Сезонные изменения жизни растений в природе изучает. «Открытый урок по теме: » Сезонные изменения в природе и жизни растений»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

I. Сезонные изменения в живой природе изучает наука… 1. биология;. Сезонные изменения жизни растений в природе изучает


сезонные изменения в жизни растений

Сезонная периодичность относится к числу наиболее общих явлений в живой природе. Она особенно ярко выражена в умеренных и северных широтах. В основе внешне простых и хорошо знакомых нам сезонных явлений в мире организмов лежат сложные приспособительные реакции ритмического характера, которые выяснены сравнительно недавно.

Сезонность в природе

В качестве примера рассмотрим сезонную периодичность в центральных районах нашей стра ны Щ . Здесь ведущее значение для растений и животных имеет годовой ход температуры. Период, благоприятный для жизни, продолжается около шести месяцев.Признаки весны появляются, как только начинает сходить снег. Еще не распустив листья, зацветают некоторые ивы, ольха, лещина; на проталинах даже сквозь снег пробиваются ростки первых весенних растений; прилетают перелетные птицы; появляются перезимовавшие насекомые.В середине лета, несмотря на благоприятную температуру и обилие осадков, рост многих растений замедляется или полностью прекращается. Уменьшается количество цветущих растений. Заканчивается размножение птиц. Вторая половина лета и ранняя осень - период созревания плодов и семян у большинства растений и накопления питательных веществ в их тканях. В это время уже заметны признаки подготовки к зиме. У птиц и млекопитающих начинается осенняя линька, перелетные птицы сбиваются в стаи.Еще до прихода устойчивых морозов в природе наступает период зимнего покоя.

Состояние зимнего покоя

Зимний покой не просто остановка развития, вызванная низкой температурой, а очень сложное физиологическое приспособление. У каждого вида состояние зим него покоя наступает лишь на определенной стадии развития. Так, у растений (в зависимости от вида) зимуют семена, надзем ные и подземные части с покоящимися почками, а у некоторых травянистых растений - прикорневые листья. На разных стадиях развития наступает зимний покой у насекомых. Малярийный комар и бабочки-крапивницы зимуют в стадии взрослого насекомого, бабочки-капустницы - в стадии куколки, непарный шелкопряд - в стадии яйца.Зимующие стадии растений и животных имеют много сходных физиологических особенностей. Значительно снижена интенсивность обмена. Ткани организмов, находящихся в состоянии зимнего покоя, содержат много запасных питательных веществ, особенно жиров и углеводов, за счет которых поддерживаются сниженные процессы обмена в течение зимовки. Обычно уменьшается количество воды в тканях, особенно в семенах, зимних почках растений. Благодаря всем этим особенностям покоящиеся стадии способны длительно переживать суровые условия зимовки.

Причины биологических ритмов. Фотопериодизм

У каждого вида в процессе эволюции выработался характерный годичный цикл интенсивного роста и развития, размножения, подготовки к зиме и зимовки. Это явление получило название биологического ритма. Совпадение каждого периода жизненного цикла с соответствующим временем года имеет решающее значение для существования вида.Наиболее заметна связь всех физиологических явлений у организма с сезонным ходом температуры. Но хотя она влияет на скорость жизненных процессов, все же не служит главным регулятором сезонлых явлений в природе. Биологические процессы подготовки к зиме начинаются еще летом, когда температура высока. Насекомые при высокой температуре все-таки впадают в зимующее состояние, у птиц наступает линька и появляется стремление к перелету. Следовательно, какие-то другие условия, а не температура влияют на сезонное состояние организма.Главным фактором регуляции сезонных циклов у большинства растений и животных является изменение продолжительности дня. Реакция организмов на продолжительность дня получила название фотопериодизма.

otvet.mail.ru

I. Сезонные изменения в живой природе изучает наука… 1. биология;

Documents войти Загрузить ×
  1. Естественные науки
  2. Биология
  3. Цитология
advertisement advertisement
Related documents
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Факультет биологии и экологии Дисциплины образовательной
пречень учебных планов (новое окно)
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ 1. Цель
Ботаника Перечень дисциплин и видов учебной
АННОТАЦИЯ рабочей программы учебной дисциплины «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ» (ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ)
Название дисциплины: Экология Аннотация дисциплины
Урок № 1 Класс 9 Дата проведения
Производственная среда и профессиональные заболевания
1. Наука биология
Аннотация к рабочей программе дисциплины «Биология» Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Кафедра экологии

studydoc.ru

Сезонные изменения в жизни живых организмов пж

Сезонные изменения в жизни живых организмов.

Осень - время смены южных теплых и северных холодных потоков воздуха, отчего погода то ненастная и дождливая, то теплая и сухая. Уменьшается приток солнечного тепла. Погода осенью неустойчивая, часто случаются дожди, но в первой половине сентября нередки хорошие ясные солнечные дни.

2. Сезонные изменения в жизни растений

Травянистые растения: большая часть травянистых растений, а именно стебли и листья отмирают на зиму, реже остаются в виде подземных видоизмененных корней, клубней, корневищ, луковиц в которых находится, запас питательных веществ, и может быть использован растением на следующий год на новый вегетативный период.

Цветы: увядание цветка означает лишь переход к новой стадии жизни растения. В большинстве случаев это зависит от температурного режима осенью, а также от чрезмерной влажности воздуха, недостатка света.

Изменение окраски и опадение листьев: летом листья имеют зеленый цвет из-за большого количества пигмента хлорофилла, содержащегося в них. Однако, наряду с хлорофиллом, зеленые листья содержат и другие пигменты - желтый ксантофилл и оранжевый каротин. Летом эти пигменты незаметны, так как замаскированы большим количеством хлорофилла. Осенью же по мере затухания жизнедеятельности в листе хлорофилл постепенно разрушается. Тут-то и проявляются в листе желтые и красные оттенки ксантофилла и каротина. Разрушение хлорофилла интенсивнее происходит на свету, то есть в солнечную погоду.

. Помимо золотых, осенние наряды деревьев содержат багряные оттенки. Этот цвет обусловливает пигмент, который называется антоцианом. При понижении температуры, а также при ярком свете количество антоциана в клеточном соке увеличивается.

Выводы: Осень - переломное время года: за короткий срок с сентября по ноябрь в природе совершается переход от тепла к морозам, от зелени к снегу, от лета к зиме.

3. Сезонные изменения в жизни животных

Приспособления холоднокровных животных к зимовке. Холоднокровные животные переносят зиму в неактивном состоянии. В их организме происходят изменения, которые начинаются заблаговременно с лета. К осени у них увеличиваются запасы питательных веществ, за счет которых в замедленном темпе поддерживается обмен веществ. В их клетках уменьшается количество воды. Несмотря на такую подготовленность, многие холоднокровные животные зимуют в убежищах, в которых суровые условия зимы проявляются менее резко.

Приспособления теплокровных животных к зимовке.Теплокровные животные обладают меньшей способностью к переохлаждению, чем холоднокровные. Постоянная температура тела обеспечивается у них высокой интенсивностью обмена веществ. Для поддержания температуры на одном уровне у них возникают такие особенности, как теплоизолирующие покровы жировые отложения и др. Чтобы уменьшить теплоотдачу в зимних условиях, у них происходит осенняя линька - смена летнего меха у млекопитающих и оперения у птиц на более густое, зимнее. Теплокровные животные не впадают в состояние зимнего покоя, если они могут прокормить себя зимой. Млекопитающие, не способные к добыванию корма в зимних условиях, впадают в спячку. Перед спячкой животные накапливают в организме питательные вещества, в основном жиры до 40% массы тела, и устраиваются в убежище.

Продолжение в ссылке:

https://knowledge._____allbest.ru/biology/3c0a65635a3ad79a4d53a89521216d27_0.html

otvet.mail.ru

Сезонные явления в жизни растений

Сезонные изменения в природе характеризуются ритмичностью и влияют на жизнь растений, которое также становится ритмичным. Биологические ритмы - это периодические изменения биологических процессов и явлений, которые являются ответом на регулярные изменения воздействия факторов среды. Как вам известно, вращение Земли вокруг Солнца, вращение Земли вокруг своей оси и вращения Луны вокруг Земли обусловливают регулярные изменения на нашей планете светового режима, температуры, влажности и т.п.. Важнейшее значение для организмов имеют свет и температура. Многие процессы роста (например скорость роста) и развития (например цветения, ноябрь) зависят от света и регулируются им. Однако главным является не количество света, а продолжительность светового и темпового периодов (фотопериод). Периодические изменения воздействия факторов среды определяют наличие таких биологических ритмов, как сезонные, суточные и т.д..

 

Сезонные ритмы - это изменения внешнего вида, процессов роста и развития организмов в течение года в соответствии с дежурства его сезонов. Причиной их является вращение Земли вокруг Солнца, вследствие чего меняются времена года, характеризующиеся изменением климатических условий. Соответственно и у растений проявляются другие признаки приспособленности к изменившимся условиям. Сезонные явления изучает наука фенология.

 

Суточные ритмы - это изменения состояния организмов на протяжении суток. Общеизвестно, что некоторые растения раскрывают цветки утром и закрывают их вечером. Но не всем известно, что и такие процессы, как фотосинтез, испарение воды растениями, деление клеток и т.д., имеют правильную суточную периодичность, которая хранится при определенных сезонных условий среды. Именно эти внутренние периодические изменения и определяют внешние проявления суточных ритмов, которые согласовывают процессы жизнедеятельности растения с изменениями температуры, влажности воздуха и т.д. в течение суток.

 

Какое значение для растений имеет продолжительность длины светового дня?

 

Реакцию растений на соотношение продолжительности дня и ночи называют фотопериодизмом. Продолжительность длины светового дня является самым постоянным из факторов среды, потому что она всегда неизменна в определенном месте в данный день года, тогда как другие факторы (например температура) могут изменяться в значительных пределах ежесуточно. Способность организмов отвечать на изменение длины светового дня является приспособлением к ежегодным сезонным изменениям. Фотопериодизм тесно связан с явлением «биологических часов».

 

Реакция растений на ритмы освещения выражается изменением процессов их роста и развития. По типу фотопериодических реакций различают следующие группы растений: 1) растения короткого дня, которым для перехода к цветению нужна продолжительность светового дня до 12 часов (например соя, табак, рис, астры, хризантемы, просо), 2) растения длинного дня - растения, которые зацветают при продолжительности светового дня не менее 12-14 ч (например пшеница, картофель, сахарная свекла, рожь, укроп), 3) растения фотопериодически нейтральные, цветение которых происходит при любой длины светового дня (например одуванчик, помидор, подсолнечник, гречка). Итак, свет является основным регулятором роста и развития растительного организма.

 

Для чего изучают сезонные явления?

 

Фенология - наука о сезонных явлениях в природе. Она регистрирует и изучает периодические явления в живой и неживой природе, связанные с изменениями сезонов. Обычно различают четыре сезона: весну, лето, осень и зиму. В зависимости от сезона в деревьев, кустов и трав изменяются внешний вид, процессы роста и развития.

 

Весну разделяют на три периода: ранняя весна - появление проталин, исчезновение снега на полях, цветение раннецветущей растений-первоцветов, начало сокодвижения, средняя весна (цветущая) - продолжается до зацветания черемухи; поздняя весна - отцветает сирень, начинает колоситься рожь, отцветают яблони.

 

Лето разделяют на три периода. Начало лета - на лугах появляются цветущие травы (васильки, колокольчики, ромашки и др.), в лесах зацветает малина, в водоемах - кувшины, в садах - садовый жасмин. В народном календаре июнь называют разноцветьем. Начинают созревать земляники, появляются летние грибы. Середина лета начинается с зацветания липы и длится обычно до середины августа. Созревают плоды вишни, черники, малины, смородины, крыжовника, черемухи и др.. На полях заканчивается уборка озимых. Конец лета длится с середины августа до середины сентября, до первых заморозков. Это пора грибов, который приходится на конец лета и начало осени. В лесу созревают орехи, начинают желтеть листья у липы и опадать листья у березы.

 

Осень разделяют на два периода. Первый период (от первых заморозков до конца ноября) - золотая осень, когда изменяется окраска листьев и начинается листопад. Для второго периода (с конца ноября до замерзания водоемов) характерен переход от осени к зиме. В это время полностью прекращается рост и развитие растений и в них наступает период покоя.

 

Зиму разделяют на три периода. Первый период (бесснежный) - начало зимы - наступает с момента окончательного замерзания водоемов к установлению постоянного снежного покрова. Второй период (настоящая зима) продолжается до начала таяния снега на солнце. Третий период (предвесенний) продолжается до появления первых проталин. Зимой в растениях замедляются или даже практически полностью прекращаются все процессы жизнедеятельности. Следовательно, знание сезонных явлений имеет большое значение для сельского хозяйства, экологии, медицины. С помощью фенологических наблюдений формируется понимание взаимосвязей в природе, представление об изменчивости и целостности природы в целом. Какое значение для растений имеет «биологические часы»?

 

Большинство ученых считают, что ритмы растений (например закрытия и раскрытия цветков шиповника) регулируются клеточным механизмом, который называется «биологические часы». «Биологические часы» - это способность организма реагировать на течение времени. В основе этой способности растений ориентироваться во времени есть четкая периодичность физических и химических процессов, происходящих в клетках. И что особенно интересно, эта периодичность процессов не зависит от температуры окружающей среды. Итак, благодаря «биологическим часам» растения могут соответственно реагировать па смены времен года в результате точного измерения длительности светового дня и приспосабливаться к соответствующим условиям окружающей среды.

estnauki.ru

Конспект урока для 7 класса "Сезонные явления в жизни растений"

Здесь Вы можете скачать Конспект урока для 7 класса "Сезонные явления в жизни растений" для предмета : Биология. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Урок биологии в 7-А классе

Пономаренко А.С.

«Сезонные явления в жизни растений»

Методы: описание, сравнение, наблюдение, анализ.

Цели урока:

1.научиться выделять сезонные изменения, происходящие в природе, в жизни растений

2. объяснять причины этих изменений

3.закрепить знания правил поведения в природе

Задачи урока:

1. научить выделять сезонные изменения в жизни растений.

2. наблюдать связь растений с окружающей средой

3. расширить знания учащихся об основных изменениях в жизни растений

4. воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за нее.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, учебник, карточки

Ключевые понятия: листопад, пигменты, хлорофилл, хлоропласты, фотосинтез.

Тип урока: обобщение изученного материала

Ход урока

Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Урок хочется начать со слов одной песни, которую вы все знаете

-У природы нет плохой погоды, каждая погода благодать.

-Дождь ли снег, любое время года, надо благодарно принимать

Действительно, любое время года неповторимо и прекрасно по-своему

нужно только уметь видеть, красоту нашей природы чувствовать ее ценить и беречь.

Итак, тема урока: Сезонные явления в жизни растений.

Рассмотрите иллюстрации. Что вы видите?

- Обменяйтесь впечатлениями.

- Сколько сезонов вы знаете?

- Какова последовательность времен года?

-Сегодня на уроке мы отправимся в лес, раскрыть тайны сезонных явлений у растений.

Художественный текст.

Лес в любое время года имеет свои особенности, свою прелесть и неповторимость. У вас на столах карточки с текстом. Ваша задача из художественного текста выбрать то описание леса, которое подходит вашей группе и доказать (во время чтения группами своего отрывка на таблицу вывешиваются иллюстрации с лесными пейзажами)

Запестрели деревья. Яшмовые клёны буквально светятся среди берёз и лип. Да и сами липы и березы будто в парчовых накидках: так ярки расцвеченные листья. Сказочным чертогом выглядит лес, расписанный волшебной кистью матушки – природы. Особенно красив он в ясный, яркий день, согретый тёплым солнышком. Казалось, без устали бродил бы этими стёжками, запорошенными листвой.

Природа настроилась на суровый лад. В морозы быстрые речки и те лубенеют, прячась под лёд. Снегу намело столько, что без лыж не пробиться полем или перелеском. А снежинки всё падают и падают, преображая лес в серебряные чертоги, одевая каждое деревце в бархат и парчу. Зайцы, волки и лисы кругом оставили столько следов, что только распознавать не забывай. И к тому ж празднично разубранные ёлочки, одна другой пригоже.

Деревья пробуждаются по мере схода снега и размерзания почвы. В лесу она глубоко не промерзала, особенно под слоем листвяной подстилки. Снега же в лесу нынче было много. Медленнее всего он тает в хвойниках и на северных склонах. Там нередко залёживается до дней тёплых и звонких. Набегут первые дождички и от старого сезона никаких следов не останется. “Первый дождик корешки обмоет”, наставляет старинная примета Тепло пригонит птиц издалеча. Крики возвратившихся птиц пронижут воздух. Эти-то крики и называют издавна “музыкой сфер”.

Только что дни росли и росли, и вот настал зенит света - пора солнцестояния. Как хорош лес! Дубравный покой и дубравный шум, беспрерывное жужжание мух, пчёл, шмелей и запах … этот травяно – лесной запах, насыщенный растительными испарениями, листом, а не цветами. Сейчас куда ни взгляни – везде увидишь обновы середины года с их яркими красками и пышным великолепием. Кажется, всё в лесной стороне предстало в своих лучших нарядах.

Сезонные явления – это процесс изменения процессов жизнедеятельности живых организмов в зависимости от сезона. Фенология – наука о сезонных явлениях.

Фенологическим явлениям посвящены многие научно-популярные книги и очерки в журналах. Обычно объектами наблюдений служат растения и растительные сообщества в «дикой» природе.

Начнем мы с вами с изучения осенних сезонных изменениях!

Осенние сезонные изменения в лесу.

• Неживая природа

-Солнце скрыто за тучами. Идет мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев листочки. Только ели да сосны радуются своему зеленому наряду.

- Определите, какое это время года?

- Какие месяцы соответствуют осени?

- Охарактеризуйте погоду каждого месяца, опираясь на план:

Небо

Солнце

Осадки

Ветер

Температура

-У нас получилась сводка погоды за осенний период.

-Подведите итог, какие изменения в неживой природе произошли осенью.

-Как вы думаете, какие изменения в неживой природе являются главными причинами осенних изменений.

Изменения в растительном мире

- Рассмотрите композицию «Краски осени»

- Расхвасталось одно дерево своим осенним нарядом: «Красивее моей одежды не придумаешь, тут и красные, и желтые, и розовые, и оранжевые краски».

- А я считаю, что такой пестрый наряд для солидного дерева неприличен, - сказало другое дерево, самый скромный и самый красивый цвет – зеленый. Я этому цвету никогда не изменяю.

- Угадайте, какие деревья вели этот спор? Почему, вы так считаете?

- Какие изменения произошли в растительном мире?

-Почему изменилась окраска листьев?

- Давайте попробуем с Вами обосновать, за счет чего происходит изменение окраски листьев. Желтая, красная краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он заглушается более сильным – зеленым, хлорофиллом. В живом листе хлорофилл разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету. Наступает осень, удлиняются ночи, света меньше. Зеленый цвет убывает.

Цвет зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе. Например, вещество ксантофил, имеет желтую окраску. Каротин, придающий моркови свойственный ей рыжий оттенок, также присутствует в листе. Существует еще антоцианин, придающий яркие красные оттенки. Все это разновидности пигментов хромопластов.

- Похолодание замедляет в растениях процесс сокодвижения, а от этого рост растений замедляется. Говорят, что деревья спят. Желтые листья - признак засухи. Как вы понимаете эти слова?

- Начинается листопад. Попробуйте объяснить определение листопада. Листопад – это приспособление растений к суровым условиям зимы.

- Почему животные не едят красивые разноцветные опавшие листья?

- Бывает ли листопад у хвойных деревьев?

- Назовите хвойное растение, которое осенью сбрасывает с себя всю хвою, т.е. ведет себя как лиственное дерево.

- Дерево сбросило листву, оно погибло? (откуда появляются листья на следующий год?)

Вспомним строение побега и почек. Сейчас я вам раздам карточки с заданиями на них вы обозначите части побега, опишем строение почки, затем с вами проверим выполненную работу.

- Когда почки появились на дереве?

- Какие почки есть у деревьев?

- Осенью на растениях образуются плоды и семена.

Что такое плоды, семена?

Посмотрите на иллюстрации. Сделайте вывод, как распространяются семена дикорастущих растений.

При сборе семян и ягод будьте внимательны. Существует немало ядовитых растений.

- Вам предлагаю изучить ядовитые растения Крыма

- Что еще может быть опасным в лесу?

Почему (как) они попадают в корзину к людям?

-Запомните их. Это знание поможет вам избежать опасности.

Физкультминутка

Руки подняли и помахалиЭто деревья в лесуРуки согнули, кисти встряхнулиВетер сбивает росуВ стороны рукиПлавно помашемЭто к нам птицы летятКак они сядутТоже покажем -Крылья сложили назад.

Зимние сезонные изменения в лесу

- Какое время года приходит на смену осени?

- Когда начинается зима?

- Перечислите зимние месяцы по порядку.

-Почему говорят, что зима начинается каждый год по-разному?

Зима начинается с первой снежинки.

И пусть ей растаять, потом суждено…

Зато ее, первую, встретят улыбкой

Любые глаза и любое окно.

Смотри, она кружится перышка легче.

Сама перед ней расступается мгла!

Без первой снежинки, без первой снежинки

На землю зима бы придти не смогла.

- В этом году зима уже началась. Когда?

- Назовите признаки зимы.

- Какие изменения в жизни растений происходит зимой?

Я вам предлагаю следующее задание. Раздаю вам различные виды деревьев, вы должны выбрать те деревья, которые зимой чувствуют себя хорошо и, когда вы выберите их, украсите их тем, что вам нравится с помощью карандашей, фломастеров.

На смену зимнего сна приходит весна.

Первые весенние явления у растений внимательный глаз может подметить задолго до того, как станут видны общепризнанные и зримые приметы весны — развернувшиеся почки на деревьях. Еще не убран снег на улицах и газонах, но слой его все тоньше; начало пригревать солнце.

В пору предвесенья меняются детали силуэта у деревьев и кустарников. Так, есть растения раноцветущие и поздноцветущие; растения, теряющие листву уже в середине лета и сохраняющие ее до следующей весны.

Раноцветущие: Подснежник (Galanthus) Пролеска (Scilla) Крокус, шафран (Crocus) Тюльпан (Tulipa sp.) Нарцисс (Narciccus) Гиацинт (Hyacinthus) Прострел раскрытый, сон-трава

Поздноцветущие: георгина, очиток, астровые, бузульник

Различия в скорости весенних явлений особенно четко выступают во время затяжной весны, идущей медленно, с неоднократными остановками из-за похолоданий, так же как становятся видны все подробности движения при замедленной киносъемке. Если распускание почек у деревьев и кустарников — повсеместный признак прихода весны.

Как вы думаете с чем это связано?

Ну вот наступают каникулы, значит, наступило лето! Наверное самое любимое время года всех школьников, да и учителей тоже.

Лето — сравнительно «спокойная» фенологическая пора, когда события в мире растений уже не сменяют друг друга с такой скоростью, как весной. Специалисты уделяют ему гораздо меньше внимания, чем весне или осени, и даже не всегда отмечают и фенологической летописи жизни растений. Летний сезон — пора цветения большинства травянистых растений, как культурных, так и диких. По первым трудно установить какие-либо фенологические закономерности типа «сезонных примет», ибо очень уж велико разнообразие культивируемых декоративных растений в зависимости от вкусов, возможностей, условий и т. д.

Рефлексия. Итоги урока

Как человек не может прожить без леса, так в наши дни лес не может без человека. Какую пользу приносит человек лесу – все мы знаем, а вот зачем лесу человек? (охрана, защита)

Вот и подошло к концу наше путешествие на этом уроке. Мы с Вами покидаем наш лес.

-Что нового открыли для себя на уроке?

-С какими изменениями в неживой природе связаны изменения в жизни растений

Давайте сделаем прогноз на будущее лето.

- Что скажете о своей работе на уроке?

Вы хорошо поработали, подружились с вами, узнали много нового, делились друг с другом своими знаниями. Если вам понравился урок – поднимите руки вверх. Наш урок закончен и хочется пожелать вам, чтобы наше творческое сотрудничество продолжалось.

Домашнее задание. Подготовьте правила поведения в лесу в любое время года (на выбор)

Написать сочинение на тему “Лес будущего”.

docbase.org

«Открытый урок по теме: » Сезонные изменения в природе и жизни растений»

Конспект открытого урока биологии в 6-В классе Тема: Сезонные изменения в природе и в жизни растений. Цели урока: 1.Научиться определять сезонные изменения, происходящие в природе, в жизни растений 2. Объяснять причины этих изменений; 3.Закрепить знания правил поведения на природе ;Задачи урока: предметные: 1) формировать представления детей об осенних изменениях в жизни растений. 2) показать связь осенних изменений в мире растений с признаками осени в неживой природе; метапредметные: 3) развивать умения анализировать, сравнивать и находить необходимую информацию в тексте; 4) развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения, делать выводы; 5) развивать умение работать со схемой; личностные: 6) развивать эмоциональное восприятие осенней природы; 7) воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе. УУД Личностные . Смыслообразование (связь между целью и мотивом) Регулятивные:: Планирование своих действий, контроль, коррекция, оценка, самооценка Коммуникативные: Умение общаться, слушать собеседников, вступать в диалог, коллективное обсуждение. Познавательные УУД : Самостоятельное формулирование учебной цели, решение проблем, поиск и выделение информации, умение строить речевое высказывание в устной речи Межпредметные связи: География, музыка Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, учебник, карточки Ключевые понятия: листопад, пигменты, хлорофилл, хлоропласты, фотосинтез, биологические ритмы, фотопериодизм, фенология.Методы: описание, сравнение, наблюдение, анализ Тип урока: изучение нового материала Ход урока I.Организационный момент. Давайте в начале урока прикоснемся к прекрасному. (ВИДЕО) Вы прослушали музыку Чайковского и просмотрели картины Левитана. В данном видеофрагменте отображена тема нашего урока. Какая же тема нашего урока? Что происходит в природе в разные временна года? Итак, тема урока: Сезонные изменения в природе и в жизни растений. II. Актуализация знаний: - Сколько сезонов вы знаете? - Какова последовательность времен года? Сезонные явления – изменения процессов жизнедеятельности живых организмов в зависимости от сезона. Где вы получили знания о сезонных явлениях? IIIМотивация: А как вы думаете, почему мы заговорили об этом на уроке биологии? Зачем нам нужно знать, какие изменения происходят в жизни растений в связи с сезонными изменениями в природе? Потребность в изучении сезонных явлений возникла у человека очень давно в связи с развитием земледелия, рыболовства, охоты. Цель урока: установить взаимосвязь изменений в жизни растений в связи с сезонными изменениями в природе. IV. Изучение нового материала: Работа с карточками Перед вами лежат карточки с заданиями, а вы попробуйте определить какое время года описанное в тексте. Ваша задача из художественного текста выбрать то описание леса, которое определяет время года. Художественный текст (разделен на 4 сезона) Запестрели деревья. Яшмовые клёны буквально светятся среди берёз и лип. Да и сами липы и березы будто в парчовых накидках: так ярки расцвеченные листья. Сказочным чертогом выглядит лес, расписанный волшебной кистью матушки – природы. Особенно красив он в ясный, яркий день, согретый тёплым солнышком. Казалось, без устали бродил бы эти

schoolfiles.net


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта