Среда обитания растений 5 класс презентация. Презентация к уроку биологии 5 класса "Почва как среда обитания растений и животных".

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Презентация к уроку биологии в 5 классе по теме "Среды обитания организмов". Среда обитания растений 5 класс презентация


Презентация к уроку биологии в 5 классе по теме "Среды обитания организмов"

  Презентация к уроку биологии в 5 классе по теме "Среды обитания организмов", разработан в соответствии с ФГОС 2 поколения. Также разработан коспект урока по данной теме.

Цель урока:  

Узнать, что такое среда обитания организмов; 

Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов; 

 Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить  черты приспособленности организмов к жизни в них; 

Конкретизировать знания учащихся о различных средах обитания организмов; 

 

Определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.

Тип урока: 

Урок изучения нового материала с использование ИКТ и систематизации знаний 

 Используемое оборудование:  

Мультимедийный проектор, презентация “Среды обитания организмов” (в программе Power Point),ватман, клей, маркеры, фотографии животных разных сред  обитания; учащиеся разделены на группы по 4 человека, карточки с номерами столов, бейджики с именами учащихся.

 Краткое описание:  

Данный урок основан на частично самостоятельной работе учащихся с различными источниками информации. Учащиеся учатся искать информацию, выделять наиболее важные, значимые моменты, интересные факты, что повышает интерес к предмету. Учащиеся приобретают опыт работы в группах, развивают умение договариваться между собой, распределять задания. Работа учащихся курируется учителем, в результате чего развиваются отношения сотрудничества между учениками и учителем-предметником, оказывающим помощь в работе учеников. На данном уроке развивается ещё одно немаловажное умение – это умение слушать одноклассников и умение интересно рассказывать. В работе над этим уроком учащиеся могут использовать имеющиеся у них знания, т.е. воспользоваться личным опытом. 

 

 

infourok.ru

Презентация по биологии "Три среды обитания" (5 класс)

Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация по биологии "Три среды обитания" (5 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда:

Тема урока: Три среды обитания

3 слайд Описание слайда:

Среда обитания- это всё, что окружает живой организм и оказывает на него влияние. наземно-воздушная; водная; почвенная.

4 слайд Описание слайда:

Общая характеристика сред обитания Факторы среды Наземно-воздушная Водная Почвенная Количество воздуха  Количество влаги     Количество света    Интенсивность изменения температуры  

5 слайд Описание слайда:

Факторы среды Наземно-воздушная Водная Почвенная Количество воздуха Кислорода достаточно Кислорода часто не хватает Кислорода недостаточно Количество влаги Воды не всегда достаточно Воды достаточно Воды достаточно Количество света Света достаточно Света не всегда достаточно Свет не проникает Интенсивность изменения температуры Изменения температуры значительные Изменения температуры незначительные Нет больших перепадов температуры

6 слайд Описание слайда:

Обитатели наземно-воздушной среды

7 слайд Описание слайда:

Обитатели водной среды

8 слайд Описание слайда:

Обитатели почвенной среды Крот, Землеройка, Бактерии, Черви, Слепыш, Насекомые.

9 слайд Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Презентация к уроку биологии в 5 классе , "Три среды обитания". Данная презентация поможет познакомиться с различными средами обитания организмов: наземно-воздушной, водной и почвенной. Выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания. Определить уровень усвоения учебного материала по теме урока.

Общая информация

Номер материала: ДБ-780644

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Среда обитания организмов 5 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

11.11.16 http://aida.ucoz.ru Три среды обитания

2 слайд Описание слайда:

11.11.16 http://aida.ucoz.ru Наземно-воздушная среда

3 слайд Описание слайда:

11.11.16 http://aida.ucoz.ru Конечности наземных животных

4 слайд Описание слайда:

11.11.16 http://aida.ucoz.ru Растения- эпифиты (растущие на других растениях, но не паразитирующие) 1-7 –орхидеи 8-папоротник 9- мох

5 слайд Описание слайда:

Условия жизни в наземно-воздушной среде Кислорода - достаточно; Воды- не всегда достаточно; Изменения температуры – значительные; Света – достаточно. 11.11.16 http://aida.ucoz.ru

6 слайд Описание слайда:

11.11.16 http://aida.ucoz.ru Водная среда

7 слайд Описание слайда:

11.11.16 http://aida.ucoz.ru 1-линь,2-карась,3- сазан – выдержива- вают недостаток кислорода

8 слайд Описание слайда:

11.11.16 http://aida.ucoz.ru 1-ряска 2-кубышка,3-кувшинка,4-лотос

9 слайд Описание слайда:

11.11.16 http://aida.ucoz.ru Хвостовые плавники водных животных 1- кит 2- акула 3 - ихтиозавр

10 слайд
Описание слайда:

Условия жизни в водной среде Кислорода – часто не хватает; Воды – достаточно; Изменения температуры – незначительные; Света- не всегда достаточно. 11.11.16 http://aida.ucoz.ru

11 слайд Описание слайда:

11.11.16 http://aida.ucoz.ru Почвенная среда

12 слайд Описание слайда:

11.11.16 http://aida.ucoz.ru Клещи

13 слайд Описание слайда:

11.11.16 http://aida.ucoz.ru Роющие млекопитающие 1-слепыш 2- цокор 3- крот

14 слайд Описание слайда:

11.11.16 http://aida.ucoz.ru Условия жизни в почвенной среде: Недостаток кислорода; Воды иногда очень много; Нет больших перепадов температуры; Свет не проникает.

15 слайд Описание слайда:

11.11.16 http://aida.ucoz.ru Зверь, освоивший водную среду и дышащий лёгкими Рыба с усами. 3. Очень доброе млекопитающее, похожее на рыбу. 4. Жук, способный плавать под водой благодаря трахеям. 5. Хищная рыба. 6. Земноводное, которое, находясь под водой, дышит кожей. 7. Одна из сред обитания (см. рис на стр. 121).

16 слайд Описание слайда:

11.11.16 http://aida.ucoz.ru

17 слайд Описание слайда:

11.11.16 http://aida.ucoz.ru

18 слайд Описание слайда:

11.11.16 http://aida.ucoz.ru

19 слайд Описание слайда:

11.11.16 http://aida.ucoz.ru

20 слайд Описание слайда:

11.11.16 http://aida.ucoz.ru

21 слайд Описание слайда:

11.11.16 http://aida.ucoz.ru

22 слайд Описание слайда:

11.11.16 http://aida.ucoz.ru

23 слайд
Описание слайда:

11.11.16 http://aida.ucoz.ru проверим 4 1 2 4 3 2

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-341428

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация по биологии 5 класс на тему "Среды обитания"

Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация по биологии 5 класс на тему "Среды обитания"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Почему карась живёт в воде или заяц в лесу? Чем, например, является лес для зайца, а вода для карася?

2 слайд Описание слайда:

Тема урока: Среды обитания организмов. (для видео – на уроке нам нужен учебник, тетрадь . ручка и биологический словарь)

3 слайд Описание слайда:

Задачи урока: Узнать, что такое среда обитания организмов; Познакомится с различными средами обитания и с их отличительными особенностями; Определить черты приспособленности организмов к жизни в них; Продолжить воспитание бережное отношение к природе.

4 слайд Описание слайда:

Сказка. Давным-давно случилась-приключилась такая волшебная история… Никто сегодня точно не знает когда это было, как это было.… Но на одной из планет в необъятной Вселенной произошло чудо чудесное. В огромном океане зародились живые существа. Существа эти в отличие от неживых тел Природы обладали необычными чудесными волшебными качествами.

5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда:

Что это за существа и чем они отличались их от других неживых тел?

8 слайд
Описание слайда:

Правильно, это живые организмы и на сегодняшний день их немало - 5 миллионов видов!

9 слайд Описание слайда:

Вспомнив материал прошлого урока, перечисли свойства живых организмов: - все живые оргазмы состоят из клеток; - все живые организмы имеют сходный химический состав; - для жизни необходима энергия; - живые организмы дышат, питаются, растут, развиваются и размножаются; - обязательным условием существования живых оргазмов является обмен веществ;

10 слайд Описание слайда:

Все живые существа принадлежат к разным царствам живой природы. Какие царства организмов вы знаете?

11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда: 14 слайд
Описание слайда: 15 слайд Описание слайда:

Почему все живые организмы разные?

16 слайд Описание слайда:

Среда обитания – это……..?

17 слайд Описание слайда:

Среда обитания – это взаимосвязь конкретных условий факторов живой и неживой природы в которой обитает данная особь.

18 слайд Описание слайда:

Сколько сред обитания Вы знаете? Назовите их. Учащиеся называют 3 среды обитания (показать слайды) И???? Ещё 4, в ней могут жить, например вши, клещи, разные черви.

19 слайд Описание слайда:

Выделяют 4 среды обитания: Водная среда Наземно-воздушная среда Почвенная среда Живой организм

20 слайд Описание слайда:

Сейчас я прочту стихотворение, где есть вопрос, на который вы мне ответите. Почему у нас в городе Пальмы не растут? Ясно и тебе и мне (………..) им тут. А в походе по грибы  На лесной дороге  Вряд ли встретятся  Слоны или носороги. Почему???? Учащиеся рассуждают об условиях среды, (температура – доминирующий фактор, необходима еще и вода, у нас она зимой замерзает, свет и кислород).

21 слайд Описание слайда:

Итак мы переходим к изучению сред обитания (их особенностям).

22 слайд Описание слайда:

По мере изучения темы заполняются карточки парами, работая с учебником Водная среда Кислорода …дописать…. (много или мало) Света… (достаточно или нет) Температура… (изменяется, слабо или не изменяется) Плотность… (высокая, низкая, средняя) Почвенная среда Кислорода …. (много или мало) Света … (достаточно или нет) Воды … (достаточно или нет) Температура… (изменяется, слабо или не изменяется) Наземно-воздушная среда Света … (достаточно или нет) Воды…  (достаточно или нет) Температура …(изменяется, слабо или не изменяется) Кислорода ….(много или мало) Плотность.. (высокая, низкая, средняя) После заполнения карточек проводится их анализ.

23 слайд Описание слайда:

Вам загадаю несколько загадок, а вы постарайтесь их отгадать. 1. Он ходит голову подняв, Не потому, что важный граф, Не потому, что гордый нрав, А потому, что он … Ответ ученика: Жираф На экране высвечивается Слайд (Жираф) 2. Не птичка, а с крыльями  Ответ ученика: Бабочка На экране высвечивается Слайд(Бабочка) 3. В лесу, под щебет, звон и свист, Стучит лесной телеграфист Ответ учащихся: Дятел На экране высвечивается Слайд (Дятел) 4. Погляди на молодцов Веселы и бойки, Волокут со всех концов Материал для стройки Ответ учащихся: Муравьи На экране высвечивается Слайд (Муравьи)

24 слайд Описание слайда:

В какой среде обитания живут эти животные?

25 слайд Описание слайда:

Особенности наземно-воздушной среды обитания. На экране высвечивается Слайд, а дети читают и заполняют карточки (или таблицу) (Наземно-воздушная среда. Лес) – стр. 20

26 слайд Описание слайда:

Наземно-воздушная среда Света достаточно Воды часто не хватает Температура значительно изменяется Кислорода много. Плотность низкая Разнообразие животного и растительного мира.

27 слайд Описание слайда: 28 слайд Описание слайда:

Приспособительные особенности животных

29 слайд Описание слайда:

Некоторые приспособительные особенности животных крылья и перья конечности для передвижения по твердой поверхности шерсть.

30 слайд Описание слайда:

Водная среда – стр. 20

31 слайд Описание слайда:

Особенности среды обитания Водная среда Кислорода мало Света недостаточно Температура изменяется мало Плотность средняя Разнообразен животный мир, но беден растительный.

32 слайд Описание слайда: 33 слайд Описание слайда: 34 слайд Описание слайда:

Приспособления к водной среде обитания обтекаемая форма тела наличие слизи на теле плавники, ласты подкожный слой жира

35 слайд Описание слайда:

Почвенная среда – стр.22

36 слайд Описание слайда:

Почвенная среда Кислорода мало Света недостаточно Воды достаточно Температура ровная .Приспособленность, например, отсутствие глаз.

37 слайд Описание слайда:

Подумайте, какая среда представлена на фото?

38 слайд Описание слайда:

Живой организм – постоянная температура, достаточно влаги, кислорода и пищи.

39 слайд Описание слайда:

1. Давайте вернёмся к задачам урока и сделаем вывод, решили ли мы их? 2. Сформулируем выводы. Cреда обитания – условия, окружающие организм. Различают наземно– воздушную, водную и почвенную среды обитания. К среде обитания относится и живой организм. Каждый организм приспособлен к жизни в определенной среде, т. к. они отличаются по температуре, кол-ву кислорода, освещённости и плотности.

40 слайд Описание слайда:

Закрепление А теперь – поиграем: Разместим живые организмы по средам обитания: 1-паук 2-речной рак 3-пиявка 4-папоротник 5-дождевой червь 6-бактерии 7-водоросли 8-подосиновик 9-тигр 10-ласточка 11-крот 12-дельфин

41 слайд Описание слайда:

Закрепление??? Ребятам рассматривают фото животных. Они у каждого есть. Определяют среду их обитания и какие приспособления у животных появились в ходе эволюции. затем, поселяют животных в свою среду обитания. 1 ряд                 2 ряд                           3 ряд Водная среда   Почвенная среда       Наземно-воздушная среда ?Дети пересаживаются. (Это минутка релаксации). Учитель: В какой среде меньше всего жителей? Почему? (В почвенной). Дети: Отвечают на вопрос. Учитель: Итак, вы заполнили карточки, определили среду обитания и ее факторы.

42 слайд Описание слайда:

Три клада у природы есть Три ее основы. Вода, земля и воздух. Какая бы не грянула беда, Целы они – всё возродится снова. Давайте порассуждаем о каких кладах идет речь?

43 слайд Описание слайда:

Наша планета Земля – дом для всего живого. Планета – среда обитания. «ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ»., написать правила бережного отношения к природе, озаглавив их «Земля – наш общий дом», например : Правило № 1 Ходить в лесу или в парке нужно только по тропинкам. Правило № 2 Не расходуйте воду зря.

44 слайд Описание слайда:

Домашнее задание: 1. Параграф 4 ; 2. Ответить на вопрос: «Какие черты приспособления есть у организмов, для которых, среда обитания - живой организм?» 3. Написать правила бережного отношения к природе. 4. Ответить на вопрос Незнайки.

45 слайд Описание слайда:

Вопрос Незнайки: «Существует ли наука, которая занимается изучением взаимоотношений живых организмов друг с другом и с окружающей его средой обитания?»  

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-175292

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация. Урок "Три среды обитания" 5 класс

Предмет: биология

Класс: 5

Тип урока: изучение нового материала

Тема

Три среды обитания

Цели

Образовательные: изучить особенности различных сред обитания живых организмов и их приспособления к обитанию в этих средах

Планируемый результат

Предметные: уметь характеризовать приспособленность организмов к среде обитания

Личностные: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение природы

Коммуникативные: способность передавать содержание текста в сжатом виде или развернутом виде в соответствии с целью задания; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества.

Регулятивные: умение ставить перед собой задачу, планировать свою деятельность, устранять причины возникших трудностей

Метапредметные: уметь структурировать материал, работать с разными источниками и преобразовывать информацию из одной формы в другую

Ход урока

Проверка домашнего задания в виде теста.

Слайд №2-4

Учитель. Что такое биосфера.

Жизнь про­те­ка­ет на боль­шом про­стран­стве раз­но­об­раз­ной по­верх­но­сти зем­но­го шара.

Био­сфе­ра – это обо­лоч­ка Земли, где су­ще­ству­ют живые ор­га­низ­мы.

Био­сфе­ра вклю­ча­ет в себя:

- Верх­няя часть ли­то­сфе­ры (твер­дая обо­лоч­ка Земли),

- Гид­ро­сфе­ра (вод­ная обо­лоч­ка Земли),

- Ниж­няя часть ат­мо­сфе­ры (воз­душ­ная обо­лоч­ка Земли).

Каж­дая из этих обо­ло­чек Земли имеет осо­бые усло­вия, со­зда­ю­щие раз­ные среды жизни. Раз­лич­ны­ми усло­ви­я­ми сред жизни по­рож­да­ет­ся мно­го­об­ра­зие форм живых ор­га­низ­мов.

Различают естественную и искусственную (созданную человеком) среду обитания. Естественные среды обитания в основном делятся на наземно-воздушную, почвенную и водную.

Слайд №5

Работа с учебником, стр.104-105.

Учитель.  Предлагает нарисовать три природных домика.

Дети вместе с учителем  выделяют особенности каждой среды обитания, вписывают  в домик.

Анализ.

Воздушно-наземная среда.

До­ста­точ­но кис­ло­ро­да и сол­неч­но­го света, бы­ва­ют зна­чи­тель­ные из­ме­не­ния тем­пе­ра­ту­ры, можно пе­ре­дви­гать­ся по Земле и по воз­ду­ху

Водная среда.

Воды все­гда до­ста­точ­но. Тем­пе­ра­ту­ра здесь ме­ня­ет­ся мень­ше, чем тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха, а вот кис­ло­ро­да за­ча­стую не хва­та­ет.

Почвенная среда.

Мень­ше кис­ло­ро­да и боль­ше уг­ле­кис­ло­го газа, чем на све­жем воз­ду­хе. А воды здесь бы­ва­ет слиш­ком много. Тем­пе­ра­ту­ра в поч­вен­ной среде более ров­ная, чем на по­верх­но­сти. Свет в почву не про­ни­ка­ет.

Слайд №6

Учитель предлагает детям побывать в каждом природном домике и познакомиться с его жителями. Первый природный домик- наземно –воздушная среда.

Работа с учебником, стр. 106.

Из всех живых организмов выбираем жителей наземно - воздушной среды.

ШМЕЛЬ, ДЕЛЬФИН, ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ, ВЫДРА, ЛЯГУШКА, СЛЕПЫШ, СОМ, РЕЧНОЙ РАК, СТРАУС,ЖУК ПЛАУНЕЦ, СТРИЖ, МАЙСКИЙ ЖУК, АКУЛА, КРОТ, КЕНГУРУ, ЦОКОР, СТРЕКОЗА, ГЕПАРД, КОЛИБРИ,

МУХА,КОМАР.

Слайд №7

Учитель.

Рас­те­ния и жи­вот­ные за­суш­ли­вых мест оби­та­ния имеют спе­ци­аль­ные при­спо­соб­ле­ния для до­бы­ва­ния, за­па­са­ния и эко­но­мич­но­го рас­хо­до­ва­ния воды.

В рай­о­нах с хо­лод­ной зимой в те­че­ние года за­мет­но ме­ня­ет­ся вся жизнь ор­га­низ­ма. Осен­ний ли­сто­пад, отлет пе­ре­лет птиц в теп­лые края, смена шер­сти у зве­рей на более гу­стую и теп­лую - все это при­спо­соб­ле­ние живых су­ществ к се­зон­ным из­ме­не­ни­ям в при­ро­де.

В на­зем­но-воз­душ­ной среде можно пе­ре­дви­гать­ся по Земле и по воз­ду­ху. И жи­вот­ные этим поль­зу­ют­ся. Ноги одних при­спо­соб­ле­ны к бегу: стра­ус, ге­пард, зебра. Дру­гих – к прыж­кам: кен­гу­ру, туш­кан­чик. Из каж­дых 100 оби­та­ю­щих в этой среде жи­вот­ных 75 умеют ле­тать. Это боль­шин­ство на­се­ко­мых, птиц и неко­то­рые звери, на­при­мер, ле­ту­чая мышь.

Вопросы  детям.

  1. Какая птица чемпион по скорости полета? (стриж, 120 км. В час)

  2. Сколько взмахивают крыльями птички колибри в 1 секунду? (70 раз)

  3. Сколько взмахивают крыльями комары в 1 секунду? (до 600 раз)

  4. Скорость полета у златоглазки? (2км/ч.)

  5. Скорость полета у комнатной мухи? (7км/ч.)

  6. Скорость полета майского жука? (11км/ч.)

  7. Крупные стрекозы развивают скорость  до ... ( 90 км/ч.)

  8. Кто самый быстроногий из зверей (гепард)

Слайд №8                                                                                                                                              Сообщение ученика.  «Приспособление птиц к полету».

Птиц от всех дру­гих су­ществ от­ли­ча­ет спо­соб­ность ле­тать. К по­ле­ту при­спо­соб­ле­но все тело птицы. Пе­ред­ние ко­неч­но­сти птиц пре­вра­ще­ны в кры­лья. Так что птицы стали дву­но­ги­ми. Опе­рен­ное крыло на­мно­го более при­спо­соб­ле­но к по­ле­ту, чем ле­та­тель­ная пе­ре­пон­ка ле­ту­чих мышей. По­вре­жден­ное опе­ре­ние крыла быст­ро вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся. Удли­не­ние крыла до­сти­га­ет­ся за счет удли­не­ния пе­рьев, а не ко­стей. Длин­ные тон­кие кости ле­та­ю­щих по­зво­ноч­ных могут легко ло­мать­ся. Как при­спо­соб­ле­ние для по­ле­та на гру­дине птиц раз­вил­ся кост­ный киль. Это опора для кост­ных ле­та­тель­ных мышц. Неко­то­рые со­вре­мен­ные птицы ли­ше­ны киля, но од­но­вре­мен­но они утра­ти­ли спо­соб­ность ле­тать. Все лиш­ние тя­же­сти в стро­е­нии птиц, ме­ша­ю­щие по­ле­ту, при­ро­да по­ста­ра­лась устра­нить. Мак­си­маль­ный вес всех круп­ных ле­та­ю­щих птиц до­сти­га­ет 15-16 кг. А у неле­та­ю­щих, на­при­мер стра­у­сов, он может пре­вы­шать 150 кг. Кости птиц в про­цес­се эво­лю­ции ста­но­ви­лись по­лы­ми и лег­ки­ми. При этом они со­хра­ни­ли проч­ность.

Пер­вые птицы имели зубы, но затем тя­же­лая зуб­ная си­сте­ма пол­но­стью ис­чез­ла. У птиц по­явил­ся ро­го­вой клюв. Во­об­ще полет – несрав­нен­но более ско­рост­ной спо­соб пе­ре­дви­же­ния, чем бег или пла­ва­ние в воде. Но за­тра­ты энер­гии при­мер­но вдвое выше, чем при беге и в 50 раз выше чем при пла­ва­нии. По­это­му птицы долж­ны по­гло­щать до­воль­но много пищи.

Полет, может быть:

- Ма­шу­щий

- Па­ря­щий

Па­ря­щий полет в со­вер­шен­стве осво­и­ли хищ­ные птицы. Они ис­поль­зу­ют теп­лые по­то­ки воз­ду­ха, под­ни­ма­ю­щи­е­ся от на­гре­той земли.

Слайд №9

Второй природный домик- водная среда.

Работа с текстом учебника , стр107.

Знакомство с жителями водной среды. (выбрать )

ДЕЛЬФИН, ВЫДРА, ЛЯГУШКА, СЛЕПЫШ, СОМ,РЕЧНОЙ РАК, ЖУК ПЛАУНЕЦ, АКУЛА, КРОТ, ЦОКОР

Слайд №10

Учитель.

Какие приспособления у живых организмов для дыхания в водной среде? (жабры)

Рыбы и ра­ко­об­раз­ные дышат жаб­ра­ми. Это спе­ци­аль­ные ор­га­ны, ко­то­рые из­вле­ка­ют из воды рас­тво­рен­ный в ней кис­ло­род, необ­хо­ди­мый для ды­ха­ния.

Ля­гуш­ка, на­хо­дясь под водой, дышит кожей. Осво­ив­шие воду мле­ко­пи­та­ю­щие дышат лег­ки­ми, им необ­хо­ди­мо пе­ри­о­ди­че­ски под­ни­мать­ся к по­верх­но­сти воды для вдоха.

По­доб­ным об­ра­зом ведут себя и вод­ные жуки, толь­ко у них, как и у дру­гих на­се­ко­мых, не лег­кие, а осо­бые ды­ха­тель­ные тру­боч­ки – тра­хеи.

Слайд №11

Учитель.

Одни ор­га­низ­мы (фо­рель) могут жить толь­ко в бо­га­той кис­ло­ро­дом воде.  Сазан, ка­рась, линь вы­дер­жи­ва­ют недо­ста­ток кис­ло­ро­да. Зимой, когда мно­гие во­до­е­мы ско­ва­ны льдом, может на­сту­пить замор рыб, т. е. мас­со­вая ги­бель их от уду­шья. Чтобы кис­ло­род по­сту­пал в воду, во льду про­ру­ба­ют лунки. В вод­ной среде мень­ше света, чем в на­зем­но-воз­душ­ной. В оке­а­нах и морях на глу­бине 200 мет­ров – цар­ство су­ме­рек, а еще ниже – веч­ная тьма. Со­от­вет­ствен­но, вод­ные рас­те­ния встре­ча­ют­ся лишь там, где до­ста­точ­но света. Глуб­же могут жить толь­ко жи­вот­ные. Глу­бо­ко­вод­ные жи­вот­ные пи­та­ют­ся па­да­ю­щи­ми из верх­них слоев мерт­вы­ми остан­ка­ми раз­лич­ных мор­ских оби­та­те­лей.

Осо­бен­ность мно­гих мор­ских жи­вот­ных – это при­спо­соб­ле­ние для пла­ва­ния. У рыб, дель­фи­нов и китов – это плав­ни­ки. У тю­ле­ней  и мор­жей – ласты. У боб­ров, выдр, во­до­пла­ва­ю­щих птиц есть пе­ре­пон­ки между паль­ца­ми. У жука пла­вун­ца есть пла­ва­тель­ные ножки, по­хо­жие на весла.

Слайд №12-14

Учитель предлагает детям посетить третий домик с  жителями почвенной среды.

Стро­е­ние тела крота, цо­ко­ра и сле­пы­ша го­во­рит о том, что все они оби­та­те­ли поч­вен­ной среды. Пе­ред­ние ноги у крота и цо­ко­ра – глав­ный ин­стру­мент для рытья. Они плос­кие, как ло­па­ты, с очень боль­ши­ми ког­тя­ми. А у сле­пы­ша ноги обыч­ные. Он вгры­за­ет­ся в почву мощ­ны­ми пе­ред­ни­ми зу­ба­ми. Тело у всех этих зверь­ков оваль­ное, ком­пакт­ное, для более удоб­но­го пе­ре­ме­ще­ния по под­зем­ным ходам.

Об­ра­зо­ва­ние почвы на­ча­лось толь­ко с по­яв­ле­ни­ем на Земле живых су­ществ. С тех пор в те­че­ние мил­ли­о­нов лет идет непре­рыв­ный про­цесс её об­ра­зо­ва­ния. Твер­дые гор­ные по­ро­ды в при­ро­де по­сто­ян­но раз­ру­ша­ют­ся. По­лу­ча­ет­ся рых­лый слой, со­сто­я­щий из мел­ких ка­меш­ков, песка, глины. В нем почти нет пи­та­тель­ных ве­ществ, необ­хо­ди­мых для рас­те­ний. Но все же непри­хот­ли­вые рас­те­ния и ли­шай­ни­ки се­лят­ся здесь. Из их остат­ков под воз­дей­стви­ем бак­те­рий об­ра­зу­ет­ся пе­ре­гной. Те­перь в почве могут по­се­лить­ся рас­те­ния. От­ми­рая, они также дают пе­ре­гной. Так по­сте­пен­но почва пре­вра­ща­ет­ся в среду для оби­та­ния. В почве се­лят­ся раз­лич­ные жи­вот­ные. Они по­вы­ша­ют ее пло­до­ро­дие. Таким об­ра­зом, почва не может по­явить­ся без живых су­ществ. В то же время и рас­те­ни­ям и жи­вот­ным необ­хо­ди­ма почва. По­это­му в при­ро­де все вза­и­мо­свя­за­но.

1 см почвы об­ра­зу­ет­ся в при­ро­де за 250-300 лет, 20 см – за 5-6 тыс лет. Вот по­че­му нель­зя до­пус­кать раз­ру­ше­ние и уни­что­же­ние почвы. Там, где люди уни­что­жи­ли рас­те­ния, почву раз­мы­ва­ет вода, вы­ду­ва­ет силь­ный ветер. Почва мно­го­го бо­ит­ся, на­при­мер, ядо­хи­ми­ка­тов. Если их вно­сить боль­ше нормы, они на­кап­ли­ва­ют­ся в ней, за­гряз­няя её. В ре­зуль­та­те гиб­нут черви, мик­ро­бы, бак­те­рии, без ко­то­рых почва те­ря­ет пло­до­ро­дие. Если в почву вно­сит­ся слиш­ком много удоб­ре­ния или её слиш­ком обиль­но по­ли­ва­ют, в ней на­кап­ли­ва­ет­ся из­бы­ток солей. А это вред­но для рас­те­ний и для всего жи­во­го. Чтобы за­щи­тить почву, на полях необ­хо­ди­мо са­жать лес­ные по­ло­сы, пра­виль­но рас­па­хи­вать на скло­нах, а зимой про­во­дить сне­го­за­дер­жа­ние.

Слайд №15

Сообщение ученика. 

Крот от рож­де­ния до смер­ти живет под зем­лей, света бе­ло­го не видит. Как зем­ле­коп, он не знает себе рав­ных. Всё у него для рытья при­спо­соб­ле­но наи­луч­шим об­ра­зом. Мех ко­рот­кий и глад­кий, чтобы не цеп­лять­ся за землю. Глаз­ки у крота кро­хот­ные, с ма­ко­вое  зер­ныш­ко. Веки их плот­но за­кры­ва­ют, когда это необ­хо­ди­мо, а у неко­то­рых кро­тов глаза и вовсе за­рос­ли кожей. Пе­ред­ние лапы у крота – на­сто­я­щие ло­па­ты. Кости на них плос­кие, а кисть вы­вер­ну­та так, чтобы удоб­ней было рыть землю перед собой и от­гре­бать её назад. За день он про­ры­ва­ет 20 новых ходов. Под­зем­ные ла­би­рин­ты кро­тов могут про­сти­рать­ся на огром­ные рас­сто­я­ния. Ходы у крота двух видов:

- Гнез­до­вые, в ко­то­рых он от­ды­ха­ет.

- Кор­мо­вые, они рас­по­ла­га­ют­ся неда­ле­ко от по­верх­но­сти.

Чут­кое обо­ня­ние под­ска­зы­ва­ет кроту, в каком на­прав­ле­нии ко­пать.

Слайд №16

Вставляем пропущенные слова.

У большинства животных ________ среды хоро­шо развиты органы  _____________. Например, ястреб с вы­соты своего полёта видит бегущую по полю мышь

 

Верблюду нужен определенный жаркий климат, для того, чтобы он мог нормально существовать. Его организм приспособлен для выживания в жарком климате, эти приспособления организма делают его жизнь абсолютно комфортной. Утолять жажду в жару ему помогает  ___________, из которого он черпает все необходимые питательные вещества. При необходимости, жир их __________ перерабатывается в воду, и животное утоляет жажду.

Слайд №17

Сообщение ученика. 

Такое животное практически всю свою жизнь проводит в море, иногда выбираясь на сушу. Выдра может нырять на глубину до 97 м и плавать со скоростью до 9 км/час. Причем все движения невероятно грациозные! Большую роль в плавучести играет жировая смазка меха зверька. За счет маленьких глаз выдра отлично видит на суше и под водой. Также у них короткие лапки и острые ногти. Пальцы лап соединены перепонками, что дает возможность хорошо плавать. Когда выдра ныряет в воду ее ушные отверстия и ноздри перекрываются клапанами таким образом, блокируя проникания туда воды.

Слайд №18

Сообщение ученика. 

Длина тела обыкновенной слепушонки составляет 10—12 см. Окрас шёрстки — от светло-бежевого до почти чёрного. Глаза маленькие, ушные раковины отсутствуют. Линия смыкания губ находится позади резцов. Широкие ступни без шерсти, с щетиновым пояском. Шёрстка мягкая.

Слайд №19

Вывод. (вставляем пропущенное слово)

 

Все жители природных домиков имеют свои   _____________ , благодаря им не зависимо от среды обитания чувствуют себя _____________________________.

(1 слово - особенности, второе слово может быть не одно: комфортно, хорошо, уютно и.т.д.

 

В конце урока учитель предлагает ребятам  положить в шкатулку «Знаний» жетоны» по выбору.

Зеленый- мне понравился урок

Желтый – хочу знать больше

Красный- мне было не все понятно.

Просмотр содержимого документа «Презентация. Урок "Три среды обитания" 5 класс»

Презентация урока «Три среды обитания»

Биология 5 класс

Учитель биологии

Н. Ф. Неверова

МБОУ СШ № 17

Город Димитровград

Ульяновская область

- Верх­няя часть ли­то­сфе­ры (твер­дая обо­лоч­ка Земли)

- Гид­ро­сфе­ра (вод­ная обо­лоч­ка Земли )

Жизнь про­те­ка­ет на боль­шом про­стран­стве раз­но­об­раз­ной по­верх­но­сти зем­но­го шара.

Био­сфе­ра – это обо­лоч­ка Земли, где су­ще­ству­ют живые ор­га­низ­мы.

Био­сфе­ра вклю­ча­ет в себя:

Каж­дая из этих обо­ло­чек Земли имеет осо­бые усло­вия, со­зда­ю­щие раз­ные среды жизни. Раз­лич­ны­ми усло­ви­я­ми сред жизни по­рож­да­ет­ся мно­го­об­ра­зие форм живых ор­га­низ­мов.

- Ниж­няя часть ат­мо­сфе­ры (воз­душ­ная обо­лоч­ка Земли)

Различают естественную и искусственную (созданную человеком) среду обитания. Естественные среды обитания в основном делятся на наземно-воздушную, почвенную и водную.

ВОДНАЯ СРЕДА

ПОЧВЕННАЯ СРЕДА

НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ СРЕДА

Воды все­гда до­ста­точ­но. Тем­пе­ра­ту­ра здесь ме­ня­ет­ся мень­ше, чем тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха, а вот кис­ло­ро­да за­ча­стую не хва­та­ет

Мень­ше кис­ло­ро­да и боль­ше уг­ле­кис­ло­го газа, чем на све­жем воз­ду­хе. А воды здесь бы­ва­ет слиш­ком много. Тем­пе­ра­ту­ра в поч­вен­ной среде более ров­ная, чем на по­верх­но­сти. Свет в почву не про­ни­ка­ет.

До­ста­точ­но кис­ло­ро­да и сол­неч­но­го света, бы­ва­ют зна­чи­тель­ные из­ме­не­ния тем­пе­ра­ту­ры, можно пе­ре­дви­гать­ся по Земле и по воз­ду­ху

ПРИРОДНЫЙ ДОМ

НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ СРЕДА

ШМЕЛЬ

ДЕЛЬФИН

ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ

ВЫДРА

ЛЯГУШКА

СЛЕПЫШ

СОМ

РЕЧНОЙ РАК

СТРАУС

ЖУК ПЛАУНЕЦ

СТРИЖ

МАЙСКИЙ ЖУК

АКУЛА

КРОТ

КЕНГУРУ

ЦОКОР

СТРЕКОЗА

ГЕПАРД

КОЛИБРИ

МУХА

КОМАР

наземно-воздушная среда

Рас­те­ния и жи­вот­ные за­суш­ли­вых мест оби­та­ния имеют спе­ци­аль­ные при­спо­соб­ле­ния для до­бы­ва­ния, за­па­са­ния и эко­но­мич­но­го рас­хо­до­ва­ния воды.

В рай­о­нах с хо­лод­ной зимой в те­че­ние года за­мет­но ме­ня­ет­ся вся жизнь ор­га­низ­ма. Осен­ний ли­сто­пад, отлет пе­ре­лет птиц в теп­лые края, смена шер­сти у зве­рей на более гу­стую и теп­лую - все это при­спо­соб­ле­ние живых су­ществ к се­зон­ным из­ме­не­ни­ям в при­ро­де.

В на­зем­но-воз­душ­ной среде можно пе­ре­дви­гать­ся по Земле и по воз­ду­ху. И жи­вот­ные этим поль­зу­ют­ся. Ноги одних при­спо­соб­ле­ны к бегу: стра­ус, ге­пард, зебра. Дру­гих – к прыж­кам: кен­гу­ру, туш­кан­чик. Из каж­дых 100 оби­та­ю­щих в этой среде жи­вот­ных 75 умеют ле­тать. Это боль­шин­ство на­се­ко­мых, птиц и неко­то­рые звери, на­при­мер, ле­ту­чая мышь

До­ста­точ­но кис­ло­ро­да и сол­неч­но­го света, бы­ва­ют зна­чи­тель­ные из­ме­не­ния тем­пе­ра­ту­ры, можно пе­ре­дви­гать­ся по Земле и по воз­ду­ху

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ПТИЦ К ПОЛЕТУ

Птиц от всех дру­гих су­ществ от­ли­ча­ет спо­соб­ность ле­тать. К по­ле­ту при­спо­соб­ле­но все тело птицы. Пе­ред­ние ко­неч­но­сти птиц  пре­вра­ще­ны в кры­лья . Так что птицы стали дву­но­ги­ми. Опе­рен­ное крыло на­мно­го более при­спо­соб­ле­но к по­ле­ту, чем ле­та­тель­ная пе­ре­пон­ка ле­ту­чих мышей. По­вре­жден­ное опе­ре­ние крыла быст­ро вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся. Удли­не­ние крыла до­сти­га­ет­ся за счет удли­не­ния пе­рьев, а не ко­стей. Длин­ные тон­кие кости ле­та­ю­щих по­зво­ноч­ных могут легко ло­мать­ся. Как при­спо­соб­ле­ние для по­ле­та на гру­дине птиц раз­вил­ся кост­ный киль. Это опора для кост­ных ле­та­тель­ных мышц. Неко­то­рые со­вре­мен­ные птицы ли­ше­ны киля, но од­но­вре­мен­но они утра­ти­ли спо­соб­ность ле­тать. Все лиш­ние тя­же­сти в стро­е­нии птиц, ме­ша­ю­щие по­ле­ту, при­ро­да по­ста­ра­лась устра­нить. Мак­си­маль­ный вес всех круп­ных ле­та­ю­щих птиц до­сти­га­ет 15-16 кг. А у неле­та­ю­щих, на­при­мер стра­у­сов, он может пре­вы­шать 150 кг. Кости птиц в про­цес­се эво­лю­ции ста­но­ви­лись по­лы­ми и лег­ки­ми . При этом они со­хра­ни­ли проч­ность.

Пер­вые птицы имели зубы, но затем тя­же­лая зуб­ная си­сте­ма пол­но­стью ис­чез­ла . У птиц по­явил­ся ро­го­вой клюв. Во­об­ще полет – несрав­нен­но более ско­рост­ной спо­соб пе­ре­дви­же­ния, чем бег или пла­ва­ние в воде. Но за­тра­ты энер­гии при­мер­но вдвое выше, чем при беге и в 50 раз выше чем при пла­ва­нии. По­это­му птицы долж­ны по­гло­щать до­воль­но много пищи.

Полет, может быть:

- Ма­шу­щий

- Па­ря­щий

Па­ря­щий полет в со­вер­шен­стве осво­и­ли хищ­ные птицы. Они ис­поль­зу­ют теп­лые по­то­ки воз­ду­ха, под­ни­ма­ю­щи­е­ся от на­гре­той земли.

ПРИРОДНЫЙ ДОМ ВОДНАЯ СРЕДА

ДЕЛЬФИН

ВЫДРА

ЛЯГУШКА

СЛЕПЫШ

СОМ

РЕЧНОЙ РАК

ЖУК ПЛАУНЕЦ

АКУЛА

КРОТ

ЦОКОР

Как осуществляется дыхание животных в водной среде.

Воды все­гда до­ста­точ­но. Тем­пе­ра­ту­ра здесь ме­ня­ет­ся мень­ше, чем тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха, а вот кис­ло­ро­да за­ча­стую не хва­та­ет

Рыбы и ра­ко­об­раз­ные дышат жаб­ра­ми. Это спе­ци­аль­ные ор­га­ны, ко­то­рые из­вле­ка­ют из воды рас­тво­рен­ный в ней кис­ло­род, необ­хо­ди­мый для ды­ха­ния.

Ля­гуш­ка, на­хо­дясь под водой, дышит кожей. Осво­ив­шие воду мле­ко­пи­та­ю­щие дышат лег­ки­ми, им необ­хо­ди­мо пе­ри­о­ди­че­ски под­ни­мать­ся к по­верх­но­сти воды для вдоха.

По­доб­ным об­ра­зом ведут себя и вод­ные жуки, толь­ко у них, как и у дру­гих на­се­ко­мых, не лег­кие, а осо­бые ды­ха­тель­ные тру­боч­ки – тра­хеи.

Одни ор­га­низ­мы (фо­рель) могут жить толь­ко в бо­га­той кис­ло­ро­дом воде. Сазан, ка­рась, линь вы­дер­жи­ва­ют недо­ста­ток кис­ло­ро­да. Зимой, когда мно­гие во­до­е­мы ско­ва­ны льдом, может на­сту­пить замор рыб, т. е. мас­со­вая ги­бель их от уду­шья. Чтобы кис­ло­род по­сту­пал в воду, во льду про­ру­ба­ют лунки. В вод­ной среде мень­ше света, чем в на­зем­но-воз­душ­ной. В оке­а­нах и морях на глу­бине 200 мет­ров – цар­ство су­ме­рек, а еще ниже – веч­ная тьма. Со­от­вет­ствен­но, вод­ные рас­те­ния встре­ча­ют­ся лишь там, где до­ста­точ­но света. Глуб­же могут жить толь­ко жи­вот­ные. Глу­бо­ко­вод­ные жи­вот­ные пи­та­ют­ся па­да­ю­щи­ми из верх­них слоев мерт­вы­ми остан­ка­ми раз­лич­ных мор­ских оби­та­те­лей.

Осо­бен­ность мно­гих мор­ских жи­вот­ных – это при­спо­соб­ле­ние для пла­ва­ния. У рыб, дель­фи­нов и китов – это плав­ни­ки. У тю­ле­ней и мор­жей – ласты. У боб­ров, выдр, во­до­пла­ва­ю­щих птиц есть пе­ре­пон­ки между паль­ца­ми. У жука пла­вун­ца есть пла­ва­тель­ные ножки, по­хо­жие на весла.

ПРИРОДНЫЙ ДОМ

ПОЧВЕННАЯ СРЕДА

СЛЕПЫШ

КРОТ

ЦОКОР

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ЖИВОТНЫХ К ПОЧВЕННОЙ СРЕДЕ

Мень­ше кис­ло­ро­да и боль­ше уг­ле­кис­ло­го газа, чем на све­жем воз­ду­хе. А воды здесь бы­ва­ет слиш­ком много. Тем­пе­ра­ту­ра в поч­вен­ной среде более ров­ная, чем на по­верх­но­сти. Свет в почву не про­ни­ка­ет.

Стро­е­ние тела крота, цо­ко­ра и сле­пы­ша го­во­рит о том, что все они оби­та­те­ли поч­вен­ной среды. Пе­ред­ние ноги у крота и цо­ко­ра – глав­ный ин­стру­мент для рытья. Они плос­кие, как ло­па­ты, с очень боль­ши­ми ког­тя­ми. А у сле­пы­ша ноги обыч­ные. Он вгры­за­ет­ся в почву мощ­ны­ми пе­ред­ни­ми зу­ба­ми. Тело у всех этих зверь­ков оваль­ное, ком­пакт­ное, для более удоб­но­го пе­ре­ме­ще­ния по под­зем­ным ходам.

Об­ра­зо­ва­ние почвы на­ча­лось толь­ко с по­яв­ле­ни­ем на Земле живых су­ществ. С тех пор в те­че­ние мил­ли­о­нов лет идет непре­рыв­ный про­цесс её об­ра­зо­ва­ния. Твер­дые гор­ные по­ро­ды в при­ро­де по­сто­ян­но раз­ру­ша­ют­ся. По­лу­ча­ет­ся рых­лый слой, со­сто­я­щий из мел­ких ка­меш­ков, песка, глины. В нем почти нет пи­та­тель­ных ве­ществ, необ­хо­ди­мых для рас­те­ний. Но все же непри­хот­ли­вые рас­те­ния и ли­шай­ни­ки се­лят­ся здесь. Из их остат­ков под воз­дей­стви­ем бак­те­рий об­ра­зу­ет­ся пе­ре­гной. Те­перь в почве могут по­се­лить­ся рас­те­ния. От­ми­рая, они также дают пе­ре­гной. Так по­сте­пен­но почва пре­вра­ща­ет­ся в среду для оби­та­ния. В почве се­лят­ся раз­лич­ные жи­вот­ные. Они по­вы­ша­ют ее пло­до­ро­дие. Таким об­ра­зом, почва не может по­явить­ся без живых су­ществ. В то же время и рас­те­ни­ям и жи­вот­ным необ­хо­ди­ма почва. По­это­му в при­ро­де все вза­и­мо­свя­за­но.

1 см почвы об­ра­зу­ет­ся в при­ро­де за 250-300 лет, 20 см – за 5-6 тыс лет. Вот по­че­му нель­зя до­пус­кать раз­ру­ше­ние и уни­что­же­ние почвы. Там, где люди уни­что­жи­ли рас­те­ния, почву раз­мы­ва­ет вода, вы­ду­ва­ет силь­ный ветер. Почва мно­го­го бо­ит­ся, на­при­мер, ядо­хи­ми­ка­тов. Если их вно­сить боль­ше нормы, они на­кап­ли­ва­ют­ся в ней, за­гряз­няя её. В ре­зуль­та­те гиб­нут черви, мик­ро­бы, бак­те­рии, без ко­то­рых почва те­ря­ет пло­до­ро­дие. Если в почву вно­сит­ся слиш­ком много удоб­ре­ния или её слиш­ком обиль­но по­ли­ва­ют, в ней на­кап­ли­ва­ет­ся из­бы­ток солей. А это вред­но для рас­те­ний и для всего жи­во­го. Чтобы за­щи­тить почву, на полях необ­хо­ди­мо са­жать лес­ные по­ло­сы, пра­виль­но рас­па­хи­вать на скло­нах, а зимой про­во­дить сне­го­за­дер­жа­ние.

Крот от рож­де­ния до смер­ти живет под зем­лей, света бе­ло­го не видит. Как зем­ле­коп, он не знает себе рав­ных. Всё у него для рытья при­спо­соб­ле­но наи­луч­шим об­ра­зом. Мех ко­рот­кий и глад­кий, чтобы не цеп­лять­ся за землю. Глаз­ки у крота кро­хот­ные, с ма­ко­вое зер­ныш­ко. Веки их плот­но за­кры­ва­ют, когда это необ­хо­ди­мо, а у неко­то­рых кро­тов глаза и вовсе за­рос­ли кожей. Пе­ред­ние лапы у крота – на­сто­я­щие ло­па­ты. Кости на них плос­кие, а кисть вы­вер­ну­та так, чтобы удоб­ней было рыть землю перед собой и от­гре­бать её назад. За день он про­ры­ва­ет 20 новых ходов. Под­зем­ные ла­би­рин­ты кро­тов могут про­сти­рать­ся на огром­ные рас­сто­я­ния. Ходы у крота двух видов:

- Гнез­до­вые, в ко­то­рых он от­ды­ха­ет.

- Кор­мо­вые, они рас­по­ла­га­ют­ся неда­ле­ко от по­верх­но­сти.

Чут­кое обо­ня­ние под­ска­зы­ва­ет кроту, в каком на­прав­ле­нии ко­пать.

В какой среде обитают животные?

НАЗЕМНО - ВОЗДУШНАЯ СРЕДА

Верблюду нужен определенный жаркий климат, для того, чтобы он мог нормально существовать. Его организм приспособлен для выживания в жарком климате, эти приспособления организма делают его жизнь абсолютно комфортной. Утолять жажду в жару ему помогает ___________, из которого он черпает все необходимые питательные вещества. При необходимости, жир их __________ перерабатывается в воду, и животное утоляет жажду.

У большинства животных ________ среды хоро­шо развиты органы _____________. Например, ястреб с вы­соты своего полёта видит бегущую по полю мышь

зрения

горб

ВОДНАЯ СРЕДА

Такое животное практически всю свою жизнь проводит в море, иногда выбираясь на сушу. Выдра может нырять на глубину до 97 м и плавать со скоростью до 9 км/час. Причем все движения невероятно грациозные! Большую роль в плавучести играет жировая смазка меха зверька. За счет маленьких глаз выдра отлично видит на суше и под водой. Также у них короткие лапки и острые ногти. Пальцы лап соединены перепонками, что дает возможность хорошо плавать. Когда выдра ныряет в воду ее ушные отверстия и ноздри перекрываются клапанами таким образом, блокируя проникания туда воды.

ПОЧВЕННАЯ СРЕДА

Длина тела обыкновенной слепушонки составляет 10—12 см. Окрас шёрстки — от светло-бежевого до почти чёрного. Глаза маленькие, ушные раковины отсутствуют. Линия смыкания губ находится позади резцов. Широкие ступни без шерсти, с щетиновым пояском. Шёрстка мягкая.

Вывод:

Все жители природных домиков имеют свои _____________ , благодаря им не зависимо от среды обитания чувствуют себя _____________________________.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

ИСТОЧНИК:

Введение в биологию. Н.И Сонин, А.А. Плешаков

https://givotniymir.ru/vydra-sreda-obitaniya-i-obraz-zhizni-vydry/

https://ru.wikipedia.org/wiki

https://interneturok.ru

Интернет фото.

multiurok.ru

Урок биологии 5 класс «Три среды обитания»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

1. На какие царства учёные делят живую природу?

Слайд 2

Слайд 3

Что общего у бактерий и простейших? В чём их главное отличие?

Слайд 4

Назовите известных вам простейших.Почему их так называют?

Слайд 5

Что объединяет растения, грибы и животных?

Слайд 6

На какие группы делятся животные?

Слайд 7

Выбери…1. паук – крестовик 2. рак речной 3. сосна обыкновенная 4. морская черепаха 5. тигр 6. папоротник 7. гусь 8. бабочка - белянка9. водоросли 10. крокодил 11. пиявка 12. подсолнух 13. дождевой червь 14. крот 15. мох - сфагнум

Слайд 8

Правильный ответ …Беспозвоночные: 1, 2, 8, 11, 13 Позвоночные: 4, 5, 7, 10, 14 Растения: 3, 6, 9, 12, 15

Слайд 9

Слайд 10

Разместите живые организмы в их среду обитания…1. паук – крестовик 2. рак речной 3. сосна обыкновенная 4. морская черепаха 5. тигр 6. папоротник 7. почвенные простейшие 8. гусь 9. бабочка - белянка 10. водоросли11. пиявка 12. подсолнух 13. дождевой червь 14. крот 15. Землеройка 16. медуза 17. бактерии гниения 18. скат 19. водяная лилия 20. слепыш 21. грибница грибов

Слайд 11

Наземно – воздушная среда обитания: 1. паук – крестовик 2. сосна обыкновенная 3. тигр 4. папоротник 5. гусь 6. бабочка – белянка 7. подсолнух

Слайд 12

Слайд 13

Разместите живые организмы в их среду обитания…Водная среде обитания: 1. рак речной 2. морская черепаха 3. водоросли 4. пиявка 5. медуза 6. скат 7. водяная лилия

Слайд 14

Слайд 15

Разместите живые организмы в их среду обитания…Почвенная среда: 1. дождевой червь 2. крот 3. бактерии гниения 4. почвенные простейшие 5. слепыш 6. землеройка 7. грибница грибов

Слайд 16

Слайд 17

Три среды обитания. Приспособленность организмов к разным средам обитания

Слайд 18

Внимание: вопрос!Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? 1. Три среды обитания. 2. Приспособленность организмов к среде обитания.

Слайд 19

Какие условия нужны живым организмам для жизни? Воздух ( кислород) Влага Свет Оптимальная температура ( тепло)

Слайд 20

Оформите таблицу в тетрадеНазвание среды обитания Особенности среды обитания ( температура, влага, свет, кислород) Название живых организмов, обитающих в данной среде . Особенности приспособ-лений организмов к среде обитания.

Слайд 21

Задания группамНапишите в таблицу какие особенности сред обитания находятся в избытке, недостатке, в норме. В этом вам поможет учебник

Слайд 22

Супер - заданиеОпределите в какой среде обитает данное животное? и главное… Какие приспособления в своём строении это животное имеет к среде обитания?

Слайд 23

Это животное самое быстроногое животное из всех зверей. Развивает скорость до 110 км/ ч, но довольно быстро устаёт. Если в течении минуты не достигнет добычу, то прекращает погоню. Выбирает для обитания территорию с водопоем.

Слайд 24

Слайд 25

Эти животные дышат жабрами. Тело, сжатое с боков, покрыто чешуёй и имеет обтекаемую форму. Настоящих конечностей нет. В воде передвигаются с помощью плавников и хвоста.

Слайд 26

Слайд 27

У этого животного передние лапы направлены не вниз, а в стороны, кисти превращены в лопаты. Шея короткая и неповоротливая. Бархатистая короткая, но густая шерсть защищает его кожу от соприкосновения с почвой. Его шерсть легко ложиться в любом направлении. Глаза очень малы, скрыты в шерсти, но хорошо развито осязание и обоняние.

Слайд 28

Слайд 29

Третий лишнийСтраус Кенгуру Крот Волк Страус Кенгуру Волк

Слайд 30

Третий лишнийКрот Червь Землеройка Сова Крот Червь Землеройка

Слайд 31

Третий лишнийБелка Дельфин Акула Щука Дельфин Акула Щука

Слайд 32

Кто где живёт?

Слайд 33

lusana.ru

Презентация к уроку биологии 5 класса "Почва как среда обитания растений и животных".

Правила работы

1.Сначала выслушай, затем задай вопрос.

2.Максимальная активность каждого.

3.Никакой критики

Сказала лопата: Земля - чтобы рыть. Ботинки сказали: Земля - чтоб ходить. А люди сказали: Земля - чтобы жить .

А. Тетивкин

  • - О какой земле идёт речь?
  • - Как вы думаете, какая тема нашего урока?
  • О чём мы будем говорить, что изучать?

Составляем кластер по поставленным вопросам на доске

Что такое почва?

Какой состав почвы?

Какие организмы обитают в данной среде?

Как они приспособлены к данной среде обитания?

Почва как среда обитания растений и животных

  • Почва — самый поверхностный слой суши земного шара, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов (растительности, животных, микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков. Это важный и сложный компонент биосферы, тесно связанный с другими ее частями.

Если почву разрезать, как пирог, она состоит из слоёв.

Посмотрите на рисунок учебника 1.11 и назовите эти .

Самостоятельная работа с учебником. Посмотрите на рисунок 1.11 (б). Назовите состав почвы? Прочитайте подзаголовок учебника «Состав почвы» страница 26 и попробуйте составить схему

  • Почва состоит из твердых частиц (минеральных и органических веществ), в ней всегда есть влага, воздух и живые организмы.
  • Минеральные вещества почвы — это глина, песок, вода с растворенными в ней солями. В зависимости от содержания глинистых частиц различают песчаные, супесчаные, суглинистые и глинистые почвы. Они отличаются своими свойствами .

10/18/16

Содержание воды в почве

  • На болотах почвы сильно увлажненные, в пустынях — сухие, а на лугах и в дубравах почвы увлажнены умеренно.

Воздух в почве

  • меняется в результате жизнедеятельности почвенных микроорганизмов, животных и растений. В нем больше паров воды , меньше кислорода (7-12%) и больше углекислого газа (0,2-8%).
  • Почвенный воздух содержит также газы, которые образуются при гниении остатков животных и растений, — сероводород, аммиак, метан (болотный газ).

Органические вещества почвы

  • В основном это неразложившиеся, полуразложившиеся твердые остатки растений и животных, а также гумус , или перегной .
  • Гумус находится в поверхностном слое почвы. Он придает ей темную окраску. Микроорганизмы перерабатывают гумус в минеральные соли . Поэтому гумус служит своеобразным запасом минеральных солей в почве. Чем больше гумуса, тем плодороднее почва . Мало гумуса в подзолистых почвах и в пустынных сероземах (1-3%). Наиболее богаты гумусом черноземные почвы (7-12%). Основатель отечественного почвоведения В.В. Докучаев считал черноземы главным богатством страны и называл чернозем «царем почв».
  • Вещества, содержащиеся в гумусе, вместе с корнями растений и некоторыми другими веществами создают в почве определенную структуру: комковатую, ореховатую, зернистую и др. Почвы с хорошо выраженной структурой более плодородны.

10/18/16

Живые организмы

  • Для многих организмов почва является средой обитания. В ней обитают микроорганизмы ( бактерии, грибы, водоросли, простейшие ), мелкие беспозвоночные ( дождевые черви, личинки жуков, медведка и др.), а также крупные позвоночные животные ( кроты, слепыши и др.).
  • В почве находятся и живые подземные части растений — корни, корневища, столоны, луковицы, клубни , а также споры, плоды и семена .
  • По количеству в почве больше всего микроорганизмов , среди которых преобладают бактерии . В одном грамме почвы может быть сотни миллионов, а иногда и миллиарды микроорганизмов! Неудивительно, что они довольно быстро разлагают органические вещества почвы. Но для их жизнедеятельности необходимо достаточное количество тепла, влаги и кислорода.

10/18/16

Каковы особенности почвы, как среды обитания? Самостоятельная работа с учебником страница 27 по вариантам, заполняют таблицу  

Как животные приспособились к условиям обитания в почве?

Фактор среды

Условия обитания

свет

нет

кислород

Приспособления животных

Примеры

мало, зависит от погодных условий

используют для ориентации другие органы чувств

 

 

в дождливую погоду выползают на поверхность

температура

летом прохлада

дождевой червь

зимой тепло

прячутся от палящих лучей

влажность

 

тонкий слой

спасаются в глубоких норах от мороза

пустынные животные

млекопитающие, рептилии

плотность

естественные пустоты между комочками почвы

неблагоприятный период пе-реносят в виде спор или цист

необходимо прокладывать ходы

малые размеры позволяют свободно передвигаться

простейшие

клещи, ногохвостки, круглые черви, жуки, многоножки, личинки насекомых

сокращения мускулатуры

дождевой червь

лопатообразные конечности

крот, медведка

долотообразные резцы

слепыш

уплощенная передняя часть головы, покрытая крепкими щитками

змеи

задние лапы с лопатообразными выростами

чесночницы

Обитатели почвы

Самостоятельная работа. Задание

.

ТЕСТ

  • Почва – верхний плодородный слой земли.
  • В состав почвы входят: глина, песок, гумус, воздух
  • Кислорода в почве не меньше, чем в наземно-воздушной среде.
  • Глинистые почвы содержат меньше воздуха.
  • Гумус необходим для питания растений.
  • 4.В почве обитают только мелкие животные
  • Почвенные животные слепы
  • Дождевые черви улучшают плодородие почвы, перемешивают её.
  • Животные – землерои не могут передвигаться по естественным пустотам между почвенными комочками.
  • Летом в почве прохладнее, а зимой теплее.

Ответы. 1+ 2- 3- 4+ 5+ 6- 7+8+9+10+

Творческое задание: Составить кроссворд

« Животный мир почвы»

 

multiurok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта