Лекарственные растения Ульяновской области. Растения ульяновской области
Природа, растения и животные Ульяновской области
Территория Ульяновской области большей частью своей территории находится в восточной части Восточно-Европейской платформы. Эта уникальная часть нашей страны крайне богата полезными ископаемыми. Среди них особенно выделяются залежи нефти и газа. В области имеются крупные запасы высококаллорийного торфа и промышленных горючих сланцев. Особенно следует отметить, что очень активно залежи сланцев разрабатывались еще в периоды войны. Область очень богата различным строительным сырьем диатомитами, суглинками, строительным песком, мелом. На данной территории более десятка источников минеральных вод, применяемых для профилактики и лечения целого ряда заболеваний.
Растительный мир Ульяновской области
Территория Ульяновского региона никогда не находилась под прессом ледников, поэтому представители растительного мира здесь имеют наиболее древних своих представителей, чем на остальных территориях России. Состав имеющихся растений разнообразен. Здесь можно встретить растения, занесенные в Красную книгу и не встречающихся на остальной территории страны, насчитывыет список больше четырехсот наименований. Среди наиболее популярных из них можно перечислить льнянку волжскую, манжетку тощую, шаровницу крапчатую. Встречаются и поистине очень редкие экземпляры: болотный мирт, копеечник Розумовского и рябчик русский.
Треть территории области покрыты лесом. Среди лесистой растительности преобладающим большинством представлены широколиственные деревья. Тут часто встречаются березовые рощи и смешанные леса с такими представителями как липа, дуб и осина. Одна десятая часть всех лесов области это хвойные деревья с сосновыми борами. Растительный и травяной покров гораздо богаче, чем в остальной части Поволжья и насчитывает около полторы тысячи видов растений.
Животный мир Ульяновской области
Географическое положение области в полосе хвойных и широколиственных лесов и наличие по-соседству Куйбышевского водохранилища, определяют доминирующий состав и представителей животного мира. По территории региона проходит граница обитания бурого медведя. Хорошо чувствуют себя малая беззубка и слепыш обыкновенный.
Великая река Волга служит отличным домом для ондатр. В Ульяновской области прижились и довольно хорошо репрудиктируют енотовидная собака, американская норка. Встречаются и редкие экземпляры, такие как благородный олень, каменная куница.
Волга служит также естественной границей среды обитания для корсака и сони-полчка. К сожалению, богатый когда-то регион на ценные породы рыб, в настоящее время несколько оскудел из-за наличия большого количества промышленных предприятий и сельскохозяйственных угодий.
Классификация рыбных ресурсов постепенно переходит в более низкие классы. Большая часть области – степь, поэтому в данных районах хорошо чувствуют себя полевые мыши, ящерицы. Среди птиц преобладают ястребы и соколы, для которых мыши и суслики являются основным кормом.
Климат Ульяновской области
Климат в области большей частью умеренный и континентальный. С относительно мягкой зимой и прохладным летом. Снежная зима довольно частое явление, а вот в теплую пору года осадков выпадает малое количество. Такой особенностью наличия влаги и определяется наличие имеющихся в области представителей флоры и фауны. Наличие в непосредственной близости крупной реки предопределяет отсутствие суровых зим и знойного лета. Весна наступает в середине апреля, а осень по окончанию сентября. Наиболее благоприятный сезон для развития растений с мая по август, когда больше всего осадков.
xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai
Мир растений. Растения Ульяновской области
Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (3 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Педагогические цели: способствовать расширению, систематизации знаний учащихся об основных жизненных формах растений; формирование экологических знаний учащихся, развитие умения работать со схемами, справочниками; сравнивать, классифицировать, обобщать, работать в парах.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: различают виды, формы растений (деревья, кустарники, травянистые растения, дикорастущие, культурные, ядовитые, растения Ульяновской области), виды, строение, значение растений в жизни человека.
Личностные УУД: осознают себя жителями планеты Земля, родного края, проявляют чувство ответственности за сохранение природы, понимание влияния эмоций на здоровье человека и необходимости управлять своими эмоциями.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя, контролируют друг друга, планируют последовательность деятельности (с помощью учителя), прогнозируют её результаты, контролируют и оценивают достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулируют их в устной форме, вносят коррекцию.Познавательные: общеучебные – используют информацию, полученную в ходе наблюдения в природе и найденную в справочнике; строить логическую цепь рассуждения , логические – сравнивают, классифицируют растения, обобщают. Коммуникативные: характеризуют существенный признак разбиения объектов на группы, основные признаки (секреты) мира растений, приводят доказательства истинности проведенной классификации и утверждений и выводов, выполняют в паре задания, участвуют в коллективном обсуждении, аргументируют свое мнение.
