Морфологическое описание растений. 7.1 Морфологическое изучение и описание растений ......................... 69

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

План морфологического описания цветкового растения. Морфологическое описание растений


Морфологическая характеристика растения

Основными органами древесных растений, как и травянистых, являются стебли, корни и листья.

Стебель — один из основных органов растения, представляющий собой осевой побег. Он обеспечивает двустороннее передвижение веществ между корнями и листьями. От корней к листьям поступает вода и растворенные в ней минеральные соли, а от листьев к корням — органические вещества (продукты ассимиляции). Верхушка стебля заканчивается почкой, из которой следующей весной развивается продолжение стебля, растущего только вверх.

Побег — однолетние окончания веток или облиственная часть стебля. Различают побеги удлиненные, или ростовые, и укороченные, на которых обычно развиваются генеративные органы. Удлиненные и укороченные побеги хорошо выражены у осины, тополей, березы, лиственницы, яблони, груши и других плодовых пород. Нередко укороченный побег заканчивается колючкой, как у боярышника, груши дикой, терна, жестера слабительного и др. Укороченные побеги через некоторое время отмирают или прорастают в удлиненные побеги, как у лиственницы. На побеге различают узлы или места прикрепления листьев и междоузлия, представляющие отрезки побега между двумя листами.

морфологическая характеристика растенияФото: Walt Stoneburner

Ветка — неразветвленный побег старше одного года.

Ветвь — разветвленный побег, образовавшийся из ветки. Ветви, непосредственно прикрепленные к стволу дерева, носят название основных сучьев, или основных скелетных ветвей.

Почка — зародышевый побег растения, состоящий из зачатков стебля и листьев. Обычно почки покрыты чешуйками, состоящими из видоизмененных низовых листьев или листовых черешков.

У некоторых видов растений почки голые, без чешуек (крушина ломкая, гордовина, лапина, сумах и др.), а у других — смолистые, клейкие (тополя, конский каштан и др.). Расположение почек на побеге может быть очередное, супротивное или мутовчатое. Почки обычно сидят в пазухе листьев и называются боковыми, или пазушными. Почка, сидящая на конце побега, называется верхушечной. В пазухе листа может быть не одна, а две или больше почек. Обычно не все почки развиваются весной, часть их отмирает или превращается в спящие почки, которые способны сохранять жизнеспособность в течение многих лет, а затем при определенных условиях трогаются в рост и дают начало новым побегам. Кроме боковых почек, изредка развиваются придаточные, или адвентивные, почки из каллюса, образовавшегося в результате механического повреждения частей растения (побегов, ветвей, ствола, корней) или неблагоприятных факторов внешней среды (морозы, гололед, сильные ветры, засуха, различные вредители), а также после рубки дерева. Из придаточных почек могут образоваться новые побеги, а это имеет большое практическое значение при вегетативном возобновлении или размножении древесных растений черенками, отводками и т. д. В определенном возрасте древесные растения вступают в пору цветения и плодоношения и тогда на побегах образуются особые генеративные почки, содержащие зачатки цветков или соцветий. Такие почки называются цветочными. Различают также смешанные почки, из которых развиваются облиственные побеги вместе с цветками. Почки, непосредственно прикрепленные к побегу, называются сидячими, а имеющие черешок или ножку — черешчатыми.

Лист – часть побега. Основными функциями его являются фотосинтез и транспирация. Лист характеризуется высокой морфологической пластичностью, разнообразием форм и большими приспособительными возможностями. Лист образуется из первичных бугорков конуса нарастания стебля. Он состоит из плоской пластинки, черешка, соединяющего пластинку со стеблем (иногда черешка не бывает), влагалища и прилистников, расположенных по бокам черешка. Важнейшей частью листа является его пластинка. Другие части листа могут отсутствовать. Листья, не имеющие черешка, называются сидячими, а листья с черешками — черешковыми, или черешчатыми. Форма листовой пластинки и ее величина у разных видов растений различны и разнообразны. Форма пластинки листа может быть округлой, эллиптической, яйцевидной, продолговатой, ланцетной, овальной и т. д. Края листовой пластинки также различны. Они могут быть цельнокрайние, зубчатые, пильчатые, выемчатые и др. Обычно в пластинке листа хорошо заметны жилки, или нервы. Нервация листьев также весьма разнообразна. По характеру вырезов пластинки различают листья лопастные, рассеченные, раздельные, перистые, пальчатые, сложные (состоящие из отдельных листочков) и т. д. У хвойных листья (хвоя) игловидные или чешуевидные. Продолжительность жизни листа древесных растений может колебаться от одного вегетационного периода до нескольких лет. В условиях умеренного климата преобладают растения с опадающими на зиму листьями и развивающими их снова весной. Произрастают также растения, у которых листья остаются живыми в течение нескольких лет и опадают хотя и ежегодно, но постепенно. К этой группе древесных растений принадлежат наши хвойные породы, кроме лиственницы, сбрасывающей все листья (хвою) ежегодно. Расположение листьев на стеблях, как и почек, различно: очередное, супротивное, мутовчатое, пучками (у лиственницы). Помимо своего прямого назначения, листья многих растений находят широкое применение в жизни людей и животных. Они содержат витамины, лекарственные вещества, эфирные масла, краски, дубильные вещества, из них получают волокна, пригодные для изготовления тканей, веревок и т. д.

Цветок — орган семенных растений, служащий для полового размножения. Ось цветка называется цветоложем. Полный цветок состоит из чашечки, венчика, андроцея и гинецея. Чашечка образует первый круг цветка и состоит из нескольких чашелистиков, представляющих собой видоизмененные мелкие листья различной формы и окраски, преимущественно зеленой. Второй круг цветка носит название венчика и состоит также из измененных листьев, называемых лепестками, окрашенными в различные цвета: белый, желтый, розовый, красный, голубой, синий, лиловый и др. Чашечка и венчик вместе образуют околоцветник. Встречаются цветки и без околоцветника, например у ясеня. Такие цветки называются беспокровными. Внутри околоцветника на цветоложе расположены тычинки, или микроспоролистики, состоящие из тычиночной нити и пыльника. Их может быть в цветке от одной до нескольких десятков. Совокупность тычинок цветка образует андроцей. На внутренней части цветоложа находится гинецей, или пестик (плодолистик), состоящий из одного или нескольких сросшихся споролистиков. Нижняя расширенная часть пестика называется завязью, суженная часть ее — столбиком (одним или несколькими), заканчивающимся рыльцем разнообразной формы. По строению или форме цветки бывают правильные, или актиноморфные, и неправильные, или зигоморфные. Различают также цветки однополые, содержащие только одни тычинки или один пестик, и обоеполые, когда в одном цветке находятся и тычинки и пестики. Растения, имеющие на одном экземпляре тычиночные и пестичные цветки, называются однодомными. К этой группе растений относятся лесные породы: береза, дуб, ольха, лещина, грецкий орех, сосна, ель, пихта, лиственница и многие другие. Растения, несущие цветки одного какого-либо пола, относятся к двудомным растениям. Представителями этой группы древесных растений являются ива, осина, тополя, облепиха, фисташка, инжир и многие другие. Известна также группа растений, несущая на одном растении однополые и обоеполые цветки, например ясень. У голосемянных «цветки» однополые, ветроопыляемые. В них нет завязи, а следовательно, нет настоящих плодов. Семяпочки лежат открыто на поверхности чешуи в шишках, и пыльца попадает непосредственно на микропиле семяпочки. Шишка состоит из оси, на которой расположены два ряда чешуи: наружная пленчатая, являющаяся кроющей и бесплодной, и внутренняя, более крупная (макроспоролистик), мясистая, «плодущая». К основанию последней прикреплены две овальные семяпочки. Женские шишки возникают на концах молодых побегов. Микроспоролистики также собраны в шишки (колоски), сидящие вокруг молодых ветвей. На нижней стороне микроспоролистика имеется два микроспорангия, в которых развиваются микроспоры в виде желтой пыльцы.

морфологическая характеристика растенияФото: Martin Terber

Плод — орган покрытосемянных растений, развивающийся из завязи после оплодотворения и содержащий в себе семена. В образовании плода, кроме пестика, могут принимать участие и другие части цветка: цветоложе, околоцветник и др. Обычно из стенок завязи образуется околоплодник, который может быть сухим и в некоторых случаях очень твердым, например скорлупа орехов, или сочным, мясистым, как у сливы, вишни, абрикоса, и часто довольно ярко окрашенным. Различают следующие плоды: простые, образующиеся из единственного пестика в цветке; сборные — из нескольких самостоятельных пестиков одного цветка, превратившихся каждый в плодик, а все вместе - в группу плодиков; ложные — из нижней завязи и срастающегося с ней цветоложа и чашечки; соплодия, образующегося из соцветий, в которых цветки скучены (сближены), а плоды при разрастании сращены и опадают целым соплодием, например у шелковицы. Плоды бывают раскрывающиеся и нераскрывающиеся. К простым раскрывающимся плодам относится листовка (у спиреи, рябинника, пузыреплодника и др.). Листовка состоит из одного плодолистика; при созревании она раскрывается вдоль по брюшному шву. Плод одногнездный, многосемейный. Боб свойствен всему семейству бобовых: акации желтой (карагане), акации белой (робинии), ракитнику, дроку, гледичии и др. Он состоит из одного плодолистика и вскрывается продольно по брюшному и спинному швам. Семена сидят вдоль брюшного шва. Плод одногнездный, многосемянный. У некоторых видов створки боба при созревании раскрываются и закручиваются, разбрасывая с силой семена. У некоторых видов бобовых встречаются бобы одно- и двусемянные, нераскрывающиеся. Коробочка образуется из нескольких плодолистиков. Плод сухой, с различным числом гнезд, вскрывается различными способами. Такой плод, например, у сирени, ивы, тополя, бересклета и др. Орех, орешек, крылатка и др. относятся к сухим односемянным нераскрывающимся плодам со скорлупным околоплодником (лещина) или крылатым придатком (береза, вяз, ильм, берест, ясень, клен и др.). Плоды лещины, бука, дуба, каштана съедобного (орехи, желуди, каштаны) окружены в нижней части или целиком плюской (оберткой) из сросшихся прицветников.

Ягода — плод нераскрывающийся, многосемянный или односемянный, с сочным, большей частью окрашенным околоплодником. Такие плоды у бирючины, жимолости, бузины, винограда, смородины, крыжовника и др. Костянка также нераскрывающийся одно- или многосемянный плод с сочным или мясистым наружным околоплодником, реже — сухомясистым, окрашенным в разные тона (слива, кизил, абрикос, вишня, черешня, черемуха и др.), но с твердым или окостеневшим внутренним слоем околоплодника, образующего косточку с заключенным в ней семенем. К сухомясистым костянкам относятся миндаль, фисташка и др. К растениям с ложными сочными многосемянными плодами — яблоками относятся яблоня, груша, рябина, боярышник, кизильник. У розы плод также ложный, ягодообразный. Форма и размеры плодов весьма разнообразны у разных видов растений. Непосредственное их назначение — распространение вида в природе. Однако плоды многочисленных видов представляют огромную ценность в жизни человека. Они используются в пищу в свежем и переработанном виде (на консервы, варенье, повидло, компоты, соки, вина и т. д.). В плодах содержатся сахара, белки, жиры, углеводы, различные витамины, лекарственные вещества, органические кислоты, краски и другие вещества. Распространяются плоды древесных растений при помощи ветра, воды, животных и человека.

Семя — орган размножения семенных растений. Развивается обычно из семяпочки после оплодотворения яйцеклетки, заключенной у покрытосемянных растений в плод. Семя состоит из семенной кожуры, зародыша и запасов питательных веществ. У голосеменных растений (сосны, ели, лиственницы и других хвойных) семя находится на поверхности семенной чешуи шишки открыто. Семена хвойных имеют эндосперм, т. е. особую ткань для питания зародыша, расположенную по соседству с ним. Такие семена называются неправильно-белковыми. Имеется другая группа семян, которая не имеет эндосперма. Питательными веществами у таких семян являются семядоли, например у дуба, лещины, каштана конского и посевного и др. Зародыш состоит из зачаточного корешка, семядолей (одной, двух, нескольких) и почечки. Размеры, форма, цвет семян различны у разных видов растений. Всхожесть семян также весьма различна. Сохраняется всхожесть от нескольких дней до нескольких лет и даже десятков лет. Однако при хранении семян процент всхожести их сильно снижается. Продолжительность сохранения всхожести семян зависит от условий их хранения.

Корень — безлистный орган растения, возникший из корешка зародыша семени или из придаточной почки на других органах растений. Он служит для прикрепления растения к почве и извлечения из нее воды и растворенных в воде минеральных веществ, передаваемых через стебель (ствол) к листьям. По степени и характеру ветвления выделяют стержневые и бесстержневые корневые системы. В стержневой корневой системе по мощности развития резко выделяется главный корень. Бесстержневая корневая система представляет собой совокупность более или менее равноценных скелетных корней. Если они густо покрыты обрастающими корнями и корневыми мочками, то такие корневые системы называют мочковатыми. Отсчет порядков ветвления проводят от главного корня, а у бесстержневых корневых систем — от наиболее мощных скелетных корней. Их принимают за нулевой порядок ветвления. От корней нулевого порядка отходят корни первого порядка, от корней первого порядка — корни второго порядка и т. д.



biofile.ru

План морфологического описания цветкового растения

План морфологического описания цветкового растения

1. Название растения

2. Класс растений: однодольное, двудольное

3. Продолжительность жизни: однолетнее, двулетнее, многолетнее.

4. Жизненная форма: дерево, кустарник, полукустарник, кустарничек, травянистое растение.

5. Наличие органов в данном растении.

6. Подземные органы: тип корневой системы: мочковатая, стержневая. Особенности внешнего строения корней. Наличие видоизмененных корней: корнеплод, корневые клубни.

7. Надземные побеги: особенности строения: укороченные, удлиненные. Видоизменения побега: луковица, корневище, клубень.

Расположение почек и листьев: супротивное, очередное, мутовчатое.

Особенности стеблей: цвет, наличие и особенности чечевичек, пробки, листовые рубцы. Тип стебля: прямостоячий, ползучий, вьющийся, цепляющийся, лежачий, приподнимающийся.

Видоизменения стеблей: колючки, листообразные, запасающие.

Строение почек: цвет, чешуи, размер.

Листья простые или сложные. Наличие видоизменений листа.

Особенности строения листьев: размеры, форма, толщина, цвет. Форма основания, верхушки, край листа.

Жилкование: сетчатое (перистое), параллельное, дуговое. Наличие волосков, воскового покрова.

8. Наличие цветков: размеры, цвет, двойной или простой околоцветник. Количество тычинок, пестиков, лепестков, чашелистиков. Свободные они или сросшиеся. Завязь верхняя или нижняя.

9. Наличие соцветий, их вид: простые (колос, щиток, головка, зонтик, початок, кисть,…) или сложные. Какое опыление преобладает: с помощью ветра или насекомых.

10. Наличие плодов: сухие или сочные околоплодники, многосемянные или односемянные. Тип плодов: семянка, зерновка, желудь, орех, боб, стручок, коробочка, листовка, яблоко, ягода, костянка, померанец, тыквина.

globuss24.ru

Морфологические особенности растений

Семейство, род и вид растения

Стебель

Листья

Листорас-положение

Цветок

Тип плода

Тип соцветия

Тип околоцветника

Прикрепление венчика

Число пестиков

Завязь

Число пестиков

Пример определения растения

Определяем колокольчик раскидистый (Campanuia patuia), одно из известных нам растений. Приводим описание этого растения. Корни тонкие. Стебли прямостоячие, 30-50 см высоты. Стебель и листья зеленой окраски. Листорасположение очередное. Листья простые, по краю мелкогородчатые. Прилистников нет. Соцветие раскидистое – щитовидная метелка. Цветок актиноморфный. Венчик фиолетово окрашенный, воронковидно-колокольчатый. Тычинок пять, пестик один. Завязь нижняя. Плод – коробочка.

В таблице для определения семейств, на ступени 1 к нашему растению подходит антитеза (так как колокольчик имеет цветки и размножается семенами, а не спорами). Антитеза отсылает нас к ступени 8. Здесь опять выбираем антитезу, откуда переходим к ступени 11, где вновь выбираем антитезу (колокольчик не паразитируем на деревьях), отсылающую нас к ступени 12. Выбираем тезу (колокольчик травянистое растение) и переходим к ступени 13. Снова выбираем тезу (колокольчик – растение сухопутное), отсылающую нас к ступени 14. Выбираем тезу ступени 14 (у колокольчика цветки с чашечкой и венчиком). Она ведет нас к ступени 15. Выбираем антитезу (тычинок меньше 12), антитеза указывает переход к ступени 24, где опять выбираем антитезу (у колокольчика завязь нижняя), отсылающую нас к ступени 100. Отсюда, идя по ступеням 106, 107, 109, 111, 112, 113, доходим до ступени 114, где названо семейство: колокольчиковые (Campanuiaсеае). Таким образом, по дихотомическим таблицам для определения родов и видов, сравнивая тезу и антитезу, определяем род – колокольчик (Campanuia) и вид раскидистый (patuia).

Приложение 2 Указания к методике составления и вычерчивания ареалов

Ареалы различных таксонов, которые предлагается вычертить при выполнении работ, можно составить двумя способами: путем перенесения границ на контурные карты с имеющихся рисунков Ии путем самостоятельного составления ареалов по заданным географическом пунктам.

В первом случае необходимо учитывать масштаб и проекцию контурных карт и рисунков и ориентироваться на очертания материков. Во втором случае графическую работу следует выполнять, используя указания о распространении растений и карты районирования. Полученные контуры ареала будут схематичны, но дадут представление о характере распределения таксона на земной поверхности и типе его ареала.

Все задания выполняются с использованием раздаточного материала и атласов.

Рис.8 Ареалы видов дуба Евразии:

1 – дуб скальный (Q. Petraea), 2 – дуб черешчатый (Q.robur), 3 – дуб монгольский (Q. Mongolica), 4 – дуб зубчатый (Q. Dentate)

Рис.9. Ареалы видов ели Северной Америки:

1 – ель канадская (Рiсеа сапаdепsis), 2 – ель красная (Р. Rubrа), 3 – ель черная (Р. Таriaпа), 4 – ель ситхинская (Р. Sitchtnsis), 5 – ель Энгельмана (Р. Епgemannii)

Рис. 10. Разорванный ареал василистника альпийского

(Thalictrum alpinum)

Рис.11. Ареалы реликтовых и эндемичных растений:

1 – современный ареал рода Liriodendron, 2 – местонахождения его ископаемых остатков, 3 – ареал рода криптомерия (Cryptomeria), 4 – ареал рода куннингамия (Cunningamia), 5 – современный ареал метасеквойи (Metasequoja glyptostroboides), 6 – местонахождения ее ископаемых остатков, 7 – ареал секвойи вечнозеленой (Sequoia sempervirens), 8 – ареал секвойядендрона гигантского, или мамонтового дерева (Sequoiadendron giganteum), 9 – местонахождения его ископаемых остатков.

Рис.12. Ареалы викарных видов лиственницы:

1 – лиственница европейская (Laris deciduas), 2 – лиственница Сукачева (L. Sucaczewii), 3 – лиственница сибирская (L. Sibirica), 4 – лиственница даурская (L. Dahurica), 5 – лиственница аляскинская (L. alascensis), 6 – лиственница американская (L. Americana)

studfiles.net

7.1 Морфологическое изучение и описание растений ......................... 69

7.2 Краткие сведения о классификации и номенклатуре растений .... 74

7. 3 Определение растений .................................................................... 83

7.3.1 Структура определителей и порядок определения растений.... 83

7.3.2 Практические рекомендации для определения .......................... 87

7.3.3 Оформление результатов определения растений ...................... 90

7.4 Задания для самоконтроля ............................................................... 91

8. Составление систематического списка растений и его анализ........ 93

8.1 Сводный систематический список .................................................. 93

8.2 Анализ итогов практики .................................................................. 95

8.3 Задания для самоконтроля ............................................................... 98

Правильные ответы к тестовым заданиям для самоконтроля.............. 99

Литература ...................................................... ....................................... 101

Введение

Летняя учебная практика по ботанике (раздел Высшие растения) предусмотрена учебным планом для студентов очно-заочного и заочного отделений биолого-почвенного факультета после окончания второго и четвертого семестров соответственно. В организационно-методическом плане она состоит из трех частей:

1) в период после окончания летней сессии студентов очно-заочного отделения и в период летней сессии студентов заочного отделения проводятся ознакомительные занятия, на которых студенты получают общие инструкции и задания на период прохождения практики, знакомятся с методикой проведения ботанических экскурсий, ведения дневника практики, методиками сбора, гербаризации, морфологического описания и определения растений;

2) в летний период осуществляется самостоятельное выполнение учебной практики, подготовка необходимых отчетных материалов;

3) в период установочной сессии пятого семестра студентов заочного отделения или же в начале третьего семестра студентов очно-заочного отделения проводятся зачетные занятия с подведением итогов практики.

