Растения одного вида. Лабораторная работа "Изучение критериев вида (на примере цветковых растений). 11 класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Практическая систематика: примеры видов растения. Растения одного вида


Разнообразие растений одного вида в растительном сообществе

Биология Разнообразие растений одного вида в растительном сообществе

просмотров - 481

Вегетативно-неподвижные растения. Вегетативно-подвижные растения. Счетные единицы. Плотность (обилие) вида. Глазомерный учет обилия. Формулы древостоя. Сопутствующие виды. Господствующие виды. Виды-строители

1. Какие растения называют вегетативно подвижными, а какие — вегетативно неподвижными? Приведите примеры.

2. Почему не удается поштучно считать вегетативно подвижные растения?

3. Что представляют собой счетные единицы? В чем их отличие от целых расте­ний? Приведите примеры

4. Объясните понятия «плотность», «обилие».

5. Как различают господствующие и сопутствующие виды? Каково их соотно­шение в растительных сообществах? Приведите примеры.

6. Какие виды называют строителями сообществ? Приведите примеры.

7. Объясните, почему кислицу, господствующую в травостое елового леса, нельзя считать видом-строителœем.

8. Что означает сокращение числа сопутствующих видов в растительном со­обществе?

Задания

Т. В сосновом лесу заложили 5 учетных площадок по 400 м2. На каждой из них было 10, 15, 11, 14, 16 деревьев сосны Рассчитайте численное обилие (плот­ность) сосны.

2. На лугу заложили 10 площадок по 4 м2 На них оказалось по 6, 8, 5, 7, 9 растений тмина обыкновенного. Рассчитайте плотность (численное обилие) тмина на данном лугу.

3. Расшифруете формулы древостоя и назовите типы леса: 8д1л1к, 5еЗб2ос, 7л2к1в, где д — дуб, л — липа, е — ель, б — береза, ос — осина, к — клен, в — вяз.

Вспомните! Возрастные состояния растений. Проростки, юношеские расте­ния, полувзрослые растения, взрослые растения. Конкуренция. Жизненные состояния растений. Семядоли. Папоротники.

Разнообразие взрислых деревьев ели. Когда вы идете по еловому лесу, на первый взгляд кажется, что ель представлена только крупными де­ревьями. Но присмотритесь внимательнее. Оказывается, что деревья отли­чаются по высоте, густоте кроны, толщинœе стволов (рис. 108). Одни ели вы­сокие, с толстыми стволами и i устыми кронами, другие — пониже, и кроны у них более жидкие, а третьи — совсœем угнетены, их ветки засохли, зелœеных хвоинок мало. Эти деревья имеют разное жизненное состояние (см. § 47). Стало быть, в одном и том же лесу бок о бок могут жить деревья с высокой, средней и низкой жизненностью. Различие деревьев одного возраста͵ оби­тающих в одинаковых условиях, объясняется конкуренцией между ними за свет, влагу, минœеральные соли.

Разнообразие молодых елœей. Гуляя в еловом лесу, легко найти проростки и юношеские растения ели. Οʜᴎ сильно отличаются по раз-

Рис. 108. Одновозрастные деревья ели разной жизненности, живущие в одном лесу 168

мерам и внешнему виду от взрослых деревьев и живут совсœем в иных ус­ловиях. ~

Првроетки ели— небольшие растеньица высотой всœего 3-5 см с мутов­кой из 7-9 линœейных семядолей (рис. 109). Их можно встретить на гнилых пнях, валежинах, у основания стволов, в местах, где не развит моховой по­кров. В больших количествах проростки появляются не каждый год, а толь­ко в урожайные годы, когда ель дает много семян. Такие урожайные годы слу­чаются через 4-8 лет. Возрастное состояние проростка у ели длится 1,5-2 го­да. На втором-третьем годах жизни большинство проростков погибает.

Юношеские растения имеют высоту 8-20 см. У них уже опали семядо­ли, побеги ветвятся, но слабо. Хвоинки короткие и мягкие. Стволик пока неясно выражен. Встречаются юношеские растения преимущественно у ос­нования стволов, реже на пнях. В лесу юношеские растения угнетены из-за корневой конкуренции (см. § 36) со взрослыми деревьями и недостатка све­та. Οʜᴎ медленно растут и могут < >ставаться в этом возрастном состоянии 20 лет и более.

Полувзрослые растения—это елочки высотой от 20 до 80 см. У них уже выражен стволик, а крона жидкая, плоская, похожа на зонтик. Зонтиковид­ная крона возникает потому, что главный побег растет медленнее, чем бо-

Рис. 109. Разные возрастные состояния ели: 1 — проросткл, 2 — юношеские растения; 3— полувзрослые растения, выросшие в тени (я) и на опушке (б)

ковые ветви. Плоская крона лучше улавливает свет, которого не хватает мо­лод! [м елочкам под тенью взрослых деревьев. Полувзрослые елочки в лесу угнетены, и их размеры не превышают размеры крупных травянистых рас­тений, к примеру папоротников.

Живущие в лесу полувзрослые елки-зонтики к 40-50 годам чаще всœего погибают. При этом если в лесу возникнет осветленное место, называемое в народе «окном», эти угнетенные деревца могут перейти к быстрому ро­сту. В «окнах» их кроны приобретают конусовидную форму. Ели начинают расти вверх, переходят во взрослое состояние, образуют шишки и дают семена.

Проростки, юношеские, полувзрослые и совсœем молодые деревья называют подростом. Обилие и состав подроста говорит об устойчивости леса. Присутствие подроста показывает, что в лесу есть взрослые деревья, приносящие всхожие семена. Молодые растения (см. § 45) — это своего рода резерв вида. Угнетенный в лесу подрост в случаях рубки, падения ста­рых деревьев, ветровалов, словом, при любом прореживании и осветлении леса, pt зко повышает свое жизненное состояние, начинает быстро расти и сменяет погибшие или вырубленные деревья.

Прореживание сельскохозяйственных посœевов и посадок. Человек искусственно прореживает посœевы и посадки культурных растений. Напри­мер, чтобы получить крупные корнеплоды свеклы, моркови, редьки, про­дергивают их молодые посœевы и удаляют мелкие и слабые растения. В лесу подобное же изрежи^ание мы наблюдаем у деревьев, но оно идет само собой без помощи человека.

Самоизреживание деревьев в лесу. В конкурентной борьбе побежда­ют деревья, растущие быстрее и образующие больше ветвей, листьев и кор­ней. Οʜᴎ перехватывают у более слабых, медленно растущих свет, влагу, питательные вещества. В ходе конкуренции ослабленные деревья погиба­ют и лес изреживается. Деревья с высокой жизненностью получают допол­нительное пространство для развития своих крон и корневых систем, бла­годаря неоднородности деревьев по жизненности происходит их самоизре­живание. Чем старше лес, тем крупнее деревья, тем больше места занимает каждое из них и тем реже они растут. Густота деревьев в еловых лесах зави­сит от возраста елœей. Вспомните, как густо растут молодые елочки, как труд­но пробираться через их чащу! А вот в старых ельниках, где деревьям за 60-100 лет, ходить легко и свободно, как в парке. Здесь деревья далеко от­стоят друг от друга.

Подрост. Самоизреживание

1.Какое значение для жизни леса имеет разнообразие одновозрастных де­ревьев по жизненному состоянию?

2.Почему происходит самоизреживание деревьев в лесу? Каковы последст­вия самоизреживания?

3.Что представляет собой подрост деревьев в лесу? Почему важно знать со­став и обилие подроста?

Рис. 110. Надземная ярусность (ярусы обозначены римскими цифрами)

4.Может ли растение с возрастом изменять уровень своего жизненного со­стояния[2]

Строение растительных сообществ

мершие хвоинки опадают не всœе сразу, как листья липы или черемухи, а по­степенно в течение всœего года.

В лиственных лесах обычно 5-7 ярусов, т. е. больше, чем в хвойных. В дубравах хорошо выражены два древесных яруса: более высокий — господ­ствующий ярус, в который кроме дуба могут входить вяз и граб, и сравни­тельно низкий — подчинœенный ярус, состоящий из липы, кленов остролист­ного, татарского, полевого, береста͵ рябины. Хорошо развит в дубравах ку­старниковый ярус из орешника, бересклета европейского, жимолости лесной, обыкновенной и др. Травяной ярус сильно меняется по временам года (см. § 41). Весной в нем преобладают ветреницы лютичная и дубрав­ная, хохлатки, чистяк, пролеска и другие эфемероиды. Летом эфемероиды не видны, бросается в глаза сныть, пролесник, зелœенчук, копытень. Назем­ный моховой покров в дубравах отсутствует, так как мхи не выносят ежегод­ного засыпания опавшими листьями. Пышная лесная подстилв а (см. § 40) в лиственных лесах препятствует образованию напочвенного мохового ков­ра. Мхи здесь растут главным образом на стволах деревьев с северной сто­роны: она лучше увлажняется и меньше пересыхает. Эту особенность роста мхов можно использовать для ориентировки в лесу (см. § 35).

Размещение подземных органов. В сообществах корневые системы, корневища, клубни, луковицы расте ний размещаются в почве слоями (см. рис. 110). Обычно чем выше растение, тем глубже в почву уходит его корне­вая система. В лесах наибольшей глубины (до 5-10 м) достигают корневые системы деревьев. Корневые системы кустарников достигают глубины 0,5-0,7 м, корни травянистых растений располагаются в почвенном слое на глубинœе 0,2-0,3 м, а ризоиды мхов находятс я чаще всœего у самой поверх­ности земли.

Подземная ярусностъ определяется не только глубиной корневых систем, но и их строением. Корневые системы включают разные корни: 1) многолетние, толстые, старые, закрепляющие растения в земле, уже не спосс бные поглощать почвенные растворы; 2) молодые, растущие, тонкие, которые несут корневые волоски и всасывают воду с растворенными в ней минœеральными солями.

Старые, покрытые пробкой многолет ние корни называют скелœетны­ми, а молодые, растущие — всасывающими. Всасывающие корни растений, обитающих в одном сообществе, от деревьев до однолетников, сосредоточи­ваются обычно в верхних слоях почвы на глубинœе до 30-40 см (см. рис. 110). Здесь больше всœего перегноя и минœеральных солей, необходимых растени­ям. Именно из поверхностных слоев почвы всœе растения сообщества чер­пают воду и минœеральные соли. Вот почему нельзя повреждать (вытапты­вать, сдирать, прожигать) поверхность почвы в лесах и на лугах.

Скелœетные корни, как уже отмечено, у растений разных жизненных форм и разных видов проникают на разную глубину. Именно эти корни и создают характерную картину подземной слоистости в том или ином рас­тительном сообществе.

Значение ярусов и слоев. Благодаря слоистости, ярусности в расти­тельных сообществах создаются разнообразные условия для жизни расте­ний. Кроны деревьев перехватывают свет и только небольшую часть его ос­тавляют нижним ярусам. Кустарники, в свою очередь, затеняют травы, ко­торые используют оставшийся свет. Лишь самая малая его доля достается напочвенным мхам. По этой причине в одном и том же лесу могут уживаться расте­ния разных экологических групп по условиям освещения. Наиболее светолю­бивы деревья господствующих ярусов (дуб, граб, вяз), менее светолюбивы деревья подчинœенных ярусов (липа, черемуха, рябина, клены), теневынос­ливы лесные кустарники и травы, кроме весенних эфемероидов (см. § 5). Лесные мхи и папоротники обычно тенелюбивы и не переносят слишком яркого освещения.

Горизонтальная расчлененность растительных сообществ. Гуляя в лесу, вы не раз видели, что многие растения (ландыш, черника, копытень, сныть и др.) растут группами. В одних местах этих растений много, a f дру­гих они совсœем отсутствуют. Такое неравномерное размещение растений возникает чаще всœего из-за особенностей их разрастания и вегетативного размножения. Характер групп (латок) зависит от степени вегетативной подвижности и жизненной формы растения. Вегетативно-неподиижные растения (к примеру, копытень, вороний глаз) образуют сравнительно не­большие латки. Вегетативно-подвижные растения (сныть, м шник, ландыш) формируют обширные заросли.

Характер размещения растений в сообществах зависит также и от особенностей микроусловий. Так, папоротник страусник обыкновенный вс гречается на влажных местах, к примеру вблизи ручьев, по днищам овра­гов. Папоротник кочедыжник женский посœеляется у вывалов деревьев, на упавших гниющих стволах, пнях и валежнике. Осока волосистая придержи­вается сухих мест и часто растет на верхних частях склонов.

Особенности размещения растений по площади растительного сооб­щества характеризуют его горизонтальную расчлененность.

oplib.ru

Практическая систематика: примеры видов растения

В ботанике, как и в любой другой науке, важен системный подход к предметам исследования. Классифицировать признаки и свойства, выявить закономерности и исключения – всё это необходимо для эффективного изучения растений. В ботанике эта задача стоит перед систематикой. Именно она выявляет экземпляры, у которых много общего. Такие растения объединяются учёными в особые группы, называющиеся видами.

Виды растений рода Лилия

Наглядные примеры видов растения мы можем наблюдать, рассмотрев такой цветок, как лилия. Он относится к многолетним травам, произрастает из луковицы, имеет растущие снизу мясистые листья и цветки белой, жёлтой, оранжевой расцветки. Подразделяется род Лилия на более чем 100 видов, основная масса которых в естественной среде произрастает в Азии и Европе. Примеры видов растения мы сейчас рассмотрим.

примеры видов растения

Всем известная белоснежная (или серебристая) красавица, родина которой – Греция. Есть так называемая Лилия аньхойская, есть – боландера, мозолистая и т. д. Несмотря на разные, иногда весьма экзотические, названия, цветы эти близки по строению и условиям роста. Их стебель является продолжением луковичного донышка, а листья растут как бы по спирали, без всяких черенков (кроме нескольких экземпляров-исключений). Такие примеры видов растения как раз и говорят о большом разнообразии форм живой природы. Зато образование луковички-«детки» от основной, материнской, практически у всех лилий одинаково. Она зарождается в уголке самого низко расположенного листа и дозревает через год. Если же растение выращивается из семян, то ждать его взросления и цветения приходится от 5 до 7 лет.

Лилия луковичная (луковиценосная)

виды растений примерыРассмотрим отдельные примеры видов растения лилейных – например, Лилию луковиценосную. В длину эти цветы вырастают обычно более чем на метр. Листья - длинные, узкие, острые. Окрас – тёмно-зелёный. Цветки яркие, насыщенных тонов. На стебле их может быть от трёх до пяти штук. Черенки короткие. Лепестки крупные, в пределах 5 см. Их внутренняя сторона бархатистая на вид и на ощупь, покрыта пятнышками коричневатого оттенка. Другие виды растений, примеры которых мы рассматриваем, отличаются тем, что не образуют в пазухах своих листьев луковицы, хоть и называются тоже луковиценосными. Это, например, так называемая Лилия булбиферум, родина которой – Италия и Франция.

Семейство Лилейные

Как мы уже выяснили, вид лилейных весьма разнообразен и многолик. Но благодаря наличию общих признаков растения этого вида объединяются в один род. А уже если есть некоторое сходство между родами, то они тоже создают «коалицию» более высокого ранга – семейство. Например, у уже рассмотренных нами лилий есть «соседи»: гиацинты и тюльпаны. На основе этого ботаники рассматривают общие виды семейства растений лилейных – «Liliaceae». Семейства объединяются в порядки – следующую ступень иерархии. А из них уже составляются классы.

виды семейства растений

Послесловие

К каким же логическим выводам приходим мы относительно систематики? Она является необходимой отраслью каждого направления в ботанике. Это отличный аналитический инструмент, позволяющий выявить все возможные связи между различными растениями, давать им названия, правильно классифицировать и упорядочивать классификацию. Систематика облегчает учёным возможность в международном формате обмениваться научными данными.

fb.ru

1)сравнить 2-3 растения одного вида (или отдельные...

Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: вид, бинарная номенклатура, класс, классификация, отдел, отряд, порядок, семейство, систематика, род, таксон, тип.Систематика растений, раздел ботаники, занимающийся естественной классификацией растений. Особей со многими сходными внешними и внутренними признаками объединяют в группы, называемые видами. Лютик жгучий – один вид, лютик кашупский – другой и т.п. Похожие друг на друга виды в свою очередь объединяют в один род: например, все лютики относятся к одноименному роду – Лютик, а все клематисы – растения семейства – лютиковые объединяются в род Клематис. Определенные черты сходства между лютиками, ветреницей, водосбором, клематисом и некоторыми другими родами позволяют объединить их в одно семейство – лютиковые. Семейства объединяются в порядки, порядки – в классы. Так, например, все лютиковые относятся к порядку Лютикоцветные. Из порядков формируются классы. Все лютиковые относятся к классу двудольных растений. Все двудольные цветковые растения входят в отдел покрытосеменных растений. А все растения образуют царстворастений. Возникает иерархическая система из групп различного ранга. Каждая такая группа, независимо от ранга, например род Лютик, семейство Лютиковые или порядок Лютикоцветные, называется таксоном. Принципами выделения и классификации таксонов занимается особая дисциплина – таксономия.Систематика – необходимая основа любой отрасли ботаники, т.к. она характеризует, взаимосвязи между разнообразными растениями и дает растениям официальные названия, позволяющие специалистам различных стран обмениваться научной информацией.Первые серьезные попытки создания научной классификации растений нашли свое наиболее полное выражение в работах гениального шведского ботаника XVIII в. Карла Линнея, с 1741 по 1778 г. профессора медицины и естественной истории Упсальского университета. Он классифицировал растения главным образом по числу и расположению тычинок и плодолистиков (репродуктивных структур цветка). Линней ввел в обиход так называемую бинарную номенклатуру – систему двойных названий видов растений, которую он заимствовал у немецкого ботаника Бах– мана (Ривиниуса): первое слово соответствует роду, второе (видовой эпитет) – собственно виду. У Линнея было множество учеников, и некоторые из них в поисках новых растений путешествовали по Америке, Аравии, Южной Африке и даже Японии.Слабость системы Линнея в том, что его жесткий подход временами не отражал очевидной близости между организмами или, наоборот, сближал явно далекие друг от друга виды. Известно, например, что три тычинки характерны как для злаков, так и для тыквенных, а, например, у сходных по многим другим признакам губоцветных их может быть и две, и четыре. Впрочем, сам Линней считал целью ботаники именно «естественную» систему и сумел выделить более 60 естественных групп растений.В настоящее время приняты следующие системы классификации растений и животных.

Оцени ответ

reshebka.com

Лабораторная работа "Изучение критериев вида (на примере цветковых растений). 11 класс

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

ИЗУЧЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ВИДА (на примере цветковых растений и насекомых)

В основе эволюционной теории Ч. Дарвина лежит представление о виде.

Видом называют совокупность особей, обладающих наследственным сходством морфологических, физиологических и биохимических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, приспособленных к определенным условиям существования и занимающих в природе определенную территорию – ареал. Виды отличаются друг от друга многими признаками. Характерные для вида признаки и свойства называют критериями.

Для выделения той или иной группы особей в отдельный вид существует ряд критериев. Чтобы отнести какую-либо особь к определенному виду, следует провести анализ всех критериев.

Главным из них считают морфологический.

Морфологический критерий основан на внешнем и внутреннем сходстве особей одного вида. По внешнему виду, размерам, окраске можно легко отличить один вид от другого. Например, клевер красный от клевера пашенного, василек синий от василька лугового, ласточку городскую от ласточки деревенской и др. Этот критерий самый удобный, а поэтому широко используется в систематике. Однако он недостаточен для различия видов, которые имеют внешнее сходство (виды-двойники). Так, под названием «крыса черная» различают два вида-двойника, имеющих 38 и 42 хромосомы. Затруднительно использование морфологического критерия при диагностике одомашненных видов. Породы, выведенные человеком, могут значительно отличаться друг от друга, оставаясь в пределах одного вида (например, породы собак, голубей и др.).

Генетический критерий основан на сходстве кариотипов (наборов хромосом). Для каждого вида характерны определенный набор хромосом, их размеры, форма, количество. Этот критерий относят к важным, но не универсальным, так как существуют хромосомные и геномные мутации.

Физиологический подразумевает сходство всех процессов жизнедеятельности (обмен веществ, размножение и другое) у особей одного вида и объясняет степень половой изоляции групп организмов.

Биохимический позволяет различать виды по биохимическим параметрам (структуре белков, их составу, структуре нуклеиновых кислот и др.).

Этологический критерий связан с межвидовыми различиями в поведении у животных. У птиц для распознавания видов широко используется анализ песен. По характеру издаваемых звуков различаются разные виды насекомых. Разные виды североамериканских светляков различаются по частоте и цвету световых вспышек.

Географический основан на том, что каждый вид занимает свой ареал. Но на одном ареале могут обитать несколько видов, поэтому и этот критерий не универсальный.

Экологический учитывает совокупность условий, к которым приспособлен вид. Таким образом, каждый вид занимает определенную экологическую нишу. Так, например, лютик едкий произрастает на пойменных лугах, лютик ползучий – по берегам рек, лютик жгучий – на заболоченных местах. Но экологические ниши пересекаются, поэтому критерий не универсален.

Таким образом, ни один из критериев в отдельности не может служить для определения вида. Охарактеризовать вид можно по совокупности всех критериев.

Цель работы: доказать, что для установления принадлежности особи к данному виду необходимо знать несколько критериев, характеризующих особь всесторонне.

Ход работы:

  1. Заполнить таблицу, составив морфологическую, физиологическую, эколого-географическую и др. характеристики цветковых растений. На основе сравнения характеристик сделать вывод о видовой принадлежности этих организмов, причинах сходства и различия (можно ли только на основании рассмотренных вами критериев судить о видовой принадлежности данных организмов? Почему?).

Критерии вида

Показатели критерия для объекта ...

Показатели критерия для объекта ...

1.

2.

3.

4.

5.

  1. Охарактеризуйте виды насекомых по ряду критериев. Результаты запишите в таблицу. Какие критерии учитывались при определении изученных животных к одному из видов?

РОМАШКА АПТЕЧНАЯ (РОМАШКА ЛЕКАРСТВЕННАЯ)

Род Ромашка, семейство Астровые (Сложноцветные). Травянистое однолетнее растение, высотой до 60 см, с сильным специфическим запахом. Всё растение голое, без опушения. Корень стержневой, слабо разветвлённый, светло-бурый. Стебель прямостоячий или восходящий, внутри полый, тонкий, ребристый, от основания ветвистый, доверху облиственный. Листья сидячие, очередные, у основания немного расширенные, в общем очертании яйцевидные или широко-ланцетные, длиной 15-60 мм, шириной 5-18 мм, дважды (трижды) перисто-рассечённые на очень тонкие раздвинутые доли. Отдельные доли - узколинейные, почти нитевидные (до 0,5 мм в ширину), заострённо-шиловидные. Соцветия - конические корзинки диаметром до 25 мм; многочисленные, расположены на тонкоребристых длинных цветоносах на верхушках стеблей и боковых побегов. Соцветия образуют в совокупности общее щитковидное соцветие. Корзинки состоят из цветков двух типов: от 12 до 18 женских язычковых цветков образуют наружный ряд, а в середине соцветия расположены многочисленные трубчатые обоеполые цветки. Краевые цветки - с белыми отогнутыми язычками, имеющими длину от 8 до 14 мм и ширину от 2,5 до 3 мм, с пятью зубцами на верхушке; к концу цветения язычки отгибаются вниз. Внутренние трубчатые цветки - золотисто-жёлтые, значительно мельче язычковых, с пятилопастным венчиком. Тычинок в трубчатых цветках пять, сросшихся пыльниками в трубку, окружающую столбик. Пестик - с нитевидным столбиком и двумя загнутыми рыльцами. Распускаются корзинки постепенно. Сначала язычковые цветки направлены вверх, а цветоложе плоское. Затем венчики язычковых цветков располагаются горизонтально, цветоложе вытягивается, и зацветают нижние трубчатые цветки. Когда язычковые цветки отцветают, их венчики отклоняются вниз, цветоложе всё более принимает коническую форму. Трубчатые цветки расцветают от края к центру; к тому моменту, когда расцветают цветки, находящиеся в самом центре корзинки (на вершине конуса), крайние (нижние) трубчатые цветки уже находятся в стадии плодоношения. Плоды - цилиндрические, почти белые, светло-бурые, притуплённые, у основания суженные, слегка изогнутые мелкие семянки; в длину 1-2 мм и 0,2-0,3 мм в ширину. Диплоидный набор хромосом 2n=18. Цветет с мая до сентября. Встречается в огородах, садах, на полях, пустырях, вблизи жилья, у дорог. Ареал ромашки аптечной охватывает Восточную Европу, Кавказ, европейскую часть России, Среднюю Азию.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/74/Matricaria_recutita_0.132_R.jpg

http://www.elcorreodelsol.com/sites/default/files/styles/foto_articulo/public/manzanilla.jpeg?itok=aqkEoXX8

РОМАШКА ПАХУЧАЯ (РОМАШКА БЕЗЪЯЗЫЧКОВАЯ, РОМАШКА РОМАШКОВИДНАЯ)

Однолетнее травянистое растение с сильным запахом, высотой 10-30 см. Корень стрежневой. Стебли толстые, прямостоячие, сильно ветвящиеся, особенно наверху, густо облиственные, на всем протяжении усеяны тонкими листьями. Листья сидячие (до 50 мм в длину, до 20 мм в ширину), очередные, дважды перисто-рассеченные, с узколинейными заостренными дольками. Цветет на протяжении всего лета, но, в отличие от других видов ромашки, у ромашки безъязычковой нет белых краевых лепестков. Ее мелкие зеленовато-желтые трубчатые цветки собраны в небольшие выпуклые соцветия-корзинки, сидящие на коротких цветоносах. По мере созревания плодов корзинки становятся все более выпуклыми и принимают коническую или яйцевидную форму. Плоды созревают в сентябре и представляют  собой мелкие (до 2 мм), продолговатые, буровато-зеленые семянки. Число хромосом: 2n=18. Ромашка распространена преимущественно в сельской местности (в европейской части России, в Сибири, на Дальнем Востоке, на Кавказе, в Крыму, в Прибалтике и в Средней Азии): часто встречается на улицах, во дворах, вдоль ручьев и оврагов, на пустырях, по обочинам лесных и грунтовых дорог, а также как сорняк на полях. Растет на сухих каменистых почвах.

http://nhm2.uio.no/botanisk/nbf/plantefoto/chamomilla_suaveolens_Norman_Hagen01.jpg

http://www.travovedenje.ru/wp-content/uploads/2011/07/Matricaria-discoidea.jpg

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗНЫХ ВИДОВ ОДНОГО РОДА ПО МОРФОЛОГИЧЕСКОМУ КРИТЕРИЮ

Цель работы: познакомиться с морфологическим критерием вида, научиться описывать характерные морфологические признаки вида, определять принадлежность организмов к одному или разным видам по морфологическому критерию.

Ход работы:

  1. Рассмотрите растения двух видов одного рода, охарактеризуйте особенности внешнего строения основных органов растения (корень, стебель, листья, цветки, плоды, семена). Дайте морфологическую характеристику изучаемых видов. Результаты исследований занесите в таблицу.

  2. Оцените достаточность представленных вами характеристик для обнаружения данных видов в природе (сделайте вывод о морфологическом сходстве организмов одного рода и различии видов по морфологическим признакам).

Контрольные вопросы:

  1. Что представляет собой вид?

  2. Что такое критерии вида?

  3. Применение каких критериев позволит идентифицировать вид?

  1. Какие признаки следует изучить у организмов для применения морфологического критерия? Обоснуйте значение морфологического критерия для определения видов. Почему изучаемые вами растения относят к разным видам?

  1. В чем несовершенство морфологического критерия для разграничения видов в природе?

Признак

Редька дикая

Редька огородная

Корневая система

Корень

Стебель (высота, форма, тип)

Листорасположение

Листья (форма листовой пластинки, жилкование, простой или сложный)

Соцветия

Цветки

Плоды (название, сочные или сухие, одно- или многосемянные, способ распространения)

Семена (форма, размер, окраска, количество)

РЕДЬКА ДИКАЯ

Однолетний яровой сорняк семейства Крестоцветных (Капустных). Стержнекорневое растение. Главный корень тонкий, ветвящийся. Стебель прямостоячий, высотой 30- 60 см, разветвленный, коротковолосистый. Листья черешковые, лировидно-перисто-раздельные, с неравномерно-зубчатыми, продолговато-яйцевидными долями. Соцветие кисть. Цветки правильные (симметричные), обоеполые, раздельно-лепестковые. Околоцветник двойной, 4-х членный; чашелистики цветка зеленые, прямостоячие. Лепестки (до 20 мм длиной) расположены крестообразно, светло-желтые, реже белые, с желтыми или фиолетовыми жилками и длинным кончиком. Тычинок 6, из них 2 короче остальных. Пестик один. Всходит весной. Цветет в июне-августе. Плодоносит в июле. Плод - стручок, твердый, членистый, не раскрывающийся, с длинным носиком. Форма плода - цилиндрическая. После созревания распадается на 5-8 (11) отдельных члеников, содержащих по одному семени. Способностью стручков распадаться на членики редька дикая отличается от других крестоцветных, в частности от горчицы полевой и сурепки. Цвет плода - бледно-желтый. Размер плода - длина 30-80 мм, ширина 3-4 мм. Размер семян - диаметр 3-3,5 мм. Форма семян - овально-шаровидная. Цвет семян - красновато-коричневый. Глубина прорастания - 2-5 см. Жизнеспособность семян в почве - более 10 лет. Максимальная плодовитость - 12 тыс. семян, средняя - 160-2500 семян. Температура прорастания - минимальная от +2 до +4 °С; семена дружно прорастают только после перезимовки, имея период покоя, который длится 6-8 месяцев. Сильно распространена на всей европейской территории России, особенно в полесье и в северной части лесостепи, а также в Западной Европе, за исключением северной Скандинавии, Малой Азии, редко - на Кавказе, в Сибири и Дальнем Востоке. Засоряет яровые посевы (ячменя, овса, гороха, льна, люпина). Растет на лугах и пастбищах, огородах, по обочинам дорог и в посевах многолетних трав и т. д. Хорошее медоносное и масличное растение, но непригодно как зеленый корм.

РЕДЬКА ПОСЕВНАЯ (РЕДЬКА ОГОРОДНАЯ)

Двулетнее растение семейства крестоцветных, высотой 30-70 см, с лировидными, перистонадрезанными, жестковолосистыми листьями. Листья и стебель мало опушены. На первом году дает розетку листьев и сильный стержневой корнеплод (большой, свеклоподобный, мясистый, сочный, снаружи черный, внутри белый, с острым жгучим вкусом и запахом, вызывающим слезотечение). На второй год  появляется прямой стебель с разветвлением в верхней части  и кистевидное соцветие (кисть). Цветки лиловые, белые с фиолетовыми прожилками или розовые, с 4 лепестками (строение как у всех крестоцветных). Плод - стручок, веретенообразный, толстый, вздутый, нераскрывающийся. Семена овальной формы, темные, мелкие. Редька цветет в апреле-мае, плоды созревают в мае-июне. Возделывается в садах и огородах почти повсеместно.

http://herbalfood.ru/wp-content/uploads/2013/08/raphanus_raphanistrum.jpg

http://www.plantarium.ru/dat/plants/7/747/107747_f15a9485.jpg

infourok.ru

Вопрос: Лабораторная работа по выявлению изменчивости у особей одного вида среди растений 1.сравнить 2 растения одного вида, найти признаки сходства в их строении. объяснить причины сходства.  2. выявить у исследуемых растений признаки различия. ответить на вопрос : какие свойства организмов обусловливают различия между особями одного и того же вида. 3. раскрыть значения этих св-в организмов для эволюции. какие, на ваш взгляд различия обусловлены наследственной изменчивостью? объясните, как могли возникнуть различия между особями одного вида?

Лабораторная работа по выявлению изменчивости у особей одного вида среди растений 1.сравнить 2 растения одного вида, найти признаки сходства в их строении. объяснить причины сходства.  какие свойства организмов обусловливают различия между особями одного и того же вида. 3. раскрыть значения этих св-в организмов для эволюции. какие, на ваш взгляд различия обусловлены наследственной изменчивостью? объясните, как могли возникнуть различия между особями одного вида?

Лабораторная работа по выявлению изменчивости у особей одного вида среди растений 1.сравнить 2 растения одного вида, найти признаки сходства в их строении. объяснить причины сходства.  2. выявить у исследуемых растений признаки различия. ответить на вопрос : какие свойства организмов обусловливают различия между особями одного и того же вида. 3. раскрыть значения этих св-в организмов для эволюции. какие, на ваш взгляд различия обусловлены наследственной изменчивостью? объясните, как могли возникнуть различия между особями одного вида?

Ответы:

Драцена окаймленная (растение, которое используется в ходе лабораторной работы)  1.Признаки сходства: форма листа, корневая система, длинный стебель, параллельное желкование листьев. Сходство этих растений говорит о том, что у них одинаковые наследственные признаки.  2.Признаки различия: ширина и длина листовой пластинки, длина стебля. Растения одного вида имеют различия, так как обладают индивидуальной изменчивостью.  3.Благодаря наследственности организмы передают свои признаки из поколения в поколение. Изменчивость делится на наследственную, которая дает материал для естественного отбора и не наследственную, которая возникает из-за изменений факторов окружающей среды и помогает растению приспособиться к этим условиям.  Различия, которые обусловлены наследственной изменчивостью: форма цветка, форма листа. Различия, которые обусловлены не наследственной изменчивостью: ширина и длина листа, высота стебля.  Различия между особями одного вида могли произойти из-за разных условий окружающей их среды, а также из-за разного ухода за растениями.

cwetochki.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта