Ландшафтная архитектура и зеленое строительство. Размещения растений в школе
Озеленение интерьера школы | Fermer.Ru - Фермер.Ру - Главный фермерский портал
Размещение растений
Большую часть года школьники проводят в помещении школы, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениями. Растения в школе играют не только эстетическую и воспитательную, но и образовательную роль. Многие из них могут служить наглядным пособием на уроках ботаники, общей биологии и даже географии, когда речь пойдет о растительности тропических и субтропических районов земного шара.
Озеленение вестибюля школыВ современных школах проектом не предусмотрены специальные места для озеленения, поэтому педагоги вынуждены сами отводить наиболее удобные уголки для размещения растений. Такие места могут быть выделены в вестибюле, в холлах на всех этажах, в классах, пионерской комнате, учительской и кабинете директора.
Самое светлое место всякого помещения - подоконник, но на нем держать растения не рекомендуется, так как горячий и сухой воздух от батарей многим из них противопоказан.
Среди вечнозеленых растений имеется много достаточно теневыносливых и полутеневыносливых, которые можно размещать практически в любом светлом помещении на полках, подставках, в вазах, на школьной мебели, в подвесных ящиках, различной формы контейнерах из дерева, металла, бетона, пластических материалов, керамики, бамбука (на юге) или в корзинах из ивовых прутьев.
Подвесная композицияМногие из перечисленных приспособлений могут быть сделаны самими школьниками на уроках труда.
Приемы размещения растений в интерьере школыЖелательно, чтобы горшки из обожженной глины или других материалов были погружены в какой-нибудь субстрат - торф, керамзит, перлит или обычную питательную почву. Это требование обусловлено не только декоративными соображениями, но и правилами ухода. Известно, что глиняные горшки пористые и испаряют с поверхности много влаги, в результате ком земли в сосуде быстро пересыхает и растение часто испытывает дефицит влаги. Кроме того, на стенках сосудов скапливается масса солей, которые, высыхая, придают сосуду грязный, неряшливый вид. Субстрат предохраняет сосуды от испарения, ком земли дольше сохраняет влагу. Горшки необходимо погружать в субстрат с краями, так, чтобы видна была однородная поверхность субстрата. На питательных субстратах (торф, земля) можно высаживать почвопокровные растения (хелксина, селагинелла, традесканция, плющ). Они создают зеленый фон для крупных растений.
Обычно размер сосудов или контейнеров, если их рассчитывают разместить около подоконников, делают равным его длине. Ширина контейнера зависит от того, сколько рядов и каких растений намерены в них поместить. Чаще всего контейнеры бывают шириной 30-40 см и глубиной 20-30 см. Большая глубина берется в том случае, если предполагается помещать крупные растения (фикусы, монстера, питтоспорум, тетрастигма, пальмы и др.). Большинство комнатных растений является полувысокими и достигают в высоту 50-70 см, для них вполне достаточны контейнеры глубиной 30 см. Диаметр сосудов (горшков) колеблется от 7 до 25 см, реже более. Таким образом, ширина контейнера для них при однорядном размещении достаточна 30 см. Очень часто в керамических вазах устраивают композиции из нескольких растений. Такие композиции размешают на столах, специальных подставках, реже - на подоконниках. Большой популярностью пользуются композиции из кактусов и других суккулентов. В пионерской комнате могут быть устроены специальные пристенные ящики, в которых размешают различные по высоте и характеру роста растения. На отдельных окнах могут быть организованы с помощью специальной приставки комнатные теплички.
Примеров красивого и удобного размещения комнатных растений для озеленения классов и других помещений школы может быть очень много. В вестибюле школы по обе стороны входа может быть устроен прямо на полу зимний сад, конечно, при условии защиты пола различными материалами - металлами, бетоном, пластиком. На отдельных окнах в холлах или других уголках школы можно устроить сад с дополнительным облучением растений люминесцентными лампами. Такой показательный сад с постоянно цветущими растениями будет любимым местом отдыха школьников и учителей и местом проведения наблюдений за ростом и развитием растений. Все работы по организации такого сада могут быть выполнены школьниками VI-X классов. Важно умело подобрать и разместить растения, чтобы иметь сменное цветение в течение года.
Цветочная композиция 2Все растения для оформления интерьера делятся на цветущие и декоративно-лиственные. Ассортимент цветущих растений для озеленения школы менее богат, чем декоративно-лиственных. Особую ценность представляют растения, цветущие зимой и ранней весной, а из декоративно-лиственных - виды с красными и пестрыми листьями (см. приложение).
fermer.ru
Новикова Татьяна Александровна педагог дополнительного образования МБОУ – лицей № 32 г. Белгорода
Озеленение помещений как средство создания здоровьесберегающей среды в учебных учреждениях
С учётом тенденции резкого снижения численности населения выдвигается проблема создания и сохранения здорового общества. Это повышает ответственность системы образования не только за духовное, но и за физическое развитие нового поколения, укрепление здоровья обучающихся, приобщение их к ценности здорового образа жизни. Состояние здоровья детей, подростков и молодёжи вызывает обоснованную тревогу у всего общества в целом. В связи с этим, такое направление работы как охрана здоровья и внедрения здоровьесберегающих технологий обучения становится важнейшим для школы и всех участников учебно-воспитательного процесса. Комнатные растения очень давно пришли к нам из далеких стран. Украшая наш интерьер, они приглашают нас вырваться из рутинной круговерти. Самые удивительные из них увлекают нас в путешествия, заставляя забыть о банальной повседневности. Замечали ли вы – стоит только отправиться в лес или городской парк, и насморк с кашлем, донимавшие всю неделю, исчезают сами собой? Да и настроение меняется в лучшую сторону, как только взгляд упадёт на островок зелени. Ничего удивительного в этом нет. Большую часть года школьники проводят в помещении школы, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениями. Обычно в любой школе на подоконниках красуется множество самых различных растений, принесённых в зависимости от своих вкусов и предпочтений, учителями и учащимися, а то и родителями. Зелёные насаждения создают более уютную обстановку, но есть в их присутствии и другая очень важная сторона – живые растения оказывают благотворное, а подчас даже целительное воздействие на наше самочувствие. Поселившись в нашем доме, «зелёные квартиранты» способствуют звукопоглощению, увлажняют воздух, насыщают его кислородом и очищают от вредных примесей. Особые биогенные вещества, выделяемые растениями, повышают работоспособность, нормализуют сон, увеличивают адаптивные способности человека. Но самое главное – своей красотой и совершенством своих форм, колдовским ароматом и богатством цветовой гаммы растения дарят нам ни с чем несравнимую радость. «Зелёные друзья» вносят в нашу жизнь гармонию и умиротворённость, рядом с ними мы ощущаем прилив энергии и в то же время отдыхаем. Выбирая растения многие из нас не задумываются над тем, какой эффект они произведут на наше здоровье, как физическое так и психологическое. Растения действуют на нас своим ароматом, цветом листов и цветков, формой кроны. Почему это происходит? Дело в том, что некоторые виды растений способны выделять так называемые фитонциды, которые, проникая через лёгкие в кровь, усиливают защитные свойства организма и улучшают иммунитет. Фитонциды непосредственно снижают уровень патогенности воздуха, в окружающем нас воздухе всегда содержится определённое количество различных бактерий и микроорганизмов. Кроме того, на любой поверхности содержится какое-то количество грибов, которые выделяют токсичные продукты. Они могут поглощаться определёнными видами растений. Согласно данным исследований, Всероссийский НИИ лекарственных и ароматических растений, лаборатория экспериментальной ботаники и генетики, достаточно 5–7 хорошо развитых растений на помещение стандартного размера (15–25 кв. м), чтобы значительно снизить количество болезнетворных микроорганизмов, в том числе таких опасных, как стафилококк, стрептококк, а также вирус гриппа. В этой группе растений следует назвать бегонию (за определённое время очищает воздух от патогенных микроорганизмов на 80 %), традесканцию (70 %) и многие другие. Алоэ - снижает патогенность среды на 30 %. Хлорофитум – за 24 часа способен уничтожить до 80 % патогенной микрофлоры (данные исследования). Мирт – снижает заболеваемость ОРВИ у детей. Базилик – хорошо уживается в школе и эффективен для профилактических целей. Эвкалипт в состоянии бороться даже с вирусами гриппа А и Б. Иногда пугаются его размеров, но это не страшно – растение можно периодически подстригать, и оно примет удобную форму. Ещё одно свойство комнатных растений – выделять биологически активные вещества, которые положительно влияют на здоровье человека. Например, летучие вещества алоэ нормализуют процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, повышают работоспособность и выносливость к физическим нагрузкам, стимулируют защитные функции организма. То есть это универсальное растение, способное очищать воздух, одновременно выделяя целебные для человека вещества. Запах таких растений как роза, жасмин, лимон, пеларгония способствуют восстановлению сил, помогают при переутомлении и повышенной нервозности. Запах мяты регулирует сердечный ритм, устраняет стрессы. Все комнатные растения увлажняют воздух, насыщают его отрицательно заряженными ионами кислорода, что немаловажно для нашего здоровья. Общение с зелёными питомцами благоприятно сказывается на психо-эмоциональном состоянии человека.
Влияние цвета растений на психологическое здоровье. Цвет играл и играет большую роль в терапии. Цвета оказывают влияние на настроение и могут лечить. Мы инстинктивно выбираем, покупая одежду или предметы обстановки, те цвета, которые соответствуют нашему душевному состоянию. Цвет является донором энергетики растения, которая предлагается нам в столь привлекательной форме. В зависимости от окраски цветков растений энергетические колебания воздействуют на различные сферы нашей жизни. Холодные фиолетовые, синие, голубые и зелёные тона успокаивают нервную систему. Тёплые красные, оранжевые, жёлтые тона наоборот помогают проснуться. Растения, имеющие цветки с ярко-красной окраской, возбуждают, бодрят, повышают работоспособность и снижают утомление. Считается, что растение с розовыми цветками устраняют грусть и меланхолию. Оранжевые цветки оказывают тонизирующее действие, излечивают депрессию. Виды цветков с жёлтой и золотистой окраской уменьшается усталость глаз от работы на компьютере. Не последнюю роль играет и цветовая гамма листьев. Она варьирует от почти белой до фиолетовой, проходя через все цвета спектра в самых разнообразных сочетаниях. Пурпурно-зелёная, сизо-пурпурная и обычная зелёная листва действуют успокаивающе. Светлая окраска листьев и коры растений создаёт ощущение лёгкости. Пёстро окрашенные листья способствуют повышению работоспособности, не случайно подобные растения используют для оформления офисов и производственных помещений. Надо только учитывать, что восприятие цвета листьев зависит от их расположения на побегах и ветвления растения. Влияние на эмоциональное состояние человека оказывает даже форма кроны растений. Активизируют психическую деятельность растения с раскидистой и пирамидальной кроной, успокаивают – растения с овальной и ампельной кроной. Растения оказывают защитную реакцию на шум. Очень высокий уровень шума, особенно на переменах, составляет большую проблему в школьной жизни. Растения могут внести свой вклад в подавлении шума и создать акустический комфорт внутри помещения. Для субъективного улучшения самочувствия большое значение имеет звукопоглощение, оценивающееся по среднему показателю в диапазоне частот 250-4000 Гц. Ученые из учебно-экспериментального института садоводства г. Эссен доказали, что именно в этом диапазоне частот растения эффективно подавляют шумы. Так, к примеру, в комнате площадью 30 м2 десять экземпляров фикуса Бенджамина высотой прибл. 1,80 м способны поглощать до 25% шума. Если сравнивать звукоизоляционные свойства фикуса и штор, то три фикуса равняются 5м2 штор. Как показали исследования, оформление классных комнат растениями играет не только эстетическую, но и менее известную шумопоглощающую роль. Комнатные цветочки и растения в интерьере детских учреждений играют необыкновенную роль: они являются не только лишь украшением помещения, да и действующим средством воспитания и образования малышей. Верно организованная с комнатными растениями работа расширяет представления малышей о живой природе, прививает способности к выращиванию и уходу за растениями, развивает наблюдательность, воспитывает любовь и бережное отношение к природе, содействует эстетическому восприятию мира вокруг нас. Принципиальна и гигиеническая роль растений, потому что малыши много времени проводят в закрытом помещении. Для озеленения детских учреждений можно использовать многие виды расцветающих и декоративно-лиственных растений. Исключение составляют растения, имеющие колючки (виды молочаев и кактусов) либо содержащие аллергенты и алкалоиды (примула, олеандр, лавровишня, арум, диффенбахия, тисе ягодный). При оформлении школьных детских учреждений целенаправленно использовать такие виды озеленения, при которых растения не мешают подвижным играм учащихся начальной школы. Цветочки и растения располагают на особых полочках и решетках, закрепленных на стенках, подвешивают в кашпо и "цветочных люстрах". Но живы растения рядом с детками — это не только лишь украшение, да и жива природа, нуждающаяся в заботе и покровительстве. Отдавая предпочтение вертикальному озеленению, часть растений следует располагать так, чтоб малыши могли ухаживать и следить за ними. Для этого растения в напольных цветочницах располагают в зонах отдыха и комнатах для тихих игр, в живых уголках, около аквариумов и т. д. Зависимо от планировки и предназначения помещения в цветочницах можно содержать одиночные экземпляры либо составлять композиции из нескольких растений. При оформлении школ следует учесть, что комнатные растения не только лишь можно, да и нужно обширно использовать в учебном процессе. Посреди их имеются представители разных актуальных форм, экологических групп и семейств, виды тропиков, субтропиков и пустынь, потому они могут служить красивым демонстрационным материалом при исследовании ряда разделов ботаники, общей биологии, географии и обширно употребляться в работе юннатского кружка. В связи с этим ботанические коллекции школ должны содержать достаточное видовое и морфологическое обилие растений. В большинстве школ проектом не предусмотрены места, специально адаптированные для содержания растений. Приходится располагать их в вестибюлях, коридорах, учебных классах, актовом зале, пионерской комнате и т. д., выбирая при всем этом формы озеленения, надлежащие предназначению помещения. В коридорах целенаправленно использовать формы вертикального озеленения: стационарные декоративные решетки, занимающие наименьшую площадь и дозволяющие расположить наибольшее количество цветов и растений, навесные полки, различной формы крепления, стенные кашпо, используя которые, можно оформить прекрасные стенные композиции. При таком размещении растения не мешают активному отдыху малышей. Вертикальное озеленение является более оптимальным и для потрясающих комнат. В просторных коридорах, холлах и вестибюлях при наличии больших стационарных цветочных емкостей можно оформлять пейзажные композиции, а маленькие художественные композиции в передвижных контейнерах располагать в актовом зале, пионерской комнате, кабинете директора, учительской. В композицию, представляющую цветочки и растения тропиков, можно советовать монстеру деликатесную, фикус гибкий, драцену, виды тропических пальм; из травянистых растений — куркулиго, бегонии, цветок; из ампельных — плющ восковой, зебрину, традесканцию белоцветковую. Пейзаж субтропиков можно воссоздать, используя растения, которые обширно все распространены в интерьерном озеленении. Вертикальной доминантой в композиции служат олеандр, кипарис, фатсия японская, гибискус, абутилон. Их дополняют цветочки и растения наименьшей высоты — аукуба, иглица, аспидистра, папоротники. Группу лиственно-декоративных растений воскресят и украсят расцветающие экземпляры гортензии, фуксии, узумбарских фиалок. В композиции, имитирующие ландшафт пустынь, включают агавы и алоэ с их выразительным силуэтом, сансевьеру с длинноватыми мечевидными, пестроокрашенными листьями, различные кактусы. Если имеется маленький бассейн, в нем содержат водоросли, в воду совместно с горшком погружают экземпляры циперуса. Вокруг бассейна располагают растения, предпочитающие мокроватый воздух,- папоротники, бегонии, каллы. При отсутствии бассейна аналогичную композицию можно составить около аквариума.
Ученики сами ухаживают за растениями Один из важнейших аспектов в озеленении школы – это непосредственное активное участие школьников как в планировании озеленения, осуществления посадок, так и в дальнейшем уходе за растениями. То, что дети создают своими руками, они никогда не испортят и будут беречь! Уверенность в себе у детей развивается тогда, когда они берут на себя ответственность. Как показывает опыт, когда за растениями ухаживают сами ученики, значительно улучшается психологический микроклимат в классе. Критерии выбора растений для школьных помещений. Растения, которые используются для озеленения школы, должны отвечать определенным критериями: · исключить ядовитые и галлюциногенные растения, которые могут вызвать интоксикацию детского организма, аллергию; · растения должны быть без колючих и острых шипов. Во время перерывов школьники, особенно младших классов, не сидят на месте, а бегают, прыгают, толкаются и могут наткнуться на такие растения. Поэтому растения для озеленения классных комнат должны без колючек и без острых листьев. Не место в школе кактусам, агавам или травам с острыми листьями; · растения должны быть легкими в уходе. Уход за растениями в школе обычно осуществляется самими учениками, которые только начали приобретать практические навыки. Поэтому следует выбирать растения, которые могут переносить как избыточный полив, так и сухость почвы ; · растение, предпочитающие полутень и тень. Каждое растение предъявляет свои индивидуальные требования к освещению. Правильная освещенность необходима для здоровья и роста растений. Как показали исследования в школах, во многих классных комнатах интенсивность освещения в отдаленных от окон местах составляет всего 500 люксов (без дополнительного освещения). Да и вблизи окон освещение не сильно высокое, так как для защиты от обильного света прямых солнечных лучей на окнах используют жалюзи. Поэтому, выбирая растения для классных комнат, обратите внимание на то, чтобы они предпочитали полутень или тень. Выбор растений Для получения положительного результата необходим определенный минимум растений. Главное, чтобы дети сами ухаживали за ними. Каждому из нас знаком уединенный фикус в углу класса, до которого никому нет дела. В классных кабинетах (площадью прибл. 60 м2) школ, принимающих участие в проекте по озеленению, расставлены от 40 до 50 растений различных размеров. Конечно, количество растений зависит от пространственных возможностей, и должно определяться в индивидуальном порядке, но главный принцип заключается в том, что для создания зеленой классной комнаты необходимо использовать минимум 15 растений (из них минимум пять должны быть высотой не ниже 1,50 м) Выбор местоположения Выбирая место для расположения комнатных растений, следует принимать внимание не только требования к условиям содержания (свету, температуре и влажности воздуха): · комнатные растения должны находиться на таком уровне, чтобы ученики смогли к ним дотянуться без чьей-либо помощи. Бесспорно, размещенные на шкафах и полках ампельные растения с изящно свисающими вниз ветвями имеют свою особую прелесть. Но возникает проблема с поливом: чтобы дотянутся до таких растений, детям нужно использовать подставку. Как показывает практика, даже если в классе есть стремянка, школьники взбираются на стулья и столы, с которых можно упасть. Поэтому размещать растения в школе необходимо на таком уровне, чтобы дети могли дотянуться до них без любых подставок; Подоконники не должны быть заставлены цветочными горшками: · любимое место размещения растений в школе – это подоконники. Участники проекта по озеленению немецких школ рекомендуют все же оставить окна свободными. Содержание углекислого газа в классных комнатах очень высоко, и сквозное проветривание учебных помещений в течение 5 мин. во время перемен снижает количество СО2 до уровня допустимого. Поэтому сквозное проветривание помещений является обязательным. А это возможно сделать лишь в том случае, если окна не будут заставлены растениями Растений, которые могут вызвать аллергическую реакцию у человека, чаще всего отмечают содержащие эфирные масла, биологически активные вещества (алкалоиды и др.) Аллергию может вызвать и тривиальная пыль, которая скапливается на листьях живых растений, на сухих декоративных фитокомпозициях или букетах. Нельзя забывать и том, что аллергии способствует и пыльца цветущих растений, и разлетающиеся зрелые споры папоротников. Ядовитый сок ряда растений семейства ароидных (аглаонема, диффенбахия, колоказия, алоказия, филодендрон) при попадании на кожу и слизистые оболочки (например, в процессе пересадки) вызывает их поражение. Ожоги кожи может вызвать и сок агавы при индивидуальной чувствительности к растению. А вот летучие выделения агавы прекрасно очищают воздух помещения от патогенных микроорганизмов. Едкий млечный сок растений семейства молочайных (молочай, акалифа, кодениум) может вызвать аллергическую реакцию при пересадке, при обмывании листьев. Нужно соблюдать осторожность при уходе за этими растениями. Сок цикламена способен вызвать сильнейший ожог слизистой оболочки. Хотя, само по себе это растение не является аллергеном. В школе следует исключить растения с яркими плодами (паслен, аглаонема, однолетний перец), а также кактусы. Высоко декоративные растения из семейства кутровых (катарантус, олеандр, аламанда) в период цветения выделяют в окружающую среду большое количество душистых веществ, вызывающие аллергическую реакцию организма, которая выражается в затрудненном дыхании, в тахикардии, в сильных головных болях. Эфирное масло, содержащееся в листьях герани, может восприниматься и как приятный аромат, так и как удушающий запах. Это зависит от индивидуальной переносимости человека.
И в заключение хотелось бы сказать, что к озеленению помещений надо подходить очень внимательно, взвесив все «за» и «против». Я советую воспользоваться памятками по озеленению, которые мы для вас подготовили. Ведь правильно подобранные растения для кабинета помогут нам сохранить здоровье и физическое, и психическое.
|
novikova11.ucoz.ru
3., . - , . . . . , , , 15-25 20-30 . . . , . . 0,5-1 . , , . . . , , . , . 0,8 0,5 . - 1 X 1 1,5 X 1,5 , - -, 3 X 2 . (6-12 ) ( ) 2,4-4 . . 1 : 3-6 . ., - 40-50 . . (. 45). 45.( ) . . , . ( ) 0,4 , 0,1-0,2 . ( 3 ) 0,4-0,4-0,7 (0,8) ; 0,3-0,3-0,3-0,6 0,2-0,2-0,2-0,2-0,7(0,8) . 0,1-0,2 . 3 5 ( ) 2-3 6-12 (. 4). 0,1-0,2 , - 0,7-1 . . 4.-3, -, . , 0,5 . 0,25 0,8 50 . 1 . . -5/3 . -1 -60, -100 . -1 3 . -1 -1. ( ) -5/3. 0,1 330 . /. , -4 -5. , -3. 0,8 , , . 0,4 . 0,4-0,4-0,8 -3 ( ). 3 3 0,4 . . . 1-2 , - 3-5 . 2 . 5-7 . , . . . , . -2, . , , , . . . |
|
dendrology.ru
Насаждения на участках детских учреждений
Детские сады и ясли, как правило, располагают непосредственно у жилья на внутриквартальных территориях. Участок должен быть хорошо освещен, сухой, с естественным стоком дождевых и талых вод. В типовых проектах зданий детских учреждений зеленым насаждениям отводят важную роль в создании своеобразного архитектурного ансамбля.
Для защиты участка от ветра, шума, пыли по периметру создают живую изгородь из рядовых посадок деревьев и кустарников, увеличивают ширину полосы со стороны проездов. Площадки для занятий детей различных возрастных групп изолируют друг от друга с помощью естественных зеленых стен. Свободно размещенные взрослые деревья должны создавать затененные на протяжении всего дня части площадок, но при этом не затенять здание детсада-яслей, огород, бассейн. Деревья сажают не ближе 5 м от зданий, 2 м от подземных коммуникаций и 10 м от края дорожек. В южных районах количество деревьев, используемых для затенения, увеличивают, а от рядовых посадок кустарников отказываются, так как они вызывают застой воздуха.
На групповых площадках детей младшего возраста устанавливают беседки, навесы, манежи, шведские стенки, создают уголок живой природы. Ребятам постарше (3—7 лет) устанавливают качели, устраивают огород, плодово-ягодный сад, сооружают плескательный бассейн. На физкультурной площадке размещают оборудование для лазания, прыжков, подвижных игр. Легко трансформирующиеся малые архитектурные формы располагают на газоне.
Для озеленения детских садов и яслей рекомендуется следующий ассортимент деревьев и кустарников:
деревья высотой более 20 м — липы мелколистная и крупнолистная, клен остролистный, ясень обыкновенный, вяз обыкновенный, береза бородавчатая, дуб красный, каштан конский, лиственница сибирская, ели колючая и обыкновенная; высотой 10—20 м— ива белая, туя западная;
кустарники высотой 5—8 м — сирень обыкновенная, привитая и венгерская, клен гиннала, вяз кустовой; высотой до 2,5 м — чубушник, спирея калинолистная, акация желтая; высотой 1—2 м — можжевельник сибирский, вишня песчаная, смородина черная и альпийская.
При озеленении территорий любых детских учреждений следует обязательно использовать хвойные деревья и кустарники, так как именно им отводится главная роль зимой.
Надо полностью отказаться от применения растений ядовитых, с шипами, с колючками, с несъедобными плодами.
Растения не должны: содержать в корнях, стеблях, листьях, цветках и плодах ядовитых веществ; выделять в воздух большого количества фитонцитов, эфирных масел, вызывающих отравление и поражение различных органов; вызывать аллергических заболеваний.
В проекте генплана яслей-сада, разработанного для г. Горького (архит. Л. М. Ушакова), площадь участка равна 8300 м2 и принята из расчета 30 м2 на одно место. Для детей ясельного и младшего дошкольного возраста предусмотрены групповые площадки, дифференцированные по площади в зависимости от возраста детей: от 1 года до 2 лет — 100 м2, от 2 до 3 лет — 150 м2, от 3 до 4 лет— 180 м2. Групповые площадки младших ясельных групп приближены к зданию и имеют с ним непосредственную связь через навесы, которые предназначены для дневного сна и игр детей на свежем воздухе. Групповые площадки для детей дошкольного возраста (4 до 7 лет) заменены на тематические и специализированные по видам деятельности детей, размер площадок по 220 м2. Размещение и планировка предусматривает возможность их объединения в игровое пространство для проведения праздников, спортивных развлечений и соревнований. Для данного участка принят следующий набор площадок для детей дошкольного возраста:
тематические: для творческих игр— «театральная»; для сюжетно-ролевых игр — «космическая»; для подвижных игр — «приключенческая», «транспортная», которая предназначена для изучения правил дорожного движения;
специализированные: площадка для изодеятельности и занятий, физкультурная.
Пример озеленения детского сада-яслей: А — деревья лиственные; Б — деревья хвойные; В — кустарник в группах; Г — кустарник колючий; Д — цветники; Е — газон; Ж — грядки для овощей; 1 — здание детского сада-яслей; 2 — теневые навесы; 3 — площадки для детей ясельного возраста; 4 — площадки для детей 3-7 лет; 5 — спортивная площадка; 6 — площадки для сушки белья; 7 — велосипедная дорожка; 8 — асфальтовое дорожное покрытие |
Озеленение участка школы на 1176 учащихся |
Школьный уголок «живой» природы (архит. Н. Титова): 1 — крупные деревья; 2 — бассейн с влаголюбивыми растениями; 3 — зооуголок; 4 — коллекция растений местной флоры; 5 — альпинарий; 6 — скамьи; 7 — площадка для занятий на свежем воздухе; 8 — лестница |
Ассортимент деревьев и кустарников (к рисунку: Озеленение участка школы на 1176 учащихся):
Название пород | Возраст, лет | Примечания |
Деревья по периметру участка (липа мелколистная, клен остролистный, ясень обыкновенный, вяз и др.) | 12 — 16 | с комом Д = 0,8 м Н = 0,6 м |
Деревья лиственные в группах (береза бородавчатая, рябина обыкновенная, каштан конский, черемуха Маака, ива белая, липа, клен, вяз, ясень и др.) | 12 — 16 | то же, кроме березы |
Деревья плодовые (яблоня, груша, слива, вишня) | 8 — 11 | с комом 1,0 х 1,0 х 0,6 |
Деревья хвойные (лиственница сибирская, ель колючая, ель обыкновенная) | 12 — 16 | с комом 1,0 х 1,0 х 0,6 |
Кустарники для групп (чебушник, спирея дубраволистная, сирень, форзиция, клен гиннала, роза Ругоза, дерн белый и др.) | 3 — 5 | без комма 4 м² |
Кустарники для живой изгороди (пузыреплодник, боярышник, смородина альпийская, дерн белый и красный, кизильник блестящий, акация желтая) | 3 — 5 | то же на 1 пог. м, шт. |
Цветники | на 1 м² | |
Примечания: 1. В таблице ассортимента приведены основные породы деревьев и кустарни¬ков, которые можно применять при озеленении школьных участков в г. Москве. 2. Колючие кустарники применять только для внешнего ряда периметральной живой изгороди. 3. Специализация малых форм определяется по согласованию с заказчиком. 4. На данном чертеже подземные коммуникации не указаны. |
На тематических и специализированных площадках предусмотрено создание различных по композиции навесов, при которых обязательны кладовые для хранения игрушек, мебели, конструкторов и инвентаря.
Зона зеленых насаждений включает: огород-ягодник, живую изгородь, групповые и рядовые посадки деревьев и кустарников, вертикальное озеленение здания и теневых навесов, декоративные растения, цветники и газоны, а также газонное покрытие игровых площадок. Площадь озеленения участка принята из расчета 17 м2 на одно место, но не менее 40 % его общей площади.
При проектировании участка яслей-сада учитывались его конфигурация и существующие перепады рельефа, которые определили размещение площадок и их планировочную организацию. Для разнообразия пространственной среды игровых площадок предусматривалось создание микрорельефа из грунта, вынутого при разработке котлована.
Для детей школьного возраста большую роль в познании природы и ее законов играет школьный участок, который представляет собой не только территорию для отдыха и игр, но и является продолжением учебного класса, естественной природной лабораторией, местом трудового воспитания учащихся.
Вся территория распределена на зоны: входная, учебно-опытная, отдыха (продленный день)—50 %; спортивная—35 %; хозяйственный двор, проезды — 15%.
Спортивная и хозяйственная зоны изолируются с помощью живой изгороди из деревьев и кустарников. Физкультурно-спортивные площадки целесообразно заглубить, а на откосах установить трибуны.
Перед фасадом здания размещают площадку для проведения торжественных линеек. Площадки для отдыха учеников младших классов создают недалеко от здания в виде газонов с размещенными на нем живописными группами высоких деревьев. Для отдыха старшеклассников оборудуют мощеные участки. Швы между штучными бетонными плитками или камнем заполняют землей и высевают траву. На таких площадках создают декоративные бассейны и устанавливают садовую скульптуру.
В плодовом саду школьники под руководством преподавателей выращивают растения, проводят опыты, ведут фенологические наблюдения. Недалеко от сада и хозяйственного двора размещают теплицу или парник.
К зданию школы, расположенному в глубине участка, может вести аллея деревьев. При размещении школы непосредственно на границе участка основная роль в ее оформлении отводится цветам.
В озелененную территорию школы на 30 классов (авторы В. Машинский, Т. Гичко, О. Селяха, А. Гольтрафа) входят учебно-опытная зона с плодовым садом (площадью 1450 м2), зона отдыха (продленный день) и защитные посадки вокруг школы и спортивной зоны. Каждая зона отделяется от других зон полосой посадок деревьев и кустарников шириной 3— 5 м. Чтобы деревья и кустарники не затеняли здание школы, их высаживают не ближе 10 м, а кустарники — 5м от стен школы. Расстояние от деревьев до кустарников не менее 0,75 м. Защитная полоса из деревьев и кустарников по периметру участка имеет ширину со стороны улиц и транспортных проездов 4—6 м, а на остальных участках — не менее 1,5 м. Для инсоляции плодового сада в течение всего дня декоративные деревья не высаживают ближе чем в 12 м от плодовых насаждений.
Генеральный план школьного центра в г. Кронах: 1 — главная школа; 2 — специальная школа для детей с умственными и физическими недостатками; 3 — специальная школа для умственно отсталых детей; 4 — реальное училище; 5 — гимназия; 6 — специализированные учебные кабинеты; 7 — школьный ботанический сад; 8 — центральная входная зона; 9 — гимнастические залы; 10 — школьная столовая; 11 — жилые дома для обслуживающего персонала школьного центра; 12 — «форум»; 13 — учебная площадка для практического изучения правил уличного движения | |
Москва. Детские учреждения на проспекте Вернадского: 1 — Детский музыкальный театр; 2 — цирк; 3 — детский городок |
На рисунке показан пример использования небольшого оврага на Территории школьного участка. Его склоны с кустарником, скальными растениями среди камней создают изолированный своеобразный микроклимат. Площадку для юных географов размещают на самой высокой точке в уединенном месте, изолировав ее деревьями и кустарниками.
Школьный центр в Кронах (Германия) рассчитан на 3000 учащихся и включает гимназию, реальное училище, среднюю школу, а также специальную школу для детей с физическими недостатками или отстающих в умственном развитии. В школьный центр включены дополнительные сооружения, предназначенные для активного отдыха населения ближайших жилых районов.
Детский музыкальный театр в Москве разместился в природном окружении. В композицию его плана заложено фойе, раскрытое через витражи в парк. В нем создан открытый дворик с небольшим амфитеатром для зрителей, где проводятся театрализованные представления на воздухе. Со стороны главных подходов посетителей встречают витрины, фрагменты декораций, малые архитектурные формы. У проспекта Вернадского размещена альпийская горка с водоемом, затем система площадок с бассейнами, фонтанами, скульптурой. В глубине парка создан павильон для игр и выставок, небольшой зеленый театр, в котором звучит музыка и идут представления.
Музыкальный театр стал составной частью большой детской зеленой зоны, протянувшейся от городского Дворца пионеров до цирка.
Озеленение участков детских учреждений должно создавать обстановку, способствующую отдыху детей, в непринужденной форме давать информацию, помогающую прививать трудолюбие, бережное и рациональное отношение к природе.
В.А. Горохов
landscape.totalarch.com
Агротехника выращивания саженцев в школьном отделении питомника
Школьное отделение питомника предназначено для выращивания посадочного материала - саженцев древесных и кустарниковых пород для последующего производства лесных культур, создания защитных лесных и декоративных насаждений. В отличие от сеянцев они имеют более мощную корневую систему и более развитую надземную часть.
Продолжительность выращивания саженцев зависит от их целевого назначения. Для закладки лесных культур саженцы выращивают, как правило, в течение 2-3 лет, для защитного лесоразведения 2-4 года, для целей озеленения кустарники выращивают обычно 2-3 года, древесные саженцы 6-12 лет и более.
Основная обработка почвы в школьном отделении производится в целом, так же как, и обработка в посевном отделении. Увеличивается только глубина основной вспашки до 35-40 см в лесной зоне, до 50 см в лесостепной, и в степной до 60 см. Глубина отвальной пахоты определяется мощностью гумусового или окультуренного пахотного слоя. Нижележащие горизонты рыхлят без выноса их на поверхность. Для обработки почвы на глубину до 40 см применяют плуг ПЛН-4-35 с корпусами для безотвальной пахоты или почвоуглубителями, для обработки почвы до 50 см – плуг плантажный ППН-40, до 60 см используют плуг плантажный ППН-50 или ППУ-50А.
Предпосадочную обработку почвы проводят для создания хорошо разрыхленного слоя. Мощность этого слоя определяется глубиной, на которую производится посадка. Глубина рыхления почвы для посадки сеянцев и черенков составляет 25-30 см, для посадки саженцев 45-50 см. Почву на глубину до 30 см рыхлят культиватором-рыхлителем КФП-1,5А, он одновременно вычесывает корни, оставшиеся после выкопки саженцев предыдущей ротации. Более глубокое рыхление, особенно на тяжелых почвах, делают в два приема: сначала плантажным плугом без отвала, потом культиватором-рыхлителем (КРСШ-2,8А). Под посадку укорененных зеленых черенков почву рыхлят более тщательно, используя обычную фрезу ФПШ-1,3.
Посадку проводят по размаркированному полю рано весной до распускания почек или осенью сразу же после листопада. Осенняя посадка целесообразна на легких структурных почвах в регионах с достаточным количеством осенних осадков и устойчивым снежным покровом. В условиях Сибири хорошие результаты дает посадка сеянцев сосны, ели и кедра в конце июля - начале августа.
Перед посадкой у сеянцев подрезают излишне длинные и поврежденные во время выкопки корни, затем обмакивают корни в земляную или торфяную болтушку, иногда обрабатывают ростовыми растворами.
У переросших сеянцев лиственных пород на 1/3 длины обрезают надземную часть. Обрезать стволики нельзя у лиственных пород, имеющих супротивное расположение почек (ясень, клен, жимолость).
Правильно посаженные растения должны стоять вертикально, располагаться строго по прямой линии, корневая система должка быть плотно обжата землей.
При выращивании саженцев в школьном отделении в течение 2-4 лет применяют рядовые схемы посадки: между рядами 0,8-1,0 м, в ряду - 0,3 -0,5 м. Однако в целях выращивания на единице площади большего числа саженцев и одновременно, в целях механизации дальнейших уходов в настоящее время в школах все чаще прибегают к ленточным посадкам сеянцев, размещая в лентах 3-5 рядов.
Для выращивания саженцев ели, пихты, кедра в течение 2-3 лет (посадочный материал для лесокультурного производства) можно применять уплотненные школы.
Уплотненной школой называют школу, число посадочных мест в которой составляет не менее 200 тыс. шт./га. Размещение растений в таких школах осуществляют в пятирядные ленты с шагом посадки 10 см. Существуют рекомендации: при выращивании саженцев ели с компактной корневой системой применять 10-рядные ленты с расстоянием между рядами и в ряду -10 см.
Посадка в школьном отделении может осуществляться сажалками СШН-3, СШ-3/5. Школьная сажалка СШН-3 предназначена для посадки сеянцев высотой 5-40 см и стеблевых черенков, может работать в 1-, 2-, 3-х-рядном вариантах. В трехрядном варианте расстояние между рядами 0,8-1,0 м, шаг посадки 0,2-0,3 м. На каждой посадочной секции работает 3 человека: два сажальщика и один оправщик.
Сажалка СШ-3/5 предназначена для посадки сеянцев с высотой стволика 10-25 см и длиной корневой системы 15-25 см, стеблевых черенков и черенковых саженцев с высотой надземной части 10-25 см. Высаживают трех- и пятирядные ленты. Схема посадок при пятирядной схеме: 22,5-22,5-22,5-22,5-60, при трехрядной: 45-45-60, минимальный шаг посадки 9 см. ЭМИ-5 осуществляет посадку и одновременный полив по схеме 25-25-25-25-50, минимальный шаг – 8 см.
Все перечисленные посадочные машины работают с тракторами ДТ-54А, Т-74, оборудованными ходоуменьшителями, кроме того, СШ-3/5 может работать с тракторами "Беларусь" и Т-40 на первой передаче и при пониженных оборотах двигателя.
В питомниках, где выращивают саженцы различных древесных и кустарниковых пород с разной продолжительностью выращивания, применяют комбинированные посадки в школе, при которых на одной площади ряды древесных растений с длительным сроком выращивания (4-10 лет) чередуются с одним или несколькими рядами древесных и кустарниковых пород с коротким сроком выращивания (2-5 лет).
Саженцы с длительным сроком выращивания предназначаются для озеленения, иногда вместо декоративных пород выращивают новогодние ели.
При выращивании саженцев древесных пород применяют комбинированные школы с уплотненным их размещением между рядами крупномерных саженцев лиственных пород (рисунок 7.1)
Рисунок 7.1 - Схема размещения саженцев в комбинированных школах
В комбинированной школе саженцы древесных пород выращивают 6-12 лет при расстоянии между рядами 2,4….4,5 м. Между рядами древесных пород высаживают 2 (рисунок 7.1 а) или 4 (рисунок 7.1 г) ряда кустарника со сроком выращивания 2-3 года. В результате неоднократной выкопки кустарника происходит двустороннее обрезание корневой системы у саженцев, оставляемых в школе.
Например, для выращивания саженцев ели растения высаживают в 3-5 рядов (рисунок 7.1 б и 7.1 в) или кратное их число (рисунок 7.1 д и 7.1 е) со сроком выращивания 2-3 года чередуют с рядом лиственных или хвойных древесных пород со сроком выращивания 6-12 лет. В ряду саженцы кустарников и ели высаживают через 0,1…0,2 м, а породы с длительным сроком выращивания – через 0,7…1,0 м.
Примером комбинированной посадки в школе может служить посадка двухлетних сеянцев рябины, которые высаживают по схеме 2,5 х 0,4 м (рядовая посадка), с последующей посадкой в междурядьях трехрядной ленты кизильника по схеме 45-45-60 см с шагом посадки 0,2 м. Срок выращивания рябины - 4 года, кизильника - 2. Через два года после посадки саженцы кизильника выкапывают, почву дискуют и здесь вновь высаживают по той же схеме сеянцы кизильника. Рябина же продолжает расти в рядах. По истечении еще двух лет и кустарник, и деревья (рябину) выкапывают, освободившуюся площадь пускают под пар.
Схема ленточной посадки саженцев в однопородной древесной школе представлена на рисунке 7.2. Количество рядов в ленте, а так же шаг посадки варьируется в зависимости от породного состава и возраста выращиваемых саженцев.
Рисунок 7.2 - Схема размещения саженцев в однопородных школах
Целесообразно использовать схемы посадки в школе такие же, как и схемы посева семян в посевном отделении питомника, чтобы культиватор с одной настройкой можно было использовать для уходов за посевами и посадками в школах.
Густоту посадки в школьном отделении определяют по формуле:
Похожие статьи:
poznayka.org
Размещение растений в помещении.
Размещение растений в помещении
Чтобы ваши комнатные цветы служили украшением интерьера, радовали вас своим внешним видом и не создавали неприятностей, предлагаем вам следовать некоторым правилам выбора и размещения растений в доме.
Большинство людей, выбирая комнатные растения, ориентируются на их размер, декоративность и стоимость. И только после покупки, доставив их домой, интересуются, какими должны быть условия содержания и уход. Если создать такие условия не получается или растение оказывается очень капризным, хозяева расстраиваются, наблюдая за его гибелью.
Помимо этого, выбирая зеленого питомца, необходимо заранее подумать, в каком месте вашей квартиры ему будет комфортнее, а где его не стоит размещать, чтобы не причинить дискомфорт вам. Не забывайте, что красивое и безобидное с виду растение может причинить вред вашему здоровью, или, что еще хуже, оказаться ядовитым.
Соответствие условий помещения жизненным потребностям растения к микроклимату — не единственный критерий выбора. Растение должно радовать глаз, поэтому вам стоит подумать о том, как оно будет смотреться в данном интерьере.
Вот несколько правил «хорошего тона»:
1) В помещениях, обставленных одностильной мебелью со строгими линиями, лучше разместить небольшое количество крупных одиночных растений: в этом случае обстановка начинает служить растениям фоном, а они, в свою очередь, смягчают впечатление от интерьера.
2) Если мебель в помещении неоднородна по стилю, большое количество зелени может придать обстановке внутреннее единство и отвлечь внимание на себя. Для таких помещений идеальны «зеленый угол» (то есть большое количество растений, собранных вместе), лианы с крупными листьями, флорарии.
3) Можно объединить растения в декоративные группы по сочетанию форм и окрасок листьев и цветов как на специальных подставках, так и на подоконнике.
4) Горшки или кашпо можно подобрать как в тон мебели, так и по контрасту с ней. Во втором случае важно, чтобы яркие элементы (например, горшки и абажур) гармонировали между собой.
5) Светлые цветы и листья лучше выглядят на темном фоне, яркие — на светлом.
6) Ампельные растения с мелкими листьями «потеряются» на фоне пестрых обоев или стен с сильно выраженным рисунком, зато растения с крупными листьями будут отлично выделяться.
7) В комнатах с низкими потолками высокорослые растения лучше ставить на пол или на невысокие подставки.
8) Не перегружайте цветами подоконник, чтобы небольшие экземпляры не пришлось ставить перед горшками с более крупными: им может не хватить освещения.
Кроме эстетики, следует помнить и о том, что растения приносят человеку не только пользу, и потому надо размещать их с учетом целевого предназначения комнат.
Всем известно, например, что растения выделяют кислород. Однако ночью, в отсутствие света, они дышат, как любые другие живые существа, поэтому в спальне их не должно быть слишком много.
Есть и еще одна причина держать некоторые цветы в другом помещении: есть виды, выделяющие в большом количестве фитонциды и ароматические вещества. В небольших концентрациях они полезны, но в чрезмерных приносят человеку только вред как сами по себе, так и потому, что могут вызывать аллергические реакции. В спальне вы находитесь долгое время в неподвижном состоянии, и негативные эффекты могут проявиться там наиболее остро.
Для больного человека нежелательно соседство большого количества сильно пахнущих цветов.
По тем же причинам не следует размещать много растений в детской комнате, а виды с колючками желательно и вовсе оттуда удалить, как и ядовитые растения: малышам может прийти в голову не только их потрогать, но и попробовать на вкус.
Отлично(0)Плохо(0)ogorodland.ru