Проект по окружающему миру 3 класс на тему "Растения Красной книги на территории нашего сельского поселения". Растения нашего края 3 класс
Растения нашего края. Внеклассное занятие в 3 классе. Проводится в форме игры «Поле чудес»
Внеклассное занятие в 3 классе.
Проводится в форме игры «Поле чудес».
Цель: расширить знания детей о флоре нашего края. Воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Оборудование: барабан, наборное полотно со словами, раскладушка «Лекарственные растения», фонограммы: «Мой край» Ю. Антонов, «Не губите» группа «Любэ», музыка к песне «Морошка», «Вальс цветов» П. И. Чайковского.
Звучит 1-й куплет песни
«Мой край» Ю. Антонова.
Шуми, шуми, зелёный лес!
Знаком мне шум твой величавый,
^
Над головой твоей курчавой.
Я с детства понимать привык
Твоё молчание немое,
И твой таинственный язык
Как что-то близкое, родное.
Учитель.
Многолик и красив русский лес! Почти 300 видов деревьев, кустарников и трав можно встретить в нём. Значение леса огромно, но чем активнее вторгается человек в лесную среду, тем больше нуждается наш зелёный друг в защите. Бережное отношение к лесу должно стать нормой поведения каждого человека. Сегодня, играя, мы вспоминаем, какие растения встречаются в нашей местности, и какую роль они играют в нашей жизни.
Правила: если выпадает цветок, называйте букву, если огонь – переход
хода – «опасность».
Выбор учеников 1 тура.
^
В лесу живёт она,
А на ней иголки
И коротки, и колки. (Ель)
У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)
Я родственник сосны,
Такой же величавый.
Но шишечки мои
Вкуснее и ценнее. (Кедр)
1-й тур.
Учитель.
1-й тур посвящён деревьям. Послушайте сообщение о дереве, которое здесь записано.
Это дерево очень похоже на ель, поэтому их часто путают. У этого дерева хвоинки плоские и мягкие, как листья. Шишечки особенные, они поднимаются вверх, как свечки, а когда созревают, рассыпаются на части. Это дерево хорошо переносит холод, но боится огня, даже искры, так как кора у него тонкая и смолистая. Хвоя содержит ароматические вещества, которые используют в парфюмерии. Дерево занесено в Красную книгу. (Пихта)
«Рекламная пауза».
Что мы сажаем,
^
Чащу, где бродят
Барсук и лиса,
Чащу, где белка
Скрывает бельчат,
Чащу, где пёстрые дятлы стучат.
Что мы сажаем,
Сажая леса?
Лист, на который ложится роса,
Свежесть лесную,
И влагу, и тень, -
Вот что сажаем в сегодняшний день!
Звучит фонограмма песни «Не губите», группы «Любэ», 1 куплет.
Выбор участников 2 –го тура.
^
Из кустов на нас глядят.
Бусы эти не простые,
Виноградинки лесные. (Брусника)
Таёжная ягодка
Чёрная, сладкая. (Черника)
В сенокос – горька,
А в мороз сладка,
Что за ягодка? (Клюква)
2-й тур.
Учитель.
2-й тур посвящён ягодам. Послушайте сообщение о ягоде, название которой вы должны отгадать.
Многолетнее травянистое растение, цветы белые, ягодка как шарик. Запах и вкус необычный. Ягоды собирают, варят компоты и варенье. А ещё используют ягоды при заболевании сердца и снятия болей в груди, при простуде и как кровоостанавливающее средство. (Морошка)
«Рекламная пауза».
Учитель.
Про эту ягоду есть песня «Морошка» (звучит фонограмма).
^
Ягода морошка.
Вам понравится она
Съешьте хоть немножко.
Припев:
Какая это ягода?
А вот какая ягода!
Кислая, кислая,
Кислая, прекислая,
Сладкая, сладкая,
Сладкая, пресладкая
Кислая, сладкая,
В общем, кисло-сладкая.
Ничего на свете нет,
Нет вкусней морошки.
Мы домой всегда несём
Полные лукошки.
Припев:
Выбор участников 3-го тура.
Он у дороги к дому
Весь в пыли торчит,
И путнику больному,
Ранки заживит. (Подорожник)
Стоит Ивашка
В красной рубашке.
«Чай попивает»,
Гостей созывает. (Иван-чай)
Северная роза, вся в цветах,
Красные ягоды на ней висят. (Шиповник)
3-й тур.
Учитель.
Отгадайте название цветка.
Этот цветок неотделим от русской природы, с ранней весны до сентября встречаем его на дорогах, в парках и садах, в лесу и на лугах. Листья узорчатые и продолговатые, стебелёк длинный, как трубочка. Известен целебными свойствами. (Одуванчик)
«Рекламная пауза».
Звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского. Выходят три одуванчика.
Первый одуванчик.
Кто это про нас вспоминает? Мы – одуванчики. Куда ни глянь – белеют чудо-шарики на тонких стебельках.
Второй одуванчик.
Одуванчик – первенец весны, его считают сорняком, но это не так.
Третий одуванчик.
Жёлтый одуванчик – луговое солнышко. Уйдёт большое солнце за тучи, и одуванчик накроется зелёным «платочком».
Одуванчики присели, накрылись листьями. Входит девочка.
Девочка.
Как прохладно в чаще еловой!
Я цветы в охапке несу…
Одуванчик белоголовый,
Хорошо ли тебе в лесу?
Я сорву тебя милый, можно?
А потом отнесу домой…
Ветер дунул неосторожно –
Облетел одуванчик мой.
Одуванчики встают.
Первый одуванчик.
А знаешь ли, девица, что одуванчик – лекарственное растение?
Девочка.
Нет.
Второй одуванчик.
Отвар из листьев одуванчика способствует повышению силы и снимает усталость.
Третий одуванчик.
Настои из корня одуванчика применяют при лечении желудка, кожной сыпи и экземе.
Девочка.
А ещё из листьев одуванчика бабушка делает салат. Вкусно! Я больше не буду рвать цветы.
Девочка и одуванчики танцуют.
Вопрос для зрителей.
Как можно назвать растение, про которое говорится в 3 туре? (Лекарственное)
Награждение победителя.
Суперигра.
Источник физической и духовной силы, флора, фауна, человек – всё это можно назвать одним словом. Каким? (Природа)
Награждение победителя.
Учитель.
^
Что находится вокруг:
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и роса,
Человек и время года –
Это всё вокруг природа.
Всё, что нужно, год от года
Нам даёт сама природа,
И поэтому все мы
Жить не можем без воды,
Без растений и животных,
Без красивых гор высоких,
Без лесов, полей и рек
Жить не может человек.
Так давайте сбережём
Наш земной природный дом!
zanny.ru
Проект по окружающему миру 3 класс на тему "Растения Красной книги на территории нашего сельского поселения"
Лютик значительного практического применения не имеет. Некоторые виды его употребляются в народной медицине против многих болезней.
Гусиный лук
Род -травянистые луковичные растения Семейство Лилейные
Цветки небольшие, жёлтые, звёздчатые.
Это растение прекрасное дополнение к нежному весеннему салату. Он поможет избавиться от авитаминоза. Ароматные свежие листочки являются бесценным кладом, который сосредоточил в себе большое количество микроэлементов и витаминов, так необходимых ослабленному и уставшему организму. Стоит отметить, что гусиный лук полностью съедобен: молодые луковички и листья добавляют в овощные супы и весенние салаты, также едят вареные луковицы и печеные. Луковицы, которые были высушены ранее, размалывали, добавляли при выпекании хлеба в муку.
Гвоздика полеваяМноголетнее травянистое растение
Листья простые, линейные, размещены супротивно
Цветки пятилепестковые, размером 1—2 см, розовые с вкраплениями белого и красного цветов
Плод — коробочка
Растение является лекарственным, и ее применение в качестве такового имеет давнюю историю. Особо обращает на себя внимание факт того, что в свое время полевая гвоздика использовалась как средство борьбы против чумы, буквально истреблявшей население Европы. Еще одно удивительное свойство луговой гвоздики, способность корня мылиться, отсюда еще одно наименование растения – «дикое мыло».
Вывод
Мы изучили растения и узнали, что в Красную книгу занесены растения и нашей сельской местности, которых осталось мало. Если ничего не делать, они могут исчезнуть совсем, и люди, которые будут жить после нас, их не увидят.
Рассматривая причины сокращения численности выше названных видов, пришли к выводу, что на это повлияли:
-произошедшие лесные пожары;
-вырубка леса;
- скос травы;
- сбор букетов;
- распашка земель под с/х угодья;
- выпас скота;
- сбор трав в качестве лекарственного сырья;
- загрязнение среды обитания.
Для этого нам нужно всем соблюдать правила поведения на природе.
Правила охраны природы
-
Не ломай ветки деревьев и кустарников
-
Не повреждай кору деревьев
-
Не рви в лесу и на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе!
-
Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых
-
Не оставляй в лесу, на лугу, у реки, у моря мусор.
Красная книга это - не «охранная грамота» для растений.
Это – сигнал тревоги, информация о бедственном положении того или иного вида, рекомендация по мерам его охраны.
К природе люди могут проявлять свои чувства –
любовь, сострадание, сопереживание, жалость.
Есть, за что любить тебя, мой край!
Заключение
Таким образом, работая над проектом, наши предполагаемые результаты были подтверждены. Действительно на территории нашего поселения имеются растения, которые занесены в Красную книгу.
Мы надеемся, что проект «Растения Красная книга на территории нашего сельского поселения» принесет реальную помощь не только его участникам.
Невозможно оставаться равнодушным к проблеме сохранения исчезающих растений, ведь они являются украшением современной действительности. Трепетное отношение к природе, её изучение позволит нам жить на планете с неповторимым, разнообразным миром флоры и фауны.
infourok.ru
Игра-путешествие «Лекарственные растения нашего края» класс 3 туристко-краеведческое направление
Транскрипт
1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старобезгинская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области» Игра-путешествие «Лекарственные растения нашего края» класс 3 туристко-краеведческое направление Савина Людмила Анатольевна учитель начальных классов МБОУ «Старобезгинская СОШ Новооскольского района Белгородской области» Белгородская область, Новооскольский район, с. Старая Безгинка, ул. Покровская, д (233) Новооскольский район 2014
2 Тема: «Лекарственные растения нашего края» Класс: 3 Место в программном материале: в календарно-тематическом планировании это занятие 12 по авторской программе Н.Я. Дмитриевой, К.А. Семѐновой «Растѐм здоровыми и сильными» (3-4 классы) (Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова: сборник программ/ сст. Е.Н. Петрова. 2-е изд. Самара: Издательство «Учебная литература» Издательский дом «Федоров», с.) Цель: систематизировать знания учащихся о лекарственных растениях нашего края Задачи: 1. Познакомить с правилами сбора и использования лекарственных трав. 2. Развивать навыки работы в группах. 3. Воспитывать любовь к природе, стремление к здоровому образу жизни. Оборудование: Справочники лекарственных растений; плакаты лекарственных растений; сообщения и рисунки детей; выставка книг; гербарий Алгоритм внеурочного мероприятия: 1.Организационный этап 2.Актуализация субъективного опыта учащихся 3. Основной этап занятия 4.Динамическая пауза 5. Продолжение основного этапа 6.Итог 7.Рефлексия
3 На уроке использованы следующие организационные формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая (парная и группами). Необходимо использование ИКТ, методов проблемного обучения. Описание методов: Учителем использованы следующие методы: наглядной передачи и зрительного восприятия; проблемно поисковые; словесной передачи и слухового восприятия; организации и осуществления учебнопознавательной деятельности; самоконтроля за эффективностью учебнопознавательной деятельности; метод опосредованного управления учебнопознавательной деятельностью обучающихся с помощью источников информации. Ход занятия: 1. Организационный этап 2. Актуализация субъектного опыта учащихся Учитель. Встречаясь, мы друг с другом здороваемся, т.е. желаем друг другу здоровья, причем крепкого здоровья. - А как сохранить и укрепить здоровье? - Какие пословицы и поговорки вы знаете о здоровье? (Если хочешь быть здоровым, закаляйся. Здоровье в порядке, спасибо зарядке. Здоровому врач не надобен. Здоровье всего дороже. Здоровье не купишь) -Что вы обычно делаете, если заболели? (Идем в аптеку, покупаем таблетки). - А можно обойтись без таблеток? (Да, можно лечиться травами) -Послушайте стихотворение и скажите, о чѐм оно. Здесь в зарослях лесных, где всѐ для сердца мило, Где чистым воздухом так сладостно дышать, Есть в травах и цветах целительная сила, Для всех умеющих их тайну разгадать. - О чѐм стихотворение? ( О лекарственных растениях) -Что вы знаете о лекарственных травах? - А где можно найти лекарственные травы? (В огороде, в саду, в поле, в лесу). - Какую тайну лекарственных трав вы бы хотели разгадать? Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке и чему бы хотели научиться? /Запись вопросов на доске, например:
4 -Как собирать лекарственные растения? -Как правильно ими лечиться? -Могут ли ядовитые растения быть лекарственными?/ Учитель. Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю вам совершить путешествие в царство Флоры и познакомиться с еѐ удивительными жителями, помогающими людям сохранить здоровье. Итак, тема нашего занятия - А путешествовать будем под девизом (Все родные места будут исхожены, все тайны природы будут раскрыты ) 3. Основной этап занятия 1) Работа в парах Учитель. Около 300 лет назад в России появились первые аптеки, где продавались лекарственные травы. А в далекие времена лечебные травы собиралиспецильные люди. Как же их называли мы узнаем, отгадав кроссворды в парах. 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 1.Вроде сосен, вроде ѐлок, а зимою без иголок. (Лиственница) 2.Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок. Слово снег у них реснички и, как солнышко, глазок. (Ромашка) 3.Как зовут меня скажи, часто прячусь я во ржи, скромный полевой цветок, синеглазый (Василѐк) 4.Золотой и молодой за неделю стал седой, а денѐчка через два облысела голова, Спрячусь-ка в карманчик, бывший (Одуванчик ) 5.Поранил ты в походе ногу, усталость не даѐт идти, Нагнись, прохожий, у дороги, готов помочь тебе в пути. ( Подорожник)
5 6.Бусы красные висят, из кустов на нас глядят, очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. ( Малина ) 7.Спроси телѐнка и барашка: вкусней цветка на свете нет, ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет. ( Клевер) 8.У забора живѐт, никого не признаѐт, Не собака, а кусает и погладить не даѐт. ( Крапива) Вывод: Людей, собирателей лекарственных трав, называли «травниками». (Появляется на доске слово «травник») Учитель.Что объединяет все слова- отгадки? ( Это лекарственные травы.) 2) Сообщение учащегося «Из мира истории» - Человек ещѐ издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогают им лечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками». Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся. Первое сочинение о лекарственных травах принадлежит выдающемуся врачу Древней Греции Гиппократу. Он описал более 200 видов растений. ( Появляется на доске слово Гиппократ) 3) Знакомство с лекарственными растениями Учитель. В лесу, в поле и даже на пыльной дороге растут лекарства в большом количестве. В настоящее время насчитывается около 600 видов растений, используемых в медицине. Только их нужно знать и уметь ими пользоваться. Сегодня поговорим о наиболее распространѐнных растениях нашего края. Посмотрите, как разнообразен мир лекарственных растений (рассказывает о растениях и демонстрирует их фото). Самое неприятное для путешественника поранить ногу и потерять возможность передвигаться. Но помочь может «зеленая аптека». Здесь есть растения, которые облегчат нашу боль, например, подорожник. крапива. И вата в лесу есть. За ней только нужно пойти на болото, где растет в изобилии мох сфагнум. Листья сфагнума обладают удивительным свойством: они могут впитывать жидкость. Приложенный к ране слегка отжатый сфагнум заменит и вату, и йод, так как содержит в своих клетках вещество фагнол, убивающее бактерии гниения.
6 А вам приходилось видеть лесные розовые поляны? С таких полян доносится запах меда. Это цветет с июня до сентября иван-чай (кипрей). Растение высокое, больше метра. Розовые цветки кипрея собраны в заостренную кверху кисть, раскрываются они с 6 до 7 часов утра. Очень полезно это растение! Корневище сладкое, его едят сырым и вареным. Можно его высушить и приготовить муку. Молодые листья кладут в салат, а из высушенных заваривают вкусный чай. Эти растения хорошие медоносы, и их охотно посещают пчелы. При частых простудах очень помогает малина, ромашка, мать-и-мачеха. К нам спешит важный гость. Отгадайте загадку, и вы узнаете его имя. Есть один цветок такой, не вплетешь его в венок. На него подуй слегка, был цветок и нет цветка. (Одуванчик.) Появляется одуванчик. Одуванчик. Когда идешь тропинкою, куда ни бросишь взгляд В полях белеют шарики на тонких стебельках. Сквозные, серебристые, они, как пух, легки. Стоят, чуть-чуть качаются от ветерка с реки. Учитель. Желтый одуванчик маленькое луговое солнышко. Уйдет большое солнце за тучи и луговое солнышко тоже спрячется, с головой укроется зеленым «платочком». Ранней весной, как только зазеленеет трава, распускаются ярко-желтые одуванчики, на радость людям покрывая окрестности тысячами золотых цветов. Цветет одуванчик с апреля по сентябрь. Поразительна живучесть одуванчика: даже вырванный с корнем, цветок может дозреть до семян, которые разнесет ветер, и вновь появятся всходы. -Ребята, как вы думаете, почему так назвали цветок одуванчик? Звучит фонограмма пения лесных птиц. Появляется девочка с цветами в руках. Девочка. Как прохладно в чаще еловой! Я цветы в охапке несу Одуванчик белоголовый, Хорошо ли тебе в лесу? Ты растешь на самой опушке, Ты стоишь на самой жаре, Над тобою кукуют кукушки, Соловьи поют на заре.
7 Я сорву тебя, милый, можно? А потом отнесу домой Ветер дунул неосторожно Облетел одуванчик мой. Посмотрите, вьюга какая В середине жаркого дня! И летят снежинки, сверкая, На цветы, на траву, на меня Одуванчик. А знаешь ли ты, девица, что я не просто цветок, а лекарственное растение? Корень мой возбуждает аппетит, лечит болезни почек, печени. Едят его и животные. Нельзя без нужды рвать меня! Звучит запись песни Ю. Антонова «Не рвите цветы». Учитель. Ребята, что обозначает этот экологический знак? Почему нельзя рвать цветы? (Они не успели дать семена.) -- А какие ещѐ правила поведения в природе вы знаете? - Найдите экологические знаки соответствующие им. Экологическая задача. Учитель. Сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый ученик нашего класса сорвал по 1 цветку? А по 10? Какой можно сделать вывод? Учитель. Об этом мы учили стихотворение Ученица. Если я сорву цветок, Если ты сорвѐшь цветок, Если все- и я, и ты, Если мы сорвѐм цветы- Опустеют все поляны- И не будет красоты.
8 Учитель. К нам спешит следующий гость. Стоит в лесу кудряшка белая рубашка, В середине золотая, кто это такая? Ромашка. Это я, ромашка. Ромашка переводится как «милая простота». Родина моя Америка. Давным- давно как сорняк я попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мои мелкие семена рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травой. Так я попала в Россию. Учитель. Милая Ромашка, а чем ты полезна? Ромашка. Если случится вам простудиться, Появиться кашель, поднимется жар, Придвинь к себе кружку, в которой дымиться Слегка горьковатый душистый отвар Запомните простое народное средство. Если болит горло. Возьми 1 стакан молока, 1 стакан воды и по одной щепотке ромашки, мѐда. Смешай всѐ вместе, вскипяти, процеди и пей вместо чая. Динамическая пауза Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели, И их лучики согрели. Бабочки летали, Крыльями махали. Мы гуляли, мы гуляли И немножечко устали. 4) Работа в группах (определение растений, ребусы) Учитель. Сейчас поработаем в группах. Вы должны выполнить 2 задания: 1)соединить изображение растения с его названием:
9 1 фиалка 2 калина 3 липа 4 зверобой 5 лопух 2)отгадать ребусы
10 Учитель. К нам спешит следующий гость Тонкий стебель у дорожки, н а конце его серѐжки. На земле лежат листки маленькие лопушки. Нам он как хороший друг, лечит ранки ног и рук. Звучит музыка, появляется Подорожник. Подорожник. Это я- подорожник. Существует легенда о том, как были открыты мои целебные свойства. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега, Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз. Учитель. Дорогой Подорожник, а чем ты полезен? Подорожник. Заболел зуб, глаз воспалился, сердце болит, дѐсны кровоточат, поранился, порезался, заболел желудок срочно беги ко мне! Послушайте моѐ народное средство. Вы натѐрли ногу. О, несчастье.
11 Нужно сорвать лист подорожника, обернуть им больное место. Листок приятно холодит и боль постепенно проходит. 5) Работа в группах (работа с гербарием) Учитель. Подорожник предлагает поработать с гербарием. Найдите растение по описанию. 1 группа Хвойное вечнозелѐное быстрорастущее светолюбивое дерево высотой до 50м. Корневая система мощная. Ствол прямой с широкой кроной. Листьяхвоя. Плоды-шишки. Главнейшая и самая распространѐнная древесная порода России. Препараты из хвои сосны используют в медицине. 2 группа Листопадный ветвистый колючий полукустарник высотой 1-3 м. Листья овальные, верхние тройчатые. Цветки мелкие. Плод-красная многокостянка. Хороший медонос. Плоды употребляются в пищу в свежем и переработанном виде. Широко применяется в народной медицине. 3 группа Листопадное дерево высотой 15-25м с ветвистой кроной. Кора белая.листья ромбически-яйцевидные, заострѐнные на верхушке.цветки мелкие, собраны в серѐжки.плод- крылатый орешек. Применяется в медицине и парфюмерии, ценится как хорошее топливо. Учитель. К нам спешит следующий гость. Расцветаю я весной, Только снег сойдѐт лесной. И на каждом стебле в ряд, Словно лампочки горят. Ландыш. Я лекарственное растение, означает «лилия долин,», цветущая в мае. Меня называют спасателем человеческих жизней. Я лесной цветок, но сейчас меня сажают в парках, на дачных участках. А какие красивые у меня цветы колокольчики! А как они превосходно пахнут! Но меня рвать нельзя я занесѐн в Красную книгу. Ландыш применяют:
12 - для лечения почек, сердца, сосудов, от боли в животе, -действует как успокаивающее средство. - девушки соком ландыша натирали щѐки, чтобы быть румяными. Но! Ландыш не только целебен, но и ядовит. Ядовиты его плоды. Употреблять его в пищу в необработанном виде смертельно! Учитель. Так чем же ландыш отличается от других растений, о которых мы сегодня говорили? ( Он ядовит ) Учитель. Какие ещѐ растения являются и лекарственными. и ядовитыми? _-Верно, чистотел. Послушаем о нѐм сообщение Ученица. Название чистотел происходит от латинского слова «ласточка».в народе его называют ласточкина трава, чистая трава. Есть древнее поверье. Что соком чистотела ласточки лечат своих слепорождѐнных птенцов.. Потому то и говорят. Что расцветает она с прилѐтом этих птиц.. Чистотел- лекарственное растение.. Но кроме целебных свойств, это растение имеет ещѐ одно-оно ядовито. Поэтому применять его нужно очень осторожно. 6) Работа в группах Составление правил сбора. Появляются Шиповник, Крапива, Мать- и -мачеха. Учитель. Вы кто? Зачем вы к нам пришли? Все. Мы пришли к своим друзьям! Мы тоже лекарственные растения! Шиповник. Где то в чаще дремучей, За оградой колючей, У заветного местечка Есть волшебная аптечка: Там красные таблетки Развешаны на ветке. Меня зовут царем кустов За цвет и за запах Моих лепестков. Хоть куст мой зеленый Вас ранить готов, Но я помогу всем больным И тем, кто здоров.
13 Учитель. Знаем, ты Шиповник! Но как ты можешь помочь? Шиповник. Пейте для профилактики мой настой. Он очень вкусный и полезный. В нем содержится витамин С. И тогда гриппом вы болеть не будете! Мать и мачеха. Сверху листик гладкий, Но с байковой подкладкой Учитель. Знаем, ты Мать и мачеха! Мать и мачеха. Если кашель вас замучил, воспаленье началось, Подружитесь со мной скорее, и, обещаю, все пройдет. Крапива. _Обо мне говорят: Жжѐтся, а не огонь, С листочками, а не дерево. Кто я? Учитель. А как ты можешь помочь, Крапива? Крапива. Я могу останавливать кровотечение, насытить ваш организм витаминами. Вот почему весной, когда витаминов мало из меня приготавливают вкусные и полезные блюда. 4. Итог Учитель. Давайте подведѐм итог нашего занятия. Какие растения называют лекарственными? Как правильно собирать лекарственные растения? Ответили ли мы на все наши вопросы? Что узнали нового и полезного для вас? Ребята, растения хотят дать наказ, который вы должны помнить, и тогда природа будет вам благодарна. Ромашка. Увидел молодой росток, Не трогай и не рви. Пройди ка мимо, улыбнись. Пройдут года и вырастет там Целебная трава.
14 Шиповник. Лес зеленый охраняй, Никого не обижай! Не губи деревья ты, Сохрани в лесу цветы! Подорожник. Ты пришел за помощью к природе? Добрым будь и береги еѐ. Ветки не ломай, не трогай Помни, нужно много лет, Чтобы кустик снова мог помочь тебе. Крапива. Ты, дружок, Смотри, не подкачай! Правдивым быть И добрым обещай! Мать- и-мачеха. Не обижай ни птахи, ни сверчка, Не покупай для бабочки сачка! Люби цветы, леса, Простор полей Все, что зовется Родиной твоей! 8.Рефлексия 1) Заполнение карточек с записями: -Я узнал -Было трудно -Было интересно -У меня получилось 2) Создание полянки настроения (на доске) Рекомендации: конспект этого занятия может быть использован учителями начальных классов
15 Список использованной литературы: 1. Дмитриева Н.Я., Семѐнова К.А. Программа курса «Растѐм здоровыми и сильными» (3-4 классы) (Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова: сборник программ/ сост. Е.Н. Петрова. 2-е изд. Самара: Издательство «Учебная литература» Издательский дом «Федоров», с.) 2. Павлова М.А. Формирование здорового образа жизни у младших школьников /авт.-сост. М.А. Павлова.- Волгоград: Учитель, с.
16
docplayer.ru
Растения нашего края. Внеклассное занятие в 3 классе. Проводится в форме игры «Поле чудес»
Внеклассное занятие в 3 классе.
Проводится в форме игры «Поле чудес».
Цель: расширить знания детей о флоре нашего края. Воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Оборудование: барабан, наборное полотно со словами, раскладушка «Лекарственные растения», фонограммы: «Мой край» Ю. Антонов, «Не губите» группа «Любэ», музыка к песне «Морошка», «Вальс цветов» П. И. Чайковского.
Звучит 1-й куплет песни
«Мой край» Ю. Антонова.
Шуми, шуми, зелёный лес!
Знаком мне шум твой величавый,
^
Над головой твоей курчавой.
Я с детства понимать привык
Твоё молчание немое,
И твой таинственный язык
Как что-то близкое, родное.
Учитель.
Многолик и красив русский лес! Почти 300 видов деревьев, кустарников и трав можно встретить в нём. Значение леса огромно, но чем активнее вторгается человек в лесную среду, тем больше нуждается наш зелёный друг в защите. Бережное отношение к лесу должно стать нормой поведения каждого человека. Сегодня, играя, мы вспоминаем, какие растения встречаются в нашей местности, и какую роль они играют в нашей жизни.
Правила: если выпадает цветок, называйте букву, если огонь – переход
хода – «опасность».
Выбор учеников 1 тура.
^
В лесу живёт она,
А на ней иголки
И коротки, и колки. (Ель)
У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)
Я родственник сосны,
Такой же величавый.
Но шишечки мои
Вкуснее и ценнее. (Кедр)
1-й тур.
Учитель.
1-й тур посвящён деревьям. Послушайте сообщение о дереве, которое здесь записано.
Это дерево очень похоже на ель, поэтому их часто путают. У этого дерева хвоинки плоские и мягкие, как листья. Шишечки особенные, они поднимаются вверх, как свечки, а когда созревают, рассыпаются на части. Это дерево хорошо переносит холод, но боится огня, даже искры, так как кора у него тонкая и смолистая. Хвоя содержит ароматические вещества, которые используют в парфюмерии. Дерево занесено в Красную книгу. (Пихта)
«Рекламная пауза».
Что мы сажаем,
^
Чащу, где бродят
Барсук и лиса,
Чащу, где белка
Скрывает бельчат,
Чащу, где пёстрые дятлы стучат.
Что мы сажаем,
Сажая леса?
Лист, на который ложится роса,
Свежесть лесную,
И влагу, и тень, -
Вот что сажаем в сегодняшний день!
Звучит фонограмма песни «Не губите», группы «Любэ», 1 куплет.
Выбор участников 2 –го тура.
^
Из кустов на нас глядят.
Бусы эти не простые,
Виноградинки лесные. (Брусника)
Таёжная ягодка
Чёрная, сладкая. (Черника)
В сенокос – горька,
А в мороз сладка,
Что за ягодка? (Клюква)
2-й тур.
Учитель.
2-й тур посвящён ягодам. Послушайте сообщение о ягоде, название которой вы должны отгадать.
Многолетнее травянистое растение, цветы белые, ягодка как шарик. Запах и вкус необычный. Ягоды собирают, варят компоты и варенье. А ещё используют ягоды при заболевании сердца и снятия болей в груди, при простуде и как кровоостанавливающее средство. (Морошка)
«Рекламная пауза».
Учитель.
Про эту ягоду есть песня «Морошка» (звучит фонограмма).
^
Ягода морошка.
Вам понравится она
Съешьте хоть немножко.
Припев:
Какая это ягода?
А вот какая ягода!
Кислая, кислая,
Кислая, прекислая,
Сладкая, сладкая,
Сладкая, пресладкая
Кислая, сладкая,
В общем, кисло-сладкая.
Ничего на свете нет,
Нет вкусней морошки.
Мы домой всегда несём
Полные лукошки.
Припев:
Выбор участников 3-го тура.
Он у дороги к дому
Весь в пыли торчит,
И путнику больному,
Ранки заживит. (Подорожник)
Стоит Ивашка
В красной рубашке.
«Чай попивает»,
Гостей созывает. (Иван-чай)
Северная роза, вся в цветах,
Красные ягоды на ней висят. (Шиповник)
3-й тур.
Учитель.
Отгадайте название цветка.
Этот цветок неотделим от русской природы, с ранней весны до сентября встречаем его на дорогах, в парках и садах, в лесу и на лугах. Листья узорчатые и продолговатые, стебелёк длинный, как трубочка. Известен целебными свойствами. (Одуванчик)
«Рекламная пауза».
Звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского. Выходят три одуванчика.
Первый одуванчик.
Кто это про нас вспоминает? Мы – одуванчики. Куда ни глянь – белеют чудо-шарики на тонких стебельках.
Второй одуванчик.
Одуванчик – первенец весны, его считают сорняком, но это не так.
Третий одуванчик.
Жёлтый одуванчик – луговое солнышко. Уйдёт большое солнце за тучи, и одуванчик накроется зелёным «платочком».
Одуванчики присели, накрылись листьями. Входит девочка.
Девочка.
Как прохладно в чаще еловой!
Я цветы в охапке несу…
Одуванчик белоголовый,
Хорошо ли тебе в лесу?
Я сорву тебя милый, можно?
А потом отнесу домой…
Ветер дунул неосторожно –
Облетел одуванчик мой.
Одуванчики встают.
Первый одуванчик.
А знаешь ли, девица, что одуванчик – лекарственное растение?
Девочка.
Нет.
Второй одуванчик.
Отвар из листьев одуванчика способствует повышению силы и снимает усталость.
Третий одуванчик.
Настои из корня одуванчика применяют при лечении желудка, кожной сыпи и экземе.
Девочка.
А ещё из листьев одуванчика бабушка делает салат. Вкусно! Я больше не буду рвать цветы.
Девочка и одуванчики танцуют.
Вопрос для зрителей.
Как можно назвать растение, про которое говорится в 3 туре? (Лекарственное)
Награждение победителя.
Суперигра.
Источник физической и духовной силы, флора, фауна, человек – всё это можно назвать одним словом. Каким? (Природа)
Награждение победителя.
Учитель.
^
Что находится вокруг:
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и роса,
Человек и время года –
Это всё вокруг природа.
Всё, что нужно, год от года
Нам даёт сама природа,
И поэтому все мы
Жить не можем без воды,
Без растений и животных,
Без красивых гор высоких,
Без лесов, полей и рек
Жить не может человек.
Так давайте сбережём
Наш земной природный дом!
fs.nashaucheba.ru
Растения нашего края Презентацию выполнила ученица 1 класса Ворожбянова ДианаТравянистые растения открытых мест:Клевер луговой.
Ромашка.
Тысячелистник обыкновенный.
Душица обыкновенная.
Зверобой продырявленный.
Мята полевая.
Шиповник.
Боярышник обыкновенный, или колючий.
Травянистые растения леса:Земляника обыкновенная, или лесная.
Ландыш майский.
Репешок обыкновенный.
Растения водоемов и влажных мест:Череда поникшая.
Калужница болотная.
Растения цветника:Тюльпаны.
НАРЦИСС.
АСТРА.
ГЕОРГИНА.
Растения мы встречаем повсюду. А некоторые из них мы видим постоянно, например деревья за окном.
Презентацию сделала учащаяся 4 класса
|
rpp.nashaucheba.ru
РЕДКИЕ РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ НАШЕГО КРАЯАвтор Каюкова Полина Растения Флора Калининградской области насчитывает около 1300 видов высших растений. Список растений, охраняемых на территории области включает: 31 вид, не встреченный в природе в течение нескольких лет, но, возможно, уцелевший в отдельных местах;46 видов находящихся под угрозой исчезновения;34 редких вида, не подвергающиеся прямой угрозе исчезновения, но встречающиеся в таком небольшом количестве, что они могут быстро исчезнуть;16 видов, численность которых сокращается.реликты – ныне существующие виды растений, почти полностью вымершие десятки или сотни миллионов лет назад;эндемики – виды растений, обитающие только в нашей области;активно собираемые растения, численность которых сильно сократилась. |
42 вида и подвида рыб;
3 вида земноводных;
94 вида птиц ;
35 видов млекопитающих.
Таким образом, к категориям редких и очень редких относится около 43 % всего видового состава позвоночных животных, несколько видов беспозвоночных животных. КАМЫШОВАЯ ЖАБА (В РОССИИ ВСТРЕЧАЕТСЯ ТОЛЬКО В НАШЕЙ ОБЛАСТИ)
БОЛОТНАЯ ЧЕРЕПАХА
ПОЛЯРНАЯ КРАЧКА
ФИФИ
СКОПА
ЧЕРНОШЕЙНАЯ ПОГАНКА
КУЛИК – СОРОКА
СИЗОВОРОНКА
МЫШЬ – МАЛЮТКА
СЕРЫЙ ТЮЛЕНЬ
МАХАОН
ОХРАНА ПРИРОДЫ
В области имеется: национальный парк "КУРШСКАЯ КОСА«;
семь комплексных заказников, в задачи которых входит восстановление численности ценных охотничьих видов, а также редких животных;
Зоопарк и ботанический сад.
Сбербанк России недавно выпустил серию коллекционных монет «Красная книга»:
В правительстве ожидается представление программы экологического оздоровления территории Калининградской области, один из пунктов которой – создание «Красной книги» животных и растений в 2011-2012 году.
«Красная книга» - не просто красиво отпечатанное научно-популярное издание, а документ. Задача этой книги-документа не только в информировании людей о редких видах животных и растений, она может также играть просветительскую и воспитательную роль.
национальный парк "КУРШСКАЯ КОСА«;
семь комплексных заказников, в задачи которых входит восстановление численности ценных охотничьих видов, а также редких животных;
Зоопарк и ботанический сад.
Сбербанк России недавно выпустил серию коллекционных монет «Красная книга»:
В правительстве ожидается представление программы экологического оздоровления территории Калининградской области, один из пунктов которой – создание «Красной книги» животных и растений в 2011-2012 году.
«Красная книга» - не просто красиво отпечатанное научно-популярное издание, а документ. Задача этой книги-документа не только в информировании людей о редких видах животных и растений, она может также играть просветительскую и воспитательную роль.
rpp.nashaucheba.ru