Летняя учебная практика по высшим растениям давно стала самостоятельной учебной дисциплиной с собственными задачами и программой. Она не может быть заменена никакими иными формами занятий по ботанике или же отработана в зимнее время. Поэтому она требует самого серьезного отношения.

Во время прохождения практики, особенно на ботанических экскурсиях, следует строго соблюдать правила техники безопасности. Инструктаж по технике безопасности при работе в полевых условиях студенты получают на ознакомительных занятиях на кафедре ботаники, что фиксируется в журнале по технике безопасности.

Весь объем практики разбит на 8 учебных модулей, методические указания к выполнению которых изложены ниже.

Модуль 1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРАКТИКЕ

Цель модуля

Уяснить основные методические требования к содержанию практики, ее цели и задачи, формы отчетности, время и место прохождения, изучить требования к материально-техническому оснащению прохождения практики.

Содержание модуля

1.1 Методические задачи и содержание практики

Летняя учебная практика по ботанике (раздел Высшие растения) является органичной составной частью курса по этой дисциплине. Ее основная методическая цель– закрепление, углубление и расширение знаний, полученных при изучении курса ботаники на лекциях, лабораторных занятиях и при подготовке к экзамену.

Научно-методические основы учебной полевой практики по ботанике базируются на классических методах полевого изучения растительного покрова, которые освещены в литературе, перечисленной в пункте Б списка литературы.

В ходе практики решается и ряд специфических задач, определяемых работой в полевых условиях. Это следующие:

а) ознакомление с видовым составом флоры высших растений и основными типами растительности района прохождения практики;

б) наблюдение непосредственно в природных условиях различных форм приспособления растений к разным условиям существования;

в) изучение базовых методов полевого исследования растений, приобретение навыков наблюдений за растениями и ведения полевого дневника;

г) изучение методов научного коллекционирования высших растений – сбора растений и изготовления гербария;

д) приобретение навыков описания и определения высших растений.

Таким образом, летняя учебная практика имеет самостоятельное значение как особый учебный курс и как важное звено биологического и экологического образования. Полученные на ней знания и навыки являются неотъемлемой частью профессиональной подготовки биолога и биоэколога.

Содержание практикиопределяется ее задачами. Оно включает:

1) Изучение видового состава и экологических особенностей высших растений в основных типах растительности на тематических ботанических экскурсиях.

2) Изучение морфологических признаков, свойственных ведущим семействам флоры высших растений района прохождения практики, составление полных морфологических описаний и зарисовок растений из этих семейств.

3) Сбор растений и составление научной гербарной коллекции из 50 гербарных листов и 5 – 10 пакетов мхов.

4) Определение высших растений района прохождения практики, составление систематического списка всех растений, изученных в период практики.

5) Ведение дневника летней полевой практики, с отражением в нем экскурсионных маршрутов, описаний мест сбора растений, наблюдений за особенностями распространения, биологии и экологической приуроченности отдельных видов, результатов их определения.

В соответствие с содержанием практики подготавливается и отчетный материалдля зачета по практике. Он должен включать:

  • дневник летней учебной полевой практики с описанием 5 – 7 тематических ботанических экскурсий;

  • альбом с морфологическими описаниями и зарисовками представителей 10 ведущих семейств растений местной флоры;

  • аннотированный систематический список видов растений, определенных, загербаризированных и встреченных (узнанных) в период прохождения практики;

  • гербарий, включающий 50 гербарных листов сосудистых растений и 5 – 10 пакетов мхов.

На зачете студенты должны показать знание латинских и русских названий растений, их принадлежность к семействам, классам и отделам, признаков важнейших семейств цветковых растений, морфологических и экологических особенностей собранных растений, а также показать навыки определения высших растений.

Рекомендации к выполнению основных разделов летней учебной практики более подробно изложены ниже, здесь же остановимся на двух заслуживающих внимания вопросах – о месте и о времени прохождения практики. Наилучшее времяпрохождения практики в степной зоне – конец весны и начало лета. Позже число активно вегетирующих видов растений заметно сокращается. Поэтому желательно пройти практику сразу же вслед за летней сессией, т. е. в конце июня – начале июля. Если обстоятельства не позволяют сделать этого, возможно прохождение практики и во второй половине лета. Однако состав и число активно вегетирующих видов сосудистых растений будут в это время однообразнее и беднее, так что выполнение всех задач практики потребует бóльших усилий.

В качестве местапрохождения практики должен быть выбран район постоянного проживания студента, причем практику надо проходить в сельской местности, выезжая за пределы города и выходя за пределы сельских населенных пунктов. Из этого правила возможны мотивированные исключения, если, например, студент находится в длительном отпуске вдали от постоянного места жительства, где и проходит практику, и т.п.

studfiles.net

Схема морфологического описания растений — Мегаобучалка

Дерево, кустарник
I.

 

 
 

 

стержневый Корень мочковатый
II.
 
 

По направлению роста: - прямостоячий - восходящий - ползучий - лазящий - вьющийся
III.
 
 

IV.

       
 
 
   
 
   
По прикреплению к стеблю: - сидячие - черешковые с прилистником и без него - стеблеобъмлющие - влагалищные - с раструбом и без него - прикорневые и верхушечные - розеточные

V.

 
 
         
   
 
 
 
   
Однополый или двуполый (однодомное и двудомное растение)

 

 

VI.

 
 

VII.

 
 

VIII.

 
 

 

 

Гербаризация растений

Гербаризация растений обычно проводится после их определения. Растения для гербария лучше всего собирать при сухой погоде. Гербарные образцы растений должны отвечать определенным требованиям.

Травянистые растения собирают со всеми вегетативными органами, с цветками, по возможности с плодами и семенами, а также со всеми подземными частями. Наличие плодов совершенно необходимо для растений из семейства капустных, бобовых, сельдерейных, осоковых, астровых и др., т.к. признаки плодов у этих семейств имеют диагностическое значение при определении видов.

У деревьев и кустарников срезают зрелые ветки с типичными листьями, ветки с цветками и плодами и кусочки коры. Растения, взятые в гербарий должны быть неповрежденными, поэтому необходимо обратить внимание на тщательность сбора.

У двудомных растений необходимо, по возможности, собирать мужские и женские экземпляры. Если растение с однополыми цветками и разными типами соцветий, необходимо собрать и заложить оба типа цветков и соцветий.

Образцы древесных, кустарниковых пород и травянистых растений закладывают в двойной лист бумаги.

Закладывать свежесобранные растения в бумагу надо сразу. Лист бумаги должен быть заполнен растениями или их частями по возможности полно и равномерно. Крупные растения приходится разрезать на части и размещать на нескольких листах бумаги или же с таким расчетом, чтобы все части уместились на одном месте.

У очень крупных растений берут верхнюю часть стебля с 2-3 листьями, чтобы показать их расположение. У густолиственного растения можно удалить часть ветвей и листьев, но чтобы следы удаления (основания ветвей, черешки) были видны. Листья следует располагать так, чтобы часть их оказалась нижней стороной к верху.

Раскладывать растения надо так, чтобы вся пачка в целом получилась равномерной толщины. Для этого самые толстые части растения необходимо укладывать ближе к краям, и особенно, к углам бумаги. Наиболее толстые и сочные части, корни и стебли, крупные корзинки астровых следует рассекать вдоль.

Если на собранных растениях мало цветков или плодов, нужно собрать дополнительные. Нежные растения и цветки желательно укладывать в фильтровальную бумагу. Растения среднего размера и узкие (типа злаков) монтируют по 2-3 экземпляра на гербарный лист.

Чтобы растение при сушке не деформировалось, оно должно быть правильно запрессованным.

Гербарные сетки вывешивают на солнце, убирая их на ночь в комнату. При плохой погоде гербарные сетки можно сушить у горячих печей, на печах и плитах. Некоторые растения хорошо сушить утюгом.

Качество гербария зависит не только от правильной закладки его, но и от регулярной ежедневной смены прокладок (утром и вечером). Очень часто приходится менять всю бумагу и не один раз в сутки в зависимости от растения и погодных условий.

После полного высушивания необходимо смонтировать и оформить гербарий. Гербарий должен быть пришит (нитками) к листам из плотной бумаги определенного формата (24х40) и снабжен этикеткой размером 6х10см. Этикетка должна быть в нижнем правом углу гербарного листа.

На этикетке отражаются:

1. Название растения на латинском, узбекском и русском языках.

2. Название ботанического семейства на латинском, узбекском и русском языках.

3. Место сбора растения.

4. Фамилия студента, собравшего растение.

5. Дата сбора.

megaobuchalka.ru

Тема: Морфологическое описание растений

ЦЕЛЬ занятия:

Студент должен знать:

1. основные признаки семейств покрытосеменных растений;

2. виды корней и типы корневых систем;

3. классификацию стеблей по направлению роста;

4. листорасположение;

5. видоизменения побегов;

6. строения листа;

7. типы листьев по строению листовой пластинки;

8. жилкование листа;

9. строение цветка;

10. классификацию соцветий;

11. формулу цветка;

12. классификацию плодов;

13. классификацию семян.

 

Студент должен уметь:

1. давать морфологическое описание растения.

 

Оснащение занятия: методические указания по выполнению работы с приложениями, таблицы, гербарии.

Общее время:90 мин.

Место проведения:аудитория № 302.

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ КАРТА № 8 (задание на самоподготовку)

№ п/п учебные элементы истоки цель деятельности вопросы самоконтроля
Цветок гипертекст Учебник С.Н. Зайчикова, Е.И. Барабанов. Ботаника. стр. 112- 129 знать строение и функции цветка 1.Что такое цветок? 2. Из каких частей состоит цветок? 3. Что такое цветоножка? 4. Что такое цветоложе? 5. Что такое чашечка? 6. Что такое венчик? 7. Что такое околоцветник? 8. Какой околоцветник называют простым? 9. Какой околоцветник называют двойным? 10. Что такое андроцей? 11. Что такое гинецей? 12. Какие цветки называются актиноморфными? 13. Какие цветки называются зигоморфными? 14. Какие цветки называются асимметричными? 15. Что такое формула цветка?
Соцветия гипертекст Учебник С.Н. Зайчикова, Е.И. Барабанов. Ботаника. стр 129- 134 знать классификацию и строение соцветий 16. Что такое соцветие? 17. В чем биологическая роль соцветия? 18. Как устроено соцветие? 19. На какие группы делят соцветия?  
Семена гипертекст Учебник С.Н. Зайчикова, Е.И. Барабанов. Ботаника. стр 141- 149 знать строение и классификацию семян 20. Что такое семя? 21. Каковы структурные части зрелого семени? 22. Что такое семенная кожура? 23. Что такое эндосперм? 24. Что такое перисперм? 25. Что такое зародыш? 26. Из каких частей состоит зародыш?
Плод гипертекст Учебник С.Н. Зайчикова, Е.И. Барабанов. Ботаника. стр 134- 141 Знать строение и классификацию плодов 27. Что такое плод? 28. Какие части цветка участвуют в образовании плода? 29. Какие плоды относятся к сухим, односемянным, нераскрывающимся? 30. Какие плоды относятся к сухим, односемянным, раскрывающимся? 31. Какие плоды относятся к сочным?
Морфология листа гипертекст Учебник С.Н. Зайчикова, Е.И. Барабанов. Ботаника. стр 101- 106 знать морфологию листа 32. Что такое лист? 33. Какие функции выполняет лист? 34. Из каких частей состоит лист? 35. Что такое листовая пластинка? 36. Что такое черешок? 37. Что такое основание листа? 38. Что такое прилистники? 39. Что такое листовая мозаика? 40. Какие листья называют сидячими? 41. Какие листья называют черешковыми? 42. Какие листья называют простыми? 43. Какие листья называют сложными? 44. Что такое рахис? 45. Какие листья называются перистосложными? 46. Какие листья называются пальчатосложными? 47. Какой лист называется непарноперистосложным? 48. Какой лист называется парноперистосложным? 49. Как отличить листочки сложного листа от простых листьев? 50. Каким может быть лист по форме листовой пластинки? 51. Каким может быть край листовой пластинки? 52. Какая листовая пластинка называется цельной? 53. Какая листовая пластинка называется расчлененной? 54. Какие листья называют перистыми? 55. Какие листья называют пальчатыми? 56. Что такое жилки листа? 57. Что такое жилкование листа? 58. Какие типы жилкования листьев существуют?
Морфология и функции корней. Корневые системы. гипертекст Учебник С.Н. Зайчикова, Е.И. Барабанов. Ботаника. стр 66- 69 знать морфологию и функции корней, типы корневых систем 59. Что такое корень? 60. Какие функции выполняет корень? 61. Что такое корневая система? 62.Какие типы корневых систем различают по форме? 63. Какую корневую систему называют стержневой? 64. Какую корневую систему называют мочковатой? 65. Какой тип корневой системы наиболее характерен для двудольных растений? разрезе корня вторичного строения? 66. Видоизменения подземных корней? 67. Видоизменения надземных корней?
Морфология стебля и побега гипертекст Учебник С.Н. Зайчикова, Е.И. Барабанов. Ботаника. стр80- 89 знать морфологию стебля и побега 68. Что такое побег? 69. Из каких органов состоит побег? 70. Какой побег растения называют главным? 71. Какие побеги называют боковыми? 72. Что такое система побегов? 73. Что такое листорасположение? 74. Какие типы листорасположения бывают? 75. Какие бывают типы побегов по положению в пространстве? 76. Какие бывают подземные метаморфозы побегов? 77.Каким может быть стебель в поперечном сечении?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

 

pdnr.ru

Цветковые растения Морфологический анализ растения 1

shkolageo.ru 1

Цветковые растения

Морфологический анализ растения

  • 1.Жизненная форма растения ____________________________________________________________

  • 2.Корень ( тип корневой системы )________________________________________________________

  • 3.Положение побега в пространстве_______________________________________________________

  • 4.Лист ( строение листа ).

  • • Листорасположение на стебле __________

  • • Лист простой или сложный

  • • Прикрепление листа к стеблю __________

  • • Форма листовой пластинки _____________

  • • Форма расчленения листовой пластинки__

  • • Форма макушки листа__________________

  • • Форма жилкования листа _______________

  • • Форма основания листа ________________

  • • Форма края листовой пластинки _________

  • 5.Цветок ( правильный, неправильный )____________________________________________________

  • 6.Соцветия

  • • На ножках ( кисть, метелка, щиток )

  • • Сидячие ( колос простой, колос сложный, початок, головка, корзинка )

  • • Ось короткая ( зонтик сложный, зонтик простой )

  • • Ось длинная

  • 7.Типы плодов.

  • • Сухие – семянка, зерновка, боб, стручок, коробочка, орех

  • • Сочные – ягода, костянка, яблоко, тыквина, огурец

  • • Односемянные, многосемянные.

Практическая работа «Описание фенотипа растения»

  • Цель: * уметь описывать фенотипы растений с помощью морфологических характеристик;

  • * закрепить умения пользоваться компьютером.

  • Оборудование: комнатные растения или гербарии

  • Ход работы

  • 1.Рассмотри с помощью лупы части предложенного тебе гербария растения

  • 2.Найди в презентации «Цветковые растения» (Приложение 1)

  • описание морфологических характеристик используя предложенный план

  • 3.Запиши результаты в таблицу

  • *Жизненная форма растения (слайд №5)

  • *Корневая система (слайд №6)

  • *Стебель (слайд №8)

  • *Лист (слайды №10,11,12,13,14,15)

  • *Цветок (слайды №16, 18)

  • *Плод (слайд №19)

  • *Видоизменение корня, стебля, листьев(слайд №20)

  • 4.Сделай вывод

Побег – сложный орган, состоящий из стебля, листьев и почек

Лист

Определение листьев

Формы простого листа

Определение соцветий

Определение плодов

В и д о и з м е н е н и я к о р н я с т е б л я л и с т ь е в

Биологические термины и понятия

  • Морфологический критерий – предусматривает морфолого-анатомический анализ исследуемый органической формой с целью установления характерных для нее признаков. Особи одного вида имеют сходство внешнее и внутреннее строение.

  • Этот критерий свидетельствует о морфологической изоляции вида, он наиболее прост и удобен в практической работе. На основе этого критерия составлены все определительные таблицы как в ботанике, так и в зоологии.

  • Вместе с тем морфологический критерий является относительным, ограниченность его выступает особенно отчетливо на примере видов-двойников – совместно обитающих видов, которые очень сходны или не различны морфологически, но не скрещиваются между собой.

  • Плод – образование, возникающее из завязи покрытосеменных растений после оплодотворения яйцеклетки и служащие для формирования, защиты и распространения заключённых в нём семян.

  • Семя – орган размножения, расселения и переживания не благоприятных условий жизни у семенных растений (развивается после оплодотворения семяпочки).

  • Плоды образуются из завязей (разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи), ставшие плодом называются околоплодником. Внутри плода находятся семена.

  • Настоящие плоды образуются из завязи пестика ( слива, вишня).

  • Ложные плоды формируются при участии других частей цветка: цветоложе, околоцветника и др. Ложный плод яблоко формируется из разросшегося околоцветника, основания тычинок, лепестков, чашечки.

  • Простые плоды образуются из цветков с одним пестиком ( боб, пшеница, вишня ).

  • Сложные плоды образуются из цветков, имеющих несколько пестиков ( малина, ежевика ).

  • Соплодие образуется из целого соцветия ( шелковица, свекла ).

  • Соцветия – побеги несущие на себе цветки.

  • Соцветия – совокупность цветков, сгруппированных в определенном порядке. Биологический смысл возникновения соцветий: увеличение вероятности опыления цветков. Биологические преимущества – последовательное распускание цветков в соцветии.

Листорасположение – листья располагающиеся на побеге различным образом.

  • Листорасположение – листья располагающиеся на побеге различным образом.

  • Цветок – генеративный орган растения.

  • Цветок – это видоизменённый укороченный побег, в котором формируются половые клетки гаметы и происходит опыление и оплодотворение.

  • Цветок правильный – если через венчик можно провести много осей симметрии (крестоцветные – пастушья сумка, рыжик, редька, репа, редис …).

  • Цветок неправильный – если через венчик можно провести только одну ось (семейство губоцветные, мотыльковые – горох, бобы, вика, чина …, анютины глазки).

  • Жилкование – система проводящих пучков, связывающих лист со стеблем.

  • Жилки – проводящие пучки, соединяющие лист со стеблем. Функция – проводящая и механическая (снабжение листьев водой, минеральными солями и выведение из них продуктов жизнедеятельности; является опорой для листовой пластинки и защищает лист от разрыва).

  • Лист – вегетативный орган, образующийся на стебле и выполняющий важнейшие функции зелёных растений – фотосинтез, транспирация (испарение воды) и газообмен.

  • Стебель – вегетативный орган, который соединяет между собой корень, листья и другие части растения в единое целое. Имеет верхушечный рост.

  • Стебель прямостоячий – растение имеющее прямой стебель (кукуруза, пшеница …).

  • Стебель, несущий одно соцветие или цветок – стрелка (лук, первоцвет …).

  • Стебель ползучий – стебли стелющиеся по земле в разные стороны от корня и могущие укореняться с помощью дополнительных корней (земляника, барвинок …).

  • Стебель стелющийся – стебель стелющийся по земле, но не укореняющийся.

  • Стебель вьющийся – стебель, с помощью которого растения поднимается (вьётся) по подпоркам (хмель, фасоль, вьюнок, ипомея …)

  • Стебель лазающий – стебли имеющие усики или придаточные корни, которые отрастают от стебля и при их помощи цепляются за опору (плющ, горох …).

  • Плети – облиственные побеги, стелющиеся по земле (огурцы, тыква …).

shkolageo.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта