Использование комнатных растений при изучении биологии в 6-м классе. Растения в биологии
Растительные сообщества в биологии – растения, их ярусность (6 класс)
Для разных местностей характерно наличие конкретного растительного сообщества. Возможность растений существовать в определённых условиях формирует неравномерный растительный покров планеты.
Определение
Чтобы понять, как сосуществуют растения на планете, следует знать, что такое растительное сообщество в биологии. Сообществом называют совокупность и взаимодействие растений, произрастающих на одной территории в определённых климатических и геологических условиях. По-научному сообщество называется фитоценозом.
Для конкретного сообщества свойственны определённые виды растений схожие между собой. В зависимости от условий (продолжительная или короткая зима, засушливость, скалистость) для каждой местности характерно незначительное или богатое видовое разнообразие.
Сообщества растений наряду с зооценозом (разнообразие животных) и микробиоценозом (совокупность растительных и животных микроорганизмов) составляют биоценоз. Это понятие означает совокупность всех живых организмов, населяющих определённую местность.
Условия
Основными условиям формирования сообщества растений являются:
- рельеф местности;
- влажность;
- температура;
- продолжительность светового дня;
- вид почвы;
- ветреность;
- насыщенной атмосферы кислородом.
Все растения растительного сообщества приспосабливаются к определённым условиям и взаимному сосуществованию. Одни растения могут влиять на жизнь других, конкурируя и создавая иерархию или ярусность сообщества.
Больше всего ярусов наблюдается в лесу. Здесь идёт борьба за солнечный свет. Более успешными являются деревья с большими кронами. Они поглощают больше света и затеняют другие растения, затрудняя их рост. В засушливых зонах растения конкурируют за воду, проникая глубже в почву и мешая укорениться соседям.
Рис. 1. Ярусы растительного сообщества.
Разнообразие
Выделяют несколько сообществ растений:
- леса;
- луга;
- степи;
- болота;
- пустыни;
- тундры.
Рис. 2. Луг.
Сообщество может формироваться естественным и искусственным путями. В первом случае процесс происходит спонтанно и занимает продолжительное время от сотен до нескольких тысяч лет. Искусственное сообщество создаётся человеком за непродолжительное время. К таким сообществам относятся парки, огороды, сады, посевные поля. Человек сам формирует условия, внося необходимые удобрения, создавая парники, увлажняя почву.
Смена
Сообщество может меняться. Природная смена происходит вследствие лесных пожаров, селей, осыпей. Деятельность человека также способствует изменению. Уничтожение растительности скотом, вырубка леса, возделывание сельскохозяйственных земель, осушение болот и озёр заменяют одно сообщество на другое (например, лес на луг).
Рис. 3. Вырубка лесов – изменение сообщества.
Смена сообщества человеком может приводить к исчезновению видов растений и животных. Для естественного восстановления биоценоза понадобится ни одна сотня лет. Поэтому важна охрана окружающей среды.
Сообщество является фундаментом биоценоза. Растения, являясь источником питания и местом проживания, создают условия обитания для других организмов и определяют их видовое разнообразие.
Что мы узнали?
Из статьи 6 класса биологии мы кратко узнали о формировании, разнообразии и смене сообществ растений. Узнали о важности сохранения естественных сообществ в их первозданном виде.
Тест по теме
obrazovaka.ru
Растения в кабинете биологии
Еще в первой половине ХХ в. стало известно, что многие растения выделяют фитонциды, которые способны резко снижать количество вредных микроорганизмов (патогенов) в воздухе, уменьшать загазованность, улучшать ионный состав воздуха и даже оказывать направленный лечебный эффект при некоторых серьёзных заболеваниях.
Но необходимо помнить, что только малые дозы фитонцидов оказывают благоприятное влияние на организм, а большие – выступают в роли ингибиторов и отрицательно влияют на здоровье и самочувствие человека. Не стоит забывать и о том, что большое число растений (монстера, различные ви-ды фикусов, драцены, каланхое, хлорофитум, различные виды бромелиевых и орхидей) могут аккумулировать из атмосферы вредные химические вещества (серу, азот, углерод, некоторые металлы) и их соединения. Поэтому правильно подобранные и расположенные в помещении растения создают экологически и психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроение людей, придают помещению своеобразный колорит и создают уют.
Привлечение учащихся к озеленению школы
Работа учащихся по озеленению школы даст им необходимые навыки по уходу за растениями, укрепляет связи биологических наук с практикой, межпредметные связи; служит формированию у школьников бережного отношения к природе; воспитанию экологической культуры, любви ко всему живому, к природе. Они учатся понимать и ценить прекрасное.
Участвуя в этой работе, дети получают практическое представление о некоторых профессиях (цветовод, озеленитель, флорист, фитодизайнер и др.). Большое значение для ребят имеет труд в коллективе, общее для всех дело.
Растения, рекомендуемые для озеленения школьных помещений
Адиантум, или венерин волос (Adiantum capillus-veneris L.), сем. Птерисовые (Pteridaceae). Родина – тропики Евразии и Южной Африки. Фитонцидное растение.
Алоэ древовидное (Aloe arborescens Mill.), сем. Лилейные (Liliaceae). Родина – Южная Африка. Листовой суккулент, лекарственное растение. Проявляет активное фитонцидное действие в отношении Staphylococcus aureus, Escherichia coli, Candida albicans.
Бегония борщевиколистная (Begonia herackleifolia Cham. et Schlecht), сем. Бегониевые (Be-goniaceae). Родина – Мексика. Фитонцидное растение, проявляющее антимикробную активность в отношении St. aureus, E. coli, C. albicans, плесневых грибов.
Вриезия блестящая (Vriesea splendens Lem.), сем. Бромелиевые (Broveliaceae). Родина – Центральная Америка. Фитонцидное растение. Обладает способностью снижать концентрацию вредных химических веществ в воздухе.
Гибискус китайский (Hibiscus rosa-sinensis L.), сем. Мальвовые (Malvaceae). Родина – Юго-Восточная Азия. Фитонцидное растение, проявляющее антимикробную активность в отношении St. aureus, C. albicans.
Гузмания язычковая (Guzmania linqulata Mez.), сем. Бромелиевые (Broveliaceae). Родина – Центральная Америка. Фитонцидное растение. Обладает способностью снижать концентрацию вредных химических веществ в воздухе.
Зебрина висячая (Zebrina pendula Schnizl.), сем. Коммелиновые (Commelinaceae). Родина – Центральная Америка. Фитонцидное растение. В небольших помещениях используется как ампельное растение, в зимних садах и оранжереях – как почвопокровное.
Каланхоэ перистое (Kalanchoe pinnata (Lam) Pers.), сем. Толстянковые (Crassulaceae). Родина – остров Мадагаскар. Суккулентное фитонцидное растение с широким спектром антимикробной активности, особенно в отношении St. aureus, E. coli, C. albicans, видов рода Sarcina. Снижает концентрацию вредных химических веществ в воздухе.
Кардамон обыкновенный (Elettaria cardamomum L.), сем. Имбирные (Zingiberaceae). Родина – Индия. Фитонцидное пряно-ароматическое растение.
Колеус гибридный (Coleus х hybridus Voss.), сем. Губоцветные (Lamiaceae). Родина – Юго-Восточная Азия. Фитонцидное растение с широким спектром антимикробной активности, особенно в отношении E. coli, C. albicans, видов рода Sarcina.
Кофе аравийский (Coffea arabica L.), сем. Мареновые (Rubiaceae). Родина – Северная Африка. Фитонцидное растение с широким спектром антимикробной активности, особенно в отношении St. aureus, E. coli, C. albicans.
Лавр благородный (Laurus nobilis L.), сем. Лавровые (Lauraceae). Родина – Средиземноморье. Фитонцидное растение с широким спектром антимикробной активности, особенно активно в отношении St. aureus, Streptococcus pneumoniae, E. coli, C. albicans, St. haemophilus.
Монстера деликатесная (Monstera deliciosa Liebm.), сем. Ароидные (Araceae). Родина – Мексика. Фитонцидное растение, обеспечивает снижение концентрации формальдегида в воздухе.
Можжевельник обыкновенный (Juniperus communis L.), сем. Кипарисовые (Cupressaceae). Роди-на – Средиземноморье. Хвойное фитонцидное растение.
Муррайя экзотическая (Murraya exotica L.), сем. Рутовые (Rutaceae). Родина – Юго-Восточная Азия. Фитонцидное растение.
Нефролепис возвышенный (Nephroleis exaltata L.), сем. Даваллиевые (Davalliaceae). Родина – тропики Юго-Восточной Азии. Красивое растение, хорошо подходит для озеленения классов, холлов, зимнего сада.
Офиопогон японский (Ophiopogon japonicus Ker-Cawl.), сем. Лилейные (Liliaceae). Родина – Япония. Фитонцидное растение.
Пеперомия туполистная (Peperomia obtusifolia Dietr.), сем. Перцевые (Piperaceae). Родина – Южная Америка. Фитонцидное растение с широким спектром антимикробной активности в отношении St. aureus, E. coli, C. albicans.
Розмарин лекарственный (Rosmarinus officinalis L.), сем. Губоцветные (Lamiaceae). Родина – Средиземноморье. Фитонцидное эфиромасличное и пряно-ароматическое растение.
Сансевиерия трехполосная (Sansevieria trifasciata Prain.), сем. Агавовые (Agavaceae). Родина – тропики Западной Африки. Фитонцидное растение.
Спатифиллюм обильноцветущий (Spathiphyllum floribundum), сем. Ароидные (Araceae). Родина – Колумбия. Фитонцидное растение.
Традесканция белоцветковая (Tradescantia albiflora Kuntt.), сем. Коммелиновые (Commelinaceae). Родина – Бразилия. В небольших помещениях используется как ампельное растение, в зимних садах и оранжереях – как почвопокровное.
Трахикарпус Форчуна (Trachycarpus fortunai), сем. Арековые (Arecaceae). Родина – Япония. Наиболее распространена веерная пальма, применяется для озеленения холлов и зимних садов.
Фикус Бенджамина (Ficus benjamina L.), сем. Тутовые (Moraceae). Родина – тропики Юго-Восточной Азии. Фитонцидное растение, снижает концентрацию формальдегида в воздухе.
Фикус лировидный (Ficus lyrata Warb.), сем. Тутовые (Moraceae). Родина – тропики Западной Африки. Фитонцидное растение, снижает концентрацию вредных химических веществ в воздухе.
Фикус каучуконосный (Ficus elastica Roxb.), сем. Тутовые (Moraceae). Родина – Индия. Фитонцидное растение, снижает концентрацию вредных химических веществ в воздухе.
Фикус Биннендика (Ficus binnendijkii Miq.), сем. Тутовые (Moraceae). Родина – Индонезия. Фитонцидное растение, снижает концентрацию вредных химических веществ в воздухе.
Финик пальчатый, или пальма финиковая (Phoenix dactylifera L.), сем. Арековые (Arecaceae). Родина – Северная Африка. Красивое растение, которое легко вырастить самостоятельно из семени.
Хамедорея изящная (Chamaedorea elegans Mart.), сем. Арековые (Arecaceae). Родина – Мексика. Красивая некрупная пальма, хорошо подходит для озеленения холлов и классов.
Хлорофитум хохлатый (Chlorophytum comosum Bak.), сем. Лилейные (Liliaceae). Родина – остров Мадагаскар. Фитонцидное растение, снижает концентрацию вредных химических веществ в воздухе.
Циперус очерёднолистный (Cyperus altrnifolus L.), сем. Осоковые (Cyperaceae). Родина – остров Мадагаскар. Фитонцидное растение.
Лимон (Citrus limon Burm.), сем. Рутовые (Rutaceae). Родина – Юго-Восточная Азия. Фитонцидное растение.
Шеффлера восьмилисточковая (Shefflera octophylla Harms.), сем. Аралиевые (Araliaceae). Родина – Китай. Фитонцидное растение.
Эухарис крупноцветковый (Eucharis grandiflora Planch.), сем. Амариллисовые (Amaryllidaceae). Родина – Колумбия. Фитонцидное растение с широким спектром антимикробной активности в отношении St. aureus, E. coli.
Эвкалипт лимонный (Eucalyptus citriodora L.), сем. Миртовые (Myrtaceae). Родина – Австралия. Фитонцидное эфиромасличное растение.
Растения, не рекомендуемые для озеленения школьных помещений
Говоря об озеленении школьных помещений, необходимо помнить, что существует много ядовитых и опасных комнатных растений. Ядовитый сок может вызывать воспаление и сильные отеки кожи и слизистых оболочек, аллергические дерматиты и стоматиты. В период цветения некоторые растения могут вызывать сильную головную боль, психологический дискомфорт. Споры папоротников, пыльца и мелкие семена также могут вызывать аллергические реакции. Ядовитыми могут оказаться плоды, а колючки кактусов и представителей рода Юкка могут вызвать не только раздражение, но и сильное воспаление кожи.Аглаонема переменчивая (Aglaonema comutatum Schott.), сем. Ароидные (Araceae). Ядовито всё растение, особенно опасны плоды и жгучий сок. Вызывают сильное раздражение кожи и слизистых оболочек, отравление, нарушение сердечного ритма, повреждение центральной нервной системы.
Алоказия крупнокорневая (Alocasia macrorhiza Schott.), сем. Ароидные (Araceae). Ядовиты плоды и жгучий сок. Вызывают сильное раздражение кожи и слизистых оболочек, отравление.
Алоказия
Диффенбахия пятнистая (Dieffenbachia maculate G. Don.), сем. Ароидные (Araceae). Ядовито всё растение. Особенно семена и жгучий сок. Вызывают воспаление слизистой, нарушение сердечного ритма, паралич, повреждение кожи и роговицы глаза.Диффенбахия
Аморфофаллюс коньяк (Amorphophallus kojac C. Koch.), сем. Ароидные (Araceae). Ядовито всё растение. При контакте с соком возникает воспаление слизистых оболочек, нарушение сердечного ритма, паралич, контактный дерматит. Неприятный запах при цветении может вызвать сильную головную боль.Олеандр обыкновенный (Nerium oleander L.), сем. Кутровые (Apocynaceae). Ядовиты все части растения. Вызывают сильнейшее отравление, сопровождающееся рвотой, судорогами, остановкой дыхания, нарушением сердечного ритма. При контакте с соком – воспаление кожи.
Кротон пестрый (Codieum variegatum Blime.), сем. Молочайные (Euphorbiaceae). Млечный сок содержит ядовитую смолу. Вызывает рвоту, понос, контактный дерматит.
Кротон пестрый
Педилантус (Pedilanthus tithymaloides Poit.), сем. Молочайные (Euphorbiaceae). Ядовито всё растение. Млечный сок вызывает воспаление кожи и глаз, рвоту, понос.Молочай прекраснейший, или пуансеттия (Euphorbia pulcherrima Klotzsch.), сем. Молочайные (Euphorbiaceae). Ядовито всё растение. Млечный сок вызывает воспаление кожи и глаз, рвоту, понос, головную боль и повреждение почек.
Пуансеттия
Молочай блестящий (Euphorbia splendens Bojer.), сем. Молочайные (Euphorbiaceae). Ядовито всё растение. Млечный сок вызывает воспаление кожи и глаз, рвоту, понос, головную боль и нарушение работы почек.Молочай блестящий
Ятрофа подагрическая (Jatropha podagrica L.), сем. Молочайные (Euphorbiaceae). Ядовито всё растение. При отравлении – рвота, понос, коллапс.Ятрофа
Приемы озеленения в закрытых помещениях
Приступая к озеленению помещений в школе, следует тщательно подбирать растения по видовому составу, размерам и фитонцидным свойствам. В первую очередь определяются функциональные задачи помещения, его размеры и экспозиция окон. Так, в холлах, актовом зале или зале для конференций можно использовать крупные кадочные растения и настенные композиции из ампельных и прямостоячих растений. Не рекомендуется размещать много растений на подоконниках: они препятствуют свободному прохождению солнечного света в класс, а горячий и сухой воздух от батарей в зимнее время года может стать губительным для растений. Лучше разместить растения на специальных подставках, которые должны быть устойчивыми или прочно крепиться к стене. Крупномерные растения ставятся непосредственно на пол, на невысокие подставочки на ножках или колесиках. При размещении растений надо учитывать легкую доступность для ухода за ними.Поверхность почвы в горшках, особенно с крупными растениями, необходимо засыпать керамзитом или высаживать почвопокровные растения. Это предотвратит попадание в воздух из почвы различных микроорганизмов.
При составлении композиций из различных групп растений в первую очередь учитывают их биологические особенности (требования к влажности, освещенности, температуре, почве), а также декоративные признаки (окраска и форма листьев, характер и скорость роста). Совершенно не обязательно высаживать все растения в одну емкость, лучше ставить их рядом в отдельных горшках, так удобнее будет при необходимости заменить то или иное растение.
Используемая литература с сайта:
«Газета первое сентября».
Поделитесь с Вашими друзьями:
zodorov.ru
Формула цветка | ||||
Класс Двудольные | ||||
Крестоцветные, или Капустные | *Ч4Л4Т4+ | Стручок, стручочек | щиток, метелка | Капуста, брюква, редька,редис, репа, хрен, турнепс, пастушья сумка,ярутка полевая. |
*Ч5Л5Т∞П∞ | Многокостянка. Яблоко. | Одиночные цветки. Кисть.Зонтик. Одиночные цветки. | Шиповник, земляника. Малина, ежевика. Слива,персик, абрикос. Яблоня. Груша, айва, рябина. | |
↑Ч(5)Л5Т(9) | Люпин, люцерна, горох, фасоль, соя, арахис, донник. | |||
*Ч(5)Л(5) | Ягода. | Завиток. Кисть. Одиночные цветки. | Паслен. Томат, картофель. Табак, белена. | |
Сложноцветные (Астровые) | *Ч()Л5 чашечка превратилась в волоски или отсутствует | все цветки трубчатые; все цветки язычковые, в центре трубчатые, по краям воронковидные; в центре трубчатые, по краям ложно-язычковые. | Бодяк. Одуванчик, цикорий.Василек. Подсолнечник. | |
Класс Однодольные | ||||
↑О(2)+ | Сложный колос. Початок. | Пшеница, рожь. Мятлик, овес, ♂ кукурузы. | ||
*О3+3Т3 | Коробочка. | Одиночные цветки. | Тюльпан,лилия.Гиацинт. | |
*О3+3Т3 | Лук репчатый, чеснок. |
soburbiology.blogspot.com
Применение комнатных растений в преподавании биологии в школе. "Кактусы – как объекты изучения на уроках ботаники"
Разделы: Биология
Их любили в древности. Их любят сейчас. Их будут любить всегда.
Актуальность написания данной статьи состоит в том, что комнатные растения – прекрасный объект для изучения биологических особенностей растений. В связи с этим дополнительные сведения о биологии комнатных растений, существенный вклад в науку.
Безмолвные и прекрасные, часто беззащитные и зависимые от человека, цветы способны покорят сердца, сводить с ума, они оставляют следы в истории и вдохновляют поэтов.
Цветы – нечто загадочное, мистическое, божественное: так воспринимали их наши предки. И поэтому сейчас, в эпоху технического прогресса и индустриализации, бурного роста городов в жизни человека всё более значительную роль играет природа.
Человек издревле ощущал потребность в общении с природой и всегда чувствовал себя её частичкой, поэтому вполне понятна его тяга к ней и в настоящее время. Чтобы почаще радовать себя, мы научились выращивать любимые цветы и декоративно-листные растения в комнатных условиях. Это была кропотливая работа, но зато теперь на своем подоконнике, балконе, в зимнем саду у нас есть возможность создать чудесный райский сад, который постоянно, в любую минуту, будет очаровывать своей неповторимой красотой. Комнатные растения в доме – зеленая лаборатория, в которой наши дети, особенно малыши, ближе знакомятся с живой природой, приобретают много полезных знаний, навыков.
Многообразие растительного мира поистине бесконечно. И хотя в сравнении с грандиозными богатствами природы, представленные в наших жилищах виды весьма немногочисленны, всё-таки и по ним можно составить представление об изобилии форм и возможностей роста и образа жизни.
Растения всех континентов назначают свидание друг другу на наших подоконниках, балконах, террасах.
История комнатного цветоводства уходит корнями в глубокую древность: человеку всегда хотелось иметь рядом с собой оригинальные растения, украшающие его дом. Понятие “комнатное растение” существует с момента, когда он догадался бросить семя не на поле, а в горшок с землей.
Растения всегда были очень выгодным товаром. Из Америки везли кактусы и орхидеи, из Индокитая – цитрусовые, из Индии – растения, дававшие пряности. Основное количество декоративных растений попало в Европу во время колониальных завоеваний в конце XVII - начале XVIIIв., когда на родину свозились все “диковинки”.
Комнатные растения принадлежат к самым различным систематическим группам. У каждого из них своя, мало знакомая нам жизнь, своя история, свои потребности и свои биологические особенности. Среди них есть голосеменные растения и покрытосеменные, папоротникообразные др. Строение вегетативных органов и цветков у них очень разнообразно. Есть, однако, общее для всех этих растений свойство: все они выходцы из стран с тропическим или субтропическим климатом.
Но недостаточно просто знать лишь названия и происхождение растений. За каждым растением надо так ухаживать, чтобы оно росло здоровым и красивым. Ведь цель комнатного садоводства – украшать жилище человека. Кроме того, растения следует так расставить и сгруппировать, чтобы они действительно украшали комнату.
Правильный уход за ними не требует профессиональных знаний. Свет, соответствующая температура, вода и состав подкормки – вот четыре важнейших фактора, от которых зависит жизнь наших зеленых питомцев.
Именно поэтому комнатные растения довольно хорошо чувствуют себя у нас дома.
Ботаник Ганс Молиш хорошо сказал:
“В зимнее время, когда с наружи все будет в снегу и во льду, когда деревья в лесу будут стоять в глубоком покое, мы будем среди зимы создавать себе в комнате весну и лето”.
Применение комнатных растений в преподавании биологии в школе.
Биология – наука о жизни, поэтому задача учителя – помочь учащимся воспринимать школьный курс биологи как раскрытие и познание тайн живой природы. Каждый учитель стремится, чтобы его занятия были не только интересными и обогащающими учащихся знаниями, но и развивали их умственные и творческие способности. Достичь этого можно лишь при правильной организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Специфической особенностью преподавания биологии является широкое использование натуральной наглядности, постановка опытов и наблюдений за живыми организмами. Умелое использование натуральных объектов в сочетании с другими средствами обучения, организация самостоятельной работы учащихся с живыми растениями на уроках и во внеурочное время играют важную роль в решении учебно-воспитательных задач.
Для организации практических работ по ботанике в средней школе удобным материалом являются цветочно-декоративные растения, опыты с которыми можно проводить в течение года.
На цветочно-декоративных культурах можно показать влияние различных факторов на рост и развитие растений (промораживание, тёплые ванны, прищипка обрезка верхушек и др.)
Изучение материала, предусмотренного программой школьного курса биологии, должно способствовать формированию у учащихся сознательного отношения к труду и охране природы, приумножению ее богатств. Эффективность решения этих задач в процессе обучения биологии в значительной степени связана с методикой преподавания занятий в школе, организацией учебно-познавательной деятельности учащихся и возбуждением у них интереса к изучаемым вопросам.
Работая с лекарственными растениями, учащиеся усваивают важнейшие приемы и трудовые навыки по уходу за ними, пересадке и размножению их. При этом можно формировать многие биологические понятия.
Комнатные растения могут сыграть определенную роль и в эстетическом воспитании учащихся. Внося растение в помещение, человек стремится украсить свой дом, сделать его более уютным. Растения в школе, помимо учебных целей, используют для оформления интерьера кабинетов, классных комнат, библиотеки и др.
Растения привлекательны лишь в том случае, если они здоровы, ухожены, правильно подобраны и со вкусом размещены, вписываясь в интерьер помещения, дополняя и подчеркивая его функциональную направленность.
При создании коллекции в кабинете биологии целесообразно ограничиться 25 – 30 видами растений, учитывая микроклимат помещения (температура, влажность, освещенность), его площадь.Уход за растениями в школе должен быть полностью возложен на учащихся (под руководством учителя биологии). Во внеклассной работе с комнатными растениями различают следующие формы:
- индивидуальные занятия;
- кружковые занятия;
- массовые мероприятия.
В каждой школе ежегодно проводятся недели или месячники биологии. Их программы наряду с другими могут включать мероприятия, связанные с комнатным цветоводством. Таковы, например, организация выставки комнатных растений и проведение консультаций по уходу за ними. Это мероприятие вызывает интерес не только у школьников, но и у многих родителей. Юннаты могут подготовить и провести для учащихся вечера на темы: “Путешествие с комнатными растениями”, “Лечебница на окне”, организовать викторину “Знаешь ли ты комнатные растения”. В школьные биологические олимпиады следует включать вопросы, связанные с комнатными растениями.
Цветочно-декоративные растения можно иметь в цветущем состоянии в любое время года и в соответствии со школьной программой использовать их как демонстрационный материал на уроках и внешкольных занятиях.
Комнатные растения могут служить удобным материалом при изучении тем школьного курса ботаники и общей биологии: “Общее знакомство с цветковыми растениями”, “Клетка”, “Корень”, “Соцветие”, “Лист”, “Цветок”, “Плод”, “Семя”, “Искусственный отбор”, “Селекция растений”.
Уже на первом уроке ботаники, в теме “Общее знакомство с цветковыми растениями”, комнатные растения могут служить демонстрационным материалом, иллюстрирующим рассказ учителя о многообразии растительного мира. Знакомя учащихся с органами цветкового растения и формируя у них понятие “цветковое растении”, целесообразно наряду с гербарными экземплярами использовать комнатные растения.
При изучении темы “Клетка” учащимся можно предложить приготовить и рассмотреть микропрепараты органов некоторых комнатных растений. Эти опыты способствуют углублению знаний учащихся о клеточном строении органов растений, а также выработке умений приготовления микропрепаратов и их изучения под микроскопом.
В теме “Стебель” тоже можно использовать комнатные растения на уроках. Живые растения помогут учащимся усвоить целый ряд понятий о побеге и его составных частях. Школьники увидят узлы – места прикрепления листьев к побегу – и междоузлия – участки побега между узлами. Комнатные растения могут оказать существенную помощь в формировании у учащихся понятий о различных формах стеблей и об особенностях их строения в зависимости от жизненных функций. Для этого урока учитель заблаговременно подбирает комнатные растения с разнообразными стеблями и демонстрирует их, сопровождая рассказом.
Комнатные растения также целесообразно использовать при изучении темы “Корень”. Многие учащиеся затрудняются ответить на вопросы о строении придаточных и боковых корней, о наличии у них корневых волосков. Чтобы ликвидировать эти пробелы в знаниях учащихся, необходимо шире использовать различные комнатные растения (в том числе и аквариумные) растения.
При изучении темы “Лист” комнатные растения становятся незаменимыми живыми объектами на разных этапах почти всех уроков. Эту тему изучают в зимние месяцы, когда в природе невозможно встретить живые растения с листьями. В этих условиях использование комнатных растений позволит учителю активизировать учебный процесс и через систему методических приемов способствовать усвоению учащимися сложного теоретического материала, пониманию его практической значимости. При изучении внешнего строения и разнообразия листьев в каждой школе и в биологическом кабинете в частности, необходимо подобрать такую коллекцию комнатных растений, чтобы она могла ответить на все поставленные вопросы при изучении данной темы.
Фитонциды – один из многих факторов, влияющих на микрофлору воздуха. Воздух закрытых помещений насыщен микроорганизмами, в том числе болезнетворными. Для оздоровления воздушной среды применяют комнатные цветочные растения, многие из которых обладают высокой фитонцидной активностью. Это различные виды рода бегония, герань, хлорофитум, колеус и др. вот почему при подборе цветов для озеленения школьных помещений необходимо учитывать не только их декоративность, но и фитонцидные свойства.
На факультативах или кружковых занятиях по биологии учащимся можно предложить провести работу по изучению уровня бактериального загрязнения воздуха различных школьных помещений, а также сравнительное определение фитонцидной активности комнатных растений. Как показывает практика, такие опыты интересны учащимся, способствуют их санитарно-гигиеническому воспитанию.
Кактусы как объекты изученияна уроках ботаники
Кактусы - двудольные растения семействаCactaceae,произрастающие в Новом Свете. Благодаря интересной форме стебля, многообразию колючек и относительной легкости ухода кактусы приобрели множество горячих поклонников среди любителей комнатного цветоводства и известны, наверное, каждому. В школе кактусы можно использовать как наглядные пособия при изучении многих тем по курсу “Ботаника”.
Например, при изучении темы “Корень” можно продемонстрировать школьникам мочковатую корневую систему кактусов, например, устойчивых к выниманию из грунта эхиноцереуса, эхинопсиса или опунции. Нелишним будет сказать и о том, что у некоторых кактусов во время засухи корневая система почти засыхает, отрастая вновь во влажный период.
Демонстрация кактусов очень полезна при обсуждении примеров разнообразия побегов. На самом деле, что лучше и нагляднее продемонстрирует особенности суккулентных (т.е. запасающих влагу) растений? Следует обратить внимание на способность стебля кактусов к фотосинтезу. Собственно, у этих растений стебель - единственная фотосинтезирующая часть побега.
Колючки кактусов, имеющие листовое происхождение и приобретшие такую форму в связи с необходимостью экономить влагу (они вообще не способны к испарению, но, правда, и к фотосинтезу тоже) - отличный пример при изучении темы “Разнообразие листьев”. У многих пустынных; кактусов колючки выполняют и еще одну достаточно своеобразную функцию - они предохраняют растение не только от поедания животными, но и от излишка солнечного света, затеняя стебель.
При изучении темы “Вегетативное размножение растений” можно продемонстрировать размножение кактусов побегами (детками), которое имеет место в природе, и возможность искусственного размножения побеговыми черенками.
Прививка кактусов: / — отрезаем часть подвоя на произвольной высоте; 2 - кольца проводящих пучков на подвое и привое должны совпасть; 3 — привой отрезаем как можно ниже; 4 — после того как привой приложен к подвою, необходимо соединить обе части веревкой или аптечной.
И, наконец, в главе “Цветок и плод” школьникам можно продемонстрировать великолепные цветки кактусов - если, разумеется, обеспечить растениям надлежащий уход. О том, как ухаживать за кактусами и добиваться их цветения, написано множество книг и статей.
Список литературы
- Воронцов В.В. “Уход за комнатными растениями”. 2002г.
- Верзилин Н. М. “Путешествие с домашними растениями” - Л.: Детгиз., 1951г..
- “Комнатные растения в кабинете биологии” Первое сентября. Серия Биология. – 2006. №11.
- Лэм Э., Лэм Б. “Кактусы” пер. с англ. М.: Мир. 1984г.
- Пасечник В. В., Клинковская Н. И. “Комнатные растения в школе”. Книга для учителя. М.: Просвещение. 1986г.
- Родина В. А. “Цветоводство в школе”. Пособие для учителей. М.: Просвещение. 1974г.
- Календарь ухода “Комнатные растения”. ОАО “Полиграфкомбинат имени Я.Коласа”.
- Сквайер Д. и Кроутер М. “Комнатные растения. Практическое руководство” (2006г).
- Воронцов В.В. в своей книге “Мир комнатных растений. Новое руководство по уходу”, изданной в 2002г.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Использование комнатных растений при изучении биологии в 6-м классе
Разделы: Биология
Рис.1. БАЛЬЗАМИН СУЛТАНСКИЙ( сем. Бальзаминовых, родина: тропическая Африка).
Многолетнее растение со светло-зелёным, травянистым хрупким, сочным стеблем. Стебли со вздутыми узлами, прозрачные, внутри хорошо видны проводящие пучки. Листья тёмно - зелёные, яйцевидной формы, с зубчатым краем, расположены очерёдно. В течение всего года обильно цветёт ярко – розовыми цветками. Имеются разновидности с красными и махровыми цветками.
Очень неприхотлив. Летом требует обильной поливки. С трёхлетнего возраста бальзамин следует заменять новыми молодыми растениями, выращенными из черенков. Черенки легко укореняются и быстро зацветают.
Использование в школе: это неприхотливое растение можно использовать для озеленения помещений и при изучении многих тем и разделов из программы 6-го класса биологии.
При изучении темы “Лист” листья бальзамина можно использовать как пример листа яйцевидной формы с зубчатыми краями и сетчатым жилкованием.
При изучении темы “Стебель” бальзамин является прекрасным объектом для наблюдения за скоростью движения жидкости по сосудам стебля, боковых побегов и листьев. Для этого отрезают стебель длиной 20 см, предварительно поместив в сосуд с подкрашенной водой. Ставят стеклянный сосуд так, чтобы можно было рассматривать на свет. Стебель у бальзамина прозрачный и в нём видны сосуды, поэтому поднятие окрашенной воды по сосудам будет хорошо видно. [7]
При изучении темы “Вегетативное размножение” на этом растении можно показать размножение стеблевыми черенками. Черенки нарезают под узлом наискосок; листья с нижнего узла на черенке убирают. Черенки можно поместить во влажный песок или в сосуд с водой на глубину 3-4 см, черенки бальзамина укореняются очень легко.
При изучении темы “Семенное размножение” у бальзамина можно провести искусственное опыление и получить семена. Когда у цветущего растения рыльце пестика станет влажным, снимают с созревших тычинок пыльцу кисточкой, получают опыленные цветки, наблюдают за их изменением и образованием плодов. По мере созревания плодов, наблюдают за саморазбрасыванием семян из плодов.
Рис. 2. БЕГОНИЯ (сем. Бегониевых, родина – тропические леса Африки)
Все бегонии имеют травянистые сочные стебли, на которых поочерёдно располагаются неравнобокие листья на черенках, цветки собраны в метёлки. Окраска и размер цветков у различных видов бегоний различна. Цветки однополые: на одном растении развиваются пестичные и тычиночные цветки. При искусственном опылении из завязи женского цветка образуется плод – трёхгранная коробочка с мелкими семенами.
Бегонии обильно цветут круглый год. Растения неприхотливы и хорошо растут в комнатных условиях.
Во время цветения необходимо обильно поливать. Бегонии любят свет, но солнечного припёка не выносят, т.к. прямые солнечные лучи вызывают ожоги на листьях.
Использование в школе: все бегонии очень декоративны и с успехом могут использоваться для озеленения.
При изучении темы “Клетка” черенки листа бегонии являются довольно хорошими объектами для изучения строения клетки. Для этого делают тонкие поперечные срезы черенка и рассматривают под микроскопом различные клетки. Объект удобен тем, что черенки прозрачные, поэтому приготовление препарата не составляет трудности.
При изучении темы “Стебель” бегонии используются для демонстрации ползучих и прямостоящих стеблей.
При изучении темы “Лист” на бегониях можно показать разнообразие и строение форм листьев: овальных, покрытых волосками, неопушённых, пёстроокрашенных.
При изучении темы “Вегетативное размножение” бегонии представляют благодатный материал для объяснения размножения стеблевыми черенками. Черенки бегонии обрезают и черенок помещают во влажный песок или в сосуд с водой, чтобы узел находился во влажной среде. За укоренением ведут наблюдение. Стебель и лист трогаются в рост, когда черенки развили достаточную корневую систему.
Бегонии незаменимый объект для проведения интересных наблюдений за размножением листом и частями листа.
Рис. 3. КОЛЕУС (сем. Губоцветных, родина – остров Ява)
Растение с прямым, четырёхгранным, светло-зелёным, сочным стеблем и супротивно расположенными листьями овальной формы и городчатым краем.
Это растение ценится за красивые пёстроокрашенные листья с узорами и краешками разных оттенков.
Цветки голубые, мелкие, невзрачные, собраны в метёлку. Появление цветов у колеуса показывает на недостаточность питания и сухость почвы.
Яркость окраски листьев зависит от освещения. На солнечной стороне окраска листьев становится необычайно яркой и богатой. Если света недостаточно, окраска бледнеет.
Размножается колеус легко – черенками.
Использование в школе: при прохождении темы “Размножение растений – вегетативным способом – черенками." При прохождении темы “Лист” (расположение листьев на стебле – супротивно.)
Интересно поставить опыт, показывающий влияние света на окраску листьев. Для этого нужно несколько укоренённых черенков с одного растения разделить на группы: одни поставить на яркое солнце, другие содержать при слабом освещении. Вести наблюдение за изменением окраски листьев растений в обеих группах и делать записи. [7]
Рис. 4. ТРАДЕСКАНЦИЯ (сем. Коммелиновых, родина – Северная Америка)
В комнатах наиболее часто встречаются виды: традесканция виргинская, гвианская и зебровидная.
Невысокое травянистое растение с узкими, линейными листьями. К стеблю лист прикрепляется без черенка.
Растение неприхотливое, летом требует обильного полива. Хорошо растёт при рассеянном освещении.
Размножается черенками.
Длинные травянистые стебли свисают через край горшка. Листья на побегах располагаются поочерёдно. Листья блестящие, овальной формы. Цветёт редко мелкими цветками, которые располагаются у основания листа.
Иногда лист имеет серебристые полосы.
Традесканция – растение нетребовательное, растёт хорошо при любой комнатной температуре и на северных окнах.
Использование в школе: это прекрасные ампельные растения. Растение является незаменимым объектом в учебной работе и может быть использовано при изучении многих тем биологии. При изучении темы “Клетка” наилучшим объектом для изучения клетки и движения цитоплазмы являются волоски тычиночной нити традесканции виргинской. Используется также при изучении тем: “Лист”, “Корень”, “Размножение растений”.
Это интересно. При изучении темы “Растение – целостный организм” можно объяснить влияние внешних условий на рост и развитие растений, а именно влияние влажности почвы и степени освещённости.
1. Влияние влажности на рост и развитие растений.
Укоренённые в горшках черенки делят на три группы по три растения в группе. Одну группу держат на поддонах, наполненных водой, другую - поливают через день, третью - поливают редко, но не допускают пересыхания земли.
В течении двух месяцев ведут наблюдения за ростом и развитием.
Данные заносят в таблицу:
На основании полученных данных делается вывод, при каких условиях растение развивается лучше.
Объясняется причина этого явления и связь его с местообитанием растения на родине.
2. Влияние света на рост и развитие растений.
Выращивают отдельные группы укоренённых черенков:
А) при интенсивном солнечном свете.
Б) при слабом солнечном свете.
В) при очень слабом освещении.
Наблюдение за всеми вариантами опыта ведётся по следующей схеме:
Даты наблюдений | Длина стебля (см) | Листья |
Дата начала цветения | |
количество |
величина (см2) | |||
На основании наблюдений делаются выводы, при каких условиях растение лучше растёт и почему ?
САНСЕВЬЕРА (сем. Лилейных, родина – Африка, Индия)
Сансевьеры распространены в тропической Африке, где встречаются в виде зарослей.
Растение представляет сочетание листьев с прочными механическими тканями и подземного стебля – корневища.
В жаркую погоду и засушливое время корневище “поит” свои жёсткие листья.
Заострённые, как штыки, мечевидные листья сансевьер оберегают мета залегания сочных корневищ от покушений животных.
Сансевьера трёхполосная давно известна и популярна в комнатной культуре. Мечевидные, слегка вогнутые листья достигают 1 м длины и 4-5 см ширины. На общем фоне окраски листьев проходят широкие тёмно-зелёные поперечные полосы. За форму и расцветку листьев сансевьера трёхполосная названа “Щучий хвост”.
Сансевьера цветёт весной невзрачными белыми цветками на простом соцветии.
Ночью цветки издают сильный аромат ванили.
Размножается отрезками корневищ и листовыми черенками.
Использование в школе: для озеленения и при изучении темы “Вегетативное размножение”.
Это интересно. Листья сансевьеры стойки к пыли и вредным газам.
На примере этого растения интересно проследить приспособляемость растения к условиям существования на каменных осыпях[3]
Доступные и наименее токсичные способы уничтожения вредителей комнатных растений.[2]
Используемое растение - инсектицид |
Используемые части |
Приготовление настоев |
Уничтожаемые вредители |
КАРТОФЕЛЬ |
Свежая ботва |
4 кг. зелёной ботвы залить водой и кипятить 30 минут. Перед опрыскиванием разбавить водой в три раза. |
Листогрызущие тли, клещи. |
ТОМАТ |
Свежие надземные органы, пасынки, листья. |
То же. |
То же. |
ОДУВАНЧИК |
Корни или свежие листья. |
20 – 30 гр. измельчённых корней или 40 гр. свежих листьев настаивают в 1л. тёплой воды в течении 1 – 2 час. |
Тли, трипсы, клещи. |
ЧЕСНОК. |
Луковицы. |
Мелкорастущие луковицы (170 гр.) замачивают в 1л воды на 5 суток в тёмной, плотно закрытой стеклянной посуде. Перед опрыскиванием раствор разбавляют в 100 раз. |
Клещи, щитовки, ложнощитовки, червецы. |
ЛУК РЕПЧАТЫЙ |
Луковицы. |
Мелкоизмельчённые луковицы (15 гр) или сухую чешую (6 гр) настаивают в 1л воды 5 – 7 час. в плотно закрытой посуде, и затем фильтруют. |
Тли, клещи. |
РОМАШКА АПТЕЧНАЯ |
Свежие соцветия. |
1 кг сухого сырья настаивают в 10 л. воды 12 час. Перед опрыскиванием настой разбавляют в 3 раза. |
Тли, паутинные клещи, гусеницы. |
Приложение. |
||
Тема урока. | Название растения и объект. | Примечание. |
1. Клеточное строение растения. | Традесканция (волоски листа) | |
2. Органоиды клетки и движение цитоплазмы. | Бальзамин – клетки стебля. | |
3. Корень. Строение корневого волоска и корневого чехлика. | Традесканция – корневые волоски и корневой чехлик. | Для наблюдения используются побеги, укоренённые в воде. |
4. Корневое давление. | Пеларгония, бальзамин. | Опыт следует ставить за день до урока. |
5. Строение листа. | Фикус, бегония, пеларгония, бальзамин, | |
6. Листорасположение и мозаика листьев. | Традесканция, олеандр, бриофиллиум, плющ. | |
7. Жилкование листа. | Циперус, аспидистра, плющ. | |
8. Устьица. | Традесканция, амариллис, кринум, кливия, пеларгония, фикус, агавы. | Кожицу снимают пинцетом при надломе или надрезе листа. Особенно хорошо удаётся снять кожицу у немного увядших листьев. Листья с побега можно удалять накануне проведения урока. |
9. Образование крахмала в листьях на свету. | Листья пеларгонии, фуксии. | Опыт ставится за сутки до урока. |
10. Выделение растениями кислорода на свету. | Побеги элодеи. | Опыт описан в учебнике ботаники. |
11. Испарение воды листьями. | Пеларгония, фуксия, колеус, плектрантус, аралия. | Для опыта берут побеги с несколькими листьями. Опыт ставится за 2 дня до урока.Опыт с аралией указан в её описании. |
12.Листопад. | Фуксия, молочай, бальзамин. | У фуксии легко вызвать листопад, изменяя влажность и температуру почвы |
13. Стебель: прямостоячий, лазающий, цепляющийся, ползучий, усы. | Фуксия, бальзамин, лимон, традесканция, камнеломка. | |
14. Поднятие подкрашенной воды по стеблю. | Бальзамин, колеус. | Опыт ставится перед уроком или в начале урока. |
15. Видоизменение
побега:
луковица, корневище, клубень. |
амазонская лилия, сансевьера, хлорофитум. | |
16. Размножение растений: черенками, делением куста, отпрысками, отводками, усами, детками, листовыми черенками. | Традесканция, бальзамин, колекс, циперус, плющ, хлорофитум, камнеломка, бегония, бриофиллиум. | Укоренение можно проводить в воде, песке, почве. |
17. Размножение семенами. | Финиковая пальма, лимон. | |
18. Соцветия. | Примула, колеус, бегония. | |
19. Опыление. | Амариллис, бегония. | |
20. Покрытосеменные растения влажных тропических лесов. | Бальзамин, бегонии, плющ, колеус, циперус, | |
21. Растения субтропиков. | Абутилон, амариллис. зефирантес, лимон, примула. | |
22. Растения пустынь. | Агава, алоэ, сансевьера, финиковая пальма, | |
23. Водные растения. | Валлиснерия, людвигия, кабомба, роголистник, стрелолист, элодея. |
Литература:
- Валеневский А. Г. - Биология. Москва. Изд. “Дрофа” 1999 г.
- Воронцов В.В. - Сад и огород. Москва. ЗАО “Фитон” 2001 г.
- Журкова Е.Н. - Целители в вашем доме. Москва. Изд. “Просвещение” 1965 г
- Клинг Эндрю - Растения в интерьере. Москва. Изд. “Махаон” 1999 г.
- Пасечник В.В. - Биология. Москва. Изд. “Дрофа” 2000 г.
- Уокер. Дж. - Семена, луковицы, споры. Москва. Изд. “Фламинго” 2000 г.
- Генгель П.А. – Физиология растений - Москва Изд.”Просвещение” 1985 г.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai