Растения зона арктических пустынь. Сообщение по окружающему миру на тему: «Природные зоны России. Зона Арктических пустынь.»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Растительный и животный мир зоны арктических пустынь. Растения зона арктических пустынь


Зона арктических пустынь (4 класс) – характеристика температуры в таблице по окружающему миру

Арктика – это огромное, скованное льдами пространство Северного Ледовитого океана, со всеми островами и морями. Именно здесь расположены арктические пустыни – бескрайние заснеженные просторы, в которых обитает очень мало живых существ. Воспользовавшись планом описания, рассмотрим детальнее тему «Зона арктических пустынь».

Особенности климата

Географическое положение Арктики обусловило очень суровые погодные условия: почти весь год поверхность земли покрыта толстым слоем снега и льда, дуют сильнейшие ветры, и в течение нескольких недель кряду может бушевать пурга. Температура зоны арктических пустынь в зимнее время опускается до -50-60С, а летом редко поднимается выше 0С.

Начиная с середины осени солнца в Арктике уже не видно – так начинается полярная ночь, которая будет царствовать в течение пяти долгих месяцев. В этот период видимость на территории арктических пустынь снижается, и понять, что на улице – день или ночь, можно только по часам.

Иногда полярная ночь может порадовать необычным природным явлением – полярным сиянием. В течение нескольких минут или даже нескольких суток на небосклоне появляются разноцветные переливающиеся всполохи, которые поражают своей красотой.

Рис. 1. Полярное сияние

Таблица “Характеристика природной зоны арктических пустынь”

Природная зона

Арктическая пустыня

Положение зоны

Северный Ледовитый океан, все моря и острова, принадлежащие ему.

Климат

Зима длинная очень холодная. Лето также холодное, короткое. В течение года полярный день и полярная ночь.

Растения

Лишайники, мхи, полярный мак.

Животные

Белый медведь, тюлень, морж, кит, касатка.

Птицы

Гагара, тупик, кайра.

Занятия населения

Рыболовство, охота, грузовые перевозки на судах, научная исследовательская работа.

С приходом весны полярная ночь отступает: на небе вновь появляется солнце, световой день начинает постепенно увеличиваться. В период с мая по июнь в зоне арктических пустынь и полупустынь солнце светит постоянно – в свои права вступает полярный день.

Природа арктических пустынь

Арктические пустыни потому и были так названы, что очень бедны растительностью. Почти вся обширная территория их земель располагается под толстым слоем льда и снега, который не тает даже летом. Лишь на небольших участках с приходом весны можно отыскать мхи, лишайники, полярный мак и некоторых других представителей флоры.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Все арктические растения – настоящие карлики, которые не вырастают выше 10 см. Это обязательное условие для выживания в условиях ветреной погоды.

Поскольку растительный мир Арктики очень беден, источником пропитания для животных является море. В его водах активно размножаются всевозможные рачки и водоросли – первое и очень важное звено цепи питания арктической зоны.

Мелких рачков едят рыбы, усатые киты и птицы. Рыбой, в свою очередь, питаются тюлени, на которых охотится самый главный арктический хищник – белый медведь.

Рис. 2. Белый медведь

Одним из самых значимых заповедников на территории Арктики является заповедная зона на острове Врангеля. Сюда на гнездовье прилетает огромное количество морских птиц, в том числе и очень редких: розовая чайка, тупик, кайра, белый гусь, чайка. Остров Врангеля – любимое место для выведения потомства белых медведей, и только здесь можно встретить самое крупное копытное животное Арктики – овцебыка.

Животный мир арктических пустынь не отличается разнообразием – далеко не все животные способны выдерживать столь суровые погодные условия. Только при переходе в зону тундры можно встретить иных представителей фауны. Но даже для этого региона актуальны проблемы охраны природы: некоторые животные и птицы находятся в Красной книге.

Население арктических пустынь

В Арктике проживают эскимосы, которые смогли приспособиться к жизни в условиях постоянного холода. Для постройки жилья им не нужны строительные материалы: зимой они строят снежные хижины, а летом живут в палатках из костей и шкур животных.

В условиях арктических пустынь эскимосы не могут заниматься земледелием, и единственным их кормильцем является море. Они добывают себе пропитание, занимаясь рыбной ловле и охотясь на тюленей, моржей, китов.

Рис. 3. Эскимосы

Для передвижения по суше эскимосы используют собачьи упряжки, а по морю они путешествуют на специальных байдарках.

Что мы узнали?

При изучении одной из тем по программе 4 класса Окружающего мира, мы узнали, где расположена зона арктических пустынь. Мы выяснили характерные черты этой природной зоны: особенности климата, растительного и животного мира, ведения быта местного населения.

Тест по теме

obrazovaka.ru

Природные зоны России. Зона Арктических пустынь

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ: ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ:

ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ

Арктика…. От этого слова веет суровым холодом. Арктика – район Земли, примыкающий к Северному полюсу. Включает Северный Ледовитый океан с островами и прилегающие окраины материков.

Арктика…. От этого слова веет суровым холодом. Арктика – район Земли, примыкающий к Северному полюсу. Включает Северный Ледовитый океан с островами и прилегающие окраины материков.

 Солнце в этих краях никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли и не нагревает её. Не только океан, но и острова покрыты ледяным панцирем.

Солнце в этих краях никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли и не нагревает её. Не только океан, но и острова покрыты ледяным панцирем.

Несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается- темнота. В небе светит луна, мерцают звёзды. Дуют сильные ветры, бушует пурга. КРУГЛЫЙ ГОД ЛЕЖИТ СНЕГОВОЙ ПОКРОВ ТЕМПЕРАТУРА ЗИМОЙ -60⁰ ЛЕТОМ НЕ ВЫШЕ +4⁰ С ОКТЯБРЯ ПО МАРТ- ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ ЛЕТОМ НЕТ ДОЖДЕЙ, НО ЧАСТО ТУМАН

Несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается- темнота.

В небе светит луна, мерцают звёзды.

Дуют сильные ветры, бушует пурга.

КРУГЛЫЙ ГОД ЛЕЖИТ СНЕГОВОЙ ПОКРОВ

ТЕМПЕРАТУРА ЗИМОЙ -60⁰

ЛЕТОМ НЕ ВЫШЕ +4⁰

С ОКТЯБРЯ ПО МАРТ-

ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ

ЛЕТОМ НЕТ ДОЖДЕЙ,

НО ЧАСТО ТУМАН

Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния . Кажется, что в небе колышется разноцветный, переливающийся занавес.

Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния . Кажется, что в небе колышется разноцветный, переливающийся занавес.

Северное сияние на о. Врангеля

Северное сияние на о. Врангеля

Летом наступает полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло. Но не тепло. Температура воздуха лишь на несколько градусов выше 0.

Летом наступает полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло. Но не тепло. Температура воздуха лишь на несколько градусов выше 0.

Жизнь в ледяной пустыне К жизни в условиях арктических пустынь приспособились немногие организмы. Растительный и животный мир очень скуден.

Жизнь в ледяной пустыне

К жизни в условиях арктических пустынь приспособились немногие организмы. Растительный и животный мир очень скуден.

РАСТЕНИЯ АРКТИКИ ЛИШАЙНИК МОХ ЯГЕЛЬ ПОЛЯРНЫЙ МАК

РАСТЕНИЯ АРКТИКИ

ЛИШАЙНИК

МОХ ЯГЕЛЬ

ПОЛЯРНЫЙ МАК

Кое-где растут другие мхи. Иногда можно встретить моховые подушки .

Кое-где растут другие мхи.

Иногда можно встретить моховые подушки .

Среди цветов встречается полярный мак.

Среди цветов встречается полярный мак.

Коротким летом на ещё не сошедшем снегу появляется камнеломка .

Коротким летом на ещё не сошедшем снегу появляется камнеломка .

ПТИЦЫ АРКТИКИ ТУПИК ГАГАРКА РОЗОВАЯ ЧАЙКА КАЙРА

ПТИЦЫ АРКТИКИ

ТУПИК

ГАГАРКА

РОЗОВАЯ ЧАЙКА

КАЙРА

 К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие живые организмы. Из животных в этих местах больше всего птиц. Летом на скалистых берегах собираются: чайки, кайры, гагарки. Их шумные скопления называют птичьими базарами. 

К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие живые организмы.

Из животных в этих местах больше всего птиц. Летом на скалистых берегах собираются:

чайки, кайры, гагарки.

Их шумные скопления называют птичьими базарами. 

На отвесных скалах арктических островов селятся огромные колонии птиц, на которых скапливаются десятки и сотни тысяч особей. 

На отвесных скалах арктических островов селятся огромные колонии птиц, на которых скапливаются десятки и сотни тысяч особей. 

Птицы арктической пустыни. Кайра. Гнезда располагаются на скалах поблизости с бескрайними ледяными просторами.  

Птицы арктической пустыни.

Кайра.

Гнезда располагаются на скалах поблизости с бескрайними ледяными просторами.  

Охота проходит под водой. Кайры на 15-20 метров ныряют в глубину и ловят там рыбу. Основу рациона питания составляют треска, сельдь, мойва, песчанка, сайка. Помимо рыбы употребляет  креветок , крабов, морских червей . За один полярный день эта птица употребляет 300 и более грамм пищи

Охота проходит под водой. Кайры на 15-20 метров ныряют в глубину и ловят там рыбу. Основу рациона питания составляют треска, сельдь, мойва, песчанка, сайка. Помимо рыбы употребляет  креветок , крабов, морских червей . За один полярный день эта птица употребляет 300 и более грамм пищи

 Гагарка

Гагарка

 ГАГАРКА – относиться к морским птицам, в среднем  вырастает до 50см, размах крыльев от 60 до 80 см. Клюв острый, приплюснутым с боков на нем несколько поперечных бороздок, одна из них окрашена в белый цвет. Спина и голова окрашены в чёрный цвет, а живот и нижняя сторона крыльев — белые. Отдыхая, гагарки любят часами стоять неподвижно на скалах. Они молчаливы, их хриплый голос можно слышать только в случае опасности, этот крик напоминает «коррр». Тогда птицы погружаются под воду и выныривают на большом расстоянии от места погружения. Если посадить гагарку на ровную землю, то птицы даже не пытаются взлететь.

ГАГАРКА – относиться к морским птицам, в среднем  вырастает до 50см, размах крыльев от 60 до 80 см. Клюв острый, приплюснутым с боков на нем несколько поперечных бороздок, одна из них окрашена в белый цвет.

Спина и голова окрашены в чёрный цвет, а живот и нижняя сторона крыльев — белые.

Отдыхая, гагарки любят часами стоять неподвижно на скалах.

Они молчаливы, их хриплый голос можно слышать только в случае опасности, этот крик напоминает «коррр».

Тогда птицы погружаются под воду и выныривают на большом расстоянии от места погружения. Если посадить гагарку на ровную землю, то птицы даже не пытаются взлететь.

Животные арктической пустыни Животные арктических пустынь – в основном, представители моря. Здесь распространены ластоногие: моржи, тюлени , морские слоны . Хозяином зоны по праву можно назвать белого медведя. 

Животные арктической пустыни

Животные арктических пустынь – в основном, представители моря. Здесь распространены ластоногие: моржи, тюлени , морские слоны . Хозяином зоны по праву можно назвать белого медведя. 

Моржи. Самая отличительная черта - бивни (верхние клыки), они далеко выступают изо рта, направлены вниз. Вес одного бивня достигает 4-х килограмм, длина - до 102 см. Бивни, главным образом, служат для добывания пищи. Однако, это также и мощное средство защиты: даже белые медведи не рискуют нападать на взрослого моржа. Помогают бивни и при вылезании на лед, служа своеобразной крепкой опорой.

Моржи.

Самая отличительная черта - бивни (верхние клыки), они далеко выступают изо рта, направлены вниз. Вес одного бивня достигает 4-х килограмм, длина - до 102 см. Бивни, главным образом, служат для добывания пищи. Однако, это также и мощное средство защиты: даже белые медведи не рискуют нападать на взрослого моржа. Помогают бивни и при вылезании на лед, служа своеобразной крепкой опорой.

Тюлени Хищные животные, приспособленные к жизни в море. Охотятся на рыб,  головоногих моллюсков  и рачков; корм ищут на мелководье; взрослым особям требуется 5 кг корма в день.

Тюлени

Хищные животные, приспособленные

к жизни в море. Охотятся на рыб,  головоногих моллюсков  и рачков; корм ищут на мелководье; взрослым особям требуется

5 кг корма в день.

Белый медведь Белый медведь самый крупный хищник. Его длина достигает 3 м, масса до 1 т. Обычно самцы весят 400-450 кг; длина тела 200-250см. Самки заметно мельче, их вес всего кг. Белый медведь занесен в Красную книгу России. Охота на него запрещена.

Белый медведь

Белый медведь самый крупный хищник. Его длина достигает 3 м, масса до 1 т. Обычно самцы весят 400-450 кг; длина тела 200-250см. Самки заметно мельче, их вес всего кг. Белый медведь занесен в Красную книгу России. Охота на него запрещена.

 Подошвы ног подбиты шерстью, чтобы не скользить по льду и не мёрзнуть. Между пальцами есть плавательная перепонка, а передняя часть лап оторочена жёсткими щетинками. Крупные когти могут удержать даже сильную добычу.

Подошвы ног подбиты шерстью, чтобы не скользить по льду и не мёрзнуть. Между пальцами есть плавательная перепонка, а передняя часть лап оторочена жёсткими щетинками. Крупные когти могут удержать даже сильную добычу.

 Обитает на дрейфующих морских льдах, где охотится на свою основную добычу: кольчатую нерпу, морского зайца, моржа. Ловит он их, подкрадываясь из-за укрытий, или возле лунок: стоит животному высунуть голову из воды, как медведь ударом лапы оглушает добычу и вытаскивает её на лёд. Иногда снизу опрокидывает льдину, на которой находятся тюлени. С моржом может справиться только на суше. В первую очередь пожирает шкуру и сало, остальную тушу — лишь в случае сильного голода. При случае подбирает падаль, дохлую рыбу, яйца и птенцов, может есть траву и морские водоросли, в обжитых местах питается на помойках. Известны случаи ограбления им складов продовольствия полярных экспедиций.

Обитает на дрейфующих морских льдах, где охотится на свою основную добычу: кольчатую нерпу, морского зайца, моржа. Ловит он их, подкрадываясь из-за укрытий, или возле лунок: стоит животному высунуть голову из воды, как медведь ударом лапы оглушает добычу и вытаскивает её на лёд. Иногда снизу опрокидывает льдину, на которой находятся тюлени. С моржом может справиться только на суше.

В первую очередь пожирает шкуру и сало, остальную тушу — лишь в случае сильного голода. При случае подбирает падаль, дохлую рыбу, яйца и птенцов, может есть траву и морские водоросли, в обжитых местах питается на помойках. Известны случаи ограбления им складов продовольствия полярных экспедиций.

Если взрослый белый медведь встанет в полный рост и поднимет передние лапы вверх, то легко достанет до подоконника второго этажа блочного дома! Несмотря на такие размеры, белые мишки быстры и ловки на суше, а в воде легко и далеко плавают.

Если взрослый белый медведь встанет в полный рост и поднимет передние лапы вверх, то легко достанет до подоконника второго этажа блочного дома! Несмотря на такие размеры, белые мишки быстры и ловки на суше, а в воде легко и далеко плавают.

Полярный медведь обладает несравнимой устойчивостью к холоду. Густой и длинный мех белого медведя хорошо сохраняет тепло. Белизна шерсти помогает медведю охотиться невидимкой. Медведи даже прячут свой черный нос, в то время как подкрадываются к жертве. Кстати, у белого медведя не только нос, но и вся кожа под шерстью чёрного цвета ! Отлично сохраняет тепло и подкожный слой жира, достигающий с наступлением зимы 10 см в толщину. Без него мишки не смогли бы проплывать по 30 км в ледяной арктической воде!

Полярный медведь обладает несравнимой устойчивостью к холоду. Густой и длинный мех белого медведя хорошо сохраняет тепло. Белизна шерсти помогает медведю охотиться невидимкой. Медведи даже прячут свой черный нос, в то время как подкрадываются к жертве.

Кстати, у белого медведя не только нос, но и вся кожа под шерстью чёрного цвета ! Отлично сохраняет тепло и подкожный слой жира, достигающий с наступлением зимы 10 см в толщину.

Без него мишки не смогли бы проплывать по 30 км в ледяной арктической воде!

 Самка впервые приносит потомство в возрасте 4–8 лет. Медвежата появляются на свет один раз в 2–3 года. Новорождённые беспомощные, как у всех медведей, и имеют массу около 750 г. Через 3 месяца самка вместе с ними покидает берлогу и переходит к бродячему образу жизни. Медвежата остаются при ней до 1,5 лет. Продолжительность жизни максимум 25–30 лет; в неволе рекорд долгожительства — 45 лет. Жители Арктики добывают белого медведя ради шкуры и мяса. В России охота на него полностью запрещена с 1956 года, в других странах (США, Канада и Гренландия) ограничена. Занесён в Красную Книгу России.

Самка впервые приносит потомство в возрасте 4–8 лет. Медвежата появляются на свет один раз в 2–3 года. Новорождённые беспомощные, как у всех медведей, и имеют массу около 750 г. Через 3 месяца самка вместе с ними покидает берлогу и переходит к бродячему образу жизни. Медвежата остаются при ней до 1,5 лет.

Продолжительность жизни максимум 25–30 лет; в неволе рекорд долгожительства — 45 лет.

Жители Арктики добывают

белого медведя ради шкуры и мяса.

В России охота на него полностью

запрещена с 1956 года, в других странах

(США, Канада и Гренландия) ограничена.

Занесён в Красную Книгу России.

Проблемы Арктики   Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) выделяет следующие основные экологические проблемы Арктического региона: * изменение климата и таяние арктических льдов * загрязнение вод северных морей стоками нефти и химических соединений, а так же морским транспортом * сокращение популяции арктических животных и изменение их среды обитания 

Проблемы Арктики

  Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) выделяет следующие основные экологические проблемы Арктического региона: * изменение климата и таяние арктических льдов

* загрязнение вод северных морей стоками нефти и химических соединений, а так же морским транспортом

* сокращение популяции арктических животных и изменение их среды обитания 

  Заповедник «Остров Врангеля» Этот арктический остров расположен между Восточно- Сибирским и Чукотским морями. Он назван в честь полярного исследователя Ф.П. Врангеля. На остров Врангеля приходят медведицы из разных уголков Арктики. Каждый год на острове насчитывают до 250 берлог, в которых у медведиц появляются на свет малыши. Поэтому остров Врангеля называют «родильным домом» белых медведей.  

  Заповедник «Остров Врангеля»

Этот арктический остров расположен между Восточно- Сибирским и Чукотским морями. Он назван в честь полярного исследователя

Ф.П. Врангеля. На остров Врангеля приходят медведицы из разных уголков Арктики. Каждый год на острове насчитывают до 250 берлог, в которых у медведиц появляются на свет малыши. Поэтому остров Врангеля называют «родильным домом» белых медведей.  

  Заповедник «Остров Врангеля» Одно из удивительных животных заповедника овцебык . Этот зверь в далёком прошлом обитал на территории нашей страны, но потом исчез. Он сохранился в Северной Америке. И сейчас учёные решили снова поселить его у нас на острове Врангеля.

  Заповедник «Остров Врангеля»

Одно из удивительных животных заповедника овцебык . Этот зверь в далёком прошлом обитал на территории нашей страны, но потом исчез. Он сохранился в Северной Америке. И сейчас учёные решили снова поселить его у нас на острове Врангеля.

ЖИВОТНЫЕ АРКТИКИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ КРАСНОЙ КНИГЕ ОВЦЕБЫК ГРЕНЛАДСКИЙ КИТ МОРЖ РОЗОВАЯ ЧАЙКА БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ

ЖИВОТНЫЕ АРКТИКИ

В МЕЖДУНАРОДНОЙ КРАСНОЙ КНИГЕ

ОВЦЕБЫК

ГРЕНЛАДСКИЙ КИТ

МОРЖ

РОЗОВАЯ

ЧАЙКА

БЕЛЫЙ

МЕДВЕДЬ

ИМПЕРАТОРСКИЙ ПИНГВИН АНТАРКТИЧЕСКИЙ ПИНГВИН

ИМПЕРАТОРСКИЙ

ПИНГВИН

АНТАРКТИЧЕСКИЙ

ПИНГВИН

Потолок в чуме чёрен от дыма, так как в центре такого строения складывают очаг. Чумы сооружают из палок и костей крупных животных. Чум покрывают сверху шкурами.

Потолок в чуме чёрен от дыма, так как в центре такого строения складывают очаг.

Чумы сооружают из палок и костей крупных животных. Чум покрывают сверху шкурами.

Занятия коренных народов Арктики рыболовство и охота

Занятия коренных народов Арктики рыболовство и охота

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!

multiurok.ru

Растительный и животный мир зоны арктических пустынь

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

г. Ногинска Московской области

ШМО УЧИТЕЛЕЙ

ЕСТЕСТВЕННО – ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

УРОК в 7-м классе на тему:

Кузьмина Л.В., учитель географии высшей квалификационной категории,

классный руководитель.

Цели:

1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о географическом положении зоны арктических пустынь, об особенностях климата.

2. Формировать знания о растительном и животном мире.

3. Коррекция мышления путем использования операций сравнения и обобщения, составление логической цепи.

4. Воспитывать интерес к предмету через разнообразные формы работы.

Оборудование:

- Компьютерная презентация «Растительность и животные зоны арктических пустынь»; выводы № 1,2,3; иллюстрации животных; гербарий.

Технологии, использованные на уроке:

1. Информационно-коммуникативная технология (Автор Роберт И.В.) Использование ИКТ на различных этапах урока: объяснение нового материала, закрепление, в качестве информационно наглядного пособия.

2. Коррекционно – развивающие технологии (Авторы В.В. Воронкова, Т.М. Лифанова, Е.Д. Худенко) Педагогическая коррекция направлена на устранение пробелов в знаниях, усвоении отдельных учебных разделов.

3. Технология на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (Автор В.Ф.Шаталов) Материал вводится крупными дозами. Поблочная компоновка материала. Оформление учебного материала в виде опорных схем-конспектов

4. Здоровьесберегающая технология. Практические упражнения и релаксация для глаз по У.Г. Бейтсу и М.Д. Корбет

Ход урока:

I. Орг. момент

II. Повторение ранее изученного материала.

  1. Моделирование.

- Наш урок начнётся необычно. Вначале мы займёмся моделирование.

- От чего зависит изменение климата? (от угла падения солнечных лучей)

- Под каким углом падают солнечные лучи на северном полюсе? (они скользят)

Схему изобразить на доске.

- Покажите зону арктических пустынь на карте (табличка ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ)

  1. Составьте рассказ по опорным словам

- суровый

- t -40◦

- толщина льда 3-4 метра

- сильные метели и снежные бури

- полярная ночь

полярное сияние

- полярным днём

- Мы с вами кратко описали климат этой природной зоны (табличка КЛИМАТ)

III. Объяснение нового материала

- Какой вывод можно сделать из нашего рассказа о растительности этой зоны?

- Вывод: В суровых условиях зоны арктических пустынь растительность в виде травы, кустарников, деревьев расти не может.

- Да климат очень суровый, но на юге этой зоны всё таки снег кое где тает и на несколько недель появляются растении. Вспомните, какое растение любит прохладу и влажность?

Слайд № ___________(мох, лишайник)

- А что происходит под водой?

Слайд № ___________(схема)

- Толщина ледяного покрова 3 – 4 метра. Чем служит этот лёд? (крышкой, заслонкой от морозов)

- Во всём ли океане одинаковая t воды? Нет, вода на поверхности холоднее, т.к. её остужает лёд, а у дна теплее. Может ли быть резкий перепад t воды? Нет, t воды постоянно.

- Давайте сделаем вывод. Может ли быть растительность в океане? На дне океана растут водоросли, т.к. t воды постоянна и не выше 0◦ (+1, +2◦).

Слайд № ___________(водоросли)

- Вопрос для сообразительный. В каком море разнообразия и количество водорослей будет больше? (Баренцевом, Гольфстрим)

IV. Закрепление

- Каких животных будет больше сухопутных или морских?

Слайд № ___________

- Давайте знакомиться с обитатели океана (морские животные):

I. Китообразные обитатели морей:

1. Белухи – длина 6 м, белого цвета, без спинного плавника.

2. Нарвалы – пятнистый окрас, у самцов на морде костяной бивень

Слайд № ___________

II.Обитатели морей. Ластоногие:

1. Морж (вес = 2т, длина до 4 м)

2. Тюлени

- Морские котики

- Нерпа (вес = 10 кг)

Слайд № ___________

- Скажите, а что делают здесь моржи? (лежат) Как можно назвать это место? Лежбище скопление ластоногих на берегу.

Слайд № __________ (физ. минутка + песня из мультфильма)

Физ. Минутка. Гимнастика для глаз под музыку «Колыбельная Умке»

- О каком животном говорилось в песне? (о медведе)

Слайд № ___________

Сухопутное животное (живёт на суше, но пищу добывает в воде)

Белый медведь – хищник; рост 3 метра; на лапах специальные перепонки для удобного плавания. Занесён в Красную книгу.

- Чем питается это животное? (рыбой и морскими животными)

- Как медведь приспособился к суровому климату? (толстый слой жира, белый цвет)

- Как вы думаете, все ли животные приспособлены к такому климату как медведь? (да, но есть и другие средства защиты от холода)

Работа с учебником стр. 44, зачитаем по цепочке отрывок.

- Давайте скажем своими словами, как же животные и птицы приспособились к арктическому климату.

1. Густой, длинный мех и очень плотное оперение.

2. Толстый слой жира.

3. Небольшие размеры выступающих частей тела.

4. Имеют белую или очень светлую окраску. (таблица на доске)

IV. Закрепление изученного.

- А сейчас я посмотрю, как вы поняли нашу тему урока. У меня есть 2 таблички:

СУХОПУТНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

МОРСКИЕ ЖИВОТНЫЕ

- и иллюстрации животных. Вы должны распределит, какие животные относятся к сухопутным, а какие к морским.

белуха белый медведь

морской котик

морж

тюлень

- Чем будут питаться все эти животные? (морской пищей)

- Почему они не питаются травой? (её там нет)

- Вместо травы на южной границе этой зоны что растёт? (мох, лишайники)

- У меня есть гербарий /засушенные растения/, но они все перепутаны. Помогите отобрать нужные растения. (прикрепляются на доску к выводу 1)

V. Итог урока

- Посмотрите в целом на оформление доски. И скажите, можно ли из этих данных выбросить хоть один раздел? (нет)

- Почему? (из каждого раздела вытекает последующий)

- Мы с вами сообща построили логическую цепь которую разорвать невозможно.

-Давайте с вами проговорим, из чего что следует.

- Умея определять географическое положение и зная как падает солнечный луч в это место, вы всегда смежите предположить какой климат будет в это месте, и что ожидать от растительного и животного мира.

VI. Дополнительно.

Слайд № ___________

Сейчас я прочитаю Вам рассказ, в рассказе спрятались ошибки, Вы постарайтесь их найти. Кто найдет - поднимает руки. Смешной рассказ.

У мамы кенгуру родился сынок, и решила мама показать малышу мир. Поскакала она в Арктику. Смотрит, перед ней тюлень идет на задних лапах. Жарко было очень + 27 градусов и мама-кенгуру спряталась подтень тополя. И тут её встречает белая медведица с медвежонком, медведица пригласила новых гостей в свою берлогу - в дупло на старом дереве, там медведица угостила их свежескошенной травой и пельменями. Наступила ночь и все вместе легли спать. А утром мама кенгуру нашла большую высокую пальму с бананами и нарвала их для деток. Время шло, кенгуру решили вернуться домой, распрощались они с новыми друзьями и поскакали домой.

Слайд № ___________

Кроссворд. "Растения и животные Арктики".

hello_html_m1ad31909.gif

  1. Крупное морское животное, у которого есть клыки-бивни.

  2. Многочисленные подводные растения.

  3. Опасный хищник зоны арктических пустынь.

  4. Море Северного Ледовитого океана, в которое проникает тёплое течение.

  5. Как называется это течение.

  6. Морское животное Арктики.

Слайд № ___________

Четвертый лишний.

  • Мхи, береза, лишайники, водоросли.

  • Белый медведь, тюлень, панда, морж.

  • Кайра, гагара, гага, попугай.

  • Птичий базар, лежбище тюленей, птичий рынок, семья белых медведей.

infourok.ru

Сообщение по окружающему миру на тему: «Природные зоны России. Зона Арктических пустынь.» |

Зона Арктических пустынь

План

1. Расположение2. Природные условия3. Растительный мир4. Птицы5. Животный мир6. Цепи питания7. Население8. Экологические проблемы9. Заповедник «Остров Врангеля»

Зона Арктических пустынь на карте выделена серо-голубым цветомzony21. Расположение зоны арктических пустынь:
  • Географическое положение: Северный Ледовитый океан, северные моря и острова. Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Круглый год они почти полностью покрыты льдом, плавучие льдины.
  • Острова:  Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля.
  • Моря: Баренцево море, Белое море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море

Реки, несущие воды в моря Северного Ледовитого океана: Печора, Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма.

2. Природные условия

Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. Долгая морозная зима 10-11 месяцев, короткое прохладное лето. Поверхность океана скована льдом толщиной 3-5 метров и более. Над океаном бушуют метели, свирепствуют морозы. Холодный воздух этой зоны способен распространяться далеко на юг. Ледяное дыхание Арктики чувствуется на всей территории России. Поэтому ледяную зону часто называют «холодильником” нашей страны. Зимой там холодно, как в морозильной камере. Температура воздуха понижается до – 40– 50 градусов ниже нуля. Летом же в ледяной зоне температура поднимается до +4 градусов выше нуля. Это тоже температура в холодильнике, но в отделении для фруктов.

Иногда возникает  удивительной красоты полярное сияние. Всё небо сверкает. И отражение света везде играет на льду. Массы света разделяются на блестящие разноцветные полосы и переплетаются самым причудливым образом, сверкая необыкновенно чистыми и яркими цветами радуги.

3. Растительный мир

К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие виды живых организмов. На камнях островов встречаются лишайники, они очень малы.. Также приспособились к жизни на камнях  мхи и полярные маки. В толще воды, не покрытой льдом, большое количество планктонных и водорослей, которые обогащают воду кислородом и очищают от бактерий. Они в течение арктического лета быстро разрастается в воде и служит пищей для миллионов животных, которыми в свою очередь, кормится рыба, кальмары и даже великаны киты.

4. Птицы

Из животных в этих краях больше всего птиц. Летом на скалистых берегах собираются чайки, кайры, гагарки . Шумные скопления морских птиц на крутых скалистых берегах называют «птичьими базарами”. Жизнь в таком скоплении, на недоступных скалах имеет свои преимущества: птицы хорошо защищены от многих хищников. Здесь птицы выводят птенцов. Интересно, что кайры не вьют гнёзда, а откладывают яйца на голые уступы скал. Почему же яйца не скатываются со скал? Потому что они имеют грушевидную форму. Но на птичьем базаре у кайр, тупиков и моевок есть враги. Около базара гнездятся крупные чайки – бургомистры, длиннохвостые поморники. Эти птицы приучились пользоваться чужим трудом. Поморник у любой птицы отнимет рыбу. Гоняется и набрасывается, пока птица не бросит рыбку,– и он подхватит ее на лету! За это прозвали поморника Фомкой-разбойником.

5. Животный мир

Кроме теплокровных птиц в ледяной зоне обитают крупные млекопитающие.

Здесь прекрасно себя чувствует белый медведь. Белая шерсть помогает ему маскироваться и незаметно подкрадываться к будущей жертве. Густая длинная шерсть смазана жирным веществом, которое выделяют кожные железы, в воде не намокает, а в мороз не замерзает. Полярные медведи путешествуют по арктическому льду, но также они являются отличными пловцами. Белые медведи охотятся на тюленей возле прорубей, поджидая, когда они вынырнут глотнуть воздуха.  Толстый слой жира, равномерно расположенный под кожей, защищает от холодов. В самые лютые морозы белые медведи греются в воде, температура которой +2оС. Когда наступает зима, медведи выкапывают в снегу берлогу, где укрываются от неблагоприятных погодных условий (самки).

В поисках пищи забредают волки, песцы. Песца также называют полярной лисицей. Зимой его мех становится белым и чрезвычайно густым. Белый цвет позволяет песцу маскироваться на снегу и охотиться с большей легкостью. Он всеядный и питается птицами, крабами или плодами.

Тюлени и моржи большую часть жизни проводят в воде, а на сушу выходят для деторождения и линьки. На твердой поверхности они неуклюжи из-за своих пластообразных конечностей. Моржи крупнее тюленей, у моржей есть клыки-бивни. Морж использует в пищу донные моллюски, тюлень питается рыбой.  Морж может отдыхать прямо в воде, а тюленю для отдыха надо вылезать на льдины, где его может подстерегать белый медведь.

К многочисленным водным животным, которые обитают в ледяной зоне, относятся рыбы, питающиеся маленькими рачками и водорослями. В морях Арктической зоны обитаю нарвал, гренландский кит, полярный дельфин или белуха, касатка.

6. Цепи питания, которые сложились в Арктике.

1. Водоросли——>рачки——>рыбы——>птицы

2. Водоросли      рачки      рыбы     птицы

//////

тюлени

////// белые медведи

7. Население

Здесь проживают эскимосы, чукчи, якуты. Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала своей загадочностью. Проложен Северный морской путь. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Здесь живут и работают отважные полярники. Они круглые сутки изо дня в день следят за погодой и по радио сообщают об этом на большую землю. Люди занимаются рыболовством и охотой. Но не всегда это делается разумно.

8. Экологические проблемы

Основными экологическими проблемами этого региона являются

  • — изменение климата и таяние арктических льдов;
  • — загрязнение вод северных морей стоками нефти и химических соединений, а так же морским транспортом;
  • — сокращение популяции арктических животных и изменение их среды обитания.

В целом по данным исследований температура в Арктике повышается быстрей, чем в остальном мире. Согласно данным 2004 года за последние 30 лет толщина арктических льдов в среднем уменьшилась наполовину. В XXI веке большая часть водного пространства Арктики будет полностью свободна ото льда. А к 2070 году Земля может полностью лишиться северной ледяной шапки

Основные источники загрязнения являются добывающая промышленность и транспорт, военные объекты, перерабатывающая промышленность. Ещё одной важной проблемой является — сокращение популяции арктических животных. Каждый год в начале марта детеныши тюленя появляются на свет. В возрасте 3-4 недель, когда маленькие тюлени не могут укрыться от опасности даже в воде, люди отлавливают их на льду тысячами и убивают ради шкурок.  Главным врагом песца является человек. Песец привлекает его своим роскошным мехом. Тысячи и тысячи этих животных уничтожаются ради роскошных шуб. Стали редкими морж, розовая чайка, они внесены в Красную книгу России.

Резкий рост объемов промышленного рыболовства и растущая эксплуатация месторождений нефти и газа со второй половины ХХ века серьезно угрожают ресурсам, считавшимся когда-то неистощимыми. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.

9. Заповедник «Остров Врангеля»

Заповедник «Остров Врангеля» расположен на двух островах: о. Врангеля и о. Геральда, он был организован в 1976 году. Через весь остров с запада на восток идут три цепи гор, разделенные долинами. На остров Врангеля приходят медведицы из разных уголков Арктики. Каждую весну ученые насчитывают на острове до двухсот берлог, в которых появляются на свет малыши. Поэтому остров называют «родильным домом” белых медведей. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, завезенный в заповедник из Америки. В заповеднике самое крупное скопление моржей. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Весной можно встретить редкую птицу – розовую чайку, её называют жар-птицей севера. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси.

По оценке специалистов заповедника «Остров Врангеля», браконьеры убивают в российской Арктике 200-300 особей белого медведя каждый год.

 

Просмотры: 38 412

Вам может быть интересно

informic-doam.ru

Растительный и животный мир зоны арктических пустынь

Аннотация: конспект урока географии разработан по программе специальной (коррекционной) школы 8 вида по теме: «Растительный и животный мир зоны арктических пустынь»Тема: Растительный и животный мир зоны арктических пустынь.

Цель:

  1. Закрепить знания учащихся о географическом положении и о климате зоны арктических пустынь. Познакомить с растительным и животным миром зоны арктических пустынь.
  2. Развивать мышление и речь учащихся.
  3. Воспитывать любовь к Родине, прививать бережное отношение к природе.

Оборудование: карта природных зон, кроссворд «Растительный и животный мир зоны арктических пустынь», картины с растительным и животным миром зоны арктических пустынь, таблички со словарными словами, раздаточные картинки «Водоросли на дне Северных морей».

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке географии мы продолжим тему «Зона арктических пустынь», повторим её географическое положение, закрепим знания о климате, а затем мы продолжим тему природы зоны арктических пустынь, и вы узнаете много интересного. Вы должны чётко отвечать на вопросы, рассказывать, думать, размышлять.

  1. Проверка домашнего задания.
А) (фронтальный опрос).- Скажите, что такое Арктика?

(+ район Северного Ледовитого океана, его берега и острова).- Какие острова Арктики вы знаете?

(+ Земля Франца Иосифа, северный остров Новой Земли, Северная Земля и Новосибирские острова).- Назовите моря Северного Ледовитого океана?

(+ Белое море, Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно – Сибирское море, Чукотское море).- Как называются ледяные горы?

(+ айсберги)- Какой климат в зоне арктических пустынь?

(+ суровый, зима долгая и лютая, температура воздуха опускается до -40 градусов …)

- Опишите полярную ночь в Арктике?

(+ в это время Солнце не появляется, продолжительность более 2 месяцев)

- Что вы знаете полярном дне?

(+ по времени он равен полярной ночи, но Солнце стоит в небе невысоко и землю согревает слабо …)

- Что такое полярное сияние?

(+ свечение разряжённых слоёв воздуха, в это время небо окрашивается во все цвета радуги).

Б) (опрос учащихся у доски).

1 вопрос.

- Расскажите о географическом положении зоны арктических пустынь.2 вопрос

- Расскажите о климате зоны арктических пустынь.

Итог.4.Работа над новым материалом.- Стоит только представить Арктику с её долгой и лютой зимой с сильными ветрами и метелями до с 40 градусом морозом, может представиться картина, где нет ни одной души. Но взгляните на картину. Вот она Арктика: низко светит солнце, море, затянутое льдом, но кое – где видна и вода, на побережье лежит снег, но есть и проталины. Летают птицы, бродят животные. Так каков же он растительный и животный мир Арктики? Об этом вы узнаете сегодня на уроке.

Тема нашего урока: «Растительный и животный мир зоны арктических пустынь». Откройте тетради и запишите тему урока.Работать будем по плану:

  1. Растения.
  2. Рыбы и морские животные.
  3. Крупные хищники.
  4. Птицы.
-Запишите план нашей работы к себе в тетрадь.
  • Назовите первый пункт плана?
(+ растения)- Растительный мир и зоны арктических пустынь не богат. Все обитатели приспособились к суровым климатическим условиям. Острова, расположенные в зоне арктических пустынь, заняты льдом и снегом. Некоторые из них покрыты тонким слоем почвы. За короткое лето снег не везде успевает растаять. В таких условиях могут расти только мхи и лишайники. Даже в таких условиях успевают расцвести небольшие цветковые растения.- А на дне полярных морей тоже есть растения. Это водоросли.

Перед вами на партах лежат иллюстрации. Здесь как будто другой сказочный мир.

– Скажите, что вы видите на картинке?

(+ звезду, необычные кусты и т.д.)

-Да, всё это растёт на дне моря. Кроме водорослей есть планктон (словарное слово) – это плавающие водные растения и животные.-Итак, какие растения растут в Арктике?

(+ лишайники, мхи, водоросли, планктон).Переходим ко 2 пункту плана «Рыбы и морские животные».

В Баренцевом и Белом морях обитает много рыбы. Задумывались ли вы когда – нибудь, что в витринах магазинов находится рыба именно оттуда. Посмотрите – ка: треска, сельдь, морской окунь, камбала.

Итак, какие рыбы водятся в морях Северного Ледовитого океана?

(+треска, сельдь, камбала, морской окунь).

Кроме рыбы есть ещё и морские животные. Но животный мир Арктики не богат. Хочу обратить ваше внимание на животных, у которых вместо ног – ласты, поэтому их называют ластоногими. Это тюлени и моржи.

- Давайте посмотрим на картинки. Скажите, чем они похожи? (+ ласты)

-Чем отличаются? (+ у моржа – клыки и он крупнее тюленя).Итак, скажите, какие животные обитают в морях Северного Ледовитого океана? (+ моржи и тюлени). Почему эти животные называются ластоногие? (+ т.к. у них вместо ног ласты).

  • Переходим к 3 – му пункту плана «Крупны хищники».

Среди льдов Северного Ледовитого океана живёт крупный хищник – белый медведь.

Боятся медведя моржи и тюлени

Медведь ловит рыбу в холодной воде

На холоде зимнем ему не до лени

Заботиться нужно о вкусной еде.

- Чем питается белый медведь?

(+ рыбой).Да, медведь хороший рыбак, он отлично плавает и ныряет.

К сожалению белых медведей осталось немного. Они находятся под охраной государства и занесены в Красную книгу.- Назовите крупного хищника зоны арктических пустынь?

(+ белый медведь).

  • Назовите 4-й пункт плана?
(+ птицы)

Каждое лето в арктические пустыни прилетает множество птиц: чистики, кайры, бакланы и другие. Все они находят себе пищу в море. Гнездятся птицы на островах, среди скал, а в щелях между камнями они откладывают яйца и выводят птенцов. Гнёзд эти птицы не вьют, вместо них они делают подстилку из сухой травы.

Тысячи птиц шумными стаями вьются у скалистых берегов, такие скопления называются птичьими базарами.

  • Какие птицы прилетают на лето на острова Северного Ледовитого океана?
(+чистики, кайры, бакланы .

- А сейчас разгадайте кроссворд, который называется:

«Растительный и животный мир зоны арктических пустынь».

По горизонтали:

  1. Море Северного Ледовитого океана, юго – западная часть которого не замерзает даже зимой и круглый год используется для судоходства.

(Баренцево).

  1. Мороз лютует
Им не страшно

Растут красуясь

На глубине опасной

(Водоросли).По вертикали:

  1. Он большой,
Тяжелый очень

И клыками бьёт по льду

Клык его настолько прочен

Пробивает аж дыру.

(Морж).

  1. Он огромный и могучий
Плавать любит и нырять

Зазевался невезучий

Тюленёнок, зверь его в охапку – хвать!

(Медведь)

  1. Носит ласты вместо лап
Своим белькам он очень рад.(Тюлень).

- Молодцы! Кроссворд разгадали. Но обратите внимание на его название «Растительный и животный мир зоны арктических пустынь»- Как вы думаете какое слово здесь лишнее? Почему?

(Баренцево)

- А чего в кроссворде ещё нет?

(+Птиц)- О каких птицах мы сегодня с вами говорили? (+ …)

  1. Работа по учебнику (выборочное чтение) стр. 41 – 43.
  2. Итог:
- С какой новой темой вы сегодня познакомились на уроке?

8. Д /з. стр. 41 – 44 (ответы на вопросы).

publekc.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта