Наблюдаем за осенними изменениями в жизни растений. Изменения растения осенью
Наблюдаем за осенними изменениями в жизни растений
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)
Факультет дошкольного и начального образования
Кафедра теории и методики начального образования
«Наблюдаем за осенними изменениями в жизни растений»
Выполнила:
Ягупова Татьяна Сергеевна
(Гр. ПБSZ-32)
Проверила:
к.п.н., доцент
Машкова С.В.
Волгоград
2016 г.
Экскурсия для 1 класса
Тема: Наблюдаем за осенними изменениями растений.
Цель:
Понаблюдать за осенними изменениями в неживой природе. Обобщить знания о них; Наблюдать за осенними изменениями в жизни растений; учить работать в группах, взаимодействовать с членами группы, определять по листьям растения, наблюдать, делать выводы, обобщать полученные знания.
Оборудование: карточки задания для 2х групп Коробочки для сбора листьев, веточек, семян, плодов.
Ход экскурсии.
Подготовительный этап.Подготовка учителя.
Подготовка учащихся
- Рассмотреть растущие на пришкольном участке деревья (лиственные и хвойные), кустарники, травянистые растения. Подготовка карточек с заданиями:
1 группа:
Собрать веточки хвойных деревьев.
Собрать желтые листья деревьев
Собрать плоды кустарников.
2 группа:
собрать веточки лиственных деревьев
Собрать красные листья кустарников
Собрать плоды деревьев.
Беседа в классе.
Ребята, скажите, какие времена года вы знаете? (зима, весна, лето, осень)
Какие времена года не похожи друг на друга ни одним признаком? (Зима – лето)
Какое время года сейчас? (Осень.)
Чем осень отличается от основных времен года? (Осень переходное время года от лета к зиме.)
Назовите главные признаки отличий осени от лета. (Дни стали холоднее и короче.)
Какая сегодня погода?
Какое небо? Как светит солнце? Сравниваем с летними днями. (Небо не такое яркое, как было летом.)
Как вы считаете, с чем связано похолодание осенью?
(Солнце стало всходить позже и заходит раньше. Земля получает меньше света и тепла, так как солнце не поднимается высоко. Дожди стали холоднее.)
Итог беседы: Переходное время года от лета к зиме – осень. Дни стали короче и прохладнее, так как солнце стоит ниже, чем летом.
Ребята, сейчас мы с вами отправимся на пришкольный участок, чтобы понаблюдать за осенними изменениями растений. Я разделю вас на две группы и вы получите карточки – задания на каждую группу. После того, как мы все выполним, мы поднимемся в класс и поделимся тем, что узнали.
Дети делятся на 2 группы, получают по карточке с заданиями для каждой группы, коробочки для сбора материалов.
Основной этап.
Беседа на месте экскурсии
Посмотрите на деревья. Изменились ли они по сравнению с летом.
(Да. Появились желтые и багровые листья.)
Какие растения растут вокруг нас? (Травы, кустарники, деревья.)
По какому признаку мы их различаем? (Пытаемся вместе с ребятами дать определения и признаки растений.)
(Предположения.)
Растение-тело живой природы, питается, дышит, размножается.
Деревья выше всех растений. У них есть древесный ствол.
Кустарники - они ниже деревьев и у них несколько стволов. Листья кустарников похожи по размеру с листьями деревьев, но отличаются по форме.
Травы - ниже кустарников. У них нет древесного ствола, а есть травянистый стебель. Их листья отличаются от листьев деревьев и кустарников.
Сравним. Есть ли непохожие листья у растений по форме и размеру? Чем отличаются листья березы и ели, сосны и осины и т.д.
Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб липа, орешник, рябина)
Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, можжевельник.)
Найдите сходство и отличие между хвоей и обычным листом.
(Отличие.
Хвоя - жесткая, листок - мягкий. Она меньше по площади, чем лист.
Сходство.
Хвоя и лист могут быть одинаковыми по цвету.)
Как изменился вид листьев, хвои и трав с приходом осени? (листья раскрасила осень в разные цвета: багровый, жёлтый, а хвойные остались зелеными.)
Как называется явление, когда опадают листья?
(Листопад.)
Как осенью изменились травы? (они повяли, выгорели.)
Посмотрите ребята, а чем еще отличаются растения на нашем участке? ( у некоторых есть плоды, семена, цветы)
Итог беседы.
Растения делятся на травы, кустарники и деревья. По форме листья растений бывают хвойными и лиственными. Листья окрашиваются в разные цвета, а потом опадают. Это явление называют листопадом. Цветов поздней осенью почти нет.
Самостоятельная работа в группах.
Итак, ребята, вы получили карточки и коробочки, ваша задача выполнить задания и собрать материал
1 группа:
Собрать веточки хвойных деревьев.
Собрать желтые листья деревьев
Собрать плоды кустарников.
2 группа:
собрать веточки лиственных деревьев
Собрать красные листья кустарников
Работают в группах
Молодцы ребята, все справились с заданиями.
Проверка выполненного
Беседа в классе.
Вывод о том, что все растения, кроме хвойных изменяются осенью, меняется цвет листьев, они опадают. Хвойные растения не меняют цвет, но следует отметить, что лиственница теряет листочки – иголки на зиму.
У каждой группы были задания, связанные с листьями, плодами и семенами. Рассказывают чьи листы и плоды собрали, что заметили с изменением цвета листьев.
Загадки с картинками – подсказками по теме
Раскраска по теме
Загадки:
1) Белый цвет,
Зеленое на ней висит,
Красное с нее падает. (яблоня)
2) Красненько, кругленько, листочки продолговатенькие . (рябина)
3) Синий мундир,
Белая подкладка,
В середине сладко (слива)
4) На поляне девчонки
В белых рубашонках,
В зеленых полушалках. (березы)
5) Что за дерево растет
Снег в июне нам несет.
Снег же тот не тает,
В воздухе летает. (тополь)
6) Вот бочонок с шапочкой
С дерева упал
Год прошёл - и деревцем
Маленьким он стал (жёлудь)
Каждый получил листочек, но вам нужно не просто раскрасить его, а раскрасить так, как осень раскрасила его в природе.
Обобщающий этап
Что нового узнали во время экскурсии? Что понравилось?
Узнали, что листья всех растений – травы, кустарники, деревья, меняют свой цвет, желтеют, краснеют, высыхают…
Больше всего понравилось собирать и определять от какого это дерева плод, лист, и в какой цвет осень раскрасила листья разных деревьев и кустарников. Понравилось самим быть на месте осень и раскрашивать листики.
Рефлексия
У каждого из вас есть свой листик, давайте теперь вместе с вами на нашей доске прикрепим эти листочки магнитами к нарисованным деревьям, листочки которые вы собрали тоже прикрепим магнитами.
infourok.ru
Осенние изменения в природе | Дистанционные уроки
27-Сен-2015 | Нет комментариев | Лолита Окольнова
Раньше наступление нового года праздновали осенью. Наши предки отмечали не календарную смену года, а природную.
Что такое осень для живых организмов?
фото Алексея Комендантова
Весна и лето для нас — это зеленая листва деревьев, кустарников, зелень травы … в общем, преобладание зеленого цвета в растительном мире.
Осенью краски меняются, причем значительно. Осень по-своему прекрасна!
Но что означает это изменение цветов на биологическом уровне?
Существуют 3 вида пластид в растениях: лейкопласты, хлоропласты и хромопласты.
Лето для растений это прежде всего возможность продолжительного (соответствующего длинному световому дню) фотосинтеза.
Но вот проходит время, дни становятся короче — солнце садится все раньше и растения начинают менять свою окраску. Появляются красные, желтые и коричневые цвета.
фото Алексея Комендантова
В игру вступают хромопласты
Хромопласт (окрашенные пласты) — жёлтые, оранжевые или красные пластиды высших растений.
Окраска хромопластов обусловлена наличием комбинации жирорастворимых пигментов -каротиноидов. Синие и фиолетовые (антоцианы) и жёлтые пигменты высших растений водорастворимы и накапливаются в клеточном соке вакуолей.
Физиологическая роль хромопластов еще не до конца изучена. Исследования указывают на то, что каротиноиды принимают участие в процессах окисления и восстановления, являясь, чем то вреде светофильтра для хлоропластов. А также непосредственно участвуют в процессах роста, и размножения. Хромопласт основное место локализации растительных пигментов.
Осенью растения интенсивно готовятся к зиме — к спячке. Та красота и буйство красок, что мы наблюдаем — интенсивная работа именно хромопластов.
фото Алексея Комендантова
Для большинства покрытосеменных растений это так же пора созревания плодов.
Голосеменные растения не меняют свои цвета так радикально. Цвет их хвои, конечно, претерпевает изменения — более старые иголки не такие сочно-зеленые, но желтых и красно-коричневых оттенков у них нет. Листопад есть и у них, но малозаметный. Это, скорее, смена старых листьев на новые.
Время изменения цвета, созревания плодов и листопада у всех растений разное.
Зачем дерево сбрасывает листья?
- в листьях есть вода, которой осенью и так много (это пора дождей),
- в конце осени будет снег и он будет ложиться и на листья (мы часто видим эту картину при раннем выпадении снега), что очень утяжелит ветки
У экологов разное мнение на счет пользы упавших листьев. Одни считают, что опавшая листва перекрывает доступ кислорода к корням растения и советуют убирать листья ( в Москве можно довольно часто увидеть сбор опавших листьев в парках и дворах), другие считают их роль в последующей зимовке очень существенной — они согревают основание ствола растения и, перегнивая, удобряют почву.
фото Алексея Комендантова
Еще на эту тему:
Обсуждение: "Осенние изменения в природе"
(Правила комментирования)distant-lessons.ru
Окружающий мир:Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений. (2 класс)
ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ ОСЕНЬЮ - Жизнь растений осенью
Цели: познакомить детей с осенними изменениями в жизни растений; рассказать о причине листопада; учить узнавать растения по листьям и плодам; развивать наблюдательность; воспитывать аккуратность в учебе.
Оборудование:рисунки с изображением деревьев в летнее и осеннее время; листья и семена растений.
Ход урока
I. Сообщение темы и целей урока.
– Солнце скрыто за тучами. Идет мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зеленому наряду. Определите, какое это время года? (Осень.)
Итак, сегодня мы поговорим об изменениях, которые происходят осенью в неживой и живой природе, о приметах осени и о том, как разные растения осенью готовятся к наступлению суровой зимы.
II. Актуализация знаний.
Б е с е д а «Изменения в неживой природе осенью».
– Назовите предметы, относящиеся к неживой природе.
По мере того, как дети называют, на доске появляется запись: облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемахи т. д.
– Какая бывает погода летом?
– Какие вы наблюдали дожди? Если вы видели грозу, расскажите о ней.
– Какая летом бывает вода в водоемах – теплая или холодная?
– Что интересного вы заметили в жизни растений?
– Видели ли насекомых, рыб, птиц и других животных? Если вы наблюдали за ними, то расскажите, что интересного заметили в их жизни.
Учитель обобщает ответы детей и делает в ы в о д: летом чаще всего бывает теплая погода и даже жаркая, летние дожди непродолжительные, иногда бывают грозы. Вода в водоемах теплая, можно купаться. Все растения зеленые, многие из них цветут. Летом созревают плоды и ягоды. Всюду много насекомых и птиц и т. д.
В ы в о д ы:
1) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.
2) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
3) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.
– Расскажите о погоде осенью.
О б щ и й в ы в о д:похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления в неживой природе.
III. Изучение нового материала.
1. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 26–27).
– Рассмотрите центральный рисунок в книге. Какие изменения произошли в жизни растений осенью?
– Какие растения вы видите с вертолета?
– У каких растений листья меняют окраску?
– Что такое листопад?
– Рассмотрите рисунки-подсказки слева. Листья каких деревьев здесь нарисованы? (Клен, сосна, дуб, береза, осина.)
– Расскажите, как меняют цвет листьев эти деревья?
– Рассмотрите рисунки-подсказки справа. Какие деревья здесь нарисованы?
– На какие две группы можно разделить эти деревья? (Лиственные и хвойные растения.)
– У всех деревьев есть листья. Только листья бывают разные. Так, у ели, сосны листья похожи на иголочки. Такие листья называются хвоей, а деревья и кустарники – хвойными.
А бывают длинные-предлинные иголки или нет?
Как отличить ель и сосну? (У ели иголки короткие и растут по одной, у сосны – более длинные и растут по две или по три.)
– Рассмотрите рисунки-подсказки под центральным рисунком. Расскажите о жизни лиственницы в разное время года.
– Рассмотрите ветку лиственницы весной, летом, осенью и зимой. Сравните весеннюю ветку с летней. Чем они отличаются? (Хвоинки летом длиннее, шишки крупнее.)
– Как изменилась ветка осенью? (Хвоинки пожелтели.)
– Что можете сказать о зимней ветке лиственницы? (Хвоинок нет. Шишка крупная.)
– Подумайте, как же по-другому можно назвать хвоинки? Чем они являются для хвойных деревьев? (Хвоинки – это листья.)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Мы весной сажали сад,
А Семен стоял у гряд.
Вот мы яблоки едим,
А Семену не дадим.
Нам лентяев здесь не надо!
Выходи, Семен, из сада.
2. Р а б о т а п о х р е с т о м а т и и.
Учитель читает рассказы «Как растения к зиме готовятся?», «Есть ли на ветках ранки от опавших листьев?», «Идет ли листопад в безветренную погоду?», «Почему ель не сбрасывает листья на зиму?».
IV. закрепление изученного материала.
1. Р а б о т а в п е ч а т н о й т е т р а д и (з а д а н и я 18, 19).
– наклейте изображения ягод, овощей и фруктов, которые вы помогали собирать взрослым осенью.
– Раскрасьте рисунки.
– Нарисуйте свои овощи и фрукты.
– Соедините рисунок каждого дерева с рисунком листа этого дерева.
– Какие деревья здесь нарисованы?
– Раскрасьте листья так, как они выглядят осенью.
2.И г р а «Отгадай растение».
Учитель показывает осенние листья, ученики отгадывают, с какого дерева или кустарника этот лист. Для такой игры можно использовать и плоды, и семена растений – гроздья рябины, семена-«вертолетики» клена, шишки хвойных деревьев, листья и желуди дуба, листья березы.
– Расскажите, что вы знаете о жизни этих растений.
– А теперь послушайте небольшие рассказы о некоторых деревьях.
Береза
Полюбилась русскому народу белоснежная береза. Сколько песен, стихов сложено о ней! Часто она упоминается в сказках, загадках, поговорках. Из березы делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, много сувениров. А береста? Это же готовая природная бумага.
Дуб
Мощь и величественная красота дуба привлекают всех. Корни его уходят глубоко в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. В старину дуб шел на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет, используют ее в вагоностроении и судостроении. Кору применяют в кожевенном деле. Положите несколько листов дуба в банку с солеными огурцами – они станут хрустящими, крепкими, вкусными.
Клен
Клен – желанный гость всех парков и улиц городов. Его резные листья так красивы в осенний листопад! У клена крепкая древесина, ее широко применяют в токарном и столярном деле, в машиностроении. Кларнеты и флейты, из которых музыканты извлекают нежные мелодии, тоже сделаны из клена.
В городах клен энергично усваивает из воздуха различные вредные вещества.
Ель
Это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба Яга, Леший и другие герои сказок. Потому что даже в жаркий солнечный день в еловом лесу всегда прохладно и темно.
Обычай украшать елку пришел к нам издалека. Когда день начинал прибывать, люди в ожидании теплых дней шли в лес, который всегда согревал и кормил людей. Там они украшали самую большую ель игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле, обилие птиц и зверей в лесу. А домой люди приносили еловые шишки.
Лиственница
Королевой сибирских лесов называют люди лиственницу. Осенью золотые хвоинки, как листья, падают на землю. Отсюда и произошло название дерева. Древесина этого дерева не знает износа. Знаете ли вы, что внутренние детали Московского Кремля сделаны из лиственницы и служат уже по 400–500 лет? Боевые колесницы Древнего Египта тоже были изготовлены из лиственницы. Древесина ее не гниет и со временем становится еще тверже, как бы каменеет.
V. Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Отгадайте загадку:
Его весной и летом мы видели одетым.
А осенью с бедняжки сорваливсе рубашки.
Но зимние метели в меха его одели.
(Дерево.)
– О каких изменениях в жизни растений в осеннее время рассказывается в этой загадке?
Опавшей листвы разговор еле слышен:
– Мы с кленов…
– Мы с яблонь…
– Мы с вязов…
– Мы с вишен…
– С осинки…
– С черемухи…
– С дуба…
– С березы…
Везде листопад: на пороге – морозы!
Ю. Капотов
newrefs.ru
Фенологические изменения растений | Социальная сеть работников образования
Слайд 1
Фенологические изменения растений лесопарка «Кусково» Работу выполнила: ученица 7 класса Шмелева Стефания Руководитель: учитель биологии Яндышев Г.И.Слайд 2
ЭКСКУРСИЯ В ЛЕСОПАРК КУСКОВО
Слайд 3
Фенология как наука ФЕНОЛОГИЯ - это наука о сезонных явлениях в живой природе; регистрирует и изучает главным образом изменения в растительном и животном мире, обусловленные сменой времен года и погодными условиями. Например, сроки цветения различных растений, прилета и отлета птиц и т.д . В каждом сезоне есть свои феноиндикаторы, которые определяют особенности жизнедеятельности растений.
Слайд 4
Проектная работа по биологии Цель: определить зависимость фенологических изменений растений от условий среды Исследовательская площадка: лесопарк Кусково. Точки наблюдения пронумерованы цифрами 1,2,3,4,5,6,7 Объект наблюдения: сезонные изменения. Предмет наблюдения: зависимость сезонных изменений в жизни растений от температурного режима. Используемые м етоды: наблюдение, описание, анализ научно-популярных статей из интернета, фотографирование.
Слайд 5
Карта лесопарка К усково 1 2 3 4 5 6 7
Слайд 6
Весна Весенний сезон состоит из подсезонов : снеготаяние, оживление весны, разгар весны, предлетье, каждый из который характеризуется собственными феноиндикаторами . Повышается температура воздуха, солнечных и теплых дней становится больше. Почва пропиталась влагой. Температура устойчиво становится выше +10 С.
Слайд 7
Растения весной Изменения в жизни растений начинаются с сокодвижения. Этот период самый яркий и прекрасный в природе. Зацветают первоцветы. Тянут к солнцу свои листья травы. Набухшие почки на деревьях и кустарниках превращаются в молодые листочки. Начинается бурное цветение вначале ветроопыляемых деревьев, затем трав и кустарников 3 Наблюдаемый объект
Слайд 8
Лето Лето – чудесное время года. Долгие солнечные дни сменяют короткие теплые ночи. Чаще стоит ясная погода, и бескрайнее синее небо простирается над головой. Температура устойчиво выше +15..18, ясные дни сменяются дождливыми ночами. 4 Наблюдаемый объект
Слайд 9
Растения летом Деревья пышно убраны в яркие зеленые одежды. Происходит интенсивный рост побегов, вынос листьев кустарниками и деревьями. Наблюдается обильное цветение растений. На березе и клене происходит формирование семян. 5 Наблюдаемый объект
Слайд 10
О сень Осень — переходный сезон, когда заметно уменьшение светового дня, и постепенно понижается температура окружающей среды. Температура воздуха плавно переходит от среднего +15 С, до минусовых показателей. Начинаются заморозки на почве и в воздухе. 6 Наблюдаемый объект
Слайд 11
Растения осенью В листьях разрушается хлорофилл. Деревья и кустарники меняют окраску, засыхают листья у трав. Происходит массовый листопад. Уставшая природа осенью склоняется ко сну, засыпаны листвой разбросанные и разнесенные ветром и животными семена, замедляются процессы жизнедеятельности. Прекращается рост побегов деревьев. 7 Наблюдаемый объект
Слайд 12
Зима Этот сезон фенологи условно делят на три подсезона — первозимье, коренную зиму и перелом зимы. Значение среднесуточной температуры воздуха в -5 °C, принимается за начало зимнего периода. Высота покрова снега в среднем к концу зимы составляет 25-50 см. В целом сезон обычно длится с конца ноября до второй половины марта. 1 Наблюдаемый объект
Слайд 13
Растения зимой Зимой обмен веществ у растения заторможен, прекращается и видимый рост . Накопленный за лето крахмал, превращается в сахара и жиры, дающие питание растению. В состоянии зимнего покоя в растениях происходят замедленные процессы жизнедеятельности . 2 Наблюдаемый объект
Слайд 14
ВЫВОД : Растения меняются в каждый сезон года по своему. Изучать можно до бесконечности. В своей презентации я указала только основные признаки интереснейшей темы фенологии. Ведущий экологический фактор, влияющий на особенности процессов жизнедеятельности растений, является температурный фактор. В презентации я предоставила вам несколько красивых и интересных доказательств сезонных изменений растений лесопарка «Кусково». В работе использованы материалы Интернет-ресурса .
nsportal.ru