Проект ландшафтного дизайна школьного двора. Растения школьного двора
Проектная работа с детьми - Растения школьного двора минипроект
мини-проект
Проект осуществляется силами воспитанников интерната, учителем профессионально-трудового обучения с сентября 2016 г. по май 2017 г. По деятельности проект – творческий; по характеру контактов – внутри школы; по количеству участников – групповой; по продолжительности – долгосрочный.
Решаемая проблема. Осуществление проекта направлено на решение двух взаимосвязанных проблем: благоустройство школьной территории и повышение имиджа образовательного учреждения.
Данный проект, реализуемый в форме коллективной работы над созданием благоустройства школьной территории, должен вызвать у учащихся интерес к сохранению и укреплению физического здоровья, воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, пробудить потребность к общественно-полезному труду.
Цель проекта: обустроить и эстетически оформить школьный двор.
Задачи проекта:
Этапы реализации проекта:
ЭТАП | ЦЕЛЬ | СОДЕРЖАНИЕ | СРОКИ |
Подготови-тельный | Мотивация. Целеполагание проекта. | Постановка целей и задач. Разработка мини - проекта и его защита. Исследование школьной территории. Сбор информации о насаждениях. (Приложение 1) | Сентябрь-ноябрь 2016г. |
Проекти-ровочный | Построение ориентирово-чной схемы деятельности | Разработка коллективного проекта школьной территории. (Приложение 2) Составление плана благоустройства школьной территории. Выбор и обоснование места для детских площадок. Разработка технических требований к проекту (перечень строительных материалов, инструментов и пр.). Разработка рекомендаций по благоустройству детской площадки. Оформление проекта «Детская площадка» в виде макета (учитель трудового обучения), рисунка (родители). Оценивание собственных средств и возможностей. | Декабрь 2016г. – март 2017г. |
Практический | Реализация проекта | Акция «Чистый двор» по благоустройству школьной территории; Комплексное благоустройство школьной территории: -благоустройство школьной территории; - подбор цветочных растений для озеленения площадки для обучающихся младшего звена; - работа подростков на школьной территории. | Апрель- август 2017г. |
Аналитико - коррекционный | Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений | Внесение изменений в проект по благоустройству школьной территории в процессе реализации. Информирование общественности о ходе реализации проекта через районную газету, школьную интернет-газету. | май 2017 г. |
Заключительный | Сопоставление действительных и желаемых результатов работы. | Подведение итогов. Участие в конкурсе «Зелёный наряд – 2015» | Сентябрь 2017 г. |
Ожидаемые результаты выполнения проекта:
- Возможность рационально использовать школьные площади для организации дизайнерских зон.
- Улучшение эстетического вида территории школы.
- Создание условий для проведения игр, активного отдыха воспитанников школы.
- Сохранение и укрепление физического здоровья школьников.
- Повышение имиджа образовательного учреждения.
otnos.ru
Проект Растения школьного двора | ProfHelp.net: профессиональная помощь в учебно-методических вопросах
·. Организационный моментЭмоциональный настрой на успешную деятельностьПодготовка группы к работеПознавательные УУД
-умение ориентироваться в системе знаний;
-поиск и выделение информации;
-умение делать простые выводы в результате работы;
- построение логической цепи рассуждений;
··. Актуализация знаний
Как называется тема нашего проекта?
Почему мы выбрали именно эту тему?Растения школьного двора.
Возникновение зелёной зоны в районе нашей школы объясняется тем, что школа расположена на юго-западном склоне Соколовой горы, когда-то сплошь покрытой зарослями кустарников желтой акации, сирени и лиственными деревьями. Растения своими корнями удерживали почву и охраняли её от оползня. Школа и построенные вокруг неё жилые дома возведены на месте вырубленных лесных насаждений. Вырубка оставшихся насаждений произведена совсем недавно и ведётся новое строительство. Зелёные насаждения остались лишь в районе нашей школы, обнесённой со всех сторон забором. Видя, как у нас на глазах сужается круг растений в районе школы, мы решили исследовать оставшиеся растения вокруг школы; рассказать о них ребятам, чтобы мы все вместе ухаживали за растениями, не ломали их, посадили на свободных местах новые деревья.
···. Постановка учебной задачи
4. Предоставление выполненных работ
Ребята!На предыдущих занятиях мы с вами определили цель и задачи проекта, составили план работы, выявили методы исследования.В районе школы мы насчитали около 40 видов растений, оценили их состояние.Вы выбрали деревья и кустарники, которые заинтересовали вас и стали наблюдать за ними и собирать информацию о них. Собранный материал вы представили в виде компьютерных презентаций.Сегодня на занятии кружка мы не сможем познакомиться со всеми работами. Работа будет продолжена на следующих занятиях кружка.
Предоставляем слово Болдыреву Никите. Он с
profhelp.net
Ландшафтный дизайн школьного участка: проект двора школы
Школьный двор — «визитная карточка» учебного заведения. Уже при первом взгляде на него, входящий может составить мнение о школе. Если в ней трудится коллектив единомышленников, объединенных целью воспитать своих подопечных всесторонне развитыми личностями, то школьный двор будет оформлен с хорошим художественным вкусом и выполнять множество функций (эстетическую, развивающую, санитарно-гигиеническую). Педагоги позаботятся о том, как вместе с воспитанниками красиво расположить и содержать все необходимые обустройства и живые насаждения.
Общие принципы составления проекта школьного двора
Обычно новые школы строители сдают в эксплуатацию с благоустроенными пришкольными территориями. Но с течением времени разрастаются и стареют растения в композициях, ветшают постройки. Меняются вкусы и запросы школьного коллектива. Периодически нужно производить корректировку посадок, замену и ремонт малых архитектурных форм. Как любому сооружению нужен капитальный ремонт, так и ландшафтный дизайн школьного участка требует кардинального переустройства. Возможно при этом придётся переформатировать назначение участков, изменить их площадь и рельеф. Так как результаты облагораживания территории будут рассчитаны не на один год и должны сохранять привлекательный вид продолжительное время, эта работа должна быть продуманной и плановой. Для эффективной реконструкции пришкольной территории необходимо разработать проект ландшафтного дизайна школьного двора. Руководству школьного заведения или инициативному комитету следует провести опрос среди педагогов и школьников на тему: «Чтобы вы хотели видеть на школьном дворе?»; определиться с финансовыми возможностями. Затем необходимо сделать тщательный обмер участка, оценить существующую климатическую ситуацию, выяснить размещение инженерных сетей. После всего, в соответствии с собранными данными, вычерчивается масштабный план и производится зонирование участка, подбираются растения.
Стиль оформления
Ландшафтный дизайн пришкольного участка желательно выполнить в регулярном стиле. Прямые дорожки, симметричные посадки, геометрические формы клумб подчеркнут особый статус территории и будут настраивать детей на спокойное и рассудительное поведение. Перед входом высаживают солитеры — одно или несколько декоративных деревьев или кустарников, явно выделяющихся на общем фоне. Солитерные посадки придадут некоторую строгость и официальный вид ландшафтному дизайну школьного участка. Всё окружение школьного здания должно способствовать пониманию и принятию учащимися того, что они пришли в школу заниматься серьёзными делами — получать необходимые знания и навыки.
Уголки отдыха, которые будут служить для спокойных бесед во время больших перемен или для посиделок после занятий, можно устраивать в более свободных стилях — кантри, голландском, азиатском. Для насаждений выбирают такие растения, чтобы они выглядели привлекательно на протяжении всего года, не вызывали аллергию, без шипов и колючек.
Центральная часть
Каждая школа должна иметь на своём дворе место для проведения общешкольных мероприятий — первого и последнего звонка, сборов, линеек и др. Это может быть вместительная прямоугольная или квадратная площадка. Её стоит обсадить бордюрами из кустарников, хорошо переносящих стрижку (кизильников, самшитов, спиреи, бирючины). Место, предназначенное для выступлений, желательно подчеркнуть на заднем плане линейными посадками хвойных или вечнозеленых насаждений. Они могут также сдерживать ветры и защищать от уличных шумов. Оформление центральной части таким образом придаст торжественность и парадность всему ландшафтному дизайну школьного участка. Площадку в последующем следует расчертить, подписав места для каждого класса.
Спортивная площадка
Площадку для занятий спортом оборудуют стандартными устойчивыми и безопасными снарядами и сооружениями. Покрытие обычно устраивается асфальтное или грунтовое. Волейбольную или площадки для других подвижных игр стоит обсадить деревьями с раскидистыми кронами (липами, каштанами, клёнами) для создания тени над зрительскими скамейками. При ограниченных размерах школьного двора на площадке могут проводиться общешкольные мероприятия. В таком случае спортивные сооружения следует расположить по её периметру или компактно составить в одном месте для того, чтобы они не мешали и не отвлекали детей.
Зоны отдыха и досуга
В проекте ландшафтного дизайна школьного двора зон отдыха может быть несколько. Они будут соединяться между собой аллеями и извилистыми дорожками. Уголки отдыха желательно оформить композициями из декоративных кустарников разной высоты, разбить газоны и клумбы, поставить скамейки, скульптуры. Привычные элементы вертикального озеленения (опоры, треноги, арки и др.) не стоит использовать при оформлении, так как дети могут залезть на них и травмироваться. Для линейных посадок вдоль аллей подходят вязы, тополя, сосны, липы. Расстояния между ними зависит от величины кроны и составляет примерно 3-5 м. Важно, чтобы деревья не давали поросли, которая может разрушить искусственное покрытие. На клумбах нужно высаживать неприхотливые, долгоцветущие и засухоустойчивые цветы (цинии, сальвии, бархатцы, цинерарии, бессмертники). Под деревьями — тенелюбивые многолетники (хосты, барвинок, астильбу, функию). На солнечных местах можно устроить альпийские горки или рокарии. Непривлекательные заборы маскируют при помощи плетущихся и лазающих растений( девичьего винограда, клематисов, плюща).
Педагоги вместе с родителями и детьми здесь могут воплотить множество своих идей по созданию оригинального ландшафтного дизайна пришкольного участка. Совместная работа родителей с детьми будет способствовать укреплению связей между ними, сотрудничеству, улучшению взаимопонимания, что так важно в подростковом возрасте.
Пришкольный огород
При значительной площади школьного двора для проведения детьми экспериментальной и исследовательской работы можно устроить огород. Особенно интересно будет выращивать овощи и цветы младшим школьникам. Они смогут там научиться ухаживать за различными огородными культурами, расширить свой кругозор. Учащихся средних классов стоит привлекать к выращиванию рассады цветов для клумб. При достаточных финансовых средствах на пришкольном огороде можно соорудить небольшую теплицу или оранжерею.
Удачный проект ландшафтного дизайна школьного двора сделает территорию школы не только удобной с практической точки зрения, но и улучшит её естественный облик. Благодаря этому все элементы двора вместе со школьным зданием будут смотреться презентабельно и гармонично.
aquagroup.ru
Проект на тему "Школьный двор"
Аннотация проекта.
МБОУ- Старокулаткинская средняя общеобразовательная школа №2
Тема проекта: «Школьный двор».
Цель проекта: формирование интереса первоклассников к изучению окружающего мира, экологической культуры, развитие умений находить информацию и работать с ней, формирование навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества, навыков работы в группе.
Участники проекта: учащиеся 1класса .
Класс обучения: 1 класс.
Руководитель проекта: классный руководитель
Зулькарняева Г,А. - учитель начальных классов .
МБОУ- Старокулаткинская средняя школа №2
Коллективный проект учащихся 1 класса
« Школьный двор»
Руководитель проекта:
Зулькарняева Г.А.
учитель начальных классов
р.п. Старая Кулатка
Содержание
Введение.
Актуальность и социальная значимость проекта……………………………….4
Цели и задачи проекта …………………………………………………………..5-7
Выполнение проекта ……………………………………………………………8-10
I.Теоретическая часть
1.1.Растения для природы………………………………………………………..11
1.2.Растения для человека………………………………………………………..11
1.3.Разговор в лесу………………………………………………………………..12
1.4.Растения - живые существа……………………………………………………12
II. Практическая часть…………………………………………………………….13
Результаты выполненной работы………………………………………………..15
Список литературы……………………………………………………………….18
Приложения……………………………………………………………………19 -
Актуальность и социальная значимость проекта.
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание школьников в духе бережного, ответственного отношения к природе, защиты и возобновления природных богатств. Экологическое образование подрастающего поколения – это не просто одна из важнейших задач современного общества, это – условие его дальнейшего выживания.
Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни, и особенно, в школьные годы. А основы этого отношения закладываются еще в детстве, поэтому младший школьный возраст должен стать объектом пристального внимания педагогов, занимающихся проблемами экологического образования и воспитания.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определенную роль отводит предмету «окружающий мир», который может подвести детей к пониманию основного закона экологии: «все связано со всем», а вслед за этим к осознанию целостности природы и элементарных правил нравственного поведения в ней, как составляющих гражданской позиции и мировоззрения обучающихся; ориентируют учителя на системно - деятельностный подход в обучении, на формирование универсальных учебных действий. Большое значение придаётся учёту возрастных и индивидуальных особенностей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально – культурной ситуации начала XXI века. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогают ребенку по-новому взглянуть на природу.
Ребенок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, все воспринимает с любовью, испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребенка развиваются самостоятельность, наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Цели и задачи проекта.
Проект "Школьный двор" направлен на изучение разнообразия растений (трех ярусов) во дворе нашей школы, а так же пользы растений школьного двора для человека.
Проблема: во дворе нашей школы растет достаточно много растений.
Зачем они здесь? Пользу или вред приносят они ученикам?
Целью является формирование интереса первоклассников к изучению окружающего мира, экологической культуры, развитие умений находить информацию и работать с ней, формирование навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества, навыков работы в группе.
В последующем возможно возвращение к проекту и его расширение.
Погружение в проблему проекта осуществляется на первом уроке окружающего мира по теме «Деревья ,кустарники, травы», и продолжается активная работа на следующем уроке-экскурсии. Завершающим этапом является создание гербария и выступление перед учащимися класса.
Проект рассчитан на учащихся 1 – х классов
Реализация данного проекта возможна в любом учебном учреждении.
Проект рассчитан на 3 урока: 1 учебное занятие по окружающему миру – теоретическое, 1 учебное занятие – экскурсия, которая предусматривает работу в группе, внеурочная деятельность, 1 учебное занятие – выступление учащихся, отчет групп.
Внешний продукт проекта - созданные материалы: гербарий, альбом зарисовок, слайдовая презентация растений школьного двора.
Внутренний продукт проекта: формирование новых компетенций, опыт совместной деятельности способствующее формированию интереса первоклассников к изучению окружающего мира, экологической культуры, развитие умений находить информацию и работать с ней, формирование навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества, навыков работы в группе.
Основополагающие вопросы
Что растет у школы?
Зачем растения во дворе школы?
В чем заключается польза для учащихся растений во дворе нашей школы?
Вопросы, направляющие проект
Какое количество разнообразных растений (ярусы) украшает двор нашей школы?
Чем отличаются травянистые растения от кустарников, кустарники от деревьев?
Сколько разных травянистых растений растет во дворе нашей школы?
Проблемные вопросы
Зачем людям растения?
Какую пользу приносят травы, кустарники, деревья?
Какие растения украшают двор нашей школы?
Учебные вопросы:
Что растет у школы?
Чем различаются растения?
На какие группы делятся все растения?
Проблемные вопросы по окружающему миру
Чем отличаются одни растения от других?
Какие деревья растут около школы? Как отличить одно от другого?
Какие кустарники растут около школы?
Какие травы растут около школы?
В чем заключается польза для учащихся растений, которые растут во дворе?
Преимущества учебного проекта:
Нетрадиционная форма проведения урока позволяет разнообразить учебный процесс, что вызывает положительные эмоции учащихся. В такой форме дети запомнили большее количество растений каждой группы. Данный вид деятельности заставил воспользоваться дополнительной литературой, связать тему с жизненным опытом первоклассников, развить интерес к окружающей среде.
Этапы реализации проекта.
Организационный этап.
Выявление интересов детей и формулировка проблемы с использованием стартовой презентации и экскурсии по теме.
Подготовительный этап:
1. Выбор темы, формулировка целей проекта и формирование групп учащихся.
2. Распределение задач каждой группы и установление сроков выполнения проекта, составление плана работы группы. Постановка задач и распределение заданий по группам, обсуждение методов исследования, поиска информации, творческих решений.
3. Определение основных источников информации.
Практический этап:
1. Изучение литературы по интересующей теме: «Польза растений»
2. Экскурсия, работа в группах.
3. Сбор информации по теме и систематизация собранного материала по тематическим группам: для создания гербария; для создания презентации; для создания печатной продукции (альбом растений)
4. Сбор и оформление результатов работы.
5. Защита проекта в форме отчета каждой группы на уроке в классе, перед учащимися начальной школы.
Заключительный этап:
1. Оформление альбома, гербария, презентации проекта.
2. Рефлексия всех участников проекта: учащиеся, родители, учителя
3.Обозначение новых проблем для дальнейшего развития.Защита проекта проводилась в форме творческого отчёта на уроке, на котором присутствовали родители.
Этапы работы над проектом
Урок по предмету "Окружающий мир" в первом классе, на котором детям были предложены картинки и занимательные задания на выявление отличий между растениями, которые они видят каждый день (двор нашей школы).
Изучение трех видов растений (деревья, кустарники, травы). Выявление существенных отличий (на основе жизненного опыта учащихся).
Игра «Деревья, кустарники, травы», распределение на группы.
Определение темы проекта, целей и задач с учетом индивидуальных предложений и пожеланий.
Экскурсия во двор школы. Работа над заданиями по группам.
группа «Деревья»
группа «Кустарники»
группа «Травянистые растения»
6. Беседа с родителями для определения целей и задач предстоящей помощи детям.
7. Самостоятельная подготовка и работа в группах. Внеурочная деятельность.
8. Выступление в классе.
Визитная карточка проекта
Деревья, кусты, травы сбереги – человеку и природе помоги!
Публикация учителя
Урок окружающего мира - организационный для начала проектной деятельности.
Рекомендации для родителей.
Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся.
Презентация к уроку.
Продукт проектной деятельности учащихся
Гербарий растений.
Альбом рисунков растений.
Компьютерная презентация растений.
Выполнение проекта.
Теоретическая часть.
Зачем растения во дворе нашей школы? Может быть лучше совсем убрать? Мяч во время игры застревает среди стволов, скакалка цепляется за травинки… Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы обратились к научной литературе.
Растения для природы.
Растения очищают воздух. Растительный покров – важная составная часть природного комплекса. Он определяет общий облик местности, играет большую роль в жизни природы. Только зеленые растения обладают способностью, используя энергию солнца, создавать органические вещества из углекислого газа и воды. В результате этого на нашей планете создается много органического вещества (кислорода). Одно дерево средней величины выделяет за сутки столько кислорода, сколько нужно для дыхания трем человекам. Без участия растительности невозможен процесс почвообразования – один из важнейших процессов, протекающих на Земле. Без растений невозможна жизнь диких животных. Растения препятствуют размыванию берегов рек и горных склонов, развеванию песков. Растительность влияет на атмосферу и почву, грунтовые воды и животный мир, ручьи и реки, озера и болота. [2.7-9]
Растения для человека.
Растения дают нам очень многое: строительный материал самого разнообразного назначения, топливо, сырье для производства бумаги и целлюлозы, ценные лекарства, всевозможные пищевые продукты, корм для скота, дубильные вещества для выделки кожи, материал для мебели. Это могучий лечебный и оздоровительный фактор. Именно в природе мы наилучшим образом отдыхаем, восстанавливаем свои силы, укрепляем здоровье. Многие работники умственного труда, писатели, художники, композиторы и поэты особенно продуктивно работают, находясь в тесном общении с природой. Без естественного растительного покрова невозможно само существование человека, его нормальная жизнь[2.7-9]
Разговор в лесу.
Орешнику приятно угостить человека, но только хорошего человека, который орехи рвет аккуратно и веток не ломает. Листья кормят орешник, вырабатывает для них полезные вещества. Деревья все чувствуют, они тоже живые, им тоже больно. Есть за что деревьям обижаться на людей. На деревьях надписи вырезают, ветки ломают. Два соседних дерева могут превратить в качели или в турник. Деревья могут испытывать страх, если человек идет к нему с недобрыми намерениями. [3. 111-112]
Растения - живые существа
Учёные уверены, что растения - живые существа, обладающие чувствами, которые воздействуют на человека.Известно, что растения тонко чувствуют любые излучения энергии. Оказывается, что на корнях растений существуют вкусовые органы, которые в земле разыскивают «вкусные» питательные вещества. Растения прекрасно все слышат. На этом основана практика разговора с комнатными цветами. Всякий, кто занимался их выращиванием, знает, что в ответ на ласковые слова, цветы начинают быстрее расти , покрываться цветами. Даже музыку цветы не пропускают «мимо ушей». А уж между человеком и растением устанавливаются буквально телепатические связи. Бывали случаи, когда на болезнь хозяина цветы отвечали гибелью. Погибало дерево, посаженное заботливой рукой. [4.]
Все растения - живые существа и они чувствуют отношение к себе и как всякое живое существо, способны возвращать нам наши же чувства, помноженные в несколько раз. Они способны взаимодействовать друг с другом и другими живыми существами на расстоянии, различают настроения и намерения людей. Излучение, испускаемое ими, может быть зафиксировано датчиками.
Исследования ученых показывают, что все растения наделены чувствами, интеллектом, обладают памятью, чувством времени, могут различать цвета и общаться между собой или предостерегать друг друга. Они умеют распознавать угрозу, дрожат от страха, могут звать на помощь.
Если растение любимо и за ним ухаживают как за ребенком, то и оно отблагодарит положительной энергетикой. И все в точности до наоборот: не любимое растение будет испускать импульсы негатива, и мы можем не знать, что причина головной боли и недомогания - всего лишь растение.
Учеными давно доказано, что растения любят, когда с ними разговаривают, а так же могут скучать, любить или не любить и даже ревновать, чувствовать музыку.
Есть растения, которые просто не подходят тому или иному человеку или просто противопоказаны в доме.
Практическая часть
Урок по предмету "Окружающий мир" в первом классе, на котором детям были предложены картинки и занимательные задания на выявление отличий между растениями, которые они видят каждый день (двор нашей школы). (Приложение 1)
Изучение трех видов растений (деревья, кустарники, травы). Выявление существенных отличий (на основе жизненного опыта учащихся).
Игра «Деревья, кустарники, травы», распределение на группы.
Определение темы проекта, целей и задач с учетом индивидуальных предложений и пожеланий.
Экскурсия во двор школы. Работа над заданиями по группам. (Приложение 2)
1 группа «Деревья»: Понаблюдайте, какие вы видите деревья во дворе нашей школы. Посчитайте сколько кленов. Запишите. Посчитайте березы. Запишите. Выполните схематический рисунок или опишите словами деревья.
Результаты работы 1 группы: Сравнили дерево и кустарник.
Пришли к выводу, что у дерева (береза, клен) 1 ствол, покрытый корой, а у кустарника (сирень) несколько стволиков, у нашего кустарника их оказалось 6! Схематично нарисовали дерево. (Приложение 3). Посчитали березы во дворе нашей школы, их оказалось 34, кленов 15, итого 49 деревьев во дворе всего. Научились отличать деревья по стволам, веткам, листьям. (Приложение 3)
2 группа «Кустарники»: Посчитай стволики на кустарниках. Какое самое большое число? Какое самое маленькое число? Запишите. Посчитайте. Выполните схематический рисунок или опишите словами кустарники.
Результаты работы 2 группы: Сравнили кустарник и дерево. У кустарника 5 стволиков, а у дерева 1! Рассматривали акацию и березку. Нашли кустарник, у которого 9 стволиков, и кустарник, у которого 2 стволика. У всех кустарников есть кора, от двух до девяти стволиков, рост ниже, чем дерево. Количество кустарников во дворе нашей школы: 20. В основном это лицевая часть школы, наверное, для украшения. Схематично нарисовали кустарник. Учились отличать кустарники между собой по коре стволов и по листьям.
(Приложение 4)
3 группа «Травянистые растения»: Найдите на газоне разнообразные травы. Посчитайте, сколько разнообразных трав вы нашли. Выполните схематический рисунок или опишите словами травы.
Результаты работы 3 группы: На газоне мы посчитали виды трав, их получилось 5. Среди них клевер ползучий, клевер луговой, тимофеевка, подорожник большой, пырей ползучий, пижма. Названия растений мы определили с учителем по книге [1.44-65] Работали по плану – карточке (Приложение 5) Ребята решили нарисовать растения, которые особенно запомнились во время экскурсии, некоторые растения такой причудливой формы. Учились отличать растения по форме листа, длине стебля.
(Приложение 6)
5. Беседа с родителями для определения целей и задач предстоящей помощи детям.
6. Самостоятельная подготовка и работа в группах. Внеурочная деятельность.
7. Выступление в классе. (Приложение 7)
Размышления о проделанной работе.
Изучив литературу, мы пришли к выводу, что растения во дворе нашей школы нам просто необходимы. Дают много пользы
ПОЛЬЗА РАСТЕНИЙ
1.Очищают воздух от пыли и выхлопных газов автомобилей. Недалеко от школы находится поселковая транспортная дорога.
2. Укрывают игровую площадку от порывов сильного ветра в холодную погоду и от палящих солнечных лучей в жару.
3.Растения дают дом для животных. Наверное, и в наших растениях живут насекомые, прячутся мышки. Весной мы решили обязательно понаблюдать за животными, которые возможно живут рядом с растениями.
Растения позволяют нам отдохнуть после уроков, восстановить силы, укрепить здоровье, потому что они – живые существа! Дают кислород нам, когда мы выходим на прогулку.
4.Украшают здание школы разнообразные растения: от маленькой травинки до великанов берез.
Вывод: Растения во дворе нашей школы приносят только пользу. Будем изучать, сажать и беречь их. Объясним и другим ученикам нашей школы, что растения очень полезны. Без растений невозможно существование человека и всего живого на Земле.
Малыши, гуляя на прогулке, обрывают листья и ветки, а потом бросают их. Веточки и листочки вянут, превращаются в мусор. Но, ведь на растениях они выросли не просто, не случайно. Наверное, они им были нужны, как нам нужны руки и пальцы. Поломанные ветки «уродуют» растения. А сколько таких деревьев и кустарников у нас во дворе. Они живые. И им, наверное, тоже «больно». Наше мнение подтвердили ученики школьного лесничества «Лом» ,
с которыми мы встретились на классном часе и попросили рассказать о пользе разнообразных растений.(Приложение )
В «Букваре» [5. 94]мы прочитали стихотворение Т. Собакина «Цветы»:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок
Если все: и я, и ты –
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
И не будет красоты.
Если только я и ты –
Если мы сорвем цветы…
Это стихотворение мы прочитали в классе и решили, что оно учит нас бережно обращаться со всеми растениями, которые окружают нас в природе. И решили его выучить наизусть. Представляя в классе свои работы: гербарии, альбомы, презентации мы рассказывали и это стихотворение. (Приложение )
Каждая группа, готовясь к выступлению перед классом, представила себе,
что растения – говорящие существа, и, вот какой разговор во дворе нашей школы мы «услышали»:
Мы, травянистые растения, зеленым ковром укрываем газон около школы, смотрите вы, ребята на нас весной и любуетесь. Зеленый цвет вам снимает усталость, придает силы для успешной учебы. Не вытаптывайте травку, ходите по дорожке.
Оставленный мусор нас не украшает, мы, растения, среди мусора, как неряхи. Фантики от конфет, упаковка от сладостей и другие предметы имеют яркую и блестящую упаковку, от нее холодно в морозную погоду и жарко в знойную погоду. Она так ярко блестит от солнечных лучей.
Люблю наблюдать я за игрой учеников наших, но есть за что мне, яблоне, обижаться на ребят. Мячом так ударят, листочки в разные стороны летят, как перышки, удержать не успеваю. Хотя двор большой, и место позволяет отойти подальше от нас.
Не рви ни какие растения во дворе школы, в этом нет большой необходимости. Пусть они украшают и радуют нас во время прогулки
Наблюдай за нами в свободные минутки, мы дарим удивительные моменты только самым внимательным ребятам.
Не забывай, что среди растений могут прятаться насекомые. Старайся им не навредить.
Меня, березку, листья мои кормят, вырабатывают для корешков и семян питательные вещества, не обрывайте с меня листики и веточки. Ох, грустно мне, если каждый по листику сорвет, я совсем лысой стану.
Дорогие ребята, подойдите к нам, деревьям и кустарникам, прикоснитесь, погладьте, и, мы, обязательно почувствуем вашу доброту. И сделаем так, что у вас на душе станет от этого теплее и радостнее.
Вывод: Все растения во дворе нашей школы нам необходимы. Каждое растение по-своему. Будем их беречь и охранять!
У нас получилось ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ:«Поступай по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы окружающие поступали по отношению к тебе»!
Мы решили больше узнать о пользе дикорастущих растений, какие именно растения человеку приносят пользу, и в чем она заключается.
Литература:
Плешаков А.А. От земли до неба: атлас – определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 222с.
Петров В.В.Растительный мир нашей Родины.- М., Просвещение, 1991. – 207с.
Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: - М.: Просвещение, 2009. – 160с.
http://mirflower.blogspot.com/ 1.03.12 15.40
Андрианова Т.М. Букварь. 1 класс. Учебник . – М.: АСТ:Астрель,2012.-111с.(Планета знаний).
Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников.
М.:5 за знания,2005.-208с.-(методическая библиотека)
infourok.ru
Озеленение пришкольной территории
Работа по озеленению школьного участка должна органично войти в процесс обучения и трудового воспитания школьника. Труд по выращиванию растений – это воспитание человека.
Участвуя со школьным коллективом в весенне-осенних кампаниях по посадке деревьев, руководитель образовательного учреждения своим личным примером вдохновляет и взрослых, и детей на озеленительную работу. Тенистый сад при школе имеет в первую очередь санитарно-гигиеническое и архитектурное значение. А богатый и разнообразный ассортимент древесных, травянистых, цветочно-декоративных, культурных и других растений служит наглядным пособием учебной программы.
С чего начинается работа по озеленению школы? Прежде всего с разбивки ее территории на функциональные зоны. Комплекс учебного заведения обычно бывает замкнутым в виде отдельно огороженного квартала. Традиционно его озеленение строится в виде сквера. Главная аллея с центральной клумбой и фонтаном служит центром композиции. Геометрическая планировка охватывает прилегающие к скверу здания, выход на городские улицы, подъезды к хозяйственным постройкам, спортивным площадкам. Для каждого уголка пришкольного участка разрабатывается свой прием декоративного оформления. Спортивная зона и хозяйственный двор требуют изоляции, поэтому здесь высаживаются зеленые стены из деревьев и стриженый кустарник. Площадки для отдыха с газоном и цветниками могут выглядеть как открытые пространства. Высокие растения размещаются вокруг них группами. Эти приемы декорирования используются во многих школах, и главное при этом – не переусердствовать, помня о законах ландшафтного дизайна.
Вход на пришкольную территорию – это, по сути, лицо школы. Ландшафт такого участка должен быть максимально открытым, задавать направление движения к зданию, которое часто находится вглубине. К нему выводит главная аллея. Чтобы со временем она не превратилась в темный и узкий коридор, деревья здесь сажают на расстоянии 5–8 метров друг от друга. Под высокими растениями хорошо смотрится декоративный кустарник. Здесь широкое поле деятельности для школьного биолога: он может предложить завершить аллею двумя группами по 3–5 деревьев другой породы, контрастной по силуэту или окраске листвы. Например, хорошо смотрятся яблони в сочетании с тополями, березы – с елями.
Перед входом в здание, как правило, есть парадная площадка, где проводятся торжественные линейки. Ее следует оставить максимально открытой, а для обрамления использовать компактные сорта цветов, низкорослые однолетники или многолетники. Некоторые школы отдают предпочтение ярким цветам, создающим настроение. Если в школе есть теплица, то цветы можно высаживать заранее в контейнеры, бетонные вазоны, расположив их группами на асфальте или ступеньках парадной лестницы.
Во время посадочных работ надо учесть некоторые нюансы. Так, у стен здания школы высокорослые деревья лучше не сажать. Вытянувшись со временем во весь рост, они закроют солнечный свет, сделав классные помещения темными. Поэтому больше подойдет газон или цветник. Красиво смотрятся под окнами расцветающие ранней весной многолетние крокусы, нарциссы, тюльпаны, всю осень будут радовать взгляд своим многоцветьем астры. Есть опыт посадки вдоль стен вьющегося кустарника. Кстати, низкий декоративный кустарник неприхотлив и хорошо смотрится не только в виде декоративной изгороди, но и вдоль стен школы, и главное – он не затеняет окон. В Казахстане произрастает несколько разновидностей барбариса, спиреи, кизильника, можжевельника и шиповника. Украсят школьный двор хвойные деревья и кустарники, если их сочетать с породами деревьев различной формы кроны, листьев. Это может быть черемуха или плакучие ивы.
Плодовый сад украсит любой пришкольный участок! Под сенью фруктовых деревьев можно поставить беседку, увитую лианами, плющом и даже культурным виноградом. Сад выполнит не только декоративные функции, но и станет опытной площадкой, зеленой лабораторией, где учащиеся вместе с преподавателями смогут заниматься выращиванием растений, следить за их ростом, делать прививки, вести биологические наблюдения.
Опытный участок. Пришкольному саду не обойтись без различных делянок, места, где дети будут заниматься самостоятельно селекционным отбором, изучением приемов и способов размножения, вести эксперименты по подбору эффективных видов удобрений, изучать правила полива, приемов агротехники. Можно предусмотреть площади для разведения огородных и цветочных культур, плодово-ягодного сада, коллекционных ботанических и дендрологических участков. Закладывают такие участки, обрабатывают почву и ухаживают за посадками сами учащиеся под руководством преподавателей естественных дисциплин. При достаточных размерах школьной территории целесообразно создать специализированные делянки культурных, лекарственных, медоносных и других видов растений.
Опытный участок должен разместиться вблизи хозяйственного двора, чтобы удобнее было хранить весь необходимый садовый инструментарий и спецодежду в специальном помещении. Эффективность создаваемых зеленых коллекций зависит от правильного и тщательного их оформления. Опытные площадки лучше отделить друг от друга дорожками, закрепив указатели, снабдив растения табличками с краткими надписями, указав их род и вид, происхождение, полезные качества, основные биологические свойства, применение. За опытным участком нужен тщательный уход. Формируется он в виде различных тематических разделов, отражающих особенности растительного мира местности. Дети могут собирать материал по каждому растению, его происхождению и мировому разнообразию, отдельно изучать дикие полезные растения, цветочно-декоративные, собрав древесные и кустарниковые растения в своего рода малый дендрарий, систематизируя коллекцию.
Школьная аллея. Во многих школах есть хорошая традиция – высаживать деревья на аллее выпускников и первоклассников. Лучше всего для этих целей подходит главная аллея, ведущая к школе. Это сильное воспитательное средство, когда учащиеся в течение всего времени обучения в школе будут ухаживать за «своими деревьями». Можно присвоить этому почину девиз: «Мое дерево растет вместе со мной». Саженцы на школьной аллее принято снабжать именными табличками. А какой воспитательный заряд дает заведенное в школе правило преемственности, когда дети ухаживают за деревьями, высаженными еще их родителями!
Зеленый щит спортплощадки. Озеленение спортивного комплекса требует тщательной продуманности. Обычно эта функциональная зона в школе стоит обособленно и занимает значительную площадь. Спортивные площадки, физкультурные сооружения, беговые дорожки от окружающей территории можно «отсечь» зелеными насаждениями. И конечно, они должны органично вписаться в места, которые предусмотрены для болельщиков и отдыха спортсменов. Можно посадить деревья там, где установлены скамьи для зрителей. При этом недопустимы растения колючих и ядовитых пород. Плотные посадки, изолирующие спортивный комплекс, должны создавать ровный зеленый фон, так как пестрота мешает при занятиях спортом, кроме того, они приглушают шум. Если стадион находится ниже, чем здание школы, то на откосе можно разместить трибуны или скамьи, закрепив склоны кустарником либо дерниной.
Плотными зелеными посадками и живой изгородью территория школы окружается по периметру. Создается защитная полоса со стороны господствующих ветров, которым хорошо противостоят тополь, клен и белая акация. Живая изгородь, используемая в этих же целях, формируется преимущественно из боярышника и сирени. Такой прием в озеленении выполняет санитарно-гигиеническую и архитектурно-декоративную роль.
Естественно, при размещении композиций аллей и цветников надо учитывать не только ассортимент древесных, кустарниковых и декоративных растений, но и их выживаемость в данном природно-климатическом районе и зоне.
Озеленение образовательного учреждения должно увязываться с окружающей средой, жилым сектором и общественными зданиями. Эстетически зеленый наряд школы должен гармонично вписываться в городской ландшафт, чтобы территория школы была привлекательным оазисом, где учащиеся могли бы проводить свой досуг.
Если вокруг много внутренних скверов и двориков, озеленить их можно деревьями с различной формой кроны и расцветкой листьев, кустарниками, расположив на солнечных участках газоны и цветники. Деревья высаживают не хаотично, а группами, подобрав их с учетом высоты и размеров. Разместить их лучше по углам кварталов, на пересечении аллей и дорог. Можжевельник, розы, сирень и другие красивоцветущие растения можно оформить незатейливыми художественными светильниками, вазонами, скамьями. Такие площадки для отдыха обычно располагают вблизи здания. Те участки, что предназначены для младших школьников, рекомендуется обнести низкой живой изгородью, посадив группы из деревьев и кустарников. Даже самые простые малые архитектурные формы в сочетании с ровно постриженной живой изгородью или бордюром придадут пришкольному участку уютный и ухоженный вид. Хорошо выглядят уголки с шаровидной белой акацией, кленом, березой.
Цветники – важный элемент озеленения. Размещают их перед зданием школы, вдоль дорожек, вокруг фонтанов, на газонах, вокруг спортивных площадок, огражденных сеткой. Для их оформления используется разнообразный ассортимент одно- и двулетников, луковичных, роз и вьющихся растений. Однако во всем должна быть мера. Перегруженность территории большим числом цветников нежелательна.
Из всех видов цветочного оформления наиболее часто встречаются рабатки, клумбы, бордюры, розарии, а теперь еще и альпинарии.
Рабатка – это полоска цветов, высаженных на газоне. Ширина ее – не более 1–3 метров. Низкие растения обычно размещают на переднем плане, затем идут растения средней высоты, на заднем плане – высокие. Можно подобрать растения для несложного рисунка в виде орнамента.
Клумбы имеют правильную геометрическую форму: круг, овал, квадрат, треугольник и т.д. Место клумбы – на газоне или на площадке перед зданием школы. Небольшие клумбы, как правило, плоские, крупные – приподняты к центру. Здесь тоже можно выстлать ковер по рисунку. На мелких клумбах обычно высаживают не более трех сортов растений.
Бордюр – это засаженная разными цветами полоса вдоль дорожек, на газонах. Они бывают узкими (50–70 сантиметров) и широкими (2–5 метров). Важен подбор растений по высоте, форме, времени цветения, окраске цветков и листьев. Посадки многоярусных растений требуют гармоничного сочетания. Цветы можно сменять по сезону цветения. Вначале сажаем луковичные, затем – летники или цветущие горшечные растения. Для этого берем распространенную у нас пеларгонию, бегонию, петунию и фуксию. Участки не должны быть заросшими вразнобой даже самыми красивыми цветами. На одном можно высаживать растения местной флоры, на другом – цветочные растения: луковичные, флоксы, георгины, астры и т.д.
Розарий создается из различных групп и сортов роз и представляет собой наиболее красочную композицию. Известные у нас сорта (чайно-гибридные, полиантовые, гибридно-полиантовые) цветут с мая до глубокой осени. Разнообразие окрасок и форм этих цветов трудно переоценить, поэтому в оформлении пришкольных участков их можно максимально использовать. Часто розы чередуют с тюльпанами, крокусами, гиацинтами.
В северных районах на зиму розарий следует укрывать пленкой и листьями.
Альпинарий. Сегодня модно сооружать своего рода альпийские горки. Но на ровном, плоском участке они будут смотреться неудачно. Природный ландшафт должен иметь хоть небольшие склоны, перепады рельефа, естественные валуны или подходящие камни, оставшиеся после строительства. Здесь одной фантазии мало, нужно определенное мастерство. Высокие растения не подойдут, лучше выбрать низкорослый кустарник и скальные растения. В сочетании с природными камнями они создадут своеобразный альпинарий на «террасах», а если удастся устроить здесь еще и водоем с влаголюбивыми растениями, то эффектный и излюбленный всеми уголок обеспечен!
На самой высшей точке территории уместны стройные деревья в виде туи, можжевельника, пирамидального тополя. Такое продуманное озеленение школьных участков выполняет многообразные санитарно-гигиенические, декоративные и учебные функции.
Уход за посадками. Растения мало посадить, главное – их выходить. Эти хлопоты не должны стать заботой лишь преподавателя биологии, школьного садовника или сторожа. Работу по трудовому воспитанию на приусадебном участке надо разбить на сезоны, по классам, урокам, увязав с учебной программой по естественным предметам. В школьные праздники следует превратить имеющие особо важное воспитательное значение мероприятия: посадку деревьев и кустарников, высадку цветов при оформлении памятных мест, мемориалов, обелисков в честь павших героев, развешивание птичьих домиков и т.д.
Каждый подобный праздник должен тщательно готовиться, вноситься в общешкольный текущий план трудового воспитания, где указываются сроки и ответственные за исполнение. Заранее готовится посадочный материал, инструменты, таблички с названием растений и фамилиями учащихся, которые посадят дерево и будут ухаживать за ним. Учитель биологии расписывает подробный график ухода за растениями: полив, рыхление, подкормка, стрижка, прополка сорняков. Важный момент – сбор семян – можно полностью возложить на детей, подчеркнув, что это большая ответственность и в интересах школы, и в природоохранном плане.
Перед тем как отправить ребят на летние каникулы, можно озадачить их сбором семян редких растений, лесных или степных ягод, составлением гербария. А когда начнется учебный год, учитель, проводя с первоклассниками урок-экскурсию по школьному участку, может показать, как собираются цветочные семена для сдачи их учителю биологии для посева. В осенних походах на природу ученики могут собрать много семян для школьной теплицы или участка.
Так зарождаются традиции экологического воспитания учащихся. Педагогический эффект от подобного труда при правильной его организации можно получить лишь при серьезном подходе к планированию. Очень важно при этом, чтобы за проделанную ребятами работу им ставили объективную оценку и поощряли.
Работа на открытом воздухе, конечно, будет требовать корректировки намеченного графика из-за переменчивости погоды. В ненастные дни можно занять ребят делами в закрытых помещениях. Это может быть оформление и учет ранее выполненных работ. Такая вынужденная поправка трудовых планов и графиков требуют объяснения и активного обсуждения с детьми. Внося изменения, следует учесть мнения и предложения ребят, чтобы не отбить у них желание творчески работать. При этом активное поощрение их выдумки даст им еще большее желание трудиться, своими руками украшать родную школу, осуществлять намеченные планы.
Источник: журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения»
edu.mcfr.kz
Проект озеленения и цветочно- декоративного оформления территории школы "Школьный двор моей мечты"
Департамент социальной политики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Кургана
«Средняя общеобразовательная школа №23»
имени 32-го лыжного полка
Проект озеленения и цветочно-декоративного оформления территории школы
«Школьный двор моей мечты»
Курган 2014- 2015
-
Паспорт проекта озеленения и цветочно-декоративного оформления территории школы
Дата рождения
2014-2015 год
Место рождения
г. Курган, поселок Увал, Интернатовская 46, школа №23
Авторы
Васипов Константин 10 «А» класс, Мухин Виктор 8 «К» класс, Титарев 8 «К» класс, Дружинина Дарья 6 «Б» класс, Бондаренко Екатерина 10 «А» класс
Руководители
Емельянова О.И. - учитель биологии, высшая квалификационная категория; Чумак Н. А. – заместитель директора по воспитательной работе
Исполнители
Обучающиеся 1-11 классов, родители
Тип проекта
Долгосрочный
Значимость
Социальный
Сфера реализации
Пришкольный участок школы №23
Причины
Возникновения
Привлечение внимания общественности к вопросам экологии, формирование
экологической культуры населения поселка
Увал.
Время реализации
2014-2015 год
Если бы каждый человек
на клочке земли своей
сделал все, что он может,
как прекрасна
была бы Земля наша.А.П. Чехов
Оглавление
1. Паспорт проекта озеленения и цветочно-декоративного оформления территории школы «Школьный двор моей мечты»..……………………………………2
2. Проект озеленения и цветочно-декоративного оформления территории школы
«Школьный двор моей мечты»………………………………………………..4
Введение………………………………………………………………………...4
Цели и задачи…………………………………………………………………...5
План участка……………………………………………………………………7
Описание проекта………………………………………………………………8
Перспективы развития………………………………………………………...16
3. Приложение……………………………………………………………………..17
4. Библиография……………………………………………………………………24
Аннотация проекта.
Актуальность и важность проекта.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23 расположена в микрорайоне Увал. Проблема благоустройства территории школы актуальна на сегодняшний день. На школьной территории расположены спортивная площадка, цветочные клумбы, кустарники, деревья.
Одним из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое воспитание школьников. Школьный двор и школьная территория - эффективное средство формирования экологической культуры обучающихся, становления их нового гражданского сознания. Эту работу можно рассматривать, как часть системы социального становления личности.
Благоустройство школьной территории развивает и открывает путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего Я.
Становясь участниками проекта, школьники пробуют себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе. Проект «Школьный двор моей мечты» является эффективным средством формирования активной гражданской позиции школьников и их экологической культуры.
2. Постановка проблемы.
Территория нашей школы - какая она?
Ученики составили 10 прилагательных:
Чаще всего повторялись: родная, большая, уютная, пустая, строгая, яркая, шумная, удобная, любимая, зелёная, просторная.
Определение проблемы.
Небольшая территория.
Отсутствие мест для отдыха.
Небольшое количество цветов и деревьев.
Мусор, приносимый с других территорий.
Банк идей.
- Зимой – горка, летом - альпийская горка
- Скамейки вокруг центральной клумбы
- Кусты сирени вдоль стен школы
- Клумбы с цветами
Цель: разработка плана благоустройства и озеленения участка школьного двора
3.Постановка цели и задач.Задачи:
Изучить литературу по дизайну территории.
Выбрать элементы игрового комплекса и разместить их на плане.
Определить вид клумб, подобрать цветочные культуры.
Организовать сбор бросового и строительного материалов.
Составить смету расходов.
Высадить рассаду и кусты.
Организовать строительство и установку архитектурных конструкций.
Основные этапы решения задач:
Превратить цветники вокруг школы в мини-коллекции растений;
На территории внутреннего дворика создать тематические композиции с использованием малых архитектурных форм;
Объединить все композиции в одну коллекцию.
Растения каждой озеленительной композиции (мини-садика) можно использовать для проведения различных научных наблюдений и опытов. На наш взгляд, все это способствует формированию навыков разумного поведения в природе.
Экспликация пришкольного участка
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА ОЗЕЛЕНЕНИЯ И ЦВЕТОЧНО-ДЕКОРАТИВНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ ШКОЛЫ «Школьный двор моей мечты»
Проект предполагает создание на пришкольной территории коллекции мини - садов, состоящей из следующих объектов:
- объект « Березовая роща»
- объект « Цветники непрерывного цветения»
- объект «Сад многолетников»
- объект « Рябиновая аллея памяти воинов 32-го запасного лыжного полка»
- объект « Клумба у мемориальной доски»
-объект « Лето – это маленькая жизнь»
- объект «Пограничная застава»
- объект « Цветники у памятника»
ОБЪЕКТ «Березовая роща»
На территории школы есть уголок, который можно считать лесом. Более 20-ти лет назад в честь 40-летия победы в великой Отечественной войне ветеранами 32-го лыжного полка и учениками школы были посажены березы, был воспроизведен уголок естественной системы. Он представлен деревьями, кустарниками, лесными травами. На наш взгляд, эту зону необходимо расширить, а потом выпускники школы 2013 года должны высадить саженцы сосны обыкновенной, а обучающиеся обеспечить условия ухода. Необходимо соорудить домики-скворечники, дуплянки для привлечения перелетных птиц.
В ходе реализации проекта мы учли, что, во-первых, лес - это место, где дети и взрослые учатся воспринимать природу при помощи всех органов чувств: обоняния, осязания, слуха и зрения. Следует отметить, что чувственная сторона мироощущения у детей гораздо более развита, чем у взрослых, что и необходимо использовать в экологическом образовании и воспитании школьников.
Разнообразные виды деятельности с использованием органов чувств помогают узнать мир, прикоснуться к нему рукой и получить информацию самостоятельно, способствуют образованию положительных чувств по отношению к природе. Лес помогает снять стресс, улучшает настроение, побуждает к работе различные органы чувств.
Во-вторых, при общении с лесом появляется возможность заниматься практической и исследовательской работой не в стенах школы, а непосредственно на природе.
Цели создания уголка естественной экосистемы «Лес»:
- создание уголка отдыха
- изучение особенностей различных экосистем;
- углубление умений видеть, слышать и понимать красоту окружающего мир
- воспитание заботливого отношения к насекомым, птицам и зверям.
ОБЪЕКТ «Цветники НЕПРЕРЫВНОГО ЦВЕТЕНИЯ»
Сад непрерывного цветения создавался в течение нескольких лет с целью наблюдения за цветением растений с ранней весны до поздней осени. Эта композиция в период цветения имеет живописный вид, так как одни цветущие растения постоянно заменяются другими. Сад непрерывного цветения представлен клумбами перед школой.
Кустарниковыми формами являются сирень, жимолость. Многолетники – это ирисы, бальзамины, хризантемы. Большую часть клумб занимают однолетние декоративные культуры: цинии, георгины, астры, бархатцы, портулак. Посевной материал собирают учащиеся, хранят и высевают на следующий год. На наш взгляд, необходимо расширить и разнообразить эту коллекцию.
Цели создания «сада непрерывного цветения»:
- эстетическое воспитание обучающихся
-формирование положительных эмоций и чувств по отношению к природе
-воспитание культуры взаимоотношений между участниками педагогического процесса
- воспитание трудолюбия.
На наш взгляд, ценность этого сада еще и в том, что он представляет собой небольшие островки ароматов, где можно ощутить и насладиться различными запахами цветов, трав, пряностей различных ароматических растений. Здесь созданы условия для релаксации и улучшения настроения.
Островок запахов переполнен ароматами, которые обостряют ассоциативную память, способствуют восстановлению в памяти тех или иных событий, поэтому сад запахов можно назвать садом воспоминаний.
ОБЪЕКТ «САД МНОГОЛЕТНИКОВ»
Сад многолетников – коллекция состоит из резеды, лилии – 3 сорта, ирисов – 2 сорта, турецкой гвоздики, ландышей. Как показал опрос, создание этого цветника находится в начальной стадии и в будущем планируется расширить его видовое разнообразие. Растения размещаются рядами, куртинами, а также одиночными экземплярами.
Обучающиеся мечтают расширить эту коллекцию и вырастить бадан, борвинок, различные виды раннецветущих - очитков, молодило, а также луковичных раннецветущих растений: крокусы, безвременник весенний, которые можно изучать сразу после снежного покрова.
Цели создания сада многолетников:
- изучение природы посредством чувственного восприятия;
- развитие внимания и бережного отношения к растениям;
- формирование экологической культуры.
ОБЪЕКТ «Рябиновая аллея памяти воинов 32-го лыжного полка»
Рябиновая аллея была заложена ветеранами и кадетами школы в 2004 году в честь 25- летия музея Боевой Славы 32-го запасного лыжного полка.
Цели создания:
- увековечить память о героях Великой Отечественной войны;
- создать цветочные композиции;
- установить вдоль аллеи лавочки для отдыха
ОБЪЕКТ «Клумба у мемориальной доски»
Мемориальная доска открыта в память о выпускнике школы Вадиме Канцыреве, геройски погибшем при выполнении воинского долга в Республике Чечня.
Посмертно Вадим награжден орденом мужества.
Цели создания:
- воспитание бережного отношения к истории школы
- эстетическое воспитание обучающихся;
-формирование устойчивой жизненной позиции;
ОБЪЕКТ «Лето – это маленькая жизнь»
Лето – это пора отдыха, красоты цветения, благоухания ароматов. Это понимает каждый взрослый и ребенок, и поэтому обучающиеся начального звена, педагоги и родители решили создать детский уголок лета.
Цели создания:
- оборудовать сказочную полянку,
- разбить клумбу декоративных растений,
- сделать вазоны, высадив в них однолетние цветы,
- высадить вдоль забора многолетние растения, посадить липы, яблони, кусты жимолости .
ОБЪЕКТ «Пограничная застава»
В школе в 1996 году открыты кадетские классы, многие выпускники которых сегодня- офицеры пограничной службы.
Мы гордимся своей дружбой и сотрудничеством с КПИ ФСБ России.
Сегодняшние кадеты не только занимаются военной подготовкой, но и активно участвуют в благоустройстве территории школы.
Цели создания:
- воспитание чувства коллективизма, трудолюбия,
- благоустройство экологически чистой зоны,
- бережное отношение к природе.
ОБЪЕКТ «Цветники у памятника»
«Кем бы ты ни был на войне,
Простым бойцом или комбатом,
Мы покланяемся тебе,
Увальский лыжник с автоматом»
Семионов
В самом начале Великой Отечественной войны в августе 1941 года, на Увале формировался 32-й запасный лыжный полк. Здесь учились воевать на лыжах стрелки, минометчики, снайперы, минеры и саперы, разведчики. Всего было обучено 20 тысяч лыжников. Через полтора- два месяца они уезжали на фронт . Воевали на всех фронтах.
Ветераны- лыжники, вернувшись с фронта хотели увековечить память о тех, кто навечно остался на полях сражений. Решили воздвигнуть памятник.
Ребята нашей школы изучают историю создания памятника, проводят экскурсии, благоустраивают территорию у памятника. А клумбах высаживают красивые цветы, ухаживают в течении всего летнего периода, а это очень не просто. Вода для полива далеко. Ребята вместе с родителями привозят воду, высаживают рассаду, ухаживают за декоративными растениями. Очень гордятся успехами своего труда.
Помощь в реализации проекта оказывают
трудовые отряды и трудовые десанты.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
1. Совершенствование существующих экспозиций.
2. Создание коллекции семян декоративных, овощных и лекарственных.
3. Посадка саженцев сосны и уход за ними.
4. Посадка по периметру школьной территории молодых деревьев березы и рябины.
5. Расширение многообразия растений сада многолетников.
6. Создание цветника «Зеленая аптека».
7. Создание яркой мини-клумбы у входа в школу.
Приложение
АНКЕТИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Нравиться ли тебе пришкольный участок?
А) Да;
Б) Частично;
В) Нет.
2. Что хотел бы изменить на пришкольном участке?
А) Больше деревьев и цветов;
Б) Новые композиции;
В) Больше цветов.
3. Принимаешь ли ты участие в озеленении школьно территории?
А) Да;
Б) частично;
В) нет.
4. Хотел бы ты принять участие в реализации проекта «Школьный двор моей мечты»?
А) Да;
Б) В свободное время;
В) нет.
Отчет о проведенной работе в ходе реализации проекта
период 2014 год
Поставленные перед нами задачи по озеленению пришкольной территории реализовываются в полной мере. За лето были сохранены все саженцы цветов и молодых деревьев. Разбиты новые цветники.
Необходимо отметить, что проект вышел за рамки запланированной сферы реализации. В ходе реализации проекта был проеден конкурс сочинений и рисунков « Школьный двор».
Ведется активная работа по озеленению и благоустройству не только пришкольной территории, но и территории микрорайона Увал. В реализации проекта принимают участие трудовые отряды. С их помощью в микрорайоне были приведены в порядок тротуары и различные насаждения растений и деревьев. Планируется разбивка клумб у входа в школу, а также оформление клумб у памятника.
Помощь в благоустройстве территории школы оказывали многие родители обучающихся, а также спонсоры.
За 2014 год был оформлен уголок лекарственных трав и разбиты клумбы у входа в школу.
СМЕТА ПРОЕКТА НА 2015 ГОД
Наименование
Количество
Цена за 1 объект в рублях
Сумма в рублях
Инвентарь
Лейка
5 штук
150
750
Ведро
8 штук
40
320
Лопата
5 штук
60
300
Грабли
5 штук
50
250
Шланг
1 штук
300
300
Саженцы
Сосна
30 штук
50
1500
Береза
30 штук
50
1500
Боярышник
10 штук
50
500
Шиповник
10 штук
50
500
Жимолость
5 штук
50
250
Семена декоративных культур
Циния
10 пакетов
8
80
Настурция
10 пакетов
8
80
Рудбекия
10 пакетов
10
100
Адонис
5 пакетов
10
50
Брахикома
5 пакетов
10
50
Портулак
10 пакетов
10
100
Бадан
1 пакет
30
30
Борвинок
1 пакет
30
30
Молодило
1 пакет
30
30
Очиток
1 пакет
30
30
Ремонт забора
10000
Всего
16750
СПОСОБЫ И ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Саженцы деревьев и кустарников предоставит филиал Курганского лесхоза, так как обучающиеся, занимаясь в кружке «Лесничество», помогали выращивать посадочный материал в питомнике.
На приобретение семян цветочно-декоративных культур и инвентаря планируется спонсорская помощь родителей обучающихся и заинтересованных в озеленении школьной территории, а также денежные выигрыши в конкурсах.
Проект озеленения и цветочно-декоративного оформления территории школы «Школьный двор моей мечты» - долгосрочный (2014-2015 г.г.).
Ответственные за реализацию этого проекта: заместитель директора по воспитательной работе Чумак Н. А., учитель биологии Емельянова О.И. и обучающиеся школы с 1 по 11 классы, а так же учителя школы.
Ожидаемые результаты.
* экологическое воспитание школьников в процессе проведения акций «Посади дерево», воспитание бережного отношения к живой красоте, созданной своими руками
* эстетическое оформление и озеленение территории школы;
* развитие у учеников элементарных практических навыков по способам посадки и выращивания кустарников, растений, приемам ухода за ними с учетом индивидуальных особенностей каждого вида;
* организация работы на пришкольном участке;
* стимулирование активной трудовой деятельности младших школьников;
* итоги акции будут освещены на страницах школьной стенной печати и на школьном сайте.
Заключение
Наш школьный двор – это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности.
Создать единый комплекс, где можно было бы реализовать все свои способности, запросы, интересы, идеальную модель маленького мира цветов – таков был замысел авторов данного проекта. Двор для нас – это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха.
Школьный двор - понятие широкое. Можно говорить о паре лавочек и газоне перед парадным входом в здание, а можно - о хорошо оборудованной спортивной площадке, предназначенной для проведения физкультурно-спортивной деятельности с обучающимися школы, о заграждении вокруг школы. Это планы на будущее.
Благоустраивая нашу школу, тем самым мы улучшим облик микрорайона Увал, поскольку школа является одним из его культурных центров.
Наш школьный двор так хорош и прекрасен,
В нём яркие клумбы, дорожки вокруг.
Наш школьный двор цветами украшен,
Он создан трудами маленьких рук.
В нём каждый цветочек к солнцу стремится,
Искрящийся смех раздастся здесь вдруг,
Ведь в жизни мы сможем успеха добиться,
Когда всё красивым будет вокруг!
Библиография.
1. Акимушкин И. И. Занимательная биология. М. – «Молодая гвардия». 1972 2. Артомонов В. И. Занимательная физиология. – М. Дгропромиздат. 1991.
3. Верзилин. Н. Н. По следам Робинзона. – М. Просвещение. 1994.
4. Головин Б. Н. О чем говорят названия растений.- М. Колос. 1992.
5. Губанов И. А. Энциклопедия. Природа России. Пищевые Растения. Справочное издание.- М. 1996.
6. Золотницкий Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях.- М. Дрофа. 2002.
7. Новиков В. С., Губанов И. А. Школьный атлас определитель высших растений. – М. Просвещение. 1991.
8. Устименко Г. В. Справочник культурных растений.- М. Мысль. 1994.
infourok.ru
Растения школьного двора
Растения школьного двора
И́рис, или Каса́тик (лат. Íris) — род многолетних корневищных растений семейства Ирисовые, или Касатиковые (Iridaceae). Ирисы встречаются на всех континентах. Род насчитывает около 800 видов с богатейшим разнообразием форм и оттенков. За это он и получил своё название (греч. ἶρῐς — радуга) {https://ru.wikipedia.org/wiki/Ирис_(растение)}.
Эфирное масло ириса широко используется в парфюмерии. Касатик обладает отхаркивающим действием, улучшает вкус лекарств. В народной медицине касатик жёлтый использовали при пневмонии, ангинах, отёках, а также для лечения инфицированных ран, язв, свищей и для удаления веснушек. Сок корней прежде употребляли снаружи от зубной боли, от золотушных опухолей, a внутрь от водяной и эпилепсии. Внимание: имеются подозрения на ядовитость корневищ и цветков в свежем виде.
Касатик ложноаировый декоративен, издавна широко используется в посадках, окаймляющих водоёмы; в условиях культуры может расти и в местах с весьма умеренным увлажнением.
Растение интересно тем, что, как и тростник, значительно уменьшает загрязнённость воды органическими веществами.
Пион молочноцветковый (лат. Paeonia lactiflora) — вид травянистых многолетних растений рода Пион семейства Пионовые (Paeoniaceae).
Согласно китайским источникам, интерес к пионам как декоративным растениям начался в период правления династий Цинь иХань, ранее 200 лет до н. э. Таким образом, пионы в культуре уже более 2000 лет. Пион лекарственный и Пион уклоняющийся используют в качестве лекарственного сырья. Сырьё используют для приготовления настойки, которая применяется как седативное средство.
Шипо́вник (лат. Rōsa) — род растений семейства Розовые (Rosaceae) порядка Розоцветные (Rosales). По этому роду были названы и семейство, и порядок, к которым он относится. Имеет множество культурных форм, разводимых под названием Роза. Розой в ботанической литературе часто называют и сам шиповник.
Род растений семейства Розовые (Rosaceae) порядка Розоцветные (Rosales). Поэтому роду были названы и семейство, и порядок, к которым относится. Имеет множество культурных форм, разводимых под названием Роза.Плоды шиповника содержат большое количество антиоксидантов. Но самое главное - плоды шиповника являются ценным поливитаминным средством.Витаминные экстракты, сиропы, таблетки, драже и отвары из плодов шиповника используются для лечения и профилактики заболеваний, связанных с недостатком в организме витаминов, прежде всего витаминаC, при малокровии и истощении. Препараты из плодов шиповника благотворно влияют на углеводный обмен, функции костного мозга, печени, жёлчного пузыря, воспалении почек и дерматитах, трофических язвах и лучевых поражениях кожи.
Виногра́д аму́рский (лат. Vítis amurénsis) — вид деревянистых лиан из рода Виноград семейства Виноградовые.
Может широко использоваться как декоративное растение для вертикального озеленения — нормально растёт на широте Санкт-Петербурга. Хорошо переносит городские условия (копоть, пыль, газы). Дымо- и газоустойчив.
Лилейники - цветы красоднева Миддендорфа – замечательный образец хрупкого и нежного цветения растений из рода Hemerocallis (гемерокаллис).
Вид включен в сводку редких и исчезающих растений Амурской области, в Красную книгу Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Охраняется в Хинганском заповеднике, в Муравьевском парке устойчивого природопользования.
Сире́нь аму́рская (лат. Syrínga amurénsis) — вид рода Сирень семейства Маслиновые.
Древесина белая, твердая и тяжелая. Живёт до 90-100 лет. В культуре с 1855 года. Растение получило народное название «трескун» за то, что сырые дрова горят с сильным треском, разбрасывая искры и угли на несколько метров.
konschool.okis.ru