НОД Конспект занятия "Растительный мир Прибайкалья" к проекту "Священный Байкал". Растения прибайкалья для детей
4-я неделя. Понедельник | |||||
Непосредственно образовательная деятельность | Вид детской деятельности в режиме дня Краткое содержание (задачи) | Индивидуальная работа с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Организация РППС | |
9:00 – 9:20 Познавательное развитие (ФЦКМ) «Байкал – жемчужина Сибири». Цель: формирование экологической культуры дошкольников. Познакомить детей с одним из уникальных озер мирового значения. Учить детей заботиться об окружающей среде, о родном крае. Воспитывать потребность общения с природой, интерес к познанию ее законов и явлений. Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности. Развитие свободного общения с взрослыми. 9:30 – 9:50 Музыка По плану музыкального руководителя | УТРО | ||||
Утренняя гимнастика (картотека №4) | |||||
Беседа: «Растительный мир Прибайкалья». Развивать познавательную активность в процессе формирования представления о лекарственных растениях. Раскрыть связи растений со средой обитания. С/р игра «Путешествие по Байкалу» Цели: Активизировать знания детей в изучении озера Байкал, развивать Умение работать в группе, распределять задания внутри группы. | Работа с Сашей П., Сашей П. и Ильей К. Задание с индивидуальными карточками. Раскрасить только водные растения. | Настольная игра «Цветы – садовые, лесные». Цель: Продолжать учить детей различать растения по месту произрастания. | |||
Прогулка (картотека №5) | |||||
Гимнастика после дневного сна (картотека №3) | |||||
ВЕЧЕР | |||||
Беседа: «Пожар в лесу» Цель: Формировать навыки безопасного поведения при пожаре в лесу. Чтение лесных сказок красной книги Жимолость и Боярышник Цель: Развивать словарь, связную речь при ознакомлении с растениями. Воспитывать бережное, безопасное отношение к растениям в природе. | Д/и "С какого дерева листок" Цель: закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид листьев. | ||||
4-я неделя. Вторник | |||||
9:00 – 9:20 Физическая культура По плану физкультурного руководителя 9:30 – 9:50 Интегрированное занятие в средней группе «Ягоды» (Приложение) | УТРО | ||||
Утренняя гимнастика (картотека №4) | |||||
Чтение рассказа В. Стародумов «Как Таню цветы выручили» Цель: познакомить с литературным богатством Сибирского края, привить детям любовь к «малой» родине, уважение к своей истории, народу через художественное слово, формирование ценностных ориентаций. Опыт. С водой и без воды.Цель: выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло). | Инд. раб. с Лизой, Макаром и Данилом по теме "Ягоды" Цель: закреплять знания о ягодам. Д/и "Ягоды, фрукты и овощи". Умение распределять по видам. | Д/и «Рыбы, грибы, ягоды, цветы» Цель: Закрепление представлений о растениях сибирского леса, умений быстро ориентироваться в вопросе и правильно находить картинки в соответствии с вопросом. | Картотека "ИГРЫ БАЙКАЛА | ||
Прогулка (картотека №4) | |||||
Гимнастика после дневного сна (картотека №3) | |||||
ВЕЧЕР | |||||
Чтение и заучивание стихов о растительном мире Байкала. Цель: познакомить с литературным богатством Сибирского края, привить детям любовь к «малой» родине. | Д/и «Растения на окнах» Цель игры: Учить детей устанавливать поэлементное соответствие двух групп предметов, обобщать представления о растениях, их названии, о величине. | Опыты к занятиям по теме «ОПЫТЫ С РАСТ.» | |||
4-я неделя. Среда | |||||
9:00 – 9:20 Музыка По плану музыкального руководителя Рисование Тема «Божьи коровки» (Приложение) Цель. Закрепление умения самостоятельно рисовать в нетрадиционной технике. Развитие образного восприятия, детского творчества. Побуждение к образной оценке изображений. | УТРО | ||||
Утренняя гимнастика (картотека №4) | |||||
Предложить Д\и «Собери бабочку», «Парочки- насекомые». Цель. Развитие внимания, логики, памяти, мышления. Беседа с детьми «Что дети знают о насекомых?» Цель. Уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, передвижении; развитие фразовой речи. | Инд. работа с Костей, Левой, Ильей и Ромой. Д/и «Соедини точки и узнай, кто получится» Цель. Развитие умения ориентироваться на лист, внимания, мышления. | Самостоятельная деятельность воспитанников в центрах развивающей активности: строительные игры по желанию детей. | Подбор материалов для папки-передвижки «ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УКУСАХ НАСЕКОМЫХ» | ||
Прогулка (картотека №5) | |||||
Гимнастика после дневного сна (картотека №3) | |||||
ВЕЧЕР | |||||
Рассматривание презентации «Мир насекомых». Цель. Расширение кругозора детей, уточнение и закрепление с детьми понятие «насекомые». | Самостоятельная деятельность воспитанников в центрах развивающей активности- театрализованные игры с пальчиковыми куклами. | Окружающий мир. Развитие речи насекомые. | |||
4-я неделя. Четверг | |||||
9:00 – 9:20 Физическая культура По плану физкультурного руководителя 9:30 – 9:50 Чтение художественной литературы Русские сказки (мини-викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко» Цель. Помочь детям вспомнить названия и содержание уже известных им сказок. Познакомить со сказкой «Петушок и бобовое зернышко». (Приложение) | УТРО | ||||
Утренняя гимнастика (картотека №4) | |||||
Разучивание пальчиковой гимнастики «Паучок». Беседа на тему «Польза и вред насекомых». Цель. Расширение кругозора детей о пользе и вреде насекомых. | Инд. работа с Василиной, Варей и Ульяной Д\и «Закрой фигуру» Цель. Закрепление знаний о геометрических фигурах, умения классифицировать по признакам фигуры. | Предложить настольно-печатные игры по желанию детей с целью закрепления знаний о насекомых. Предложить крупный конструктор для совместной игры «Муравейник». | Пальчиковые игры на тему "Насекомые" | ||
Прогулка (картотека №4) | |||||
Гимнастика после дневного сна (картотека №3) | |||||
ВЕЧЕР | |||||
Чтение худ. лит.- знакомство с творчеством К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха» Цель. Ознакомление с творчеством детского писателя, с его произведением. Разучивание отрывка сказки. Слушание музыкальных произведений- Н. Римского-Корсакова «Полет шмеля», Р. Паулс - Музыка из кинофильма «Танец бабочек». Цель. Развитие умения различать оттенки настроений, передаваемых музыкальным произведением | Ситуативный разговор с Андреем, Марленом и Данилом «Что такое хорошо, что такое плохо». Цель. Совершенствование умения детей анализировать поступки, находить правильное решение. | С/и «Добрый доктор Айболит» Цель. Формирование представление о коллективном труде, о взаимоотношениях. Обогащение сюжета игры, доброжелательного отношения друг к другу. | |||
4-я неделя. Пятница | |||||
9:00 – 9:20 Аппликация «Вишня в корзинках» Цель: Учить сравнивать и описывать фрукты, отгадывать загадки, учить лепить из пластилина ягоды методом раскатывания из небольших кусочков пластилина, корзину из длинного пластилинового жгутика. (Дети 3-4 лет лепят только вишенки) 9:30 – 9:50 Физическая культура По плану физкультурного руководителя | УТРО | ||||
Утренняя гимнастика (картотека №4) | |||||
Викторина "Насекомые" Цель: Закрепить с детьми названия и виды насекомых. Развивать слуховое внимание, память, речь, творческое воображение. Расширять кругозор детей. Воспитывать бережное отношение к природе. | |||||
Прогулка (картотека №5) | |||||
Гимнастика после дневного сна (картотека №3) | |||||
ВЕЧЕР | |||||
Театрализованная игра «Муха-Цокотуха» Цель. Закрепление знания содержания сказки, развитие выразительности речи и пантомимики. Закрепить знания о насекомых. | Игра ситуация «Утешим божью коровку» Цель: Способствовать возникновению игр на темы из окружающей среды; развивать чувство жалости, сочувствия, умения прийти на помощь. |
multiurok.ru
НОД Конспект занятия "Растительный мир Прибайкалья" к проекту "Священный Байкал"
НОД Конспект занятий к проекту «Священный Байкал»
«Растительный мир Прибайкалья».
Цель. Дать представление о разнообразии и уникальности растительного мира Байкала.
Материалы. Картинки с изображением растении . Макет озера Байкал. Кедровые шишки и орехи. Листы бумаги формата А4 и набор фломастеров – на каждого ребенка.
Воспитатель. Растительный мир Байкала в любое время поражают своей красотой и разнообразием видов и их неповторимостью. Озеро окружено горами, покрытыми тайгой, где произрастают удивительные растения, которых больше нет нигде на планете.
На берегах Байкала в Бухте Песчаной встречаются странные деревья, стволы которых находятся на высоте двух-трех метров от поверхности земли. Эти деревья стоят на своих корнях, как на ходулях. (Показывает картинку).
Ходульные деревья – один из символов Байкала. Их корни оголили дожди и ветра. Кажется, будто деревья шли куда-то, остановились отдохнуть и скоро снова двинуться в путь.
Весной, как только сходит снег, берега Байкала превращаются в цветущий сад. Огромное количество алых цветов покрывает кустарники, на которых ещё не видна зеленая листва. Это зацвел даурский рододендрон - багульник.
Пройдет немного времени – и вся земля покроется волшебным покрывалом, цвет которого будет постоянно меняться. Цветет ромашка – оно белое, чабрец – розовато-сиреневое, саранка – оранжево-красное. И так всё лето; одни цветы сменяются другими.
Дети показывают картинки и называют растения, рассказывают о них сведения, которые они узнали из разных источников информации, и помещают картинки вокруг макета Байкала.
Ребенок. Чабрец растет на каменистых склонах и степных лугах Прибайкалья. Это лекарственное растение. Его веточки с мелкими цветами и листьями приятно пахнут. Чабрец используют как приправу к разным блюдам, заваривают как чай.
Ребенок. Это черемша. Из её листьев делают салаты со сметаной и начинку для пирогов. По вкусу она похожа на чеснок.
Воспитатель. Окрестности Байкала богаты и ягодниками. Какие ягоды вы собирали с родителями?
Дети. Бруснику, малину, чернику, голубицу, клюкву.
Проводится разминка. Дети выполняют движения по показу воспитателя.
По болоту я хожу,
Во все стороны гляжу,
Часто нагибаюсь,
Клюквою питаюсь.
Я схожу на ручеек,
Заварю себе чаек.
Буду пить-попивать,
Красно дето вспоминать.
Воспитатель. А что это такое? (Показывает кедровую шишку и орехи).
Дети. Это кедровая шишка и кедровые орехи.
Воспитатель. А где их собирают?
Дети. Эти шишки растут на кедрах, их собирают в таёжных кедровниках.
Воспитатель. Сибирский кедр славится не только орехами. Дома построенные из кедровых бревен, считается полезным для здоровья проживающих в нем людей. Прочная древесина кедра обладает приятным запахом, сохраняющимися десятки лет. Что ещё вы знаете об этом дереве?
Дети. Кедр очень высокий. Он живет до 500 лет. Сибиряки называют кедр хлебным деревом, из кедовых орехов получают кедровое масло.
Воспитатель. Люди научились использовать даже скорлупки кедровых орехов. Народные целители готовят на их основе отвары и примочки. Строители делают из них отделочный материал – кедропласт. А из шелухи шишек, скорлупы орехов и смолы кедра художники создают замечательные картины.
infourok.ru
Конспект занятия в средней подгруппе на тему: «Растительный мир Прибайкалья»
МКДОУ ЦРР - детский сад № 17 г.Россошь - структурное подразделение детский сад п. Молодежный.
Воспитатель дет.сада п.Молодежный : Момотова Нина Аркадьевна.
Конспект занятия в средней подгруппе
на тему: «Растительный мир Прибайкалья».
Цель:
Формировать представления о растительном мире Прибайкалья (хвойные деревья – сосна, ель; лиственные - береза, осина;кустарники – рябина)
Задачи:
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края;
воспитывать интерес к истории своего края;
расширять знания о природе Прибайкалья;
развивать память, мышление;
развитие речи через уточнение и закрепление знаний детей о родном крае;
способствовать формированию двигательных навыков, ориентированию в пространстве, способности двигаться в соответствии с музыкальным образом;
Предварительная работа:рассматривание картинок, иллюстраций с изображением деревьев и кустарников сибирского леса, наблюдение за деревьями на участке детского сада, д/игры «Найди дерево», «От какого дерева листок», «Когда это бывает? », «Собери дерево», Подвижные игры: «К названному дереву беги»,экспериментирование с растениями «Растения – живые», рисование «Дорисуй дерево»
Материалы:шкатулка, «волшебный камень» с берегов Байкала, фонограмма «шум воды», картинки деревьев (сосна, ель, береза, осина, рябина), листья деревьев, корзинка, 3 листа формата А-3 с изображением стволов деревьев (береза, рябина, осина).
Ход занятия:
Дети входят в группу. На столестоят «волшебные» деревья, среди них находится шкатулка.
Воспитатель:
-Здравствуйте, ребята! Куда это мы с вами попали? (слышится звук колокольчика). Это «волшебный лес». Посмотрите, какой он красивый! Что же в этом лесу есть волшебного? (дети находят шкатулку). Какаянеобычная шкатулка. Давайте посмотрим, что там.(Звучит фонограмма «шум воды»). Шкатулка открывается, воспитатель достает камень.
В.-Это - «волшебный камень» с берегов Байкала. Камень говорит, что видел ребят, которые знают все про Байкал.Это случайно не вы? И все-все знаете про Байкал? Давайте проверим!Скажите, как называется город, в котором мы живем?Правильно, мы живем в городе Братске. Наш город расположен на берегу реки. А кто знает, как называется эта река? (Ангара) (показывает иллюстрации с изображением реки). Это единственная река, которая вытекает из озера Байкал. А вы знаете, что Байкал-это самое большое озеро в мире?Ой, какие умные дети, все знают!Может вы и стихи знаете про озеро Байкал?Давайте расскажем (дети читают стихи)
Есть такое озеро,
Озеро — Байкал.
Все в него влюбляются,
Кто хоть раз бывал.
Озеро глубокое,
озеро могучее.
В ясный день — спокойное,
А в грозу - кипучее.
Окружают озеро
Горы и леса,
Сверху отражаются
В водах небеса.
Есть такое озеро,
Хорошо, что есть!
Нерпы, рыбы в озере
Никому не счесть!
Чудные растения,
Чудные леса,
Чудные животные,
Чудо - небеса!
В.-А вы хотите попасть на берег Байкала? А чтобы туда попасть, мы с вами скажем волшебное заклинание: «Мы сначала хлопнем, а потом притопнем,вокруг себя повернись, на Байкале окажись!» Потом закроем глаза (не подглядывайте, а то волшебство не получится) (в это время воспитатель раскладывает ткань, которая будет изображать озеро).
В.– Где мы вами оказались? Посмотрите, какая красивая природа в нашем краю! (показывает иллюстрации с изображением озера). Здесь растет много деревьев и кустарников. А какие деревья знаете вы?(дети называют).Молодцы!А вы любите отгадывать загадки?Хорошо, тогда отгадайте первую загадку.
Загадка1. Загадка 2.
Что же это за девица: У меня длинней иголки, чем у елки.
Не швея, не мастерица, Очень прямо я расту в высоту.
Ничего сама не шьёт, Если я не на опушке,
А в иголках круглый год. Ветки только на макушке.
(Ель) (Сосна)
-А отгадки спрятаны у нас в группе. Пойдемте их поищем(дети находят 2 мольберта, на которых располагаются картинки с изображением ели и сосны)
В.- Посмотрите на эти картинки. Как вы думаете, чем похожи сосна и ель? (У ели есть ствол и у сосны есть ствол; ветки сосны зелёные и ветки ели зелёные; у сосны иголки и у ели иголки; эти деревья зелёные круглый год).
В: - Ребята, но всё же эти деревья различаются. А для того чтобы их научиться различать, давайте с вами выучим поговорку:
Елочка – короткая иголочка
Сосна – длинная игла.
(Дети повторяют поговорку все вместе, затем по одному 2-3 человека).
В: - Ребята, послушайте, мне кажется, что-то шумит. Слышите?(включается фонограмма «шум ветра»). Мне кажется отсюда звук (подходит к окну). Ой, ребята, посмотрите, что ветер натворил! Разбросал все листочки! Поможете мне собрать их? Раз, два, три, четыре, пять, будем листья собирать! (под веселую музыку проводится дидактическая игра «Найди и собери»).
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
-Посмотрите, как много листочков мы собрали! А как вы думаете, с каких деревьев прилетели эти листья? (дети находят листы с изображением стволов деревьев: береза, рябина, осина)
Березка Рябинка Осинка
Эта модница лесная На холме стоит рябинка, В саду осеннем у дорожки
Часто свой наряд меняет: Держит прямо ровно спинку. Осина хлопает в ладошки.
В шубке белой – зимой, Нелегко ей жить на свете, Вот почему на той неделе
Вся в сережках – весной, Ветер крутит, ветер вертит, Ее ладошки покраснели.
Сарафан зеленый – летом, Но рябинка только гнется,
В день осенний – в плащ одета. Не печалится-смеется.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
(Дети раскладывают листья на стволы деревьев)
В:-У нас получились красивые, нарядные деревья, как сказочные!А чтобы ветер-озорник их больше не разбросал, мы можем с вами их приклеить(помогает детям расположить листья).
В: - Ребята, волшебный камень мне сказал, что видел в вашей группе друзей, это камни и сувениры с озера Байкал, покажем ему нашу коллекцию? (дети подходят к столу, где располагается коллекция сувениров и магнитов, рассказывают, что там находится).
«Волшебный камень» хочет остаться у нас, ему очень у нас понравилось, оставим? (помещаем камень среди коллекции).
(в конце занятия воспитатель предлагает сфотографироваться на память)
infourok.ru
Конспект НОД Занятие на тему "Флора и фауна Байкала"
Модель занятия
По ознакомлению с окружающим
Тема. «А что это такое?»
Часть I.
Растительный мир Байкала.
Цель. Дать детям представление о растительном и животном мире Байкала. Познакомить детей с флорой Байкала, её особенностью от древности и природных условий. Познакомить с рыбой Байкала, рассмотреть их, показать взаимосвязь живых организмов с рыбой. Дать знание об эндемике Байкала – голомянке, показать отличие от других рыб, приспособление рыб к среде обитания с помощью органов. Дать знания о некоторых видах фауны, их назначением. Воспитывать чувство гордости за свой край.
Материалы и оборудования. Слайды, иллюстрации природы Байкала, картинки с изображением цветов, рыб и других представителей флоры и фауны Байкала.
Ход занятия. Воспитатель. Когда находишься на Байкале, в любое время года, все время удивляешься и спрашиваешь: «А что это такое?». Восхищению и удивлению нет предела. Байкал - самое древнее из озер. Древность озера и природные условия в районе Байкала, образовали богатую растительность, которая содержит довольно много уникальных видов.
Растения Прибайкалья поражают своей красотой и разнообразием красок, а многие виды – редкостью и неповторимостью.
На дне Байкала можно встретить живые организмы, которые больше нигде не встретишь. А в дремучей тайге – редкого дикого зверя, соболя или рассомаху.
Высоко в горах, на таежных болотах растут редкие виды растений.
Уникальная природа Байкала является местом обитания 2 630 видов и разновидностей растений и животных. Большая часть - 60 % из 2630 видов являются эндемиками, обитают только в Байкале и нет больше нигде в мире, включая пресноводного тюленя - байкальскую нерпу.
Обилие живых организмов объясняется большим содержанием кислорода во всей глубине байкальской воды, вырабатываемыми уникальными видами водорослей.
На берегах Байкала в Бухте Песчаной встречаются удивительные ходульные деревья – они стоят на своих корнях на высоте 2–3 метра над поверхностью земли. Корни оголились у деревьев ветрами, кажется, будто деревья пришли сюда и отдыхают, а потом снова продолжат свой путь.
… Как только весной сойдет снег, земля становится серой, неприглядной – а утром просыпаешься от яркого сияния и не понимаешь, откуда оно исходит.
Оказывается – это цветет багульник. Вся земля усыпана яркими нежно-розовыми цветами.
ДАУРСКИЙ РОДОДЕНДРОН – предвестник байкальской весны называют багульник. Цветение огромного количества розовых цветов, когда еще не появилась заметная зеленая листва, создает впечатление цветущего сада на берегах Байкала.
Только отцвел багульник, все земля покрылась белым одеялом – это ромашка цветет, за ромашкой лилия и саранка радует глаз. И так все лето: одни цветы сменяют другими.
Дети называют названия растений и выставляют на магнитную доску и рассказывают об этом растении.
Воспитатель. А какие названия цветов и трав вы знаете?Ребенок. ЧАБРЕЦ, БОГОРОДСКАЯ ТРАВА. Чабрец растет на каменистых склонах, открытых песчаных местах, степных лугах. Растет, как в Прибайкалье, так и в Забайкалье. Цветет с июня по август. Розовые пятна цветов трудно не заметить на песчаных холмах.
Трава чабреца содержит до 1% эфирных масел, и если веточку помять в руках, почувствуешь устойчивый запах. Для лечебных целей собирают цветы. Их применяют для лечения различных заболеваний, как общеукрепляющее средство, при нервных заболеваниях и бессоннице.
Щепотку высушенного чабреца бросает в огонь шаман при проведении обряда очищения.
ЗОЛОТОЙ КОРЕНЬ, РОДИОЛА РОЗОВАЯ.
Ребенок. Растет в трещинах скал, на скалах, почти во всех районах Байкала. Цветет в конце июня, начале июля. Золотой корень обладает действием, подобным женьшеню, снимает усталость, оказывает стимулирующее воздействие на весь организм. Заготавливают корневища в период цветения и плодоношения во второй половине июля, в августе.
Воспитатель. Ароматный запах, словно выжатый сок травы, распространяется по всему побережью Байкала – собирай черемшу.
Ребенок. Черемша в свежем виде широко используется в виде салатов, для начинки пирогов, при приготовлении мясных блюд вместо лука. Для хранения черемшу мелко измельчают и солят, подобно капусте. Салат заправляется сметаной или майонезом. Имеет чесночный запах и возбуждает аппетит.
Воспитатель. Заболела голова, нужно снять усталость, сердце покаливает, вылечит сагандайля.
Ребенок. Сагандайля растет в горах на каменистых склонах в Восточном Саяне, Хамар-Дабане, на Баргузинском хребте. Цветет во второй половине июня - в июле. Местные буряты использует сагандайлю как укрепляющее средство. Полезна для почек, сердца, головного мозга. Известна также под тибетским названием "Белое крыло", трава, продлевающая жизнь.
Воспитатель. На зиму заготавливают ягоды брусники, черники, голубики, клюквы, незаменимые лекарственные растения для местных жителей.
Физминутка.
По болоту я хожу,
Во все стороны гляжу,
Часто нагибаюсь,
Клюквою питаюсь.
Я схожу на ручеек,
Заварю себе чаек.
Буду пить-попивать,
Красно дето вспоминать.
Вот из такого кедрового орешка вырастает могучий красавец кедр.
СИБИРСКИЙ КЕДР.
Легенда Сибири – сибирский кедр славится не только своими орехами. Кедровая древесина обладает приятным запахом, сохраняющимся десятки лет, который отпугивает моль. Срубленный из кедровых бревен дом считается полезным для здоровья проживающих в нем людей. Древесина кедра очень прочная, стойкая к загниванию.
Ребенок. Высота кедра 35-40 м, диаметр ствола - до 1,8 м, живет до 500 лет. Кедровый орех собирают через каждые 5-6 лет. Сибиряки называют кедр хлебным деревом, раньше из кедовых орехов получали кедровое масло, халву, сметану и молочко.
Воспитатель. Все что растет на Байкале, начиная с могучего кедра и заканчивая травой черемшой съедобно и полезно для здоровья. Это секрет уникальной экосистемы Байкала.
Только успевай, собирай и заготавливай урожай грибов, шишек, ягод, трав да на зиму запасай.
Часть II.
Животный мир Байкала.
Воспитатель. Животный, как и растительный мир Байкала необычайно богат, здесь живут почти все типы животных, обитающих в пресных водоемах. В мире нет другого озера, разновидность которого столь велика и уникальна.
В настоящее время в озере Байкал известно 1550 видов и разновидностей животных. Байкальская фауна является древней, состоящей из морских и пресноводных видов животных, а Байкал - хранилище древней фауны планеты, лишь незначительно изменившаяся за долгую жизнь в озере.
Воспитатель. Нерпа – чудо Байкала, это единственный в мире тюлень, который живет в пресной воде. Каменистые берега Ушканьих островов служат лежбищем байкальского тюленя. Самое крупное лежбище нерпы на Байкале находится на западной стороне острова Тонкого. Это удивительное животное способно жить как в воде, так и на суше, она является самым ценным и уникальным млекопитающим животным семейства ластоногих. На Байкале насчитывается около 40 тыс. нерпы.
Байкал является пристанищем 236 видов птиц. Водоплавающих птиц среди них 29 видов. Из птиц на Байкале встречаются главным образом различные виды уток. Часто утки собираются в большие стаи, которые довольно часто встречаются на воде во время плавания по Байкалу.
Иногда можно увидеть гусей или лебедей-кликунов. Для баклана полюбилось открытое пространство Байкала. Здесь можно встретить серую цаплю и чернозобую гагару.
Скалистые острова и устья рек изобилуют чайками, на островах Байкала они селятся в большом количестве, а Остров Тойнак служит местом гнездования серебристых чаек.
Физминутка. /Все слова сопровождаются движениями/
А что это такое?
А что это такое? Такое голубое,
Холодное, как льдина, прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо за сосны зацепилось,
По скалам покатилось и на землю стекло?
А что это такое? Такое золотое,
Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?
Быть может, это солнце легло поспать под скалы,
Оно лежит устало, закрыв свои глаза?
А что это такое? Все время в непокое,
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча, а это и не небо,
А это и не солнце, а озеро Байкал! /М.Сергеев/
ОРЕЛ. В Прибайкалье обитает 7 видов орлов: беркут, могильник, степной орел, большой подорлик, орел-карлик, орлан-белохвост, орлан-долгохвост. Такого разнообразия и обилия "орлиных птиц" нет нигде в Северной Азии. Одним из самых красивых и величественных пернатых хищников считается белоголовый орел - орел-могильник.
Ребенок. Орел - орел-могильник.- императорский орёл. Размах его крыльев достигает 2 м. Живет до 100 лет. Орлы гнезда вьют высоко на деревьях, на опушках леса в одних и тех же местах в течение многих десятилетий. Огромные гнезда орлов бывают до 2-х метров. Птенцы появляются в конце мая - начале июня, и до конца августа, орлята держатся возле своих гнезд. На зиму орлы мигрируют на юг.
Воспитатель. Особым почитанием у бурят пользуется орел - птица байкальских легенд - священный Белоголовый Орел, герой многих древних байкальских легенд, сын Хозяина Ольхона, прародитель ольхонских шаманов, которому до сих пор приносятся жертвоприношения.
Ребенок. По преданию сын грозного духа острова Ольхон жил в образе белоголового орла, который первым получил шаманский дар. А Шаманский мыс Бурхан или Шаман-Камень, одна из девяти святынь Азии, является священным местом у шаман.
infourok.ru
Изображенияпоказаны с 1 по 30-е (30 из 413 найденных)
|
Растения и лишайники Местообитания |
www.plantarium.ru
Цветы прибайкалья — Култучанин
О природе можно говорить много и долго. Сегодня мы поговорим о цветах, которые, которые растут у нас, в Прибайкалье, и о которых, оказывается, мы так мало знаем.среди всего буйства цветов, которое мы имеем счастье лицезреть, мы решили выбрать самые, на наш взгляд, известные…Начнём разговор с цветка, самого нежного и холодолюбивого, который вот — вот порадует нас своим пробуждением. Он так любит весну, что бывает, слабого дыхания ее достаточно, чтобы его лепестки раскрылись и засияли счастьем. Это подснежник (лат. Galanthus), имеющий другие названия: молочный цветок, Галантус, снежная капля, снежный колокольчик, первоцвет – многолетнее луковичное растение семейства Амариллисовых
Издавна первоцветы считались эмблемой надежды, и поэтому подснежник часто становился героем различных легенд и сказаний… Одна из легенд рассказывает, что подснежник был самым первым цветком нашего мира… Адам и Ева сразу после изгнания из райского сада попали на холодную зимнюю Землю. Первые люди посреди мороза босиком шли по обжигающему снегу, чувствуя в душе страшную пустоту. В какой-то миг Ева расплакалась от сожаления о потерянном счастье в раю, и Господь пожалел её, превратив ее слезы в нежные колокольчики подснежников. Так миру явился прекрасный цветок-первоцвет. Из-за своей красоты и свойства первым появляться весной даже среди снежного покрова этот цветок попал на страницы Красной книги. А благодаря своей неприхотливости — в сады и на альпийские горки, став прекрасным цветущим декоративным растением.
Любят у нас это растение. В народе его называют жарком, огоньком, солнечным цветком, сибирской розой, Авдотками, бубенчиком, колотушкой, кучерской травкой, балаболкой. А вообще это купальница (или купава) — (лат. Tróllius) – название рода одно- и многолетних травянистых растений семейства Лютиковых. Почему купальница? Во время цветения жарков вода прогревается так, что можно купаться. В России 11 видов купальниц. Но только одна из них получила наибольшее распространение — наша сибирская «купальница азиатская» с оранжевым цветком.
3а красоту, аромат жарки расплачиваются. Их собирают в огромные букеты, которые быстро увядают. Поникшие цветы теряют свою красоту. Не стремитесь сорвать цветок, пусть он останется в лесу и даст множество семян. И через несколько лет новые поколения жарков порадуют человека. Ведь жарки цветут только на 9-й год рождения. Помните: жарки — охраняемое растение, которое занесено в Красную книгу.Заводя разговор о следующей «героине», можно сказать так: она милая, обаятельная. Ее обычно сопровождает эпитет «скромная», «полевая»…Именно с ней ассоциируются такие понятия, как чистота и невинность, юность и любовь. Трудно обойтись без нее, сплетая венок, собирая букет, ведь этот цветок испокон веков символизирует русскую природу. На нём гадали во все времена. Для того, чтобы узнать ответ на вопрос, который не давал покоя, лепестки обрывали левой рукой, приговаривая «да», «нет», «сбудется», «не сбудется»… Конечно, это ромашка
Рома́шка (лат. Matricária) ( или маточная трава, или моргун)— род многолетних цветковых растений семейства Астровых или Сложноцветных. По одной версии, название ромашки происходит от лат. matrix – матка, т.к. в старину она применялась при женских болезнях, по другой версии — от греческих слов «chama” – земля и «mellon” – яблоко. Плиний Старший утверждал, что запах ромашки напоминает яблочный, и назвал ее земляным яблоком. Русское название произошло от латинского «romana» — «римская» и заимствовано из польского языка. От слова «роман» образовалась уменьшительная форма «ромашка». Ещё её называют белюшкой, солнечником, девичником, невесточкой, ворожкой.Ромашки широко распространены в Евразии, Америке и Южной Африке, натурализованы в Австралии! В Прибайкалье чаще других встречаются ромашка аптечная, или ободранная
Есть поверье: упавшие звезды — это души угасших людей, а по народному преданию, ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда …И у поэта цветы стали символом взошедших из небытия душ россиян, тех, чьи жизни до конца отданы служению родной земле. И оказалось, что их много, тихих, скромных и ярких, высоких и светлых, верных и преданных родной земле.Кто бы мог подумать что полынь ( лат. Artemísia), как и ромашка, принадлежит к семейству Астровых! Распространена в умеренном поясе Евразии, в Северной и Южной Африке, Северной Америке! На территории России отмечено около 180 видов, встречающихся почти повсеместно.
Не все цветы — эндемики, и не все, слава Богу, попали в Красную книгу. Но разве от этого они менее ценны? Это древние дети земли и Байкала, воплотившие его красоту, красоту мироздания. Однако, с чародеем — Байкалом не шути: цветы дурманят, пьянят, а шум прибоя завораживает.Действительно, зверобой (лат. Hypericum) — род растений семейства Зверобойных — в народных представлениях считается одним из тех растений, которые произошли из крови или пера птицы, которая принесла небесный огонь на землю и была при этом ранена враждебным существом. Позднее зверобою приписано свойство прогонять нечистую силу. Это растение считалось прежде волшебным: оно защищало от ведьм и привидений, а фиолетовый сок, получаемый при прессовании цветочных почек, считался чарующим средством. Как раз из-за способности окрашивать своим соком пальцы рук в кроваво-красный цвет он и получил название «заячья кровь» и «кровавник».
Немало загадок и секретов, оказывается, таит в себе не только зверобой… То, о чём мы рассказали сегодня, – лишь малая часть знаний, необходимых каждому уважающему себя человеку, живущему на Байкале.
Подснежник (лат. Galanthus), молочный цветок, Галантус, снежная капля, снежный колокольчик – многолетнее луковичное растение семейства Амариллисовых. Насчитывает 18 видов. В естественных условиях встречается в Центральной и Южной Европе и в Малой Азии, на побережье Черного и Каспийского морей. А больше всего разных видов этого цветка (16) можно встретить на Кавказе. Прежде чем появиться, подснежники почти целый год мирно спят под землей в виде луковиц. Просыпаться луковицы начинают осенью и начинают обрастать корнями. Когда приходит весна, луковицы выбрасывают зеленые стрелки отростков и очень быстро зацветают. В зависимости от климатической зоны, подснежники могут начать цвести в декабре-январе вплоть до марта-апреля.Когда наступает лето, отцветшие, набравшиеся сил и невидимые под землей подснежники приступают к размножению с помощью активно разрастающихся луковиц. За несколько лет из небольшой посадки галантусы могут вырасти в целые колонии, при этом ничуть друг другу не мешая. Можно также размножать подснежники семенами. Но в таких случаях первый раз они начнут цвести только через 4-5 лет.
Купальница ( лат. Tróllius) – название рода одно- и многолетних травянистых растений семейства Лютиковых. Это низко-, средне- и высокорослые растения с пальчаторассеченными листьями. Слаборазветвленные прямостоячие стебли несут на конце одиночный крупный цветок со множеством тычинок. Функцию венчика несет пестрая чашечка (чаще всего желтая), тогда как венчик превращается в нектарники. В природе предпочитает влажные луга, обычно растёт на высокогорье.
Ромашка аптечная (лат. Matricária) ( или маточная трава, или моргун)— род многолетних цветковых растений семейства Астровых или Сложноцветных — однолетнее травянистое растение с очередными, дважды или трижды перисто рассеченными на линейные шиловидно заостренные сегменты листьями. Корзинки полушаровидные с белыми краевыми ложноязычковыми и желтыми внутренними трубчатыми цветками. Цветоложе коническое, полое, голое. Плод – семянка. Цветет в мае-июне. Растет по лугам и степям с разреженным травостоем, как сорняк в садах, на пустырях, по обочинам дорог. Ромашка аптечная также культивируется.Ромашка — одно из самых употребляемых растений в медицине, в том числе и народной. Используют настои и отвары цветочных корзинок ромашки и её эфирное масло.Настой цветочных корзинок ромашки оказывает противовоспалительное, кровоостанавливающее, антисептическое, слабое вяжущее, болеутоляющее, противосудорожное, потогонное, желчегонное действие.Эфирное масло ромашки обладает дезинфицирующим и потогонным действием, уменьшает образование газов, снимает боли, ослабляет воспалительные процессы, нормализует нарушенную функцию желудочно-кишечного тракта, возбуждающе действует на центральную нервную систему: усиливает и учащает дыхание, увеличивает число сердечных сокращений, расширяет сосуды головного мозга. Широко применяется ромашка в косметике: для умывания, в составе кремов, мытья волос (укрепляет корни волос). Нужно знать, что большие дозы эфирного масла вызывают головную боль и общую слабость!
Полынь (лат. Artemísia) принадлежит к семейству Астровых — дву- и многолетняя (реже однолетняя) трава и полукустарник высотой 3—150 см, с толстым деревянистым корнем.Стебли обыкновенно прямые. Всё растение имеет более или менее густое беловатое или сероватое опущение, часто серебристые или войлочные.Листья всего чаще лапчато- или перисто-раздельные, очередные, рассечённые, реже цельные и цельнокрайные, доли мелки и тонки. Нижние листья более крупные, чаще на длинных черешках, средние и верхние — мельче, менее рассечены, обычно сидячие.Цветки чрезвычайно мелки, чаще жёлтые, иногда красноватые, собраны в мелкие соцветия — головки — яйцевидные, чашевидные или почти шаровидные корзинки 1-10 мм диаметром с черепитчатыми листочками обёртки. Соцветия состоят из тончайших трубчатых обоеполых цветов, причем краевые нитевидны и однополые пестичные; все соцветие окружено черепитчатой поволокой. Головочки цветов собраны в длинные кисти, колосья или метелки. Плод — гладкие, мелкие семянки без хохолка.Ряд видов имеет лекарственное значение. Используется преимущественно в желудочных средствах. Ранее применялись настойки полыней как противоглистное средство. Настойки, настои и экстракты, приготовленные из листьев и цветущих облиственных верхних частей побегов П. горькой, используют как средство для возбуждения аппетита.Полынь эстрагон, или тархун, разводят как пряное растение, сырьё для производства напитков. Горькая полынь входит в состав аппетитного чая.Экстракты и настойки полыни входят в состав некоторых крепких алкогольных напитков (абсент) и вин (вермут).Некоторые полыни очень декоративны и используются в ландшафтном дизайне.Эфирное масло некоторых видов полыни используется в парфюмерии и косметике.Некоторые виды, например Полынь белоземельная , Полынь Лерха , Полынь малоцветковая, или чёрная, имеют значение как кормовые растения для овец, коз, лошадей и верблюдов, особенно ранней весной, осенью и зимой.
Итак, зверобой (лат. Hypericum) — род растений семейства Зверобойные.Представители рода — многолетние, очень редко однолетние травянистые растения, полукустарники, кустарники или деревья. Стебли большей частью четырёхгранные. Листья у некоторых видов супротивные, редко мутовчатые, большей частью цельнокрайные, сидячие или с короткими черешками, на поверхности и по краям или только по краям часто с просвечивающими, иногда с чёрными точечными маслянистыми желёзками.Цветки одиночные или многочисленные в полузонтиках, собранные в конечные метельчатые или щитковидные цимозные соцветия. Чашечка глубоко пятираздельная, остающаяся. Чашелистиков пять, равных или иногда неравных или неодинаковых по форме. Лепестков пять, очень редко четыре, в почкосложении скрученных, золотистых или жёлтых, редко снаружи пурпурово-розовых, опадающих или иногда остающихся. Тычинки многочисленные, сросшиеся основанием нитей в три—пять пучков или редко тычинки немногочисленные, все сросшиеся только основанием нитей или свободные. Столбиков три—пять, свободных или в основании сросшихся. Завязь редко одногнёздная, большей частью не вполне 3—5-гнёздная с многочисленными семяпочками. Рыльца головчатые, булавовидные, редко округлые.Плод — кожистая коробочка, по созревании растрескивающаяся на три—пять многосемянных гнёзд, редко одногнёздная или иногда ягодообразная, нерастрескивающаяся. Семена многочисленные, мелкие, цилиндрические, овальные или продолговато овальные, крылатые, ворсинчатые или ячеистые.Отвары этой травы применялись при болях в области живота и кашле, спиртовые настойки – при ломоте для растирания суставов, а винный отвар – при туберкулезе.
kultuk.com
Шестакова Н.М. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Жизнь Байкала» (Иркутская обл., г. Братск)
Цель: обобщить и углубить знания детей (старший дошкольный возраст) об озере Байкал.
Задачи:
1. Закрепить представления детей о животных Прибайкалья, о ветре как о природном явлении, о растениях сибирского леса; способствовать умению ориентироваться в вопросе и правильно находить ответ, устанавливать причинно-следственные связи событий; продолжить совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
2. Коррекционно-развивающие: развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений; развивать компенсаторные возможности организма через тактильные ощущения; прослеживающую функцию взора; развивать внимание, мышление.
3. Воспитывать умение работать в коллективе, бережное отношение к природе.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор, карта-схема озера Байкала, фотовыставка, «Байкальский сундучок», жвачка для рук, буквы (кубики), макет Байкала, предметные картинки (рыбы, животные и растения озера Байкал), «разрезной» Байкал, схема – ориентировка животных, коллекция сувениров.
- Обогащение словаря: Култук, Сарма (названия ветров) сиг, ленок, хариус (названия рыб)
Ход мероприятия
I. Организационный момент
- Ребята, здравствуйте! Приглашаю сесть на стулья.
- На какой планете мы живем? Какая она? (большая, круглая, единственная, синяя)
- Посмотрите на экран, вот она наша красавица! Давайте вспомним, как называется наша страна, как называется наш город. А как называется наша область? (слайды 1, 2, 3, 4)
- Что есть в нашей Иркутской области, чего нет в других областях нашей страны и даже во всем мире? (озеро Байкал)
- А вот как оно выглядит из космоса (слайд 5).
- Посмотрите, озеро Байкал и на карте (слайд 6).
- Сегодня, мы поговорим об одном из самых уникальных озер нашей планеты, об озере Байкал. Это одно из самых известных мест на земле. О нем слышал практически каждый человек в мире.
II. Основная часть
- Рассмотрим макет Байкала (анализаторы: зрительный, тактильный). Какая вода в Байкале? (чистая, прозрачная, голубая). Оно еще и самое глубокое пресноводное озеро в мире.
- Чем окружено озеро? (С одной стороны находятся леса, а с другой стороны – горы).
У нас с Вами есть Байкальский сундучок, и в нужное время мы будем обращаться к нему. Заглянем сейчас, возьмите резиночки и наденьте их на руки.
1. - Разделитесь на группы. Вы запомнили, как выглядит Байкал на карте?
- Сейчас мы это проверим, вам нужно будет сложить из частей Байкал (дети складывают из частей модель Байкала).
- Молодцы, справились!
2. - Предлагаю посмотреть фотовыставку и отследить по цветным дорожкам, где эти места находятся. А начнем мы наш путь с Байкала… (каждый ребенок начинает путь с Байкала и проводит к картинке (у каждого своя картинка) и говорит о том, что он видит).
- Ребята, мы продолжаем нашу беседу о жизни родного края.
3. - Посмотрите, перепутались буквы. Составьте слово и прочитайте.
-Какое слово получилось? (есл) (лес)
-Какие бывают леса?
(Дети: Леса бывают разные: хвойные – темные леса, в березовых рощах растут одни березы, это светлые леса, в сосновом бору – одни сосны, в смешанном лесу растут разные деревья, под деревьями кустарники, на земле травы, ягоды, грибы)
- Какие растения Прибайкалья вы знаете? (сосна, лиственница, карликовая лилия, маки, кедр, герань)
- В жизни лес похож на многоярусный, многоэтажный дом.
- Вспомните, ребята, и назовите многоярусность смешанного леса…
(Дети: I этаж. Верхний ярус – сосна (самые высокие деревья)
II этаж. Ярус пониже – лиственные деревья (клен, береза, ели).
III этаж. Следующий ярус – кустарники и подрастающие деревца (шиповник, калина, боярышник).
IV этаж. Нижний ярус – это травы, цветы, ягоды (крапива, подорожник, земляника, ландыши).
V этаж. И последний ярус – грибы).
- Все правильно. Растительный мир Прибайкалья богат и разнообразен.
4. - Кто живет в лесу? (животные, птицы)
- Каких животных Прибайкалья вы знаете?
(Дети: Олень, сурок, суслик, соболь, медведь)
- Давайте расселим животных по лесу. А поможет нам в этом схема (достаю схему из Байкальского сундучка).
- Расселили.
5. Физминутка для глаз (слайд 7)
6. – Ребята, буквы снова перепутались. Составьте слово и прочитайте (евтре, ветер).
- Что такое ветер? (передвижение воздуха)
- Раскладываем озеро Байкал.
- Какие ветра вы знаете? (Верховик, Баргузин, Горная, Култук, Сарма).
Имитация сильного ветра (Горная – самый свирепый и коварный из байкальских ветров), среднего (Баргузин – ровный и сильный ветер), слабого (Верховик, он же Ангара. Так называют ветер, что дует из долины реки Верхняя Ангара. Верховик может дуть одновременно на всем Байкале).
Опустили вниз и расстелили озеро.
7. Физминутка.
А мы к озеру спустились, (идем по кругу)
Наклонились и умылись. (Наклоняемся и трем лицо руками)
1,2,3,4 – (изображаем, что брызгаем себе в лицо)
Вот так славно освежились. (Разводим руками и улыбаемся).
8. - Ребята, заглянем в Байкал. Кого мы там увидим? (рыб…) (достаю из Байкальского сундучка рыб, раскладываю).
- Каких рыб вы знаете, которые обитают в Байкале? (омуль, щука).
- Прочитаем название рыб (сиг, ленок, хариус).
- Что произойдет с рыбой, если она будет жить в грязной воде? (погибнет).
- Ребята, что нужно делать, чтобы вода в Байкале всегда была чистой, прозрачной и было много-много рыбы?
- Мы замечательно погуляли по морскому дну и увидели много рыб.
9. - Выложим на досточках байкальскую рыбу, а для этого нам поможет (достаю из байкальского сундучка жвачку для рук и досточки) (Дети: жвачка для рук).
- Разминаем жвачку, приступаем к выполнению.
- Оставляем наших рыб плавать в Байкале.
- Ребята, это что?
(Дети: Шаман камень, именно с этого места начинается река Ангара)
- Что можно о ней сказать?
(Дети: эта единственная река, которая вытекает из озера Байкал, остальные реки втекают. Легенда говорит, что у старика Байкала более трехсот сыновей-рек, которые приносят ему воду в озеро. А раздает богатства его единственная дочь – река Ангара).
- Совершенно верно.
10. - В Байкальском сундучке, есть еще записка. Прочитаем.
В нежном логове родится,
Простудиться не боится.
Подрастёт. Начнёт нырять,
Шубку белую менять (нерпа)
- Давайте проверим наш ответ, предлагаю сесть на стулья.
(слайд 8 – видео плавают нерпы)
- Ребята, а может, вы уже что-нибудь знаете о нерпах?
(Дети: По твёрдому льду нерпа передвигается достаточно медленно, перебирая ластами и хвостом. В случае опасности переходит к скачкам. Самый опасный враг нерпы – человек. Детёнышей нерпа рождает в специально подготовленном снежном логове. Большая часть нерп рождается в середине марта. Обычно нерпа рождает одного, редко двух детёнышей. Шкурка детёнышей белого цвета. Около 4-6 недель детёныш проводит исключительно внутри логова, питаясь молоком матери. К тому времени, как логово разрушится, он успевает практически полностью полинять.
- Ребята, а почему детеныш нерпы белого цвета?
(Дети: потому-то природа его защищает, маскирует).
- Нерпа является чудом озера Байкала.
III. Итог
- Мы сегодня говорили о жизни Байкала и обо всем, что с ним связано. Говорили о том, что это удивительное место на планете Земля. Из разных уголков мира приезжают люди, чтобы полюбоваться его красотой. На память приобретают сувениры, которые увозят с собой.
- Вот и мы с Вами в группе собирали коллекцию сувениров с Байкала. Сейчас она здесь представлена.
- Ребята, что можно сделать с коллекцией?
(Дети: Показать другим ребятам и рассказать о жизни Байкала)
- Тогда оставляем ее в музыкальном зале.
nmcsova.ru