Растительный код. Живопись средневековья. Растения живопись
Бал цветов: символика флоры в живописи
С тем, что изображение цветов является одним из самых популярных мотивов в искусстве, трудно поспорить. Декоративные качества и многообразие флоры было оценено художниками по достоинству много веков назад. Однако являются ли цветы лишь украшением картины, близким к изящным, но лишённым смыслового наполнения орнаментам? Конечно же нет. Язык символов всегда господствовал в изобразительном искусстве, а цветам в нём отводилось особое место.
История символики цветов берёт своё начало в глубокой древности, однако свои устойчивые значения (применительно к западному искусству) представители флоры начинают приобретать в средневековье во время развития религиозного искусства. Силу воздействия живописных образов на религиозные чувства верующих прекрасно понимали отцы церкви. И, несмотря на аскетизм ранних сюжетов, роза и лилия одними из первых стали пользоваться особым вниманием. Лилия — любимица древних властителей и императоров. С расцветом христианства ее белоснежным лепесткам было доверено символизировать непорочность Девы Марии. Цветок стал практически неизменной деталью сцен Благовещенья в европейском изобразительном искусстве.
Леонардо до Винчи, «Благовещение» (фрагмент)
Роза — покорительница сердец, — никогда не была лишена внимания. Ее насыщенный красный цвет и шипы красноречиво повествовали о страданиях Христа. Сплетённые же вместе белые (символ чистоты Марии) и алые розы знаменовали собой объединение в вере всех христиан.
Альбрехт Дюрер, «Праздник четок» («Праздник розовых венков»)
Именно так изначально трактовались появляющиеся в религиозных изображениях цветы. Постепенно, с развитием геральдики, а в дальнейшем с наступлением эпохи Возрождения и возвращением к античным истокам, символика цветов расширялась и наполнялась дополнительными смыслами. Современному зрителю порой бывает трудно расшифровать причудливый язык намёков и отсылок, использовавшийся мастерами. Кроме того, развитие ботаники также вносит небольшую путаницу: например, знаменитая «геральдическая лилия» на самом деле является ирисом, который в германии называет «мечевая лилия» или «лилия с мечом». Из-за этой неточности в испанской и фламандской живописи ирис выступает едва ли не разновидностью лилии и закономерно перенимает её символику, прочно связанную в сознании верующих с непорочностью Девы Марии. А в образе «лилии-меча» ирис олицетворяет скорбь Марии о Христе (Печаль Девы).
Геральдическая лилия («fleur-de-lys», ирис)
Однако, во времена расцвета цветочной символики такие нюансы ничуть не препятствовали пониманию скрытых смыслов, которые художники вкладывали в свои картины. Более того, на протяжении XVI столетия светская символика в искусстве постепенно получает все большие права. Ренессанс воскресил наследие античности, и цветы теперь вновь сопровождают изображения Венеры и Флоры, участвуют в картинах с аллегориями месяцев и времен года, чувств и стихий, олицетворяя весну, обоняние или зрение, землю или огонь.
Сандро Боттичелли, «Весна»
Эта светская аллегорическая живопись особенное развитие получит в конце столетия, около 1600 г., преимущественно у нидерландских мастеров; они же были и создателями первых станковых натюрмортов.Несмотря на то, что натюрморт считается прежде всего декоративным произведением, призванным запечатлеть сиюминутную красоту окружающих нас вещей и в дальнейшем уже самому служить украшением интерьера – при умении считывать особый язык символов зрителю может открыться глубинный смысл картины. Несмотря на развитие светской живописи, цветочный натюрморт по-прежнему воодушевлял зрителя на размышления о моральных и религиозных предметах. Составленный из прекрасных и разнообразных цветов, букет был живописным гимном красоте божественного творения, а через него — мудрости и щедрости самого Творца, напоминая также и о бренности земной жизни. Также символическое прочтение получают и конкретные цветы и растения, включённые в композицию. Например, включенный в букет хлебный колос символизирует не только хлеб Причастия, но и Воскресение, поскольку человек, подобно зерну, возрождается к новой жизни после погребения в землю. Мак напоминал зрителю о скоротечности живой красоты, а скрытые в нем семена — о смерти и забвении. Белая гвоздика символизировала чистую и ясную христианскую жизнь. Красная гвоздика — в христианском искусстве символ любви и страдания, ассоциирующийся с кровью, пролитой Христом, уже все чаще в портрете XV—XVI вв., особенно в парном, сопровождает влюбленных и служит указанием на обручение. Этот цветок стал общепринятым, и по сей день сохранившим свое значение атрибутом доблести и отваги, революции, причем, не только Октябрьской, но, прежде всего, Французской.
Ян Давидс де Хем, «Цветы в вазе»
К XIX веку сформировалось даже такое понятие как «язык цветов», который активно использовался в Викторианской Англии не только в произведениях искусства, но и в повседневной жизни для тайного выражения чувств, в тех случаях, когда о них нельзя было говорить открыто.Таким образом, западная религиозная символика, изначально доминирующая в изображении цветов, постепенно обрастает новыми смыслами и прочтениями, изучать которые можно очень и очень долго.
Кроме того, не стоит забывать и о необыкновенно богатом и падком на символику Востоке, где цветочные мотивы имеют ещё более обширную и богатую историю.К примеру, одним из самых популярных цветков в восточной культуре до сих пор является пион. В Китае пион - национальный цветок и входит в пятерку особых цветов фэн-шуй. Более всего ценятся насыщенные красные или розовые и белые цветы пиона. Красный цвет пиона символизирует в восточной традиции любовь, почет и богатство. Красный пион называют также «цветком императора», считалось, что из насекомые его смеют касаться только пчелы. Также пион в Китае считается одним из немногих цветов ян, что делает его крайне значимым символом в течении фэн-шуй. Белый же цветок символизирует достоинство, честь и свет.
Ван Цин, «Пионы»
Пион также популярен и в Японии, там он является символом свадьбы (брака), плодовитости, весны, славы, богатства (изобилия) и радости.Стоит упомянуть, что в западной христианской традиции пион имеет свою трактовку и воспринимается как воспетая в песнях «роза без шипов» (Дева Мария).
Не стоит думать, что традиция наполнения натюрмортов с цветами ушла в прошлое. По сей день многие художники обращаются в своём творчестве к этим прекрасным созданиям природы, зачастую используя устоявшуюся символику. Так в натюрмортах Марии Ивановой-Очерет органично переплетаются западные и восточные мотивы. За букетами цветов мы можем увидеть изображение Будды и репродукцию Вермеера, рисунки Микеланджело и китайскую живопись тушью, христианскую икону и японские веера… Пожалуй, такая двойственность позволяет художнику наиболее полно раскрыть всю глубину и многогранность удивительной символики цветов.
Несомненно, практически каждый цветок имеет своё символическое прочтение в искусстве, однако зная даже несколько наиболее популярных образов, на которых мы остановились в данной статье, вы сможете намного более полно понимать смысл той или иной картины.
искусствовед К.И. Подлипенцева
www.maria-art.com
Необычайная флористика. Картины из цветов и листьев – Ярмарка Мастеров
Что такое гербарий, знают все. Но, возможно, не все знают, что из засушенных цветов и листьев можно создавать прекрасные картины, не уступающие по мастерству и красочности полотнам, созданным при помощи красок.
Эти работы — из цветов, листьев, и других растительных материалов, высушенных под прессом.
При помощи клея ПВА на основу (картон, ДВП) растения приклеиваются целиком или кусочками, и таким образом создается мозаика из разноцветных фрагментов, разных по фактуре, цвету, прозрачности.
В русском языке нет единого названия для этой техники, называют по-разному: плоскостной флористикой, прессованной флористикой, живописью растениями и просто флористикой. На английском языке это звучит как «pressed flower art» («Искусство засушенных цветов»), а японский вариант звучит как «ошибана» (осибана). У нас термин «ошибана» тоже прижился, и часто эту разновидность флористики именно так и называют.
Ошибана — популярное хобби во многих странах, существуют интеренет-магазины, продающие готовые наборы высушенных цветов и листьев. Ежегодно в США (Филадельфия), Японии и Корее проводятся конкурсы работ в технике ошибана.
Материал для работ сушат в старых книгах, журналах, газетах под грузом. В теплом помещении цветы обычно высыхают за неделю, и готовы к работе. Конечно, чем больше растительного материала — тем лучше — больше возможностей и свободы для выражения задуманного.
Наряду с обычными цветами и листьями, флористы в своих работах часто используют тонкие слои бересты, водоросли, перламутровую шелуху от чеснока и лука, белоснежно-матовую пленочку от яйца, тончайшую банановую и дынную кожуру, обертки от кукурузных початков, мох, перезимовавшие оскелеченные листья. Все "запчасти" растений идут в дело: стебли, тычинки, стволики соцветий, плоды и семена.
При высушивании цвет растений становится не таким ярким, более приглушенным, и задачей флориста является сочетать имеющиеся цвета таким образом, чтобы они контрастировали и «подогревали» друг друга. Светло-серая сторона листьев серебристого тополя рядом с осенними красными и желтыми листиками будет казаться голубоватой, этим приёмом активно пользуются, и небо в картинах флористов очень часто сделано именно тополем или обратной стороной листьев малины.
Несмотря на разноцветность растений, цветовая гамма флористов ограничена, многих «красок» очень не хватает. Например, зеленый цвет, которого в природе очень много, является самым нецветоустойчивым, и быстро теряет свою «сочность» в работах, блекнет, поэтому предпочтение отдается осенним темно-зеленым листьям.
Готовые работы обычно оформляют в раму под стекло. Им, также как любой картине, вредны прямые солнечные лучи.
Художников-флористов много, и очень интересно наблюдать, как из одинаковых, в общем, материалов возникают такие разные работы.
Мелкие цветы и растения сушат целиком, а крупные цветы разбирают на лепестки, высушивают и монтируют в целый цветок в процессе создания работы.
Заготовка (засушивание) растений начинаются с ранней весны и заканчивается глубокой осенью. Высушенные растения укладывают в папки или бумажные конверты. В таком виде они могут храниться долгие годы.
www.livemaster.ru
Растительный код. Живопись средневековья: agritura
Посвящается всем девочкам,девушкам, женщинам и бабушкам!
Художники 15 века стали покрывать свои полотна плотным ковром растений, имитируя гобелены. Перед собой вы видите бургундский гобелен с изображением плененного единорога.На гобеленах растения изображены с удивительно "ботанической" точностью, но, похоже, пока служат только украшением.
В сцене охоты на единорога в нижнем правом углу изображено апельсиновое дерево. Это было экзотическое растение, оно считалось символом райских кущ.
Путешествия в дальние страны позволили европейцам знакомиться с новыми растениями - финиковыми пальмами, например.
Нередко разные виды растений украшали маргиналии манускриптов.
Пальмы представлялись как-то так.
Шишка пинии (сосны) была символом древа жизни.
Сразу несколько цветов считались символами Богородицы.
Символическое значение некоторые растения имели для разных религий. На картинке - лист из старинной иудейской книги с изображением меноры и оливковых деревьев, символа мира. (Испания, 12 век)
В буквице средневекового манускрипта мы видим Смерть, любующуюся собой в зеркале, а вокруг - барвинки, символ молодости и красоты. Ирония, видимо, такая.
Античные мифы были популярны в эпоху Возрождения. На картине Козимо Тура (1465) - муза Каллиопа, покровительница поэзии. В ее руке ветвь черешни - символ плодовитости, здесь - творческой, видимо.
Рафаэль Санти "Сон рыцаря" (1504).Ясное дело, что скрытый символизм буквально просился на полотна-аллегории. На этой картине "зашифрован" сложный выбор между мудростью и телесными удовольствиями. Слева - богиня Минерва, протягивающая спящему рыцарю книгу, символ знаний, справа - Венера, предлагающая цветы яблони - символ чувственных наслеждений.
Много символизма и в ветхозаветных сюжетах. На картине Альбрехта Альтдорфера (1526) "Сусанна и Старцы" героиня идет на суд (справа), неся в руках лилию - символ невинности. Если помните, похотливые старцы домогались ее, подглядев, как она купается, а когда благочестивая женщина отказала им, ложно обвинили ее в прелюбодеянии. Мудрый царь Давид совершил праведный суд, выведя развратников на чистую воду. Видите, Сусанна идет мимо высокого стебля коровяка, называемого еще "царский скипетр" - символ власти и правосудия.
Еще один прерасный южнофламандский гобелен "Убийство единорога". Теперь уже с символами.
В левом нижнем углу виден куст лещины - это символ богатства и изобилия. Белка - символ трудолюбия.
И, конечно, очень много тайных символов в религиозной живописи 15-16 веков. Травянистый покров у ног святых, особено на картинах Сверного возрождения, - настоящий ботанический справочник. Похоже, знание бтаники было обязательным навыком художников того времени. Интересно, что практически каждое растение имело свой смысл.
Я когда-то вам очень подробно рассказывала про Гентский алтарь Яна ван Эйка. Напомню, здесь очень много символов, растительных в том числе.
Например, Ева держит в руке плод Древа познания, но здесь это не яблоко, а "адамово яблоко" или не съедобный иберийский цитрон.
Яблоко, как и лимон - символ первородного греха.
На этом чудесном полотне Маттиаса Грюневальда "Штуппахская Мадонна" (1517) мы видим в вазе символы Марии - белая лилия - невинность и чистота, роза - материнская скорбь и раны Христовы, ноготки (или бархотцы) - "золото Марии", дар утешения Богородицы неимущим и убогим. Мария подает малышу грецкий орех - символ Христа (невзрачная скорлупа - человеческое тело, вкусное ядро - божественная сущность).
На все том же Гентском алтаре тоже можно видеть цветы Богородицы: роза - скорби, лилия - чистота, аквилегия и ландыш - слезы.
Ландыш можно видеть и у ног святой Вероники с картины Робера Камрпена. И еще одуванчик: милый цветочек - младенец Христос, пикообразные листья - копье Лонгина, страсти Христовы.
Жак Даре, "Мадонна с младенцем и святыми в Запретном саду" (1425). У ног Марии - морозник, символ Христа и вечной жизни. Слева в углу - ирис, символ материнского горя и мук.
Ангелы преподносят Мадонне с младенцем жасмин. Козимо Россини (1440-1507)Жасмин - символ чистоты.
"Рождество" Хуго ван дер Гуса - прародитель натюрмортов. Фрагмент:
На переднем плане картины мы видим уже знакомые нам лилии, ирисы (белый символизирует чистоту, синий - материнскую скорбь), аквилегии. А еще гвоздику - кровь Христа и материнскую любовь, и фиалки - символ смирения. Колоски пшеницы - хлеб, плоть Господня.
Венецианская копия картины Леонардо да Винчи "Леда и лебедь". В античном мифологическом сюжете цветы имеют совсем другое значение: анемона - ветреность, аквилегия - символ плодородия, барвинок в руках Леды - природная сила, страсть, молодость, лютик едкий ("куриная слепота") - беспечность. Дуб над головой Леды - символ Зевса.Такую тщательную детализацию, обычно ительянцам не свойственную, художники нередко "заимствовали" у северных живописцев.
Мария подает младенцу гвоздику - символ родительской любви. (Леонардо да Винчи "Мадонна с гвоздикой").
Герард Давид "Рождество с донаторами, святыми Иеронимом и Леонардом" (1510-15).
Здесь символичен одуванчик, его значение вы уже знаете:
Джероламо ди Лабри "Мадонна с младенцем и святыми" (1520). Лавровое дерево - слава, бессмертие. Павлин - символ вечной жизни (его плоть почему-то считалась нетленной)
Мартин Шонгауер "Мадонна в розовых зарослях".Вообще-то, роза - символ страданий и жертвы Христа и Марии, "божьи раны". Интересно, что здесь изображены не розы, а древовидные пеоны. Считалось, что розы в раю не имеют шипов, так что пеон вполне подходил на эту роль.
А это наброски Шонгауэра (1495). Пеон же!Стефан Лохнер. Еще одни розовые заросли. У ног Богоматери фиалки, символ смирения.
Йос ван Клеве (1513-15). Нередко мадонну с младенцем изображали с фруктами. В руках Христос держит апельсин (плод райского дерева) или персик - противопоставление яблоку, плоду-символу первородного греха; персик - символ Троицы. Гранат на подносе - символ Вселенской церкви, виноград - вино - кровь Христова, орех - вы уже знаете, вишня - кровь Иисуса, груша - сладость добродетели.
Филиппо Липпи (кон 15 века). Тоже гранат.
Джованни Беллини (1480), здесь у нас груша.
Йос ван Клеве (1525). В руке явно персик. Лимон лежит демонстративно в стороне - это символ земных страстей: красивый снаружи, невозможно кислый внутри. Он явно противопоставляется грецкому ореху, символу Христа.
Карло Кривелли (1480). Младенец держит в руке щегла, символ страстей Христовых. Слева сидит муха - недремлющий дьявол, символ смерти, распада. Иногда яблоко трактовалось как символ искупления, а огурец - чистота и воскрешение.
Лукас Кранах. Виноград - евхаристический символ Христа, кровь Христова.
Мартин Шонгауэр "Святое семейство". Виноград, а в корзине - ежевика, символ чистоты Девы Марии.
Изенгеймский алтарь Маттиаса Грюневальда, 1510-15
Святые в створках стоят на постаментах, увитых плющом - символом воскрешения, вечной жизни, преданности.Теперь у нас святые пошли.
Адриан Изенбрандт "Мария Магдалина с пейзажем". Позади святой - подснежник, символ надежды и очищения.
Лукас Кранах. "Святая Доротея". Когда святую вели на казнь, охранник, издеваясь, предложил ей совершить чудо - раздобыть розы среди зимы. Тут же к святой подошел мальчик с корзиной роз. Теперь это символ святой Доротеи.
Антонио Корреджо "Святая Катерина". Ветвь пальмы - символ мученичества.
Альбрехт Дюрер "Максимильян Первый". Гранат - вы уже знаете.Всякие светские люди пошли.
Ханс Зюсс ван Кульбах. Девушка плетет венок из незабудок - символ преданности любимому. Это подтверждает и надпись на ленте.
"Молодой Рыцарь на фоне пейзажа" (герцог Урбино?). Витторе Карпаччо. По всей видимости портрет посмертный. На цаплю в небе нападае ястреб возле воды он ее уже доедает. Собака - верность, лилия - чистота, ирис - скорбь, горностай - символ ордена, к которому принадлежал рыцарь.
Портрет леди. В корзиночке цветы, которые говорят о том, что это - скорей всего невеста: фиалка - смирение, жасмин - чистота, гвоздика - любовь.
Андреа Соларио "Портрет мужчины с гвоздикой". Такие парадные "жениховские" портреты были очень популярны. Они показывали, что герой влюблен и собирается жениться. Либо молодой муж преподносил такой портрет супруге в знак любви.
Еще много:Неизв. 1480.
1490
Лукас Кранах. Портрет доктора Иоганна Куспиниана и его невесты (уже жены?) Анны Куспиниан.
Ганс Гольбейн. Портрет Георга Гиссе.
Ганс Мемлинг
Дирк Яакобс. Портрет Помпеуса Окко (1534)
Михаэль Вольгемут "Портрет Урсулы Тюхер" (1478)
Мастерская Яна ван Эйка
Пизанелло, Портрет графини Гиневеры дЭсте (1447)А это портрет девушки, которая к моменту его создания была уже мертва. Она умерла в 21 год, в его смерти обвинили мужа (вторая его жена тоже странно умерла). На картине - цветы-символы: аквилегия - слезы, гвоздика - любовь (возможно, родительская, мы не знаем кто заказал картину), бабочки и веточка хвои - бессмертие в памяти близких.
Доменико Герландайо "Портрет дамы". Видимо, она невеста, еще один символ чистоты - цветок апельсина
Альбрехт Дюрер, автопортрет в 22 года.Портрет предназначался юной жене, остролист в руках - символ супружеской верности. Картина вдохновила меня на создание этого поста.
Нейзв. Дама из семьи Хофер. Незабудка - верность, преданность. Возможно, супруг дамы умер - об этом может говорит муха на головном уборе, здесь - символ смерти, бренности бытия.
Леди Филиппа Кингсби. Вишня - плодородие, изобилие
Портрет леди (1576). Здесь лютик в руках - богатство, первоцвет - замужество.Свезло, видать, тетке!
Мирабелло Кавалори "Мальчик с гиацинтом и персиком". Гиацинт символизировал смелость, ловкость, игривость. Иногда - мудрость, но здесь - вряд ли. А еще гиацинты хорошо пахнут - мне сегодня подарили.
И напоследок портрет Николая Коперника работы Тобиаса Стимера. Ландыш - символ горечи и слез. Этого добра у ученого, как известно, было навалом!
А вам желаю не испытывать горечи, а слезы лить только от радости!
agritura.livejournal.com
Картины из лепестков цветов и листьев
Ошибана или осибана - это разновидность флористики, искусство создания картин из высушенных под прессом природных материалов: лепестков цветов, зеленых и желтых листьев, стеблей и семян трав.
Материал для создания картины должен быть подготовленным, т.е. собранным и высушенным. Цветы, листья, траву, семена, пух собирают и высушивают под прессом или в гербарной папке, чтобы они стали плоскими. Листья и цветы при этом часто меняют свой цвет. Для получения нужного оттенка иногда применяют термическую обработку или другие способы сохранения природной красоты. Важно знать, какое растение, в какое время года лучше собирать. Кроме того, собирать растения нужно в ясную погоду, чтобы растения не были влажными.
Как засушить растения?
1. В бумаге под прессом
Засушить цветы и листья можно в толстой книжке, между листочками кальки. Если нужен объемный цветок - в ящике с песком (ромашки так можно засушить, аккуратно пересыпая цветок песком), одуванчик сушат в стадии раскрытия, головкой вниз, как только раскроется белая пушистая головка сбрызнуть лаком для волос.
2. Утюгом
Если не стремитесь сохранить естественный цвет растений, можно высушить их утюгом, положив между двух листов бумаги. Только утюг не должен быть слишком горячим, иначе листья станут очень ломкими. Лучше прогладить их еле теплым утюгом 3-4 раза с интервалом в несколько часов, чтобы не пересушить.
3. В микроволновой печке
Гербарий можно высушить в микроволновке, но листья не всегда остаются ровными и гладкими, поэтому их будет сложно приклеить.
4. В глицерине
Высушенные в глицерине растения хорошо сохранят форму, но приобретут зеленовато-бурый оттенок, впрочем, для декоративного панно их можно будет покрасить краской.
Разведите глицерин (продается в аптеках) в горячей воде в пропорции 1:3. Налейте полученный раствор в емкость глубиной не менее 6-10 см, опустите растения вертикально, оставьте на несколько дней, пока они не потемнеют, затем просушите.
Маленькие хитрости при засушивании гербария:
1. При правильном засушивании верхушка целого растения со стеблем и листьями не должна наклоняться вниз.
2. Чтобы листья стали более плотными, опустите их в раствор из 20% клея ПВА и воды.
3. Бутоны цветов можно засушить в песке, насыпанном в картонную коробку. Из цветов лучше других сохраняют цвет засушенные красные георгины или дельфиниум.
4. Чтобы сизо-голубые или синеватые листья сохранили свой оттенок при сушке, опустите их на 1 минуту в денатурированный спирт.
Хранят растительный материал в герметичных емкостях, защищая от прямых солнечных лучей, влаги и моли. Готовые картины ошибана тоже со временем могут выгорать и менять свой цвет, поэтому желательно вставлять их в рамку под стекло и не держать на солнце.
Художники прикрепляют (приклеивают) высушенный растительный материал к основе (картон, ткань, дерево), при этом автор создает при помощи растений произведение живописи. То есть, ошибана – это живопись цветами, растениями.
Искусство ошибана возникло в Японии приблизительно шестьсот лет назад. В Европе этот вид декоративно-прикладного искусства был широко распространен в Викторианскую эпоху. В последние десятилетия ошибана переживает второе рождение.
Художники-флористы выполняют в технике ошибана не только орнаменты, пейзажи, натюрморты, но также портреты и сюжетные картины.
Несмотря на кажущуюся простоту, техника ошибана позволяет создавать просто потрясающие картины. Предлагаем полюбоваться ими вместе с нами.
curious-world.ru
Цветы, живопись: живописания цветов | Музей искусств
С чего молодые художники начинают освоение изобразительного искусства? Нередко – с живописания цветов. Цветочные композиции во многих отношениях можно назвать идеальным объектом для живописания юным художником: здесь на небольшом пространстве расположены предметы несложной формы, но изобилующие мелкими деталями (лепестки, листья, элементы орнамента на вазе). Цветочная композиция позволяет изучить взаимоотношения фона и основных объектов на первом плане. Если вы начали изображать цветы – живопись для вас, чего доброго, этим не ограничится.
Однако как показывает история, живописание цветов во все времена ассоциировалось не с детским творчеством или творчеством начинающих, а с самым что ни на есть «взрослым» искусством. Дело в том, что цветы с самых древних времён имели огромное значение в магии и религии. Первым делом в цветах видели символ пробуждения природы, символ жизни, процветания, духовного и телесного здоровья.
Одним из самых древних примеров изображения цветов в живописи можно считать бесчисленные изображения лотоса на стенах египетских храмов и пирамид. Лотос считался священным цветком: египтяне верили, что в лотосе содержится божественная сила, и стоило человеку вдохнуть аромат этого цветка, как эта божественная энергия наполняла его самого. На древнеегипетских изображениях часто присутствуют сцены вдыхания аромата лотоса; этому действию, по-видимому, египтяне придавали характер религиозного ритуала.
Древние греки и римляне покрывали цветочными гирляндами статуи богов и героев, украшали цветами победителей спортивных состязаний, а также правителей, поэтов и ораторов.
Другая сторона «цветочной» символики – это, конечно же, сфера любви, как романтической, так и эротической. Покровительницей цветов и садов в Греции считалась Афродита – богиня любви, которую представляли увенчанной фиалками. Греки верили, что в каждом цветке и вообще растении живёт какая-нибудь нимфа.
Известны древнегреческие мифы о Гиацинте и Нарциссе, которые были превращены богами в цветы. Так, Нарцисс был превращён в цветок за свою гордыню и самолюбие. Это свидетельствует о том, что древние греки понимали «тёмную» сторону красоты; наслаждаясь видом прекрасного цветка, они также вспоминали об определённых человеческих пороках.
Увлечение цветами особенно распространилось в Древнем Риме, в позднюю эпоху его существования. Тогда интерес к цветам приобрёл даже крайние формы. Так, роза, ранее посвящённая Венере-Урании – богине возвышенной любви, теперь стала атрибутом Венеры-Пандемос – богини чувственной, эротической любви; роза стала символом роскоши и разврата. Именно поэтому ранние христианские авторы обрушивались с гневными проклятиями на розы, а церковные иерархи издавали законы, запрещающие использовать розы в религиозных и даже светских мероприятиях.
В исламском мире изображения цветов стали особенно популярными, так как ислам запрещает изображение любых живых существ; цветы и другие растения при этом не считаются живыми существами. Поэтому цветочный орнамент стал непременным элементом росписи мечетей, оформления рукописей и книг. В более демократичной Албании мечети нередко украшаются даже натюрмортами.
Картины маслом – цветы
Именно исламский мир заново открыл для европейского искусства цветочную культуру. В VIII веке император Карл Великий во время одного из крестовых походов увидел живописный арабский сад; вернувшись на родину, монарх приказал вырастить при своём дворце подобный сад. С этого же времени европейские художники, пока ещё в значительной мере иконописцы, начинают изображать цветы в своих работах и разрабатывать особую символику цветов.
Эта символика была довольно противоречивой. С одной стороны, слова пророка Исайи, тексты псалмов и «Нового завета» уподобляют человека и всё бренное на земле траве и цветам, жизнь которых скоротечна. Такая трактовка цветов дожила даже до XVII века, когда цветы стали элементом голландских «ванитас» – натюрмортов «кошмарного» содержания. Часто, но не всегда цветы на этих картинах изображались увядающими. Цветочным венком мог быть увенчан череп – центральный элемент такого натюрморта.
С другой стороны, слова того же Исайи упоминают «древо Иессеево», росток от него и цветок, который вырастет на этом ростке. Богословы истолковывали это как пророчество о Христе. Отсюда цветы и природа оправдывались, а их изображения принимали положительную символику. Красота цветов свидетельствовала, что мир создан богом.
Через некоторое время после похода Карла Великого появилось описание некоего монастырского сада в Германии, автор которого особенно выделил два цветка – розу и лилию; при этом роза теперь истолковывалась как символ крови мучеников, пролитых за христианскую веру. Лилия же для автора описания означала горячую, пылкую веру.
Когда натюрморт превратился в самостоятельный жанр живописи и когда он освободился от религиозной символики, весь художественный опыт предшествующих поколений, касающийся цветов, «кристаллизировался» в жанр цветочного натюрморта, особенно популярный у голландских мастеров XVIII века.
Художники классической эпохи создавали картины на тему античного «Царства Флоры». Изображения цветов на них имели закреплённую символику.
- Амариллис – луковичное растение из семейства нарциссовых; этот красивый цветок, имеющий разнообразную окраску, связывали с Нарциссом (мифологическим героем).
- Астер, он же маргаритка, толковался как символ любви, плодородия и весны. В христианской символике белая маргаритка относилась к деве Марии.
- Аквилегии, они же лютики, означали «прославление Мадонны», если были белыми, и кровавую войну, если были красными (это символ Ареса, бога войны).
- Лихнис, он же горицвет, понимался как символ бога Юпитера – громовержца и создателя всего сущего. На самом деле здесь художники допускали неточность, ибо настоящим цветком Юпитера в древности считалось растение, известное нам как «анютины глазки».
Видео: Как рисовать цветы
)
www.muzzeum.net
Ботаническая живопись
Светлана Винникова, замечательная художница, увлеченная ботанической акварелью, сделала специально для портала онлайн обучения искусствам «Горизонтум» сюжет об этом жанре живописи. Светлана — автор нескольких обучающих уроков и курсов на „Горизонтуме“, рекомендуем их посмотреть. Информацию о самой художнице можно увидеть на ее авторской страничке.
Доступны для изучения:
Ботаническая акварель. Анютины глазки.
Бабочка в ботанической акварели.
Курс по ботанической акварели: цветы, листья, стебли, плоды, ягоды.
Ботаническая иллюстрация, живопись и зарисовка
Ботаническая иллюстрация – это изображение усредненного образа растения и его частей, передающее информацию о строении растения: направлении прожилок, количестве лепестков и так далее.
Ботаническая иллюстрация может включать в себя общий вид растения, цветок, цветок в разрезе, всю анатомию цветка: пестики, тычинки, лепестки чашелистики и т.п., а также плоды или семена, плоды или семена в разрезе, листья весной, летом и осенью, корневища, грибы, грибницы, деревья (общий вид с формой кроны), деревья (кора), и, конечно, подписи каждой части иллюстрации под номерами.
Ботаническая живопись – это композиция из одного или нескольких видов растений, скомпонованная в эстетически привлекательное изображение. Современная ботаническая живопись часто сводится к очень реалистичному изображению растения.
Ботаническая зарисовка — это подробное изображение растения или части растения со всеми подробностями, чтобы впоследствии использовать для ботанической живописи или иллюстрации.
Советы Светланы Винниковой
Рисунок в ботанической живописи лучше делать автоматическим карандашом с толщиной грифеля 0,5 мм. Чтобы не запутаться в лепестках, нужно найти общую форму цветка или листьев. Чтобы нарисовать листья нужно всегда следить за их внешним краем.
Цвет в ботанической живописи
В ботанической живописи принято изображать объем и тени более темным оттенком одного цвета. В отличие от академической живописи у желтого цветка или яблока тут не будет голубых или фиолетовых теней. Мы меньше внимания уделяем рефлексам и отсветам. Больше – строению и объему. Чтобы написать тени мы просто берем тот же цвет гуще и плотнее. Многие художники нарезают специальные полоски с выкрасками, чтобы точно передать цвет.
В ботанической живописи используется ограниченное число оттенков, но большее внимание уделяется форме и строению частей растения.
Этапы работы в классической ботанической живописи:1) рисунок карандашом твердости HB или акварельным карандашом2) работа с каждым элементом растения поэтапно:— смачиваем отдельный элемент чистой водой— заливаем его по сырому цветом, там, где цвет должен быть темнее – кладем краску гуще.— выбираем отжатой кистью светлые места и просушиваем— утемняем там, где нужно c помощью лессировок и штриховки— обрабатываем край (утемняем или размываем)— рисуем прожилки— смотрим на растение в целом, какие-то детали прорабатываем, на заднем плане можно размыть.Готово!
Материалы
Какую бумагу использовать для ботанической живописи?Бумага для ботанической живописи должна иметь не слишком фактурную поверхность, чтобы живопись ложилась плавно и гладко. Лучше если это будет 100% хлопок 300 гр. Больше всего для «ботаники», как и для других видов акварели, мне нравится Canson Fontenay. Также хороши Sanders Waterford и Bockinford. Эти виды бумаг бывают разной плотности, а соответственно и цены. Всегда лучше брать бумагу плотнее, она не только меньше коробится, но и сама по себе более качественная, чем аналогичная бумага меньшей плотности.
Кисти
Важнее всего выбрать маленькую кисть для прописи деталей. Именно ее качество играет самую большую роль для наших уроков. Я предпочитаю колонковые и синтетические кисти № 1-2 они упругие и хорошо держат краску. У них должен быть очень острый кончик. Еще нужна пара беличьих кистей среднего размера для заливки лепестков и листьев.
Краски
Многие ботанические художники предпочитают импортные краски в тюбиках, потому что они «сочнее» и не портят кисти. Но для начала вполне подойдет набор от фабрики „Белые Ночи“. Если в нем нет оливковой и серой пейны, то стоит их докупить.
Текст и изображения предоставлены Светланой Винниковой специально для портала онлайн обучения искусствам «Горизонтум».
Никакая часть из них не может быть скопирована любым способом без разрешения автора.
horizontum.ru