Реинтродукция растений. Круглый стол по реинтродукции редких растений (г. Санкт-Петербург)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Интродукция, реинтродукция и репатриация растений. Реинтродукция растений


Реинтродукция — WiKi

Реинтродукция — переселение и заселение вновь диких животных и растений определенного вида на территорию, где они ранее обитали и произрастали, но откуда по каким-либо причинам исчезли, для создания новой и устойчивой популяции. Не следует путать реинтродукцию с реакклиматизацией, поскольку это разные понятия.

Цели и задачи

Реинтродукция применяется как метод восстановления редких и исчезающих видов животных и растений в естественных местах обитания.

При Международном союзе охраны природы (IUCN), в Комиссии по выживанию видов (SSC) работает Группа специалистов по реинтродукции (RSG)[1]. Необходимость создания этой группы была продиктована увеличением числа случаев, когда те или иные виды исчезающих растений и животных могли быть восстановлены только с помощью реинтродукции.

Методы реинтродукции

Для реинтродукции используются дикие особи, перевезенные из других мест, и/или выращенные человеком (в питомниках, зоопарках, ботанических садах и т. п.). В большинстве случаев реинтродукция заключается в возврате видов, ранее обитавших в данной местности, но потом исчезнувших по вине человека. Исключения составляют случаи заселения видами, исчезнувшими с части своего ареала не по вине человека, а вследствие естественных причин. Например, переселение в 1970-е годы стада овцебыков из Гренландии на полуостров Таймыр, где эти животные обитали во время ледникового периода, но вымерли по неизвестным причинам[2].

Для реинтродукции растений применим тот же принцип. Виды растений, находящиеся под угрозой на какой-либо территории привозят туда из других местностей или высаживают искусственно выращенные растения.

Успехи реинтродукции животных

Программа реинтродукции переднеазиатского леопарда, осуществляемая WWF на Кавказе. Особи этого вида ещё сохранились в Туркмении, на Кавказе они были полностью истреблены людьми. По программе несколько особей леопарда завезены из Туркмении на Кавказ, где на охраняемой территории созданы вольеры для содержания и размножения животных. После формирования в неволе группы животных в количестве, достаточном для основания природной популяции, они будут выпущены в природные условия[3]. Первый выпуск переднеазиатских леопардов из питомника в Сочинском национальном парке в дикую природу Кавказа планируется осуществить 15 июля 2016 года [4]

Проблемы реинтродукции животных

Реинтродукция видов — это сложная программа, так как животные, выращенные в неволе утрачивают навыки выживания в дикой природе. Ученым нужно тщательно планировать подобные программы, правильно готовить их к выпуску и затем отслеживать состояние новой популяции, пока она не станет естественно устойчивой, а также влияние новой популяции на экосистему.[5][6]

Такой процесс постепенной адаптации выращенных в неволе животных к условиям естественной среды обитания называется реакклиматизация. В большинстве случаев реакклиматизация является необходимым и очень важным и ответственным начальным этапом реинтродукции диких животных.

Примечания и сноски

Литература

  • Ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. № 257-З «О животном мире». (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 172, 2/1354)
  • Белоусова И. П., Смирнов К. А., Казьмин В. Д., Кудрявцев И. В. Реинтродукция европейского зубра в лесную экосистему национального парка «Орловское полесье» // Экология. — Академиздатцентр «Наука» РАН, 2005. Том 36, № 2. — С. 115—119.
  • Козло П. Г. Реинтродукция беловежского зубра (Bison b. bonasus) в Беларуси // Беловежская пуща на рубеже третьего тысячелетия. Материалы научно-практической конференции, посвященной 60-летию со дня образования Государственного заповедника «Беловежская пуща» (22—24 декабря 1999 г., п. Каменюки, Брестска обл.) — Минск, 1999. — С. 302—305. — 429 с. ISBN 985-445-272-7
  • Кэмпбэлл Ш. Реальна ли реинтродукция? // Биология охраны природы: Пер. с англ. / Под ред. М. Сулея, Б. Уилкокса. / Пер. под ред. А. В. Яблокова. — М.: Мир, 1983. — С. 297—303.
  • Примак Р. Основы сохранения биоразнообразия / Пер. с англ. Под общ. ред. А. В. Смурова и Л. П. Корзуна. — М.: Издательство Научного и учебно-методического центра, 2002. — 256 с. ISBN 5-89414-025-0 Эл. версия
  • Реинтродукция лошади Пржевальского в Западную Монголию // Степной Бюллетень, 2005, № 19. — С. 35. — 68 с. ISSN 1726—2860 Эл. версия

См. также

Ссылки

ru-wiki.org

Реинтродукция - это... Что такое Реинтродукция?

Реинтродукция — переселение и заселение вновь диких животных и растений определенного вида на территорию, где они ранее обитали и произрастали, но откуда по каким-либо причинам исчезли, для создания новой и устойчивой популяции.

Этимология терминологии

Реакклиматизацию и реинтродукцию часто путают, хотя это разные понятия.

Цели и задачи

Реинтродукция применяется как метод восстановления редких и исчезающих видов животных и растений в естественных местах обитания.

При Международном союзе охраны природы (IUCN), в Комиссии по выживанию видов (SSC) работает Группа специалистов по реинтродукции (RSG)[1]. Необходимость создания этой группы была продиктована увеличением числа случаев, когда те или иные виды исчезающих растений и животных могли быть восстановлены только с помощью реинтродукции.

Животные

Растения

Для реинтродукции растений применим тот же принцип. Виды растений, находящиеся под угрозой на какой-то территории привозят туда из других местностей или высаживают искусственно выращенные растения.

Методы реинтродукции

Для реинтродукции используются дикие особи, перевезенные из других мест, и/или выращенные человеком (в питомниках, зоопарках, ботанических садах и т.п.). В большинстве случаев реинтродукция заключается в возврате видов, ранее обитавших в данной местности, но потом исчезнувших по вине человека. Исключения составляют случаи заселения видами, исчезнувшими с части своего ареала не по вине человека, а вследствие естественных причин. Например, переселение в 1970-е годы стада овцебыков из Гренландии на Таймыр, где эти животные обитали в Ледниковом периоде, но вымерли по неизвестным причинам[2].

Успехи реинтродукции животных

Программа реинтродукции переднеазиатского леопарда, осуществляемая WWF на Кавказе. Особи этого вида еще сохранились в Туркмении, на Кавказе они полностью истреблены людьми. По программе несколько особей леопарда завезены из Туркмении на Кавказ, где на охраняемой территории созданы вольеры для содержания и размножения животных. После формирования в неволе достаточной группы основателей природной популяции, они будут выпущены в природные условия [3].

Проблемы реинтродукции животных

Реинтродукция видов — это сложная программа, так как животные, выращенные в неволе утрачивают навыки выживания в дикой природе. Ученым нужно тщательно планировать подобные программы, правильно готовить их к выпуску и затем отслеживать состояние новой популяции, пока она не станет естественно устойчивой, а также влияние новой популяции на экосистему.[4][5]

Такой процесс постепенной адаптации выращенных в неволе животных к условиям естественной среды обитания называется реакклиматизация. В большинстве случаев реакклиматизация является необходимым и очень важным и ответственным начальным этапом реинтродукции диких животных.

Примечания и сноски

Литература

  • Ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. № 257-З «О животном мире». (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007г., №172, 2/1354)
  • Белоусова И. П., Смирнов К. А., Казьмин В. Д., Кудрявцев И. В. Реинтродукция европейского зубра в лесную экосистему национального парка «Орловское полесье» // Экология. - Академиздатцентр «Наука» РАН, 2005. Т. 36. № 2. - С. 115-119. УДК: 574.4:599.6.73

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Реинтродукция — википедия орг

Реинтродукция — переселение и заселение вновь диких животных и растений определенного вида на территорию, где они ранее обитали и произрастали, но откуда по каким-либо причинам исчезли, для создания новой и устойчивой популяции. Не следует путать реинтродукцию с реакклиматизацией, поскольку это разные понятия.

Цели и задачи

Реинтродукция применяется как метод восстановления редких и исчезающих видов животных и растений в естественных местах обитания.

При Международном союзе охраны природы (IUCN), в Комиссии по выживанию видов (SSC) работает Группа специалистов по реинтродукции (RSG)[1]. Необходимость создания этой группы была продиктована увеличением числа случаев, когда те или иные виды исчезающих растений и животных могли быть восстановлены только с помощью реинтродукции.

Методы реинтродукции

Для реинтродукции используются дикие особи, перевезенные из других мест, и/или выращенные человеком (в питомниках, зоопарках, ботанических садах и т. п.). В большинстве случаев реинтродукция заключается в возврате видов, ранее обитавших в данной местности, но потом исчезнувших по вине человека. Исключения составляют случаи заселения видами, исчезнувшими с части своего ареала не по вине человека, а вследствие естественных причин. Например, переселение в 1970-е годы стада овцебыков из Гренландии на полуостров Таймыр, где эти животные обитали во время ледникового периода, но вымерли по неизвестным причинам[2].

Для реинтродукции растений применим тот же принцип. Виды растений, находящиеся под угрозой на какой-либо территории привозят туда из других местностей или высаживают искусственно выращенные растения.

Успехи реинтродукции животных

Программа реинтродукции переднеазиатского леопарда, осуществляемая WWF на Кавказе. Особи этого вида ещё сохранились в Туркмении, на Кавказе они были полностью истреблены людьми. По программе несколько особей леопарда завезены из Туркмении на Кавказ, где на охраняемой территории созданы вольеры для содержания и размножения животных. После формирования в неволе группы животных в количестве, достаточном для основания природной популяции, они будут выпущены в природные условия[3]. Первый выпуск переднеазиатских леопардов из питомника в Сочинском национальном парке в дикую природу Кавказа планируется осуществить 15 июля 2016 года [4]

Проблемы реинтродукции животных

Реинтродукция видов — это сложная программа, так как животные, выращенные в неволе утрачивают навыки выживания в дикой природе. Ученым нужно тщательно планировать подобные программы, правильно готовить их к выпуску и затем отслеживать состояние новой популяции, пока она не станет естественно устойчивой, а также влияние новой популяции на экосистему.[5][6]

Такой процесс постепенной адаптации выращенных в неволе животных к условиям естественной среды обитания называется реакклиматизация. В большинстве случаев реакклиматизация является необходимым и очень важным и ответственным начальным этапом реинтродукции диких животных.

Примечания и сноски

Литература

  • Ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. № 257-З «О животном мире». (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 172, 2/1354)
  • Белоусова И. П., Смирнов К. А., Казьмин В. Д., Кудрявцев И. В. Реинтродукция европейского зубра в лесную экосистему национального парка «Орловское полесье» // Экология. — Академиздатцентр «Наука» РАН, 2005. Том 36, № 2. — С. 115—119.
  • Козло П. Г. Реинтродукция беловежского зубра (Bison b. bonasus) в Беларуси // Беловежская пуща на рубеже третьего тысячелетия. Материалы научно-практической конференции, посвященной 60-летию со дня образования Государственного заповедника «Беловежская пуща» (22—24 декабря 1999 г., п. Каменюки, Брестска обл.) — Минск, 1999. — С. 302—305. — 429 с. ISBN 985-445-272-7
  • Кэмпбэлл Ш. Реальна ли реинтродукция? // Биология охраны природы: Пер. с англ. / Под ред. М. Сулея, Б. Уилкокса. / Пер. под ред. А. В. Яблокова. — М.: Мир, 1983. — С. 297—303.
  • Примак Р. Основы сохранения биоразнообразия / Пер. с англ. Под общ. ред. А. В. Смурова и Л. П. Корзуна. — М.: Издательство Научного и учебно-методического центра, 2002. — 256 с. ISBN 5-89414-025-0 Эл. версия
  • Реинтродукция лошади Пржевальского в Западную Монголию // Степной Бюллетень, 2005, № 19. — С. 35. — 68 с. ISSN 1726—2860 Эл. версия

См. также

Ссылки

www-wikipediya.ru

Круглый стол по реинтродукции редких растений (г. Санкт-Петербург)

Россия > Круглый стол по реинтродукции редких растений (г. Санкт-Петербург)

Круглый стол, посвященный вопросам реинтродукции редких видов растений в России, состоялся в рамках Четвертой международной научной конференция: «Биологи-ческое разнообразие. Интродукция растений», которая проходила с 5 по 8 июня 2007 года в Санкт-Петербурге в Ботаническом саду Ботанического института им. В.Л.Комарова РАН. Круглый стол был организован Отделением Международного совета ботанических садов по охране растений (BGCI) в сотрудничестве с Комиссией по редким видам растений СБСР. Одной из важнейших задач круглого стола был обмен опытом по реинтродук-ции редких видов. Всего в совещании приняли участие 22 специалиста. 

Заседание открыл председатель Российского отделения BGCI, к.б.н. И.А.Смирнов. В своем выступлении он коснулся международных и национальных программных документов, регулирующих деятельность по восстановлению численности редких видов растений в естественных местообитаниях. В частности, он обратил внимание аудитории, что в 2010 году ботаническим садам России необходимо отчитываться по Глобальной стратегии сохранения растений (ГССР). Целевая задача №8 ГССР напрямую касается ботанических садов и говорит о необходимости сохранения в коллекциях ex-situ, предпочтительно в стране происхождения, 60% видов растений, находящихся под угрозой исчезновения и включения 10% таких растений в программы по восстановлению и возобновле-нию видов. Если по первой части задачи собрана достаточно полная информация (в том числе благодаря активной деятельности комиссий по информационным технологиям и редким видам растений СБСР), то по второй части задачи обобщающая информация практически отсутствует.

В обзорном докладе председатель комиссии по редким видам СБСР, д.б.н. Ю.Н.Горбунов отметил, что Стратегия ботанических садов России по сохранению биоразнообразия растений также учитывает вопросы реинтродукции (репатриации) редких видов, в частности в ней подчеркнута необходимость рассмотрения предложений о проведении репатриации, сбора и анализа информации по мониторингу воссозданных популяций, подготовки методических рекомендаций по реинтродукции. Краткий анализ работ по восстановлению природных популяций растений приводит к заключению, отметил Ю.Н.Горбунов, что для проведения таких работ необходимо иметь массовый и полноценный в генетическом отношении материал вида (семена, рассаду, черенки и др.). Природные популяции дикорастущих видов обычно гетерогенны как на внутри- так и на межпопуляционном уровнях. Искусственные популяции, создаваемые размноженным в условиях культуры материалом, должны быть также гетерогенными. По-этому при размножении в условиях культуры вида, предназначенного для возвращения в природу, важно не только собрать достаточно репрезентативный исходный материал, но и не допустить элиминации генетического разнообразия в процессе размножения.

Среди наиболее обстоятельных публикаций, касающихся вопросов реинтродукции (репатриации) растений были отмечены следующие:С.Е. Коровин и др. Переселение растений. Методические подходы к проведению работ. 2001. – по сути, первое в России руководство, обобщающее методику различных способов переселения растений. Реинтродукция растений в дикую природу: руководство для ботанических садов. (A Handbook for Botanic Gardens on the Reintroduction of Plants to the Wild). 1995. - практические рекомендации BGCI по организации реинтродукционных программ. В.Л. Тихонова и др. Реинтродукция дикорастущих травянистых растений: состояние проблемы и перспективы. Бюллетень ГБС. Выпуск 183. 2002. – уникальный обзор литературы по более чем 100 отечественным и зарубежным публикациям. L. Valee et al. Guidelines for the translocation of threatened plants in Australia. Second edition. 2004. – руководство, обобщающее опыт австралийских специалистов по переселению растений.

В докладе И.А.Смирнова и Н.С.Мергелова было показано, что около 90 видов растений включены в программы по реинтродукции (репатриации), выполняемые ботаническими садами и некоторыми заповедниками России. Из всего списка только 21 вид занесен в Красную книгу РФ. Это составляет около 23% от общего числа видов, включенных в программы, и около 3% от числа всех объектов растительного мира Красной книги РФ (по состоянию на 1 июня 2005 г.). По приблизительным оценкам (на момент подписания ГССР в 2002 г.) в мире лишь 2% исчезающих видов были включены в программы по реинтродукции и репатриации. Более того, если учесть неопубликованные данных по ООПТ и другим природоохранным организациям, процент редких видов может оказаться выше. Предварительная оценка показывает, что в России в программы по реинтродукции (репатриации) не включено ни одного вида древесных растений.

Примеры восстановления популяций растений в естественных условиях были приведены в выступлениях: Р.З. Саодатовой (ГБС РАН) по реинтродукции некоторых охраняемых видов растений Владимирской области в лесопарковой части зеленой зоны г. Киржача, Л.М. Абрамовой (БС Уфимского НЦ РАН) по сохранению редких видов Республики Башкортостан методами интродукции и реинтродукции (на примере родиолы иремельской), Л.Н. Мироновой и М.Н. Колдаевой (БСИ ДВО РАН) по реинтродукции растений как способу восстановления численности охраняемых видов флоры Приморского края, М.В. Арбузовой (Заповедник «Белогорье») о перспективах сохранения редких видов степной и меловой флоры в Центральном Черноземье путем реинтродукции (репатриации), Г.П. Федосеевой (БС УрГУ) об опыте Ботанического сада Уральского государственного университета по восстановлению численности редких видов, О.И. Короткова (Волгоградский региональный БС) об опыте изучения редких и исчезающих видов растений в Волгоградском региональном ботаническом саду, В.В. Птицы (Донецкий ботанический сад) об этапах реинтродукции раритетных видов растений на юго-востоке Украины, В.Я. Кузеванова (БС Иркутского ГУ) об опыте восстановления популяции лука алтайского (Allium altaicum Pall.) в регионе озера Байкал.

На конкретных примерах было показано, что при осуществлении проектов по реинтродукции нужно проводить предварительное изучение как биологии вида, так и экологических условий его существования. Большое значение имеют почвенные банки семян, о которых мы знаем сегодня недостаточно. Участники согласились, что реинтродукция должна проводиться, прежде всего, в те места, где вид сохранился, при этом семенной материал желательно брать из той же природной территории.

В ходе обсуждения выявился ряд актуальных проблем. Многие участники отметили первоочередную необходимость разработки официальных методических рекомендаций по проведению реинтродукционных работ.

Было особо отмечено отсутствие единой терминологии и, в связи с этим, необходимость договориться об определении и правильном ее использовании. В настоящее время работы схожего плана называют реинтродукцией, реставрацией, репатриацией, реакклиматизацией, натурализацией, интродукцией.

В выступлениях участников, в частности академика И.Ю. Коропачинского, д.б.н. Горбунова, была подчеркнута важность работы с редкими и исчезающими видами общенационального списка (Красная книга РФ). При этом как показывает практика, многие проекты по реинтродукции затрагивают либо виды, не нуждающиеся в первоочередной охране, либо, включенные в региональные красные книги. Часто присутствие вида в ре-гиональных красных списках оказывается недостаточным критерием для определения важности его охраны. Редкий вид одного региона может не являться таковым в масштабах страны. Но самое важное, что при таком подходе в программы по реинтродукции не попадают виды общенационального списка, нуждающиеся в первоочередной охране.

Еще одна проблема, которая препятствует работам по реинтродукции – это отсутствие законодательной базы. Очевидно, что проекты по реинтродукции лучше осуществлять на территории ООПТ. Однако формально такие работы на этих территориях запрещены. Тем не менее, некоторые заповедники имеют экспериментальные участки, на которых проведение реинтродукционных работ возможно. Необходимо выяснить в каких заповедниках имеются возможности для закладки искусственных популяций. Проблему также нужно решать через создание специальной программы по реинтродукции.

Было подчеркнуто, что необходимо составить список видов, нуждающихся в охране путем реинтродукции, при этом желательно избежать дублирования проектов, когда разные организации занимаются реинтродукцией одних и тех же видов. Род ирис и род родиола, как наиболее часто встречающиеся в примерах по реинтродукции, было предложено использовать в качестве модельных. В результате проведенного обсуждения была сформирована рабочая группа, которая будет участвовать совместно с Комиссией по редким видам СБСР и Российским отделением BGCI в сборе информации о проведении работ по реинтродукции редких растений, составлении списка первоочередных объектов для реинтродукции, содействовать разработке методических рекомендаций по реинтродукции (репатриации) и т.д.

РЕЗОЛЮЦИЯ Участники круглого стола, обсудив состояние работ в ботанических садах России по созданию искусственных популяций растений, считают в качестве актуальных и первоочередных следующие задачи:

1. Необходимость расширения работ по реинтродукции редких видов растений в ботанических садах России с целью выполнения к 2010 г. целевой задачи №8 Глобальной стратегии сохранения растений.2. Сбор полной информации о проведении работ по реинтродукции редких видов растений.3. Разработку методических рекомендаций по проведению работ по созданию и восстановлению популяций редких видов растений в природе.4. Составление перечня первоочередных объектов для проведения работ по реинтродукции и распределение их между заинтересованными ботаническими садами.5. Проведение анализа возможности использования территорий ООПТ для проведения работ по реинтродукции редких растений.6. Расширение участия имеющихся в ботанических садах банков меристем (ГБС РАН, Волгоградский региональный БС и др.) в работах по реинтродукции растений.7. Организацию семинаров и круглых столов для обсуждения терминологических, методических и организационных проблем в области реинтродукции растений.

Осенью 2007 года планируется провести следующий семинар, посвященный проблеме реинтродукции (репатриации) растений.

Российское отделение BGCI выражает искреннюю и глубокую признательность за помощь в проведении круглого стола сотрудникам Ботанического сада БИН РАН – директору сада, к.б.н. Ю.С.Смирнову, к.б.н. И.А.Паутовой, к.б.н. И.М.Васильевой, к.б.н. Н.Б. Алексеевой, к.б.н. К.Г. Ткаченко и Ю.Г. Калугину.

www.bgci.org

Интродукция, реинтродукция и репатриация растений

ОРХИДНЫЕ ПЕЧОРО-ИЛЫЧСКОГО ЗАПОВЕДНИКА

ОРХИДНЫЕ ПЕЧОРО-ИЛЫЧСКОГО ЗАПОВЕДНИКА Кириллова (Плотникова) Ирина Анатольевна окончила Сыктывкарский государственный университет (2002). Кандидат биологических наук, научный сотрудник отдела флоры и растительности Севера Института биологии

Подробнее

ИНТРОДУКЦИЯ РА СТЕНИЙ

ИНТРОДУКЦИЯ РА СТЕНИЙ ИНТРОДУКЦИЯ РА СТЕНИЙ УДК 635.925 К ВОПРОСУ СЕМЕННОГО РАЗМНОЖЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РОДА Campanula L И.Н. Аллаярова, Л.Н. Миронова Ботанический сад-институт Уфимского научного центра РАН 450080, Уфа, Полярная,

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая дополнительная образовательная программа экологобиологической направленности первого года обучения разработана на основе дополнительной образовательной программы «Зеленый

Подробнее

Секция: Биология и экология ГБОУ ДОД Республиканский детский эколого-биологический центр республики Башкортостан 450005, г. Уфа, ул. 50 лет Октября, д. 14/1 тел.: 8(347) 273-76-75; E-mail: [email protected]

Подробнее

Актуальность темы Цель исследования

Актуальность темы Цель исследования отзыв официального оппонента на диссертацию Хоменка Максима Анатольевича на тему: «Изменчивость конского каштана обыкновенного (Ае8си1ш Ырроса8(апит Ь.) как основа для отбора декоративных форм в городских

Подробнее

2. Пояснительная записка

2. Пояснительная записка 2. Пояснительная записка Экспертная оценка зеленых насаждений и пней, расположенных на двух земельных участках, общей площадью 51 000 кв. м (5,1 га), отведенных под создание противопожарного разрыва с

Подробнее

ПАСПОРТ УЧЕБНО-ОПЫТНОГО УЧАСТКА

ПАСПОРТ УЧЕБНО-ОПЫТНОГО УЧАСТКА УТВЕРЖДЕН приказом директора МБОУ «Пригорьевская средняя школа» от 31 августа 2015 г. 166 ПАСПОРТ УЧЕБНО-ОПЫТНОГО УЧАСТКА Принят на Педагогическом совете Протокол от 28.08.2015г. 1 1.ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ УЧЕБНО-ОПЫТНОГО

Подробнее

Д.б.н., профессор Савиных Н.П.,

Д.б.н., профессор Савиных Н.П., Д.б.н., профессор Савиных Н.П., Пересторонина О.Н., Гальвас А.Г, Зыкин А.Е., Шабалкина С.В. Вятский государственный университет Нолинская лесопромышленная компания Целостность экосистемы обеспечивается

Подробнее

Экология от южных гор до северных морей

Экология от южных гор до северных морей Российская академия наук Уральское отделение Институт экологии растений и животных Экология от южных гор до северных морей Материалы Всероссийской конференции молодых ученых, посвященной 90-летию со дня

Подробнее

Социальной проект: "Ландшафтный дизайн"

Социальной проект: Ландшафтный дизайн Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия 1" Социальной проект: "Ландшафтный дизайн" Воронеж ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Возрастает интерес людей к благоустройству и озеленению мест, в

Подробнее

БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ УДК 581.524.2 Е. В. Пикалова Н. П. Стецук К оценке внутривидовой изменчивости Ambrosia trifida L. в условиях г. Оренбурга и Республики Башкортостан Приведены результаты исследований по оценке внутривидовой

Подробнее

ЛЕКЦИЯ 6. Экологические. факторы и лес.

ЛЕКЦИЯ 6. Экологические. факторы и лес. ЛЕКЦИЯ 6. Экологические факторы и лес. 1. Предмет и особенности лесной экологии. 2. Экологические факторы и их классификация. 3. Влияние экологических факторов на лесные экосистемы. 1. Предмет и особенности

Подробнее

, РС (Я),

, РС (Я), ДОРОГИЕ УЧАСТНИКИ! Приглашаем вас с 19 апреля по 18 мая 2017 года принять участие в республиканском конкурсе, посвященному Всемирному дню подснежника. Ежегодно 19 апреля во многих странах мира отмечается

Подробнее

Флора и фауна архипелага

Флора и фауна архипелага Большой интерес представляет орнитофауна Валаамского архипелага, здесь зафиксировано 220 видов птиц, что составляет 90% от числа видов, указанных для Южной Карелии. 75 видов птиц постоянно гнездятся на

Подробнее

«Здравоохранение»

«Здравоохранение» УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ БОТАНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ для специальности: 1-79 01 08 «Фармация» направления специальности:

Подробнее

ÁÎÒÀÍÈÊÀ. ÝÊÎËÎÃÈß ÐÀÑÒÅÍÈÉ

ÁÎÒÀÍÈÊÀ. ÝÊÎËÎÃÈß ÐÀÑÒÅÍÈÉ Í. Á. Àôàíàñüåâà, Í. À. Áåðåçèíà ÁÎÒÀÍÈÊÀ. ÝÊÎËÎÃÈß ÐÀÑÒÅÍÈÉ àñòü 2 УЧЕБНИК ДЛЯ БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ 2-е издание, исправленное и дополненное Ðåêîìåíäîâàíî Ó åáíî-ìåòîäè åñêèì îòäåëîì âûñøåãî îáðàçîâàíèÿ

Подробнее

ISSN ИВУЗ. «Лесной журнал»

ISSN ИВУЗ. «Лесной журнал» ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО УДК 634.13(470.4) Н.А. Разумников, О.М. Конюхова Марийский государственный технический университет Разумников Николай Александрович родился в 1963 г., окончил в 1989 г. Марийский политехнический

Подробнее

Ученые записки ЗабГГПУ (42)

Ученые записки ЗабГГПУ (42) Ученые записки ЗабГГПУ. 2012. 1 (42) УДК 582.842 ББК Е5 П. С. Дудников аспирант, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского (Чита, Россия), e-mail: [email protected]

Подробнее

КОНКУРС ЛЕСОВОД (программа Олимпиады)

КОНКУРС ЛЕСОВОД (программа Олимпиады) КОНКУРС ЛЕСОВОД (программа Олимпиады) ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА Леса являются одним из самых важных компонентов биосферы Земли, и лесоводство является ключевым звеном в научном изучении и использовании этого

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Предмет «Экология Томской области» для обязательного изучения всеми учащимися 6 и 7 классов предусмотрен региональным базисным учебным планом в связи с возрастанием роли экологических

Подробнее

docplayer.ru

интродукция растений

Раздел I. Теоретические основы интродукции растений

Тема 2. Теории и методы интродукции растений Вопросы темы:

1.Понятие «реинтродукция», «сохранениеex-situ», «сохранениеin

– situ», « акклиматизация», «натурализация».

2.Методы интродукции растений.

3.Оценка результатов интродукции растений

Понятие «реинтродукция», «сохранениеex-situ», «сохранениеin – situ», « акклиматизация», «натурализация».

Реинтродукция или восстановлениевведение растений в места, области, где они ранее произрастали, но исчезли или считаются исчезнувшими.

Сохранение ex-situ – означает сохранение компонентов биологического разнообразия вне из природных местообитаний.

Сохранение in – situ – сохранение компонентов биологического разнообразия (экосистем и природных местообитаний) и поддержание популяций видов в их природном окружении.

Основоположником теории интродукции растений, согласно Н.А. Базилевской (1964), следует считать А. Гумбольдта, который в 1805 г. высказал ряд интересных сообщений по вопросу о переселении растений. По мнению А. Гумбольдта, для успешного переселения растения необходимо, чтобы сумма температур выше 0° С в географическом пункте интродукции была не ниже, чем на родине этого растения.

Из предшественников Ч. Дарвина в области теории расселения растений следует отметить швейцарского ботаника А. Декандоля, считавшего, что условия среды являются определяющими факторами распространения растений (De-Candolle,1855).Он пошёл дальше А. Гумбольдта, отмечая, что каждый вид имеет свою нижнюю границу тепла, при которой начинает развиваться. Для одних видов это +5° С, для других +7° С, для третьих ещё выше. Поэтому Декандоль подсчитывал сумму температур не от нуля, как Гумбольдт, а от минимальной температуры, необходимой для начала развития.

Акклиматизация (от лат. «ad»- к и греч. «klima»- климат) –

приспособление организмов к новым условиям существования.

Это суммарная реакция растений на изменившиеся условия среды или воздействия человека при интродукции.

Акклиматизация возможна двумя путями: 1) изменением обмена веществ организмов. Такого рода изменения (модификации) не наследуются и определяется нормой реакции организма. В этом случае

studfiles.net

Реинтродукция Вики

Реинтродукция — переселение и заселение вновь диких животных и растений определенного вида на территорию, где они ранее обитали и произрастали, но откуда по каким-либо причинам исчезли, для создания новой и устойчивой популяции. Не следует путать реинтродукцию с реакклиматизацией, поскольку это разные понятия.

Цели и задачи[ | код]

Реинтродукция применяется как метод восстановления редких и исчезающих видов животных и растений в естественных местах обитания.

При Международном союзе охраны природы (IUCN), в Комиссии по выживанию видов (SSC) работает Группа специалистов по реинтродукции (RSG)[1]. Необходимость создания этой группы была продиктована увеличением числа случаев, когда те или иные виды исчезающих растений и животных могли быть восстановлены только с помощью реинтродукции.

Методы реинтродукции[ | код]

Для реинтродукции используются дикие особи, перевезенные из других мест, и/или выращенные человеком (в питомниках, зоопарках, ботанических садах и т. п.). В большинстве случаев реинтродукция заключается в возврате видов, ранее обитавших в данной местности, но потом исчезнувших по вине человека. Исключения составляют случаи заселения видами, исчезнувшими с части своего ареала не по вине человека, а вследствие естественных причин. Например, переселение в 1970-е годы стада овцебыков из Гренландии на полуостров Таймыр, где эти животные обитали во время ледникового периода, но вымерли по неизвестным причинам[2].

Для реинтродукции растений применим тот же принцип. Виды растений, находящиеся под угрозой на какой-либо территории привозят туда из других местностей или высаживают искусственно выращенные растения.

Успехи реинтродукции животных[ | код]

Программа реинтродукции переднеазиатского леопарда, осуществляемая WWF на Кавказе. Особи этого вида ещё сохранились в Туркмении, на Кавказе они были полностью истреблены людьми. По программе несколько особей леопарда завезены из Туркмении на Кавказ, где на охраняемой территории созданы вольеры для содержания и размножения животных. После формирования в неволе группы животных в количестве, достаточном для основания природной популяции, они будут выпущены в природные условия[3]. Первый выпуск переднеазиатских леопардов из питомника в Сочинском национальном парке в дикую природу Кавказа планируется осуществить 15 июля 2016 года [4]

Проблемы реинтродукции животных[ | код]

Реинтродукция видов — это сложная программа, так как животные, выращенные в неволе утрачивают навыки выживания в дикой природе. Ученым нужно тщательно планировать подобные программы, правильно готовить их к выпуску и затем отслеживать состояние новой популяции, пока она не станет естественно устойчивой, а также влияние новой популяции на экосистему.[5][6]

Такой процесс постепенной адаптации выращенных в неволе животных к условиям естественной среды обитания называется реакклиматизация. В большинстве случаев реакклиматизация является необходимым и очень важным и ответственным начальным этапом реинтродукции диких животных.

Примечания и сноски[ | код]

Литература[ | код]

  • Ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. № 257-З «О животном мире». (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 172, 2/1354)
  • Белоусова И. П., Смирнов К. А., Казьмин В. Д., Кудрявцев И. В. Реинтродукция европейского зубра в лесную экосистему национального парка «Орловское полесье» // Экология. — Академиздатцентр «Наука» РАН, 2005. Том 36, № 2. — С. 115—119.
  • Козло П. Г. Реинтродукция беловежского зубра (Bison b. bonasus) в Беларуси // Беловежская пуща на рубеже третьего тысячелетия. Материалы научно-практической конференции, посвященной 60-летию со дня образования Государственного заповедника «Беловежская пуща» (22—24 декабря 1999 г., п. Каменюки, Брестска обл.) — Минск, 1999. — С. 302—305. — 429 с. ISBN 985-445-272-7
  • Кэмпбэлл Ш. Реальна ли реинтродукция? // Биология охраны природы: Пер. с англ. / Под ред. М. Сулея, Б. Уилкокса. / Пер. под ред. А. В. Яблокова. — М.: Мир, 1983. — С. 297—303.
  • Примак Р. Основы сохранения биоразнообразия / Пер. с англ. Под общ. ред. А. В. Смурова и Л. П. Корзуна. — М.: Издательство Научного и учебно-методического центра, 2002. — 256 с. ISBN 5-89414-025-0 Эл. версия
  • Реинтродукция лошади Пржевальского в Западную Монголию // Степной Бюллетень, 2005, № 19. — С. 35. — 68 с. ISSN 1726—2860 Эл. версия

См. также[ | код]

Ссылки[ | код]

ru.wikibedia.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта