Растения живой природы. Методическая разработка по окружающему миру для 1 класса «Растения - часть живой природы»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Растения – часть живой природы. Разнообразие растений. Растения живой природы


2.1. Разнообразие живой природы

СИСТЕМАТИКА– наука о классификации живых организмов. Основные систематические категории: вид, род, семейство, порядок (отряд), класс, отдел (тип), подцарство, царство, надцарство. Система живой природы.

Систематика (классификация, таксономия) – наука о многообразии живых организмов и распределении их по группам на основании (эволюционного) родства.

Систематичекские единицы (таксоны) в порядке уменьшения:

Типы и отряды используются в классификации животных, а отделы и порядки – в классификации растений и грибов.

Самая большая из приведенных систематических единиц – надцарство. Самая маленькая (исходная, минимальная, основная единица систематики) – вид.

Типы делятся на классы, классы – на отряды/порядки, отряды/порядки – на семейства и т.п. И наоборот: из видов состоят роды, из родов – семейства, из семейств – отряды/порядки...

Систематики могут выделять множество дополнительных таксонов – подтип, подкласс и т.п.

Пример: систематика человека

  • надцарство: Эукариоты

  • царство: Животные

  • подцарство: Многоклеточные

  • тип: Хордовые

  • подтип: Позвоночные

  • класс: Млекопитающие

  • отряд: Приматы

  • семейство: Гоминиды

  • род: Человек

  • вид: Человек разумный

У всех видов "двойное название": первое слово – название рода, второе – название вида.

Царство ПРЕДКЛЕТОЧНЫЕ. Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности. Бактериофаги. Вирусные заболевания. ВИЧ-пути инфицирования и профилактика СПИДа.

Царство ДРОБЯНКИ. Подцарство БАКТЕРИИ, его характеристика. Форма, строение, жизнедеятельность бактерий. Распространенность бактерий в воздухе, почве, воде, живых организмах. Роль бактерий в природе, медицине, сельском хозяйстве и промышленности. Болезнетворные бактерии и борьба с ними.

Надцарство ЯДЕРНЫЕ ОРГАНИЗМЫ – эукариоты, их общая характеристика и систематика.

Царство ГРИБЫ, его общая характеристика, классификация, биология и экология. Роль грибов в природе и жизни человека.

Подцарство НИЗШИЕ грибы, его общая характеристика. Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений, животных и человека.

Подцарство ВЫСШИЕ грибы, его общая характеристика. Шляпочные грибы, особенности их строения и жизнедеятельности. Съедобные и ядовитые грибы. Грибы-микоризообразователи.

Отдел ЛИШАЙНИКИ, его общая характеристика и экология. Особенности жизнедеятельности лишайников. Взаимоотношения гриба и водоросли в составе лишайника. Роль лишайников в природе и жизни человека.

2.1.1. Растения и окружающая среда

Общая характеристикаЦарства растений, классификация и многообразие растений. Значение в природе и жизни человека.

Влияние хозяйственной деятельности человека на видовое многообразие растений. Охрана редких видов растений. Красная книга.

Подцарство НИЗШИЕ растения, его общая характеристика, систематика. Группа отделов ВОДОРОСЛИ, общая характеристика и экология. Многообразие зеленых водорослей, особенности их строения, жизнедеятельности и размножения. Характерные особенности бурых и красных водорослей. Значение в природе и жизни человека.

Подцарство ВЫСШИЕ растения, его общая характеристика, систематика.

Отдел МОХОВИДНЫЕ, его общая характеристика, особенности жизненного цикла, эк ология и систематика. Зеленые мхи, особенности их жизненного цикла. Сфагновые мхи, особенности их строения и жизнедеятельности. Образование и использование торфа.

Отдел ПАПОРОТНИКОВИДНЫЕ, его общая характеристика, особенности жизненного цикла, экология и систематика. Многообразие папоротниковидных. Значение в природе и жизни человека.

Отдел ХВОЩЕВИДНЫЕ, его общая характеристика, особенности жизненного цикла, экология, представители.

Отдел ПЛАУНОВИДНЫЕ, его общая характеристика, особенности жизненного цикла, экология, представители.

Отдел ГОЛОСЕМЕННЫЕ, его общая характеристика, особенности размножения и экология. Значение в природе и жизни человека.

Отдел ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ, его общая характеристика, экология. Приспособленность покрытосеменных к различным условиям жизни на Земле и господство в современной флоре. Классификация покрытосеменных растений. Многообразие дикорастущих и культурных цветковых растений. Систематика цветковых растений.

РАСТЕНИЕ – целостный организм. Вегетативные и генеративные органы растений и их взаимосвязь. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания. Растительные сообщества, их характеристика. Взаимосвязь растений и факторов неживой и живой природы на примере растений леса, луга и пр. Приспособленность растений к совместной жизни в лесу, на лугу, болоте и т.д.

ТКАНИ растений: образовательная, основная, проводящая, механическая, покровная, их общая характеристика и функции.

СЕМЯ. Строение семян (на примере двудольного и однодольного растения). Условия хранения семян. Условия прорастания семян. Питание и рост проростка.

КОРЕНЬ, его основные функции. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями. Рост корня. Развитие корня из зародышевого корешка. Виды корней. Типы корневых систем. Видоизменения корней. Минеральное питание растений. Почва, её значение в жизни растений. Охрана почв. Значение обработки почвы, внесения удобрений.

ПОБЕГ, его общая характеристика. Почки вегетативные и цветочные, их строение и расположение на стебле. Развитие побега из почки. Рост побега в длину, его ветвление, образование кроны.

СТЕБЕЛЬ, его основные функции. Виды стеблей. Строение древесного стебля: корка, кора, камбий, древесина, сердцевина. Рост древесного стебля в толщину. Образование годичных колец. Передвижение органических и минеральных веществ по стеблю. Видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица, их строение, биологическое и хозяйственное значение.

ЛИСТ, его основные функции. Внешнее строение листа. Листья простые и сложные. Типы жилкования. Листорасположение. Листовая мозаика. Особенности внутреннего строения листа. Испарение листьями воды. Листопад. Видоизменения листа. Фотосинтез. Роль зеленых растений в образовании органического вещества и поддержании кислородного баланса атмосферы.

Размножение покрытосеменных растений: бесполое и половое, их характеристика.

Вегетативное размножение растений в природе и растениеводстве (видоизмененными побегами, черенками, отводками, делением куста, прививкой).

ЦВЕТОК, его строение, функции. Цветки раздельнополые и обоеполые. Соцветия, их виды и биологическая роль Цикл развития цветкового растения, основные его этапы. Опыление. Перекрестное опыление насекомыми, ветром. Самоопыление. Искусственное опыление. Двойное оплодотворение цветковых растений и его биологическое значение. Образование семян и плодов. Виды плодов. Значение цветков, семян и плодов в природе и жизни человека.

Класс ДВУДОЛЬНЫЕ растения, его общая характеристика. Основные семейства: розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные (астровые), крестоцветные (капустные).

Класс ОДНОДОЛЬНЫЕ растения, его общая характеристика. Основные семейства: злаки (мятликовые), лилейные. Отличительные признаки основных семейств (особенности строения вегетативных и генеративных органов). Типичные представители дикорастущих и культурных растений этих семейств, их биологические особенности и народнохозяйственное значение.

Влияние деятельности человека на видовое многообразие цветковых растений. Охрана редких видов цветковых растений.

studfiles.net

Методическая разработка по окружающему миру для 1 класса «Растения

«Перспективная начальная школа»

Урок окружающего мира в 1 классе по теме:

«Растения – часть живой природы»

Цели: 1.Научить выделять существенные признаки объектов живой

природы.

2.Познакомить с разнообразным миром растений.

3.Развивать интерес к изучению родной природы.

4.Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: проектор, индивидуальные карточки, рисунки растений-отгадок, карточки «растения», «деревья», «кустарники», «травы», рисунки листья-плоды, листья дерева красного, желтого и зеленого цвета у каждого ученика, рисунок дерева

 

1. Введение в тему урока

-- О чем говорили на предыдущих уроках? ( О птицах, зверях, насекомых, рыбах.) Это животные.

--Царство животных – это часть какой природы? ( Живой.)

--Сегодня побываем в другом царстве живой природы.

Перед вами карточки с картинками. Под каждой картинкой написано слово, в котором выделена одна буква. Выделенные буквы вы должны вписать в пустые клетки.

Какое слово получилось? ( Растения.) (на доске - карточка «растения»)

--Царство растений очень разнообразно и красиво.

 Улыбнись с утра щенку,

И росинке, и цветку.

Пестрой бабочке в лугах,

Солнцу в легких облаках.

И тогда увидишь ты,

Сколько в мире красоты!

Обменявшись добротою,

Будет мир дружить с тобою.

2. Деление растений на группы

Загадки (читают дети). Стоят в поле сестрички:

Жёлтый глазок, белые реснички.

(Ромашка)

 

Её всегда в лесу найдёшь,

Пойдем гулять – и встретим.

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летним.

(Ель)

К речке дерево склонилось,

А склонившись, удивилась:

- Как же я красива,

Я – речная…   (Ива)

  Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

(Береза)

Никак не могу понять я,

Похожи кусты, как братья,

А ягоды у них разные –

Черные, белые, красные.

(Смородина)

Удивительное солнце,

В этом солнце сто оконцев,

Из оконцев тех глядят,

Сотни маленьких грачат.

(Подсолнух)

 Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок.

(Дуб)

Куста чудесней нет,

Он славит день весенний,

Пахуч и нежен цвет

Красавицы ...  (Сирени)

 Тонкий стебель у дорожки.

На конце его – сережки.

Лечит ранки и ожоги

Этот лекарь у дороги.

(Подорожник)

Стоит над водой, трясет бородой.

(Камыш)

  

Рисунки-отгадки вывешиваются на доске.

- На какие группы можно разделить эти растения? (Деревья, кустарники, травы) По каким признакам растения объединили именно в такие группы?

- Давайте выясним, чем похожи и чем отличаются эти группы между собой.

Работа по учебнику стр.20

-Какое дерево видите? (Яблоню)

-Что находится внизу у яблони? (Корни)

-Для чего нужны дереву корни? (Опора, питание)

-Давайте посмотрим, есть ли корни у кустарника. Как называется этот кустарник? (Черная смородина)

-Назовите травянистое растение.( Помидор) И у трав есть корень.

-Что находится выше корня? ( Ствол у дерева, несколько стволов у кустарника и стебель у трав)

-Для чего нужен ствол ,стебель?(По ним поднимаются питательные вещества к листьям)

-Что еще есть у всех растений? (Плоды, в которых находятся семена, и цветы, из которых образуются плоды)

-Для чего нужны семена? (Для размножения растений)

Игра «Найди пару» ( на доске листья и плоды дуба, березы, каштана, сосны, рябины)

 Физминутка

3. Растения - часть живой природы

Работа по учебнику стр. 18

-Что делает Маша? (Рыхлит землю) Для чего она это делает?(Чтобы воздух поступал к корням растений) Значит растения дышат.

-Что еще надо делать чтобы растение развивалось?(Поливать)

-Растения дышат, питаются, размножаются, растут, погибают—значит относятся к живой природе.

 4. Значение растений

-Представьте, что на Земле исчезли все растения…  Что бы произошло?(…)

1) Растения- волшебники. Они вырабатывают кислород, которым мы дышим

2) Растениями питаются многие животные

3) Красота растений

Вывод: без растений все бы погибло.

Поэтому надо бережно относиться к растениям: зря их не срывать, не ломать, не топтать

Многие растения становятся редкими. Они занесены в «Красную книгу». Это книга тревоги, книга предупреждения.

Показ слайдов («Красная книга», редкие растения)

Песня Ю. Антонова «Не рвите цветы»

Физминутка

5. Подведение итогов

-В каком царстве побывали? На какие группы делятся все растения?

-Что для себя нового открыли?

-Кого хотели поблагодарить?

-Как вы оцениваете себя на этом уроке (выберите листок нужного цвета:

Красный - вам было интересно, все понятно,

Желтый - вы испытывали трудности,

Зеленый - вам было неуютно)

Украсьте дерево своими листочками.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Тема. Растения - часть живой природы

Тема. Растения - часть живой природы. Органы растений. Разнообразие растений.

Цель. Познакомить учащихся с разнообразием растительного мира, с растением, как частью живой природы; формировать представление о строении растения, о значении каждого из его органов. Учить различать органы растения, формировать умение и навык различать деревья, кустарники и травянистые растения, формировать исследовательские умения и навыки.

Развивать у учащихся наблюдательность, логическое мышление, память, творческие способности.

Воспитывать любовь к природе, к родному краю, гуманное отношение ко всему живому, прививать эстетические чувства.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, давайте вспомним , что вы уже знаете об окружающей природе.

- Скажите, на какие две части можно разделить всю окружающую нас природу? ( Живую и неживую)

- Что относится к неживой природе? Чтобы быстрее вспомнить, отгадайте загадки.

  • Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит.

И не пекарь, а печёт. ( Солнце)

  • Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! ( Вода)

  • Всю жизнь с ним живём, а ни разу не видели. ( Воздух)
  • Вечером рассыпался горох, утром встал- нет ничего. ( Звёзды)
  • Крашеное коромысло над рекой повисло. ( Радуга)
- О чём мы ещё не вспоминали? ( Почва, месяц, горы)

А сейчас синоптик нам расскажет об изменениях в неживой природе на ближайшие сутки.

Синоптик. – Здравствуйте, дорогие ребята! Я хочу вам рассказать о погоде на ближайшие сутки. Ожидается переменная облачность без осадков, ветер северо-восточный, температура ночью-__, днём-__.

^

Ярко светит, но не греет….. ( солнце)

День…. ( короткий), а ночь…. ( длинная).

Мороз крепчает, весело скрипит под ногами снег.

Замёрзли… ( речки), почва укрылась…. ( снегом)

- Молодцы, ребята, вы хорошо знаете признаки зимы. Одевайтесь потеплее. Всего доброго. Спасибо за внимание.

- А сейчас давайте вспомним о живой природе. Что относится к живой природе?

( Растения, животные, человек)

Чем живая природа отличается от неживой?

  1. Сообщение темы и цели урока.
- Вы, наверное, догадались, что сегодня мы начнём знакомство с живой природой. А какую её часть будем изучать, узнаем, разгадав кроссворд. Ключевое слово кроссворда и будет темой сегодняшнего урока.

БЕ^ ЁЗА

ПШЕНИЦА

СВЕКЛА

ТРАВА

ЕЛЬ

ОДУВАНЧИК

ШИПОВНИК

ЗЕМЛЯНИКА

  1. Стоит Алёна, платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан. ( Берёза)
  1. Весной – травой шелковистой,
Летом – нивой золотистой,

К столу- булочкой душистой. ( Пшеница)

  1. Как слива, темна.
Как репа, кругла.

На грядке силу копила.

К хозяйке в борщ угодила. (Свекла)

  1. Под осень умирает
И вновь весною оживает-

Иглой зелёной выйдет к свету,

Растёт, цветёт она всё лето.

Коровам без неё – беда.

Она- их главная еда. ( Трава)

  1. Зимой и летом одним цветом. ( Ель)
  2. Я шарик пушистый, белею в чистом поле.
А дунул ветерок- остался стебелёк. ( Одуванчик)
  1. Он шипы свои выставил колкие,
Шипы у него, как иголки!

Но мы не шипы у него соберём-

Полезных плодов для аптечки нарвём. ( Шиповник)

  1. Я капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки,

Кто любит меня, тот и рад поклониться,

А имя дала мне родная землица. (Земляника)

- Тема нашего урока « Растения». Сегодня вы узнаете ,почему растения относятся к живой природе, из каких органов они состоят.

IV. Изучение нового материала.

  1. Объяснение учителя( с использованием таблицы « Строение растений»)
- В природе существует множество видов растений.Вы наверное, были в лесу и видели, что растительный мир очень богат и разнообразен.

- Ребята, из изученного ранее вспомните, на какие группы делятся все растения.

1. Деревья.

2. Кустарники.

3. Травянистые растения.

- Правильно. Есть такие растения, которые растут сами, а есть такие, которые выращивают люди. Но у них есть что-то общее. Как вы думаете, что?

Все растения имеют общее строение. Каждое из них состоит из частей, которые называют органами. Каждый орган имеет своё название: корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.

  1. Корень растения. Он находится в почве. С помощью корня растения получают питательные вещества.
  2. Стебель. На нем растут листья, цветы, плоды. По стеблю питательные вещества движутся к листьям, цветам, плодам.
  3. Листья . Они чаще зелёного цвета. Бывают гладкие, шершавые, круглые, овальные.
  4. Цветок. У каждого растения цветок различен по форме, величине, цвету. С помощью цвета цветы привлекают к себе насекомых, которые их опыляют.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Для здоровья, для порядка

Дружно делаем зарядку:

Головою два кивка

И в ладоши два хлопка,

Вот мы к люстре потянулись,

Вот присели, разогнулись.

Вправо-влево наклонились

И на месте покружились.

На носок, потом на пятку

Дружно делаем зарядку.

  1. Работа над статьёй учебника.
  2. Работа по карточкам ( Подписать органы растений)
  1. Закрепление и осмысление знаний.
- А сейчас мы с вами отправимся на прогулку в лес. Как вы думаете, какие растения там можем увидеть?

1. Игра « Деревья ,кусты, травы»

2. Расшифруй названия растений.

УБД ( дуб)

НАСОС ( сосна)

АРЕБЗЕ ( берёза)

ЦРЕГОУ ( огурец)

- Какое растение здесь лишнее? Почему?

- Ребята, а сейчас мы с вами попали на лесную поляну, где произошёл спор между частями растений. Корень, стебель, лист, цветок и семя поспорили ,кто из них важный. Помогите разрешить спор.

( Учащиеся разыгрывают спор)

Корень

Я тут самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение! Я и людей, и животных кормлю. Я ещё и лечу иногда. Бывает, мастера из меня такую красоту изготавливают. Только то, что я первым из семени появляюсь, говорит о моей важности.

Лист.

Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за мой счёт. Это я готовлю растениям питательные вещества, умело используя солнечную энергию. Это я подсказываю людям, когда растение нужно поливать, кормить, укрывать. Да и дышится возле меня легко.

Стебель.

- Ой, какие вы и важные! А что бы вы без меня делали? Ни корню без меня не жить, ни листу. Это же мои тоненькие трубочки – волокна, пересылают питательные вещества и воду по всему растению. Я работаю, не покладая рук. Поднимаю вверх ветви с листьями, и располагаю их так, чтобы все увидели солнышко.

Цветок.

-Какие вы наивные! Всё, что вы делаете, это всё для меня. Не будет меня- не будет и семян, а не будет семян- не будет и растения! Так что будет цветок, значит, будет и семя. А значит, и растение будет!

Семя

Ваши споры пустые! Я самое главное! Всё, что вы взяли из почвы, воздуха, воды – это всё для меня, чтобы я созрело, дало жизнь новому растению. Из меня развивается и корень, и стебель, и листья, и цветы, и плоды, и новое семя.

- Почему листья не могут жить без корня?

- Какое значение имеет цветок для растения?

Почему семя утверждает, что оно самое главное?

- А как вы считаете, кто из них главный и почему?

- Растения-это живые организмы. Наблюдая за растениями, можно заметить, что они растут, изменяя свой внешний вид, они по своему двигаются. Корни растут и расплетаются в почве, листья и цветы поворачиваются к солнышку.

Ребята, самые прекрасные представители растительного мира – это цветущие растения. Сейчас мы с вами очутимся на цветочной поляне. Посмотрите видеосюжет и скажите, по каким признакам видно, что цветы живые?

( Просмотр видеоролика о цветах)

  1. Итог урока.
- Вот и закончилась наша прогулка. Конечно, за короткое время мы не смогли всё узнать о растениях. Разговор о них и знакомство с ними только начаты. Но я думаю, что сегодняшний урок у вас пробудит интерес и подтолкнёт к самостоятельному поиску новых интересных знаний о растениях. А потом вы поделитесь с нами своими находками. А чтобы ещё больше вас заинтересовать этой темой, я приготовила для вас интересные сведения о растениях.

Интересно знать!!!

  1. Некоторые травы бывают очень высокие: подсолнечник достигает высоты 2 м, банан 6-7 м. А ещё есть трава, которая выше и крепче некоторых деревьев. Это бамбук.
  2. Самое высокое дерево в мире- секвойя вечнозелёная. Имеет высоту до
110 м.
  1. Самый большой цветок на земле- раффиция. Имеет в диаметре 1 м, а весит 6 кг.

- Сегодня на уроке вы много узнали нового о растительном мире. Свои новые знания вы запишите на лучиках солнышка, которое находится перед вами.

( Учащиеся подписывают лучики солнышка)

  1. Домашнее задание.

www.asyan.org

Растения – часть живой природы. Разнообразие растений.

Вступительная беседа

– Куда бы вы не посмотрели, повсюду увидите растения. Они  растут на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озёрах, прудах и реках. Даже в Арктике и Антарктиде они есть. Разнообразие растительного мира велико: растения различаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой.С глубокой древности человек, собирая, а затем ,возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек, люди находили семена различных растений. Уже тогда учёные Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Так появилась наука о растениях, название которой вы узнаете, разгадав ключевое слово.

Вы должны узнать ключевое слово

  1. Стоит над кручей богатырь могучий:Голова - до тучи, плечи пораздвинул,Руки пораскинул, пальцы узловаты,Силы непочаты...

(3 буква) Б

  1. Стоит в саду кудряшка -Белая рубашка,Сердечко золотое.Что это такое?

(2 буква) О

  1. Высока и зеленаБудет скошена она.Овцы, козы и коровыЕсть всегда её готовы

(1 буква) Т

  1. Только тронь -Отдернешь ладонь:Обжигает траваКак огонь. 

(3 буква) А

  1. На мне колючие иголки,Но я не пихта и не ёлка.Стройна, прекрасна, зеленаВесь год красавица ... . (сосна

(4 буква) Н

  1. Кудри в речку опустила И о чём-то загрустила. А о чём она грустит, Никому не говорит.

(1 буква) И

  1. Сучки рогатые, Плоды крылатые, А лист - ладошкой, С длинной ножкой.  (1 буква) К

  1. Сладких ягод соберите,Для варенья припасите,От простуды, от ангиныС чем поможет чай? - С...

Последняя буква А

Буквы алфавита ботаника

М.о Ботаника – наука о растениях, получившая название от греческого слова «ботане» – трава.

Слайд

Актуализация опорных знаний

Учёные  утверждают, что растения– живые организмы.А как вы думаете, это действительно так?– Учёные-ботаники делят царство растений на группы.

: “Разнообразие растений”

На уроке мы будем говорить о разнообразии растений в природе, а поможет нам в этом  ботаника – наука о растениях.

– На какие вопросы будем искать ответы на нашем уроке?– На какие группы делится царство растений?– Что такое группа растений?– По каким признакам учёные разделили растения на группы?– Значит, чтобы ответить на этот вопрос, нужно изучить признаки каждой группы растений. Попробуйте сформулировать цель урока.

Физкультминутка

Мы немного отдохнёмВстанем, глубоко вздохнём.Дети по лесу гуляют,За природой наблюдают.

Изучение нового материала

Хвойные  растения

Сообщение ученика: Хвойные растения –деревья и кустарники с листьями – иголками . К этой группе относятся, например, сосны, ели, пихты, лиственницы, кипарисы, можжевельники , секвойи.  У этих растений есть корень, стебель, листья. Плодов и цветков у них нет, семена образуются в шишках. Большинство хвойных –вечнозелёные. Хвойные деревья делятся по сроку жизни листьев — на листопадные и вечнозелёные. В листопадных хвойных деревьев все листья теряют зелёную окраску и опадают. Например лиственница. В вечнозелёных хвойных деревьев листва находится на дереве в любой момент года, и смена листьев происходит постепенно, в течение всей жизни дерева. 

Сообщение ученика: Сосна растёт на сухих местах. Воздух в сосновом бору всегда чистый, т. к.запах сосны убивает всех микробов. Можжевельник часто имеет форму куста. Ягоды первый год зелёные. Второй год серые и только на третий год сине-чёрные. Слово можжевельник происходит от слов между и ельник т. е. растущий между елями. Можжевельник очищает воздух от микробов. У ели каждая иголка хвоинка живёт 5-7 лет.

Лиственные деревья

Первыми на Земле появились  хвойные виды деревьев. Произошло это в конце каменноугольного периода и лишь спустя десятки миллионов лет появились деревья лиственных пород.

Сегодня учёным известно около 650 видов хвойных деревьев.Видов лиственных деревьев значительно больше – счёт идёт на тысячи. Особенно поражает их разнообразие в тёплом и дождливом климате тропиков. 

. Имеют корни, стебель, листья, плоды и семена.

Дует ветер с юга, Дует ветер с вьюгой,И с востока налетает,Но меня он не сломает!Дуйте, ветры, - не боюсь –Дубом как-никак зовусь!

Клён под солнышком купался

И ладошкой умывался.

Осень красная пришла

Все ладошки обожгла.

Дождик пламя потушил,

Ветер ветки подсушил.

Желтые ладошки 

К нам летят в окошки.

Зябнет осинка,Дрожит на ветру,Стынет на солнышке,Мёрзнет в жару...

Дайте осинкеПальто и ботинки,Надо согретьсяБедной осинке.

Эта модница леснаяЧасто свой наряд меняет:В шубке белой – зимой,Вся в сережках – весной,Сарафан зеленый – летом,В день осенний – в плащ одета.Если ветер налетит,Золотистый плащ шуршит

Делим растения на группы

Деревья кустарники травы

Клен – это дерево или кустарник или трава?

Почему вы так думаете?

Берёза смородина сирень клевер тополь крапива малина сосна кукуруза шиповник лещина люпин

Рефлексия. Итог урока

Проверьте правильность своих ответов. Оцените свою работу.

–  очень интересно   ? –  остались вопросы    * –  урок понравился

  • Кто остался доволен своим результатом?

  • Скажите, пожалуйста, вам понравилось быть учеными, исследователями?

  • Что было самым трудным?

  • Что помогало вам справиться с заданиями?

  • Что было самым интересным? Что нового для себя вы узнали?

  • Что полезного для себя  вы узнали на уроке?

  • Пригодятся ли вам полученные знания на уроке в дальнейшем?

Прочитайте высказывание Ж.Ж. Руссо:

Растения щедро рассыпаны на земле, подобно звездам на небе: но звезды далеко, а растения у ног моих...

multiurok.ru

Растения – часть живой природы. Разнообразие растений.

Вступительная беседа

– Куда бы вы не посмотрели, повсюду увидите растения. Они  растут на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озёрах, прудах и реках. Даже в Арктике и Антарктиде они есть. Разнообразие растительного мира велико: растения различаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой.С глубокой древности человек, собирая, а затем ,возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек, люди находили семена различных растений. Уже тогда учёные Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Так появилась наука о растениях, название которой вы узнаете, разгадав ключевое слово.

Вы должны узнать ключевое слово

  1. Стоит над кручей богатырь могучий:Голова - до тучи, плечи пораздвинул,Руки пораскинул, пальцы узловаты,Силы непочаты...

(3 буква) Б

  1. Стоит в саду кудряшка -Белая рубашка,Сердечко золотое.Что это такое?

(2 буква) О

  1. Высока и зеленаБудет скошена она.Овцы, козы и коровыЕсть всегда её готовы

(1 буква) Т

  1. Только тронь -Отдернешь ладонь:Обжигает траваКак огонь. 

(3 буква) А

  1. На мне колючие иголки,Но я не пихта и не ёлка.Стройна, прекрасна, зеленаВесь год красавица ... . (сосна

(4 буква) Н

  1. Кудри в речку опустила И о чём-то загрустила. А о чём она грустит, Никому не говорит.

(1 буква) И

  1. Сучки рогатые, Плоды крылатые, А лист - ладошкой, С длинной ножкой.  (1 буква) К

  1. Сладких ягод соберите,Для варенья припасите,От простуды, от ангиныС чем поможет чай? - С...

Последняя буква А

Буквы алфавита ботаника

М.о Ботаника – наука о растениях, получившая название от греческого слова «ботане» – трава.

Слайд

Актуализация опорных знаний

Учёные  утверждают, что растения– живые организмы.А как вы думаете, это действительно так?– Учёные-ботаники делят царство растений на группы.

: “Разнообразие растений”

На уроке мы будем говорить о разнообразии растений в природе, а поможет нам в этом  ботаника – наука о растениях.

– На какие вопросы будем искать ответы на нашем уроке?– На какие группы делится царство растений?– Что такое группа растений?– По каким признакам учёные разделили растения на группы?– Значит, чтобы ответить на этот вопрос, нужно изучить признаки каждой группы растений. Попробуйте сформулировать цель урока.

Физкультминутка

Мы немного отдохнёмВстанем, глубоко вздохнём.Дети по лесу гуляют,За природой наблюдают.

Изучение нового материала

Хвойные  растения

Сообщение ученика: Хвойные растения –деревья и кустарники с листьями – иголками . К этой группе относятся, например, сосны, ели, пихты, лиственницы, кипарисы, можжевельники , секвойи.  У этих растений есть корень, стебель, листья. Плодов и цветков у них нет, семена образуются в шишках. Большинство хвойных –вечнозелёные. Хвойные деревья делятся по сроку жизни листьев — на листопадные и вечнозелёные. В листопадных хвойных деревьев все листья теряют зелёную окраску и опадают. Например лиственница. В вечнозелёных хвойных деревьев листва находится на дереве в любой момент года, и смена листьев происходит постепенно, в течение всей жизни дерева. 

Сообщение ученика: Сосна растёт на сухих местах. Воздух в сосновом бору всегда чистый, т. к.запах сосны убивает всех микробов. Можжевельник часто имеет форму куста. Ягоды первый год зелёные. Второй год серые и только на третий год сине-чёрные. Слово можжевельник происходит от слов между и ельник т. е. растущий между елями. Можжевельник очищает воздух от микробов. У ели каждая иголка хвоинка живёт 5-7 лет.

Лиственные деревья

Первыми на Земле появились  хвойные виды деревьев. Произошло это в конце каменноугольного периода и лишь спустя десятки миллионов лет появились деревья лиственных пород.

Сегодня учёным известно около 650 видов хвойных деревьев.Видов лиственных деревьев значительно больше – счёт идёт на тысячи. Особенно поражает их разнообразие в тёплом и дождливом климате тропиков. 

. Имеют корни, стебель, листья, плоды и семена.

Дует ветер с юга, Дует ветер с вьюгой,И с востока налетает,Но меня он не сломает!Дуйте, ветры, - не боюсь –Дубом как-никак зовусь!

Клён под солнышком купался

И ладошкой умывался.

Осень красная пришла

Все ладошки обожгла.

Дождик пламя потушил,

Ветер ветки подсушил.

Желтые ладошки 

К нам летят в окошки.

Зябнет осинка,Дрожит на ветру,Стынет на солнышке,Мёрзнет в жару...

Дайте осинкеПальто и ботинки,Надо согретьсяБедной осинке.

Эта модница леснаяЧасто свой наряд меняет:В шубке белой – зимой,Вся в сережках – весной,Сарафан зеленый – летом,В день осенний – в плащ одета.Если ветер налетит,Золотистый плащ шуршит

Делим растения на группы

Деревья кустарники травы

Клен – это дерево или кустарник или трава?

Почему вы так думаете?

Берёза смородина сирень клевер тополь крапива малина сосна кукуруза шиповник лещина люпин

Рефлексия. Итог урока

Проверьте правильность своих ответов. Оцените свою работу.

–  очень интересно   ? –  остались вопросы    * –  урок понравился

  • Кто остался доволен своим результатом?

  • Скажите, пожалуйста, вам понравилось быть учеными, исследователями?

  • Что было самым трудным?

  • Что помогало вам справиться с заданиями?

  • Что было самым интересным? Что нового для себя вы узнали?

  • Что полезного для себя  вы узнали на уроке?

  • Пригодятся ли вам полученные знания на уроке в дальнейшем?

Прочитайте высказывание Ж.Ж. Руссо:

Растения щедро рассыпаны на земле, подобно звездам на небе: но звезды далеко, а растения у ног моих...

multiurok.ru

Конспект урока "Растения леса — часть живой природы"

Скачать файл

Предмет: Мир растений

Тема: «Растения леса — часть живой природы»

Цели: сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней.

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

Закреплять и пополнять знания детей о природе;

Учить согласовывать слова в предложения;

Активизировать словарь детей.

Коррекционно-развивающая:

Совершенствовать умение выразительно читать стихи;

Развивать умение логически мыслить;

Развивать коммуникативные умения;

Развивать монолог и связную речь.

Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

Воспитывать ответственное отношение к окружающей среде;

Вырабатывать навыки грамотного и безопасного поведения в природе.

Здоровьесберегающая:

Чередовать виды деятельности, предупреждая переутомление детей.

Методы и приемы:

Рассматривание;

Обсуждения;

Пояснения;

Беседа.

Словарная работа:

Растения, дуб, береза, клен, рябина, одуванчик, крапива, подсолнух, ромашка, зверобой, шиповник, подорожник, мать-и-мачеха, корень, стебель, цветок, листья.

Ход урока:

  1. Организационная часть

  2. Основная часть

  3. Заключительная часть

  1. Организационная часть

Прозвенел звонок веселый

Мы начать урок готовы

Будем слушать, отвечать

И друг другу помогать.

-Вы готовы слушать, отвечать и друг другу помогать?

Какое у нас сейчас время года?- Осень

Какой сейчас месяц?- сентябрь

Какие еще осенние месяцы вы знаете?- Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Какая погода на улице?- Становится холодно, солнце светит меньше, часто идет дождь, с деревьев опадают листья.- Правильно.

Эмоциональный настрой детей на урок.

Ребята, вы слышали такое слово- «природа»?

Звучит мелодия «В мире животных». На фоне приглушенной музыки учитель читает стихи:

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года

Это все вокруг-Природа!

Природа- это то, что создано и существует само по себе, без помощи человека.

Слайд № 1-13

Назовите, что относится к природе — Воздух, вода, растения, небо, облака, река, камень, животные- Молодцы.

Все, что вы видели — это природа. Природа бывает живая и неживая.

Неживая природа-это горы , камни, небо, облака, вода.

Живая природа-это то, что растет, питается, развивается и размножается.

II. Основная часть

Живая природа- это растения, животные, насекомые и бабочки. Сегодня у нас с вами занятия про растения в природе.

Комнатные растения-это живая природа? А почему?

Что такое растения? — Это то, что растет из земли.

Что растет в природе? — Деревья, кустарники, цветы, трава.

ДЕРЕВЬЯ

Какие вы знаете деревья? — Клен, береза, дуб, рябина.

Вы знаете, из каких частей состоит дерево? Давайте посмотрим на дерево.

Слайд№ 14

Что у дерева под землей? – Корни.

А зачем они? – Деревья держатся корнями за землю и берут из нее питание.

А дальше? — Дальше идет ствол.

А на стволе? — На стволе находится кора.

Потом идут? — Ветки. А на ветках — листочки.

Деревья бывают лиственные и хвойные.

Лиственные- это деревья, у которых на ветках листья. Хвойные- это те, у которых хвоя или иголочки.

Слайд № 15,16

Какие вы знаете лиственные деревья? — Дуб, клен, осина, береза.

Какие вы знаете хвойные деревья? – Сосна, ель.

Сейчас мы поиграем в игру «Узнай дерево по листочку». Я вам буду показывать листья, а вы мне скажите от какого они дерева и как называются.

Слайд № 17-20

Молодцы, все листья узнали.

Ребята, деревья очень важны в жизни человека — из древесины делают мебель, строят дома, делают лыжи и музыкальные инструменты, делают игрушки. Дровами топят печки. Деревья дают плоды.

КУСТАРНИК

Кустарник- это близкий родственник дерева. Они также важны и значимы для жизни на земле, как и деревья.

Чем отличаются деревья и кустарники?- Деревья выше, а кустарник- ниже. У дерева один ствол,а у кустарника- несколько стволов.

А чем они похожи? – У деревьев и кустарников есть ветки и листья, они дают плоды.

Человеку кустарники дают ягоды, орехи, лекарственнные плоды. Человек наслаждается их красотой и тенью.

Слайд№ 21, 22

Какие вы знаете кустарники? — Шиповник, сирень, орешник, малина, черная смородина.

ЦВЕТЫ

Что еще относится к растениям? – Цветы. — Правильно.

Цветы бывают садовые и луговые.

Садовые цветы- это цветы, которые выращивает человек.

Луговые- это те, которые растут в поле, в лесу.

Слайд № 23, 24

Какие вы знаете садовые цветы? — Флоксы, бархатцы, георгины, золотые шары.

Какие вы знаете луговые цветы? — Васильки, ромашки, одуванчики, колокольчики.

Молодцы.

Давайте поиграем в игру «Угадай, про что я говорю»:

У него есть один ствол, ветки и листья- Дерево.

Они растут в траве, красиво цветут, бывают разного цвета- Цветы.

У него есть корень, несколько тонких стволов, ветки и листья- Кустарник.

Что покрывает всю землю? — Трава.

Молодцы.

Физкультминутка

Станем мы деревьями, сильными, большими.

Ноги- это корни, их расставим шире,

Чтоб держали дерево, падать не давали,

Из глубин далеких воду доставали.

Тело наше- ствол могучий, он чуть-чуть качается,

И своей верхушкой острой в небо упирается.

Наши руки – это ветви, крону вместе образуют,

В кроне им совсем не страшно, когда ветры дуют.

Пальцы веточками будут, листья закрывают их.

Вот пришла за летом осень, разлетелись листья вмиг!

Молодцы. Сели.

Теперь слушайте загадки и попробуйте их отгадать:

Что же это за девица:

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год (Ель)

***

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки (Одуванчик)

***

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки (Береза)

***

Синенький звонок висит,

Никогда он не звонит (Колокольчик)

***

Стоят в лугах сестрички

Золотой глазок, белые реснички (Ромашка)

***

Злая, как волчица,

Жжется, как горчица.

Что это за диво?

Это же……(Крапива)

***

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает (Подснежник)

***

На солнце я похожий,

И солнце я люблю.

За солнцем поворачиваю

Голову свою (Подсолнух)

Молодцы, все загадки отгадали.

Растения, ребята, это чудесное творение природы. Они очень важны для человека. От деревьев и кустарников человек получает древесину, ягоды и плоды, цветы радуют глаз. Растения создают тень и очищают воздух . А еще растения лечат.

Ребята, а вы знаете, что в лесу есть своя лесная аптека? Что такое аптека? — Это где продают лекарства.

Правильно. А в природе аптека- это растения, которые помогают людям избавляться от многих болезней.

Много трав растет полезных,

На земле страны родной!

Помогают от болезней:

Липа, мята, зверобой.

Мы растенья эти знаем,

Бережем и охраняем!

Ребята, а какие лекарственные комнатные растения вы помните?-Алоэ, каланхое.

В природе очень много лекарственных растений.- человек ими пользуется, когда болеет или плохо себя чувствует.

Список лекарственных трав очень большой. Надо уметь правильно пользоваться дарами природы и беречь их.

Слайд № 25-29

Ты натер ногу в пути, упал и и ободрал коленку, какое растение может облегчить боль? (Подорожник)

Чем можно лечить кашель и бронхит? (настой из мать-и-мачехи)

Чем полоскают горло при воспалении? (настой из коры дуба)

Какие растения помогают от кашля (Ромашка)

Какие растения убивают микробы, лечат десна, затягивают ранки? (Капли зверобоя)

Какие лекарственные травы применяют при простуде? (шалфей, чабрец, листья и ягоды смородины)

Чабрец помогает при бронхите, снимает отеки при укусах пчел, успокаивает нервы и обеззараживает воздух.

При упадке сил пьют (сироп из шиповника, боярышник, зверобой)

Какие растения помогут укрепить волосы (Лопух, крапива)

Видите, сколько мы с вами узнали о растениях в природе? Какие они красивые и полезные для человека. Чтоб все это сохранить надо любить и охранять природу и тогда она ответит нам зелеными лесами, пушистой травой и цветущими кустарниками. Природа- это такой же дом, как и тот, в котором мы живем. А значит мы должны ухаживать, беречь его, ухаживать и оберегать растения в природе, не загрязнять свой второй дом.

Ребята, а вы знаете как надо вести себя на природе?

Слайд № 30

Не ломать деревья и кустарники, не делать надрезы на деревьях- от этого они сохнут и погибают.

Не рвать цветы. Пусть люди, которые пойдут за тобой полюбуются ими.

Не сорить в лесу. Стараться ходить по тропинкам, чтобы не топтать растения.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Сейчас я проверю, как вы запомнили, как надо вести себя на природе.

Поиграем в игру «Хорошо-плохо»- «Если я приду в лесок»

Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, говорим “Да”, если плохо — все вместе кричим “Нет”.

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (Нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (Нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (Да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (Да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (Нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду? (Нет)

Если мусор уберу,

Банку закопаю? (Да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (Да)

Да, я вижу, что вы знаете как себя вести в лесу и в поле.

Ребята, после нашего урока вы поняли, как надо относиться к природе?- Да.

Любите родную природу

Озера, леса и моря

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля!

На ней мы с тобой родились,

Живем мы с тобою на ней,

Давайте же люди все вместе

Мы к ней относиться добрей!

—Сделайте вывод, пользуясь вашими наблюдениями.

— Почему растения — часть живой природы?

Растения — часть живой природы, так как они дышат, питаются, растут, тянутся к свету, размножаются.

  1. Заключительная часть

Вам понравилось наш урок? — Да, очень.

Слайд 31

Мне тоже понравился, как вы отвечали и как вели себя на уроке.

А теперь давайте отдохнем.

Аутотренинг (звучит запись Д. Лолей «Одинокий пастух»):

Закроем глаза и послушаем музыку.

Ярко светит солнце,

Д ует легкий ветерок, я вдыхаю свежий чистый воздух.

Колышутся травы,

Звонко поют птицы.

Мне хорошо и приятно, я хочу жить в мире с природой.

Мы нужны друг другу.

Я буду другом и защитником всему живому.

Все. Урок окончен.

7

gimmedoc.ru

Урок по окружающему миру "Растения-часть живой природы"

Тема. Растения - часть живой природы. Органы растений. Разнообразие растений.

Цель. Познакомить учащихся с разнообразием растительного мира, с растением, как частью живой природы; формировать представление о строении растения, о значении каждого из его органов. Учить различать органы растения, формировать умение и навык различать деревья, кустарники и травянистые растения, формировать исследовательские умения и навыки.

Развивать у учащихся наблюдательность, логическое мышление, память, творческие способности.

Воспитывать любовь к природе, к родному краю, гуманное отношение ко всему живому, прививать эстетические чувства.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, давайте вспомним , что вы уже знаете об окружающей природе.

- Скажите, на какие две части можно разделить всю окружающую нас природу? ( Живую и неживую)

- Что относится к неживой природе? Чтобы быстрее вспомнить, отгадайте загадки.

Не фонарь, а ярко светит.

И не пекарь, а печёт. ( Солнце)

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! ( Вода)

  • Всю жизнь с ним живём, а ни разу не видели. ( Воздух)

  • Вечером рассыпался горох, утром встал- нет ничего. ( Звёзды)

  • Крашеное коромысло над рекой повисло. ( Радуга)

- О чём мы ещё не вспоминали? ( Почва, месяц, горы)

А сейчас синоптик нам расскажет об изменениях в неживой природе на ближайшие сутки.

Синоптик. – Здравствуйте, дорогие ребята! Я хочу вам рассказать о погоде на ближайшие сутки. Ожидается переменная облачность без осадков, ветер северо-восточный, температура ночью-__, днём-__.

А сейчас немного о зимних изменениях в природе. Много признаков у зимы.

Ярко светит, но не греет….. ( солнце)

День…. ( короткий), а ночь…. ( длинная).

Мороз крепчает, весело скрипит под ногами снег.

Замёрзли… ( речки), почва укрылась…. ( снегом)

- Молодцы, ребята, вы хорошо знаете признаки зимы. Одевайтесь потеплее. Всего доброго. Спасибо за внимание.

- А сейчас давайте вспомним о живой природе. Что относится к живой природе?

( Растения, животные, человек)

Чем живая природа отличается от неживой?

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Вы, наверное, догадались, что сегодня мы начнём знакомство с живой природой. А какую её часть будем изучать, узнаем, разгадав кроссворд. Ключевое слово кроссворда и будет темой сегодняшнего урока.

БЕРЁЗА

ПШЕНИЦА

СВЕКЛА

ТРАВА

ЕЛЬ

ОДУВАНЧИК

ШИПОВНИК

ЗЕМЛЯНИКА

  1. Стоит Алёна, платок зелёный,

Тонкий стан, белый сарафан. ( Берёза)

  1. Весной – травой шелковистой,

Летом – нивой золотистой,

К столу- булочкой душистой. ( Пшеница)

  1. Как слива, темна.

Как репа, кругла.

На грядке силу копила.

К хозяйке в борщ угодила. (Свекла)

  1. Под осень умирает

И вновь весною оживает-

Иглой зелёной выйдет к свету,

Растёт, цветёт она всё лето.

Коровам без неё – беда.

Она- их главная еда. ( Трава)

  1. Зимой и летом одним цветом. ( Ель)

  2. Я шарик пушистый, белею в чистом поле.

А дунул ветерок- остался стебелёк. ( Одуванчик)

  1. Он шипы свои выставил колкие,

Шипы у него, как иголки!

Но мы не шипы у него соберём-

Полезных плодов для аптечки нарвём. ( Шиповник)

  1. Я капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки,

Кто любит меня, тот и рад поклониться,

А имя дала мне родная землица. (Земляника)

- Тема нашего урока « Растения». Сегодня вы узнаете ,почему растения относятся к живой природе, из каких органов они состоят.

IV. Изучение нового материала.

  1. Объяснение учителя( с использованием таблицы « Строение растений»)

- В природе существует множество видов растений.Вы наверное, были в лесу и видели, что растительный мир очень богат и разнообразен.

- Ребята, из изученного ранее вспомните, на какие группы делятся все растения.

1. Деревья.

2. Кустарники.

3. Травянистые растения.

- Правильно. Есть такие растения, которые растут сами, а есть такие, которые выращивают люди. Но у них есть что-то общее. Как вы думаете, что?

Все растения имеют общее строение. Каждое из них состоит из частей, которые называют органами. Каждый орган имеет своё название: корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.

  1. Корень растения. Он находится в почве. С помощью корня растения получают питательные вещества.

  2. Стебель. На нем растут листья, цветы, плоды. По стеблю питательные вещества движутся к листьям, цветам, плодам.

  3. Листья . Они чаще зелёного цвета. Бывают гладкие, шершавые, круглые, овальные.

  4. Цветок. У каждого растения цветок различен по форме, величине, цвету. С помощью цвета цветы привлекают к себе насекомых, которые их опыляют.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Для здоровья, для порядка

Дружно делаем зарядку:

Головою два кивка

И в ладоши два хлопка,

Вот мы к люстре потянулись,

Вот присели, разогнулись.

Вправо-влево наклонились

И на месте покружились.

На носок, потом на пятку

Дружно делаем зарядку.

  1. Работа над статьёй учебника.

  2. Работа по карточкам ( Подписать органы растений)

  1. Закрепление и осмысление знаний.

- А сейчас мы с вами отправимся на прогулку в лес. Как вы думаете, какие растения там можем увидеть?

1. Игра « Деревья ,кусты, травы»

2. Расшифруй названия растений.

УБД ( дуб)

НАСОС ( сосна)

АРЕБЗЕ ( берёза)

ЦРЕГОУ ( огурец)

- Какое растение здесь лишнее? Почему?

- Ребята, а сейчас мы с вами попали на лесную поляну, где произошёл спор между частями растений. Корень, стебель, лист, цветок и семя поспорили ,кто из них важный. Помогите разрешить спор.

( Учащиеся разыгрывают спор)

Корень

Я тут самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение! Я и людей, и животных кормлю. Я ещё и лечу иногда. Бывает, мастера из меня такую красоту изготавливают. Только то, что я первым из семени появляюсь, говорит о моей важности.

Лист.

Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за мой счёт. Это я готовлю растениям питательные вещества, умело используя солнечную энергию. Это я подсказываю людям, когда растение нужно поливать, кормить, укрывать. Да и дышится возле меня легко.

Стебель.

- Ой, какие вы и важные! А что бы вы без меня делали? Ни корню без меня не жить, ни листу. Это же мои тоненькие трубочки – волокна, пересылают питательные вещества и воду по всему растению. Я работаю, не покладая рук. Поднимаю вверх ветви с листьями, и располагаю их так, чтобы все увидели солнышко.

Цветок.

-Какие вы наивные! Всё, что вы делаете, это всё для меня. Не будет меня- не будет и семян, а не будет семян- не будет и растения! Так что будет цветок, значит, будет и семя. А значит, и растение будет!

Семя

Ваши споры пустые! Я самое главное! Всё, что вы взяли из почвы, воздуха, воды – это всё для меня, чтобы я созрело, дало жизнь новому растению. Из меня развивается и корень, и стебель, и листья, и цветы, и плоды, и новое семя.

- Почему листья не могут жить без корня?

- Какое значение имеет цветок для растения?

Почему семя утверждает, что оно самое главное?

- А как вы считаете, кто из них главный и почему?

- Растения-это живые организмы. Наблюдая за растениями, можно заметить, что они растут, изменяя свой внешний вид, они по своему двигаются. Корни растут и расплетаются в почве, листья и цветы поворачиваются к солнышку.

Ребята, самые прекрасные представители растительного мира – это цветущие растения. Сейчас мы с вами очутимся на цветочной поляне. Посмотрите видеосюжет и скажите, по каким признакам видно, что цветы живые?

( Просмотр видеоролика о цветах)

  1. Итог урока.

- Вот и закончилась наша прогулка. Конечно, за короткое время мы не смогли всё узнать о растениях. Разговор о них и знакомство с ними только начаты. Но я думаю, что сегодняшний урок у вас пробудит интерес и подтолкнёт к самостоятельному поиску новых интересных знаний о растениях. А потом вы поделитесь с нами своими находками. А чтобы ещё больше вас заинтересовать этой темой, я приготовила для вас интересные сведения о растениях.

Интересно знать!!!

  1. Некоторые травы бывают очень высокие: подсолнечник достигает высоты 2 м, банан 6-7 м. А ещё есть трава, которая выше и крепче некоторых деревьев. Это бамбук.

  2. Самое высокое дерево в мире- секвойя вечнозелёная. Имеет высоту до

110 м.

  1. Самый большой цветок на земле- раффиция. Имеет в диаметре 1 м, а весит 6 кг.

- Сегодня на уроке вы много узнали нового о растительном мире. Свои новые знания вы запишите на лучиках солнышка, которое находится перед вами.

( Учащиеся подписывают лучики солнышка)

  1. Домашнее задание.

infourok.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта