Растения и животные степи казахстана. Растения и животные степи
Растения и животные степи
Поурочный план по познанию мира за 4 класс
Тема: Растения и животные степей.
Цели урока:
-
Дать понятие о природной зоне степей, познакомить с растительным животным миром степей.
-
Развивать интеллектуальную, информационную, мотивационную, эмоциональную, коммуникативную сферы, умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, делать выводы.
-
Воспитывать бережное отношение к природе, учить понимать и ощущать ее красоту.
Задачи урока: Сформировать у учащихся представление о степях, их особенностях, о жизни растений и животных.
Ожидаемые результаты: у учащихся сформируются представления о природной зоне степей.
Ресурсы: учебник, доска, ИД, карточки с заданиями.
Ход урока:
I Организационный момент
-
Приветствие.
-
Проверка готовности учащихся к уроку.
-
Эмоциональный настрой.
Давайте создадим на уроке доброжелательную атмосферу. У вас на партах лежат цветы «Радости». Это не просто цветочки, они с секретом. Возьмите их в руки, переверните, и увидите, в чем секрет. А заключается он в том, как нужно поприветствовать друг друга.
- У кого нарисована улыбка – улыбнитесь друг другу.
- У кого нарисовано солнышко – скажите доброе слово.
II Проверка домашнего задания
Опросить несколько учащихся по домашнему заданию.
III Введение в тему урока.
Стратегия «Зеленая аптека»
- Ребята, в зеленую аптеку пришли телеграммы и письма. Давайте прочитаем их. (каждой команде по письму)
«Ребята, помогите! Сильно заболел мой брат Кай. У него ангина. Он простыл, пока был у Снежной королевы. Подскажите, какие растения помогут ему». Герда.
Ромашка, душица, зверобой.
«Я ногу поцарапал, когда бежал к друзьям, но я совсем не плакал, я вылечился сам. Какое лекарственное растение я использовал?». Чипполлино.
Подорожник
Стратегия «Слушание песни о степи»
- О чем вы прослушали песню?
- Был кто-нибудь в степи?
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
- Какие цели поставим к уроку?
IV Работа по теме урока
Для начала выполним одно задание. Его мы выполним в начале урока и в конце.
Заполните таблицу.
Внимательно прочитайте и поставьте в графу «В начале урока» букву В, если считаете, что утверждение верно, и букву Н, если считаете его неверным.
Знакомство с текстом учебника стр. 72-75
Физкультминутка
Еще раз посмотрите на текст учебника.
Стратегия «Шторки» работа в командах.
- Обведите ответ.
1. Зона степей расположена южнее лесной зоны. Да. Нет.
2. Степь – это пространство, где из-за недостатка воды растительность редкая и скудная. Да. Нет.
3. Степи бывают песчаными, глинистыми, каменистыми, солончаковыми. Да. Нет.
4. Почвы степей очень плодородны. Да. Нет.
5. Наиболее распространённое растение степей – саксаул. Да. Нет.
6. Тюльпаны и ирисы приспособились к жизни в степи благодаря длинному корню. Да. Нет.
7. Растения степей обычно имеют узкие листья для уменьшения потери воды. Да. Нет.
8. Степные птицы обычно вьют гнёзда на деревьях. Да. Нет.
9. Зимняя и летняя спячка – это приспособление к холодам и бескормице. Да. Нет.
10.Окраска степных животных под цвет травы является маскировкой. Да. Нет.
Взаимопроверка и оценивание.
Просмотр презентации о растениях и животных степей.
infourok.ru
Растения и животные степи казахстана
презентация "Степь. Растения и животные степей" (4 класс)
Урок – презентация по познанию мира
4 «В» класс
Учитель Мишина Марина Витальевна
___________________________________________________________________
Тема: « Степь. Растения и животные степей.»
Цель: формирование у учащихся представлений о зоне степей, их природных (климатических, рельефных) особенностях, растениях и животных степей
Задачи:
Образовательные:
Дать понятие о видах степей;
Показать роль степей (пахотные угодья, сенокосные травы, хищники и грызуны) в хозяйственной деятельности человека;
Закрепить полученные знания и активизировать познавательную деятельность в игровой форме.
Развивающие:
На примерах учить младших школьников рассуждать, сравнивать, обобщать, делать выводы по учебному материалу;
Развивать познавательную активность, интерес к изучению растительного и животного мира степей.
Воспитательные:
Создать условия для содействия становлению экологической культуры младших школьников;
Воспитывать любовь к родной земле, содействовать познанию исчезающих видов растений и животных степного мира и пропаганде сохранения редких видов.
Методы:
объяснительно-иллюстративный,проблемный,исследовательский,деятельный.
Оборудование: презентация «Растения и животные степей», видеоролик «Растения и животные степей Казахстана», компьютер, учебник Познание мира 4класс.
Тип урока: усвоение нового материала.
Ключевые понятия: степь – природная зона, растительный и животный мир степей.
План работы:
№
Этап урока
Слайды
1
Мобилизующее начало урока. Вступительная беседа.
1
2
Знакомство с планом урока
2
3
Беседа о природных особенностях степей, видах степей, климате, работа по карте Казахстана
3-6
4
Слово учителя. Знакомство с отдельными видами растений степей Казахстана
7-11
5
Беседа по разделу «Животные степей»
12-28
6
Закрепление полученных знаний средствами дидактических игр
29-49
7
Подведение итогов
Ход урока:
1.Организационный момент
Психологический настрой
-Сегодня мы будем говорить о замечательной, удивительной стране контрастов. Существует удивительная легенда о создании Казахстана. Она гласит: « В дни сотворения мира бог создал небо и землю, моря и океаны, все страны, материки, а про Казахстан забыл. Вспомнил в последнюю минуту, а материала то уже нет. От всех разных мест отхватил он по кусочку - краешек у Америки, крошку Италии, отрезок Африканской пустыни, полоску Кавказа, сложил и прилепил туда, где положено быть Казахстану».
- Не поверить в эту легенду невозможно, потому что в нашей удивительной земле можно найти всё: и вечно голые, будто проклятые небом пространства безводного солончака, и живописные горы, и голубизну неба, сливающегося с безбрежной гладью моря, и великолепные животворящие леса, бескрайние степи полыхающие тюльпанами.
2. Знакомство с планом урока
3.Повторение материала, необходимого для перехода к изучению нового материала.
Климатические условия на территории нашей страны весьма разнообразны. Различные природные условия способствуют многообразию растительного и животного мира.
4. Определение темы урока, постановка цели.
Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг.
- Как вы думаете, какую природную зону мы будем изучать на уроке?
- Да, это так. Тема, которую мы будем изучать, звучит так – «Степи. Растения и животные степей» Слайд 1
- Были ли вы когда-нибудь в степи?
В одной из передач актер театра и кино Э. Виторган говорил :“В молодости я побывал в Казахстане. Осталось жуткое впечатление. Степь - это ужасное, голое место, знойный ветер, пыль, палящая жара. Воздух такой горячий, что трудно дышать. Степь - безжизненная пустыня”.
-Прав ли актёр?
-А как вы ее себе представляете?
-Вот сегодня на уроке мы узнаем, что такое степь и какой она бывает.
Слайд 2
5. Основная часть урока.
Что же такое степь? (Слайд 3)
Степью называют безлесные пространства с чернозёмными и каштановыми почвами.
Степь занимает обширные площади Казахстана.
Степные зоны Казахстана Слайд 4
Зона степей расположена к югу от зоны лесов и протянулась на весь Казахстан на 2200км.
. (Слайд 5)
Знаете ли вы, ребята, что степи бывают разные? Пролистав альбом, вы узнаете много нового о том, какие бывают степи.
Школьники читают:
Сухие степи. Высота растений – 10-20 см. Растут они пучками, сильно опушённые или с восковым налётом на листьях. Не пестрят ярким разнотравьем сухие степи, зато радует глаз седые ковыльные волны.
Пахотные степи. Широко используются человеком для выращивания сельскохозяйственных культур: пшеницы, ржи, кукурузы, овса, ячменя, проса, риса, гречихи, хлопка, винограда, арбуза, дыни.
Луговые степи. Богатое и густое разнотравье. Летний период засухи не выражен, из-за чего высота трав достигает 1 метра. Встречаются деревья и кустарники
Слайд 6 Давайте поговорим о климате степей
Климат степи засушливый, особенно мало осадков выпадает летом. Температура воздуха и летом, и зимой здесь выше, чем в зоне лесов.
Степь получает больше тепла, но меньше осадков. Из-за недостатка влаги деревьям трудно расти, поэтому их здесь почти нет. Они встречаются по берегам ручьёв и рек, в озёрных котловинах.
Почему? Ребята отвечают на вопрос Возврат на слайд 2
- Посмотрим, какие растения растут в степи. Слайд 7
Слайд 8 Луковичные травы В подземной части этих растений образуется луковица с запасом питательных веществ. С началом засухи стебли и листья высыхают, а луковицы сохраняются не только летом, но и зимой. Весной они прорастают, и растение снова зацветает. Переход на слайд 9 (Злаковые)
Слайд 9 Степные злаки Злак – это однодольное травянистое растение со стеблем в виде полой соломины и соцветием в виде колоса или метёлки. Переход на слайд 10 (Травы)
Слайд 10 Другие степные травы
Поповник – всем известная ромашка.
Ковыль называют седым степным морем. Ковыль – наиболее распространённое растение степей. Оно способно переносить очень сильную засуху. У ковыля очень развита корневая система. На ковыльных пастбищах лошади быстро поправляются, кумыс получается отличного качества.
Пион тонколистный занесен в Красную книгу Казахстана.
Самое красивое время года в степи – весна. Возврат на слайд 7
Слайд 11Степные деревья и кустарники
По клику на кнопки с названиями деревьев и кустарников появляются иллюстрация и краткая информация о виде.
Терн – небольшое дерево или кустарник. Разрастаясь, тёрн образует колючие заросли, поэтому в народе его называют «колючей сливой».
Степная вишня - Степной кустарник. Молодые веточки зелёные, а потом становятся фиолетово-бурыми и голыми. Плоды съедобные, с кисло-сладким вкусом.
Карагана - Ценный медоносный кустарник. Чаще всего карагану называют акацией. Кустарник хорошо переносит засуху летом и мороз – зимой.
Возврат на слайд 7
Слайд 12 Животные степи
Слайд 13 Крупные копытные животные
Слово учителя о копытных степи – кулане, джейране, сайгаке. Все эти животные занесены в Красную книгу Казахстана.
Демонстрация иллюстраций .
Опережающее задание. (учащиеся заранее готовят сообщение)
Слайд 14 Грызуны
Беседа со школьниками
- Почему эту группу называют грызунами?
- Чем они питаются?
- Каково их влияние на хозяйственную деятельность человека? Демонстрация иллюстраций зайца, хомяка, полевки, суслика
Опережающее задание. (учащиеся заранее готовят сообщение)
Слайд 15 Степной волк
Опережающее задание. (учащиеся заранее готовят сообщение)
Волк – крупный степной хищник. Основу его питания составляют сайгаки, куланы. Нападают волки и на домашних животных, в том числе на собак. Одиночные волки ведут охоту на зайцев,сусликов, мышевидных грызунов. Летом волки не упускают случая съесть яйца птиц, птенцов, сидящих на гнёздах или кормящихся на земле птиц. Добычей волков порой становятся лисицы, корсаки. Волк наносит вред животноводству, но с другой стороны, играет важную роль в природе, контролируя численность животных и уничтожая слабых и больных особей.
Слайд 16 Степная лисица
Опережающее задание. (учащиеся заранее готовят сообщение)
Лисица, хоть и считается хищником, питается очень разнообразными кормами. В её рационе больше 400 видов животных и несколько десятков видов растений. Но основу питания лисиц составляют мыши. Особенно это относится к зимнему периоду. Этот способ охоты получил название мышкование. Лисица имеет большое хозяйственное значение как ценный пушной зверь, а также регулятор численности грызунов и насекомых. При этом ущерб, который наносится лисицами сельскому хозяйству, намного меньше той пользы, которую они приносят, уничтожая грызунов – потребителей зерна.
Слайд 17 Корсак
Опережающее задание. (учащиеся заранее готовят сообщение)
Корсак похож на лисицу, но гораздо мельче, у него большие уши и высокие ноги. В качестве жилья использует норы сурков, сусликов, барсуков и лисиц. Охотится корсак в одиночку, в сумерках. Питается корсак мелкими грызунами, птицами и их яйцами. При недостатке пищи ест падаль. Растительные корма почти не трогает. Подолгу может обходиться без воды. В зимнее время численность корсаков может падать в десятки раз. Как вы думаете, почему? Во многих районах корсаки по осени откочёвывают к югу, иногда вслед за стадами сайгаков, которые вытаптывают снег, этим облегчая корсакам передвижение и охоту.
Слайд 18 Хорек
Опережающее задание. (учащиеся заранее готовят сообщение)
Хорьки летом живут оседло, проводя в одном месте всё тёплое время, пока не выловят в ближайшей округе всех сусликов. Зимой зверьки перемещаются по своим охотничьим территориям.Постоянные убежища хорёк устраивает в жилищах своих жертв – сурков, сусликов, хомяков. Хорёк – подвижный, ловкий и любопытный зверь. Он прекрасно плавает и хорошо лазает.Хорёк – истинно плотоядный зверь: растительные корма его организмом не усваиваются и в рационе отсутствуют. Но в некоторых местах степной хорёк охотится на сурков, ондатру, изредка нападает на домашнюю птицу.
Слайд 19 Степные птицы
Предлагается рассмотреть изображения птиц стрепета, орла, балобана, дрофы, жаворонка, журавля-красавки. Прослушать пение птицы и определить, какая из них поет.
Воспроизведение аудио по клику на картинку птички в центре круга.
Слайд 20 Пресмыкающиеся
Предлагается вспомнить особенности строения тела пресмыкающихся, тип их питания и образ жизни. На слайде применен технологический прием «интерактивная лента».
По клику на вытянутый пятиугольник поочередно появляются картинки с изображением среднеазиатской черепахи, линейчатой ящурки, степной гадюки.
Слайд 21 Насекомые
Слово учителя
Самые многочисленные представители животного мира степей - это насекомые. В степи живут жуки, тли, мухи, пчёлы, осы, бабочки, сверчки, кобылки, кузнечики и саранча. Некоторые насекомые становятся очень опасными вредителями (особенно на пахотных степях). Но в природных условиях они не только опыляют многие растения, но и служат пищей для птиц, рептилий и мелких грызунов.
Школьникам предлагается отыскать на слайде насекомых (появление настроено анимацией)
Слайд 22 Насекомые (статичный слайд)
Слайд 23 Мошка Мошка - мелкое двукрылое насекомое
Слайд 24 Муха
Среди мух много вредителей сельскохозяйственных культур и животных, переносчиков возбудителей заболеваний человека и животных
Слайд 25 Пчела
Пчёл можно обнаружить на всех континентах, кроме Антарктиды. Они приспособились питаться нектаром и пыльцой
Слайд 26 Муравей
Муравьи распространены по всем континентам, кроме Антарктиды. Питаются соком растений, сладкой жидкостью тлей и других сосущих насекомых
Слайд 27 Саранча
Саранча – вредитель сельскохозяйственных культур
Слайд 28 Жужелица Жужелицы являются хищниками. Рацион жужелиц состоит из червей, насекомых и личинок
6. Закрепление
Слайд 29 Игротека
Слайд 30 Начало игры «Лабиринт»
Автоматический запуск проигрывания аудио. Ведущим игры (Умник) проговариваются правила. Переход к игре по клику на кнопку «Начать игру».
Перед школьниками будут появляться в определенной последовательности паззлы с изображением степного животного, название которого дети должны угадать.
Если дети узнали животное, нажимают на кнопку «Ответ готов!» и переходят к слайду 38, где предлагаются различные варианты ответов. В случае, когда дети выбрали неправильный ответ, игра начинается сначала (слайд 31).В случае, когда школьники выбрали правильный ответ, воспроизводится слайд 39 со звуковым описанием загаданного животного.
Если школьники сомневаются в выборе ответа и решают продолжить игру, следует нажать на кнопку «Продолжу игру».
Слайд 39 Манул – дикий степной кот
Слайд с автоматическим воспроизведением информации о мануле.
Слайд 40 Вставь пропущенные слова
Школьникам предлагается восстановить предложения, дополнив их правильными определениями
Слайд 41 Распредели названия растений
Школьникам предлагается распределить названия растений на группы «Растения степей» и «Растения других зон»
Слайд 42 Распредели названия растений
Школьникам предлагается распределить названия растений на группы «Луковичные» и «Злаковые»
Слайд 43 Установи соответствие
Школьникам предлагается установить соответствие по признаку группа растений – вид.
Слайд 44 Какое животное уже не встречается в степи?
Школьниками предлагается выбрать название животного. Проверка настроена с помощью триггеров. По клику на правильный ответ появляется улыбающийся смайл, на неправильном – печальный, после задержки в 2 секунды отобразится картинка с изображением кулана.
Рассказ ученика о кулане (опережающее задание)
Слайд 45 Собери мозаику, расскажи о степном жителе
По клику ЛКМ собирается мозаика, из которой складывается изображение сайгаков. Школьникам предлагается рассказать о них. Следует акцентировать внимание на сокращение популяции сайгаков. Сайгаки занесены в Красную книгу
Слайд 46 Отгадай загадку
Есть в степи бугры-курганы,
Есть и птицы-великаны:
В одной тушке - три индюшки.
Из предложенных букв нужно составить отгадку.
По клику на кнопку «проверить» собирается слово дрофа, и появляется картинка с изображением дрофы. Следует обратить внимание на то, что дрофа занесена в Красную книгу Казахстана
Слайд 47 Филворд «Млекопитающие степей»
На сетку настроена анимация «изменение цвета заливки».
Отгадки: лисица, полёвка, сайгак, корсак, хорек.
Рекомендуется обратить внимание на особенности млекопитающих.
Слайд 48 Кроссворд
Школьникам предлагается отгадать кроссворд. Появление вопроса настроено на стрелки, исчезновение вопроса – по клику на него.
Слайд 49 Кто это? Расскажи, что знаешь о нем
Изображение беркутчи скрыто за прямоугольниками. Открыть изображение можно, кликнув по прямоугольникам.
Школьники должны отгадать по видимым частям того, кого видят и рассказать о роде его занятий
7.Итоги урока.
В чем мы еще раз сегодня убедились? (Природа Казахстана разнообразна).
Что означает: “Степная земля бесконечна, как время”?
Как сохранить все богатство растительного и животного мира степи?
Приложение
Кулан — редкий, исчезающий вид дикого азиатского осла, имеющий некоторые сходства с лошадью. Разводится кулан в заповеднике в Туркмении, в диком виде ещё иногда встречается на Ближнем Востоке и в Средней Азии, полвека назад кулан ещё встречался в дикой природе Казахстана. Считается, что кулана нельзя приручить.
Куланы молчаливы и кричат довольно редко. Чаще крик кулана служит призывным сигналом. Крик кулана напоминает крик домашнего осла, но звуки более глухие, сиплые, состоят как бы из хриплого вдоха и более громкого выдоха в виде отрывистых звуков «иш-у… иш-у…» без заключительного ослиного рева. При недовольстве куланы взвизгивают.
К большинству животных другого вида куланы относятся миролюбиво. Часто пасутся вместе с джейранами рядом с табунами лошадей. Между куланами и другими животными существует взаимная сигнализация: стоит пробежать джейранам, как куланы настораживаются и бегут в ту же сторону. Однако некоторых животных куланы не любят, например овец, и часто нападают на них. Бросаются куланы и на собак, пытаясь кусать и бить их ногами. Разозленный кулан очень свиреп. Глаза у него наливаются кровью, и в этот момент он перестает бояться даже человека. При защите и нападении кулан пускает в ход задние и передние ноги и зубы. Сбив жертву с ног, он топчет и рвет ее зубами.
По внешнему облику кулан легок, строен, высоконог. Голова у него относительно тяжелая и уши длинные (но короче ослиных). Хвост короткий, с черно-бурой кистью на конце, как у ослов и зебр. Окраска кулана песчано-желтого цвета различных оттенков и насыщенности (у животных разных подвидов). Грива невысокая, стоячая, черно-бурая, протягивается от ушей до холки. Длина тела 200-220 см, высота в холке 110-137 см, масса — 120-127 кг.
У куланов очень хорошо развиты зрение, слух и обоняние. Подойти к кулану незамеченным ближе чем на 1-1,5 км почти невозможно. Однако мимо неподвижно лежащего человека он может спокойно пройти на расстоянии 10-15 м, т. е. зрение у кулана, как говорят охотники, верхнее.
Сайгака ещё называют сайга, или степная антилопа. Раньше сайгаки водились на юге Европы и на огромных территориях от Дона до Иртыша и Оби. Сайгаки - коренастые, сильные животные, покрытые длинной мягкой шерстью серовато-жёлтого цвета. У них очень смешной нос, похожий на обрубленный у основания хобот слона. Рога есть только у самцов. Они не ветвистые и почти прямые.
В результате варварского отстрела сайгаков осталось очень мало и сейчас они живут главным образом в Средней Азии. Несмотря на строгий запрет, очень много браконьеров охотились на сайгаков. Остановить их трудно, потому что, как правило, нарушители закона вооружены автоматами, ездят на мощных автомобилях и даже используют вертолёты. Это ставит под угрозу существование степных антилоп.
Длина взрослого сайгака достигает 1,3 метра, а в высоту он около 80-90 сантиметров. Живут сайгаки небольшими семьями, но ближе к осени соединяются в огромные стада. В это время года они совершают длительные переходы в поисках новых пастбищ, а весной возвращаются обратно.У сайгаков хорошо развито обоняние и слух, зрение же очень слабое. Может быть, из-за этого сайгаков считают глупыми и безрассудными животными.
Нередко случалось, что сайгак со всего маха врезался в движущийся автомобиль, даже тогда, когда водитель делал всё возможное, чтобы предотвратить столкновение. Возможно, в этом виновато зрение, а не глупость. Хотя, конечно, нельзя сказать, что сайгаки хорошо отличают мнимую опасность от настоящей. Обмануть их очень легко.
В неволе сайгаки быстро становятся ручными, но достаточно неинтересны для наблюдения. Пищу сайгаков составляют солончаковые растения, отчего их мясо имеет солоноватый привкус.
Беркутчи.
Беркут. Царь-птица. Владыка неба.
С древнейших времен известны сказочные, мифические и реальные птицы-символы, ставшие божественными существами или олицетворением божества, чей величественный облик, красота, сила и благородство были для людей явлением сверхъестественным и таинственным. Беркут, золотой орел-такая птица.
Охота с ловчими птицами известна, по крайней мере, с 10 века нашей эры. Особую популярность и национальный характер она носила в Казахстане.
Всадник с орлом на руке - одна из характерных картин казахстанской степи XVIII-XIX веков.
Страстные охотники высоко ценили ловчих беркутов. О самых искусных слагались легенды, песни. О них знали за сотни верст в степи.
Беркутчи. Так называют охотника, который воспитывает беркутов. Приручить, а главное, обучить такую птицу трудно. Охотник долгое время должен быть рядом с ней. Птица должна воспринимать учителя не как человека, а как сородича. Отца или мать.
Задача беркутчи не только справиться с огромной физической силой хищной птицы, главное - укротить, подчинить своей воле характер беркута, его нрав.
Беркут - самый мощный, крупный хищник из орлов. Размах его крыльев достигает 2-3 метров, масса тела - 6-ти килограммов. Огромные, с раскрытую человеческую ладонь, пальцы увенчаны, как у медведя, острыми когтями.
Встречаются беркуты-гиганты, у которых длина заднего когтя достигает 7 сантиметров. Хватка беркута необыкновенно сильна и для зверя бывает смертельной. Хорошо подготовленные птицы могут охотиться не только на зайцев и лис, но и на волков и джейранов.
Сегодня наступило время возрождения традиционной казахской охоты с беркутом. Все больше людей стремятся проникнуть в тайны деревней профессии беркутчи.
С такой охотой связана целая система философских взглядов на жизнь, на природу. Беркут во многом сможет изменить вашу жизнь.
Дрофа птица отряда журавлеобразных. Длина Дроф 65—80 см. Оперение у них серо-песочное с тёмным крапом, на голове хохол, на шее воротник, из белых и чёрных перьев.
Дрофы осторожны, хорошо бегают и летают, но обычно невысоко над землёй. Большинство Дроф— перелётные птицы. Гнездятся отдельными парами. ка. Пища Дроф — луковицы и побеги растений, насекомые и пресмыкающиеся. Не пьёт, довольствуется влагой, содержащейся в пище. Дрофы были объектом охоты, к настоящему времени численность Дроф резко сократилась и охота запрещена.
infourok.ru
На водоразделах степной зоны до вмешательства человека безраздельно господствовали злаковые степи (типичные, или настоящие, степи, по Е. М. Лавренко). Травостой степей образован следующими растениями: перистыми ковылями, тырсой (Stipa capillata), типчаком (Festuca sulcata), степным тонконогом (Koeleria gracilis), житняком (Agropyrum) и другими многолетними дерновинными злаками, обладающими развитой корневой системой для улавливания почвенной влаги. По сравнению с разнотравными степями злаковые степи характеризуются меньшей видовой насыщенностью, менее красочными аспектами, несплошной задернованностью почвы, усилением роли эфемеров и эфемероидов. В типчаково-ковыльных степях Аскании-Нова в среднем насчитывается 17 видов растений на 1 м2, а удельный вес злаков колеблется от 79 до 98% от общей растительной массы. Ряд растений степи относится к типу перекати-поле (качим метельчатый – Gypsophila paniculata, кермек широколистный – Statice latifolia и др.). Общий запас фитомассы около 20-25 т/га, из них 65-90% приходится на долю корней. Большинство злаковых степей распахано. В Сибири и Казахстане после подъема целины в 1954-1960 гг. остались нераспаханными преимущественно солонцеватые и каменистые почвы с малопроизводительным травостоем. Лесами степная зона бедна. Они встречаются по поймам рек (урема), склонам долин и балок, иногда на песках надпойменных террас (сосновые боры). Из-за отсутствия естественных укрытий многие животные степи стали норниками. К числу характерных видов животных степной зоны принадлежат: степной хорь, лисица-корсак (Vulpes corsac), сурок, суслики, тушканчики, пищухи; из птиц – дрофа, стрепет, жаворонки, серая куропатка (Perdix perdix), степной орел (Aquila nipalensis), степной лунь (Circus macrourus). Пресмыкающиеся представлены степной гадюкой (Vipera ursini renardi), желтобрюхим и палласовым полозами (Coluber jugularis caspius, Elaphe quatuorlineata sauromates), обыкновенным ужом, разноцветной ящуркой (Eremias arguta), прыткой ящерицей (Lacerta agilis). В жизни целинных степей и залежей большую роль играют мышевидные грызуны. В годы массового размножения эти степные животные уничтожают многолетние злаки, вызывая тем самым образование в степях зоогенных перелогов. Многие из мышевидных грызунов: обыкновенная полевка (Microtus arvalis), степная пеструшка (Lagurus lagurus), курганчиковая мышь (Mus musculus hortulanus), полевая мышь (Apodemus agrarius) – опасные вредители полей. Большой ущерб посевам и лесным посадкам в степях наносят суслики – малый (Citellus pygmaeus), встречающийся восточнее Днепра, крапчатый, распространенный западнее Волги, и рыжеватый, или большой, обитающий восточнее Волги. Несмотря на борьбу с сусликами, плотность их в некоторых районах остается высокой. Запасы зоомассы в злаковых степях невелики. В степях Курайской котловины (Алтай) они близки к 100 кг/га. В структуре зоомассы резко снижается роль дождевых червей, возрастает значение прямокрылых и чернотелок. Зоомасса позвоночных в степях намного выше, чем в тайге, и больше, чем в хвойно-широколиственных лесах. Подавляющая часть зоомассы позвоночных приходится на грызунов – 541 кг из 606 кг на 1 км2.
Литература. 1. Мильков Ф.Н. Природные зоны СССР / Ф.Н. Мильков. - М. : Мысль, 1977. – 296 с.
Еще статьи о степи |
www.geo-site.ru
Тема: Растения и животные степей
Тема: . Растения и животные степей.
Развитие компетенций: 1) умение работать с научной литературой, компьютером,
работать в группе;
2) развитие мышления, речи, познавательных способностей;
3) экологическое воспитание
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, видеопроектор, слайды к выступлениям групп о степи, таблицы о степи, буклеты о степи
План изучения природных зон.
1. Географическое положение.
2. Типичный внешний облик зоны.
3. Климатические условия.
4. Почвы и их свойства.
5. Растительный и животный мир.
6. Возможности использование зоны человеком.
7. Проблемы охраны природных зон.
- Орг.момент. Психологический настрой. Подготовка к уроку .
От чего это зависит? (от того , как мы будем отвечать, слушать друг друга и учителя)
Я желаю вам , чтобы этот урок прошёл с пользой и вы узнали много нового.
Сегодня мы с вами работаем в группах. Чтобы работа в группе получилась плодотворной, нужно уметь слушать друг друга, уметь доказывать свою точку зрения и совместно приходить к общему мнению. Вы коллективно обсуждаете вопрос и представитель от каждой группы отвечает.
2.Актуализация опорных знаний.
Какую природную зону мы изучили на прошлом уроке? (слайд 1)
Покажите на карте природных зон России степи.
Каждая природная зона изучается по определённому плану. Какие вопросы мы уже рассмотрели?Раб.в группах
Подчеркнуть прав. ответ. (у каждой группы своё задание)
Тест -опросник « Проверь себя ».
1 гр.Характерный признак зоны степей это :
А) сплошной растительный покров;
б)Отсутствие сплошного растительного покрова;
в) обилие мхов, лишайников, кустарников;
2гр.для зоны степей характерно :
А)короткое засушливое лето;
Б)длинное засушливое лето
В)длинное лето с большим количеством осадков.
3гр.зона степей расположена :
А)южнее зоны лесов
Б)севернее зоны лесов
4гр.почва в зоне степей
А)глинисто-каменистая
Б)чернозём
В)дерново-подзолистая
Посмотрите на план изучения природных зон. Что мы ещё не рассмотрели?
Тема урока сегодня : «Разнообразие растений степи.Животный мир степи».
Учитель прикрепляет к доске тему ур., запис.на бумаге .
Каждая группа готовила к уроку своё задание. Сегодня будем совместно открывать новые знания.
Растительность
Учит. Рассказ о растениях степи мы начнём с весны, когда изменяется вся природа. Для степи снеготаяние - единственный период, когда она получает достаточно влаги.
Ранней весной бурая степь особенно красива. Почва, пропитанная влагой, покрывается нежной зеленью. Степь зацветает. Она расцвечена мелкими желтыми звездочками гусиного лука и крупными — горицвета ( слайд 2- гус.лук,горицвет)
Позже на ковре подрастающей травы цветут белые ветреницы, дикие пионы, ирисы , гиацинты и красавцы тюльпаны (слайды 3,5,6)
Выступают с подготовленными ранее сообщениями.
Ученик. Красивы в весеннем разнотравье тёмно-малиновые махровые цветки пиона тонколистного. Они по красоте не уступают садовым пионам. Но встречаются они сегодня в степи редко. И виной тому человек. Сейчас пион взят под охрану.(слайд 4)
Ученик ^ Прострел или сон- трава.(слайд 7)
Цветы эти появляются рано весной. Голубовато-лиловые цветки крупные и мохнатые. Да и всё растение мохнатое: и ножка, и стебли, и лепестки одеты густым серебристым пушком. В народе его называют – мохнатая зверушка. Прострел имеет второе название сон – трава. Когда-то верили, что если этот цветок положить под подушку, то он навевает сон. Есть такая легенда: однажды охотник подсмотрел, как медведь выкопал траву, съел её и тут же уснул. Охотник решил проверить, что случилось со зверем, сам попробовал траву и тут же заснул. Сейчас прострел используют в медицине, как успокаивающее средство. Этот цветок очень красив, но в природе их осталось мало. И поэтому экологи бьют тревогу, чтобы сохранить его , он занесён в Красную книгу. (слайд 6)
^
Ученик Это один из красивейших цветов степи – тюльпан.. Когда-то, когда степи ещё были не распаханы, цветущий тюльпан занимал весной огромные пространства. Теперь, лазоревый цветок сохранился местами. Но и здесь его с каждым годом становится всё меньше и меньше. Этот цветок внесён в Красную книгу. Строго запрещено собирать растение на букеты, продажу и выкапывать луковицы. (слайд 6)
Учитель. (8- Слайд тюльпаны,гус. лук )– посмотрети на корневую систему.Что заметили?
. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов и гусиного лука после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны.
Слайд – ирисы, тавалга (10)
Так же приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу (показ рисунков, гербария, закрепление карточек на стенной карте).(слайд 11)
. Весна короткая с большим количеством влаги в почве .
Они торопятся, потому что дальше их ждёт жаркое сухое лето.
Эти растения называются раннецветущими.
Чтобы выжить в условиях летней жары, раннецветущие растения имеют особые подземные хранилища питательных веществ - луковицы и корневища. Под палящими лучами солнца надземные части засыхают, а подземные, в которых скапливаются питательные вещества, погружаются в состояние покоя до следующей весны. Подобное происходит из года в год. Такие растения называются многолетними.
К концу весны степь совершенно меняет свои вид. После яркого разнотравья её покрывают серо-зелёные травянистые растения: шалфей, ковыль, типчак, пырей. В течение жаркого лета эти травы не засыхают, как раннецветущие, они засухоустойчивые. Объясните это понятие. Слайд(12, 13, 14)
Рассмотрим на примере типчака как засухоустойчивые растения приспособ.к жизни в степи.(сл. 14)
Ученик Ковыль и типчак — засухоустойчивые злаки.
Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу– Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю
Ученик В конце лета и осенью в ковыльной степи при ветреной погоде можно увидеть, что над буро-желтой травой прыгает легкий, почти прозрачный мячик. Потом два мяча сцепляются и прыгают вместе; к ним присоединяется еще несколько мячей, и вот по степи катится уже целый вал выше человеческого роста, забирая в себя мячи-одиночки. Растения, составляющие этот вал, называют перекати-поле . Во время этого движения раскрываются плодики сухих растений и семена рассеиваются на очень большом пространстве. (сл.15)
Учитель Некоторые степные растения имеют мясистые стебли и листья, в которых сохраняется влага.
Как приспособились растения к жизни в степи? (Травянистые растения; корни-луковицы; длинные корни; корни-пучки; узкие или мясистые листья.)
Все растения степи травянистые, им хорошо живётся в степи, где много света и тепла. Но к жизни каждое из них приспосабливается по разному
Задание в группе
Перед вами фотографии растений степей (работают все по 1 карточке )
Рассмотрите их, вспомните названия, подпишите. Найдите лишнее.
Выполните задания карточки.
Приспособление растений в степи. (подчеркните нужный ответ )
1грюа) Растения степи - это деревья, кустарники, травы.
2гр.б)Форма листьев : узкая, широкая. Почему?
3гр.в) Цвет листьев: светлый, тёмный. Почему?
4гр.г) Корневая система: луковица, пучок, корневище. Почему ?
Время 2 минуты.
Спрашиваю одну из групп, остальные слушают, если согласны поднимают зелёную сигнальную карточку.
Форма листьев узкая, чтобы испарялось меньше влаги; цвет светлый, т.к. не даёт сильно нагреваться листу. Светлые лучше отражают солнечные лучи.
В луковице сохраняются питательные вещества. Мочковатая корневая система лучше собирает и удерживает влагу с поверхности земли. У высоких растений корневая система уходит глубоко в почву.
Учитель Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение.
Об экологических проблемах поговорим на следующем уроке.
Физ.минутка
Животный мир степей
Учитель. Почему после изучения растений следует изучение животного мира? (Растения это пища и дом для животных)
Учитель: Богат и разнообразен не только растительный мир степей, но и животный мир .
Слайды ((18, 19)
Из-под прошлогодней листвы вылезают насекомыею. В траве живёт множество насекомых: кузнечики, кобылки, саранча, шмели, бабочки, богомолы. Комары лёгким облачком носятся в воздухе. А когда появляются степные травы,открывается «музыкальный сезон»сверчков, кузнечиков и их близких родственников- кобылок. Различать этих насекомых лучше всего по усикам. У кобылок они короткие, а у кузнечиков длинные. Кобылки кормятся растительной пищей. Кузнечики в основном поедают мелких насекомых. Среди кузнечиков есть очень редкий , крупный и красивый вид – степная дыбка. Этот вид кузнечиков занесён в красную книгу.
Живут в степной зоне различные бабочки, пчёлы и шмели и др. насекомые – опылители.
Обилие насекомых привлекает в степи насекомоядных птиц.
Ученик .Особенно много здесь жаворонков. Эти неяркие птички хорошо приспособились к жизни на травянистых равнинах. Питаются они семенами растений и насекомыми, гнёзда устраивают в траве. Степные жаворонки славятся своим мелодичным голосом. Поёт только самец. А поют они на земле. Это отличает их от полевых жаворонков лесной зоны., которые выводят свои мелодии , трепеща крылышками в воздухе над полем- прямо-таки висят над ним.(сл.20)
стрепет
Ученик Серая куропатка похожа на небольшую курицу, также квохчет и разгребает лапами землю. Уничтожает множество вредных для с/х насекомых. (сл.21)
Ученик Ученик ^ Журавль красавка
Красавка – это самый маленький журавль. Его вес 3 килограмма, рост – 70 сантиметров. Но по красоте и изяществу ему нет равных. Гнёзда устраивают на открытых местах, чтобы был обзор. . Питаются ягодами, семенами и насекомыми. Удивительное явление – журавлиные танцы. Красавки любят танцевать группой. Они становятся в круг, сначала одни пляшут, а потом меняются, в круг выходят другие.
^ В настоящее время красавка нуждается в защите и занесена в Красную книгу России.(сл.23)
Ученик . Дрофа.(сл.24)
Дрофа - одна из самых крупных птиц нашей страны.. Её вес от 4 до 16 килограммов. В высоту достигает 120 сантиметров. Дрофы очень осторожные птицы с прекрасным зрением. Гнездо дрофы – это неглубокая ямка, на дне, которой сухая трава. Летом питаются насекомыми, а весной и осенью в основном растениями. Кормятся они рано утром, а в жару залегают в траву; любят « купаться» в пыли. Вечером дрофы летают на водопой. В дождливую погоду они сильно намокают и не могут летать. И тогда эти птицы – великаны становятся лёгкой добычей для хищников и браконьеров. Дрофа – очень редко встречается в природе и поэтому её занесли в Красную книгу.
Учитель – (слайд 25,26,27) Степь по праву можно назвать царством грызунов – вредителей полей .
Как думаете, почему в степи много грызунов?(много корма)
. Миллионы таких зверьков, как большой суслик, степной сурок ,мышовка, хомяки, населяют ее. Для них в степи много растительной пищи, а от дневной жары можно спрятаться в норах, которые они так искусно роют в земле.
Ученик Ученик.Суслики от нор далеко не отходят. Поднявшись на задние лапки, они всё время осматриваются, и замечая человека или животное , с писком скрываются в норе. В засушливые годы с наступлением бескормицы впадают в спячку. Могут проводить во сне до 9 месяцев.(сл.25)
Учитель .Ряд животных на лето впадает в спячку, которая затем переходит в зимнюю. Суслики и сурки выходят из нор на поверхность ранней весной, как раз в период массового развития растений, и быстро наедаются; к периоду высыхания основной массы растительности животные накапливают жир и оказываются готовыми к залеганию в спячку.
Ученик Некоторые животные делают на зиму запасы пищи. Так поступают хомяки. Иногда в их норах находят до 15 кг зерна, которое переносит в кладовку в защёчных мешочках. В период зимнего сна хомяки просыпаются, но только для того , чтобы поесть. Они представляют лакомый кусок для лис и других хищников.(сл.27)
Учитель - Почему нет крупных животных?
. Животные степи не крупные. Их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. Окрас у степных животных часто под цвет растительности.
- Где прячутся степные животные? (в траве, в земляных норах).
Большое количество грызунов привлекает пернатых хищников и зверей.
Ученик Над самой травой скользят на длинных крыльях луни. (сл.28)
Выше парят в воздухе степные орлы, их острое зрение позволяет увидеть зверька далеко на земле. И тогда, сложив крылья, орлы камнем падают вниз.
Степной орёл хищная птица, настоящее украшение природы.
Гнездятся на земле., питаются небольшими животными ( грызунами, птицами ). Размах крыльев до двух метров. Эта птица находится под охраной закона.(сл.30)
Пустельга птица-хищник.(сл.29)
Большая часть птиц на зиму улетает.
Птицы устраивают гнёзда прямо на земле.
Ученик Живут в степной зоне и пресмыкающиеся.
Насекомыми питаются ящерицы.
Степные гадюки в бурьянах и канавах. Питаются грызунами, насекомыми.(сл.31)
Довольно часто встречается ловкий хищник степной хорёк. Он поедает множество грызунов.(сл.32)
В степи много лисиц, зайцев. Лисицы питаются грызунами, тем самым приносят пользу полеводству.
Учитель. В степи нет укрытий, и здесь трудно спрятаться от хищников крупным травоядным копытным животным – сайгакам. Поэтому у этих степных антилоп прекрасная маскирующая серовато-жёлтая окраска шерсти,они очень быстро бегают и очень хорошо видят. В поисках пищи и спасаясь от волков сайгаки пробегают большие расстояния. Посмотрите, какая у них горбоносая морда. Такой нос позволяет им свободно дышать на бегу.
. Стада сайгаков и зимой бродят по степным просторам ,но,если зима снежная , они идут к югу, где теплее.(сл.33)
Учебник с.92 сам-ное чтение уч-ся - последний абзац.
У. –Какую роль в жизни степи играют волки?
- Волки – злейшие враги человека и животных. Нет спасения от них ни крупным, ни мелким зверям и птицам. Эти хищники часто убивают животных больше, чем могут съесть.
Вопр. -Назовите отличительную черту степных животных. (маленькие, живут в норках, имеют маскировочную окраску ). Растительность низкая, животные маленькие, строят гнезда птицы в траве, у грызунов норы.
- Как такое крупное животное, как сайгак, приспособилось к жизни в степи. (быстро бегает, имеет маскировочную окраску)
Вопросы для обсуждения в группах.
1гр. -Почему среди животных нет земноводных? (в степи реки сильно мелеют )
2 гр. -Почему основными представителями животного мира степей являются грызуны? (грызуны – растительноядные животные, а степь – царство трав)
3 гр. -Как связаны между собой растения и хищники? (Количество хищников зависит от количества растений, потому что растения идут в пищу травоядным животным, которых, в свою очередь, поедают хищники. А количество растений связано с плодородием почв и климатическими условиями)
4 гр. -Каких животных в природе больше – растительноядных или хищных? Почему?
Учитель: В любой экологической системе системе существуют живые организмы, выполняющие санитарную роль. Кто же в степи выступает в роли «мусорщика» ? ( В роли «мусорщика» выступают черви, жук-навозник, чернотёлка, они перерабатывают остатки отмерших растений, превращая их в перегной). (слайд №23)
- Составить 1 цепь питания. коллект раб. Слайд(34)Закрепление - индивид.раб.
2. К степным птицам относятся :
а)белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки.
б)ястребы, кедровки, сойки;
в) журавли-красавки, дрофы, пустельги;
3. Для растений степи характерны:
а) стелющиеся корни, крупные листья;
б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки;
в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья;
4. Какая из цепей питания характерна для степи?
а) водоросли рачки сойка гагарка;
б) растения заяц беляк рысь;
в) зерно суслик орёл;
5.В Красную книгу занесены следующие степные растения и животные :
а) кречет, стерх, краснозобая казарка ;
б) пион тонколистный, журавль-красавка, степная дыбка;
в) зубр, филин, женьшень;
4. Рефлексия. какова была тема урока?
Кто сможет рассказать дома, что узнали на уроке?
5. Итог урока.
Все,кто выступал получает оценку «5», остальные получат оценку после проверки теста.
Домашнее задание.прочитать текст в учебнике с.87 – 93,раб. тетр.
С. 25 Заполнить карточку-план изучения прир.зоны, подготовить интересное сообщение по желанию.
Литература :
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.
Окружающий мир: Учебник для 3 класса: В 2 частях. – 5-е изд. –Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Фёдоров», 2010
Мы и окружающий мир. 3 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова.1 часть/авт.-сост. И.Г.Смирнова. – 2-е изд.,стереотип. – Волгоград: Учитель,2008. – 279 с.:ил.
Интернет ресурсы
http://referat2000.bizforum.ru/
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF%D0%B8%D0%BE%D0%BD%20%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&noreask=1&img_url=molbiol.ru%2Fforums%2Fuploads%2Fa001%2Fb016%2Fpost-20488-1185270889.jpg&pos=29&rpt=simage&lr=191
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B3%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BD%D1%82%D1%8B%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&noreask=1&img_url=s53.radikal.ru%2Fi141%2F1002%2F4b%2F751fd1123b6e.jpg&pos=15&rpt=simage&lr=191
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%B0%20%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%89%D0%B0%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&noreask=1&img_url=fr.academic.ru%2Fpictures%2Ffrwiki%2F70%2FFilipendula_vulgaris_Sturm134.jpg&pos=7&rpt=simage&lr=191
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BB%D1%83%D0%BD%D0%B8%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&img_url=pics.livejournal.com%2Feisig1%2Fpic%2F0002qfsr&pos=0&rpt=simage&lr=191&noreask=1
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BB%D1%83%D0%BD%D1%8C%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&noreask=1&img_url=permredbook.narod.ru%2Fpic%2F213657.jpg&pos=14&rpt=simage&lr=191
5-bal.ru