Растения одушевленные или неодушевленные. Одушевленные и неодушевленные предметы - правило. Как определить, одушевленный или неодушевленный предмет

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Как понять — одушевленное или неодушевленное существительное: правило, примеры. Растения одушевленные или неодушевленные


Одушевленные и неодушевленные предметы - правило. Как определить, одушевленный или неодушевленный предмет

Кажется, что различить одушевленные и неодушевленные предметы до неприличного просто: это как игра в живое-неживое. Но те, кто руководствуются таким принципом, очень сильно ошибаются. Одушевленность, как, соответственно, и неодушевленность – отдельная категория в характеристике имени существительного, не имеющая ничего общего с внешними признаками некоторого объекта. Вот как объяснить то, что, согласно правилам, слово «труп» считается неодушевленным, а «покойник» - одушевленным? Действовать наугад? Ни в коем случае! Будем разбираться.

Для самых маленьких

Начнём с самых основ. Одушевленные и неодушевленные предметы отвечают на разные вопросы – «кто» и «что» соответственно. Можно сказать, постановка вопроса – самый примитивный, хоть и очень ненадёжный способ определения данной категории. Обычно с ним знакомят детей в первом-втором классе. Для того чтобы попрактиковать этот способ, можно вместе с учениками заполнить пропуски в следующем тексте:

одушевленные и неодушевленные предметы

«В сонном забытьи течёт великая (что?). Вокруг (что?) и (что?). (Кто?) не спеша двигал лыжами, стряхивал (что?) с ушей шапки. (Кто?) быстро сделал лунку, и началась (что?). Скоро он вытащил огромного (кого?). Его зеркальная (что?) ярко блестела на солнце». Слова, которые предлагается вставить: лёд, чешуя, рыбак, иней, река, карп, снег, рыбалка. Одно слово повторяется дважды.

Грамматическое объяснение

Но стоит идти дальше, правильно? Как определить, одушевленный или неодушевленный предмет, опираясь на правила, а не на интуицию? Разница между этими двумя категориями состоит в различных падежных формах имён существительного. У неодушевленных существительных совпадает форма именительного и винительного падежа во множественном числе, тогда как у одушевленных – родительного и винительного в этом же самом числе. Конечно, разобраться на конкретных примерах будет гораздо проще.

одушевленный и неодушевленный предмет правило

Берём существительное «кот». Ставим его во множественное число «коты» и начинаем склонять: именительный - «коты», родительный – «котов», винительный - «котов» – как видите, совпадают формы родительного и винительного падежей. Тогда как для существительного «стол», которое для определения данной категории превращается в «столы» при склонении «столы-столов-столы» одинаковыми оказываются винительный и именительный падеж.

Таким образом, разделить одушевленный и неодушевленный предмет правило позволяет только при постановке их во множественное число и последующем склонении. А дальше, уже по совпадению падежных форм, и определяется данная категория.

Исключения

Но, как известно, в русском языке очень мало правил, у которых нет никаких исключений. Так, разделить одушевленные и неодушевленные предметы порой можно и логически. Да, все живые существа будут одушевленными, но вместе с тем к этой же категории относятся мифические существа (леший-лешие-леших-леших) и названия игрушек (матрёшки-матрёшек-матрёшек) – здесь ещё можно найти логическое объяснение. А также карточные и шахматные масти-фигуры (пики-пик-пики, пешки-пешек-пешки), которые даже по формам своим к этой категории не подходят.

как определить одушевленный или неодушевленный предмет

Идём дальше. К неодушевленным же существительным, в свою очередь, относятся большие группы людей (толпы-толп-толпы) и некоторые живые организмы (зародыши-зародышей-зародыши; микробы-микробов-микробы) – объяснить это явление невозможно, придётся просто принять и запомнить.

Ещё сложности

Хотелось бы ещё добавить, что одушевленные и неодушевленные предметы в грамматическом смысле имеют свои особенности. Так, например, для одушевленных существительных мужского рода совпадают формы родительного и винительного падежей и в единственном числе: Антон-Антона-Антона, бухгалтер-бухгалтера-бухгалтера, правда, наблюдается это явление только у существительных второго склонения (сравните: Дима-Димы-Диму, хотя это тоже одушевленное существительное мужского рода). Так что, в принципе, эту закономерность можно использовать в качестве ещё одного нехитрого, пусть и не очень известного, способа определения категории одушевленности у имен существительных.

одушевленные и неодушевленные предметы для дошкольников

Запутать хочу

Стоит заметить, что в русском языке встречается изображение неодушевленного предмета как одушевленного. Это обычно связано с употреблением слова как аналогии к живому существу: В сарае лежит тюфяк – Да тюфяк он безвольный! или же Велик и могуч русский язык! – Этот язык (=пленный) нам всё расскажет.

изображение неодушевленного предмета как одушевленного это

Точно такое же явление встречается и с использованием одушевленных существительных в качестве неодушевленных: В голубом небе парит воздушный змей; Истребитель пошёл на снижение. Здесь категория одушевленности и неодушевленности определяется исходя из смыслового наполнения существительного.

Стоит отметить, что, несмотря на все требования преподавателей пользоваться правилами, большая часть учеников продолжают опираться на интуицию. Как показывают вышеприведённые примеры, внутреннее чутье - не всегда надёжный помощник в вопросах филологии. Однозначно можно сказать, что одушевленными всегда будут названия профессий, названия людей по семейной принадлежности, национальности и прочим группам, сюда же можно отнести названия животных. Кстати говоря, среди одушевленных имен существительных, как считают некоторые исследователи, встречаются слова только мужского и женского рода, тогда как средний род - это уже неодушевленные, как и все названия объектов природы и прочих предметов.

Практика для самых маленьких

Теперь, когда мы разобрались, как же отличить одну категорию существительных от другой, стоит обобщить всё вышесказанное. Одушевлённые и неодушевлённые предметы для дошкольников, которые ещё понятия не имеют о том, что же такое падежи, различаются по вопросам «кто» и «что» соответственно. Для практики можно поиграть с малышами в «живое-неживое», где называется слово, а ребёнок должен определить, каким является этот предмет.

как различать одушевленные и неодушевленные предметы

Или же ещё одно интересное задание для младших школьников – предложить ряд одушевленных существительных, которые заменой одной буквы можно превратить в неодушевленные: лиса (липа), коза (коса), цапля (капля).

И совет для тех, кто постарше

Закончить статью о том, как различать одушевленные и неодушевленные предметы, хотелось бы тем, что, какой бы простой ни казалась эта тема, лучше не искушать судьбу и не действовать наобум, доверившись интуиции. Минута, затраченная на проверку категории имени существительного, порой может изменить ваше о нем представление. Так что не жалейте сил и практикуйтесь в великом и могучем русском языке.

fb.ru

Одушевленные и неодушевленные имена существительные, правило и примеры

Одушевлённые имена существительные служат названиями людей, животных и отвечают на вопрос кто? (студент, наставник, конферансье, ровесник).

Неодушевлённые имена существительные служат названиями неживых предметов, а также предметов растительного мира и отвечают на вопрос что? (президиум, конференция, пейзаж, рябина). Сюда же относятся имена существительные типа группа, народ, толпа, стая, крестьянство, молодёжь, детвора и т.д.

Деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые в основном зависит от того, какой предмет это существительное обозначает – живые существа или предметы неживой природы, но полностью отождествлять понятие одушевлённости-неодушевлённости с понятием живого-неживого нельзя. Так, с грамматической точки зрения берёза, осина, вяз – существительные неодушевлённые, а с научной точки зрения это живые организмы. В грамматике названия умерших людей – мертвец, покойник – считаются одушевлёнными, и только существительное труп – неодушевлённое. Таким образом, значение одушевлённости-неодушевлённости – категория чисто грамматическая.

Грамматически категория одушевлённости-неодушевлённости выражается в том, что

  • у одушевлённых существительных форма винительного падежа множественного числа совпадает с формой родительного падежа множественного числа:
(в.п. мн.ч. = р.п. мн.ч.)

р.п. (нет) людей, птиц, зверей

в.п. (любить) людей, птиц, зверей

  • у неодушевлённых существительных форма винительного падежа множественного числа совпадает с формой именительного падежа множественного числа:
(в.п. мн.ч. = им.п. мн.ч.)

и.п. (есть) леса, горы, реки

в.п. (вижу) леса, горы, реки

Кроме того, у одушевлённых существительных мужского рода II склонения винительный падеж совпадает с родительным также и в единственном числе, у неодушевлённых – с именительным: вижу студента, лося, журавля, но отряд, лес, полк.

Чаще всего одушевлёнными бывают существительные мужского и женского рода. Среди существительных среднего рода одушевлённых мало. Это – дитя, лицо (в значении "человек"), животное, насекомое, млекопитающее, существо ("живой организм"), чудище, чудовище, страшилище и некоторые другие.

Одушевлённые существительные, употребляемые в переносном значении, склоняются: восхищаться "Спящей красавицей".

Неодушевлённые существительные, употребляемые в переносном значении, получают значение лица и становятся одушевлёнными: турнир собрал всех звёзд настольного тенниса.

Названия игрушек, механизмов, изображений человека относятся к одушевлённым существительным: она очень любила своих кукол, матрёшек, роботов.

Названия фигур в играх (шахматах, картах) склоняются, как одушевлённые существительные: пожертвовать коня, взять туза.

Название богов, мифических существ (леший, русалка, чёрт, водяной) относятся к одушевлённым существительным, а названия планет по имени богов – к неодушевлённым: глядя на Юпитер, они молили Юпитера о помощи.

У ряда существительных наблюдаются колебания в выражении категории одушевлённости-неодушевлённости (в названиях микроорганизмов, у существительных образ, тип, характер и др.): рассматривать инфузории и инфузорий, убивать бактерии и бактерий; создать яркие образы, особые характеры.

 Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
 Одушевлённые  Неодушевлённые
 названия предметов живой природы  названия предметов неживой природы
   названия растений
 названия богов  названия планет по именам богов
 названия мифических существ  
 названия фигур в играх  
 названия игрушек, механизмов,

изображений человека

 
 мертвец, покойник  труп
 названия микроорганизмов
 образ, характер

www.fio.ru

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Имена существительные разделяются на одушевлённые и неодушевлённые предметы. Почерпнуть подробную информацию по категории одушевлённости поможет данная статья. В ней вы найдёте множество примеров каждого класса предметов, познакомитесь с их грамматическими особенностями.

Содержание

Что такое одушевленность существительных?

Одушевленность – это грамматическая категория существительных, которая определяет отнесенность слов по их значению к классу живых существ либо к классу «неживых предметов. В русском языке выделяют одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Одушевленные существительные

К одушевленным существительным относятся слова, обозначающие названия живых существ (людей, профессий, животных, карточных и шахматных фигур, литературных и мифологических персонажей, игрушек). Одушевленные существительные отвечают на вопрос – Кто?

Примеры одушевленных существительных: сестра, мальчик, учительница, плотник, цыпленок, лошадь, русалка, Кощей, ладья, пешка, петрушка.

Также к одушевленным относятся существительные, которые называют умерших людей: утопленник, покойник, мертвец (исключение: неодушевленное существительное – труп).

Неодушевленные существительные

Неодушевленные существительные являются названиями неживых объектов – предметов, явлений действительности, растений, совокупностей живых существ, небесных светил. Неодушевленные существительные отвечают на вопрос – Что?

Примеры неодушевленных существительных: торшер, лодка, море, ясень, ромашка, Марс, Юпитер, восторг, грусть, молодежь, человечество.

Грамматические особенности

Кроме особенностей значения, одушевленные и неодушевленные существительные имеют ряд морфологических различий:

  • У одушевленных существительных во множественном числе форма В. п. совпадает с формой Р. п. (увидел подруг – нет подруг; покормил кроликов – забыл кроликов);
  • У неодушевленных во множественном числе форма В. п. совпадает с формой Им. п. (столы стоят – вытри столы; облака плывут – посмотри на облака);
  • У всех склоняемых одушевленных существительных мужского рода в единственном числе формы В. п. совпадают с формами Р. п. (поприветствовать Андрея – нет Андрея; пригласить столяра – уволить столяра);
  • У неодушевленных существительных мужского рода в единственном числе форма В. п. совпадает с формой Им. п. (купить рюкзак – рюкзак лежит; провести интернет – интернет работает).
  • У остальных существительных формы И. п и В. п. различаются.

Тест по теме

obrazovaka.ru

Одушевленные и неодушевленные имена существительные: примеры слов

Приходилось вам слышать слова, которые ставились в несоответствующих падежах? Этим грешит суржик - смешанная речь из русских, украинских и еврейских слов. Происходит это из-за того, что правила склонения в разных языках отличаются.

Чтобы правильно выбрать падеж существительных, нужно знать, к какому виду они принадлежат.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Слова, неправильно употребляемые, режут слух. Для их грамотного использования существуют определенные правила, не такие уж и сложные. На Руси издревле по-разному изменяли по падежам живое и неживое. Когда язык систематизировали, определили, что бывают имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Причем самостоятельно не всегда удается определить, к какому виду относится то или иное слово. Покойник неживой, не имеет души, но слово это грамматически одушевленное. А вот растения живые - растут, дышат. Но неодушевленные. Почему?

одушевленные и неодушевленные имена существительные примеры

Есть один аспект этого вопроса, который уходит корнями в мифологию. В древности люди придерживались других представлений о живом и неживом. Отсюда множество устоявшихся выражений, показывающих неодушевленность солнца (оно выглядывает, встает, садится, просыпается, в сказках у него спрашивают совета, и оно отвечает) и куклы (в играх она ест, спит, ходит, говорит, плачет). Ранее действительно считали их живыми и это отразилось в языковых формах. Слово "труп" же всегда считали неодушевленным, потому что под ним рассматривается лишь оболочка существа, личность же отсутствует. Как же идентифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные?

Правило

Поскольку живое и неживое отвечают на разные вопросы, хорошо воспользоваться этим способом. Потом осуществить проверку полученного результата. После можно уточнить наше исследование в соответствии с исключениями, которые лучше запомнить.

1. Итак, сначала стоит выяснить, кто или что перед нами. Так в большинстве случаев можно понять, к какому виду относится нужное нам слово.

Примеры одушевленных и неодушевленных имен существительных
Кто?Что?
Щенок

Игрушка

ПтичкаКресло
ЖивотноеИгра
ЦыпленокНос
РексКличка

одушевленные и неодушевленные имена существительные правило

2. В дальнейшем множественное число нужного слова ставят в винительный падеж (для простоты его можно обозначить ВП) и выясняют, с каким падежом оно совпадает. Если с именительным (ИП) - это неодушевленность.

  • Игрушки.
  • Кресла.
  • Игры.
  • Носы.
  • Клички.

Если с родительным (РП) - одушевленность.

  • Щенков.
  • Птичек.
  • Животных.
  • Цыплят.
  • Друзей.

Часто этого бывает достаточно, чтобы определить одушевленные и неодушевленные имена существительные. Правило имеет исключения.

Живые неодушевленные

Это куклы, мишки Тедди, собачки, зайчики, роботы и тому подобные. То есть те игрушки, с которыми производят действия, как с живыми. Сложившиеся формы слов будут выглядеть так:

  • Кукол.
  • Мишек.
  • Зайчиков.
  • Собачек.
  • Роботов.

одушевленные и неодушевленные имена существительные собственные

Некоторые обозначения в играх тоже считаются одушевленными. Это следует запомнить:

  • Королей.
  • Вальтов.
  • Ферзей.
  • Дам.

Люди, которые умерли или погибли, считаются одушевленными: самоубийца, усопший, преставившийся, погибший.

  • Самоубийц.
  • Усопших.
  • Преставившихся.
  • Погибших.

Есть много таких слов, но все они одушевленные. Когда же речь идет о бренной оболочке (труп, тело, падаль, туша) - это уже неживое.

Сказочные и нематериальные персонажи (ангелы, демоны, нимфы) тоже одушевленные. Наблюдается закономерность: если в представлении народа что-то является живым - в склонении такого слова ВП = РП.

Живые неодушевленные

Группу, какое-либо множество, совокупность людей, животных или причисляемых к живым существ принято считать неодушевленными. Это толпа, армия, народ, стадо, стая, сонм. Правильно говорить: "Вижу толпы, армии, народы, стада, стаи, сонмы".

имена существительные собственные и нарицательные одушевленные и неодушевленные

Все растения и грибы - неодушевленные. Их издавна рассматривали как пищу, а не как часть живой природы. Интересно, что некоторые виды морепродуктов (лангусты, устрицы, омары) сначала появились в России как экзотические блюда. Поэтому в рецептах встречается их склонение по неодушевленному принципу: кальмары отварить и нарезать в форме лапши.

То, что не видно взглядом, считается неодушевленным.

Это микроорганизмы, вирусы, эмбрионы, дрожжи, бактерии. Хотя здесь тоже есть интересные исключения. Например, отношение к эмбриону меняется, когда он становится видимым – в пробирке.

Когда нельзя определить одушевленные и неодушевленные имена существительные

Примеры, показывающие невозможность отнесения слова к тому или иному делению:

  • чинить автоматику,
  • увидеть меч-рыбу.

пять одушевленных и пять неодушевленных имен существительных

Эти слова не склоняются по числам. При изменении по падежам у них находится своя форма окончаний. Поэтому они стоят вне одушевленности.

Прилагательные-помощники

По форме винительного падежа согласующихся прилагательных определяются одушевленные и неодушевленные имена существительные. Примеры:

  • Увидели нового ученика – увидели новый стол.
  • Погладили красивого щенка – погладили красивую блузку.
  • Получили крупных телят – получили крупные неприятности.

Сначала стоит словосочетание, где винительный падеж равен родительному (ВП = РП), а потом – именительному (ИП).

Эти прилагательные облегчат определение одушевленных и неодушевленных имен существительных.

Собственные и нарицательные

Все собственные имена существительные потому и получили такое название, что являются единственными в своем роде. Обычно это имена, но могут быть и клички, и прозвища. Если находится им совпадение – это скорее нонсенс. Для таких случаев есть слово «тезка», к примеру. Даже если это кличка неживой игрушки – это все равно одушевленное. Есть и неодушевленные имена собственные. Это названия, данные какому-либо учреждению, произведению искусства или сочинению. Есть и географические наименования.

Нарицательные – от старославянского «нарицать» (называть) – это названия групп предметов или понятий.

Правильно изменять их по падежам поможет таблица.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные
собственныенарицательные
одушевленныеВП = РПВП = РП
неодушевленныеВП = ИПВП = ИП

Хорошо развиваются навыки при заполнении такой таблицы. Можно заполнить ее, ставя все слова в винительном падеже, хотя это и не обязательно. Можно просто разделить лист на четыре части и выписать предложенные слова по группам.

Иван Иванович

Жучка

Мурка

Мальчиш Кибальчиш

Золушка

Директор

Собака

Кошка

Персонаж

Падчерица

Волга

«Белый клык»

«Апассионата»

Эрмитаж

Каспийское море

Река

Повесть

Соната Бетховена

Музей

Море

Еще лучше разобраться с этой темой помогут специальные упражнения.

Упражнения

Помогут закрепить навыки, как определить одушевленные и неодушевленные имена существительные, упражнения. Нужно подставить правильное слово, подобрать нужный падеж или проверить грамотность записанного словосочетания.

одушевленные и неодушевленные имена существительные слова

Упражнение 1

Подставьте правильные слова в следующих предложениях.

  • Приходя в школу, ученики видят (учителя, директор, новые парты, плакатов, друзей, дежурный, старых дверей, школьных мелков).
  • Для городского парка приобрели (певчих птиц, каруселей, скамеек, посетителей).
  • Опаздывая на работу, пришлось догонять (троллейбуса, трамвая, знакомого таксиста).

Упражнение 2

Подберите нужный падеж в следующих предложениях.

  • Мы пристроили (котята) и впридачу подарили (пакетики с кормом) для них.
  • Выйдя на полянку, мы увидели (мальчики и корзины с грибами).
  • В зоопарке служители кормят (птицы) и поливают (деревья).

Упражнение 3

Приведите примеры одушевленных и неодушевленных имен существительных, подходящих в следующих случаях:

  • За столом сидит … и мечтает.
  • Врачи сказали, что … уже не дышит.
  • Наш … совсем раскрошился.
  • Как ярко горит этот … сегодня.
  • Старый … совсем развалился.

Урок

Чтобы учащиеся хорошо запомнили вышеприведенные правила, педагог может посвятить урок одушевленным и неодушевленным именам существительным. Хорошо использовать схему, обозначающую равенство падежей.

Одуш.Неодуш.
ВП = РПВП = ИП

Напомнив, что проверяется множественное число, в качестве упражнения можно предложить назвать пять одушевленных и пять неодушевленных имен существительных, глядя на картинку. Подойдет фото щенка с игрушечным цыпленком в зубах.

Получающиеся словосочетания не всегда будут правильные, это естественно. Но особо смешные учитель может подчеркнуть. Такой метод «от противного» поможет запомнить неправильное употребление падежей.

одушевленные и неодушевленные имена существительные упражнения

Хорошо понять правило помогут примеры одушевленных и неодушевленных имен существительных, которые подставляют вместо пропущенных слов. Для этого упражнения заранее выписываются на листок предложения с пропущенными словами. На их место следует вставить одно из предложенных слов, записанных на доске. Учитель следит, чтобы перед учениками были разные варианты: на одной стороне доски одушевленные, на другой – нет.

Как один из вариантов может быть использован такой набор слов:

Мальчик

Девочка

Кукла

Мама

Папа

Жучка

Машинка

Скакалка

Мяч

Игра

Двор

Дом

Текст, который подойдет для этого упражнения:

В выходной день стояла прекрасная погода. Ребята выбежали во двор. (?) кормили и наряжали своих (?). (?) не привлекали такие игры, они запускали (?) с горы. (?) и (?) радовали старые (?). «Где еще найдешь такие (?), - говорили они и не торопились звать своих (?) и (?) домой. А ребята уже взяли (?) и (?) и устроили шумные (?).

Такой урок ребятам очень понравится. Главное – хорошо подготовить наглядный материал и схемы. Успехов!

fb.ru

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Одушевлённые существительные

Одушевлённость характерна только для конкретных существительных.

 

Одушевлённые существительные служат наименованиями живых существ, если называют людей — личные, обозначают животных — неличные. Отвечают на вопрос: кто?

  • Одушевленные существительныемальчик
  • Неодушевленные существительныесобака
  • Одушевленные имена существительныеголубь
  • Неодушевленные имена существительныебаба-Яга
Грамматическим показателем одушевлённости является совпадение формы винительного падежа множественного числа с формой родительного падежа множественного числа. Для существительных мужского рода можно использовать форму единственного числа.

В. п. мн. числа (кого?) = Р. п. мн. числа (кого?)

  • школьников
  • школьников
  • снегирей
  • снегирей

К одушевлённым относятся также существительные, называющие:

  1. Богов и мифических существ, представляемых как живых: леший, домовой, русалка.Древние чтили Юпитера.
  2. Названия шахматных и карточных фигур: туз, валет, дама, король, конь, ферзь, слон, ладья, пешка.
  3. Существительные, называющие кукол: петрушка, матрёшка, неваляшка, снеговик, роботы.
  4. Существительные, обозначающие умершего человека: мертвец, покойник, утопленник (существительное труп сюда не входит).

Неодушевлённые существительные

Неодушевлённые существительные служат наименованиями предметов и явлений реальной действительности, не причисляемых к живым существам. Отвечают на вопрос: что?

 

Грамматические особенности: совпадение формы винительного падежа множественного числа с формой именительного падежа множественного числа.

В. п. мн. числа (что?) = И. п. мн. числа (что?)

  • журналы
  • журналы

К неодушевлённым относятся существительные:

  1. Обозначающие предметы неживой природы: камень, горы, радуга, снег, почва, море, небо.
  2. Названия деревьев и растений: тополь, сосна, ель, ромашка, одуванчики (наука о природе относит их к живым организмам!).
  3. Обозначающие совокупность живых существ: народ, стая, войско, толпа, батальон, полк.
  4. Названия небесных светил: Марс, Юпитер, Сатурн, Уран.
  5. Названия рыбных блюд: шпроты, кильки.
  6. Собирательные существительные: студенчество, человечество, молодежь, профессура (не имеют грамматического показателя одушевлённости).

Некоторые существительные обнаруживают колебания в отнесённости к одушевлённым/неодушевлённым, сюда причисляют названия микроорганизмов и беспозвоночных: вирус, бактерия, личинка, микробы.

 

Бабайцева В. В. и Чеснокова Л. Д. в своём учебнике по русскому языку рассматривают и грамматические показатели одушевлённости и неодушевлённости.

Неодушевлённые существительные склоняются как одушевлённые, если обозначают живых существ.

  • Этого пня (одушевл.) не своротишь.
  • Помню этого старого колпака (одушевл.)

Одушевлённые существительные, употребляющиеся для обозначения неодушевлённых предметов, продолжают склоняться как одушевлённые.

  • Читать «Обломова».
  • Слушать «Евгения Онегина».

Существительные тип, характер и образ в применении к действующим лицам литературных произведений склоняются как неодушевлённые: В. п. мн. числа = И. п. мн. числа.

 

 

Поделиться публикацией:

www.goldrussian.ru

Как понять — одушевленное или неодушевленное существительное: правило, примеры

Статья поможет разобраться со сложностями деления имена существительные на одушевленные и неодушевленные по грамматическому принципу.

Как понять — одушевленное или неодушевленное существительное?

Увы, но живое не всегда одушевленное и наоборот: то, что в понимании обычного человека является неживым, с точки зрения грамматики может быть очень даже одушевленным.

Разбираемся.

Категория: Неодушевленное имя существительное (чаще всего отвечает на вопрос что?)
Характерные признаки Например
Называет предмет. Стол, сани, чашка, клавиатура и т.д.
Называет вещество: пищевые продукты, материалы, ткани, ископаемые, химические элементы, лекарственные препараты и т.д. Сахар, молоко, крахмал, гипс, бархат, железо, алмаз, водород, цитрамон и т.д.
Называет факты, явления, события. Концерт, тренинг, наводнение, дискуссия, депрессия, дождь, туман, иней и т.д.
Называет действие. Бег, толкотня, смех, плач, ор и т.д.
Называет состояние. Счастье, печаль, отчаяние и т.д.
Называет качество. Сладость, синева, спелость и т.д.
Называет растение. Дуб, ромашка, тимофеевка, ель и т.д.
Называет совокупность предметов или живых существ. Ельник, мошкара, братва, мебель, молодежь, дичь, родня, зелень и т.д.

Не являются собирательными существительными, но входят в категорию.

(Отвечают на вопрос что?)

Народ, армия, стадо, войско, рой и т.д.
Называет живой организм. (Отвечают на вопрос кто?) Бактерия, вирус, зародыш, личинка, микроб, эмбрион.
Называет предмет, имеющий только множественное число. Штаны, ножницы, обои, духи и т.д.
Называет неодушевленный предмет словом с морфологическими признаками одушевленности. (Отвечают на вопрос что?) Дворник, болтун (в значении яйцо без зародыша), лебедь (сленговое название сторублевой купюры), «Москвич» (авто) и т.д.

Важно: в словосочетаниях с составными числительными, в окончании которых есть два, три, четыре, одушевленные существительные выступают неодушевленными, но отвечают при этом на вопрос кто?

Например: На симпозиуме присутствовали сорок два писателя (неодуш.).

Другие важные нюансы относительно неодушевленных имен существительных вы найдете в следующей части статьи.

Категория: Одушевленное имя существительное (чаще всего отвечает на вопрос кто?)
Характерные признаки Например
Называет живое существо. Мужчина, лиса, учительница и т.д.

Называет нечто, ассоциирующееся с живым существом.

(Отвечает на вопрос кто?/что?)

Кукла, робот, мертвец, матрешка, утопленник, покойник, усопший.

Внимание: труп — относится к категории неодушевленных.

Называет нечто, ассоциирующееся с живым существом (исходя из контекста предложения).

Тюфяк, идол, пень, болван, кумир, дуб, истукан,  мешок, дерево, звезда, синий/белый воротничок и т.д.

Например: Этого тюфяка опять обманули.

Называет фигуры в игральных картах, шахматах, бильярде.

(Отвечает на вопрос что?)

Король, ферзь, валет, шар и т.д.
Называет сказочных персонажей. Русалка, страшилище, чудовище и т.д.

Существуют также конструкции, в которых при определении категории одушевленный-неодушевленный возникают колебания. Рассмотрим некоторые из них.

Одушевленный Неодушевленный

Называет рыб/амфибий.

Ловить (кого?) омаров.

Называет блюда из рыб/амфибий.

Подавать к ужину (что?) омары.

Называет богов римского/греческого пантеона.

Почитать (кого?) Сатурна.

Называет планеты Солнечной системы и др. небесные светила.

Исследовать (что?) Сатурн.

Одушевленные и неодушевленные существительные: правило

Категория одушевленности-неодушевленности с точки зрения грамматики определяется следующими особенностями:

Определение категории одушевленности-неодушевленности в грамматикеОпределение категории одушевленности-неодушевленности в грамматике

Правила, приведенные в таблице используются при склонении существительных при условии, что вы уверены в том, к какой категории их отнести.

Видео: Одушевленные и неодушевленные имена существительные (6 класс, видеоурок-презентация)

Оцените статью

heaclub.ru

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | Учеба-Легко.РФ

 

Имена существительные имеют постоянный признак одушевлённости и неодушевлённости, который лежит в основе разделения существительных на два разряда. Чаще всего одушевлённые существительные называют нечто живое: людей, животных, и отвечают на вопрос кто? Неодушевлённые существительные называют, как правило, нечто неживое: предметы, явления, и отвечают на вопрос что? Но нужно помнить, что характеристика слов как одушевлённых и неодушевлённых в грамматике не вполне соответствует характеристике живого и неживого в науках о природе. Например, существительные рябина, клён, растение принадлежат в грамматике к категории неодушевлённых, тогда как гусь (с яблоками), мертвец, покойник рассматриваются грамматически как предметы одушевлённые.

 

Грамматическим показателем одушевлённости является совпадение формы винительного падежа множественного числа с формой родительного падежа множественного числа: знаю студенток, преподавателей – винительный падеж (сравните: нет студенток, преподавателей – родительный падеж).

 

Грамматическим показателем неодушевленности является совпадение формы винительного падежа множественного числа с формой именительного падежа множественного числа: вижу избы, поля, леса – винительный падеж (сравните: это избы, поля, леса – именительный падеж).

 

У имён существительных мужского рода (кроме слов, оканчивающихся на -а, например, юноша, папа) различение по одушевлённости/неодушевлённости последовательно проводится и в единственном числе: купил щенка – нет щенка, купил стол – это стол.

 

 

Грамматическим показателем одушевлённости/неодушевлённости несклоняемых существительных может служить падежная форма согласованного определения: видел забавных кенгуру, но разноцветные сари, забавные антраша.

 

У существительных женского и среднего рода, имеющих только формы единственного числа (например, студенчество, крестьянство, молодежь, детвора, треска) нет грамматических показателей одушевлённости/неодушевлённости.

 

Некоторые существительные могут вести себя и как одушевлённые, и как неодушевлённые. Можно сказать изучаю микробы и микробов, запускать (воздушного) змея и (воздушный) змей. В этом случае у слова в одном значении наблюдается колебание по признаку одушевлённости/неодушевлённости. Есть также слова, разные значения которых оформлены по-разному: вижу гения (человека) и ценю гений (ум), вижу дворников (людей), вижу дворники (механизм).

 

Таким образом, характеризуя существительное по признаку одушевлённости/неодушевлённости, нужно выбрать один из четырёх возможных ответов:

  • одушевлённое существительное; 
  • неодушевлённое существительное;
  • существительное с колеблющимся признаком одушевлённости/неодушевлённости; 
  • существительное не имеет грамматических показателей одушевлённости/неодушевлённости. 

 

uclg.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта