Открытый урок по биологии по теме 6 класса «Рост и развитие растений». Рост растений биология 6 класс
Презентация по биологии 6 класс на тему" рост и развитие растений"
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Рост и развитие растений.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда:«Растения – основа жизни на Земле. Без них исчезли бы многие живые организмы. Ведь растения дают им пищу». Девид Берни английский ученый
3 слайд Описание слайда:Какая особенность бамбука сделала его орудием казни?
4 слайд Описание слайда:Рост – необратимое увеличение размеров и массы организма или его отдельных органов
В росте растения участвует образовательная ткань – группа одинаковых по строению клеток, интенсивно делящихся, сохраняющих физиологическую активность на протяжении всей жизни и обеспечивающих непрерывное нарастание массы растения
6 слайд Описание слайда:1) Верхушечный рост происходит за счет образовательной ткани конуса нарастания побега или зон деления и растяжения корня
7 слайд Описание слайда:2) Вставочный рост - происходит за счет деления образовательной ткани в основе междоузлий злаковых растений
8 слайд Описание слайда:3) Боковой рост - это утолщение органов растений за счет боковой образовательной ткани - КАМБИЯ
9 слайд Описание слайда:4) Непрерывный рост – происходит постоянно у однолетних и тропических растений
10 слайд5) Периодический рост – прекращение роста зимой и возобновление роста растения весной
11 слайд Описание слайда:Растение увеличивается в размерах – растет. Вместе с тем оно меняет свои свойства, т.е. развивается.
12 слайд Описание слайда:Развитие – качественные изменения в организме или отдельных его частях на протяжении всей жизни (прорастание, цветение, образование семян и плодов).
13 слайд Описание слайда: 14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда:Продолжительность жизни растений (по Шеллу, Бушу и др.) Водоросль Macrocystis pyrifera- до 100 – 200 лет. Мхи - до 10 лет. Папоротники древовидные (Todea) -до 6000 лет . Мамонтово дерево - до 4000 лет. Кипарис - до 3000 лет. Кедр ливанский - до 2000 лет Можжевельник - до 2000 лет Ель обыкновенная- до 1200 лет Сосна кедровая -до 700 лет Баобаб -до 5000 лет. Липа крупнолистная -до 1000 лет Роза, боярышник -до 400 лет Тополь, бук - до 300 лет Береза, граб - до 100 – 150 лет
В индивидуальном развитии организма каждого растения выделяют четыре этапа. Они характеризуют возрастные особенности роста и развития растений на протяжении его жизни.
17 слайд Описание слайда:ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ У РАСТЕНИЙ
18 слайд Описание слайда:Зародышевый период Начинается с образования зиготы и завершается созревание семени
19 слайд Описание слайда:Начинается с момента прорастания семени и образования проростка,
20 слайд Описание слайда: 21 слайд Описание слайда:Растение способно цвести и давать плоды. В это время растение наиболее жизнеспособно.
22 слайд Описание слайда: 23 слайдЗавершающий этап в жизни растения. Растение не способно к половому размножению, постепенно истощается и умирает.
24 слайд Описание слайда: 25 слайд Описание слайда:Рост и развитие в индивидуальной жизни растений протекают в тесной взаимосвязи между собой и окружающей средой. Количественное увеличение растения (рост) определяет его качественные изменения (развитие).
26 слайд Описание слайда: 27 слайд Описание слайда: 28 слайд Описание слайда: 29 слайд Описание слайда:Созревание семян; Распространение семян; Прорастание семян
30 слайд Описание слайда: 31 слайд Описание слайда:Этапы прорастания семян
32 слайдНадземное прорастание
35 слайд Описание слайда: 36 слайд Описание слайда:Влияние запасающих веществ на рост проростка
37 слайд Описание слайда: 38 слайд Описание слайда: 39 слайд Описание слайда: 40 слайд Описание слайда: 41 слайд Описание слайда: 42 слайд Описание слайда:Целостность семян
43 слайд Описание слайда: 44 слайд Описание слайда: 45 слайдФотопериодизм – реакция растений на изменение продолжительности дня и ночи
47 слайд Описание слайда: 48 слайд Описание слайда:Сигнал для замедления роста осенью – уменьшение длины светового дня и снижение температуры воздуха
49 слайд Описание слайда:Смена окраски листьев Листопад Отмирание надземной части травяных растений СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ
50 слайд Описание слайда: 51 слайд Описание слайда: 52 слайд Описание слайда:§18 учебник, рабочая тетрадь §18 Подготовится к проверочной работе §16-18
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Презентация сопровождает изучение темы: " Рост и развитие растений" в 6 классе, расчитана на два урока по 45 минут.В работе даны основные определения по теме урока для записи в словарь терминов, дается описание основных типов роста растений, понятие индивидуального развития (онтогенеза), указаны основные этапы развития, влияние окружающей среды на рост и развитие растений, типы прорастания семян, сезонные изменения в жизни растений.В конце урока дети записывают домашнее задание.
