Способы питания растений. Лекции - Корневое и гетеротрофное питание - файл n1.doc

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

BELBOH. Способы питания растений


Питание растений

Изучение процесса питания растений связано не только с разработкой научных основ сельского хозяйства, обеспечением сырьем пищевой и легкой промышленности, а и с проблемами охраны окружающей среды и раскрытием общих закономерностей природы.

Для высших растений характерно наличие тканей, которым присуще автотрофное (листья, зеленые побеги, плоды) и гетеротрофное (корень, незеленые части растений) питание. Некоторые растения способны переходить от автотрофного к гетеротрофному типу питания (насекомоядные растения).

Изучение питания растений имеет большое значение для правильного применения удобрений и увеличения эффективности плодородия почвы. Ухаживая за растениями, важно знать водный режим растений, осуществляющийся между растениями и окружающей средой, благодаря которой растения обеспечиваются водой в количестве, необходимом для их нормальной жизнедеятельности.

Разные растения требуют разного уровня увлажнения почвы. По этому признаку растения делят на группы: ксерофиты, гидрофиты, мезофиты. Для создания соответствующего водного режима растений в районах с недостаточным количеством осадков применяют меры, направленные на накопление влаги и орошение, а в переувлажненных районах – осушение. Знание о механизме фотосинтеза растений дает возможность создавать условия для интенсивного фотосинтеза, влияющего на урожайность.

. Вивчення процесу живлення рослин пов'язано не тільки з розробкою наукових основ сільського господарства, забезпеченням сировиною для харчової і легкої промисловості, а й з проблемами охорони навколишнього середовища і розкриттям загальних закономірностей природи.

Для вищих рослин характерним є наявність тканин, яким притаманне автотрофне (листя, зелені пагони, плоди) і гетеротрофне (корінь, незеленые частини рослин) харчування. Деякі рослини здатні переходити від автотрофного до гетеротрофному типом живлення (комахоїдні рослини).

Вивчення живлення рослин має велике значення для правильного застосування добрив і збільшення ефективності родючості ґрунту. Доглядаючи за рослинами, важливо знати водний режим рослин, що здійснюється між рослинами і навколишнім середовищем, завдяки якій рослини забезпечуються водою в кількості, необхідній для їх нормальної життєдіяльності.

Різні рослини потребують різного рівня зволоження ґрунту. За цією ознакою рослини ділять на групи: ксерофіти, гідрофіти, мезофіти. Для створення відповідного водного режиму рослин у районах з недостатньою кількістю опадів застосовують заходи, спрямовані на накопичення вологи і зрошення, а у перезволожених районах - осушення. Знання про механізм фотосинтезу рослин дає можливість створювати умови для інтенсивного фотосинтезу, впливає на врожайність.

Нужды растительного организма не ограничиваются водой, светом и углекислым газом. Кроме этого, для жизни растению абсолютно необходимы минеральные вещества, растворенные в воде. Без них растение не может расти, функционировать и плодоносить. К химическим элементам, наиболее необходимым для растений, относятся : N, P, Mg, Cl, Ca, S. Натрий входит в состав аминокислот; фосфор – в состав нуклеиновых кислот; магний – в состав хлорофилла; хлор, кальций, сера и многие другие элементы необходимы для поддержания жизнедеятельности не только растительных, но и любых других клеток. Растения получают микроэлементы из грунтового раствора. Особую потребность растительный организм испытывает в нитратах и фосфоре, поэтому недостаток этих элементов больше всего обозначается на росте и развитии растения. В разных частях земного шара почва имеет разный химический состав. Если почва, на которой выращиваются культурные растения, не содержит достаточного количества минералов, вегетативная масса растений и урожайность сильно снижаются. Тогда для восстановления урожайности в почву необходимо внести удобрения – вещества, содержащие минералы. Если количество удобрений чрезмерно, оно не используется растениями или накапливается в их тканях. Использование таких растений в пищу может привести к отравлению.

Воздушное питание растений осуществляется с помощью фотосинтеза.

Фотосинтез – это процесс преобразования энергии солнечного света в энергию химических связей и синтеза органических соединений (углеводов) из неорганических (воды и углекислого газа).

Основным фотосинтетическим пигментом высших растений является хлорофилл. По химической структуре различают несколько видов хлорофилла – a (содержится в хлоропластах всех зеленых растений и цианобактерий), b, c и d (присутствуют вместе с хлорофиллом a в клетках водорослей).

Процесс фотосинтеза состоит из двух взаимосвязанных этапов световой и темновой фаз. Световая фаза происходит лишь при наличии света, с помощью фотосинтетических пигментов в тилакоидах хлоропластов. Реакции темновой фазы не требуют для своего осуществления света и происходят в строме хлоропластов.

В световой фазе фотосинтеза происходит поглощение света молекулами хлорофилла и трансформация энергии света в химическую энергию АТФ и восстановленного НАНДФН (никотинамидадениндинуклеотидфосфат восстановленный). Эти процессы осуществляются белковыми комплексами, которые входят в состав тилакоидов хлоропластов.

Одними из таких комплексов являются фотосистема 1 (ФС1) и фотосистема 2 (ФС2). В каждой фотосистеме выделяют три зоны: антенный комплекс, реакционный центр, первичные акцепторы электронов. Антенный комплекс состоит из хлорофилла b и вспомогательных пигментов. Он предназначен для улавливания энергии света и передачи ее на реакционный центр. К реакционному центру ФС1 и ФС2 относятся молекулы хлорофилла a.

Процессы в световой фазе осуществляются по так называемой Z-схеме. Кванты света, попадая на ФС2 и передавая ей всю свою энергию, возбуждают электроны реакционного центра, которые передаются через цепь белковых переносчиков и теряют при этом энергию. Образованное вследствие выхода электронов вакантное место в ФС2 пополняется электронами, полученными во время фотолиза воды – реакции расщепления молекулы воды под действием кванта света с выделением протонов, электронов и кислорода.

Вместе с тем в случае возбуждения реакционного центра ФС1 электрон передается через железосодержащие белки, также теряя при этом энергию. Часть энергии, которая выделилась, идет на ферментативное восстановление НАДФ+ к НАДФН. Вакантное место, которое образовалось в ФС1, занимается электронами, которые поступили с ФС2. Энергия, которая высвободилась во время прохождения электронов с ФС2 в ФС2, используется для синтеза АТФ с АДФ и неорганического фосфата.

Образованные в результате фотохимических реакций АТФ и НАДФН используются для осуществления реакций темновой фазы, в которой происходит восстановление молекул СО2 к молекулам углеводов (глюкозы). Существуют разные способы восстановления СО2, наиболее распространенный из них – цикл Кальвина, присущий всем растениям.

В процессе цикла Кальвина происходит фиксация атома Карбона СО2 для построения глюкозы (С6Н12О6) с рибулезо1,5 дифосфата (С5Н8О5Р2).

Для синтеза 1 молекулы глюкозы в цикле Кальвина необходимо 12 молекул НАДФН и 18молекул АТФ, которые образовываются в результате фотохимических реакций фотосинтеза. Энергия для синтеза углеводов образовывается вследствие расщепления молекул АТФ, синтезированных во время прохождения электронов по компонентам ФС1 и ФС2.

Образования в процессе цикла Кальвина глюкоза может потом расщепляться до пирувата и поступать в цикл Кребса.

Потреби рослинного організму не обмежуються водою, світлом і вуглекислим газом. Крім цього, для життя рослині абсолютно необхідні мінеральні речовини, розчинені у воді. Без них рослина не може рости, функціонувати і плодоносити. До хімічних елементів, найбільш необхідним для рослин, відносяться : N, P, Mg, Cl, Ca, S. Натрій входить до складу амінокислот; фосфор - в склад нуклеїнових кислот; магній - до складу хлорофілу; хлор, кальцій, сірка і багато інші елементи необхідні для підтримки життєдіяльності не лише рослинних, але і будь-яких інших клітин. Рослини отримують мікроелементи з ґрунтового розчину. Особливу потребу рослинний організм відчуває в нітратах і фосфор, тому недолік цих елементів найбільше позначається на рості і розвитку рослини. У різних частинах земної кулі ґрунт має різний хімічний склад. Якщо ґрунт, на якому вирощують культурні рослини, не містить достатньої кількості мінералів, вегетативна маса рослин і врожайність сильно знижуються. Тоді для відновлення врожайності в ґрунт необхідно вносити добрива - речовини, що містять мінерали. Якщо кількість добрив надмірно, воно не використовується рослинами або накопичується в їх тканинах. Використання таких рослин у їжу може призвести до отруєння.

Повітряне живлення рослин здійснюється за допомогою фотосинтезу.

Фотосинтез - це процес перетворення енергії сонячного світла в енергію хімічних зв'язків і синтезу органічних сполук (вуглеводів) з неорганічних (води та вуглекислого газу).

Основним фотосинтетичним пігментом вищих рослин є хлорофіл. За хімічною структурою розрізняють кілька видів хлорофілу - a (міститься в хлоропластах всіх зелених рослин і ціанобактерій), b, c і d (присутні разом з хлорофілом a в клітинах водоростей).

Процес фотосинтезу складається з двох взаємопов'язаних етапів світлової та темнової фаз. Світлова фаза відбувається лише за наявності світла, з допомогою фотосинтетичних пігментів у тилакоїдах хлоропластів. Реакції темнової фази не вимагають для свого здійснення світла і відбуваються в стромі хлоропластів.

У світловій фазі фотосинтезу відбувається поглинання світла молекулами хлорофілу і трансформація енергії світла в хімічну енергію АТФ і відновленого НАНДФН (никотинамидадениндинуклеотидфосфат відновлений). Ці процеси здійснюються білковими комплексами, які входять до складу тилакоїдів хлоропластів.

Одними з таких комплексів є фотосистема 1 (ФС1) і фотосистема 2 (ФС2). У кожній фотосистемі виділяють три зони: антенний комплекс, реакційний центр, первинні акцептори електронів. Антенний комплекс складається з хлорофілу b і допоміжних пігментів. Він призначений для уловлювання енергії світла і передачі її на реакційний центр. До реакційного центру ФС1 і ФС2 відносяться молекули хлорофілу a.

Процеси в світловий фазі здійснюються за так званою Z-схемою. Кванти світла, потрапляючи на ФС2 і передаючи їй всю свою енергію, електрони збуджують реакційного центру, які передаються через ланцюг білкових переносників і втрачають при цьому енергію. Утворене внаслідок виходу електронів вакантне місце в ФС2 поповнюється електронами, отриманими під час фотолізу води - реакції розщеплення молекули води під дією кванта світла з виділенням протонів, електронів і кисню.

Разом з тим у разі порушення реакційного центру ФС1 електрон передається через залізовмісні білки, також втрачаючи при цьому енергію. Частина енергії, яка виділилася, йде на ферментативне відновлення НАДФ+ до НАДФН. Вакантне місце, яке утворилося в ФС1, займається електронами, які надійшли з ФС2. Енергія, що вивільнилася під час проходження електронів з ФС2 в ФС2, використовується для синтезу АТФ з АДФ і неорганічного фосфату.

Утворені в результаті фотохімічних реакцій АТФ і НАДФН використовуються для здійснення реакцій темнової фази, в якій відбувається відновлення молекул СО2 до молекул вуглеводів (глюкози). Існують різні способи відновлення СО2, найбільш поширений з них - цикл Кальвіна, властивий всім рослинам.

В процесі циклу Кальвіна відбувається фіксація атома Карбону СО2 для побудови глюкози (С6Н12О6) з рибулезо1,5 діфосфату (С5Н8О5Р2).

Для синтезу 1 молекули глюкози в циклі Кальвіна необхідно 12 молекул НАДФН і 18молекул АТФ, які утворюються в результаті фотохімічних реакцій фотосинтезу. Енергія для синтезу вуглеводів утворюється внаслідок розщеплення молекул АТФ, синтезованих під час проходження електронів по компонентам ФС1 і ФС2.

Утворена в процесі циклу Кальвіна глюкоза може розщеплюватися до пірувату і надходити в цикл Кребса.

profmeter.com.ua

ГЕТЕРОТРОФНЫЙ СПОСОБ ПИТАНИЯ У РАСТЕНИЙ

Образование ГЕТЕРОТРОФНЫЙ СПОСОБ ПИТАНИЯ У РАСТЕНИЙ

Количество просмотров публикации ГЕТЕРОТРОФНЫЙ СПОСОБ ПИТАНИЯ У РАСТЕНИЙ - 129

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: ГЕТЕРОТРОФНЫЙ СПОСОБ ПИТАНИЯ У РАСТЕНИЙ
Рубрика (тематическая категория) Образование

Автотрофные организмы самостоятельно синтезируют органическое вещество из неорганического, гетеротрофные – питаются готовым органическим веществом. Среди растений имеются гетеротрофы – паразиты и насекомоядные растения. В жизни растения-автотрофа есть периоды, когда оно питается за счёт запасенных ранее органических соединœений: прорастание семян, клубней, рост побегов из корневищ.

Органическая пища переводится в легкоусвояемые соединœения в ходе пищеварения. Различают три типа пищеварения: внутриклеточное, мембранное и внеклеточное. Внутриклеточное – происходит в цитоплазме, вакуолях, пластидах, сферосомах. Мембранное – осуществляется ферментами, расположенными в клеточных мембранах. Внеклеточное – происходит при выделœении наружу гидролитических ферментов.

Паразиты - ϶ᴛᴏ растения, которые либо полностью (заразиха) либо в значительной мере (повилика) потеряли способность к фотосинтезу. Семена заразихи прорастают под влиянием корневых выделœения растения-хозяина. Проростки заразихи растут по направлению к корню растения-хозяина и верхушка зародышевого корня заразихи внедряется в него, преобразуясь в гаусторию (присоску) и выделяя ферменты, растворяющие клеточные стенки. Заразиха получает от растения-хозяина всœе необходимые вещества. Повилика – вьющееся растение, у которого корневой конец засыхает, а стебель обвивается вокруг стебля растения-хозяина и присасывается к нему с помощью гаусторий в форме дисков, прилегающих к коре растения. Группа клеток из центральной части диска, прорастая, достигает проводящей системы хозяина, откуда повилика получает воду и питательные вещества.

Сейчас известно более 400 видов покрытосœеменных растений, которые ловят мелких насекомых и используют их как дополнительный источник питания. Большинство из них растут на бедных азотом болотистых почвах. По способу ловли добычи растения делят на две группы. При пассивном способе ловли насекомые прилипают к листьям, желœезки которых выделяют липкую смесь, или попадают в ловушки в виде кувшинов или урн, окрашенных в яркие цвета и выделяющих сладкий ароматный секрет. При активном захвате происходит приклеивание насекомого липкой слизью и обволакивание его листом или волосками, а также насекомые втягиваются с водой в ловчие пузырьки, благодаря поддерживаемому в них вакуума. Попавшее насекомое переваривается под действием секрета желœезок, содержащего кислоты, протеазы, фосфатазы, РНКазы, липазу. Всасывание продуктов пищеварения осуществляется теми же желœезками, соединœенными с проводящей системой растения.

В зрелых зерновках злаков зародыш непосредственно не контактирует с тканями эндосперма, содержащими запасные питательные вещества. Для переваривания и поглощения запасных веществ служит видоизмененная семядоля – щиток. В эпителиальных клетках щитка действует протонная помпа, выделяющая в эндосперм протоны. Также из щитка в эндосперм транспортируются органические кислоты и кислые гидролазы: амилаза, протеаза, глюканаза и другие. На третьи сутки прорастания семян начинает функционировать слой живых клеток в эндосперме – периферический алейроновый слой. Эти клетки также выделяют в эндосперм органические кислоты и кислые гидролазы. В результате запасные вещества эндосперма растворяются и всасываются щитком, а затем попадают в проводящие пучки.

ГЕТЕРОТРОФНЫЙ СПОСОБ ПИТАНИЯ У РАСТЕНИЙ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ГЕТЕРОТРОФНЫЙ СПОСОБ ПИТАНИЯ У РАСТЕНИЙ" 2014, 2015.

referatwork.ru

Гетеротрофный способ питания растений - Лекции - Корневое и гетеротрофное питание

Лекции - Корневое и гетеротрофное питаниескачать (132.3 kb.)

Доступные файлы (5):

n1.doc

Реклама MarketGid: Гетеротрофный способ питания растений
  1. Общая характеристика гетеротрофных растений
  2. Сапрофиты
  3. Паразиты
  4. Насекомоядные растения

Общая характеристика гетеротрофных растений

К гетеротрофам относят всех животных, грибы и большинство бактерий. Среди растений также имеются факультативные или облигатные гетеротрофы, получающие органическую пищу из внешней среды – сапрофиты, паразиты и насекомоядные растения. Сапрофиты (сапротрофы) питаются органическими веществами разлагающихся остатков растений и животных, паразиты – органическими веществами живых организмов. Насекомоядные растения способны улавливать и переваривать мелких беспозвоночных. Однако в жизни всех растений есть периоды, когда они питаются только за счет запасенных ранее органических веществ. К таким периодам относят прорастание семян, органов вегетативного размножения (клубней, луковиц и др), рост побегов из корневищ, развитие почек и цветков. Все ткани и органы растения гетеротрофно питаются в темноте (выращивание изолированных тканей без света на органоминеральной среде).

Таким образом, гетеротрофное питание клеток и тканей становится обычным, как и фотосинтез.

Гетеротрофный способ питания – усвоение как низкомолекулярных органических соединений, так и высокомолекулярных (белков, жиров, углеводов), но они должны пройти обработку – пищеварение. У растений различают 3 типа пищеварения: внутриклеточное - в цитоплазме, вакуолях, пластидах, белковых телах, сферосомах; мембранное, осуществляется ферментами клеточных мембран; внеклеточное - ферменты, образующиеся в специальных клетках, выделяются в наружную среду и действуют вне клеток.Сапрофиты

Механизмы сапрофитного питания растений и грибов сходны. В плазмолемме гиф грибов функционирует Н+-помпа (водородная помпа), с помощью которой в окружающую среду выделяются кислые гидролазы. Это приводит к гидролизу сложных органических соединений, которые затем всасываются грибом. Механизм всасывания также связан с работой Н+-помпы в плазмолемме. При закислении наружной примембранной зоны снижается диссоциация органических кислот и они проникают в клетки в виде нейтральных молекул. Этот способ распространен у водорослей (диатомовые водоросли, живущие на глубине, куда не проникает свет, питаются органическими веществами из окружающей среды). При большом количестве растворимых органических веществ в водоемах к гетеротрофному питанию переходят хлорококковые, эвгленовые и др водоросли.

У покрытосеменных растений сапрофитный способ питания встречается редко. Эти растения не имеют или имеют мало хлорофилла и не способны к фотосинтезу. Для построения своего тела они используют гниющие остатки растений и животных. Gidiophytum formicarum – полукустарник, стебель которого образует крупный клубень, пронизанный многочисленными ходами, в которых поселяются муравьи. Растение использует в пищу продукты жизнедеятельности муравьев. Меченые личинки мух были переварены растением через месяц.

Некоторые виды образуют симбиоз с грибами – это микотрофные растения. На ранних этапах все орхидные вступают в симбиоз с грибами, так как запасных питательных веществ в их семенах недостаточно для роста зародыша. Гифы грибов проникают в семена и поставляют зародышу органические и минеральные вещества. У взрослых орхидей гифы грибов внедряются в периферическую зону корней, но дальше проникнуть не могут. Их дальнейшему росту препят­ствует фунгистатическое действие клеток глубинных тканей корня, а также слой довольно больших клеток с крупными ядрами, похожих на фагоциты. Эти клетки способны переваривать гифы грибов и усваивать освобождающиеся органические вещества. У подъельника (Monotropa), тоже симбиоз с грибом. Причем во многих случаях эти симбиотические отношения можно рассматривать как форму паразитизма, Когда клетки растений переваривают гифы гриба, проникшие в клетки корня. Таким образом, сапрофитом является гриб, а высшее растение паразитирует на нем. Гифы гриба могут соединять корень подъельника с корнями дерева, и тогда подъельник становится паразитом, получающим органические вещества от другого растения.

Микориза большинством растений используется главным образом для увеличения поглощения воды и минеральных солей.Паразиты

Микоризный гриб может выступать как паразит. Гифы гриба образуют выросты-гаустории. плотно прилегающие или проникающие в корень. Они высасывают питательные вещества (прежде всего углеводы) из растения.

Высшие растения-паразиты - это высокоспециализированные однолетники или многолетники с редуцированными или полностью утраченными в ходе эволюции листьями и корнями. Имеются виды, совершенно лишенные хлорофилла и не способные к фотосинтезу. Заразиха паразитирующая на корнях культурных растений. Ее семена прорастают лишь под влиянием корневых выделений растения-хозяина. Как только кончик зародышевого корня проростка соприкоснется с корнем хозяина, он преобразуется в гаусторию (присоску), начинающую выделять гидролазы, растворяющие клеточные стенки, и активно внедряющуюся в корень. Заразиха поглощает большое количество азотистых веществ, углеводов и минеральных элементов, особенно фосфора, а также воды из корней растений-хозяев.

У вьющегося паразитного травянистого растения повилики нитевидные стебли с редуцированными листьями-чешуйками обвиваются вокруг стеблей растений-хозяев и при­сасываются к ним с помощью гаусторий. Гаустории повилики - преобразованные придаточные корни, принимающие форму диска. Клетки из центральной части диска внедряется в коровую паренхиму растения-хозяина и достигает центрального цилиндра, откуда повилика получает воду, органические вещества и минеральные элементы. Проростки повилики, совершая ростовые вращательные движения, находят растение-хозяина, реагируя на градиент влажности и выде­ляемые им вещества.

Раффлезия питается соками корней тропических лиан. В тело хозяина она внедряется с помощью гаусторий, выделяющих ферменты, разрушающие клеточные стенки. Всю свою жизнь раффлезия проводит в теле хозяина - под землей. Лишь ее цветки (диаметр 1,5 м, красного цвета с запахом гниющего мяса) появляются на поверхности почвы.

Паразиты поглощают из тела хозяина в основном сахарозу, глутаминовую и аспарагиновую кислоты и их амиды.Насекомоядные растения

В настоящее время известно свыше 400 видов покрытосеменных насекомоядных растений. Они ловят мелких насекомых и другие организмы, переваривают и используют как дополнительный источник питания. Большинство из них встречается на бедных азотом болотистых почвах, есть эпифитные и водные формы. Листья насекомоядных растений трансформированы в специальные ловушки, выполняющие и функцию фотосинтеза. По способу ее ловли растения делят на две группы. 1) Пассивная ловля, добыча а) прилипает к листьям, желёзки которых выделяют липкую слизь, содержащую кислые полисахариды (библис, росолист), или б) попадает в специальные ловушки в виде кувшинов, урн, трубочек, окрашенных в яркие цвета и выделяющие сладкий ароматный секрет (саррацения, дарлингтония).

2) Активный захват насекомых а) приклеивание добычи липкой слизью и обволакивание ее ли­стом или волосками (жирянка, росянка), б) ловля по принципу капкана - с захлопыванием ловчих листьев над добычей (альдрованда, венерина мухоловка), в) ловчие пузырьки, в которые насекомые втягиваются с водой благодаря поддерживаемому в них вакууму (пузырчатка).

Общим для всех ловчих приспособлений является привлечение насекомых с помощью полисахаридных слизей или ароматного секрета (нектара), выделяемых или самими ловчими аппаратами, или желёзками вблизи от ловушки. Быстрые движения ловчих органов осуществляются путем изменений в них тургора в ответ на раздражение чувствительных волосков, вызванное движениями насекомого.

Пищеварение. Попавшее в ловушку насекомое переваривается под действием секрета многочисленных железок. Некоторые насекомоядные парализуют добычу алкалоидами, содержащимися в выделяемой слизи (росянка выделяет алкалоид конитин, парализующий насекомое). Липкая слизь содержит много кислых полисахаридов, состоящих из ксилозы, маннозы, галактозы и глюкуроновой кислоты, органические кислоты и ряд гидролаз, активных в кислой среде. Кислые слизистые выделения, азот- и фосфорсодержащие продукты распада стимулируют работу желёзок, выделяющих кислоты (муравьиную, бензойную), а также протеазы и ряд других гидролаз. Довольно подробно изучена протеолитическая активность секрета у мухоловки. Секреторные клетки имеют хорошо развитый ЭР и аппарат Гольджи, которые продуцируют большое количество секрета.

Всасывание продуктов распада осуществляется теми же желёзками, соединенными с проводящей системой (через 5 минут). Доминирующая роль в транспорте продуктов пищеварения принадлежит симпласту. Таким образом, процесс пищеварения у насекомоядных растений осуществляется принципиально так же, как в желудке животных. В том и другом случае секретируются кислоты (HCI — в желудке, муравьиная кислота - у насекомоядных растений). Кислая реакция пищеварительного сока уже сама по себе способствует перевариванию животной пищи. На принципиальное сходство процесса кислого внеклеточного пищеварения у животных и растений впервые указал Дарвин в книге «Насекомоядные растения».

В настоящее время известно, что закисление среды в желудке животных осуществляется в ре­зультате функционирования Н+-помпы в плазмалемме клеток слизистой желудка.

Многие насекомоядные растения живут на почвах, бедных минеральными элементами. Их кор­невая система слабо развита, нет микоризы, поэтому усвоение минеральных элементов из пойманной добычи имеет для них большое значение. Из тела жертвы насекомоядные растения получают азот, фосфор, калий, серу. Углерод, содержащийся в аминокислотах и других продуктах распада, также участвует в метаболизме насекомоядных растений. (Еще Дарвин показал, что если растения росянки подкармливать кусочками мяса, то через три месяца они значительно пре­восходят контрольные растения по ряду показателей, особенно репродуктивных. Установлено, что растения пузырчатки зацветают только после получения животной пищи).

Скачать файл (132.3 kb.)

gendocs.ru

Питание растений

Следить за питанием растений особенно важно, так как для их здорового развития и быстрейшего роста  нужны «стройматериалы». У растений, как и любого живого организма, они свои.

Растение получает питание 2 способами, с воздуха и с земли.

С воздуха растение получает питание листьями, как известно со школьной программы, листьями растение поглощает углекислый газ и свет.

Корнями растение поглощает воду и растворенные в ней химические элементы, соединения и микроэлементы.

Основными элементами, в которых нуждается растение, являются - азот, фосфор и калий. Вспомогательные элементы - это магний, кальций, сера и др. Еще растению для полноценного развития нужны микроэлементы, такие как марганец, цинк, молибден, бор, медь и кобальт и др.

Так как все основное питание получает растение с почвы, то ее нужно удобрять, пополняя запас питательных веществ. Растения, живущие в открытом грунте, получают их в большем объеме, так как площадь роста корней не ограниченна, а в закрытом грунте их надо вносить чаще.

Большинство элементов играют в развитии растения определенные функции для размножения молекул, т.е для роста растения.

Азот

Основное его предназначение в растениях, участвовать в образовании зеленого пигмента, другими словами хлорофилла и в размножении молекул основной зеленной массы. Азот как бы отвечает за более интенсивное развитие побегов, листьев и стволов.

Так что, если хотите нарастить в растении зеленую массу, добавляйте удобрение с большим содержанием азота. Но учтите, что азот может отодвинуть функцию цветения, что не желательно для красивоцветущих растений.

Более известные азотные удобрения это мочевина, аммиачная селитра, сульфат аммония и др. Из органических удобрений наиболее популярный навоз, перегной и др.

Фосфор

Его функция в жизни клеток растения это переносить энергию в клетке АТФ, и накапливать ее. Фосфор способствует стабильному соединению жиров и белков в мембранах клетки. Он способствует корнеобразование и цветению.

Растение его усваивает в форме солей ортофосфорной кислоты. Причем лучше усваивается фосфор при удобрении по листу, а не в грунт.

Из минеральных фосфорных удобрений, можно назвать суперфосфат, фосфорная мука, томасшлак. К органическим фосфорным удобрениям можно отнести костную муку, мука из рыбьих костей.

Калий

В почве его содержится больше других элементов. Но для растений самым доступным является калий в форме солей. Калий влияет на скорость биохимических реакций. Помогает воде поступать к клеткам растения, играет важную роль в фотосинтезе растения. Калий увеличивает скорость образования крахмала и его передвижению по клеткам. С помощью калия повышается иммунитет растения и помощь в сопротивлении его болезням. Калий также влияет на образование количества цветков и плодов.

Из более распространенных минеральных удобрений можно выделить, калиевую селитру и хлористый калий, калимагнезию, сульфат калия, а из органических удобрений это зола и др.

Кальций – основной элемент для образования прочных стеблей и так сказать «скелета растения», также кальций основной элемент для образования корней и корневых волосков. Он сдерживает рассаду от вытягивания. Кальций отвечает в организме растения за функцию равномерного распределения расхода влаги.

В грунте благодаря кальцию вредные кислоты связываются между собой и становятся недоступными для поглощения растением. При известковании обычно восполняется содержание кальция в почве.

Магний играет важную роль в ходе фотосинтеза, так как является одним из основополагающим элементом в молекуле хлорофилла. Он помогает созданию зеленой ткани в растении. И стимулирует активность корней в процессе поглощения питательных веществ. Отвечает и за цветение. К нехватке магния может привести и избыточное содержание кальция. Так как он понижает усвоение растением магния.

Сера является составной частью энзима витамина В1, аминокислот и белка. Она играет основную роль в обмене веществ растения, так как и основные элементы.

Железо важнейший компонент в процессе хлорофилла, помогает переносу кислорода в ткани растения, его усвоению и окислению.

Медь катализатор окислительных реакций происходящих внутри клеток растения. Медь способствует дыханию растения, помогает в белковом и углеводным обменам. Благодаря меди замедляется процесс старения клеток растения и активизируется деятельность вит. В.

Бор – отвечает за всхожесть семян и развития пыльцы. Повышает иммунитет растения.

Цинк способствует в растении регулировке роста и развития зеленой части и образования хлорофилла.

Кремний отвечает за образование больших корней, оболочки семян,  и выступает как строй. материал для древесных растений.

Алюминий особо важен в обеспечении яркости окраски цветов, длительности цветения и стойкости при срезке.

Молибден важен для дыхательной функции растения.

Марганец важен для циркуляции азота по растению и необходим для процесса фотосинтеза.

Но помните, что каждый элемент нужен растению в определенной мере, его избыток или недостаток может привести к нарушению обмена веществ в растении.

belboh.com


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта