на растения действуют одновременно свет, температура, влажность, но в разное время года с разной силой). Лишь определенная сила действия фактора является благоприятной для жизни того или иного организма. Так, для прорастания семян кукурузы требуется температура 10-15 С, а гороха - 1-3 С. Чем больше сила действия фактора отклоняться от благоприятной (оптимальной), тем хуже будет, расти и развиваться растение. При очень низкой или высокой силы определенного фактора жизни растения может прекратиться. Организмы приспосабливаются ко всей совокупности факторов, действующих на них. Итак, жизнедеятельность растений определенного вида в той или иной среде существования обусловлена ее взаимодействием с цичим комплексом экологических факторов.

 

Чем отличаются местообитаний организмов?

 

Древнейшее среду обитания для растений - водное, особенностями которого является отсутствие резких колебаний температуры, высокая плотность, растворенное состояние питательных веществ, невысокая растворимость газов (Ог и СО2), достаточное для фотосинтеза освещенность в поверхностных слоях водоемов и т.д. (ил. 60.4). Водоросли и водные высшие растения приспособились к жизни в этой среде. Например, окраска водорослей связано с проникающей способностью различных лучей света, у листьях высших растений являются воздушные полости, устьица располагаются на верхней поверхности листовой пластинки и т.п.. Наземно-воздушную среду является разнообразным по условиям существования. Освоение растениями этой среды связано с приспособлениями к незначительной плотности воздуха, резких колебаний температуры, неравномерного распределения воды и т.п.. Ткани и вегетативные органы, особенности циклов воспроизведения (чередование поколений) сформировались именно как приспособление к жизни на суше. Почва как среда обитания характеризуется отсутствием или слабым освещением, небольшими колебаниями температуры, высокой плотностью, вертикальным распределением воды и солей и т.п.. В почве могут жить мелкие растения (например одноклеточные водоросли). Специфическим средой для существования организмов есть другие организмы (ил. 60.5). В этой среде достаточно питательных веществ и достаточно благоприятные условия влажности, температуры, однако оно противодействует существованию организмов (например, деревья выделяют фитонциды, смолу). Итак, среды обитания отличаются между собой особенностями воздействия экологических факторов.

 

В чем заключается единство организма и среды?

 

Принцип единства организма и среды основывается на следующих основных положениях: 1) живые организмы существуют как открытые системы, вследствие чего они поглощают из среды или видияють в среду вещества и энергию (например, растения из среды используют энергию света, воду, углекислый газ для фотосинтеза, а выделяют кислород, фитон-циды) 2) в связи с постоянным взаимодействием со средой у живых существ сформировались процессы регуляции (например процессы испарения воды через устьица) 3) живые организмы способны приспособиться к условиям среды (например, кактусы нуждаются небольших количеств воды, поскольку живут в засушливых местах обитания) (ил. 60.6) 4) не только среда влияет на организмы, но и живые существа вызывают изменения неодушевленных и живых компонентов среды (например, растения благодаря фотосинтезу поддерживают состав воздуха; корни растений закрепляют склоны, предотвращая разрушение почв; растения являются пищей для животных). Итак, живые организмы могут существовать только при условии постоянного и неразрывной взаимосвязи со средой обитания.

estnauki.ru

Тема: «Среда обитания растений»

10.02.16г.

Урок по познанию мира для 3 класса «Среда обитания растений»

Тема: Среда обитания растений

Цели: углубить понятие о разнообразии растений, учить различать их; объяснить особенности строения растений и их приспособлениями к среде обитания на различных участках Земли, развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание, содействовать воспитанию сотрудничества, самостоятельности, ответственного отношения за поведение в природе, любви к родине.

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Вид урока: урок-исследование

Методы: словесный, практический, наглядный, самоорганизации, репродуктивный

Оснащение: образцы растений, презентация у уроку схемы-опоры

Ход урока: 1. Орг. момент

- Здравствуйте, ребята! 

-Настроение каково? Во

-Все такого мнения? Все без исключения.

-Может, вы уже устали? Мы с собой таких не брали!

-Может, ляжем, отдохнём? Лучше мы урок начнём!

Все за парты дружно сели

Друг на друга посмотрели

Посмотрели на гостей,

Улыбнулись поскорей.

2. Сообщение темы, целей

-соберите слово, которое рассыпалось – РЕСАД (На доске появляется слово «СРЕДА»)

-Какие ассоциации возникают?

-Как слово «Среда» может быть связано с разделом «Многообразие растений»?

-Сегодня у нас урок –исследование. Тема нашего урока «Среда обитания растений»(слайд) + на доске открывается тема

Объект исследования ( схема-опора) – это то, что рассматривается.

Что мы рассматриваем в этом разделе?

Нашим объектом исследования будут растения,

Предмет исследования ( схема-опора) – проблема, которую мы должны изучить на уроке

А предмет исследования сегодняшнего урока - “среда обитания растений ” .Мы исследуем , как растения приспосабливаются к своей среде обитания, с особенностями растений в зависимости от среды их обитания

При исследования выдвигается гипотеза: ( схема-опора)- предположение: Как среда обитания влияет на особенности строения растений

3. Проверка домашнего задания

-Мы заканчиваем раздел «Многообразие растений».Что нового узнали из этого раздела?

-В проверочный тест включены вопросы из пройденных тем.

Тест по вариантам ( разноуровневый)

1вариант ( низкая мотивация)

Тест «Многообразие растений»

1. В какой группе перечислены только деревья?

а) сирень, тополь, сосна

б) берёза, клён, дуб

в) клевер, осина, ель

2. Выбери из перечисленного влаголюбивое растение:

а) саксаул б) иван-чай в) молочай

3. Какое из перечисленных растений является однолетним?

а) сосна б) морковь в) пшеница

4. Светолюбивое растение – это:

а) ель б) сосна в) ландыш

5. Лиственница – это растение:

а) цветковое б) папоротниковое в) хвойное

2вариант ( высокая мотивация)

Тест «Многообразие растений»

1. Самые простые по строению растения?

а) папоротники б) водоросли в) цветковые г) мхи

2. Самые сложные по своему строению растения:

а) папоротники б) водоросли в) цветковые г) мхи

3. Как называются растения, которые не приспособлены к существованию без участия человека?

а) культурные б) многолетние в) дикие г) благородные

4. Помидор, перец, огурец, баклажан – это растения :

а) холодостойкие б) засухоустойчивые в) теплолюбивые г) теневыносливые

5. Что объединяет эту группу растений: дуб, берёза, ель?

а) это кустарники б) это деревья в) это все светолюбивые растения г)это двулетние

-Устная проверка

ФИЗМИНУТКА

4. Мы сегодня продолжим говорить о растениях, о среде обитания растений.

Тема нашего урока «Среда обитания растений»( слайд) - уже открыт

Актуализация знаний

-Растения – часть какой природы? ( живой)

-Докажите, что растения – часть живой природы? ( слайд)

-Что дают нам растения? ( слайд)

-Что относится к царству растений? ( слайд)

-Как можно назвать это одним словом? ( флора – слайд)

-Где могут обитать растения? ( слайд)

-Выведите определение «среда обитания»

Среда обитания - это место ,где обитают, т.е. растут, растения. Среда обитания оказывает на растения влияние.

-Назовите необходимые условия для жизни растений?

- Скажите, в каких местах на Земле не обитают растения (ответы детей)

-Почему там не обитают растения? ( вечный холод)

стр 120 – в учебнике – чтение текста

ВЫВОД: просмотр видеоролика «Среда обитания растений» - установка – услышать ,какой бывает среда обитания растений

3 СРЕДЫ ОБИТАНИЯ РАСТЕНИЙ

ВОДНАЯ ПОЧВЕННАЯ НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ

водные лилии тюльпаны ( н-р, клубника- её усики)

-Что означает «водная, почвенная, наземно-воздушная среда обитания»?

( у детей – на столах памятки)

-Чем отличаются растения, обитающие в водной среде от растений, обитающих в почвенной среде? ( у водных корни тонкие, небольшие, листья широкие, для того, чтобы хорошо испарялась влага. У растений, среда обитания которых почва – корневая система мощнее, листья уже, чтобы наоборот – влага не испарялась)

-Вам сейчас предстоит работа в парах – создать проект. Вы будете исследовать растение и составлять на это растение паспорт.

-Что такое паспорт?

-Для чего он нужен?

-Какие данные указываются в паспорте человека?

-Что может быть отражено в паспорте растения?

Паспорт растения ( на столах у детей)

название

внешнее описание

продолжительность жизни

среда обитания

угроза исчезновения

показ слайдов –Ваш объект исследования:

1 ряд – лотос

2 ряд – кувшинка

3 ряд - ландыш

Работа по рядам ( работа в парах - заполнение паспорта растения) – чтение текста

Лотос орехоносный (слайд) Крупный ярко-розовый цветок. Растет лотос в неглубоких пресных теплых водах прудов и озёр. Многолетнее растение. Размножается семенами, которые сохраняют всхожесть более тысячи лет! Корни употребляются в пищу. Из них делают муку, крахмал и даже масло. Семена и корни используют и как лекарственное средство. Многолетнее растение. Размножается семенами и кусочками корневищ. Угроза гибели: сбор красивых цветов, загрязнение водоёмов.

Кувшинка белая. ( слайд)Растет в водоемах со стоячей или медленно текущей водой. Её белые цветки, похожие на звёздочку, умеют предсказывать погоду: перед дождём они всегда закрываются. Каждое утро появляются на поверхности, а на ночь погружаются в воду. Семена приспособлены к жизни в водной среде – у них есть воздушные мешочки, поэтому они могут плавать на поверхности. Живет 3-5 лет. Размножается семенами, кусочками корневищ. Угрозу гибели представляет человек и загрязнение водоёмов.

Ландыш майский ( слайд)Растет во влажных почвах, любит тень. Цветки в виде колокольчиков цветут 10-15 дней. Многолетнее растение, которое размножается отрезками корневищ. По окончании цветения на месте цветков образуются красные ягодки, которые очень ядовиты, а само растение используют как лекарство. Угрозу гибели представляет человек и выпасы скота.

-Защита проекта - паспорта растения – чтение текста, чтение таблицы

-Какие из этих растений обитают в нашем регионе? ( в естественных условиях -кувшинка, ландыш; в искусственных -лотос)

Царство Растений удивительно многообразно. Оно объединяет более 350тысяч видов растений и представлено самыми разнообразными формами – от одноклеточного растения, которое можно рассмотреть только с помощью микроскопа, до деревьев-рощ, занимающих площадь в десятки квадратных метров.

Игра "Пойми меня" ( по внешнему описанию догадаться, о каком растении идёт речь)

Весну это холодостойкое травянистое растение встречает самым первым, ещё даже снег не сошёл. Почвенная среда обитания. Занесён в Красную Книгу РК

-Как думаете, почему занесено это растение в Красную книгу? ( слайд)

Среда обитания этого растения -почвенная. Этот колючий многолетний кустарник получил своё название за острые шипы, которые причинят неприятности любому, кто необдуманно захочет познакомиться с этим красавцем. В начале лета он украшен душистыми цветами, которые напоминают розу. ( слайд)

-Что ещё знаете об этом растении? ( полезное лекарственное растение)

-Высокое многолетнее растение. Водная среда обитания. Цветёт метёлкой. Когда-то использовался в строительстве ,как дешёвый материал. Растения активно разрастаются, что засоряет водоёмы и приводит к их обмельчению. Высохшие растения часто служат причиной пожара. ( камыш -слайд)

-Как думаете, есть ли польза от этого растения? ( многие животные водоёма выводят там потомство и некоторое время прячутся от врагов)

Домашнее задание по вариантам – прочитать дополнительный материал, подготовить сообщение-ПЕРЕСКАЗ

1 вариант «Растения пустынь»

Растения пустынь за много миллионов лет выработали у себя приспособления для существования и в этих трудных условиях. Как только кончается в пустыне зима, и пройдут первые весенние дожди, унылые пески покрываются нежной зеленью и роскошным пестрым цветочным ковром. Эти цветы пустыни в течение двух весенних месяцев, пока влажен песок и не так горячи солнечные лучи, успевают вырасти, зацвести и дать плоды. За свой короткий период существования получили весенние цветы пустынь название эфимеров, от греческого слова «эфимерос», что означает однодневный.С наступлением сухого знойного лета пустыня покрывается невысокими ярко-зелеными кустиками с мелкими листочками и массой колючек. Это верблюжья колючка. Растение характерно своими длинными корнями, разрастающимися до 10-20, а иногда и более метров, которыми оно вытягивает влагу с большой глубины. У многих растений пустыни листья покрыты либо пушком , либо восковым налетом, что уменьшает площадь испарения влаги с листьев, а иногда они даже изменяют свою форму.

2вариант«Растения степей» Казахстан - преимущественно степная страна. Бескрайны ковыльные степи. Степная зона занимает северную часть Казахстана. Самое лучшее время года в степи- весна. В эту пору степь неузнаваемо преображается из-за обилия цветов-тюльпанов, ирисов. Облик степи меняется за год больше 10 раз из-за смены цветущих растений и изменчивости растительного покрова. Летом, куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг. Здесь жаркое, продолжительное, засушливое лето. Характерной особенностью степей является практически полное отсутствие деревьев.

Растения имеют узкие листья , чтобы меньше испарялось влаги, или мясистые листья , в которых накапливается вода. У некоторых растений на листьях и стеблях имеются волоски, которые помогают снижать испарение влаги, другие же растения имеют на листьях и стеблях восковой налет , который помогает экономно расходовать влагу. Тюльпаны, ирисы запасают питательные вещества в луковицах.  Большинство степных растений имеют длинные ветвистые корни, которые помогают растениям добывать воду из глубоких слоёв почвы

Закрепление.

Итог Какой объект исследовали на уроке? Предмет нашего исследования? Какой бывает среда обитания растений? Как зависит строение растения от среды обитания?

Д/З пересказ отрывка, доп.матер. разнообразие растений

Каппаева Г.Д._________

Самоанализ открытого урока в 3 «З» классе по познанию мира

Тема: Среда обитания растений

Цели: углубить понятие о разнообразии растений, учить различать их; объяснить особенности строения растений и их приспособлениями к среде обитания на различных участках Земли, развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание, содействовать воспитанию сотрудничества, самостоятельности, ответственного отношения за поведение в природе, любви к родине.

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Вид урока: урок-исследование

Урок-исследование проведён в соответствии с его особенностями:

Цель

Развитие личности

Характер и стиль взаимодействия

Демократичность, диалогичность, открытость

Формы организации

Групповые, коллективные

Методы обучения

Проблемное изложение, частично- поисковый, исследовательский, эвристический

Ведущий тип деятельности, усваиваемый учеником

Продуктивный, творческий, проблемный

Способы усвоения

Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия

Функции учителя

Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся

Позиция ученика

Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности

Задачи, цели, содержание урока соответствуют программному материалу третьего класса. Построение урока в соответствии с соблюдением дидактических принципов обучения:

-  воспитывающего и развивающего обучения;

-  научности;

-  связи теории с практикой, обучения с жизнью;

-  наглядности;

-  доступности;

-  систематичности и последовательности;

-  самостоятельности и активности учащихся в обучении;

-  сознательности и прочности усвоения знаний, умений и навыков;

-  целенаправленности и мотивации обучения;

-  индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся (принцип адаптивности- каждый ребёнок работал на своём уровне сложности, в зоне своего развития)

На уроке развивались:

– слуховое восприятие - при работе с текстом учебника

– внимание - при проведении игры «Пойми меня» ;

– операция анализа через выполнение задания в парах «Паспорт растения»

– операция синтеза и обобщения – через итоговую беседу, выполнение индивидуального теста по домашнему заданию;

– творческие способности – через творческое задание с текстом при составлении «Паспорта растения»

– навыки работы в парах , в группах - совместная работа при составлении «Паспорта растения»

– самоконтроль, взаимоконтроль – тест по домашнему заданию «Многообразие растений»

Обеспечена рациональная структура урока. Имела место организация первичного, сопутствующего закрепления - актуализация знаний через просмотр учащимися презентации. Осуществлялся дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся. ( тест по домашнему заданию «Многообразие растений» соответствовал уровню учебной мотивации учащихся) При объяснении новой темы ставились проблемные вопросы , создавались проблемные ситуации и учащиеся сами доказывали правильность результата и делали выводы. Учащиеся были достаточны активны при ознакомлении с новым материалом. в процессе урока осуществлялась межпредметная связь - при выведении понятия «Среда обитания» - при обозначении лексического понятия слова «среда». На уроке была обеспечена связь обучения с жизнью – при проведении предварительной беседы о паспорте – как личном документе человека.

Реализация учебной задачи осуществлялась с позиции здоровьесбережения, т. е. создание здоровьесберегающего пространства на уроке – физминутка урока была связана так же с основной темой урока. Дети работали увлечённо, с интересом, давали полные обоснованные ответы. Развивающая и воспитательная цели решались в единстве с образовательной.

infourok.ru

СРЕДА ОБИТАНИЯ

Количество просмотров публикации СРЕДА ОБИТАНИЯ - 91

Промежуточное положение между пойкилотермными и гомойотермными занимают гетеротермныеживотные. В активном состоянии у них поддерживается высокая температура тела, а в неактивном — температура пони­жается, что также сопровождается замедлением обмена веществ. К таким животным относятся яйцекладущие, суслики, ежи, сурки, летучие мыши, стрижи, колибри и другие.

Температурный режим имеет большое значение и для растений. Наиболее интенсивно процесс фотосинтеза идет в

диапазоне температур +15°С------- Ь25°С. У растений одно из

важнейших приспособлений к температуре — форма роста. Там, где тепла мало (в Арктике, на высокогорье), много по-душковидных растений, стелющиеся и карликовые фор­мы, растения с прикорневыми розетками листьев.

Температура, как и световой режим, закономерно изме­няется в течение суток, сезона года и зависит от географи­ческой широты местности.

Водаявляется важным экологическим фактором в жиз­ни наземных организмов. Это один из базовых компонен­тов живых организмов, без которого невозможно протека­ние биохимических процессов, обеспечивающих нормаль­ную жизнедеятельность. Эволюция наземных животных шла по пути удержания в организме влаги. Это отразилось на строении их покровов, органов дыхания и ряда других систем.

Говоря об экологическом действии воды в наземно-воз-душной среде, важно учитывать следующие ее характерис­тики:

— количество воды и ее физическое состояние (жидкое, капельно-жидкое, твердое, газообразное),

— особенности распределœения на суше,

— глубину залегания в почве,

— влажность почвы или другого субстрата͵

— насыщение водяными парами воздуха,

— распределœение влаги в течение года (осадки и их ха­рактер).

Наличие воды — один из базовых экологических фак­торов, лимитирующих рост и развитие растений. В отсут­ствие воды растение увядает и может погибнуть. По этой причине у растений существуют специальные приспособления, позво­ляющие им переносить недостаток влаги.

По отношению к водному режиму наземные организмы подразделяют на три основные экологические группы: гигрофильные (влаголюбивые), ксерофильные (сухолюби­вые) и мезофильные (предпочитающие умеренную влаж­ность).

Гигрофиты(от греч. Ьу^гоб — влажный, рпукт — рас­тения) — растения, обитающие во влажных местах, не переносящие водного дефицита и обладающие невысокой засухоустойчивостью. К ним относятся тропические рас­тения, живущие при высокой температуре и влажности воздуха. В умеренном и холодном климате типичными гиг­рофитами являются теневые травянистые растения, а так­же растения заливных лугов, болот (гелофиты). Гидрофи­ты — водные растения, целиком или большей частью погруженные в воду.

Мезофиты(от греч. тезоз — средний, промежуточный и рпукт — растения) — это растения умеренно увлажнен­ных местообитаний. К типичным мезофитам относится значительное число луговых трав, многие лесные травы, лиственные деревья, большинство сельскохозяйственных культур и сорняков.

Ксерофиты(от греч. хегоз — сухой и рпуЪоп — растения) — растения сухих местообитаний. Ксерофиты разделяются на две основные группы: суккуленты и склерофиты.

Суккуленты (от лат. зисси1еп1;и8 — сочный, толстый, жирный) — это сочные растения, обитающие в засушли­вых районах и переносящие неблагоприятный период за счёт накапливаемых запасов влаги в стеблях ('кактусы, молочаи,) или в листьях (алоэ, агавы). Некоторые кактусы способны концентрировать в стеблях 1000—3000кг воды и экономно расходовать ее благодаря толстой кутинизиро-ванной эпидерме, волоскам, малому числу устьиц.

Склерофиты(от греч. зк1его8 — твердый, жесткий) — это засухоустойчивые растения с жесткими листьями и стеблями. В отличие от суккулентов они не накапливают в себе влагу, а наоборот, интенсивно ее испаряют. К склеро-фитам относятся пустынные, полупустынные и степные растения, такие как саксаул, верблюжья колючка, полынь, астрагал, ковыль. Обычно склерофиты низкорослы, но об­ладают хорошо развитой корневой системой. Листья у мно­гих из них мелкие, сухие, часто в виде игл, колючек, чешуи, либо сильно рассечены и покрыты восковым налетом, жест-

И.А. Шамилева

Читайте также

  • - Среда обитания, ареалы и экологические

    Ниши Жизнь организмов зависит от совокупности факторов, действующих в их среде обитания. Однако в ходе исторического развития организмы развили множество приспособительных механизмов, которые придали им чрезвычайную способность к приспособлению в окружающей... [читать подробнее].

  • - Основные понятия паразитологии: паразит, среда обитания паразита, паразитоценоз, симбиоценоз, возбудитель, хозяин, переносчик.

    - Паразит – организм, который использует другие существа в качестве среды обитания и источника питания, возлагая частично или полностью на хозяина регуляцию взаимоотношения с окружающей средой. - Среда обитания – место, в котором обитает данный паразит. + Среда 1 порядка... [читать подробнее].

  • - Существуют прогнозы исчезновения до 30-40% видов растений и животных Земли, поскольку их среда обитания будет изменяться быстрее, чем они могут приспособиться к этим изменениям.

    Всемирный фонд дикой природы (WWF) назвал десять животных, популяциям которых грозит гибель из-за глобального изменения климата на нашей планете. "По оценкам ученых, если выбросы парниковых газов останутся на прежнем уровне, к 2050 году исчезнет четверть известных нам... [читать подробнее].

  • - Среда обитания организмов

    Фациальный анализ Методы восстановления палеогеографической обстановки. Горные породы формируются в определенной экологической среде и конкретной географической обстановке. Поэтому выяснение условий их формирования необходимы не только для познания... [читать подробнее].

  • - Водная среда обитания

    Среда обитания, условия и образ жизни Практическое применение палеонтологии в геологии § В стратиграфии (в основе использования лежит закон необратимости эволюции). § В палеогеографииТрофические, или пищевые, связи (греч. trophe — пища, питание) – главные в... [читать подробнее].

  • - Водная среда обитания

    Среда обитания, условия и образ жизни Практическое применение палеонтологии в геологии § В стратиграфии (в основе использования лежит закон необратимости эволюции). § В палеогеографииТрофические, или пищевые, связи (греч. trophe — пища, питание) – главные в... [читать подробнее].

  • - Почва как среда обитания микробов

    Особое место среди природных сред обитания микроорганизмов занимает почва. Это чрезвычайно гетерогенный (разнородный) по структуре субстрат, имеющий микромозаичное строение. Почва представляет собой совокупность множества очень мелких (от долей миллиметра до 3—5 мм)... [читать подробнее].

  • - Интерьер как архитектурно-пространственный феномен и как культурная среда обитания человека

      Интерьер – от франц. «внутренний» - внутренняя (обитаемая) часть здания, пространство, непосредственно предназначенное для нахождения в нем человека. И. - важнейшая составляющая часть архитектуры как объемно-пространственного (пластического) феномена. Зачастую... [читать подробнее].

  • - Среда обитания древних египтян

    Глава III. Цивилизация Древнего Египта Древний Восток Глава II. Типологические характеристики цивилизаций Древнего Востока См.: Уколова В. И., Маринович Л. П. История Древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А. О. Чубарьяна.... [читать подробнее].

  • - Природа как среда обитания человека. Биосфера и закономерности ее развития

    Рассматривая природу как среду обитания, последнюю подразделяют на естественную и искусственную. Данное разделение имеет место уже в античности, в философии Аристотеля, который отделял то, что осуществляется по естественным законам, независимо от человека, от того, что... [читать подробнее].

  • referatwork.ru


    Смотрите также

    Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта