ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ ОСЕНЬЮ. Жизнь растений осенью. Растения осенью изменения
Наблюдаем за осенними изменениями в жизни растений
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)
Факультет дошкольного и начального образования
Кафедра теории и методики начального образования
«Наблюдаем за осенними изменениями в жизни растений»
Выполнила:
Ягупова Татьяна Сергеевна
(Гр. ПБSZ-32)
Проверила:
к.п.н., доцент
Машкова С.В.
Волгоград
2016 г.
Экскурсия для 1 класса
Тема: Наблюдаем за осенними изменениями растений.
Понаблюдать за осенними изменениями в неживой природе. Обобщить знания о них; Наблюдать за осенними изменениями в жизни растений; учить работать в группах, взаимодействовать с членами группы, определять по листьям растения, наблюдать, делать выводы, обобщать полученные знания.
Оборудование: карточки задания для 2х групп Коробочки для сбора листьев, веточек, семян, плодов.
Ход экскурсии.
Подготовительный этап.Подготовка учителя.
Подготовка учащихся
- Рассмотреть растущие на пришкольном участке деревья (лиственные и хвойные), кустарники, травянистые растения. Подготовка карточек с заданиями:
1 группа:
Собрать веточки хвойных деревьев.
Собрать желтые листья деревьев
Собрать плоды кустарников.
2 группа:
собрать веточки лиственных деревьев
Собрать красные листья кустарников
Собрать плоды деревьев.
Беседа в классе.
Ребята, скажите, какие времена года вы знаете? (зима, весна, лето, осень)
Какие времена года не похожи друг на друга ни одним признаком? (Зима – лето)
Какое время года сейчас? (Осень.)
Чем осень отличается от основных времен года? (Осень переходное время года от лета к зиме.)
Назовите главные признаки отличий осени от лета. (Дни стали холоднее и короче.)
Какая сегодня погода?
Какое небо? Как светит солнце? Сравниваем с летними днями. (Небо не такое яркое, как было летом.)
Как вы считаете, с чем связано похолодание осенью?
(Солнце стало всходить позже и заходит раньше. Земля получает меньше света и тепла, так как солнце не поднимается высоко. Дожди стали холоднее.)
Итог беседы: Переходное время года от лета к зиме – осень. Дни стали короче и прохладнее, так как солнце стоит ниже, чем летом.
Ребята, сейчас мы с вами отправимся на пришкольный участок, чтобы понаблюдать за осенними изменениями растений. Я разделю вас на две группы и вы получите карточки – задания на каждую группу. После того, как мы все выполним, мы поднимемся в класс и поделимся тем, что узнали.
Дети делятся на 2 группы, получают по карточке с заданиями для каждой группы, коробочки для сбора материалов.
Основной этап.
Беседа на месте экскурсии
Посмотрите на деревья. Изменились ли они по сравнению с летом.
(Да. Появились желтые и багровые листья.)
Какие растения растут вокруг нас? (Травы, кустарники, деревья.)
По какому признаку мы их различаем? (Пытаемся вместе с ребятами дать определения и признаки растений.)
(Предположения.)
Растение-тело живой природы, питается, дышит, размножается.
Деревья выше всех растений. У них есть древесный ствол.
Кустарники - они ниже деревьев и у них несколько стволов. Листья кустарников похожи по размеру с листьями деревьев, но отличаются по форме.
Травы - ниже кустарников. У них нет древесного ствола, а есть травянистый стебель. Их листья отличаются от листьев деревьев и кустарников.
Сравним. Есть ли непохожие листья у растений по форме и размеру? Чем отличаются листья березы и ели, сосны и осины и т.д.
Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб липа, орешник, рябина)
Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, можжевельник.)
Найдите сходство и отличие между хвоей и обычным листом.
(Отличие.
Хвоя - жесткая, листок - мягкий. Она меньше по площади, чем лист.
Сходство.
Как изменился вид листьев, хвои и трав с приходом осени? (листья раскрасила осень в разные цвета: багровый, жёлтый, а хвойные остались зелеными.)
Как называется явление, когда опадают листья?
(Листопад.)
Как осенью изменились травы? (они повяли, выгорели.)
Посмотрите ребята, а чем еще отличаются растения на нашем участке? ( у некоторых есть плоды, семена, цветы)
Итог беседы.
Растения делятся на травы, кустарники и деревья. По форме листья растений бывают хвойными и лиственными. Листья окрашиваются в разные цвета, а потом опадают. Это явление называют листопадом. Цветов поздней осенью почти нет.
Самостоятельная работа в группах.
Итак, ребята, вы получили карточки и коробочки, ваша задача выполнить задания и собрать материал
1 группа:
Собрать веточки хвойных деревьев.
Собрать желтые листья деревьев
Собрать плоды кустарников.
2 группа:
собрать веточки лиственных деревьев
Собрать красные листья кустарников
Собрать плоды деревьев.
Работают в группах
Молодцы ребята, все справились с заданиями.
Проверка выполненного
Беседа в классе.
Вывод о том, что все растения, кроме хвойных изменяются осенью, меняется цвет листьев, они опадают. Хвойные растения не меняют цвет, но следует отметить, что лиственница теряет листочки – иголки на зиму.
У каждой группы были задания, связанные с листьями, плодами и семенами. Рассказывают чьи листы и плоды собрали, что заметили с изменением цвета листьев.
Загадки с картинками – подсказками по теме
Раскраска по теме
Загадки:
1) Белый цвет,
Зеленое на ней висит,
Красное с нее падает. (яблоня)
2) Красненько, кругленько, листочки продолговатенькие . (рябина)
3) Синий мундир,
Белая подкладка,
В середине сладко (слива)
4) На поляне девчонки
В белых рубашонках,
В зеленых полушалках. (березы)
5) Что за дерево растет
Снег в июне нам несет.
Снег же тот не тает,
В воздухе летает. (тополь)
6) Вот бочонок с шапочкой
С дерева упал
Год прошёл - и деревцем
Маленьким он стал (жёлудь)
Каждый получил листочек, но вам нужно не просто раскрасить его, а раскрасить так, как осень раскрасила его в природе.
Обобщающий этап
Что нового узнали во время экскурсии? Что понравилось?
Узнали, что листья всех растений – травы, кустарники, деревья, меняют свой цвет, желтеют, краснеют, высыхают…
Больше всего понравилось собирать и определять от какого это дерева плод, лист, и в какой цвет осень раскрасила листья разных деревьев и кустарников. Понравилось самим быть на месте осень и раскрашивать листики.
Рефлексия
У каждого из вас есть свой листик, давайте теперь вместе с вами на нашей доске прикрепим эти листочки магнитами к нарисованным деревьям, листочки которые вы собрали тоже прикрепим магнитами.
infourok.ru
Осенние изменения в природе | Дистанционные уроки
27-Сен-2015 | Нет комментариев | Лолита Окольнова
Раньше наступление нового года праздновали осенью. Наши предки отмечали не календарную смену года, а природную.
Что такое осень для живых организмов?
фото Алексея Комендантова
Весна и лето для нас — это зеленая листва деревьев, кустарников, зелень травы … в общем, преобладание зеленого цвета в растительном мире.
Осенью краски меняются, причем значительно. Осень по-своему прекрасна!
Но что означает это изменение цветов на биологическом уровне?
Существуют 3 вида пластид в растениях: лейкопласты, хлоропласты и хромопласты.
Лето для растений это прежде всего возможность продолжительного (соответствующего длинному световому дню) фотосинтеза.
Но вот проходит время, дни становятся короче — солнце садится все раньше и растения начинают менять свою окраску. Появляются красные, желтые и коричневые цвета.
фото Алексея Комендантова
В игру вступают хромопласты
Хромопласт (окрашенные пласты) — жёлтые, оранжевые или красные пластиды высших растений.
Окраска хромопластов обусловлена наличием комбинации жирорастворимых пигментов -каротиноидов. Синие и фиолетовые (антоцианы) и жёлтые пигменты высших растений водорастворимы и накапливаются в клеточном соке вакуолей.
Физиологическая роль хромопластов еще не до конца изучена. Исследования указывают на то, что каротиноиды принимают участие в процессах окисления и восстановления, являясь, чем то вреде светофильтра для хлоропластов. А также непосредственно участвуют в процессах роста, и размножения. Хромопласт основное место локализации растительных пигментов.
Осенью растения интенсивно готовятся к зиме — к спячке. Та красота и буйство красок, что мы наблюдаем — интенсивная работа именно хромопластов.
фото Алексея Комендантова
Для большинства покрытосеменных растений это так же пора созревания плодов.
Голосеменные растения не меняют свои цвета так радикально. Цвет их хвои, конечно, претерпевает изменения — более старые иголки не такие сочно-зеленые, но желтых и красно-коричневых оттенков у них нет. Листопад есть и у них, но малозаметный. Это, скорее, смена старых листьев на новые.
Время изменения цвета, созревания плодов и листопада у всех растений разное.
Зачем дерево сбрасывает листья?
- в листьях есть вода, которой осенью и так много (это пора дождей),
- становится холоднее, а у листа довольно большая площадь поверхности — листья буду охлаждать растение,
- в конце осени будет снег и он будет ложиться и на листья (мы часто видим эту картину при раннем выпадении снега), что очень утяжелит ветки
У экологов разное мнение на счет пользы упавших листьев. Одни считают, что опавшая листва перекрывает доступ кислорода к корням растения и советуют убирать листья ( в Москве можно довольно часто увидеть сбор опавших листьев в парках и дворах), другие считают их роль в последующей зимовке очень существенной — они согревают основание ствола растения и, перегнивая, удобряют почву.
фото Алексея Комендантова
Еще на эту тему:
Обсуждение: "Осенние изменения в природе"
(Правила комментирования)distant-lessons.ru
ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ ОСЕНЬЮ - Жизнь растений осенью
Оборудование:рисунки с изображением деревьев в летнее и осеннее время; листья и семена растений.
Ход урока
I. Сообщение темы и целей урока.
– Солнце скрыто за тучами. Идет мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зеленому наряду. Определите, какое это время года? (Осень.)
Итак, сегодня мы поговорим об изменениях, которые происходят осенью в неживой и живой природе, о приметах осени и о том, как разные растения осенью готовятся к наступлению суровой зимы.
II. Актуализация знаний.
Б е с е д а «Изменения в неживой природе осенью».
– Назовите предметы, относящиеся к неживой природе.
По мере того, как дети называют, на доске появляется запись: облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемахи т. д.
– Какая бывает погода летом?
– Какие вы наблюдали дожди? Если вы видели грозу, расскажите о ней.
– Какая летом бывает вода в водоемах – теплая или холодная?
– Что интересного вы заметили в жизни растений?
– Видели ли насекомых, рыб, птиц и других животных? Если вы наблюдали за ними, то расскажите, что интересного заметили в их жизни.
Учитель обобщает ответы детей и делает в ы в о д: летом чаще всего бывает теплая погода и даже жаркая, летние дожди непродолжительные, иногда бывают грозы. Вода в водоемах теплая, можно купаться. Все растения зеленые, многие из них цветут. Летом созревают плоды и ягоды. Всюду много насекомых и птиц и т. д.
В ы в о д ы:
1) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.
2) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
3) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.
– Расскажите о погоде осенью.
О б щ и й в ы в о д:похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления в неживой природе.
III. Изучение нового материала.
1. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 26–27).
– Рассмотрите центральный рисунок в книге. Какие изменения произошли в жизни растений осенью?
– Какие растения вы видите с вертолета?
– У каких растений листья меняют окраску?
– Что такое листопад?
– Рассмотрите рисунки-подсказки слева. Листья каких деревьев здесь нарисованы? (Клен, сосна, дуб, береза, осина.)
– Расскажите, как меняют цвет листьев эти деревья?
– Рассмотрите рисунки-подсказки справа. Какие деревья здесь нарисованы?
– На какие две группы можно разделить эти деревья? (Лиственные и хвойные растения.)
– У всех деревьев есть листья. Только листья бывают разные. Так, у ели, сосны листья похожи на иголочки. Такие листья называются хвоей, а деревья и кустарники – хвойными.
А бывают длинные-предлинные иголки или нет?
Как отличить ель и сосну? (У ели иголки короткие и растут по одной, у сосны – более длинные и растут по две или по три.)
– Рассмотрите рисунки-подсказки под центральным рисунком. Расскажите о жизни лиственницы в разное время года.
– Рассмотрите ветку лиственницы весной, летом, осенью и зимой. Сравните весеннюю ветку с летней. Чем они отличаются? (Хвоинки летом длиннее, шишки крупнее.)
– Как изменилась ветка осенью? (Хвоинки пожелтели.)
– Что можете сказать о зимней ветке лиственницы? (Хвоинок нет. Шишка крупная.)
– Подумайте, как же по-другому можно назвать хвоинки? Чем они являются для хвойных деревьев? (Хвоинки – это листья.)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Мы весной сажали сад,
А Семен стоял у гряд.
Вот мы яблоки едим,
А Семену не дадим.
Нам лентяев здесь не надо!
Выходи, Семен, из сада.
2. Р а б о т а п о х р е с т о м а т и и.
Учитель читает рассказы «Как растения к зиме готовятся?», «Есть ли на ветках ранки от опавших листьев?», «Идет ли листопад в безветренную погоду?», «Почему ель не сбрасывает листья на зиму?».
IV. закрепление изученного материала.
1. Р а б о т а в п е ч а т н о й т е т р а д и (з а д а н и я 18, 19).
– наклейте изображения ягод, овощей и фруктов, которые вы помогали собирать взрослым осенью.
– Раскрасьте рисунки.
– Нарисуйте свои овощи и фрукты.
– Соедините рисунок каждого дерева с рисунком листа этого дерева.
– Какие деревья здесь нарисованы?
– Раскрасьте листья так, как они выглядят осенью.
2.И г р а «Отгадай растение».
Учитель показывает осенние листья, ученики отгадывают, с какого дерева или кустарника этот лист. Для такой игры можно использовать и плоды, и семена растений – гроздья рябины, семена-«вертолетики» клена, шишки хвойных деревьев, листья и желуди дуба, листья березы.
– Расскажите, что вы знаете о жизни этих растений.
– А теперь послушайте небольшие рассказы о некоторых деревьях.
Береза
Полюбилась русскому народу белоснежная береза. Сколько песен, стихов сложено о ней! Часто она упоминается в сказках, загадках, поговорках. Из березы делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, много сувениров. А береста? Это же готовая природная бумага.
Дуб
Мощь и величественная красота дуба привлекают всех. Корни его уходят глубоко в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. В старину дуб шел на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет, используют ее в вагоностроении и судостроении. Кору применяют в кожевенном деле. Положите несколько листов дуба в банку с солеными огурцами – они станут хрустящими, крепкими, вкусными.
Клен
Клен – желанный гость всех парков и улиц городов. Его резные листья так красивы в осенний листопад! У клена крепкая древесина, ее широко применяют в токарном и столярном деле, в машиностроении. Кларнеты и флейты, из которых музыканты извлекают нежные мелодии, тоже сделаны из клена.
В городах клен энергично усваивает из воздуха различные вредные вещества.
Ель
Это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба Яга, Леший и другие герои сказок. Потому что даже в жаркий солнечный день в еловом лесу всегда прохладно и темно.
Обычай украшать елку пришел к нам издалека. Когда день начинал прибывать, люди в ожидании теплых дней шли в лес, который всегда согревал и кормил людей. Там они украшали самую большую ель игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле, обилие птиц и зверей в лесу. А домой люди приносили еловые шишки.
Лиственница
Королевой сибирских лесов называют люди лиственницу. Осенью золотые хвоинки, как листья, падают на землю. Отсюда и произошло название дерева. Древесина этого дерева не знает износа. Знаете ли вы, что внутренние детали Московского Кремля сделаны из лиственницы и служат уже по 400–500 лет? Боевые колесницы Древнего Египта тоже были изготовлены из лиственницы. Древесина ее не гниет и со временем становится еще тверже, как бы каменеет.
V. Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Отгадайте загадку:
Его весной и летом мы видели одетым.
А осенью с бедняжки сорваливсе рубашки.
Но зимние метели в меха его одели.
(Дерево.)
– О каких изменениях в жизни растений в осеннее время рассказывается в этой загадке?
Опавшей листвы разговор еле слышен:
– Мы с кленов…
– Мы с яблонь…
– Мы с вязов…
– Мы с вишен…
– С осинки…
– С черемухи…
– С дуба…
– С березы…
Везде листопад: на пороге – морозы!
Ю. Капотов
newrefs.ru
Изменения в природе осенью
Листопад – замечательное явление природы, оправданное с биологической точки зрения. Опавшая листва дает деревьям возможность отдохнуть и подготовиться к длинной зимней спячке. Без листьев деревья потребляют меньше воды, меньше скапливают снега на своих голых ветках, а, значит, риск механических повреждений снижается. С листьями деревья сбрасывают всех вредных насекомых, которые погибнут в зимнее время года.
Именно во время листопада наступает период бабьего лета. Последние максимально теплые температуры радуют умеренным солнцем. Поспевают поздние фрукты, которые наполняются сладостью и особым ароматом. Ночью уже чувствуется дыхание близких холодов, но днем очень красиво и умиротворенно. Бабье лето длится недолго, начинаясь в 20-е числа сентября, оно заканчивается с наступлением следующего месяца, его сменяют первые серьезные признаки осенних ненастий. На землю опускается густой туман, липкий и молочный, наполняющий воздух прелой сыростью.
Для чего нужен деревьям листопад
Листья - это легкие дерева. Без них невозможен фотосинтез - процесс, который является для растения и дыханием, и питанием одновременно. Лучше всего фотосинтез протекает, когда дереву достаточно света и тепла. Поэтому с первыми лучами весеннего солнца они начинает распускать юные клейкие листочки. Но в зимние холода листья становятся обузой. И первая причина, побуждающая дерево избавиться от пышной кроны - это недостаток влаги и холод. Зимой верхний слой почвы промерзает, и добывать из него воду становится невозможно. Листья испаряют очень большое количество влаги. Если бы растение не сбросило их в зимние холода, оно погибло бы от жажды.
Еще один веский повод избавиться от листвы - зимние осадки. Бывает, даже без листьев снег и наледь, налипая на ветки, своей массой ломают дерево. А представьте, сколько такого груза скапливалось бы на листьях! Немногие деревья дожили бы до весны в целости и сохранности.
Подготовку к осеннему листопаду растение начинает загодя. В августе-сентябре на основании листа вырастает гладкая перегородка - так называемый пробковый слой. Увеличиваясь в объеме, он постепенно отделяет черешок от ветки. Какое-то время лист еще держится за счет "водоносных" сосудов, однако стоит налететь легкому ветру, и он опадает.
Верным признаком того, что листопад скоро начнется, является пожелтение или покраснение листвы. Это происходит оттого, что от недостатка дневного света не успевает восстанавливаться хлорофилл - вещество, участвующее в процессе фотосинтеза и окрашивающее лист в зеленый цвет. Его постепенно замещают другие вещества, отчего лист и меняет окраску.
По своей сути, туман – это густое облако, которое образовалось у самой поверхности земли. Резкий перепад температур в ранние утренние часы поднимает влагу в воздух, концентрируя ее в нем. Как только температура поднимется, туман рассеется, а влага снова выпадет на землю, покрывая пожухлую траву слоем инея, если земля достаточно остыла.
Иней – это частички застывшей росы. Они похожи на колючие снежинки, покрывающие все поверхности неровным колким слоем. Как правило, появление легкого ледяного покрова говорит о том, что появились отрицательные температуры и первые заморозки. С понижением температур приходит холодный фронт, который приносит холодную воздушную массу. Ветра меняют свои направления и усиливаются, принося с собой осадки и непогоду. Если это происходит постепенно, то осень получается слякотная, затяжная. Кучево-дождевые облака несут с собой большое количество осадков. Если смена климатов происходит резко, то нередко можно увидеть еще в начале осени дожди со снегом, сильные ветра, появление различных холодных циклонов.
Ближе к декабрю температура воздуха падает до низких отрицательных отметок, которые уже сковывают водную поверхность первой коркой льда. Лед еще не совсем крепкий, поэтому вода несет его вниз по течению, образуя осенний ледоход.
В середине осени землю покрывает гололед, он образуется только при условии легкого мороза, который не дает дождю превращаться в снег. Воздух уже холодный, но земля еще не настолько остыла, чтобы все вокруг покрылось белым покрывалом снега – первого предвестника сильного мороза. Так природа подготавливает переход к зиме, долгой и затяжной, снежной и холодной. Морозное дыхание уже чувствуется в холодных ночах, а ненастье и слякоть перестраивают вокруг все живое, вводят его в спячку, помогающую справиться с приближающимися холодами.
Туман – это скопление продуктов конденсата. Огромное количество капелек воды или кристалликов льда собираются вместе и образуют облако у поверхности земли. Иногда оно такое плотное, что не видно ничего на расстоянии вытянутой руки.
Физические принципы образования тумана
Туман образуется вследствие соприкосновения холодного воздуха с теплым при относительной влажности воздуха – более 85%. Но в населенных пунктах нередко туман возникает и при небольшой влажности. Это происходит в результате конденсации водяного пара, который появляется при сгорании топлива (в печах, двигателях машин и пр.).
Туман. Фото: Christoffer H. Støle
Сезонность в туманообразовании
Туман может быть в любое время года. Это нередкое явление в низинах, над водоемами, в горах. В осенне-зимний период туман возникает наиболее часто. В эти месяцы преобладает повышенная влажность. Температуре воздуха свойственно меняться скачкообразно. Поэтому потоки теплого и холодного воздуха активно перемещаются над землей. Длительность туманов во временном промежутке может варьироваться от нескольких десятков минут до суток и даже более. Иней – вид атмосферных осадков, представляющих собой кристаллы льда, образуется в процессе сублимации атмосферной влаги на горизонтальных и субгоризонтальных поверхностях.
Как образовывается иней
Механизм образования инея представляет собой комбинацию процессов конденсации и кристаллизации. Атмосферные водяные пары конденсируются на поверхностях, охлажденных до отрицательных температур, более низких, чем температура воздуха, с последующим замерзанием.
Как правило, это явление встречается в холодное время года, чаще осенью и весной, в ночное или предутреннее время в результате заморозков. Обычно, появлению инея предшествует потепление способствующее повышению влажности, с последующим резким похолоданием. Охотнее всего иней образуется на поверхностях с низкой теплопроводностью – земляном покрове, древесине, траве и прочих подобных. Безветренная погода и слабый ветер – представляют собой благоприятствующие условия, для образования кристаллов инея. Сильный ветер – наоборот, препятствует процессу.
Одна из интересных форм инея – инеевые цветы, представляют собой образования из кристаллов льда, расположенных отдельными группами, в виде, напоминающем цветы, листья, деревья и прочие необычные формы.
biofile.ru
Занятие 4. Осенние явления в жизни растений
Осень – увядание растений, листопад, подготовка к зиме. Все доступно для наблюдения, в осенние месяцы: от первых желтых листьев березы до установления снежного покрова.Осень – переломное время года: за короткий срок с сентября по ноябрь в природе совершается переход от тепла к морозам, от зелени к снегу, от лета к зиме. Нужно всего 3 месяца, чтобы одетый зеленой листвой лес с пышным травяным покровом, принял вполне зимний вид - безлистные, голые деревья на белом фоне снега. Множество перемен происходит в природе осенью. И самые заметные из них – осеннее раскрашивание листвы, листопад, первый снег. Осень в наших широтах необычайно красочное время года. Сколько разных тонов и оттенков видим мы в это время у деревьев и кустарников. Золото и багрянец листвы – вот главная примета осени. В растительном мире на протяжении осени происходит переход от летнего активного состояния к зимнему периоду покоя. Теряют зеленый цвет листья берез и кленов, осин и лип. Они перестают выполнять свою обычную летнюю работу, а затем отрываются от веток и падают на землю. Это явление называется – листопад. Обнажаются кроны деревьев, оголяются их побеги. Останавливаются в росте корни. Все готовится к зиме, словно цепенеет. Однако есть и такие растения, у которых осенью наблюдается активный рост. Возьмите, например, некоторые травянистые растения: ветреницу лютиковую, кандык, медуница. В течении сентября и октября, до тех пор пока не наступят морозы, ростки их (побеги будущего года), находящиеся неглубоко в почве или даже на ее поверхности, заметно увеличиваются в размерах, удлиняются.
Задание: Понаблюдайте осенью за нашими лесными травами, и вы узнаете, какие растения кроме перечисленных, ведут себя таким же образом.
Осенняя экскурсия в природу даст много впечатлений. Начало сентября. Лиственный лес пока еще зеленый. Но среди листвы берез, тут и там выделяются крупные лимонно-желтые пряди. Много желтизны и у липы. Это дерево, как и береза, рано начинает раскра-шиваться. Есть осенние тона и у других деревьев – осины, клена, дуба, тополя. Но только краски осени слабо проступают среди зелени крон.
Золото и багрянец еще не хозяева в лесу, а только робкие гости. Их время впереди. Понемногу опадают желтые листья березы. Подует ветер – закружит в воздухе стайкой, не спеша опустит их на землю. Настоящего листопада еще нет. Уже чувствуется аромат осени – запах опавшей листвы. Правда, он еще слабый. Осень пока еще мало тронула и лесные травы. Многие из них, зеленеют по-летнему. Продолжается грибная страда – в лесу много грибов.
Вопросы: 1. Какие явления в жизни растений можно наблюдать осенью?
2.Какие растения активно растут в сентябре, октябре, готовятся к весне?
3.Какие растения цветут осенью?
4.Заведите дневник наблюдений. Записывайте в него сезонные изменения в жизни растений.
со своего сайта.
ecology.myschool44.edu.ru
Осенние изменения в жизни растений
- Home
- Documents
- Осенние изменения в жизни растений
Published on12-Feb-2016
View341
Download0
DESCRIPTION
Осенние изменения Осенние изменения в жизни растений МБОУ гимназия №5 г. Морозовска Ростовской…
Transcript
Осенние изменения Осенние изменения в жизни растений МБОУ гимназия №5 г. Морозовска Ростовской области Кнышова Марина Евгеньевна Учитель начальных классов 2013 Осенние изменения в жизни растений Осенние изменения в жизни растений Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной.(И. Бунин) Осенние изменения в жизни растений НА КАКИЕ ГРУППЫ МОЖНО РАСПРЕДЕЛИТЬ КАРТИНКИ? Летом все деревья имеют одну окраску — зеленую. Зелёный цвет листьям придаёт хлорофилл. Конечно, зелёный цвет имеет разные оттенки , но кажется, что их покрасили одной кистью. А вот осенью те же самые листья приобретают разную окраску. Откуда берутся эти цвета? Осенние изменения в жизни растений Почему осенью меняется окраска листьев? Осенние изменения в жизни растений Летом день долгий. Хлорофилл успевает разрушиться и восстановиться. Поэтому листья всё время зелёные. Осенью дни короткие, света мало, и хлорофилл не успевает восстанавливаться. Другие красящие вещества становятся ярче. Осенние изменения в жизни растений В листьях есть вещество «ксантофилл», которое делает лист желтым. Осенние изменения в жизни растений Каротин придаёт листьям оранжевый оттенок. Существует еще антоцианин, придающий сахарному клену и красному дубу их яркие красные оттенки. Яркость и прочность окраски во многом зависят и от погоды. Сухая солнечная осень дарит нам не только хорошее настроение, но и сочно окрашенные листья. На яркость осенних тонов влияет и возраст дерева. Чем оно моложе, тем свежее у него листья, тем крепче они держатся на ветках. Благоволит к ярким нарядам и теплая умеренно влажная осень. Напротив, в дождливую, пасмурную осень изменение окраски листьев происходит медленнее. В холод и дождь краски леса не такие яркие и быстро исчезают. Почему осенью меняется окраска листьев? 1.Уменьшается световой день 2.Хлорофилл не восстанавливается 3.Меняется окраска РАБОТА В ТЕТРАДИ №7 С.13 КРОССВОРД ЛИСТОПАД Почему листья осенью опадают? Понижение температуры Замедление движения соков Пробковый слой Листопад Зачем листья осенью опадают? Нет лишнего испарения – спасают дерево от засухи Избавляют дерево от лишних минеральных солей Почему у хвойных деревьев нет листопада? 1.Восковой налёт хвоинок спасает от «зимней засухи» 2.Ненужные дереву вещества накапливаются медленно, смена хвои идёт постепенно Лиственница - исключение у хвойных деревьев Осенью её мягкая хвоя желтеет и опадает. Почему? У мягкой хвои лиственницы нет защитного слоя Травянистые растения осенью ФИЗМИНУТКА Т Е С Т Растения осенью РАБОТА В ГРУППАХ КАРТИНКА НАЗВАНИЕ ТЕКСТ Взяла Художник-Осень самые яркие краски и отправилась в лес рисовать свою картину. Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила. Могучему дубу подарила медную кованую броню, а липам убор из золотой парчи. Остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе. РАБОТА В ГРУППАХ ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ Взяла Художник-Осень самые яркие краски и отправилась в лес рисовать свою картину. Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила. Могучему дубу подарила медную кованую броню, а липам убор из золотой парчи. Остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе. ИТОГ УРОКА ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ РЕФЛЕКСИЯ урок был мне интересен и полезен урок прошел без пользы для меня В ЗА КЛЮЧЕ НИЕ Снова осень взялась за краски И вовсю золотит листву. Прекратив на время осадки, Она спешит показать красоту. Красоту осенних деревьев, Красоту тёплых дней осенних, Чтоб в холодные дни у печки Было что вспоминать о них. Кнышова М.Е. 9.10.2013г СПАСИБО ЗА РАБОТУ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ: Источник шаблона: Шевляк Ирина Алексеевна, http://pedsovet.su/ Видеофильм «Осень в лесу» Янкова Ирина Викторовна http://viki.rdf.ru/cat/vremena_goda/?page=8#list; Картинки http://images.yandex.ru/ Физминутка http://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E Физминутка «Осень» Галкиной И.А., http://pedsovet.su/load/244-1-0-2616
docslide.net