Биология растения корень. Урок биологии по теме "Корень – главный орган растения". 6-й класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Вегетативные органы цветковых растений. Корень. Биология растения корень


Вегетативные органы цветковых растений. Корень – Биология-репетитор – Kaz-Ekzams.ru

admin 24.06.2010

Орган — это часть тела, состоящая из различных тканей, имеющая определенную форму и выполняющая определенные функции. Вегетативные органы обеспечивают обмен веществ и рост растения. К ним относят корень, стебель, лист.

Корень — орган растения, выполняющий функции закрепления растения в почве, почвенного питания водой и минеральными веществами, запасания органических веществ, вегетативного размножения подземными частями.

Корень является осевым органом с радиальной симметрией. Верхушка корня покрыта корневым чехликом, под которым находится верхушечная меристема — образовательная ткань, обеспечивающая рост корня.

Разновидности корней: главный, боковые, придаточные. Совокупность всех корней одного растения образует корневую систему. Корневые системы двудольных растений, как правило, стержневые, корневые системы однодольных растений, как правило, мочковатые.

На продольном разрезе молодого корня видны четыре зоны:

  1. зона деления (верхушечная меристема), образующая конус нарастания корня. Из этой группы клеток состоят клетки корневого чехлика и слизь, защищающие корень и облегчающие его продвижение в почве;
  2. зона растяжения, образованная молодыми, растущими клетками. Здесь начинается формирование тканей корня: покровной — эпиблемы, проводящей ткани осевого цилиндра, боковой меристемы в виде перицикла, расположенного вокруг осевого цилиндра;
  3. зона корневых волосков (зона всасывания), образованная выростами клеток эпиблемы (первичной однослойной всасывающей ткани корня, называемой еще ризодермой). На поперечном срезе молодого корня в этой зоне обнаруживаются первичная кора, расположенная под эпиблемой, под которой находится эндодерма, окружающая центральный цилиндр. В центральном цилиндре можно увидеть сосуды ксилемы и флоэмы, сердцевину;
  4. зона проведения. Здесь формируются боковые корни и вторичная структура корня многолетних растений. У однолетних сохраняется только первичная структура корня.

Образование вторичной структуры корня связано с формированием пробкового слоя на его поверхности. Эпиблема отмирает, и формируется слой вторичной боковой меристемы — камбий, отделяющий флоэму от ксилемы.

Транспорт воды из почвы в корень происходит пассивно благодаря разности осмотических давлений между цитоплазмой клеток эпиблемы и водных растворов почвы. Указанная же разность давлений, в свою очередь, создается активно, с затратами энергии. Из клеток эпиблемы вода поднимается в проводящие элементы осевого цилиндра в результате роста осмотического давления. В сосудах корня давление достигает 3 атмосфер за счет затраты энергии растением. Вверх же по стеблю вода поднимается за счет испарения воды в листьях.

У многих растений встречаются видоизмененные корни: корнеплоды (редис, редька, свекла и т.д.), корневые клубни (георгин, батат). Корни многих растений вступают в симбиоз с грибами, образуя микоризы (грибокорни). Корни бобовых растений вступают в симбиоз с бактериями рода Rhizobium. В результате образуются клубеньки. Бактерии фиксируют атмосферный азот и обеспечивают им растения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Просмотров: 235

kaz-ekzams.ru

КОРЕНЬ - СТРОЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ - РАСТЕНИЯ - Биология 7 класс

Раздел 1. РАСТЕНИЯ

 

Тема 1.СТРОЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ

 

§ 10. КОРЕНЬ

 

Корень - вегетативный орган растения, при помощи которого она прочно удерживается в почве и поглощает из него раствор минеральных веществ. У некоторых растений корень служит органом накопления запасных питательных веществ и органом вегетативного размножения.

В историческом развитии растений корень возник позже стебля и листа. Его появление было вызвано переходом растений из водной среды к жизни на суше.

Корни характерны для современных высших растений - папоротников, хвощей, плаунов, голосеменных и цветковых.

У низших растений (водорослей) и мхов их частично заменяют волоскоподібні творения, которые называют ризоїдами.

В водяных растений, например, сальвинии плавающей, роголисника погруженного корней нет. Эти растения распространены в пресных водоемах и поглощают из воды питательные вещества всей поверхностью тела. Не имеют корней и много растений-паразитов, поскольку питаются они с помощью присосок, которыми прикрепляются к растению, на которой паразитируют (например, повилика и тому подобное).

Внешнее строение корня. Совокупность всех корней одного растения называют корневой системой. В корневой системе растений выделяют главный корень, который развивается из зародышевого корешка. От главного корня отходят боковые корни. Кроме главного и боковых корней, у растения могут образовываться дополнительные корни, которые формируются на стеблях, листьях (рис. 18).

Различают два типа корневых систем: стержневую и стержневую (рис. 19). Если у растения хорошо различим главный корень, его корневая система называется стержневой. Если главный корень не развивается или малозаметный, а корни растут пучком, корневую систему называют мичкуватою.

Рис. 18. Корневая система растения:

1 - главный корень: 2 - боковые корни; придаточные корни

Рис. 19. Типы корневых систем:

1 - у одуванчика стержневая; 2 - мочковатая в мишію

Видоизменения корня. В процессе длительного приспособления к условиям жизни корни многих растений, кроме основных функций, выполняют дополнительные. Например, корни свеклы, моркови и георгины способны запасать питательные вещества, а орхидеи - воду. Таким образом, корни этих растений приобрели видоизменений.

У некоторых растений наблюдается утолщение главного корня благодаря запасу питательных веществ, которые в нем откладываются. Такой корень называют корнеплодом (рис. 20). Он характерен для моркови, свеклы, редиса, редьки. В образовании корнеплодов принимают участие и корень и стебель. Большинство растений, имеющих корнеплоды, - двухлетние. В первый год из семени развивается растение, у которого к зиме наземная часть отмирает, а корнеплод сохраняется и перезимовує. Второго года жизни из растения за счет отложенных в корне (корнеплоде) питательных веществ развивается новый побег.

Иногда питательные вещества откладываются в боковых или дополнительных корней растения, вызывая их утолщение. Такие образования корней называют корневыми клубнями, или бульбокоренями (рис. 21, 2). Например, георгина, пшинка, батат имеют такие корневые клубни.

В тропических мангровых деревьев, что растут на обедненной кислородом почве, а также в некоторых водных растений дыхательные корни. Это боковые корни, развивающиеся из подземного корня и растут вверх над почвой или водой. Ими растение дышит.

Рис. 20. Корнеплод у моркови

Рис. 21. Видоизменения корней: 1 - воздушные (орхидея): 2 - корневые клубни (батат)

Такие корни имеет, например, болотный кипарис. Воздушные (дополнительные) корни орхидеи (рис. 21,1) свисая со стебля, поглощают кислород и впитывают питательные вещества и влагу из воздуха.

У паразитических растений, например, омелы (рис. 116), повилика корни имеют вид присосок. Ими они прикрепляются к растению, на котором паразитируют. Эти растения питаются готовыми органическими веществами, поглощая их из своей «жертвы». Такие видоизменения корня называют корнями-присосками.

В некоторых лиан, плющей, кроме обычных корней, развиваются придаточные корни-придирки, которыми они прикрепляются к другим растениям, скалам.

schooled.ru

Урок биологии по теме "Корень – главный орган растения". 6-й класс

Разделы: Биология

Цель: Познакомить обучающихся с корнем, как функциональной структурой растительного организма.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Сформировать у учащихся новые понятия – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, корневой чехлик, зона деления, растяжения, корневые волоски, видоизменения корней.
  • Разъяснить особенности строения клеток и зон корня в связи с выполняемыми функциями.
  • Продолжить формирование умения делать выводы на основании результатов лабораторной работы.

Развивающие:

  • Сформировать у учащихся умение разъяснять особенности строения корня и корневых систем, сравнивать строение и развитие стержневой и мочковатой корневых систем.
  • Развивать навыки работы с биологическими терминами, учебником и практические умения по распознаванию и определению корней, корневых систем, видоизменениями корней.

Воспитывающие:

  • Воспитывать у учащихся бережное отношение к зеленым растениям, к природе.

Оборудование:

  • Натуральная наглядность: проростки фасоли, гороха, пшеницы с развитыми корнями (на каждый стол), микропрепараты, комнатные растения: плющ, монстера, фикус мелколиственный, муляжи корнеплодов, луковицы с корнями, гербарии, препаровальные иглы, лупы, микроскоп.
  • Таблицы “Типы корневых систем”, “Зоны корня”. Учебник Биология “Бактерии. Грибы. Растения” автор В.В. Пасечник. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника “Биология. 6 класс”
  • Презентация

Ход урока

Эпиграф к уроку:

“Как ни тонок, неприметен Под землёю корешок, Но не может жить на свете Без него любой цветок!” В.Жак.

Актуализация знаний.

Верхушка говорила с похвальбою: “Моя обитель – небо голубое, А ты, о корень, житель подземелья”. Но корень возмутился: “Пустомеля! Как ты смешна мне со своею спесью: Не я ль тебя вздымаю к поднебесью?” А.Ибрагимова.

Учитель. Как вы думаете, ребята, могут ли растение жить без корня? Корень – это подземный вегетативный орган высших растений (кроме мхов). Совокупность всех корней растения образует корневую систему

Функции корней.

  1. Минеральное питание.
  2. Закрепление растения в почве и удержание подземной части растения.
  3. Накопление питательных веществ.
  4. Служит органом вегетативного размножения.

Происхождение корней.

Учитель Развитие корневой системы связано с освоением растениями суши.

Виды корней, типы корневых систем.

Учитель При прорастании семян первым развивается зародышевый корешок. Он расположен ближе к отверстию в семени, которое является остатком пыльцевхода семязачатка. В это отверстие проникает вода, воздух и зародышевый корешок быстро растет в почве, добывая из неё необходимые организму воду и минеральные соли. При дальнейшем росте он становится главным. В течение жизни от главного корня отходят боковые корни, приблизительно сходные между собой по строению. В состав корневой системы входят также придаточные корни, развивающиеся из основания побега, они тоже могут давать боковые корни. Если главный корень развит больше остальных, то такую корневую систему называют стержневой (АРБУЗ, ПОДСОЛНЕЧНИК, МОРКОВЬ), если корневая система представлена придаточными и боковыми корнями, а главный корень не выделяется, то её называют мочковатой (ПОДОРОЖНИК, РОЖЬ, ЛУК).

Лабораторная работа: “Стержневая и мочковатая корневые системы”.

1. Рассмотрите проросшие семена фасоли, гороха, тыквы. Какой корень вы видите? Запишите в тетрадь

2. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

3. Отберите растения со стержневой корневой системой.

4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.

5. По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, какие – двудольные.

6. Заполните таблицу:

Название растения Тип корневой системы Особенности строения корневой системы
     
     
     

Строение и рост корня.

Учитель. Рост корня – это увеличение их длины, объема, массы. Участок верхушки корня, за счет которого он растет, называют зона роста. Растущая часть покрыта корневым чехликом, он как колпачок защищает верхушку корня от повреждений (покровная ткань). Под корневым чехликом находится растущая часть корня, или зона деления, она состоит из образовательной ткани – мелких живых клеток, которые интенсивно делятся и формируют другие зоны и ткани корня. Молодые клетки растут и вытягиваются в продольном направлении. Этот процесс происходит в зоне растяжения. Главная задача корня – поглощение воды из почвы. Если осторожно выкопать молодое растение, можно увидеть, что корешки тесно оплетают частицы земли, здесь находится зона всасывания или зона корневых волосков. Корневые волоски – это сильно удлинённые выросты наружных клеток кожицы корня. Длина корневых волосков обычно не более 10 мм. Существуют корневые волоски несколько дней. По мере роста корня образуются новые корневые волоски. Выше зоны всасывания, находится зона проведения, (проводящая ткань) в ней расположены сосуды, по которым вода поднимается вверх к стеблю и листьям под действием силы корневого давления. Корни растут в течение всей жизни растения. Рост корня осуществляется посредством деления и растяжения клеток, находящихся на верхушке (кончике) корня. Все корни нарастают верхушкой. Рост корня всегда направлен вниз. В этом выражается чувствительность растения к земному притяжению. Такое явление получило название геотропизм – “тяга, поворот к земле”

Лабораторная работа “Корневой чехлик и корневые волоски”.

  1. Рассмотрите проростки пшеницы, гороха невооруженным глазом, затем в лупу. Найдите корневой чехлик.
  2. Обратите внимание на часть корня выше корневого чехлика, найдите выросты в виде пушка - корневые волоски.
  3. Положите корешок в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассмотрите под микроскопом.
  4. Что общего в строении корневого волоска и клетки кожицы лука? Чем объясняется различие в их форме?
  5. Сделайте вывод.

Видоизменения корней.

Сообщение учащегося. Некоторые растения откладывают в видоизменённых корневых клубнях, которые образуются не на главном, а на боковых или придаточных корнях, часть созданных питательных веществ про запас. А у плюща развиваются корни присоски, с их помощью это растение цепляется за опору и растет, карабкаясь вверх по стволам деревьев.

У некоторых тропических растений (баньяна) корни начинают расти на широко раскинувшихся ветвях. Достигнув земли, они утолщаются и превращаются в подпорки для кроны дерева, эти корни служат не только для опоры, но и для питания растения.

У мангров - деревьев и кустарников, растущих на низких берегах теплых морей, где в почве имеется избыток воды и недостаток кислорода, появляются необычные корни - дыхательные. Они растут не вверх, а вниз и, выходя на поверхность, поглощают кислород из воздуха. У многих орхидей, живущих во влажных тропических лесах, на стволах и ветвях деревьев имеются воздушные придаточные корни. Они поглощают влагу и минеральные соли непосредственно из воздуха

IV. Закрепление материала и подведение итогов урока.

1 вариант

1. Стержневая корневая система имеет хорошо развитые:

  1. главный корень
  2. боковые корни
  3. придаточные корни
  4. воздушные корни

2. У моркови мы едим:

  1. побег
  2. корень
  3. плод
  4. клубень

3. Корневые волоски располагаются в зоне:

  1. всасывания
  2. проведения
  3. роста
  4. деления

4. Сосуды расположены в зоне:

  1. всасывания
  2. роста
  3. проведения
  4. деления

5. В образовании корнеплодов принимают участие

  1. придаточные корни
  2. главный корень
  3. боковые корни
  4. боковые и придаточные корни

2 вариант

1. У какого растения стержневая корневая система?

  1. пшеницы
  2. чеснока
  3. одуванчика
  4. овса

2. Корни, отрастающие от главного корня, называются:

  1. придаточными
  2. боковыми
  3. воздушными
  4. корневыми волосками

3. Корневой чехлик:

  1. обеспечивает передвижение веществ по растению
  2. выполняет защитную функцию
  3. придает прочность корням
  4. участвует в делении клетки

4. Зона всасывания корня образована тканью:

  1. покровной
  2. проводящей
  3. образовательной
  4. основной

5. Какое значение в жизни растения имеет корнеплод?

  1. в нем откладываются в запас вещества
  2. обеспечивает минеральными солями
  3. в нем образуются органические вещества
  4. обеспечивает водой

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание параграфы 19, 20, 21 задание: рабочая тетрадь № 62, 64, 65, 67.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта