Растения на суккот. Суккот 2018: суть еврейского праздника, история, традиции и обычаи

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Что значит кашерные «четыре вида» растений на Суккот? Растения на суккот


С праздником Суккот (סוכות, חג סוכות שמח): jeka_jj

Новый проектСуккот начнется в воскресение 27 сентября после захода солнца. В этот праздник мы в течение 7 дней едим и проводим свободное время в праздничном шалаше. В память о том, что когда Б-г вывел евреев из Египта, нас окружали облака славы, которые защищали от любой опасности.Фото, как мы провели праздник в общине, ну и несколько слов о празднике).Вторая заповедь суккота “четыре растения”, символизирующие весь еврейский народ. Этрог имеет вкус и аромат - это евреи изучающие Тору (вкус) и исполняющие заповеди (аромат). Лулав (финиковая ветвь) имеет вкус, но лишена запаха, это те, кто посвятили себя изучению Тору, и поэтому не совершают много добрых дел.IMG_1149
Адассим (ветвь мирта) обладает ароматом, но не вкусом – это евреи делающие добрые дела, но Тору изучающие немного. Аравот (ветвь ивы) лишена вкуса и запаха, это евреи, не знающие много Торы, и не делающие большие дела. Их достоинство в служение В-вышнему в простой вере, ради самой Торы, не ради личного интереса.IMG_1153Сукка объединяет всех в равной степени и это единство на уровне сути души где все евреи одинаковы. Четыре растения – это единство на уровне когда мы обладаем разными достоинствами.IMG_1167

СуккА — это временное жилище, где проходят все трапезы в течении 7 дней праздника. Обычно приглашают гостей и едят все вместе.IMG_1172

СуккА символизирует те шалаши в пустыне, в которых жили евреи после исхода из Египта в 1313 году до н.э.

СуккА должна быть хотя бы частично под открытым небом и ее крыша должна быть также под открытым небом.

Крышу делают из органических материалов, обычно из пальмовых листьев. Дети украшают суккУ поделками, картинками, гирляндами и фонариками.IMG_1183IMG_1185

Еще одна важная традиция Суккот — 4 вида растений. Эти четыре растения олицетворяют четыре типа людей в народе Израиля.

ЛУЛАВ — пальмовая ветвь.В ней есть вкус, но нет запаха у ее плодов. Она символизирует тех, кто изучает Тору , но не совершает добрых поступков.

АДАС — мирт. У мирта есть запах, но нет вкуса. Он символизирует тех, кто не учит Тору, но совершает добрые дела.

АРАВА — ива. В ней нет ни запаха, ни вкуса. Это люди, которые не делают добрых дел и не изучают Тору. Простая АРАВА приобретает символическое значение только вместе с ЛУЛАВ, АДАС и ЭТРОГ.

ЭТРОГ — цитрус. У него есть как вкус, так и запах. Эти люди обладают знанием Торы и совершают хорошие дела.

пальмовая ветвь лулАв לולב
мирт hадАс הדס
ива аравА ערבה
цитрус,похожий на лимон этрОг אתרוג
IMG_1194IMG_1196

Иногда мы больше похожи на ветвь пальмы.Когда, обладая Знанием, не следуем ему в жизни.

Иногда мы, как мирт.Делаем добрые дела, но не изучаем Духовное писание.

Иногда мы — ивы. Живем без Духа и без добрых поступков.

А иногда мы, как цитрус — этрог, полны Духовным знанием и совершаем добрые поступки, следуя ему.

Праздник Суккот завершается наступлением дня дарования Торы — СИМХАТ ТОРА. Это день радости о Торе, который празднуют 23 Тишрэй (в 2012 году — 8 октября).

Дорогие читатели! А что вы знаете о празднике Суккот? Пишите в комментариях!И не забудьте повторить новые слова из этой статьи!IMG_1203

jeka-jj.livejournal.com

Для Тебя: Портал для еврейских женщин

Сказали наши мудрецы: как известно, каждое из четырех растений отличается от остальных.

 

 

У этрога есть и вкус, и запах. Он напоминает тех евреев, которые и учат Тору, и делают добрые дела.

У лулава (финики) есть только вкус, но нет запаха. Он напоминает евреев, которые только учат Тору, но не совершают добрых дел.

У мирта есть только запах и нет вкуса. Он напоминает евреев, которые совершают добрые дела, но не учат Тору.

У ивы нет ни запаха, ни вкуса. Она напоминает евреев, которые и не учат Тору, и не совершают добрых дел.

И что же Тора повелела нам сделать с этими четырьмя видами растений? Только держа все четыре вида вместе, можно исполнить заповедь. А если не хватает хотя бы одного вида, невозможно исполнить желание Всевышнего. Он хочет, чтобы все евреи были вместе, а не только праведники.

 

Лулав (ветви пальм) –

 

это молодой нераскрывшийся побег финиковой пальмы. Лучший лулав – прямой, зеленый, длиной не менее 40 сантиметров, листья тесно прижаты к стволу и ствол не раздвоен на конце. Лулав – это центр, вокруг которого укрепляют остальные растения.

 

Этрог  (плод дерева великолепного)  –

 

самое дорогое из четырех растений. Это плод, внешне напоминающий лимон, с характерным цитрусовым запахом. Внутри он почти полностью состоит из цедры (белого пористого тела, как у всех цитрусовых) и в наше время используется главным образом в парфюмерной промышленности.

 

Ива  (ивы речные) –

 

всем хорошо знакома. Эти изящные деревья с гибкими ветвями и удлиненными листьями растут по берегам рек и ручьев. Для исполнения заповеди нужны две ивовых ветви, но обычно их покупают большими охапками, поскольку эти нежные веточки быстро приходят в негодность, и их приходится время от времени заменять. Впрочем, ивовые ветви – самые недорогие из четырех растений.

 

Мирт (отростки густолиственного  дерева )

 

это густой куст с приятным запахом, с множеством мелких глянцевых листочков, облепляющих ветви. Для исполнения заповеди нужно три миртовых ветви. Лучшими считаются ветви, листья на которых растут по три из одной точки.

sinagoga.kz

суть еврейского праздника, история, традиции и обычаи

Иудейский праздник Суккот или "Праздник кущей" начинается на 15-й день нового года по еврейскому календарю и длится семь дней. В 2018 году праздник выпадает на 23 сентября, но, как и все иудейские праздники он начинается накануне с заходом солнца.

Праздник установлен в память о сорокалетнем странствовании еврейского народа по пустыне на пути из Египта в Землю обетованную. Все эти годы они жили в "сукках", что переводится с иврита как "кущи" или "шалаш", которые можно было быстро разобрать и перенести на новое место.

Тора трижды называет Суккот "временем радости". Дополнительной причиной веселья является тот факт, что праздник наступает через пять дней после Йом Кипура (Судный день), во время которого, по традиции, стираются и прощаются все грехи еврейского народа.

Это один из трех самых основных праздников в году, на который евреи по закону Торы должны собраться в Иерусалиме и широко отмечать этот день. Израильтяне в эти дни совершали паломничество в Иерусалим и праздновали сбор урожая.

Суть

Заповеди пребывать в сукке во всех поколениях давалось множество объяснений, например, что, устанавливая около дома шалаш, евреи присоединяются к тем, кто сорок лет скитался по пустыне и, придя затем в Землю обетованную, обрабатывал ее и радовался плодам, которые она дарила.

Согласно другому толкованию, смысл заповеди в том, чтобы человек помнил о бедности, даже будучи богатым, и не возгордился.

Таким образом, в более глубоком понимании праздник воспитывает, указывая на необходимость сознавания людьми слабости отдельного человека и важности сохранения веры в, оберегающую от всех невзгод и покровительствующую, божественную сущность.

Такое же отношение касается и ликования по поводу собранного урожая. Во время празднования Суккот принято не столько радоваться, сколько благоговейно благодарить Бога за удачно выращенные и собранные овощи, фрукты, ягоды, грибы и другие дары природы.

Традиции

По традиции в период празднования Суккот следует покидать свой дом и жить в шалаше. Все семь дней праздника следует проводить в шалаше как можно больше времени, по крайней мере, посещать ее два раза в день.

Праздничные шалаши можно увидеть почти везде: во дворах, на балконах и верандах, на автомобильных стоянках. Ритуальные жилища украшаются изнутри букетами из цитрона, пальмовой ветви, мирта и речной ивы. Эти четыре растения символизируют единство еврейского народа.

Накануне праздника в городах Израиле проводятся специальные базары, где можно купить все необходимое для сооружения шалаша. Сукка строится по определенным правилам, основным ее элементом является крыша, которая традиционно делалась из веток или тростника. В настоящее время используются и более современные материалы.

© photo: Sputnik / Христофоров

Еврейский праздник Суккот

Покров сукки должен защищать от палящих лучей солнца, но не должен быть слишком плотным, чтобы через него были видны звезды и, чтобы в шалаш попадал дождь, напоминая верующим, что их жизнь в руках Бога.

Эта традиция должна напоминать евреям о блуждании по Синайской пустыне. И о том, что представители этого народа могут добиться многого, если будут держаться вместе.

По традиции, в праздник Суккот также определяется количество дождей, которые выпадут в следующем году.

Одной из важных традиций является чтение Моисеевых Законов. В первый и последний дни Суккот запрещается работать, существует заповедь угощать бедных студентов, изучающих Тору.

Вознесение лулава

В Суккот выполняют особый ритуал — "вознесение лулава", во время которого принято поднимать и говорить благословения четырем видам растений.

Для исполнения заповеди четырех растений в Суккот нужны этрог (цитрон), лулав (ветвь финиковой пальмы), адас (ветвь мирта) и арава (ветвь ивы), каждое из которых соответствует определенному типу еврейского народа, а вместе они символизируют единство нации.

Этрог, обладающий и вкусом, и запахом — это евреи, знающие Тору и совершающие добрые дела. Лист финиковой пальмы, делающий плод сладким, но без запаха — верующие, знающие Тору, но не совершающие добрых дел.

Мирт — растение ароматное, но несъедобное — это евреи, не слишком начитанные в Торе, но от которых, как аромат, исходят добрые дела. Ива, у которой нет ни вкуса, ни запаха — это евреи, которые не знают Тору и не совершают добрых дел. Все вместе, эти растения выступают своеобразным символом многообразия еврейского народа, собранного Богом в единый букет.

Согласно другому толкованию, каждое из растений — определенная часть человеческого тела. Этрог — это сердце, тонкий и прямой пальмовый лист — позвоночник, мирт с его овальными листочками — глаза, а ива — уста. Собранные вместе, они составляют человека, всем сердцем преданного своему Творцу.

Трапеза

Суккот, как и другие праздники, начинается перед заходом солнца. Хозяйка дома зажигает свечи, и через некоторое время в синагоге начинают праздничную вечернюю службу (маарив).

Возвращаясь домой, как в субботу и другие праздники, делают кидуш — освящение дня — над бокалом вина. При этом произносят специальное благословение, в котором благодарят Всевышнего за эту особенную заповедь — находиться в сукке.

Как и большая часть других торжественных событий, Суккот не проходит без пышной трапезы, которую в первый вечер праздника начинают с благословения на хлеб (в данном случае на столе — две халы). Но перед этим проводят обряд — нетилат ядаим (омовения рук). Это не мытье рук — руки перед этим обрядом должны быть уже чистыми.

Главными яствами, с которых непременно начинают вкушение всего многообразия подаваемых блюд, считаются хала, вино и мед. Такое сочетание выбрано неспроста.

Многие обмакивают кусочек халы не в соль, как это делается в течение всего года, а в мед — как в Рош а-Шана. Плетеная хала с медом символизирует достаток, благополучие и сладкую жизнь в будущем году, а выпивая вино, благословляют Бога, "заповедавшего жить в сукке и давшего возможность дожить до настоящего дня".

Как и любую трапезу, в течение которой ели хлеб, заканчивают выражением благодарности Всевышнему — произносят (биркат а-мазон) — благодарение за еду, за Землю Израиля, за этот праздник, за Иерусалим и за все хорошее, что мы имеем в жизни.

Суккот — праздник сбора урожая, поэтому к праздничному столу принято подавать плоды нового урожая и блюда из них.

© photo: Sputnik / Маршани

Праздник Суккот в Московской синагоге

Череду осенних еврейских праздников завершает Шмини Ацерет — Тора особо выделяет восьмой день от начала празднования Суккот. Он назван днем Священного собрания (Ацерет), а поскольку он восьмой (шмини) с начала праздника, его называют Шмини Ацерет.

Мудрецы постановили, что в этот день евреи будут заканчивать ежегодный цикл чтения Торы и начинать чтение ее с начала. Так в Шмини Ацерет вошел еще один элемент — Симхат Тора, тоесть праздник завершения цикла чтения Торы. Симхат Тора в переводе означает — Радость Торы.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

sputnik-georgia.ru

Арба миним — 4 вида растений

Оглавление
Суть заповеди [↑]

Заповедь «арбаа миним» («четыре вида растений»). Она призывает нас улучшить наши отношения с окружающими. Четыре вида растений — этрог, лулав, адас, арава, — над которыми мы произносим особое благословение в дни этого праздника, символизируют единство народа и нашу взаимную ответственность друг за друга.

В чем состоит заповедь «арбаа миним»?

Сказано в Торе: «И возьмите себе в первый день праздника плод великолепного дерева, побеги финиковых пальм, ветви дерева густолиственного и речных ив, и веселитесь пред Г-сподом, Б-гом вашим, семь дней» (Ваикра, 23).

Итак, Тора повелевает взять четыре вида растений, являющихся представителями всего растительного мира. Связывая их воедино, мы тем самым посвящаем их Вс-вышнему. Обращая их к четырем сторонам света, поднимая вверх и опуская вниз, мы тем самым воцаряем Его над всем миром — над четырьмя сторонами света, небесами и землей. Вс-вышний находится в каждой точке сотворенного Им мира и властвует над ним: «Его царская власть — надо всем».

Почему из всего растительного мира избраны именно эти четыре вида?

Потому что каждый из них не похож на все остальные: «плод великолепного дерева», то есть этрог, обладает прекрасным запахом и вкусом; «побег финиковой пальмы», лулав — берут от дерева, плоды которого сладки, но не пахнут; «ветвь дерева густолиственного», адас (мирт) — прекрасно пахнет, но несъедобна; «ветвь речной ивы», арава — несъедобна и не имеет запаха.

Мудрецы наши нашли, что каждое из этих растений символизирует собой определенный круг сынов нашего народа: есть такие, что обладают сразу двумя достоинствами — и ароматом Торы, и вкусом к исполнению заповедей, они уподоблены этрогу, есть такие, что немного учили Тору и обладают весьма скромными познаниями в ней, но зато отличаются прилежным исполнением заповедей — они подобны лулаву, другие, напротив, прекрасно учат Торе других, но сами не исполняют ее заповедей — их символизирует адас; и, наконец, есть евреи, уподобленные речной иве: и Тору они не учат, и заповедей не исполняют… Но что делает Вс-вышний? «Нельзя же их отринуть! Пусть будут они связаны в единую связку и дополнят друг друга, искупив свои грехи». Вот поэтому-то мы должны связать эти четыре вида различных во всем растений вместе, чтобы тем самым продемонстрировать мировоззрение иудаизма: стремление воспитать все эти четыре типа евреев на основе Торы и заповедей и подарить им ощущение единства и взаимности в отношениях личности с обществом. И так мы молимся в «Грозные дни»: «…и станут единой связкой, чтобы исполнять Твою волю от всего сердца». А в Талмуде, в трактате Сангедрин сказано: «Все евреи ответственны друг за друга».

«Арбаа миним» должны быть полной собственностью их хозяина. Это следует из сказанного в Торе: «И возьмите себе» — то есть приобретите в свою собственность. Если у кого-нибудь нет возможности купить все четыре вида — ему можно помочь исполнить эту заповедь, предоставляя «арбаа миним» «в подарок при условии возвращения».

По букве закона Торы эта заповедь исполняется всюду, где живут евреи, только в первый день праздника — в Торе сказано: «…в первый день праздника». Лишь в Храме ее исполняли все семь дней, как сказано:

«пред Г-сподом, Б-гом вашим [т. е. в Храме], — семь дней». Но с тех пор, как разрушен Храм, по постановлению мудрецов заповедь «арбаа миним» мы исполняем все семь дней Суккот — для того, чтобы не забылись времена Храма.

Кошерные «четыре вида» растений на Суккот [↑]

Заметим, в первый день Суккота заповедь «взять четыре вида» («И возьмите себе в первый день плод дерева красивого, ветви пальмовые и отростки дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь пред Господом, Б-гом вашим, семь дней» Ваикра 23, 40) — из Торы, в остальные дни это заповедь мудрецов, постановление в память о Храме, где «брать четыре вида» предписывалось Торой все семь дней.

В каком случае упомянутые растения непригодны для исполнения заповеди (псулим, псуль)? «Изъяны», делающие растение непригодным, бывают трёх видов:

1. Растение — не то, которое предписано Торой (например, не этрог, а апельсин, или лимон, или яблоко).

2. Растение некрасиво, сухое, не того цвета.

3. Растение не цельное, поврежденное, то есть сломано, надкушено, с трещиной.

1. Этрог [↑]

Самое важное — четко знать, что этрог не скрещен с лимоном, а является чистым этрогом. Здесь в Израиле принято покупать плоды из садов, о происхождении которых существует точная информация. Например, во дворе дома рава Михаэля-Йеуды Лефкововича зацал было дерево, выращенное из этрога, который Хазон Иш признал кошерным. Саженцы этого дерева распространялись среди торговцев этрогами, была создана группа, которая продает этроги под названием «Сорт Хазон Иша». Есть также сады от иерусалимского раввинского суда БАДАЦ и т.д. Некоторые покупают этроги из Марокко и Йемена, в этом случае вероятность скрещивания крайне низка.

Второе по важности — чистота, отсутствие пятен.

Когда Вы берете в руки этрог, посмотрите, нет ли пятен и точек на его верхней трети, это самое важное. Даже одна черная или белая точка на верхней трети этрога делает его непригодным (но некоторые черные точки продавцы могут снять).

Если на нижней части этрога есть минимум две или три точки, которые заметны, с какой бы стороны мы ни смотрели на этрог (т.е. как бы мы ни крутили плод — они все равно видны), этрог также непригоден. Если точки коричневые, следует показать этрог раву. Белые и черные пятна хуже всего, всегда делают этрог посуль (непригодным). Если там чисто, рассматриваем этрог дальше.

Изменения в цвете: этрог, покрытый пятнами нетипичного для этрогов цвета (не воскового желтого), например, красного, коричневого, светло-зеленого, — кошер. Но настоятельно рекомендуется найти лучший вариант. Бежевые следы от лежавших на этроге листьев не делают его непригодным, но уменьшают его красоту и стоимость.

Этрог рассматривают на расстоянии вытянутой руки, не нужно смотреть на него в лупу.

В первый день важно, чтобы плод был целым, без отломанных кусочков, порезов, уколов и т.д. Те, кто рассматривает этрог с лупой, проверяют «целостность» или цвет точек.

Форма этрога: шар — посуль, все остальное — кошер, но для красоты и цены имеют значение классическая «этроговая» форма и цвет. Чуть расширенная нижняя часть, вытянутая верхняя и «розочка» на верхушке. Кстати, последнее — не обязательно, но нужно знать: если плодоножка отпала при цветении, следует проверить, не «захватила» ли она с собой кусочек плода. Поэтому некоторые хотят приобрести этрог именно с питэм — розочкой наверху. Кстати, химикаты, делающие её более устойчивой, были найдены во время Вьетнамской войны. После химической атаки все апельсиновые деревья сохранили такие розочки от цветов, это заметили евреи из Армии США и взяли на вооружение.

Размер — минимум с яйцо, лучше в два раза больше. Большинство этрогов имеет необходимый размер.

2. Лулав [↑]

Это молодая ветвь финиковой пальмы. Главная проблема — самый верхний средний лист, который называется тийомет. Самый лучший вариант — если он полностью закрыт, то есть два листа (а таково строение молодых листьев финиковой пальмы — каждый лист как будто сложен вдвое) заканчиваются на одном уровне, и они не сломанные и не сухие. Для сфарадим это не актуально, так как по мнению рава Йосефа Каро, автора Шулхан Аруха, лулав непригоден, только если большинство листьев на ветви сухие или с трещинами.

Но для ашкеназим это важно, поэтому, если тийомет с трещиной, см. ниже:

а) Если трещина по «спинке» длиннее половины длины листа, лулав не кошер.

б) Если короче, лулав кошер. Это в первый день.

Во второй и далее: частично, даже если трещина длиннее половины листа, кошер, но желательно иметь экземпляр получше.

Очень хорошо во все дни использовать лулав с полностью закрытым верхним листом. По мнению рава Давида Леви (ТАЗ — автор комментария Турэй Заав на Шулхан Арух, великий галахист) — лулав считается «проблемным», если он раскрыт на 10 см.; по мнению рава Авраама Данцига, автора книги Хаей Адам, — даже если раскрыт самую малость. Рав Ойербах считал, что если трещина на листке короче половины листа в длину, то можно его подклеить — и лулав становится вполне пригодным, даже превосходным для выполнения заповеди.

Если тийомет выглядит как вилы — верхний лист закачивается раздвоением, так, что два листа выглядят двумя, явно отстоят друг от друга и формой напоминают вилку-двузубец — лулав не годен в первый день. В другие дни он кошер, но стоит иметь лучший.

Если лулав высох настолько, что весь побелел, — посуль всегда, лучше всего искать зеленый и свежий. Все остальное внутри этих границ — вопрос цены и красоты.

Длина лулава — минимум 32, лучше постараться купить лулав длиной 40 см. Измеряется только «позвоночник», верхние листья «не считаются».

Если от верхнего листа — тийомет — отвалилась игла — кошер. Но если сломался сам лист, то лулав посуль, если это видно сразу невооруженным глазом.

Лулав, искривленный в форме серпа, — посуль (встречается редко). Но чуть-чуть искривленный — кошер, однако лучше поискать другой.

Иногда бывает, что лулав заканчивается двумя листами тийомет, растущими на одном уровне, и тогда все законы тийомет относятся к ним обоим.

3. Мирт — Адас [↑]

В Торе сказано, что его листья закрывают ветки, прилегая к ним. В реальности требуется, чтобы листья росли на одном уровне — все три листа каждой «ступени». Существует два мнения, как это следует проверять:

а) Визуально: три листка растут на одном уровне.

б) Ниточкой, обмотанной вокруг ствола.

Превосходный вариант — выбрать адас, в котором по всей длине (30 см.) все трилистники — на одном уровне. Поэтому стоит найти адас с печатью хорошего раввина. Нужно, чтобы было три веточки. Длина той части ветки, которая покрыта трилистниками: по мнению Хазон Иша — 30 см. минимум, по раву Хаиму Ноэ — 24 см. Самое лучшее, когда трилистники идут по всей длине — по всем 30 см. Изначально кошерно также, когда они покрывают часть длиной 24 см. — даже по мнению Хазон Иша. Если трилистниками покрыта часть длиной более 15 см., то это кошер по букве закона.

Если адас сухой: листья побелели — посуль, зеленые — кошер.

Сломалась верхушка веточки — лучше «устрожить» соблюдение закона и взять другую, упал только верхний листок — кошер.

4. Арава — Ива [↑]

Лучше всего — та, которая растет на реках, с красными веточками, продолговатыми листьями гладкой формы. Круглые и пильчатые листья — посуль.

Продолговатые и пильчатые — следует спросить раввина.

Если облетела бОльшая часть листьев — посуль, меньшая — кошер.

Длина: 30 см. — лучше, 24 см. — минимум.

Сухая полностью — посуль, чуть-чуть — кошер.

Подвяла — кошер, но изначально нужно брать каждый день свежую (Рамо). Если арава хорошо сохранилась, нет обязанности её менять.

Сломалась ветка — посуль, верхний листик — кошер. Если у аравы есть листик наверху (называется лавлув), это красиво и означает, что сверху она точно не ломалась.

Как связать? [↑]

Лулав — в середине, арава — слева, адас — справа от него. Смотрим со стороны прямого «позвоночника» ветки лулава. Есть койшеклах (плетеные футлярчики для трёх из «четырёх видов») из лулавных веток. Принято у ашкеназим.

На лулав надевают три кольца из листьев лулава же (попросите у продавца посульный лулав для этих целей).

Осторожно с адасом и аравой при связывании, у них могут оторваться листья.

Лулав должен быть на десять сантиметров выше адаса и аравы (минимум). Есть обычай привязывать адас выше, чем араву.

Стоит потратить деньги на покупку предметов для выполнения заповеди, это способствует победе над силами зла (Сефер Харедим).

toldot.ru

Что значит кашерные «четыре вида» растений на Суккот? — вопросы раввину

Уважаемый Я.!

Крайне актуальный сейчас вопрос!

Разобьём нашу статью на четыре пункта, а также заключительную пятую часть, в которой расскажем, как связать все четыре (три вида) в один.

Заметим, в первый день Суккота заповедь «взять четыре вида» («И возьмите себе в первый день плод дерева красивого, ветви пальмовые и отростки дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь пред Господом, Б-гом вашим, семь дней» Ваикра 23, 40) — из Торы, в остальные дни это заповедь мудрецов, постановление в память о Храме, где «брать четыре вида» предписывалось Торой все семь дней.

В каком случае упомянутые растения непригодны для исполнения заповеди (псулим, псуль)? «Изъяны», делающие растение непригодным, бывают трёх видов:

1. Растение — не то, которое предписано Торой (например, не этрог, а апельсин, или лимон, или яблоко).

2. Растение некрасиво, сухое, не того цвета.

3. Растение не цельное, поврежденное, то есть сломано, надкушено, с трещиной.

1. Этрог

Самое важное — четко знать, что этрог не скрещен с лимоном, а является чистым этрогом. Здесь в Израиле принято покупать плоды из садов, о происхождении которых существует точная информация. Например, во дворе дома рава Михаэля-Йеуды Лефкововича зацал было дерево, выращенное из этрога, который Хазон Иш признал кошерным. Саженцы этого дерева распространялись среди торговцев этрогами, была создана группа, которая продает этроги под названием «Сорт Хазон Иша». Есть также сады от иерусалимского раввинского суда БАДАЦ и т.д. Некоторые покупают этроги из Марокко и Йемена, в этом случае вероятность скрещивания крайне низка.

Второе по важности — чистота, отсутствие пятен.

Когда Вы берете в руки этрог, посмотрите, нет ли пятен и точек на его верхней трети, это самое важное. Даже одна черная или белая точка на верхней трети этрога делает его непригодным (но некоторые черные точки продавцы могут снять).

Если на нижней части этрога есть минимум две или три точки, которые заметны, с какой бы стороны мы ни смотрели на этрог (т.е. как бы мы ни крутили плод — они все равно видны), этрог также непригоден. Если точки коричневые, следует показать этрог раву. Белые и черные пятна хуже всего, всегда делают этрог посуль (непригодным). Если там чисто, рассматриваем этрог дальше.

Изменения в цвете: этрог, покрытый пятнами нетипичного для этрогов цвета (не воскового желтого), например, красного, коричневого, светло-зеленого, — кошер. Но настоятельно рекомендуется найти лучший вариант. Бежевые следы от лежавших на этроге листьев не делают его непригодным, но уменьшают его красоту и стоимость.

Этрог рассматривают на расстоянии вытянутой руки, не нужно смотреть на него в лупу.

В первый день важно, чтобы плод был целым, без отломанных кусочков, порезов, уколов и т.д. Те, кто рассматривает этрог с лупой, проверяют «целостность» или цвет точек.

Форма этрога: шар — посуль, все остальное — кошер, но для красоты и цены имеют значение классическая «этроговая» форма и цвет. Чуть расширенная нижняя часть, вытянутая верхняя и «розочка» на верхушке. Кстати, последнее — не обязательно, но нужно знать: если плодоножка отпала при цветении, следует проверить, не «захватила» ли она с собой кусочек плода. Поэтому некоторые хотят приобрести этрог именно с питэм — розочкой наверху. Кстати, химикаты, делающие её более устойчивой, были найдены во время Вьетнамской войны. После химической атаки все апельсиновые деревья сохранили такие розочки от цветов, это заметили евреи из Армии США и взяли на вооружение.

Размер — минимум с яйцо, лучше в два раза больше. Большинство этрогов имеет необходимый размер.

2. Лулав — пальмовая ветвь

Это молодая ветвь финиковой пальмы. Главная проблема — самый верхний средний лист, который называется тийомет. Самый лучший вариант — если он полностью закрыт, то есть два листа (а таково строение молодых листьев финиковой пальмы — каждый лист как будто сложен вдвое) заканчиваются на одном уровне, и они не сломанные и не сухие. Для сфарадим это не актуально, так как по мнению рава Йосефа Каро, автора Шулхан Аруха, лулав непригоден, только если большинство листьев на ветви сухие или с трещинами.

Но для ашкеназим это важно, поэтому, если тийомет с трещиной, см. ниже:

а) Если трещина по «спинке» длиннее половины длины листа, лулав не кошер.

б) Если короче, лулав кошер. Это в первый день.

Во второй и далее: частично, даже если трещина длиннее половины листа, кошер, но желательно иметь экземпляр получше.

Очень хорошо во все дни использовать лулав с полностью закрытым верхним листом. По мнению рава Давида Леви (ТАЗ — автор комментария Турэй Заав на Шулхан Арух, великий галахист) — лулав считается «проблемным», если он раскрыт на 10 см.; по мнению рава Авраама Данцига, автора книги Хаей Адам, — даже если раскрыт самую малость. Рав Ойербах считал, что если трещина на листке короче половины листа в длину, то можно его подклеить — и лулав становится вполне пригодным, даже превосходным для выполнения заповеди.

Если тийомет выглядит как вилы — верхний лист закачивается раздвоением, так, что два листа выглядят двумя, явно отстоят друг от друга и формой напоминают вилку-двузубец — лулав не годен в первый день. В другие дни он кошер, но стоит иметь лучший.

Если лулав высох настолько, что весь побелел, — посуль всегда, лучше всего искать зеленый и свежий. Все остальное внутри этих границ — вопрос цены и красоты.

Длина лулава — минимум 32, лучше постараться купить лулав длиной 40 см. Измеряется только «позвоночник», верхние листья «не считаются».

Если от верхнего листа — тийомет — отвалилась игла — кошер. Но если сломался сам лист, то лулав посуль, если это видно сразу невооруженным глазом.

Лулав, искривленный в форме серпа, — посуль (встречается редко). Но чуть-чуть искривленный — кошер, однако лучше поискать другой.

Иногда бывает, что лулав заканчивается двумя листами тийомет, растущими на одном уровне, и тогда все законы тийомет относятся к ним обоим.

3. Мирт — Адас

В Торе сказано, что его листья закрывают ветки, прилегая к ним. В реальности требуется, чтобы листья росли на одном уровне — все три листа каждой «ступени». Существует два мнения, как это следует проверять:

а) Визуально: три листка растут на одном уровне.

б) Ниточкой, обмотанной вокруг ствола.

Превосходный вариант — выбрать адас, в котором по всей длине (30 см.) все трилистники — на одном уровне. Поэтому стоит найти адас с печатью хорошего раввина. Нужно, чтобы было три веточки. Длина той части ветки, которая покрыта трилистниками: по мнению Хазон Иша — 30 см. минимум, по раву Хаиму Ноэ — 24 см. Самое лучшее, когда трилистники идут по всей длине — по всем 30 см. Изначально кошерно также, когда они покрывают часть длиной 24 см. — даже по мнению Хазон Иша. Если трилистниками покрыта часть длиной более 15 см., то это кошер по букве закона.

Если адас сухой: листья побелели — посуль, зеленые — кошер.

Сломалась верхушка веточки — лучше «устрожить» соблюдение закона и взять другую, упал только верхний листок — кошер.

4. Арава — Ива

Лучше всего — та, которая растет на реках, с красными веточками, продолговатыми листьями гладкой формы. Круглые и пильчатые листья — посуль.

Продолговатые и пильчатые — следует спросить раввина.

Если облетела бОльшая часть листьев — посуль, меньшая — кошер.

Длина: 30 см. — лучше, 24 см. — минимум на троечку.

Сухая полностью — посуль, чуть-чуть — кошер.

Подвяла — кошер, но изначально нужно брать каждый день свежую (Рамо). Если арава хорошо сохранилась, нет обязанности её менять.

Сломалась ветка — посуль, верхний листик — кошер. Если у аравы есть листик наверху (называется лавлув), это красиво и означает, что сверху она точно не ломалась.

Как связать?

Лулав — в середине, арава — слева, адас — справа от него. Смотрим со стороны прямого «позвоночника» ветки лулава. Есть койшеклах (плетеные футлярчики для трёх из «четырёх видов») из лулавных веток. Принято у ашкеназим.

На лулав надевают три кольца из листьев лулава же (попросите у продавца посульный лулав для этих целей).

Осторожно с адасом и аравой при связывании, у них могут оторваться листья.

Лулав должен быть на десять сантиметров выше адаса и аравы (минимум). Есть обычай привязывать адас выше, чем араву.

Стоит потратить деньги на покупку предметов для выполнения заповеди, это способствует победе над силами зла (Сефер Харедим).

Хаг самеах! Мендель Агранович

toldot.ru

Праздник Кущей, Суккот

Праздник Кущей, Суккот

Знаете ли вы, когда впервые прозвучали эти слова, данные нам Самим Господом, чтобы мы помнили и передавали их из рода в род? Когда мы еще жили в шалашах во время 40-летнего странствования нашего народа по пустыне. На иврите слово «шалаш» звучит как «суккa». Что же такое такое шалаш? Это некое временное жилище, дающее возможность отдохнуть, восстановить силы. Он дает защиту от неблагоприятных погодных явлений. В общем, это временное пристанище человека. Когда во время нашего странствования по пустыне Бог призывал нас двигаться дальше, мы собирали свои суккот (шалаши, или кущи), а затем снова ставили их уже на новом месте. Конечно, без благословений Божьих мы бы не выжили в этих временных домах пустыни на протяжении целых сорока лет. Поэтому с тех самых пор на протяжении вот уже стольких столетий в каких бы жилищах — благоустроенных или не очень — мы ни обитали, не умолкала в нашем народе молитва:

«Барух ата, Адонай, Элогейну, Мелех гаолам, ашер кидшану бемицватов вецивану лейшев басукка!» «Благословен ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам жить в шалаше».

В память об этом странствовании и обо всех благословениях Божьих во время него и был установлен восьмидневный праздник — Суккот.

«А в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень семь дней: в первый день покой и в восьмой день покой; в первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней; и празднуйте этот праздник Господень семь дней в году: это постановление вечное в роды ваши; в седьмой месяц празднуйте его; в кущах живите семь дней; всякий туземец Израильтянин должен жить в кущах, чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш» (Левит 23:39-43)

Живя в пустыне, в шалашах, питаясь манной, получая воду из скалы, а затем собирая обильные урожаи в земле обетования, наш народ в эти дни — дни праздника Суккот — возносил благодарственные молитвы к Всевышнему Богу; благодарил за Его милость, за благословения, духовные, душевные и физические в течение года. Суккот — последний из трех праздников, когда каждый совершеннолетний мужчина обязан был явиться пред лицом Господа в Храм с дарами — плодами своих трудов, с приношениями и пожертвованиями. Это аграрный праздник, отмечающий сбор урожая в Стране Израиля:

«В пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень семь дней: в первый день покой и в восьмой день покой» (Левит 23:39)

sukkot2

Обратите внимание на заповедь Божью: «В первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней». Наш народ вывел из этого целую традицию, собирая определенные травы и ветви в пучки, украшая ими свои кущи-сукки и размахивая ими пред лицом Господа. Вот какие растения традиционно собираются на Суккот:

  • этрог — «отросток» или «побег», плод особого цитрусового растениями со сладким вкусом;
  • лулав — «ветвь хорошего дерева», пальмовая ветвь. В составе лулава это самая крупная ветвь.
  • хадас — ветви широколиственных деревьев.
  • арава — верба речная, или ива.

Собранные в лулав растения символизируют предстоящее в будущем собрание радости, когда все народы соберет Господь под владычество Царя Мессии. Вот как говорит об этом пророк Захария:

«Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей» (Захария 14:16)

Если эти растения должны напоминать нам о нашей преданности делу служения Господу, то весь праздник Суккот должен напоминать о том, что мы — только пришельцы и странники на этой земле. Наше тело — это всего лишь наша «суккa» на земле, а наша душа — обитательница этой сукки-тела, нуждается в Божьей защите, покровительстве и водительстве, как нуждались в них наши отцы, живя в шалашах. Рабби Шауль, более известный как Апостол Павел, писал:

«Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2 Коринфянам 5:1)

Бог обитал с нами, когда мы жили в шалашах в пустыне. И сегодня Он хочет быть с каждым из нас. Если рядом с шалашами наших отцов стояла скиния собрания — место обитания Божьего, — куда мог и должен был приходить каждый, то сегодня через жертву Мессии Иисуса Бог приходит по первому нашему прошению в наш шалаш, нашу сукку, к нашей душе, потому что Он смог сделать то, чего не в состоянии сделать никто больше. Вот как сказано в Послании к Евреям 9:11,12:

«Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление»

Мессия Йешуа на Голгофском кресте взял на Себя грехи всех нас, чтобы каждый имел в своей данной Господом сукке очищенную, прощенную, примирившуюся с Господом душу. Поэтому давайте нести весть об этом всем нашим братьям и сестрам по плоти.

ieshua.org

Суккот — Праздник Кущей - Irzeis

3720816_sykkot_1_ (288x400, 81Kb)Суккот (ивр. סוכות‎), Праздник кущей — один из основных праздников еврейского народа, начинается 15 числа месяца тишрей (осенью) и продолжается семь дней.  В 2012 году первый день праздника приходится на 1 октября. Как и другие праздники, Суккот начинается в день накануне праздника перед заходом солнца (Эрев Хаг). Хозяйка дома зажигает свечи, и через некоторое время в синагоге начинают праздничную вечернюю службу (маарив).В это время по традиции следует выходить из дома и жить в Сукке (шатре, куще), вспоминая о блуждании евреев по Синайской пустыне. В пустыне нет лесов, в которых они могли бы жить в сени деревьев, вот и приходилось им строить укрытие от солнечных лучей - шалаш.Суккот, происходит от слова Сукка, что означает - Шалаш.Есть и другое название у Суккот — праздник уборки урожая. Он всегда выпадает на осень, на пору окончания летней страды, когда урожай полей, садов и виноградников стекается в амбары и на склады.Кроме того, что Суккот это названия праздника, Суккот, это так же название города или селения, которое было первой остановкой у иудеев, покидавших Египет. «И отправились сыны Исраэйлевы из Раамсэйса в Суккот» (Шемот 12-13, 37).

Кульминацией праздника является восьмой день, который называется Шмини Ацерет ( буквально «восьмого — праздничное собрание»), который в Эрец-Исраэль совпадает с праздником Симхат-Тора (в этот день завершается годичный цикл чтения Торы и сразу же начинается новый цикл).

Праздник Суккот наравне с Песах и Шавуот, является праздником, в который евреи должны были подниматься в Иерусалим, дабы принести в храм урожай с полей своих:

sukkot3 (600x396, 99Kb)

«...в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете плоды земли, празднуйте праздник Господень семь дней: в день первый покой и в день восьмой покой. И возьмите себе в первый день плод дерева красивого (этрога), ветви пальмовые и отростки дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь пред Господом, Богом вашим, семь дней и празднуйте этот праздник Господу семь дней в году (это) устав вечный в роды ваши, в седьмой месяц празднуйте его. В кущах живите семь дней, всякий коренной житель в Исраэйле должен жить в кущах». Разумеется, слово Кущи на иврите написано как Сукка.

Касательно вопроса, что празднуют в Суккот, Тора ясно пишет: «Дабы знали роды (поколения) ваши, что в кущах поселил Я сынов Исраэйлевых, когда вывел их из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш». (В тексте на иврите вместо слова Господь присутствует его Имя).

В Сукку принято вносить набор из четырёх вещей (Арбаат-ха-миним - буквально «четыре вида»), как написано в описании: «И возьмите себе в первый день плод дерева красивого (этрога), ветви пальмовые и отростки дерева густолиственного, и верб речных...» 

sukkot6 (600x458, 71Kb)

Лулав - нераскрывшаяся пальмовая ветвь, Этрог - цитрус, Адас - мирт, Арава - ива. Принято ежедневно в дни праздника поднимать и благословлять все четыре вида растений, каждый из которых символизирует определенный тип людей:

  • Этрог, обладающий и вкусом, и запахом, — это евреи, знающие Тору и совершающие добрые дела.
  • Лист финиковой пальмы, дающей плод сладкий, но без запаха, — это евреи, обладающие знанием Торы, но не совершающие добрых дел.
  • Мирт — растение несъедобное, но приятно пахнущее, — это евреи, от которых, как аромат, исходят добрые дела.
  • Ива, у которой нет ни вкуса, ни запаха, — это евреи, которые не знают Тору и не делают добра.

sukkot5 (600x450, 123Kb)

И все-таки Бог всех соединил в один букет — один народ, чтобы помогали друг другу, просвещали друг друга и отвечали друг за друга.

Согласно другому толкованию, каждое из растений — определенная часть человеческого тела. Этрог — это сердце, тонкий и прямой пальмовый лист — позвоночник, мирт с его овальными листочками — глаза, а ива — уста. Собранные вместе, они составляют человека, всем сердцем преданного своему Творцу.

В канун праздника устраиваются специальные базары, где продаются этроги, лулавы, пальмовые ветви для кровли, приспособления для постройки и украшения сукки. При покупке лулава и этрога следует воспользоваться указаниями знающего человека или — лучше всего — обратиться к раввину.

sukkot1 (600x464, 93Kb)

По традиции имеющие лулав и этрог безотказно делятся с теми, кто их не имеет, чтобы каждый еврей мог выполнить мицву «четырех растений».

Правилам относительно Сукки посвящен особый трактат Сукка в Талмуде. При строительстве Сукки принято покрывать ее листьями или соломой, стены можно делать из любого подручного материала. На сегодняшний день Сукку строят, из чего хотите,  Можно даже купить готовую, главное, что бы на крыше ее были эти самые ветви.

sukkot2 (600x450, 83Kb)

  Сукка должна быть достаточно хорошо покрыта, так, чтобы внутри было больше тени, чем света. Покрытие, однако, не должно быть столь плотным, чтобы сильный дождь не мог проникнуть внутрь.  У Сукки должно быть по меньшей мере три стены, и располагаться она должна под открытым небом (не внутри дома, под навесом или под деревом).  Строение должно быть украшено.  В первый вечер праздника хозяин Сукки должен съесть в ней по меньшей мере кусок хлеба величиной с маслину; если хозяин ужинает, он должен делать это в Сукке. Суккот - праздник сбора урожая,  поэтому  к праздничному столу принято подавать плоды нового урожая и блюда из них.Заповедь «Сукка» не распространяется на женщин, и они не обязаны есть в шалаше. Но женщины, пожелавшие исполнить эту заповедь наравне с мужчинами, имеют на это право.

sukkot (600x335, 55Kb)

В первые два дня Суккот, как и во все другие праздничные дни, запрещена любая работа и не положено зажигать огонь, но разрешается готовить еду. Как же быть? Обычно оставляют горящую горелку на все дни праздника: от горящего огня зажигать дозволяется, а он необходим не только для кухни, но и для праздничных свечей.

Во время промежутка между первыми и последними праздничными днями — Холь а-Моэд — нет запрета на всякого рода деятельность.  Наступают так называемые полупраздники: школьники и студенты не учатся, а на предприятиях и в учреждениях принято либо брать отпуск, либо работать полдня.Тем не менее нужно избегать обыденных домашних дел вроде стирки и шитья, а делать лишь самое необходимое, не терпящее отлагательства. Принято также подчеркивать праздничность этих дней особенно вкусной едой и нарядной одеждой.

Праздник Суккот наполнен запахом листвы и свежесрезанных веток, ароматами мирты и этрога. В дни Суккот еврейские города  вдруг превращаются в зеленый сад от появления множества шалашей, украшенных яркой зеленью — во дворах, в палисадниках, на балконах и верандах, на автомобильных стоянках. Ни одна военная база не обходится без праздничной сукки.

Сегодня уже мало кто действительно живет в шалаше все семь дней праздника. Обычно семья только обедает в сукке, лишь некоторые остаются там на ночь. Особенно радуются Суккоту дети, воспринимающие этот праздник как интересное приключение. 

sukkot4 (599x399, 140Kb)

PS.  В Библии Суккот — «праздник собирания плодов» — «праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна твоего и из точила твоего»

В Суккот, как вы поняли, принято строить Сукку, приносить в нее "арбаат ха миним", и жить в ней семь дней, а самое главное веселится!!!

  Веселого вам праздника Суккот!!!

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

zirina479.livejournal.com


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта