Вопрос: нужно составить текст-описания о растении в научном стиле 3 класс русский язык. Русский язык 3 класс текст описание растения
РУССКИЙ ЯЗЫК ТЕМА: «ТЕКСТ-ОПИСАНИЕ» 3 класс «Школа России» - Начальная школа - Мероприятия учителей - Каталог файлов
Автор: Назаренко Галина Васильевна, учитель начальных классов МОУ «Музыкально-эстетический лицей им. А.Г. Шнитке»
Цель: Создание условий для получения новых знаний о тексте – описании на основе имеющихся представлений. Задачи: 1. Выявить цель написания текста описания. 2. Рассмотреть структуру текста описания. 3. Создать памятку по работе с текстом описанием. Слайд №2.
– Как вы думаете, можно ли увидеть что-либо, не глядя на предмет, с закрытыми глазами? Попробуем? Чтение текста-описания с целью эмоционального воздействия на слушателей. Слайд 3. ТЕКСТ О ВЕСНЕ
Наконец весна предстала во всём своём великолепии. Вся сотканная из струящихся тёплых солнечных лучей, благоухающая свежестью цветочных ароматов, она уверенно шла по планете. Высокое голубое небо с улыбкой слушало мелодичные песни жаворонков. Шаловливые ручейки звонко радовались чудесным изменениям природы и сверкали солнечными зайчиками. Это добавляло ещё больше света и веселья. Всё в этом мире становилось прекрасным.
Вопросы: - Что увидели? Понравилось? Какие ещё чувства испытали? Восхищение, радость, удовольствие. Приход весны пробуждает в человеке множество приятных чувств. Отдадим и мы дань этому прекрасному времени года. Все тексты сегодня будут о весенних приметах. - Но вернёмся к нашему заданию. Как же это происходит: глаза закрыты, а мы видим, чувствуем, ощущаем, слышим звуки, радуемся, негодуем?... - Что помогает нам это сделать? Речь. Слайд №4. - Действительно, при помощи речи можно создать любую картину. - Но так ли просто создать текст? Вспомним, какие типы текста вам знакомы. Повествование, рассуждение, описание. Слайд №5. - Попробуйте описать представленный на экране предмет. Какой тип текста подойдёт для описания? Текст описание. На слайде 5 выделить «текст описание». Слайд с изображением подснежника. Слайд №6. - Получился текст? Скорее получилось перечисление признаков предмета. - А теперь прочитайте текст о подснежнике. Слайд 7. Художественный текст «Подснежник».
ПОДСНЕЖНИК (Выразительное чтение.)
Подснежник. Первый весенний цветок. Чистый, свежий, пахнущий весной, он появился на проталинке среди пропитавшегося влагой снега. Его фарфоровая чашечка светилась ослепительной белизной. Он казался хрупким и беззащитным. Но сколько в нём жизни, смелости, отваги. Не побоялся, первым вылез из мёрзлой земли. Настоящий герой.
- Сравните с описанием, которое составили вы. Как вы думаете, какой текст более удачно передаёт подснежник? Почему же у вас не получился такой текст? - Наверное, не хватает каких-то знаний о составлении таких текстов? (Возможно, мало информации). - Будем добывать эти знания сегодня на уроке – проекте? Да. - Чтобы знания, которые мы с вами сегодня откроем, можно было использовать в дальнейшем, давайте их записывать. Назовём наши записи «Родничком», а каждую запись будем добавлять в наш «Родничок», как ценную и очень полезную капельку знаний. Наш «Родничок» и станет продуктом, который должен получиться в конце урока-проекта. Слайд «РОДНИЧОК». - Итак, отправляемся к источнику знаний, к нашему «Родничку». - Прочитайте ещё один текст о подснежнике. Слайд 8. Научное описание подснежника. ПОДСНЕЖНИК
(Монотонное невыразительное чтение).
Травянистое луковичное. Высота – 25–30 см. Луковица крупная, продолговатая, до 3 см в диаметре, со светлыми наружными чешуйками. Стебель цилиндрический, с восковым налетом, листья темно-зеленые, также с восковым налетом, складчатые, кверху постепенно сужающиеся, во время цветения почти в 2 раза короче стебля. Цветонос до 16 см длиной, цветоножка – 2–3 см. Наружные доли околоцветника до 25 мм длиной, 14 мм шириной, овальные, ложковидные, внутренние доли книзу суженные, с отогнутой наружу сердцевидной верхушкой и загнутыми внутрь краями. Цветки с сильным запахом. Ответьте на вопрос: «Является ли этот текст текстом описанием?» Докажите. - В чём же отличие этих текстов? Выслушиваются ответы детей. Слайд 9. - Описания бывают творческие и научные.
- Какие описания чаще всего используют на уроках русского языка? Какое описание вы применяете в своих сочинениях? Творческие. - Почему? Потому что мы не учёные и описываем предмет не с научной точки зрения, а с точки зрения наблюдателя. - А где можно встретить научные описания? В энциклопедиях. -Какие же тексты описания нам надо изучить? Творческие.
ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦУ: ТВОРЧЕСКИЙ ТЕКСТ ОПИСАНИЕ. (Обложка). Слайд 10. Две картинки подснежника. - Какая из этих картинок подойдёт к творческому, а какая к деловому описанию?
- Что же такое есть в творческом тексте, что делает его творческим?
- Перед вами текст, разрезанный на несколько частей. Догадались, какое сейчас будет задание? Расположить части текста в нужной последовательности. - Поскольку, тема у нас весенняя, темой текста является одна из примет весны – прилёт птиц. - Какие традиционные части в сочинениях?
I. Вступление. II. Основная часть. III. Заключение.
Слайд 11. Табличка: вступление, основная часть, заключение, которая потом расширяется дополнениями.
ТЕКСТ О ГРАЧЕ Грач – весенняя птица. Ещё не сошёл снег с полей, а он уже появляется на пашне. Большой, важный, чёрный. Такой чёрный и блестящий, что, кажется, будто его покрасили чёрным лаком. Спокойно и, как-то по-хозяйски, ходит по мёрзлой земле, сверкая чёрными жемчужинами блестящих глаз. Его деловитость, основательность вселяют спокойствие и уверенность – всё идёт своим чередом. Прилетели грачи – пришла весна.
Располагают и читают I часть. Грач – весенняя птица. Ещё не сошёл снег с полей, а он уже появляется на пашне.
- Какой объект описания представляет автор в I части? О чём говорит? О граче. Представляет нам объект описания. - Значит, что важно сделать в начале текста? Для текста описания важно в самом начале представить объект описания. Иначе это будет загадкой. Это дополнение внесём в наш «Родничок».
ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦУ: ВО ВСТУПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ПРЕДСТАВИТЬ ОБЪЕКТ ОПИСАНИЯ. В слайде сделать дополнение.
- Чем пользуется автор для создания текста? Найдите в тексте изобразительные средства. Эпитет: весенняя птица.
- Переходим к основной части текста.
II. Основная часть. Большой, важный, чёрный. Такой чёрный и блестящий, что, кажется, будто его покрасили чёрным лаком. Спокойно и, как-то по-хозяйски, ходит по мёрзлой земле, сверкая чёрными жемчужинами блестящих глаз.
- Пользуется ли автор изобразительными средствами? Назовите их. Эпитеты: большой, чёрный, важный. - Какой частью речи выражены? Прилагательными. - Какие ещё средства нашли? Сравнение: чёрный и блестящий, будто его покрасили чёрным лаком. Метафора: сверкая чёрными жемчужинами блестящих глаз. -Какие ещё средства вам знакомы? Олицетворения, повторы, аллитерация.
В НАШЕМ «РОДНИЧКЕ» ПОЯВЛЯЕТСЯ ЕЩЁ ОДНА КАПЕЛЬКА: ИСПОЛЬЗОВАТЬ СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.
Слайд 12. - Какой цели добивается автор, используя средства художественной выразительности? Чтобы предмет получился красочным, приближённым к его настоящему облику.
ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА ОПИСАНИЯ: ОПИСАТЬ ПРЕДМЕТ ТАК, ЧТОБЫ ЧИТАТЕЛЬ МОГ ЕГО ПРЕДСТАВИТЬ, ОЩУТИТЬ, ПОЧУВСТВОВАТЬ.
Слайд 13. - Добавляем ещё одну капельку в «Родничок». - Но как же сделать так, чтобы читатель смог увидеть предмет описания, услышать, почувствовать запахи, сумел его представить? - Представьте себе, что описывая курицу, я употреблю такие эпитеты: смелая, храбрая, мужественная, стремительная. Смогу ли я достичь правдивого реального образа? Конечно, НЕТ! Для этого надо выделить самые важные, существенные признаки описываемого предмета. Какие самые главные признаки грача? большой, чёрный, важный.
- Давайте попробуем и мы выделить наиболее важные, характерные признаки, качества предметов. Поиграем!
ИГРА называется «КТО БОЛЬШЕ И ТОЧНЕЕ» подберёт слов, обозначающих признаки двух насекомых. Ведь появление насекомых тоже является приметой весны? Девочки находят подходящую характеристику бабочкам, а мальчики – муравьям. На листочках, затем, зачитывают. Мальчики могут дополнять девочек и наоборот.
бабочки муравьи лёгкие торопливые воздушные проворные яркие суетливые цветные трудолюбивые грациозные старательные
- Какой частью речи вы воспользовались? Прилагательными. - В самом деле, что обозначает имя прилагательное, как часть речи? Признак предмета.
В НАШЕМ РОДНИЧКЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ЕЩЁ КАПЕЛЬКА: ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ЧАЩЕ ДРУГИХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ.
- Бабочки и муравьи вам знакомы. Поэтому вы сумели подобрать слова, выражающие признаки. В НАШЕМ РОДНИЧКЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ЕЩЁ КАПЕЛЬКА: ПИСАТЬ ТЕКСТ ТОЛЬКО О ПРЕДМЕТЕ, КОТОРЫЙ ВАМ ХОРОШО ЗНАКОМ.
А если предмет описания мало знаком, как быть в этом случае? Найти сведения о нём в разных источниках, изучить.
В НАШЕМ РОДНИЧКЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ЕЩЁ КАПЕЛЬКА: ИЗУЧИТЬ СВЕДЕНИЯ О ПРЕДМЕТЕ ОПИСАНИЯ В КНИГАХ, ЭНЦИКЛОПЕДИЯХ, ИНТЕРНЕТЕ.
ФИЗМИНУТКА. Под музыку дети изображают сначала весенних бабочек, а потом муравьёв. - Очень похоже изобразили.
А В НАШЕМ РОДНИЧКЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ЕЩЁ КАПЕЛЬКА: ВЫДЕЛИТЬ НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ОПИСЫВАЕМОГО ПРЕДМЕТА.
- Обратите внимание, в какой части текста это необходимо сделать? В основной. - Это вам уже известно. А теперь прочитайте вторую половину основной части. - Как автор относится к грачу? С уважением, одобрением. - Т.е. в основной части текста автор даёт свою оценку описываемому предмету.
ПОЯВЛЯЕТСЯ ЕЩЁ КАПЕЛЬКА: ДАТЬ АВТОРСКУЮ ОЦЕНКУ ОПИСЫВАЕМОМУ ПРЕДМЕТУ.
- Разделите текст основной части линией. Отделите те предложения, в которых даётся авторская оценка. В слайде 11 показать добавление в основной части. - Будет ли текст иметь законченный вид, если остановиться на этом предложении? - Переходим к третьей части – к заключению. Что же должно быть в заключении? Прочитайте. Его деловитость, основательность вселяют спокойствие и уверенность – всё идёт своим чередом. Прилетели грачи – пришла весна.
Подводится итог, делается вывод, для чего создано описание грача. - Вывод мог быть другим? Конечно. Это зависит от автора текста.
А В НАШЕМ РОДНИЧКЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ЕЩЁ КАПЕЛЬКА: ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОЛЖНО СОДЕРЖАТЬ ВЫВОД, ИТОГ ИЗ ПРЕДЫДУЩИХ ЧАСТЕЙ ТЕКСТА.
- Как вы считаете, теперь у вас достаточно знаний? Чувствуете ли вы, чтоб уже пора начинать писать текст? Да! - Если вы так уверены, то легко выполните следующее задание.
УПРАЖНЕНИЕ ПРОСТОЕ: Прочитайте текст о весенних изменениях в живой природе.
Весной зазеленела зелень. Распушились пушистые почки вербы. Липа запахла запахом мёда. Под белой корой белоствольных берёз побежал берёзовый сок.
- Понравился текст? Нет! Почему? Что вас насторожило? - Найдите речевые ошибки. Повторение одинаковых понятий в одном словосочетании.
А В НАШЕМ РОДНИЧКЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ЕЩЁ КАПЕЛЬКА: НЕ ПОВТОРЯТЬ ОДИНАКОВЫЕ ПРИЗНАКИ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ, В ОДНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. - Надеюсь, в ваших сочинениях не встретится такой ошибки. - И ещё одно предупреждение ошибок.
- Прочитайте предложение. Всё ли правильно в этом предложении?
На вербе раскрылись пушистые жёлтые почки, а на тополе вытянутые, крупные.
Слайд: почки вербы и тополя. РЕДАКТИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. - Что неправильно в этом предложении? Сравнение по разным признакам. У почек вербы выделяется поверхность и цвет, а у почек тополя – форма и размер. Исправьте и прочитайте предложение, которое получилось у вас.
На вербе раскрылись пушистые жёлтые почки, а на тополе гладкие коричневые.
На вербе раскрылись круглые маленькие почки, а на тополе вытянутые, крупные.
А В НАШЕМ РОДНИЧКЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ЕЩЁ КАПЕЛЬКА: СРАВНИВАТЬ ПРЕДМЕТЫ МОЖНО ТОЛЬКО ПО ОДИНАКОВЫМ ПРИЗНАКАМ.
- Скажите, при описании предмета мы можем видеть, каким он был до момента описания? После этого? Нет. - Действительно, можем предполагать, но знать не можем, т.к. не видим предмет в эти периоды времени.
В НАШЕМ РОДНИЧКЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ЕЩЁ КАПЕЛЬКА: СТАТИЧНОСТЬ ОПИСАНИЯ. ПРЕДМЕТ МОЖНО ОПИСАТЬ ТОЛЬКО В ОПРЕДЕЛЁННЫЙ МОМЕНТ, НЕ ДО ТОГО И НЕ ПОСЛЕ.
Самостоятельная работа. Составление текста описания. - Наконец, попробуем создать свой текст описание.
- Опишите ландыш или шмеля. Используйте памятку.
Чтение текстов с одинаковой темой разными учениками. - Одинаковые получились тексты? Нет. - Почему так произошло? Сидели в одном классе, слушали одно и то же, а получились разные тексты? Потому что их писали разные люди. - Хорошо это или плохо? Конечно, хорошо. Каждый человек видит мир по-своему и передаёт своё видение мира. И это прекрасно. Ведь иначе невозможно было бы творчество!
Итог. Вы довольны своей работой? Вам полезен был этот урок? Дома закончите написание текста. Используйте приобретённые знания о тексте описании.
biblioteka-mel.ucoz.ru
Урок русского языка "Сочинение-описание "Роза"; 3 класс - Русский язык - Начальные классы
Каряжкина Марина Юрьевна
ГБОУ ЦО №1948 «Лингвист – М»
учитель начальных классов
Урок развития речи.
3 класс
Сочинение-описание «Роза».
Цели:
Познакомить с художественным стилем описания
Научить создавать текст-описание
Задачи:
Показать особенности художественного стиля
Приобщить к художественной речи (подбор эпитетов, сравнений)
Приобщить к культурному наследию (поэзия, пословицы, загадки)
Развитие художественных способностей детей, творческого воображения, литературных способностей
1. Беседа. Значение цветов.
Красива наша Земля. Каждое время года дарит Земле свой наряд. Это может быть белая пушистая шубка зимы, пёстрый карнавальный костюм осени, лёгкое зелёное покрывало весны или красивый цветочный сарафан лета. Растение – земли украшение. Так говорят люди. (Пословица записывается на доске.) Одни цветы восхищают своей красотой или чудным запахом, другие – неповторимой формой, внешним видом, размерами, третьи – лечебными свойствами. Наблюдательному человеку цветы могут подсказать прогноз погоды или время суток, помогут заблудившемуся человеку выйти из леса.
- Много сказок и легенд создано о цветах. В сказках встречаются волшебные цветы.
Вспомните произведения, которые связаны с цветами.
Бажов «Каменный цветок»
Катаев «Цветик-семицветик»
Уальд «Соловей и роза»
Сент – Экзюпери «Маленький принц»
2.Загадка.
«Лик пахучий,
а хвост колючий» (роза)
- Что это за растение?
-Как вы догадались?
-Назовите признаки розы.
3.Роза – царица цветов. Её любили, ей поклонялись, её воспевали с незапамятных времён. О ней создалось столько сказаний, она играла такую выдающуюся роль в истории человечества, что об этом можно бы написать целые тома.
Многие садоводы выращивают хотя бы по нескольку кустов роз в своём саду, но для большинства из них многоликий мир роз остаётся непознанным. Множество форм и расцветок имеет красавица сада, потому что человек выращивает розу в течение тысячелетий. Роза многообразна: миниатюрная, вьющаяся, крупноцветковая, парковая, кустарниковая и т.д.
Первые упоминания о розах, дошедшие до нас, восходят к шумерам за 2 000 лет до нашей эры. В древней Индии и Китае культура роз достигла высокого уровня, были созданы великолепные сады и большие плантации. Там изготавливали и применяли розовую воду и масло, роза ценилась как лекарственное растение. Спустя века она пережила взлёт и падение.
Во многих странах селекционеры стремились получить у растений красивую форму и окраску цветов.
4. Поэты и писатели о розе.
А.С.Пушкин «Роза»
Где наша роза,
Друзья мои?
Увяла роза,
Дитя зари.
Не говори:
Так вянет младость!
Не говори:
Вот жизни радость!
Цветку скажи:
«Прости, жалею!
И на лилею
Нам укажи».
(http://rvb.ru/pushkin/01text/01versus/01lyceum/0004.htm)
Иван Бунин «Розы»
Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись -
Две чаши полного огня.
В окно, в прохладный сумрак дома,
Глядел зелёный знойный сад,
И сена душного истома
Струила сладкий аромат.
Порою, звучный и тяжёлый,
Высоко в небе грохотал
Громовый гул... Но пели пчёлы,
Звенели мухи – день сиял.
Порою шумно пробегали
Потоки ливней голубых...
Но солнце и лазурь мигали
В зеркально-зыбком блеске их -
И день сиял, и млели розы,
Головки томные клоня,
И улыбалися сквозь слёзы
Очами, полными огня.
(http://lubav.ucoz.ru/board/bunin_ivan_quotrozyquot/11-1-0-74)
Фет «Роза»
У пурпурной колыбели
Трели мая прозвенели,
Что весна опять пришла.
Гнётся в зелени берёза,
И тебе, царица роза,
Брачный гимн поёт пчела.
Вижу, вижу! Счастья сила
Яркий свиток твой раскрыла
И увлажила росой.
Необъятный. Непонятный.
Благовонный, благодатный
Мир любви передо мной.
Если б движущий громами
Повелел между цветами
Цвесть нежнейшей из богинь,
Чтоб безмолвную красою
Звать к любви, когда весною
Тёмен лес и воздух синь,-
Ни Киприда и ни Геба,
Спрятав в сердце тайны неба
И с безмолвьем на челе,
В час блаженный расцветанья
Больше страстного признанья
Не поведали б земле.
(http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B7%D0%B0_(%D0%A4%D0%B5%D1%82))
( Киприда – прозвище Афродиты, богини красоты
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B0,
Геба – богиня юности
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%B1%D0%B0)
Афанасий Фет «Осенняя роза»
Осыпал лес свои вершины, Сад обнажил свое чело, Дохнул сентябрь, и георгины Дыханьем ночи обожгло. Но в дуновении мороза Между погибшими одна, Лишь ты одна, царица-роза, Благоуханна и пышна. Назло жестоким испытаньям И злобе гаснущего дня Ты очертаньем и дыханьем Весною веешь на меня. |
(http://ruspoet.com/russkie_poety/fet_afanasiy/osennyaya_roza.mp3.13849)
Уайльд «Соловей и роза» (отрывок)
«Красная роза возникает из звуков песни при лунном сиянии, обагрённая кровью любящего сердца...
Она распускается на розовом кусте на самом верхнем побеге, лепесток за лепестком.
Сначала роза бледная, как лёгкий туман над рекою, бледная, как стопы зари, и серебристая, как крылья рассвета.
Отражения розы в серебряном зеркале, отражение розы в недвижной воде – вот какова была роза, расцветающая на верхнем побеге куста.
Но вот лепестки розы окрасились нежным румянцем, и, наконец, она стала алой, подобно утренней заре на востоке. Алым стал её венчик, и алой, как рубин, стала роза».
Оливье Метр посвятил этим цветам «Вальс роз».
На многих натюрмортах можно увидеть букеты роз.
5.Тема. Главная мысль. План.
Определить тему сочинения – художественное описание розы.
Главная мысль – показать красоту розы.
Речь, в которой словами рисуется то, о чём человек хочет сказать, называют художественной. Когда мы пользуемся художественной речью, наша задача в том, чтобы тот, кто будет слушать или читать, увидел нарисованные картины так же, как видим их мы, почувствовал то же, что чувствуем мы.
Чтобы уметь ярко, живо передавать настроение, рассказывать о том, что мы видим вокруг, нужно научиться пользоваться словами так же, как художник красками, т.е. подбирать их. Учитесь рисовать словами.
План.
I Введение. Значение цветов.
II
Внешний вид.
Форма.
Окраска.
Стебель.
Запах.
III Какие чувства вызывает у вас этот цветок?
6.Словарь.
Словарь составляется на уроке вместе с детьми. Ученики заранее знали тему урока. Дома они подбирали словосочетания о розе для словаря. У вас на уроке может получиться свой словарь. Можно из данного словаря использовать только небольшой объём. Также ребята подбирают эпитеты, красивые словосочетания из приведённых ранее литературных произведений.
Внешний вид
прекрасный великолепный цветок
царица цветов
красавица сада
украшение сада
символ красоты
красивая, изящная
Форма
как чаша, полная огня,
множество форм
многообразие роз
головки
красивая форма
Окраска
многоликий мир роз
множество расцветок
богатство красок и оттенков
белая, розовая, красная, коралловая, карминово-красная, сиреневая, жёлтая
алая, как рубин
красная, как лапки голубя
нежный румянец
белая, как морская пена
белее снега на горных вершинах
чёрная, как ночь
Запах
приятный аромат
струила сладкий аромат
сильный, тонкий, волшебный, нежный, душистый, чудный, божественный
Стебель
высокая ножка
Нет розы без шипов. ( пословица)
Роза – недотрога, её шипы коварны и остры.
7.Заголовок.
Дети сами подбирают заголовок к тексту.
Примерные заголовки:
Царица цветов.
Богиня цветов.
Королева цветов.
8.Написание сочинения
Материал рассчитан на два урока. Первый урок – подготовка к сочинению, второй урок – выполнение творческой работы.
Дети выполняют работу самостоятельно. Но вы можете им предложить свой текст, как образец.
Образец.
Царица цветов.
Растение – Земли украшение. Много удивительных и прекрасных растений можно встретить в лесах, полях, лугах, садах, парках.
Роза – царица цветов. Этот прекрасный цветок является украшением сада. Многолик мир роз. Здесь можно найти белые, жёлтые, розовые, красные, фиолетовые цветы. Головки роз похожи на чаши, полные огня. Чудесный крупный цветок на высокой ножке тянется к солнцу. Привлекает роза и приятным сладким ароматом. Так и хочется сорвать этот цветок. Но не спеши! Нет розы без шипов. Лик пахучий, а хвост колючий.
Мне нравится этот цветок. Он всегда радует своей красотой.
Литература:
Т.А.Ладыженская «Речь. Речь. Речь». М Педагогика 1990 г с.146 - 148
Н.Ф.Золотницкий «Цветы в легендах и преданиях» с. 21
Р.Коковкин «Многоликий мир роз» (журнал «Приусадебное хозяйство» №1 1989 с. 64-67)
Оскар Уайльд «Соловей и роза»
http://hobbitaniya.ru/wilde/wilde13.php
pedsovet.su
Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Сочинение—описание"
Разделы: Начальная школа
Цель урока: развитие связной речи учащихся.
Задачи:
1) Систематизировать знания учащихся о тексте, типах текста, учить отличать текст – описание от других текстов, составлять описание.
2) Создать условия для развития логического мышления, умений правильно употреблять слова, составлять предложения, связно выражать свои мысли, для развития творческого воображения.
3) Способствовать воспитанию интереса к природе, создавать условия для работы в парах, в группах.
Оборудование: карточки с различными типами текстов, опорными словами, опорные таблицы, иллюстрации животных, растений, учебник Т.Г. Рамзаева “Русский язык” для 3 класса (1-4), Москва, 1998 г.
ХОД УРОКА
I. Орг. момент, постановка задач урока.
- Сегодня у нас урок развития речи. Мы будем учиться составлять текст - описание, отличать текст – описание от других текстов.
II. Работа по теме урока.
Фронтальная работа
- Как вы думаете, какие знания о тексте нам пригодятся?
- Что такое текст?
- Прочитайте таблицу
Работа с опорной таблицей
Текст – несколько предложений, связанных между собой по смыслу. |
- Что еще знаете о тексте?
Обсуждение в группах
- Какой текст является текстом – описанием?
Вывод
- Тексты - описания могут описывать какой - то предмет или явление
Работа с опорной таблицей
Тексты – описания описывают животных, растения, природу, людей. |
- Прочитайте. Какой текст является описанием?
Работа в парах
- У вас на столе лежат тексты, прочитайте их, найдите тексты - описания.
(карточки в приложении)
- Следующий вопрос, который мы должны выяснить: из каких частей состоит текст – описание?
Работа в группах по вариантам
- Прочитайте тексты.
- Какие особенности внешнего вида даны в тексте?
- Какие особенности характера или образа жизни отмечены?
- Как проявляется личное отношение автора к предмету?
Работа с иллюстрациями
- Можно ли узнать предмет по описанию?
- Приведите примеры из текста, подтверждающие ваши слова.
Носорог Дятел Гиппопотам Гусиный лук Мать – и – мачеха Тетерев
Коллективное составление плана
- Какие части включает в себя сочинение – описание?
1. Описание внешнего вида.
2. Особенности характера, повадки, образ жизни.
3. Личное отношение автора.
Составление сочинения-описания
- Попробуем все вместе описать животное, известное вам.
- Послушайте загадку:
Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Работа в группах
- Составляем текст – описание, опираясь на план.
Анализ работ
- Заслушиваем описание, оцениваем точность, красочность, эмоциональность, соответствие плану.
Словарная работа
- Слова какой части речи помогли нам описать медведя?
- Прочитайте слова на карточках, подумайте, какие буквы нужно вставить, если можно, проверьте орфограмму:
л…хматый …громный мал…нький к…ричневая ч…рные дли…ые ко…ти лак…мка
- Какие еще трудные слова встретились?
Самостоятельная работа
- А сейчас попробуем самостоятельно написать сочинение.
- Предлагаю на выбор три варианта:
* Описание медведя. * Описание любого животного на предложенных иллюстрациях. * Описание любого предмета по личным впечатлениям.
Проверка работы
- Заслушиваем сочинения.
- Удалось ли описание?
- Соответствует ли текст плану?
- Что хотели бы посоветовать автору?
III. Подведение итогов урока.
- Чему учились на уроке?
- Чем отличается текст-описание от повествования?
- Из каких частей состоит текст – описание?
- Кто справился с задачами урока?
- Кому было трудно?
Рефлексия
- Кому понравилось работать на уроке?
- Что было интересного на уроке?
- Получилась ли работа в парах, в группах?
- У кого было хорошее настроение на уроке?
- Кто смог проявить свое творчество?
- Урок окончен.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточка 1
Еж
Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он там со страху шариком свернулся. Попробуй-ка, возьми его руками – везде иголки торчат. Закатали ежа в шапку и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка в мисочке. А потом ребята другим чем – то занялись, зазевались – ежик и удрал обратно в лес.
Карточка 2
Сова
У совы перья мягкие, крылья неслышные, не свистят, не шумят; когти у совы кривые, острые, никто из таких когтей не вырвется – ни мышь, ни белка, ни сонная птица. По ночам сова охотится, а днем спит.
Карточка 3
Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистеньким и глядел вверх.
Карточка 4
Береза
Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.
На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.
Карточка 5
Лягушонок и головастик
Лягушонок сидел на берегу пруда у самой воды. А головастик плавал в воде у самого берега. Лягушонок смотрел на головастика, а головастик на лягушонка. Оба очень удивлялись друг другу. Потом лягушонок повернулся и запрыгал прочь от берега.
Карточка 6
Заяц
Шуба у зайки теплая – теплая, белая – белая. Шуба зайку от мороза спасает и от охотника скрывает. Снег белый, да и зайка белый. Где такого заметишь! А пока разглядываешь да всматриваешься, зайка задаст стрекача, только его и видели.
Карточка 7
Черемуха эта росла не кустом, а деревом, вся развилистая, кудрявая и вся обсыпанная ярким, белым, душистым цветом. Издалека был слышен ее запах.
10.02.2006
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Конспект урока и презентация по русскому языку для начальных классов "Описание растения в научном стиле"
Цель:
Развивать умения составлять текст-описание, точно употреблять имена прилагательные в речи.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Прогнозирование темы урока.
Слайд 2.
Природа не для всех очей
Покров свой тайны подымает.
Мы все читаем равно в ней,
Но кто, читая, понимает.
- Как вы понимаете эти слова?
(ответы детей)
- Как связан эпиграф и наш урок русского языка?
(ответы детей)
Слайд 3 чёрный
- Ребята, для того, чтобы наш урок был интересным и плодотворным, сегодня мы будем:
На доске: урок
У - (узнавать новое, удивляться)
Р - (развивать внимание, наблюдательность, рассуждать)
О - (обсуждать проблему урока)
К - (корректировать, контролировать себя)
– излагать правильно мысли, выделять главное
3. Формулирование темы и цели урока.
Дидактическая игра «подсказки».
- Ребята, вам нужно догадаться, о чем пойдет речь на уроке.
Подсказки:
- Среди них есть гиганты и карлики.
- Они могут жить до 250 лет.
- Ученые предполагают, что возраст этих растений – не менее 20000 лет.
- Самых маленьких из них можно увидеть лишь под микроскопом, а самые большие весят до 10 т и могут достигать 15 м.
- Если бы эти организмы вдруг исчезли бы с лица Земли, то вскоре на ней истощились бы запасы кислорода.
- Около 3 000 видов
- Многолетние
- Много лет они жили у себя на родине в Южной Америке. Только после путешествия Колумба они попали в Европу. Теперь же он есть практически в каждом доме.
- Плоды мясистые, и даже съедобные
Жизнь заставила их предков лишиться листвы, превратив её в колючки, а драгоценную воду они стали накапливать в толстом массивном стебле.
- Сформулируйте тему урока.
(Ответы детей: «сегодня мы будем работать с темой «Кактусы», «Сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинение описание о кактусе»
- Сформулируйте цели урока.
Ответы детей.
- Как это может пригодиться вам в дальнейшем? (Ответы детей.)
- Особенность нашей сегодняшней работы в том, что это будет сочинение по наблюдениям в научном стиле.
Вывод: чей прогноз был точным.
4. Работа по теме урока.
Слайд 4.
- Чем отличается научный стиль от художественного? (используется для передачи точных знаний, задача стиля – сообщить что-то, особенности стиля - точность, ясность, слова употребляются только в прямом значении, употребляются термины, а не образные слова и выражения)
- Чем отличается художественный текст от научного?
Слайд 5 чёрный
Выставка книг.
Художественные: С. Аксаков «Аленький цветочек», В.Катаев «Цветик-семицветик».
Научные: «Энциклопедия для детей. Биология», Мэтью Биггз «Комнатные растение в интерьере», энциклопедия «Что такое? Кто такой?»
Рассмотрите обложки книг.
- Что можно прочитать в художественных книгах, а что в энциклопедиях?
Вывод. В художественном тексте передаётся отношение автора, используются образные слова и выражения. В научном стиле только передаётся информация.
- Чтобы хорошо написать сочинение, надо к нему подготовиться.
- Что для этого нужно сделать? (Рассмотреть растение).
Слайд 6.
- Используя информацию, полученную в начале урока и фотографии, сделайте вывод, где растут кактусы.
Слайд 7 чёрный
Давайте рассмотрим, какие же кактусы и суккуленты есть в нашем классе.
Слайд 8 – 15.
- Подойдите к демонстрационному столу.
Наблюдение. Рассматривание разных видов кактусов в нашем кабинете.
- кактус какого вида будем рассматривать? (эхинопсис)
- какая форма у эхинопсиса?
- каким цветом он?
- что находится на стебле?
- что находится на рёбрах?
- как размножается эхинопсис?
- как мы используем эхинопсис?
(Все дети садятся.)
5. Составление устного рассказа по готовому плану.
- Составим план сочинения.
- На какие вопросы нужно будет ответить, рассказывая о растении?
- Как начать описание?
- В каком порядке описывать детали?
- Как можно закончить описание?
Весь материал - в архиве.
videouroki.net
нужно составить текст-описания о растении в научном стиле 3 класс русский язык
нужно составить текст-описания о растении в научном стиле 3 класс русский язык
Ответы:
Тюльпан (лат. Tulipa) — род многолетних луковичных растений семейства Лилейные (Liliaceae).Название произошло от персидского слова «toliban» («тюрбан»), и дано это название цветку за сходство его бутонов с восточным головным убором, напоминавшим чалму.Родина тюльпанов — засушливые и горные районы Средней Азии: степи, песчаные и каменистые пустыни. Дикорастущие тюльпаны встречаются в природе в Восточной Европе и Казахстане (южные регионы). Значительное количество видов произрастает на территории Ирана, Турции, на севере Индии.Высота растений колеблется в зависимости от вида и сорта от 10-20 до 65-100 см.Корневая система тюльпана состоит из ежегодно отмирающих придаточных корней, расположенных на подковообразной нижней части донца. У молодых луковиц (до первого цветения) формируются столоны — полые структуры, на дне которых расположена дочерняя луковица. Обычно столоны растут вертикально вниз, реже в сторону.Стебель тюльпана представлен тремя формами: донце, столон и генеративный побег, несущий цветки и листья. Стебель прямостоячий, цилиндрический, высотой от 5-20 до 85-100 см.Листья тюльпана — удлинённо-ланцетные, зелёные или сизоватые, с гладкими или волнистыми краями и лёгким восковым налётом. Жилкование дуговое. Расположены очерёдно и охватывают стебель. Нижний лист самый крупный, верхний, так называемый флаг-лист — самый маленький. У тюльпанов Кауфмана (Tulipa kaufmanniana), Грейга (Tulipa greigii), Микели (Tulipa micheliana) и их садовых форм верхняя сторона листьев украшена фиолетово-бурыми, пурпурными пятнами или штрихами, полосами, что придаёт растениям особую декоративность. У взрослого цветущего растения чаще всего 2-4 (5) листа, которые расположены в нижней части стебля. У молодых растений (до первого цветения) единственный лист развивается к концу вегетации. Зачатки листьев закладываются в замещающей луковице взрослого растения в период вегетации, а рост продолжается в следующем сезоне.Цветок у тюльпана обычно один, но есть и многоцветковые виды (Tulipa praenstas, Tulipa turkestanica) и сорта от них, на цветоносе которых 3-5 цветков и более. Цветок правильный, обоеполый, околоцветник из шести свободных листочков, тычинок шесть, с удлинёнными пыльниками; пестик с верхней трёхгнёздной завязью, коротким столбиком и трёхлопастным рыльцем. Цветки видовых тюльпанов чаще красные, жёлтые, реже белые. Окраска сортовых тюльпанов самая разнообразная: от чисто-белой, жёлтой, красной, пурпурной, фиолетовой и почти чёрной до сочетания двух, трёх или нескольких цветов. Часто основание лепестков окрашено в другой цвет, отличающийся от основного, что образует так называемое «дно» цветка. Форма цветка тоже многообразная: бокаловидная, чашевидная, овальная, лилиевидная, махровая (пионовидная), бахромчатая, звездчатая, попугайная. Цветки крупные, длиной до 12 см, диаметром от 3 до 10 см, а в полном раскрытии у видовых тюльпанов до 20 см. Цветки тюльпанов широко раскрываются на солнце и закрываются ночью и в пасмурную погоду.Плод тюльпана — многосемянная коробочка трёхгранной формы. Семена плоские, треугольные, коричневато-жёлтые, расположены горизонтально в два ряда в каждом гнезде коробочки.В природе насчитывается до 110 видов тюльпанов.Род подразделяется на два подрода, Tulipa и Eriostemones (по L. W. D. van Raamsdonk).Известно довольно большое количество разновидностей, форм и помесей. Большинство разводимых в культуре тюльпанов относится к виду Tulipa gesneriana, дико растущего на востоке России, на Алтае, в Армении; в культуре встречаются разновидности этого вида с цветками простыми и махровыми, всевозможных колеров, одноцветных и пёстрых. В культуре встречаются и другие виды: Tulipa suaveolens с многочисленными разновидностями («Duc van Thol», «Rex rubrorum» и другие), Tulipa greigii, Tulipa pubescens, Tulipa eichleri и др.
cwetochki.ru
Урок русского языка для 3 класса по теме «Сочинение-описание «Роза»
Каряжкина Марина Юрьевна
ГБОУ ЦО №1948 «Лингвист – М»
учитель начальных классов
Урок русского языка для
3 класса по теме
«Сочинение-описание «Роза»
Цели:
Задачи:
Показать особенности художественного стиля
Приобщить к художественной речи (подбор эпитетов, сравнений)
Научить передавать своё видение мира
Приобщить к культурному наследию (поэзия, пословицы, загадки)
Развитие художественных способностей детей, творческого воображения, литературных способностей
1. Беседа. Значение цветов.
Красива наша Земля. Каждое время года дарит Земле свой наряд. Это может быть белая пушистая шубка зимы, пёстрый карнавальный костюм осени, лёгкое зелёное покрывало весны или красивый цветочный сарафан лета. Растение – земли украшение. Так говорят люди. (Пословица записывается на доске.) Одни цветы восхищают своей красотой или чудным запахом, другие – неповторимой формой, внешним видом, размерами, третьи – лечебными свойствами. Наблюдательному человеку цветы могут подсказать прогноз погоды или время суток, помогут заблудившемуся человеку выйти из леса.
- Много сказок и легенд создано о цветах. В сказках встречаются волшебные цветы.
Вспомните произведения, которые связаны с цветами.
Аксаков «Аленький цветочек»
Бажов «Каменный цветок»
Катаев «Цветик-семицветик»
Уальд «Соловей и роза»
Сент – Экзюпери «Маленький принц»
2.Загадка.
«Лик пахучий,
а хвост колючий» (роза)
- Что это за растение?
-Как вы догадались?
-Назовите признаки розы.
3.Роза – царица цветов. Её любили, ей поклонялись, её воспевали с незапамятных времён. О ней создалось столько сказаний, она играла такую выдающуюся роль в истории человечества, что об этом можно бы написать целые тома.
Многие садоводы выращивают хотя бы по нескольку кустов роз в своём саду, но для большинства из них многоликий мир роз остаётся непознанным. Множество форм и расцветок имеет красавица сада, потому что человек выращивает розу в течение тысячелетий. Роза многообразна: миниатюрная, вьющаяся, крупноцветковая, парковая, кустарниковая и т.д.
Первые упоминания о розах, дошедшие до нас, восходят к шумерам за 2 000 лет до нашей эры. В древней Индии и Китае культура роз достигла высокого уровня, были созданы великолепные сады и большие плантации. Там изготавливали и применяли розовую воду и масло, роза ценилась как лекарственное растение. Спустя века она пережила взлёт и падение.
Во многих странах селекционеры стремились получить у растений красивую форму и окраску цветов.
4. Поэты и писатели о розе.
А.С.Пушкин «Роза»
Где наша роза,
Друзья мои?
Увяла роза,
Дитя зари.
Не говори:
Так вянет младость!
Не говори:
Вот жизни радость!
Цветку скажи:
«Прости, жалею!
И на лилею
Нам укажи».
(http://rvb.ru/pushkin/01text/01versus/01lyceum/0004.htm)
Иван Бунин «Розы»
Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись -
Две чаши полного огня.
В окно, в прохладный сумрак дома,
Глядел зелёный знойный сад,
И сена душного истома
Струила сладкий аромат.
Порою, звучный и тяжёлый,
Высоко в небе грохотал
Громовый гул... Но пели пчёлы,
Звенели мухи – день сиял.
Порою шумно пробегали
Потоки ливней голубых...
Но солнце и лазурь мигали
В зеркально-зыбком блеске их -
И день сиял, и млели розы,
Головки томные клоня,
И улыбалися сквозь слёзы
Очами, полными огня.
(http://lubav.ucoz.ru/board/bunin_ivan_quotrozyquot/11-1-0-74)
Фет «Роза»
У пурпурной колыбели
Трели мая прозвенели,
Что весна опять пришла.
Гнётся в зелени берёза,
И тебе, царица роза,
Брачный гимн поёт пчела.
Вижу, вижу! Счастья сила
Яркий свиток твой раскрыла
И увлажила росой.
Необъятный. Непонятный.
Благовонный, благодатный
Мир любви передо мной.
Если б движущий громами
Повелел между цветами
Цвесть нежнейшей из богинь,
Чтоб безмолвную красою
Звать к любви, когда весною
Тёмен лес и воздух синь,-
Ни Киприда и ни Геба,
Спрятав в сердце тайны неба
И с безмолвьем на челе,
В час блаженный расцветанья
Больше страстного признанья
Не поведали б земле.
(http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B7%D0%B0_(%D0%A4%D0%B5%D1%82))
( Киприда – прозвище Афродиты, богини красоты
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B0,
Геба – богиня юности
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%B1%D0%B0)
Афанасий Фет «Осенняя роза»
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.
Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна, царица-роза,
Благоуханна и пышна.
Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.
(http://ruspoet.com/russkie_poety/fet_afanasiy/osennyaya_roza.mp3.13849)
Уайльд «Соловей и роза» (отрывок)
«Красная роза возникает из звуков песни при лунном сиянии, обагрённая кровью любящего сердца...
Она распускается на розовом кусте на самом верхнем побеге, лепесток за лепестком.
Сначала роза бледная, как лёгкий туман над рекою, бледная, как стопы зари, и серебристая, как крылья рассвета.
Отражения розы в серебряном зеркале, отражение розы в недвижной воде – вот какова была роза, расцветающая на верхнем побеге куста.
Но вот лепестки розы окрасились нежным румянцем, и, наконец, она стала алой, подобно утренней заре на востоке. Алым стал её венчик, и алой, как рубин, стала роза».
Оливье Метр посвятил этим цветам «Вальс роз».
На многих натюрмортах можно увидеть букеты роз.
5.Тема. Главная мысль. План.
Определить тему сочинения – художественное описание розы.
Главная мысль – показать красоту розы.
Речь, в которой словами рисуется то, о чём человек хочет сказать, называют художественной. Когда мы пользуемся художественной речью, наша задача в том, чтобы тот, кто будет слушать или читать, увидел нарисованные картины так же, как видим их мы, почувствовал то же, что чувствуем мы.
Чтобы уметь ярко, живо передавать настроение, рассказывать о том, что мы видим вокруг, нужно научиться пользоваться словами так же, как художник красками, т.е. подбирать их. Учитесь рисовать словами.
План.
I Введение. Значение цветов.
II
Внешний вид.
Форма.
Окраска.
Стебель.
Запах.
III Какие чувства вызывает у вас этот цветок?
6.Словарь.
Словарь составляется на уроке вместе с детьми. Ученики заранее знали тему урока. Дома они подбирали словосочетания о розе для словаря. У вас на уроке может получиться свой словарь. Можно из данного словаря использовать только небольшой объём. Также ребята подбирают эпитеты, красивые словосочетания из приведённых ранее литературных произведений.
Внешний вид
прекрасный великолепный цветок
царица цветов
красавица сада
украшение сада
символ красоты
красивая, изящная
Форма
как чаша, полная огня,
множество форм
многообразие роз
головки
красивая форма
Окраска
многоликий мир роз
множество расцветок
богатство красок и оттенков
белая, розовая, красная, коралловая, карминово-красная, сиреневая, жёлтая
алая, как рубин
красная, как лапки голубя
нежный румянец
белая, как морская пена
белее снега на горных вершинах
чёрная, как ночь
Запах
приятный аромат
струила сладкий аромат
сильный, тонкий, волшебный, нежный, душистый, чудный, божественный
Стебель
высокая ножка
Нет розы без шипов. ( пословица)
Роза – недотрога, её шипы коварны и остры.
7.Заголовок.
Дети сами подбирают заголовок к тексту.
Примерные заголовки:
Царица цветов.
Богиня цветов.
Королева цветов.
8.Написание сочинения
Материал рассчитан на два урока. Первый урок – подготовка к сочинению, второй урок – выполнение творческой работы.
Дети выполняют работу самостоятельно. Но вы можете им предложить свой текст, как образец.
Образец.
Царица цветов.
Растение – Земли украшение. Много удивительных и прекрасных растений можно встретить в лесах, полях, лугах, садах, парках.
Роза – царица цветов. Этот прекрасный цветок является украшением сада. Многолик мир роз. Здесь можно найти белые, жёлтые, розовые, красные, фиолетовые цветы. Головки роз похожи на чаши, полные огня. Чудесный крупный цветок на высокой ножке тянется к солнцу. Привлекает роза и приятным сладким ароматом. Так и хочется сорвать этот цветок. Но не спеши! Нет розы без шипов. Лик пахучий, а хвост колючий.
Мне нравится этот цветок. Он всегда радует своей красотой.
Литература:
Т.А.Ладыженская «Речь. Речь. Речь». М Педагогика 1990 г с.146 - 148
Н.Ф.Золотницкий «Цветы в легендах и преданиях» с. 21
Р.Коковкин «Многоликий мир роз» (журнал «Приусадебное хозяйство» №1 1989 с. 64-67)
Оскар Уайльд «Соловей и роза»
http://hobbitaniya.ru/wilde/wilde13.php
doc4web.ru