Растения которые лечат человека 3 класс. О ТРАВАХ, КОТОРЫЕ ЛЕЧАТ ВЕСЬ ОРГАНИЗМ, ДЕРЕВЬЯХ, КОТОРЫЕ СПОСОБСТВУЮТ УЛУЧШЕНИЮ СУДЬБЫ

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Лекарства зеленой аптеки". Растения которые лечат человека 3 класс


Презентация "Растения, которые нас лечат"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Растения, которые нас лечат ГУ «Аккольская средняя школа №4 Подготовила учитель начальных классов Цыганкова Надежда Николаевна

2 слайд Описание слайда:

ФИТОТЕРАПИЯ Это одна из самых древних медицинских наук. В переводе с греческого означает- лечение травами. Растения обладают огромной силой, которую могут передать нам. Эта сила у нас под ногами и надо правильно ею воспользоваться

3 слайд Описание слайда:

Первое упоминание о лекарственных растениях принадлежит выдающемуся врачу Древней Греции Гиппократу. Через 6 веков римский врач Гален доказал, что лекарственные растения содержат действующие вещества и научился их извлекать. Он делал отвары, порошки,настои

4 слайд Описание слайда:

На Руси лекарственные растения применялись также издавна. Лечили людей знахари и ведуны, а также людей лечили монахи. В конце 16 века в России появляются рукописные лечебные травники. По приказу Петра 1 были созданы первые ботанические сады или аптекарские огороды при аптеках

5 слайд Описание слайда:

ВАЛЕРИАНА ЛЕКАРСТВЕННАЯ С лечебной целью используются корневище с корнями Препараты из валерианы применяют как успокаивающее средство при нервном возбуждении, истерии, бессоннице, судорогах, понижает кровяное давление. Используется в виде спиртовых настоек

6 слайд Описание слайда:

ЗВЕРОБОЙ ПРОДЫРЯВЛЕННЫЙ Для лечения используют цветки, листья и стебли. Лекарства из травы обладают противовоспалительным, вяжущим, бактерицидным, ранозаживляющими и желчегонными свойствами. Зверобой издавна применяется в народной медицине, его называют «лекарством от 99 болезней»

7 слайд Описание слайда:

БОЯРЫШНИК КРОВАВО-КРАСНЫЙ Выглядит очень богато и важно, поэтому и получил такое название из однокоренного слова «боярин». Используется для лечения сердечно-сосудистой системы. Снимает воспаление, оказывает противоопухолевое действие. Применяют при головных болях, эпилепсии.

8 слайд Описание слайда:

КАЛИНА ОБЫКНОВЕННАЯ В медицине используются кора и ягоды. Кора оказывает вяжущее, кровоостанавливающее, противовоспалительное действие. Плоды калины едят сырыми с сахаром или мёдом при повышенном давлении, они влияют на сократительную деятельность сердца

9 слайд Описание слайда:

ПУСТЫРНИК ОБЫКНОВЕННЫЙ (СЕРДЕЧНИК) Издавна применяется в медицине. Лекарственным сырьём являются соцветия и листья. С конца 19 века в России применяется при заболеваниях сердца. С 1930 года стали назначать вместо валерианы, так как в 2 раза сильнее по действию. Лечат повышенную нервную возбудимость ,пороки сердца, стенокардию

10 слайд
Описание слайда:

ТЫСЯЧЕЛИСТНИК ОБЫКНОВЕННЫЙ Являлся ценнейшим лекарственным растением, хотя и сейчас используется достаточно широко. Используется как кровоостанавливающее и ранозаживляющее средство. Древние ацтеки использовали от пятен на лице. В настоящее время находит применение в народной медицине при кишечных, желудочных болях, болезнях печени

11 слайд Описание слайда:

КРАПИВА ДВУДОМНАЯ Очень ценное поливитаминное растение, много витамина С, а 20 листьев растения обеспечивает суточной потребность в витамине А. Содержит вещество- секретин, которое нормализует обмен веществ, стимулирует выработку гомона инсулина, который регулирует содержание сахара в крови

12 слайд Описание слайда:

ЛОПУХ БОЛЬШОЙ (РЕПЕЙНИК) В лечебных целях используются корни лопуха, хотя в народной медицине используют для снятия головной боли целые листья лопуха. Лечебные препараты рекомендуют применять при желудочно-кишечных заболеваниях, заболеваниях печени, блокирует рост опухолей. Настой корней на миндальном или оливковом масле укрепляет волосы

13 слайд Описание слайда:

ОДУВАНЧИК ЛЕКАРСТВЕННЫЙ Очень выносливое растение. Эффективное средство при для стимуляции работы почек и печени. Может использоваться, как болеутоляющее средство. Замечено, что препятствует образованию камней в желчном пузыре. В молодых листьях одуванчика много витаминов и микроэлементов.

14 слайд Описание слайда:

ПОДОРОЖНИК БОЛЬШОЙ Используются в лечебных целях листья растения. Сок, настои, экстракты используются как кровоостанавливающие, ранозаживляющие, отхаркивающие средства. Экстракты из листьев на воде или спирте используют при лечении язвенных болезней, нормализуют выработку холестерина, сок листьев дезинфицирует раны.

15 слайд Описание слайда:

ОВЁС ПОСЕВНОЙ Самый популярный лечебный злак. В официальной медицине используется, как диетическое средство. Является общеукрепляющим, омолаживающим средством.Обновляет кровь, препятствует образованию тромбов, является потогонным и мочегонным средством

16 слайд Описание слайда:

ЛИПА МЕЛКОЛИСТНАЯ Польза липы для здоровья человека настолько сильна, что применяется для лечения самых разнообразных заболеваний. Используются листья, почки и цветки растения. При простудах используется липовый чай и липовый мёд. Это спазмолитическое и потогонное средство

17 слайд Описание слайда:

БРУСНИКА ОБЫКНОВЕННАЯ Прекрасный целебный продукт, её называют «ягодой бессмертия». В медицине используются листья и ягоды растения. Они обладают мочегонным, антисептическим, противовоспалительными свойствами. Применяется для лечения нервных расстройств, ревматизма, энуреза,почек

18 слайд Описание слайда:

ЧЕСНОК ПОСЕВНОЙ и ЛУК РЕПЧАТЫЙ Чеснок применяется в медицине более 4000 лет. Древние римляне считали чеснок и лук средствами, придающими смелость и бодрость духа, всегда включали в пищу воинов. Чеснок и лук употребляют внутрь в качестве возбуждающего, мочегонного, антисептического средства. Лук –природный антибиотик

19 слайд Описание слайда:

ОБЛЕПИХА КРУШИНОВИДНАЯ В медицине используются плоды растения, которые очень богаты витаминами, микроэлементами- это ценнейший поливитаминный продукт. Свежие плоды используются для получения облепихового масла. В научной медицине масло применяется при лечении ожогов, обморожений ,экзем, плохо заживающих язв

20 слайд Описание слайда:

ХВОЩ ПОЛЕВОЙ В медицине используются стебли с листьями. Использовали как лекарственное средство очень давно. В современной медицине применяется как мочегонное противовоспалительное средство. Хорошо останавливает небольшие наружные кровотечения

21 слайд Описание слайда:

ПОЛЫНЬ ГОРЬКАЯ В медицине используют листья, молодые стебли соцветия. Используют для лечения болезней желчного пузыря и органов пищеварения. Неприятный вкус не является помехой для употребления. Её употребляют при повышенной кислотности, гастритах, бессоннице, хорошее глистогонное средство

22 слайд
Описание слайда:

ШИПОВНИК Известно более 60 видов растения. Используются цветы, плоды и листья растения. Является поливитаминным растением. В нём в 100 раз больше витамина С, чем в лимоне, в 10 раз больше, чем в смородине и в сухих плодах их больше, чем в свежих. Используется в качестве вяжущего средства,болеутоляющего,при болезнях органов пищеварения

23 слайд Описание слайда:

МАЛИНА ОБЫКНОВЕННАЯ В народной медицине используются цветки и листья растения, а в научной, только плоды. Сушёные плоды являются прекрасным потогонным средством при простудных заболеваниях, гриппе, ангине. Кроме того они обладают антисептическим и жаропонижающим свойствами.

24 слайд Описание слайда:

Одной из проблем 21 века является охрана окружающей среды, она касается и охраны лекарственных растений. Нерациональная, бессистемная их заготовка привели к уменьшению запасов лекарственных растений. Давайте вместе Поможем им выжить! «Здоровье-это не всё, но всё без здоровья –ничто» (Сократ) БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ !

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-023562

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Лекарства зеленой аптеки"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (21,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

Образовательные:

1) расширить представление учащихся о лекарственных растениях;

2) познакомить с их лекарственными свойствами.

Развивающие:

1) обобщить и систематизировать представления детей о единстве природы и человека;

2) развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности;

3) развивать логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающей природе (растениям), к здоровью человека.

Используемые методы: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, микроисследование, беседа, рассказ учителя, сообщения учащихся.

Формы проведения урока: игра-путешествие с использованием работы в группах, фронтальной, индивидуальной.

Оборудование:

  • Презентация урока.
  • Карточки для работы в группах.
  • Материал для микроисследований: лук, нож, доска, лист мяты.

Техническое обеспечение: компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор.

Ход занятия

1. Организационный момент

Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Хорошо запоминать.

Ребята, для работы на уроке вы должны разделиться на 6 групп. (Учащиеся рассаживаются так, чтобы им было удобно работать в группах.)

2. Постановка проблемного вопроса. Целеполагание

Наступила зима. Стало холодно. (Слайд 2) Люди в это время года, как правило, чаще болеют. Им требуется лечение. Врачи предлагают нам большой выбор лекарственных средств. (Слайд 3) Но нам известно, что при изготовлении лекарств используют химические вещества, которые кроме пользы могут принести вред нашему организму. Какой у вас возникает вопрос?

Что делать? Как защитить себя от вирусов, от заболеваний? (Слайд 4)

На этот вопрос мы и постараемся ответить на нашем занятии. Попробуйте сформулировать тему нашего урока, отгадав загадку:

Дышит, растёт, Людей исцеляет, А ходить не может.

Лекарственные растения. (Слайд 5)

3. Изучение нового материала

а) Использование лекарственных растений в древние времена

Итак, ребята, давайте сначала отправимся в далекое прошлое и узнаем, как же люди лечились раньше. Оказывается, лекарственные растения известны человеку с незапамятных времён. Ещё наши прадеды использовали их целебные свойства для того, чтобы избавиться от различных недугов. (Слайд 6) Но в старые времена из-за недостатка знаний сила, которая кроется в растениях, казалась человеку колдовской, волшебной. Верили, что есть травы, которые могут указывать под землёй клад, могут отбить память, приворожить. (Слайд 7) Много легенд было сложено про корни женьшеня и мандрагоры, похожих на человечков. (Слайд 8) Будто бы женьшень не даётся в руки человеку с нечистой совестью, будто бы корень мандрагоры страшно кричит, когда его вырывают из земли. Лечились, кто как умел. В Древнем Египте, например, в третий день каждого месяца принимали касторку. (Слайд 9) В Древней Греции больного выносили на улицу: может, прохожий даст ценный совет. В средние века знахарство было опасным. Таких людей могли сжечь на костре по обвинению в колдовстве. (Слайд 10) Но знание трав, полезных людям, далось не сразу.

Ребята, подумайте, какие овощи используем мы при первых признаках заболевания, например, гриппом?

Лук, чеснок. (Слайд 11)

Правильно. А вам известна поговорка "лук от семи недуг"? Оказывается, сложена она русскими давным-давно, но ещё раньше в Индии мама надевала на шею ребенку, как ладонки, головки чеснока. Ещё раньше, в Древнем Египте, говорили: "Клянусь луком, клянусь чесноком!"

Двадцать лет 10 тысяч рабов строили пирамиду-гробницу царя Хеопса. И каждый день для защиты от болезней строителям выдавали лук и чеснок. (Слайд 12) Но в чём состоит эта защита, египтяне объяснить не могли.

А вот послушайте, какими свойствами обладает обыкновенный мак. (Слайд 13) Оказывается, древние греки изображали бога сна со стеблем мака в руках. Один из древнегреческих городов назывался Меконе - "город мака". Стоило человеку, страдающему бессонницей, отведать напиток, приготовленный меконцами из макового сока, как больной засыпал. Но почему мак навевает сон, древние греки объяснить не могли. Это стало возможно лишь тогда, когда химия заняла одно из первых мест среди наук. Вещества, которые химики обнаружили в соке снотворного мака, сейчас входят в состав многих обезболивающих и успокаивающих лекарств.

б) Практическая работа №1 (работа в группах)

А сейчас, ребята, мы с вами проведем небольшое исследование. (У каждой группы на парте головки лука, нож.) Разрежьте луковицу. Что вы чувствуете?

Ответы учеников.

Теперь вам понятно, почему у того, кто чистит лук, в глазах выступают слезы.

А что вы увидели в самой серединке луковицы? Да, в луковице, как в колыбели, спит до поры до времени детка-росток под охраной невидимой стражи. Разрезав луковицу, человек выпустил невидимых стражей наружу, и они атаковали его глаза. Эти защитные вещества называются фитонцидами. (Слайд 14) Они, убивая возбудителей болезней, бактерии, способны охранять не только растение, но и людей. Вот почему врачи советуют вам, чтобы не заболеть, каждый день съедать дольку чеснока или лука. Из чеснока приготовляют лекарство сативин. А если вы разрежете чеснок на мелкие дольки и разложите в своей комнате или в классе, то фитонциды, выделяемые чесноком, убивая возбудителей, будут охранять и нас от болезней. (Слайд 15)

Практическая работа №2 (работа в группах)

А сейчас, ребята, мы с вами проведем еще одно исследование. (У каждой группы на парте листья перечной мяты.) Ребята, разотрите пальцами лист мяты. Что вы почувствовали?

Ответы учеников. Правильно, вы почувствовали приятный запах и ощутили ладонью холодок. Это даёт о себе знать ментол - основная часть мятного масла, чьи капельки попали на вашу ладонь. Ментол и освежает, и успокаивает. Скажите, где используется ментол?

В мятной карамели, в жевательной резинке, зубной пасте.

Да, действительно, с ним мы встречаемся и в кондитерской, и в ванной комнате. Есть он в сердечных лекарствах, например, в валидоле, а также в лекарствах от насморка. (Слайд 16)

в) Путешествие в Зелёную аптеку

Ребята, как вы думаете, куда надо отправиться, чтобы узнать, как можно больше о растениях?

В лес.

Конечно же, в лес! Итак, в путь - дорогу, друзья! Представьте, что за окном не снег и мороз, а наступила весна. Ярко светит солнце, на деревьях - распустились листочки, расцвели цветы. И вот мы с вами в лесу. (Слайд 17) Как здесь красиво! (Слайд 18) А помогут нам мои помощники - друзья природы.

Работа в группах. (Представители от групп выступают с сообщениями)

1. Ландыши (Слайд 19) - самые ароматные и самые изящные из весенних цветов. Из них делают ландышевые капли, которые успокаивают сильное сердцебиение, а также добавляют в одеколон и мыло. Существует красивая легенда о том, что ландыш оплакивал ушедшую весну такими горючими слезами, что кровь выступила из "его сердца" и окрасила зелёные слёзы в ярко-красные. Такие ярко-красные шарики появляются осенью на месте белых цветов.

2. Другим не менее знаменитым растением леса можно назвать валериану (Слайд 20).

Помните, как Том Сойер напоил жёлтого кота Пита болеутолителем и что после этого случилось? Видимо, болеутолитель содержал валериану, которую очень любят кошки. Валериана и называется кошачьей травой. Название растения произошло от латинского "Валере" - быть здоровым. Корни и корневища валерианы сильно пахнут. Их выкапывают осенью, сушат, а потом заваривают как чай или делают настойку на спирту. Употребляют как успокаивающее средство при нервном и сердечном возбуждении. Валериану, как и ландыш, надо охранять. Она, кстати, прекрасно растёт на садовом участке.

Ребята, как вы думаете, почему в лесу так легко дышится?

В нём чистый воздух.

Как и чем он очищается?

Деревьями. Деревья выделяют такие вещества в воздух, которые очищают его от вредных микробов.

Как называются эти вещества? Какие растения их выделяют?

Это фитонциды. Сосна, дуб, мята, берёза, жасмин, чёрная смородина, черёмуха. (Слайд 21)

3. Посмотрите на ветку черёмухи. (Слайд 22)

Вспомните её душистые цветы. Черёмуха - очень хорошее лекарственное растение. Горсть спелой черёмухи или стакан её отвара помогают при расстройстве желудка. Настой коры принимают при ревматизме. Настой цветков при глазных болезнях, а настой листьев при болезни лёгких. А самое замечательное свойство черёмухи - способность очищать воздух от микробов: она выделяет наиболее сильные фитонциды.

Ребята, пора нам отправляться дальше. Пойдём со мной по одной моей любимой тропинке.

Физкультминутка (Слайд 23)

По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)По тропинке побежим, До лужайки добежим. (Бег на месте.)Стоп. Немного отдохнем. И опять пешком пойдем. (Ходьба на месте.)

И вот тропинка привела нас на луг. Как много здесь цветов! (Слайд 24)

Ай! Я поранила ногу! Ребята, что же делать? До аптеки далеко. Где взять лекарство?

Ответы учеников. (Слайд 25)

4. Сорвите лист подорожника и приложите к больному месту. Постепенно боль стихает. Подорожник расселяется там, где ходят люди, т. к. его семена осенью вместе с грязью прилипают к обуви и путешествуют вместе с нею. Семена подорожника переправились вместе с европейцами даже в Америку, индейцы с ужасом смотрели на подорожник и метко назвали его "след белого". Подорожник незаменим в походе. Его прикладывают при ссадинах, укусах насекомых, ожогах.

А это что за удивительное растение?

Стоит кудряшка- Белая рубашка- Сердечко золотое Что это такое?

Ромашка.

Действительно, это лекарственная ромашка. (Слайд 26)

5. Родина её - Америка. Вот и обменялись континенты растениями. От нас получила Америка подорожник, а мы - ромашку. Посмотрите на неё. Чай из ромашки с мёдом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь - сон будет крепким и спокойным. Применяют её от простуды и кашля. (Слайд 27)

Ребята, пора отправляться дальше. Но вот тропинка оборвалась. Под ногами мох, ярко красные ягоды. Мы попали на болото. (Слайд 28)

Меж клюквы и морошки Жилец лесных болот. На кочке мох без ножки, Куда ни глянь, растёт. Он снизу седоватый, Повыше - зеленей. Коль нужно будет ваты, Нарви его скорей.

А знаете ли вы, что это за растение, которое может заменить вату?

Мох сфагнум. (Слайд 29)

6. А знаете, как мох сфагнум во время войны спас раненых? Во время гражданской войны в госпитале оказалось много раненых, но лечить их было нечем. Не было ни бинтов, ни йода. Врачи думали, как помочь раненым. А около госпиталя рос мох сфагнум, который прекрасно впитывает влагу. Этот мох и решили использовать вместо ваты и йода. Его накладывали на больное место, раны заживали быстро, т. к. он хорошо впитывал кровь и гной, и в ранах не развивались гнойные бактерии.

А что это за растение? Как ароматно пахнет! Это болотный багульник. (Слайд 30) Ребята, не рвите его! Будьте осторожны! Это растение ядовито. Однако, багульник болотный применяется для лечения кашля, при ревматизме, одышке.

Ребята, мы много с вами ходили, не пора ли отдохнуть! Вот замечательная полянка. Давайте поиграем!

Работа в группах. (Каждая группа получает задание на карточках.)

Задание 1

Ребята, вы должны обсудить задание в группе и подготовить на него ответ. Отвечать будет один представитель от каждой группы. Распределите по группам следующие растения. (Слайд 31) Какие из данных растений относятся к деревьям? Какие из данных растений относятся к кустарникам? Какие из данных растений относятся к травянистым растениям?

Задание 2

А сейчас посмотрим, как вы знаете лекарственные растения в "лицо". Здесь их изображение. Назовите их. Назовите местообитание этих растений. (Слайд 32)

Ребята, не пора ли нам домой! Вот и тропинка показалась!

Попрощаемся с чудесной "Полянкой". (Слайд 33)

Во время нашего путешествия вы узнали лишь о некоторых лекарственных растениях зелёной аптеки. В настоящее время насчитывается около 600 видов растений, используемых в медицине. В будущем мы с вами продолжим знакомиться с другими лекарственными растениями.

Ребята, а какие лекарственные растения знаете вы?

Мать-и-мачеха, тысячелистник, подорожник, первоцвет, пастушья сумка, зверобой. (Слайд 34)

Почему их так назвали?

Ответы учеников.

Надо не только знать все эти растения, но и уметь ими пользоваться. Обо всех этих растениях можно узнать в специальных книгах. Здесь вы узнаете, от каких болезней лечит растение, где оно растёт. Но применять лекарственные растения без совета врача нельзя, т. к. некоторые из них ядовиты, а некоторые могут вызвать аллергию. Сейчас существует специальная наука - гомеопатия, которая помогает вылечиться человеку не с помощью таблеток, а травами. А врачи, которые лечат травами, называются гомеопатами. (Слайд 35)

4. Закрепление знаний

а) Составление правил поведения в природе на основе знаковых моделей

Ребята, но некоторые виды лекарственных растений из-за неумелого сбора уже стали редкими. Что будет с растениями, если все вместе мы отправимся в лес, на луг или поле, чтобы собрать лекарственные растения и заготовить их? (Слайд 36)

Растений станет меньше.

Поэтому мы должны помнить правила поведения в природе.

Работа в группах. (Каждая группа должна придумать и нарисовать свой знак. Потом представители от групп выступают перед всем классом.) (Слайды 37 - 42)

1. Не рви цветы в лесу, на лугу!

2. Не вырубай деревья!

3. Не срывай редкие лекарственные растения!

4. Старайся ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания!

5. Не разводи костер в лесу!

6. Не ломай ветки деревьев!

б) Составление схемы-модели

Ребята, как вы думаете, что делают люди для охраны растений?

Создают заповедники по охране растений, высаживают в оранжереях, ботанических садах, заносят в Красную книгу) (Слайд 43)

5. Проверка знаний

А сейчас я проверю, как вы знаете лекарственные растения.

а) Отгадайте загадки.

Стоит красавица - Косы зелёные, Платье белое. (Берёза) (Слайд 44)

Растёт зелёный кустик, Дотронешься - укусит. (Крапива) (Слайд 45)

Страшила на вид - Нечёсан, немыт, Цепляет прохожих, Колючий, как ёжик. (Лопух) (Слайд 46)

И красива, и кисла - На болоте росла. (Клюква) (Слайд 47)

И матушка родная, И мачеха злая, Бок о бок живут через стеночку. (Мать-и-мачеха) (Слайд 48)

б) Отгадайте кроссворд. (Слайд 49)

1. Растение, улучшающее аппетит (одуванчик).

2. Листья этого растения содержат много фитонцидов, убивающих микробы (черёмуха).

3. В народе его называют "колючики" (первоцвет).

4. Ягоды этого растения ядовиты, но капли, приготовленные из него, помогают при лечении сердца (ландыш).

5. На этом растении можно увидеть цветы различной окраски (медуница).

6. Своё название растение получило из-за формы листа, он состоит из множества мелких листиков (тысячелистник)

7. Растение от "99 недугов" (зверобой).

Прочитайте слово, которое у нас получилось.

Охраняй.

Действительно, природные запасы лекарственных растений не беспредельны. Некоторые виды оказались на грани исчезновения и нуждаются в охране. Конечно, охранять надо не только редкие, но и другие, даже обычные виды растений. (Слайд 50) Нельзя забывать и о том, что в природе всё взаимосвязано. Большинство растений и животных, внесённых в Красную книгу, охраняют взрослые люди. Возможно и вы, когда вырастете, будете участвовать в этой работе. Но не забывайте, что вы уже сейчас многое можете сделать, оберегая те растения и животных, которые вокруг нас. (Слайды 51 - 56)

6. Итог урока

Ребята, на этом наше путешествие в мир лекарственных растений подходит к концу. Какое же значение имеют лекарственные растения для человека?

Ответы учеников.

Действительно, лекарственные растения - ценнейшее богатство, к которому люди должны относиться бережно.

7. Домашнее задание

Оформить для своих младших товарищей книжку - малышку "Лекарственные растения". Поместить в ней сведения об 1-2 охраняемых лекарственных растениях.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок-КВН по теме "Лекарственные травы", 3-й класс. Окружающий мир

Разделы: Начальная школа

Цель:

  1. Расширять знания о лекарственных растениях.
  2. Развивать умения работать в группах, умения анализировать услышанное.
  3. Воспитывать любовь к природе, к здоровому образу жизни.

Оборудование:

  • доска;
  • плакаты лекарственных растений;
  • сообщения детей;
  • выставка книг;
  • кроссворд;
  • учебник Плешакова.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

Учитель:

Много трав растут полезных На земле страны родной. Могут справиться с болезнью Мята, пижма, зверобой.

- Сегодня мы собрались в нашем «Клубе любителей природы» чтобы узнать о тех растениях, которые в трудную минуту приходят на помощь человеку.

- Как вы думаете, что это за растение? (Читают хором тему урока на доске.)

Тема: «Лекарственные растения».

- Почему их так называют?

- Изучая растения «Природных зон» мы уже встречались со многими из этих растений. Давайте остановимся и узнаем более подробно о тех растениях, которые растут и в нашей области, и с которыми чаще всего сталкивается в своей жизни человек. Чтобы быть здоровым, надо уметь защитить свой организм от болезни. Вот об этом мы и поговорим. Но узнавать что-то новое для себя вы будете друг от друга, соревнуясь в группах. Каждая группа будет защищать свое растение, а вы должны внимательно слушать, чтобы точно отвечать на вопросы и задания каждой группы.

Оценивать ваши знания будет жюри (учителя). В конце урока та группа, которая наберет больше очков, получит приз. (Вспомнить правила работы в командах).

- Итак, приглашаем 1 группу.

1 группа.

Название «Подорожник» (рисунок + гербарий).

Начинают со стихотворения:

  1. Путника друг, подорожник, Скромный невзрачный листок. Ты на порезанный палец Влажной заплаткою лег.
  2. Путника друг, подорожник, Многим из нас невдомек, Что отыскалось лекарство Тут же, на тропке, у ног.

Далее 3 человека читают самостоятельно подготовленные сообщения о подорожнике.

Ребята инсценируют сценку «Поход в лес», где обыгрывается ситуация (подвернул ногу или порезал палец).

Задание. Как можно помочь товарищу в этой ситуации?

(Команды придумывают ответы, отвечают те, кто первыми подняли руку.)

(Команда за выступление получает солнышко.)

Учитель: По праву подорожник заносим в коллекцию лекарственных растений.

(На доске макет книги «Лекарственные растения». Рисунок вносим в эту книгу – коллекцию.)

2 группа.

- Отгадайте название нашей группы.

Загадка.

«Стоят в поле сестрички, Желтый глазок, белые реснички».

Название команды: «Ромашка».

(3 человека читают сообщения о ромашке.)

Задание. «Погадай – отгадай на ромашке».

(Большая ромашка, на лепестках – задание. Представители группы срывают по лепестку. Там задание – вопрос. Отвечают командой.)

Вопросы:

  1. Откуда к нам попала ромашка?
  2. Где растет ромашка аптечная?
  3. Назовите один из отличительных признаков аптечной ромашки?
  4. Что можно лечить отваром из ромашки?

(Последний лист – солнышко команде.)

(Ромашку в коллекцию.)

3 группа.

Название: «Ландыш».

(3 человека – сообщение о ландыше.)

Стихотворение ландыша (читает ученик):

Я маленький ландыш, Цвету я в лесу И многим из вас Красоту я несу Но люди безжалостны стали ко мне, Становится меньше нас на Земле. Вы все подрастете Через несколько лет. И в лес вы придете, а там меня нет. Прошу, помогите, спасите меня И вам благодарен всегда буду я.

(Курганова С. Ю.)

Задание. Почему ландыш просит о помощи?

(Беседа о Красной книге.)

- Кто быстрее найдет в книге, почему Красная книга именно так называется (с. 214).

(Команде – солнышко, ландыш – в коллекцию.)

4 группа.

Стихотворение.

Только вечер затеплится синий, Только звезды зажгут небеса, И черемух серебряный иней Уберет жемчугами роса.

Название: «Черемуха».

(3 человека – сообщение о черемухе.)

Задание. У каждой команды есть конверт, в нем есть слова. Составить предложение. Что они обозначают?

(Команды составляют предложения – приметы. Объясняют, как поняли смысл.)

- Как одним словом можно назвать все эти предложения (приметы).

(Беседа о полезных веществах, выделяемых черемухой и другими деревьями – фитонциды (прочитать хором.)

(Группе – солнышко, черемуху в коллекцию.)

5 группа.

Название: «Аптекари».

Отгадать кроссворд.

Задание в виде загадок + рисунок, каждого растения.

  1. «Стоит колючка на вилах, одета в багрянец Кто подойдет того кольнет». (Шиповник.)
  2. Весной «цвету», Летом шишки приношу, Осенью увядаю, Зимой не умираю. (Сосна.)
  3. Над водой, водой Стоит красной с бородой. (Калина.)
  4. Сама холодная, а людей жжет. (Крапива.)
  5. Красна ягодка растет Мишка лапкой соберет. (Малина.)

(Читают сообщения об этих растениях.)

Вешаем на доску плакаты.

Задание каждой команде. «Ботаническая мозаика» (ботаника – наука о растениях). Собрать рисунок лекарственного растения, прочитать название, чем полезен.

(Команде – солнышко.)

Учитель: Посмотрите, ребята, какую коллекцию лекарственных растений мы собрали.

Мы растения эти знаем. Бережем и охраняем. В Книгу Красную они Многие занесены. Мы их рвем не на потеху. Отнесем мы их в аптеку. Из даров лесного царства Люди сделают лекарства.

- Рвать много лекарственных растений нельзя. А те, что сорвали можно отнести в аптеку. Первые аптеки появились 300 лет тому назад. В них продавали лекарственные травы. Собирали их травники. Они на все лето уходили на луга, в болота, в горы, в поле, в леса, где и собирали эти растения. А лечили людей целители (или знахари). Сейчас людей лечат врачи, которые изучают организм человека, а также применение лекарственных растений(показать коллекцию из трав, продаваемых в аптеках). Советоваться с врачом. Каждое лекарственное растение нужно собирать в определенное время суток, года. Иначе оно может потерять свои целебные свойства. Мы с вами должны сберечь то, что для нас сохранили наши предки. Лекарственных растений еще много на Земле (открывается доска с рисунками лекарственных растений), но мы должны разумно их использовать. Все мы дети Земли, должны заботиться о растениях. Давайте прочитаем правило, которое должен помнить каждый: «Земля без нас сможет существовать, а мы без нее нет» (на доске). 22 апреля отмечается День Земли (Всемирный праздник).

- Посмотрите, ребята, на доску. О каких лекарственных растениях вы узнали. Чем они полезны человеку? Что мы должны помнить об этих растениях? (Похвалить все группы.)

- А сейчас – слово жюри. (Подводятся итоги, вручают дипломы.)

Познакомить с выставкой книг.

- Чтобы не болеть, надо заниматься спортом, закаляться, есть полезные продукты.

Участникам призы – яблоки.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

О ТРАВАХ, КОТОРЫЕ ЛЕЧАТ ВЕСЬ ОРГАНИЗМ, ДЕРЕВЬЯХ, КОТОРЫЕ СПОСОБСТВУЮТ УЛУЧШЕНИЮ СУДЬБЫ

По-видимому, каждый из нас с увлечением читал рассказы о шаманах, знахарях, целителях из разных уголков планеты, которые умеют общаться с природой, знают свойства деревьев, трав, огня, воды и могут их использовать в помощь человеку. Но не обязательно отправляться за тридевять земель, чтобы увидеть их собственными глазами. Один из них - Павел Штеменко, живет и практикует на Черкассчине. А с недавних пор Павел Васильевич стал преподавателем Украинской академии целительства.Наше знакомство состоялось во время очередного путешествия в рамках проекта академии «Познаем Украину вместе» по Шевченковским местам. На родине украинского Кобзаря и провидца мы не только посетили места, где родился и вырос наш гений, смогли дотронуться душой к его жизни-подвигу, осознать дальновидность его завещаний и предвидений, но и почувствовать силу земли, которая его взрастила, тысячелетних великанов-деревьев, которые были непосредственными свидетелями Тарасовой жизни, природных ландшафтов, которые вдохновляли его, формировали как художника и личность.

Земля, которая родила великого гения, - особенна

Именно на этой земле маленький Тарасик всматривался в цвет калины и вишневого сада, прислушивался к пению соловья, вбирал в себя мелодичность украинской песни, познавал народные обычаи, а потом приумножил это все и оставил нам в своем творчестве, которое помогло выстоять, сохраниться и возродиться украинской нации, невзирая на все трагические испытания, какие выпали на ее судьбу.Благодаря чрезвычайно содержательному, насыщенному интересными фактами из жизни Кобзаря рассказу заведующему Литературно-мемориального музея Тараса Шевченко в селе Шевченкове Ольги Бондаренко, за 45 минут экскурсии перед нами как будто в увлекающемся фильме промелькнула вся жизнь поэта с его драмами, подвигами, победами, чудесными романтичными мгновениями, художественными достижениями, самопожертвованиями. Многие из нашей группы едва сдерживали слезы, которые были проявлением гордости, восторга, самоосознания своей причастности к великой нации. Лишь 13 лет прожил Тарас Григорьевич свободным человеком, но за это короткое время сумел сделать так много для получения воли своего народа, как никто другой. В 1814 году родился Великий Кобзарь, а в 2014 году возродилась украинская нация.

«Родитель

www.zid.com.ua

Экологический проект «Растения, которые нас лечат»

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Рябинка» Бавлинского муниципального района

Республики Татарстан

Экологический проект

«Растения, которые нас лечат»

Старший дошкольный возраст

Воспитатель:

Бадртдинова Лейсан Гайсовна

Бавлы, 2017год

Цель проекта: изучить лекарственные растения нашей местности. Познакомить с многообразием лекарственных растений нашего края, с их строением, жизнью, использованием их человеком. Углублять знания детей о значении . Пропагандировать исследовательское, вдумчивое и бережное отношение к живой природе.

Задачи: образовательные: обобщить знания о лекарственных растениях нашей местности; изучить растения; выяснить значение лекарственных растений для человека; определить, какой вред человек наносит «зеленому другу»;

Развивающая: развивать навыки исследовательской работы;

развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания , сказки, загадки;

развивать творческое воображение и коммуникативное общение в процессе игры, основываясь на свободном обмене мнениями и интересах детей;

развивать экологическое мышление на основе представлений о «царстве» лекарственных растений;

развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе; формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

Проект рассчитан на детей 5-6 лет и их родителей.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Проект долгосрочный, продолжительность 6 месяцев.

Проблема: В сезон простуд дети задались вопросом: «Если вдруг я заболел, а аптеки поблизости нигде нет, как же можно вылечиться?». В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только узнают названия лекарственных растений и их внешний вид, но также их лечебные качества. Путем исследования мы познакомимся со свойствами лекарственных растений, особенностями их жизнедеятельности. Дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом. Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. На территории нашего края произрастает много лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили изучить полезные свойства растений, которые принесут пользу не только визуально наблюдаемую, но и будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления

Прогнозируемый результат:

  1. Проявление интереса детей и умение оперировать знаниями, работать в коллективе.

  2. Обобщение и обогащение опыта детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов

  3. Сформированность элементарных представлений детей о видах и значении в жизни человека лекарственных растений.

  4. Осознание многостороннего значения природы, приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

  5. Участие в проектной деятельности как способ удовлетворения познавательной активности, выражение и развитие творческих способностей.

  6. Освоение родителями педагогических приёмов необходимых в семейном воспитании; умение объективно оценивать возможности своих детей.

  7. Закрепить знания о взаимосвязи человека и природы, о пользе лекарственных растений.

  8. Обогащение словаря и пополнение словарного запаса детей по теме, если к началу работы над проектом дети могут называть 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – должны более 10

  9. Развитие воображения, мышления, формирование навыков элементарной исследовательской деятельности. Умение работать с некоторыми видами природного материала. Знакомство с растениями и умение передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный:

  • подборка художественной и энциклопедической литературы о лекарственных растениях;

  • подборка иллюстраций и фотографий лекарственных растений;

  • подготовка материала: тетради и альбомы для оформления результатов. Подготовка материала и оборудования.

  • Сбор фотографий, загадок, стихов, сказок, рассказов о лекарственных растениях, картинок с их изображением.

  • Отбор нужной информации, разучивание с детьми стихов и песен.

  • Организовать деятельность детей и родителей по группам.

  • Проведение беседы о лекарственных растениях, с целью узнать осведомленность детей о лекарственных растениях.

  1. Реализация проекта:

  • занятие познавательного цикла;

  • чтение художественной литературы;

  • игровая деятельность;

  • совместная работа детей с родителями (сбор иллюстраций и фотографий, подготовка сообщений о лекарственных растениях)

1. Чтение литературных произведений:

Отрывок из рассказа «Огород на опушке» А.Стрижева; А. Онегова

«Тропинка полевая»; Ю.Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»;

Н. Павловой «Загадки цветов»; А.Плешакова «Зеленые страницы».

Заучивание загадок и стихов о растениях:

В.Рождественский. «Подорожник»;

П.Синявский «Зелёная аптека»;

2. Беседа «Лекарственные растения».

Рассказ воспитателя детям о том, какую большую пользу приносят человеку

лекарственные растения, расширить представления детей о мире растений,

познакомить детей о взаимосвязи растительного мира и человека.

Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Материал: Иллюстрации с изображением лекарственных растений,

засушенные лекарственные растения.

3. Беседа «Наука фитотерапия»

4. Непосредственно-образовательная деятельность «Путешествие в лес за растениями»

Цели: знакомство детей с некоторыми лекарственными растениями Бавлинского района РТ; с правилами сбора и хранения растений; умение

разумно использовать дары природы на благо людей.

Практическая деятельность на занятии: наблюдение, рассматривание,

приготовление травяных лекарственных напитков.

5. Художественно-творческая деятельность:

«Одуванчик» - объёмная аппликация.

Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.

«Полевые цветы» - рисование карандашами.

Цель: учить детей передавать в рисунке впечатления от прочитанного стихотворения П.Синявского «Зелёная аптека».

6. Наблюдение «Мята, Мелисса, Подорожник»

Цели: познакомить детей с лекарственными растениями, с их внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносят эти растения человеку; рассмотреть листья растений, стебли, познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы, для того чтобы они росли. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Материал: наблюдение проводится на участке детского сада, где растут травы.

7. Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Угадай растение»

Цель игры: Закрепление знаний детей о разнообразии лечебных растений, ягод и цветов умение различать их и находить нужное растение.

Дидактическая игра «Собери растение»

Цель игры: формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на части.

8. Совместная деятельность с детьми и родителями:

Сбор фотографий и иллюстраций лекарственных растений.

Составление сказок о лекарственных растениях.

Беседа за круглым столом «Самый полезный чай!» и их дегустация.

Цель: умение самостоятельно и с помощью родителей находить нужные сведения, о лекарственных растениях пользуясь необходимой справочной литературой.

3. Этап подведения итогов:

  • Оформление Мини-музея «Лекарственные травы».

  • Оформление альбомов: «Детям о лекарственных растениях в стихах и загадках», «Для детей и их родителей: лекарственные травы знать хотите ли?», «Сказки о растениях».

  • Творческий отчёт о проделанной работе и результатах проекта.

Список использованной литературы

1. Зеленые сказки. Т.А.Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003;

2. Цветы. Какие они? Т.А.Шорыгина. Серия «Путешествие в мир природы.Развитие речи». Москва 2002;

3. Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002;

4. Методика экологического воспитания в детском саду. С.Н.Николаева. Москва «Просвещение» 2001;

5. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва

«Просвещение» 2001;

6. Зеленая тропинка. А.А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002;

7. Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997;

8. Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 2001.

Приложение 1

Беседа о лекарственных растениях

Задачи: Расширить знание и представления детей о применении растений

человеком. Уточнить знание детей о лекарственных свойствах многих растений.

Развивать речь детей (описание, рассуждение, диалог). Воспитывать бережное

отношение к растениям.

Структура и методические приемы:

Воспитатель: Растения украшают помещение, участок. С помощью растений можно узнать время. Растениями питаются люди и животные. Но есть растения, которые лечат.

Что за чудо- цветок:

Желтый яркий лепесток,

От болезней помогает

И зверей в лесу пугает? (зверобой)

Дети находят зверобой, рассказывают о его лекарственных свойствах.

– Зверобоем можно лечить многие заболевания. Зверобой в переводе с казахского языка означает “целитель ран”. На Руси зверобой считали травой от 99 болезней.

– Найдите в нашем альбоме календулу. Ее народное название – ноготки.

– Почему ее так называют?

– Русское название ноготок объясняет сказка.

Давным-давно в одной бедной семье родился мальчик. Назвали его Заморышем, потому что он был слабым и болезненным. Вырос Заморыш и отправился за тридевять земель уму – разуму набраться. Вскоре пронесся слух, что объявился человек, который лечит не заговорами, не ворожбой, а целебными напитками.

Люди стали лечиться у Заморыша, ведь это был он, а к старой ворожее никто нешел. Решила ворожея отравить лекаря, поднесла кубок вина с зельем. Заморыш выпил вино, а как почувствовал, что умирает, позвал людей, и завещал закопать

после смерти ноготок с левой руки под окном коварной ворожеи. Выполнили его просьбу. Вырос на том месте золотистый цветок, который люди назвали

ноготком. И лечит цветок – ноготок людей от многих болезней, и слава о чудесном цветке – ноготке по всему миру идет.

– Каким интересным свойством обладают цветы этого растения? (Цветок - часы)

Дидактическое упражнение “Душистые коробочки”:

– Многие лекарственные растения обладают чудесным запахом. Но у каждого растения он свой.

Предлагаю детям коробочки с душистыми травами (душица, чабрец, герань, мята перечная, календула).

Воспитатель:

– Все растения аптекарского огорода лекарственные, а чем они отличаются. Давайте рассмотрим и сравним душицу и мяту перечную. (Дети рассматривают и сравнивают 2 растения: стебель, листья, цветы, запах)

Рассказы детей.

Воспитатель предлагает детям показать на огороде растение, которое им нравится больше всего, и рассказать о нем.

- жизненная форма (лиана, папоротник, древовидное растение и др.),

- родина,

- отношение к свету,

- требовательность к влаге,

- лечебные свойства,

- используемые части растения и время сбора,

- способы размножения и особенности ухода.

Беседа «Наука фитотерапия»

Воспитатель: сегодня мы и поговорим о растениях, но не простых, а лекарственных. Давным-давно, когда у людей не было ни таблеток, ни микстур они лечились травами. Прошло еще много времени прежде, чем люди стали называть их лекарственными. А в наши дни появилась целая наука, которая занимается лекарственными растениями. Эта наука – фитотерапия.

– Ребята, мы с вами много говорили о лекарственных растениях, посмотрите на экран и назовите их (дети называют).

- А вот где они произрастают, мы выясним с помощью Игра «Что где живет?»

Ребенок выходит, показывает на экране растение и говорит, где произрастает икакими целебными свойствами обладает.

- Вот мы и узнали, где и в каких местах можно собрать лекарственные растения.

- Вот мы и узнали, где и в каких местах можно собрать лекарственные растения.

- А теперь давайте составим правила сбора лекарственных растений, и в этом нам поможет наш экран:

1. Нельзя рвать много лекарственных растений.

2. Нельзя собирать лекарственные растения около автомобильных дорог.

3. Нельзя собирать лекарственные растения возле ж/д путей.

4. Нельзя собирать лекарственные растения в сырую, мокрую погоду.

5. Собирать лекарственные растения надо днем, в сухую, ясную погоду.

6. Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно.

7. Нельзя пробовать лекарственные растения на вкус.

8. После сбора лекарственные растения надо тщательно вымыть руки.

Занятие - беседа

«Лекарственные растения - средства оздоровления организма человека»

Цель: Развивать экологическое мышление в процессе мыслительной

деятельности, творческое воображение.

Развивающая среда: иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка; засушенные растения, отвары трав; картинки зверей или игрушки; гербарий «Растения нашего края».Презентация по теме занятия-беседы.

Содержание.

Воспитатель предлагает детям отправиться в царство растений, загадывает загадки, отгадав которые, дети узнают, какие это растения:

Ax, не трогайте меня,

Обожгу и без огня.

(Крапива)

Рос шар бел, дунул ветер –

Шар улетел.

(Одуванчик)

Нарядные платьица,

Желтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одежке.

(Ромашки)

Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог.

(Подорожник)

-Как называются эти растения?

-Для чего они нужны человеку?

Давайте больше узнаем о лекарственных растениях.

Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.

Посмотрите на это растение (картинка или засушенное растение). Его можно встретить на лугах и лесных опушках, и называется оно - тысячелистник. Посмотрите на его листья. Подумайте, почему он так называется. (Каждый лист состоит из множества крохотных листков, и у каждого листка - ажурные края).

Тысячелистник - лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, для улучшения аппетита.

Воспитатель предлагает посмотреть на другое растение.

- Кто знает, как оно называется?

- Почему оно так называется?

Подорожник растет вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляется в почве, стебелек с соцветием. Они тоже жесткие и упругие. Вот и не боится подорожник, что его вытопчут, от которого страдают другие растения. Подорожник – великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Подорожник называют зеленым бинтом. Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране. Отваром полощут полость рта при воспалении десен, зубной боли.

- О каком растении говорят, что оно жжет? Правильно, это крапива. Но почему все-таки крапива обжигает?

На листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок – как игла крошечного шприца. Внутри волосков - едкая жидкость. Дотронулся - получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву, как капусту. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А еще она укрепляетволосы. Из нее делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волокна.

Все эти лекарственные растения и многие другие произрастают во многих районах нашей Республики.

Есть много трав полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Ромашка, мята, зверобой...

Физкультминутка «Дождик, лей веселей!»

Дождик, лей веселей!

Теплых капель не жалей

Для лесов, для полей,

И для маленьких детей,

И для мам, и для пап.

Кап-кап! Кап-кап!

- Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы?

- Как правильно их сушить?

Цветки собирают, когда растение цветет. Корневища - поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду, сушат под навесом. Нельзя собирать вблизи дорог.

2. Воспитатель предлагает поиграть в больницу. Так как доктор Айболит занят на вызовах, то лечить зверей будете вы.

- У нашего Миши болит горло, давайте порекомендуем ему лечение. (Дети советуют.) Очень полезен отвар календулы или ромашки. Ими можно полоскать горло.

- А у нашей Лисички простуда, сильный кашель. Что мы ей посоветуем? Очень полезно будет ей попить отвар мать-и-мачехи, чабреца.

- Вы обратили внимание, какая бледная Обезьянка? У нее нет сил. Что же делать? Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.

Давайте сделаем отвары из лекарственных трав, и нашим зверюшкам будет намного легче. Детей воспитатель угощает витаминным чаем.

Приложение 2

Непосредственно-образовательная деятельностьс детьми старшего старшего возрастапо теме: «Путешествие в лес за растениями»

Цель: Знакомство детей с некоторыми лекарственными растениями Урала; с правилами сбора и хранения растений. Умение находить и разумно использовать дары природы на благо людей; самостоятельно находить нужные сведения, о лекарственных растениях пользуясь необходимой справочной литературой.

Ход:

Ведущий. Внимание! На территории нашего детского сада открылась зеленая

аптека!

- Чем и как вас лечат, когда вы заболеваете?

- Чем еще можно лечиться?

- Почему растения называются лекарственными?

Лечение растениями зародилось в глубокой древности. Для того чтобы зани-

маться этим весьма непростым делом, надо научиться узнавать лекарственное

растение в лицо.

- Как найти в природе нужное растение?

- Где его искать: в лесу, в поле, на болоте?

Нужно знать, как и когда растения надо собирать, чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств, как правильно хранить собранные растения. У одних растений ценные вещества находятся в листьях — значит, нужно собирать листья; у других — в корнях, у некоторых — в цветках и плодах. Это нее надо знать, это,

целая наука. Много книг надо прочитать, прослушать лекций, докладов, чтобы научиться лечить себя и других людей лекарственными растениями.

Особую помощь оказывают лекарственные растения в походе, на прогулке, вдали от дома, когда нет таблеток, нельзя сделать уколы.

Сегодня мы познакомимся с некоторыми лекарственными растениями, научимся находить их в природе, узнаем об их использовании человеком.

Входит Сова.

Березка.

Здравствуйте, ребята! Я, Сова, пришла к вам в гости. Хочу посмотреть, как вы

знаете лекарственные растения. Я научу вас находить эти растения, научу

применять их как лекарство.

Ведущий. Здравствуй, Сова! Мы очень рады, что ты пришла к нам в гости. Мы с тобой сегодня посмотрим, как ребята подготовились к занятию. Они самостоятельно приготовили рассказы о лекарственных растениях, загадки, стихотворения, альбомы.

Группа разделена на три команды.

Каждая команда открывает свою зеленую аптеку:

I команда — луговую аптеку

II команда открыла аптеку на опушке леса

III команда открыла аптеку в лесу

Ведущий: Посмотрим, Сова, как дети справились с заданием.

Но прежде чем отправиться в путешествие по аптекам, вспомним основное правило поведения в природе: Не шуметь! Лес, луг, опушка леса — это дом, в котором живут растения и животные; нельзя шуметь в чужом доме.

Сова. Ребята, послушайте меня. Я хочу рассказать вам о Берёзке. Уральское дерево тоже лекарственное растение.

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.

Это про меня.

На Земле насчитывается около 120 видов берез. Березовый сок — прекрасный и очень полезный напиток; рекомендуется всем как общеукрепляющее средство. Почки березы используются в медицине как мочегонное средство при заболеваниях сердца и почек. Ребята, помните: сок березы можно брать только в определенное время и на специально выделенных вырубках.

Ведущий. Нет на свете дерева милее и роднее березы! Сколько удивительных слов сказано о ней! Она воспета в стихах и прозе, в песнях, она персонаж хороводов, картин.

Бережное отношение к березе — это проявление заботливого отношения к своей малой родине.

Отправляемся в «Луговую аптеку».

(В.Рождественский «Подорожник»)

Вы знаете, ребята, что иногда так бывает: пойдешь на речку или в лес за ягодами, порежешь или натрешь ногу. Что делать? Где взять лекарство? А оно у нас прямо под ногами. Сорвите лист подорожника, приложите к больному месту.Боль постепенно стихнет.

Подорожник растет там, где ходят люди, так как его семена осенью вместе с грязью прилипают к обуви и путешествуют вместе с нами. Семена подорожника переправились вместе с европейцами даже в Америку. Подорожник незаменим в походе. Его прикладывают при ссадинах, укусах насекомых, ожогах. Настой листьев подорожника применяют как отхаркивающее средство при бронхите, пневмонии, коклюше, астме.

Отваром полощут полость рта при воспалении десен, зубной боли.

При многих заболеваниях хорошо помогает ромашка.

Посмотрите на это растение. Как правильно оно называется? Думаете, ромашка?

Нет, это поповник, хотя все его зовут ромашкой.

Меня желтоглазым цветком называют,

Сорвали цветок — лепестками гадают,

А чтобы счастливым поистине стать,

Не стоит, поверьте, ромашки срывать.

Родина ромашки — Америка. Ромашка как сорняк, растущий на полях, попала вместе с американским зерном в трюмы пароходов, затем поехала по железнодорожным путям. В мешках от крючков грузчиков оказались дырки, в полу вагонов — щели, и мелкие семена американской ромашки, ехавшей «зайцем», сеялисьпо полотну железной дороги. Вскоре насыпи покрылись ранее невиданной ароматной травкой. Так ромашка расселилась повсеместно и попала в аптеку.

Чай из ромашки с медом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь — сон будет крепким и спокойным. Применяют ее от простуды и кашля

Отгадайте:

Шел я лугом по тропинке,

Видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи.

(Крапива)

Крапива как лекарственное растение известно очень давно. Одна крапива за-

меняет семерых врачей — гласит народная мудрость.

Ее используют как кровоостанавливающее средство, настой из цветов применяютпри заболеваниях кожи, употребляют как ранозаживляющее средство, настой излистьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления корней волос.

Свойство крапивы «кусаться» издавна используют в медицине как отвлекающее средство при ревматизме и ломоте суставов. Стебель и листья крапивы усажены жгучими волокнами, острые концы которых очень хрупкие.

Несмотря на жгучесть, листья крапивы съедобны после кулинарной обработки, годятся для щей и салатов.

А вот и станция «Лесная». Мы пришли к лесной аптеке.

Отгадайте:

На зеленом шнурочке

Белые звоночки.

Белые горошки на зеленой ножке.

Это ландыш. Самый ароматный и самый изящный цветок. Из семян ландыша делают капли, которые успокаивают сильное сердцебиение, а также добавляют в одеколон и мыло.

Существует красивая легенда о том, что ландыш оплакивал ушедшую весну такими горючими слезами, что кровь выступила из его сердца и окрасила зеленые слезы в ярко-красные. Такие ярко-красные шарики появляются осенью на месте белых цветков.

А сейчас, ребята, мы отправляемся в «Зеленую аптеку» на опушке леса, чтобы познакомиться с мать-и-мачехой.

Послушайте рассказ об этом растении. О нем написал В.Берестов:

«Это яркий желтый цветок на мохнатом стебельке. Появляется он весной вместе с подснежниками. Он так торопится, что не успевает выпустить листья.

Люди варят из этих цветов отвары и лечатся от кашля. Понюхав его, вы почувствуете запах мела. Поэтому пчелы, бабочки спешат к ним напиться сладкого нектара».

Но вот проходит время цветов и наступает пора больших зеленых листьев. С изнанки они мягкие, светлые, бархатные, потрешь о щеку — и станет тепло. Это мать— говорят люди. Зато снаружи листья твердые, скользкие, приложишь к щеке — почувствуешь холод. Это — мачеха.

Листья заваривают кипятком и пьют отвар при кашле.

Ну и последнее лекарственное растение, о котором поговорим, — тысячелистник обыкновенный.

В одной из древних рукописей сообщается, что внук Дмитрия Донского был вылечен от изнурительных носовых кровотечений настоем травы тысячелистника. Это растение применяется как кровоостанавливающее, используют его отвар для полоскания полости рта.

Некоторые садоводы используют отвары из тысячелистника для уничтожения тлей.

Сова. Ребята! Вы все молодцы. Команды хорошо подготовились и прекрасно

выполнили интересные задания, подготовили замечательные рассказы о лекарственных растениях. А посмотрите, какие интересные альбомы оформили ребята!

Итак, о чем мы с вами узнали на занятии?

(Ответы детей. Перечисляют лекарственные растения, называют их полезные свойства.)

Мы познакомились с малым количеством растений, существует еще очень много других. Нужно ли охранять их?

Конечно, надо сделать так, чтобы растение не исчезло навсегда в том месте, где его собрали.

Все лекарственные растения охраняются государством, некоторые занесены в Красную книгу. Красная книга — это своеобразный закон об охране растений и животных, который надо выполнять.

Нужно только не лениться,

Нужно только поучиться

Находить в лесу растении

Те, что для людей полезны, —

И отступят все болезни!

Будьте здоровы!

А сейчас сыграем в игру «Целители».

Приготовим из трав лекарство: от простуды, от ожога.

Приложение 3

Художественные произведения для ознакомления дошкольников

«БЕССТРАШНАЯ ТРАВКА»

В лесу еще сыро, серые глыбы снега слезятся ручейками, а на опушке, среди

прошлогодней травы, сверкают крохотные фонарики мать-и-мачехи. Она первой накрыла сладкий стол для насекомых. Спешат к ранним цветкам шмели и пчелы. Ранний мед, как известно, самый целебный. С приближением весны просыпается мать-и-мачеха, растение включает механизм развития — и стебелек двинулся вверх. От дыхания мать-и-мачехи снег растаял, образовался ледяной купол. Чем не парничок? А как только солнце разрушило ледяной домик, мать-и-мачеха раскрыла свои душистые цветы. Случаются и весенние заморозки, но травка не боится их — она вся покрыта густым войлочным опушением.

С.П. Мацюцкий

Цветы мать-и-мачехи очень похожи на одуванчики — они такие же желтые.

Но с одуванчиком не спутаешь. У одуванчика сначала листья вырастают, а уж потом цветы появляются. А у мать-и-мачехи наоборот. Она и весну порой под снегом встретить может. Раскопаешь сугроб, а под ним желтый глазок

выглядывает. Спал и ждал, пока солнышко его на волю не позовет.

СПАСИБО ПОДОРОЖНИКУ

Ты пошел в лес и — вот неприятность! — порезался или натер ногу. Не беда. Сорви лист подорожника, промой его водой, чтобы смыть пыль, и приложи кране. И вскоре кровь остановится, боль утихнет… Ты скажешь: «Спасибо, подорожник!» — и пожалеешь, что ничем не можешь его отблагодарить…А ведь ты этой травке уже много раз помогал и будешь помогать. Только сам этого не замечал и не заметишь! Дело в том, что крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Ты прошел по дороге, к твоей обуви приклеилось множество семян… Ты идешь, а семена постепенно опадают с твоих ног. И там, где упадет семя, со временем появится молодой подорожник.

А.А. Плешаков

ТРАВА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА

Подорожник называют травой-путешественницей. Это неприхотливое растение смогло объехать весь белый свет. «След белого человека» — так индейцы назвали подорожник, семена которого вместе с переселенцами из Европы пересекли океан и попали в Америку. Всюду, где появлялись пришельцы, вырастала эта травка. Поселился подорожник и в Африке, и в Австралии.

В.Н. Андреева

СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ

Цветок этот в народе зовут сестрой милосердия. О целебных свойствах ромашки известно с давних времен. Утешит в беде, поднимет больного, порадует ароматным букетом — вот она какая, ромашка. Стоит посреди поляны в белом чепчике, словно предлагает в фаянсовой чашечке спасительную настойку. Аптечную ромашку можно узнать по запаху, он напоминает аромат яблок. Если в лесу, у костра вас начнут одолевать комары — бросьте пучок ромашки в огонь, вмиг исчезнут.

С.П. Красиков

* * *

Одуванчик — очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке — одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит — одуванчик поднимет головку кверху, приблизится к закату — одуванчик не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не поседеет. А станет седым, распушится — и полетят по ветру пушинки-парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся,

зернышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны.

С.П. Красиков

Загадки о лекарственных растениях.

На откосе, на лугу,

Босиком на снегу,

Первые цветочки —

Желтые глазочки. (мать-и мачеха)

У дороги вырос лекарь,

Вдоль тропинки луговой;

Он для нас с тобой аптекарь.

Догадайся, кто такой? (подорожник)

Кисть ягоды прекрасная,

Жёлтая иль красная,

Я достать её боюсь -

О шипы уколюсь.

Но уважаю с детства

Сердечное средство. (Боярышник)

Семена, как коготки,

Жёлто-красные цветки.

От горла помогают,

Кто же их не знает. (Календула)

Сидит на палочке

В красной рубашке,

Брюшко сыто,

Камешками набито. (Шиповник)

Спроси телёнка и барашка –

Цветка вкусней на свете нет.

Ведь не случайно

Красной кашкой

Его зовут за вкус и цвет. (Клевер)

Такого модника как этот

Ещё не видела земля,

Он очень любит среди лета

В пуховой шапке щеголять. (Одуванчик)

Поранил ты в походе ногу,

Усталость не даёт идти –

Нагнись: солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути. (Подорожник)

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом.

А дунет ветерок —

Остался стебелек. (одуванчик)

Над лугом парашютики

Качаются на прутике. (одуванчик)

Шел я лугом, по тропинке,

Видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи

Солнца жгучие лучи. (ромашка)

Стоят в поле сестрички:

желтый глазок,

белые реснички. (ромашка)

infourok.ru

«растения, которые лечат»

«РАСТЕНИЯ, КОТОРЫЕ ЛЕЧАТ»

Цель:

- закрепить знания о лекарственных растениях;

- различать лекарственные растения по цвету, внешнему виду;

- расширять знания о лекарственных растениях, их лечебных свойствах;

- активизировать активный словарь детей;

Наглядный материал и оборудование:

Разнообразные иллюстрации, живые цветы, гербарий цветов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вос-ль: Ребята, сегодня я расскажу вам сказку:

«Иду я по чисто полю. А в чистом поле растёт одолень -трава. Одолень -трава, одолей ты злых духов: лихо бы они на нас не думали, скверно не мыслили; отгони ты, чародей, ябедника».

Так говорили в древности русские люди, отправляясь в дальний путь. А вы знаете, что такое одолень -трава?

Вос-ль показывает иллюстрации белой кувшинки.

Вос-ль: Оказывается, белую кувшинку на Руси называли одолень-травой. Растёт в водоёмах, на берегу озёр, на болоте, в реке. Посмотрите: у кувшинки очень широкие листья, как будто восковые - они плавают на поверхности и не тонут. Давным – давно люди верили, что кувшинка спасает от разных напастей. Напасти бывают разные: то простуда, то рана, то ушиб. Вот тут к нам на помощь и спешат наши верные друзья – растения.

Отгадайте загадку:

На поляне за ручьями

Солнце с белыми лучами.

В серединке – жёлтый глаз

Смотрит ласково на нас!

И. Гурина

Вос-ль: Правильно, это ромашка, молодцы. Найдите её на картинках.

(Дети находят фотографии ромашки)

Ромашка – лекарственное растение. Отваром ромашки можно поласкать горло, лечит ангину. Растёт ромашка на солнечных местах.

Послушайте стихотворение про ромашку:

Нарядные платьица,

Жёлтые брошки,

Ни пятнышка нет на красивой одёжке.

Такие весёлые эти ромашки –

Вот – вот заиграют,

Как дети, в пятнашки.

Е. Серова

Вос-ль: Дети, а вот ещё загадка про цветок:

Есть один такой цветок:

Не вплетёшь его в венок.

На него подуй слегка,

Был цветок – и нет цветка.

Вос-ль: Правильно, это одуванчик. Что вы знаете об этом цветке?

Ответы детей.

Вос-ль: Одуванчик – тоже лекарственное растение. Его заваривают для улучшения аппетита, лечат зубную боль. Из цветков одуванчика варят очень вкусное варенье.

Дети, а какое растение лечит ваши разбитые коленки?

( Ответы детей).

Вос-ль: Конечно, это подорожник! Кто из вас знает, почему он так называется? ( Ответы детей).

Действительно, подорожник растёт вдоль дорог. Его ещё называют лесным путешественником. Он как будто шагает вместе с нами вдоль дорог и лесных тропинок. Мы его топчем, а он не исчезает.

Дети, найдите фотографии подорожника.Посмотрите, какие у него упругие листья, с прочными прожилками. У подорожника крепкие корни, поэтому он не боится вытаптывания, а другие растения от этого страдают. Про подорожник говорят. Что он мал, да с хитринкой: летом солнце печёт, а под его листьями влага сохраняется. Растению только это и надо: когда влаги будет много, то подорожник приподнимает свои листочки, и она испариться.

Вос-ль: Ребята, растения – наши самые старые, самые верные и самые беззащитные друзья. Растения очень полезны для людей. Чем больше растений, тем чище воздух.

Дети, назовите ещё лечебные растения, которые вы видите на картинках.( Ответы детей).

Вос-ль: Правильно, это лук. Про него говорят, что он от семи недуг. Вдохните запах лука. Правда, приятный. В луке много витаминов, которые убивают микробов.

А какое растение тоже убивает микробов?( ответы детей).

Вос-ль: Правильно, это чеснок. Запах чеснока тоже убивает микробов, но ещё лечит зубную боль.

Дети, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Узнай по запаху». Вы должны по запаху узнать лекарственные растения.

Детям предлагаются: смородина, малина, ромашка, мята, чеснок, лук, укроп и др.).

Вос-ль: Молодцы, все хорошо справились с заданием!

А теперь мы заварим чай из душистых листьев смородины, мяты, малины, ромашки. Дадим ему настояться. Вот наш лечебный чай и готов!(Угощайтесь на здоровье!

( Дети пьют витаминный чай).

kak.znate.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта