Путешествие по природным зонам Земли. Растения природные зоны
|
sites.google.com
§25. Природные зоны Земли2
1. Перечислите основные природные зоны Земли.Тундра, тайга, широколиственный лес, травянистая равнина (саванна), пустыни и полупустыни, степи и лесостепи, влажный тропический лес.
2. От чего зависит распространение природных зон на Земле?Природные зоны образуются вследствие распределения тепла и влаги на планете. Рельеф, расстояние от океана влияют на расположение зон и их ширину.
3. Дайте краткую характеристику тундры.Эта природная зона находится в полярной зоне (большая часть в зоне вечной мерзлоты), где температура воздуха достаточно низкая. Растительный мир представлен в основном низкорослыми растениями с плохо развитой корневой системой: мхами, лишайниками, кустарниками, карликовыми деревьями. В тундре живут копытные животные, мелкие хищники, много перелетных птиц.
4. Какие деревья составляют основу тайги, смешанных и широколиственных лесов?Основа тайги – хвойные деревья (сосна, ель, пихта, лиственница и др.)Смешанные леса характеризуются смешиванием хвойных и широколиственных пород деревьев.Широколиственные леса состоят из листопадных деревьев (дуб, лещина, бук, липа, клен, каштан, граб, вяз, ясень и др.)
5. Что общего у всех травянистых равнин нашей планеты?Она отличается небольшим количеством осадков и постоянно высокой температурой воздуха. Для саванн характерно наличие засушливого периода, во время которого травы высыхают, а животные стремятся к водоемам. Растительность здесь преимущественно травянистая, деревья встречаются редко. Для саванн характерно обилие крупных травоядных животных и хищников.
6. Дайте краткую характеристику пустыни.Пустыни отличаются очень низкой влажностью, растительный и животный мир пустынь подстраивается под эти тяжелые условия. Животные обладают свойством долгое время обходиться без воды, пережидать наиболее засушливые месяцы в спячке, многие ведут ночной образ жизни. Многие растения способны запасать влагу, у большинства снижено испарение, кроме того, они обладают разветвленной корневой системой, позволяющей собирать крохи влаги с большого объема. В целом растительный и животный мир очень ограничен.Из растений распространены в основном безлистные колючие кустарники, из животных — пресмыкающиеся (змеи, ящерицы) и мелкие грызуны.
7. Почему в степях, саваннах и пустынях мало деревьев?В саваннах, степях и пустынях выпадает очень мало осадков, деревьям просто не хватает воды.
8. Почему влажный тропический лес – самое богатое видами сообщество?Здесь всегда высокая температура и влажность. Эти условия особенно благоприятны для растений и животных. Верхний слой почвы очень плодороден.
9. С помощью примеров докажите, что распространение природных зон на Земле зависит от распределения тепла и влаги.Природные зоны образуются вследствие распределения тепла и влаги на планете: высокая температура и низкая влажность характерна для экваториальных пустынь, высокая температура и высокая влажность — для экваториальных и тропических лесов.Природные зоны вытянуты с запада на восток, между ними нет четких границ. Например, саванны находятся там, где влаги уже недостаточно для произрастания влажных лесов, в глубине материка, а также вдалеке от экватора, где большую часть года уже господствует не экваториальная, а тропическая воздушная масса, а сезон дождей длится менее 6 месяцев.
10. Характерные признаки каких природных зон перечислены?А) самое большое разнообразие видов;Влажный тропический лес.Б) преобладание травянистых растений;Саванна.В) обилие мхов, лишайников и карликовых деревьев;Тундра. Г) множество хвойных растений немногих видов.Тайга.
11. Проанализируйте рисунки на с. 116-117 учебника. Есть ли связь между окраской животных и средой их обитания (природной зоной)? С чем это связано?Да, связь имеется. Это называется защитная окраска. Животные таким образом сливаются с окружающей средой с различными целями. Если это хищник – то для нападения. Например, тигр полосатый удачно прячется в желтой траве, готовясь к нападению. Белый медведь и песец практически незаметны на фоне снега. Для защиты от хищников также животные выработали окраску, чтобы спрятаться. Примеры: тушканчик, косуля, зеленая лягушка и мн. др.
12. В каких природных зонах обитают эти организмы?Карликовая береза – тундра.Ленивец – влажный тропический лес. Кедровка – тайга. Зебра – саванна. Дуб – широколиственный лес.Джейран – пустыня. Белая сова – тундра.
13. Используя карту на с. 118-119 учебника, назовите природные зоны, встречающиеся на территории нашей страны. Какие их них занимают наибольшую территорию?Территория России имеет большую протяженность с севера на юг, рельеф в основном, равнинный. Так, на обширных равнинах последовательно представлены следующие природные зоны: арктические пустыни, тундра, лесотундра, леса, лесостепи, степи, полупустыни, пустыни, субтропики. В горах– высотная поясность. Большая территория занята тайгой, степью, смешанным лесом и тундрой.
biogdz.ru
Ответ 25 Природные зоны Земли
178. Дайте определение.
Природная зоны - это
- Ответ: Территория, отличающаяся от других территорий своим климатом, рельефом, флорой и фауной.
179. Используя карту в учебние, разными цветными карандашами закрасьте отмеченные природные зоны. Подпишите их названия.
-
Ответ:
1) Тундра
2) Тайга
3) Смешанные и широколиственные леса
4) Степи и лесостепи
5) Полупустыни и пустыни
180. Рассмотрите рисунок. Определите, в каких природных зонах обитают эти растения и животные. Укажите цифрами.
-
Ответ:
1) Тундра
2) Тайга
3) Смешанные и широколиственные леса
4) Травяные равнины
5) Пустыни
6) Влажные тропические леса
181. Используя материал учебника и дополнительные источники информации, заполните таблицу "Растения и животные разных природных зон Земли".
-
Ответ:
Название природной зоны Характерные растения Характерные животные Тундра Ягель, карликовая береза Северный олень, песец, белая сова, белая куропатка, лемминг Тайга Кедр, кедровка Соболь, глухарь, летяга, заяц-русак Широколиственный лес Дуб Кабан, сойка, жук-олень, сова, неясыть, кукушка, землеройка Саванна Акация Лев, зебра, антилопа, слон, жираф, носорог Пустыня Саксаул Джейран, ящерица, тушканчик, скорпион Влажный тропический лес Орхидея Тукан, ягуар, ленивец
182. Подпишите названия природных зон, которым соответствуют данные характеристики.
Здесь растут теплолюбивые лиственные деревья.
- Ответ: Широколиственный лес
Почва скована многолейтней мерзлотой.
Самый навестный хищник этой природной зоны - лев.
- Ответ: Травянистая равнина
Основу растительности этой зоны составляют нетребовательные к теплу хвойные растения.
Здесь самое большое разнообразие видов растений и животных.
Располагается в самых засушливых районах Земли.
- Ответ: Пустыня
183. Подпишите названия природных зон, изображенных на фотографиях.
184. Вставьте пропущенные буквы.
- Ответ: ТунДра, шИрОколиственный лЕс, сАванНа, пустЫня.
Составьте 2 - 3 предложения с этими словами.
- Ответ: Много есть природных зон. Например тундра, широколиственный лес, саванна, пустыня.
tetrab.ru
Природные зоны Земли
Природные зоны – это определенные участки поверхности Земли, которые существенно отличаются от других своеобразием природных ресурсов и особенно внешним обликом. Такое деление практикуется давно и представляет собой возможность осуществлять природно-географическое районирование.
Если говорить проще, то природные зоны – это территории, внешний облик, флора и фауна которых строго определены и не похожи ни на какие другие. Своеобразие, характерное для каждой из них, прослеживается четко и позволяет определенные виды растений или животных находить в соответствии с теми зонами, в которых они могут произрастать или проживать.
Природные зоны легко распознать по изменению и характеру доминирующего типа растительности. Именно по ним можно четко проследить, где заканчивается одна и берет свое начало следующая.
Условия выживания отдельных видов деревьев, трав, кустарников определяются особыми климатическими характеристиками, которые предусматриваются различные природные зоны. Для каждой из них свойственны индивидуальные особенности, благодаря различному количеству осадков, влажности и температуре воздуха.
Природные зоны столь многообразны, что в одной части планеты может нещадно палить солнце и растительность быть также скудна, как и мир животных, а в другой – вечная мерзлота и никогда не тающий снег. Контраст более чем очевиден. Тем не менее, в природе все разумно и гармонично, переходы эти не резкие.
Природные зоны мира это: арктическая пустыня и тундра, тайга и смешанный лес, лесостепь и субтропический лес, средиземноморский пояс и муссонный лес, засушливая пустыня, полупустыня или засушливая степь. Также выделяют полузасушливую пустыню, травянистую саванну, древесную саванну, сухие и влажные тропические леса, альпийскую тундру и горный лес.
Характеристика природных зон предусматривает описание всех климатических особенностей, которые им присущи. Например, самая загадочная и до сих пор мало изученная зона арктических и антарктических суровых ледяных пустынь, а также зона менее суровая по климату – тундра, находятся в антарктическом и арктическом поясах.
В Арктике температура воздуха низкая, осадков выпадает крайне мало, вся территория покрыта льдом, из растительности только лишайники и мох.
В Тундре высокая влажность, сильные ветры, многочисленные озера и болота, а почва представляет собой настоящую вечную мерзлоту. Особенность территории – безлесье, а так же мохово-лишайниковое покрытие. Природа в этих краях очень скудная и однообразная.
Характеристика природных зон предполагает не только их описание, но и учитывает плавные переходы, примером которых могут служить лесотундра и редколесье. На таких участках могут существовать представители флоры и фауны, свойственные обеим смежным областям.
Природные зоны мира раскрываются в полной своей красе в лесной зоне в районе Северного полушария, где находится настоящее царство широколиственных и смешанных лесов. Здесь часто встречаются такие деревья, как дуб липа, ясень, бук, клен. Лето в этих местах достаточно теплое, до 20 ° С, а зимы суровые, до -50 ° С, влажность высокая.
Лесостепь можно также назвать переходной природной зоной, которая находится в Северном полушарии. В этой местности можно наблюдать чередование хвойного леса и степей, обилие высокой травы, что хорошо прослеживается на территории США и Канады.
Степная зона находится в северном умеренном географическом поясе, в ней нет лесов, а территория покрыта травами, но влаги недостаточно. Условия для роста деревьев есть лишь по долинам рек. Почва – чернозем, который интенсивно используется человеком.
Пустыни и полупустыни находятся в следующих поясах: умеренном, тропическом и субтропическом. Осадков здесь крайне мало. Для этих территорий характерны равнинные поверхности, скудность флоры и специфичность фауны. Существуют пустыни очень разные: песчаные, солончаковые, каменистые, глинистые.
В настоящее время ученые подсчитали, что пустыня занимает более 16,5 млн. км² (без Антарктиды), а это 11 % поверхности суши. С Антарктидой эта площадь составляет более 20 %. Трава в пустыне скудная, почвы слаборазвиты, иногда встречаются оазисы.
Пожалуй, самыми экзотичными являются тропические леса. В них нет сезонных отличий в погоде, а деревья не показывают годичные кольца. Это настоящий рай для растений и притягательное место для исследователей живой природы.
fb.ru
Природные зоны
Фото: Aziz J.Hayat
Поясная зональность
Шарообразную поверхность Земли Солнце нагревает неодинаково: больше всего тепла получают участки, над которыми оно стоит высоко. Чем дальше от экватора, тем под большим углом лучи достигают земной поверхности и, следовательно, меньше тепловой энергии приходится на единицу площади. Над полюсами лучи Солнца только скользят над Землей. От этого зависит климат: жаркий у экватора, суровый и холодный у полюсов. С этим же связаны основные черты распределения растительности и животного мира. По особенностям распределения тепла выделяют семь тепловых поясов. В каждом полушарии есть пояса вечного мороза (вокруг полюсов), холодные, умеренные. Жаркий пояс у экватора — один на оба полушария. Тепловые пояса — основа деления земной поверхности на географические зоны: районы, сходные по преобладающим типам ландшафтов — природно-территориальным комплексам, обладающим общностью климата, почв, растительности и животного мира.
На экваторе и вблизи него расположен пояс влажных экваториальных и субэкваториальных лесов (от лат. sub — под), к северу и югу от него, сменяя друг друга, протянулись пояса тропиков и субтропиков с лесами, пустынями и саваннами, умеренный пояс со степями, лесостепями и лесами, далее простираются безлесные пространства тундры, и, наконец, у полюсов располагаются полярные пустыни.
Но поверхность суши Земли в разных местах получает не только разное количество солнечной энергии, но имеет и множество дополнительных непохожих условий - например, удалённость от океанов, неровности рельефа (горные системы или равнины) и, наконец, неодинаковую высоту над уровнем моря. Каждое их этих условий сильно влияет на природные особенности Земли.
Жаркий пояс. У самого экватора практически отсутствуют сезоны, целый год здесь влажно и жарко. При удалении от экватора, в субэкваториальных зонах, год делится на более сухие и более влажные сезоны. Здесь располагаются саванны, редколесья и смешанные вечнозелёные листопадные тропические леса. Вблизи тропиков климат становится более сухим, здесь расположены пустыни и полупустыни. Самые известные из них Сахара, Намиб и Калахари в Африке, Аравийская пустыня и Тар в Евразии, Атакама в Южной Америке, Виктория в Австралии.
На Земле два умеренных пояса (в Северном и Южном полушариях). Здесь происходит чёткая смена сезонов, которые сильно различаются между собой. В Северном полушарии к северной границе пояса примыкают хвойные леса — тайга, сменяющаяся южнее смешанными и широколиственными лесами, а затем лесостепями и степями. Во внутренних областях материков, где влияние морей и океанов почти не ощущается, могут находиться даже пустыни (например, пустыня Гоби в Монголии, Каракум в Средней Азии).
Полярные пояса. Недостаток тепла приводит к тому, что в этих зонах практически нет лесов, почва заболочена, местами встречается многолетняя мерзлота. У полюсов, где климат самый суровый, возникают материковые льды (как в Антарктиде) или морские льды (как в Арктике). Растительность отсутствует или представлена мхами и лишайниками.
Вертикальная поясность также связана с количеством тепла, но только зависит это от высоты над уровнем моря. При подъеме в горы меняются климат, тип почв, растительность и животный мир. Интересно, что даже в жарких странах можно встретить ландшафты тундры и даже ледяной пустыни. Но для того, чтобы это увидеть, придётся подняться высоко в горы. Так, в тропических и экваториальных зонах Анд Южной Америки и в Гималаях ландшафты последовательно меняются от влажных дождевых лесов до альпийских лугов и зоны вечных ледников и снегов. Нельзя сказать, что высотная поясность полностью повторяет широтные географические зоны, ведь в горах и на равнинах многие условия не повторяются. Наиболее разнообразен спектр высотных поясов у экватора, например на высочайших вершинах Африки горах Килиманджаро, Кения, пике Маргерита, в Южной Америке на склонах Анд.
Природные зоны
Среди природных зон есть приуроченные к какому-то определенному поясу. Например, зона арктических и антарктических ледяных пустынь и зона тундр находятся в арктическом и антарктическом поясах; зона лесотундр соответствует субарктическому и субантарктическому поясам, а тайга, смешанные и широколиственные леса - умеренному. А такие природные зоны, как прерии, лесостепи и степи и полупустыни, распространены как в умеренном, так и в тропическом и субтропическом поясах, имея в них, разумеется, свои особенности.
Природные зоны, их климатические особенности, почвы, растительность и животный мир каждого материка описаны в главе 10 и в таблице "Материки (справочные сведения)". Здесь же остановимся лишь на общих чертах природных зон как наиболее крупных природно-территориальных комплексов. Зона арктических и антарктических пустынь
Температуры воздуха постоянно очень низкие, мало осадков. На редких свободных ото льда участках суши - каменистых пустынях (в Антарктиде они называются оазисами), скудная растительность представлена лишайниками и мхами, цветковые растения редки (в Антарктиде обнаружено всего два вида), почвы практически отсутствуют.
Зона тундр
Зона тундр распространена в арктическом и субарктическом поясах, образует полосу шириной 300-500 км, протягивающуюся вдоль северных побережий Евразии и Северной Америки и островам Северного Ледовитого океана. В Южном полушарии участки с тундровой растительность встречаются на некоторых островах близ Антарктиды. Климат суровый с сильными ветрами, снежный покров держится до 7-9 месяцев, длинная полярная ночь сменяется коротким и влажным летом (летние температуры не превышают 10 °c). Осадков выпадает немного 200-400 мм, в основном в твердом виде, но и они не успевают испарится, и для тундры характерно избыточное увлажнение, обилие озер и болот, чему способствует и повсеместно распространенная вечная мерзлота. Главная отличительная особенность тундры - безлесье, преобладание разреженного мохово-лишайникового, местами травяного, покрова; в южных частях с кустарничками и кустарниками карликовых и стелящихся форм. Почвы - тундрово-глеевые.
Зона лесотундр и редколесий
Зона лесотундр и редколесий. Это переходная зона для которой характерно чередование безлесных тундровых участков и лесов (редколесий), сочетает в себе признаки окаймляющих ее зон. Тундровые природные комплексы характерны для водораздельных пространств, редколесья забираются на север по речным долинам. К югу площади занятые лесами увеличиваются. В Южном полушарии (субантарктический пояс) место лесотундры на островах (например, Южная Георгия) занимают океанические луга. Подробнее о зоне тундры см. характеристики тундры. Лесная зона
Лесная зона в Северном полушарии включает подзоны тайги, смешанных и широколиственных лесов и подзону умеренных лесов, в Южном полушарии представлена только подзона смешанных и широколиственных лесов. Некоторые ученые считают эти подзоны самостоятельными зонами. В таёжной подзоне Северного полушария климат варьирует от морского до резко континентального. Лето теплое (10-20 °c, суровость зимы увеличивается с удалением от океана (в Восточной Сибири до -50 °c), а количество осадков уменьшается (от 600 до 200 мм). Количество осадков превосходит испаряемость, и водоразделы часто заболочены, реки многоводны. Преобладают бедные по видовому составе темнохвойные (из ели и пихты) и светлохвойные (из лиственницы в Сибири, где распространены многолетнемерзлые грунты) леса с примесью мелколиственных пород (береза, осина) и сосны, на востоке Евразии - кедра. Почвы подзолистые и мерзлотно-таежные. Подзона смешанных и широколиственных лесов (иногда выделяют две самостоятельные подзоны) распространена преимущественно в приокеанических и переходных поясах материков. В Южном полушарии занимает небольшие площади, зима здесь значительно теплее и снежный покров образуется не повсеместно. Хвойно-широколиственные леса на дерново-подзолистых почвах сменяются во внутренних частях материков хвойно-мелколиственными и мелколиственными лесами, а южнее (в Северной Америке) или западнее (в Европе) широколиственными из дуба, клена, липы, ясеня, бука и граба на серых лесных почвах.
Лесостепь
Лесостепь - переходная природная зона Северного полушария, с чередование лесных и степных природных комплексов. По характеру естественной растительности различают лесостепи с широколиственными и хвойно-мелколиственными лесами и прерии.
Прерии
Прерии - подзона лесостепи (иногда рассматривается как подзона степи) с обильным увлажнением, протягивающаяся вдоль восточных побережий Скалистых гор в США и Канаде с высокотравием на черноземовидных почвах. Естественная растительность здесь практически не сохранилась. Сходные ландшафты свойственны субтропикам восточных районов Южной Америки и Восточной Азии.
Степь
Эта природная зона распространена в северном умеренном или обоих субтропических географических поясах и представляет собой безлесные пространства с травянистой растительностью. Произрастанию древесной растительности здесь в отличие от тундр препятствуют не низкие температуры, а недостаток влаги. Деревья могут расти лишь по долинам рек (так называемые галерейные леса), в крупных эрозионных формах, например балках, собирающих воду с окружающих междуречных пространств. Сейчас большая часть зоны распахана, в субтропическом поясе развивается орошаемое земледелие и пастбищное скотоводство. На распахиваемых землях сильно развита эрозия почв. Естественная растительность представлена засухо- и морозоустойчивыми травянистыми растениями с господством дерновинных злаков (ковыли, типчаки, тонконог). Почвы плодородные - черноземы, темно-каштановые и каштановые в умеренном поясе; коричневые, серо-коричневые, местами засоленные в субтропическом). Субтропическая степь в Южной Америке (Аргентина, Уругвай) называется пампой (т. е. равнина, степь на языке индейцев кечуа). См. растительность и животные степи.
Пустыни и полупустыни
Эти природные зоны распространены в шести географических поясах - умеренном, субтропическом и тропическом по обеим сторонам от экватора, где осадков выпадает настолько мало (в 10-30 раз меньше испаряемости), что существование живых организмов крайне затруднительно. Поэтому травянистый покров редкий, почвы развиты слабо. Большое значение приобретают в таких условиях горные породы, слагающие территорию, и в зависимости от них различают глинистые пустыни (такыры в Азии), каменистые (гамады Сахары, Средняя Азия, Австралия), песчаные (пустыня Тар в Индии и Пакистане, Северо-Американские пустыни). В умеренном поясе пустыни формируются в районах с резко-континентальным климатом, субтропические и тропические пустыни обязаны своим существованием постоянным барическим максимумам 20-30° широт. Редкие участи повышенного увлажнения (высокий уровень грунтовых вод, выходы источников, орошение из ближайших рек, озер, колодцев и т. п.) - центры сосредоточения населения, произрастания древесной, кустарниковой и травянистой растительностью называются оазисами. Иногда такие оазисы занимают обширные пространства (например, долина Нила раскинулась на десятки тыс. га). Подробнее см: природная зона пустынь. Саванна
Саванна - природная зона, распространенная в основном в субэкваториальных поясах, но встречается и в тропических и даже субтропических. Главная особенность климата саванн - четкая смена сухого и дождливого периодов. Продолжительность дождливого периода уменьшается при движении от приэкваториальных районов (здесь он может длится 8-9 месяцев) к тропическим пустыням (здесь дождливый сезон - 2-3 месяца). Для саванн характерны густой и высокий травянистый покров, стоящие отдельно или небольшими группами деревья (акации, баобаб, эвкалипт) и так называемые галерейные леса вдоль рек. Почвы типичных тропических саванн - красноземы. В опустыненных саваннах травяной покров разреженный и почвы красно-бурые. Высокотравные саванны в Южной Америке, на левобережье р. Ориноко, называют льянос (от исп. "равнина"). См. так же: растительность и животные саванны.
Лесные субтропики
Лесные субтропики. Муссонная субтропическая подзона характерна для восточных окраин материков, где на контакте океана и континента формируются изменяющаяся по сезонам циркуляция воздушных масс и наблюдается сухой зимний период и влажное лето с обильными муссонными дождями, нередко с тайфунами. Вечнозеленые и листопадные (сбрасывающие листву зимой из-за недостатка влаги) с большим разнообразием древесных пород произрастают здесь на красноземных и желтоземных почвах. Средиземноморская подзона характерна для западных областей материков (Средиземноморье, Калифорния, Чили, Юг Австралии и Африки). Осадки выпадают в основном зимой, лето сухое. Вечнозеленые и широколиственные леса на коричневых и бурых почвах и жестколистные кустарники хорошо приспособлены к летней засухе, растения которых приспособились к жарким и засушливым условиям: они имеют восковой налет или опушение на листьях, толстую или плотную кожистую кору, выделяют душистые эфирные масла. См: животные субтропиков.
Тропические леса
Тропические леса в зависимости от степени увлажнения, выраженности и продолжительности сухого сезона подразделяются на подзоны влажных тропических лесов, листопадных и полулистопадных сухих тропических лесов, вечнозеленых лесов с жестколистными деревьями. В полосе туманов по склонам гор (особенно в Андах) произрастают туманные леса с внетропическими видами вечнозелеными дубами и магнолиями и моховым покровом. Влажные тропические леса (А. Гумбольдт назвал их гилей) распространены в тропических, субтропических, субэкваториальных и экваториальных широтах с влажным климатом, где количество осадков превышает 2000 мм в год (до 10 000-16 000 мм). Здесь нет сезонных различий в погоде и деревья не имеют годичных колец. Леса эти хаарктеризуются большим разнообразием видов (порядка 400 видов растений на гектар), многоярусной (больше 5 ярусов) вертикальной структурой, обилием эпифитов (растений живущих и паразитирующих на других растениях) и лиан. Часто такие леса непроходимы из-за плотно сплетенных лиан и эпифитов, порой кроны высоких деревьев образуют плотную крышу, под которую не проникает солнечный свет и наземный покров в них почти не развит. Деревья высокие (до 60-80 м) часто имеют досковидные и воздушные корни. Цветки и плоды часто образуются непосредственно на стволах и толстых ветвях. Такое явление называется каулифлорией. Почвы влажных тропических лесов очень древние, сформированы еще до четвертичного периода - красные ферраллитные, а мощность коры выветривания (разрушенных и переработанных горных пород) достигает 20 метров. Биологический круговорот совершается необычайно быстро, и основная масса питательных веществ сосредоточена не в почвах, а в растениях. Поэтому после сведения лесов, эти территории быстро становятся бесплодными, а при обильных осадках быстро развиваются катастрофические эрозионные процессы. Периодически затопляемые леса Амазонии называются сельва. Сезонно-влажные или переменно-влажные тропические леса (еще их называют, листопадными и полулистопадными, подробнее о них читайте здесь) распространены в областях с муссонным климатом и в переходных от влажных экваториальных лесов к саваннам районах. Видовое разнообразие деревьев здесь невелико - в основном это тик, сал, эвкалипт. Кроны деревьев не соприкасаются, а разные приспособления помогают растениям пережить сухой период. Это и поворачивающиеся вдоль солнечных лучей листья, и восковой налет, а как крайняя мера сбрасывание листьев, но не одновременно всеми деревьями как в холодных регионах, а по мере исчерпания влаги в конкретном местообитании. Дольше всех держатся листья на деревьях, растущих близко к водоемам. Почти непроходимые, часто перевитые лианами древесно-кустарниковые заросли в сочетании с бамбучником и высокотравием муссонных тропиков Южной и Юго-Восточной Азии называют джунглями (на языке хинди - это густые заросли). В широком понимании джунгли это любые труднопроходимые леса и кустарники.
Ещё по теме: Зона тайги, растения и животные Саванна Характеристики лесотундры Характеристики тундры Экваториальный лес
biofile.ru
Природные зоны Земли
Впервые природные зоны Земли выделил В. Докучаев в 1898 году. Ученый считал, что условия проживания (включая климат, количество воды, рельеф), а также животный и растительный мир на определенной территории планеты тесно связаны между собой. Именно поэтому их необходимо изучать как одно целое, обращая внимание на взаимное влияние. Докучаев первым сформулировал закон географической зональности.
На сегодняшний день считается, что природная зона — это комплекс с собственным ландшафтом, который формируется под влиянием климата, а также особенностей распределения влаги и тепла. Кроме того, такого рода территория характеризируется собственной растительностью, уникальным животным миром и типом почвы.
Интересно, что климатические пояса мира и природные зоны тесно связаны между собой, так как именно под влиянием внешней среды формируются соответствующие условия существования живых организмов.
Экваториальные леса характеризируются влажным и жарким климатом. Территории преимущественно расположены в бассейне реки Амазонки (Южная Америка), а также в Африке, по обе стороны от реки Конго. Эта природная зона присутствует также на территории Австралии и некоторых островов Океании.
Экваториальные леса характеризируются разнообразной растительностью и богатым животным миром. Большое количество осадков и постоянная теплая температура создает идеальные условия для формирования джунглей. На деревьях здесь проживает масса интереснейших животных, включая обезьян, ленивцев, летучих лисиц. Разнообразен и мир пернатых — здесь можно увидеть несколько разновидностей попугаев, райских птиц и колибри. Кстати, именно на территории экваториального леса водится самая крупная в мире змея — анаконда.
Переменно- влажные леса — природные зоны Земли, которые характеризуются сезонными изменениями погоды. Здесь выделяют теплые, влажные и прохладные периоды. В большинстве случаев такие леса расположены в тропическом климатическом поясе.
Леса умеренного пояса — большая часть занимает территории Северной Америки и Евразии. Здесь четко выделена годичная сезонность погоды, которая характерна для умеренного климата. Леса могут быть как широколиственными, так и смешанными. Наиболее характерными растениями этой зоны считаются следующие: клен, дуб, береза и липа. Что же касается фауны, то на этих территориях водятся медведи, волки, лоси, рыси, иногда соболя и куницы.
Саванны — природные зоны Земли, которые расположены в тропическом, субтропическом и субэкваториальном климатическом поясе. Они занимают огромные территории в Африке, Австралии, Центральной и Южной Америке. Растительность представлена преимущественно кустарным или травянистыми формами — из деревьев здесь можно увидеть только баобаб, акацию и эвкалипт. Типичными животными считаются зебры, жирафы, слоны и страусы.
Степи характеризуются сухим климатом и минимальным количеством осадков. Именно поэтому здесь обитают лишь травянистые представители растительного мира. В американских прериях водятся ламы, койоты, ягуары, бизоны и броненосцы. Что же касается степей Евразии, то здесь ситуация немного иная — животный мир представлен в основном грызунами.
Пустыни расположены в разных климатических поясах. Единственной общей чертой считается скудное количество годовых осадков и большая амплитуда температур (например, днем температура может составлять 40 градусов, а ночью всего 15). Соответственно, растительный и животный мир здесь не так богат. На территории пустыни обитают только те организмы, которые приспособились долгое время выдерживать отсутствие воды и пищи.
Полярные пустыни — еще одна интересная зона, которая также отличается минимальным количеством осадков. Такие области размещены недалеко от Полярного круга. Интересно, что практически полгода здесь царит день, а следующие шесть месяцев — непроглядная ночь. Самые характерные представители фауны — белый медведь, тюлень, пингвины.
Как видно, природные зоны Земли резко отличаются друг от друга. Каждая из них имеет собственные, уникальные характеристики.
fb.ru
Путешествие по природным зонам Земли
Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (18,5 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели: сформировать представление о разнообразии природных зон на Земле, рассказать о способах приспособления растений и животных к условиям обитания в природной зоне, закрепить понятие «широтная зональность», развивать творческие способности учащихся, умение работать в коллективе, воспитывать чувство коллективизма и товарищества.
Оборудование: презентация «Природные зоны Земли», фрагменты видеофильмов о животных и растениях разных природных зон (пустыни, саванн и редколесий, экваториальных лесов), карта природных зон мира, набор картинок разных животных и растений, путеводные листы на каждого ученика, фломастеры, клей-карандаш, листы А3 с фоном разных природных зон.
Ключевые слова и понятия: природные зоны: арктические пустыни, тундра, лесная зона, степи, пустыни, саванны, влажные экваториальные леса.
Ход урока
Перед началом урока учитель делит учащихся на две команды. Парты составляются для групповой работы, на партах раскладываются карандаши, клей, ножницы и другие принадлежности.
I. Изучение нового материала
1. Постановка целей урока (5 минут)
Слайд 1
Сегодня у нас необычный урок. На прошлом уроке мы познакомились с понятием «широтная зональность» и узнали, что на Земле существует множество природных зон. Сегодня мы отправляемся в экспедицию по природным зонам Земли.
Слайд 2
Нам предстоит выяснить, как сменяются природные зоны, узнать их климатические особенности, познакомиться с животным и растительным миром. Сегодня мы побываем в роли путешественников.
Но, как и все путешественники и исследователи, во время нашей экспедиции мы будем собирать информацию о природных зонах, делать фотографии и записи в черновиках, чтобы вернувшись назад, обработать все собранные материалы, просмотреть их, и затем оформить в виде плакатов, тем самым навсегда запечатлеть наше путешествие.
Для начала давайте вспомним важные моменты, которые помогут нам понять смену природных зон.
Слайд 3
Фронтальный опрос
- Везде ли на Земле одинаковый климат? (Нет) Слайд 4
- От чего зависит различие климат? (От количества тепла, температуры, о угла падения солнечных лучей. Чем ближе к экватору, тем выше температуры, чем дальше от экватора – ближе к полюсам, тем ниже температуры.) [2] Слайд 5
- Что такое широтная зональность? (Изменение природных зон с широтой)
- Как на Земле изменяется широтная зональность? (От экватора к полюсам, по широтам)
- Что такое природная зона? (Природная зона – это большая территория со сходными климатическими условиями, имеющая определенный растительный и животный мира) [2]. Слайд 6
- Какие ученые внесли свой вклад в изучение биосферы и природных зон Земли? (Владимир Иванович Вернадский и Александр Гумбольдт)
Рисунок 1. Вернадский Владимир Иванович
Рисунок 2. Александр Гумбольдт
Слайд 7. Учитель раздает листы-путеводители по природным зонам.
Таблица 1. Путеводный лист по природным зонам
Природные зоны | Климатические особенности | Животный мир | Растительный мир |
Арктические пустыни и тундра | |||
Лесная зона | |||
Степная зона | |||
Зона пустынь | |||
Зона саванны | |||
Зона экваториальных лесов |
– Каждый из вас получает листы-путеводтели. Это ваши черновики, в которых вы можете во время нашего виртуального путешествия (при просмотре презентации и по ходу моего рассказа) записывать названия животных, растений и особенности климата разных природных зон.
Мы поделились на команды, поэтому вам предстоит работать в команде.
– Не забывайте, что, работая в команде, нужно помогать друг другу, выслушивать мнения друг друга, каждый человек команды вносит свои идеи и старания в общее дело.
– Итак, мы отправляемся в виртуальное путешествие по природным зонам Земли. После нашего возвращения из путешествия, каждая команда получит по три любые природные зоны. И вам предстоит, используя ваши записи и «фотографии», которые мы сделаем во время путешествия, оформить эти природные зоны на плакатах и отобразить в них животный и растительный мир. Поэтому будьте внимательны, записывайте названия растений и животных природных зон и особенности климата.
После оформления работ, вы посовещаетесь и выберите представителей команды, которые будут демонстрировать ваши плакаты и рассказывать об особенностях ваших природных зон.
– Отправляемся в наше путешествие!
2. Природные зоны Земли (10 минут)
Просмотр презентации и рассказ учителя
Слайд 8 – 14
Арктические пустыни и тундра
Зона арктических пустынь находится в Севером Ледовитом океане, на островах, покрытых льдами. Здесь среди растений встречаются мхи и лишайники. Растительный мир очень скуден, поэтому среди животных встречаются хищники, так как травоядным здесь нет пищи. Хищники – белые медведи, которые занимаются ловлей рыбы, защищены от сурового климата толстой кожей и мехом, подкожным слоем жира [2].
Здесь часто встречаются птичьи базары – это большое скопление птиц. Птицы прилетают сюда и улетаю при наступлении сильных морозов. Кайры, тупики.
В зоне тундры растений становится больше, здесь уже встречаются карликовые березки и карликовые ивы, также мхи и лишайники, кустарнички (клюква, брусника, морошка) и грибы. На фоне низкой растительности грибы хорошо видны, а так как здесь лето короткое и прохладное, то грибы никогда не бывают червивыми.
Животный мир богаче, чем растительный, так как растительной пищи мало. Здесь встречаются олени, которые питаются лишайниками, грызуны – лемминги, которые строят норы в земле, очень много птиц: уток, лебедей [2].
Характерной особенностью тундры являются болота, так как здесь очень сильная увлажненность и низкие температуры, поэтому влага не успевает испариться.
Слайд 15. Лесная зона
Лесная зона встречается на материках Евразия и Северная Америка.
Слайд 16–18
В лесной зоне встречаются различные виды деревьев. Если в лесной зоне преобладают хвойные деревья (кедр, лиственница, сосна, пихта), то это зона тайги, если встречаются и хвойные и лиственные деревья (березы, осины) – это зона смешанных лесов.
В лесной зоне очень много растительности, которая служит одним животным пищей – олени, лоси, птицы, белки, бурундуки, другим жилищем и укрытием – кабаны, волки, лисы.
Деревья задерживают корнями воду при таянии снега, влагу во время дождей, поэтому здесь достаточное увлажнение и большое разнообразие растений и животных.
Слайд 19. Степная зона
Найдите на картах зону степей.
Слайд 20–22
Степная зона представляет собой большие пространства травянистой растительности. Здесь очень много света, поэтому растут светолюбивые травы. В степях находятся самые плодородные почвы – черноземы, которые используются в сельском хозяйстве, поэтому почти все степные зоны распаханы людьми.
Здесь очень много грызунов, которые роют в земле норы, живут большими группами, потому что в открытом пространстве легко стать добычей хищных птиц – орлов, ястребов. Грызуны питаются злаками и другими растениями. Дрофа – птица, которая быстро бегает, также обитает в степной зоне. Здесь можно встретить змей, хомяков, а также быстро бегающих антилоп, диких лошадей.
Слайд 23. Зона пустыни
Слайд 24, 25
Просмотр фильма «Пустыни»[6]
Здесь очень мало осадков, иногда осадки не выпадают в течении целого года. Растения приспособились к добыванию воды – очень длинной корневой системой, уходящей на большую глубину. Листья некоторых растений превратились в колючки, для уменьшения испарения воды.
Животные, как правило хищники – ящерицы, пауки, скорпионы, насекомые (жуки, муравьи), змеи. Животные ведут подвижный ночной образ жизни, так как раскаленный днем песок заставляет их прятаться от зноя в укрытиях, зарываться в землю.
Знаменитые «корабли пустыни» – верблюды, запасают воду в горбах и в водных мешках в желудке, способны преодолевать сотни километров без воды и еды [6].
Слайд 26. Зона саванны
Слайд 27–29
Просмотр фильма «Саванны и редколесья» [5]
На Земле нет такого места больше нигде, как в саване, в котором встречается самое большое разнообразие хищников и травоядных. Особенностью саванн является травянистые равнины, на которых встречаются небольшие группы деревьев. Траву в больших количествах поедают насекомые, например, саранча [1]. Растительноядные животные: антилопы, слоны, жирафы, грызуны, хищники: гепард (рекордсмен по бегу), леопарды, хищные птицы. Животные травоядные проходят большие расстояния в поисках воды, держатся большими группами, многие очень быстро бегаю, чтобы спасаться от хищников [5].
Слайд 30. Зона экваториальных лесов
Слайд 31–32. Просмотр фильма «Экваториальные леса» [7]
Экваториальные леса – это зона самого теплого и влажного климата на Земле, поэтому здесь произрастает пышная растительность, которая служит пищей и укрытием для многих животных, птиц, насекомых.
Экваториальный лес очень густой, деревьям приходится бороться за место под солнцем, поэтому гигантские деревья достигают 50 – 60 метров [1].
В лесах живут слоны, тигры, гориллы, мартышки. Очень много насекомых – термитов, муравьев. Большое разнообразие птиц, которые питаются плодами деревьев, нектаром цветов (нектарницы) [7].
Слайд 33.
3. Физминутка (1 минута)
Я по природным зонам иду (ходьба на месте), Замечаю на ходу, Как над морем буйных трав Шею вытянул жираф (руки вверх, потягивание). У меня над головой (наклоны в стороны с поднятыми руками) Пальма зашуршит листвой, Но придется приседать (приседания), Чтобы нам грибов набрать. Вот лисица пробежала (рукой провести слева вправо) Тут же белка проскакала (другой рукой провести справа влево) А огромный серый слон (круг руками) Посылает нам поклон (наклоны вперед). Мы прогулку завершим (ходьба на месте) И за парты поспешим (садятся на свои места) [4].
II. Работа в группах (12 минут)
– Мы вернулись из нашего путешествия и сейчас нам предстоит обработать и оформить всю информацию и материалы, которые мы собрали в нашем путешествии.
Учитель раздает командам карточки с названиями природных зон.
1 команда: арктические пустыни и тундра, зона саванн и редколесий, степная зона.
2 команда: лесная зона, зона пустыни, зона экваториальных лесов.
– Каждой группе достаются свои природные зоны для исследования.
– У вас есть ваши листы-путеводители с записями, которые вам помогут, вот у нас фотографии, которые мы сделали во время путешествия.
Учитель раздает командам фотографии и рисунки животных и растений разных природных зон.
Задача каждой группы – собрать материал по своим природным зонам: внешний облик, климатические условия, представители растительного и животного мира, их приспособление к условия обитания и т.д.
Вы можете поделить природные зоны между собой, можете работать все вместе, все это по вашему усмотрению, но не забывайте, что вы одна команда и нужно друг другу помогать.
Учащиеся должны подобрать соответствующий материал, оформить его на листе А3. Очередность отчетов соответствует порядку расположения природных зон на Земле в соответствии с законом широтной зональности.
Учащиеся получают рисунки животных и растений, плакаты с фоном природных зон и начинают составлять картины природных зон из рисунков, дорисовывая, докрашивая и оформляя картину.
– Теперь ваша задача выбрать представителей, которые будут демонстрировать плакаты и рассказывать об особенностях ваших природных зон. Обсудите, кто будет выступать и что необходимо сказать.
Учащиеся выбирают представителей и подготавливают их к выступлению.
Выступления команд (8 минут)
От каждой команды выходят по очереди ученики, показывают свои собранные природные зоны, рассказывает об особенностях животного и растительного мира, климате. После рассказа участники других команд могут дополнять ответ.
Загадка
Где-то бушует вьюга, Где-то метет метель, Где-то полгода длится Долгий полярный день. Где-то жара и пекло- Солнца лучи горячи, Так нагревают землю, Будто в жаркой печи. Где-то реки, озера, Где-то край топких болот, Где-то с ясного неба И капля дождя не идет. Где-то сосны и ели, Густой и тенистый лес, Где-то мхи и лишайник- Край пустоты окрест [4].
(Природные зоны)
Слайд 34
– Почему в разных природных зонах обитают разные животные и произрастают разные растения?
(Разные климатические условия, рельеф и т.д.)
III. Обобщение и вывод (3 минуты)
– Перед нашем путешествием мы ставили цели. Вспомните, ребята, зачем мы отправлялись в путешествие, с какой целью?
Ответ учащихся: рассмотреть природные зоны Земли, их животный и растительный мира, климатические особенности.
– Как вы считаете, достигли ли мы поставленных целей?
Значит мы рассмотрели природные зоны и теперь мы знаем их особенности, можем отличить и определить их по животным и растениям, которые для них характерны.
– Как вы считаете, в какой природной зоне живем мы? (В лесной, зона тайги).
– Как вы считаете, нужно ли знать особенности каждой природной зоны и для чего?
Учащиеся высказывают свое мнение и делают предположения.
– Как вы думаете, только ли растения и животные вынуждены приспосабливаться к разным природным зонам? Приспосабливаются ли к ним люди и как?
(Жилье, одежда, питание, занятие или работа)
– Действительно, чтобы жить в определенной природной зоне, необходимо знать ее особенности. Например, в северных районах нашей страны, в строительстве домов используются совсем другие технологии, по сравнению с южными районами, на юге окна часто открыты в течении всего года, а на севере в домах используют тройное остекление. Чтобы проложить дороги, газопроводы, добывать полезные ископаемые в северных районах нужно затрачивать гораздо больше денег и использовать особые материалы, так как там очень суровые климатические условия.
– А можно ли вмешиваться в дикую природу и изменять ее, не зная как все растения и животные взаимосвязаны в ней и к чему это может привести?
Нет. Прежде чем что-либо менять в природе, нужно выяснить, как это связано с животными, растениями, климатом, чтобы не нарушить всю природу.
Например, вырубая лес, мы уничтожим жилище животных и птиц, а вместе с этим и их пищу.
IV. Домашнее задание (1 минута)
§ 47 пересказ. Нарисовать любую природную зону в тетради.
Слайд 35
Учитель выставляет оценки за урок всем учащимся.
Используемая литература:
- Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. География. Начальный курс. 6 кл. – М.: Дрофа, 2008.
- Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: 6 класс. – М.: ВАКО, 2010.
- Мультимедиа-ресурс: 1С: Школа. Экология. Учебное пособие. 10 – 11 кл.
- Конспект урока «Урок-мастерская на тему: «Составление карты природных зон России: «По страницам Красной книги» rudocs.exdat.com/docs/index-364074.html.
- Видеофильм компании BBC Серия «Континенты» – «Дикая Африка. Саванна».
- Видеофильм компании BBC Серия «Континенты» – «Дикая Африка. Пустыня».
- Видеофильм компании BBC Серия «Континенты» – «Дикая Африка. Джунгли».
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai