Растения разумные. Мыслящий тростник. Разумные растения. Взгляд науки.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Альтернативный взгляд. Растения разумные


Мыслящий тростник. Разумные растения. Взгляд науки. | Блог Sage

Зачем растениям нужны нервные импульсы. Вековые дубы, сочная травка, свежие овощи — мы как-то не привыкли считать растениями живыми существами, и совершенно зря. Эксперименты показывают, что растения обладают неким сложным аналогом нервной системы и точно так же, как и животные, способны принимать решения, хранить воспоминания, общаться и даже дарить друг другу подарки. Подробнее разобраться в электрофизиологии растений помог профессор Оквудского университета Александр Волков.

Журналист: Я никогда не подумал бы, что кто-то занимается электрофизиологией растений, пока не наткнулся на ваши статьи.

Александр Волков: Вы не одиноки. Широкая публика привыкла воспринимать растения как еду или элементы ландшафта, даже не понимая, что они живые. Когда-то я делал в Хельсинки доклад по электрофизиологии растений, и тогда коллеги очень удивились: «Раньше занимался серьезной темой — несмешиваемыми жидкостями, а теперь какими-то фруктами, овощами». Но так было не всегда: первые книги по электрофизиологии растений были опубликованы еще в XVIII веке, и тогда изучение животных и растений шло почти параллельными путями. К примеру, Дарвин был уверен, что корень — это своеобразный мозг, химический компьютер, обрабатывающий сигналы со всего растения (см., например, «Способность к движению у растений»). А потом наступила Первая мировая война и все ресурсы были брошены на изучение электрофизиологии животных, потому что людям нужны были новые лекарства.

Ж: Это выглядит логичным: лабораторные мыши все-таки гораздо ближе к людям, чем фиалки.

А.В: В действительности различия между растениями и животными совсем не такие громадные, а в электрофизиологии они вообще минимальные. У растений есть почти полный аналог нейрона — проводящая ткань флоэма. У нее тот же самый состав, те же размеры и функции, что у нейронов. Единственное отличие, что у животных в нейронах для передачи потенциалов действия используются натриевый и калиевые ионные каналы, а в флоэме растений — хлоридный и калиевый. Вот и вся разница в нейрофизиологии. Немцы недавно нашли химические синапсы у растений, мы — электрические, и в целом у растений работают те же нейротрансмиттеры, что и у животных. Мне кажется, это даже логично: если бы я создавал мир, а я человек ленивый, я бы сделал все одинаковым, чтобы все было совместимо.

Дарвин считал корни растений своеобразным аналогом головного мозга. Фото: Ammak / Фотодом / Shutterstock

Зачем растениям нервные импульсы?

Мы не задумываемся об этом, но растения в своей жизни обрабатывают даже больше типов сигналов от внешней среды, чем люди или любые другие животные. Они реагируют на свет, тепло, гравитацию, солевой состав почвы, магнитное поле, различные патогены и гибко меняют свое поведение под действием полученной информации. К примеру, в лаборатории Стефано Манкузо (Stefano Mancuso) из Университета Флоренции проводили эксперименты с двумя вьющимися побегами фасоли. Ученые устанавливали между растениями общую опору, и побеги начинали наперегонки к ней тянуться. Но как только первое растение забиралось на опору, второе сразу будто признавало себя побежденным и переставало расти в этом направлении. Оно понимало, что борьба за ресурсы бессмысленна и лучше искать счастье где-нибудь в другом месте.

Ж: Растения не двигаются, медленно растут и вообще живут неторопливо. Кажется, что нервные импульсы у них должны распространяться тоже гораздо медленнее.

Александр Волков: Это заблуждение, которое долго бытовало в науке. В 70-х годах XIX века англичане померили, что потенциал действия у венериной мухоловки распространяется со скоростью 20 сантиметров в секунду, но это была ошибка. Они были биологами и совершенно не владели техникой электроизмерений: в своих экспериментах англичане использовали медленные вольтметры, которые регистрировали нервные импульсы даже медленнее, чем они распространялись, что совершенно недопустимо. Теперь мы знаем, что нервные импульсы могут бежать по растениям с самыми разными скоростями в зависимости от места возбуждения сигнала и от его природы. Максимальная скорость распространения потенциалов действия у растений сравнима с такими же показателями у животных, а время релаксации после прохождения потенциала действия может меняться от миллисекунд до нескольких секунд.

Ж: Для чего растения используют эти нервные импульсы?

А.В: Хрестоматийный пример — это венерина мухоловка, о которой я уже упомянул. Эти растения живут в районах с очень влажной почвой, в которую плохо проникает воздух, и, соответственно, в этой почве мало азота. Недостаток этого необходимого вещества мухоловки добирают, поедая насекомых и маленьких лягушек, которых они ловят с помощью электрической ловушки — двух лепестков, в каждый из которых встроено по три пьезомеханических сенсора. Когда насекомое садится на любой из лепестков и задевает своей лапкой эти рецепторы, в них генерируется потенциал действия. Если насекомое задевает механосенсор дважды в течение 30 секунд, то ловушка захлопывается за доли секунды. Мы проверяли работу этой системы — прикладывали к ловушке венериной мухоловки искусственный электрический сигнал, и все работало точно так же — ловушка закрывалась. Потом мы повторили эти эксперименты с мимозой и другими растениями и так показали, что можно за счет электрических сигналов заставлять растения открываться, закрываться, двигаться, нагибаться — в общем, делать все что угодно. При этом внешние возбуждения разной природы генерируют у растений потенциалы действия, которые могут различаться амплитудой, скоростью и продолжительностью.

Ж: На что еще могут реагировать растения?

А.В: Если вы подстрижете травку у себя на даче, то в корни растений сразу пойдут потенциалы действия. По ним запустится экспрессия некоторых генов, и на порезах активируется синтез перекиси водорода, защищающей растения от инфекции. Точно так же если вы измените направление света, то первые 100 секунд растение никак не будет на это реагировать, для того чтобы отсечь вариант тени от птицы или животного, а потом снова пойдут электрические сигналы, по которым растение за секунды повернется таким образом, чтобы максимально захватить световой поток. Все то же самое будет, и когда вы станете капать кипящей водой, и когда поднесете горящую зажигалку, и когда опустите растение в лед — на любые раздражители растения реагируют с помощью электрических сигналов, которые управляют их ответами на изменившиеся условия внешней среды.

Венерина мухоловка ловит свою добычу с помощью нервных импульсов, возбуждаемых механосенсорами. Фото: Mark Freeth / Flickr

Память растений

Растения не только умеют реагировать на внешнюю среду и, по-видимому, просчитывать свои действия, но еще и завязывают между собой некоторые социальные отношения. Например, наблюдения немецкого лесничего Петера Воллебена показывают, что у деревьев бывает нечто вроде дружбы: деревья-партнеры переплетаются корнями и внимательно следят за тем, чтобы их кроны не мешали друг другу расти, в то время как случайные деревья, не питающие никаких особых чувств к своим соседям, всегда стараются захватить себе побольше жизненного пространства. При этом дружба может возникать и между деревьями разных видов. Так, в опытах того же Манкузо ученые наблюдали, как незадолго до смерти дугласия будто оставляет наследство: желтой сосне неподалеку от нее дерево посылало по корневой системе большое количество органических веществ.

Ж: У растений есть память?

Александр Волков: У растений есть все те же виды памяти, что и у животных. Например, мы показали, что памятью обладает венерина мухоловка: чтобы ловушка сработала, на нее нужно отправить 10 микрокулонов электричества, но, оказывается, это не обязательно делать за один сеанс. Можно сначала подать два микрокулона, потом еще пять и так далее. Когда в сумме наберется 10, растению покажется, что в него попало насекомое, и оно захлопнется. Единственное, что между сеансами нельзя делать перерывы больше, чем в 40 секунд, иначе счетчик обнулится — получается такая краткосрочная память. А долгосрочную память растений увидеть еще проще: например, у нас одной весной на 30 апреля ударили заморозки, и буквально за одну ночь на инжирном дереве померзли все цветы, а в следующем году оно уже не расцветало до первого мая, потому что помнило, чем это закончилось. Похожих наблюдений физиологами растений было сделано немало за последние 50 лет.

Ж: Где хранится память растений?

А.В: Однажды я встретил на конференции на Канарских островах Леона Чуа, который в свое время предсказал существование мемристоров — сопротивлений с памятью о прошедшем токе. Мы разговорились: Чуа почти ничего не знал о ионных каналах и электрофизиологии растений, я — о мемристорах. В результате он попросил, чтобы я попробовал поискать мемристоры in vivo, потому что по его расчетам они должны быть сопряжены с памятью, но до сих пор в живых существах их никто не находил. У нас же все получилось: мы показали, что потенциал-зависимые калиевые каналы алоэ вера, мимозы и той же венериной мухоловки — это по природе своей мемристоры, а в следующих работах мемристивные свойства нашли в яблоках, картофеле, семенах тыквы, разных цветах. Вполне возможно, что память растений завязана именно на этих мемристорах, но точно пока это неизвестно.

Ж: Растения умеют принимать решения, обладают памятью. Следующий шаг — социальные взаимодействия. Могут ли растения общаться друг с другом?

А.В: Знаете, в «Аватаре» есть такой эпизод, где деревья общаются между собой под землей. Это не фантазия, как можно подумать, а установленный факт. Когда я жил в СССР, мы часто ходили за грибами и все знали, что гриб надо аккуратно срезать ножичком, чтобы не повредить грибницу. Теперь выясняется, что грибница — это электрический кабель, по которому деревья могут общаться как между собой, так и с грибами. Более того, есть множество свидетельств, что по грибнице деревья обмениваются не только электрическими сигналами, но еще и химическими соединениями или даже опасными вирусами и бактериями.

Ж: А что вы скажете по поводу мифа о том, что растения понимают человеческую речь, и поэтому с ними надо говорить ласково и спокойно, чтобы они лучше росли?

А.В: Это только миф, больше ничего.

Ж: Можем ли мы применять к растениям термины «боль», «мысли», «сознание»?

А.В: Об этом я ничего не знаю. Это уже вопросы философии. Прошлым летом в Петербурге был симпозиум по сигналам в растениях, и туда приехало сразу несколько философов из разных стран, так что этой темой сейчас начинают заниматься. Но я привык говорить о том, что я могу экспериментально проверить или рассчитать.

В семенах тыквы ученые нашли аналоги мемристоров — резисторов, обладающих памятью. Фото: Shawn Campbell / Flickr

Растения как сенсоры

Растения умеют координировать свои действия с помощью разветвленных сетей. Так, акация, произрастающая в африканской саванне, не только выделяет в свои листья токсическое вещество, когда ее начинают есть жирафы, но еще и испускает летучий «тревожный газ», передающий сигнал бедствия окружающим растениям. В результате жирафам в поисках пищи приходится перемещаться не к ближайшим деревьям, а отходить от них в среднем на 350 метров. Сегодня ученые мечтают использовать подобные отлаженные природой сети живых сенсоров для экологического мониторинга и других задач.

Ж: Вы пробовали использовать ваши исследования по электрофизиологии растений на практике?

Александр Волков: У меня есть патенты по предсказанию и регистрации землетрясений с помощью растений. В преддверии землетрясений (в разных частях света временной интервал меняется от двух до семи суток) движение земной коры вызывает характерные электромагнитные поля. В свое время японцы предлагали их фиксировать с помощью гигантских антенн — железок высотой два километра, но никто такие антенны так и не смог построить, да это и не нужно. Растения настолько чувствительны к электромагнитным полям, что могут предсказывать землетрясения лучше любых антенн. Например, мы использовали для этих целей алоэ веру — подключали к ее листьями хлорсеребряные электроды, снимали электрическую активность, обрабатывали данные.

Ж: Звучит абсолютно фантастически. Почему эта система до сих пор не внедрена в практику?

А.В: Здесь возникла неожиданная проблема. Смотрите: допустим, вы мэр Сан-Франциско и узнаете, что через два дня будет землетрясение. Что вы будете делать? Если вы сообщите об этом людям, то в результате паники и давки может погибнуть или получить травмы даже больше людей, чем при землетрясении. Из-за таких ограничений я даже публично в открытой печати не могу обсуждать результаты наших работ. В любом случае, я думаю, рано или поздно у нас будут самые разные системы мониторинга, работающие на растениях-сенсорах. Например, мы в одной своей работе показали, что с помощью анализа электрофизиологических сигналов можно создать систему мгновенной диагностики различных заболеваний сельскохозяйственных растений.

Ученые предлагают предсказывать землетрясения по электрическим сигналам в листьях алоэ вера. Фото: rabiem22 / Flickr

Автор: Михаил Петров

Источник

×

cont.ws

Растения разумные существа? | Сенсационные новости

Если бы на Земле не было растений – трудно сказать, как бы сейчас выглядела жизнь на нашей планете. Однако эти молчаливые друзья сопровождали человека на всех этапах его развития, безвозмездно предоставляя ему пищу, топливо и лекарства. И люди поначалу ценили это. Многие народы считали, что у деревьев и трав есть душа, а потому не ломали веток ради забавы. 

Иногда даже целые рощи объявлялись священными, и великим грехом считалось навредить любому из таких деревьев. Согласно религиозным мировоззрениям людей из разных стран, человеческие  души после смерти переселяются в деревья. Буддисты, например, считают, что до воплощения в теле Будды его душа провела 23 жизни в различных деревьях. Аборигены Австралии даже чётко могут указать, в какое именно дерево поселилась душа их умершего родственника, а жители Китая сажают на кладбищах деревья, чтобы души усопших могли найти там приют.

Со временем привыкшие к благам цивилизации люди стали потребительски относится к своим зелёным помощникам, и массовые вырубки лесов и загромождение бывших заповедных территорий современными постройками стало для нашего времени нормой. Тем не менее, специалисты, занимающиеся исследованием растений, всё чаще открывают удивительные свойства и факты, которые заставляют задуматься над тем, что растения – это особые формы жизни, которые по – своему могут мыслить, чувствовать и общаться. 

Начало исследованиям о разумности растений положил американец Клайв Бакстер, которому пришла в голову мысль прикрепить датчики детектора лжи к листьям филодендрона, растущего в лаборатории. Поначалу ничего особенного не происходило – самописец оставался неподвижным. Но как только рядом разбили яйцо – датчики среагировали на какой-то импульс, и самописец вычертил пик. Та же самая ситуация повторилась и тогда, когда сотрудники лаборатории решили сварить креветок – судя по показаниям прибора, растение «вздрагивало» каждый раз, когда живое существо опускали в кипяток. 

Необъяснимым образом на телепатическом уровне растения могут чувствовать то, что происходит с тем человеком, который заботится о них: поливает, ухаживает. Тот же филодендрон, который был «обследован» на детекторе лжи, среагировал показаниями прибора и в том случае, когда Бакстер порезался и прижёг себе палец йодом. Растение почувствовало боль человека и сопереживало ему!

Недавно проведённые учёными исследования позволили установить, что растения способны разговаривать! В эксперименте при помощи высокочувствительных инструментов, которыми пользуются для изучения антенн насекомых, специалистам удалось услышать «щелчки» с частотой в 220гц, которые издавали корни молодой кукурузы, помещённые в воду. Причём если корням посылали такие же сигналы, то растение изменяло направление рост своего движения, и вместо того, чтобы расти вниз, корни кукурузы стремились по направлению к источнику звука.

За последние десятилетия, в ходе которых проводились разнообразные работы по изучению свойств растений, удалось установить, что они способны генерировать определённые химические сигналы, а также могут самостоятельно изучать их. Так, зоолог Ван Хален, изучавший в Южной Африке антилоп и жирафов заметил странную закономерность: жирафы, очень привередливые в выборе пищи, поедали листья с акаций, находившихся на большом расстоянии друг от друга. Антилопы же объедали все акации подряд, и вот именно в стадах антилоп смертность была намного выше, чем у жирафов. 

Хотя акации относились к одному и тому же виду. Как выяснилось, деревья, с которых животные начали поедать листья, вырабатывают этилен. Это вещество, попавшее в воздух, улавливают другие акации, и усиленно начинают вырабатывать ядовитое вещество – танин, которое разрушает печень  жвачных животных. Срабатывание такой «системы сигнализации» у растений приводит к тому, что иногда среди буйной, но ядовитой зелени погибает большое количество антилоп.

Растения так же, как и люди, могут чувствовать боль, любить и испытывать неприязнь к кому-либо, запоминать определённые события. Один из пионеров в органическом садоводстве, Дж. Родейл, услышав о том, что гибель материнского растения может влиять на дочерние ростки, провёл опыт на капустных саженцах. В своём эксперименте садовод срубил и сжёг кочан капусты — «матери». И в результате у дочерних саженцев произошёл сбой нормального роста. 

Интересную гипотезу выдвинул и Виктор Адаменко, российский физик, который предположил, что растения, ставшие свидетелями преступлений, вполне могут помочь  правосудию. На практике такой эксперимент провели физик Томас Эттер и психиатр Арстрид Х.Эссер, которые в ходе допроса одной женщины использовали в качестве свидетеля…комнатное растение. Причём подключённый к детектору лжи зелёный кустик сигнализировал, что преподносимая обвиняемой версия преступления не соответствует истине.

Издавна люди верили, что растения могут понимать человеческую речь, и разговаривали с ними. Особенно в этом преуспевали маги и травники, которые прекрасно были осведомлены о том, что каждое растение имеет свою собственную душу и разум. Кое-где в деревнях до сих пор применяется особый способ устрашения «ленивого» дерева, которое в силу каких- либо причин не хочет плодоносить. При этом хозяин усадьбы подходит к дереву с топором в руках и угрожает его срубить в следующем году, если оно не «исправится». Многие считают такой способ действенным, поскольку довольно часто перепуганное дерево приносит наконец долгожданный урожай.

Метод «разговоров по душам» при выводе новых сортов растений широко применял в своей практике Лютер Бербенк, селекционер из Калифорнии. Путём длительных бесед с растениями и передачи им зрительного образа, по поводу того, какими они должны вырасти, Бербенк сумел вывести безыгольчатый кактус, тутовник белый с прозрачными ягодами, белую маргаритку и некоторые другие виды растений. Сам специалист объяснял это тем, что при ведении таких бесед создаётся некая вибрация, улавливаемая растениями. А так как в большинстве своём растения очень отзывчивые и доверчивые, то они с радостью идут на контакт с человеком, если он обращается к ним с хорошими словами.

Обладают ли растения интеллектом? Многие считают такое предположение просто нелепым. Однако факты говорят сами за себя. Наверняка многие видели, как вьются усики гороха, как цепляются за опору побеги плюща и других вьющихся растений. Простой опыт позволяет убедиться, что растения не только мыслят, но и видят (по-своему, конечно). Достаточно поставить недалеко от побега вьющегося растения палку – и в ближайшее время усики «заметят» это и устремятся к желанной опоре. Если усложнить опыт, и предложить вьющимся стеблям для опоры два варианта крючьев – один изогнутый, а второй прямой, то растения выберут изогнутый крюк, поскольку зацепиться за него и удержаться будет гораздо проще и надежнее.

В пользу разумности растений говорит и опыт, проведённый с известной всем со школьных лет росянкой – хищным насекомоядным растением. Когда близко к росянке на кончике иглы подносили насекомое, то растение начинало предвкушать «обед»: поворачивало листики и волоски в сторону угощения. Однако если таким же образом смышлёному растению предлагали что-либо несъедобное, то оно оставалось неподвижным. 

Кустарники, произрастающие в зоне засушливых степей, в поисках влаги раскидывают свои корни под землёй как можно дальше. Однако если неподалёку растёт другой куст – то рост корней в ту сторону прекращается, и растения-соседи не мешают друг другу.

На данном этапе специалисты в области нейробиологии растений постоянно приходят научным и экспериментальным путём к открытию тех непреложных истин, которые без использования сверхсовременной аппаратуры знали наши далёкие предки. А именно это знания о том, что любое растение – это представитель особой формы жизни, которое может мыслить и чувствовать, запоминать и прощать. Поэтому не стоит относиться к ним потребительски, считая растения созданными исключительно для блага человека.

Источник: earth-chronicles.ru

sensationalnews.net

РАЗУМНЫЕ РАСТЕНИЯ / ozz пишет / Магов.нет

Самописец долго был неподвижен, цветок молчал. Так продолжалось, пока однажды рядом с этим цветком, филодендроном, кто-то не

разбил яйцо. В то же мгновенье самописец дернулся и вычертил пик.

Растение реагировало на гибель живого: когда сотрудники лаборатории стали готовить обед и опустили в кипящую воду креветок, самописец снова отреагировал самым активным образом.

Чтобы проверить, не случайность ли это, креветок стали опускать в кипяток через паузы. И всякий раз самописец выводил резкий пик.

Так же безошибочно и мгновенно растение реагирует, если что-то случается с человеком. Особенно, если человек этот «небезразличен» ему — ухаживает за растением, поливает его. Когда тот же Бакстер порезался и прижег рану йодом, самописец тут же дернулся и пришел в движение.

Растения не имеют глаз, но тем не менее неприметный хмель, безответный вьюнок, фасоль или горох неведомым образом способны воспринимать и различать предметы на расстоянии. Они простирают свои побеги вовсе не слепо. Как только на пути стебля на стене окажется выступ или гвоздь, за который можно уцепиться, растение направит свои побеги прямо к нему. При этом усик никогда не промахнется, не пройдет мимо. Если поставить побег перед выбором — на одинаковом расстоянии вбить два гвоздя, то он направится к более ржавому или загнутому, за который ему надежнее было бы ухватиться.

Растения отчетливо различают объекты, оказывающиеся в зоне их восприятия. На болотах растет насекомоядная росянка, листья ее с

тонкими липкими волосками всегда пребывают наготове схватить и заполучить на обед какую-нибудь зазевавшуюся букашку или комара. Стоит поднести на 4 — 5 сантиметров на кончике иголки муху, как листья тут же начинают поворачиваться, а волоски вытягиваться в сторону добычи. Но если на кончике иголки вы поднесете ей что-либо несъедобное, росянка это просто проигнорирует — обмануть ее не удастся. Для существа, не имеющего ни глаз, ни обоняния, такая чувствительность удивительна и необъяснима.

Оказывается, растения способны воспринимать и то, что находится под землей. Степной кустарник в поисках влаги простирает свои корни в разные стороны, насколько хватает сил. Но если где-то на его пути живет другой куст, оба тут же приостанавливают движение корней навстречу друг другу. Им чужого не надо. Корни узнают друг друга издали, не соприкасаясь.

В ходе эксперимента английского биолога Л. Уотсона один из сотрудников лаборатории ежедневно поливал цветок герани, взрыхлял землю, протирал листочки. Другой же, наоборот, с угрюмым видом причинял цветку всяческий вред: ломал ветки, колол иголкой листья, жег их огнем. Присутствие «благодетеля» самописец отмечал всегда ровной прямой линией. Но стоило в комнату войти «злодею», как герань тут же опознавала его: самописец тотчас начинал вычерчивать резкие пики. Если же в комнату в этот момент входил «благодетель», пики сразу сменялись прямой линией, тревога уходила: ведь он мог защитить от «злодея»!

Многократно доказано, что растения способны воспринимать обращенные к ним слова. Еще в прошлом веке известный американский ботаник Л. Бурбанк, создавая новый сорт, просто подолгу беседовал с растением. Например, чтобы создать сорт неколючего кактуса, он много раз повторял побегам: «Колючки вам не нужны, бояться вам нечего. Я защищу вас.» Это было единственным его методом.

Можно не верить этому, считать это чудом, но сорт, известный до того своими шипами, стал расти без шипов и передал это свойство потомству. Тем же методом Бурбанк вывел новый сорт картофеля, скороспелые сливы, разные виды цветов, плодовых деревьев, многие

из которых носят его имя и по сей день… И всего этого он добивался, просто разговаривая с побегами, запросто общаясь с ними как с существами сознательными и разумными. Факт этот кто-то может считать фантастичным, но от этого он не перестает быть Фактом.

В том, что растения обладают памятью, убедились биологи университета в Клермонте (Франция), проведя опыт, который при желании может повторить каждый. Когда из земли появился росток с первыми двумя листочками, расположенными симметрично, один листок несколько раз надкололи иголкой. Растению как бы давали понять — в той стороне, откуда пришли уколы, есть для него нечто плохое, таится опасность.

Сразу после этого (через несколько минут) оба листка удаляли. Теперь у растения не оставалось травмированной ткани, которая

напоминала бы ему, с какой стороны совершено нападение-вмешательство. Побег продолжал расти, пускал новые листья, ветки, бутоны. Но при этом соблюдалась странная ассиметрия: сам его ствол и вся листва были устремлены прочь от той стороны, откуда когда-то были нанесены уколы. Даже цветы распускались на другой, «безопасной» стороне. Спустя многие месяцы цветок явно помнил, что произошло, и с какой стороны пришло то зло…

Еще в 1959 г. в «Докладах Академии Наук СССР» была опубликована статья В. Карманова с прозаическим названием «Использование автоматики и кибернетики в сельском хозяйстве». В статье рассказывалось об опытах в лаборатории биокибернетики Института

Агрофизики АН СССР. В институтской теплице были установлены чувствительные приборы, которые отмечали при пересыхании почвы,

что побеги фасоли, что там росли, начинали издавать импульсы в диапазоне низких частот.

Эту связь исследователи попытались закрепить. Как только приборы воспринимали такой сигнал, специальное устройство тут же включало

полив. Судя по результатам, благодаря этому у растений выработался своего рода условный рефлекс. Как только им требовался полив, они немедленно подавали сигнал. Мало того, растения вскоре без участия человека разработали для себя режим полива. Вместо обильного разового полива они выбрали самый оптимальный для себя вариант и включали воду каждый час минуты на две.

Надо сказать, что при виде осмысленного или лучше — сознательного поведения растений люди науки выражают не столько радость открытия, сколько растерянность и смущение. Да, нам легче бывает, пусть с оговорками, принять некую разумность существ, более

близких к нам — кошек, собак, птиц или дельфинов, чем приложить это качество к дереву или цветку…

Помните об экспериментах с условными рефлексами, которые проводил академик Павлов? Биологи Алма-Атинского университета провели

аналогичный эксперимент с растением. Через стебель филодендрона они пропускали электрический ток. Датчики показывали, что он

реагировал на это весьма активно. Можно предположить, что это ему не нравилось. При этом, включая ток, рядом с цветком на одно и то

же место всякий раз клали камень. Один и тот же. Это было повторено многократно. На какой-то раз оказалось достаточно

просто положить камень — и филодендрон реагировал на это так же, как если бы ему был дан очередной электрический шок. У растения

выработалась устойчивая ассоциация: камень, положенный рядом, и удар тока, иными словами: «условный рефлекс»! Между прочим, И.

Павлов считал условный рефлекс исключительно функцией высшей нервной деятельности…

А. Горбовский, «Труд».

Дата 11/06/2003 15:34:44 | Раздел: Эзотерические новости

фото с сайта — www.radlab.com/information/bio-dis-plays.html

magov.net

Растения разумные существа? — Альтернативный взгляд Salik.biz

Если бы на Земле не было растений – трудно сказать, как бы сейчас выглядела жизнь на нашей планете. Однако эти молчаливые друзья сопровождали человека на всех этапах его развития, безвозмездно предоставляя ему пищу, топливо и лекарства. И люди поначалу ценили это. Многие народы считали, что у деревьев и трав есть душа, а потому не ломали веток ради забавы. 

Иногда даже целые рощи объявлялись священными, и великим грехом считалось навредить любому из таких деревьев. Согласно религиозным мировоззрениям людей из разных стран, человеческие  души после смерти переселяются в деревья. Буддисты, например, считают, что до воплощения в теле Будды его душа провела 23 жизни в различных деревьях. Аборигены Австралии даже чётко могут указать, в какое именно дерево поселилась душа их умершего родственника, а жители Китая сажают на кладбищах деревья, чтобы души усопших могли найти там приют.

Со временем привыкшие к благам цивилизации люди стали потребительски относится к своим зелёным помощникам, и массовые вырубки лесов и загромождение бывших заповедных территорий современными постройками стало для нашего времени нормой. Тем не менее, специалисты, занимающиеся исследованием растений, всё чаще открывают удивительные свойства и факты, которые заставляют задуматься над тем, что растения – это особые формы жизни, которые по – своему могут мыслить, чувствовать и общаться. 

Начало исследованиям о разумности растений положил американец Клайв Бакстер, которому пришла в голову мысль прикрепить датчики детектора лжи к листьям филодендрона, растущего в лаборатории. Поначалу ничего особенного не происходило – самописец оставался неподвижным. Но как только рядом разбили яйцо – датчики среагировали на какой-то импульс, и самописец вычертил пик. Та же самая ситуация повторилась и тогда, когда сотрудники лаборатории решили сварить креветок – судя по показаниям прибора, растение «вздрагивало» каждый раз, когда живое существо опускали в кипяток.

Необъяснимым образом на телепатическом уровне растения могут чувствовать то, что происходит с тем человеком, который заботится о них: поливает, ухаживает. Тот же филодендрон, который был «обследован» на детекторе лжи, среагировал показаниями прибора и в том случае, когда Бакстер порезался и прижёг себе палец йодом. Растение почувствовало боль человека и сопереживало ему!

Недавно проведённые учёными исследования позволили установить, что растения способны разговаривать! В эксперименте при помощи высокочувствительных инструментов, которыми пользуются для изучения антенн насекомых, специалистам удалось услышать «щелчки» с частотой в 220гц, которые издавали корни молодой кукурузы, помещённые в воду. Причём если корням посылали такие же сигналы, то растение изменяло направление рост своего движения, и вместо того, чтобы расти вниз, корни кукурузы стремились по направлению к источнику звука.

За последние десятилетия, в ходе которых проводились разнообразные работы по изучению свойств растений, удалось установить, что они способны генерировать определённые химические сигналы, а также могут самостоятельно изучать их. Так, зоолог Ван Хален, изучавший в Южной Африке антилоп и жирафов заметил странную закономерность: жирафы, очень привередливые в выборе пищи, поедали листья с акаций, находившихся на большом расстоянии друг от друга. Антилопы же объедали все акации подряд, и вот именно в стадах антилоп смертность была намного выше, чем у жирафов. 

Хотя акации относились к одному и тому же виду. Как выяснилось, деревья, с которых животные начали поедать листья, вырабатывают этилен. Это вещество, попавшее в воздух, улавливают другие акации, и усиленно начинают вырабатывать ядовитое вещество – танин, которое разрушает печень  жвачных животных. Срабатывание такой «системы сигнализации» у растений приводит к тому, что иногда среди буйной, но ядовитой зелени погибает большое количество антилоп.

Растения так же, как и люди, могут чувствовать боль, любить и испытывать неприязнь к кому-либо, запоминать определённые события. Один из пионеров в органическом садоводстве, Дж. Родейл, услышав о том, что гибель материнского растения может влиять на дочерние ростки, провёл опыт на капустных саженцах. В своём эксперименте садовод срубил и сжёг кочан капусты — «матери». И в результате у дочерних саженцев произошёл сбой нормального роста. 

Интересную гипотезу выдвинул и Виктор Адаменко, российский физик, который предположил, что растения, ставшие свидетелями преступлений, вполне могут помочь  правосудию. На практике такой эксперимент провели физик Томас Эттер и психиатр Арстрид Х.Эссер, которые в ходе допроса одной женщины использовали в качестве свидетеля…комнатное растение. Причём подключённый к детектору лжи зелёный кустик сигнализировал, что преподносимая обвиняемой версия преступления не соответствует истине.

Издавна люди верили, что растения могут понимать человеческую речь, и разговаривали с ними. Особенно в этом преуспевали маги и травники, которые прекрасно были осведомлены о том, что каждое растение имеет свою собственную душу и разум. Кое-где в деревнях до сих пор применяется особый способ устрашения «ленивого» дерева, которое в силу каких- либо причин не хочет плодоносить. При этом хозяин усадьбы подходит к дереву с топором в руках и угрожает его срубить в следующем году, если оно не «исправится». Многие считают такой способ действенным, поскольку довольно часто перепуганное дерево приносит наконец долгожданный урожай.

Метод «разговоров по душам» при выводе новых сортов растений широко применял в своей практике Лютер Бербенк, селекционер из Калифорнии. Путём длительных бесед с растениями и передачи им зрительного образа, по поводу того, какими они должны вырасти, Бербенк сумел вывести безыгольчатый кактус, тутовник белый с прозрачными ягодами, белую маргаритку и некоторые другие виды растений. Сам специалист объяснял это тем, что при ведении таких бесед создаётся некая вибрация, улавливаемая растениями. А так как в большинстве своём растения очень отзывчивые и доверчивые, то они с радостью идут на контакт с человеком, если он обращается к ним с хорошими словами.

Обладают ли растения интеллектом? Многие считают такое предположение просто нелепым. Однако факты говорят сами за себя. Наверняка многие видели, как вьются усики гороха, как цепляются за опору побеги плюща и других вьющихся растений. Простой опыт позволяет убедиться, что растения не только мыслят, но и видят (по-своему, конечно). Достаточно поставить недалеко от побега вьющегося растения палку – и в ближайшее время усики «заметят» это и устремятся к желанной опоре. Если усложнить опыт, и предложить вьющимся стеблям для опоры два варианта крючьев – один изогнутый, а второй прямой, то растения выберут изогнутый крюк, поскольку зацепиться за него и удержаться будет гораздо проще и надежнее.

В пользу разумности растений говорит и опыт, проведённый с известной всем со школьных лет росянкой – хищным насекомоядным растением. Когда близко к росянке на кончике иглы подносили насекомое, то растение начинало предвкушать «обед»: поворачивало листики и волоски в сторону угощения. Однако если таким же образом смышлёному растению предлагали что-либо несъедобное, то оно оставалось неподвижным. 

Кустарники, произрастающие в зоне засушливых степей, в поисках влаги раскидывают свои корни под землёй как можно дальше. Однако если неподалёку растёт другой куст – то рост корней в ту сторону прекращается, и растения-соседи не мешают друг другу.

На данном этапе специалисты в области нейробиологии растений постоянно приходят научным и экспериментальным путём к открытию тех непреложных истин, которые без использования сверхсовременной аппаратуры знали наши далёкие предки. А именно это знания о том, что любое растение – это представитель особой формы жизни, которое может мыслить и чувствовать, запоминать и прощать. Поэтому не стоит относиться к ним потребительски, считая растения созданными исключительно для блага человека.

salik.biz

Разумные растения — Википедия

К:Википедия:Страницы на КПМ (тип: не указан)

Разумные (говорящие) растения — волшебные растения, встречающиеся в мифах, легендах, сказках, фантастике и фэнтези.

Мифология

См. также: растения в мифологии (англ.)русск..

В древнегреческой мифологии было представление о дриадах — духах, живущих в деревьях и даже являющихся его частью (гамадриады умирали вместе со своим деревом).[1]Лапифы, по ряду представлений, совмещали в своём облике элементы дерева и человека.[1][2]

У славян представления о растениях как об одушевлённых существах встречались нечасто, в основном об этом упоминали в качестве запрета понапрасну срубать деревья. Помимо этого бытовали представления, что в деревья могут превращаться погибшие люди и нечистая сила.[3][4]

В средневековой персидской книге «Шахнаме» повествуется о встрече Александра Македонского с говорящим деревом.[1][5] В европейской средневековой мифологии встречаются упоминания об индийских пророческих «деревьях Солнца и Луны» (указывается в частности, что с ними говорил Марко Поло[6]), а также об индийских девах-цветах[1].

В целом же, для многих народов было характерно одушевление скорее не отдельных растений, а их скоплений — леса, поля и т. п.[7]

Видео по теме

Народные сказки

Яблоня прячет детей от гусей-лебедей. Советская марка, художник Е. Комаров.

Говорящие растения довольно распространены в народных сказках, в них они в основном неподвижны и добры к людям. В ирландском фольклоре деревья иногда подсказывают, где находится золото лепреконов, друиды советуются с дубами.[1] В оригинальной версии сказки о Золушке, ей помогает не фея-крёстная (англ.)русск., а говорящее дерево.[8]У японцев есть сказка о любви самурая Томодаты к девушке Зелёной Иве, оказавшейся душой дерева.[1]

Из русских сказок можно назвать яблони из сказок «Гуси-лебеди», где она даёт яблоки детям и прячет их от преследователей, и «Крошечка-Хаврошечка», где яблоня, произошедшая от убитой коровы, помогает героине выйти замуж.[1] В олонецкой сказке «От чего пошли медведи?» липа просила мужика не рубить её и выполняла различные его желания, в конце концов превратив его в медведя, когда он пожелал, чтоб его все боялись.[3]

Литературные сказки и фэнтези

Улыбающиеся добрые деревья стали штампом произведений для детей. Часто они старые и мудрые, дают героям магическую помощь и добрый совет, так, например, происходит в мультфильме «Покахонтас» (1995).[8] В «Маленьком принце» (1943) Антуана де Сент-Экзюпери фигурирует разумная роза, которая отличается красотой и обладает капризным характером.[значимость факта?] В книге «Принц Каспиан» (1951) из «Хроник Нарнии» Клайва Льюиса древолюди, являясь стихийной силой, просыпаются вместе с самой землёй, когда она решает принять активное участие в событиях мира; также они могут принимать человеческую форму и танцевать.[2][8]

Большое влияние на образы разумных деревьев в фэнтези и фантастике оказали энты (англ. ents) — «пастухи деревьев» из Средиземья — мира «Властелина колец» (1954—1955) и связанных произведений Дж. Р. Р. Толкина. Это живые деревья, способные не только разговаривать, но и самостоятельно передвигаться. Они очень сильные и мудрые, но неторопливые существа. Умирают они, постепенно теряя способность мыслить и превращаясь в обычные деревья. Помимо них в Средиземье есть хуорны — тоже ходячие деревья, но менее разумные. Энты и хуорны сыграли ключевую роль в разрушении Изенгарда — крепости Сарумана.[1][2] Также у Толкина упоминается Старый Ив (англ.)русск. — древнее злое дерево, заманивающее при помощи гипноза жертв в свои владения и поедающее их.[2][8]

Образ энтов перешёл во многие книги и особенно игры, однако в связи с соблюдением авторских прав были изменены названия. В играх это древесные гиганты (англ.)русск. из Dungeons & Dragons, древолюди из Warhammer, древесный народ из Magic: The Gathering, древесные гиганты ночных эльфов из Warcraft III, энты (дендроиды) Лесного союза из Heroes of Might and Magic, древни из «Демиургов», энты из Kingdoms of Amalur: Reckoning и др.. Впрочем, в русских переводах они зачастую вновь становятся энтами.[1][2][9] Ходячие деревья в книгах, это, например, зелёные люди (нимы) из «Ока мира» Роберта Джордана (1996) и дубочуд из «Башни Ласточки» Анджея Сапковского (1997).[10][2]

У древолюдей в фэнтези высокий или гигантский рост, туловище — ствол дерева, кожа — кора. Ходить они могут на корнях, которые в состоянии покоя погружаются в землю, или на продолжающих ствол двух ногах, обычно коротких для их роста. Руки-ветви часто длинные, иногда их больше двух, располагаются обычно ближе к вершине ствола, в связи с чем ходячие деревья чаще напоминают дуб, вяз, иву, а в тропиках — баньян и баобаб, человека-ель встретить в произведениях трудно. У людей-деревьев может быть обособленная голова или лицо располагается прямо на стволе, глазницы и рот часто походят на дупла, волосы — на листву и мох. О том, чем питаются живые деревья, обычно умалчивается, подразумевая, видимо, что они не отличаются в этом от обычных деревьев, хотя в некоторых произведениях описаны деревья-людоеды.[10][2] Пьют они либо корнями, либо ртом.[2]

Разумные деревья в фэнтези часто описываются как невероятно старые, мудрые и сильные.[8] Характер у них обычно степенный, неторопливый и даже ленивый.[2][9][8] Они любят подолгу спать, не отличаясь в таком состоянии от обычных деревьев. Речь их в основном труднопонимаемая и состоящая из невоспроизводимых низких звуков. В некоторых произведениях люди говорят с ними при помощи музыкальных инструментов: свирели, фагота, волынки. Сами древолюди помимо своего собственного языка обычно могут говорить и на языках людей и эльфов, в том числе понимают тайную речь друидов.[2] В фэнтези разумные деревья часто сотрудничают с лесными животными, эльфами и друидами. По отношению к людям они обычно нейтральны, редко нападают первыми.[10][2][9] Часто разумные деревья изображаются защитниками природы от цивилизации.[8]

В книгах и играх древесный народ, обладая гигантской силой, сражается в основном ветвями и корнями, иногда они кидаются камнями. Кора защищает их от дробящего и колюще-режущего оружия. Некоторую эффективность против них имеет рубящее оружие: топоры, а лучше секиры и алебарды, но при их использовании нападающий становится легко доступен для ветвей древесного гиганта. Но больше всего они боятся огня, в том числе магического.[10][2] В стратегиях для них характерны живучесть и множественность атак за ход.[2]

Разумных растений следует отличать от растительности, движимой магией колдуна и слепо повинующейся ему. Таковы, например, деревья в «Волшебнике из страны Оз» Л. Ф. Баума (1900) и мультфильме «Белоснежка и семь гномов» (1937), змеиная лоза в цикле «Меч истины» Терри Гудкайнда, Гремучая Ива из мира Гарри Поттера Джоан Роулинг, встречающиеся у многих авторов хищные лианы.[10][2][1][8]

Фантастика

В фантастике разумные растения присутствуют, например, в романе «Магистраль вечности» Клиффорда Саймака (1986), где безымянное дерево изображено мудрым и спокойным. Но чаще они настроены агрессивно к людям, а то и стремятся вытеснить людей как вид.[1] Так, в книге «День триффидов» Джона Уиндема (1951) триффиды — искусственные хищные шагающие растения с коллективным разумом — захватили Землю.[1][7] В книге «Пробуждение каменного бога» Филиппа Фармера (1970) дерево Вурутана («Великий Пожиратель»), разросшееся на многие километры, повелевает разумными животными и считает себя богом. Похожая история присутствует в рассказе Дональда Уондри[en] «Странная жатва». Множество зооморфных растений есть в романе «Теплица[en]» («Долгие сумерки Земли», 1962) Брайана Олдисса. В романе «На Меркурии» Гордона Джайлса[en] «мозги с корнями» научились телепатии, управлению силовыми полями, приобрели гигантский объём знаний, но так и остались по-древесному равнодушны к окружающему миру.[1]

В кинофантастике разумные растения в основном встречаются в эксплуатационных фильмах в качестве монстров[1][7]: например, антропоморфное кровососущее растение из «Нечто из иного мира» (1951)[1], дерево-убийца из «Оно прибыло из ада[en]» (1957)[8], злобные помидоры из «Нападения помидоров-убийц» (1978), мимикрирующие под людей инопланетные растения из «Вторжения похитителей тел» (1956)[7][1], превращающие человека в чудовище паразиты из фильма «Нечто» (1982) и серии «Семена судьбы» (1976) сериала «Доктор Кто» и др.[1] Эффект неожиданности и ужаса в таких фильмах заключается в движении и кровожадности обычно неподвижных безвредных растений.[7]

Существует ряд произведений, где растения развиваются в разумных мутуалистов (симбионтов) животных: например, янды из рассказа «Обмен на равных» Кита Лаумера объединяются с животным в один надорганизм, а разумные деревья в повести «Срубить дерево» Роберта Янга взаимодействуют с гуманоидами на уровне поведения. В игре Star Control (1990) растительные симбионты Supox Utricularia образовали техническую высокоразвитую цивилизацию. Гигантские разумные деревья хлорофоны, путешествующие в космосе, есть в побочной вселенной для настольных игр Star Fleet[en] (1979) «Звёздного пути», их симбионты — маленькие обезьяноподобные существа. В фильме «Годзилла против Биолланте» (1989) из симбиоза девочки, розы и Годзиллы возникла гигантская хищная стометровая роза Биолланте.[1] Во вселенной Warhammer 40 000 раса орков является симбионтами — гибридами животных и растений (в некоторых источниках грибов).[значимость факта?]

В некоторых произведениях растения обладают коллективным разумом, например, разумные лиловые цветы в романе «Вся плоть — трава» Клиффорда Саймака (1965), которые могут объединиться для взаимного сотрудничества с человечеством, но только если люди будут любить их красоту; или гигантский лес в повести «Обширней и медлительней империй» Урсулы Ле Гуин (1971).[7][1]

В играх и аниме про покемонов (1996) есть «травянистый» тип этих существ, к которому относятся в том числе Бульбазавр и Снайви. Разумные растения присутствуют и в комиксах, например, существо Иггдрасиль в серии «Только представьте (англ.)русск.» Стэна Ли (2001) — космическая энергетическая сущность в виде дерева.[1]

В русскоязычной фантастике и фэнтези разумные растения чаще относятся к человеку по-доброму или нейтрально. Они появляются в следующих произведениях: в романе «Через тысячу лет» Вадима Никольского (1927) люди в будущем создали искусственные поющие растения; в рассказе «Вторая стадия» Ромэна Ярова (1967) деревья-телепаты внушают рядом стоящим людям добрые мысли; в рассказе «Хоккеисты» Кира Булычёва (1968) исследователи попадают на планету, где все растения живые, однако зимой они находятся в спячке; в рассказе «Дерево» Василия Головачёва (1976) есть странное трёхкилометровое дерево, исполняющее желания; в рассказе «Сюрпризы Карены» (1979) Евгения Седова сорняк с другой планеты порождал бегающие шишки и летающие семена; в «Кабирском цикле» Генри Лайона Олди (1990-е) некая божественная сущность «фарр» может принимать в том числе вид растения.[1]

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

wikipedia.green

Разумные растения — Википедия

Разумные (говорящие) растения — волшебные растения, встречающиеся в мифах, легендах, сказках, фантастике и фэнтези.

См. также: растения в мифологии (англ.)русск..

В древнегреческой мифологии было представление о дриадах — духах, живущих в деревьях и даже являющихся его частью (гамадриады умирали вместе со своим деревом).[1]Лапифы, по ряду представлений, совмещали в своём облике элементы дерева и человека.[1][2]

У славян представления о растениях как об одушевлённых существах встречались нечасто, в основном об этом упоминали в качестве запрета понапрасну срубать деревья. Помимо этого бытовали представления, что в деревья могут превращаться погибшие люди и нечистая сила.[3][4]

В средневековой персидской книге «Шахнаме» повествуется о встрече Александра Македонского с говорящим деревом.[1][5] В европейской средневековой мифологии встречаются упоминания об индийских пророческих «деревьях Солнца и Луны» (указывается в частности, что с ними говорил Марко Поло[6]), а также об индийских девах-цветах[1].

В целом же, для многих народов было характерно одушевление скорее не отдельных растений, а их скоплений — леса, поля и т. п.[7]

Яблоня прячет детей от гусей-лебедей. Советская марка, художник Е. Комаров.

Говорящие растения довольно распространены в народных сказках, в них они в основном неподвижны и добры к людям. В ирландском фольклоре деревья иногда подсказывают, где находится золото лепреконов, друиды советуются с дубами.[1] В оригинальной версии сказки о Золушке, ей помогает не фея-крёстная (англ.)русск., а говорящее дерево.[8]У японцев есть сказка о любви самурая Томодаты к девушке Зелёной Иве, оказавшейся душой дерева.[1]

Из русских сказок можно назвать яблони из сказок «Гуси-лебеди», где она даёт яблоки детям и прячет их от преследователей, и «Крошечка-Хаврошечка», где яблоня, произошедшая от убитой коровы, помогает героине выйти замуж.[1] В олонецкой сказке «От чего пошли медведи?» липа просила мужика не рубить её и выполняла различные его желания, в конце концов превратив его в медведя, когда он пожелал, чтоб его все боялись.[3]

Улыбающиеся добрые деревья стали штампом произведений для детей. Часто они старые и мудрые, дают героям магическую помощь и добрый совет, так, например, происходит в мультфильме «Покахонтас» (1995).[8] В «Маленьком принце» (1943) Антуана де Сент-Экзюпери фигурирует разумная роза, которая отличается красотой и обладает капризным характером.[значимость факта?] В книге «Принц Каспиан» (1951) из «Хроник Нарнии» Клайва Льюиса древолюди, являясь стихийной силой, просыпаются вместе с самой землёй, когда она решает принять активное участие в событиях мира; также они могут принимать человеческую форму и танцевать.[2][8]

Большое влияние на образы разумных деревьев в фэнтези и фантастике оказали энты (англ. ents) — «пастухи деревьев» из Средиземья — мира «Властелина колец» (1954—1955) и связанных произведений Дж. Р. Р. Толкина. Это живые деревья, способные не только разговаривать, но и самостоятельно передвигаться. Они очень сильные и мудрые, но неторопливые существа. Умирают они, постепенно теряя способность мыслить и превращаясь в обычные деревья. Помимо них в Средиземье есть хуорны — тоже ходячие деревья, но менее разумные. Энты и хуорны сыграли ключевую роль в разрушении Изенгарда — крепости Сарумана.[1][2] Также у Толкина упоминается Старый Ив (англ.)русск. — древнее злое дерево, заманивающее при помощи гипноза жертв в свои владения и поедающее их.[2][8]

Образ энтов перешёл во многие книги и особенно игры, однако в связи с соблюдением авторских прав были изменены названия. В играх это древесные гиганты (англ.)русск. из Dungeons & Dragons, из Warhammer, из Magic: The Gathering, древесные гиганты ночных эльфов из Warcraft III, Лесного союза из Heroes of Might and Magic, древни из «Демиургов», энты из Kingdoms of Amalur: Reckoning и др.. Впрочем, в русских переводах они зачастую вновь становятся энтами.[1][2][9] Ходячие деревья в книгах, это, например, зелёные люди (нимы) из «Ока мира» Роберта Джордана (1996) и дубочуд из «Башни Ласточки» Анджея Сапковского (1997).[10][2]

У древолюдей в фэнтези высокий или гигантский рост, туловище — ствол дерева, кожа — кора. Ходить они могут на корнях, которые в состоянии покоя погружаются в землю, или на продолжающих ствол двух ногах, обычно коротких для их роста. Руки-ветви часто длинные, иногда их больше двух, располагаются обычно ближе к вершине ствола, в связи с чем ходячие деревья чаще напоминают дуб, вяз, иву, а в тропиках — баньян и баобаб, человека-ель встретить в произведениях трудно. У людей-деревьев может быть обособленная голова или лицо располагается прямо на стволе, глазницы и рот часто походят на дупла, волосы — на листву и мох. О том, чем питаются живые деревья, обычно умалчивается, подразумевая, видимо, что они не отличаются в этом от обычных деревьев, хотя в некоторых произведениях описаны деревья-людоеды.[10][2] Пьют они либо корнями, либо ртом.[2]

Разумные деревья в фэнтези часто описываются как невероятно старые, мудрые и сильные.[8] Характер у них обычно степенный, неторопливый и даже ленивый.[2][9][8] Они любят подолгу спать, не отличаясь в таком состоянии от обычных деревьев. Речь их в основном труднопонимаемая и состоящая из невоспроизводимых низких звуков. В некоторых произведениях люди говорят с ними при помощи музыкальных инструментов: свирели, фагота, волынки. Сами древолюди помимо своего собственного языка обычно могут говорить и на языках людей и эльфов, в том числе понимают тайную речь друидов.[2] В фэнтези разумные деревья часто сотрудничают с лесными животными, эльфами и друидами. По отношению к людям они обычно нейтральны, редко нападают первыми.[10][2][9] Часто разумные деревья изображаются защитниками природы от цивилизации.[8]

В книгах и играх древесный народ, обладая гигантской силой, сражается в основном ветвями и корнями, иногда они кидаются камнями. Кора защищает их от дробящего и колюще-режущего оружия. Некоторую эффективность против них имеет рубящее оружие: топоры, а лучше секиры и алебарды, но при их использовании нападающий становится легко доступен для ветвей древесного гиганта. Но больше всего они боятся огня, в том числе магического.[10][2] В стратегиях для них характерны живучесть и множественность атак за ход.[2]

Разумных растений следует отличать от растительности, движимой магией колдуна и слепо повинующейся ему. Таковы, например, деревья в «Волшебнике из страны Оз» Л. Ф. Баума (1900) и мультфильме «Белоснежка и семь гномов» (1937), змеиная лоза в цикле «Меч истины» Терри Гудкайнда, Гремучая Ива из мира Гарри Поттера Джоан Роулинг, встречающиеся у многих авторов хищные лианы.[10][2][1][8]

В фантастике разумные растения присутствуют, например, в романе «Магистраль вечности» Клиффорда Саймака (1986), где безымянное дерево изображено мудрым и спокойным. Но чаще они настроены агрессивно к людям, а то и стремятся вытеснить людей как вид.[1] Так, в книге «День триффидов» Джона Уиндема (1951) триффиды — искусственные хищные шагающие растения с коллективным разумом — захватили Землю.[1][7] В книге «Пробуждение каменного бога» Филиппа Фармера (1970) дерево Вурутана («Великий Пожиратель»), разросшееся на многие километры, повелевает разумными животными и считает себя богом. Похожая история присутствует в рассказе Дональда Уондри[en] «Странная жатва». Множество зооморфных растений есть в романе «Теплица[en]» («Долгие сумерки Земли», 1962) Брайана Олдисса. В романе «На Меркурии» Гордона Джайлса[en] «мозги с корнями» научились телепатии, управлению силовыми полями, приобрели гигантский объём знаний, но так и остались по-древесному равнодушны к окружающему миру.[1]

В кинофантастике разумные растения в основном встречаются в эксплуатационных фильмах в качестве монстров[1][7]: например, антропоморфное кровососущее растение из «Нечто из иного мира» (1951)[1], дерево-убийца из «Оно прибыло из ада[en]» (1957)[8], злобные помидоры из «Нападения помидоров-убийц» (1978), мимикрирующие под людей инопланетные растения из «Вторжения похитителей тел» (1956)[7][1], превращающие человека в чудовище паразиты из фильма «Нечто» (1982) и серии «Семена судьбы» (1976) сериала «Доктор Кто» и др.[1] Эффект неожиданности и ужаса в таких фильмах заключается в движении и кровожадности обычно неподвижных безвредных растений.[7]

Существует ряд произведений, где растения развиваются в разумных мутуалистов (симбионтов) животных: например, янды из рассказа «Обмен на равных» Кита Лаумера объединяются с животным в один надорганизм, а разумные деревья в повести «Срубить дерево» Роберта Янга взаимодействуют с гуманоидами на уровне поведения. В игре Star Control (1990) растительные симбионты Supox Utricularia образовали техническую высокоразвитую цивилизацию. Гигантские разумные деревья хлорофоны, путешествующие в космосе, есть в побочной вселенной для настольных игр Star Fleet[en] (1979) «Звёздного пути», их симбионты — маленькие обезьяноподобные существа. В фильме «Годзилла против Биолланте» (1989) из симбиоза девочки, розы и Годзиллы возникла гигантская хищная стометровая роза Биолланте.[1] Во вселенной Warhammer 40 000 раса орков является симбионтами — гибридами животных и растений (в некоторых источниках грибов).[значимость факта?]

В некоторых произведениях растения обладают коллективным разумом, например, разумные лиловые цветы в романе «Вся плоть — трава» Клиффорда Саймака (1965), которые могут объединиться для взаимного сотрудничества с человечеством, но только если люди будут любить их красоту; или гигантский лес в повести «Обширней и медлительней империй» Урсулы Ле Гуин (1971).[7][1]

В играх и аниме про покемонов (1996) есть «травянистый» тип этих существ, к которому относятся в том числе Бульбазавр и Снайви. Разумные растения присутствуют и в комиксах, например, существо Иггдрасиль в серии «Только представьте (англ.)русск.» Стэна Ли (2001) — космическая энергетическая сущность в виде дерева.[1]

В русскоязычной фантастике и фэнтези разумные растения чаще относятся к человеку по-доброму или нейтрально. Они появляются в следующих произведениях: в романе «Через тысячу лет» Вадима Никольского (1927) люди в будущем создали искусственные поющие растения; в рассказе «Вторая стадия» Ромэна Ярова (1967) деревья-телепаты внушают рядом стоящим людям добрые мысли; в рассказе «Хоккеисты» Кира Булычёва (1968) исследователи попадают на планету, где все растения живые, однако зимой они находятся в спячке; в рассказе «Дерево» Василия Головачёва (1976) есть странное трёхкилометровое дерево, исполняющее желания; в рассказе «Сюрпризы Карены» (1979) Евгения Седова сорняк с другой планеты порождал бегающие шишки и летающие семена; в «Кабирском цикле» Генри Лайона Олди (1990-е) некая божественная сущность «фарр» может принимать в том числе вид растения.[1]

ru.wikiyy.com

Разумные растения — WiKi

Мифология

См. также: растения в мифологии (англ.)русск..

В древнегреческой мифологии было представление о дриадах — духах, живущих в деревьях и даже являющихся его частью (гамадриады умирали вместе со своим деревом).[1]Лапифы, по ряду представлений, совмещали в своём облике элементы дерева и человека.[1][2]

У славян представления о растениях как об одушевлённых существах встречались нечасто, в основном об этом упоминали в качестве запрета понапрасну срубать деревья. Помимо этого бытовали представления, что в деревья могут превращаться погибшие люди и нечистая сила.[3][4]

В средневековой персидской книге «Шахнаме» повествуется о встрече Александра Македонского с говорящим деревом.[1][5] В европейской средневековой мифологии встречаются упоминания об индийских пророческих «деревьях Солнца и Луны» (указывается в частности, что с ними говорил Марко Поло[6]), а также об индийских девах-цветах[1].

В целом же, для многих народов было характерно одушевление скорее не отдельных растений, а их скоплений — леса, поля и т. п.[7]

Народные сказки

  Яблоня прячет детей от гусей-лебедей. Советская марка, художник Е. Комаров.

Говорящие растения довольно распространены в народных сказках, в них они в основном неподвижны и добры к людям. В ирландском фольклоре деревья иногда подсказывают, где находится золото лепреконов, друиды советуются с дубами.[1] В оригинальной версии сказки о Золушке, ей помогает не фея-крёстная (англ.)русск., а говорящее дерево.[8] У японцев есть сказка о любви самурая Томодаты к девушке Зелёной Иве, оказавшейся душой дерева.[1]

Из русских сказок можно назвать яблони из сказок «Гуси-лебеди», где она даёт яблоки детям и прячет их от преследователей, и «Крошечка-Хаврошечка», где яблоня, произошедшая от убитой коровы, помогает героине выйти замуж.[1] В олонецкой сказке «От чего пошли медведи?» липа просила мужика не рубить её и выполняла различные его желания, в конце концов превратив его в медведя, когда он пожелал, чтоб его все боялись.[3]

Литературные сказки и фэнтези

Улыбающиеся добрые деревья стали штампом произведений для детей. Часто они старые и мудрые, дают героям магическую помощь и добрый совет, так, например, происходит в мультфильме «Покахонтас» (1995).[8] В «Маленьком принце» (1943) Антуана де Сент-Экзюпери фигурирует разумная роза, которая отличается красотой и обладает капризным характером.[значимость факта?] В книге «Принц Каспиан» (1951) из «Хроник Нарнии» Клайва Льюиса древолюди, являясь стихийной силой, просыпаются вместе с самой землёй, когда она решает принять активное участие в событиях мира; также они могут принимать человеческую форму и танцевать.[2][8]

Большое влияние на образы разумных деревьев в фэнтези и фантастике оказали энты (англ. ents) — «пастухи деревьев» из Средиземья — мира «Властелина колец» (1954—1955) и связанных произведений Дж. Р. Р. Толкина. Это живые деревья, способные не только разговаривать, но и самостоятельно передвигаться. Они очень сильные и мудрые, но неторопливые существа. Умирают они, постепенно теряя способность мыслить и превращаясь в обычные деревья. Помимо них в Средиземье есть хуорны — тоже ходячие деревья, но менее разумные. Энты и хуорны сыграли ключевую роль в разрушении Изенгарда — крепости Сарумана.[1][2] Также у Толкина упоминается Старый Ив (англ.)русск. — древнее злое дерево, заманивающее при помощи гипноза жертв в свои владения и поедающее их.[2][8]

Образ энтов перешёл во многие книги и особенно игры, однако в связи с соблюдением авторских прав были изменены названия. В играх это древесные гиганты (англ.)русск. из Dungeons & Dragons, древолюди из Warhammer, древесный народ из Magic: The Gathering, древесные гиганты ночных эльфов из Warcraft III, энты (дендроиды) Лесного союза из Heroes of Might and Magic, древни из «Демиургов», энты из Kingdoms of Amalur: Reckoning и др.. Впрочем, в русских переводах они зачастую вновь становятся энтами.[1][2][9] Ходячие деревья в книгах, это, например, зелёные люди (нимы) из «Ока мира» Роберта Джордана (1996) и дубочуд из «Башни Ласточки» Анджея Сапковского (1997).[10][2]

У древолюдей в фэнтези высокий или гигантский рост, туловище — ствол дерева, кожа — кора. Ходить они могут на корнях, которые в состоянии покоя погружаются в землю, или на продолжающих ствол двух ногах, обычно коротких для их роста. Руки-ветви часто длинные, иногда их больше двух, располагаются обычно ближе к вершине ствола, в связи с чем ходячие деревья чаще напоминают дуб, вяз, иву, а в тропиках — баньян и баобаб, человека-ель встретить в произведениях трудно. У людей-деревьев может быть обособленная голова или лицо располагается прямо на стволе, глазницы и рот часто походят на дупла, волосы — на листву и мох. О том, чем питаются живые деревья, обычно умалчивается, подразумевая, видимо, что они не отличаются в этом от обычных деревьев, хотя в некоторых произведениях описаны деревья-людоеды.[10][2] Пьют они либо корнями, либо ртом.[2]

Разумные деревья в фэнтези часто описываются как невероятно старые, мудрые и сильные.[8] Характер у них обычно степенный, неторопливый и даже ленивый.[2][9][8] Они любят подолгу спать, не отличаясь в таком состоянии от обычных деревьев. Речь их в основном труднопонимаемая и состоящая из невоспроизводимых низких звуков. В некоторых произведениях люди говорят с ними при помощи музыкальных инструментов: свирели, фагота, волынки. Сами древолюди помимо своего собственного языка обычно могут говорить и на языках людей и эльфов, в том числе понимают тайную речь друидов.[2] В фэнтези разумные деревья часто сотрудничают с лесными животными, эльфами и друидами. По отношению к людям они обычно нейтральны, редко нападают первыми.[10][2][9] Часто разумные деревья изображаются защитниками природы от цивилизации.[8]

В книгах и играх древесный народ, обладая гигантской силой, сражается в основном ветвями и корнями, иногда они кидаются камнями. Кора защищает их от дробящего и колюще-режущего оружия. Некоторую эффективность против них имеет рубящее оружие: топоры, а лучше секиры и алебарды, но при их использовании нападающий становится легко доступен для ветвей древесного гиганта. Но больше всего они боятся огня, в том числе магического.[10][2] В стратегиях для них характерны живучесть и множественность атак за ход.[2]

Разумных растений следует отличать от растительности, движимой магией колдуна и слепо повинующейся ему. Таковы, например, деревья в «Волшебнике из страны Оз» Л. Ф. Баума (1900) и мультфильме «Белоснежка и семь гномов» (1937), змеиная лоза в цикле «Меч истины» Терри Гудкайнда, Гремучая Ива из мира Гарри Поттера Джоан Роулинг, встречающиеся у многих авторов хищные лианы.[10][2][1][8]

Фантастика

В фантастике разумные растения присутствуют, например, в романе «Магистраль вечности» Клиффорда Саймака (1986), где безымянное дерево изображено мудрым и спокойным. Но чаще они настроены агрессивно к людям, а то и стремятся вытеснить людей как вид.[1] Так, в книге «День триффидов» Джона Уиндема (1951) триффиды — искусственные хищные шагающие растения с коллективным разумом — захватили Землю.[1][7] В книге «Пробуждение каменного бога» Филиппа Фармера (1970) дерево Вурутана («Великий Пожиратель»), разросшееся на многие километры, повелевает разумными животными и считает себя богом. Похожая история присутствует в рассказе Дональда Уондри[en] «Странная жатва». Множество зооморфных растений есть в романе «Теплица[en]» («Долгие сумерки Земли», 1962) Брайана Олдисса. В романе «На Меркурии» Гордона Джайлса[en] «мозги с корнями» научились телепатии, управлению силовыми полями, приобрели гигантский объём знаний, но так и остались по-древесному равнодушны к окружающему миру.[1]

В кинофантастике разумные растения в основном встречаются в эксплуатационных фильмах в качестве монстров[1][7]: например, антропоморфное кровососущее растение из «Нечто из иного мира» (1951)[1], дерево-убийца из «Оно прибыло из ада[en]» (1957)[8], злобные помидоры из «Нападения помидоров-убийц» (1978), мимикрирующие под людей инопланетные растения из «Вторжения похитителей тел» (1956)[7][1], превращающие человека в чудовище паразиты из фильма «Нечто» (1982) и серии «Семена судьбы» (1976) сериала «Доктор Кто» и др.[1] Эффект неожиданности и ужаса в таких фильмах заключается в движении и кровожадности обычно неподвижных безвредных растений.[7]

Существует ряд произведений, где растения развиваются в разумных мутуалистов (симбионтов) животных: например, янды из рассказа «Обмен на равных» Кита Лаумера объединяются с животным в один надорганизм, а разумные деревья в повести «Срубить дерево» Роберта Янга взаимодействуют с гуманоидами на уровне поведения. В игре Star Control (1990) растительные симбионты Supox Utricularia образовали техническую высокоразвитую цивилизацию. Гигантские разумные деревья хлорофоны, путешествующие в космосе, есть в побочной вселенной для настольных игр Star Fleet[en] (1979) «Звёздного пути», их симбионты — маленькие обезьяноподобные существа. В фильме «Годзилла против Биолланте» (1989) из симбиоза девочки, розы и Годзиллы возникла гигантская хищная стометровая роза Биолланте.[1] Во вселенной Warhammer 40 000 раса орков является симбионтами — гибридами животных и растений (в некоторых источниках грибов).[значимость факта?]

В некоторых произведениях растения обладают коллективным разумом, например, разумные лиловые цветы в романе «Вся плоть — трава» Клиффорда Саймака (1965), которые могут объединиться для взаимного сотрудничества с человечеством, но только если люди будут любить их красоту; или гигантский лес в повести «Обширней и медлительней империй» Урсулы Ле Гуин (1971).[7][1]

В играх и аниме про покемонов (1996) есть «травянистый» тип этих существ, к которому относятся в том числе Бульбазавр и Снайви. Разумные растения присутствуют и в комиксах, например, существо Иггдрасиль в серии «Только представьте (англ.)русск.» Стэна Ли (2001) — космическая энергетическая сущность в виде дерева.[1]

В русскоязычной фантастике и фэнтези разумные растения чаще относятся к человеку по-доброму или нейтрально. Они появляются в следующих произведениях: в романе «Через тысячу лет» Вадима Никольского (1927) люди в будущем создали искусственные поющие растения; в рассказе «Вторая стадия» Ромэна Ярова (1967) деревья-телепаты внушают рядом стоящим людям добрые мысли; в рассказе «Хоккеисты» Кира Булычёва (1968) исследователи попадают на планету, где все растения живые, однако зимой они находятся в спячке; в рассказе «Дерево» Василия Головачёва (1976) есть странное трёхкилометровое дерево, исполняющее желания; в рассказе «Сюрпризы Карены» (1979) Евгения Седова сорняк с другой планеты порождал бегающие шишки и летающие семена; в «Кабирском цикле» Генри Лайона Олди (1990-е) некая божественная сущность «фарр» может принимать в том числе вид растения.[1]

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

ru-wiki.org


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта