Разнообразие растений урок биологии. Урок по биологии 6 класс. Разнообразие, распространение и значение растений

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект урока окружающего мира на тему "Разнообразие растений". Разнообразие растений урок биологии


Урок по биологии "Разнообразие растений" (6класс)

6 класс

Разнообразие растений.

Высшие и низшие растения

Цели: дать представление о высших растениях и их отличиях

от низших; познакомить с многообразием и внешним строением

цветковых растений; дать представление о вегетативных и гене-

ративных органах растений.

16 Раздел 1. Общее знакомство с растениями

Оборудование и материалы: живые растения, гербарии, табли-

цы: ≪Органы цветкового растения≫, ≪Голосеменные растения≫,

≪Папоротники≫, ≪Водоросли≫, ≪Мхи≫.

Ключевые слова и понятия: высшие растения, низшие растения,

цветковые растения, орган, вегетативные органы, генеративные

органы, корень, побег, стебель, лист, цветок, плод, семя, почка;

жизненные формы растений, однолетние, многолетние и дву-

летние растения; водные и сухопутные растения; влаголюбивые

и засухоустойчивые растения; теплолюбивые и морозостойкие ра-

стения; светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые растения.

Х о д у р о к о в

I. Актуализация знаний

– Дайте определения терминов ≪царство≫, ≪микология≫,

≪микробиология≫, ≪ботаника≫, ≪зоология≫, ≪доядерные

организмы≫, ≪ядерные организмы≫.

– Ответьте на вопросы.

1. Что изучает биология?

2. Что означает слово ≪биология≫?

3. Что означает слово ≪ботаника≫?

4. Кто впервые ввел термин ≪биология≫?

5. Кто считается основоположником ботаники?

6. Какие науки выделяют в рамках науки ботаники?

II. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя с элементами беседы

Растительный мир нашей планеты очень разнообразен.

– Когда вы говорите ≪растения≫, что вы себе при этом пред-

ставляете? (Цветы, кусты, деревья, водоросли, мхи и т. д.)

Вот видите, как много входит в понятие ≪растения≫! Одни

из них обитают в глубинах океана, другие растут около дома или

на пришкольном участке. Одни дают нам пищу, из других мы

изготавливаем одежду, третьи используем в медицинских це-

лях и т. д. Одни радуют нас своими яркими красивыми цветами,

а другие не цветут никогда. Некоторые из них огромны, другие

настолько малы, что их можно разглядеть только в микроскоп.

У одних мощная корневая система, приспособленная для добы-

вания воды с большой глубины, а иные не имеют корней вообще.

Некоторые живут много сотен лет, а жизнь других длится меньше

года. Как же разобраться во всем этом многообразии?

– Вспомните, когда мы с вами делили органический мир

на царства, то говорили о систематике. Что это такое? (От-

веты учащихся.)

Уроки 2, 3. Разнообразие растений. Высшие и низшие растения 17

Систематика – это наука о классификации, т. е. нам необхо-

димо разбить все множество растений, существующих на Земле,

на отдельные группы по какому-либо признаку. Примерно то же

самое с вами произошло, когда вы пришли в школу. Первым де-

лом вас разделили на классы. Основным признаком распределе-

ния был ваш возраст. Потом множество шестиклассников разбили

на отдельные классы: 6 ≪А≫, 6 ≪Б≫, 6 ≪В≫ и т. д. Вас объединяли

по признаку изучаемого иностранного языка: английский, не-

мецкий, французский (или по специализации: математический

класс, гуманитарный, естественно-научный и т. д.). Так же си-

стематизируют и растения.

–Какая самая крупная единица систематики? (Предположе-

infourok.ru

Конспект урока по биологии "Разнообразие растений"

Урок №

Тема: Разнообразие растений.

Цели: сформировать у учащихся представление о разнообразии растений.

Коррекция образной памяти на основе упражнений в узнавании; развитие навыка связанного устного высказывания.

Воспитывать любознательность, интерес к предмету.

Оборудование:таблица, рисунки.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Беседа по вопросам.

Что изучает биология?

Что нового вы изучали по биологии в 6 классе?

Чего нового вы хотели бы узнать в новом году?

3.Изучение нового материала.

План :

Дикорастущие растения.

Культурные растения.

Деревья ,кусты, трава.

Растения можно встретить всюду: в лесу, в водоёме, на пустыре, около дорог. Эти растения никто не сажал специально. Они выросли сами. Человек за ними не ухаживает. Такие растения называют дикорастущими. (боярышник, крапива, черника…)

В поле, в саду, на огороде растут пшеница, картофель, яблоня, смородина, морковь. Эти растения человек специально высаживает, а затем ухаживает за ними . Такие растения называют культурными.(помидор, пшеница, лилия…)

Растения очень разнообразны. Есть очень высокие, а есть совсем низкие. Разнообразны и их отдельные части. У одних стебли твёрдые, деревянистые, у других- мягкие, травянистые. По количеству и особенностям стеблей различают деревья, кусты, травы.

У деревьев только один деревянистый стебель. Обычно он довольно толстый. Его называют стволом. У кустарников от земли растёт несколько деревянистых стеблей- стволов. У травянистых растений стебли мягкие, сочные, чаще всего зелёные.

Растения, которые в определённый период своей жизни цветут, получили название цветковых.

Физминутка.

4.Закрепление.

1.Приведите примеры дикорастущих растений.

Где вы их видели?

2. Приведите примеры культурных растений.

Где вы их видели?

Как человек их использует?

3. Какие листья вы видели у разных растений?

4. Какие цветки растений вы видели?

Какой они окраски, формы, размеров?

5. Подведение итогов урока.

6.Домашнее задание.

1в-готовиться рассказать

2в-ответитьна вопросы

7. Выставление оценок.

videouroki.net

Урок биологии на тему: РАЗНООБРАЗИЕ И ЗНАЧЕНИЕ РАСТЕНИЙ.

hello_html_70aac88d.gif

Автор: Орлова

Ольга Владимировна,

МОУ СОШ 9

с углубленным изучением английского языка

учитель химии и биологии

г.Таганрог.

6 класс.

ТЕМА:

РАЗНООБРАЗИЕ И ЗНАЧЕНИЕ РАСТЕНИЙ.

ТИП:

обобщение и систематизация знаний

(с применением игровой технологии).

ОБОРУДОВАНИЕ:

плакаты с кроссвордом и опорным конспектом, раздаточный материал в конвертах с заданиями для команд, фломастеры, живые растения, карточки с загадками, таблица для фиксирования счета команд, часы.

ЦЕЛИ:

1.сформировать представления о значении и разнообразии растений

2.развивать умение работать с текстом

3.развивать память

4.воспитывать коллективизм

5.повышать культурный уровень учащихся.

ХОД УРОКА.

Деятельность учителя

Здравствуйте, ребята.

Наш сегодняшний урок не совсем обычный, почему – вы скоро узнаете. А пока ответьте мне на несколько вопросов:

-Какие растения вы знаете?

-Где они обитают?

-Как вы считаете, какую роль играют растения в природе и жизни человека?

Чтобы побольше узнать о том, как разнообразны растения и какова их роль, мы встретились сегодня на уроке, тему которого вы можете, наверное, определить сами.

Посмотрите на доску – тему вы угадали (открыть доску с написанной темой).

Давайте теперь определимся с целями нашего урока.

Чтобы достичь этих целей, мы сегодня поиграем:

вы разделились на 3 команды,

выбрали себе капитанов,

жюри,

ведущего.

Каждая команда преодолеет несколько конкурсов и будет оценена нашим строгим жюри.

На ваших столах есть конверты с заданиями для каждого конкурса. Вы будете их открывать по ходу игры.

Правила нашей игры:

Ведущий объявляет номер и начало конкурса, его стоимость, время для обдумывания, читает задание, после чего команда может приступать к выполнению.

Игроки, получив задание, обсуждают его, и капитан определяет, кто будет отвечать. Обсуждение прекращается по сигналу ведущего.

Итак, начинаем нашу игру. Я передаю слово ведущему.

Пока жюри подсчитывает баллы, мы с вами поиграем в карты. Вы выбираете карточку с загадкой и отгадываете ее.

Вот и результат. Игроки победившей команды получают оценку «5», остальные – «4».

А теперь скажите: достигли мы с вами поставленных целей?

Спасибо за работу, до свидания.

Деятельность ученика

Отвечают на вопросы.

Определяют тему «Разнообразие и значение растений».

Дети определяют цели:

-узнать, насколько разнообразны растения

-выяснить значение растений

-учиться учению

-дружно работать.

Представляются команды,

жюри,

ведущий.

Ведущий объявляет конкурс №1 «Разгадай кроссворд».

Его стоимость – 5 баллов, время для работы – 3 минуты.

По сигналу ведущего команда прекращает обсуждение и представляет в жюри разгаданные кроссворды. Та команда, которая справилась быстрее и вернее, оглашает ответы и вписывает их в таблицу с кроссвордом (на доске).

Жюри объявляет результат.

Конкурс №2 «Угадай растение» – ведущий читает описание растения, а игроки должны определить название растения.

2 балла, 1 минута.

Жюри объявляет результат.

Конкурс №3 «Найди ошибки» – найти в представленном тексте биологические ошибки.

3 балла, 2 минуты.

Объявление результата.

Конкурс №4 «Ботаническое лото» - у команд есть карты с изображениями растений – обычных садовых, Красной книги, лекарственных. Ведущий показывает вам маленькие карточки с изображениями таких же растений. Игроки должны угадать, которой из команд нужна эта карточка, и назвать растение. Если назвали – получаете карточку, не назвали – не получаете. Тот, кто раньше всех закрыл карточками свою большую карту – получает 5 баллов.

infourok.ru

Разнообразие растений - биология, уроки

Конспект урока по учебной дисциплине Окружающий мир для 3 класса

Тема урока: «Разнообразие растений»

Цель урока: познакомить с основной квалификацией растений.

Задачи:

1. Выделить характерные особенности царства растений.

2. Развивать умение наблюдать, систематизировать.

3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Ход урока

I Организационный момент.(мотивация)

Орешек знаний тверд,

Но все же мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его поможет –

Девиз урока «хочу все знать».

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания:

1. Учитель раздаёт карточки-задания по теме «Почва»

2. Фронтальный опрос:

- Что такое почва?

- Из чего состоит почва?

- Как образуется почва?

- Какие животные существа живут в почве и как они влияют на её плодородие?

- Для чего нужна почва?

III. Самоопределение деятельности.

Загадка

Дышат, растут,

А ходить не могут.

Зимой замирают,

Весной оживают,

Зелёными бывают.

Что это?

-Определите тему урока.

IV. Работа по теме.

-Что вы знаете о растениях? (заполняется 1 столбик таблицы)

знаю

Хочу узнать

узнал

-Что вы хотели узнать о растениях? (заполняется 2 столбик таблицы)

Работа с учебником.

-Прочитайте параграф учебника и на полях знаком + отметьте то, что вы не знали о растениях.

-Что нового вы узнали? (заполняется 3 столбик таблицы)

Работа в парах

- Составь кластер со словом растения. (ученики классифицируют растения)

- Ребята, как вы думаете, маленький рост – это беда или не беда?

(дополнительные сведения учителя)

Из-за маленького роста многие неприятности минуют мхи. Например, ветер. Бывает так, что он рвёт и мечет – выворачивает с корнями деревья, обламывает кусты, треплет безжалостно травы. Ну а мхи, прижались к земле и ветра не боятся.

-Мхи  - самые маленькие растения нашей планеты. Живут они не в одиночку, а скучено, образуя коврики, подушечки. Так легче переносить холод и жару, легче сопротивляться вытаптыванию: и звери, и люди ходят по мхам, а мхи не исчезают.

-Что вы узнали о мхах?

- Что это? (показывается большое перо птицы ) 

- Рассмотрите природный материал и скажите на что похоже это перо?

- Правильно, на папоротник.

-Что вы узнали о папоротниках?

(дополнительные сведения)

- Папоротник в переводе означает «трава, перистая как птичье крыло». Когда-то в давние времена папоротники были основными растениями нашей планеты. Это были могучие деревья. Они росли на болотах. Целых 65 млн. лет продолжалось царствование папоротников. Но климат изменился, стало суше – папоротники стали вымирать. Многие виды папоротников исчезли, но некоторые выжили и стали скрываться от жарких солнечных лучей в тени деревьев. Отвары из его листьев заживляют раны, уменьшают боль.

- Морская капуста что это?

(Дополнительные сведения о водорослях)

Водоросли – это группа низших растений, содержащих хлорофилл. Морские водоросли имеют бурый и красный цвет. Из них добывают йод, уголь, смолу, ацетон. Морские водоросли прикрепляются ко дну водоёма корнеобразными выростами – ризоидами и тянутся на десятки километров, образуя подводные луга и леса.

– Какие ещё две группы растений выделяют учёные?

– Какая из групп царства растений наиболее разнообразна?

Самостоятельная работа

-Дополните сведения в таблицу

Работа в рабочих тетрадях: з.1,2.3, с.29.

V. Физминутка.

VI. Закрепление изученного материала.

1. Расставить под изображениями названия групп растений.

2. Выбери растения, которые не относятся к той же группе, что и остальные.

(Обучающий диск «Уроки Кирилла и Мефодия» 3 кл., урок №8, з.6,8.)

VII. Рефлексия. Работа в группах.

- Прочитайте таблицу, которая у нас получилась.

-Что нового для себя вы узнали?

- На все ли вопросы второго столбика таблицы получили ответ?

- Какие вопросы остались неудовлетворенными?

- Выберите из них заинтересовавший вас вопрос. (работа в группах ,задание выполняется к следующему уроку)

- Оцените свою работу на уроке.(смайликом)

VIII. Домашнее задание. С.69-73, ответить на вопросы, рабочая тетрадь. с.31, з. 7,8.

kopilkaurokov.ru

Урок- игра "Разнообразие растений"

План – конспект

урока по биологии в 6 кл «Разнообразие растений»

учителя биологии МОУ Школа № 46 г.о. Самара Щегловой О.Ф.

тип урока: обобщение, урок - игра

педагогическая технология: игровая, информационно- коммуникативная

оценка педагогической ситуации: создание благоприятной среды для самореализации каждого ученика.

Цели урока:

  1. Систематизировать и обобщить знания уч-ся по теме, закрепить навыки работы с натуральными объектами, научить применять знания в новых условиях.

  2. Расширить представления уч-ся о растениях, их значении в природе и жизни человека.

  3. Продолжить развитие и совершенствование навыков работы в команде.

Этапы урока.

1.Мотивация: (1мин) учащихся поделить на команды. Развития духа соперничества.

Выбери лишнее. Правильный ответ – 1 балл, итог- 6 баллов.

Хламидоманада

Плаун

Спорангий

Цистозейра

Кукшкин лен

Сосна

Хлорелла

Хвощ

Вайя

Пармелия

Сфагнум

Рябина

Плеврококк

Орляк

Корневище

Кладония

Хвощ полевой

Лиственница

Улотрикс

Сфагнум

Ризоиды

Бацидия

Маршанция

Ель

Конкурс «Знатоки». Правильный ответ – 1 балл, итог- 6 баллов.

объект

объект

1

Голосеменные

4

Покрытосеменные

2

Лишайник

5

Мхи

3

папоротник

6

водоросли

Биологическое лото.

Каждая команда выбирает по одному объекту в таблице, если отвечает правильно, то получает соответствующие баллы, если не смогла ответить - право ответа переходит к той команде, которая первая подняла руку.

Картинка - 5 баллов, ребус -10 баллов, вопрос – 15 баллов, «черный ящик» - 20 баллов.

Аукцион – предлагается оставшиеся вопросы каждой команде одновременно, отвечает тот, кто первый поднял руку, если команда ответила неправильно, с нее снимается количество баллов по стоимости данного вопроса.

1 картинка

кипарис

2 ребус

спирогира

3 вопрос

водоросли

4 черный ящик

Детская присыпка

5 вопрос

мхи

6 черный ящик

лакмус

7 ребус

ягель

8 картинка

банан

9 ребус

сфагнум

10 картинка

ульва

11 черный ящик

ламинария

12 вопрос

лишайники

13 черный ящик

торф

14 вопрос

Папоротники

15 картинка

Кукушкин лен

16 ребус

папоротник

17 картинка

ягель

18 ребус

лиственница

19 вопрос

покрытосеменные

20 черный ящик

Кедровые орешки

21 вопрос

Голосеменные

22 черный ящик

мед

23 ребус

шиповник

24 картинка

плаун

ВОПРОСЫ.

3вопрос. Летом многие пруды, а также аквариумы, которые стоят у окон, «Зацветают» - вода в них теряет свою прозрачность и становиться зеленой. Почему это опасно для жизни водоема?

Ответ: вода «зацветает» за счет размножения большого количества водорослей, которые мешают проникновению света в нижние слои водоема. Это приводит к недостатку кислорода на большой глубине. Накопление органических веществ ведет к заиливанию и гибели жизни в водоемах.

5 вопрос. Мох выдерживает большие морозы и сильную жару, растет при сравнительно небольшом количестве света, однако он сильно нуждается в воде. Почему?

Ответ: мох всасывает с помощью ризоидов (зеленые мхи) или нижней частью стебля (торфяной мох). При недостатке влаги развитие мха задерживается или растение погибнет.

12 вопрос. Лишайники чувствительны к чистому воздуху. Они широко распространены в природе, но почти не встречаются в больших городах. Почему?

Ответ: Для лишайников нужен чистый воздух, богатый кислородом. Лишайник – своего рода индикаторы чистоты воздуха.

14вопрос. В лесном массиве произрастало много папоротников, однако после вырубки леса папоротники погибли. Почему?

Ответ: папоротники растут во влажных местах под пологом леса. Вырубка леса лишила их благоприятных условий обитания.

19 вопрос. Есть в природе растения, которые символизируют дорогие каждому близкие понятия: мир, дружба, героизм, любовь, верность. Найдите к растениям символы:

Олива - символ мира, дуб – символ могущества, лотос – символ солнца и плодородия у египтян, незабудка – олицетворение постоянства, долгой памяти и верности у европейских народов.

21 вопрос. Чем различаются последствия урагана в сосновом и в еловом лесу?

Ответ. Это зависит от строения корневой системы ели и сосны. Сосны ураган ломает. А ели выкорчевывает с корнями.

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

4.Детская присыпка - Белый или серовато-белый, мягкий, жирный на ощупь порошок. Он оказывает адсорбирующее, подсушивающее и вяжущее действие. Уменьшает мокнутие, снимает и предупреждает раздражение и воспаление кожных покровов.

6.Лакмус - красящее вещество природного происхождения, используется в химических лабораториях для определения среды растворов.

8.Ламинария - С незапамятных времён она используется в питании тех людей, кто живет рядом с морем. Также её использовали и как удобрение, поскольку она содержит очень большой набор макро- и микроэлементов, особенно богата йодом.

13.Торф – из него получают древесный спирт, карболовую кислоту, пластмассы, изоленту, смолу.

20.Кедровые орешки – В них находится большое количество витаминов Р и Е. Большое содержание витамина Е способствует росту, они благотворно влияют на умственное и физическое развитие детей, поэтому полезные их свойства должны быть использованы в детском питании для лечения и профилактики различных заболеваний и истощения организма.

22.Мед - Продукт передаёт человеку имеющийся природный потенциал, набор активных веществ, ферментов, микро и макроэлементов, незаменимых на всех этапах роста и развития человека. Он производится насекомыми в процессе сбора и переработки нектара, выделяемого нектарниками растений.

Математические задачи.

  1. Известно, что зеленые насаждения уменьшают количество пыли в воздухе. Над 50 км2 леса в воздухе находится около 5о т пыли, а над такой же площадью безлесного пространства –в 10-12 раз больше. Сколько тонн пыли находится над 50 км2 безлесного пространства?

Ответ: 50км2 леса – 50т пыли

50км2 без леса – 500-600т пыли

  1. В жаркую погоду в сквере температура воздуха на 2,20С ниже, чем на городской площади, и выше на 1,50 С, чем в лесу. Какая температура воздуха в лесу, если на городской площади она 290 С?

Ответ:290 -2,20 +1,50 = 28,30

  1. Сколько м3 воздуха очистит лес площадью 50га за 10 лет, если известно, что 1 га лесного массива за год очищает от углекислого газа и пыли 18 млн.м3 воздуха?

Ответ:1 га за год- 18млн м3

50 га за год – 900млн м3. За 10 лет- 9000 млн м3

  1. В 1м3 городского воздуха содержится около 5000микробов. Сколько микробов в 1м3 воздуха лесного массива, если известно, что их содержание ниже в 9-12 раз?

Ответ: 1м3 – 5000 микробов в городе

1м3 в лесу -555.6 -416,7 микробов

  1. Зеленые насаждения уменьшают силу городского шума. Какой силы будет шум от транспорта в жилом доме, если на проезжей части он равен 95 децибел (единица измерения шума), а дорогу к этому дому отгораживает полоса хвойных насаждений, снижающая шум на 24%?

Ответ: 95 децибел- около проезжей части -100%, 24% - это 23 децибела, значит 95 – 23=72 децибела.

Подведение итогов.

Путеводный лист для жюри.

Название команд

конкурсы

1. Выбери правильный ответ (итого- 6 баллов. Правильный ответ -1 балл)

2. Знатоки объектов. (итого -6 баллов. Правильный ответ – 1 балл)

3.Биологическое лото

Картина

(5 балов)

Ребус

(10 баллов)

Вопрос

(15 баллов)

Черный ящик

(20 баллов)

  1. Аукцион

Картины

Ребусы

Вопросы

Черный ящик

5.Математические задачи. (5 баллов за правильный ответ)

6.Кроссворд (правильное слово- 1 балл)

7.Итого:

infourok.ru

Конспект урока окружающего мира на тему "Разнообразие растений"

Урок окружающего мира в 3 классе по программе «Школа России».

Тема урока «Разнообразие растений».

Дидактическая цель:

а) создать условия для усвоения обучающимися новой информации об основной классификации растений;

б) рассмотреть особенности каждой группы растений, их сходство и различие;

в) создать условия для проверки знаний (контроль).

Тип урока:

урок усвоения новых знаний.

Задачи урока:

- образовательная : познакомить обучающихся с группами растений и их признаками;

- развивающая : учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; обогащать словарный запас;

- воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе; любовь и бережное отношение к природе.

Методы обучения:

словесный, наглядный, практический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

фронтальная, индивидуальная, в парах.

Оборудование:

мультимедийный проектор, экран, учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас», рабочая тетрадь, карточки-кроссворды, таблицы, гербарий, комнатный папоротник, карточки с планом работы, карточки с названием групп растений.

Ход урока.

I.Организационный момент. (слайд 1)

Прозвенел звонок для нас,

Всех ребят позвал он в класс.

Чтобы дети не ленились,

С удовольствием трудились,

Всем здоровья пожелаем

И урок наш начинаем.

II. Проверка домашнего задания.

- Начнем наш урок с проверки домашнего задания.

-Я предлагаю вам поработать в парах и разгадать кроссворд.

Кроссворд.

1.Слой земли, на котором растут растения.(Почва)

2.Одна из составных частей почвы .(Песок)

3.Вещество, повышающее плодородие почвы.(Перегной)

4.Основное свойство почвы.(Плодородие)

Проверка по слайду.(слайд 2)

III. Подготовка к восприятию новой темы.

-Сегодня на уроке мы продолжим разговор о природе.

-На какие две группы можно разделить всю природу? (Живую и неживую) (слайд 3)

-На какие царства можно разделить всю живую природу? (слайд 4)

-А какое царство мы будем сегодня изучать, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Дышит, растет, а ходить не может.(Растение)

-Подумайте, какой будет тема нашего урока?

IV. Сообщение темы и цели урока.

– Итак, тема нашего урока - разнообразие растений.(слайд 5)

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке по данной теме?

- Выслушав вас, я хочу предложить вам план нашего урока.

На доске после предложений обучающихся появляется план урока:

План.

1.Наука о растениях.

2.Части растений.

3.Группы растений.

-Посмотрите еще раз на 1 пункт нашего плана.

-Может быть кто-то уже знает, какая наука изучает растения?(предположения )Из какого источника мы сможем узнать о науке, изучающей растения?

-Давайте откроем учебник и найдем ответ на этот вопрос. Зачитайте его.

(Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов биологии.)(слайд 6)

-А как называют ученых, изучающих растения?( ученые-ботаники)

-Ученые разделили всё царство растений на несколько групп в зависимости от наличия у них частей растений.

V. Изучение нового материала.

-Давайте посмотрим на 2 пункт нашего плана - части растений. Какие части растений вы знаете? ( слайд 7)

-В зависимости от наличия частей растений ученые разделили их на несколько групп.

1.Водоросли. (слайд 8)( На доске: водоросли (карточка))

-Это представители первой группы растений. Кто их узнал?

-Это самые древние представители растительного мира. Появились около 2 млрд лет назад. Родоначальники растительных организмов.

-О водорослях нам расскажет …

На доске – водоросли (табличка)

(рассказывает заранее подготовленный ученик)

Водоросли.

Вы, наверное, замечали, что летом вода в реке или в пруду становится зелёной. «Вода зацвела», - говорят в таком случае. А знаете ли вы, что произошло? В тёплой воде стали быстро размножаться особые растения – водоросли. Они и окрасили воду в зелёный цвет. Если вы рассмотрите воду под микроскопом, то увидите много маленьких зелёных шариков. Это и есть колонии водорослей.

У водорослей отсутствуют основные части растений. Весь их организм состоит из клеток, собранных в слоевище (тело водоросли).

Слово « водоросли» произошло от двух слов: вода и расти. Значит, водоросли, в основном это водные растения. Водоросли – простейшие растения.

Водорослей на Земле очень много. Есть среди них и гиганты длиной до 40 метров. Живут они в океанах.

По цвету водоросли бывают зеленые, сине- зелёные, бурые и красные.

Зелёные водоросли могут жить на поверхности почвы, но чаще всего в воде. Маленькие водоросли свободно плавают на поверхности воды, а крупные прикрепляются ко дну и образуют подводные заросли – настоящие джунгли.

Мелкие водоросли, плавающие у поверхности воды, - пища рачков и других небольших морских животных. Среди водорослей нет ядовитых, поэтому многие животные не прочь полакомиться легко доступной пищей. Они обогащают воду кислородом и очищают её от гнилостных бактерий. Некоторые водоросли, в основном морские, человек использует в пищу, например, морская капуста.

Водоросли применяют и для лечебных целей. Из них получают йод, калий, выпускают таблетки.

-Итак, можно сказать, что у водорослей отсутствуют основные части растений?

-Из чего состоит тело водоросли?(из клеток)

-У каждого из вас на партах лежит таблица. Рассмотрите ее и подумайте, как можно ее использовать на уроке?(слайд 9)

-Запишите в таблицу название 5 группы растений.

-Найдите представителей этой группы в гербарии.(прикрепить на доску)

2. Мхи. ( слайд 10)(

-Рассмотрите представителей 2группы растений. Что это за растения?

- Мхи относятся к отдельной группе растений. О них подготовил сообщение ...

На доске- мхи(карточка)

( рассказывает заранее подготовленный ученик)

мхи

Мхи появились на Земле более 350 миллионов лет назад – намного раньше динозавров.

Мхи – низкорослые растения, не более нескольких сантиметров в высоту. У них маленькие корнеподобные окончания (не настоящие корни), которые стелются по поверхности, а не растут в земле.

На первый взгляд, мхи могут показаться нежными и слабыми. В действительности, они весьма выносливы. Некоторые виды мхов встречаются на берегах Северного Ледовитого океана, в Антарктиде. Но большинство мхов предпочитают влажные тенистые места. В лесах они образуют мягкие подушки, полностью покрывающие лесную почву и гниющие стволы деревьев.

Многие мхи похожи на настоящие губки. Они умеют впитывать в себя воду. Если взять в руки мох, сжать его, то из него вытечет много воды. Вытягивать воду из почвы не надо, поэтому у мхов нет корней.

Если внимательно рассмотреть растение, то на верхушке растения можно увидеть невзрачные коричневые или блестящие, как медная проволока, ниточки со вздутиями на конце. Эти вздутия называются коробочками, внутри них развиваются споры. Высыпавшись из коробочки, споры дают начало новым слоям мха.

Герои народных сказок, заблудившись в лесу, находят путь к спасению, используя мох в качестве природного компаса. В самом деле, мох обычно лучше растёт на северной стороне древесных стволов, поскольку, она, как правило, более влажная и тёмная.

Из мхов, которые образуются на болотах, получают торф – ценное удобрение и топливо.

-У кого есть к Сереже вопросы?

-Давайте отметим признаки этой группы растений в таблице.(слайд 11)

-Есть ли у вас в гербарии представители этой группы?(одно растение прикрепить на доску) Физминутка.(слайд 12)

Звучит музыка "Звуки леса".

-Что за звуки вы слышите? Где можно их услышать?(в лесу)

-Как нужно себя вести в лесу? Почему?

-Давайте представим, что мы пришли в осенний лес , встанем и проведем физминутку.

Мы зашли в осенний лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа елочки стоят,

Слева сосенки шумят.

Вот и зайка проскакал.

От лисы он убежал.

Вот серый волчище рыщет.

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас.

Не найдет тогда он нас.

В лесу такая красота!

Но за работу нам пора…

3. Папоротники. (слайд 13)

-Посмотрите на следующие растения. Что это за растения?

-Правильно, эта группа растений так и называется - папоротники. О них нам расскажет ...

На доске -папоротники(карточка)

( рассказывает заранее подготовленный ученик)

Папоротник.

Папоротник относится к числу наиболее древних растений. Оно распространяется по всему земному шару. Но больше всего их во влажных лесах. Они могут произрастать как на почве, так и на стволах деревьев. Некоторые папоротники растут высоко в горах. Другие цепляются за трещины в скалах. Даже в пустынях встречаются папоротники.

Слово «порть» означало в старославянском языке «крыло», отсюда и название, напоминающее крылья диковинных птиц.

По размерам папоротник может быть от крошечных растеньиц до 25 метровых древовидных форм.

Листья папоротников рассечены на маленькие, как перья птицы. Молодые листья папоротников скручены в форме улитки.

Папоротники никогда не цветут. У папоротников нет семян. Если взглянуть на нижнюю часть папоротника, то можно увидеть рядами тёмные бугорки. В них находятся споры. С их помощью папоротник размножается.

Вырастить папоротник можно и домашних условиях. Папоротник – влаголюбивое и теневыносливое растение. Регулярный полив и частое опрыскивание дают красивое комнатное растение.

-Задайте Вике вопросы, если они есть.

-Итак ,скажите, почему папоротники отнесены в отдельную группу растений?

-Давайте отметим их признаки в таблице. Выполните самостоятельно. Проверка по слайду.(слайд 14)

-У кого на партах есть представители этой группы?(одно растение прикрепить на доску)

4.Хвойные растения.(слайд 15 )

-Вот представители другой группы растений. Назовите их.

-Представьте, что вы ученые - ботаники и дайте характеристику этим растениям.

-Правильно, эта группа растений – хвойные .(На доске : хвойные (карточка))

- Ученым известно около 700 видов хвойных растений.

-Как вы думаете, чем различаются цветковые растения и хвойные? ( у хвойных растений нет цветов)

-Правильно, но еще у хвойных растений нет плода, а шишка- это видоизмененный побег , покрытый чешуйками, в котором находятся семена. В один из сухих дней чешуйки шишек раскрываются, освобождая созревшие семена.

-Итак, давайте отметим в таблице, какие части есть у хвойных растений.(слайд 16) (комментирует 1 ученик: есть корень, стебель, листья , семена, но нет цветов и плодов) Этим-то они и отличаются от группы цветковых растений.

- Какие представители хвойных растений находятся у вас на партах? (гербарий).(одно растение прикрепить на доску)

5.Цветковые растения (слайд 17)

- Назовите растения, которые вы здесь видите. Эти растения ученые отнесли к одной группе. Давайте представим себя учеными и определим, что же общего у этих растений?( у всех есть корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами)

- Те растения, у которых есть корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами называются цветковыми растениями. (На доске: цветковые (карточка))

-Как вы думаете, почему так называется эта группа растений?

-Цветковые растения встречались на Земле ещё со времён динозавров. Цветковые растения – самый обширный отдел растительного мира. 250 тысяч видов растений насчитывают учёные – ботаники. Эти растения населяют практически современную сушу от Арктики до Антарктиды. Значение цветковых растений для человека исключительно велико. Все культурные растения, которые выведены человеком, представители этого отдела.

-А можно ли дерево назвать цветковым растением? Почему?

-Давайте отметим в таблице, какие основные части есть у цветковых растений.(слайд 18)

-Какие представители цветковых растений находятся у вас на партах ? (гербарий).

-Почему это цветковые растения?( одно растение прикрепить на доску)

VI. Закрепление.

-Давайте проверим, как вы запомнили группы растений и их признаки.

1 задание: Определите, какое растение лишнее? Почему?(слайды 19-20)

-Где еще можем взять задания для проверки?( в рабочей тетради)

2 задание: Откройте рабочие тетради на с. 30 № 1и прочитайте задание. Как нужно выполнить это задание?(определить группы растений по признакам) (самостоятельная работа)

-Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями и проверьте, правильно ли выполнено задание.

-Давайте проверим его устно. Оцените работу товарища.

-Что мы повторяли, выполняя эти задания? (группы растений и их признаки)

VII. Итог урока.

-Давайте вернемся к плану нашего урока. Все ли пункты плана мы успели рассмотреть?

-Что нового вы узнали на уроке?

VIII. Рефлексия.

-У вас на партах лежат 3 полоски бумаги: красного, желтого и зеленого цвета. Зеленый цвет означает ,что вы хорошо поняли новый материал и получили ответы на все поставленные вопросы. Красный – значит вы очень плохо поняли этот материал, а желтый – материал вам понятен, но есть вопросы, на которые вы еще не получили ответов.

-Выберите ту из них, которая вам больше всего подходит.

IX. Домашнее задание.

1.В учебнике с.71-74 прочитать, с. 75 ответить на вопросы.

2.В рабочей тетради с.31 №6,7.

Литература:

1.Школа России. Концепция и программы для нач.кл.: пособие для учителей общеобразоват.учреждений.В 2 ч.-М. :Просвещение,2010

2.Учебник для общеобразовательных учреждений. Окружающий мир .3класс в 2 ч./А.А.Плешаков.-М.:Просвещение,2010.(Школа России).

3.Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс.- М.:ВАКО,2010.

4.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola

5.http://nachalka.info/uroki/#

kopilkaurokov.ru

Урок по биологии 6 класс. Разнообразие, распространение и значение растений

Разнообразие, распространение и значение растений. 6-й класс 

Цели:

  • Обучающие: познакомить с многообразием, распространением и значением растений, местами их обитания, значением в природе и жизни человека, сформировать понятие о высших и низших растениях и науке ботаника.

  • Развивающие: продолжить развивать умение выделять главное, работать с источниками информации, делать выводы, развитие творческих способностей.

  • Воспитательные: умение слушать и выступать перед аудиторией, экологическое воспитание.

Проблема: непонимание детьми ведущей роли растений в природе.

Проблемный вопрос: возможна ли жизнь на планете без растений.

Личностная значимость изучаемого для учащегося: растения красивы каждое по своему, растения важны, поэтому их нужно беречь.

Тип урока: урок изучения нового материала.

План урока:

  1. Организационное начало. Тема и цель урока.

  2. Зачем изучать растения.

  3. Многообразие растений и их значение.

  4. Творческое задание (работа по группам).

  5. Наука ботаника. Низшие и высшие растения.

  6. Закрепление изученного материала – мини-тест.

  7. Домашнее задание. Рефлексия.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Ход урока

I. Организационное начало.

Тема блока «Царство растений»(8 уроков).

Что узнаем, чему научимся?

Тема и цель урока.

Эпиграф: «В них спрятана солнечная энергия, красота и сила природы».

II. Постановка проблемы.

Мы получили инопланетное письмо. Текст письма следующий:

Наша планета в опасности! Она на грани гибели, и только вы, земляне, можете нам помочь! Только вы владеете космической тайной ! Мы – космические путешественники, много лет назад покинули прекрасную планету Гринетту. Вернулись мы на гибнущую планету, где задыхаются жители, которая их зеленой превратилась в серую.

Спасти нас может только раскрытие тайны. Нам стало известно, что на Земле этой тайной владеет каждый шестиклассник. С вашей помощью мы хотим понять, что произошло с нашей планетой. Подозреваем, что без БКВ здесь не обошлось.

Ждем шифрованной информации о том, как нам восстановит свою планету. Что вы нам посоветуете.

Вопрос: чего не хватает жителям планеты Гринетты.

Проблемный вопрос: можно ли жить без растений?

III. Зачем нам изучать растения.

Особенно мальчики считают, что заниматься цветочками должны женщины. А между тем, раньше изучением растений занимались только мужчины, причем настоящие мужчины. Эти растения помогали им в жизни, а некоторые сыграли важную роль в истории.

Факты из истории.

  1. Итак, времена прекрасных дам и мушкетеров. Право носить шпагу, как знак отличия, имели только дворяне и садоводы.

  2. Троянская война. По легенде причиной её стало яблоко. На свадьбу царя Пелея были приглашены все кроме богини раздора Эриды. Обиженная Эрида в разгар подбросила яблоко с надписью «Прекраснейшей». Три богини Гера, Афродита и Афина стали спорить. Тогда пастух Парис отдал яблоко Афродите, в результате возникла вражда и война.

  3. Война алой и белой розы в Англии. В 1455 году в дворцовом парке Тампль избирали короля. Произошла ссора между претендентами на английский престол. Ричард (представитель дома Йорков) сорвал с куста белую розу и предложил сделать тоже, кто хочет видеть его королем. Сторонники семейства Ланкастеров сорвали красные розы. Много лет спустя был выведен сорт с белыми и алыми лепестками, который назвали Ланкастер-Йоркский.

Множество мужчин погибло из-за растений, которые они шли добывать для своих дам: эдельвейс растет высоко в горах, он является символом красоты и молодости, орхидея – в джунглях.

Растения изображались на рыцарских доспехах и гербах, на флагах государств.

Флаг Канады – кленовый лист, герб Японии – хризантема. Символ России – лиственница. (гербарий)

Но растения являются не только символами красоты, вдохновляют поэтов на создание произведений. Вспомните стихи о растениях.

С целым миром спорить я готов,Я готов поклясться головоюВ том, что есть глаза у всех цветов,И они глядят на нас с тобоюВ час раздумий наших и тревог,В горький час беды и неудачиВидел я: цветы, как люди, плачутИ росу роняют на песок...Р. Гамзатов.

Приведите примеры из литературы или истории.

IV. Многообразие растений на Земле, самое-самое.

Растений на Земле более 350 тыс. видов, от одноклеточных (под микроскопом), имеющие самое простое строение, до гигантских деревьев, занимающие огромные площади , имеющие сложное строение. Растения встречаются везде, в океанах и морях, озерах и прудах, пустынях и болотах, в горах и даже во льдах Арктики и Антарктиды.

  • Самое большое растение – секвойя вечнозеленая (в Калифорнии 110,33 м)

  • Самое маленькое дерево – бонсай, его высота может быть всего12 мм.

  • Самый большой цветок раффлезия на о.Суматра (1 м – 13 кг). Если кто-либо захотел

  • подарить его своей маме, то она мало бы обрадовалась, так как он имеет запах гниющего мяса.

  • Самый маленький цветок – ряска, имеют в диаметре всего 1 мм.

  • Самое старое растение – сосна остистая (Невада) 4900 лет.

  • Самое толстое дерево – баобаб, 15.9 м в диаметре.

V. Физминутка. Упражнение «Цветы» [3, с. 163]

Цели: 

  1. Укрепление мышц и суставов кистей.

  2. Развитие способности концентрироваться, управлять мысленными образами.

  3. Воспитание любви к Родине.

Дети складывают ладони вместе, изображая цветок, затем раздвигают центральные части ладошек, формируя «бутон». И, наконец, раскрывают пальцы веером: цветок распускается.

Подержать раскрытый цветок, ощутить напряжение в пальцах рук, затем потрясти кистями и расслабить руки, выполнить 3-4 раза. Дышать глубоко, плечи расправить, медленно качать головой из стороны в сторону, пока не уйдет напряжение. Подбородок «вычерчивает» на груди слегка изогнутую линию. Качание головой улучшает мыслительную деятельность.

Наши нежные цветкиРаспускают лепестки.Ветерок чуть дышит,Лепестки колышет.Наши алые цветкиЗакрывают лепестки,Тихо засыпают,Головками качают.

VI. Мозговой штурм «Какое значение растения имеют для человека и в природе».

(информация из учебника стр. 52)

Для человека – значение.

  1. Кислород

  2. Пища

  3. Лекарства

  4. Одежда

  5. Строительный материал

  6. Бумага

  7. Эстетическое

  8. Экологическое

Какое главное значение растений?

VII. Работа в группах: Оформить письмо-плакат для инопланетян. Время 7 мин.

Почему жители Грюнландии стали задыхаться?

Что им нужно взять на Земле?

Какое растение вы бы им посоветовали взять?

Решение проблемного вопроса: можно ли жить без растений.

Защита писем-плакатов.

VIII. Занимается изучением растений наука БОТАНИКА.

Ботане – зелень, трава.

Ц. Растения

Найти в учебнике чем отличаются низшие и высшие растения.

IX. Закрепление – Мини-тест.

Учащиеся при ответе на вопрос поднимают руку соответствующую правильному ответу. А – леваярука, Б – правая рука, С – обе руки.

  1. Наука изучающая растения

    1. Биология

    2. Ботаника

    3. Микология

  2. Органы и ткани есть у

    1. Низших растений

    2. Высших растений

    3. У всех растений

  3. Главное значение растений

    1. Являются пищей человеку

    2. Выделяют кислород

    3. Являются сырьем

  4. На земле существует растений

    1. Около миллиона видов

    2. Более 350 тыс.

    3. Около тысячи

  5. Какое растение является символом России

    1. Береза

    2. Клен

    3. Лиственница

X. Рефлексия, Д/З

§11, стр. 53 творческое задание.

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта