Презентация к уроку биологии в 5 классе по теме "Среды обитания организмов". Среда обитания растений 5 класс презентация
Презентация к уроку биологии в 5 классе по теме "Среды обитания организмов"
Презентация к уроку биологии в 5 классе по теме "Среды обитания организмов", разработан в соответствии с ФГОС 2 поколения. Также разработан коспект урока по данной теме.
Цель урока:
Узнать, что такое среда обитания организмов;
Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов;
Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности организмов к жизни в них;
Конкретизировать знания учащихся о различных средах обитания организмов;
Определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.
Тип урока:
Урок изучения нового материала с использование ИКТ и систематизации знаний
Используемое оборудование:
Мультимедийный проектор, презентация “Среды обитания организмов” (в программе Power Point),ватман, клей, маркеры, фотографии животных разных сред обитания; учащиеся разделены на группы по 4 человека, карточки с номерами столов, бейджики с именами учащихся.
Краткое описание:
Данный урок основан на частично самостоятельной работе учащихся с различными источниками информации. Учащиеся учатся искать информацию, выделять наиболее важные, значимые моменты, интересные факты, что повышает интерес к предмету. Учащиеся приобретают опыт работы в группах, развивают умение договариваться между собой, распределять задания. Работа учащихся курируется учителем, в результате чего развиваются отношения сотрудничества между учениками и учителем-предметником, оказывающим помощь в работе учеников. На данном уроке развивается ещё одно немаловажное умение – это умение слушать одноклассников и умение интересно рассказывать. В работе над этим уроком учащиеся могут использовать имеющиеся у них знания, т.е. воспользоваться личным опытом.
infourok.ru
Презентация по биологии "Три среды обитания" (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда:Тема урока: Три среды обитания
3 слайд Описание слайда:Среда обитания- это всё, что окружает живой организм и оказывает на него влияние. наземно-воздушная; водная; почвенная.
4 слайд Описание слайда:Общая характеристика сред обитания Факторы среды Наземно-воздушная Водная Почвенная Количество воздуха Количество влаги Количество света Интенсивность изменения температуры
5 слайд Описание слайда:Факторы среды Наземно-воздушная Водная Почвенная Количество воздуха Кислорода достаточно Кислорода часто не хватает Кислорода недостаточно Количество влаги Воды не всегда достаточно Воды достаточно Воды достаточно Количество света Света достаточно Света не всегда достаточно Свет не проникает Интенсивность изменения температуры Изменения температуры значительные Изменения температуры незначительные Нет больших перепадов температуры
Обитатели наземно-воздушной среды
7 слайд Описание слайда:Обитатели водной среды
8 слайд Описание слайда:Обитатели почвенной среды Крот, Землеройка, Бактерии, Черви, Слепыш, Насекомые.
9 слайд Описание слайда:Спасибо за внимание!
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Презентация к уроку биологии в 5 классе , "Три среды обитания". Данная презентация поможет познакомиться с различными средами обитания организмов: наземно-воздушной, водной и почвенной. Выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания. Определить уровень усвоения учебного материала по теме урока.
Общая информация
Номер материала: ДБ-780644
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Среда обитания организмов 5 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:11.11.16 http://aida.ucoz.ru Три среды обитания
2 слайд Описание слайда:11.11.16 http://aida.ucoz.ru Наземно-воздушная среда
3 слайд Описание слайда:11.11.16 http://aida.ucoz.ru Конечности наземных животных
4 слайд Описание слайда:Условия жизни в наземно-воздушной среде Кислорода - достаточно; Воды- не всегда достаточно; Изменения температуры – значительные; Света – достаточно. 11.11.16 http://aida.ucoz.ru
6 слайд Описание слайда:11.11.16 http://aida.ucoz.ru Водная среда
7 слайд Описание слайда:11.11.16 http://aida.ucoz.ru 1-линь,2-карась,3- сазан – выдержива- вают недостаток кислорода
8 слайд Описание слайда:11.11.16 http://aida.ucoz.ru 1-ряска 2-кубышка,3-кувшинка,4-лотос
9 слайд Описание слайда:11.11.16 http://aida.ucoz.ru Хвостовые плавники водных животных 1- кит 2- акула 3 - ихтиозавр
10 слайдУсловия жизни в водной среде Кислорода – часто не хватает; Воды – достаточно; Изменения температуры – незначительные; Света- не всегда достаточно. 11.11.16 http://aida.ucoz.ru
11 слайд Описание слайда:11.11.16 http://aida.ucoz.ru Почвенная среда
12 слайд Описание слайда:11.11.16 http://aida.ucoz.ru Клещи
13 слайд Описание слайда:11.11.16 http://aida.ucoz.ru Роющие млекопитающие 1-слепыш 2- цокор 3- крот
14 слайд Описание слайда:11.11.16 http://aida.ucoz.ru Условия жизни в почвенной среде: Недостаток кислорода; Воды иногда очень много; Нет больших перепадов температуры; Свет не проникает.
15 слайд Описание слайда:11.11.16 http://aida.ucoz.ru Зверь, освоивший водную среду и дышащий лёгкими Рыба с усами. 3. Очень доброе млекопитающее, похожее на рыбу. 4. Жук, способный плавать под водой благодаря трахеям. 5. Хищная рыба. 6. Земноводное, которое, находясь под водой, дышит кожей. 7. Одна из сред обитания (см. рис на стр. 121).
11.11.16 http://aida.ucoz.ru
17 слайд Описание слайда:11.11.16 http://aida.ucoz.ru
18 слайд Описание слайда:11.11.16 http://aida.ucoz.ru
19 слайд Описание слайда:11.11.16 http://aida.ucoz.ru
20 слайд Описание слайда:11.11.16 http://aida.ucoz.ru
21 слайд Описание слайда:11.11.16 http://aida.ucoz.ru
22 слайд Описание слайда:11.11.16 http://aida.ucoz.ru
23 слайд11.11.16 http://aida.ucoz.ru проверим 4 1 2 4 3 2
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-341428
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Презентация по биологии 5 класс на тему "Среды обитания"
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Почему карась живёт в воде или заяц в лесу? Чем, например, является лес для зайца, а вода для карася?
2 слайд Описание слайда:Тема урока: Среды обитания организмов. (для видео – на уроке нам нужен учебник, тетрадь . ручка и биологический словарь)
Задачи урока: Узнать, что такое среда обитания организмов; Познакомится с различными средами обитания и с их отличительными особенностями; Определить черты приспособленности организмов к жизни в них; Продолжить воспитание бережное отношение к природе.
4 слайд Описание слайда:Сказка. Давным-давно случилась-приключилась такая волшебная история… Никто сегодня точно не знает когда это было, как это было.… Но на одной из планет в необъятной Вселенной произошло чудо чудесное. В огромном океане зародились живые существа. Существа эти в отличие от неживых тел Природы обладали необычными чудесными волшебными качествами.
5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда:Что это за существа и чем они отличались их от других неживых тел?
8 слайдПравильно, это живые организмы и на сегодняшний день их немало - 5 миллионов видов!
9 слайд Описание слайда:Вспомнив материал прошлого урока, перечисли свойства живых организмов: - все живые оргазмы состоят из клеток; - все живые организмы имеют сходный химический состав; - для жизни необходима энергия; - живые организмы дышат, питаются, растут, развиваются и размножаются; - обязательным условием существования живых оргазмов является обмен веществ;
10 слайд Описание слайда:Все живые существа принадлежат к разным царствам живой природы. Какие царства организмов вы знаете?
11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда: 14 слайдПочему все живые организмы разные?
16 слайд Описание слайда:Среда обитания – это……..?
17 слайд Описание слайда:Среда обитания – это взаимосвязь конкретных условий факторов живой и неживой природы в которой обитает данная особь.
18 слайд Описание слайда:Сколько сред обитания Вы знаете? Назовите их. Учащиеся называют 3 среды обитания (показать слайды) И???? Ещё 4, в ней могут жить, например вши, клещи, разные черви.
19 слайд Описание слайда:Выделяют 4 среды обитания: Водная среда Наземно-воздушная среда Почвенная среда Живой организм
20 слайд Описание слайда:Сейчас я прочту стихотворение, где есть вопрос, на который вы мне ответите. Почему у нас в городе Пальмы не растут? Ясно и тебе и мне (………..) им тут. А в походе по грибы На лесной дороге Вряд ли встретятся Слоны или носороги. Почему???? Учащиеся рассуждают об условиях среды, (температура – доминирующий фактор, необходима еще и вода, у нас она зимой замерзает, свет и кислород).
21 слайд Описание слайда:Итак мы переходим к изучению сред обитания (их особенностям).
22 слайд Описание слайда:По мере изучения темы заполняются карточки парами, работая с учебником Водная среда Кислорода …дописать…. (много или мало) Света… (достаточно или нет) Температура… (изменяется, слабо или не изменяется) Плотность… (высокая, низкая, средняя) Почвенная среда Кислорода …. (много или мало) Света … (достаточно или нет) Воды … (достаточно или нет) Температура… (изменяется, слабо или не изменяется) Наземно-воздушная среда Света … (достаточно или нет) Воды… (достаточно или нет) Температура …(изменяется, слабо или не изменяется) Кислорода ….(много или мало) Плотность.. (высокая, низкая, средняя) После заполнения карточек проводится их анализ.
23 слайд Описание слайда:Вам загадаю несколько загадок, а вы постарайтесь их отгадать. 1. Он ходит голову подняв, Не потому, что важный граф, Не потому, что гордый нрав, А потому, что он … Ответ ученика: Жираф На экране высвечивается Слайд (Жираф) 2. Не птичка, а с крыльями Ответ ученика: Бабочка На экране высвечивается Слайд(Бабочка) 3. В лесу, под щебет, звон и свист, Стучит лесной телеграфист Ответ учащихся: Дятел На экране высвечивается Слайд (Дятел) 4. Погляди на молодцов Веселы и бойки, Волокут со всех концов Материал для стройки Ответ учащихся: Муравьи На экране высвечивается Слайд (Муравьи)
24 слайд Описание слайда:В какой среде обитания живут эти животные?
25 слайд Описание слайда:Особенности наземно-воздушной среды обитания. На экране высвечивается Слайд, а дети читают и заполняют карточки (или таблицу) (Наземно-воздушная среда. Лес) – стр. 20
26 слайд Описание слайда:Наземно-воздушная среда Света достаточно Воды часто не хватает Температура значительно изменяется Кислорода много. Плотность низкая Разнообразие животного и растительного мира.
27 слайд Описание слайда: 28 слайд Описание слайда:Приспособительные особенности животных
29 слайд Описание слайда:Некоторые приспособительные особенности животных крылья и перья конечности для передвижения по твердой поверхности шерсть.
30 слайд Описание слайда:Водная среда – стр. 20
31 слайд Описание слайда:Особенности среды обитания Водная среда Кислорода мало Света недостаточно Температура изменяется мало Плотность средняя Разнообразен животный мир, но беден растительный.
32 слайд Описание слайда: 33 слайд Описание слайда: 34 слайд Описание слайда:Приспособления к водной среде обитания обтекаемая форма тела наличие слизи на теле плавники, ласты подкожный слой жира
35 слайд Описание слайда:Почвенная среда – стр.22
36 слайд Описание слайда:Почвенная среда Кислорода мало Света недостаточно Воды достаточно Температура ровная .Приспособленность, например, отсутствие глаз.
37 слайд Описание слайда:Подумайте, какая среда представлена на фото?
38 слайд Описание слайда:Живой организм – постоянная температура, достаточно влаги, кислорода и пищи.
39 слайд Описание слайда:1. Давайте вернёмся к задачам урока и сделаем вывод, решили ли мы их? 2. Сформулируем выводы. Cреда обитания – условия, окружающие организм. Различают наземно– воздушную, водную и почвенную среды обитания. К среде обитания относится и живой организм. Каждый организм приспособлен к жизни в определенной среде, т. к. они отличаются по температуре, кол-ву кислорода, освещённости и плотности.
40 слайд Описание слайда:Закрепление А теперь – поиграем: Разместим живые организмы по средам обитания: 1-паук 2-речной рак 3-пиявка 4-папоротник 5-дождевой червь 6-бактерии 7-водоросли 8-подосиновик 9-тигр 10-ласточка 11-крот 12-дельфин
41 слайд Описание слайда:Закрепление??? Ребятам рассматривают фото животных. Они у каждого есть. Определяют среду их обитания и какие приспособления у животных появились в ходе эволюции. затем, поселяют животных в свою среду обитания. 1 ряд 2 ряд 3 ряд Водная среда Почвенная среда Наземно-воздушная среда ?Дети пересаживаются. (Это минутка релаксации). Учитель: В какой среде меньше всего жителей? Почему? (В почвенной). Дети: Отвечают на вопрос. Учитель: Итак, вы заполнили карточки, определили среду обитания и ее факторы.
42 слайд Описание слайда:Три клада у природы есть Три ее основы. Вода, земля и воздух. Какая бы не грянула беда, Целы они – всё возродится снова. Давайте порассуждаем о каких кладах идет речь?
43 слайд Описание слайда:Наша планета Земля – дом для всего живого. Планета – среда обитания. «ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ»., написать правила бережного отношения к природе, озаглавив их «Земля – наш общий дом», например : Правило № 1 Ходить в лесу или в парке нужно только по тропинкам. Правило № 2 Не расходуйте воду зря.
44 слайд Описание слайда:Домашнее задание: 1. Параграф 4 ; 2. Ответить на вопрос: «Какие черты приспособления есть у организмов, для которых, среда обитания - живой организм?» 3. Написать правила бережного отношения к природе. 4. Ответить на вопрос Незнайки.
45 слайд Описание слайда:Вопрос Незнайки: «Существует ли наука, которая занимается изучением взаимоотношений живых организмов друг с другом и с окружающей его средой обитания?»
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-175292
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Презентация. Урок "Три среды обитания" 5 класс
Предмет: биология
Класс: 5
Тип урока: изучение нового материала
Тема
Три среды обитания
Цели
Образовательные: изучить особенности различных сред обитания живых организмов и их приспособления к обитанию в этих средах
Планируемый результат
Предметные: уметь характеризовать приспособленность организмов к среде обитания
Личностные: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение природы
Коммуникативные: способность передавать содержание текста в сжатом виде или развернутом виде в соответствии с целью задания; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Регулятивные: умение ставить перед собой задачу, планировать свою деятельность, устранять причины возникших трудностей
Метапредметные: уметь структурировать материал, работать с разными источниками и преобразовывать информацию из одной формы в другую
Ход урока
Проверка домашнего задания в виде теста.
Слайд №2-4
Учитель. Что такое биосфера.
Жизнь протекает на большом пространстве разнообразной поверхности земного шара.
Биосфера – это оболочка Земли, где существуют живые организмы.
Биосфера включает в себя:
- Верхняя часть литосферы (твердая оболочка Земли),
- Гидросфера (водная оболочка Земли),
- Нижняя часть атмосферы (воздушная оболочка Земли).
Каждая из этих оболочек Земли имеет особые условия, создающие разные среды жизни. Различными условиями сред жизни порождается многообразие форм живых организмов.
Различают естественную и искусственную (созданную человеком) среду обитания. Естественные среды обитания в основном делятся на наземно-воздушную, почвенную и водную.
Слайд №5
Работа с учебником, стр.104-105.
Учитель. Предлагает нарисовать три природных домика.
Дети вместе с учителем выделяют особенности каждой среды обитания, вписывают в домик.
Анализ.
Воздушно-наземная среда.
Достаточно кислорода и солнечного света, бывают значительные изменения температуры, можно передвигаться по Земле и по воздуху
Водная среда.
Воды всегда достаточно. Температура здесь меняется меньше, чем температура воздуха, а вот кислорода зачастую не хватает.
Почвенная среда.
Меньше кислорода и больше углекислого газа, чем на свежем воздухе. А воды здесь бывает слишком много. Температура в почвенной среде более ровная, чем на поверхности. Свет в почву не проникает.
Слайд №6
Учитель предлагает детям побывать в каждом природном домике и познакомиться с его жителями. Первый природный домик- наземно –воздушная среда.
Работа с учебником, стр. 106.
Из всех живых организмов выбираем жителей наземно - воздушной среды.
ШМЕЛЬ, ДЕЛЬФИН, ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ, ВЫДРА, ЛЯГУШКА, СЛЕПЫШ, СОМ, РЕЧНОЙ РАК, СТРАУС,ЖУК ПЛАУНЕЦ, СТРИЖ, МАЙСКИЙ ЖУК, АКУЛА, КРОТ, КЕНГУРУ, ЦОКОР, СТРЕКОЗА, ГЕПАРД, КОЛИБРИ,
МУХА,КОМАР.
Слайд №7
Учитель.
Растения и животные засушливых мест обитания имеют специальные приспособления для добывания, запасания и экономичного расходования воды.
В районах с холодной зимой в течение года заметно меняется вся жизнь организма. Осенний листопад, отлет перелет птиц в теплые края, смена шерсти у зверей на более густую и теплую - все это приспособление живых существ к сезонным изменениям в природе.
В наземно-воздушной среде можно передвигаться по Земле и по воздуху. И животные этим пользуются. Ноги одних приспособлены к бегу: страус, гепард, зебра. Других – к прыжкам: кенгуру, тушканчик. Из каждых 100 обитающих в этой среде животных 75 умеют летать. Это большинство насекомых, птиц и некоторые звери, например, летучая мышь.
Вопросы детям.
-
Какая птица чемпион по скорости полета? (стриж, 120 км. В час)
-
Сколько взмахивают крыльями птички колибри в 1 секунду? (70 раз)
-
Сколько взмахивают крыльями комары в 1 секунду? (до 600 раз)
-
Скорость полета у златоглазки? (2км/ч.)
-
Скорость полета у комнатной мухи? (7км/ч.)
-
Скорость полета майского жука? (11км/ч.)
-
Крупные стрекозы развивают скорость до ... ( 90 км/ч.)
-
Кто самый быстроногий из зверей (гепард)
Слайд №8 Сообщение ученика. «Приспособление птиц к полету».
Птиц от всех других существ отличает способность летать. К полету приспособлено все тело птицы. Передние конечности птиц превращены в крылья. Так что птицы стали двуногими. Оперенное крыло намного более приспособлено к полету, чем летательная перепонка летучих мышей. Поврежденное оперение крыла быстро восстанавливается. Удлинение крыла достигается за счет удлинения перьев, а не костей. Длинные тонкие кости летающих позвоночных могут легко ломаться. Как приспособление для полета на грудине птиц развился костный киль. Это опора для костных летательных мышц. Некоторые современные птицы лишены киля, но одновременно они утратили способность летать. Все лишние тяжести в строении птиц, мешающие полету, природа постаралась устранить. Максимальный вес всех крупных летающих птиц достигает 15-16 кг. А у нелетающих, например страусов, он может превышать 150 кг. Кости птиц в процессе эволюции становились полыми и легкими. При этом они сохранили прочность.
Первые птицы имели зубы, но затем тяжелая зубная система полностью исчезла. У птиц появился роговой клюв. Вообще полет – несравненно более скоростной способ передвижения, чем бег или плавание в воде. Но затраты энергии примерно вдвое выше, чем при беге и в 50 раз выше чем при плавании. Поэтому птицы должны поглощать довольно много пищи.
Полет, может быть:
- Машущий
- Парящий
Парящий полет в совершенстве освоили хищные птицы. Они используют теплые потоки воздуха, поднимающиеся от нагретой земли.
Слайд №9
Второй природный домик- водная среда.
Работа с текстом учебника , стр107.
Знакомство с жителями водной среды. (выбрать )
ДЕЛЬФИН, ВЫДРА, ЛЯГУШКА, СЛЕПЫШ, СОМ,РЕЧНОЙ РАК, ЖУК ПЛАУНЕЦ, АКУЛА, КРОТ, ЦОКОР
Слайд №10
Учитель.
Какие приспособления у живых организмов для дыхания в водной среде? (жабры)
Рыбы и ракообразные дышат жабрами. Это специальные органы, которые извлекают из воды растворенный в ней кислород, необходимый для дыхания.
Лягушка, находясь под водой, дышит кожей. Освоившие воду млекопитающие дышат легкими, им необходимо периодически подниматься к поверхности воды для вдоха.
Подобным образом ведут себя и водные жуки, только у них, как и у других насекомых, не легкие, а особые дыхательные трубочки – трахеи.
Слайд №11
Учитель.
Одни организмы (форель) могут жить только в богатой кислородом воде. Сазан, карась, линь выдерживают недостаток кислорода. Зимой, когда многие водоемы скованы льдом, может наступить замор рыб, т. е. массовая гибель их от удушья. Чтобы кислород поступал в воду, во льду прорубают лунки. В водной среде меньше света, чем в наземно-воздушной. В океанах и морях на глубине 200 метров – царство сумерек, а еще ниже – вечная тьма. Соответственно, водные растения встречаются лишь там, где достаточно света. Глубже могут жить только животные. Глубоководные животные питаются падающими из верхних слоев мертвыми останками различных морских обитателей.
Особенность многих морских животных – это приспособление для плавания. У рыб, дельфинов и китов – это плавники. У тюленей и моржей – ласты. У бобров, выдр, водоплавающих птиц есть перепонки между пальцами. У жука плавунца есть плавательные ножки, похожие на весла.
Слайд №12-14
Учитель предлагает детям посетить третий домик с жителями почвенной среды.
Строение тела крота, цокора и слепыша говорит о том, что все они обитатели почвенной среды. Передние ноги у крота и цокора – главный инструмент для рытья. Они плоские, как лопаты, с очень большими когтями. А у слепыша ноги обычные. Он вгрызается в почву мощными передними зубами. Тело у всех этих зверьков овальное, компактное, для более удобного перемещения по подземным ходам.
Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс её образования. Твердые горные породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых для растений. Но все же неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под воздействием бактерий образуется перегной. Теперь в почве могут поселиться растения. Отмирая, они также дают перегной. Так постепенно почва превращается в среду для обитания. В почве селятся различные животные. Они повышают ее плодородие. Таким образом, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям и животным необходима почва. Поэтому в природе все взаимосвязано.
1 см почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 см – за 5-6 тыс лет. Вот почему нельзя допускать разрушение и уничтожение почвы. Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода, выдувает сильный ветер. Почва многого боится, например, ядохимикатов. Если их вносить больше нормы, они накапливаются в ней, загрязняя её. В результате гибнут черви, микробы, бактерии, без которых почва теряет плодородие. Если в почву вносится слишком много удобрения или её слишком обильно поливают, в ней накапливается избыток солей. А это вредно для растений и для всего живого. Чтобы защитить почву, на полях необходимо сажать лесные полосы, правильно распахивать на склонах, а зимой проводить снегозадержание.
Слайд №15
Сообщение ученика.
Крот от рождения до смерти живет под землей, света белого не видит. Как землекоп, он не знает себе равных. Всё у него для рытья приспособлено наилучшим образом. Мех короткий и гладкий, чтобы не цепляться за землю. Глазки у крота крохотные, с маковое зернышко. Веки их плотно закрывают, когда это необходимо, а у некоторых кротов глаза и вовсе заросли кожей. Передние лапы у крота – настоящие лопаты. Кости на них плоские, а кисть вывернута так, чтобы удобней было рыть землю перед собой и отгребать её назад. За день он прорывает 20 новых ходов. Подземные лабиринты кротов могут простираться на огромные расстояния. Ходы у крота двух видов:
- Гнездовые, в которых он отдыхает.
- Кормовые, они располагаются недалеко от поверхности.
Чуткое обоняние подсказывает кроту, в каком направлении копать.
Слайд №16
Вставляем пропущенные слова.
У большинства животных ________ среды хорошо развиты органы _____________. Например, ястреб с высоты своего полёта видит бегущую по полю мышь
Верблюду нужен определенный жаркий климат, для того, чтобы он мог нормально существовать. Его организм приспособлен для выживания в жарком климате, эти приспособления организма делают его жизнь абсолютно комфортной. Утолять жажду в жару ему помогает ___________, из которого он черпает все необходимые питательные вещества. При необходимости, жир их __________ перерабатывается в воду, и животное утоляет жажду.
Слайд №17
Сообщение ученика.
Такое животное практически всю свою жизнь проводит в море, иногда выбираясь на сушу. Выдра может нырять на глубину до 97 м и плавать со скоростью до 9 км/час. Причем все движения невероятно грациозные! Большую роль в плавучести играет жировая смазка меха зверька. За счет маленьких глаз выдра отлично видит на суше и под водой. Также у них короткие лапки и острые ногти. Пальцы лап соединены перепонками, что дает возможность хорошо плавать. Когда выдра ныряет в воду ее ушные отверстия и ноздри перекрываются клапанами таким образом, блокируя проникания туда воды.
Слайд №18
Сообщение ученика.
Длина тела обыкновенной слепушонки составляет 10—12 см. Окрас шёрстки — от светло-бежевого до почти чёрного. Глаза маленькие, ушные раковины отсутствуют. Линия смыкания губ находится позади резцов. Широкие ступни без шерсти, с щетиновым пояском. Шёрстка мягкая.
Слайд №19
Вывод. (вставляем пропущенное слово)
Все жители природных домиков имеют свои _____________ , благодаря им не зависимо от среды обитания чувствуют себя _____________________________.
(1 слово - особенности, второе слово может быть не одно: комфортно, хорошо, уютно и.т.д.
В конце урока учитель предлагает ребятам положить в шкатулку «Знаний» жетоны» по выбору.
Зеленый- мне понравился урок
Желтый – хочу знать больше
Красный- мне было не все понятно.
Просмотр содержимого документа «Презентация. Урок "Три среды обитания" 5 класс»
Презентация урока «Три среды обитания»
Биология 5 класс
Учитель биологии
Н. Ф. Неверова
МБОУ СШ № 17
Город Димитровград
Ульяновская область
- Верхняя часть литосферы (твердая оболочка Земли)
- Гидросфера (водная оболочка Земли )
Жизнь протекает на большом пространстве разнообразной поверхности земного шара.
Биосфера – это оболочка Земли, где существуют живые организмы.
Биосфера включает в себя:
Каждая из этих оболочек Земли имеет особые условия, создающие разные среды жизни. Различными условиями сред жизни порождается многообразие форм живых организмов.
- Нижняя часть атмосферы (воздушная оболочка Земли)
Различают естественную и искусственную (созданную человеком) среду обитания. Естественные среды обитания в основном делятся на наземно-воздушную, почвенную и водную.
ВОДНАЯ СРЕДА
ПОЧВЕННАЯ СРЕДА
НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ СРЕДА
Воды всегда достаточно. Температура здесь меняется меньше, чем температура воздуха, а вот кислорода зачастую не хватает
Меньше кислорода и больше углекислого газа, чем на свежем воздухе. А воды здесь бывает слишком много. Температура в почвенной среде более ровная, чем на поверхности. Свет в почву не проникает.
Достаточно кислорода и солнечного света, бывают значительные изменения температуры, можно передвигаться по Земле и по воздуху
ПРИРОДНЫЙ ДОМ
НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ СРЕДА
ШМЕЛЬ
ДЕЛЬФИН
ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ
ВЫДРА
ЛЯГУШКА
СЛЕПЫШ
СОМ
РЕЧНОЙ РАК
СТРАУС
ЖУК ПЛАУНЕЦ
СТРИЖ
МАЙСКИЙ ЖУК
АКУЛА
КРОТ
КЕНГУРУ
ЦОКОР
СТРЕКОЗА
ГЕПАРД
КОЛИБРИ
МУХА
КОМАР
наземно-воздушная среда
Растения и животные засушливых мест обитания имеют специальные приспособления для добывания, запасания и экономичного расходования воды.
В районах с холодной зимой в течение года заметно меняется вся жизнь организма. Осенний листопад, отлет перелет птиц в теплые края, смена шерсти у зверей на более густую и теплую - все это приспособление живых существ к сезонным изменениям в природе.
В наземно-воздушной среде можно передвигаться по Земле и по воздуху. И животные этим пользуются. Ноги одних приспособлены к бегу: страус, гепард, зебра. Других – к прыжкам: кенгуру, тушканчик. Из каждых 100 обитающих в этой среде животных 75 умеют летать. Это большинство насекомых, птиц и некоторые звери, например, летучая мышь
Достаточно кислорода и солнечного света, бывают значительные изменения температуры, можно передвигаться по Земле и по воздуху
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ПТИЦ К ПОЛЕТУ
Птиц от всех других существ отличает способность летать. К полету приспособлено все тело птицы. Передние конечности птиц превращены в крылья . Так что птицы стали двуногими. Оперенное крыло намного более приспособлено к полету, чем летательная перепонка летучих мышей. Поврежденное оперение крыла быстро восстанавливается. Удлинение крыла достигается за счет удлинения перьев, а не костей. Длинные тонкие кости летающих позвоночных могут легко ломаться. Как приспособление для полета на грудине птиц развился костный киль. Это опора для костных летательных мышц. Некоторые современные птицы лишены киля, но одновременно они утратили способность летать. Все лишние тяжести в строении птиц, мешающие полету, природа постаралась устранить. Максимальный вес всех крупных летающих птиц достигает 15-16 кг. А у нелетающих, например страусов, он может превышать 150 кг. Кости птиц в процессе эволюции становились полыми и легкими . При этом они сохранили прочность.
Первые птицы имели зубы, но затем тяжелая зубная система полностью исчезла . У птиц появился роговой клюв. Вообще полет – несравненно более скоростной способ передвижения, чем бег или плавание в воде. Но затраты энергии примерно вдвое выше, чем при беге и в 50 раз выше чем при плавании. Поэтому птицы должны поглощать довольно много пищи.
Полет, может быть:
- Машущий
- Парящий
Парящий полет в совершенстве освоили хищные птицы. Они используют теплые потоки воздуха, поднимающиеся от нагретой земли.
ПРИРОДНЫЙ ДОМ ВОДНАЯ СРЕДА
ДЕЛЬФИН
ВЫДРА
ЛЯГУШКА
СЛЕПЫШ
СОМ
РЕЧНОЙ РАК
ЖУК ПЛАУНЕЦ
АКУЛА
КРОТ
ЦОКОР
Как осуществляется дыхание животных в водной среде.
Воды всегда достаточно. Температура здесь меняется меньше, чем температура воздуха, а вот кислорода зачастую не хватает
Рыбы и ракообразные дышат жабрами. Это специальные органы, которые извлекают из воды растворенный в ней кислород, необходимый для дыхания.
Лягушка, находясь под водой, дышит кожей. Освоившие воду млекопитающие дышат легкими, им необходимо периодически подниматься к поверхности воды для вдоха.
Подобным образом ведут себя и водные жуки, только у них, как и у других насекомых, не легкие, а особые дыхательные трубочки – трахеи.
Одни организмы (форель) могут жить только в богатой кислородом воде. Сазан, карась, линь выдерживают недостаток кислорода. Зимой, когда многие водоемы скованы льдом, может наступить замор рыб, т. е. массовая гибель их от удушья. Чтобы кислород поступал в воду, во льду прорубают лунки. В водной среде меньше света, чем в наземно-воздушной. В океанах и морях на глубине 200 метров – царство сумерек, а еще ниже – вечная тьма. Соответственно, водные растения встречаются лишь там, где достаточно света. Глубже могут жить только животные. Глубоководные животные питаются падающими из верхних слоев мертвыми останками различных морских обитателей.
Особенность многих морских животных – это приспособление для плавания. У рыб, дельфинов и китов – это плавники. У тюленей и моржей – ласты. У бобров, выдр, водоплавающих птиц есть перепонки между пальцами. У жука плавунца есть плавательные ножки, похожие на весла.
ПРИРОДНЫЙ ДОМ
ПОЧВЕННАЯ СРЕДА
СЛЕПЫШ
КРОТ
ЦОКОР
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ЖИВОТНЫХ К ПОЧВЕННОЙ СРЕДЕ
Меньше кислорода и больше углекислого газа, чем на свежем воздухе. А воды здесь бывает слишком много. Температура в почвенной среде более ровная, чем на поверхности. Свет в почву не проникает.
Строение тела крота, цокора и слепыша говорит о том, что все они обитатели почвенной среды. Передние ноги у крота и цокора – главный инструмент для рытья. Они плоские, как лопаты, с очень большими когтями. А у слепыша ноги обычные. Он вгрызается в почву мощными передними зубами. Тело у всех этих зверьков овальное, компактное, для более удобного перемещения по подземным ходам.
Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс её образования. Твердые горные породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых для растений. Но все же неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под воздействием бактерий образуется перегной. Теперь в почве могут поселиться растения. Отмирая, они также дают перегной. Так постепенно почва превращается в среду для обитания. В почве селятся различные животные. Они повышают ее плодородие. Таким образом, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям и животным необходима почва. Поэтому в природе все взаимосвязано.
1 см почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 см – за 5-6 тыс лет. Вот почему нельзя допускать разрушение и уничтожение почвы. Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода, выдувает сильный ветер. Почва многого боится, например, ядохимикатов. Если их вносить больше нормы, они накапливаются в ней, загрязняя её. В результате гибнут черви, микробы, бактерии, без которых почва теряет плодородие. Если в почву вносится слишком много удобрения или её слишком обильно поливают, в ней накапливается избыток солей. А это вредно для растений и для всего живого. Чтобы защитить почву, на полях необходимо сажать лесные полосы, правильно распахивать на склонах, а зимой проводить снегозадержание.
Крот от рождения до смерти живет под землей, света белого не видит. Как землекоп, он не знает себе равных. Всё у него для рытья приспособлено наилучшим образом. Мех короткий и гладкий, чтобы не цепляться за землю. Глазки у крота крохотные, с маковое зернышко. Веки их плотно закрывают, когда это необходимо, а у некоторых кротов глаза и вовсе заросли кожей. Передние лапы у крота – настоящие лопаты. Кости на них плоские, а кисть вывернута так, чтобы удобней было рыть землю перед собой и отгребать её назад. За день он прорывает 20 новых ходов. Подземные лабиринты кротов могут простираться на огромные расстояния. Ходы у крота двух видов:
- Гнездовые, в которых он отдыхает.
- Кормовые, они располагаются недалеко от поверхности.
Чуткое обоняние подсказывает кроту, в каком направлении копать.
В какой среде обитают животные?
НАЗЕМНО - ВОЗДУШНАЯ СРЕДА
Верблюду нужен определенный жаркий климат, для того, чтобы он мог нормально существовать. Его организм приспособлен для выживания в жарком климате, эти приспособления организма делают его жизнь абсолютно комфортной. Утолять жажду в жару ему помогает ___________, из которого он черпает все необходимые питательные вещества. При необходимости, жир их __________ перерабатывается в воду, и животное утоляет жажду.
У большинства животных ________ среды хорошо развиты органы _____________. Например, ястреб с высоты своего полёта видит бегущую по полю мышь
зрения
горб
ВОДНАЯ СРЕДА
Такое животное практически всю свою жизнь проводит в море, иногда выбираясь на сушу. Выдра может нырять на глубину до 97 м и плавать со скоростью до 9 км/час. Причем все движения невероятно грациозные! Большую роль в плавучести играет жировая смазка меха зверька. За счет маленьких глаз выдра отлично видит на суше и под водой. Также у них короткие лапки и острые ногти. Пальцы лап соединены перепонками, что дает возможность хорошо плавать. Когда выдра ныряет в воду ее ушные отверстия и ноздри перекрываются клапанами таким образом, блокируя проникания туда воды.
ПОЧВЕННАЯ СРЕДА
Длина тела обыкновенной слепушонки составляет 10—12 см. Окрас шёрстки — от светло-бежевого до почти чёрного. Глаза маленькие, ушные раковины отсутствуют. Линия смыкания губ находится позади резцов. Широкие ступни без шерсти, с щетиновым пояском. Шёрстка мягкая.
Вывод:
Все жители природных домиков имеют свои _____________ , благодаря им не зависимо от среды обитания чувствуют себя _____________________________.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
ИСТОЧНИК:
Введение в биологию. Н.И Сонин, А.А. Плешаков
https://givotniymir.ru/vydra-sreda-obitaniya-i-obraz-zhizni-vydry/
https://ru.wikipedia.org/wiki
https://interneturok.ru
Интернет фото.
multiurok.ru
Урок биологии 5 класс «Три среды обитания»
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
1. На какие царства учёные делят живую природу?
Слайд 2
Слайд 3
Что общего у бактерий и простейших? В чём их главное отличие?
Слайд 4
Назовите известных вам простейших.Почему их так называют?
Слайд 5
Что объединяет растения, грибы и животных?
Слайд 6
На какие группы делятся животные?
Слайд 7
Выбери…1. паук – крестовик 2. рак речной 3. сосна обыкновенная 4. морская черепаха 5. тигр 6. папоротник 7. гусь 8. бабочка - белянка9. водоросли 10. крокодил 11. пиявка 12. подсолнух 13. дождевой червь 14. крот 15. мох - сфагнум
Слайд 8
Правильный ответ …Беспозвоночные: 1, 2, 8, 11, 13 Позвоночные: 4, 5, 7, 10, 14 Растения: 3, 6, 9, 12, 15
Слайд 9
Слайд 10
Разместите живые организмы в их среду обитания…1. паук – крестовик 2. рак речной 3. сосна обыкновенная 4. морская черепаха 5. тигр 6. папоротник 7. почвенные простейшие 8. гусь 9. бабочка - белянка 10. водоросли11. пиявка 12. подсолнух 13. дождевой червь 14. крот 15. Землеройка 16. медуза 17. бактерии гниения 18. скат 19. водяная лилия 20. слепыш 21. грибница грибов
Слайд 11
Наземно – воздушная среда обитания: 1. паук – крестовик 2. сосна обыкновенная 3. тигр 4. папоротник 5. гусь 6. бабочка – белянка 7. подсолнух
Слайд 12
Слайд 13
Разместите живые организмы в их среду обитания…Водная среде обитания: 1. рак речной 2. морская черепаха 3. водоросли 4. пиявка 5. медуза 6. скат 7. водяная лилия
Слайд 14
Слайд 15
Разместите живые организмы в их среду обитания…Почвенная среда: 1. дождевой червь 2. крот 3. бактерии гниения 4. почвенные простейшие 5. слепыш 6. землеройка 7. грибница грибов
Слайд 16
Слайд 17
Три среды обитания. Приспособленность организмов к разным средам обитания
Слайд 18
Внимание: вопрос!Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? 1. Три среды обитания. 2. Приспособленность организмов к среде обитания.
Слайд 19
Какие условия нужны живым организмам для жизни? Воздух ( кислород) Влага Свет Оптимальная температура ( тепло)
Слайд 20
Оформите таблицу в тетрадеНазвание среды обитания Особенности среды обитания ( температура, влага, свет, кислород) Название живых организмов, обитающих в данной среде . Особенности приспособ-лений организмов к среде обитания.
Слайд 21
Задания группамНапишите в таблицу какие особенности сред обитания находятся в избытке, недостатке, в норме. В этом вам поможет учебник
Слайд 22
Супер - заданиеОпределите в какой среде обитает данное животное? и главное… Какие приспособления в своём строении это животное имеет к среде обитания?
Слайд 23
Это животное самое быстроногое животное из всех зверей. Развивает скорость до 110 км/ ч, но довольно быстро устаёт. Если в течении минуты не достигнет добычу, то прекращает погоню. Выбирает для обитания территорию с водопоем.
Слайд 24
Слайд 25
Эти животные дышат жабрами. Тело, сжатое с боков, покрыто чешуёй и имеет обтекаемую форму. Настоящих конечностей нет. В воде передвигаются с помощью плавников и хвоста.
Слайд 26
Слайд 27
У этого животного передние лапы направлены не вниз, а в стороны, кисти превращены в лопаты. Шея короткая и неповоротливая. Бархатистая короткая, но густая шерсть защищает его кожу от соприкосновения с почвой. Его шерсть легко ложиться в любом направлении. Глаза очень малы, скрыты в шерсти, но хорошо развито осязание и обоняние.
Слайд 28
Слайд 29
Третий лишнийСтраус Кенгуру Крот Волк Страус Кенгуру Волк
Слайд 30
Третий лишнийКрот Червь Землеройка Сова Крот Червь Землеройка
Слайд 31
Третий лишнийБелка Дельфин Акула Щука Дельфин Акула Щука
Слайд 32
Кто где живёт?
Слайд 33
lusana.ru
Презентация к уроку биологии 5 класса "Почва как среда обитания растений и животных".
Правила работы
1.Сначала выслушай, затем задай вопрос.
2.Максимальная активность каждого.
3.Никакой критики
Сказала лопата: Земля - чтобы рыть. Ботинки сказали: Земля - чтоб ходить. А люди сказали: Земля - чтобы жить .
А. Тетивкин
- - О какой земле идёт речь?
- - Как вы думаете, какая тема нашего урока?
- О чём мы будем говорить, что изучать?
Составляем кластер по поставленным вопросам на доске
Что такое почва?
Какой состав почвы?
Какие организмы обитают в данной среде?
Как они приспособлены к данной среде обитания?
Почва как среда обитания растений и животных
- Почва — самый поверхностный слой суши земного шара, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов (растительности, животных, микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков. Это важный и сложный компонент биосферы, тесно связанный с другими ее частями.
Если почву разрезать, как пирог, она состоит из слоёв.
Посмотрите на рисунок учебника 1.11 и назовите эти .
Самостоятельная работа с учебником. Посмотрите на рисунок 1.11 (б). Назовите состав почвы? Прочитайте подзаголовок учебника «Состав почвы» страница 26 и попробуйте составить схему
- Почва состоит из твердых частиц (минеральных и органических веществ), в ней всегда есть влага, воздух и живые организмы.
- Минеральные вещества почвы — это глина, песок, вода с растворенными в ней солями. В зависимости от содержания глинистых частиц различают песчаные, супесчаные, суглинистые и глинистые почвы. Они отличаются своими свойствами .
10/18/16
Содержание воды в почве
- На болотах почвы сильно увлажненные, в пустынях — сухие, а на лугах и в дубравах почвы увлажнены умеренно.
Воздух в почве
- меняется в результате жизнедеятельности почвенных микроорганизмов, животных и растений. В нем больше паров воды , меньше кислорода (7-12%) и больше углекислого газа (0,2-8%).
- Почвенный воздух содержит также газы, которые образуются при гниении остатков животных и растений, — сероводород, аммиак, метан (болотный газ).
Органические вещества почвы
- В основном это неразложившиеся, полуразложившиеся твердые остатки растений и животных, а также гумус , или перегной .
- Гумус находится в поверхностном слое почвы. Он придает ей темную окраску. Микроорганизмы перерабатывают гумус в минеральные соли . Поэтому гумус служит своеобразным запасом минеральных солей в почве. Чем больше гумуса, тем плодороднее почва . Мало гумуса в подзолистых почвах и в пустынных сероземах (1-3%). Наиболее богаты гумусом черноземные почвы (7-12%). Основатель отечественного почвоведения В.В. Докучаев считал черноземы главным богатством страны и называл чернозем «царем почв».
- Вещества, содержащиеся в гумусе, вместе с корнями растений и некоторыми другими веществами создают в почве определенную структуру: комковатую, ореховатую, зернистую и др. Почвы с хорошо выраженной структурой более плодородны.
10/18/16
Живые организмы
- Для многих организмов почва является средой обитания. В ней обитают микроорганизмы ( бактерии, грибы, водоросли, простейшие ), мелкие беспозвоночные ( дождевые черви, личинки жуков, медведка и др.), а также крупные позвоночные животные ( кроты, слепыши и др.).
- В почве находятся и живые подземные части растений — корни, корневища, столоны, луковицы, клубни , а также споры, плоды и семена .
- По количеству в почве больше всего микроорганизмов , среди которых преобладают бактерии . В одном грамме почвы может быть сотни миллионов, а иногда и миллиарды микроорганизмов! Неудивительно, что они довольно быстро разлагают органические вещества почвы. Но для их жизнедеятельности необходимо достаточное количество тепла, влаги и кислорода.
10/18/16
Каковы особенности почвы, как среды обитания? Самостоятельная работа с учебником страница 27 по вариантам, заполняют таблицу
Как животные приспособились к условиям обитания в почве?
Фактор среды
Условия обитания
свет
нет
кислород
Приспособления животных
Примеры
мало, зависит от погодных условий
используют для ориентации другие органы чувств
в дождливую погоду выползают на поверхность
температура
летом прохлада
дождевой червь
зимой тепло
прячутся от палящих лучей
влажность
тонкий слой
спасаются в глубоких норах от мороза
пустынные животные
млекопитающие, рептилии
плотность
естественные пустоты между комочками почвы
неблагоприятный период пе-реносят в виде спор или цист
необходимо прокладывать ходы
малые размеры позволяют свободно передвигаться
простейшие
клещи, ногохвостки, круглые черви, жуки, многоножки, личинки насекомых
сокращения мускулатуры
дождевой червь
лопатообразные конечности
крот, медведка
долотообразные резцы
слепыш
уплощенная передняя часть головы, покрытая крепкими щитками
змеи
задние лапы с лопатообразными выростами
чесночницы
Обитатели почвы
Самостоятельная работа. Задание
.
ТЕСТ
- Почва – верхний плодородный слой земли.
- В состав почвы входят: глина, песок, гумус, воздух
- Кислорода в почве не меньше, чем в наземно-воздушной среде.
- Глинистые почвы содержат меньше воздуха.
- Гумус необходим для питания растений.
- 4.В почве обитают только мелкие животные
- Почвенные животные слепы
- Дождевые черви улучшают плодородие почвы, перемешивают её.
- Животные – землерои не могут передвигаться по естественным пустотам между почвенными комочками.
- Летом в почве прохладнее, а зимой теплее.
Ответы. 1+ 2- 3- 4+ 5+ 6- 7+8+9+10+
Творческое задание: Составить кроссворд
« Животный мир почвы»
multiurok.ru