Общая информация
Номер материала: ДВ-334382
Похожие материалы
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Рост и развитие растений. 6-й класс
Разделы: Биология
Цель: сформировать представления уч-ся об основных физических процессах: роста и развития растений.
Задачи:
- изучить особенности роста и развития растительного организма, показать роль семян в индивидуальном развитии цветковых растений; продолжать формирование умений ставить эксперимент.
- создать условия для развития познавательного интереса, умения анализировать, обобщать, сравнивать; формирование навыков коммуникативного общения; реализовывать систему мер по здоровьесбережения уч-ся.
- обоснование целостности живой природы, бережного отношения ко всем её представителям.
Оборудование: медиопроектор, аудиокассета (музыка для релаксации), проростки пшеницы, рисунки одуванчика и полыни, красный квадратик, магнитофон, раздаточный материал, пакеты с Д/З, семя вырезанные.
Основные понятия и термины: рост и развитие, индивидуальное развитие, семя.
Тип урока: Изучение нового материала + Л/Р.
Эскиз доски:
Понятия РОСТ РАЗВИТИЕ СЕМЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ |
Число Тема урока |
Ход урока
I. Организационный момент
Я рада этой встрече Мне с вами интересно, друзья! Интересные ваши ответы С удовольствием послушаю я. Мы сегодня снова будем наблюдать Выводы делать и рассуждать А чтобы урок пошёл каждому впрок Активно в работу включайся дружок.
– Обратите внимание на оформление доски. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке.
(Ответ: Красный цвет говорит о том что мы узнаем что-то новое)
– Сегодня на уроке мы поговорим, а впрочем вы мне скажите сами (вслух читают тему).
СЛАЙД № 1, см. Приложение 1
– Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Чему мы должны научиться.
Ответ.
II. Изучение нового материала
Запись числа и темы урока. Пока вы записываете, сразу подумайте над лексическим значением слов «рост» и «развитие».
– Можем ли мы сказать что слова «РОСТ и РАЗВИТИЕ» являются синонимами, обозначают одно явление?
Ответ: Слово «растение» происходит от глагола «расти» и отражает самую важную отличительную черту группы организмов – увеличение размеров и массы особи за счёт… Чего? За счёт увеличения числа и массы клеток. Но ведь животные тоже растут? Маленькие слепые котята в будущем становятся взрослыми животными. Таких примеров вы сами можете привести множество. Но давайте подумаем: чем, же рост растения отличается от роста животных и человека?
Ответ: животные и человек растут до определённого роста.
– Итак индивидуальное развитие – процесс преобразования организма от зарождения до конца жизни.
СЛАЙД № 2 (Записывают понятия в тетрадь.)
– С чего начинается развитие любого организма? Ответ: с оплодотворённой яйцеклетки и образования зиготы.
После многократных делений формируется зародыш. Он заключен в семени.
– Что такое семя? Чтобы ответить на этот вопрос посмотрите на экран.
ПОКАЗ ФИЛЬМА НА МЕДИОПРОЕКТОРЕ С ДИСКА К УЧЕБНИКУ СОНИН «СЕМЯ РАСТЕНИЯ»
– Так что такое семя?
Ответы учащихся.
– Семя – это зачаточное растение.
– Семя – это сложное по строению образование, развивающееся из семязачатка и служащее для размножения и расселения растений.
СЛАЙД № 3 (Записывают понятия в тетрадь.)
Физкультминутка
Семена созрели, и у семян начинается новый этап, этап распространения семян. Им придётся покинуть своих родителей, распрощаться с ними. Но у вас может возникнуть вопрос: ЗАЧЕМ? Семенам улетать, уплывать куда-то.
Ответить на этот вопрос нам поможет Одуванчик и Полынь
(Вывешиваются рисунки на доску.)
А теперь представьте себе, отцвел ярко-желтый одуванчик. На месте соцветия корзинки появился пушистый шарик, а в нём – до 100 семян.
А у полыни – 102 тысячи семян.
(Данные вывешиваются рядом с рисунками.)
– Что произойдёт, если все семена упадут рядом, в кучу?
Ответ: им негде будет расти и они погибнут.
Вывод: Чем дальше оказываются семена от родителей, тем больше возможности занять новые территории.
– А кто и что им помогает?
Ответы: ветер, вода, человек, животные.
У вас на столах находятся распечатанная таблица.
Задание: заполнить таблицу из собственных наблюдений и используя рисунки учебника на стр. 145–146, рисунков на экране. Можете сами добавить способ и привести пример.
СЛАЙД № 4
Вывод: Растения, сами лишённые возможности передвигаться, снабжают свои семена приспособлениями для распространения.
Динамическая пауза.
-Д омашним заданием у вас было выполнить часть Л/Р, выяснить условия необходимые для прорастания семян. Таблица у вас уже зафиксирована, осталось написать результаты опыта.
Отчёт по постановке и проведения опыта сделает: ………
(Выступление ученицы: мини-презентация Л/Р.)
V. Закрепление урока
(Тест по теме: «Рост и развитие растений»)
Возьмите карандаш и поменяйтесь тетрадями. Проверьте у товарища по парте. Верните тетрадь и оцените себя сами.
(Зачитываю по слайду ответы и критерии оценок.)
– Кто получил высокую оценку, поднимите большое семя, среднюю –среднее семя, низкую – маленькое семя.
СЛАЙД № 6
VI. Рефлексия урока
(Выполняют и проверяем у 2 учащихся.)
VII. Итог урока
Оценки. Д/З
Параграф № 41. Вопросы. Проверь свои знания. Каждому из вас д\з с сюрпризом.
(Раздаю пакеты с д\з.)
СЛАЙД № 7
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок биологии в 6 классе на тему "Рост и развитие растений" (И.Н.Пономарева)
1. Размножение - это ...
2. Различают два способа размножения растений ...
3. Размножить клубнем можно ...
4. Семена развиваются из семязачатков которые находятся в ...
5. Женские гаметы цветкового растения называют ...
6. Оплодотворение - это ...
7. Цветок - это ...
8. Плод образуется из ...
9. Плодом нельзя назвать ...
10. Яркая окраска характерна для цветков опыляемых ...
11. Для прорастания семян необходимы ...
12. Цветки, в которых есть тычинки и пестики называют ...
13. Органические вещества содержащиеся в семенах растение запасает для ...
14. Процесс двойного оплодотворения цветковых растений был открыт ..
15. Перенос пыльцы человеком с одного растения на другое называется
16.При вегетативном размножении растений у потомства:
17.Какой из перечисленных органов растения не является органом вегетативного размножения?
18..Корневыми отпрысками из перечисленных растений размножается:
19. Срастание привоя и подвоя обеспечивается клетками:
20.В селекции вегетативное размножение растений используется, в основном для того, чтобы:
21.Какое из перечисленных растений размножается корневищем?
23.Запас питательных веществ для прорастания пырея хранится в:
24.Какое из названных растений размножают листьями?
25.Дичок растения, к которому прививают культурное растение, называется:
4. черенок
3. Формулирование темы и постановка цели.
Просмотр видеофрагмента «Рост и цветение за две минуты»
– Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Чему мы должны научиться. Итак, сегодня мы с вами должны изучить особенности роста и развития растительного организма, выяснить, как происходит индивидуальное развитие цветковых растений и что способствует или мешает расти и развиваться растению.
Запись темы урока «Рост и развитие растений» сл.2
4.Изучение нового материала
Просмотр видеофрагмента «Ускоренный рост растения»
- Что такое рост? Работа с учебником на стр.97.
Рост – необратимое увеличение размеров и массы организма или его отдельных органов сл.3
- Какая ткань участвует в росте растения?
В росте растения участвует образовательная ткань – группа одинаковых по строению клеток, интенсивно делящихся, сохраняющих физиологическую активность на протяжении всей жизни и обеспечивающих непрерывное нарастание массы растения сл.4
- Где находится образовательная ткань в растении?
В верхушке корня и стебля, у однодольных злаковых в междоузлии.
Типы роста 9по месту нахождения образовательной ткани):
Верхушечный рост происходит за счет образовательной ткани конуса нарастания побега или зон деления и растяжения корня сл.5
Вставочный рост происходит за счет деления образовательной ткани в основе междоузлий злаковых растений сл.6
Боковой рост: это утолщение органов растений за счет боковой образовательной ткани - КАМБИЯ сл.7
- А как по времени растут растения?
Непрерывный рост – происходит постоянно у однолетних и тропических растений сл.8
Периодический рост – прекращение роста зимой и возобновление роста растения весной сл.9
- Растение увеличивается в размере – растет. Одновременно оно меняет свои свойства, т.е. оно развивается. Что такое развитие? Работа с учебником на стр.97.
Развитие – качественные изменения в организме или отдельных его частях на протяжении всей жизни (прорастание, цветение, образование семян и плодов) сл.10
Работа с таблицей «Индивидуальное развитие цветковых растений» сл.11
Все преобразования, происходящие в организме от его зарождения до конца жизни – индивидуальное развитие организма (ОНТОГЕНЕЗ) сл.12
- От чего зависит проявление свойств растений, их рост и развитие? Работа с учебником на стр. 98.
Суточные и сезонные ритмы сл.13-16
Послушайте стихи М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»
В песчаных степях аравийской землиТри гордые пальмы высоко росли.Родник между ними из почвы бесплодной,Журча, пробивался волною холодной,Хранимый, под сенью зеленых листов,От знойных лучей и летучих песков.
И многие годы неслышно прошли;Но странник усталый из чуждой землиПылающей грудью ко влаге студенойЕще не склонялся под кущей зеленой,И стали уж сохнуть от знойных лучейРоскошные листья и звучный ручей.
И стали три пальмы на бога роптать:«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?Без пользы в пустыне росли и цвели мы,Колеблемы вихрем и зноем палимы,Ничей благосклонный не радуя взор?..Не прав твой, о небо, святой приговор!»
И только замолкли – в дали голубойСтолбом уж крутился песок золотой,Звонков раздавались нестройные звуки,Пестрели коврами покрытые вьюки,И шел, колыхаясь, как в море челнок,Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
Мотаясь, висели меж твердых горбовУзорные полы походных шатров;Их смуглые ручки порой подымали,И черные очи оттуда сверкали…И, стан худощавый к луке наклоняя,Араб горячил вороного коня.
И конь на дыбы подымался порой,И прыгал, как барс, пораженный стрелой;И белой одежды красивые складкиПо плечам фариса вились в беспорядке;И, с криком и свистом несясь по песку,Бросал и ловил он копье на скаку.
Вот к пальмам подходит, шумя, караван;В тени их веселый раскинулся стан.Кувшины звуча налилися водою,И, гордо кивая махровой главою,Приветствуют пальмы нежданных гостей,И щедро поит их студеный ручей.
Но только что сумрак на землю упал,По корням упругим топор застучал,И пали без жизни питомцы столетий!Одежду их сорвали малые дети,Изрублены были тела их потом,И медленно жгли их до утра огнем.
Когда же на запад умчался туман,Урочный свой путь совершал караван;И следом печальным на почве бесплоднойВиднелся лишь пепел седой и холодный;И солнце остатки сухие дожгло,А ветром их в степи потом разнесло.
И ныне все дико и пусто кругом –Не шепчутся листья с гремучим ключом:Напрасно пророка о тени он просит –Его лишь песок раскаленный заносит.Да коршун хохлатый, степной нелюдим,Добычу терзает и щиплет над ним.
- Какие факторы воздействовали на рост и развитие трех пальм в песчаной степи аравийской земли?
Абиотические факторы (свет, ветер, вода…)
Биотические факторы (деятельность живых организмов)
Антропогенные факторы (человеческая деятельность) сл.16
5.Закрепление изученного материала
Облако терминов.
Обучающиеся записывают в облака новые термины урока и кратко объясняют их значение (рост, развитие, онтогенез, суточные ритмы, сезонные ритмы).
6.Рефлексия
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: §18, выучить таблицы;
Приготовить сообщение по теме: «Фитогормоны для растений»
infourok.ru
"Рост и развитие растений" (6 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Рост и развитие растений
2 слайд Описание слайда:Жизнь цветкового растения начинается с зиготы. Вспомните, что такое зигота? Затем наступает состояние семени.
3 слайд Описание слайда:Появившись из семени, растение образует маленький проросток. Начинается рост и развитие растения.
4 слайд Описание слайда:Рост растения- результат его жизнедеятельности. Вместе с тем это показатель общего состояния и развития растения. Растение увеличивается в размерах (растет). Рост – количественное увеличение размеров и массы тела организма.
5 слайд Описание слайда:Вместе с ростом растение меняет свои свойства, т.е. развивается. Развитие – качественные изменения организма.
6 слайд Описание слайда:Преобразования организма от зарождения до конца его жизни называют индивидуальным развитием (онтогенезом).
7 слайд Описание слайда:Этапы онтогенеза семенного растения Эмбриональный(зародышевый) - период образования зародыша и семени. Созревшее семя переходит в состояние покоя
8 слайд Описание слайда:II. Ювенильный этап (молодость)– от прорастания семени до начала заложения первых цветков. На этом этапе у растений образуются только вегетативные органы: листья, стебли, корни.
9 слайд Описание слайда:Завершается ювенильный период началом цветения растения
10 слайд Описание слайда:III. Зрелость. Этап зрелости начинается от момента закладки зачатков цветков до оплодотворения (появления новых зародышей).
11 слайд Описание слайда:Период зрелости Растение способно цвести и давать плоды. В это время растение наиболее жизнеспособно.
12 слайд Описание слайда:VI) Размножение- от первого оплодотворения до образования плодов и семян. В этот период происходит образование вегетативных органов размножения (клубни, луковицы и др.).
13 слайд Описание слайда:V) Старение и отмирание- от полного прекращения плодоношения до отмирания вегетативных органов и смерти самого организма.
14 слайд Описание слайда:В период старости у многих растений затухают все процессы, в том числе способность к вегетативному размножению.
15 слайд Описание слайда:Рост и развитие в индивидуальной жизни растений протекают в тесной взаимосвязи между собой и окружающей средой. Количественное увеличение растения (рост) определяет его качественные изменения (развитие).
16 слайд Описание слайда:Домашнее задание §18
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-416085
Похожие материалы
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Конспект урока 6 класса на тему "Рост и развитие растений"
Урок по теме: 6 класс
учитель биологии Мызникова С.В.
Урок по теме: "Рост и развитие растений"
Цель: сформировать представления уч-ся об основных физических процессах: роста и развития растений.
Задачи:
изучить особенности роста и развития растительного организма, раскрыть особенности индивидуального развития цветкового растения; показать роль семени в индивидуальном растения; продолжать формирование умений умений обсуждать проблемные вопросы, анализировать.
создать условия для развития познавательного интереса, умения анализировать, обобщать, сравнивать; формирование навыков коммуникативного общения; реализовывать систему мер по здоровьесбережения уч-ся.
обоснование целостности живой природы, бережного отношения ко всем её представителям
Тип урока: комбинированный.
Содержание этапа урока
Организационный момент
Слайд 1. Подготовка учащихся к работе на уроке:
- взаимное приветствие;
- настрой учащихся на работу, организация внимания;
- проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид)
Ход урока
Слайд 2 Учитель: - Здравствуйте! Садитесь. Сегодня наш урок пройдет в атмосфере рабочего настроения и полного взаимопонимания, интересно и с пользой для всех.
Проверка домашнего задания
Учитель: - Ребята, начнем урок с проверки домашнего задания. На прошлом уроке мы изучили тему «Бесполое размножение». Давайте проверим как вы подготовились.
Я вас на столах карточки с заданием, вы постарайтесь внимательно ответить на все вопросы, задание выполняем в тетради. Выполнить задание нужно за три минуты.
Проверка задания по слайду. (учащиеся выполняют задания у доски). Молодцы!
Изучение нового материала
Слайд Учитель: отгадайте загадку.
– Шагает красавица,легко земли касается,Идёт на поле, на реку,И по снежку, и по цветку. (Весна)
Постановка познавательной задачи.
Слайд Учитель: - Что означает поговорка, объясните. « Весенний день — год кормит».
Учитель: Почему урок начинаем с этой поговорки?
Как вы думаете, какая тема нашего урока? (ответы)
Слайд Тема урока: Рост и развитие растений. (записывают тему в тетрадь)
Учитель. Цели и задачи урока: изучить особенности роста и развития растительного организма, раскрыть особенности индивидуального развития цветкового растения; показать роль семени в индивидуальном растения.
Учитель: Как вы бы продолжили этот ряд? Что в нем перечисляется?
ответ: Этот ряд можно продолжить следующим образом: размножение, дыхание, питание, раздражимость и т. д. То есть здесь перечисляются основные признаки живого
Учитель: Что такое « рост?» Что значит «растение выросло»?
Как это можно определить? (ответы)
Учитель: Можем ли мы сказать, что слова “рост” и “развитие” являются синонимами, обозначают одно явление? Попробуйте охарактеризовать развитие растения.
– Давайте запишем пояснения к тем терминам, «рост» и «развитие», с которыми будем работать на уроке.
– Записывают определения.
ответ Вместе с ростом растение развивается.! Это разные процессы, но они взаимосвязаны.
Слайд . Учитель: Рост – это процесс увеличения массы тела организма, его размеров. У растений нередко продолжается всю жизнь, но часто снижается с возрастом.
Развитие - необратимый, закономерно направленный процесс тесно взаимосвязанных количественных и качественных изменений особи.
Рост-размеры организма или отдельных его частей увеличиваются постоянно.
Развитие растений тесно связано с их ростом, но это не одно и то же.
Примером развития служит образование цветка.
Учитель: Хорошо. А как вы понимаете «индивидуальное развитие организма»?
ответ: – Это, вероятно, особенности развития отдельного организма, одной особи.
Слайд Индивидуальное развитие, иначе называется онтогенез, – развитие организма от зарождения до конца жизни особи.
Индивид (лат. индивидуум – неделимое) – элементарная единица жизни, имеющая все признаки, свойственные виду, к которому организм принадлежит, но вместе с тем отличающаяся специфическими особенностями.
Учитель: – Индивидуальное развитие, или онтогенез, подразделяется на этапы.
– Что будет являться начальным этапом онтогенеза у цветковых растений?
Найдите ответ в тексте учебника (в § ) и запишем последовательность в тетрадь.
Работают с текстом учебника.
Составляют схему в тетради.
Учитель: С чего начинается развитие любого организма?
ответ (С оплодотворения яйцеклетки и образования зиготы)
Слайд 1.Оплодотворение яйцеклетки
↓
2.образование зиготы
↓
3.многократное деление
↓
4.формирование зародыша
↓
5.образование семени
Работают с текстом.
Делают записи в тетрадях.
Учитель:– Что же такое семя? Почему семенное размножение цветковых растений получило преимущество в ходе эволюции?
Слайд .Учитель: Семя – приостановившийся в своем развитии зародыш.
(работа таблицами)
Учитель: -Вспомним строение семени однодольных и двудольных растений.
Да, семена защищены, имеют покровы, содержат запас питательных веществ, чтобы сохранилась целостность зародыша.
Поэтому семенное размножение цветковых растений имеют преимущества в ходе эволюции.
Слайд (эксперимент семенами). Вы видите прорастание семян в разных условиях. Давайте выясним, какие условия необходимы для прорастания семян?
Учитель:- Ребята, давайте отдохнем и посмотрим видеофрагмент
на тему «Рост и цветение растения».
Учитель: -Теперь рассмотрим преимуществ семенного размножения.
Слайд Преимущества семенного
размножения
1. Защитные покровы – защищают зародыш от неблагоприятных воздействий среды.
2. Запас питательных веществ – обеспечивает зародыш на первых порах питанием.
3. Приспособления к распространению – способствуют переносу семян на большие расстояния и расселению.
4. Плотная оболочка – позволяет семени долго жить в состоянии покоя, дожидаясь благоприятных условий для прорастания.
Учитель. – Поговорим о способах распространения семян.
Слайды -Загадки.
В устных ответах называют способы распространения семян и приводят примеры.
Поясняют наличие приспособлений у разных растений
Способы распространения плодов и семян
1. Сочный плод – привлекает животных в качестве пищи.
2. Семена в пищеварительном тракте животных не теряют всхожести, но получают лучшие условия для прорастания.
3. Выросты на семенах помогают им прицепляться к животным (череда).
4. Хохолки, парашютики, крылышки помогают при распространении ветром (клен).
5. Малый вес семян также способствует распространению ветром (орхидеи).
6. Особые приспособления для саморазбрасывания семян (бешеный огурец).
7. Специальные приспособления для самозарывания
_____________________________________________________________________
Закрепление пройденного материала
Рефлексия "Синквейн".
В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Синквейн на тему Растения.
Пример синквейна.
Растения.Разнообразные, прекрасные.Украшают, радуют, восхищают.Зелёный наряд Земли.Красота!
Домашнее задание: парараф учебника, записать преимущества семенного размножения
Резерв
Тест по теме: «Рост и развитие растений»
Семя имеет ...
1.только запас питательных веществ
2. зародыш с запасом питательных веществ
3. зародышевый стебелёк и почечку с листочками
Семя - это ...
3.Можно ли хранить семена без доступа воздуха ...
1.да
2.нет
3.нет разницы
4.Плоды и семена имеющие пушистые волоски распространяются ...
1. тепло
2. воздух 3. холод
infourok.ru
Открытый урок по биологии по теме 6 класса «Рост и развитие растений»
Открытый урок по биологии
По теме 6 класса: «Рост и развитие растений».
Подготовила: Каменских Дарья Дмитриевна,
учитель биологии МБОУ Лицей №25
Цель урока: сформировать представление о процессах жизнедеятельности - росте и развитии.
Задачи урока:
Образовательная: изучить особенности роста и развития растительного организма, выявить факторы, влияющие на рост и развитие растений.
Развивающая: создать условия для развития познавательного интереса, умения анализировать, обобщать, сравнивать; формирование навыков коммуникативного общения
Воспитательная: обоснование целостности живой природы, бережного отношения ко всем ее представителям.
Форма организации учебной деятельности: работа в парах, работа с текстами учебника, оформление схем, моделирование.
Методы и методические приемы обучения: частично поисковый, проблемный.
Оборудование: учебник, карточки с иллюстрациями.
Ключевые слова и понятия: корень: рост, развитие, экологические факторы (биотические, абиотические, антропогенные).
Предметные результаты:
- раскрыть понятия «рост растений» и «развитие организма»
- формировать умения отличать понятия «рост» и «развитие»
- формировать умения определять виды экологических факторов
– формировать умение понимать смысл биологических терминов: зигота, семя, рост, развитие, экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.
Метапредметные и личностные результаты:
1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
3. Воспитывать бережное отношение к растениям
1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ таблиц и иллюстраций, диалог с учителем, моделирование, выполнение продуктивных заданий).
1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парах.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Орг.момент | Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Обратите внимание, перед вами лежит рабочие лист. Сегодня мы работаем с ним, а не в тетрадях. В течение урока вы его заполняете, а в конце урока сдаёте мне на проверку. За их оформление вы получите оценку. Прошу подписать Вас рабочий лист и поставить дату нашего занятия. | |
Проверка выполнения домашнего задания | И в начале урока давайте вспомним: о чем мы говорили на предыдущих занятиях: - Как называется изучаемая нами глава? - Какие основные процессы жизнедеятельности растений мы уже изучили? | - «Основные процессы жизнедеятельности растений» - Питание, дыхание, фотосинтез. |
Подготовка к работе на основном этапе | - На слайде представлен слова – соберите из них пословицу: «Весна пришла – зелень пошла». - Как Вы думаете, почему урок начинаем с этой пословицы? О каких процессах мы сегодня будем говорить? Сформулируйте тему урока и запишите её в тетрадь. - Давайте определимся с вопросами, которые сегодня будем разбирать (учитель записывает на доске план урока): 1. Определения «рост и развитие»; 2. Факторы, влияющие на рост и развитие растений. | - Потому что весна – пора пробуждения природы. - «Рост и развитие растений» - Определяют задачи урока: 1. Что такое рост и развитие? 2. Какие факторы влияют на рост и развитие растений? |
Усвоение новых знаний и способов действий | - Для начала давайте повторим материал прошлых уроков. Перед Вами на слайде 5 предложений, прочитайте их и скажите, в каких высказываниях допущены ошибки. - Сейчас я предлагаю Вам обратить внимание на слайд и посмотреть видео. - Из зиготы образуется зародыш семени, при прорастании которого образуется проросток растения, в дальнейшем он растёт и увеличивает свою надземную и подземную части. Так давайте дадим понятие, что же такое «рост растения»? - Хорошо, мы выяснили что любе растение увеличивается в размере – растёт. Но происходят ли с ним ещё какие-либо изменения, или оно остаётся неизменным на протяжении всей жизни? - Предлагаю Вам опять посмотреть видео и решить, какой процесс показан сейчас на экране? - Давайте дадим определение, что такое развитие? | (Читают и находят ошибки) - Рост – необратимое увеличение размеров и массы организма. (записывают в технологических листа) - Во время роста растения меняют свои свойства. - Развитие - это качественные изменения в строении и жизнедеятельности растения. |
Первичная проверка понимания изученного | - Итак, растение претерпевает различные изменения в ходе индивидуального развития. Но у всех ли растений эти процесс происходят одинаково. Почему? Что может повлиять на их рост и развитие? - Ребята, сейчас Вы будете работать в парах. Перед вами лежат лист и рисунки, и я прошу Вас выбрать те из них, которые, по вашему мнению, необходимы для нормального роста и развития растения. - Давайте посмотрим какие картинки вы выбрали для своего растения. | - Условия окружающей среды. Перечисляют. (Отвечают на вопрос) (Работают с ватманами в группах, демонстрируют и комментируют свою работу) (Показывают свои картинки, обсуждаем) |
Контроль знаний и способов действия | - Ребята, несмотря на многообразие факторов природы, которые мы сейчас рассмотрели, их можно разделить на группы. Как вы думаете, какие? Прошу вас распределить картинки на своих листах группами, уже по каким-то общим признакам. - И сейчас, мы проверим себя. Воспользовавшись учебником на странице 98-99 найдите виды экологических факторов, которые там встретите, и сравните со своими группами на рисунке, после чего заполните таблицу в своих технологических листах. - Влияние человека на окружающую среду, безусловно, огромное. И как это ни печально признавать, но чаще оно негативное. Ребята, как вы думаете, какой вред люди могут нанести природе своей деятельностью? - За последние 20-30 лет с лица Земли исчезает в год по одному животному и в день — по одному растению. Над природой нависла угроза исчезновения многих видов, а это для биосферы — настоящая катастрофа. Поэтому во всем мире для охраны отдельных видов растений и животных была создана Красная книга. - Получается, что на рост и развитие растений влияет множество факторов, и для того чтобы закрепить эти знания выполним следующую работу: на ваших листах есть 3 задания, и ваша задача ответить на них и отнести каждую ситуацию к какому-либо виду фактора. | (Отвечают) - Читают учебник и записывают в тетрадь: 1) биотические 2) абиотические 3) антропогенные Дети самостоятельно формулируют вывод: существует 3 вида факторов, приводят примеры. Каждая группа получает карточку, совещаясь отвечает на вопрос, и один человек зачитывает его и отвечает. |
Подведение итогов занятия | Итак, наш урок подходит к концу, и я попрошу вас ответить на вопросы: - Вернёмся к плану. | (Участвуют в беседе) (Обсуждаем результаты урока) |
Рефлексия | И в конце урока предлагаю вам вернуться к своим карточкам и смоделировать картину выбрав и наклеив на лист с растением те процессы и факторы, которые могут повлиять на его рост и развитие. | (Моделируют и вешают на доску) |
Д/з | Ваше домашнее задание на следующий урок: Обязательное:
Творческое задание со свободным выбором: Спасибо за урок! | (Записывают домашнее задание в дневники) |
1. В один из детских лагерей отдыха по выходным дням приезжали родители. Дети встречали их букетиками полевых цветов. В лагере 700 детей. Значит, в неделю они собирали примерно 700 букетов. Последствия сказались очень скоро. Какие?
(Через несколько лет вокруг лагеря исчезли самые красивые растения, так как их срывали в первую очередь. Растения не образовывали семян, которые после цветения дают жизнь новому поколению.
2. Когда созревают семена в шишках кедра, кедровка выбирает не только лучшие шишки, но и вытаскивает из них лучшие семена. Часть из них съедает, остальные зарывает про запас. Какое значение для леса имеет такой режим питания кедровки? (Забытые кедровкой орешки дают всходы, при этом прорастают лучшие семена, спрятанные птицей)
3. Нередко говорят: «Земля – тарелка, что положишь, то и возьмешь». А вот писатель Л. Н. Толстой, размышляя об этой проблеме, написал: «Вырастут травы, хлеба, плоды, деревья; насытятся животные, напитаются люди. Кто все приготовил? Солнце».
Согласны ли вы с мнением писателя?
(Да, мы согласны с мнением писателя, так как на солнечном свету в зеленых частях растения из углекислого газа и воды в процессе фотосинтеза образуются органические вещества, которые затем употребляют в пищу животные и человек. Но и почва принимает участие в приготовлении пищи для животных и человека, так как снабжает растения водой с растворенными в ней минеральными веществами.)
Д/з: Решить задачу: Желтые, красные, лиловые листья на деревьях и кустарниках говорят о том, что начинается осень, а значит и листопад. И у меня всегда возникает вопрос: какова его причина? Когда растениям не хватает воды, они желтеют. Похожее происходит осенью с листьями. Но ведь осень самое дождливое время года, и воды в почве много. А листья все равно меняют цвет и опадают. Почему?
infourok.ru
Презентация по биологии на тему "Рост и развитие растений" (6 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Рост и развитие растительного организма
2 слайд Описание слайда:Жизнь цветкового растения начинается с зиготы. Затем наступает состояние семени.
3 слайд Описание слайда:Появившись из семени, растение образует маленький проросток. Начинается рост и развитие растения.
4 слайд Описание слайда:Рост растения- результат его жизнедеятельности. Вместе с тем это показатель общего состояния и развития растения. Растение увеличивается в размерах (растет). Рост – коли-чественное увеличение размеров и массы тела организма.
5 слайд Описание слайда:Вместе с ростом растение меняет свои свойства, т.е. развивается. Развитие – качественные изменения организма.
6 слайд Описание слайда:Преобразования организма от зарождения до конца его жизни называют индивидуальным развитием. Продолжительность жизни растений (по Шеллу, Бушу и др.) Водоросль Macrocystis pyrifera- до 100 – 200 лет. Мхи - до 10 лет. Папоротники древовидные (Todea) -до 6000 лет . Мамонтово дерево - до 4000 лет. Кипарис - до 3000 лет. Кедр ливанский - до 2000 лет Можжевельник - до 2000 лет Ель обыкновенная- до 1200 лет Сосна кедровая -до 700 лет Баобаб -до 5000 лет. Липа крупнолистная -до 1000 лет Роза, боярышник -до 400 лет Тополь, бук - до 300 лет Береза, граб - до 100 – 150 лет
7 слайд Описание слайда:Индивидуальное развитие цветковых растений Зародышевый период Начинается с образования зиготы и завершается созревание семени
8 слайд Описание слайда:Период молодости Начинается с момента прорастания семени и образования проростка,
9 слайд Описание слайда:и завершается началом цветения растения
10 слайд Описание слайда:Период зрелости Растение способно цвести и давать плоды. В это время растение наиболее жизнеспособно.
11 слайд Описание слайда:Пе период зрелости
12 слайд Описание слайда:Завершающий этап в жизни растения. Растение не способно к половому размножению, постепенно истощается и умирает.
13 слайд Описание слайда:В период старости у многих растений затухают все процессы, в том числе способность к вегетативному размножению.
14 слайд Описание слайда:Рост и развитие в индивидуальной жизни растений протекают в тесной взаимосвязи между собой и окружающей средой. Количественное увеличение растения (рост) определяет его качественные изменения (развитие).
15 слайд Описание слайда:В индивидуальном развитии организма каждого растения выделяют четыре этапа. Они характеризуют возрастные особенности роста и развития растений на протяжении его жизни.
16 слайд Описание слайда:СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-268701
Похожие материалы
Оставьте свой комментарийinfourok.ru