Презентация на тему Среда обитания растений. Среда обитания растений
Условия среды обитания. Определение и классификация
У каждого организма, популяции, вида существует среда обитания - та часть природы, которая окружает все живое и оказывает на него какое-либо воздействие, прямое или косвенное. Именно из нее организмы берут все необходимое, чтобы существовать, в нее же и выделяют продукты своей жизнедеятельности. Условия среды обитания у разных организмов не одинаковы. Как говорят, что хорошо одному, то другому – смерть. Она состоит из множества органических и неорганических элементов, оказывающих влияние на определенный вид.
Классификация
Различают естественные и искусственные условия среды обитания. Первые – природные, существующие изначально. Вторые – создаются человеком. Естественная среда подразделяется на наземную, воздушную, почвенную, водную. Существует среда обитания и внутри организмов, используемая паразитами.
Среда обитания и условия существования
Условия существования – те факторы среды обитания, которые являются жизненно необходимыми для определенного вида организмов. Тот минимум, без которого существование невозможно. К ним можно отнести, к примеру, воздух, влагу, почву, а также свет и тепло. Это первоочередные условия. В отличие от них, есть и другие факторы, которые не являются столь жизненно необходимыми. Например, ветер или атмосферное давление. Таким образом, среда обитания и условия существования организмов – понятия различные. Первое – более общее, второе – обозначает лишь те условия, без которых живой организм или растение не может существовать.
Экологические факторы
Это все те элементы среды обитания, которые способны оказывать влияние – прямое или косвенное – на живые организмы. Эти факторы вызывают адаптации организмов (или приспособительные реакции). Абиотические – это влияние неорганических элементов неживой природы (состав почвы, химические ее свойства, свет, температура, влажность). Биотические факторы – формы воздействия живых организмов друг на друга. Одни виды являются пищей для других, служат для опыления и расселения, оказывают другие воздействия. Антропогенные – деятельность человека, влияющая на живую природу. Выделение данной группы связывается с тем, что в наши дни судьба всей биосферы Земли практически находится в руках человека.
Большинство вышеперечисленных факторов – условия среды обитания. Одни находятся в процессе видоизменения, другие постоянны. Их изменение зависит от времени суток, например, от похолодания и потепления. Многие факторы (одни и те же условия среды обитания) играют первостепенную роль в жизни одних организмов, а у других – выполняют второстепенную. Например, почвенный солевой режим имеет большое значение в питании минералами растений, а у животных – не так важен для той же местности.
Экология
Так называют науку, изучающую условия среды обитания организмов и их взаимосвязь с ней. Впервые термин был определен немецким биологом Геккелем в 1866. Однако активно развиваться наука стала лишь к 30 годам прошлого века.
Биосфера и ноосфера
Совокупность всех живых организмов на Земле называют биосферой. В нее входит и человек. И не только входит, но и оказывает активное влияние на саму биосферу, особенно в последние годы. Так осуществляется переход к ноосфере (по терминологии Вернадского). Ноосфера предполагает не только грубое использование природных ресурсов и науки, но и общечеловеческое сотрудничество, направленное на охрану нашего общего дома – планеты Земля.
Условия водной среды обитания
Вода считается колыбелью жизни. Многие из существующих на земле животных имели предков, обитавших в этой среде. С образованием суши некоторые виды выходили из воды и становились вначале земноводными, а затем эволюционировали в сухопутные. Водой покрыта большая часть нашей планеты. Многие организмы, живущие в ней – гидрофилы, то есть не нуждаются в какой-либо адаптации к среде обитания.
Прежде всего, одно из важнейших условий – это химический состав водной среды. В различных водоемах он разный. Например, солевой режим мелких озер – 0,001% солей. В пресных больших водоемах – до 0,05%. Морских – 3,5%. В соленых континентальных озерах уровень соли достигает более 30%. С повышением солености фауна беднеет. Известны водоемы, где отсутствуют живые организмы.
Немаловажную роль в условиях среды играет такой фактор, как содержание сероводорода. Например, в глубинах Черного моря (ниже 200 метров) вообще никто не живет, кроме сероводородных бактерий. И все из-за обилия содержания этого газа в среде.
Важны также и физические свойства воды: прозрачность, давление, скорость течений. Одни животные обитают только в прозрачной воде, другим подходит и мутная. Некоторые растения живут в стоячей воде, а другие предпочитают путешествовать с течением.
Для глубоководных обитателей отсутствие света и наличие давления – наиважнейшие условия существования.
Растения
Условия среды обитания растений также определяются многими факторами: составом почвы, наличием освещения, температурными колебаниями. Если растение водное – условиями водной среды. Из жизненно важных – наличие в почве питательных веществ, естественный полив и орошение (для культурных растений). Многие из растений привязаны к определенным климатическим поясам. В других местностях они не способны выживать, а тем более размножаться и давать потомство. Декоративные растения, привыкшие к «тепличным» условиям, требуют искусственно созданной среды обитания. В уличных условиях они уже не могут выжить.
На земле
Для многих растений и животных актуальна почвенная среда обитания. Условия среды зависят от некоторых факторов. К ним относятся климатические зоны, смена температурного режима, химический и физический состав почвы. На земле, как и на воде, для одних хорошо одно, для других – другое. Но в целом почвенная среда обитания дает приют многим видам растений и животных, обитающих на планете.
fb.ru
По познанию мира "Среда обитания растений"
Урок по познанию мира для 3 класса «Среда обитания растений»
Республика Казахстан. Жамбылская область, Кордайский район
село Сортобе, средняя школа № 48
учитель начальных классов Мачинчин Софиян Исхаровна
Тема: Среда обитания растений
Цели: углубить понятие о разнообразии растений, учить различать их; объяснить особенности строения растений и их приспособлениями к среде обитания на различных участках Земли, развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание, содействовать воспитанию сотрудничества, самостоятельности, ответственного отношения за поведение в природе, любви к Родине.
Тип урока: урок комплексного применения знаний
Вид урока: урок - исследование
Методы: словесный, практический, наглядный, самоорганизации, репродуктивный
Оборудование: образцы растений, презентация к уроку, схемы-опоры
Ход урока:
1. Орг. момент
- Здравствуйте, ребята!
-Настроение каково? Во
-Все такого мнения? Все без исключения.
-Может, вы уже устали? Мы с собой таких не брали!
-Может, ляжем, отдохнём? Лучше мы урок начнём!
Все за парты дружно сели
Друг на друга посмотрели
Посмотрели на гостей,
Улыбнулись поскорей.
2. Сообщение темы и цели
Соберите слово, которое рассыпалось – РЕСАД (На доске появляется слово «СРЕДА»)
-Какие ассоциации возникают?
-Как слово «Среда» может быть связано с разделом «Многообразие растений»?
-Сегодня у нас урок – исследование. Тема нашего урока «Среда обитания растений»(слайд) +на доске открывается тема
Объект исследования ( схема-опора) – это то, что рассматривается.
Что мы рассматриваем в этом разделе?
Нашим объектом исследования будут растения,
Предмет исследования ( схема-опора) – проблема, которую мы должны изучить на уроке
А предмет исследования сегодняшнего урока - “Среда обитания растений ” .Мы исследуем , как растения приспосабливаются к своей среде обитания, с особенностями растений в зависимости от среды их обитания
При исследовании выдвигается гипотеза: ( схема-опора)- предположение: Как среда обитания влияет на особенности строения растений
3. Проверка домашнего задания
-Мы заканчиваем раздел «Многообразие растений».Что нового узнали из этого раздела?
-В проверочный тест включены вопросы из пройденных тем.
1. Тест по вариантам ( разно уровневый)
1вариант ( низкая мотивация)
Тест «Многообразие растений»
1. В какой группе перечислены только деревья?
а) сирень, тополь, сосна
б) берёза, клён, дуб
в) клевер, осина, ель
2. Выбери из перечисленного влаголюбивое растение:
а) саксаул б) иван-чай в) молочай
3. Какое из перечисленных растений является однолетним?
а) сосна б) морковь в) пшеница
4. Светолюбивое растение – это:
а) ель б) сосна в) ландыш
5. Лиственница – это растение:
а) цветковое б) папоротниковое в) хвойное
2вариант ( высокая мотивация)
Тест «Многообразие растений»
1. Самые простые по строению растения?
а) папоротники б) водоросли в) цветковые г) мхи
2. Самые сложные по своему строению растения:
а) папоротники б) водоросли в) цветковые г) мхи
3. Как называются растения, которые не приспособлены к существованию без участия человека?
а) культурные б) многолетние в) дикие г) благородные
4. Помидор, перец, огурец, баклажан – это растения :
а) холодостойкие б) засухоустойчивые в) теплолюбивые г) теневыносливые
5. Что объединяет эту группу растений: дуб, берёза, ель?
а) это кустарники б) это деревья в) это все светолюбивые растения г)это двулетние
-Устная проверка
2. Фронтальный опрос
- Какие группы растений вы знаете? (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые)
Расскажите об этих группах растений.
Водоросли. Слово водоросли произошло от двух слов: вода и расти. Значит водоросли, в основном это водные растения. Водорослей на Земле очень много. Есть среди них и гиганты длиной до 40 метров. Живут они в морях и океанах. По цвету водоросли бывают зелёные, сине-зелёные, бурые и красные. Они обогащают воду кислородом и очищают её от гнилостных бактерий. Водоросли применяют и для лечебных целей. Из них получают йод, калий, выпускают таблетки. (слайд)
Мхи. Мхи появились на Земле более 350 миллионов лет назад. Это низкорослые растения, не более нескольких сантиметров в высоту. У них маленькие корнеподобные окончания (не настоящие корни), которые стелются по земле. Большинство мхов предпочитают влажные тенистые места. Многие мхи похожи на настоящие губки. Они умеют впитывать в себя воду. Если взять в руки мох, сжать его, то из него вытечет много воды. Из мхов, которые образуются на болотах, получают торф – очень ценное удобрение и топливо. (слайд)
Папоротники. Папоротники относятся к числу наиболее древних растений. Они распространяется по всему земному шару. Но больше всего их во влажных лесах. Они могут произрастать как на почве, так и на стволах деревьев. Некоторые папоротники растут высоко в горах. Другие цепляются за трещины в скалах. Даже в пустынях встречаются папоротники. Папоротники никогда на цветут. У папоротников нет семян. Они размножаются спорами. Вырасти папоротник можно и в домашних условиях. Папоротник – влаголюбивое и теневыносливое растение. Регулярный полив и частое опрыскивание дают красивое комнатное растение. (слайд)
Хвойные. Ель, сосна, пихта, кедр, можжевельник, лиственница – хвойные растения, семена образуются в шишках. Семена хвойных растений находятся в защищающих их шишках. В один из сухих дней чешуйки шишек раскрываются, освобождая созревшие семена. Хвойные – вечнозелёные деревья. Они сохраняют хвоинки и в зимний период. Хвоинки сосны держатся 2-3 года, а хвоинки ели от пяти до семи лет. Среди хвойных есть только одно дерево которое сбрасывает свои иголки на зиму, а весной образуют новые. Это лиственница. У хвойных растений вместо листьев – хвоинки. (слайд)
Цветковые. Самые распространённые на Земле – это цветковые растения. У них есть корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами. Цветковые растения – самый обширный отдел растительного мира. Учёные-ботаники насчитывают более 250 тысяч видов растений. Значение цветковых растений для человека значительно велико. Все культурные растения, которые выведены человеком, представители этого отдела. Они растут повсюду – в лесу, на лугу, в водоёме, в пустыне, в горах. (слайд)
- А по внешнему виду как можно разделить растения? ( Деревья, кустарники, травы)
- Почему растения не могут жить без солнечного света? ( Потому что, солнце источник энергии. Оно даёт тепло всему живому.)
- Какие виды растений по условиям произрастания вы знаете? ( Влаголюбивые и водные, засухоустойчивые, теплолюбивые, холодостойкие, светолюбивые, теневыносливые.)
3. ФИЗМИНУТКА
Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете –
Стали маленькими дети,
А потом все дружно встали –
Великанами вы стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы прогулялись,
Вновь за дело вместе взялись!
4. Работа по теме
Мы сегодня продолжим говорить о растениях, о среде обитания растений.
Тема нашего урока «Среда обитания растений»( слайд) - уже открыт
Актуализация знаний
-Растения – часть какой природы? ( живой)
-Докажите, что растения – часть живой природы? ) ( слайд)
-Что дают нам растения? (слайд)
-Как можно назвать это одним словом? ( флора – слайд)
-Где могут обитать растения? ( слайд)
-Выведите определение «среда обитания»
Среда обитания - это место ,где обитают, т.е. растут, растения. Среда обитания оказывает на растения влияние.
-Назовите необходимые условия для жизни растений? (слайд)
- Скажите, в каких местах на Земле не обитают растения (ответы детей)
-Почему там не обитают растения? ( вечный холод)
чтение текста в учебнике страница 118
ВЫВОД: просмотр видеоролика «Среда обитания растений»
Растения на Земле встречаются повсюду, они образуют леса, луга, поэтому растения называют «зелёной одеждой Земли». Действительно, зелёный наряд украшает нашу планету. Растения можно разделить на 3 среды обитания.
3 СРЕДЫ ОБИТАНИЯ РАСТЕНИЙ
ВОДНАЯ НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ почвенная
Водная среда обитания связана с водоёмами: океанами, морями, реками, озерами и другими. Воды в них разные, где-то стоячие, где-то с достаточно сильными течениями, солёные и пресные. Во многих водах мало кислорода и солнечного света. С глубиной наступает полумрак, а после 200 метров глубины свет вообще отсутствует. Поэтому растения в воде могут расти лишь на небольшой глубине, там куда ещё проникает свет. Большинство водных растений – это водоросли. Однако среди водных растений встречаются и высшие растения. (слайд)
В наземно-воздушной среде обитания растёт подавляющее большинство растений и почти все высшие растения. Растения суши формируют леса и луга, степи и тундры и другие растительные сообщества. Особенностями наземно-воздушной среды являются большое количество воздуха и света, наличие ветра, во многих местах сильное колебание температуры и влажности в зависимости от времени года и суток. Наземно-воздушная среда весьма разнообразна. Растения приспособлены к определенным условиям среды. Одни растут на хорошо освещённых участках, другие в затененных. Одни растения не переносят холода и живут только в теплых местах, другие – приспособлены к сезонным колебаниям температуры.
Почва – это поверхностный плодородный слой земли. Эта среда образовалась из смеси минеральных веществ при распаде горных пород перегноя в результате разложения растительных и животных остатков. Здесь обитают многочисленные мельчайшие водоросли, находятся семена и споры разных растений, размещаются корни наземных растений.
Растения способны жить в той среде, к условиям которой они приспособлены.
-Что означает «водная, почвенная, наземно-воздушная среда обитания»?( у детей – на столах памятки)
-Чем отличаются растения, обитающие в водной среде от растений, обитающих в почвенной среде? ( у водных корни тонкие, небольшие, листья широкие, для того, чтобы хорошо испарялась влага. У растений, среда обитания которых почва – корневая система мощнее, листья уже, чтобы наоборот – влага не испарялась)
-Вам сейчас предстоит работа в парах – создать проект. Вы будете исследовать растение и составлять на это растение паспорт.
-Кто скажет, что такое паспорт?
-Для чего он нужен?
-Какие данные указываются в паспорте человека?
-А как вы думаете, что может быть отражено в паспорте растения?
Паспорт растения (на столах у детей)
1.Название
2. Внешнее описание
3. Продолжительность жизни
4. Среда обитания
5. Угроза исчезновения
Ваш объект исследования: ( показ слайдов)
1 ряд – лотос 2 ряд – кувшинка 3 ряд - ландыш
Работа по рядам ( работа в парах - заполнение паспорта растения) – чтение текста учащимися.
Лотос орехоносный (слайд) Крупный ярко – розовый цветок. Растет лотос в неглубоких пресных теплых водах прудов и озёр. Многолетнее растение. Размножается семенами, которые сохраняют всхожесть более тысячи лет! Корни употребляются в пищу. Из них делают муку, крахмал и даже масло. Семена и корни используют и как лекарственное средство. Многолетнее растение. Размножается семенами и кусочками корневищ. Угроза гибели: сбор красивых цветов, загрязнение водоёмов.
Кувшинка белая. ( слайд)Растет в водоемах со стоячей или медленно текущей водой. Её белые цветки, похожие на звёздочку, умеют предсказывать погоду: перед дождём они всегда закрываются. Каждое утро появляются на поверхности, а на ночь погружаются в воду. Семена приспособлены к жизни в водной среде – у них есть воздушные мешочки, поэтому они могут плавать на поверхности. Живет 3-5 лет. Размножается семенами, кусочками корневищ. Угрозу гибели представляет человек и загрязнение водоёмов.
Ландыш майский ( слайд)Растет во влажных почвах, любит тень. Цветки в виде колокольчиков цветут 10-15 дней. Многолетнее растение, которое размножается отрезками корневищ. По окончании цветения на месте цветков образуются красные ягодки, которые очень ядовиты, а само растение используют как лекарство. Угрозу гибели представляет человек и выпасы скота.
-Защита проекта - паспорта растения – чтение текста.
-Какие из этих растений обитают в нашем регионе? ( в естественных условиях - кувшинка, ландыш; в искусственных -лотос)
Царство Растений удивительно многообразно. Оно объединяет более 350тысяч видов растений и представлено самыми разнообразными формами – от одноклеточного растения, которое можно рассмотреть только с помощью микроскопа, до деревьев - рощ, занимающих площадь в десятки квадратных метров.
Игра "Пойми меня" ( по внешнему описанию догадаться, о каком растении идёт речь)
Весну это холодостойкое травянистое растение встречает самым первым, ещё даже снег не сошёл. Почвенная среда обитания. Занесён в Красную Книгу РК
-Как думаете, почему занесено это растение в Красную книгу? (подснежник слайд)
Среда обитания этого растения -почвенная. Этот колючий многолетний кустарник получил своё название за острые шипы, которые причинят неприятности любому, кто необдуманно захочет познакомиться с этим красавцем. В начале лета он украшен душистыми цветами, которые напоминают розу. ( шиповник слайд)
-Что ещё знаете об этом растении? ( полезное лекарственное растение)
-Высокое многолетнее растение. Водная среда обитания. Цветёт метёлкой. Когда-то использовался в строительстве ,как дешёвый материал. Растения активно разрастаются, что засоряет водоёмы и приводит к их обмельчению. Высохшие растения часто служат причиной пожара. ( камыш -слайд)
-Как вы думаете, есть ли польза от этого растения? (Многие животные водоёма выводят там потомство и некоторое время прячутся от врагов)
5. Домашнее задание: прочитать дополнительный материал, подготовить сообщение-пересказ
1 вариант «Растения пустынь»
2вариант«Растения степей»
6. Закрепление. Итог урока
- Какой объект исследовали на уроке?
- Предмет нашего исследования?
- Какой бывает среда обитания растений?
- Как зависит строение растения от среды обитания?
infourok.ru
Среда обитания
Естественное окружение животных и растений называют средой обитания.
В мире существуют различные среды. Они меняются в зависимости от температуры, количества солнечных лучей влаги. Каждое растение и животное хорошо себя чувствует в своей среде обитания. К примеру, кактусы накапливают воду в своих стеблях, это помогает им выжить в сухой пустыне. А у полярных медведей густой мех, который помогает им выжить во льдах арктической зимой.
Изменения окружающей среды.
В каждой среде происходят регулярные изменения, например смена дня и ночи, времени года, приливы и отливы на побережьях. Животные растения обычно приспосабливаются к этим изменениям. Другие изменения долговременны и происходят постепенно (см. долговременные изменения).
закрытая анемона
Зависимость от приливов и отливов
открытая анемона
Животные, которые живут на морском побережье, связывают свою жизнь с регулярными приливами и отливами. Скажем, морские анемоны во время отлива убирают свои щупальца, поэтому они не высыхают. Когда начинается отлив, они раскрываются и шевелят щупальцами в воде.
В дневной время
Многие животные, от медведя до пчел, просыпаются, когда встает солнце. Они живут и едят целый день, а ложатся спать ночью. В течение всего дня они активны. Многие ярко окрашенные цветы раскрываются днем. Насекомые, например пчелы, собирают нектар.
Зеленые растения создают питательный вещества днем, потому что им для этого нужен солнечный свет. Пользуясь энергией Солнца, водой и углекислым газом из воздуха, растения получают сахар. Это их питание. В процессе создания сахара растения выделяют другой газ, называемый кислородом. Кислород выделяется в воздух. Весь этот процесс называется фотосинтезом.
Животные дышат кислородом, а выдыхают углекислый газ и влагу.
Ночью
Ночью растения не могут создавать пищу путем фотосинтеза, так как нет солнечного света. Поэтому по ночам они, как и животные, потребляют кислород, а выделяют углекислый газ.
Цветы и листья некоторых растений закрываются, когда приходит ночь. Некоторые всегда открыты. Животные находят их по сильному сладкому запаху. У мотыльков есть особые приспособления, чтобы находить цветы и получать пищу.
Поиски пищи в ночное время
Многие животные, такие как ночные бабочки, летучие мыши и лисы, днем спят, а ночью проявляют активность. Их называют ночными животными. Они обладают специальными приспособлениями, помогающими добывать пищу в ночное время.
Гекко
Гекко - вид геккона. Он питается мотыльками и другими насекомыми по ночам. Как и у других ночных животных, у него большие чувствительные глаза, которые помогают видеть в темноте.
Летучая мышь
Летучие мыши издают высокочастотные звуки, помогающие им ориентироваться в пространстве ночью. Звуки отражаются от предметов внешнего мира. Летучие мыши слушают эхо звуков, которые они издают. Их большие и чувствительные уши дают возможность отличать предметы по отраженным от них звукам, например деревья от насекомых.
www.what-this.ru
Среда обитания растений - начальные классы, уроки
Познание мира в третьем классе.
Тема урока: Среда обитания растений.
Программное содержание: Систематизировать знание детей о растениях. Дать знания о среде обитания растений. Использование активных форм работы для развития речи детей, умения мыслить логически, самостоятельно добывать знания и делиться ими с окружающими( помочь детям проявить свою индивидуальность). Формировать умение брать на себя роли и организовывать свою работу в соответствии с ними. Продолжать формировать умение взаимооценивания и самооценивания. Способствовать сплочению коллектива класса – укреплению дружеских отношений, желанию учиться.
Материалы к уроку; Интерактивная доска, Электронный учебник « Познание мира» - 3 кл, видеозапись физминутки , плакат с изображением растений, индивидуальные планшеты, изображение растений на карточках ( растения лугов, лесов, степей, тугай), карандаши, фломастеры, маркеры, клей, ножницы, разноцветные стикеры, ватманы,
Подготовка к уроку; дети делятся на группы (при помощи разноцветных карточек), распределяют роли – обязанности в них ( назначают модератора, таймера, оформителя, оценщика, выступающего,), поиск дополнительного материала к уроку. (На уроке продолжить наблюдение за работой трёх учащимися: Сыргак кызы Элиной, Олейник Никитой, Джапаровым Шамилем.)
Ожидаемый результат: Дети узнают, что такое среда обитания. Почему растения не могут жить в одинаковой среде обитания? Чем отличаются растения растущие в разной среде обитания?
Ход:
I.Психологический настрой. Использование художественного слова. На фоне показа слайдов (1-19) с изображением природы ученик рассказывает стихотворение о растениях. Л. А.Мей"Двойным зеленым строем..."(отрывок из стихотворения "Леший")
Двойным зеленым строем,
Вдоль узкого проселка Под снежной шапкой дремлет И сосенка и елка; Осина коченеет И дрогнет от мороза, И вся в слезах алмазных Плакучая береза; Их предки — в три обхвата, Поодаль от опушки, Взнесли над молодежью Маститые макушки; С. А. Есенин «Пороша.» Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Повязалася сосна. Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А под самою макушкой Долбит дятел на суку.II. Проверка домашнего задания:
1.Раздать детям тест на пройденные темы.
На это задание вам отводится 3 минуты.
- Чем отличаются деревья, кустарники и травянистые растения?(ствол; один толстый, много разных по толщине и высоте, мягкие и сочные)
- Почему некоторые растения называются водорослями?
- Растения с крупными листьями, способными накапливать влагу, произрастающие во влажной, тёплой и солнечной местности называются…(влаголюбивые)?
- Какие растения прорастают, несмотря на низкую температуру почвы и не вымерзают?(морозоустойчивые)
- Почему растения делятся на влаголюбивые и засухоустойчивые, светолюбивые и теневыносливые, теплолюбивые и морозоустойчивые?
- В жарких пустынных районах, на почвах, где очень мало влаги растут….(засухоустойчивые)растения.
- К каким растениям относится подсолнечник? Расскажи об его особенностях.(светолюбивые, поворачивает головку вслед за солнцем)
- Эти растения высаживают когда температура достигает +15, +20 градусов.(теплолюбивые)
- Как называются растения растущие в лесах и тугаях, к которым через густые ветки проходит мало солнечного света?(теневыносливые)
- В чём разница между дикорастущими и культурными растениями?
- По продолжительности жизни растения бывают…? (однолетние, двулетние и многолетние).
- Чем отличаются друг от друга однолетние, двулетние, многолетние растения?
Время закончилось, а теперь самостоятельно на этих карточках оцените свои ответы на вопросы теста.(правильный ответ, ответы вызывающие сомнения, без ответа – не успел ответить) – самооценивание.
Теперь поменяйтесь тестами и попробуйте оценить работу своих товарищей. – взаимооценивание.
Фронтальный опрос проверить все вопросы теста..(формативное оценивание – устное поощрение ответов учащихся)
Поднимите руку у кого обе оценки одинаковые – молодцы, давайте похлопаем им. А теперь поднимите руку у кого оценки разные, вы тоже молодцы – погладьте себя по головке, может быть, в следующий раз ваши оценки тоже совпадут.
2.Выполнение задания на интерактивной доске № 1, 2 и 3 ( из эл. учебника) – поощрение учеников фишками за правильный ответ.
III. Объявление новой темы.
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о растениях, узнаем об их среде обитания.
- Как вы думаете, что мы должны узнать на этом уроке? Давайте составим план урока.(устно)
Капитаны групп, подойдут к столу и выберут задание для своей группы (оно написано на конверте)
- Прежде чем вы начнёте работать по своему заданию, давайте дадим определение, что такое среда обитания? Каждая группа формулирует свой ответ, записывает его и озвучивает для всех. Все ответы вывешиваются на доске и поощряются словесно.
IV. Групповая работа
1. Работа с книгой
2. Поиск дополнительной информации на индивидуальных компьютерах или планшетах (деление на группы при помощи разноцветных карточек, распределение «обязанностей» в группе делают сами учащиеся)
1 группа: растения степей
2 группа: растения смешанных лесов
3 группа: растения тугай
4 группа: растения лугов
Использование техники «Джиксо». (ребёнок от каждой группы делится информацией с остальными группами, остальные систематизируют полученные знания )
V. Физминутка
VI. Составление флипчартов группами и их последующая презентация (дети самостоятельно выбирают кто будет выступающим)
Напомнить критерии - правила оценивания( учащиеся выработали их сами на других уроках: 1)оформление 2) соответствие теме, её раскрытие 3)выступление – умение донести материал. )
После выступления учащиеся остальных групп оценивают работы товарищей при помощи разноцветных стикеров
VII. Подведение итогов урока:
Что нового вы узнали на уроке?
Почему растения не могут жить в одинаковой среде обитания?
Выполнение задания № 3 эл. учебника.
Оценивание: подсчёт фишек, участие каждого в работе группы – определяют участники.
Оценивание детьми своей работы на лестнице – усвоения материала.
VIII. Домашнее задание: с84 - 86. Нарисовать сказочный цветок.
4
kopilkaurokov.ru
Среда обитания растений - презентация, доклад, проект
Обратная связь
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: [email protected]
Мы в социальных сетях
Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам
ВКонтакте >
Что такое Myslide.ru?
Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.
Для правообладателей >
myslide.ru
Среда обитания растений | Пчёлка
Познание мира в третьем классе.
Тема урока: Среда обитания растений.
Программное содержание: Систематизировать знание детей о растениях. Дать знания о среде обитания растений. Использование активных форм работы для развития речи детей, умения мыслить логически, самостоятельно добывать знания и делиться ими с окружающими( помочь детям проявить свою индивидуальность). Формировать умение брать на себя роли и организовывать свою работу в соответствии с ними. Продолжать формировать умение взаимооценивания и самооценивания. Способствовать сплочению коллектива класса – укреплению дружеских отношений, желанию учиться.
Материалы к уроку; Интерактивная доска, Электронный учебник « Познание мира» — 3 кл, видеозапись физминутки , плакат с изображением растений, индивидуальные планшеты, изображение растений на карточках ( растения лугов, лесов, степей, тугай), карандаши, фломастеры, маркеры, клей, ножницы, разноцветные стикеры, ватманы,
Подготовка к уроку; дети делятся на группы (при помощи разноцветных карточек), распределяют роли – обязанности в них ( назначают модератора, таймера, оформителя, оценщика, выступающего,), поиск дополнительного материала к уроку. (На уроке продолжить наблюдение за работой трёх учащимися: Сыргак кызы Элиной, Олейник Никитой, Джапаровым Шамилем.)
Ожидаемый результат: Дети узнают, что такое среда обитания. Почему растения не могут жить в одинаковой среде обитания? Чем отличаются растения растущие в разной среде обитания?
Ход:
I.Психологический настрой. Использование художественного слова. На фоне показа слайдов (1-19) с изображением природы ученик рассказывает стихотворение о растениях. Л. А.Мей"Двойным зеленым строем…"(отрывок из стихотворения "Леший")
Двойным зеленым строем,
Вдоль узкого проселка Под снежной шапкой дремлет И сосенка и елка; Осина коченеет И дрогнет от мороза, И вся в слезах алмазных Плакучая береза; Их предки — в три обхвата, Поодаль от опушки, Взнесли над молодежью Маститые макушки; С. А. Есенин «Пороша.» Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Повязалася сосна. Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А под самою макушкой Долбит дятел на суку.
II. Проверка домашнего задания:
1.Раздать детям тест на пройденные темы.
На это задание вам отводится 3 минуты.
— Чем отличаются деревья, кустарники и травянистые растения?(ствол; один толстый, много разных по толщине и высоте, мягкие и сочные)
— Почему некоторые растения называются водорослями?
— Растения с крупными листьями, способными накапливать влагу, произрастающие во влажной, тёплой и солнечной местности называются…(влаголюбивые)?
— Какие растения прорастают, несмотря на низкую температуру почвы и не вымерзают?(морозоустойчивые)
— Почему растения делятся на влаголюбивые и засухоустойчивые, светолюбивые и теневыносливые, теплолюбивые и морозоустойчивые?
— В жарких пустынных районах, на почвах, где очень мало влаги растут….(засухоустойчивые)растения.
— К каким растениям относится подсолнечник? Расскажи об его особенностях.(светолюбивые, поворачивает головку вслед за солнцем)
— Эти растения высаживают когда температура достигает +15, +20 градусов.(теплолюбивые)
— Как называются растения растущие в лесах и тугаях, к которым через густые ветки проходит мало солнечного света?(теневыносливые)
— В чём разница между дикорастущими и культурными растениями?
— По продолжительности жизни растения бывают…? (однолетние, двулетние и многолетние).
— Чем отличаются друг от друга однолетние, двулетние, многолетние растения?
Время закончилось, а теперь самостоятельно на этих карточках оцените свои ответы на вопросы теста.(правильный ответ, ответы вызывающие сомнения, без ответа – не успел ответить) – самооценивание.
Теперь поменяйтесь тестами и попробуйте оценить работу своих товарищей. – взаимооценивание.
Фронтальный опрос проверить все вопросы теста..(формативное оценивание – устное поощрение ответов учащихся)
Поднимите руку у кого обе оценки одинаковые – молодцы, давайте похлопаем им. А теперь поднимите руку у кого оценки разные, вы тоже молодцы – погладьте себя по головке, может быть, в следующий раз ваши оценки тоже совпадут.
2.Выполнение задания на интерактивной доске № 1, 2 и 3 ( из эл. учебника) – поощрение учеников фишками за правильный ответ.
III. Объявление новой темы.
— Сегодня на уроке мы продолжим разговор о растениях, узнаем об их среде обитания.
— Как вы думаете, что мы должны узнать на этом уроке? Давайте составим план урока.(устно)
Капитаны групп, подойдут к столу и выберут задание для своей группы (оно написано на конверте)
— Прежде чем вы начнёте работать по своему заданию, давайте дадим определение, что такое среда обитания? Каждая группа формулирует свой ответ, записывает его и озвучивает для всех. Все ответы вывешиваются на доске и поощряются словесно.
IV. Групповая работа
1. Работа с книгой
2. Поиск дополнительной информации на индивидуальных компьютерах или планшетах (деление на группы при помощи разноцветных карточек, распределение «обязанностей» в группе делают сами учащиеся)
1 группа: растения степей
2 группа: растения смешанных лесов
3 группа: растения тугай
4 группа: растения лугов
Использование техники «Джиксо». (ребёнок от каждой группы делится информацией с остальными группами, остальные систематизируют полученные знания )
V. Физминутка
VI. Составление флипчартов группами и их последующая презентация (дети самостоятельно выбирают кто будет выступающим)
Напомнить критерии — правила оценивания( учащиеся выработали их сами на других уроках: 1)оформление 2) соответствие теме, её раскрытие 3)выступление – умение донести материал. )
После выступления учащиеся остальных групп оценивают работы товарищей при помощи разноцветных стикеров
VII. Подведение итогов урока:
-
Что нового вы узнали на уроке?
-
Почему растения не могут жить в одинаковой среде обитания?
-
Выполнение задания № 3 эл. учебника.
-
Оценивание: подсчёт фишек, участие каждого в работе группы – определяют участники.
-
Оценивание детьми своей работы на лестнице – усвоения материала.
VIII. Домашнее задание: с84 — 86. Нарисовать сказочный цветок.
4
beestudy.ru
Презентация на тему: Презентация на тему: «Среда обитания»
Выполнил: Артемьев Иван Группа 2 «Г»
Среда обитания.
Среда обитания — совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид, часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают всё необходимое для жизни и в неё же выделяют продукты обмена веществ. Термин часто считается синонимомокружающей среды. Среда каждого организма слагается из множества элементов неорганической и органической природы и элементов, привносимых человеком и его производственной деятельностью. При этом одни элементы могут быть частично или полностью безразличны организму, другие необходимы, а третьи оказывают отрицательное воздействие.
Экологические факторы как элементы среды обитания.
•Абиотическая среда (факторы среды) — это комплекс условий неорганической среды, влияющих на организм. (Свет, температура, ветер, воздух, давление, влажность и т. д.)
•Биотическая среда (факторы среды) — это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие. (Влияние растений и животных на других членов биогеоценоза)
•Антропогенные (антропические) факторы — это все формы деятельности человеческого общества, изменяющие природу как среду обитания живых организмов или непосредственно влияющие на их жизнь.
Условия существования.
•Условия существования – те факторы среды обитания, которые являются жизненно необходимыми для определенного вида организмов. Тот минимум, без которого существование невозможно. К ним можно отнести, к примеру, воздух, влагу, почву, а также свет и тепло. Это первоочередные условия. В отличие от них, есть и другие факторы, которые не являются столь жизненно необходимыми. Например, ветер или атмосферное давление.
Условия водной среды обитания.
•Прежде всего, одно из важнейших условий – это химический состав водной среды. В различных водоемах он разный. Например, солевой режим мелких озер – 0,001% солей. В пресных больших водоемах – до 0,05%. Морских – 3,5%. В соленых континентальных озерах уровень соли достигает более 30%. С повышением солености фауна беднеет. Известны водоемы, где отсутствуют живые организмы.
Условия среды обитания растений.
•Условия среды обитания растений также определяются многими факторами: составом почвы, наличием освещения, температурными колебаниями. Если растение водное – условиями водной среды. Из жизненно важных – наличие в почве питательных веществ, естественный полив и орошение (для культурных растений). Многие из растений привязаны к определенным климатическим поясам. В других местностях они не способны выживать, а тем более размножаться и давать потомство.
Условия почвенной среды обитания.
• Для многих растений и животных актуальна почвенная среда обитания. Условия среды зависят от некоторых факторов. К ним относятся климатические зоны, смена температурного режима, химический и физический состав почвы. На земле, как и на воде, для одних хорошо одно, для других – другое
Место обитания.
•Местообитание (место обитания) — совокупность биотических, абиотических и антропогенных (при их наличии) экологических факторов на любой определённой территории или акватории, формирующаяся на месте первичного комплекса абиотических факторов — экотопа. Местообитание вида или популяции — важный компонент его/её экологической ниши. По отношению к наземным животным термин считается синонимичным понятиям стация (местообитание вида) и биотоп (местообитание сообщества).
studfiles.net