Сад растения садовник забор земля собака. Методика “выделение существенных признаков”

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Методика «выделение существенных признаков». Сад растения садовник забор земля собака


Методика «выделение существенных признаков».

Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого.

Для исследования пользуются либо специальным бланком, либо экспериментатор предъявляет испытуемому задачи. Предварительно дается инструкция.

Инструкция:«В каждой строчке Вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее – пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два и подчеркните их».

Слова в задачах подобраны таки образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

Стимульный материал

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, просьба, круглость, печать).

8. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).

9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).

10. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).

11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты).

КЛЮЧ

растения, земля

берег, вода

здание, улица

крыша, стены

углы, сторона

делимое, делитель

диаметр, круглость

глаза, печать

бумага, редактор

игроки, правила

сражения, солдаты

Этот тест обычно включает в батарею тестов на мышление. Результаты стоит обсудить с испытуемым, выяснить, упорствует ли испытуемый в своих неправильных ответах, и чем объясняет свой выбор.

Тест предназначен в основном для индивидуального обследования.

МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

Выявление уровня тревожности у подростков личностная шкала проявления тревоги [27]

Опросник предназначен для измерения уровня тревожности (утверждения входят в состав MMPIв качестве дополнительной шкалы). Адаптирован Т.А. Немчиным (1996г.).

Опросник состоит из 50 утверждений. Для удобства пользования каждое утверждение предлагается обследуемому на отдельной карточке. Согласно инструкции, обследуемый откладывает вправо и влево карточки, в зависимости от того, согласен он или не согласен с содержащимися в них утверждениями. Тестирование продолжается 15-30 мин.

Тестовый материал

1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.

2. Мои нервы расстроены не более, чем у других людей.

3. У меня редко бывают запоры.

4. У меня редко бывают головные боли.

5. Я редко устаю.

6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.

7. Я уверен в себе.

8. Практически я никогда не красно.

9. По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком.

10. Я краснею не чаще, чем другие.

11. У меня редко бывает сердцебиение.

12. Обычно мои руки достаточно теплые.

13. Я застенчив не более чем другие.

14. Мне не хватает уверенности в себе.

15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.

16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.

17. Мой желудок сильно беспокоит меня.

18. У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.

19. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.

20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.

21. Мне нередко снятся кошмарные сны.

22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.

23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.

24. Меня весьма тревожат возможные неудачи.

25. Меня приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничто не угрожает.

26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании.

27. Я работаю с большим напряжением.

28. Я легко прихожу в замешательство.

29. Почти все время испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо.

30. Я склонен принимать все слишком всерьез.

31. Я часто плачу.

32. Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.

33. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.

34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.

35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.

36. Мое материальное положение весьма беспокоит меня.

37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.

38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.

39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня.

40. Даже в холодные дни я легко потею.

41. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть.

42. Я – человек легко возбудимый.

43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.

44. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны, и я вот-вот выйду из себя.

45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.

46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей.

47. Я почти все время испытываю чувство голода.

48. Жизнь для меня связана с необычным напряжением.

49. Ожидание всегда нервирует меня.

Оценка результатов исследования по опроснику производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности.

Каждый ответ «да»на высказывания 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50 и ответ«нет»на высказывания 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 оценивается в1 балл.

Суммарная оценка: 40-50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги; 25-40 баллов свидетельствует овысоком уровне тревоги; 15-25 баллов – осреднем (с тенденцией к высокому) уровне; 5-15 баллов – осреднем (с тенденцией к низкому) уровне и 0-5 баллов – онизком уровне тревоги.

“Шкала социально-ситуационной тревоги” Кондаша [50]

Инструкция: “На следующих сттраницах перечислены ситуации , с которыми Вы встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх.

Внимательно прочитайте кааждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 1,2,3,4.

Если ситуация совершенноне кажется неприятной, обведите цифру-0.

Если она немного Вас беспокоит, обведите цифру-1.

Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать её, обведите цифру-2

Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, страх, тревогу, обведите цифру-3

Если ситуация для Вас крайне неприятна, если Вы не можете перенести её и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру-4”.

Пример: Перейти в новую школу 01234

1. Отвечать у доски 01234

2. Пойти в дом к незнакомым людям 01234

3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 01234

4. Разговаривать с директором школы 01234

5. Думать о своем будущем 01234

6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить 01234

7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают 01234

8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь

( наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) 01234

9. Пишешь контрольную работу 01234

10. После контрольной учитель называет отметки 01234

11. На тебя не обращают внимание 01234

12. У тебя что-то не получается 01234

13. Ждешь родителей с родительского собрания 01234

14. Тебе грозит неудача, провал 01234

15. Слышишь за своей спиной смех 01234

16. Сдаешь экзамены в школе 01234

17. На тебя сердятся (непонятно почему) 01234

18. Выступать перед большой аудиторией 01234

19. Предстоит важное решающее дело 01234

20. Не понимаешь объяснений учителя 01234

21. С тобой не согласны, противоречат тебе 01234

22. Сравниваешь себя с другими 01234

23. Проверяются твои способности 01234

24. На тебя смотрят как на маленького 01234

25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 01234

26. Замолчали, когда ты подошел (подошла) 01234

27. Оценивается твоя работа 01234

28. Думаешь о своих делах 01234

29. Тебе надо для себя принять решение 01234

30. Не можешь справиться с домашним заданием 01234

Методика включает ситуации трех типов:

1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями

2) ситуации, актуализирующие представление о себе

3) ситуации общения

Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы , обозначены так: школьная, самооценочная, личностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вид тревожности Номер пункта шкалы

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Школьная 1, 4, 6, 9, 10, 13, 16, 20, 25, 30

Самооценочная 3, 5, 12, 14, 19, 22, 23, 27, 28, 29

Межличностная 2, 7, 8, 11, 15, 17, 18, 21, 24, 26

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале -общего уровня тревожности.

-------------------------------------------------------------------------------------

Ур-нь тревожн. Группауч-ся Ур-нь различных видов тревожности

Класс Пол Общая Школьная Самооц. Межличн.

1. Нормальный 8 ж 30-62 7-19 11-21 7-20

м 17-64 4-17 4-18 5-17

9 ж 17-54 2-14 6-19 4-19

м 10-48 1-13 1-17 3-17

10 ж 35-62 5-17 12-23 5-20

м 23-47 5-14 8-17 5-14

-------------------------------------------------------------------------------------

2. Несколько 8 ж 63-78 20-25 22-26 21-27

повышенный м 55-73 18-23 19-25 18-24

9 ж 55-72 15-20 20-26 20-26

м 49-67 14-19 18-26 18-25

10 ж 63-76 18-23 24-29 21-28

м 48-60 15-19 18-22 15-19

-------------------------------------------------------------------------------------

3. Высокий 8 ж 79-94 26-31 27-31 28-33

м 74-91 24-30 26-32 25-30

9 ж 73-90 21-26 27-32 27-33

м 68-86 20-25 27-34 26-32

10 ж 77-90 24-30 30-34 29-36

м 61-72 20-24 23-27 20-23

-------------------------------------------------------------------------------------

4. Очень высокий 8 ж б. 94 б. 31 б. 31 б. 33

м б. 91 б. 30 б. 32 б. 30

9 ж б. 90 б. 26 б. 32 б. 33

м б. 86 б. 25 б. 34 б. 32

10 ж б. 90 б. 30 б. 34 б. 36

м б. 72 б. 24 б. 27 б. 23

-------------------------------------------------------------------------------------

5. Чрезмерное 8 ж м. 30 м. 7 м. 11 м. 7

спокойсвие м м. 17 м. 4 м. 4 м. 5

9 ж м. 17 м. 2 м. 6 м. 4

м м. 10 - - м. 3

10 ж м. 39 м. 5 м. 12 м. 5

м м.23 м. 5 м.8 м. 5

Диагностика агрессивных реакций [50]

Инструкция»: «Прочитайте нижеприведенные предложении и отметьте свое согласие или не согласие ответами «Да» или «Нет».

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.

5. Я не всегда получаю то, что мне положено.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.

9. Мне кажется, я не способен ударить человека.

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

15. Я часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями.

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

20. Если кто-то воображает из себя начальника, то я всегда поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Я думаю, что многие люди не любят меня.

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

30. Довольно многие люди завидуют мне.

31. Я требую, чтобы люди уважали меня.

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

34. Я никогда не бываю мрачен от злости.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.

36. Если кто-то выводит меня из себя,. я не обращаю внимания.

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к “сильным” выражениям.

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: “Никогда не доверять чужакам”.

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю.

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

49. С детства я никогда на проявлял вспышек гнева.

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать.

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.

56. Я могу вспомнить случаи. когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной не справедливо.

59. Раньше я думал, что большинство людей говорят мне правду, но теперь я это не верю.

60. Я ругаюсь только со злости.

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применю ее.

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.

64. Я бываю грубоват к людям по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые бы мне хотели навредить.

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.

67. Я часто думаю, что жил неправильно.

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы к исполнению.

72. В последнее время я стал занудой.

73. В споре я часто повышаю голос.

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.

  1. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Обработка результатов.

  1. Физическая агрессия. Да-1, нет-0: 1,25,31,41,48,55,62,68,нет-1,да-0: 9,7

  2. Косвенная агрессия. Да 1, нет-0: 2,10,18,34,42,56,63, нет-1,да-0: 26,49

  3. Раздражение. Да-1,нет-0:3,19,27,43,50,57,64,72,нет-1,да-011,35,69

  4. Негативизм. Да-1,нет-0:4,12,20,28,нет-1,Да-0: 36

  5. Обида. Да-1,нет-0:5,13,21,29,37,44,51,58

  6. Подозрительность. Да-1,нет-0: 6,14,22,30,38,45,52,59,нет-1,да-0:33,66,74,75

  7. Вербальная агрессия. Да-1,нет-0: 7,15,23,31,46,53,60,71,73, нет-1,да-0: 33,66,74,75

  8. Чувство вины. Да-1,нет-0: 8,16,24,32,40,47,54,61,67.

Агрессия 1, 3, 7шкалы (норма 21 + 4).

Враждебность 5, 6 шкалы (норма 6,5 + 3).

Тест «Самооценка силы воли» [24]

Интсрукция: «На приведенные 15 вопросов можно ответить: «Да» - 2 балла, «не знаю» или «бывает», «случается» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. При ответе сразу необходимо ставить очки».

1. В состоянии ли Вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо оттого, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?

2. Преодолевали ли Вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?

3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе или в быту, в состоянии ли Вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?

4. Если Вам прописана диета, сможете ли Вы преодолеть все кулинарные соблазны? 5. Найдете ли Вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером? 6. Останетесь ли Вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания? 7. Быстро ли Вы отвечаете на письма? 8. Если у Вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли Вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?

9. Будете ли Вы принимать очень неприятное лекарство, которое Вам рекомендовал врач?

10. Сдержите ли Вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот, являетесь ли Вы человеком слова?

11. Без колебаний ли Вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?

12. Строго ли Вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?

13. Относитесь ли Вы неодобрительно к библиотечным задолжникам? 14. Самая интересная телепередача не заставит Вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это?

15. Сможете ли Вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались Вам слова противоположной стороны?

Подсчитывается сумма набранных баллов : 0-12 баллов – «сила воли» слабая, 13-21 балл – «сила воли» средняя, 22-30 баллов – «сила воли» большая.

Опросник для самооценки терпеливости [24]

Инструкция: «Ответьте, согласны ли вы с предложенными вам утверждениями. Если Вы согласны, то ря дом поставьте знак «+», если не согласны, то знак « — ».

1. Если я устаю при выполнении трудной работы, то сразу ее бросаю.2. У меня не хватает терпения дочитать до конца скучный рассказ.3. Я очень не люблю стоять в длинных очередях и часто ухожу из них, не достояв до конца.4. Я могу долго терпеть боль, например, когда болит зуб.5. Обычно я могу долго переносить жажду.6. Я бы не выдержал длительной голодовки, например, чтобы похудеть, вылечиться от болезни.

7. Когда на уроке физкультуры я устаю, то быстро перестаю выполнять упражнения.8. Я редко бросаю скучную работу, не доведя ее до конца,9. Обычно мне трудно заставить себя работать «через не могу».

10. Я не бросаю работу на половине пути, несмотря на усталость.11. Мне нравится такая физическая работа, в которой я должен пересилить себя, чтобы

выполнить задание.

12. Я с уверенностью могу сказать, что я терпеливый.

  1. Несмотря на усталость, я стараюсь изо всех сил поддержать при беге высокий те

  2. Меня раздражает, когда на остановке приходится долго ждать транспорт, даже когда я

не тороплюсь.

15. Я нетерпелив к боли.16. Я не хочу считать себя слабовольным, поэтому каждый раз стараюсь довести тяжелую

физическую работу до конца.

17. Я действую по принципу: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж».18. Я не считаю, что «терпение и труд все перетрут»; работать надо с умом, а не переутомляться.

Ключ к расшифровке

По одному баллу начисляется за ответы «да» по позициям 4, 5, 8, 10, 11, 12, 13, 16, 17, ответы «нет» по позициям 1, 2, 3, 6, 7, 9, 14, 15, 18.

Подсчитывается общая сумма баллов. Оценка своей терпеливости низкая, если ответив ший набирает до 6 баллов включительно, и высокая, если отвечавший набирает 12 бал и больше.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

studfiles.net

Методика «выделение существенных признаков»

Цель: выявляет способность ученика отделять существенные признаки предметов и явлений от несущественных, второстепенных; позволяет судить о последовательности рассуждений ученика.

Материал: бланк с напечатанным на нём рядами слов.

« ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ»

БЛАНК

  1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

  2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

  3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).

  4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

  5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

  6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

  7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото).

  8. Чтение (глаза, книга, текст, очки, слово).

  9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор).

  10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила).

  11. Война (самолёт, пушки, сражение, ружья, солдаты).

  12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).

  13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

  14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

  15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели).

  16. Лес (почва, грибы, охотник, деревья, волк).

  17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).

  18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).

  19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба).

  20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного – перед скобками. Слова в задачах подобраны таким образом, чтобы ученик продемонстрировал свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий, и отказался от более лёгкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

Ход выполнения: студент даёт ученику следующую инструкцию: «Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках – 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только 2, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками. Например, слово пред скобками – «сад», а в скобках слова «растения, садовник, собака, забор, земля». Сад может существовать без собаки, забора и даже садовника, но без растений и земли сада быть не может, значит, следует выбрать именно эти два слова «земля» и «растения».

Обработка результатов:

Во всех случаях самостоятельного выполнения заданий решения ученика следует обсудить, задавая ему вопросы. Нередко в процессе обсуждения ученик даёт дополнительные суждения, исправляет ошибки.

Правильные ответы

  1. Растения, земля. 11. Сражение, солдаты.

  2. Берег, вода. 12. Бумага, текст.

  3. Здания, улица. 13. Голос, мелодия.

  4. Крыша, стена. 14. Колебания почвы, шум.

  5. Углы, сторона. 15. Книги, читатели.

  6. Делимое, делитель. 16. Почва, деревья.

  7. Диаметр, округлость. 17. Состязания, победа.

  8. Глаза, текст. 18. Врач, больные.

  9. Бумага, редактор. 19. Чувства, человек.

  10. Игроки, правила. 20. Родина, человек.

Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый даёт вначале ошибочные ответы, но потом их исправляет, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность. Оценка результатов осуществляется по таблице.

Оценка, баллы

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Кол-во правильных ответов

20

19

18

17

16-15

14-13

12-11

10

9

studfiles.net

Методика «Выделение существенных признаков»

Методика «Выделение существенных признаков»

Альманах психологических тестов. М., 1995.

Цель: исследование операции абстрагирования, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных.

Стимульный материал и оборудование.

Бланк с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного – перед скобками. Протокол для регистрации ответов испытуемого, ручка.

Ход работы.

Испытуемому предъявляется текст методики и предлагается установить связь между словом, стоящим перед скобками, и словами в скобках, выбрав из последних те, которые в наибольшей степени отражают смысл первого слова.

Слова в задачах подобраны таким образом, что испытуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо

существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

После самостоятельного выполнения заданий решения испытуемого следует обсудить, задавая ему уточняющие вопросы. Нередко в процессе обсуждения испытуемый дает дополнительные суждения, исправляет ошибки.

Все решения, вопросы, а также дополнительные суждения испытуемого записываются в протокол.

Инструкция испытуемому.

Инструкция для детей: «Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках – 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками. Например, слово перед скобками – “сад”, а в скобках слова: “растения, садовник, собака, забор, земля”. Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит, следует выбрать именно эти 2 слова – “земля” и “растения”».

Инструкция для взрослых: «В каждой строчке бланка Вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее – пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите из них только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками».

Обработка результатов.

Ответы испытуемого сравниваются с ключом.

Ключ к методике «Выделение существенных признаков»

1. Растения, земля

2. Берег, вода

3. Здания, улица

4. Крыша, стены

5. Углы, сторона

6. Делимое, делитель

7. Диаметр, округлость

8. Глаза, текст

9. Бумага, редактор

10. Игроки, правила

11. Сражение, солдаты

12. Бумага, текст

13. Голос, мелодия

14. Колебания почвы, шум

15. Книги, читатели

16. Почва, дерево

17. Состязания, победа

18. Врач, больные

19. Чувства, человек

20. Родина, человек

За каждый правильный ответ (указаны два слова верно) испытуемому присваивается 1 балл. 0,5 балла соответствует одному правильно выбранному слову и 0 баллов, когда испытуемый не смог выбрать ни одного правильно слова.

Максимальное количество баллов равно 20. Результаты менее 10 баллов оцениваются как неудовлетворительные, свидетельствующие о неумении испытуемого сравнивать, анализировать и обобщать выделенные признаки.

Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый дает вначале ошибочные ответы, но потом их исправляет, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность.

Стимульный материал для методики «Выделение существенных признаков»

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля)

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед)

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыше, скот, стены)

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото)

8. Чтение (глаза, книга, текст, очки, слово)

9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор)

10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила)

11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)

12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст)

13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия)

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение)

15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели)

16. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк)

17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион)

18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные)

19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба)

20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек)

studfiles.net

Методика "Выделение существенных признаков"

Цель: исследование операции абстрагирования, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных.

Стимульный материал и оборудование

Бланк с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного – перед скобками. Протокол для регистрации ответов испытуемого, ручка.

Ход работы

Испытуемому предъявляется текст методики и предлагается установить связь между словом, стоящим перед скобками, и словами в скобках, выбрав из последних те, которые в наибольшей степени отражают смысл первого слова.

Слова в задачах подобраны таким образом, что испытуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

После самостоятельного выполнения заданий решения испытуемого следует обсудить, задавая ему уточняющие вопросы. Нередко в процессе обсуждения испытуемый дает дополнительные суждения, исправляет ошибки.

Все решения, вопросы, а также дополнительные суждения испытуемого записываются в протокол.

Инструкция испытуемому

Инструкция для детей: «Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках – 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками. Например, слово перед скобками – “сад”, а в скобках слова: “растения, садовник, собака, забор, земля”. Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит, следует выбрать именно эти 2 слова – “земля” и “растения”».

Инструкция для взрослых: «В каждой строчке бланка Вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее – пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите из них только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками».

Обработка результатов

Ответы испытуемого сравниваются с ключом.

Ключ к методике «Выделение существенных признаков»

  1. Растения, земля
  2. Берег, вода
  3. Здания, улица
  4. Крыша, стены
  5. Углы, сторона
  6. Делимое, делитель
  7. Диаметр, округлость
  8. Глаза, текст
  9. Бумага, редактор
  10. Игроки, правила
  11. Сражение, солдаты
  12. Бумага, текст
  13. Голос, мелодия
  14. Колебания почвы, шум
  15. Книги, читатели
  16. Почва, дерево
  17. Состязания, победа
  18. Врач, больные
  19. Чувства, человек
  20. Родина, человек

За каждый правильный ответ (указаны два слова верно) испытуемому присваивается 1 балл. 0,5 балла соответствует одному правильно выбранному слову и 0 баллов, когда испытуемый не смог выбрать ни одного правильно слова.

Максимальное количество баллов равно 20. Результаты менее 10 баллов оцениваются как неудовлетворительные, свидетельствующие о неумении испытуемого сравнивать, анализировать и обобщать выделенные признаки.

Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый дает вначале ошибочные ответы, но потом их исправляет, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность.

Стимульный материал для методики «Выделение существенных признаков»

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля)

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед)

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыше, скот, стены)

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото)

8. Чтение (глаза, книга, текст, очки, слово)

9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор)

10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила)

11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)

12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст)

13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия)

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение)

15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели)

16. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк)

17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион)

18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные)

19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба)

20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек)

 

psy-clinic.info

методика "Выделение существенных признаков"

Методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного. Тест пригоден для обследования детей и взрослых. Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно – ситуационные признаки.

Инструкция для детей: Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках – 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками. Например, слово перед скобками – «сад», а в скобках слова: «растения, садовник, собака, забор, земля». Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит следует выбрать именно эти 2 слова – «земля» и «растения».

Инструкция для взрослых: В каждой строчке бланка Вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее – пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками

Примечания: Во всех случаях самостоятельного выполнения заданий решения испытуемого следует обсудить, задавая ему вопросы. Нередко в процессе обсуждения испытуемый дает дополнительные суждения, исправляет ошибки. Все решения, вопросы, а также дополнительные суждения испытуемого записываются в протокол.

Опросник
  1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
  2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
  3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).
  4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).
  5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
  6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
  7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, окружность, золото).
  8. Чтение (глаза, книга, очки, текст, слово).
  9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор).
  10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила).
  11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты).
  12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).
  13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).
  14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).
  15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели).
  16. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк).
  17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).
  18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).
  19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба).
  20. Патриотизм (город, родина, друзья, семья, человек).
Обработка результатов и интерпретация
    Ключ
  1. Растения, земля
  2. Берег, вода
  3. Здания, улица
  4. Крыша, стены
  5. Углы, сторона
  6. Делимое, делитель
  7. Диаметр, округлость
  8. Глаза, текст
  9. Бумага, редактор
  10. Игроки, правила
  11. Сражение, солдаты
  12. Бумага, текст
  13. Голос, мелодия
  14. Колебания почвы, шум
  15. Книги, читатели
  16. Почва, дерево
  17. Состязания, победа
  18. Врач, больные
  19. Чувства, человек
  20. Родина, человек
Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый дает вначале ошибочные ответы, но потом их исправляет, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность. Оценка результатов осуществляется по таблице: Таблица
Оценка в баллах Количество правильных ответов
920
8-
719
618
516-17
414-15
312-13
210-11
19
Источник:
  • http://vsetesti.ru/308
  • http://azps.ru/tests/tests3_sushp.html

testoteka.narod.ru

Методика “выделение существенных признаков”

Цель: Методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.

Материал: бланк с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного — перед скобками.

Тест пригоден для обследовании детей и взрослых.

Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

Инструкция для детей: “Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках — 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками. Например, слово перед скобками — “сад”, а в скобках слова: “растения, садовник, собака, забор, земля”. Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть н может. Значит, следует выбрать именно эти два слова — “земля” и “растения”.

Инструкция для взрослых: “В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках — 5 слов на выбор. Вам надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобкам”.

Бланк

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля)

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед)

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены)

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото)

8. Чтение (глаза, книга, текст, очки, слово)

9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор)

10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила)

11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)

12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст)

13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия)

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение)

15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели)

16. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк)

17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион)

18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные)

19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба)

20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек)

Ответы

  1. Растения, земля

  2. Берег, вода

  3. Здания, улица

  4. Крыша, стены

  5. Углы, сторона

  6. Делимое, делитель

  7. Диаметр, округлость

  8. Глаза, текст

  9. Бумага, редактор

  10. Игроки, правила

  11. Сражение, солдаты

  12. Бумага, текст

  13. Голос, мелодия

  14. Колебания почвы, шум

  15. Книги, читатели

  16. Почва, дерево

  17. Состязания, победа

  18. Врач, больные

  19. Чувства, человек

  20. Родина, человек

Этот тест обычно включают в батарею тестов на мышление. Во всех случаях самостоятельного выполнения заданий решения испытуемого следует обсудить, задавая ему вопросы. Нередко в процессе обсуждения испытуемый дает дополнительные суждения, исправляет ошибки.

Все решения, вопросы, а также дополнительные суждения испытуемого записываются в протокол. Тест предназначен в основном для индивидуального обследования.

studfiles.net

Методика «выделение существенных признаков».

Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого.

Для исследования пользуются либо специальным бланком, либо экспериментатор предъявляет испытуемому задачи. Предварительно дается инструкция.

Инструкция:«В каждой строчке Вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее – пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два и подчеркните их».

Слова в задачах подобраны таки образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

Стимульный материал

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, просьба, круглость, печать).

8. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).

9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).

10. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).

11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты).

КЛЮЧ

растения, земля

берег, вода

здание, улица

крыша, стены

углы, сторона

делимое, делитель

диаметр, круглость

глаза, печать

бумага, редактор

игроки, правила

сражения, солдаты

Этот тест обычно включает в батарею тестов на мышление. Результаты стоит обсудить с испытуемым, выяснить, упорствует ли испытуемый в своих неправильных ответах, и чем объясняет свой выбор.

Тест предназначен в основном для индивидуального обследования.

МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

Выявление уровня тревожности у подростков личностная шкала проявления тревоги [27]

Опросник предназначен для измерения уровня тревожности (утверждения входят в состав MMPIв качестве дополнительной шкалы). Адаптирован Т.А. Немчиным (1996г.).

Опросник состоит из 50 утверждений. Для удобства пользования каждое утверждение предлагается обследуемому на отдельной карточке. Согласно инструкции, обследуемый откладывает вправо и влево карточки, в зависимости от того, согласен он или не согласен с содержащимися в них утверждениями. Тестирование продолжается 15-30 мин.

Тестовый материал

1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.

2. Мои нервы расстроены не более, чем у других людей.

3. У меня редко бывают запоры.

4. У меня редко бывают головные боли.

5. Я редко устаю.

6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.

7. Я уверен в себе.

8. Практически я никогда не красно.

9. По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком.

10. Я краснею не чаще, чем другие.

11. У меня редко бывает сердцебиение.

12. Обычно мои руки достаточно теплые.

13. Я застенчив не более чем другие.

14. Мне не хватает уверенности в себе.

15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.

16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.

17. Мой желудок сильно беспокоит меня.

18. У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.

19. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.

20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.

21. Мне нередко снятся кошмарные сны.

22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.

23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.

24. Меня весьма тревожат возможные неудачи.

25. Меня приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничто не угрожает.

26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании.

27. Я работаю с большим напряжением.

28. Я легко прихожу в замешательство.

29. Почти все время испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо.

30. Я склонен принимать все слишком всерьез.

31. Я часто плачу.

32. Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.

33. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.

34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.

35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.

36. Мое материальное положение весьма беспокоит меня.

37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.

38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.

39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня.

40. Даже в холодные дни я легко потею.

41. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть.

42. Я – человек легко возбудимый.

43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.

44. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны, и я вот-вот выйду из себя.

45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.

46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей.

47. Я почти все время испытываю чувство голода.

48. Жизнь для меня связана с необычным напряжением.

49. Ожидание всегда нервирует меня.

Оценка результатов исследования по опроснику производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности.

Каждый ответ «да»на высказывания 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50 и ответ«нет»на высказывания 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 оценивается в1 балл.

Суммарная оценка: 40-50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги; 25-40 баллов свидетельствует овысоком уровне тревоги; 15-25 баллов – осреднем (с тенденцией к высокому) уровне; 5-15 баллов – осреднем (с тенденцией к низкому) уровне и 0-5 баллов – онизком уровне тревоги.

“Шкала социально-ситуационной тревоги” Кондаша [50]

Инструкция: “На следующих сттраницах перечислены ситуации , с которыми Вы встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх.

Внимательно прочитайте кааждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 1,2,3,4.

Если ситуация совершенноне кажется неприятной, обведите цифру-0.

Если она немного Вас беспокоит, обведите цифру-1.

Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать её, обведите цифру-2

Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, страх, тревогу, обведите цифру-3

Если ситуация для Вас крайне неприятна, если Вы не можете перенести её и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру-4”.

Пример: Перейти в новую школу 01234

1. Отвечать у доски 01234

2. Пойти в дом к незнакомым людям 01234

3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 01234

4. Разговаривать с директором школы 01234

5. Думать о своем будущем 01234

6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить 01234

7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают 01234

8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь

( наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) 01234

9. Пишешь контрольную работу 01234

10. После контрольной учитель называет отметки 01234

11. На тебя не обращают внимание 01234

12. У тебя что-то не получается 01234

13. Ждешь родителей с родительского собрания 01234

14. Тебе грозит неудача, провал 01234

15. Слышишь за своей спиной смех 01234

16. Сдаешь экзамены в школе 01234

17. На тебя сердятся (непонятно почему) 01234

18. Выступать перед большой аудиторией 01234

19. Предстоит важное решающее дело 01234

20. Не понимаешь объяснений учителя 01234

21. С тобой не согласны, противоречат тебе 01234

22. Сравниваешь себя с другими 01234

23. Проверяются твои способности 01234

24. На тебя смотрят как на маленького 01234

25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 01234

26. Замолчали, когда ты подошел (подошла) 01234

27. Оценивается твоя работа 01234

28. Думаешь о своих делах 01234

29. Тебе надо для себя принять решение 01234

30. Не можешь справиться с домашним заданием 01234

Методика включает ситуации трех типов:

1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями

2) ситуации, актуализирующие представление о себе

3) ситуации общения

Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы , обозначены так: школьная, самооценочная, личностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вид тревожности Номер пункта шкалы

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Школьная 1, 4, 6, 9, 10, 13, 16, 20, 25, 30

Самооценочная 3, 5, 12, 14, 19, 22, 23, 27, 28, 29

Межличностная 2, 7, 8, 11, 15, 17, 18, 21, 24, 26

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале -общего уровня тревожности.

-------------------------------------------------------------------------------------

Ур-нь тревожн. Группауч-ся Ур-нь различных видов тревожности

Класс Пол Общая Школьная Самооц. Межличн.

1. Нормальный 8 ж 30-62 7-19 11-21 7-20

м 17-64 4-17 4-18 5-17

9 ж 17-54 2-14 6-19 4-19

м 10-48 1-13 1-17 3-17

10 ж 35-62 5-17 12-23 5-20

м 23-47 5-14 8-17 5-14

-------------------------------------------------------------------------------------

2. Несколько 8 ж 63-78 20-25 22-26 21-27

повышенный м 55-73 18-23 19-25 18-24

9 ж 55-72 15-20 20-26 20-26

м 49-67 14-19 18-26 18-25

10 ж 63-76 18-23 24-29 21-28

м 48-60 15-19 18-22 15-19

-------------------------------------------------------------------------------------

3. Высокий 8 ж 79-94 26-31 27-31 28-33

м 74-91 24-30 26-32 25-30

9 ж 73-90 21-26 27-32 27-33

м 68-86 20-25 27-34 26-32

10 ж 77-90 24-30 30-34 29-36

м 61-72 20-24 23-27 20-23

-------------------------------------------------------------------------------------

4. Очень высокий 8 ж б. 94 б. 31 б. 31 б. 33

м б. 91 б. 30 б. 32 б. 30

9 ж б. 90 б. 26 б. 32 б. 33

м б. 86 б. 25 б. 34 б. 32

10 ж б. 90 б. 30 б. 34 б. 36

м б. 72 б. 24 б. 27 б. 23

-------------------------------------------------------------------------------------

5. Чрезмерное 8 ж м. 30 м. 7 м. 11 м. 7

спокойсвие м м. 17 м. 4 м. 4 м. 5

9 ж м. 17 м. 2 м. 6 м. 4

м м. 10 - - м. 3

10 ж м. 39 м. 5 м. 12 м. 5

м м.23 м. 5 м.8 м. 5

Диагностика агрессивных реакций [50]

Инструкция»: «Прочитайте нижеприведенные предложении и отметьте свое согласие или не согласие ответами «Да» или «Нет».

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.

5. Я не всегда получаю то, что мне положено.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.

9. Мне кажется, я не способен ударить человека.

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

15. Я часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями.

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

20. Если кто-то воображает из себя начальника, то я всегда поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Я думаю, что многие люди не любят меня.

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

30. Довольно многие люди завидуют мне.

31. Я требую, чтобы люди уважали меня.

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

34. Я никогда не бываю мрачен от злости.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.

36. Если кто-то выводит меня из себя,. я не обращаю внимания.

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к “сильным” выражениям.

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: “Никогда не доверять чужакам”.

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю.

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

49. С детства я никогда на проявлял вспышек гнева.

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать.

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.

56. Я могу вспомнить случаи. когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной не справедливо.

59. Раньше я думал, что большинство людей говорят мне правду, но теперь я это не верю.

60. Я ругаюсь только со злости.

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применю ее.

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.

64. Я бываю грубоват к людям по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые бы мне хотели навредить.

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.

67. Я часто думаю, что жил неправильно.

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы к исполнению.

72. В последнее время я стал занудой.

73. В споре я часто повышаю голос.

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.

  1. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Обработка результатов.

  1. Физическая агрессия. Да-1, нет-0: 1,25,31,41,48,55,62,68,нет-1,да-0: 9,7

  2. Косвенная агрессия. Да 1, нет-0: 2,10,18,34,42,56,63, нет-1,да-0: 26,49

  3. Раздражение. Да-1,нет-0:3,19,27,43,50,57,64,72,нет-1,да-011,35,69

  4. Негативизм. Да-1,нет-0:4,12,20,28,нет-1,Да-0: 36

  5. Обида. Да-1,нет-0:5,13,21,29,37,44,51,58

  6. Подозрительность. Да-1,нет-0: 6,14,22,30,38,45,52,59,нет-1,да-0:33,66,74,75

  7. Вербальная агрессия. Да-1,нет-0: 7,15,23,31,46,53,60,71,73, нет-1,да-0: 33,66,74,75

  8. Чувство вины. Да-1,нет-0: 8,16,24,32,40,47,54,61,67.

Агрессия 1, 3, 7шкалы (норма 21 + 4).

Враждебность 5, 6 шкалы (норма 6,5 + 3).

Тест «Самооценка силы воли» [24]

Интсрукция: «На приведенные 15 вопросов можно ответить: «Да» - 2 балла, «не знаю» или «бывает», «случается» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. При ответе сразу необходимо ставить очки».

1. В состоянии ли Вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо оттого, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?

2. Преодолевали ли Вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?

3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе или в быту, в состоянии ли Вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?

4. Если Вам прописана диета, сможете ли Вы преодолеть все кулинарные соблазны? 5. Найдете ли Вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером? 6. Останетесь ли Вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания? 7. Быстро ли Вы отвечаете на письма? 8. Если у Вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли Вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?

9. Будете ли Вы принимать очень неприятное лекарство, которое Вам рекомендовал врач?

10. Сдержите ли Вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот, являетесь ли Вы человеком слова?

11. Без колебаний ли Вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?

12. Строго ли Вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?

13. Относитесь ли Вы неодобрительно к библиотечным задолжникам? 14. Самая интересная телепередача не заставит Вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это?

15. Сможете ли Вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались Вам слова противоположной стороны?

Подсчитывается сумма набранных баллов : 0-12 баллов – «сила воли» слабая, 13-21 балл – «сила воли» средняя, 22-30 баллов – «сила воли» большая.

Опросник для самооценки терпеливости [24]

Инструкция: «Ответьте, согласны ли вы с предложенными вам утверждениями. Если Вы согласны, то ря дом поставьте знак «+», если не согласны, то знак « — ».

1. Если я устаю при выполнении трудной работы, то сразу ее бросаю.2. У меня не хватает терпения дочитать до конца скучный рассказ.3. Я очень не люблю стоять в длинных очередях и часто ухожу из них, не достояв до конца.4. Я могу долго терпеть боль, например, когда болит зуб.5. Обычно я могу долго переносить жажду.6. Я бы не выдержал длительной голодовки, например, чтобы похудеть, вылечиться от болезни.

7. Когда на уроке физкультуры я устаю, то быстро перестаю выполнять упражнения.8. Я редко бросаю скучную работу, не доведя ее до конца,9. Обычно мне трудно заставить себя работать «через не могу».

10. Я не бросаю работу на половине пути, несмотря на усталость.11. Мне нравится такая физическая работа, в которой я должен пересилить себя, чтобы

выполнить задание.

12. Я с уверенностью могу сказать, что я терпеливый.

  1. Несмотря на усталость, я стараюсь изо всех сил поддержать при беге высокий те

  2. Меня раздражает, когда на остановке приходится долго ждать транспорт, даже когда я

не тороплюсь.

15. Я нетерпелив к боли.16. Я не хочу считать себя слабовольным, поэтому каждый раз стараюсь довести тяжелую

физическую работу до конца.

17. Я действую по принципу: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж».18. Я не считаю, что «терпение и труд все перетрут»; работать надо с умом, а не переутомляться.

Ключ к расшифровке

По одному баллу начисляется за ответы «да» по позициям 4, 5, 8, 10, 11, 12, 13, 16, 17, ответы «нет» по позициям 1, 2, 3, 6, 7, 9, 14, 15, 18.

Подсчитывается общая сумма баллов. Оценка своей терпеливости низкая, если ответив ший набирает до 6 баллов включительно, и высокая, если отвечавший набирает 12 бал и больше.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

studfiles.net


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта