Схема животные растения. Взаимодействие между растениями и животными

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Окружающий мир - задания для 2-ого класса. Схема животные растения


Разнообразие животного мира - Удивительный Мир Животных

 Животный мир насчитывает более полутора миллионов видов.

Животные населяют все среды жизни: в воде обитают рыбы, раки, киты, медузы, на земле и в воздухе проживают насекомые, бабочки, звери и птицы, а в почве – дождевые черви, кроты и медведки. Местом обитания для некоторых животных выступают другие живые организмы и растения.

птица секретарь

фото:Bill Gracey

Животный мир нашей планеты представлен уникальными организмами: от одноклеточных крох, которые можно рассмотреть только при помощи микроскопа, до гигантов-китов, масса которых достигает 150 тонн. Благодаря постоянной эволюции животные организмы наделены уникальными свойствами: они перемещаются, питаются, защищаются от врагов, размножаются и выращивают потомство в различных условиях.

Разнообразие животного мира.

Классификация животных

В царстве животных выделяют следующие таксоны:

Вид;

Род;

Семейство;

Ряд;

Класс;

Тип.

Виды объединяются в род, семейства в ряд, классы в тип. Кроме этих таксонов используются промежуточные понятия: подтипы, подклассы и другие. Все живые организмы делятся на:

Простейших;

Насекомых;

Земноводных;

Пресмыкающихся;

Птиц;

Рыб;

Млекопитающих.

Разнообразие животного мира

фото:David Shannon

Значение животных

Представители животного мира имеют огромное значение для всей планеты: они участвуют в круговороте веществ в природе, опыляют растения, являются распространителями плодов и семян. Хищники выступают естественными санитарами, кроме того они регулируют численность растительноядных организмов. Огромное значение имеют животные для людей: животных разводят и добывают промысловым методом для получения мяса, шкур, меха, молока и яиц, животных используют в исследовательских, медицинских и научных целях. На лабораторных мышах, хомяках, крысах и морских свинках исследуют действие некоторых лекарственных препаратов, обезьян привлекают при опытах со столовыми клетками. Пчелиный и змеиный яд используют в медицинских целях.

Насекомые

фото:Rob Escott

Особенности расселения животных

На плотность расселения представителей животного мира влияют различные факторы. К ним можно отнести климат, рельеф местности, деятельность человека и взаимоотношения между разными видами. Приспособленность к условиям среды обитания выражается в особенностях живых организмов. Так, для того, чтобы отыскать благоприятные условия для проживания, питания и размножения многие организмы преодолевают огромные расстояния. Эти передвижения называются миграциями. В качестве примера можно привести следующий пример: рыбы отряда лососевых подрастают в море, а размножается в верховьях рек. Вылупившихся из икры мальков этих рыб речное течение уносит обратно в море, где происходит их дальнейший рост.

Пингвины

фото:Jiya Aggarwal

Если передвигаться от полюсов к экватору, становится заметно, что число видов живых организмов возрастает. Самым большим является видовое разнообразие животных во влажных тропических регионах. Например, одних попугаев здесь насчитывается более 40 видов, а бабочек – тысячи видов.

Эволюция биоразнообразия

В истории животного мира всегда наблюдались периоды спада и нарастания биоразнообразия. Они характеризуются появлением новых видов, которые появлялись на смену других. Ученые узнают об этих этапах по археологическим раскопкам: окаменелостям и отпечаткам. Так, в докембрии, 670 миллионов лет до н.э., доминировали мягкотелые беспозвоночные животные, кольчатые и кишечнополостные черви. Для кембрия и силура, 590-438 миллионов лет до н.э., характерны морские беспозвоночные с панцирем, насекомые царили в период позднего карбона и кайнозоя, амфибии господствовали в карбоне и триасе, рептилии были наиболее многочисленны в пермский и меловой период, а млекопитающие достигли расцвета в кайнозое.

Обезьяны

Расцвет и угасание видов – естественный процесс, который происходит под влиянием изменений климата в отдельных регионах и на всей планете в целом. Ученые предполагают, что большинство видов живых организмов рано или поздно вымрут. Некоторые преобразуются в более совершенные в эволюционном отношении виды, но другие не смогут приспособиться к новым условиям среды. Последним грозит вымирание.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

www.myplanet-ua.com

Взаимодействие между растениями и животными

Разделы: Экология

Цель урока: познакомить учащихся с проявлением взаимосвязей между растениями и животными.

Задачи:

Учебные:

  • Сформировать у учащихся знания о взаимоотношениях между животными и растениями.
  • Углубить знания о животных – опылителях, травоядных, зерноядных животных, растениями – хищниками (росянка, жирянка обыкновенная, венерина мухоловка).

Развивающие:

  • Продолжить формировать умение находить взаимосвязи между отношениями животных и растениями; развивать речь учащихся.

Воспитательные:

  • Продолжить эстетическое воспитание учащихся на уроке.

Оборудование:

Таблицы по биологии “экосистема смешанного леса”, экологическое лото, таблички для сценки.

Ход урока

Учитель: На прошлом уроке мы изучали взаимоотношения между животными: это взаимовыгодные отношения, квартиранство, нахлебничество, хищничество, конкуренция. И сейчас проверим, как вы усвоили материал.

I. Групповая работа.

Учитель: Сыграем в “Экологическое лото”. В конвертах картинки животных, карточки с названиями взаимоотношений. Надо сложить, правильно, взаимоотношения между животными.

II. Индивидуальный опрос.

– Расскажите о взаимовыгодных отношениях между животными?

– Что значит нахлебничество?

– Охарактеризуйте хищничество?

– Что вы знаете о конкуренции животных?

III. Постановка задач урока.

Учитель: На прошлом уроке мы изучали взаимоотношения животных. Но в природе жизнь любого животного прямо или косвенно связана с растениями. И они взаимодействуют друг с другом, эти взаимоотношения могут быть полезны или вредны. Вот об этом мы сегодня и поговорим.

Запишите в тетрадь число и тему нашего урока. (Работа учащихся в тетради).

IV. Работа по изучению нового материала. (Материал излагается в виде экскурсии)

Учитель: Растения играют в жизни животных большую роль, точно, так как и животные в жизни растений. Но обо всем по порядку.

(На доске схема – “Значение растений в жизни животных” Рассказ учителя сопровождается слайдами презентации, в соответствии со схемой.)

“Значение животных в жизни растений”.

  1. Опылители растений; (смотри слайд №4)
  2. Растения вдыхают углекислый газ, выдыхаемый животными; (смотри слайд №5)
  3. Распространение плодов и семян; (смотри слайд №6)
  4. Уничтожают семена, влияют на возобновление; (смотри слайд №7)
  5. Животные ломают и вытаптывают растения; (смотри слайд №8)

Учитель: Теперь более подробно познакомимся с данными взаимосвязями. А знакомство построим в виде заочной экскурсии в природу. Благодаря воображению мы беспрепятственно можем попадать в лес, на поляну, болото. И можем позволить себе услышать разговоры растений. Начнем. Приглядитесь внимательно, мы на лугу.(смотри слайд № 9). В воздухе стоит гул от летающих над цветами шмелей, ос, пчел. В воздухе пестрое мелькание бабочек, жуков. Это работают насекомые – опылители. В этом они преуспели. Нектаром растений питается насекомое, а пыльцу разносит с одного растения на другое. В результате образуется много семян, – которые дадут жизнь другим растениям.

Давно замечена связь между шмелями и клевером. Только шмели своим длинным хоботком могут доставать нектар из цветков клевера при этом переносить его с цветка на цветок. Значение шмелей в опылении клевера заметили в Австралии, когда европейцы завезли на этот континент семена и посеяли их. Появившиеся всходы стали быстро расти, вскоре растения зацвели, но урожая семян не дали. Оказалось, что в Австралии не было насекомых, которые могли бы питаться нектаром цветком клевера и опылять их. Тогда на континент завезли шмелей, и клевер стал давать урожай семян.

Но есть растения цветущие в ночное время, и находятся ночные насекомые – опылители.

Учитель: А теперь давайте прислушаемся к голосам вокруг нас, может что – то и услышим.

(Сценка № 1. Действующие лица: Природа, Клевер, Эколог.)

Природа: К нам поступает много вопросов, довольны ли растения, тем, как насекомые их опыляют? Не слишком ли велика плата, которую они берут за работу. Может надо поменять что – ни будь в отношениях? Кто нам ответит? Клевер?

Клевер: Мы, насекомоопыляемые растения очень довольны тем, как нас опыляют насекомые – опылители. В тропических странах им помогают в этом деле птички – колибри и даже мыши. Но в нашем умеренном климате нас опыляют только насекомые. И мы делаем все, чтобы насекомые – опылители смогли это сделать.

Природа: И что вы для этого делаете?

Клевер: Мы наряжаемся в красивые венчики и собираем свои цветки в соцветия, чтобы опылителям было легче нас увидеть издалека, удобнее опылять, перебираясь с одного цветка на другой. Кроме того, мы источаем ароматы, которые приятны насекомым и привлекают их. И, наконец, мы делимся с ними частью пыльцы, её у нас вполне достаточно.

Природа: Вам все равно, какие насекомые прилетят, или у вас есть свои любимчики?

Клевер: Мы не любим, когда нас обслуживает много разных насекомых. Ведь в этом случае нашу пыльцу они могут передать совсем не тем растениям. В этом случае мы напрасно истратим и нектар и пыльцу.

Природа: Что вы делаете, чтобы у каждого вида были свои опылители?

Клевер: Мы придумываем специальные формы цветков, которые ограничивают круг наших опылителей.

Эколог: Замечу, что среди насекомоопыляемых растений есть и большие привереды. Которые дружат только с одним видом опылителей. Цветки некоторых орхидей – пахнут так же как самки насекомых – опылителей. И самцы на их зов и опыляют растения.

Учитель: Продолжим нашу экскурсию дальше, приглядитесь, на этой же поляне, чуть поодаль поедают травку копытные животные.(смотри слайд №10). Переходя с места на место, они все время в движении. Давайте еще раз прислушаемся.

(Сценка №2 Действующие лица: Природа, Мятлик, Эколог.)

Природа: Мне бы очень хотелось, чтобы растения рассказали о том, как они относятся к тем, которые их поедают.

Мятлик: Я и мои родственники, злаковые, основа лугов и степей. Мы главные кормовые растения для крупных травоядных и насекомых. И мы не в обиде на них, кто нас ест. У нас с нами сложились хорошие отношения. Если бы нас не ели, то запасы веществ не возвращались бы в почву, а эти элементы мы получаем из неё. И мы бы голодали.

Эколог: Это плохо, когда в степи накапливается несъедобная трава. Она очень плохо покрывает почву, накапливает воду и дает рост другим растениям. А степные травы гибнут. Так, что растениям выгодно, что их ели.

Природа: Это хорошо, но как растениям удается спастись от тех, кто не в меру имеет большой аппетит?

Эколог: Это просто, вкусные только те растения, которые легко и быстро отрастают после объедания.

Природа: Но крупные животные иногда выедают растения под корень. Есть ли способ защититься растениям от них?

Мятлик: Есть. Если пасущихся слишком много, то разрастаются растения приземистой формы, которые недоступны их зубам. Это подорожник, одуванчик.

Учитель: Да, растения не прочь дать еду животным, если их не много, т.к. переваренные части пищи возвращаются в виде навоза в почву и удобряют ее, давая питание растениям.

Но многие копытные животные, поедая растения, заламывают, затаптывают их, пытаясь достать молодые побеги с верхушек растений. Этим они изменяют форму растений. Но травой питаются не только крупные животные, но и мелкие. Посмотрите, вот на травинке поместился кузнечик, такой, же зеленый, как сама трава и усиленно работает челюстями.

(Сценка №3 Действующие лица: Природа, Клевер, Эколог.)

Природа: А вы не забыли про мелких травоядных насекомых?

Клевер: У большинства из нас много листьев. И верхние листы затеняют нижние. И эти листья затрачивают много веществ при дыхании, а создают их мало. Цветков тоже у нас много и завязи много и не все мы можем вырастить. Поэтому если часть завязи съедают насекомые, это для нас полезно.

Эколог: Деревьям в саду, чтобы они давали урожай, садовник срезает лишние ветки. Травам тоже нужна подрезка. Роль садовников выполняют насекомые – листоеды.

Природа: А если это произойдет с культурными растениями, например с пшеницей, что будет?

Экологи: Если насекомые поедят немного зелени, то это для них не страшно, а даже полезно.

Учитель: Но многие насекомые, например саранча – это родственник нашего кузнечика(смотри слайд № 11), могут съедать всю траву на корню, оставляя лишь голую землю. Это плохо – нет семян, нет возобновления этих трав.

– Но не все так плохо, слышите стук. Это дятел (смотри слайд № 12). Он спешит помочь пострадавшим растениям, и сам получает от растений и стол и дом. Дятлы используют в пищу, семена ели и сосны, личинок жуков – усачей и жуков – короедов, это их пища. Кроме того в стволах деревьев делают дупла и выводят птенцов. Питаясь различными жуками и их личинками, дятлы спасают деревья и те хорошо себя чувствуют и активно плодоносят, давая пищу дятлам.

– Да и другие птицы так – же помогают деревьям – спасая их от насекомых вредителей, например поползни, синицы. Так что к птицам надо относится бережно.

Учитель: А теперь опять вернемся к степным растениям, здесь много злаковых дающих зерно и очень много грызунов (зайцы, хомяки, полевки, суслики)(смотри слайд №13). Они в пищу используют и стебли, и листья, и семена. Много птиц – питающихся зерном. И если зерноядных и грызунов очень много – можно увидеть замену одних растений другими.

Учитель: А теперь нас ждет самое удивительное в нашей экскурсии. Растения – хищники, а искать их надо на болоте и в водоеме. Хищники имеются не только среди животных. На болотах часто встречается насекомоядное растение – росянка (смотри слайд №14). Округлые листья росянки покрыты красноватыми ресничками, выделяющими липкий сок. Мелкие насекомые, садящиеся на росянку, прилипают к её листьям. Реснички изгибаются и удерживают жертву. Листья росянки выделяют сок, который переваривают захваченных насекомых.

– В прудах и озерах растет не менее интересное растение – пузырчатка (смотри слайд № 15). Её листья рассечены на тонкие дольки, на которых образуются небольшие пузырьки, заполненные воздухом. Пузырек имеет отверстие с клапаном, который может отгибаться внутрь. Мелкие животные даже личинки рыб, попав в пузырек, не могут выбраться из него потому, что отверстие закрывается клапаном. Погибших животных пузырчатка использует как дополнительное питание.

Учитель: А теперь попадаем на пасеку (смотри слайд №16). Посмотрим, как человек использует взаимосвязи растений и насекомых.

– Во время цветения подсолнечника на поля вывозят ульи с пчелами. Собирая нектар и пыльцу, пчелы опыляют цветки подсолнечника. На таких полях подсолнечник дает высокие урожаи, а в ульях образуется много меда.

Учитель: Вернемся в класс. А теперь нам надо оформить отчет об экскурсии. Из утверждений с 1 по 6 выберите правильное, и запишите в тетрадь.

Утверждения:

  1. Питаясь различными жуками и их личинками, дятлы спасают деревья от засыхания.
  2. Ночью распускаются растения, имеющие сильный запах, но их никто не опыляет.
  3. Только шмели своим длинным хоботком могут доставать нектар из цветков клевера и при этом переносить его пыльцу с цветка на цветок.
  4. В лесу птицы не собирают с деревьев вредителей насекомых, деревья их уничтожают сами.
  5. Ночные насекомые опыляют цветы, распускающиеся в ночное время.
  6. Хищники имеются не только среди животных. На болоте встречается хищное растение – росянка.

Ответы:

(1;3;5;6)

Проверка правильности ответов.

Анализ урока.

Работа с дневниками.

Домашнее задание: (найти примеры взаимосвязей между организмами).

Презентация

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Окружающий мир - задания для 2-ого класса

Техподдержка RU Выкладываем собственные "наработки" по выполненным заданиям Окружающего мира для второклашек, многие из которых могут поставить в тупик не только старшеклассника, но и взрослого.

Рисунок Мир глазами кузнечика Рисуем то, что может увидеть кузнечик:

Мир глазами кузнечикаРисунок Связи между неживой и живой природой Схема рисунка:Связи между неживой и живой природой схема Схемы связи между:
  • неживой и живой природой
  • растениями и животными
  • различными животными
  • животными и человеком
неживой и живой природой растениями и животными различными животными животными и человекомРисунок Красота осениРисунок Красота осениПридумай Правила друзей природы Не будем разводить костры в лесу:Правила друзей природы Не будем мусорить в лесу. Мусор заберём с собой:Правила друзей природы Продолжение следует...

www.tehpodderzka.ru

Взаимодействие растений и животных. Типы питания животных



Задание 61

Рассмотри схему, озаглавь её. Объясни свой ответ.

Ответ:

Рассмотри схему, озаглавь её. Объясни свой ответ

Животные - живые существа (организмы), которые рождаясь начинают дышать, питаться, когда приходит время животные размножаются, и умирают.

Задание 62

Соедини линией изображения животного и соответствующего растения. Свой выбор обоснуй. Расскажи о взаимодействии растений и животных.

Ответ:

Растения и животные взаимосвязаны:

растения являются пищей для животных, дупла деревьев, буреломы, заросли являются укрытием для животных их домом, растения при помощи животных переселяются на новые места

Соедини линией изображения животного и соответствующего растения. Свой выбор обоснуй

С.38

Задание 63

Дополни таблицу.

Дополни таблицу «Типы питания животных»

Задание 64

Зачеркни одно «лишнее» слово в каждом ряду.

- Белый медведь, бурый медведь, акула, тигр («лишнее» слово – акула).

- Олень, лось, заяц, сова («лишнее» слово – сова).

Задание 65

Соедини линией название группы животных с названием пищи, которую они употребляют.

Ответ:

Соедини линией название группы животных с названием пищи, которую они употребляют

С. 39

Домашнее задание

Составь рассказ «Животные и их детёныши».

Ответ:

Детёныши животных появляются на свет по-разному: из икринок, из куколок, рождаются живыми, вылупляются из яйца. Детёныши маленькие, им необходима забота родителей.

Расскажем о семье лисицы.

«…Лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна, живет в семье, которая занимает определенный участок леса. Её дом – большая глубокая нора с узкими ходами и широкой гнездовой камерой.

Летом у лисы появляются маленькие лисятки, и она вместе с папой - Лисом очень о них заботится. Лиса выкармливает детёнышей своим молоком, поэтому она относится к Млекопитающим животным. Когда лисята подрастают, Лиса и Лис приучают их к обычной взрослой еде, берут их с собой на охоту и учат добывать пищу. Учат лисят и как бороться с врагами, запутывать свои следы, прятаться в случае опасности. К осени лисята становятся самостоятельными и уходят из родительской норы.»

Задание 66

Закончи высказывания на тему «Как животные приспосабливаются к условиям жизни?»

Ответ:

1. Медведь, еж, летучая мышь на зиму… впадают в спячку.

2. Делают запасы корма: …полевые мыши, хомяки, суслики.

3. В неурожайные годы животные спасаясь от голода, …мигрируют.

4. К зиме белая куропатка, заяц, глухарь и другие животные – …линяют и меняют окраску.

5. Спасаясь от холода и голода многие птицы… улетают на зимовку в теплые страны, а те что остаются, стараются жить около людей.

Задание 67

Отметь оседлых птиц

На рисунке изображены: ворона, воробей, ворон, ласточка.

К оседлым птицам относят ворону и воробья, ворон и ласточка перелетные птицы.

Задание 68.

Определи по названию животного особенности его жизни.

Ответ:

Медведь – всеядное млекопитающее животное лесов, зимой впадает в спячку.

Водомерка – насекомое водоемов, может легко передвигаться по поверхности воды, «меряет» водное пространство.

Мухоловка - небольшая, размером с воробья, птица семейства мухоловковых, питается насекомыми.

Удав - змея больших размеров, обвивает своим телом добычу и сдавливает ее.

Поползень – небольшая птица умеет хорошо лазать по стволам деревьев. (хорошо известно умение поползней бегать по стволам вверх и вниз головой.)

Шелкопряд - относительно крупная бабочка с размахом крыльев 40—60 мм.

Гусеница шелкопряда плетёт кокон, оболочка которого состоит из непрерывной шёлковой нити длиной от 300—900 метров до 1500 м в самых крупных коконах. В коконе гусеница превращается в куколку. Цвет кокона может быть различным: розоватым, зеленоватым, жёлтым и т.п. Но для нужд промышленности в настоящее время разводят исключительно породы тутового шелкопряда с белыми коконами.

Летучая мышь - небольшой зверек похожий на мышь мордочкой, имеющий перепончатые кожистые крылья, зимой впадает в спячку. (среди них есть хищные и растительноядные виды)

Землеройка - представитель млекопитающих из отряда насекомоядных. Это мелкие зверьки, внешне похожие на мышей, но с мордочкой, вытянутой в виде хоботка.

Землеройки кормятся почти непрерывно, а перерывы на сон у них очень кратковременные. Оставленная без пищи землеройка быстро погибает: мелкие виды — всего за 7—9 часов (малая бурозубка за 5,5 часов).

Задание 69.

Соедини линией изображение животного и слова, характеризующего назначение хвоста этого животного.

Соедини линией изображение животного и слова, характеризующего назначение хвоста этого животного

С. 41

Задание 70

Закончи предложения.

Насекомые, пауки, раки, черви – …беспозвоночные животные.

Звери, птицы, рыбы – …позвоночные животные.

Самая многочисленная группа животных на Земле - …тип Членистоногие.

Задание 71

Отметь правильные высказывания. Каково положительное влияние насекомых на жизнь растений?

- опыляют растения;

- уничтожают вредителей.

Задание 72

Художник нарисовал насекомых. Какую ошибку он допустил?

Ответ:

Художник нарисовал среди насекомых паука-крестовика. Пауки не относятся к насекомым, это отдельная группа животных – Паукообразные.

С. 42

***Задание 73

Сделай подписи к рисунку – схеме.

Ответ:

Сделай подписи к рисунку – схеме

*** Задание 74

Приведи примеры, которые подтверждают правильность этих строк.

В природе ничто не даётся нечаянно.

И звери не зря хвост и клюв получают.

Ответ:

1. Когда белка прыгает между веток, хвост помогает ей как парашют, держаться в воздухе и как балансир, чтобы сохранять равновесие в полете.

2. Среди вех птиц пеликаны имеют самый крупный клюв относительно всего тела. Например, длина клюва может достигать почти 50 см при длине тела 120-150 см (иногда и больше).

Под клювом у пеликана находится растяжимый кожаный мешок - специальное приспособление для ловли рыбы, которая является основной пищей этих птиц. С помощью мешка пеликаны отлавливают рыбу вместе с водой (в мешке помещается 13 литров волы), затем через клюв отцеживают воду, а рыбу проглатывают.

*** Задание 75

Отметь правильные высказывания. Какие особенности строения рыб позволяют им хорошо плавать?

- наличие плавников

- обтекаемая форма тела

- сжатое с боков тело

Задание 76

Какое из этих животных не относится к позвоночным. Отметь свой ответ.

 Какое из этих животных не относится к позвоночным. Отметь свой ответ

Из представленных животных, к позвоночным не относится улитка.

С.43

Задание 77

Рассмотри рисунок. Объясните, как влияет строение конечности лягушки на ее движение.

Ответ:

Рассмотри рисунок. Объясните, как влияет строение конечности лягушки на ее движение

Строение конечностей лягушек варьирует от вида к виду и зависит от среды обитания — наземной, водной или древесной. Как правило, лягушки способны совершать резкие движения, что позволяет им ловить добычу и ускользать от хищников.

Многие древесные лягушки имеют характерную особенность строения бедренного сустава, которая позволяет им передвигаться не только прыжками (как прочие лягушки), но и шагом.

У многих лягушек, обитающих в водной среде, имеются плавательные перепонки между пальцами.

У лягушек, ведущих древесный образ жизни, часто можно наблюдать особые подушечки на пальцах, позволяющие им держаться на вертикальных поверхностях.

Задание 78

Рассмотри рисунок. Ответь на вопрос: «Какие особенности крокодила позволяют ему охотиться».

Ответ:

Рассмотри рисунок. Ответь на вопрос: «Какие особенности крокодила позволяют ему охотиться»

1. Форма зубов и челюстей у крокодилов зависит от относительных размеров излюбленной добычи — для ловли более мелкой и подвижной лучше подходят более длинные и узкие челюсти с небольшими, но многочисленными и очень острыми зубами (ложный гавиал), для поедания небольших, но защищенных панцирем животных — очень широкие и буквально плоские челюсти, с короткими и тупыми зубами (широкомордый кайман), а для захвата крупной и сильной добычи — умеренно широкие и короткие, высокие челюсти, с крупным и прочными, но в то же время большими и острыми зубами (нильский крокодил).

2. У всех крокодилов имеется длинный и толстый хвост. Хвост сплющен с боков и выполняет функцию руля, двигателя и терморегулятора. Крокодилы могут использовать хвост и для добывания пищи. Ударом мощного хвост они могут если не убить, но оглушить мелке животное.

Задание 77

Составь пищевые цепи.

Ответ:

1. злаковое растение – мышь – лиса.

2. дерево – жук древоточец – дятел.

3. злаковое растение – мышь – ёж.

С. 44

*** Задание 80

Рассмотри рисунок. Подпиши названия животных. Отметь среди пресмыкающихся два вида, которые давно вымерли.

Ответ:

На рисунке-схеме изображены брахиозавр (бронтозавр), птеродактиль (птерозавр), змея, ящерицы, варан.

К вымершим относят брахиозавра (бронтозавра) и птеродактиля (птерозавра).

С. 45

Задание 81

Напиши названия птиц, которые живут в твоем крае.

Ответ:

В моем крае живет много разных птиц, назовем некоторых из них: синица, воробей, голубь, свиристель, галка, ворона, сорока, трясогузка, кукушка, сова, чайка.

Домашнее задание

Найди на рисунке птиц, которые не летают. Составь рассказ об одной из них.

Ответ:

На рисунке изображены: страус, пингвин, журавль, цапля, киви. К нелетающим птицам относят: страуса, пингвина, киви.

« …Киви, или бескрылые — нелетающие бескилевые птицы, водятся только в Новой Зеландии.

Размеры небольшие, с обычную курицу, самки крупнее самцов. Тело у киви грушевидной формы, покрытое густыми перьями, маленькая голова и короткая шея. Весят от 1,4 до 4 кг. Киви в основном полагаются не на зрение — глаза у них очень маленькие, всего 8 мм диаметром, — а на развитые слух и обоняние. У киви очень длинный, гибкий, тонкий, прямой или слегка изогнутый клюв.

Киви обитают преимущественно в сырых вечнозелёных лесах; длинные пальцы на ногах помогают им не вязнуть в болотистом грунте. Образ жизни они ведут исключительно сумеречный и ночной. На охоту киви выходят примерно через 30 минут после заката. Их корм составляют насекомые, моллюски и земляные черви, а также опавшие ягоды и плоды. Добычу киви разыскивают с помощью обоняния и осязания — разгребая землю ногами и глубоко погружая в неё клюв, они буквально «вынюхивают» червей и насекомых. При случае киви не отказываются от мелких амфибий и ракообразных.

Растут молодые киви медленно: лишь в 4—5 лет они достигают полного размера, из птиц Киви - долгожители. Могут прожить до 50 лет...»

С.46

Задание 82

Закончи предложения.

1. Оседлые птицы — …Оседлыми называют птиц, которые придерживаются определенной небольшой территории и за пределы ее не перемещаются. (воробей, голубь, ворона)

2. Кочующие птицы — …Кочующими называют птиц, которые вне сезона размножения постоянно передвигаются с места на место в поисках пищи. (синица, поползень, снегирь)

3. Перелетные птицы — …Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. (ласточка, гуси, журавли).

Задание 83

Известный биолог И.Акимушкин в своей книге «Мир животных» рассказывает удивительные истории из жизни малайских медведей, которые живут в неволе. Один из них научился засовывать коготь в замочную скважину, открывать буфет и воровать оттуда сахар. А другой, рассыпая около клетки рис из своей чашки, приманивал таким образом несмышленых цыплят и ловил их.

Объясните поведение зверя, описанное биологом.

Ответ:

Звери способны научаться наблюдая за человеком, если они живут в неволе, т.к. обладают так называемым «интеллектом животных», конечно это не сравнимо с человеческим мышлением, но интеллектуальные способности и способности к обучению. У животных есть, даже способность подражания. Человек изучая животных подметил такие формы поведения животных и использует их в процессе дрессировки, как пример можно привести диких цирковых животных.

Задание 84

Подготовьте проект «Как звери воспитывают своих детёнышей».

Пусть каждая группа выберет одну из предложенных тем.

1. Домашние животные и их детёныши.

2. Как звери учат своих детёнышей охотиться.

3. Как звери заботятся о своем потомстве.

Ответ:

Тема: Как звери учат своих детёнышей охотиться.

«…Обучая охотничьим навыкам молодых хищников, самки крупных кошачьих предоставляют им в качестве наглядных пособий пойманных детенышей антилоп и газелей. Так, самки гепарда могут не убивать свою добычу, а, притащив ее к своим детенышам, отпустить, чтобы те попробовали сами поохотиться на уже пойманное животное. Если добыча окажется проворней котят и сможет убежать, то самка гепарда догоняет ее, и урок возобновляется. Но, чтобы стимулировать своих питомцев лучше усваивать уроки, взрослый гепард может и отпустить добычу. Тогда молодежь остается без обеда, а голод — самый лучший наставник. В следующий раз маленькие гепарды будут более расторопными. Так раз от раза совершенствуются навыки охоты и умерщвления добычи. В возрасте четырех Месяцев самка начинает брать детенышей с собой на охоту. Но еще довольно долгое время котята не смогут добывать себе корм самостоятельно, и мать будет их подкармливать!

Подготовьте проект «Как звери воспитывают своих детёнышей»

Самки лис приносят к норе, где скрываются лисята, недодушенных птиц. Лисятам предоставляется право придушить их. На первых порах маленькие лисы начинают играть с добычей. Но взрослая лиса всегда рядом и не даст птице сбежать. Вскоре лисята начинают самостоятельно выслеживать и добывать себе пищу.

Подготовьте проект «Как звери воспитывают своих детёнышей»

Учат свое потомство добывать пищу и медведицы. Им важно продемонстрировать медвежатам, что съедобно, а что нет. Ведь медведи не только хищники, они могут полакомиться ягодами и грибами, поймать лягушонка или мышку, а если повезет, то не откажутся завалить оленя или перекусить зайчатиной. В местах рек, куда на нерест заходят лососевые рыбы, медведицы выводят медвежат на берег. Они показывают им, как одним ударом лапы выбросить из воды на берег огромную рыбину. Иногда мамаши стимулируют своих детенышей к самостоятельным действиям тем, что съедают добычу сами, не подпуская к ней медвежат.

Подготовьте проект «Как звери воспитывают своих детёнышей»

На берегах рек проходят первые уроки и у маленьких енотов-полоскунов. Они тщательно копируют каждое движение матери. А вот барсучихи не учат своих малышей добывать пищу. Они, хотя и числятся в хищных млекопитающих, являются собирателями. Детенышам не надо объяснять, как переворачивать камни и коряги в поисках крупных насекомых и лягушек. Барсучата сами прекрасно это делают. Копытные также не тратят усилий на занятия со своими малышами. Телята, оленята и козлята умеют щипать траву в силу врожденного инстинкта.

Самыми развитыми способностями к восприятию родительского опыта обладают детеныши приматов. Самки учат их в основном только тому, как отличать несъедобные растения от съедобных. Остальные знания детеныши получают, наблюдая за поведением взрослых.»

resheba.com

Животный мир полей - Удивительный Мир Животных

Удивительный животный мир полей

Наверное, мало кто знает, что поля или полевой биом занимают около 25% от поверхности нашей планеты. Полевой биом характерен для всех континентов. Бескрайние поля только с виду кажутся пустынными и необитаемыми. На самом деле в них кипит активная жизнь животного мира. Нельзя сказать, что обитатели полей отличаются разнообразием видов, однако каждый из них по своему уникален и имеет свои особенности.

Кто они – обитатели полей

Животный мир полей включает в себя птиц, животных и насекомых. Для животного мира полевого биома очень характерна миграция. Многим видам приходится совершать довольно длинные переходы, чтобы обеспечить себе пищу.

5836301272_4bf967bc9b_zфото:Mick Talbot

Большинство обитателей полей питаются травой и другими растениями, именно поэтому у многих из них широкие зубы с необычной плоской верхней частью. Самые маленькие обитатели полей часто становятся добычей более крупных особей. Учитывая, что поле не может предоставить какую-либо природную защиту от нападения, мелкие животные вырывают норы в земле и там ищут себе убежище. Именно поэтому у всех маленьких обитателей на передних лапах есть длинные когти, которыми легко рыть землю.

Следует отметить, что обитатели полей легко адаптируются к любым условиям. Многие животные легко переносят смену климата, и способны выживать, как в знойное лето, так и в морозную зиму. Кроме того, животный мир полей обладает уникальными способностями маскировки.

Обитатели полей

На полевом биоме существует достаточно много видов животных. В местах, где поля граничат с небольшими перелесками, материковыми лугами и кустарниковой растительностью, могут встречаться ласка, лисица и даже волк. Но особенно много на полях обитает грызунов. Самый известный из них – это крот. Он проводит практически все время под землей. И хотя обнаружить его довольно сложно, места, где он рыл свои тоннели легко узнаваемы. Примечательно, что крот разделяет свои ходы. К примеру, одни из них используются только в качестве «троп» охоты, а другие, более углубленные и менее ветвистые, крот использует как место гнездования и логова.

8736386324_fd79d9dec0_zфото:Tristan Martin

Весьма активные обитатели полей – серая полевка, полевая мышь и хомяк. Эти грызуны очень подвижны и осторожны, так как часто являются объектом добычи более крупных хищников. Как правило, полевые грызуны обитают стаями и селятся в норках. Любая из нор обязательно имеет несколько ходов. Внутри нор грызуны обитают днем, а в ночные часы начинают охотиться. Учитывая, что грызуны не покидают полей в зимнее время, они заранее заботятся о запасах, и в течение лета и осени наполняют свои норы припасами. Кроме того, эти виды грызунов очень плодовиты. Потомство грызунов становится самостоятельным уже  в возрасте 2 недель.

4444850338_720bb07286_zфото:K Schneider

Птицы, населяющие полевой биом, — это типичные представители отряда воробьиных. Серая мухоловка и жаворонок – самые популярные представители полей. Жаворонки живут исключительно на открытых участках. Этих птиц нельзя не заметить, благодаря красивому и мелодичному пению.  Как и жаворонок, серая мухоловка селится на открытых участках. Эта птица примечательна тем, что во время охоты она потряхивает хвостом и крыльями, и лишь потом резко взмывает ввысь за своей добычей. В качестве объекта охоты у серой мухоловки выступают различные виды насекомых.

Кроме того, значительную долю птиц, населяющих поля, составляют представители отряда куриных. Самые известные из них – серая куропатка, перепел и ястреб. Практически все птицы полей улетают на  зимовку.

Обитатели полей – истребители или полезные животные?

Многие виды животных, населяющих поля, считают вредителями. Действительно, некоторые из них наносят значительный урон сельскому хозяйству, поедая злаковые растения. Однако польза части представителей животного мира полей – просто неоценима. К примеру, перепел истребляет насекомых-вредителей, а крот качественно изменяет структуру почвы, делая ее рыхлой и насыщенной кислородом.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAфото:Brad Wilke

К сожалению, некоторые виды обитателей полей являются объектом браконьерства, поэтому сегодня уделяется особое внимание сохранению этих видов животных и птиц.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

www.myplanet-ua.com

Взаимоотношения растений и животных - Биология в вопросах и ответах

Какую пользу могут получать растения от животных, которые их едят?

Хорошо известно, что во многих случаях взаимоотношения растения и растительноядного животного (или растения-хозяина с животным-паразитом) могут приобретать черты мутуализма, то есть взаимовыгодных отношений. Классический пример тому — взаимоотношения цветковых растений с насекомыми-опылителями. По всей вероятности, совместная эволюция насекомых и цветковых растений началась с того, что насекомые питались пыльцой или частями цветка. Поскольку при этом они осуществляли опыление цветков гораздо более эффективно, чем, например, ветер, для растений оказалось крайне выгодным привлекать этих насекомых. Поэтому у них выработались разнообразные, часто поразительные приспособления и в первую очередь — выработка нектара и других веществ, служащих пищей насекомым. Другой хороший пример — распространение животными плодов растений. Как и в случае с опылением, растения часто имеют плоды, служащие животным пищей (сочные плоды многих растений привлекают птиц; плоды некоторых травянистых растений, например перловника, снабжены специальным выростом, привлекающим муравьев, и т. д.) Кроме того, растения получают пользу от растительноядных животных в случае, если они устраняют или ограничивают опасных для этих растений конкурентов. Так, например, многие степные сообщества вообще не могут самоподдерживаться в отсутствие травоядных животных. Если бы копытные животные не поедали постоянно проростки деревьев и кустарников, то такие степи быстро зарастали бы лесом. Наконец, растительноядные животные могут быть полезными для растений благодаря тому, что их экскременты удобряют почву, обогащая ее органикой и биогенными элементами. Особенно большое значение это имеет для водных растений, в первую очередь для планктонных водорослей. Известно, что питающиеся этими водорослями организмы зоопланктона существенно ускоряют круговорот азота и фосфора в водоеме, выделяя их в воду с продуктами жизнедеятельности, и этим способствуют более быстрому размножению водорослей. Можно вспомнить и другие примеры. Так, животные, питающиеся каким-либо растением (или даже паразитирующие на нем), могут защищать это растение от других, более опасных потребителей. Например, многие растения предоставляют пищу и убежище различным видам муравьев, которые, в свою очередь, защищают свое растение от паразитов и растительноядных животных.

biootvet.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта