Схема значение растений. Открытый урок по теме «Значение растений в природе и жизни человека» в рамках методологического семинара по проблемам введения ФГОС ООО для школ инновационных площадок

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

§18. Значение растений в природе и жизни человека. Схема значение растений


Ответ 18 Значение растений в природе и жизни человека

122. Дайте определения.

 

Дикорастущие растения - это

 

  • Ответ: Растения, которые растут и размножаются без участия человека.

 

Примеры:

 

  • Ответ: Береза, ольха, одуванчик, лопух, зверобой, ромашка, дуб.

 

Культурные растения - это

 

  • Ответ: Растения, специально выведенные человеком.

 

Примеры:

 

  • Ответ: Роза, томаты, огурцы, картофель, соя, арбузы, укроп, какосы.

 

123. Ответьте на вопрос.

 

Какова роль зеленых растений на Земле?

 

  • Ответ: В процессе фотосинтеза зеленые растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород - газ, которым дышат почти все живые существа (аэрофобы).

 

124. Какое из изображенных растений является техническим? Обведите го.

 

  • Ответ: Последнее.

 

125. Заполните таблицу "Культурные растения".

 

  • Ответ:

    Группа культурных растений Примеры растений Как используются человеком
    Пищевые Пшеница, яблоня, подсолнечник, кукуруза В пищу
    Декоративные Тюльпан, роза, астра, гладиолус Украшение дома и садовых участков
    Технические Лен, хлопок, фикус каучуконосный Получение сырья для промышленности

 

126. Используя материал учебника и дополнительные источники информации, заполните таблицу "Лекарственные растения моей местности",

 

  • Ответ:

    Название растения Какие части используют в медицине При каких заболеваниях применяют
    Будра плющевидная Все растения При простудных заболеваниях, ангине, воспалении легких, бронхиальной астме.
    Бессметрник песчаный Цветки При хронических заболеваниях печени и желудка, при запорах и гастрите
    Арника горная Цветочные корзинки в начале цветения Лихорадка, желудочно-кишечные расстройства, эпилепсия

 

127. Дополните схему "Значение растений в жизни человека".

 

  • Ответ: Пища, украшения, лекарства, корм для скота, промышленность.

 

128. Укажите стрелками, к каким группам относятся изображенные растения.

 

  • Ответ:

 

129. Вместе с одноклассниками обсудите, как нужно вести себя на природе. Составьте свод правил "Как нужно вести себя в лесу". Продумайте специальные знаки, которые отражали бы содержание этих правил.

 

  • Ответ:

    Правило Знак
    Не кричать, чтобы не пугать других животных

    Рот, прикрытый ладошкой

    Не рвать цветы, не ломать деревья, не ловить насекомых Крест руками
    Не разжигать костры и не мусорить Ладонь
    Держаться вместе Замах рукой

 

130. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о растениях из Красной книги, которые обитают в вашей местности. Запишите их названия. Укажите источник использованной информации.

 

  • Ответ:

    1) Тюльпан Шренка

    2) Рябчик русский

    3) Башмачок крупноцветковый

    4) Липарис Лезеля

    5) Ятрышник шлемоносный

    Источник: энциклопедия

 

131. Вставьте пропущенные буквы.

 

  • Ответ: ДИкорастущие рАстания, кОрмОвые, звЕрОбой.

 

Составьте 2 - 3 предложения с этими словами.

 

  • Ответ: Большинство растений дикорастущие, но есть и культурные, созданные человеком. К примеру, зверобой - лекарственное растение.

tetrab.ru

§18. Значение растений в природе и жизни человека

Главная › 5 класс › Биология › Рабочая тетрадь Биология Сонин Плешаков 5 класс

122. Дайте определения.Дикорастущие растения – это растение которое растет независимо от человека, единственный ограничительный фактор – климат.Примеры: береза, дуб, одуванчик, иван-чай, зверобой.Культурные растения – это растения, выращиваемые человеком для получения пищевых продуктов, кормов в сельском хозяйстве, лекарств, промышленного и иного сырья и других целей.Примеры: пшеница, рожь, лен, хлопок, свекла, рапс.

123. Ответьте на вопрос.
  • Какова роль зеленых растений на Земле?
Без зеленых растений на Земле не было бы пищи, необходимой для жизни всех живых существ. Также они обогащают атмосферу кислородом, необходимым для дыхания всех живых организмов, очищают загрязненный воздух, поглощая из него углекислый газ. 124. Какое из изображенных растений является техническим? Обведите его.

§ 18. Значение растений в природе и жизни человека - 1

125. Заполните таблицу «Культурные растения».

§ 18. Значение растений в природе и жизни человека - 2

126.Используя материал учебника и дополнительные источники информации, заполните таблицу «Лекарственные растения моей местности».

§ 18. Значение растений в природе и жизни человека - 3

127. Дополните схему «Значение растений в жизни человека».

§ 18. Значение растений в природе и жизни человека - 4

128. Укажите стрелками, к каким группам относятся изображенные растения.

§ 18. Значение растений в природе и жизни человека - 5

129. Вместе с одноклассниками обсудите, как нужно вести себя на природе. Составьте свод правил "Как нужно вести себя в лесу". Продумайте специальные знаки, которые отражали бы содержание этих правил.

§ 18. Значение растений в природе и жизни человека - 6

130. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о растениях из Красной книги, которые обитают в вашей местности. Запишите их названия. Укажите источник использованной информации. Венерин башмачок.

§ 18. Значение растений в природе и жизни человека - 7

131. Вставьте пропущенные буквы. Дикорастущие растения, кормовые, зверобой.
  • Составьте 2-3 предложения с этими словами
Зверобой – это дикорастущее лекарственное растение.К кормовым растениям относится свекла и кукуруза. §17. Покрытосеменные (цветковые) растения§19. Простейшие

dourokov.ru

Открытый урок по теме «Значение растений в природе и жизни человека» в рамках методологического семинара по проблемам введения ФГОС ООО для школ инновационных площадок

Урок биологии. «Значение растений в природе и жизни человека».

Цели.

Предметные результаты:

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение классифицировать объекты, обобщать, делать выводы, приводить примеры, владеть элементами смыслового чтения – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.

2. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.).

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные УУД

1. Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

I.

Актуа-лизация знаний и проб-лемная ситуация.

1. Диалог школьника и биолога.

– Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?

Какова роль растений в жизни людей?

Версии школьников. Выбор лучшей формулировки. Фиксация вопроса на доске. 1

Формулировка цели и темы урока.

2. –«Вспоминаем то, что знаем».

  1. В какую систематическую группу объединяют растения?

  2. Перечислите, какие группы организмов входят в состав данного царства?

  3. Какую группу растений мы изучили на прошлом уроке?

  4. Чем отличается эта группа растений от всех ранее изученных групп?

  5. Какой особенностью своего строения привлекают людей покрытосеменные растения? Почему?

  6. Расскажите, что вы уже знаете о значении растений в жизни людей.

3. Сказка. В роли органов растений –обучающиеся 5 класса.

У органов растения идёт спор.

«Я – стебель, - такой важный, такой крепкий, удерживаю такую большую тяжесть и выношу листья, цветки, плоды к свету, к теплу, к солнцу».

«А мы, листья, - тоже бываем очень большими. Например, у банана листовая пластинка достигает более двух метров в длину. Кроме того, я синтезирую органические вещества для всех органов, да и другие роли выполняю».

«А мы, корни, - даже у маленьких растений бываем очень большими. Вон у верблюжьей колючки мы вырастаем до двадцати метров в длину и “ходим по воду.” Вот это корни-насосы!».

«Нет ничего лучше и важнее меня, цветка, - ведь только из меня образуется плод, а он так нужен всем!»

«Я – плод – орган защиты и расселения семян».

Мы все утверждаем о своём превосходстве.

Кто же из нас самый полезный?

4. Работа в группах.

Обсудите в группе, могут ли иметь какое- либо значение для жизни человека органы растения? Приведите примеры.

1 группа: Стебель

2 группа: Лист

3 группа: Корень

4 группа: Цветок

5 группа: Плоды и семена

Предложить в помощь группам биологические объекты.

Коротко характеризуют значение выданных объектов с их показом. Делают вывод «Кто важнее?» 1. 1

Для работы в группе: образцы древеси-ны, льна, волокон, бумага.

Кочан капусты, салат, репчатый лук, гербарий – листья папоротника, коробочка с таблетками эвкалипта, ромашки,

корнеплод моркови, свеклы,

гербарии цветков (ярких, красивых) или комнатных цветов,

гербарий гороха, семена гороха или фасоли, зерновки пшеницы и гербарий злаков, яблоко, помидор, огурец, банан, плоды шиповника (можно аптечнуюкоробочку с плодами или напиток).

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Познавательные УУД

1. Сформировать умение классифицировать объекты, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

II.

Совмест-ное открытие знаний.

1. Интерактивное задание.

Выявление классификационных признаков дикорастущих и культурных растений. 1.

Работа с текстом учебника с. 88 и рабочей тетрадью с. 34 №1. 1.

Проверка задания, занесение информации в лист самооценки. 2.

2. Работа со слайдами: «В каких областях хозяйственной деятельности человека используются растения». 1.

С помощью загадок.

1) Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает. Дерево

2) Топили, сушили, Колотили, рвали,

Крутили, ткали, На стол клали. Лен

3)Спроси телёнка и барашка – Цветка вкусней на свете нет. Ведь не случайно Красной кашкой Его зовут за вкус и цвет. Клевер

4) Если что-то заболит,Даже зверь не устоит.С какой же травкой пить настой?С чудо-травкой... Зверобой

3. Преобразование текстовой и иллюстративной информации в графическую. 2.

З

аполните схему, используя слова из словарика.

hello_html_51552dca.gif

Словарик: 1.Технические

2. Пищевые 3. Растения

4. Декоративные

5. Лекарственные 6. Кормовые

Выполнение интерактивного задания.

Распределите растения по группам, используя схему.

Проверка задания, занесение информации в лист самооценки. 2.

При наличии времени дополнить схему примерами из учебника с. 88-91. 1.

Демонстрация слайда при обсуждении.

4. Работа в парах. (задание можно предложить заранее на дом в качестве опережающего)

Все ли свойства растения сохраняются?

  • Что произойдёт, если человек будет использовать продукты, хранившиеся с нарушениями?

  • Какие способы сохранения продуктов использует человек?

Обсуждение. Просмотр слайдов. 1.1.1. 3.

5. Выявление роли растений в природе.

Знакомство с ядовитыми растениями, умение их отличать от безопасных растений на примере веха ядовитого. Вывод, что абсолютно вредных растений в природе не существует. 1. 1.

Выполнение задания в рабочей тетради с. 34 №2. 1.

6.Бережное отношение к природе на примере растений Красной книги. 1.

7. Делают вывод по проблеме урока.

  • Растения обеспечивают всё живое, и людей в частности, кислородом.

  • Никакие синтетические материалы не смогут полностью заменить древесину, натуральные волокна, из которых изготавливают ткани.

  • Питание людей невозможно без растительной пищи. Кормовые растения составляют пищевой рацион домашнего скота.

Переработка, хранение и использование растений – важнейшая отрасль производства.

  • Культурные растения, как и многие дикорастущие, радуют людей своей красотой. 2. 3.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение классифицировать объекты, обобщать, делать выводы, приводить примеры, владеть элементами смыслового чтения – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.

2. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему и пр.).

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные УУД

1. Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Регулятивные УУД

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

III. Самосто-ятельное приме-нение знаний.

Вопросы на с. 90 (2-8). Самооценка по алгоритму. 2

Лист самооценки.

1. работа в группе:

- принимал ли участие в обсуждении;

- высказывал ли собственное мнение;

- доброжелательный стиль общения.

2. классификация культурных и дикорастущих растений

3. классификация растений по областям применения

ТОУУ

Регулятивные УУД

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

IV. Итог урока.

Обмен мнениями по листу самооценки.

Домашнее задание. § 18 (с. 88-90), р.т. № 3,4 стр. 34 (письменно).

Почему шиповник называют «копилкой витаминов?»

Подготовиться к контрольной работе:

Повт. с. 68-90; р.т. с. 35-37 (письменно).

infourok.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта