Почему растения так разнообразны. Растения разнообразные
Разнообразие комнатных растений | РАСТЮНЬКА
Основная масса комнатных растений – выходцы из стран с тропическим и субтропическим климатом, большинство их произрастает в условиях высоких температур и обильных осадков. Таковы фикусы, многие пальмы, бегонии, филодендроны, пеперомии, марантовые.
Другие – жители горных лесных тропиков с более прохладным воздухом, но с постоянно высокой влажностью воздуха (папоротники, орхидеи, многие бромелиевые и др.). Некоторые обитают в сезонных листопадных и полулистопадных тропических лесах, в районах с четкой ежегодной сменой дождливого и засушливого периодов (австралийские эвкалипты, акации).
Из крайне сухих областей Африки со скудными нерегулярными осадками происходят алоэ, молочаи, каланхоэ, гастерии, хавортии. Родина хорошо известных в комнатной культуре кактусов и агав – сухие горные плато Мексики и Америки.
Разнообразие природных условий определяет и многообразие внешнего облика, биологии растений. Одни из них выращиваются ради эффектных цветов, другие – из-за интересных по форме и окраске листьев, третьи – для декорирования стен. Некоторые растения привлекают внимание цветоводов необычной формой и строением. В зависимости от декоративных свойств растений, их морфологических особенностей, экологии и возможностей использования в интерьере все многообразие комнатных растений условно подразделяют на группы.
Цветущие растения. Это сравнительно небольшая группа растений, которые выращиваются исключительно ради красивого цветения, продолжающегося от недели до нескольких месяцев.
Длительно и обильно цветут пеларгонии, бегонии, сенполия.
Кратковременное цветение у кливии, кринума, гиппеаструма. Одни цветут зимой (азалии, камелии, пуансеттия, цикламены), другие весной и летом (пеларгония, синниния, ахименес, колокольчик).
Декоративно-лиственные растения. К этой группе относится большинство комнатных растений. Они привлекают цветоводов либо формой листьев (пальмы, папоротники, филодендроны), либо необычной их окраской (бегонии, марантовые, кодиеумы, многие акантовые). При выращивании пестролистных растений важно знать реакцию каждого из них на освещение.
Некоторые предпочитают затененные места и при избытке света листья у них становятся бледными, теряют пестрый рисунок (бегонии, марантовые, сциндапсус). У других, напротив, пестрая окраска листьев ярче проявляется при светлом солнечном содержании (кодиеумы).
Лианы. Эти растения имеют длинные травянистые или одревесневающие стебли, снабженные разными приспособлениями для прикрепления к опоре. У одних растений стебли вьются вокруг опоры (аспарагус), у других – цепляются за нее усиками (пассифлора, глориоза). Многие взбираются вверх по стволам или вертикальным стенам с помощью придаточных корней (плющ, филодендроны). Другие опираются на опоры, сохраняя, таким образом, вертикальное положение (бугенвиллия). Лианы используют для озеленения стен и колонн в больших помещениях. Ими хорошо притемнить солнечное окно или, установив цветочницу с обвитой ими решеткой, отгородить часть комнаты или уголок холла. При использовании лиан в оформлении интерьера нужно учитывать способ прикрепления растения к опоре. Для лиан с вьющимися стеблями и со стеблями, снабженными усиками, ставят деревянную решетку или протягивают бечевку. Виды, имеющие корни-присоски, легко закрепляются на вертикальной стене, отделанной туфом, на палке, куске коры или дерева.
Ампельные растения. Это растения с длинными свисающими побегами, культивируемые в подвесных горшках и корзинках. Название их происходит от немецкого слова Ampel, что означает «висячая ваза для цветов». Это небольшие лианы – сциндапсус, циссус, традесканция, а также растения с первоначально прямостоячими, а позднее поникающими или повисающими стеблями (сеткреазия, эсхинантус, многие пеперомии).
В подвесных горшках выращивают некоторые розеточные растения, способные образовывать усы (побеги с длинными междоузлиями, оканчивающиеся маленькими розетками), – хлорофитум, камнеломку, эписцию. Эффектно выглядят папоротники с длинными свисающими листьями. Ампельные растения можно использовать также в зимних садах как почвопокровные растения.
Эпифиты. Название (от греческих слов epi – на и phyton– растение) говорит об образе жизни этих растений. Они поселяются на стволах и ветвях деревьев, используя их только как опору, но, не паразитируя на них. Обитая высоко, эпифитные растения оказываются в условиях благоприятного освещения, но постоянного дефицита влаги и питательных веществ. Большинство эпифитных растений улавливает влагу из воздуха и дождевую воду с помощью воздушных корней, снабженных специальной губчатой тканью. Другие (большинство бромелиевых) поглощают влагу чешуевидными волосками, густо покрывающими листья. Помимо орхидей и бромелий эпифитный образ жизни ведут многие папоротники (платицериум, асплениум), геснериевые (колумнея, эсхинантус), некоторые пеперомии и кактусы (рипсалис, селеницереус, эпифиллюм). Многие эпифитные растения могут также успешно расти на камнях и скалах. В этом случае их называют эпилитами (от греч. lithos – камень). В условиях культуры эпифиты можно выращивать как наземные растения в горшках в рыхлом, воздухо– и влагопроницаемом субстрате, на корягах или в специальных блоках из коры дуба, сосны или березы, привязывая растения мягкой тесьмой к опоре.
Суккуленты (от лат. succus – сок). Это обширная группа растений с сочными, мясистыми стеблями или листьями часто причудливой формы – шаровидными, веретеновидными, вальковатыми, в виде лепешек или зеленых луковиц. К ней принадлежат кактусы, молочаи, агавы, алоэ, гастерии, хавортии, каланхоэ, толстянки, седум и многие другие. Они происходят из областей с крайне сухим климатом (в некоторых районах в течение года может не выпасть ни одного дождя). Ту скудную влагу, которую эти растения получают с редкими дождями, ночными росами и туманами, они запасают в стеблях и листьях.
Поскольку комнатные декоративные растения происходят из различных географических широт, они нуждаются в различном освещении. Это светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые растения. Светолюбивые растения хорошо растут только при достаточном солнечном освещении, такие как: седум, абутилон, нолина, бувардия, азалия индийская, агава, китайская, гастерия, жасмин самбак, фуксия, цереус. Выращивать их лучше на подоконниках, обращенных на юг.
Теневыносливые растения какое-то время могут расти и при слабом освещении, но желательно, чтобы они росли при достаточном количестве света. Их можно расположить на подоконниках, обращенных на восток: это фиалка узамбарская, мирт, аспарагус Шпренгери, фикус, драцена узколистная, аукуба, бегония.
Такие растения, как гастерия килеватая, бегония королевская, цитрусовые, аспарагус перистый, магнолия, пальма финиковая, калина вечнозеленая, поникшая, можно расположить с западной стороны.
Тенелюбивые растения любят расти в условиях слабой освещенности. Такие растения можно размещать в глубине помещения или на подоконниках с северной стороны: К тенелюбивым растениям относятся: драцена душистая, плющ обыкновенный, папоротники, пилеи, драцена, тисс, кипарисовик притупленный, камнеломка отпрысковая, аспидистра, бромелиевые, некоторые бегонии, биота восточная, самшит, некоторые лилейные.
В весенний и летний период, во время особенно интенсивного роста, различные виды растений неодинаково нуждаются в тепле. Многие тропические и субтропические растения относятся к теплолюбивым. При их выращивании температура воздуха должна быть не ниже 20 градусов С. При уходе за умеренно тепловыми растениями достаточно, чтобы температура воздуха была 16–18 градусов С.
Нужно заметить, что в зимний период, по сравнению с летним, комнатные растения можно содержать и при более низких температурах, так как они в это время находятся в состоянии покоя. Ведь у некоторых растений в это время процессы роста замедляются, а у других они и вовсе прекращаются.
Чтобы научиться ухаживать и выращивать различные комнатные растения, для этого нужно соблюдать одно небольшое, но важное условие: растения нужно любить. Человек, который наполнен любовью, он тянется ко всему живому, в том числе и к растениям. Ведь растения – это тоже живые существа, которые чувствуют, как к ним относятся. И в ответ они также реагируют на нас: с симпатией, или игнорируя нас.
У каждого человека есть свои определенные пристрастия – одним нравятся скромные фиалки, кто-то отдает свое предпочтения кактусам, другим нравятся кустарные ветвистые растения. И это предпочтение определенным видам растения мы отдаем не случайно – во всем этом есть отражение нашего внутреннего «я», нашего личного мировоззрения. Ведь, как говорится, «на вкус и цвет товарищей нет».
Но какой бы вид растения мы не выбрали, основное призвание и назначение каждого растения – это очищать и оздоравливать атмосферу нашего дома. Учитывая наш напряженный ритм жизни, перегрузки тяжелой информацией, которая угнетающе действует на нас, вызывая у людей такое давление и напряжение, что избыток своей негативной энергии люди порой могут себе позволить выплеснуть в собственном доме на своих близких. В таком случае атмосфера в доме настолько может быть отравлена, что растения уже не в силах справляться с накопившейся отрицательной энергией. Растения настолько бескорыстно отдают себя окружающим, что порой их силенок просто не хватает. И тогда растения в доме начинают чахнуть, болеть, плохо расти. Замечено, что в доме, где живут люди с тяжелым характером, так называемые вампиры, или постоянно недовольные жизнью пессимисты, – в таких домах растения растут очень плохо.
Интересно, что если один из жителей квартиры, будучи старым человеком, умирал или переезжал, комнатные растения начинали оживать и даже расцветали те растения, которые до этого никогда не цвели.
Есть люди, которые постоянно всем не довольны, они находятся в постоянном раздражении, и с такими людьми очень тяжело рядом жить. Ведь эти люди постоянно выбрасывают свою отрицательную энергию, тем самым, засоряя окружающее пространство. Так вот, когда такие люди переезжают, комнатные растения сразу реагируют – они начинают цвести.
Если же растения в доме росли нормально, но после смерти одного из членов семьи цветок, которому было не время цвести, расцвел – это не значит, что у умершего был несносный характер. Скорее, это является признаком чистоты и духовности этого человека. Обычно в домах, где царит тяжелая, гнетущая атмосфера, растения практически не растут, или растут очень медленно. Цветы в таких квартирах не цветут. Люди, живущие в постоянной ругани, ссорах и раздражении, настолько утяжеляют атмосферу, что те люди, которые будут приходить к ним в гости, также будут чувствовать на себе эту тяжесть и угнетение. Больше всего от этого будут страдать люди чистые, порядочные и открытые. Придя в такой дом, сразу на себе чувствуешь усталость и тяжесть. Если в таком доме приходится находиться в течение продолжительного времени, можно самим заболеть. Постоянные жильцы этого дома обычно болеют разными хроническими заболеваниями.
И все же различным комнатным растениям под силу облегчить и очистить энергетику таких домов. Для этого можно развести молодые цветочные растения. Но если же в доме есть постоянный источник отрицательной энергии, который отравляет и загрязняет домашнюю атмосферу отрицательными эмоциями, – в таком случае молодое растение может само погибнуть, задохнувшись в смраде людских чувств. Чтобы очистить энергетически тяжелый дом, нужно принести крупное, взрослое растение. И будет лучше даже, если не одно. И чем тяжелее царит там атмосфера, тем больше цветов должно там расти.
В старину о таких домах говорили, что там живет «нечистая сила». И это действительно так. Ведь нечистой силой является все плохое и страшное, что может быть в жизни человека – и все это приходит в жизнь к безрадостному, унылому человеку.
Мы, и только мы сами своими словами, поступками, образом мыслей и эгоистическими желаниями открываем двери в свою жизнь для несчастий и всего негативного в нашей жизни. Ту силу, которую мы вкладываем в бурю наших негативных слов, – она, эта сила, и разрушает нас и жизнь наших близких до основания.
Комнатные растения помогают очиститься нам от этого негативизма, извлекая из нас и окружающей среды эту грязь. И именно в тех домах, где растениям приходится так трудно выживать, там они более всего и нужны.
Нужно заметить, что если комнатные растения плохо растут и не цветут, это не всегда является признаком тяжелой обстановки в этой квартире. Если человек веселого склада характера, энергичен, подвижен, доволен своей жизнью, но растения у него плохо растут – значит, он просто не нуждается в растениях.
Своим присутствием комнатные растения облагораживают и воздействует на духовное развитие человека. Но бывает и такое, что человек становится «высокодуховным» и в таком случае растения не могут уже служить стимулом для развития этого человека. В таком доме растения тоже не будут расти. Растения могут хорошо расти и цвести, когда в них нуждаются.
Бывает, что у некоторых людей могут расти только определенный вид растений, например, пальмы, кактусы, цитрусовые. Эти растения считаются выносливыми, они могут расти только в тяжелой домашней атмосфере. Если же люди не совсем безнадежные пессимисты, у которых бывают и хорошие, радостные дни, в этих домах также могут расти растения, которые считаются выносливыми – это кактусы, алоэ, агава, вьющиеся и не цветущие растения.
Если хозяина квартиры нельзя назвать пессимистом, но некоторые растения у него не растут, – значит, именно эти растения и не нужны.
При подборе определенного вида цветочных комнатных растений вы должны знать, какова цель и для чего вы заводите эти растения. Надеемся, что эти советы помогут вам сделать правильный выбор.
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:
plants-1.ru
Почему растения так разнообразны
Нас окружают самые разные растения – высокие и низкие, травянистые формы, кустарники и деревья, водоросли, мхи и лишайники. Да и разнообразие высших растений – голосеменных (хвойных) и покрытосеменных просто поражает воображение! Возникает вполне закономерный вопрос – почему же природа предусмотрела такое количество жизненных форм, видов и подвидов растений, если же все равно покрытосеменные всегда были и остаются наиболее совершенными в эволюционном плане растениями? Почему они до сих пор не вытеснили низшие растения, если обладают рядом важных преимуществ, позволяющих лучше приспосабливаться к условиям окружающей среды? Давайте разберемся в этом вопросе.
Факторы, обуславливающие многообразие флоры
Все дело в том, что в окружающем мире есть множество факторов, которые способствовали тому, что выжили самые разные формы растений, а не только самые высокоразвитые (особенности низших растений также помогают в ряде случаев приспособиться к условиям окружающего мира):
- Наличие большого количества самых разнообразных сред, которые населяют растения. Например, в водоемах (в толще воды) намного проще выжить низшим растениям, которые не имеют высокодифференцированного тела. На больших глубинах живут красные водоросли, которые могут улавливать минимум света, который проникает на 100-200 метров. Водную поверхность населяют травянистые формы высших растений: кувшинки и лилии имеют мелкие корешки, которыми проще всего усваивать питательные вещества из воды;
- Разные потребности растений – кому-то надо много света, а другим видам – поменьше. То же самое касается температурного режима – какие-то растения любят жару, другие – более низкие температуры;
- Способность приспосабливаться к антропогенным факторам – низкодифференцированные растения намного лучше приспосабливаются к последствиям человеческой деятельности, что позволяет им сохранять свое место под солнцем.
Причины разнообразия жизненных форм
В природе все устроено так, что одни растения помогают выжить другим. Например, кустарники и травы растут под высокими деревьями, которые защищают их от палящих лучей солнца. Первые, в свою очередь, при отмирании, создают дополнительное удобрение и питают корни деревьев.
vashurok.ru
Урок и презентация "Разнообразие растений"
Урок разнообразие растений
Цели деятельности учителя:
Образовательные: создать условия для ознакомления с разнообразием групп царства растений; формирования представлений о растении как о живом организме.
Развивающие: способствовать развитию умений выделять существенные признаки, устанавливать причины и следствия природных явлений.
Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к природе.
Оборудование: кроссворд «Растения»; схемы «Группы растений», «Признаки жизни растений»; тест; иллюстрации лекарственных растений, гербарии.
Сценарий урока
I. Организация начала урока.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить…
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!
II. Проверка домашнего задания.
– Какое значение имеет почва для нас? Почему почву надо беречь?
– к живой или не живой природе можно отнести почву? (в почве есть составляющие неживой природы – глина, песок, воздух, вода, соли, и живой – бактерии.)
III. Сообщение темы урока и постановка целей.
– разгадаем кроссворд и определим тему нашего сегодняшнего урока.
Кроссворд «Растения»
1. Не огонь, а жжется. (Крапива.)
2. Красненькая матрешка, беленько сердечко. (Малина.)
3. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина.)
4. Последняя улыбка осени.
Звезда на клумбе (Астра.)
5. Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой, растут под горой. (Береза.)
6. Ветка в грозди разодета 7. С моего цветка берет
Фиалкового цвета. Пчелка самый вкусный мед.
Это в летний жаркий день, (Липа.)
Расцвела в саду... (сирень.) 8. Платье потерялось,
Пуговки остались. (Рябина.)
– Сегодня на уроке мы будем разговаривать о части живой природы – растениях.
Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в палисады и жилища.
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.
(С. Красиков.)
дети читают наизусть стихотворение:
Не спеша живут деревья,Целый век стоят на месте,
Уходя корнями в землю,
Простирая ветки к солнцу.
Ничего они не ищут,
Ни о чем они не просят –
Им ведь нужно так немного:
Свет, Земля, Вода и ветер –
То, чего искать не надо,
То, что всем дается даром.
А еще деревьям нужно,
Чтоб земля была прекрасна,
И живут они, деревья,
Украшая нашу землю:
Красотою тонких веток,
Красотой стволов могучих,
Несказанной красотою
Доброты своей извечной!..
(Б. Заходер. Почему деревья не ходят.)
IV. Актуализация опорных знаний. Введение в тему.
Беседа.
– Что такое растение?
Растения – это тела живой природы. На Земле встречаются самые различные растения по виду, высоте, возрасту. На уроке мы будем говорить о разнообразии растений в природе, а поможет нам в этом ботаника – наука о растениях.
– Назовите известные вам группы растений, приведите примеры.
– Заполните схему:
– Какое значение имеют растения в жизни человека?
– Какие деревья, кустарники, травы растут в нашем краю?
– Где произрастают дикорастущие растения? (В лесу, в горах, на водоемах, лугах.)
– Какие растения называют культурными?
– Где растут культурные растения? (Поле, сад, огород.)
– Приведите примеры дикорастущих и культурных растений.
Практическая работа (работа в парах).
– Как и у всякого живого организма, у растения есть органы. Проведем практическую работу и научимся определять органы у растений. Возьмите гербарии. Работаем в парах. Оказывайте помощь друг другу.
1. Определите орган, который укрепляет растение в почве. (Корень.)
2. У дерева он один, а у кустарника – много. (Стебель.)
3. Растет – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет. (Лист.)
4. Яркий, благоухающий… (цветок).
5. Бывает вкусный, сочный, но бывает сухой, твердый. (Плод.)
6. Из него вырастает новое растение. (Семя.)
Тестирование.
Тест
1. Какое из этих растений выращивают в садах?
а) пшеница; б) слива; в) помидор.
2. Какое из этих культурных растений люди выращивают на огородах?
а) рожь; б) ель; в) огурцы.
3. Какое из этих культурных растений люди выращивают на полях?
а) дыня; б) овес; в) яблоня.
4. Какое из этих культурных растений люди выращивают на бахче?
а) свекла; б) арбузы; в) картофель.
5. Как одним словом можно назвать плоды садовых деревьев?
а) овощи; б) фрукты; в) корнеплоды.
Ответы: 1-б. 2-в. 3-б. 4-б. 5-б.
Взаимопроверка работы.
V. Изучение нового материала.
1. Царство растений.
беседа.
– Почему растения считают живыми организмами?
– Что нужно растению для роста и развития?
– Мы рассмотрели растения, у которых имеются все органы, но, оказывается, в природе существуют и такие растения, у которых нет плода или цветка, или листьев. А некоторые умудряются существовать даже без корня. Что же это за растения?
Давайте совершим удивительное путешествие в царство. Да, да, не удивляйтесь. Сказочное слово «царство» является еще и научным – так ученые называют мир растений. Правит в царстве растений царица Флора. Вместе с Флорой познакомимся с жителями ее царства. Начнем с самых простых.
– Составьте схему:
Учитель демонстрирует гербарий.
– Водоросли – растения, обитающие главным образом в воде. Это очень удивительные растения. У них нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, нет цветов и плодов с семенами. Они состоят из одинаковых клеток – одной или множества. Живут в соленой морской и в пресной воде, могут жить и на стволах деревьев, питаясь каплями дождя и росы, могут жить и в аквариуме. Догадались? Назовите эти растения.
– Некоторые водоросли выживают и в очень горячей воде (+80 °С), а есть и такие, которые вмерзают в лед, а при оттаивании начинают двигаться. Водоросль хлорелла даже побывала в космосе на космическом корабле. Она выделяет кислород больше, чем другие растения. Морская капуста – это водоросль, ламинария. Она богата содержанием йодистого вещества, который укрепляет организм человека.
Некоторые морские водоросли похожи на бурые ленты длиной до нескольких десятков метров. У водорослей никогда не бывает листьев, стеблей и корней.
Мхи – небольшие растения простого строения, растущие во влажных местах. Мхи имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков, плодов с семенами. Мхи произошли от водорослей, их можно встретить в сырых сумрачных местах, на болоте, в еловом лесу, в щелях между камнями.
Мох – это не цветковое растение, а коробочка со спорами, которыми мхи размножаются.
Папоротники – растения с крупными, похожими на перья листьями. У папоротников есть стебли и корни, но цветков, плодов с семенами не бывает. Листья у папоротника крупные, их черешки покрыты бурыми чешуйками, а молодые листья закручены как улитка. В жарких странах листья папоротника растут вверх, как ветка, по нескольку лет. Недаром листья папоротника называют плосковетками. Каменный уголь образовался из отмерших папоротников.
Вспомним бытовавший на Руси праздник Ивана Купалы, когда настоящие и мифические цветы становились поводом к пляскам, песням и веселым шуткам, а также к поискам таинственного Перунова огнецвета (Перун – языческий бог молнии) – цветка папоротника, который, по легенде, расцветал только в разгар летнего равноденствия, в ночь с шестого на седьмое июля, и мог раскрыть секреты подземных сокровищ. Однако увидеть цветущее растение было очень трудно, ибо цветок охраняли злые духи и лесные дивы, которые напускали на людей разные беды.
В ночь на Ивана Купалу на высоких холмах зажигались костры, густым дымом окутывались поля, окуривался скот, люди прыгали через яркое пламя. Все это было обрядами очищения и защиты будущего урожая, всего живого от темных сил.
После этого все начинали веселиться. Молодежь собирала цветы, пела песни, водила хороводы вокруг костров. Самые смелые купались в ночной таинственной реке. Девушки гадали на плывущих по речной заводи венках.
Хвойные растения – растения, у которых игловидные листья – хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. Их семена созревают в шишках. К хвойным растениям относятся ель, сосна, лиственница, можжевельник и другие. У всех хвойных образуется смола. Она быстро появляется в местах повреждения ствола, ветки и заживляет раны. Смолу так и называют «живица». Листья-хвоинки на зиму не опадают.
Цветковые растения – растения, у которых есть корень, побег. Цветки, плоды с семенами. Это самая многочисленная группа.
Каждый цветок – это упавшая с неба звезда. Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов. Посмотрите (демонстрирует).
Цветы всегда были любимы людьми. Они дарили друг другу цветы, тем самым выражая свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение.
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца обогревая,
Как маленькие теплые костры.
(К. Женэ.)
– Могут ли растения расти на камнях? (Да, но только особенные. Это лишайники, похожие на зеленые и оранжевые пятна.)
Физкультминутка (см. урок 13, с. 87)
2. Растения в жизни человека.
Беседа.
– Какое значение в жизни человека имеют растения? (Ответы учащихся.)
Учитель читает стихотворение и демонстрирует гербарий лекарственных растений:
Рассмотри и запомни эти цветы,В них столько тепла и земной
красоты!
Все, человек, что тебя окружает,
Любит и лечит тебя, охраняет.
Листок подорожника ты не топчи,
Ссадину, рану ты им залечи.
Ты заболел, а аптека закрыта.
Банка с малиной мамой открыта.
Это варенье, оно же лекарство,
Быстро уходит болезни коварство.
Мята поможет в зимние дни,
Летом ее насуши, сохрани.
В зимнюю стужу чай завари,
Выпей его и спи до зари.
Вот зверобой и ромашка с ним рядом.
Смотрят цветы на тебя нежным взглядом.
Ты, человек, их понимай,
Пользуйся ими, не обижай.
(Н. Д. Коваленко.)
– Какие лекарственные травы применяются при простуде? (шалфей, чабрец, базилик, листья и ягоды малины и др.)
– Какие лекарственные травы помогают при лечении ран? (чистотел, подорожник, отвар крапивы.)
Рассказ учителя о том, как появилась наука о растениях – ботаника.
– С глубокой древности человек, собирая, а затем возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек археологи находили семена различных злаков, льна, мака, гороха, садовых и многих других растений. Уже ученые Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Так появилась наука о растениях – ботаника, получившая название от греческого слова «ботане» – «трава».
– Тысячи лет люди собирали в лесах съедобные плоды и ягоды, грибы, лекарственные травы, занимались рыбалкой и охотой – и все это без ущерба для природы. А теперь – будто забыли, что они дети природы, дети Земли! Представьте себе, что станет с нами, если мы уничтожим все леса: мы лишим себя самого прекрасного – общения с природой.
Несмотря на то, что на земном шаре очень много растений, большое их количество погибает. Многие из них занесены в Красную книгу и находятся под охраной. Какие из них вам знакомы? Охраняйте их!
VI. Повторение и закрепление изученного материала.
– Что значит «живой организм»? (Он дышит, питается, развивается, размножается, умирает.)
– Одинаковые ли условия нужны для разных растений? (ответы учащихся.)
– капуста, огурцы, пшеница – влаголюбивые; кактус, полынь, верблюжья колючка – засухоустойчивые; ландыш, хвощ, папоротник – теневыносливые; сосна, хлопчатник, виноград, мать-и-мачеха – светолюбивые; мох, полынь, ель, береза – хладолюбивые; лимон, арбуз, дыня, виноград – теплолюбивые.
– Какие растения называют цветковыми?
– Какие органы есть у всех цветковых растений?
VII. Итог урока.
– Чем важно для человека озеленение города?
– Почему полезно для здоровья совершать прогулки в лес?
– Около каких растений воздух считается наиболее здоровым?
– Почему и для чего создана Красная книга растений?
– Сколько всего видов деревьев?
– Что полезного для себя вы получили сегодня на уроке?
– Пригодятся ли эти знания вам в жизни?
– Пополнили ли вы свой багаж знаний?
– Получили удовольствие от урока?
– Я думаю, вы убедились, что царство Флоры разнообразно. Флора – в переводе на русский значит «растения».
Домашнее задание: рабочая тетрадь, задания № 3,4, с. 41; подготовить рассказ (устно) об интересном растении на темы: «Мой любимый цветок», «Что я вырастил на даче, на огороде», или нарисовать любимое растение; учебник, с. 69–73.
infourok.ru