Оборудование:
- Компьютер(презентация Power Point)
- Картинный план
- Контрольный вопрос– схема с использованием демонстрационного материала (Приложение 1)
- Иллюстрация «Снеговик»
- Раздаточный материал (снежинки для Рефлексии, набор картинок для задания «Определи группы растений и их названия», карточки с названиями растений для задания «Угадай-ка»)
- Сообщения учащихся о растениях Ульяновской области, занесенных в Красную Книгу.
- Загадки о деревьях (Приложение 2)
- Технологическая карта – таблица урока по ФГОС (Приложение 3)
I. Оргмомент
А)
– Создадим хорошее настроение! – Улыбнитесь друг другу, садитесь! – Руки? – На месте! – Ноги? – На месте! – Локти? – У края! – Спина? – Прямая.
Б) Нас сегодня ждет дорога. И узнать нам надо много. Так возьмемся, ребята, скорей за работу!
II. Аутотренинг. Минутка настроения
А) Желаю! Успеха! Большого! Везде и во всем! Здравствуй! Б) Погладили себя по голове., …..Привели себя порядок.
III. Постановка учебной задачи
1. Постановка темы.
– Отгадайте загадку: «Дышит, растет, а ходить не может?» (слайд2) – Что это? (Растение) – Что же такое растение?(Все, что растет в почве,…..) – Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? – Растения – это живая или неживая природа? Докажите! – Давайте сформулируем тему урока: «Мир Растений. Растения Ульяновской области» (слайд 3) – Мы вспомним известные факты, узнаем новые, узнаем о растениях Ул.области, занесенных в Красную Книгу, выполним интересные упражнения, поиграем.
2. Постановка контрольного вопроса
IV. Выстраивание ориентировочной основы действий по решению учебной задачи
– Какое время года? – Назовите зимние месяцы? – Какой сейчас месяц? – Ребята, какие зимние забавы вы знаете? – Да, зимой у ребят много разных забав: играть в снежки, строить крепости, кататься на санках, ледянках и конечно же – лепить снеговиков. – Сегодня у нас на уроке в гостях Волшебный Снеговик. Снеговик не видел лета, не был в Мире растений. Давайте ему покажем и расскажем об этом. Мы будем передвигаться по Маршрутному листу с заданиями с волшебными снежинками.(На доске картинный план) Мы будем наполнять нашу Корзину Знаний. Наша задача – заполнить всю Корзину волшебными снежинками. Эти знания нужно не растерять и сохранить!!! Ребята должны пройти весь маршрут. В случае, если не успеваем, то последние этапы перенесем на следующий урок и начнем следующий урок с этих этапов. Готовы? В путь!!!
V. Организация практической деятельности учащихся
1. «Давайте вспомним»
– Сначала нам необходимо вспомнить, на какие группы делятся все растения? (слайд 5) – Давайте вспомним отличительные признаки разных групп растений. – Охарактеризуйте дерево, кустарник, травянистое растение.
Дерево – это растение, у которого один твердый стебель – ствол.Кустарник – это растение, у которого несколько твердых стеблей.Травянистое растение – это растение, у которого один или несколько мягких, зеленых стеблей.
2. «Выполним задание на карточках» (в парах)
(Распределим по группам картинки с растениями по трем столбикам.)
– Проверьте свою работу с образцом на доске.
Проверка: Назовите растения по группам.
I ряд – деревья II ряд – кустарники III ряд – травянистые растения
–Да, дерево – долговечное растение(обычно не ниже 2м). Всегда выражен главный стебель – ствол с ветвями, образующими крону.
– Какие деревья растут в лесостепной зоне Ульяновской области? (слайд 6) (Ясень, клен, тополь, ольха, липа, осина, дуб и другие). – Посмотрите на представленные растения и скажите, что у них общего? – Да, это лиственные деревья, форма листа – широкая пластина.
3. У доски: выйди и покажи строение листа!
– Так, что же мы знаем о растениях? Обратимся к контрольному вопросу. (Группы). – Отгадав следующую загадку, вы узнаете, какие еще деревья растут в нашем крае.
Что летом и зимой в рубашке одной? (Ель, сосна)
– Какие это деревья? (слайд 7) – Да, это хвойные деревья. Форма листа– иглы. Какое еще другое название у игл? (хвоинки, хвоя) – Каких еще представителей хвойных растений вы знаете? (Пихта, лиственница, кедр). – Верно. Все ли они растут в нашем крае? – В таежных лесах растут кедр, пихта. – Как вы думаете, нужны ли деревья в нашем городе? Почему? – Без деревьев в городе не обойтись, потому что они не только дают нам кислород, но и оберегают наши дома от пыли, вредных веществ, принимая все это на свою листву. – Верно. Посмотрите, сколько кг пыли в год принимают на свои кроны деревья, посаженные под окном.
- Дуб – 54 кг в год
- Клен – 33 кг в год
- Сосна – 35 кг в год
- Ель– 32 кг в год
– Обращаемся к вопросу. Что еще мы узнали о мире растений?
4. Игра «Интеллектуальный марафон»
«Отгадайте деревья».
– Отгадайте загадки и назовите деревья. – На столах – надписи. Прочитайте и поднимите карточку с правильным ответом! (ИВА, БЕРЕЗА, ДУБ, ТОПОЛЬ). – Какое из этих деревьев часто называют Символом России? Почему?(Самое распространенное дерево наших широт. Береза символизирует красоту, чистоту, возрождения нашей Родины. В переводе на рус. язык с древнеслав. название дерева означает «беречь». Образ березы у людей ассоциируется со здоровьем и плодородием.)
– Обращаемся к вопросу. Что еще интересного у мира растений?
Физкультминутка (слайд 8)
На лужайке, на ромашке Жук летал в цветной рубашке. Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашками дружу. Тихо по ветру качаюсь, Низко-низко наклоняюсь.
– А теперь давайте вспомним, к какой группе растений относится сирень? (слайд 9) – Да, сирень– это кустарник! Докажите. – Охарактеризуйте кустарник.(Это растение с несколькими твердыми стеблями.)
5. Назовите известные кустарники Ульяновской области (шиповник, бузина, сирень, малина, крыжовник) (слайд 10)
– На какие группы их можно разделить? (Дикорастущие и культурные растения). – Почему их так называют? Докажите! (Дикорастущие – растения, которые растут в лесах, на лугах, в водоёмах.) Культурные растения– такие растения, которые человек выращивает в садах, огородах или на полях.) – К какой группе растений можно отнести ромашку? (слайд 11) – Охарактеризуйте травянистые растения. – Чем они отличаются от деревьев и кустарников? (Травянистые растения– растения, у которых один или несколько мягких стеблей.) – Назовите травянистые растения.
6. Выйди и покажи строение растения!!!
– На лугах, вдоль дорог, по склонам оврагов нашего края можно увидеть пырей, полынь, тимофеевку, ковыль. (слайд 12) – К какой группе растений их можно отнести? – На сотни километров Ульяновской земли простираются поля пшеницы, ржи, овса и кукурузы. (слайд 13) – А вот и подсолнечник. Благодаря ему мы можем пользоваться растительным маслом. –Как вы думаете, почему это растение так назвали? – Желтые головки подсолнечника всё время поворачиваются за солнышком. – С полей родного края к нашему столу спешат овощи (огурцы, капуста, картофель, помидоры, лук, морковь), чтобы подарить нам не только вкус, но и здоровье.(слайд 14) – Объясните, почему? (В них много витаминов, полезных для человека.) –Какие блюда можно приготовить из овощей? 7. К какой группе растений можно отнести овощи?
– О каких еще секретах мира растений мы узнали?
8. Интеллектуальный марафон
Говорят: «Растение– земли украшение.» Как вы понимаете смысл этой поговорки?– Зеленые растения украшают города, посёлки и жилища. Без цветов и деревьев невозможно представить ни улицы городов, ни старинные дворцовые ансамбли. И в будни, и в праздники растения рядом с нами.
9. Игра «Отгадай цветы» (слайд 15)
– Да, цветы радуют нас своей красотой и ароматом. Да вот беда, буквы в словах перемешались. Подумайте и отгадайте названия цветов.
АКМ (МАК), ЛЬПТЮАН (ТЮЛЬПАН), РЦИНАСС (НАРЦИСС), ОНПИ (ПИОН).
10. Знакомство с растениями Красной книги Ульяновской области.
11. Выступления ребят с проектами о редких растениях нашего края
– Значима роль растений в жизни человека. Он использует их и как продукты питания, и как строительный материал. Растения украшают жизнь человека. И мы обязаны позаботиться о природе, чтобы сохранить её в здоровом виде. «Охранять природу – значит охранять Родину». Эти слова должен помнить каждый человек. (слайд 16)
– Многие виды растений начинают исчезать с нашей планеты. Чтобы этого не происходило, люди задумались о сохранении исчезающих и редких видов. Для этого ведется Красная книга. Красная книга – книга особенная. Она предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!» (слайд 17)
– И это действительно так. Если мы не защитим растения, попавшие в Красную книгу, они погибнут. В Красной книге Ульяновской области есть информация о растениях, нуждающихся в срочной помощи, защите. Некоторые растения страдают от вытаптывания. Много бед растительному миру приносит неумеренный сбор лекарственного сырья, когда обрывают всё до последнего цветка. Человек, сорвавший цветок, наверное, не думает, что, возможно, погубил ещё одно растение исчезающего вида. (слайды 18,19)
– Давайте познакомимся с некоторыми растениями из Красной книги нашего края. Число этих растений сокращается:
– Солнечник Русский – Кувшинка чисто белая – Адонис Весенний – Ива лапландская
– А знаете ли вы, что днем кувшинка нежится на воде. И люди любуются ею, а ночью ныряет она под воду. Стиснет кувшинка белые лепестки в кулачок и нырнет с головой. Спит всю ночь в глубине. Ясное будет утро – снова вынырнет она из воды. Снова развернет кувшинка лепестки навстречу солнцу и станет радовать всех.
– Что еще о секретах мира растений мы узнали?
– Подумайте, что правильно, а что нет в действиях детей. Обоснуйте ответ свой. (слайд 20) – Во время прогулок в лесу, парке, на лугу не собирайте цветов, не ломайте и не рубите ветки деревьев и кустарников. Наблюдайте природу, любуйтесь её красотой! Постарайтесь сделать все, чтобы сохранить эту красоту! (слайд 21)
Учащийся читает стихотворение.
Любите родную природу – Озёра, леса и поля! Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля! На ней мыс тобою родились, Живём мы с тобою на ней. Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относится добрей!
VI. Итоги
– Весь маршрутный лист пройден. Молодцы! – Ребята! Корзина – полная! Получили корзину знаний! Наша задача – не растерять полученные знания на уроках, нужно их сохранить!.
VII. Рефлексия
– О каких секретах мира растений мы узнали? Продолжите предложение словами: «Я узнал(а), «Я запомнил(а)», «Я удивился(лась)». – Давайте подарим нашему Снеговику волшебные снежинки! Приглашаем его в гости к нам. На столах – снежинки в шапочках.
Зеленая – все понятно, активно работал, хорошее настроение от урока. Желтая – где-то не понял, но в целом, урок понравился. Красная – большую часть не понял, не понравился урок, нужно вернуться и повторить все. (слайды 22, 23)
ВСЕМ СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Лук | 100 % | |
Свекла кормовая. | 100 % | |
Лук репчатый. | 100 % | |
Чеснок. | 100 % | |
Рапс | 100 % | |
Капуста краснокочанная. | 100 % | |
Капуста настоящая кочанная. | 100 % | |
Кострец (костер) безостый. | 100 % | |
Огурец посевной. | 100 % | |
Тыква крупноплодная. | 100 % | |
Морковь посевная. | 100 % | |
Овсяница тростниковидная. | 100 % | |
Овсяница луговая. | 100 % | |
Овсяница красная. | 100 % | |
Земляника садовая, з. ананасная, з. большая. | 100 % | |
Козлятник восточный. | 100 % | |
Хмель обыкновенный | 100 % | |
Чина посевная. | 100 % | |
Жимолость голубая. | 100 % | |
Лядвенец рогатый. | 100 % | |
Яблоня домашняя, яблоня культурная. | 100 % | |
Томат (помидор). | 100 % | |
Люцерна хмелевидная. | 100 % | |
Люцерна синяя (посевная) | 100 % | |
Люцерна изменчивая или гибридная. | 100 % | |
Донник белый. | 100 % | |
Донник желтый, буркун желтый. | 100 % | |
Эспарцет виколистный. | 100 % | |
Черемуха обыкновенная. | 100 % | |
Фасоль обыкновенная | 100 % | |
Канареечник тростниковидный, двукисточник, шелковая трава, житовник. | 100 % | |
Мятлик луговой. | 100 % | |
Абрикос обыкновенный. | 100 % | |
Вишня обыкновенная | 100 % | |
Слива домашняя. | 100 % | |
Груша обыкновенная. | 100 % | |
Редис | 100 % | |
Смородина золотистая. | 100 % | |
Смородина черная. | 100 % | |
Смородина красная. | 100 % | |
crispa L. | 100 % | |
Малина обыкновенная | 100 % | |
Рожь посевная | 100 % | |
Рябина ария или р. круглолистная, р. мучнистая. | 100 % | |
Рябина обыкновенная | 100 % | |
Суданская трава, травянистое сорго. | 100 % | |
Клевер луговой, красный | 100 % | |
Калина обыкновенная. | 100 % | |
Вика посевная. | 100 % | |
Русские бобы, овощные бобы. | 100 % | |
Бобы кормовые, конские бобы. | 100 % | |
Пырей бескорневищный. | 99 % | |
Роза собачья, шиповник собачий. | 99 % | |
Житняк ширококолосый. | 98 % | |
Облепиха крушиновидная | 76 % | |
Овес посевной. | 68 % | |
Гречиха посевная (обыкновенная или культурная). | 68 % | |
Ячмень обыкновенный (озимый). | 68 % | |
Просо обыкновенное, посевное, метельчатое | 68 % | |
Горох посевной | 68 % | |
Картофель чилийский или европейский. | 68 % | |
Пшеница мягкая озимая | 68 % | |
Подсолнечник культурный. | 63 % | |
Пшеница твердая озимая | 63 % | |
Тимофеевка луговая. | 50 % | |
Свекла сахарная. | 16 % | |
Сорго сахарное. | 16 % | |
Люпин узколистный. | 13 % | |
Люпин желтый. | 13 % | |
Ежа сборная. | 9 % | |
Арбуз обыкновенный (шерстистый). | 6 % | |
Клевер розовый. | 2 % | |
Перец овощной. | ||
Соя культурная. | ||
Лен долгунец. | ||
Люцерна желтая, люцерна серповидная. | ||
Пшеница тургидум |
domorost.ru
Лекарственные растения Ульяновской области
Автор: Залевская Елена Михайловна
Программное содержание :расширять представление детей о природе родного края, познакомить с лекарственными растениями, их использованием в лечебных целях.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением лекарственных растений, растущих в Ульяновской области.
Ход занятия.
Воспитатель: Богат русский лес деревьями и кустарниками, ягодам и грибами, цветами и травами. Многие из этих растений обладают волшебными свойствами, могут лечить от разных болезней. Такие растения называют лекарственными. Лечение травами известно самых древних времен, травы –самые первые лекарства на Земле.
Я вам загадаю вам загадку про целебное растение:
Эту зелень ты не тронь,
Жжется больно, как огонь.
(Крапива)
Воспитатель. Правильно, ребята, это крапива. Крапива – первое витаминное растение, появляющиеся весной, ее листья и молодые побеги съедобны. Из крапивы делают салат, варят щи .Настой крапивы применяют, чтобы остановить кровотечение.
Отгадайте следующую загадку
Тонкий стебель у дорожки
На конце его сережки
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки
Нам он – как хороший друг,
Лечит ранки рук и ног.
(Подорожник)
Воспитатель. Подорожник получил такое название, потому что растет он у дороги или вдоль тропинки. Для лечебных целей собирают только листья подорожника. Его хорошо прикладывать к небольшим ранкам – он останавливает кровь и убивает микробы. А вот еще одна загалка
Стоят в поле сестрички
Желтый глазок
Белые реснички
(Ромашка)
Воспитатель. Правильно, ребята, это ромашка. Вы все очень хорошо знаете этот цветок. Ромашку не зря называют «целительницей». Чай из лекарственной ромашки с медом дает крепкий и спокойный сон. Отвар пьют при простуде, полощут горло. Ромашка входит в состав зубных паст, кремов, красок для волос. Вот какая полезная ромашка.
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый,
Потом померк, потух
И превратился в пух
(Одуванчик)
Воспитатель. Одуванчик – многолетний сорняк, растет около жилья, по садам, лугам, огородам. Цветет с мая до глубокой осени. В старинной народной медицине одуванчик считали средством хорошо влияющим на пищеварение, улучшающим аппетит, очищающим легкие. Одуванчик прекрасное средство от бессонницы.
В лесах и на лугах России растет очень много лекарственных трав и цветов: календула, лопух, шалфей, тысячелистник, мать-и-мачеха и т.д. Все это – наша зеленая аптека, которая помогает человеку при многих болезнях.
Вот обычная малина…Но
При простуде и ангине
Чай с малиновым вареньем-
Наилучшее леченье.
Чай из липового цвета
Помогает от простуды
Пьют его когда болеют
Липу знают все по всюду
Если слабость и сонливость
И побегать нету сил,
Пей шиповника отвары
В них -целебный витамин
Подорожник – всем нам друг,
Лечит ранки ног и рук.
Г.Блинова
– Давайте поиграем в игру «Зеленая аптека». Разделимся на две команды. У одной команды – картинки с изображением лекарственных растений: подорожник, крапива, шалфей, ромашка, одуванчик, мята, лопух, облепиха.
У второй команды – картинки: порезанный палец, мальчик с перевязанным горлом, мальчик с градусником под мышкой, кружка с чаем, салат из одуванчиков, щи из крапивы, пузырек с облепиховым маслом.
По команде воспитателя дети из разных команд находят друг друга, соединяют картинки, потом объясняют свой выбор.
– подорожник прикладывают к ранке
– из крапивы варят витаминные щи
– отваром ромашки и шалфея полощут горло при ангине
– из одуванчика делают полезный салат
– из мяты заваривают ароматный снотворный чай
– из облепихи делают масло для смазывания ссадин.
Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорили о лекарственных растениях, растущих в нашей области, об их пользе. Вот послушайте стихотворение про зеленую аптеку.
Вот обычная малина…Но
При простуде и ангине
Чай с малиновым вареньем-
Наилучшее леченье.
Чай из липового цвета
Помогает от простуды
Пьют его когда болеют
Липу знают все по всюду
Если слабость и сонливость
И побегать нету сил,
Пей шиповника отвары
В них -целебный витамин
Подорожник – всем нам друг,
Лечит ранки ног и рук.
Г.Блинова
Прикрепленные файлы:Программное содержание comments powered by HyperCommentssolncesvet.ru
Виды редких растений в Ульяновской области — Ульяновск
Ортотрихум бледноватыйOrthotrichum pallens Bruch ex Brid. Семейство Ортотриховые - Orthotrichaceae СТАТУС: Категория 3 (R). Редкий вид.Распространение: В Ульяновской области известно только одно местонахождение, расположенное в окрестностях с. Суруловка Новоспасского района. За пределами области встречается в европейской части России, в Южной Сибири. За пределами России - в Европе, Средней Азии, Северной Америке.Особенности экологии и биологии: Образует плотные, светло-зеленые или желто-зеленые дерновинки, имеющие высоту до 1 см. Листья ланцетные, коротко заостренные или туповатые, с отвороченными краями. Клетки вверху листа густопапиллозные, внизу гладкие. Коробочка до половины или более погружена в верхушечные листья, обратнояйцевидная. Вид однодомный. В пределах ареала произрастает на стволах лиственных деревьев и кустарниках. В пределах области отмечен на стволе липы в кленово-липовом лесу. Размножается спорами и вегетативно.Лимитирующие факторы: Не изучены, но, вероятнее всего, высокая требовательность к характеру среды обитания.Меры охраны: Встречается на территории памятника природы Суруловская лесостепь. Необходимо строго соблюдать режим охраны данной территории и продолжить поиски возможных новых местонахождений.
Гипнум ВошеНурпит vaucheri Lesq. Семейство Гипновые - Нурnасеае СТАТУС: Категория 3 (R). Редкий вид.Распространение: В Ульяновской области встречается в окрестностях села Шиловка Сенгилеевского района. За пределами области произрастает в европейской части России, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. За пределами России - в Гренландии, Европе, Северной Америке, Средней Азии. Особенности экологии и биологии: Образует плотные, буровато-зеленые или зеленые дерновинки. Стебель ползучий, с неправильно перистыми ветвями. Листья черепитчатые, серповидно согнутые, продолговато-ланцетные, вогнутые, цельнокрайние, длиной до 1,5 мм. Коробочки неизвестны. Вид двудомный. В пределах ареала произрастает на известняковых и содержащих известь горных породах, покрытых гумусом или мелкоземом; на меловых склонах и карбонатной почве. В пределах области отмечен на полуобнаженной карбонатно-черноземной почве в ассоциациях каменистой степи. Размножается вегетативно. Лимитирующие факторы: Не изучены. По-видимому, слабая конкурентоспособность в связи с высокой требовательностью к характеру среды обитания.Меры охраны: Встречается на территории ландшафтного заказника "Шиловская лесостепь". Необходимо строго соблюдать режим охраны данной территории и продолжить поиски новых возможных местонахождений.
Брахитециум перистыйBrachythecium plumosum (Hedw.) Schimp. in В. S. G. Семейство Брахитециевые - Brachytheciaceae СТАТУС: Категория 3 (R). Редкий вид.Распространение: В Ульяновской области известно одно местонахождение - в окрестностях озера Пичерки Сурского района. За пределами области встречается в европейской части России, на Южном Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. За пределами России - в Азии, Гренландии, Европе, Исландии, Северной Африке, Северной и Южной Америке.Особенности экологии и биологии: Образует плотные, коричнево-зеленые или золотисто-зеленые, блестящие, прижатые к субстрату дерновинки. Листья из широкояйцевидного или серповидного основания ланцетные, постепенно длинно заостренные, с цельными или неясно зубчатыми краями. Коробочка на красной бородавчатой ножке, наклоненная или согнутая, бурая. Вид однодомный. В пределах ареала произрастает на мокрых камнях, скалах, древесине, реже на корнях деревьев. В пределах области отмечен на гнилом стволе, нависшем над ручьем в ольховом лесу. Размножается спорами.Лимитирующие факторы: Не изучены. По-видимому, слабая конкурентоспособность в связи с тем, что вид находится на южной границе ареала.Меры охраны: Встречается на территории Сурского республиканского зоологического заказника. Необходимо строго соблюдать режим охраны данной территории и продолжить поиски новых возможных местонахождений.
Брахитециум галечныйBrachythecium glareosum (Spruce) Schimp. in В. S. G. Семейство Брахитециевые - Brachytheciaceae СТАТУС: Категория 3(R). Редкий вид.Распространение: В Ульяновской области известно одно местонахождение - в окрестностях села Шиловка Сенгилеевского района. За пределами области встречается в европейской части России и в Сибири. За пределами России - в Азии, Европе, Исландии, Северной Америке. Особенности экологии и биологии: Образует большие, рыхлые, бледно-коричнево-зеленые дерновинки, распростертые по субстрату. Листья яйцевидно-ланцетные, постепенно длинно волосовидно заостренные, глубоко продольноскладчатые, цельнокрайние. Коробочка на красно-бурой гладкой ножке, наклоненная, бурая. Вид двудомный. В пределах ареала произрастает на сухих травянистых и каменистых склонах, на известковой и мергелистой почве. В пределах области отмечен на карбонатной почве в каменистой разнотравной степи. Размножается спорами и вегетативно.Лимитирующие факторы: Не изучены. По-видимому, слабая конкурентоспособность в связи с тем, что вид находится на южной границе ареала.Меры охраны: Встречается на территории ландшафтного заказника "Шиловская лесостепь". Необходимо строго соблюдать режим охраны данной территории и продолжить поиски новых возможных местонахождений.
www.ulyanovskcity.ru
Растения Красной книги Ульяновской области
Растения Красной книги Ульяновской области
Выполнила ученица 3 класса Горбунова Настя
2014 год
Руководитель Видманова Р.К.
Охрана
растений
Красная книга - это сигнал SOS, который подают нам растения и животные.
Охрана растительного мира одна из важнейших задач человечества, в решении которой могут принять участие не только учёные, но и все жители Земли, в том числе и мы, школьники.
Часто сбор редких растений приводит к тому, что многие из них исчезают по вине людей. Именно поэтому очень важно изучать флору конкретных территорий, чтобы сохранить то, что не успели ещё погубить.
Цель работы:
Выявить растения Красной книги, произрастающие на территории Ульяновской области
Задачи:
- Определить видовой состав растений Красной книги, встречающийся на территории Ульяновской области. Выявить наиболее часто и наиболее редко встречающиеся виды охраняемых растений.
- Определить видовой состав растений Красной книги, встречающийся на территории Ульяновской области.
- Выявить наиболее часто и наиболее редко встречающиеся виды охраняемых растений.
Методика исследования
1. В работе использовали данные Красной книги Ульяновской области
2. Все растения распределили по категориям , заимствованным из Красной книги Международного союза Охраны природы и природных ресурсов (МСОП).
Категории видов:
I категория — виды, находящиеся под угрозой исчезновения; II категория — уязвимые виды, которым, по-видимому, в ближайшем будущем грозит перемещение в I категорию; III категория — редкие виды, которые в настоящее время не находятся под угрозой исчезновения, но рискуют оказаться таковыми.
Растения I категории виды, находящиеся под угрозой исчезновения
Прострел луговой
Катран татарский
Сосна меловая
Триостренник морской
Курчавка кустарниковая
Солнцецвет скалоломный
Глобулярия крапчатая
Пыльцеголовник красный
Растения II категории уязвимые виды, которым, по-видимому, в ближайшем будущем грозит перемещение в I категорию
Бурачок Гмелина
Пион тонколистный
Белозор болотный
Стальник полевой
Гвоздика волжская
Астрагал Цингера
Гониолимон высокий
Растения III категории редкие виды, которые рискуют оказаться под угрозой исчезновения
Гвоздика разноцветная
Скабиоза исетская
Лютик многокорневой
Мачок рогатый
Козелец мечелистный
Клаусия солнцелюбивая
Пижма жестколистная
Причины сокращения численности растений
- Сокращение общей лесистости местности из-за нерациональной вырубки лесов;
- Увеличение числа необлесившихся вырубок и гарей, что приводит к изменениям условий произрастания растительных сообществ;
- Выпас скота в лесу (поедание и вытаптывание ценных растений).
Для сохранения растений Красной Книги необходимо:
- Взять на учёт места произрастания редких видов;
- Вести за редкими растениями наблюдения и разработать мероприятия по охране видов;
- Ограничить выпас скота в лесу;
- Не развёртывать зону отдыха в местах произрастания этих растений;
- Возможно создание заказников или памятников природы в местах произрастания редких видов.
ЛЮДИ !
Берегите эту землю,
эту воду.
Даже малую былиночку
любя.
Берегите всех зверей
внутри природы.
Убивайте лишь зверей
внутри себя!
videouroki.net
Клен остролистный. | 100 % | |
Житняк гребневидный. | 100 % | |
Полевица побегообразующая. | 100 % | |
Полевица тонкая, обыкновенная. | 100 % | |
Полевица виноградниковая. | 100 % | |
Лук угловатый. | 100 % | |
Лук желтеющий. | 100 % | |
Лук скорода, шнитт. | 100 % | |
Лисохвост тростниковый, вздутый. | 100 % | |
Лисохвост коленчатый. | 100 % | |
Миндаль низкий, бобовник. | 100 % | |
Хрен обыкновенный. | 100 % | |
Спаржа лекарственная, спаржа съедобная | 100 % | |
Овес сходный. | 100 % | |
Овес волжский. | 100 % | |
Бекмания обыкновенная, гусеницевидная. | 100 % | |
Берёза повислая, или бородавчатая. | 100 % | |
Берёза пушистая, или белая. | 100 % | |
Огуречная трава, огуречник. | 100 % | |
Кострец береговой. | 100 % | |
Кострец Пампелла, костер сибирский. | 100 % | |
Вейник седеющий. | 100 % | |
Вейник наземный. | 100 % | |
Конопля посевная. | 100 % | |
Тмин обыкновенный. | 100 % | |
Вишня кустарниковая, степная. | 100 % | |
Цикорий обыкновеный или корневой. | 100 % | |
Кориандр посевной, кишнец, кинза. | 100 % | |
Лещина обыкновенная. | 100 % | |
Боярышник кроваво | 100 % | |
Пырейник собачий. | 100 % | |
Пырейник смешиваемый. | 100 % | |
Пырейник волокнистый. | 100 % | |
Пырейник якутский. | 100 % | |
Полевичка волосистая | 100 % | |
Овсяница ложноовечья. | 100 % | |
Овсяница валлисская, типчак. | 100 % | |
Земляника мускусная, лесная клубника. | 100 % | |
Земляника лесная. | 100 % | |
Ячмень гривистый. | 100 % | |
Зверобой продырявленный. | 100 % | |
Девясил высокий. | 100 % | |
Вайда красильная. | 100 % | |
Кохия простертая. | 100 % | |
Чина бледнеющая. | 100 % | |
Чина болотная. | 100 % | |
Чина алеутская. | 100 % | |
Чина гороховидная. | 100 % | |
Чина лесная. | 100 % | |
Овсяница арктическая (Ричардсона). | 100 % | |
Яблоня лесная | 100 % | |
Эспарцет песчаный, эспарцет дикий. | 100 % | |
Чина луговая. | 100 % | |
Пастернак дикий. | 100 % | |
Тимофеевка степная. | 100 % | |
Клюква болотная. | 100 % | |
Черемуха обыкновенная, птичья. | 100 % | |
Мятлик узколистный. | 100 % | |
Мятлик луковичный. | 100 % | |
Мятлик лесной. | 100 % | |
Мятлик альпигенный. | 100 % | |
Мятлик обыкновенный. | 100 % | |
Мятлик сизый. | 100 % | |
Тополь дрожащий, осина. | 100 % | |
Слива колючая, терн. | 100 % | |
Дуб черешчатый. | 100 % | |
Мятлик болотный. | 100 % | |
Роза собачья, шиповник собачий. | 100 % | |
Роза майская. | 100 % | |
Ежевика сизая. | 100 % | |
Щавель обыкновенный, кислый. | 100 % | |
Роза иглистая. | 100 % | |
Щавель прибрежный. | 100 % | |
Щавель пирамидальный. | 100 % | |
Щетинник итальянский, чумиза, гоми. |
domorost.ru